Анализ стихотворения «ночь, улица, фонарь, аптека…» а.а. блока

Анализ стихотворения «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» – Сочинение

Стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано А.А. Блоком 10 октября 1912 года на его квартире в Петербурге. Оно вошло в поэму «Пляс­ки смерти», включенную в цикл «Страшный мир». Спустя не­сколько дней Блок показал стихи В. Гиппиусу, и тот был пора­жен мрачностью произведения.

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Ли­рический герой размышляет в нем о жизни. Она представляется ему неким замкнутым кругом, из которого нет выхода. «Ночь, улица, фонарь, аптека» — эти образы, открывая и замыкая по­этическую мысль, создают кольцевую композицию. Мысли героя мрачны, в интонациях его — душевная усталость, тоскливая обреченность.

Исследователи неоднократно отмечали, что поэт здесь ухо­дит от поэтической традиции противопоставления света и тьмы. «Свет» в русской поэзии — это символ надежды, добра, гармо­нии и веры.

У Блока же «свет» — «бессмысленный и тусклый».

Обратите внимание

Пространство замкнуто, ограничено мрачной улицей, ее атри­бутами, жизни и движения нет, время словно замерло, и прохо­дящая четверть века не привносит в жизнь лирического героя ничего нового.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть говорит о жизни, вторая часть — о смерти. Однако душевное состояние героя таково, что он не видит здесь различий. Он говорит о том, что, умирая, душа воплотится в каком-то новом облике, но и тогда ее будут окружать какие-то навязчивые образы:

Умрешь — начнешь опять сначала.

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Замыкается стихотворение образом фонаря, однако, думает­ся, свет здесь символизирует не робкую надежду героя, а скорее, подчеркивает безысходность ситуации. Слово «фонарь» замы­кает стихотворение, ударение в нем падает на последний слог, что придает всей строфе жесткость и определенную завершен­ность. Это своеобразный итог, за которым уже ничего быть не может.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности (парцелляцию и ряды однородных членов «Ночь, улица, фонарь, аптека…», эпитеты («ледяная рябь канала»), аллитерацию («бес­смысленный и тусклый свет»).

Стихотворение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о себе и мире, о своем времени — стихотворений «Как тяжко мертвецу среди людей», «Пустая ули­ца. Один огонь в окне», «Старый, старый сон. Из мрака…», «Миры летят. Года летят. Пустая…».

Здесь искали:

  • ночь улица фонарь аптека
  • ночь улица фонарь аптека анализ
  • анализ стихотворения ночь улица фонарь аптека

Источник: https://Sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-noch-ulitsa-fonar-apteka/

А. Блок. Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека” :

Александр Блок – один из классиков литературы XX века и крупнейший представитель русского символизма. Для его творчества характерно сочетание мистического и бытового. До революции музыкальные стихи Блока, спокойные и плавные, убаюкивали публику, погружая ее в подобие безмятежного сна. Но после революции в его творчестве начинает прослеживаться отчаяние – эмоциональное и громкое.

«Ночь, улица…» – это один из его самых популярных стихов. Эти строки, вероятно, знакомы каждому школьнику. Сегодня мы проведем анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Что хотел поведать поэт этими меланхолическими строками?

История написания

Стихотворение было написано Блоком 12 октября 1912 года в его петербургской квартире. Тогда он жил на ул. Офицерской, 57. Сегодня эта улица называется Декабристской.

В квартире А. Блока сегодня расположен музей. Он посвящен жизни и творчеству поэта. Историю написания поведала в интервью сотрудница музея Анна Горегина.

Важно

Написал Блок стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека..», анализ которого мы обсуждаем, за любимым письменным столом. Поэту он достался от бабушки, переводчицы Елизаветы Бекетовой. Он был дорог ему как память. Поэтому Александр всегда перевозил его с собой при смене места жительства. Сегодня стол стоит на том же месте, что и сто лет назад. А на нем лежит тетрадь со знаменитыми строками.

Через два дня после написания стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека..» Блока посетил его друг. Это был литературовед и переводчик Василий Гиппиус. Когда последний прочел произведение, то был поражен его мрачностью. В. Гиппиус тогда даже пошутил, что и у его дома есть аптека. На что Блок со всей серьезностью ответил, что у каждого дома есть аптека.

Идеальное произведение

Современники поэта восхищались стихотворением “Ночь, улица, фонарь, аптека…”. Анализ показывает, что оно является идеальным примером сочетания изящности и простоты, зеркальности и глубины.

Этот стих – одна из первых попыток поэта понять предназначение человека, который рождается в этом странном мире. Однако в процессе написания он не получает ответа. Но создает пронзительное и вечное стихотворение.

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» – анализ стихотворения

Лирической герой поэта ощущает тоску и обреченность. Он размышляет о жизни и смерти. Первая часть стиха рассказывает о жизни. Вторая – о смерти. Однако герой не видит в них различия. И жизнь, и смерть двигаются по замкнутому кругу – «умрешь – начнешь опять сначала…».

Фонарь – это свет, а свет в мировой литературе всегда символизировал гармонию, добро, жизнь. Но Блок представляет его «бессмысленным и тусклым». В данном случае свет лишается своего священного значения.

Улица, аптека, освещенная этим тусклым светом, представляют собой замкнутое пространство, безразличное, пустое. Подобные строки были вполне в духе меланхоличного поэта, который, согласно письменным воспоминаниям его ближайшего окружения, еще в детстве был очень необщительным и молчаливым.

Первая часть стихотворения начинается более оптимистично, чем вторая. Это видно по расстановке атрибутов – начальная строка заканчивается словом «аптека». В целом она звучит мягче и оптимистичнее благодаря женской рифме.

Однако последнее слово стихотворения – “фонарь”. Мужская рифма, которая завершает произведение, придает строке резкость, невозможность продолжения.

Поэт повествует о безысходности. Умирая, душа вновь рождается в другом теле, но и тогда ее будут окружать все те же навязчивые, тоскливые образы. Надежды нет. Есть лишь бесконечность, которая повторяется снова и снова, лишая веры и счастья. Однако некоторые специалисты считают, что слово “фонарь” открывает финал и словно дает лучик надежды читателю.

Заключение

В целом стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», краткий анализ которого мы сделали, является одним из самых пронзительных и безысходных произведений Блока.

Источник: https://www.syl.ru/article/361811/a-blok-analiz-stihotvoreniya-noch-ulitsa-fonar-apteka

Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта.

Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды.

Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, впервые в жизни задумавшись над более прозаическими и банальными вещами.

Совет

В 1912 году Александр Блок уже состоялся как поэт, однако его творчество было рассчитано на возвышенных и утонченных кисейных барышень, в буквальном смысле не дававших своему кумиру прохода. Легкость бытия, отсутствие четких целей – все это превратило жизнь Блока в нечто эфемерное.

Отрезвление наступало постепенно, и не последнюю роль в этом сыграли две трагедии – смерть сына и отца поэта, которые скончались в 1909 году. Именно в этот период Александр Блок впервые задумался о философском смысле жизни, точнее, об его отсутствии.

Читайте также:  Смысл названия пьесы «вишнёвый сад»

И осознал, что символизм, лишенный конкретики и не соприкасающийся с реалиями бытия, его больше не привлекает.

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. Ответа на свой вопрос Александр Блок так и не получил, а его выводы, озвученные в данном произведении, наводят на достаточно печальные мысли.

Сама жизнь представляется поэту замкнутым кругом, в ней все циклично и неизменно. При этом человеческое бытие окрашено в безрадостные и мрачные тона, о чем свидетельствуют такие эпитеты в стихотворении, как «тусклый», «бессмысленный», «ледяная».

Все, что дано человеку – увидеть лишь кусочек мироздания, который в стихотворении Александра Блока представлен улицей, одиноким фонарем и домом, в котором расположена аптека. Не отвергая возможности реинкарнации, поэт убежден, что, умерев и родившись вновь, непременно увидит все тот же унылый ночной пейзаж.

Впрочем, это утверждение не стоит воспринимать буквально, ведь Александр Блок, перестав считать себя символистом, в своем творчестве время от времени все же прибегал к образным сравнениям. Поэтому в данном контексте его стихотворение воспринимается, как попытка найти смысл жизни, который иллюзорен.

Ведь до этого поэт считал, что его творчество имеет неоспоримую ценность для всего человечества, поэтому пребывал в убеждении о необходимости передавать свои чувства и мысли в стихах. Однако малопривлекательная действительность заставила Александра Блока пересмотреть свои жизненные ценности и приоритеты.

Человек смертен, и его земное существование – лишь мгновение по сравнению с вечностью. Поэтому для того, кто осознает, насколько жизнь коротка, даже самые восхитительные стихи не могут являться смыслом и целью.

Безысходность, которой веет от стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в точности передает душевное состояние Блока, который оказался перед непростым выбором жизненных ценностей. И осознал, что такой выбор рано или поздно приходится делать каждому человеку.

Обратите внимание

Материальное либо духовное, вечность или же забвение – вот что волнует поэта на данном этапе. Примечательно, что впоследствии Александр Блок все же определился, что именно является для него важным и ценным. Именно поэтому после революции он остался в России, чем фактически обрек себя на гибель.

Но до окончательного выбора еще более пяти лет, и открытие о том, что жизнь по своей сути никчемна и бессмысленна, угнетает поэта. «Все будет так. Исхода нет».

Источник: https://infourok.ru/user/medvedeva-anna-aleksandrovna1/blog/analiz-stihotvoreniya-bloka-noch-ulica-fonar-apteka-68753.html

Ночь, улица, фонарь, аптека

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока

Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» стало переломным этапом в творчестве Блока. Он долгое время принадлежал к лагерю символистов и был достаточно знаменит в этом кругу.

Туманными стихами Блока, насыщенными таинственными и загадочными образами, восхищались люди, оторванные от реальной жизни, живущие в мире своих фантазий.

Для многих это была попытка уйти от жестокой российской действительности начала XX века. Блок разделял это желание.

С возрастом к поэту приходит жизненный опыт. Он начинает понимать всю эфемерность и бесполезность своего творчества. От реальной жизни убежать не удается никому. Блок был вынужден признать это после смерти сына и отца. В 1912 г. он пишет произведение «Ночь, улица, фонарь, аптека», поразившее современников своим мрачным настроением.

Небольшое по объему произведение, где перечисляются ничем не примечательные элементы действительности, имеет глубокое философское содержание. Блок размышляет над смыслом человеческой жизни и приходит к неутешительному выводу. В мире нет никакой высшей цели.

Человек обречен на вечное существование в узких ограниченных рамках. Проведя бессмысленную жизнь на отведенном ему кусочке мироздания, человек еще имеет надежду на лучшую участь в следующем возрождении. Но его надежда разбивается в прах. Новая жизнь также ограниченна и однообразна.

От перестановки окружающих предметов местам результат не меняется. Из замкнутого круга «исхода нет».<\p>

Важно

Блок не мог, конечно же, сразу и бесповоротно порвать с символизмом. Перечисляемые образы («ночь, улица…») являются символами однородности и мрачности окружающего мира.

Они не имеют конкретного значения, взяты поэтом наугад. Отсутствие какой-либо ценности образов усиливает пессимистическое настроение.

Не случайно, что Блок выбрал в стихотворении описание городского пейзажа. В начале XX века не только в России, но и во всем мире появилась идея обреченности мира.

Одно из положений этого мнения опиралось на пагубное воздействие технического прогресса. Крупные города, в которых были наиболее заметны изменения, считались воплощением темных сил.

Они символизировали неизбежный конец человечества, утратившего понятия добра и зла.

Стих полностью пропитан темными красками. Единственный источник освещения – фонарь, который дает лишь «бессмысленный и тусклый цвет», раздражающий взгляд. Чувствуется огромная усталость Блока от жизни.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, имеет кольцевую композицию благодаря повторению первых и последних строк.

В целом произведение пропитано ощущением смерти, причем не только физической, но и духовной. Возрождение после смерти ничего не изменит, поэтому грань между мирами стирается. Лирическому герою становится абсолютно все равно, жив он или мертв. Ведь его обреченность остается неизменной.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Александр Блок — Ночь, улица, фонарь, аптека на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksandr-blok-noch-ulica-fonar-apteka/

Ночь, улица, фонарь, аптека… А. Блок. Анализ стихотворения

Находят иногда на меня мысли и начинаю вспоминать то, что читали и учили в школе. Тогда я как-то не задумывалась о смысле, да и далеко не все, что читала, мы обсуждали в классе.

И вот навязчивые мысли о том, что не понимаю смысл стихотворения, приводят к тому, что начинаю копаться в инете. В этот раз это был Блок.<\p>

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.  

 Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912

Рубеж XIX и XX веков был своего рода «смутным временем».

Совет

Неопределенность политической власти, две революции 1905 года, усиливающиеся атеистические тенденции – все вызывало у людей чувство безысходности, неуверенности в завтрашнем дне, чувство страха.

Такие настроения проявились и в литературе: именно на конец XIX века приходится эпоха декаданса (от французского – «упадок»).  Появляются произведения с пессимистическими названиями: «Закат Европы», «Без дороги», «В тупике».

Символист Александр Блок тоже не избежал подобного настроения. Его цикл 1905 года называется «Страшный мир».  Действительно, мотив страха звучит здесь с особенной силой. По мнению критиков, для Блока началось осознание российской действительности, ведь «страшный мир» – это мир, уродующий и губящий человека.

Читайте также:  Лирические отступления в романе пушкина «евгений онегин»

В дальнейшем понятие страшного мира станет не только отдельной темой его творчества, но и будет для него определением жизни,  по-блоковски точным и ярким: в нем и громадность силы, уродующей судьбы людей, и  ужас перед всеохватывающим мраком, в котором не видно пути, и осознание невозможности принять его принципы.

Однако другим важнейшим мотивом цикла становится мотив омертвения мира современной городской цивилизации. Надо отметить, что мотив города и его влияния на человека появился сначала в русской прозе конца XIX века. Так, в романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского Петербург становится соучастником преступления Родиона Раскольникова.

В поэзии начала ХХ века, особенно модернистской, город становится сценой для театра абсурда.

Например, в стихотворении Владимира Маяковского “Адище города” появляется совершенно враждебный человеку мир города, перенявшего от него все самое ужасное: «у раненого солнца вытекал глаз», а  «ночь излюбилась, похабна и пьяна».

Кстати, «дряблая луна» Маяковского сопоставима с луной, воссозданной Блоком в «Незнакомке»: у символиста тоже не традиционный романтический образ, а диск, который «бессмысленно кривится».

Обратите внимание

Стихотворение Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…», которому посвящен анализ, хотя и было написано в 1912 году, традиционно относится к теме страшного мира. В нем с наибольшей полнотой звучит мотив безысходности.

Он усиливается, во-первых, кольцевой композицией, ведь начинается и заканчивается произведение одинаковыми словами, создающими замкнутый круг, а во-вторых, лексикой самого стихотворения: «исхода нет», «умрешь», «бессмысленный свет».

Почему именно аптека появляется уже в первой строке? По времени создания данное стихотворение входит в цикл «Пляски смерти». Следовательно, в нем ведущей была уже тема смерти. Современники вспоминают, что Блок был очень конкретен в своих произведениях.

Поэтому, читая их, можно было воссоздать картину реальной действительности. Например, данное стихотворение сразу вызывает ассоциацию с мостом, ведущим на Крестовский остров, который по ночам, как правило, был пустынным и не охранялся городовыми. Возможно, поэтому он всегда притягивал к себе самоубийц.

Именно в аптеке на углу набережной Малой Невки и Большой Зелениной улицы оказывали помощь покушавшимся на самоубийство. Это была мрачная аптека, при этом ее огни и горевший рядом керосиновый фонарь отражались в воде.

  Так как Блок любил Петроградскую сторону и часто бывал здесь, то вид «аптеки самоубийц» и вызывал в его сознании мистическое сочетание жизни и смерти, отраженное в «ледяной ряби» канала.

В стихотворении «Ночь, улица…» тема смерти, конечно, уже переосмыслена и выведена на новый философский уровень. Речь идет уже о духовной смерти, ведь, согласно христианской вере, греховное земное существование должно смениться райским благополучием – выходом на высший уровень создания. Здесь же ничего не меняется:

Умрешь – начнешь опять сначала…

В этот замкнутый круг духовной смерти попадает и лирический герой: в его душе развивается ощущение смертельной усталости.

Важно

Использование формы 2 лица глаголов «умрешь, начнешь» становится выражением основы для обобщенно-личных предложений, как будто в этот круг уже вовлекаются все и ощущение безысходности приобретает всеохватный космический характер. Так в небольшом лирическом произведении воплотилась философская идея о смерти.

Взять отсюда: https://goldlit.ru/blok/325-noch-ulica-fonar-apteka-analiz

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/books/1723033

Анализ стихотворения Ночь, улица, фонарь, аптека Александра Блока

Стихотворение, о котором пойдет речь, несомненно, самое известное произведение в творчестве великого поэта серебряного века Александра Александровича Блока. В этой статье анализируется стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека”. О чем хотел сказать Блок в своем маленьком, но очень популярном, а для многих – непонятном и загадочном творении?

Ночь, улица, фонарь, аптека

Анализировать стихотворение Блока невозможно без прочтения самого произведения. Несмотря на то что многие знают эти восемь знаменитых строк наизусть, ниже приведен оригинал стихов.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

История создания

Историческое анализирование стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека” показывает, что произведение было создано в 1912 году. Поэт написал его 10 октября, в петербургской квартире дома номер 57 на улице Декабристов (в то время – Офицерская улица). В настоящее время эта квартира стала музеем Блока.

Первым, кому Блок показал свои мрачные строки, стал его друг, также поэт – Василий Гиппиус. Василий Васильевич вспоминал в своих мемуарах, что был поражен унынием, царящим меж этих строк, и единственное, что он смог сказать – это заметить, что и у его дома есть аптека. На это Блок без тени улыбки ответил: “У всех домов есть аптека”.

Изначально предполагалось, что прообразом аптеки стала фармацевтическая лавка Винникова, расположенная как раз на Офицерской улице, рядом с домом Блока. Но оттуда не видно канала, который упомянут в стихах. А вот от аптеки, расположенной напротив Мариинского театра, канал видно, и поэт любил совершать в этом районе ночные прогулки.

Безысходность стихов навеяна поэту временем: грядущие перемены, буквально витающие в воздухе, вселяли в тонкие, чувствительные натуры ощущение потери, одиночества и однообразия.

Те, кто не принадлежал к революционному движению, либо боялись перемен, либо не верили в них.

Блок относился к последним, не просто не веря, а именно считая, что даже самые глобальные перемены никак не затронут естественного хода вещей:

Живи еще хоть четверть века – все будет так. Исхода нет.

Мрачное стихотворение о ночных улице, фонаре и аптеке анализировать помогает личная жизнь Блока: тремя годами ранее, в 1909 году, скончались маленький сын и отец Александра Александровича. Возможно, недавняя утрата также повлияла на поэта, решившего отойти от символизма, оторванного от жестокой реальности.

Анализ

“Ночь, улица, фонарь, аптека” – стихотворение, удивляющее соотношением емкости и силы, относится к лирическому жанру и философской тематике “страшного мира”, очень распространенной на рубеже 19 и 20 веков.

Чтобы подчеркнуть безысходность, Александр Блок использует цикличность – стихи начинаются и заканчиваются одними и теми же словами. Так же присутствует усиление смысловой нагрузки, подчеркивающей упадническое настроение: “бессмысленный свет”, “исхода нет”, “умрешь”.

Слово “аптека” так же намекает на смертельный исход: не зря именно в цикле “Пляски смерти” представлено творение Блока о ночных улице, фонаре и аптеке. Анализируя стихотворения из этого поэтического сборника, видно, что все они связаны темой меланхолии и смерти.

Вероятнее всего, лирический герой, убитый отчаянием и уставший каждую ночь видеть одно и то же – пустынную улицу, фонарь и здание аптеки – бродит вдоль канала, размышляя о самоубийстве. Однако приходит к выводу, что единичная смерть ничего не изменит:

Совет

Умрешь – начнешь опять сначала.

Следует упомянуть, хотя бы кратко, анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека” с морфологической точки зрения. Произведение написано в форме четырехстопного ямба, с использованием перекрестной рифмы, чаще всего встречающейся в творчестве поэта.

Философия и влияние

Анализируя стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека”, можно сказать, что это произведение и на сегодняшний день является актуальным. Во все времена люди размышляли на тему жизни и смерти, об этом написано множество философских трудов.

Читайте также:  Сочинение: образы в творчестве а. блока

Гениальность этих стихов Блока в том, что он всего в восьми строфах сумел емко выразить размышления каждого человека, который сталкивается с меланхолией или чувствует себя на пороге смерти, видя вокруг себя однотипную мрачную картину, как в стихотворении: ночь, аптеки, улицы и фонари. Анализ произведения не открывает, к какому ответу пришел сам Блок. Скорее всего, ценность произведения в том, что оно помогает сформулировать вопрос. А ответ, помогающий осознать, как же все будет, и что именно должно повторяться “как встарь”, каждому необходимо найти самостоятельно.

Современники Блока, анализируя стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека”, называли его самым гениальным из всех, написанных в первом десятилетии 20-го века.

Источник: https://autogear.ru/article/396/357/analiz-stihotvoreniya-noch-ulitsa-fonar-apteka-aleksandra-bloka/

Анализ стихотворения Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (2)

Стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека…” , созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта.

Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды.

Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, впервые в жизни задумавшись над более прозаическими и банальными вещами.

Совет

В 1912 году Александр Блок уже состоялся как поэт, однако его творчество было рассчитано на возвышенных и утонченных кисейных барышень, в буквальном смысле не дававших своему кумиру прохода. Легкость бытия, отсутствие четких целей – все это превратило жизнь Блока в нечто эфемерное.

Отрезвление наступало постепенно, и не последнюю роль в этом сыграли две трагедии – смерть сына и отца поэта, которые скончались в 1909 году. Именно в этот период Александр Блок впервые задумался о философском смысле жизни, точнее, об его отсутствии.

И осознал, что символизм, лишенный конкретики и не соприкасающийся с реалиями бытия, его больше не привлекает.

Стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека…” является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. Ответа на свой вопрос Александр Блок так и не получил, а его выводы, озвученные в данном произведении, наводят на достаточно печальные мысли.

Обратите внимание

Сама жизнь представляется поэту замкнутым кругом, в ней все циклично и неизменно. При этом человеческое бытие окрашено в безрадостные и мрачные тона, о чем свидетельствуют такие эпитеты в стихотворении, как “тусклый”, “бессмысленный”, “ледяная”.

Все, что дано человеку – увидеть лишь кусочек мироздания, который в стихотворении Александра Блока представлен улицей, одиноким фонарем и домом, в котором расположена аптека. Не отвергая возможности реинкарнации, поэт убежден, что, умерев и родившись вновь, непременно увидит все тот же унылый ночной пейзаж.

Впрочем, это утверждение не стоит воспринимать буквально, ведь Александр Блок, перестав считать себя символистом, в своем творчестве время от времени все же прибегал к образным сравнениям. Поэтому в данном контексте его стихотворение воспринимается, как попытка найти смысл жизни, который иллюзорен.

Ведь до этого поэт считал, что его творчество имеет неоспоримую ценность для всего человечества, поэтому пребывал в убеждении о необходимости передавать свои чувства и мысли в стихах. Однако малопривлекательная действительность заставила Александра Блока пересмотреть свои жизненные ценности и приоритеты.

Человек смертен, и его земное существование – лишь мгновение по сравнению с вечностью. Поэтому для того, кто осознает, насколько жизнь коротка, даже самые восхитительные стихи не могут являться смыслом и целью.

Безысходность, которой веет от стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека…”, в точности передает душевное состояние Блока, который оказался перед непростым выбором жизненных ценностей. И осознал, что такой выбор рано или поздно приходится делать каждому человеку. Материальное либо духовное, вечность или же забвение – вот что волнует поэта на данном этапе.

Примечательно, что впоследствии Александр Блок все же определился, что именно является для него важным и ценным. Именно поэтому после революции он остался в России, чем фактически обрек себя на гибель. Но до окончательного выбора еще более пяти лет, и открытие о том, что жизнь по своей сути никчемна и бессмысленна, угнетает поэта. “Все будет так. Исхода нет”.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-bloka-noch-ulica-fonar-apteka-2/

Анализ стихотворения Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…”

Блок глубоко переживал бездуховность, механистичность, отсутствие творческого начала в окружающей его действительности, и это побудило поэта назвать современный ему мир “страшным миром”. Этот мир лишен гармонии, музыки, он глухой и бесчувственный, замкнутый, как в одном из самых известных блоковских стихотворений “Ночь, улица, фонарь, аптека…”:

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала И повторится все как встарь: Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь. 1912

Стихотворение воспроизводит действительность (“улицу”), тусклую, беспросветную (“ночь”, “тусклый свет”), враждебно холодную (“ледяная рябь канала”). Искажается, лишается сакрального (священного) и гуманистического ореола “свет”. В мировой литературе “свет” – это традиционная метафора гармонии, разума, добра, полноты жизни.

Свободы, движения нет, возможна лишь имитация движения – “ледяная рябь” на поверхности. Жизнь замерла, превратилась в бессмысленное круговращение, однообразное движение по кругу. И даже смерть в этом мире не может преодолеть унылого однообразия, потому что все повторится, все “начнешь опять сначала”.

Важно

Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится философской метафорой ограниченности жизни, ее пустоты.

Эту безысходность, замкнутость очень точно, емко выражает кольцевая композиция: в конце произведения повторяется его начальная строка. Однако здесь мы видим не просто повтор: те же слова в последних двух строках, в отличие от первой, расположены в иной последовательности.

В принципе ничего не меняется, однако ощущение безысходности усиливается: некоторые перестановки внутри этого мира (перестановки слов в конце стиха) возможны, но они только подчеркивают принципиальную невозможность вырваться за пределы очерченного круга, привычного набора предметов и явлений, подчеркивают невозможность подлинной жизни, подлинного движения.

Начальная строка (“Ночь, улица, фонарь, аптека”) заканчивается словом “аптека”, в котором ударение стоит на втором слоге от конца (женская рифма), и потому в целом строка звучит мягче, она “открыта” для последующего лирико-философского монолога, чему способствует и восходящая интонация.

В конце же стихотворения слова меняются местами – завершающим оказывается другое слово: “Ночь, ледяная рябь канала, // Аптека, улица, фонарь”. Слово “фонарь” является последним не только в строке, но и во всем стихотворении, а потому оно особенно важно.

Причем ударение в нем стоит на последнем слоге (мужское ударение), что придает всей последней строке жесткость, резкость, придает ей итоговый характер – продолжение (прежде всего чисто интонационно, поскольку интонация нисходящая) невозможно. Ударное полноголосное [а] сообщает последнему слову в последней строке осознанную ясность и отчетливость горькой истины.

<\p>

Время и пространство стихотворения как бы ограничиваются, замыкаются, а ощущение безысходности (“исхода нет”) усиливается. Фонарь, таким образом, замыкает не только строку, стихотворение, но время и пространство этого небольшого блоковского шедевра.

Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/blok/analiz_stikhotvorenija_bloka_quot_noch_ulica_fonar_apteka_quot/34-1-0-460

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]