Отношение гончарова к обломову

Авторская позиция в романе Гончарова “Обломов”

Публикация Гончаровым отрывка романа “Обломов”, задолго до окончания всего романа, не обманула надежд восхищённых читателей. Напечатанный “Сон Обломова” был написан так ярко и так вкусно, как только можно представить сладкие воспоминания детства.

Это та семейственная патриархальность, которая, к сожалению, уходила, замещаемая извращённо жестокими Головлёвыми. И отношение Гончарова к этому не было однозначным.

Попробуем же разобраться, как отразились взгляды самого Гончарова в этом романе и какова была его позиция по отношению к основным персонажам.

Обратите внимание

Изначально сюжет “Обломова” задумывался, по-видимому, как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере.

Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том “Обломова”, повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича.

При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. О последней следует говорить отдельно.

Этот прием испытания любовью, впрочем, встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведет себя, влюбившись, тот или иной герой, автор может открыть много новых граней в душе своих персонажей, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах.

При этом автору предоставляется возможность преподать своего героя с той или иной стороны в зависимости от его отношения к последнему. По развязке любовного сюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа. Разбор произведения, конечно же, нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих.

Вначале, через разговоры основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека и в то же время обладающего необычайной сонливостью и ленью. И потом, для объяснения истоков его характера, Гончаров приводит сон героя, где показывает его детство. Таким образом, композиция произведения не нарушается.

Начинается повествование об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов, с одного из основных и самых интересных моментов этой части романа. Здесь описывается природа обломовского края.

Ее безмятежность и равнинность, конечно же, заметно преувеличены и порой даже граничат с чем-то сказочным, в силу общей атмосферы поместья. Однако, что интересно, по замечаниям самого Гончарова, сделанным здесь же, можно судить, что этот пейзаж во многом отражает его взгляд на природу.

Важно

Из этого отрывка мы видим, что автору чужды лермонтовские описания грозных стихий. В его идиллическом месте “нет дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого”.

Да и неудивительно, ведь позиция Гончарова по отношению к ним вполне определенна: море “наводит только грусть” на него, а “горы и пропасти… грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…”.

Зато в “мирном уголке”, обрисованном им для Обломова, даже “небо… как родительская надежная кровля”. “Солнце там ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется… точно нехотя…” А “горы… только модели тех страшных гор”, И вся природа там “представляет ряд… веселых, улыбающихся пейзажей…”. Далее идет описание помещичьего и крестьянского быта, то есть того, что изначально должно стать основой произведения.

Сама мысль, пронесенная здесь, не нова: бездействующие помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ. Интересно не это, а то, как отражает Гончаров свое отношение к этому образу жизни.

Здесь, как и во всем в Обломовке, краски как бы притушены.

Вот как описывается здесь жизнь крестьян: “Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех…” Я думаю, что автор прибегнул к такому стилю, поскольку, отразив свою позицию по отношению к проблеме крепостного права, он не должен был нарушить атмосферу всеобщей сонливости, столь важную для главного героя. Ведь каково бы ни было отношение Гончарова к помещикам, мне кажется, что в глубине души он сочувствует и симпатизирует Обломову. Эта же всеобщая апатия, которая окружала Илью Ильича в детстве, могла бы отчасти его оправдать.

Здесь впервые Гончаровым упоминается Штольц. Позиция автора по отношению к нему в будущем ясна.

Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, т.е. отобразить полную противоположность Обломову.

Соответственно, и условия воспитания, формирующие его будущий характер, автор делает совершенно иными, нежели в Обломовке.

Совет

Теперь, перейдя к трем основным частям романа, надо сказать, что основной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильёй Ильичом Обломовым. Однако вначале нужно рассмотреть, как отразилась авторская позиция в отношении Обломова и Штольца в их сравнении.

В таком случае, рассматривая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей.

Наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно нравится Штольц, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу.

Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но даже и в портретах. Вот как он описывает Обломова: “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”.

А вот описание Штольца: “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь… Цвет лица смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные”.

Один не может не вызывать симпатии мягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися и на лице, другой восхищает своей твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике.

Отношение автора к ним выразилось и через взаимные характеристики героев. И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Навряд ли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности.

Но что же тогда связывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном, деловом человеке, который бы всегда пришел на помощь его нерешительной и сонливой натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!”

Теперь можно подойти к любовному сюжету. Но, прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров несомненно доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость.

Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в прекрасном голосе.

Обратите внимание

Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги: “Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли.

То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…” И походку ее автор описывает как “легкую, почти неуловимую”. Думаю, не случайно придает Гончаров ей эту особую одухотворенность. Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу.

Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой? Хорошие или плохие черты выявит через это Гончаров у Ильи Ильича? Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена. Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако через нее автор открыл в герое, которому явно симпатизирует, множество положительных черт.

На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности”. Ну при каких еще обстоятельствах “чистое, верное сердце” Ильи Ильича смогло бы себя так проявить.

В отношениях же Ольги со Штольцем все происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга. Самой судьбой им предопределено долгое спокойное счастье. Но здесь, правда, неявно, автор указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца.

Ольга, которая, казалось бы, должна быть абсолютно счастлива, испытывает какое-то странное беспокойство, объяснить которое не может даже Андрей. И сам собою напрашивается вопрос, не смутная ли это тоска Ольги по страстному чувству, которое не может дать ей Штольц.

Быть может, здесь автор хотел сказать, что этому правильному и передовому герою не хватает немного безумных порывов. Как бы там ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно.

Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку на Верхлевской улице и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер.

Важно

Как интересно автор сопоставляет: энергия, бодрость, деятельность и сонные мечты, бесконечные проэкты чего-то прекрасного… Казалось бы естественным, что симпатии автора относятся к бодрому, энергичному человеку… Но – “хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало, они редки; это перлы в толпе!” Ну что тут скажешь… И как не согласиться с Тургеневым, который сказал: “Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова”.

Источник: https://school-essay.ru/avtorskaya-poziciya-v-romane-goncharova-oblomov.html

Сочинение на тему «Мое отношение к Обломову»

Иван Александрович Гончаров в своем выдающемся романе «Обломов» описал действительность середины XIX века, отразил образы русского общества, характерные для той эпохи. Выхода романа в свет ждали долго.<\p>

В первой части своего романа Гончаров описывает обычный день из жизни обычного помещика России Ильи Ильича Обломова. Он не работает, не служит, избегает выхода в свет, ведет обычное, скучное существование, лежит все время на своем диване и размышляет о будущем, не имея определенных целей. Вся его жизнь ограничивается рамками одной комнаты, которая служит ему спальней, кабинетом и приемной. Обстановка была удручающей. Лежанье было у него нормальным состоянием. С первого взгляда кажется, что в Илье Ильиче нет ни капли воли, а если уж есть, то так мало, что ее хватает лишь на одно действие: чтобы хоть иногда вставать с постели. Он ничего не старается делать и не видит смысла в делах, так как не считает какую-либо деятельность настоящей целью человека. Он не хочет карьеры чиновника, погруженного в бумагах, он не признает высший свет, ведь в нем, как он считает, нет искренних чувств и вольной мысли. Понятно, что у безвольного человека мало друзей. Все, кто к нему не приходил, делали это лишь для того, чтобы иметь какую-нибудь выгоду. Но был у него один настоящий друг – Андрей Штольц. Только он вносил в мрак его сознания хоть какой-то луч жизни и хотя бы на время вытаскивал Обломова из того болота лени, безразличия и лежания, в котором тот завяз навсегда.<\p>

Читайте также:  Анализ «героя нашего времени» лермонтова

Андрей знакомит Обломова с девушкой Ольгой, надеясь, что чувства любви способны изменить его друга. Становится видно, что не все чувства в душе Обломова угасли. В герое просыпается любовь. Это чувство становится той долгожданной ниточкой, за какую Ольга старается вытянуть Илью Ильича из его душевного болота к счастью, радости, любви. Но тот пугается своих чувств и отпускает ниточку. Обломов и Ольга – совершенно разные люди. И героиня романа вскоре поняла это. Желание не обременять себя лишними хлопотами берет верх над всеми хорошими душевными качествами, какими обладал Обломов. И жизнь опять теряет у него всякий смысл. Можно сказать, что Илья Ильич постепенно, медленно, сам не осознавая этого, укладывается в гроб. Однако со временем к главному герою все-таки приходит настоящее, пусть и позднее, прозрение. Он признается своему другу Штольцу в том, что осознал: он гаснет. Хотя Обломов и остался прежним, он все же, пусть и запоздало, но признал все свои ошибки. Беда героя в том, что он за всю свою жизнь не видел примера жизненного идеала, настоящего мужчины, а стать таким, как его друг Штольц, он не мог , так как его душа совсем другая.<\p>

Когда читаешь роман, то переживаешь все то, что переживал Обломов. Испытываешь радость и грусть, восхищение и разочарование. С одной стороны видно, что Илья Ильич – настоящий увалень и в нем не возможно найти ни капли стремления к жизни. В тоже время, с другой стороны понимаешь, что таким его сделало общество, что вины его нет. С малых лет он был подвижный, озорной, в молодости стремился к высоким идеалам, думал о своей пользе человечеству. По-моему, он многого бы добился, если бы ничто ему не мешало. Но встретив препятствия, Илья Ильич решил остановиться на достигнутом.<\p>

Я считаю, что автор романа, Гончаров, описывая это душевное падение своего героя, хотел показать читателям, как низко, ничтожно выглядит человек, который в душе Обломов. Из этого романа можно многое почерпнуть. Каждый, читая это произведение, понимает, что без цели жить нельзя, и, если он не хочет стать похожим на Обломова, то должен ставить перед собой и пытаться достичь все новых, а потом и новых целей. Человек должен стремиться к покорению своих вершин при любых обстоятельствах, какие бы жизненные трудности не возникали на пути, какие бы препятствия не приходилось преодолевать. Тогда на такого человека посмотрят с восхищением, и тогда он сможет сказать, что победил в душе обломовщину.<\p>

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/goncharov/oblomov/moe-otnoshenie-k-blomovu

Отношение автора к своим героям: добродушное — к Обломову и бесстрастное — к Штольцу

Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову — Штольца.

Но по поводу этого лица мы должны еще раз повторить наше постоянное мнение, — что литература не может забегать слишком далеко вперед жизни, Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества (разумеем образованное общество, которому доступны высшие стремления; в массе, где идеи и стремления ограничены очень близкими и немногими предметами, такие люди беспрестанно попадаются).

Сам автор сознавал это, говоря о нашем обществе: «Вот глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие широкие шаги, живые голоса… Сколько Штольцев должно появиться под русскими именами!» Должно явиться их много, в этом нет сомнения; но теперь пока для них нет почвы.

Оттого-то из романа Гончарова мы видим и видим только, что Штольц — человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить — значит трудиться, и пр. Но что он делает и как он ухитряется делать что – нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать, — это для нас остается тайной.

Совет

Он мигом устроил Обломовку для Ильи Ильича; — как? этого мы не знаем. Он мигом уничтожил фальшивый вексель Ильи Ильича; — как? это мы не знаем. Поехав к начальнику Ивана Матвеича, которому Обломов дал вексель, поговорил с ним дружески — Ивана Матвеича призвали в присутствие и не только что вексель велели возвратить, но даже и из службы выходить приказали.

И поделом ему, разумеется; но, судя по этому случаю, Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля. Да и нельзя еще: рано. И мы не понимаем, как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже 198 И. А.

Гончаров Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье… Не надо забывать, что под ним болото, что вблизи находится старая Обломовка, что нужно еще расчищать лес, чтобы выйти на большую дорогу и убежать от обломовщины.

Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что именно делал и как делал, – мы не знаем. А без этого мы не можем удовлетвориться его личностью…

Можем сказать только то, что не он тот человек, который «сумеет, на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперед!» Может быть, Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к нашей молодой жизни. Мы ничего не говорили о женщинах, созданных Гончаровым: ни об Ольге, ни об Агафье Матвеевне Пшеницыной (ни даже об Анисье и Акулине, которые тоже отличаются своим особым характером), потому что сознавали свое совершеннейшее бессилие что-нибудь сносное сказать о них.

Разбирать женские типы, созданные Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком женского сердца. Не имея же этого качества, женщинами Гончарова можно только восхищаться. Дамы говорят, что верность и тонкость психологического анализа у Гончарова — изумительна, и дамам в этом случае нельзя не поверить…

Прибавить же что-нибудь к их отзыву мы не осмеливаемся, потому что боимся пускаться в эту совершенно неведомую для нас страну. Но мы берем на себя смелость, в заключение статьи, сказать несколько слов об Ольге и об отношениях ее к обломовщине.

Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни.

Обратите внимание

Оттого она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас до того, что мы готовы усомниться в ее даже поэтической правде и сказать: «таких девушек не бывает».

Но, следя за нею во все продолжение романа, мы находим, что она постоянно верна себе и своему развитию, что она представляет не сентенцию автора, а живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали. В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину…

Она начинает с любви к Обломову, с веры в него, в его нравственное преобразование… Долго и упорно, с любовью и нежной заботливостью трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в этом человеке. Она не хочет верить, чтобы он был так бессилен на добро; любя в нем свою надежду, свое будущее создание, она делает для него все: пренебрегает даже условными приличиями, едет к нему одна, никому не сказавшись, и не боится, подобно ему, потери своей репутации.

Но она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь, проявляющуюся в его натуре, и чрезвычайно просто объясняет ему, как и почему это ложь, а не правда. Он, например, пишет ей письмо, о котором мы говорили выше, и потом уверяет ее, что писал это единственно из заботы о ней, совершенно забывши себя, жертвуя собою, и т. д.

«Нет, — отвечает она, — неправда; если бы вы думали только о моем счастии и считали необходимою для него разлуку с вами, то вы бы просто уехали, не посылая мне предварительно никаких писем». Он говорит, что боится ее несчастия, если она со временем поймет, что ошиблась в нем, разлюбит его и полюбит другого.

Она спрашивает в ответ на это: «Где же вы тут видите несчастье мое? Теперь я вас люблю, и мне хорошо; а после я полюблю другого, и, значит, мне с другим будет хорошо. Напрасно вы обо мне беспокоитесь». Эта простота и ясность мышления заключает в себе задатки новой жизни, не той, в условиях которой выросло современное общество…

Потом, — как воля Ольги послушна ее сердцу! Она продолжает свои отношения и любовь к Обломову, несмотря на все посторонние неприятности, насмешки и т. п., до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности. Тогда она прямо объявляет ему, что ошиблась в нем, и уже не может решиться соединить с ним свою судьбу.

Она еще хвалит и ласкает его и при этом отказе, и даже после; но своим поступком она уничтожает его, как ни один из обломовцев не был уничтожаем женщиной. Она просто и кротко сказала ему: «Я узнала недавно только, что я люблю в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен…

как голубь; ты спрячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» И она оставляет Обломова, и она стремится к своему нему-то, хотя еще и не знает его хорошенько.

Важно

Наконец она находит его в Штольце, соединяется с ним, счастлива; но и тут не останавливается, не замирает. Какие – то туманные вопросы и сомнения тревожат ее, она чего-то допытывается. Автор не раскрыл перед нами ее волнений во всей их полноте, и мы можем ошибиться в предположении насчет их свойства.

Но нам кажется, что это в ее сердце и голове веяние новой жизни, к которой она несравненно ближе Штольца. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты, в надежде, что потом опять улыбнется жизнь.

Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей советы — принять их, как новую стихию жизни, и склонить голову.

Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах под всеми ласками и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произвести над нею суд беспощадный…

Источник: https://www.school-essays.info/otnoshenie-avtora-k-svoim-geroyam-dobrodushnoe-k-oblomovu-i-besstrastnoe-k-shtolcu-3/

Сочинения на тему Мое отношение к Обломову по роману И. Гончарова «Обломов» по литературе

Главным героем известного романа И. Гончарова под названием «Обломов» является Илья Ильич Обломов. Это человек «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Он, «дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге».

Главный герой вызывает у меня чувство сожаления, жалости и презрения. Его невероятное состояние лени меня просто поражает. Где это видано, чтобы изо дня в день валяться на диване, не вставать  и при этом не чувствовать никакого дискомфорта. Илья Ильич заявляет, что это его любимое занятие, которое ему по душе. И он намерен потратить всю свою жизнь на это.

Читайте также:  Когда возникает выбор между верностью и предательством?

Я уверена, что если бы он хотел поменять свою жизнь, он бы это сделал. Но Обломов на протяжении всего романа не проявляет ни малейшего упорства. Даже перед Штольцем он себя оправдывает, уверяя в том, что в его жизни не было огня. Поэтому он себя бережет и оберегает свою душу от всего этого. У него нет никаких эмоций, а мимолетное проявление чувств герой всячески приглушает.

Обломов просто презирает общество и высший свет. Он постоянно обзывает их, называя мертвецами, спящими людьми, которые даже хуже него, как ему кажется. Может, в его словах и есть доля правды, но ведь не все же такие.

Среди них, безусловно, есть какие-то успешные и яркие личности, которые выделяются из серой массы, и на них не влияет общественное мнение. Обломов считает себя выше этого  и не желает общаться с ними. Он всячески избегает всего, что с ними связано.

Ему лучше полежать на диване.

Герой считает, что именно диван – это лучшее место для его важных дел. Он любит помечать о том, как он усовершенствует свою жизнь  и  будет жить с детьми и женой. Мечтать свойственно каждому из нас, в этом однозначно нет ничего плохого.

Плохое заключается в данном случае лишь в том, что главный герой не делал ни малейшего шага вперед, чтобы воплотить все свои мечты в реальность.

Ему просто не хватало силы духа, чтобы преодолеть это препятствие под названием “лень” на пути к цели.

Совет

Как страусы прячут свою голову в песок, так и Обломов всегда уходил в свой мир, который он умело придумывал. Это некая попытка сбежать, скрыться от реального мира, и она свидетельствует о том, что Илья Ильич просто трус со слабым характером. Даже чувства к Ольге не смогли победить в нем «обломовские» черты, поэтому он оттолкнул ее от себя.

Кроме презрения, главный герой вызывает чувство жалости. Он, по сути, очень добрый человек, у которого большое и чистое сердце. Просто ему не хватило храбрости перебороть свои страхи, и он не смог познать все прелести жизни. Для него было важны только еда и «ничегонеделание».

Надеюсь, что каждый после прочтения этого романа вынесет для себя важный урок и будет радоваться жизни, не лениться и осуществлять свои мечты.

<\p>

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/263

17.Мое отношение к А.Штольцу .(По роману И.А.Гончарова “Обломов”.)

Шестидесятые годы девятнадцатого века…Новое время для России… Оно требует иных героев литературы, которые должны не только пассивно противостоять  окружающей действительности, как «лишние люди», но и активно вмешиваться в жизнь, желать её переустроить и быть способными на деятельное добро.

 Одним из них является Андрей Штольц ,герой романа И.А.Гончарова «Обломов». По сравнению с Е. Онегиным и Г. Печориным  этот деятельный человек мне нравится. Нравится потому, что он знает, чего хочет добиться в жизни и многого  добивается .

А разве это плохо? Правда, писатель подошел к изображению «нового человека» очень осторожно. Он практически не показал его в действии. И о деятельности друга Обломова мы можем только догадываться. Но наши предположения все равно отрадны: ведь Е.Онегин, Г.Печорин, да и И.

Обломов в жизни ничего не делали, а лишь скучали…

Задумываюсь, почему этот литературный персонаж так отличается от своего друга? Потому что он принадлежат к дворянскому сословию чисто формально, а потому не изуродован такой общественной болезнью, как обломовщина.

Мне импонирует, что А.Штольц – человек дела, он не «заражен» модными в ту пору нигилистскими взглядами, осуществление его социальных идей не связано ни с каким общественным движением.

Даже Илья Обломов в разговоре с другом  критикует пустое и корыстное светское общество (ругать общество — это дань моде, которая пошла от «лишних людей»), а Штольц никак не реагирует на его слова.

Возможно, он убеждён, что всякие политические споры — пустое времяпрепровождение, надо заниматься делом! И за это он мне нравится! Герой, несомненно, прав: критиковать легко, сделать что-нибудь толковое значительно труднее, а у Штольца и собственные дела в порядке, и чужие (обломовские) он устраивает добросовестно, как свои.

Меня привлекает образ Андрея Штольца и тем, что он нарисован И.А.Гончаровым не только деловым, но и культурным человеком, который любит музыку, восхищается пением Ольги, разбирается в искусстве и весьма начитан в литературе. В жизни он ни от чего не хочет отказываться: ни от красоты, ни от любования природой, ни от дружбы, ни от любви. Штольц –человек, живущий полной жизнью.

И последнее, за что я уважаю героя И.А.Гончарова, – это за его верность юношеской дружбе: он спасает главного героя романа от разорения, а после смерти Ильи Ильича воспитывает его сына.

Итак, Андрей Штольц – представитель «новых людей». И спасибо И.А.Гончарову, наблюдательному и чуткому художнику, который смог уловить новое в общественном настроении предреформенной эпохи.

Дарья

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/literatura-sochineniya/zadanie-17/947-s-5-moe-otnoshenie-k-a-shtoltsu-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov

Мое отношение к Обломову

СОЧИНЕНИЕ: МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЛОМОВУ

Илья Ильич Обломов из романа Гончарова – один из самых необычных, интересных и ярких героев русской литературы. Тот, кто познакомился с ним, наверное, уже никогда не сможет забыть этого, на первый взгляд, забавного персонажа.

О внешности Обломова
Перед читателем Илья Ильич предстает таким себе пухленьким, симпатичным мужчиной тридцати двух – тридцати трех отроду. У него приятное лицо, голубые глаза, светлые волосы. Все в его внешности говорит о покое, мягкости, расслабленности…

Только вот, глядя на него, хочется уснуть. И еще отталкивает засаленный халат, в который Обломов облачен чуть ли круглосуточно – видно, что он давно не стиран. Да, и вообще, опрятным внешний вид Ильи Ильича не назовешь.

Такое ощущение, что этому человеку пришлось провести пару дней или даже недель вдали от дома, без элементарных бытовых удобств. Но нет – он находится в своем жилище и имеет достаточно средств, чтобы вовремя отдавать вещи в стирку, мыться теплой водою с мылом и даже содержать прислугу.

<\p>

Обратите внимание

Почему же тогда так потрепан и «затаскан» Обломов? Что происходит с мужчиной в самом расцвете сил, если он так сильно запустил и себя, и свою одежду, и свою комнату? На книжных полках пыль, халат помят и откровенно грязен (наверное, и запах от него исходит соответствующий), сам Илья Ильич выглядит заспанным и обрюзгшим.

Может, у него что-то случилось? Какая-то трагедия, или он заболел депрессией… Не моется, не бреется, никуда не ходит – лежит себе на диване и смотрит в потолок. Точно – беда у человека!

О внутреннем мире героя
Едва роман «Обломов» увидел свет, на его главного героя тут же набросились литературные критики. Они исследовали персонажа вдоль и поперек, навесили кучу ярлыков и диагнозов, назвали символом разлагающегося капиталистического общества, воплощением упадка и деградации.

Возможно, в чем-то они и правы…
А мое отношение к Обломову такое: мне его просто жаль. Этот человек вызывает у меня искреннее сочувствие.
Ведь он никому ничего не делал плохого. От природы был добрым и умным. Как и большинство людей в молодости, мечтал изменить мир к лучшему, совершить героические поступки.

И даже не тщеславие или амбиции заставляли его этого желать. Даже этого греха у Обломова не было! Он, на самом деле, хотел помочь, принести пользу. Не для того чтобы войти в историю, а для того чтобы людям стало легче жить.

Кстати, отсутствие амбиций тоже, скорее всего, сыграло свою роль в печальной судьбе Ильи Ильича.

Но все-таки… Как получилось, что молодой, образованный человек из обеспеченной семьи, полный идей и стремлений, похоронил себя заживо в пыльной комнатушке? Как дошел он до такого состояние, когда самое элементарное действие (например, написание письма) уже вызывало у него приступ паники? Как превратился симпатичный юноша в рыхлую массу жира и пота, возвышающуюся над диваном и днем, и ночью?

О причинах
Причины есть у любого явления. Имеются они и здесь. Мне кажется, что «обломов» живет в каждом человеке без исключения. Всем нам не хочется трудностей, а хочется легких путей. И мы с радостью прогуливаем уроки, если появится такая возможность, и отлыниваем от выполнения домашних заданий.

И мечтаем выиграть миллион, чтобы жить на проценты и ничего не делать.
Большинство людей по утрам думает о том, как надоело вставать в такую рань и куда-то идти, как хотелось бы остаться дома, под тепленьким одеялом. Но, тем не менее, они подымаются и идут. А Обломов – нет.

Он продолжает лежать, несмотря на ежедневные обещания самому себе начать, наконец, действовать.
Прогресс является следствием противоречий. Одно из них – между потребностями и возможностями. Например, хочется кушать, а денег на еду нет. Возникло противоречие. Чтобы устранить его, человек идет работать. И это – прогресс.

Важно

А у Обломова с самого детства был налажен быт. Ему не приходилось думать о куске хлеба – он спокойно жил на доходы от родового поместья…
Поэтому мог позволить себе уйти со службы, когда она ему надоела. И не бегать в поисках другого места. Был бы он тщеславен – не смог бы довольствоваться тем, что имеет, хотел бы большего.

Но амбиции у Ильи Ильича отсутствовали. Так что, ни кнута, ни пряника в его случае не получилось.
Плюс острый ум персонажа. Он тоже ему навредил. Обломов прекрасно видел недостатки людей и окружающего его общества в целом. Все это ему было противно. Он не желал растворяться в серой массе, охваченной снобизмом, мещанством и другими болезнями глупцов.

В идеале – было бы что-то делать, что-то менять… Хоть взять и пойти в школу – учить детей, прививать им другие, лучшие качества.
Но Обломова, как говорится, засосало. Он так и остался человеком-ростком. С богатым, но увы, ни на грамм не реализованным, потенциалом.

Он настолько увяз в своем пыльном болоте, что даже любовь к Ольге – сильное, большое чувство – не смогла вырвать его из тлена. А это был его верный и, к сожалению, последний шанс… Но страх хлопот, связанных с предстоящей женитьбой, оказался сильнее чувства.

Потеряв любовь, Обломов был обречен. Словно сердце, заросшее жиром и уже не способное поэтому полноценно работать, он постепенно угасал. Удары становились все тише, все реже… Пока не прекратились совсем.<\p>

Вывод
Илья Ильич в конце романа умирает. И мое отношение к Обломову пронизано сочувствием. Бесполезно прожитая жизнь – это всегда печально.

Но литературный герой жил не зря. Думаю, очень многих он спас и еще спасет от ловушки мягкого дивана. Обломов всем нам показал, что расслабляться нельзя. Нужно действовать. Движение – это жизнь. А пассивность ведет к верной смерти.<\p>

На этой странице искали :

  • мое отношение к обломову
  • мое отношение к обломову сочинение
  • сочинение мое отношение к обломову
  • сочинение на тему мое отношение к обломову

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/moe-otnoshenie-k-oblomovu.html

Сочинение по литературе. Сочинение по роману И. А. Гончарову «Обломов»

Мое отношение к Обломову.

Читайте также:  Смысл жизни в пьесе м. горького «на дне»

Главный герой романа Гончарова – Илья Ильич Обломов. Это человек «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Он, «дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге».

Обломов вызывает во мне чувства изумления, а также презрение и жалости. Он поражает своей фантастической ленью. Где это видано – валяться целый день на диване, не вставая, и не испытывать от этого никаких удобств. Он говорит, что не нашел себе занятие по душе. Такого занятия, на которое можно потратить свою жизнь.

Ерунда! Если бы он хотел найти, то непременно бы сделал бы это. Но Обломов не проявил упорства и поэтому, желая себя оправдать, говорил Штольцу, что в его жизни не было огня, что она началась с погасания. Просто он не хотел зажечь в себе этот огонь, бессознательно оберегал от этого свою душу.

В ней только временами вспыхивали искры, чтобы тут же погаснуть вновь.

Совет

Обломов презирал общество, высший свет. Их членов он называл мертвецами, спящими людьми, хуже его самого. Пусть он отчасти прав, но ведь не все общество состоит из таких людей. Среди них наверняка нашлись бы яркие личности, выделяющиеся из толпы, не находящиеся под властью общественного мнения.

Но обломов считал себя выше этого суетного мира и не желал заводить с людьми света никаких отношений. Итак, из этого можно сделать вывод о нежелании Обломова заниматься чем бы то ни было, кроме лежания на диване.

Там он был занят исключительно важным, по его мнению, делом – мечтанием об усовершенствование имения и о том, как он будет там жить вместе с женой и детьми. Но способность мечтать свойственна каждому человеку. В этом нет ничего плохого. Плохо то, что Обломов не делал ничего, чтобы воплотить мечту в жизнь.

Он не мог преодолеть препятствие по пути к цели. На первом препятствие он спотыкался и останавливался, не двигаясь дальше. Так и с письмом старосты. Обломов знал, что нужно принимать решительные меры, чтобы не разориться, но не принимал, а только волновался, да и то недолго.

Как страус прячет голову в песок, так и он уходил в себя, в выдуманный им мир. Эти попытки убежать от реальности свидетельствует о трусоватости и слабости. А это всегда вызывает отвращение и презрение. Только сильное чувство Обломова к Ольге подтолкнуло его к походу в палату.

Любовь к ней наполнило его сердце жаром и энтузиазмом. Но как бы ни сильны были чувства, все равно они не смогли победить в нем обломовскую суть, барского начало. Своей слабохарактерностью Обломов оттолкнул от себя свою единственную любовь.

В конце концов презрение к герою во мне превращается в жалость. Все-таки он был человеком с добрым сердцем и искренней душой. Я жалею что он не смог перебороть себя, что он прожил свою жизнь без смысла, не узнал, что может быть в ней хорошо, кроме еды и «ничегонеделаниья».

Я хочу, чтобы меньше людей походило на Обломова, чтобы все радовались жизни и обязательно не ленились осуществлять свои мечты.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/1044.html

Урок по роману И.А. Гончарова “Обломов”. Испытания любви

Тема: 3 часть. «Испытания любви». Погружение в сон. «Нисхождение» героя».

Цели урока: Анализ отдельных сцен 3 части; развивать навыки работы с критической литературой.<\p>

Ход урока

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: “Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих”.

Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. “Вы правы, – писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.

В романе “Обломов” любовь – это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство – любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги, определим авторскую позицию и рассмотрим способы ее выражения

Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

Отучить спать после обеда.

Заставить прочитать книги, которые оставил Штольц.

Заставить читать каждый день газеты и рассказывать ей новости.

Заставить писать в деревню письма.

Заставить дописать план устройства имения.

Заставить приготовиться ехать за границу.

Зачем ей все это надо?

Чтобы удивился Штольц её способностям (“И Штольц не узнает его, воротясь”.)

Обратите внимание

Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею. (“Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её”.)

Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. (“Возвратить человека к жизни – сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..”)

Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? <\p>

“Встает он в семь часов.

Читает, носит куда-то книги.

На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности.

Халата не видать на нем: Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе:

Он весел, напевает: отчего же это?”

Почему это произошло? (произошло это под влиянием большого чувства, которое нахлынуло на этого “большого ребенка” и захватило его полностью).

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

Читаем письмо.

В письме Обломов выразил и свою любовь, и боязнь оказаться не тем человеком, кого сможет полюбить такая девушка, как Ольга.

Он глубоко понимает Ольгу, как, может быть, она сама не понимает себя: « Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом…» – пишет он в своем послании.

Почему Обломов не говорит об этом прямо Ольге, а пишет письмо?

Гончаров здесь выступает тонким психологом. Когда человеку трудно принять какое-то решение, выразить свою боль, легче довериться листу бумаги и на нем излить свою душу. Не случайно, написав письмо, Обломов почувствовал, что ему стало не так тяжело. «Я почти счастлив…Отчего это? Должно быть, оттого, что я сбыл груз души в письмо». 

– Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги? 

С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

Окрыленная своей мечтой, которая заключается в “оживлении” Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она “перерастает” Илью Ильича.

Важно

Ольга берет на себя роль “путеводной звезды”. Ольга пытается “поставить Обломова на ноги”, научить действию, вывести из покоя и лености.

Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Ольга всегда на “страже”, всегда поможет, всегда научит.

Первым испытанием любви стал… её счастливый венец. Обломов сделал предложение Ольге – оно принято. Мечта романтика готова превратиться в реальность и… сразу тускнеет. «280» (2 гл., 3 часть.

Прочитаем диалог. Обломов и Ольга.

Что для него любовь? (продолжительный шепот, таинственный уговор, сладкая поэтическая минута) А для Ольги? «Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг»,- она не могла и не хотела принимать обломовский романтизм.

Какие требования выдвигает Ольга? – идти в палату за разрешением, ехать в Обломовку, заняться делами, постройкой, снять квартиру и т.д. Действием он должен был подтвердить свою состоятельность…

Любовь героев зарождалась в атмосфере весны с солнечным парком, ландышами и знаменитой веткой сирени, расцветала в знойный летний полдень, исполненный грозы и неги, потом пришли осенние дожди, задымились городские трубы, опустели дачи и парки.

Куда вынужден переехать Обломов?

Почему теперь ему редко приходится видеться с Ольгой?<\p>

«288»- ему неловко было перед знакомыми, он стеснялся своего неясного положения, ему тяжело было ездить в такую даль, три часа теряя на дорогу.

Ему неловко было перед Ольгой за то, что ничего не сделал.

Расскажите о жизни на выборгской стороне- «297/298, 300»

Что же постепенно понимает Обломов?

Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из “радужной” в “требующую”.

Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?

Обломов начинает чаще обедать дома,

ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие.

Илья Ильич говорит себе: “Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика…

Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу…”

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена.<\p>

Кто виноват в причине разрыва их отношений?

Обломов понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование.

<\p>

И в своем последнем разговоре с ОбломовымОльга говорит: “…Я слишком понадеялась на свои силы…

Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!..”

Подведение итогов урока.

Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова.

Совет

Чем были бы слова Штольца о “кристальной, чистой и светлой” душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Таким образом, любовь – главная, важнейшая составляющая “нормы” жизни, “часть” идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что “счастливой, пронесенной через всю жизнь любви” дано превращаться в “могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные”.

Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что “Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих”.

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством.<\p>

Домашнее задание: подготовить образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov-ispytaniia-liubvi.html

Ссылка на основную публикацию