История души человеческой в «герое нашего времени»

История души человеческой в романе М Ю Лермонтова “Герой нашего времени”

Сочинение

Тема: «История души человеческой в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

ЭПИГРАФ

«История 
души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» М.Ю. Лермонтов

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов захотел показать «историю души человеческой». Несмотря на то, что пороки Печорина отображают пороки целого поколения молодежи30-х годов 19 века, этот образ очень индивидуален. Автор своеобразно выстраивает схему повествования, нарушая хронологию событий произведения. Этот прием помогает автору намного глубже раскрыть образ своего героя

 Сам Пеҹорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения.

Мы не способны более к великим жертвам ни для блага ҹеловеҹества, ни даже для собственного нашего сҹастья, потому ҹто знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению.

<\p>

Обратите внимание

Задаҹа воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противореҹивый характер героя.

 В «Герое нашего 
времени» есть черты как реализма, так и романтизма. Реализм в основном проявлен в психологии романа. Печорин – типичный представитель своего времени. Автор глубоко раскрывает его внутренний мир, описывает переживания, мысли, чувства героя.

Лермонтов отмечает, что у Печорина есть «силы необъятные», но он не может в полной мере реализовать их. Виной тому время и общество, в котором формировался характер главного героя. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений.

В тот же самый момент, в романе есть и черты романтизма.

В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин 
потерпел крах, но его раздумья – это 
наболевшие мысли лучших людей того времени. Его глазами читатель видит 
«водяное общество», светские рауты, представителей дворянского сословия.

 В поступках и мыслях Пеҹорина много жестокого и эгоистиҹного. Он подҹеркнуто холодно обходится с Максимом Максимыҹем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является приҹиной гибели Бэлы; играет ҹувствами княжны Мери, поэтому она сҹитает, ҹто он хуже убийцы.

Он циниҹно рассуждает о дружбе (Из двух друзей всегда один раб другого), о любви (Женщины любят только тех, кого не знают), о сҹастье (А ҹто такое сҹастье? Насыщенная гордость), о страданиях и радостях других только в отношении к себе.

Пеҹорин приносит страдания всем, с кем встреҹается: Бэле, ҹестным контрабандистам, Мери, Грушницкому, Максиму Максимыҹу. Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя нравственным калекой, палаҹом (я разыгрываю жалкую роль палаҹа, я играл роль топора в руках судьбы).

Он осознает, ҹто прожил жизнь пустую и бесцельную: Заҹем я жил? Для какой цели я родился? Он не видит смысла и радости в жизни: Я как ҹеловек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, ҹто еще нет его кареты.

Важно

Поколение 30-х годов 
застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии

 Однако душа Пеҹорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его холодное, бессильное отҹаяние.

Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагиҹескую любовь к Вере, способность ҹувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким). Обаяние лиҹности Пеҹорина в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу.

Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, ҹто меня ожидает. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести. При всей самобытности и уникальности лиҹности Пеҹорина его жизнь ровный путь без цели. Это трагедия героя своего времени.

На ҹто мог направить свои богатые душевные возможности Пеҹорин? Социально-психологиҹеские условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой лиҹности.<\p>

Таким образом, МЮ Лермонтов необычайно остро ставил вопрос поколения.

С одной стороны, перед нами открывается широкая 
панорама света, представителей пошлого 
«водяного общества» с их мелкими 
страстями, с другой стороны – черты 
поколения находят свое выражение 
в образе главного героя, его страданиях и поисках. Автор призывает свое поколение не плыть по течению, не подстраиваться под зло и насилие, не ждать, а действовать, сопротивляться подлости и пассивности

Источник: http://yaneuch.ru/cat_09/istoriya-dushi-chelovecheskoj-v-romane/240180.2163350.page1.html

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — «история души человеческой…»

Тема: Герой нашего времени

ПЛАН

  1. О чем роман? (жанр, композиция)
  2. С какой це­лью нарушена хронологическая последовательность событий?
  3. Как должны быть расположены повести?
  4. Зачем понадобились три рассказчика?

«Герой нашего времени» — первый русский реалистический психо­логический роман в прозе.

В предисловии к «Журналу Печорина» Лер­монтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…

» Вот раск­рыть эту-то «историю души человеческой» и поставил задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя.

Такая идейная задача автора обусловила и своеобразие построения ро­мана. Его особенность — нарушение хронологической последовательности событий, о которых рассказывается в произведении.

Роман состоит из пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сю­жет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все части повести в нечто цельное, в единый роман. И вот, если взять историю Печорина, изобража­емую в романе, то события его жизни располагаются в такой последова­тельности.

Совет

Бывший гвардейский офицер, за что-то переведенный на Кавказ, Пе­чорин едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань и переживает приключение, о котором рассказывается в одноименной по­вести. Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость.

Во время службы в крепости происходят события, описанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Прохо­дит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию, и по дороге встречается в последний раз с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»). Лермонтов нарушает этот порядок повестей.

На первое место он ставит повесть «Бэла», потом — «Максим Максимыч», далее идет «Та­мань», «Княжна Мери», и заканчивается роман повестью «Фаталист».

Располагая повести в такой последовательности, Лермонтов преследо­вал цель, вытекающую из идейного замысла, — шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. В «Бэле» образ Печорина дается в восприятии Максима Максимыча, простого армейского штабс-капитана, плохо разби­рающегося в душевных тонкостях Печорина.

В «Максиме Максимыче» мы уже не только слышим рассказ о Печорине: мы видим его, о нем нам говорит проезжий офицер, вымышленный автор повести, который находится на од­ном социально-культурном уровне с Печориным. Он рисует нам внешность главного героя, на наших глазах происходит встреча Печорина с Максимом Максимычем.

А последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история дается то в виде дневника («Княжна Мери»), то в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время после пережитых событий.

Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Чтобы полнее раскрыть душевный мир главного героя романа, Лермон­тов противопоставляет Печорина, с одной стороны, людям простым и цель­ным, близким к природе (Максим Максимыч, Бэла, Азамат, контрабан­дисты) и, с другой — дворянскому обществу, собравшемуся на целебных водах Пятигорска и Кисловодска. Только один персонаж не противопостав­ляется, а сопоставляется с Печориным — доктор Вернер. Материал с сайта //iEssay.ru<\p>

Обратите внимание

Помогает всестороннему раскрытию образа Печорина и непосредствен­ный отзыв о нем Лермонтова, данный в двух предисловиях: ко всему ро­ману и к «Журналу Печорина».

Природа, изображаемая в романе, неразрывно связана с переживания­ми героя, окрашивается его настроением. Бытовая сторона жизни Печори­на мало интересует автора, поэтому он редко сообщает детали бытового ха­рактера.

Нет в «Герое нашего времени» и широкой картины общественно- экономической жизни России, какую дал Пушкин в «Евгении Онегине». Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».

Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».

На этой странице материал по темам:

  • герой нашого часу історія написання
  • последовательность событий герой нашего времени
  • план сочинение история души человеческой в романе м.ю лермонтова герой нашего времени
  • история души человеческой в романе лермонтова герой
  • сочинения по герою нашего времени лермонтов

<\p>

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/l/lermontov/stati/geroj-nashego-vremeni/geroj-nashego-vremeni-m.-yu.-lermontova-istoriya-dushi-chelovecheskoj…

«История души человеческой» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

«История души человеческой» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

«Черты романтизма и реализма в романе». В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов захотел показать «историю души человеческой». Несмотря на то, что пороки Печорина отображают пороки целого поколения молодежи30-х годов 19 века, этот образ очень индивидуален.

Это очень умный, образованный, тонкий человек, не лишенный понятий о чести, достоинстве. Автор своеобразно выстраивает схему повествования, нарушая хронологию событий произведения. Этот прием помогает автору намного глубже раскрыть образ своего героя. Сначала Печорин дается глазами других людей.

О нем рассказывает странствующему офицеру штабс-капитан Максим Максимыч. Так мы узнаем о Печорине, возмущаемся его отношением к молодой черкешенке Бэле, переживаем вместе с Максимом Максимычем ее трагическую гибель.

Но штабс-капитан лишь схематично очерчивает образ Печорина, с его слов нельзя понять всей глубины, сложности и противоречивости этой натуры.

Затем сам странствующий офицер видит Печорина и передает читателям свои ощущения: угадывает скрытность характера («при ходьбе не размахивал руками»), страстность (морщины на благородном лбу, «обозначавшиеся гораздо явственнее в минуты гнева ли душевного беспокойства»), злой нрав или, вернее, «глубокую постоянную грусть» («глаза его не смеялись, когда он смеялся»). Внешний портрет героя помогает глубже понять его характер. Затем на страницах романа появляется дневник самого Печорина. В нем герой очень точно, глубоко, правдиво описывает свои ощущения, переживания. Читатель погружается в сложный внутренний мир героя. «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» – это яркий психологический автопортрет Печорина.

Несмотря на то, что Лермонтов писал «историю души человеческой», ни в романе в целом, ни в «Журнале» нет истории души Печорина. Все, что указывало бы на обстоятельства, в которых сформировался и развивался его характер, опущено.

Но в повести «Княжна Мери» перед нами особенно детально предстает внутренний мир героя. Лермонтов использует все виды психологического самоанализа: герой рассказывает о событиях своей жизни в форме дневника-хроники.

«Герое нашего времени» есть черты как реализма, так и романтизма. Реализм в основном заключает в психологичности романа. Печорин – типичный представитель своего времени. Автор глубоко раскрывает его внутренний мир, описывает переживания, мысли, чувства героя.

Лермонтов отмечает, что у Печорина есть «силы необъятные», но он не может в полной мере реализовать их. Виной тому время и общество, в котором формировался характер главного героя.

Важно

Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений.

В тот же самый момент, в романе есть и черты романтизма. Например, в «Бэле» разработан популярный романтический сюжет о любви европейца, воспитанного цивилизацией, к «дикарке», выросшей среди «детей природы» и живущей по законам своего племени. Но Лермонтов не идеализирует горцев, их нравы описаны достаточно реалистично. Романтичен сам образ Бэлы и ее трагическая гибель.

«Тамани» романтичен образ «честных контрабандистов», особенно девушки Ундины.

Повесть «Фаталист» напоминает романтическую новеллу на философскую тему. В центре поступков и размышлений героев оказалось «предопределение», то есть судьба, рок.

Таким образом, в романе «Герой нашего времени» соединяются реалистические и романтические черты.

«Герой нашего времени» глубокую двойственность человека, его силу и слабость. Пассивное неприятие общественных перемен порождало одиночество, страхи, сомнения, душевное ожесточение.

Главный герой романа Печорин явился выразителем пороков всего поколения. Критик В. Г. Белинский замечал, что в самих пороках Печорина кроется что-то великое. Герой не склоняет головы перед временем, не плывет по течению. В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин потерпел крах, но его раздумья – это наболевшие мысли лучших людей того времени.

«водяное общество», светские рауты, представителей дворянского сословия, Грушницкого, доктора Вернера. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений.

В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии. Поколение Лермонтова жило в страхе, покорности перед властью.

Именно поэтому просматривается такая тесная связь идейного содержания всего романа и стихотворения «Печально я гляжу на наше поколенье».

по отрывкам из его дневника. Печорин формировался как личность в тех кругах дворянской интеллигенции, где было в моде осмеивать все искренние проявления человека.

Совет

Это наложило отпечаток на его характере, искалечило героя морально: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собою и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли».

Читайте также:  Сочинения 15.1, 15.2, 15.3 по тексту троеполького из повести «белый бим чёрное ухо»

Лермонтов изобразил не просто портрет героя эпохи, это «история души человеческой».

признается, что считает себя причиной несчастий других, ему надоели удовольствия высшего света.

«стал искусен в науке жизни». Герой замкнут в себе, страдает от одиночества. Печорин ждал от перевода на Кавказ многого, но скоро и опасность стала ему привычной. Не принесла душевного обновления любовь Бэлы. Но остаться одному Печорину не удается. Его постоянно влечет общение с людьми. Его привлекает опасность, всё, что волнует кровь.

Окружающий Печорина мир построен на духовном рабстве – люди мучают друг друга, чтобы получить удовольствие от страданий другого. Обиженный в свою очередь мечтает лишь об одном – отомстить обидчику, унизить не только его, но и всё общество, весь мир.

Оставшись наедине с самим собой, Печорин беспощаден не только к своим оппонентам, но и к самому себе. Во всех неудачах он винит, прежде всего, себя. Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность. Он постоянно говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души «высохла», «испарилась, умерла».

Герой обвиняет мир, людей, время в своем духовном рабстве, разочаровывается во всем, что когда-то радовало его. Начиная со второй половины XIX века, за Печориным упрочилось определение «лишнего человека».

Лермонтов искренне сожалеет о горькой судьбе своих современников, многие из которых оказались лишними людьми в своей стране. Рассуждая о том, есть ли предопределение в жизни, Печорин превращает свою жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими.

По мысли Лермонтова, поколение, потерявшее веру в добро, справедливость, лишает себя уверенности в завтрашнем дне. Сам Печорин отмечает, что его поколение уже не способно на жертвы.

Таким образом, МЮ Лермонтов необычайно остро ставил вопрос поколения.

Обратите внимание

С одной стороны, перед нами открывается широкая панорама света, представителей пошлого «водяного общества» с их мелкими страстями, с другой стороны – черты поколения находят свое выражение в образе главного героя, его страданиях и поисках. Автор призывает свое поколение не плыть по течению, не подстраиваться под зло и насилие, не ждать, а действовать, сопротивляться подлости и пассивности.

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/3/2043.htm

Тайна истории души печорина

КЛАССИКА

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Тайна истории души печорина

История души человеческой, хотя бы и самой мелкой, едва не любопытнее и не полезнее истории целого народа.

М. Ю. Лермонтов

Критики писали: “Тайна у Лермонтова – антитеза всеведению, которое ведет к отрицанию смысла жизни”. Мне кажется, к такому отрицанию движется Печорин. Он любит разгадывать чужие тайны, но никакой отрадной для себя цели не достигает. Для Печорина исчезают тайны, их нет – все объяснимо, он способен “все знать, все чувствовать, все видеть”.

Но судьба играет с ним злые шутки: кто оказывается на его пути, становится жертвой его очередного эксперимента.

В “Герое нашего времени” нет однозначных выводов. Мы не можем быть уверенными и твердо заявить, что Печорин плохой или хороший, добрый или злой. На протяжении всего романа мы замечаем, что “положительное” в Печорине оказывается одновременно “отрицательным”.

Ироничный и независимый ум, гордое нежелание слиться с толпой, жажда действия и свободы приводят к равнодушию к чужой боли.

Но надо ли в этом винить одного Печорина? Получив возможность выговориться, открыть, что тяжелым камнем лежит у него на сердце, Печорин говорит: “…я был готов любить весь мир, – меня никто не понял! И я выучился ненавидеть”.

Печорин уподобляет жизнь дурному подражанию прочитанной в юности книги. Он видит жизнь, представляет ее как роман в лицах, как спектакль. “Завязка есть, – восклицает он, узнав от Вернера об интересе княжны Мери к Грушницкому, – о развязке этой комедии мы похлопочем”. И конечно же, Печорин непременно ощущает себя главным героем каждого спектакля.

Важно

Конечно, Печорину свойственны поэтические порывы: его описания кавказской природы тому свидетельство. Однако ирония остается как главным средством восприятия мира, так и главной защитой от него, защищает его от страдания. Иронией и логикой Печорин желает оградить себя от боли.

Но другим людям его ирония приносит несчастья, ибо он смотрит на страдания и радости других только как на “пищу, поддерживающую его душевные силы”.

“На первом месте у него всегда он сам, его желание”, – замечал Белинский. Печорин любит власть: “… первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает”.

Но что бы он ни предпринимал, развязка во всех случаях трагическая: гибнет Бэла, разрушен круг “честных контрабандистов”, убит Грушницкий, в слезах княжна Мери, в отчаянии Вера, наконец, гибнет Вулич, которому Печорин предсказывает смерть.

Печорин говорит, что во всем виновата судьба: именно она приводила его к развязке чужих драм. Судьба в романе становится незримым врагом Печорина, с которым он спорит, силу которого стремится победить своей волей.

Белинский писал: “Печорин бешено гоняется за жизнью, а судьба вместо жизни предлагает ему набор литературных ситуаций”. И Печорин устает от этой погони. Жизнь прочитана, дальнейшее чтение не сулит ничего нового. На вопрос Максима Максимыча, что он дел ад, Печорин отвечает: “Скучал”.

Печорин стал таким; он разочаровался во всем, не видел смысла продолжать жить. “Скучающий эгоист, воспитанный жестоким обществом” – вот сущность его натуры, смысл тайны души Печорина.

А почему он стал таким гордым, одиноким, равнодушным “героем нашего времени”, мы узнаем из его дневника, в котором он изливал свою душу. Он доверял чувства бумаге.

На земле не было человека, которому бы он рассказал про свою боль, про свои страдания, потому что Печорин не нуждался в этом и одновременно боялся, что его не поймут.

Совет

Он сторонился людей, и, может, к нему подходит фраза: “Свой среди чужих, чужой среди своих”.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/tajna-istorii-dushi-pechorina/

Тайна истории души печорина

Тайна истории души печорина
Критики писали: «Тайна у Лермонтова — антитеза всеведению, которое ведет к отрицанию смысла жизни». Мне кажется, к такому отрицанию движется Печорин. Он любит разгадывать чужие тайны, но никакой отрадной для себя цели не достигает. Для Печорина исчезают тайны, их нет — все объяснимо, он способен «все знать, все чувствовать, все видеть».

Но судьба играет с ним злые шутки: кто оказывается на его пути, становится жертвой его очередного эксперимента.’
В «Герое нашего времени» нет однозначных выводов. Мы не можем быть уверенными и твердо заявить, что Печорин плохой или хороший, добрый или злой.

На протяжении всего романа мы замечаем, что «положительное» в Печорине оказы¬вается одновременно «отрицательным». Ироничный и независимый ум, гордое нежелание слиться с толпой, жажда действия и свободы приводят к равнодушию к чужой боли.

Но надо ли в этом винить одного Печорина? Получив возможность вы¬говориться, открыть, что тяжелым камнем лежит у него на сердце, Печорин говорит: «…я был готов любить весь мир, — меня никто не понял! И я выучился ненавидеть» .
Печорин уподобляет жизнь дурному подражанию прочитанной в юности книги. Он видит жизнь, представляет ее как роман в лицах, как спектакль.

«Завязка есть, — восклицает он, узнав от Вернера об интересе княжны Мери к Грушницкому, — о развязке этой комедии мы похлопочем». И конечно же, Печорин непременно ощущает себя главным героем каждого спектакля. Конечно, Печорину свойственны поэтические порывы: его описания кавказской природы тому свидетельство.

Однако ирония остается как главным средством восприятия мира, так и главной защитой от него, защищает его от страдания. Иронией и логикой Печорин желает оградить себя от боли.

Но другим людям его ирония приносит несчастья, ибо он смотрит на страдания и радости других только как на «пищу, поддерживающую его душевные силы»
«На первом месте у него всегда он сам, его желание», — замечал Белинский.Печорин любит власть: «… первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает».

Но что бы он ни предпринимал, развязка во всех случаях траги¬ческая: гибнет Бэла, разрушен круг «честных контрабандистов», убит Грушницкий, в слезах княжна Мери, в отчаянии Вера, наконец, гибнет Вулич, которому Печорин предсказывает смерть. Печорин говорит, что во всем виновата судьба: именно она приводила его к развязке чужих драм.

Обратите внимание

Судьба в романе становится незримым врагом Печорина, с которым он спорит, силу которого стремится победить своей волей. Белинский писал: «Печорин бешено гоняется за жизнью, а судьба вместо жизни предлагает ему набор литературных ситуаций». И Печорин устает от этой погони. Жизнь прочитана, дальнейшее чтение не сулит ничего нового. На вопрос Максима Максимыча, что он делал, Печорин отвечает: «Скучал».

Печорин стал таким; он разочаровался во всем, не видел смысла продолжать жить. «Скучающий эгоист, воспитанный жестоким обществом» — вот сущность его натуры, смысл тайны души Печорина.

А почему он стал таким гордым, одиноким, равнодушным «героем нашего времени», мы узнаем из его дневника, в котором он изливал свою душу. Он доверял чувства бумаге.

На земле не было человека, которому бы он рассказал про свою боль, про свои страдания, потому что Печорин не нуждался в этом и одновременно боялся, что его не поймут.

Он сторонился людей, и, может, к нему подходит фраза: «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Источник: https://www.prepodka.net/tajna-istorii-dushi-pechorina/

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — «история души человеческой…»

ПЛАН

О чем роман? (жанр, композиция) С какой целью нарушена хронологическая последовательность событий? Как должны быть расположены повести? Зачем понадобились три рассказчика?

“Герой нашего времени” – первый русский реалистический психологический роман в прозе.

В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…

” Вот раскрыть эту-то “историю души человеческой” и поставил задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя.

Такая идейная задача автора обусловила и своеобразие построения романа. Его особенность – нарушение хронологической последовательности событий, о которых рассказывается в произведении.

Роман (бессмертное произведение) состоит из пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все части повести в нечто цельное, в единый роман. И вот, если взять историю Печорина, изображаемую в романе, то события его жизни располагаются в такой последовательности.

Бывший гвардейский офицер, за что-то переведенный на Кавказ, Печорин едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань и переживает приключение, о котором рассказывается в одноименной повести. Отсюда он приезжает в Пятигорск (“Княжна Мери”). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость.

Во время службы в крепости происходят события, описанные в повестях “Бэла” и “Фаталист”. Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию, и по дороге встречается в последний раз с Максимом Максимычем (“Максим Максимыч”). Лермонтов нарушает этот порядок повестей.

На первое место он ставит повесть “Бэла”, потом – “Максим Максимыч”, далее идет “Тамань”, “Княжна Мери”, и заканчивается роман повестью “Фаталист”.

Важно

Располагая повести в такой последовательности, Лермонтов преследовал цель, вытекающую из идейного замысла, – шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. В “Бэле” образ Печорина дается в восприятии Максима Максимыча, простого армейского штабс-капитана, плохо разбирающегося в душевных тонкостях Печорина.

В “Максиме Максимыче” мы уже не только слышим рассказ о Печорине: мы видим его, о нем нам говорит проезжий офицер, вымышленный автор повести, который находится на одном социально-культурном уровне с Печориным. Он рисует нам внешность главного героя, на наших глазах происходит встреча Печорина с Максимом Максимычем.

А последние три повести – это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история дается то в виде дневника (“Княжна Мери”), то в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время после пережитых событий.

Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и “беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”.

Чтобы полнее раскрыть душевный мир главного героя романа, Лермонтов противопоставляет Печорина, с одной стороны, людям простым и цельным, близким к природе (Максим Максимыч, Бэла, Азамат, контрабандисты) и, с другой – дворянскому обществу, собравшемуся на целебных водах Пятигорска и Кисловодска. Только один персонаж не противопоставляется, а сопоставляется с Печориным – доктор Вернер.

Помогает всестороннему раскрытию образа Печорина и непосредственный отзыв о нем Лермонтова, данный в двух предисловиях: ко всему роману и к “Журналу Печорина”.

Природа, изображаемая в романе, неразрывно связана с переживаниями героя, окрашивается его настроением. Бытовая сторона жизни Печорина мало интересует автора, поэтому он редко сообщает детали бытового характера.

Читайте также:  Творчество бертольда брехта

Нет в “Герое нашего времени” и широкой картины общественно – экономической жизни России, какую дал Пушкин в “Евгении Онегине”. Белинский сказал о Печорине: “Это Онегин нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”.

Герцен тоже назвал Печорина “младшим братом Онегина”.

Источник: http://www.sochuroki.com/geroj-nashego-vremeni-m-yu-lermontova-istoriya-dushi-chelovecheskoj/

Готовые школьные сочинения

Апр
10 2010

Роман «Герой нашего времени»: история души человеческой

Лермонтов по преимуществу лирик.

Именно в лирике наиболее непосредственно могли найти свое выражение «размышления» «о судьбах и правах человеческой личности», в чем Белинский видел пафос творчества Лермонтова, Этот пафос определялся русскими общественными условиями 30-х годов прошлого века, периода между подавлением восстания дворянских революционеров (1825) и временем, когда освободительное движение в стране переходило на свой второй, разночинский этап (1850-1860-е годы). В эти годы жесточайшей правительственной реакции и вместе с тем переоценки прежних представлений и поисков новых путей борьбы и сложился Лермонтов как человек и писатель. «Россия, впуганная в раздумье» -так характеризовал это время младший современник Лермонтова, друг Герцена, революционный поэт Огарев. «Наш век есть век размышления. Поэтому рефлексия (размышление) есть законный элемент поэзии нашего времени»,- писал Белинский. Тем самым, говоря словами Белинского, в Лермонтове мы узнаём поэта, «в котором выразился исторический момент русского общества».

Но стремление выйти за пределы своего «я», более широко познать действительность, объясняет обращение Лермонтова к жанру поэмы («Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», 1837, «Демон», 1829-1841, «Мцыри», 1839 и др.), к драматургии («Маскарад», 1835-1836), к повествовательной прозе.

Ранние прозаические произведения Лермонтова остались незавершенными. В «Вадиме» (1833-1834) Лермонтов показал сближение оскорбленного и униженного, но сохранившего гордую независимость и жажду мести дворянина (заглавный герой) с бунтующим крестьянством.

Совет

Роман написан на материале пугачевского восстания. И хотя крестьянское восстание трактуется как явление ужасное, обнаруживающее лишь разрушительные силы невежественного, общественно незрелого народа, месть его жестоким крепостникам естественна и неизбежна.

В своей борьбе с разорившим его отца и доведшим до нищенства его самого помещиком Палицыным Вадим становится во главе одного из отрядов Пугачева. Но он мстит за себя, за свою семью – и только, и никак не является выразителем умонастроений восставших крестьян.

Герой романа не более чем попутчик, которого объединяет с крестьянами ненависть к угнетателю и жажда мести.

Однако, с точки зрения отражения объективных путей общественного развития России того времени, это сближение было весьма характерно: в последующие десятилетия эта обнаруженная Лермонтовым тенденция стала реальной действительностью уже на основе сознательного служения разночинцев и лучших из дворян делу освобождения народа.

«Вадим» не мог быть закончен, так как по условиям времени не могла быть прояснена дальнейшая судьба героя после того, когда он утолит свою жажду мести.

Не могло быть закончено и второе начинание Лермонтова в прозе – роман «Княгиня Лиговская» (1836). Здесь уже появляется в качестве одного из главных героев Григорий Александрович Печорин, который окажется в центре следующего, третьего романа Лермонтова.

Уже здесь яркая индивидуальность Печорина с его острым умом, глубоким чувством, сильной волей, с его холодностью и одновременно страстностью противопоставлена безликому и мертвому светскому обществу. Но Печорин остается барином, никак с этим светским  обществом  не  рвущим.

  С  ним соотнесен Красинский, нищий разночинец, обитатель жалкого 49-го нумера на четвертом этаже. Красинский смело и независимо выражает свое негодование барину Печорину.

С гордостью, но и не без иронии Красинский говорит княгине Лиговской: «Ваш удел – забавы, роскошь, а наш – труд и заботы; оно так и следует; если б не мы, кто бы стал трудиться!»

Обратите внимание

Лермонтов обнаружил в демократической среде активного борца, он проницательно открыл в этой среде ту активность, которая ей в самом деле была присуща. Но Красинский рвется не к изменению общественного строя, а к тому, чтобы самому проникнуть в господствующие слои общества. Он им завидует.

В Красинском отражен тот момент в становлении демократии, когда она уже остро осознавала нетерпимость своего общественного положения, но когда она еще далека была от своего социального самоопределения и мечтала только о том, чтобы войти в круг господствовавшего класса. Герой из демократического круга не в силах был найти свой положительный смысл жизни и жаждет всего лишь сближения с барской средой. Образовался порочный круг. Роман не имел развязки, его нельзя было закончить.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Роман «Герой нашего времени»: история души человеческой . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/roman-geroj-nashego-vremeni-istoriya-dushi-chelovecheskoj/

Первый психологический роман в русской литературе – «Герой нашего времени» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

М.Ю. Лермонтов

    В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов мастерски рисует образ молодого человека, который принадлежит к поколению 30-х годов XIX века и в котором обобщены пороки этого поколения.

Эпоха реакции в России наложила свой отпечаток на поведение людей. Трагическая судьба героя — это трагедия всего поколения, поколения нереализованных возможностей.

Молодой дворянин должен был либо вести жизнь светского бездельника, либо скучать и ждать смерти.

Характер Печорина раскрывается во взаимоотношениях с различными людьми: горцами, контрабандистами, Максим Максимычем, “водяным обществом”.

В столкновениях с горцами раскрываются “странности” характера главного героя. Печорина многое объединяет с людьми Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало.

“Таков уж был человек, Бог его знает!” — говорит о нем Максим Максимыч. Но цели-то Печорина сами по себе мелки, часто бессмысленны, всегда эгоистичны.

В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает па путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему.

В повести “Бэла” характер Печорина еще остается загадкой. Правда, Лермонтов слегка приоткрывает тайну его поведения. Печорин признается Максим Максимычу, что его “душа испорчена светом”. Мы начинаем догадываться, что эгоизм Печорина — результат влияния светского общества, к которому он принадлежит с рождения.

Важно

В повести “Тамань” Печорин вновь вмешивается в жизнь посторонних людей. Таинственность поведения контрабандистов обещала увлекательное приключение.

И Печорин пустился в опасную авантюру с единственной целью — “достать ключ этой загадки”. Проснулись дремлющие силы, проявилась воля, собранность, отвага и решимость.

Но когда тайна была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина.

И снова скука, полное безразличие к окружающим людям. “Да и дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!” — с горькой иронией думает Печорин.

Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее выступают в сопоставлении его с Максим Максимычем. Штабс-капитан живет для других, Печорин — только для себя.

Один инстинктивно тянется к людям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбам окружающих. И неудивительно, что дружба их обрывается драматически.

Жестокость Печорина по отношению к старику — это внешнее проявление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество.

Социальная и психологическая мотивировка поступков Печорина отчетливо выступает в повести “Княжна Мери”. Здесь мы видим Печорина в кругу офицеров и дворян. “Водяное общество” — та социальная среда, к которой принадлежит герой.

Совет

Печорин скучает в обществе мелких завистников, ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к этим людям, среди которых он вынужден пребывать.

Лермонтов показывает, как на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Печорин не родился “нравственным калекой”.

Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце, и твердую волю. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости.

Печорин научился руководствоваться лишь личными желаниями и стремлениями.

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал “нравственным калекой”? Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил молодой человек. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, — признается он, — лучшие мои качества, боясь насмешки, я хранил в глубине сердца; они там и умерли”.

А ведь Печорин — незаурядная личность. Этот человек возвышается над окружающими. “Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, — писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина.

— В самых пороках его проблескивает что-то великолепное, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него: ему другое назначение, другой путь, чем вам.

Его страсти — бури, очищающие сферу духа…”

Создавая “Героя нашего времени”, в отличие от прежних своих произведений, Лермонтов уже не воображал жизнь, а рисовал ее такой, какой она являлась в действительности. Перед нами реалистический роман. Писатель нашел новые художественные средства изображения лиц и событий. Лермонтов демонстрирует умение так выстраивать действие, что один герой раскрывается через восприятие другого.

Так, автор путевых заметок, в котором мы угадываем черты самого Лермонтова, сообщает нам историю Бэлы со слов Максима Максимыча, а тот, в свою очередь, передает монологи Печорина. А в “журнале Печорина” мы видим героя в новом свете — такого, каким он был наедине сам с собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда не открылся бы на людях.

Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. Гениальные страницы “Максима Максимыча” оставляют глубокий след в сердце читателя. Эта повесть вызывает глубокое сочувствие по отношению к обманутому штабс-капитану ив то же время негодование в адрес блистательного Печорина.

Обратите внимание

Болезнь раздвоенности главного героя заставляет задуматься над характером того времени, в котором он живет и которое его питает. Печорин сам признается, что в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его.

Трагедия страдающего эгоиста в том, что его ум и его силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем не столько его вина, сколько тяжелый крест. “Трагедия Печорина, — писал Белинский.

— прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий”.

Нельзя не сказать о том, что роман “Герой нашего времени” обладает свойствами высокой поэзии. Точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор отличают это произведение. Слог писателя отличается краткостью и остротой афоризмов. Этот слог доведен в романе до высокой степени совершенства.

Описания природы в романе необыкновенно пластичны. Изображая ночной Пятигорск, Лермонтов сперва описывает то, что замечает в темноте глаз, а затем — слышит ухо: “Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни.

С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловеще облачко; месяц поднимался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь.

Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрыпом нагайской арбы и заунывным татарским припевом”.

Лермонтов, написав роман “Герой нашего времени”, вошел в мировую литературу как мастер реалистической прозы. Молодой гений раскрыл сложную натуру своего современника. Он создал правдивый, типический образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. “Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!” — говорит всем содержание книги.

Роман “Герой нашего времени” стал зеркалом жизни России 30-х годов, первым русским социально-психологическим романом.

Источник: http://resoch.ru/pervyj-psixologicheskij-roman-v-russkoj-literature-geroj-nashego-vremeni/

«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе

%

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реалистическую тенденцию, заложенную в русской литературе творчеством Пушкина, и дал образец реалистического психологического романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал «историю души человеческой».

При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определенной социальной среды («простой человек» Максим Максимыч, «честные контрабандисты», «дети гор», «водяное общество»).

, Лермонтов создал социально-психологический роман, в котором судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека.

https://www.youtube.com/watch?v=j_0mwCT1gts

Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои поступки — самооценке.

Читайте также:  Анализ стихотворения «море» (жуковский)

Лермонтов диалектически подходит к характерам героев, показывая психологическую сложность, неоднозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе.

«Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс-

Лит и судит его», — говорит Печорин. В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику переходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и поступков. Человек предстает в романе во всей сложности его психологического облика. Больше всего это относится, конечно, к изображению Печорина.

Важно

Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персона – ~ жами.

С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить поведение Печорина.

Изображение героя построено на принципе „ постепенного «узнавания», когда герой дан то в восприятии Максима Максимыча (через народное сознание), то «издателя» (близкая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность событий.

Хронологически повести должны были располагаться так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина. Смещение событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера.

В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, трудно объяснимые для окружающих («Бэла», «Максим Максимыч»), затем дневник проясняет мотивы поступков героя, углубляется его характеристика.

Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину («Бэла») противопоставлена цельность душевно доброго Максима Максимыча («Максим Максимыч»); «честным контрабандистам» с их свободой чувств, поступков («Тамань») противоположна условность «водяного общества» с его интригами, завистью («Княжна Мери»).

В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда. В «Фаталисте» ставится проблема противодействия человека судьбе, т. е. его способности противостоять или даже бороться с предопределенностью рока.

Совет

В «Герое нашего времени» Лермонтов образом Печорина продолжил тему «лишних людей», начатую Пушкиным. Печорин – типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Герой 1830-х годов – времени реакции после поражения декабристов — разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единственное, что он ценит, — это собственная свобода. «Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам».

Печорин возвышается над своей средой силой характера, пониманием пороков и недостатков общества. Ему противны фальшь и лицемерие, духовная пустота среды, в которой он вынужден был вращаться и которая морально искалечила героя.

Печорин от природы не лишен доброты, сочувствия; он смел и способен на самопожертвование. Его одаренная натура была рождена к активной деятельности. Но он плоть от плоти своего поколения, своего времени — в условиях деспотизма, в «глухие годы» его порывы не могли быть реализованы. Это опустошило его душу, сделало из романтика скептика и пессимиста.

Он убежден только в том, что «жить скучно и гадко», а рождение — это несчастье. Его презрение и ненависть к высшему свету перерастают в презрение ко всему окружающему. Он превращается в холодного эгоиста, доставляющего даже милым и добрым людям боль, страдания.

Все, кто сталкивается с Печориным, становятся несчастными: из пустой прихоти он вырвал из привычной жизни Бэлу и погубил ее; ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради немного взбодрившего его приключения он разорил гнездо контрабандистов; не задумываясь о травме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу; он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство, нарушил покой Веры — единственного человека, сумевшего понять его. Он осознает, что «невольно разыгрывал жалкую роль палача или предателя».

Печорин объясняет, почему он стал таким: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он оказался жертвой и социальной среды, и собственной неспособности противостоять ее лицемерной морали.

Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в самооценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Трагедия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил навеки пыл благородных стремлений, лучшей цвет жизни».<\p>

Статьи В. Г.

Белинского о творчестве М. Ю. Лермонтова

Обратите внимание

Белинский увидел в творчестве Лермонтова новое явление русской литературы. В статьях «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времен^» критик отмечал, что лермонтовская поэзия полна страстной мысли, в ней решаются самые трагические проблемы современности.

Лермонтов воспринимался Белинским как преемник Пушкина. Но, сопоставляя двух поэтов, критик писал о глубоком различии их поэзии. Творчество Пушкина сложилось на гребне движения декабристов и питалось надеждами свободы.

Творчество же Лермонтова складывалось после разгрома декабристов. Поэтому в поэзии Лермонтова «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…».

Поэзия Пушкина оптимистична, светла; лермонтовская полна скорби, жалоб на бездействующее поколение.

Белинский делает вывод, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено «в цепи исторического развития нашего общества».

Анализируя роман «Герой нашего времени», Белинский говорит о том, что писатель проявил глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины, тонкое знание человеческого сердца.

Если реакционная критика обвиняла Лермонтова в том, что он «выдает чудовище, а не человека за представителя… поколения», то Белинский доказал, что именно Печорин — герой времени, именно он отразил трагедию целого поколения людей.

«Этот человек не равнодушно, не апатично несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения…».

Белинский был уверен, что при других обстоятельствах такой человек, как Печорин, стал бы значительной силой общественного прогресса.

% •

*

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852)

Н. В. Гоголь — писатель критического реализма, продолживший традиции Пушкина.

Первые повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» написаны

Важно

В духе романтизма с его увлечением фантастическими сюжетами, экзотической природой, сильными и яркими характерами людей, обращением к народному творчеству.

Сборник «Миргород» хотя и имел подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», но наряду с романтическими («Вий», «Тарас Бульба»), включал и реалистические произведения («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном

Никифоровичем»).

Углублением критического реализма отмечен третий цикл — «Петербургские повести», в которых нашла отражение «пошлая действительность», давящая маленького бесправного человека. Повесть «Шинель» стала этапным произведением русской литературы, открывшим тему «маленьких» людей и положившим

Начало натуральной школе.

Второй этап открывает комедия «Ревизор», а заканчивает

Поэма-эпопея «Мертвые души».

Третий этап — работа над вторым томом «Мертвых душ», глубокое изменение мировоззрения писателя.

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/literatura-pervoj-poloviny-xix-veka/geroj-nashego-vremeni-pervyj-psixologicheskij-roman-v-russkoj-literature/

«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реали­стическую тенденцию, заложенную в русской литературе твор­чеством Пушкина, и дал образец реалистического психологиче­ского романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал «историю души человеческой».

При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определен­ной социальной среды («простой человек» Максим Максимыч, «честные контрабандисты», «дети гор», «водяное общество»).

Лермонтов создал социально-психологический роман, в кото­ром судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека.

Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои по­ступки — самооценке. Лермонтов диалектически подходит к ха­рактерам героев, показывая психологическую сложность, неод­нозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе.

«Во мне два че­ловека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс­лит и судит его», — говорит Печорин. В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику пере­ходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и поступков. Человек предстает в романе во всей сложности его психологического облика.

Больше всего это отно­сится, конечно, к изображению Печорина.

Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персона­жами.

С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить пове­дение Печорина.

Изображение героя построено на принципе постепенного «узнавания», когда герой дан то в восприятии Мак­сима Максимыча (через народное сознание), то «издателя» (близ­кая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Совет

Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую по­следовательность событий.

Хронологически повести должны были располагаться так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина. Смеще­ние событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера.

В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, трудно объяснимые для окружающих («Бэла», «Максим Максимыч»), затем дневник проясняет мотивы поступ­ков героя, углубляется его характеристика.

Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину («Бэла») противопоставлена цельность душевно добро­го Максима Максимыча («Максим Максимыч»); «честным кон­трабандистам» с их свободой чувств, поступков («Тамань») про­тивоположна условность «водяного общества» с его интригами, завистью («Княжна Мери»), В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда. В «Фаталисте» ставится проблема противодействия человека судь­бе, т.е. его способности противостоять или даже бороться с предо­пределенностью рока.

В «Герое нашего времени» Лермонтов образом Печорина про­должил тему «лишних людей», начатую Пушкиным. Печорин — типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколе­ния, в полном их развитии».

Герой 1830-х годов — времени реакции после поражения де­кабристов — разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единст­венное, что он ценит, — это собственная свобода. «Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам».

Печорин возвышается над своей средой силой характера, пониманием пороков и недостатков общества. Ему противны фальшь и лицемерие, духовная пустота среды, в которой он вынужден был вращаться и которая морально искалечила героя.

Печорин от природы не лишен доброты, сочувствия; он смел и способен на самопожертвование. Его одаренная натура была рождена к активной деятельности. Но он плоть от плоти своего поколения, своего времени — в условиях деспотизма, в «глухие годы» его порывы не могли быть реализованы. Это опустошило его душу, сделало из романтика скептика и пессимиста.

Обратите внимание

Он убе­жден только в том, что «жить скучно и гадко», а рождение — это несчастье. Его презрение и ненависть к высшему свету перерас­тают в презрение ко всему окружающему. Он превращается в холодного эгоиста, доставляющего даже милым и добрым лю­дям боль, страдания.

Все, кто сталкивается с Печориным, ста­новятся несчастными: из пустой прихоти он вырвал из привыч­ной жизни Бэлу и погубил ее; ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради немного взбодрившего его приключе­ния он разорил гнездо контрабандистов; не задумываясь о трав­ме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу; он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство, нарушил покой Веры — единственного челове­ка, сумевшего понять его. Он осознает, что «невольно разыгры­вал жалкую роль палача или предателя».

Печорин объясняет, почему он стал таким: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он оказался жертвой и социальной среды, и собст­венной неспособности противостоять ее лицемерной морали.

Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в само­оценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Траге­дия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил наве­ки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

На этой странице искали :

  • герой нашего времени первый психологический роман в русской литературе
  • герой нашего времени первый психологический роман
  • герой нашего времени психологический роман
  • почему герой нашего времени первый психологический роман
  • герой нашего времени психологический роман сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/geroj-nashego-vremeni-pervyj-psixologicheskij-roman-v-russkoj-literature.html

Ссылка на основную публикацию