Анализ повести «Роковые яйца» (Булгаков) | Литерагуру
«Роковые яйца» (1924) — повесть, написанная М. А. Булгаковым в особенный период культурной жизни страны. Тогда многие произведения создавались только для того, чтобы мотивировать широкий круг населения на выполнение задач, необходимых выживания страны в критических условиях.
Поэтому появилось множество разных авторов-однодневок, творения которых не задерживались в памяти читателей. На поток было поставлено не только искусство, но и наука. Тогда все передовые изобретения шли на службу промышленности и сельскому хозяйству, повышая их эффективность.
Но научная мысль со стороны советской власти подвергалась идеологическому контролю, который (в том числе) высмеивает Булгаков в «Роковых яйцах».
История создания
Повесть создана в 1924 г., а события в ней разворачиваются в 1928 году. Первая публикация состоялась в журнале «Недра» (№6, 1925 г.). Работа имела разные названия — сначала «Луч жизни», кроме того, было ещё одно — «Яйца профессора Персикова» (смысл такого названия заключался в сохранении сатирического тона повести), но из этических соображений это название пришлось изменить.
Центральная фигура повести — профессор Персиков, отдалённо содержит в себе некоторые черты реальных прототипов — братьев-врачей Покровских, родственников Булгакова, один из которых жил и работал на Пречистенке.
Кроме того, в тексте не просто так упоминается Смоленская губерния, в которой разворачиваются события «Роковых яиц»: Булгаков работал там врачом и ненадолго приехал к Покровским в московскую квартиру.
Положение советской страны в период военного коммунизма тоже родом из реальной жизни: тогда бывали перебои с продовольствием из-за нестабильной социально-политической обстановки, в управленческих структурах из-за непрофессионализма случались беспорядки, а новая власть пока ещё не справлялась полностью с контролем над общественной жизнью.
Булгаков в «Роковых яйцах» высмеивает как культурное, так и социально-политическое положение страны после революционного переворота.
Жанр и направление
Жанр произведения «Роковые яйца» — повесть. Для него характерны минимальное количество сюжетных линий и, как правило, сравнительно небольшой объём повествования (относительно романа).
Направление — модернизм.
Хоть события, изложенные Булгаковым, фантастичны, действие происходит в реальном месте, персонажи (не только профессор Персиков, но и все остальные) тоже вполне жизнеспособные граждане новой страны.
Да и научное открытие не является сказочным, у него лишь фантастические последствия. Но в целом повесть реалистична, хотя некоторые её элементы окрашены гротескно, сатирически.
Такое сочетание фантастики, реализма и сатиры характерно для модернизма, когда автор ставит смелые эксперименты над литературным произведением, обходя устоявшиеся классические нормы и каноны.
Само по себе модернистское направление появилось в особых условиях общественно-культурной жизни, когда прежние жанры и направления начинали устаревать, а искусство требовало новых форм, новых идей и способов выражения. «Роковые яйца» — как раз такое произведение, которое отвечало модернистским требованиям.
О чём?
«Роковые яйца» — повесть о гениальном открытии учёного — профессора зоологии Персикова, которое закончилось плачевно, как для окружающих, так и для самого учёного.
Герой в своей лаборатории открывает луч, который можно получить только при особой комбинации зеркальных стёкол с пучками света. Этот луч влияет на живые организмы так, что они увеличиваются и начинают размножаться со сверхъестественной скоростью.
Профессор Персиков и его ассистент Иванов не торопятся выпускать своё открытие «в свет» и считают, что ещё нужно поработать над ним и провести дополнительные эксперименты, так как последствия могут быть неожиданными и даже опасными.
Однако сенсационная информация о «луче жизни» быстро проникает в прессу, записанная полуграмотным, но бойким журналистом Бронским, и, наполненная ложными, непроверенными фактами, распространяется в обществе.
Открытие против воли учёного становится известным. Персикова на московских улицах донимают журналисты, требуя рассказать об изобретении. Работать в лаборатории становится невозможно из-за шквала сотрудников прессы, приходит даже шпион, который за пять тысяч рублей пытается выведать у профессора тайну луча.
После этого дом и лабораторию Персикова охраняет НКВД, не впуская журналистов и таким образом обеспечивая профессору спокойную рабочую обстановку.
Но скоро в стране случается эпидемия куриной инфекции, из-за которой людям категорически воспрещено есть кур, яйца, торговать живыми курами и куриным мясом. Создана даже чрезвычайная комиссия по борьбе с куриной чумой.
Но в обход закона всё равно кто-то продаёт курятину и яйца, и вскоре за покупателями этой продукции приезжает «скорая».
Страна взволнована. По случаю эпидемии создаются злободневные произведения, отвечающие сиюминутным настроениям публики. Когда она начинает спадать, к профессору Персикову с особым документом из Кремля является заведующий показательным совхозом по фамилии Рокк, который при помощи «луча жизни» намерен возобновить куроводство.
Документ из Кремля оказывается распоряжением проконсультировать Рокка в использовании «луча жизни», и тут же раздаётся звонок из Кремля.
Персиков категорически против того, чтобы использовать ещё не изученный до конца луч в куроводстве, но ему приходится отдать Рокку камеры, с помощью которых можно получить желаемый эффект.
Герой увозит камеры в совхоз в Смоленской губернии и заказывает куриные яйца.
Вскоре в заграничной упаковке приходит три ящика яиц, необычных на вид, пятнистых. Рокк кладёт полученные яйца под луч и велит сторожу следить за ними, чтобы вылупившихся цыплят никто не украл. На следующий день обнаруживаются скорлупки от яиц, а цыплят нет. Завхоз винит во всём сторожа, хотя тот клянётся, что внимательно наблюдал за процессом.
В последней камере яйца ещё целы, и Рокк надеется, что хотя бы из них вылупятся цыплята. Он решил сделать перерыв и идёт с женой Маней купаться на пруд. На берегу пруда он замечает странное затишье, а затем на Маню кидается огромных размеров змея и поглощает её прямо на глазах у мужа. От этого он седеет и почти впадает в безумие.
До ГПУ доходит странная весть, что в Смоленской губернии творится что-то странное. Два агента ГПУ — Щукин и Полайтис отправляются в совхоз и застают там обезумевшего Рокка, который не может ничего толком объяснить.
Агенты обследуют здание совхоза — бывшую усадьбу Шереметева, и находят в оранжерее камеры с красноватым лучом и полчища огромных змей, рептилий и страусов. Щукин и Полайтис погибают в схватке с чудищами.
В редакции газет приходят странные сообщения из Смоленской губернии о непонятных птицах размером с коня, огромных рептилиях и змеях, а профессор Персиков получает ящики с куриными яйцами.
В то же время ученый и его ассистент видят лист с экстренным сообщением об анакондах в Смоленской губернии.
Тут же выясняется, что заказы Рокка и Персикова перепутали: завхоз получил змеиные и страусовые, а изобретатель куриные.
Персиков к тому времени изобретает специальный яд для умерщвления жаб, который потом пригождается для борьбы с огромными змеями и страусами.
Отряды Красной Армии, вооружённые газом, борются с этим бедствием, но Москва всё равно встревожена, и многие собираются бежать из города.
Обезумевшие люди врываются в институт, где работает профессор, разрушают его лабораторию, виня его во всех бедах и думая, что это он выпустил огромных змей, убивают его сторожа Панкрата, экономку Марью Степановну и его самого. Затем они поджигают институт.
В августе 1928 года внезапно наступает мороз, который губит последних змей и крокодилов, не добитых специальными отрядами. После эпидемий, которые были вызваны гниением трупов змей и людей, пострадавших от нашествия рептилий, к 1929 году наступает обычная весна.
Луч, открытый покойным Персиковым, получить больше не удаётся никому, даже его бывшему ассистенту Иванову — ныне ординарному профессору.
Главные герои и их характеристика
- Владимир Ипатьевич Персиков — гениальный учёный, профессор зоологии, открывший уникальный луч. Герой выступает против использования луча, потому что его открытие ещё не проверено и не исследовано.
Он осторожен, не любит излишней суеты и считает, что любое изобретение требует многолетних испытаний перед тем, как наступит пора для его эксплуатации. Из-за вмешательства в его деятельность работа всей его жизни погибает вместе с ним.
Образ Персикова символизирует гуманизм и этику научного мышления, которым суждено погибнуть в условиях советской диктатуры. Одинокий талант противопоставляется непросвещенной и ведомой толпе, что не имеет собственного мнения, черпая его из газет.
По Булгакову, невозможно построить развитое и справедливое государство без интеллектуальной и культурной элиты, которую изгнали из СССР глупые и жестокие люди, не имеющие ни знаний, ни одаренности, чтобы построить страну самостоятельно.
- Пётр Степанович Иванов — ассистент профессора Персикова, который помогает ему в его экспериментах и восхищается его новым открытием. Однако он не такой талантливый учёный, поэтому ему не удаётся получить «луч жизни» после гибели профессора.
Это образ приспособленца, который всегда готов присвоить достижения действительно значимого человека, даже если придется перешагнуть через его труп.
- Альфред Аркадьевич Бронский — вездесущий, быстрый, ловкий журналист, полуграмотный сотрудник многих советских журналов и газет.
Первым проникает в квартиру Персикова и узнаёт о его необычном открытии, затем распространяет эту новость повсюду против воли профессора, преукрашивая и искажая факты.
- Александр Семёнович Рокк — бывший революционер, а ныне заведующий совхозом «Красный луч». Необразованный, грубый, но хитрый человек.
Он посещает доклад профессора Персикова, где тот рассказывает об открытом им «луче жизни», и ему приходит в голову идея восстановить после эпидемии популяцию кур при помощи этого изобретения. Рокк в силу неграмотности не осознаёт всей опасности такого нововведения. Это символ нового типа людей, скроенного по мерилам новой власти. Несамостоятельный, глупый, трусливый, но, что называется, «пробивной» гражданин, который играет только по правилам советского государства: бегает по инстанциям, добивается разрешений, всеми правдами и неправдами пытается подстроиться под новые требования.
Темы
- Центральная тема — неосторожность людей в обращении с новыми научными изобретениями и непонимание опасности последствий такого обращения. Люди вроде Рокка мыслят узко и хотят добиться цели любыми средствами. Им наплевать, что будет после, их интересует только сиюминутная выгода от того, что может обернуться крахом завтра же.
- Вторая тема — социальная: неразбериха в управленческих структурах, из-за которой может произойти любое бедствие. Ведь если бы необразованный Рокк не был допущен заведовать совхозом, катастрофы не произошло бы.
- Третья тема — безнаказанность и огромное влияние средств массовой информации, безответственных погоне за сенсациями.
- Четвёртая тема — невежество, которое вылилось в непонимание многими людьми причинно-следственной связи и нежелание в ней разбираться (они обвиняют в наступившем бедствии профессора Персикова, хотя на самом деле виноват Рокк и власти, которые ему содействовали).
Проблематика
- Проблема авторитарной власти и ее губительного влияния на все сферы общества. Наука должна быть отделена от государства, но это было невозможно в условиях советской власти: искаженная и упрощенная наука, подавляемая идеологией, демонстрировалась всем людям при помощи газет, журналов и других средств массовой информации.
- Кроме того, в «Роковых яйцах» обсуждается социальная проблема, которая заключается в неудачной попытке советского строя совместить научную интеллигенцию и остальные слои населения, далёких от науки вообще. Не зря в повести показано, как сотрудник НКВД (фактически представитель власти), охраняющий Персикова от журналистов и шпионов, находит общий язык с простым и безграмотным сторожем Панкратом. Автор подразумевает то, что они с ним на одном интеллектуальном уровне: разница лишь в том, что у одного есть особый значок под воротником куртки, а у другого нет. Автор намекает на то, насколько несовершенна такая власть, где недостаточно образованные люди пытаются контролировать то, в чем сами толком не разбираются.
- Немаловажная проблема повести — безответственность тоталитарной власти перед обществом, которую символизирует неосторожное обращение Рокка с «лучом жизни», где сам Рокк — это власть, «луч жизни» — способы воздействия государства на людей (идеология, пропаганда, контроль), а рептилии, пресмыкающиеся и страусы, вылупившиеся из яиц — само общество, сознание которого исковеркано и повреждено. Совсем другой, более разумный и рациональный способ управления обществом символизирует профессор Персиков и его научные эксперименты, требующие осторожности, учёта всех тонкостей и внимательности. Однако именно этот способ искореняется и исчезает вовсе, потому что толпа ведома и не желает самостоятельно разбираться в тонкостях политики.
Смысл
«Роковые яйца» — своеобразная сатира на советскую власть, на её несовершенство в силу её новизны. СССР — это словно одно большое, не проверенное на опыте, а потому опасное для общества изобретение, обращаться с которым пока что не умеет никто, из-за чего происходят различные неполадки, сбои и катастрофы.
Общество в «Роковых яйцах» — это подопытные животные в лаборатории, подвергающиеся безответственным и недобросовестным экспериментам, которые служат явно не на пользу, а во вред. Необразованные люди допускаются к управлению этой лабораторией, им доверяются серьёзные задачи, выполнять которые они не в силах из-за неумения ориентироваться в социальных, научных и других сферах жизни.
Вследствие этого из подопытных граждан могут получиться моральные чудовища, что приведёт к необратимым катастрофическим последствиям для страны. В то же время непросвещенная толпа безжалостно обрушивается на тех, кто реально может помочь ей преодолеть трудности, кто умеет пользоваться изобретением национального масштаба. Интеллектуальная элита истребляется, но заменить ее некем.
Весьма символично, что после смерти Персикова уже никто не может восстановить утраченное вместе с ним изобретение.
Критика
А. А. Платонов (Климентов), рассматривал это произведение как символ осуществления революционных процессов.
Согласно Платонову, Персиков — это создатель революционной идеи, его ассистент Иванов — тот, кто эту идею осуществляет, а Рокк — это тот, кто решил ради собственной выгоды использовать идею революции в искажённом виде, а не так, как положено (ради общей пользы) — в результате пострадали все. Персонажи «Роковых яиц» ведут себя так, как описал однажды Отто фон Бисмарк (1871 — 1898): «Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами её пользуются проходимцы». Некоторые критики считали, что «Роковые яйца» написаны Булгаковым ради забавы, но члены РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей) негативно отнеслись к книге, достаточно быстро рассмотрев в этом произведении политическую подоплёку.
Филолог Борис Соколов (р. 1957) пытался выяснить, какие прототипы были у профессора Персикова: это может быть советский биолог Александр Гурвич, но если исходить из политического смысла повести, то это — Владимир Ленин.
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-rokovye-yajtsa-bulgakov/
«Роковые яйца», анализ повести Булгакова
Повесть «Роковые яйца» была написана Булгаковым в 1924 г. Уже публикуя повесть в сокращённом виде в четырёх номерах журнала «Красная панорама» (1925), Булгаков изменил название с «Луч жизни» на «Роковые яйца». Полностью повесть издана в журнале «Недра» № 6 за 1925 г., в этом же году вошла в сборник «Дьяволиада».
Литературное направление и жанр
Повесть относится к модернистскому направлению в литературе. Фантастические события, происходящие в ней, Булгаков переносит в недалёкое будущее (1928 г.). Благодаря этому повесть приобретает черты антиутопии, в которой сатирически осмысливаются события советской жизни и достижения советской науки.
Проблематика
В сатирической повести главная проблема социальная – будущее страны. Булгаков ставит под сомнение жизнеспособность нового государства, всё-таки надеясь на то, что после «нашествия гадов», эпидемий и болезней страна может оправиться.
Поднимаются также философские проблемы: роль случая в человеческой жизни и истории, личность в истории.
Сюжет и композиция
События повести имеют чёткие хронологические рамки и свойственную хроникам точность. Начало событий приходится на 16 апреля (на следующий день после Пасхи в 1928 г.
), а заканчивается нашествие в ночь с 19 на 20 августа (на следующий день после Преображения).
Такие намёки на воскрешение (в данном случае, чего-то дьявольского) и преображение мира, возвращение его к прежнему несовершенному, но нормальному состоянию, воплощают надежду Булгакова на возможное возвращение к прежней «нормальной» дореволюционной жизни.
Точно указан возраст профессора (58 лет), год, когда от Персикова убежала жена, не сумев вынести его лягушек.
Профессор зоологии Персиков, специализирующийся на земноводных, случайно открывает возникший путём преломления в линзах микроскопа луч, под воздействием которого живые организмы растут до необычных размеров и интенсивно размножаются.
Вскоре эпидемия куриной болезни уничтожает всех кур в стране.
Председатель совхоза «Красный луч», желающий быстро восстановить куроводство в республике, заручившись бумагой из Кремля, забирает временно у профессора три камеры, генерирующие луч.
Животные в институте предчувствуют недоброе: жабы поднимают концерт, стрекочут «зловеще и предостерегающе». Когда Рокк приступает к освещению яиц красным лучом, в совхозе воют собаки и надрываются лягушки, потом птицы улетают из окрестных рощ, а лягушки исчезают из пруда.
Они как будто знают об ошибке, о которой не догадывается Рокк, получивший из-за границы посылку, предназначенную Персикову. Из яиц первым делом вылупляются две анаконды 15 аршинов в длину и шириной с человека.
Одна из них проглатывает толстую жену Рокка Маню, после чего Рокк седеет и бежит на станцию Дугино с просьбой отправить его в Москву.
Агент государственного политического управления гибнут в схватке с выползающими из оранжереи змеями и крокодилами. Пресмыкающиеся угрожают Смоленску, который сгорает в пожаре от оставленных в панике печей.
Животные движутся на Москву, откладывая по дороге огромное количество яиц. Из Москвы, в которой объявлено военное положение, поспешно вывозят золотой запас и произведения искусства.
На борьбу с животными отправлена конная армия, три четверти которой погибло под Можайском, и газовые отряды, отравившие огромное количество людей.
Разъярённая толпа убивает Персикова и уничтожает его камеру, а три камеры в совхозе «Красный луч» гибнут в пожаре.
Куриный мор, а затем нашествие гадов представлены в повести как роковое бедствие, наказание целой страны. Доказательством тому являются границы куриного мора.
На севере и востоке мор был остановлен морскими просторами, а на юге степными. Но удивительным является тот факт, что мор остановился на границе Польши и Румынии.
Слова об ином климате этих мест намекают на истинную причину – иной политический строй, над которым не властны болезни советского государства.
Нашествие гадов (слово говорящее и, несомненно, связывалось Булгаковым с событиями революции и гражданской войны) было остановлено сильными морозами, которых не может быть в природе в это время.
Это символ помощи свыше, только Бог может остановить советскую опасность, наползающую на страну, подобно огромным гадам.
Недаром мороз ударил в ночь после религиозного праздника Преображения Господня (в народе Спаса).
Камеры восстановить без Персикова не удалось, видимо, потому, что сделаны они были по дьявольскому наущению.
Герои повести
Профессор Владимир Ипатьевич Персиков – гений, сосредоточенный на науке. Он профессор зоологии университета и директор зоологического института на улице Герцена.
Внешность у профессора несимпатичная, даже отталкивающая или смешная. Голову Булгаков иронически называет замечательной: «лысая, толкачом». Булгаков обращает внимание на такие детали, как выпяченная нижняя губа, придававшая лицу капризный оттенок, красный нос, старомодные очки, скрипучий квакающий голос. Персиков имел привычку скручивать указательный палец, что-либо объясняя.
Отрешённость от внешнего мира, а также верная экономка Марья Степановна, позволяют профессору пережить самые трудные, голодные и холодные годы. Но эта же отрешённость делает его мизантропом. Даже смерть собственной жены, ушедшей от Персикова 15 лет назад, кажется, оставляет его равнодушным.
Обычных людей Персиков пугает, с ним разговаривают «с почтением и ужасом», или же с улыбкой, как с маленьким, хоть и крупным, ребёнком. Персиков двойственен по своей природе, он только частично относится к миру людей, а частично – к миру потустороннему. Одним словом, Персиков – существо почти демоническое, поэтому далёк от жизни и ею не интересуется.
Персиков теряет человеческий облик, когда узнаёт о том, что перепутаны две партии яиц. Он становится разноцветным, иссиня-белым, с разноцветными глазами. С другой стороны, в Персикове есть что-то механическое: он действует и говорит автоматически и однообразно, в случае опасности призывая Панкрата.
Александр Семёнович Рокк – заведующий показательным совхозом «Красный луч», расположенным в Никольском, Смоленской губернии.
У этого героя говорящая фамилия. Когда Панкрат сообщает Персикову, что к нему пришёл Рокк с бумагой из Кремля, Персиков удивляется, что рок может прийти и принести бумагу из Кремля. Рокк одет старомодно, на боку у него старой конструкции маузер в жёлтой кобуре.
Лицо Рокка на всех производит крайне неприятное впечатление. Маленькие глазки смотрят изумлённо и уверенно, лицо иссиня-бритое.
Рокк до 17 г. служил флейтистом в концертном ансамбле маэстро Петухова, выступал в кинематографе «Волшебные грёзы» в городе Екатеринославле. Революция показала, что «этот человек положительно велик».
Персиков сразу угадывает, что Рокк с яйцами «чёрт знает что наделает». Мужики в Концовке называют Рокка антихристом, а яйца дьявольскими, даже хотят его убить. В конце повести Рок сгинул неведомо куда, что ещё раз доказывает его дьявольскую природу.
Стилистические особенности
В повести множество скрытых смыслов. Подтекст заложен в самом названии. Первоначальное название «Луч жизни» иронично, потому что изобретённый профессором красный луч оказывается как раз лучом смерти, угрожающим целой стране.
Это название перекликается с названием совхоза, откуда начались все несчастья – «Красный луч».
Название «Роковые яйца» символично, яйцо как начало и символ жизни оказывается роковым в результате ошибки и обращает родившуюся в нём жизнь (гадов) в смерть для людей.
Яйцо и курица становятся предметом насмешек героев и иронии автора. Надпись «Сожжение куриных трупов на Ходынке» вызывает воспоминание у читателя о ходынской трагедии с огромным числом жертв, случившейся по вине властей (так куры становятся невинными жертвами за людей).
Люди смеются над смертью, обращая куриный мор в предмет шуток, карнавала. Куплетисты поют пошлую песню: «Ах, мама, что я буду делать Без яиц?..
», появляется лозунг, обращённый к иностранным капиталистам: «Не зарьтесь на наши яйца – у вас есть свои».
Грамматические и стилистические ошибки нивелируют трагедийность пьесы «Куриный дох» и надписи на яичном магазине «За качество гарантия». Литературное произведение «Курицыны дети» сразу ассоциируется с грубым «сукины дети».
Вопрос Рокка, заданный по телефону Персикову, тоже неоднозначен: «Мыть ли яйца, профессор?»
Для создания комического эффекта Булгаков активно пользуется штампами и клише официально-делового стиля, создавая невообразимые названия чрезвычайных комиссий (Доброкур). Булгаков даёт своим героям говорящие фамилии. Заведующий отделом животноводства при верховной комиссии называется Птаха-Поросюк (намёк на продовольственную программу).
Основные приёмы создания комического в повести – ирония и гротеск.
-
«Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова
-
Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
-
«Мастер и Маргарита» – особенности жанра и структуры романа
-
Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
-
Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты
-
Проделки Воланда и компании в Москве
-
«Собачье сердце», анализ повести Булгакова
-
«Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова
-
«Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова
-
«Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова
-
«Бег», анализ пьесы Булгакова
-
«Белая гвардия», анализ романа Булгакова
-
«Собачье сердце», краткое содержание по главам повести Булгакова
-
«Кабала святош», анализ пьесы Булгакова
-
«Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова
По произведению: «Роковые яйца»
По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич
Источник: https://goldlit.ru/bulgakov/1008-rokovye-iaitsa-analiz
Роковые яйца
роковые яйца, роковые яйца булгаков
фантастическая повесть
«Роковы́е я́йца» — фантастическая повесть Михаила Булгакова, впервые опубликованная в 1925 году. Также печаталась в сокращённом виде под названием «Луч жи́зни» в том же году.
Написавший повесть «Роковые яйца» в 1924 году, Булгаков помещает своих героев в 1928 год.
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 История публикации
- 3 Театральные постановки
- 4 Экранизации
- 5 Интересные факты
- 6 Критика
- 7 Примечания
Сюжет
Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Владимир Ипатьевич Персиков случайно обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра на эмбрионы.
Организмы, в момент развития облученные открытым Персиковым лучом (например, зародыши в икринках), начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы».
Кроме того, они отличаются агрессивностью и невероятной способностью стремительно размножаться.
Как раз в то время по всей стране прокатился куриный мор, и один совхоз во главе с человеком по фамилии Рокк решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур. Согласно приказу свыше Рокк забирает у Персикова камеры-облучатели, с которыми профессор проводил опыты, и увозит их.
Рокк заказывает за границей куриные яйца, а Персиков — змеиные, крокодильи и страусиные яйца для опытов. В результате ошибки заказ Персикова присылают Рокку.
Увидев на доставленных «куриных» яйцах «какую-то грязюку» Рокк звонит Персикову, профессор думает, что это ошибка, «грязюки» на яйцах быть не может, а потому разрешил Рокку их не мыть.
Рокк начинает облучение яиц, к вечеру из них вылупляются страусы, анаконды и крокодилы чудовищных размеров, они убивают жену Рокка и приехавших чекистов. Персиков, готовый к опытам, получает куриные яйца.
Профессор возмущен этой ошибкой, его помощник доцент Иванов показывает ему «экстренное приложение» к свежему номеру газеты, где на фотографии изображена громадных размеров анаконда… из Смоленской губернии! Персиков понимает, что произошла чудовищная ошибка: куриные яйца прислали ему, а змеиные — Рокку в совхоз. За «грязюку» Рокк принимал сетчатый рисунок на змеиных яйцах. Пресмыкающиеся беспрестанно размножаются; их полчища, сметая все на своем пути, движутся вперед, к Москве.
В бои с рептилиями вступают части РККА, применяя в том числе и химическое оружие, но под натиском гадов гибнут.
Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника; обезумевшая толпа, решив, что это Персиков распустил гадов, и рассвирипев, врывается в институт, где работал профессор, и убивает его.
Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз — минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.
И хотя ещё долго были повальные эпидемии от «трупов гадов и людей», основная опасность миновала.
Хотя доцент Иванов, бывший помощник великого профессора, теперь заведовавший институтом, и пытался снова получить странный луч, у него ничего не вышло. «Очевидно, для этого нужно было что-то особенное, кроме знания, чем обладал в мире только один человек — покойный профессор Владимир Ипатьевич Персиков».
История публикации
Впервые повесть была опубликована в журнале «Недра» № 6 за 1925 год. Также повесть вошла в сборники:
- Булгаков М. Дьяволиада. М.: Недра, 1925;
- Булгаков М. Роковые яйца. Рига: Литература, 1928.
В сокращенном виде под названием «Луч жизни» повесть «Роковые яйца» печаталась в издании «Красная панорама» в номерах с 19 по 22 за 1925 год (причём в № 22 уже под названием «Роковые яйца»).
Театральные постановки
- 1989 — Московский драматический театр «Сфера»
- Казанский государственный академический русский Большой драматический театр имени В. И. Качалова
- 1990 — Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, постановка Андрея Житинкина
Экранизации
- Телеспектакль «Роковые яйца», режиссёр-постановщик Павел Резников
- 1995 — Роковые яйца — художественный фильм режиссёра Сергея Ломкина.
- 2003 — Хорошо забытое старое — мультфильм, режиссёр Ефим Гамбург
Интересные факты
Сюжет книги перекликается с написанным в 1904 году романом «Пища богов», Герберта Уэллса. В романе два ученых изобретают порошок, вызывающий значительный рост животных и растений.
Эксперименты с порошком на старой ферме приводят к непредсказуемым последствиям, появлению в Англии нападающих на людей монстров (гигантских крыс и ос).
Также появляются гигантские куры, растения и люди-великаны.
Этот роман напрямую упоминается в повести:
— Вы, — продолжал Иванов, — вы приобретёте такое имя… У меня кружится голова. Вы понимаете, — продолжал он страстно, — Владимир Ипатьевич, герои Уэллса по сравнению с вами просто вздор… А я-то думал, что это сказки… Вы помните его «Пищу богов»?
— А, это роман, — ответил Персиков.
— Ну да, господи, известный же!..
— Я забыл его, — ответил Персиков, — помню, читал, но забыл.
По мнению А. А. Климентова, действующие лица повести ведут себя, соответствуя фразе О. фон Бисмарка «Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы».
Гений здесь — это Персиков, создавший революционную в биологии идею, фанатик — Иванов, построивший камеры, которые воплощали идеи Персикова в жизнь, а проходимец — Рокк, который свалился ниоткуда и так же внезапно исчез.
В фильме, снятом Владимиром Бортко появляется Николай Николаевич Персиков, директор московского ветеринарно-показательного института, являющийся однофамильцем профессора Владимира Ипатьевича Персикова.
Идея живительного излучения в спектре была вскользь озвучена в американском фильме ужасов “Франкенштейн” (1931), поставленному по пьесе Пэгги Уэмблинг в адаптации Джона Бальдерстона, однако не упоминается в последующих сиквелах фильма, и в ряде переводов данная фраза отствует.
Критика
Филолог Борис Соколов посвятил этому произведению главу в книге «Михаил Булгаков: загадки творчества». По мнению Соколова, прототипами профессора Персикова могли быть советский биолог Александр Гурвич, открывший митогенетическое излучение, и Владимир Ленин.
Примечания
- ↑ Все спектакли театра «Сфера»
- ↑ КАЗАНСКИЙ РУССКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. В.И.КАЧАЛОВА — статья из энциклопедии «Кругосвет» цитата: «В последние годы театр выезжал на Международный фестиваль русских театров в Марселе (Франция) со спектаклями Роковые яйца Булгакова»
- ↑ «Я и во сне ставлю спектакли».
Чистосердечные признания «опасного» режиссёра Андрея Житинкина
- ↑ Житинкин, Андрей Альбертович (Кругосвет)
- ↑ Виртуальный музей радио и телевидения
роковые яйца, роковые яйца анализ, роковые яйца булгаков, роковые яйца булгакова, роковые яйца смотреть, роковые яйца сокращение, роковые яйца фильм, роковые яйца читать
Роковые яйца Информацию О
Роковые яйца
Роковые яйца
Роковые яйца Вы просматриваете субъект
Роковые яйца что, Роковые яйца кто, Роковые яйца описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
Источник: https://turkaramamotoru.com/ru/-195311.html
Краткое содержание «Роковые яйца»
Фантастическая повесть «Роковые яйца» Булгакова была написана в 1924 году и опубликована год спустя в журнале «Недра», а затем – в сборнике писателя «Дьяволиада». Первоначальное название – «Луч жизни» – Булгаков изменил уже во время публикации рассказа, сюжет которого развивается в 1928 году.
Для читательского дневника, а также для подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Роковые яйца» по главам.
Владимир Ипатьевич Персиков – профессор зоологии, открывший «луч жизни».
Иванов – ассистент Персикова, принимающий участие в смелых экспериментах.
Бронский – ловкий, вездесущий журналист.
Александр Семенович Рокк – заведующий совхозом «Красный Луч».
Началом «ужасающей катастрофы» можно считать вечер 16 апреля 1928 года, а ее причиной – профессора зоологии Владимира Ипатьевича Персикова, занимающего должность директора Московского зоологического института.
В свои 58 лет, пережив предательство жены, Владимир Ипатьевич жил скромной холостяцкой жизнью. Как и всем представителям научного сообщества, еду довелось вынести немало испытаний в послереволюционные годы.
От продолжительного голода умерли не только все подопытные животные в институте, но даже «бессменный сторож института старик Влас».
Читать лекции профессору приходилось при минусовой температуре в помещении, а из пяти комнат в его квартире ему оставили только две.
Профессор грозился уехать заграницу, но обещания своего не сдержал. К 1928 году ситуация стала заметно улучшаться, и Персиков воспрянул духом.
Глава 2. Цветной завиток
Профессор рассматривает результат своих многочисленных экспериментов. Под микроскопом он наблюдает за амебами и замечает «цветной завиток, похожий на женский локон» – цветной пучок света, указывающий на то, что препарат не в фокусе.
Персиков хочет настроить освещение, но его рука на полпути замирает – профессорский глаз замечает под стеклом нечто удивительное. В состоянии крайнего замешательства он задергивает шторы, накрывает микроскоп стеклянным колпаком, и покидает институт, бормоча себе под нос: «Ведь это сулит черт знает что такое!».
Глава 3. Персиков поймал
Профессор выясняет, что под действием тонкого красного луча, выпадавшего из цветного завитка, амебы стремительно размножались, а после – «яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали».
Чтобы повторить необычный эффект вне микроскопа, доцент Иванов берется соорудить особую систему зеркал и линз. Прибор готов и уже спустя два дня после проведения первого опыта на икре лягушек институт заполняется тысячами огромных квакающих существ. С большим трудом удается их «перебить ядами» и очистить помещение.
Глава 4. Попадья Дроздова
Слухи о необыкновенном «луче жизни» распространяются со стремительной скоростью по всей Москве. К профессору наведывается модный журналист Бронский с вечно бегающими глазами.
Невзирая на сопротивление Персикова, бойкий журналист задает ему вопросы и приходит к выводу, что сделанное им открытие «вызовет мировой переворот в животноводстве».
Статья тут же идет в печать, и на следующий день профессора начинают осаждать журналисты.
Глава 5. Курина история
Тем временем в «уездном заштатном городке» Стекловске беда – начинается страшный куриный мор, за два дня выкосивший всех куриц в городе.
Профессора Персикова продолжают беспокоить журналисты, и «работать в такой обстановке было просто невозможно». Доведенный до крайней степени раздражения, Владимир Ипатьевич звонит на Лубянку и просит принять меры. Ему уверяют, что «больше никто его не потревожит, ни в институте, ни дома».
Журналист Бронский сообщает профессору, не читающему газеты, о куриной эпидемии, и тот подключается на борьбу с ней.
Глава 6. Москва в июне 1928 года
Вся Москва увешана объявлениями о запрете к употреблению и продаже куриных яиц и куриного мяса. В простых столовых и дорогих ресторанах не сыщешь блюда с этими продуктами.
«Куриная» тема становится невероятно модной в столице, и ее на всякий манер обыгрывают не только в газетах, но даже в театрах и цирке.
Глава 7. Рокк
Спустя две недели куриный мор прекращается столь же неожиданно, как и начался. За это время «профессор Персиков совершенно измучился и заработался». Получив, наконец, возможность заниматься удивительным лучом, они ночи напролет проводит «у камеры и микроскопа».
По заданию правительства к профессору приходит Александр Семенович Рокк – директор совхоза «Красный луч». Он забирает из лаборатории экспериментальные камеры с лучом, оставив лишь одну, самую маленькую. Камеры нужны Рокку для восстановления куриного поголовья.
Глава 8. История в совхозе
Александр Семенович с помощниками устанавливает драгоценные камеры в бывшей оранжерее Шереметьевых. Он бережно укладывает в них яйца, присланные из-за границы. Смущает Рокка лишь то, что все они удивительно большие и грязные.
Рокк не может налюбоваться на «испещренные пятнами ярко-красные яйца», в которых уже на третий день чувствовалось пробуждение жизни. Впрочем, радость директора омрачается странным поведением животных: из окрестностей исчезают все птицы и лягушки, а собаки жалобно воют все ночи напролет.
День проходит «крайне возбужденно», поскольку Рокк не обнаруживает в камере ни целых яиц, ни долгожданных цыплят. Все отправляются на их поиски, во время которых на супругу Рокка нападает огромная змея и съедает ее.
Глава 9. Живая каша
Перед агентами ГПУ находится «седой трясущийся человек» – это Александр Семенович Рокк, на глазах которого мучительной смертью погибла жена.
Агенты предлагают Рокку съездить в совхоз для разбирательства, но старик в ужасе просит отвезти его в Москву. Решено, что директор – сумасшедший, которого напугал удав, сбежавший из цирка.
Агенты отправляются в «Красный луч» и перед их глазами открывается живописная картина. «Вся оранжерея жила как червивая каша» – гигантских размеров змеи ползают по полу, шипят и заворачиваются в клубки.
Агенты пытаются ретироваться, но становятся жертвами адских созданий.
Глава 10. Катастрофа
Москва полнится необычайными слухами о нашествии змей-великанов, страусов и крокодилов. Профессору Персикову, который, как известно, газет не читает, об этом ничего не известно. Он возмущен другим обстоятельством – вместо давнишнего заказа на поставку яиц страуса и анаконды он получил огромную партию обычных куриных яиц.
Дело проясняется, когда в кабинет профессора вбегает перепуганный Иванов с газетой в руках: профессорский «заказ на змеиные и страусовые яйца переслали в совхоз, а куриные» – в институт. Осознав масштабы трагедии, Персикову становится плохо.
Глава 11. Бой и смерть
В Москве пылает «бешеная электрическая ночь»: народ в панике эвакуируется, конная армия безуспешно пытается остановить натиск огромных гадов.
Обезумевшая толпа врывается в институт, убивает профессора Персикова и поджигает здание.
Глава 12. Морозный бог на машине
Неожиданным спасением для Москвы и близлежащих территорий становятся небывалые доселе заморозки, которые держатся трое суток. «Остановить движения мерзких пресмыкающихся», перед которыми была бессильна армия, смог только сильный мороз.
Однако страна еще долго приходит в себя после страшного эксперимента Рокка: гниение «бесчисленных трупов крокодилов и змей» вызывает волну страшных эпидемий. Лишь к весне следующего года положение окончательно стабилизируется.
На месте разрушенного института возводят новое строение, и его директором становится профессор Иванов. Он безуспешно пытается воссоздать камеры с «лучом жизни»: этот секрет унес собой в могилу «покойный профессор Владимир Ипатьевич Персиков».
В своем произведении Булгаков поднимает проблему вмешательства авторитарной власти в научный мир, не терпящий никакого насилия. Последствия грубого давления идеологии на науку могут быть самыми непредсказуемыми, но всегда – плачевными.
После ознакомления с кратким пересказом «Роковые яйца» рекомендуем прочесть повесть Булгакова полностью.
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
<\p>
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 78.
Источник: https://obrazovaka.ru/books/bulgakov/rokovye-yayca
Краткое содержание повести “Роковые яйца”
(Сокращенный вариант)
Действие происходит в СССР летом 1928 г.
Владимир Ипатьевич
Персиков, профессор зоологии IV
государственного университета и директор Московского зооинститута, совершенно
неожиданно для себя делает научное открытие огромной важности: в окуляре
микроскопа при случайном движении зеркала и объектива он видит необыкновенный луч — «луч жизни», как называет его впоследствии ассистент профессора
приват-доцент Петр Степанович Иванов. Под воздействием этого луча обычные амебы
ведут себя страннейшим образом: идет бешеное, опрокидывающее все
естественнонаучные законы размножение; вновь рожденные амебы яростно
набрасываются друг на друга, рвут в клочья и глотают; побеждают лучшие и
сильнейшие, и эти лучшие ужасны: в два раза превышают размерами обычные
экземпляры и, кроме того, отличаются какой-то особенной злобой и резвостью.
При помощи системы линз и зеркал приват-доцент Иванов
сооружает несколько камер, в которых в увеличенном виде вне микроскопа
получает такой же, но более мощный луч, и ученые ставят опыты с икрой лягушек.
В течение двух суток из икринок вылупливаются тысячи головастиков, за сутки
вырастающих в таких злых и прожорливых лягушек, что одна половина тут же
пожирает другую, а оставшиеся в живых за два дня безо всякого луча выводят
новое, совершенно бесчисленное потомство.
Слухи об опытах профессора Персикова просачиваются в печать.
В это же время в стране начинается странная, не известная
науке куриная болезнь: заразившись этой болезнью, курица в течение нескольких
часов погибает. Профессор Персиков входит в состав чрезвычайной комиссии по
борьбе с куриной чумой. Тем не менее через две недели на территории Советского
Союза вымирают все куры до одной.
В кабинете профессора Персикова появляется Александр
Семенович Рокк, только что назначенный заведующим показательным совхозом
«Красный луч», с «бумагой из Кремля», в которой профессору предлагается
предоставить сконструированные им камеры в распоряжение Рокка «для поднятия
куроводства в стране». Профессор предостерегает Рокка, говоря, что свойства
луча еще недостаточно хорошо изучены, однако Рокк совершенно уверен, что все
будет в порядке и он быстро выведет прекрасных цыплят. Люди Рокка увозят три
большие камеры, оставив профессору его первую, маленькую камеру.
Профессор Персиков для своих опытов выписывает из-за границы
яйца тропических животных — анаконд, питонов, страусов, крокодилов. В то же
время Рокк для возрождения куроводства также из-за границы выписывает куриные
яйца.
И происходит ужасное: заказы оказываются перепутанными, и в смоленский
совхоз приходит посылка со змеиными, крокодильими и страусиными яйцами.
Ни о
чем не подозревающий Рокк помещает необыкновенно крупные и какие-то странные на
вид яйца в камеры, и тут же в окрестностях совхоза умолкают все лягушки,
снимаются с места и улетают прочь все птицы, включая воробьев, а в соседней
деревне начинают тоскливо выть собаки.
Через несколько дней из яиц начинают
вылупливаться крокодилы и змеи. Одна из змей, выросшая к вечеру до невероятных
размеров, нападает на жену Рокка Маню, которая становится первой жертвой этого
чудовищного недоразумения.
Мгновенно поседевший Рокк, на глазах которого
произошло это несчастье, явившись в управление ГПУ, рассказывает о чудовищном
происшествии в совхозе, однако сотрудники ГПУ считают его рассказ плодом
галлюцинации. Однако, приехав в совхоз, они с ужасом видят огромное количество
гигантских змей, а также крокодилов и страусов. Оба уполномоченных ГПУ
погибают.
В стране происходят ужасные события: артиллерия обстреливает
можайский лес, громя залежи крокодильих яиц, в окрестностях Можайска идут бои
со страусовыми стаями, огромные полчища пресмыкающихся с запада, юго-запада и
с юга приближаются к Москве.
Человеческие жертвы неисчислимы. Начинается
эвакуация населения из Москвы, город полон беженцев из Смоленской губернии, в
столице вводится военное положение.
Бедный профессор Персиков погибает от рук
разъяренной толпы, считающей его виновником всех обрушившихся на страну
несчастий.
В ночь с 19 на 20 августа неожиданный и неслыханный мороз,
достигнув — 18 градусов, держится двое суток и спасает столицу от ужасного
нашествия.
Леса, поля, болота завалены разноцветными яйцами, покрытыми странным
рисунком, но уже совершенно безведренными: мороз убил зародышей. На необозримых
пространствах земли гниют бесчисленные трупы крокодилов, змей, страусов
невероятных размеров.
Однако к весне 1929 г. армия приводит все в порядок,
леса и поля расчищает, а трупы сжигает.
О необыкновенном луче и катастрофе долго еще говорит и пишет
весь мир, тем не менее волшебный луч получить вновь уже никому не удается, не
исключая и приват-доцента Иванова.
Источник: https://lang-lit.ru/2014/02/blog-post.html
Повесть М. Булгакова «Роковые яйца»
Cлайд 1
Повесть М. Булгакова «Роковые яйца»
Cлайд 2
«Роковые яйца» – фантастическая повесть Михаила Афанасьевича Булгакова. В 1921 г. В феодосийской газете появилась заметка о появлении в районе горы Карадаг «огромного гада». Жена М. Волошина вырезала из газеты сообщение о «гаде», а М. Волошин отправил его в Москву Булгакову. Примерно так, по словам Вс. Иванова, было заложено зерно будущей повести. Повесть была закончена в 1924 г. История создания
Cлайд 3
Повесть «Роковые яйца» была опубликована в 1925 г. в журнале «Красная панорама» (в № 19-21 под названием «Луч жизни», в № 22 и 24 появилось нынешнее название). В альманахе «Недра» вышел расширенный вариант. Также повесть вошла в сборники: «Дьяволиада» (1925) и «Роковые яйца» (1928). История публикации
Cлайд 4
Повесть принесла писателю шумную славу и невероятные поношения. После 1926 г. рапповская критика повела по Булгакову «прицельный огонь». Статьи были резки и оскорбительны. Писателя обвиняли в «зубоскальстве», «злопыхательстве», во враждебности к советской власти. Реакция критики Лучшие умы России восприняли повесть восторженно. 30 июня 1925 г. В. В. Вересаев писал М. Горькому: «Обратили ли вы внимание на М. Булгакова в «Недрах»? Я от него жду многого…» Первая реакция Горького была положительная, затем он дал более критическую оценку.
Cлайд 5
Гениальный зоолог профессор Владимир Ипатьевич Персиков случайно обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра (что символично) на эмбрионы. Организмы, в момент развития облученные открытым Персиковым лучом начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы». Кроме того, они отличаются злобой и невероятной способностью стремительно размножаться. Сюжет
Cлайд 6
В то время по стране прокатился куриный мор, и один совхоз во главе с человеком по фамилии Рокк решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур. Рокк забирает у Персикова камеры-облучатели и увозит их. Рокк заказывает за границей куриные яйца, а Персиков — змеиные яйца для опытов. Увидев на доставленных «куриных» яйцах «какую-то грязюку» Рокк звонит Персикову, профессор думает, что это ошибка, а потому разрешает Рокку их не мыть. Рокк начинает облучение яиц, к вечеру из них вылупляются анаконды и крокодилы чудовищных размеров, они убивают жену Рокка и приехавших чекистов. Персиков получает куриные яйца. Профессор возмущен этой ошибкой, его помощник доцент Иванов показывает ему «экстренное приложение» к свежему номеру газеты, где на фотографии изображена громадных размеров анаконда… из Смоленской губернии! Персиков понимает, что произошла чудовищная ошибка. За «грязюку» Рокк принимал сетчатый рисунок на змеиных яйцах. Пресмыкающиеся и беспрестанно размножаются; их полчища движутся вперед, к Москве.
Cлайд 7
Столицу, охватывает паника; обезумевшая толпа, решив, что это Персиков распустил гадов, и, рассвирепев, врывается в институт и убивает профессора. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз — минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибают. Доцент Иванов, бывший помощник великого профессора, теперь заведующий институтом, пытается снова получить странный луч, у него ничего не выходит. «Очевидно, для этого нужно было что-то особенное, кроме знания, чем обладал в мире только один человек — покойный профессор Владимир Ипатьевич Персиков».
Cлайд 8
Повесть Булгакова «Роковые яйца» стала откликом на культурную и социально-историческую ситуацию в советской России первой половины 20-х годов, но откликом, не просто запечатлевающим уродства быта, но и приобретшим черты своеобразного пророчества писателя, подобно тому, как пророчеством стал роман Замятина «Мы». Это повесть-антиутопия, что усиливается за счёт научно-фантастического колорита и авантюрного сюжета. Хотя действие произведения приурочено к 1928 году, направлено оно в будущее, реалии советского быта первых пореволюционных годов узнаются без труда. Выразительно в этом отношении указание на «квартирный вопрос», который якобы был решён в 1926 году, описание этому «явлению» Булгаков даёт весьма ироничное: «Подобно тому, как амфибии оживают после долгой засухи, при первом обильном дожде, ожил профессор Персиков в 1926 году, когда соединённая американо-русская компания выстроила, начав с угла Газетного переулка и Тверской, в центре Москвы 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах 300 рабочих коттеджей, каждый на 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей в годы 1919–1925». Кроме бытовых реалий пореволюционной эпохи можно найти в повести и отголоски культурной жизни этой эпохи.
Cлайд 9
Антиутопический характер повести придаёт и ситуация научного эксперимента, которая перенесена на почву социальных отношений. В центре повести стоит образ чудака-учёного, теоретика погружённого в свои научные исследования, далёкого от реальной действительности («Газет… не читал, в театр не ходил…»). И эта его оторванность от реальной повседневной жизни становится одной из причин трагического развития событий. Через все произведение проходит мотив красного луча. Не случайны и название совхоза «Красный луч», повторяющиеся эпитеты «красные», «малиновые» яйца. Видоизменяются сами определения: «красный луч», «луч жизни», «луч новой жизни», «зарождение новой жизни». Сначала этот луч сравнивается с крошечным цветным локоном, затем со стрелой, мечом. Повесть «Роковые яйца» имеет многослойную структуру. Научно-фантастический жанр дополняется символическими акцентами и приобретает черты притчи, философского предостережения – предостережения об опасности вторжений в макропроцессы человеческого бытия. А определенные сюжетные особенности (динамика повествования, черты сатирического гротеска, обращенность в будущее, юмор) и конфликт, основанный на изображении насилия, превращают данную повесть в антиутопию. Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, которые Рокк пытался использовать в практических целях, Булгаков рассматривает как аналогию с социальным экспериментом, который проводили над Россией большевики – в этом соединяются как насилие над историей, так и насилие над человеческой природой.
Источник: https://bigslide.ru/literatura/21170-povest-m-bulgakova-rokovie-yayca.html