Анализ поэмы есенина «анна снегина»

Анализ «Анна Снегина» Есенин

Поэму Сергея Есенина “Анна Снегина” изучают в 11 классе на уроках литературы.

Сам автор считал её лучшим своим произведением: он вложил в поэму всё своё мастерство, самые трогательные воспоминания молодости и зрелый, слегка романтический взгляд на прошлые отношения.

История безответной любви поэта не основная в произведении – она происходит на фоне глобальных событий в русской истории – войны и революции. В нашей статье вы найдёте подробный анализ поэмы по плану и много полезной информации при подготовке к уроку или тестовым заданиям.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Анна Снегина.

Год написания – январь 1925 года.

История создания – написана на Кавказе в 1925 году “на одном дыхании”, на основе воспоминаний о прошлом и переосмысления исторических событий 1917-1923 годов.

Тема – основными являются темы родины, любви, революции и войны.

Композиция – состоит из 5 глав, каждая из которых характеризует определённый период в жизни страны и лирического героя.

Жанр – лироэпическая поэма (по определению автора). Исследователи творчества Есенина называют её повестью в стихах либо стихотворной новеллой.

Направление – автобиографическое произведение.

Обратите внимание

Поэма “Анна Снегина” была написана Есениным в январе 1925 года, незадолго до смерти. В то время он находился на Кавказе и очень много писал.

Произведение, по словам автора, писалось легко и быстро, на одном дыхании. Сам Есенин был крайне доволен собой, считал поэму своим лучшим произведением.

В нём переосмыслены события революции, военные действия, политические события и их последствия для России.

Поэма глубоко автобиографична, прототипом Анны Снегиной стала знакомая поэта Лидия Ивановна Кашина, которая вышла замуж за дворянина, офицера белогвардейца, стала далёкой и чужой. В юности они были неразлучны, а в более зрелом возрасте Есенин случайно встретил Лидию, и это стало толчком к написанию поэмы.

Смысл названия достаточно прост: автор выбрал вымышленное имя со значением чистого, белого снега, образ которого возникает в произведении несколько раз: сквозь бред во время болезни, в воспоминаниях поэта. Снегина так и осталась для лирического героя чистой, недоступной и далёкой, оттого её образ так притягателен и мил ему.

Критика и общественность приняли поэму холодно: она была непохожа на остальные произведения, вопросы политики и смелые образы отпугивали знакомых от комментариев и оценок. Поэма имеет посвящение Александру Воронскому – революционеру и литературному критику. В полном варианте она была опубликована в 1925 году в журнале “Бакинский рабочий”.

<\p>

В произведении переплетаются несколько основных тем. Особенностью произведения является то, что в нём много личных переживаний и образов прошлого. Тема родины, в том числе малой родины – родного села поэта Константиново (которое в повествовании названо Радово).

Очень тонко и трогательно описывает лирический герой родные места, их быт и уклад, нравы и характеры людей, живущих в деревне.

Герои поэмы очень интересны, разнообразны и разноплановы. Тема любви раскрыта по-есенински откровенно: лирический герой видит в возлюбленной образ прошлого, она стала женой чужого человека, но по-прежнему интересна, желанна, но далека. Мысль о том, что он тоже был любим греет лирического героя и становится утешением для него.

Тема революции раскрыта очень честно, показана глазами независимого очевидца, который нейтрален в своих взглядах. Он не борец и не вояка, ему чужды жестокость и фанатизм.

Возвращение домой отразилось в поэме, каждое посещение родного села волновало и расстраивало поэта.

Важно

Проблема разрухи, бесхозяйственности, упадка деревни, бед, которые стали итогом первой мировой войны и революции – всё это показывает автор глазами лирического героя.

Проблематика произведения разнопланова: жестокость, социальное неравенство, чувство долга, предательство и трусость, война и всё, что сопутствует ей. Основная мысль или идея произведения состоит в том, что жизнь изменчива, а чувства и эмоции остаются в душе навсегда.

Отсюда следует вывод: жизнь изменчива и быстротечна, но счастье – это очень личное состояние, которое неподвластно никаким законам.<\p>

В произведении “Анна Снегина” анализ целесообразно проводить по принципу “вслед за автором”.

Поэма состоит из пяти глав, каждая из которых относится к определённому жизненному периоду поэта. В композиции есть цикличность – приезд лирического героя на родину. В первой главе мы узнаём, что главный герой возвращается на родину, чтобы отдохнуть, побыть вдалеке от города и шумихи.

Послевоенная разруха разобщила людей, армия, требующая всё больших вложений, держится на деревне.

Вторая глава повествует о прошлом лирического героя, о том, какие люди живут в селе и как их меняет политическая обстановка в стране. Он встречается с бывшей возлюбленной, они долго разговаривают.

Третья часть – раскрывает отношения Снегиной и лирического героя – чувствуется взаимная симпатия, они по-прежнему близки, хотя возраст и обстоятельства разделяют их всё больше. Гибель супруга – разъединяет героев, Анна сломлена, она осуждает лирического героя за трусость и дезертирство.

В четвёртой части происходит отторжение имущества у Снегиных, она с матерью переезжает в дом к мельнику, объясняется с возлюбленным, раскрывает ему свои опасения. Они по-прежнему близки, но суматоха и стремительное течение жизни требует возвращения автора в город.

В пятой главе описывается картина нищеты и ужасов гражданской войны. Анна уезжает за границу, откуда шлёт весточку лирическому герою.

Деревня меняется до неузнаваемости, только близкие люди (в особенности, мельник) остаются всё так же родными и близкими, остальные деградировали, пропали в передрягах и потерялись в существующих смутных порядках.<\p>

В произведении охвачены достаточно масштабные события, что делает его особенно эпичным.

Сам автор дал определение жанру – “лироэпическая поэма”, однако критики-современники дали жанру немного другое обозначение: повесть в стихах или стихотворная новелла.

Совет

Новелла описывает события с острым сюжетом и резкой концовкой, что очень характерно для произведения Есенина.

Нужно отметить, что сам автор не был теоретически подкован в вопросах литературоведения и жанровой специфики произведений, поэтому его определение несколько узко.

Художественные средства, используемые автором, настолько разнообразны, что их описание требует отдельного рассмотрения: яркие эпитеты, живописные метафоры и сравнения, оригинальные олицетворения и другие тропы создают неповторимый есенинский стиль.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/anna-snegina/analiz-poemy-esenina.html

Анализ поэмы Анна Снегина Есенина сочинение

Поэма, написанная Есениным, играет важную роль в жизни самого Сергея Александровича. В «Анне Снегиной» переданы максимально теплые чувства, наполненные тоской по родине. Все эмоции, которые отразил поэт в своем творении, поразительно отражают его состояние.

Переживания, встречающиеся на страницах поэмы, действительно личные. Есенин остро предчувствовал дальнейшее развитие России после революционных событий. Поэт глубоко тревожился о судьбе родины. Поэтому это никак не могло ни выявиться в произведении. Так что поэму считают автобиографичной, ибо даже главного героя зовут Сергей.

Рассказчик навещает село Радово после первой революции, но накануне следующей. 1917 год всерьез задел жителей деревни, места перестали быть такими яркими и манящими, как раньше. Люди тоже изменились по своей натуре. Из-за близости к народному быту, каждым жителям деревни, Сергей не может ни чувствовать перемены в жизни любого из них.

Тем самым, главный герой решает посетить давнюю знакомую, свою первую любовь, Анну Снегину. Вместе с Проном (простым человеком, защищающий крестьян) Сергей встречает помещицу, чтобы взять землю помещиков для бедных крестьян. Однако гости навещают не вовремя героиню: у той погибает муж.

Удивительный человек Прон – по своей натуре он тот, кто знает, чего хочет. Персонаж рьяно отстаивает интересы крестьян. Однако гражданская война, проклятая война, забирает его с собой. Истинного заступника своего народа. Поразительно!

Его место занимает брат по имени Лабутя, который и спокойно допускает смерть близкого. Когда расстреливали Прона, Лабутя, как истинный трус, прятался, сидел в засаде, дабы его не постигла бы та же участь.

Автора тревожит то, что во время революции сумели уцелеть такие люди, как Лабутя. Они скорее пожертвуют родными людьми, но спасутся и смогут избежать смерти.

От этого и бросает в дрожь, так как на свете есть подобные жители!

Обратите внимание

Анна Снегина является олицетворением красоты в поэме. В конце она покидает Россию. И писатель говорит, что в новой России, в той, где революция навела свои порядки, в ней больше делать нечего, в ней не место красоте.

Таким образом, в итоге рассказчика ужасает сложившееся положение в стране. Ужасает то бедствие, которое произошло благодаря революции, да войне. Потрясает нищета, царящая на родине. Однако, в отличие от первой своей любви, он не может спокойно покинуть пределы России. Слишком она ему дорога! Здесь его настоящий дом, его сердце!

Сочинение Анализ поэмы Есенина Анна Снегина

Поэма не просто показывает события, но и, в первую очередь, передаёт чувства героев. Речь идёт не столько о революции, но о встрече Есенина с его первой любовью.

Начинается всё с рассуждений поэта о Первой мировой, на которую его отправили, вот почему он и стал первым, как он себя называет, дезертиром.

И вот, сбежав от ужасов войны за ненужные ему идеи и материальные ценности, Сергей возвращается в родные места.

Тут же он удивляется поведению мужика, который подвозит его до мельницы, и с жадностью требует за доброе дело побольше денег. Жизнь в этих местах стала очень тяжелой.

Мельник со старухой очень рады Сергею. Старик становится причиной того, что Анна узнаёт о визите поэта, зовёт его в гости. Несколько раз в поэме приводится воспоминание о разговоре с Анной, точней, о признании ей в любви. Но она отказала ему.

Окажется, что она вышла по любви за военного, но какая-то нежность и, может быть, чувство вины остались у неё перед Есениным. Они оба думают, как жизнь могла бы сложиться, будь они вместе… Но получилось, что он стал известным поэтом, она – важной дамой. В принципе, оба довольны.

Он не влюблен ни в кого, а она счастлива в браке. 

Когда они видятся, то оба испытывают смущение, оба восхищаются друг другом. Особенно легко Анне хвалить Сергея. Герой признаётся, что образ той любви в нём до сих пор не угас.  В то же время он понимает, что отношения невозможны, в том числе по политическим причинам. Он за Ленина, за революцию, а Снегина, оказывается теперь врагом народа.

Важно

Скоро Есенин становится свидетелем революционных событий. Видит, как простой народ, обиженный судьбой, хочет просто отобрать имение Снегиной. А у той горе – муж погиб, она даже упрекает Есенина, что поэт «трусливо» жив.

<\p>

Есенин уезжает, а когда вновь возвращается в эти края, то мельник передаёт ему письмо от Анны. Она за границей, даже восхищается новой страной, скучает по родной земле, всегда помнит Есенина как первую любовь.

Анализ стихотворения Анна Снегина по плану

  • Анализ стихотворения Какая ночь! Как воздух чист Фета
    Поздняя лирика Фета, которую принято причислять к любовной, все больше наполняется трагическими переживаниям, они глубоки, а автор пытается скрыть волнения души за обычными, возвышенными чувствами.
  • Анализ стихотворения Тютчева Неохотно и несмело 6 класс
    Федор Тютчев – человек, тонко чувствующий ту еле ощущаемую грань между прекрасным и всем бытовым в нашей жизни. Мир полон красоты – просто нужно уметь замечать все ее проявления в нашем крошечном мире.<\p>
  • Анализ стихотворения На корабле Фета
    Фактически все произведения, которые Афанасий Фет объединил в сборник, посвященный морской тематике, являются пейзажными зарисовками. Автор четко и многогранно передает образ стихии
  • Анализ стихотворения В деревне Некрасова
    Практически для каждого человека существование представляет собой череду радостей и трудностей, достижений и испытаний, волнений, которые наполняют разные дни. Если посмотреть на эту картину в сумме
  • Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина
    Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни. Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/anna-snegina

«Анна Снегина», анализ поэмы Сергея Есенина

Ни для кого не секрет, что часто факты из личной жизни поэтов, писателей, художников переосмысляются на ином уровне — так, что ложатся в основу поэмы, романа, картины. Широко известна автобиографическая трилогия Максима Горького «Детство. В людях. Мои университеты».

Так случилось и с поэтом ХХ века Сергеем Александровичем Есениным. Побывав в 1918 году, после грянувшей Октябрьской революции, в своем родном селе Константинове Рязанской губернии, он позже создал несколько стихотворений, посвященных переосмыслению происшедших событий, и свою, пожалуй, самую главную поэму «Анна Снегина».

Закончена она была уже перед смертью — к концу января 1925 года.

К сожалению, литературной средой и критикой поэма была встречена равнодушно и даже отрицательно. А вот у рядового читателя имела огромный успех. Многие объясняли эту необычность сходством с романом Пушкина «Евгений Онегин». Ведь даже сходство фамилий героев — Онегин и Снегина — невольно отсылает читателя к произведению Пушкина.

Как и у Пушкина, печальная любовная история вписана в контекст времени. На глазах читателя сменяются времена, звучат голоса разных персонажей: самого героя, Анны, ее матери, помещицы Снегиной, Прона Оглоблина и его брата Лабути.

Даже безымянный возница, ведущий повествование в начале поэмы, невольно вызывает в памяти строки из начала «Евгения Онегина»: «Так думал молодой повеса…». Словом, это новая «энциклопедия русской жизни» — на этот раз постреволюционной.

Действие поэмы Сергея Есенина разворачивается в двух соседних деревнях — Радово и Криуша. Время действия — война и революция.

Поэтому драматизм этого исторического отрезка времени проявляется даже в стихотворном размере: если у Пушкина четырехстопный ямб, то Есенин выбирает некрасовский размер — трехстопный амфибрахий, более медлительный, основательный, веский.

Совет

Поэма автобиографична, как многие произведения того периода. Герой-рассказчик — молодой поэт из крестьян, ставший знаменитым в предреволюционные годы, как и Есенин.

А вот прототипом Анны Снегиной критики считали Лидию Кашину, чье имение соседствовало с селом Константиново, где родился и вырос Есенин.

В свое время молодой Сережа Есенин посвятил этой девушке, своей первой любви, одно из ранних стихотворений:

Зеленая прическа, девическая грудь,
О тонкая березка, что загляделась в пруд? …

Образ это светлой поры возникает в памяти героя в начале поэмы и проходит сквозь весь сюжет как знак несбывшегося счастья. Их пути разошлись решительно: он — знаменитый поэт, она — жена другого человека. Но что-то осталось, и, встретив Анну, он чувствует, как снова «полон наплывом шестнадцати лет».

И вот новая встреча после резкого поворота судьбы: муж героини убит, и она бросает поэту в лицо безжалостные слова:

Вы — жалкий и низкий трусишка.Он умер…

А вы вот здесь…

Кажется, что у нее есть право на подобное презрение, ведь рассказчик в ее глазах дезертир. Но дезертир он убежденный, что называется, «идейный», и в его понимании «война душу изъела». Так думают и чувствуют многие — те, с кем герой связан своим «мужицким происхождением».

Например, Прон Оглоблин, «булдыжник, драчун, грубиян», который «вечно на всех озлоблен». Однако он в тот момент, когда объявили войну, убил старшину, организовавшего в деревне мобилизацию, топором при «всем честном народе». В какой-то степени он двойник героя, но не потому, что тоже дезертир.

Узнав об Октябрьском перевороте, Прон спешит поздравить героя со случившимся.

Есенин с жестокой правдивостью изображает этого пьяницу и убийцу в роли своеобразного оплота революции. И с такой же честностью Есенин делает ответственным за происходящее и своего автобиографического героя — ведь отбирать землю у Снегиных тот является с Проном вместе.

Обратите внимание

Далее сюжет сдвигается еще на несколько лет: миновала Гражданская война, нет Прона — погиб от деникинской пули, нет Анны — она в эмиграции. Но герой читает ее лондонское письмо и понимает: в душе по-прежнему живо то, что должно было, казалось, истребиться, уничтожиться временем и событиями навсегда.

Но нет: герой вспоминает о том, как «у той вон калитки», когда ему было шестнадцать лет, «девушка в белой накидке» сказала ему ласково «нет».

Судя по размышлениям героя, в такие годы все любили, но оптимизма добавляют последние строки о том, что и в ответ они были любимы. Такой эпилог важен для самого поэта: он означал, что и прошлое, и будущее взаимосвязаны для героя.

Последняя часть поэмы как будто соединяет все времена в одно, подчеркивая их неразделимость и неотделимость от судьбы родины.

Широта художественного пространства поэмы, ее открытость лучшим движениям души человека и определяют неповторимость последней и главной поэмы «поэтического сердца России» Сергея Есенина.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение

  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина

  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина

  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина

  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина

  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина

  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина

  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина

  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина

  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина

  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина

  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Анна Снегина»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/536-anna-snegina-analiz

Анализ поэмы Анна Снегина

Анна Снегина — это последнее крупное произведение, написанное Есениным. В ней писатель отразил свои воспоминания о прошлом, своей любви, осмыслил революционные события и поделился своим видением с читателем.

Анна Снегина краткий анализ

Анализируя поэму Сергея Есенина Анна Снегина, мы видим, что она состоит из пяти глав. Каждая часть относится к определенному этапу жизни страны, где на фоне безответной любви мы наблюдаем войны и революции.

Жанр и композиция

Следя за рассказом героя, мы попадаем в родное село молодого поэта Сергуша. Его утомили бурные события в Петербурге, связанные с революцией, поэтому он решает от всего этого отдохнуть. Приехав в село, поэт попадает в другое место, не похожее на то, что он покидал.

Герой наблюдает за непосильной ношей, что легла на плечи простых людей, которым теперь приходилось кормить солдат. Из-за этого везде царит разруха и разобщение между жителями.

<\p>

В поэме мы видим и других героев, мельника и мельничиху, которые вместе с Сергушей сетуют на бедствия, делясь своими мрачными прогнозами. Лирический герой увидел насколько сильно влияет на людей политическая обстановка, меняя их.

Важно

Вспомнил герой и о своей прошлой любви, помещице Снегиной, что вышла замуж за другого. Ее муж сейчас на фронте, а вот Сергуше вдруг захотелось встречи.

Изучая поэму Анна Снегина, и представляя ее краткий анализ, хочется упомянуть об отношениях героев и их взаимной симпатии. На фоне всего этого автор показывает народные волнения. В деревне Криуша бунт.

Крестьяне требуют земли помещиков. Явились они и к Анне, заставив ее отдать свои владения. Как раз в это время женщина узнает о гибели мужа.

Это известие сломило Анну Снегину, она начинает обвинять Сергушу в трусости, который в отличие от ее мужа бежал с фронта.

А между тем национализация продолжается. Снегиной приходится переехать к мельнику, где у них с Сергушей наступает примирение. Но вместе им быть не суждено. Женщина уезжает за границу, герой же возвращается в Петербург.

В конце поэмы мы видим завершение гражданской войны и те последствия, что она после себя оставила. Сергей вновь возвращается в деревню Радово, которую стало не узнать. Там он получает известие о благополучной эмиграции возлюбленной, однако сам поехать за ней не готов. Сердце его принадлежит родным краям, Родине, которую он любит и не готов покидать.

Как мы видим, композиция поэмы циклична. При этом Есенин создает сюжет в жанре лироэпической поэмы, хотя многие исследователи заявляют о том, что произведение вполне может быть новеллой в стихах, либо стихотворной повестью.

В анализе поэмы Анна Снегина, нужно упомянуть и о темах, которые затронул писатель. Это темы любви, Родины, тема революции и войны. Раскрывая тематику поэмы Анна Снегина, автор показывает такие проблемы, как социальное неравенство, проблему предательства, жестокости, верности и чувства долга.

История создания

Поэма увидела свет в период, когда Есенин был на Кавказе. В тот момент поэту легко удавалось писать свои произведения, поэтому и Анна Снегина была написана на одном дыхании. Произошло это в 1924 году. Эту работу можно считать автобиографической, и она представляет собой размышления поэта о времени, переломном и драматичном.

Смысл названия поэмы Есенина

Как мы уже говорили, в работе Анна Снегина Есенин обратился к смутному времени, где с 1917 по 1923 гг. в стране рушится привычная жизнь. Народ находится в самом центре потрясений.

Писатель пытается размышлять над его судьбой, выражая свое отношение к происходящему, и веря в то, что духовные и нравственные ценности невозможно заменить социальными. Главная цель поэмы — показать тему судьбы человека, а образ Анны Снегиной стал символом утраченной юности.

Ее имя воплощает в себе нечто светлое и чистое, словно снег, где сама героиня стала заложницей той роковой эпохи.

  • какие отношения у мельника и мельничихи анна снегина

Источник: http://sochinyshka.ru/analiz-poemy-anna-snegina.html

Сочинение-анализ поэмы Анна Снегина Есенина

«Анна Снегина» – это автобиографическое произведение Сергея Есенина, написанное им практически накануне своей смерти, в 1925 году. В ней поэт рассказывает о своих переживаниях, тревоге за народ и Россию, а так же вспоминает о своей первой юношеской любви – Анне Снегиной.

Главного героя поэмы зовут также как автора – Сергей. Он приезжает в родное село, где происходит встреча двух бывших влюбленных. Главные действия разворачиваются в феврале 1917 года. И именно в это время произошла революция, заставившая две деревни Криуши и Радово начать войну между собой.

Жители деревни Радово с интересом и душевным теплом встречают столичного поэта, они задают ему множество вопросов о Гражданской войне, как впоследствии это отразиться на жизни крестьян? Что касается его личных переживаний, то, несмотря на всю трагичность его прошлых отношений, любовь к девушке остается для него чем-то теплым, добрым и радостным. Он приезжает навестить Анну в ее деревню, они долго разговаривают, и понимают, что все еще любят друг друга. Именно в этот момент приходит известие с фронта, что ее муж, боевой офицер, трагически погибает. На этой почве между главными героями происходит сильный конфликт, приведший к разрыву.

Для рассказчика главной тревогой были проблемы связанные с революцией, а Анна страдает из-за личных переживаний. Немного позже, успокоившись, она просит прощения у Сергея говорит, что несправедливо его оскорбила, но и это не сближает их. Анна уезжает в Лондон, а мужчина покидает родное село и отправляется в Петербург.

Совет

События, происходящие в России, сильно повлияли на жизнь обоих героев, смешав общественное и личное, разъединив их навсегда. В конце поэмы Сергею приходит письмо из Лондона от Анны, которое вручил ему мельник. Женщина сильно тоскует по своему родному дому, и воспоминания о первой любви только усиливают ее грусть.

Ведь главными ценностями жизни, были и остаются любовь, родина и природа. Именно они согревают человека в любой период его жизни. Поэма «Анна Снегина» – это лирическое и эпическое произведение, которое соединило в себе эти два жанра в одно целое.

Сам герой произведения является не только рассказчиком, но и прямым участником этих событий.

Сергей Есенин – это великий поэт своего времени, со всей силой душевного переживания и тревоги предавший смысл Революции, своей любви, отношений.

В поэме «Анна Снегина» он показывает свою любовь к народу, к его проблемам и бедам, описывает сложные ситуации, происходящие в его родном селе.

Он раскрывает свое истинное отношение к войне, но несмотря на все события, проносит свою любовь через всю жизнь.

← Тема России в творчестве Есенина
← Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина↑ ЕсенинМой любимый писатель Есенин →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/esenin/analiz-poehmy-anna-snegina-esenina

План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Анализ поэмы С.А. Есенина “Анна Снегина”

Тема урока: Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина»: проблематика и поэтика

Цель урока: формирование представления об идейном содержании поэмы, о неонозначности оценки поэтом революции и ее результатов. Показать, что поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» – одно из выдающихся произведений русской литературы.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний, проверка д/з.

III. Работа по теме урока:

1. Слово учителя

– Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.

– О чем эта поэма? (о любви, революции и эмиграции)

– В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней осени 1917 года, в период русской революции.

«Мужицкие войны» двух соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины деревенских «неурядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности.

Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей.

– Как вы определили жанр произведения? (поэма)

– Сам Есенин определил жанр «Анны Снегиной» как лироэпическая поэма. Как вы понимаете это определение? (лирическое, потому что выражаются чувства, эмоции; эпическое – присутствует сюжет, повествуется о событиях из жизни героев).

– Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви.

Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.<\p>

– События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена.

Cюжет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы. В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая.

В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта. В основе эпического плана – тема осуждения войны и тема крестьянства.

IV. Аналитическая беседа

– Расскажите, как идет развитие сюжета в 1-й главе.

(Молодой поэт, бывший солдат-дезертир, возвращается после 4 лет отсутствия в свое родное село. Просит возницу подвести его к знакомому мельнику. В доме мельника его встречают как друга. После чая поэт идет спать на сеновал и тут вспоминает свою молодость:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас…

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.

Кроме сюжета даны в развитии и образы героев поэмы.)

– Да,  старый добрый мельник, на первый взгляд беззаботный и легкий человек, оказывается очень мудрым: местный большевик Прон для него не просто драчун, а защитник криушан, доведенных до отчаянья безземельем; Анна – не хладнокровная барыня, защищавшая свои угодья, а несчастная  женщина,  лишившаяся  и  мужа,  и  крова.   В  ходе  поэмы  узнаем историю Оглобина Прона: он гибнет от белоказацкой пули в «двадцатом годе».

– Даны в развитии и образы главных героев. Они придают произведению биографический характер.

1. Сообщение ученика о прототипах героев:

Обратите внимание

Анна Снегина имеет прототип, это дочь богатого помещика Лидия Ивановна Кашина, с которой поэта связывала дружба. Отцу девушки принадлежали имение в Константинове, родном селе Есенина, хутор Белый Яр, леса за Окой, тянувшиеся на десятки километров в глубь Мещеры, а также ночлежные дома в Москве на Хитровом рынке.<\p>

Л.

Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 г. с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в ее доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли. «Матери нашей, – вспоминала сестра поэта, – не нравилось, что Сергей повадился ходить к барыне…

«Мне, конечно, нет дела, а я вот, что тебе скажу: брось ты эту барыню, не пара она тебе, нечего и ходить к ней»… Сергей молчал, и каждый вечер ходил в барский дом… Мать больше не пробовала говорить с Сергеем. И когда маленькие дети Кашиной приносили Сергею букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне (1917 г.

) Сергей написал стихотворение Кашиной «Зеленая прическа…».<\p>

Однако образ и судьба хозяйки константиновского имения расходятся в главном – в отношении к революции.

Если героиня поэмы не принимает революцию, покидает Россию, то Кашина в 1917 году сама передала дом крестьянам и переехала в Москву, где работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой.

https://www.youtube.com/watch?v=EgkLipe6cqU

Но Есенин писал свою героиню не только с Лидии Кашиной. Происхождение имени и фамилии героини также имеет свою историю. Имя Анна, что означает «богатая, чудесная, грация, миловидность», не случайно совпадает с именем Анны Алексеевны Сардановской, внучатой племянницы священника села Константиново. Ею в юности также был увлечен поэт.

Анна Сардановская напоминает «девушку в белой накидке» именем, возрастом, запоминающейся чертой внешнего облика – смуглой кожей («смуглая рука») и даже тем, что любила белые платья и белые цветы. Кроме того, она и была той девушкой, которая полюбила другого и ласково сказала поэту «нет».

Ранняя смерть Сардановской (скончалась в родах 7 апреля 1921 года) потрясла Есенина и романтизировала ее образ как образ единственной настоящей любви. И. Грузинов вспоминал, что весной 1921 года Есенин говорил ему: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает.

Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю».

Но самые удивительные совпадения имеются с третьей женщиной, которая «дала» есенинской героине фамилию. Эта женщина – писательница Ольга Павловна Снегина (1881–1929), которая подписывала свои произведения «О. П. Снегина», «Ольга Снегина», «Снежинка» и др. Знакомство Есенина и О.

Снегиной состоялось в апреле 1915 года в ее литературном салоне. Известна дарственная надпись Снегиной на книге «Рассказы» (1911): «Весеннему Есенину за его «Русь». Полюбите Лизу из Морошкино и меня. 1915, апрель. Ольга Снегина».

Речь идет о маленькой поэме Есенина «Русь» и героине повести «Село Морошкино», помещенной в подаренной Есенину книге и высоко оцененной М. Горьким в письме к автору. Любопытно, что псевдоним «Снегина» – перевод фамилии мужа, литератора, англичанина по происхождению Е. Сно (snow – в переводе с английского – снег).

Важно

Так вот откуда появилось у Есенина в поэме упоминание «лондонской печати» на письме Снегиной! Эту печать он мог видеть на письмах, которые присылали ее родственники из Англии.

Главный персонаж носит имя автора, но здесь Сергей Есенин не автор, а герой, в прошлом крестьянин, а ныне знаменитый поэт, приехавший в «радовские поместья» отдохнуть и поохотиться. С ними связан лирический сюжет поэмы.<\p>

2. Аналитическая беседа:

– Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места.

Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами.

Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова.)

– Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором.

Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)

– Итак, вместе с героем, известным поэтом, мы возвращаемся на его родину. И в самом конце первой главы перед читателем оживает воспоминание лирического героя о юности, о первой любви: возвращение на родину – это возвращение к самому себе после нравственных мучений на войне, с которой он дезертировал:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я – игрушка…

– Во  второй  главе  мы  узнаем  о  том,  что  той  самой  девушкой  была Анна Снегина, дочь помещицы, живущей по соседству: «Он был забавно / Когда-то в меня влюблен».

Но герой уже не «скромный такой мальчишка», он стал не только писателем и «известной шишкой» – он стал другим человеком, и мысли, которые владеют им в эту минуту, вовсе не возвышенного характера: «Теперь бы с красивой солдаткой / Завесть хорошо роман». Потому и известие о Снегиных не вызывает в нем желания увидеться:

Ничто не пробилось мне в душу,

Ничто не смутило меня.

-Таков герой в начале произведения. Что происходит с ним в третьей части?

– Как изображает автор облик лирической героини, проглядывающий в смутных видениях болезни? ( «Белое платье», «привздернутый нос», «стройный лик», «перчатки и шаль» – вот и все, что заметил или что посчитал нужным описать поэт. Облик героини так же неуловим, как неуловимо то чувство, что некогда жило в сердце юноши и теперь осторожно стало напоминать о себе)

– Это почти забытое чувство влюбленности возвращается к поэту, и он не хочет нарушать его чистоту. И вот состоялась встреча.

3. Чтение эпизода по ролям:

«Я слушал ее и невольно…» и до слов «Есть что-то прекрасное в лете, / А с летом прекрасное в нас».

– Почему так насыщено многоточиями описание встречи поэта с Анной? (Появление этих знаков подобно занавесу, который задергивается всякий раз, когда любопытный и назойливый взгляд готов рассмотреть в складывающихся отношениях что-то пошлое.

Этот занавес отделяет его, сегодняшнего, прошедшего через кабацкий угар, пресыщенного легкими победами, и того – шестнадцатилетнего, впервые полюбившего юношу, чье возвышенное чувство, внезапно возрождающееся, прекрасно настолько, что с ним ни в какое сравнение не идет вполне возможный банальный «роман».

Сцены мучительных разговоров лирических героев открывают в Есенине не только мастера создания речевых характеристик, но и блестящего психолога.)

– Сопоставьте портретные детали четвертой части с прежними. На что они указывают? («Скривленный заботой красивый и чувственный рот» и «тело ее тугое» – эти отнюдь не романтические определения обрамляют монолог героини, признающейся в «преступной страсти», у которой, сознает она, нет и не может быть будущего.)

– Как подчеркивает автор то, что и чувства героини мучительны, и признание дается ей с неимоверным трудом и болью? (В первую очередь надо обратить внимание на многоточия: их на 17 строк ее монолога 12! Речь героини прерывиста, и эту прерывистость удивительно подчеркивает аллитерация: повтор звонкого «б», звучащего напористо: было, безумно, любила, болит, – сменяется глухим «т»: жестокость, суд, тайна, страстью преступной зовут.)

Совет

– С этим образом соотносится и облик героини.

        Развитие отношений по банальной любовной схеме разрушит очарование светлых воспоминаний и может лишить поэта самой дорогой и сокровенной частицы его души.

Это прозрение освещает слова героини: «Уже светает. Заря как пожар на снегу…» В ее речи опять многоточия (на 11 строк ее слов их 10):

В ее воображении воспоминания рождаются постепенно, трепетное детское чувство стерлось в памяти.

– Когда это светлое чувство вернется к героине? Об этом читаем в пятой части.

– Какой предстает Анна перед читателем в конце поэмы?

– Чем закончится этот необычный роман?

Присланное из-за границы письмо сказало гораздо больше душе поэта, чем смогли выразить слова, доверенные бумаге.

– Как вы думаете, что символизирует синий цвет, вдруг возникающий в словах Анны?

(Синий цвет – это и цвет его души, и цвет горней обители, горнего мира, в котором соединяются души поэта и «девушки в белой накидке».)

– Оттуда, издалека смогла разглядеть лирическая героиня любовь поэта и свою любовь; воспоминание о возвышенном и чистом чувстве венчает их ожившие в этой любви души навечно, и поэма становится книгой о неосуществившейся, но счастливой любви. Именно так можно осмыслить концовку поэмы, где высветился и предстал перед нами единственный значимый для поэта образ:

Далекие милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

– Обратите внимание, что обретение взаимности подчеркивается вводимыми изменениями в сравнении с первой частью: в отдельную строфу выделено двустишие с эмоциональным всплеском, обозначенным соединением восклицания с многоточием. А две строки, прежде говорившие о неразделенном чувстве, теперь превращаются в своеобразный венец – трехстишие, который венчает и взаимное чувство героев, и саму поэму.

Так в эпическое произведение о революции, о жизни в деревне в эти тревожные годы вплетается и лирический сюжет о любви и о горькой эмигрантской  доле  человека,  в  котором  не  умерло  чувство  любви  к родине:

Теперь я от вас далеко…

В России теперь апрель.

И синею заволокой

Покрыта береза и ель.

… … … … … … … …

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, то ль в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь там достигли силы.

Дорога моя ясна…

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

V. Заключительное слово учителя.<\p>

– «Далекие, милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает.<\p>

Домашнее задание: Перечитать поэму С.Есенина «Чёрный человек»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/12/15/analiz-poemy-s-a-esenina-anna-snegina

Урок литературы “Анализ поэмы С.Есенина “Анна Снегина”

Тема урока: «Анализ поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина».

Цель урока: показать, что «Анна Снегина» – одно из выдающихсяпроизведений русской литературы; обучить анализу худ. произведения;

показать народность творчества С.А.Есенина.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическоечтение.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока. (слайды 2, 3)

II. Проверка ДЗ. (тест, слайды 4, 5)

IV. Словарная работа. (слайд 6)

V. Вступление.

1. Слово учителя.

– Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее. <\p>

2. Сообщение учащегося.

– Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной. В образе героя – поэта Сергея – мы угадываем самого Есенина.

Прообраз Анны – Л.И.Кашина, которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ вещи разные, и худ. образ всегда богаче. <\p>

3. Слово учителя.

(слайды 7, 8, 9)

– События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Cюжет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы.

В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта.

В основе эпического плана – тема осуждения войны и тема крестьянства.

VI. Аналитическая беседа.

– Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места.

Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами.

Обратите внимание

Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова:

С тех пор у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.)

– Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором.

Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)

ТЕМА ВОЙНЫ.

– Как высказывается отношение к войне? (Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает неприязнь, это почти предатель) Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе: «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»?)

– Почему герой самовольно возвращается с войны? (Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» – это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» – не геройство.

Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не геройство. В этой ситуации отвагой действительно было то, что сделал лирический герой, дезертировал.

Он возвращается с войны летом 1917 года.)

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ,

Одна из главных тем поэмы – осуждение империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне в это время плохо:

У нас теперь неспокойно.

Испариной все зацвело. <\p>

Сплошные мужицкие войны – <\p>

Дерутся селом на село.

Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея». Войну осуждает и сам автор, который не боится назвать себя «первым в стране дезертиром». Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение. <\p>

ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 10)

ТЕМА КРЕСТЬЯНСТВА.

– Каким видится прошлое лирическому герою?( Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется далеким, изменившимся. Он смотрит другими глазами: «Так мил моим вспыхнувшим взглядам состарившийся плетень», «разросшийся сад»,сирень. Эти милые приметы воссоздают образ «девушки в белой накидке» и вызывают горькую мысль:

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.)

Здесь начинается ведущий мотив поэмы.

-Каковы настроения земляков поэта? (Люди встревожены событиями, которые докатились и до их деревень: «Сплошные мужицкие войны», а причина – «безвластье. Прогнали царя…».

Мы узнаем про «булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты. Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало/ Творить на свободе гнусь».

И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала../Погибла кормилица Русь.)

-Какие вопросы волнуют мужиков? (Во-первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи:/Отойдут ли крестьянам /Без выкупа пашни господ?». Второй вопрос – о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос: «Скажи,/ Кто такое Ленин?».

-Почему герой отвечает: «Он – вы»? (Этот афоризм о Ленине – народном вожде- знаменателен.

Здесь герой поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий Крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют советскую власть и идут за Лениным, т.к.

они слышали, что он борется за то, чтобы навсегда освободить крестьян от помещичьего гнета и отдать им «без выкупа пашни господ»).

-Что побудило героя обратиться к Ленину? (Вера, а, может быть,точнее –желание веры в светлое будущее)

-Какие предстают перед нами крестьяне? (Прон – русский традиционный мятежник, воплощение пугачевского начала. Лабутя,его брат, – приспособленец и тунеядец.)

-Есть ли в поэме положительный тип крестьянина? (Конечно, есть. Это мельник- воплощение доброты, человечность, близость к природе. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы.)

СООБЩЕНИЕ.

С революционными событиями тесно связана судьба главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой во время революции крестьяне забрали; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов; старика мельника и его жены; рассказчика поэта, вовлеченного революционной бурей в «мужицкие дела».

Отношение Есенина к своим героям проникнуто озабоченностью их судьбами. В отличие от первых произведений, воспевающих преображенную крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» он не идеализирует русское крестьянство. <\p>

СООБЩЕНИЕ.

<\p>

-Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой. Для Есенина главное – нравственные качества людей.

Важно

Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки.

ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 11)

-Теперь обратимся к нашим героям и посмотрим, как развивается ведущий мотив поэмы.

ЛЕЙТМОТИВ ПОЭМЫ («МЫ ВСЕ В ЭТИ ГОДЫ ЛЮБИЛИ…»)

– Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при встрече? (Диалог героев идет в двух планах: очевидном и неявном (гл.3). Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты показывают, что чувства героев живы.(ПРОЧИТАТЬ)).

Лейтмотив поэмы звучит уже оптимистично. («Есть что-то прекрасное в лете,/А с летом прекрасное в нас»)

-В чем причина разлада в отношениях героев?(Прон Оглоблин задумал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял «важного», как он считал человека, столичного жителя.

Приехали они совсем не вовремя: оказалось, что только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы – жалкий и низкий трусишка./ Он умер…/А вы вот здесь…».

Все лето герои не виделись).

СООБЩЕНИЕ.

-Поэма «Анна Снегина» лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу героев раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно.

В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом черемухи, это имя – символ утраченной юности.

Возникают ассоциации с есенинскими образами: девушка в белом, тонкая березка, снежная черемуха.

-Лирический сюжет поэмы – история несостоявшейся любви героев – едва намечен, он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, а чувства интуитивны. Революция привела героев к расставанью, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы.

Революция не у героев память о любви. То, что Анна оказалась вдали от Советской России, – печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. <\p>

-Как изображается в поэме новая власть?(Октябрь 1917 года герой встречает в деревне.

О перевороте он узнает от Прона, который «от радости чуть не помер», «Теперь мы всех раз – и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса». Мечта Прона отобрать землю у Снегиных сбывалась, подкрепленная новой властью,: «В России теперь Советы / И Ленин – старшой комиссар». Советская власть изображается иронически, даже саркастически.

Во власть полезли первые бездельники и пьяницы, вроде брата Прона Лабути, который «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете./Живут не мозоля рук./ И вот он, конечно, в Совете»).

<\p>

– Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места? (Проходит 6 лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков, не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофон» – играть «коровам тамбовский фокстрот»? «Удел хлебороба гас» ).

-Откуда узнает герой о событиях в Криуше? (О событиях он узнает из письма мельника: Прон расстрелян дениковцами, Лабутя спасся – «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / за храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон»).

-И снова наш герой в деревне. Какое впечатление произвело на него письмо Анны? (Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме ни слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия. ПРОЧИТАТЬ.Сергей остается по-прежнему холодным и почти циничным: «Письмо как письмо./Беспричинно. /Я в жисть бы таких не писал.»)

-Как меняется лейтмотив поэмы в заключительной ее части? (Здесь проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все по- прежнему, но все ему видится уже другим. ПРОЧИТАТЬ.Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему», «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».)

СООБЩЕНИЕ.<\p>

-Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов: «Ничто не пробилось мне в душу,/ Ничто не смутило меня.

» И лишь в финале звучит аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни.

Но – главное в поэме – все человеческое прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили, <\p>

Но, значит,

Любили и нас.

ЗАПИСЬ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕЙТМОТИВА (слайд 12)

VII. Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.

-«Далекие. милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает. (Чтение эпиграфа)

VIII. Итог урока и домашнее задание.

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-analiz-poemi-sesenina-anna-snegina-912545.html

Ссылка на основную публикацию