«Записки сумасшедшего», анализ повести Гоголя
В 1835 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Арабески», в котором была напечатана повесть Николая Гоголя «Клочки из записок сумасшедшего». Она была написана под влиянием цикла Владимира Одоевского «Дом сумасшедших». Позже Гоголь поменял название произведения и включил его в «Петербургские повести».
Первоначально Николай Васильевич собирался создать комедийную пьесу из жизни чиновников. Об этом говорят сохранившиеся наброски. Но затем писатель изменил замысел и выбрал форму дневника мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина. О всех событиях в повести мы узнаем только из записей этого человека.
Главному герою сорок два года, но семьей до сих пор не обзавелся. Поприщин имеет чин титулярного советника, как и другой известный гоголевский персонаж – Акакий Акакиевич Башмачкин. Основные служебные обязанности чиновника заключаются в очинке перьев для директора департамента.
Поприщин постоянно нуждается в деньгах и надеется выпросить у казначея небольшую сумму в счет жалования, стыдится своей старой шинели из плохого сукна. Аксентий Иванович сокрушается, что не имеет тех доходов, которые есть у чиновников в губернских ведомствах, где предлагают взятки. Раздражает его и начальник отделения, который постоянно делает замечания.
Дворянское происхождение Поприщина является предметом его гордости. Аксентий Иванович считает, что только дворяне могут писать правильно, у остальных «писание большею частью механическое: ни запятых, ни точек, ни слога».
Поначалу Аксентий Иванович восхищается директором: «Да, не нашему брату чета! Государственный человек». А влюбленность в его дочь Софи вносит в дневник лирическую нотку.
Но полностью признаться в нахлынувших чувствах Поприщин не может даже себе.
Досуг типичного мелкого служащего сводится к лежанию на диване, чтению журнала «Северная пчела» и посещению театра. Казалось бы, в его поведении нет ничего странного.
Но уже первые записи в дневнике дают повод усомниться в психическом здоровье автора. Начальник обвиняет Поприщина в глупых ошибках, которые сильно запутывают дело.
Кроме того, Аксентий Иванович в последнее время начинает слышать и видеть то, чего никто не видит и не слышит.
Психическое расстройство главного героя прогрессирует. Поприщин разговаривает с собаками Меджи и Фидель, читает их переписку, из которой узнает о предстоящей свадьбе Софи. Ее избранником стал молодой камер-юнкер Теплов. После этой новости настроение Поприщина резко меняется.
Он впадает в отчаяние и возмущается несправедливостью жизни, в которой все лучшее достается генералам и камер-юнкерам. Герой с горечью восклицает: «Отчего я титулярный советник?» Теперь директор не вызывает у чиновника восхищения. Поприщин называет его масоном и сравнивает с глупой пробкой.
Титулярный советник хочется стать генералом, чтобы отомстить всем обидчикам.
Поприщин полностью погружается в мир своих фантазий, перестает ходить на работу. Ему вдруг становятся интересны проблемы с испанским престолом, на который никак не могут найти претендента.
Несчастный воображает себя испанским королем и всем объявляет об этом. Даже шьет себе из парадного мундира королевскую мантию.
В итоге Поприщина помещают в психиатрическую клинику, которую он воспринимает в соответствии со своим больным воображением.
Интересно, что специалисты высоко оценили достоверность, с которой Гоголь описал развитие болезни Поприщина, хотя сам писатель не стремился к точным медицинским формулировкам. Зависть и уязвленное самолюбие, маниакальное желание занять в свете высокое положение приводят героя повести к паранойе.
Парадоксально, но развитие болезни расширяет сознание Поприщина, поднимает его к значительным духовным высотам. Считая себя королем Испании, герой оказывается гуманным и справедливым правителем.
Он с королевским достоинством и христианским терпением принимает мучения, которым его подвергают в лечебнице.
Изменение представления о пространстве и времени не только свидетельствует о спутанном сознании, но и о мудром понимании скоротечности бытия, главенстве жизненных законов.
Под видом бреда сумасшедшего писатель показал духовное убожество и нравственную пустоту чиновничьей среды. Многие высказывания о царящих там порядках были довольно смелыми и в первых изданиях изъяты цензурой. Богатый канцеляризмами язык, описание внешности и поведения служащих департамента взяты из личного опыта службы самого Гоголя.
Фамилия героя была выбрана Николаем Васильевичем преднамеренно. Поиски своего поприща, места в жизни, попытка вырваться из порочного круга приводят чиновника в сумасшедший дом. Завершает произведение отчаянный крик о помощи и трогательное обращение к матери.
В этой повести трагическое и смешное так переплелись между собой, что их порой невозможно разделить.
«Записки сумасшедшего», по мнению Белинского, являются одним из наиболее глубоких произведений Гоголя, в котором в лирической форме изложена история психической болезни.
В своей статье «О русской повести и повестях Гоголя» критик отмечал, что по глубине и философской значимости эта история достойна Шекспира.
-
«Записки сумасшедшего», краткое содержание повести Гоголя
-
«Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
-
«Мертвые души», анализ произведения Гоголя
-
«Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
-
«Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
-
«Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
-
«Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
-
«Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
-
«Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
-
«Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
-
«Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
-
«Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
-
«Шинель», краткое содержание повести Гоголя
-
«Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
-
«Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
По произведению: «Записки сумасшедшего»
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Источник: https://goldlit.ru/gogol/706-zapiski-sumashedshego-analiz
“Записки сумасшедшего”: описание и анализ повести из энциклопедии
«Записки сумасшедшего» – повесть Н.В. Гоголя. Включена в план сборника «Арабески» (август 1934 г.), написана осенью 1834 г., опубликована в издании «Арабесок» 1835 г. (в заключения второй части). Сюжет повести связан с романтической темой безумия, всего непосредственнее — с неосуществленным замыслом цикла В.Ф.
Одоевского «Дом сумасшедших». Первоначальное название повести прочитывается по черновому наброску как «Записки сумасшедшего музыканта», ряд образов и мотивов восходит к неоконченной комедии Гоголя «Владимир 3-ей степени».
Монолог Поприщина, клиническая картина безумия которого совершенно достоверна, становится гротескно-сатирической формой раскрытия норм социальной жизни в российском государстве и одновременно обнаженной картиной подлинного человеческого страдания.
Весь смысл повести заключен не в комизме бредового заявления: «Я испанский король», а в трагически-неразрешимом вопрошании: «Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?»
Структура повести, являющейся по форме дневником, последовательно фиксирующем этапы сумасшествия главного героя, членится на комическую историю титулярного советника (до записи под грифом «Год 2000 апреля 43 числа»), комическую историю сумасшедшего, вообразившего себя «отыскавшимся» наследником испанского престола, и заключительную запись, страстный монолог замученного человека, меняющий всю тональность повести «Записки сумасшедшего» Гоголя. Несмотря на внешние признаки письменной речи, например, систему заглавных грифов, фиксирующих этапы помутнения сознания героя, фрагментарные записи Поприщина построены по законам устной речи, напоминая мысли вслух, полемически окрашенные. Трагедия героя, пропущенная через комический слог его монолога, заключается в том, что в своих амбициях он метит на что-то более высокое, чем те социальные и духовные рамки, в которых вынужден существовать. Причина появления в бреде Поприщина мыслей об испанском престоле кроется в осознании им прежней жизни как сумасшествия. В воображении героя канцелярия с ее лицемерием и рутиной оборачивается сумасшедшим домом (пародийное тождество подчеркивается, в частности, обыгрыванием фразеологизма «лезть на стену», идентифицирующего поведение чиновников и пациентов дома скорби), а сумасшедший дом инквизиторской Испанией. Чем бредовее становятся излияния героя (в которых появляются заявления о живущих на луне носах, о том, что «у каждого петуха есть своя Испания»), тем резче звучит обличительный пафос его выпадов, вплоть до обвинения: «Мать, отца, Бога, продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы!».
Важную роль в повести играет заимствованная у Гофмана «переписка собачек», позволяющая, наряду с раскрепощением сознания «сумасшедшего», взглянуть на мир привычных явлений с «естественной», свободной от социальных условностей точки зрения, увидеть их в подлинном виде, раскрыть противоестественность сословно-иерархического мироустройства. Не менее значимо и обращение к театру, проявляющееся в драматизации повествования, использовании сценических эффектов, повышенном внимании к костюму (ненавистному вицмундиру, романтическому плащу, королевской мантии).
Природа взаимообусловленности психологического и гротескного особенно явственно обнаруживается в финале повести, когда слышится вопль не безродного петербургского чиновника, а безмерно усталого, одинокого во всей вселенной человека, обращающегося с мольбой и заклинанием к матери; но последняя фраза «А знаете ли вы, что у французского короля шишка под самым носом?» вновь звучит бредовой репликой, заставляя искать подлинный смысл в смятенном хаосе не то просветлевшего, не то окончательно помрачившегося сознания. В. Г. Белинский подчеркивал, что смех и сострадание, глубоко переплетенные в повести, возносят на «шекспировски й уровень» эту «психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости».
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/zapiski_sumasshedshego/35-1-0-1294
Гоголь Записки сумасшедшего
Гоголь Николай Васильевич родился в тысяча восемьсот девятом году на нынешней Украине в местечке под названием Сорочинцы. Провел свое детство со своей семьей помещиков в Васильевке. В тех краях был свой культурный центр в Кибинцах, там работал его отец. Здесь находились библиотека и театр.
Его отец был также писателем, однако выдавал в основном свои произведения в качестве пьес. После будущий писатель поступил в гимназию, где начал заниматься рисованием и по немного начал писать свои произведения, стихи, повести. Также прозаик мечтал стать юристом. После окончания гимназии писатель отправляется в Петербург.
Здесь Гоголь также начинает пробовать себя в роли писателя. Немного пожив в Петербурге у писателя начали заканчиваться деньги и он решает пойти на государственную службу. Во время этого периода писатель издает романы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Тарас Бульба». После их издательства Гоголь обретает большую популярность.
<\p>
Из его работ также следует отметить Ревизора, примечательно что сюжет к данному рассказу подсказал сам Пушкин. После писатель решает в 1836 году отправиться в Германию, где планировал остаться. Однако начинает путешествовать и оказывается в Швейцарии. Здесь он пишет продолжение своего нашумевшего рассказа Мертвые души.
После успешного выхода первого тома романа Мертвые души он принимается за второй, однако вскоре к Гоголю приходит душевный кризис.В 1848 году писатель окончательно вернулся в Россию. Он обитает в Москве, иногда посещает вою родину и Петербург. Пытался сделать предложение А.М. Виельгорской, однако получает отказ и разочаровывается в своей семейной жизни.
В 1852 году писатель рассказывает своему знакомому, что закончил второй том мертвых душ. Однако вскоре настигает писателя вновь психологический кризис, и он сжигает второй том.После в 1952 году 21 февраля писателя нашли мертвым в своей постели, причем умер он при загадочных обстоятельствах.
Гоголь был захоронен на кладбище Свято-Данилова, собралось тогда тьма народа. За свою жизнь писатель написал множество замечательных произведений. В данной статье мы рассмотрим одно из них под названием Записки сумасшедшего.
Анализ произведения Гоголя «Записки сумасшедшего»
Данное произведение называлось первоначально «Клочки из записок сумасшедшего», входило оно в сборник «Арабески», написано оно было в тысяча восемьсот тридцать первом году. Данная повесть была написана под чужим влиянием. Гоголь прочитал в свое время цикл рассказов Дом сумасшедших издал который Владимир Одоевский.
Писатель так вдохновился эти, что решил сам издать что-то похожее.Позже сам писатель изменил название на настоящее и включил творение в другой сборник под названием Петербургские повести. На ранней стадии произведения писатель хотел показать пьесу в роли комедии, где высмеиваются чиновники и их жизнь. Вся их невозмутимость, коррупция и невежество.
Об этих фактах свидетельствуют найденные в его творениях наброски.Однако позже он сделал произведение в виде дневника Поприщина, в повести все рассказывается из него. События, происходящие в данном рассказе, крутятся только вокруг него. Если смотреть на главного героя, то ему уже 42 года, однако до сих пор у него нет ни семьи, ни пристанища.
Он занимает высокий пост советника и очень доволен этим, почему он даже сам не знает. Похожий персонаж был и в другой повести Гоголя, им являлся Аркадий Башмачкин. Герой распоряжался очинкой перьев, которые необходимы были для директора департамента.
В этом рассказе писатель хочет подчеркнуть под видом данного отдельного чиновника, всю их пустоту и духовное ничтожество. Стоит отметить, что в тексте было много высказываний, которые на тот момент были весьма смелыми. Поэтому, когда были первые издания, то они не прошли цензуру и были изъяты.
В данном произведении весьма смело описаны повадки чиновников, их внешность и поведение, которое рассказывает об отсутствии нравственности, примечательно, что у Гоголя был личный опыт при службе.
Фамилию своего персонажа Гоголем выбрана не случайно. Здесь как бы говорится о поиске героем своего поприща. Ему необходимо найти свое место в жизни, вырваться из этого негативного круга, который никуда не приведет кроме сумасшедшего дома.
Сама повесть в конце заканчивается тем, что герой просит о помощи и даже трогательно просит матерь.Повесть крайне сложная, здесь переплетено и смешное и трагичность ситуации, иногда даже трудно понять, что из этого происходит в определенный момент.
Писатель Белинский считал данной произведение одним из самых глубоких, которое есть у автора. Здесь можно сказать существует история одного конкретного психологического заболевания.
Позже данный критик написал в своей статье, что Записки сумасшедшего можно отвести к одной из величайших в истории России. Также он отметил, что у рассказа огромная глубина и философия и данная история достойна великого Шекспира.
Краткое содержание повести Гоголя
Аксентий Иванович Поприщин служит в департаменте и является одним из мелких чиновников. Ему сорок два года, вся его жизнь на протяжении четырех месяцев описана в повести в виде его же дневника. Все начинается с записи, которая была оставлена третьего сентября. Рассказывается, что именно в этот день с персонажем произошло удивительное приключение.
Однажды он с самого утра решил сходить на работу, однако ему этого так не хотелось. Он был очень недоволен, однако он рассчитывал взять небольшое жалование у казначея. Погода стояла весьма противная, шел дождь, и персонаж полностью вымок. По пути он встречает ехавшую карету, которая остановилась и оттуда выпрыгнула дочка директора, звали ее Софи.
У нее была маленькая собачка, которая осталась на улице и тут к ней подошла другая. Тут эти две собачки стали разговаривать, и персонаж начал их понимать, тогда герой понял, что никто кроме него об этом не знает. На следующий день герой зашел к своему директору для починки перьев и туда зашла Софи.
Дочь директора очень нравилась Поприщину, в ней его привлекало практически все. У нее упал платок, тогда чиновник бросился его поднимать, едва не упав сам, Софи усмехнулась. Вечером того же дня чиновник решил повидать красавицу снова и отправился к ее дому, однако она не выходила. После около месяца чиновник мечтал об дочке директора, он безумно влюбился.
Его пристрастие заметили многие, в том числе директор, которые его отчитал.Хоть начальник сказал, чтобы тот не ходил за его дочкой, все ж в мыслях героя была именно она. Аксентий думал, что если он красиво оденется во фрак с галстуком, то он сможет покорить Софи, однако денег у него не было и это его досаждало. Герой решил больше узнать о дочке и отправился к ее собачке.
Однако она притворилась что не слышит и его это разозлило.
Из-за этой несчастной любви персонаж стал походить на безумца. После этого герой толкается на преступление и решает украсть письма собачек. Там он узнал, что дочь директора безумна от юнкера Теплова. Они встречаются и все поддерживают ее выбор.
Однако из переписки собачек Поприщин узнает что-то намного страшнее для себя. Там сказано, что Софи называет героя уродом и не представляет, как с ним живут люди ведь он может вызывать только смех.
Герой начинает беситься, ведь только он нашел стимул в жизни, как тут какой-то Тихонов отбирает у него все его надежды. Тут он начинает думать почему он советник, а не какой-нибудь генерал или граф и решает стать им, чтобы потом унизить обоих его обидчиков. У него появляются странные мысли, теперь он и вовсе не ходит в департамент. Лежа на диване Поприщин узнает, что в Испании нет короля и он предполагается, тогда он решает быть может король я.Отсутствовал герой три недели, он даже не объяснил почему. Также при появлении директора все застегивают пуговицы приводят себя в надлежащий вид, а герой брезгливо отнесся к этому процессу. После герою подсунули некую бумагу, на месте подписи директора персонаж написал Фридрих VIII. Все испугались, однако герой сделал всем знак, что не нужно отдавать почести и гордо с величием вышел. После этого Поприщин явился к Софи и рассказал, что их ждет счастье и никто не помешает, девушка испугалась.
После этого с героем происходят странные вещи в его голове. Без ведома даты и времени ему кажется, что он тайно работал советником и при проезде императора, чтобы не выдавать себя тоже снял шляпу. Дома он решил, что пока будет скрывать свое происхождение и сшил для себя мантию короля и стал дожидаться делегацию из Испании. После по прошествии некоторого временя чиновника увезли в психиатрию. Здесь происходит настоящий ад, его бьют, морозят в холодной воде. Герой думает, что это обычай для короля, однако потом ему кажется, что он жертва инквизиции.<\p>
Повесть заканчивается записками в дневнике, где он просит о помощи и спрашивает. Почему его мучают, за что они с ним так, ведь он ничего не сделал. После даже есть обращение к матушке, где он просит спасти его, однако после шишка дея его начинает отвлекать. Гоголь здесь хотел рассказать просто и в то же время убедительно, что у маленького человека жалкая и никчемная жизнь и он привык к унижениям и только лишь в безумии может ощутить себя личностью.
Так же возможно вам будет интересна статья на сайте: Гоголь Записки сумасшедшего<\p>
Источник: https://gfom.ru/gogol_zapiski_sumasshedshego_gecterv.php
Цикл “Петербугские повести Н.В. Гоголя. Анализ повестей “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Шинель”
План-конспект урока по русской литературе в 10 классе на тему
«Цикл «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ «Н.В.Гоголя».
Анализ повестей «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Шинель».
Разработала учитель русского языка и литературы
Одикадзе Жужуна Владимировна.
2016-2017 уч. г.
Цель урока:
-повторение и обобщение ранее полученных знаний о «Петербургских повестях».
Задачи: <\p>
-формирование умения глубокого анализа текста;
-выработка коммуникативных навыков в обсуждении проблемных вопросов урока;
-развитие творческих способностей, монологической речи;
-привитие интереса к творчеству Н.В.Гоголя;
-формирование нравственных ценностей личности.
Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ
Форма урока: проблемно – поисковый семинар.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Объявление темы, цели и задач урока.
Эпиграф к уроку: (Слайд 1) <\p>
«Пушкин почувствовал какой-то изъян в Петербурге….Но странность этого города была по-настоящему понята, когда по Невскому проспекту прошёл такой человек, как Гоголь».
В.В.Набоков
2. Вступительное слово учителя.
В 1828 году Н.В.Гоголь окончил гимназию. Впереди – свобода, Петербург, служба. В декабре Гоголь отправляется в столицу. И вот, наконец, Петербург-город великолепный, пышный, напоминающий сказку, с висячими мостами, роскошными домами, вереницами карет и щегольски разодетыми прохожими.
Но это внешнее великолепие обманчивое, которому нельзя верить. За внешним великолепием скрывается нищета. Восторг, вызванный приездом в столицу, быстро сменился горьким разочарованием.
Чиновничья столица ценит только деньги, стремится получить их любой ценой (в том числе подхалимством, взяточничеством, лицемерием).
«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…» Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести «Ночь перед рождеством». Таким, вероятно ,представлял себе Петербург Гоголь . Однако его ждало крушение иллюзий и ряд неудач. Петербургская действительность оказалась не похожа на сказку.
«Петербург показался мне вовсе не таким, как я думал. Я его воображал красивее и великолепнее. Тишина в нём необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их», – разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года.
Гоголь жил в Петербурге с 1828 года по весну 1836года. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, где мог бы бороться за справедливость. Он мечтал о «светлой комнате окнами на Неву». Но радужные надежды, юношеские иллюзии столкнулись с действительностью. Гоголь вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов.
«Жить здесь не по-свински … несравненно дороже, нежели предполагал», – писал он родным.
Средства для жизни не хватает, романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен» встречена насмешками критики, в актёрском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование.
Только публикация в 1830 году повести «Басаврюк», или Вечер накануне Ивана Купала» вводит его в пушкинский круг писателей.
Сборник Н.В.Гоголя «Арабески»(1835) наряду с критическими статьями по истории, литературе и искусству вошли произведения: «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». Позже в журнале «Современник» появился рассказ «Нос»(1836). Повесть «Шинель» впервые была опубликована в собрании сочинений Гоголя в 1842 году.
<\p>
Все эти произведения объединяются в одно целое общей темой, определённой писателем как «столкновение мечты с существенностью» (действительностью). События происходят в Петербурге-столице Российского государства. На этом основании произведения Гоголя стали называться «Петербургскими повестями».
(Такое название появилось в критике после смерти писателя).
Глубоко отрицательные впечатления, вызванные жизнью писателя на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских рассказах».
«Петербургские повести» – третий цикл произведений Н.В. Гоголя.
(Слайд 2). <\p>
Город пышный, город бедный,
Дух свободы, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит…
А.С.Пушкин
Почему же Н.В. Гоголь, разочаровавшись в этом городе, всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?
3.Анализ повестей.
(Слайд 3). «Невский проспект» (1835).
Эпиграф к повести: <\p>
«О, не верьте этому Невскому проспекту! <\p>
Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется!…
Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…».
(Слайд 4).
В.Г.Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) отметил художественную глубину «Невского проспекта», повести «отразившей противоречия, контрасты и полярные противоположности русской жизни».
Анализ эпизода.
1.Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?
2.Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.
3.Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
4.Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
5.Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
6.Какова функция этого эпизода во всей повести?
? Каким предстаёт образ Петербурга на страницах повести «Невский проспект»?
(За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».
Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье ,как обрушивалось на царей и повелителей мира».)
? Опишите Невский проспект. Перечислите предметы и детали, с помощью которых определяется положение человека в обществе.
(Невский проспект-это место, где «пахнет одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие нос, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук…».Торжествует «овеществлениечеловека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи.)
? Какие контрасты можно наблюдать «здесь в течение суток»?
(«Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!»
«О, не верьте этому Невскому проспекту!…Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!…Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…». За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города.)
? Расскажите о противоположных судьбах художника Пискарёва и поручика Пирогова.
Назовите главные черты гоголевских героев.
(Пискарёв: чистота души, искренность, талантливость, но и отсутствие внутренней стойкости , мечтательность ,идеализм.
Сны заменяют ему реальную жизнь, а пробуждение от снов подчёркивает трагизм столкновения с реальностью, которую не выносит его возвышенная душа. Герой-романтик обречён на гибель.
Покончил с собой- не смог допустить ,чтобы силы зла , « дьявола» победили его душу, а сам оказался слишком слаб, чтобы победить .
Пирогов: примитивные потребности, бездуховность, пошлость мыслей и поступков, отсутствие высоких идеалов – потеря себя как личности.)
Петербург. Как различны людские судьбы! Пискарёв страдает ,теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.
Анализ повести «Записки сумасшедшего».
? Давайте вспомним героя повести «Записки сумасшедшего» Как его зовут?
(Аксентий Иванович Поприщин).
? От какого лица ведётся повествование в повести?
(От первого лица, перед нами дневниковые записи, написанные как исповедь, как рассказ героя о себе).
? Что мы узнаём о герое? (внешность, служебное и семейное положение, увлечения).
(Герою 42 года. Он дворянин, служит в департаменте мелким чиновником, чинит перья начальнику. Носит запачканную шинель старого фасона. Увлекается театром. Влюблён в дочь начальника департамента, которая смеётся над ним и над его уродливой внешностью.)
? Как Поприщин относится к людям с высоким социальным положением?
(О своём начальнике: «умный человек, важность в глазах», честолюбец. «Да, не нашему брату чета».
О начальнике отделения: «Да я плюю на него! Велика важность надворный советник! вывесил золотую цепочку к часам, заказывает сапоги по тридцати рублей – да чёрт его побери! я разве из каких-нибудь разночинцев, из портных или из унтер-офицерских детей? Я дворянин».
? А как к людям с низким социальным положением?
(О казночее : «Вот ещё создание! «седой чёрт».
О лакеях: «Я терпеть не могу лакейского круга: всегда развалится в передней, и хоть бы головой потрудился кивнуть. Да знаешь ли ты, глупый холоп, что я чиновник, я благородного происхождения».
О чиновниках: «вот из нашей братьи чиновников есть такие свиньи: решительно не пойдёт мужик в театр; разве уже дашь ему билет даром».
О Мавре: «Вздумала мыть полы, глупая чухонка».) <\p>
? Какой вывод вы можете сделать о Поприщине?
(Вывод: на почве уязвлённого самолюбия в герое развивается болезненная гордыня. Он презирает тех, кто находится ниже его на социальной лестнице, и завидует тем ,кто выше его.)
В попытке оценить себя и окружающих герой руководствуется только двумя понятиями: чин и богатство. В таком уж он живёт мире, где все достоинства человека измеряются этими понятиями.
В реальной жизни он не ожжет достичь, а вот в мечтах герой верит, что его служба только начинается (записи от 6 ноября: «Погоди, приятель! будем и мы полковниками, а может быть, если бог даст, то чем-нибудь и больше.
Заведём и мы себе репутацию ещё и получше твоей»).
? Говорит нам о чём-нибудь фамилия героя?
(Герой неслучайно имеет фамилию Поприщин. Он уверен, что его ожидает великое поприще.)
? Попробуем понять, что повлияло на душевное состояние Поприщина?<\p>
(Герой чувствует глубокое разочарование, когда узнаёт, что дочь департамента смеётся над ним и собирается выходить замуж за камер-юнкера. В душе Поприщина зреет протест против несправедливого устройства общества.
Всё, что есть лучшее на свете, всё достаётся или камер-юнкерам, или генералам .Найдёшь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, – срывает у тебя камер-юнкер или генерал». И не может понять герой, чем камер-юнкер лучше его, титулярного советника: «Ведь через то, что камер-юнкер, не прибавится третий глаз на лбу.
Ведь у него же нос не из золота сделан, а так же как у меня как у всякого; ведь он им нюхает, а не ест, чихает, а не кашляет»).
Герой в мечтах теперь ставит себя над теми, кто выше его, « для того только, чтобы увидеть, как они будут увиваться и делать все эти придворные шутки и экивоки», и потом сказать им, что глубоко их презирает.
Вот тогда-то и начнётся раздвоение личности героя, когда сначала он видел себя полковником, потом генералом, а в конце повести объявил себя королём Испании. Это его месть тем, кто смеялся над ним, унижал, называл «нулём и более ничем». <\p>
Заканчивается произведение предсмертным воплем обезумевшего титулярного советника.
В его крике слышится боль человека, задавленного бедностью, несправедливостью жизни, сознанием, что ему нет места на свете.
Повесть Гоголя, населённая персонажами разного чина и звания, воссоздаёт живой образ многолюдного Петербурга, страшного, фантасмагорического, бессердечного, города, где «маленький человек «не имеет больше сил терпеть равнодушия, унижения и душевной боли. <\p>
Анализ повести «Шинель»(1842). <\p>
«Мы все вышли из « Шинели» Гоголя».
Ф.М.Достоевский
Замысел написания повести «Шинель» возник в 1836 г. до отъезда Гоголя за границу.
П.В.Анненков в своих воспоминаниях рассказал об истории, которая стала «зерном « будущей повести». Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья рублей на 200 (ассигнациями).
В первый раз как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки.
Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни….
Все смеялись анекдоту,…исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель», и она заронилась в его душу в тот же самый вечер».
1. Докажите, что повествование в повести ведётся от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чём смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?
2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишён «лица» от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).
(Гоголь в повести «Шинель» продолжает тему «маленького человека», расширяет и усиливает социальное звучание этой темы. Башмачкин – «вечный титулярный советник», готов всю жизнь переписывать бумаги.
В « переписывании ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».
«Молодые чиновники подсмеивались над ним…рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории… сыпали на голову ему бумажки…»).
3. Как реагировал на насмешки и унижения Башмачкин?
(«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»)
4. С какой целью Гоголь ввёл в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?
( «Я брат твой…». Идея братства людей независимо от их социальной принадлежности – одна из чистых, светлых идей.)
5. Расскажите о мечте Башмачкина ; о работе портного Петровича, ещё одного «маленького человека».
6. Докажите ,что образ Акакия Акакиевича «живёт « в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести своё «лицо» приводит его к гибели?
7. Чтение эпизода ограбления Башмачкина.(Наивысшая радость жизни героя-шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.)
8. Почему Акакий Акакиевич не нашёл помощи у частного пристава, у «значительного лица»?
(Автор говорит о равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой». «Значительное лицо» — ничтожество, но оно может распоряжаться судьбами людей, а внимание и доброта –эти качества не предусмотрены служебными отношениями .)
9. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?
10. Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения?
11. С какой целью автор обличает пороки современного ему общества? Существуют ли они в современном мире? Какие бы вы предложили меры для борьбы с тщеславием, жадностью, лицемерием людей, взяточничеством?
Воссоздавая трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к нему чувство сострадания .Автор призывает к человечности, к социальному гуманизму. По словам А.И.Ревякина. «дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего» Башмачкина.
Н.В.Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.
Прошли годы, а мы, как ни странно, узнаём себя и современное общество в произведениях Гоголя. Разве нет и сегодня среди нас своих башмачкиных и поприщиных? Разве не способна в нас вызвать страх и трепет генеральская шинель, толстый кошелёк, «крутая» иномарка?
Вновь и вновь перечитывая Гоголя, мы учимся не забывать никогда и помнить пронзительный призыв одного из героев «Я брат твой…».За нравственный урок мы должны быть благодарны писателю.
Домашнее задание.
Подумайте на тему «Актуальны ли произведения Гоголя в наши дни?» и напишите эссе.
Источник: https://infourok.ru/cikl-peterbugskie-povesti-nv-gogolya-analiz-povestey-nevskiy-prospekt-zapiski-sumasshedshego-shinel-2467851.html
Гоголь Записки сумасшедшего
Главная ➤ Литература, Искусство ➤
Судьба повести Николая Васильевича Гоголя «Записки сумасшедшего» не самая простая. Несколько лет писатель вынашивал идею о безумном герое и обдумывал сюжетные детали. Во время работы над произведением постоянно вносил правки.
Даже первичное название «Клочки из записок сумасшедшего», с которым повесть впервые увидела свет в 1835 году, позже было автором изменено. Не обошлось и без цензуры, которая требовала убрать или более корректно переписать целые абзацы.
Гоголь жаловался в своих письмах Пушкину:
Я должен ограничиться выкидкою лучших мест
Но, невзирая на вмешательство цензоров, повесть получилась. Несмотря на комедийный сюжет, замешанный на юморе и сарказме, писатель разыграл настоящую трагедию, где неудовлетворенность собственной жизнью доводит главного героя до безумия. На примере своего персонажа, Гоголь, словно через призму, искажающую реальную картинку, смотрит на общество, в котором не каждый может раскрыться и проявить себя. Жестокая действительность сводит главного героя с ума. Всё повествование ведётся от имени Аксентия Ивановича, не самым аккуратным способом делающего записи в своём дневнике. Здесь он записывает свои мысли и действия, рассуждает и делает выводы. Порой главный герой выступает как философ, не лишённый способности анализировать. Дожив до сорока двух лет, обедневший дворянин Поприщин, ничем не отличается от тысяч таких же как он чиновников. Но именно с ним случается трагедия, разыгранная на глазах читателя. День ото дня рассудок покидает несчастного. Его записи становятся всё абсурднее. К патологическому состоянию подмешивается мания величия, которая почему-то расширяет сознание несчастного. Кажется, что главный герой стал видеть глубже окружающую действительность. Неслучайно цензура рассматривала произведение под призмой предвзятости. Всем было очевидно, что под сумасшедшим бредом Поприщина автор маскирует безнравственную пустоту и ничтожность чиновничьей среды. Пока Гоголь вынашивал сюжетную идею, он рассматривал разные варианты, как подать своё произведение. «Записки сумасшедшего» могли бы быть пьесой. Но, выбрав вариант в виде дневника, автор не прогадал. Литературный персонаж Аксентий Иванович Поприщин мелкий дворянин, недовольный собственной жизнью. Дворянские корни — это единственная его гордость. Это взрослый мужчина, которому за сорок. Но он не нашёл в жизни ни своего призвания, не обнаружил никаких способностей и талантов. Работает в чине титулярного советника и постоянно нуждается в деньгах. Гардероб его беден, старомоден и припачкан. Даже семьёй мужчина не обзавёлся. Хотя в его времяпровождении нет ничего странного. Он читает прессу, время от времени посещает театр, а по вечерам, после службы, просто лежит на диване. Ведь так делают все. Но его жизненные амбиции вовсе не удовлетворены. Мужчина считает, что он ещё достаточно молод, чтобы дослужиться до полковника. А влюблённость в дочь директора департамента, говорит о готовности реализовать свои нерастраченные чувства. Гоголь неслучайно дал своему герою такую фамилию. Поприще — это путевая мера, которой измерялись большие расстояния. Так и Поприщин, имея тонкую и ранимую психику, блуждая в своих мечтах и фантазиях, ищет своё поприще, своё место в жизни. И в этих поисках становится жертвой обстоятельств. В его голове всё смешивается и спутывается. Он дворянин, но должен подчиняться мелкому начальнику отделения, реагировать на замечания. Это ранит самолюбие и унижает его достоинство. Он влюблён, но на его чувства всем наплевать, а девушка, предмет его влюблённости, и вовсе ничего не знает о нём. Постепенно разум покидает Аксентия Ивановича. Но легче ему не становится. Теперь в его сущности сплетаются сразу несколько личностей. Мучительная ничтожность положения выравнивается, как только Поприщин понимает, что он король Испании — Фердинанд VIII. Теперь, когда больная фантазия подлечила хроническую тягу к честолюбию, титулярному советнику нет необходимости приветствовать своё начальство, да и вообще ходить на службу. Он король! Галлюцинации главного героя с каждым днём делают новый виток в спирали болезни. Процесс разрушения рассудка прогрессирует с каждым днём всё сильнее. Пока, в конце концов, Поприщин не оказывается в психиатрической лечебнице. Гоголь не поскупился, и наделил своего сходящего с ума героя различными положительными качествами. Во-первых, это грамотный человек. Даже читая собачью переписку, он делает акцент на том, что письма написаны «очень правильно», он видит и запятые, и даже буква ѣ. Во-вторых, обедневший дворянин настоящий трудяга. Ходит на службу, ведёт порядочный образ жизни, не совершает ничего противоправного. В-третьих, мужчина тяготеет к прекрасному. Он посещает театр, как только у него появляется в кармане грош. Даже на пороге полного сумасшествия, осознав себя королём Испании, психический больной заявляет, что он не такой, как Филипп II. Здесь, видимо, автор имел в виду воинственность короля Филиппа II и его отношения к инквизиции, устраивавшей массовые казни. Всё это говорит об образованности лишающегося рассудка человека.
Октябрь Первая запись в дневнике датирована 3 октября. Здесь Аксентий Иванович рассуждает о своей службе в департаменте. Ругает начальника отделения, который, по его мнению, придирается к нему. Ругает казначея, у которого не выпросишь вперёд жалования ни копейки. И хотя его работа состоит в том, чтобы переписывать бумаги да очищать перья, он дорожит службой в департаменте и считает её благородной. По дороге на службу Аксентий Иванович у магазина случайно встретил дочь директора, выходящую из кареты. И хотя девушка его даже не заметила, мужчина успел оценить её взгляд, глаза, брови. Мелкий чиновник признаётся сам себе: «Боже мой! Пропал я, пропал совсем». Директорская дочь скрылась в магазине, оставив свою собачку Меджи на улице. Вот тут наш герой и услышал впервые, как между Межди, и проходящей мимо второй собачкой Фидель, завязался разговор. Поначалу этот факт удивил его изрядно, и Поприщин признаётся: «С недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть такие вещи, которых никто еще не видывал и не слыхивал». На следующий день наш герой, при выполнении своих обязанностей, восторгается своим директором. Титулярный советник считает, что и директор любит его, и добавляет: «Если бы и дочка…» Но вот и директорская дочка пожаловала. Всё в ней прекрасно: наряд, взгляд, голос. А платок, который девушка уронила — целое событие для влюблённого. Но он не смел с ней говорить больше одной фразы, и тем более шутить. Чувство охватившие влюблённого безответно, хотя он, несомненно, романтик. Стихи переписывает. Правда, не знает, что это вовсе не Пушкин, а популярная песня. Чтобы взглянуть ещё разок на директорскую дочь Аксентий Иванович вечером идёт к её подъезду, но она никуда не едет и не выходит.
Ноябрь
Больше месяца титулярный советник не делал свои записи. А побудило его взяться за перо событие, связанное с женщиной. Начальник отделения стал стыдить Поприщина, что тот волочится за директорской дочерью, при этом не имея никакого капитала. Но дворянское происхождение главного героя взяло верх над насмешками надворного советника, и было расценено как зависть. А как же! Он дворянин: и в театр ходит, и в музыке разбирается, и о цензуре рассуждает. Но мысли о девушке преследуют Аксентий Иванович постоянно. А по вечерам он также идёт к директорской квартире, в надежде просто увидеть милый силуэт. Мечты влюблённого разрастаются. Он желает заглянуть в будуар ее превосходительства, где полно разных женских штучек: нарядов, духов, цветов. А ещё лучше попасть в спальню: «Там-то, я думаю, рай, какого и на небесах нет». Фантазии побуждают титулярного советника идти на крайние меры. Он решает устроить допрос собачке Фидель, которая дружит с собачкой директорской дочки, и выкрасть собачью переписку. Так он и поступает на следующий день, отправляясь к хозяевам Фидель. Девчонка открывшая дверь, по мнению Поприщина, оказалась крайне глупа, поскольку не поняла, что пришедшему необходимо поговорить с их собачонкой. Пришлось прорываться к лукошку Фидельки, чтобы раздобыть собачью переписку. Титулярный советник ещё способен давать оценку своим поступкам и замечает, что девчонка верно приняла его за сумасшедшего. Считая, что собаки народ умный, Аксентий Иванович находит переписку животных довольно грамотной. Ему кажется, что в письмах есть умные высказывания и цитаты. Воспалённый мозг несчастного дворянина рисует картинку за картинкой. Из писем становится ясно, что девушку, в которую он влюблён, зовут Софи, что самый главный в доме господин, тот, которого Софи называет папа́. Этот самый папа́ недавно получил орден, чему был чрезвычайно рад. В следующем письме влюблённый находит полезную информацию о том, как барышня собирается на бал. Узнаёт он и о том, что ей наносит визиты некий камер-юнкер Теплов, и его визиту барышня очень рада. Находит он несколько строчек и о себе, где его сравнивают черепахой в мешке, обзывают уродом, и говорят, что распоряжаются как слугой. Всё это крайне обидно Поприщину. А когда в письмах речь заходит о предстоящей свадьбе главный герой от досады рвёт в клочья все письма. Он и сам бы хотел быть генерал-губернатором и задаёт вопрос себе: «Отчего я титулярный советник?»
Декабрь
Судя по датам, дневник не открывался несколько недель. Но проблема приближающейся свадьбы не перестала волновать влюблённого. Он очень переживает своё низкое положение в обществе. Он уже не восхищается своим директором, а ругает его, называя честолюбцем. Он припоминает случаи когда простой человек вдруг оказывался знатным вельможей или даже государем. А чтение газет, в скором времени наводят его на другие раздумья. Особенно Аксентия Ивановича занимает Испания, оставшаяся без короля. Он буквально недоумевает, как государство будет обходиться без монарха. Король нужен обязательно, и, вероятно, он есть, просто пока скрывается по каким-то причинам. Политическая тема захватила Поприщина. Он рассуждает, как может, о линии поведения Англии, Австрии, да и всей Европы.
Неопределённые даты
Триумфальная запись: «В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я». Теперь в голове нашего сумасшедшего полный порядок. Судя по дневнику, случилось это открытие 43 числа 2000 года. Аксентий Иванович даже представить не может как же раньше он думал, что он титулярный советник, переписчик каких-то гадких бумаг. Первой о своём открытии он поведал Мавре, женщине занимающейся уборкой помещений. Та только руками всплеснула. Ну да что с неё простой женщины возьмёшь. Король, кстати говоря, проявил благородство и объяснил, что на неё он не сердится и он совсем не такой, как Филипп II. Но поскольку остальные окружающие не знали, что титулярный советник превратился в короля, за ним послали экзекутора и предложили посетить работу. В департамент новоиспечённый король пошёл ради шутки. Работать он не собирался и всё думал, какой ералаш начался бы, если окружающие узнали, кто он на самом деле. Высокомерно Аксентий Иванович поглядывал и на начальника, и на директора. А когда ему дали документы на подпись всё же решил открыться и черкнул на самом видном месте: «Фердинанд VIII». Вокруг сразу воцарилось благоговейное молчание. Осмелевший психический больной отправился на директорскую квартиру, где решается на признание в любви. Его даже лакей не смог остановить. Напугав барышню своим признанием и порассуждав о любви, наш герой несёт полную ахинею. Его больное воображение всё меньше подвластно, хоть какому-нибудь смыслу. В следующие дни мнимый король обеспокоен отсутствием мантии и депутации из Испании. Он даже сходил на почту, чтобы удостовериться, не прибыли ли испанские депутаты. Пробовал сам сшить себе мантию. Но вот случилось, то чего так ждал Поприщин. Депутаты приехали в карете, и очень скоро граница осталась позади. Правда, приём, оказанный королю Испании, был странный. По спине больно ударили палкой несколько раз. Но впереди много государственных дел. Во-первых, Китай и Испания одна земля, во-вторых, земля сядет на луну… Недоброжелательный приём в Испании Поприщин объясняет тем, что попал-то он в руки инквизиторов. Но добрый нрав психического больного не позволяет ему обижаться на своих истязателей, ведь они просто орудие в действующей инквизиторской машине. Последняя запись, окончательно сошедшего с ума главного героя, настоящий крик о помощи. Спутанное сознание заставляет писать одно за другим предложения, не связанные между собой. Но на эту связь уже никто и не рассчитывает.
С самой первой записи в дневнике главного героя становится понятно, что человек не в себе. Гоголь передал картину развития болезни, вплоть до полного безумия, очень достоверно. Это отметили многие психологи и психиатры, хотя такой цели писатель не ставил. Автор смог многое позволить себе, говоря языком Поприщина. Показывая безумство своего героя, писатель затрагивает различные темы, волновавшие общество в те времена. Особое внимание уделено нравам и морали в чиновничьей среде. Особый приём — собачья переписка. Выкраденные клочки бумаги кажутся Аксентию Ивановичу письмами, из которых он многое узнаёт. Воспалённое воображение не только даёт ответы на вопросы, мучившие его относительно барышни, в которую он влюблён. В письмах имеются философские рассуждения, например, о различных собачьих капризах. Больной не случайно находит обрывки о разномастной четвероногой братии. Просто его очень волнует вопрос происхождения. Вот собачонка пишет, что когда по улице идёт дворняга, воображающая себя презнатной особой, ей-то сразу понятно, что это простой глупый урод. Это ли не параллель с чиновничьей средой, где человек простой, незнатного рода, воображает из себя знатного господина. А дог, представленный в произведении — большой, высокий, толстый — болван и преужасный наглец. Всё как в жизни. Человек занимающий большой пост, и имеющий вес в обществе запросто может оказаться глупым и подлым. Вопрос происхождения настолько волнует Поприщина, что, в конце концов, выплёскивается в манию величия. Теперь он рассуждает чуть по-другому. Ведь бывает, что человек неизвестный оказывается знатной особой. Бывает! Так приходит понимание о том, что он король. В последние записи безумного Поприщина, Гоголь сумел вложить весь трагизм повести. Это отчаяние оттого, что обычный, неплохой человек, достаточно грамотный дворянин, не смог найти своё место в жизни, не смог реализоваться. А может ему просто не дали этого сделать в мире где царит безумие? Аксентий Иванович — это жертва существующей системы. А печальный финал тот финиш, который может ожидать любого. Произведение сыграло свою роль в искусстве не только 180 лет назад, когда повести была поставлена хорошая оценка. И хотя Николай Васильевич отказался от идеи передать сюжет в виде пьесы, произведение произвело впечатление не на одно поколение деятелей искусства. По «Запискам сумасшедшего» снято несколько фильмов, поставлена опера и моноопера. Театральные подмостки постоянно видят многочисленные инсценировки, спектакли и фантасмагории по мотивам повести. Лучшие актёры наших дней примеряют на себя образы гоголевских героев, что только подтверждает бессмертность и актуальность повести.
Источник: https://albery.ru/gogol_zapiski_sumasshedshego.php