Основные темы творчества сергея есенина
Название работы: Ведущие темы в лирике Есенина
Предметная область: Литература и библиотековедение
Описание: Ведущие темы в лирике Есенина. Сложная и интересная судьба поэта множество путешествий смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Время творчества Есенина время крутых поворотов в истории России. Есенина.
Дата добавления: 2013-09-05
Размер файла: 22.6 KB
Работу скачали: 62 чел.
4. Ведущие темы в лирике Есенина.
Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Время творчества Есенина — время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиографии: «Революцию я принял, но с крестьянским уклоном».
Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений.
Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости — все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа.
В лирике выражено всё, что составляет душу Есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств и воззрений.
Тема родины — одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная.
» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.
Есенина — это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна. «Грустная песня, ты — русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.
Для поэта родная деревня в России — это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины». В Есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: «Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь».
Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст».
В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.
Произведения, написанные Есениным во время революции и гражданской войны («Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик»), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему.
В одном из произведений Есенин восклицал: «Мать моя родина, я — большевик!» Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, «с крестьянским уклоном», «больше стихийно, чем сознательно». Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь.
Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме «Инония» он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным «мужицким раем».
Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени : Вижу вас, злачные нивы, С стадом буланых коней. С дудкой пастушеской в ивах Бродит апостол Андрей. Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно,не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город.
«Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал» ,-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую «деревянную Русь».
С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти.
Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль» Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки.
Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии.
Космические мотивы «Космос» — (от греч. порядок, мироздание) в мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции мироздание, понимаемое как целостная, организованная в соответствии с определенным законом вселенная. У С. Есенина космическая модель мира двухчленна (небо и земля).
К первому — верхнему миру — относятся небесные явления (небо, солнце, луна, звезды), ко второму ярусу — среднему — относятся земля, деревья, животные, человек, жилищные и другие строения. Эти ярусы очень тесно взаимосвязаны. Выйдя из дома и отправившись в путешествие, лирический герой также ощущает свою связь со вселенной.
Здесь вступает в силу » закон микрокосма и макрокосма». Человек — своего рода микрокосм, со всеми своими ощущениями, впечатлениями. Эти впечатления он получает из взаимодействия с природой, с другими людьми, то есть из макрокосма: Хочу концы земли измерить, Доверясь призрачной звезде.
Животные в произведениях Есенина также являются частью вселенной и их переживания, мироощущения также связаны с космосом. Например, в стихотворении «Песнь о собаке» автор показывает боль животного, его страдания посредством космических мотивов.
В произведениях на революционную тематику Есенин вновь обращается ко «вселенскому» пространству, пытаясь понять и переосмыслить происходящие события. Родная природа для Есенина — это вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (“Береза”, “Пороша”).
Так же трогательно, как и пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных.
Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зелёное вымя сосёт. Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придаёт стихам особую трогательность и выразительность.
Всё многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему – тему Родины . Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зелёный цвет; сам поэт говорил: «Россия! Роса и села и синее что-то…». Тема Родины получает развитие в стихотворениях «Письмо матери», «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину».
Революция. Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь «поют агитки Бедного Демьяна» . « Язык сограждан стал мне чужой, В своей стране я словно иностранец ».
Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя «последним поэтом деревни». Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:Воскресенье сельчанеУ волости, как в церковь, собрались…(«Русь советская»)И вот сестра разводит Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»… («Возвращение на Родину») .
Поэт и поэзия. Есенин воспринимает своё творчество, как возможное средство духовной связи с народом.
Изменения в деревне преобразили и ее народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остаётся в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя , Шаганэ.
» Есенин пишет: Поэтому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто ра з Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий.
Любовь. У раннего Есенина – это единственное чувство, гармоничное сочетание человека и природы. Как светлы строки, в которых поэт сравнивает березу с любимой девушкой:Зеленая причёска, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? 1917-й год становится поворотным в судьбе и творчества поэта.
Естественное, природное сменяется на грубое, порой жестокое, натуралистическое. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку («Я помню, любимая, помню…», «Письмо к женщине»).
Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви («Заметался пожар голубо…»). Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделённой, несчастной, безответной любви.
Любовь – это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви .
Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы.
Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что “Все мы, все мы в этом мире тленны”.
Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения “Отговорила роща золотая. ” и “Не жалею, не зову, не плачу. ”. Смысл их и основные идеи сходны: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком.
Источник: https://esenin-s.ru/osnovnye-temy-tvorchestva-sergeya-esenina/
Основные темы творчества – Сергей Есенин
Тема родины в поэзии С. Есенина и А. Блока
Первая книга стихов Есенина «Радуница» появилась в 1916 году, когда Блок уже был широко известным поэтом. Примерно в это же время состоялась встреча Есенина и Блока, о которой Блок оставил подробную запись в дневнике. Ему запомнилась история о налимах, которую рассказал Есенин.
Налимы, видя просвечивающую сквозь лед луну, присасываются ко льду, чтобы прососать его насквозь и “выплеснуться до луны”. Это показалось Блоку аллегорией творческого метода Есенина. Он записал в дневнике: Образы творчества: схватить, прокусить. Говоря о стихах Блока, Есенин отмечал в них “голландский романтизм”. Он имел в виду рассказ Блока о поединке двух борцов.
Первый из них был “отвратительный русский тяжеловес”, а второй – голландец, чья мускульная система была “совершенным механизмом”.Казалось бы, что общего может быть у этих двух поэтов? Достаточно сравнить стихотворение Блока “Русь” с “Русью” Есенина, и общность станет очевидной.
“Русь” Блока написана в 1906 году, а “Русь” Есенина – в 1914-м, уже во время войны. Но как похожа образная система этих стихотворений.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна…
Это пишет Блок.
А у Есенина читаем: “Залучала нас сила нечистая… Что ни прорубь – везде колдуны”.Но есть и различие. Блок ограничивается тем, что дает картину Руси, изображая волшебный, дремучий мир.
А Есенин в своем стихотворении говорит о тяготах народной жизни, вспоминает мужиков, которые оказались на фронтах далекой войны. В последней главке есенинской “Руси” происходит отождествление лирического героя стихотворения со своим народом, своей страной.
Сергей Есенин и Александр Блок – два великих лирика начала века.
Оба они принимали активное участие в литературной борьбе своего времени, примыкали к различным направлениям в искусстве. Тогда эта разница могла показаться существенной, но сегодня мы видим, насколько Блок и Есенин возвышаются над любыми литературными течениями. Мы вспоминаем не символиста Блока и имажиниста Есенина, а символизм и имажинизм как этапы пути этих поэтов. Время сблизило Блока и Есенина, и стало заметным то общее, что было в их творчестве. А самой важной общей чертой у них была любовь к своей стране.
Лирика Есенина from Paul Doe<\p>
Источник: https://sites.google.com/site/sergejeseninstefa77777/home/osnovnye-temy-tvorcestva
Основные мотивы поэзии С. А. Есенина
Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Родины. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою «малую» родину — село Константиново и его окрестности.
Родина, Россия предстает в ранней лирике Голубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе.
Поэт ощущает свою слитность с родным краем: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
Стихи Есенина о природе пронизаны легкой грустью, какой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дымку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня.
Особенно Есенин любит восходы и закаты («Там, где капустные грядки…», «Выткался на озере алый свет зари…», «Вот уж вечер. Роса…»).
Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки:
О Русь — малиновое полеИ синь, упавшая в реку, —Люблю до радости и болиТвою озерную тоску.
Постепенно пределы «страны березового ситца» расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ранних стихах («Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «В том краю, где желтая крапива…», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…»), но «черную, потом пропахшую выть», «деревню, потонувшую в ухабинах». Особенно обостряется чувство сыновней любви к Родине в период Первой мировой войны. В стихотворении «Русь» Есенин рисует осиротевшие избы, плач жен, «поджиданье седых матерей».
Любовь к природе России переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых «сохнет рожь и не всходят овсы», старого деда, который, согнувши спину, «чистит вытоптанный ток», деревенских парней-рекрутов.
От идеализации природной, патриархальной Руси («Преображение», «Сельский часослов») Есенин переходит к постижению России начала XX в.
Вплоть до революции преобладающим мотивом в поэзии о Родине был мотив патриархальной Руси. В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» поэт зовет «царевну сонную» Русь, живущую «на туманном берегу», к новой вере.
После Октябрьской революции творчество Есенина характеризуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выражению, «с крестьянским уклоном», ждал идиллического земного рая.
В стихотворениях «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», в поэме «Инония» он говорит о том новом, что несет Родине революция.
Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской:
Небо — как колокол,Месяц — язык,Мать моя — родина,Я — большевик.
Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России:
В развороченном бурей бытеС того и мучаюсь, что не пойму, —Куда несет нас рок событий.
В поэзии Есенина появляется тема противопоставления города деревне. Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению «железного гостя», представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обусловили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов.
Метафорой этого периода творчества Есенина является тонконогий смешной дуралей — жеребенок, несущийся за паровозом. Поэт с грустью называет себя «последним поэтом деревни».
Он стремится преодолеть отъединненость от революционных преобразований, понять суть событий («Возвращение на Родину», «Русь уходящая», «Русь советская»). В послереволюционной поэзии Есенина усиливается импульс трагического.
Он ощутим в неприятии «железного Миргорода», обостряется от предчувствия возможной утраты человеком единства с природой. Вместе с тем Есенин понимал, что поворот назад в истории невозможен. Отсюда его тревожные раздумья о будущем крестьянской Руси, противоречивые, мучительные:
Я не знаю, что будет со мною…Может, в новую жизнь не гожусь,Но и все же хочу я стальнуюВидеть беднуй, нищую Русь.
Тема Родины соединяется с темой революции, наполняется драматизмом. Русская революция была грандиозным взрывом невиданных сил, прорвавшихся и разбивших устои, прежде казавшиеся незыблемыми.
В глазах Есенина она предстала как разгул могучей стихии, в которой трагически обнажались потаенные глубины человеческой натуры — и светлые, гуманистические идеалы, и темные, звериные начала. Чтобы лучше понять настоящее, Есенин обращается к прошлому — к истории мужицких бунтов. Так родилась поэма «Пугачев». Материал с сайта //iEssay.
ru<\p>
Вся поэзия Есенина, по его словам, «жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». Все годы Есенин оставался верен чувству, пропетому им в юношестве:
Если крикнет рать святая:«Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: «Не надо рая,Дайте родину мою».
Поэт стремился к гармонии, к единству всего сущего на земле. Отсюда его любовь к «братьям нашим меньшим». Животные — неотъемлемая часть крестьянского мира. Это отдельная тема поэзии Есенина, тесно смыкающаяся с темой природы. Необыкновенным чувством любви, сострадания, дружбы наполнены стихи «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке», «Собаке Качалова».
Большого, раскрытого миру сердца поэта хватало на любовь ко всему и всем. Поэтому главная, всеобъемлющая тема поэзии Есенина — тема любви: к Родине, к ее природе, к четвероногим друзьям, к женщине, к матери.
На этой странице материал по темам:
- основные темы поэзии с.а. есенина
- основные теми и мотивы творчества есенина
- Поэзия С.А.Есенина и ее основные мотивы
- основные темы и мотивы поэзии с есенина кратко
- есенин тема любви к рожине и матери
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/e/esenin/essays/common/osnovnye-motivy-poezii-s.-a.-esenina
Основные мотивы поэзии С. А. Есенина
Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Родины. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою “малую” родину – село Константиново и его окрестности.
Родина, Россия предстает в ранней лирике Голубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе.
Поэт ощущает свою слитность с родным краем: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.
Стихи Есенина о природе пронизаны легкой грустью, какой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дымку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты (“Там, где капустные грядки…”, “Выткался на озере алый свет зари…”, “Вот уж вечер. Роса…”). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки:
О Русь – малиновое полеИ синь, упавшая в реку, -Люблю до радости и болиТвою озерную тоску.
Постепенно пределы “страны березового ситца” расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ранних стихах (“Край любимый! Сердцу снятся…”, “Гой ты, Русь, моя родная…”, “В том краю, где желтая крапива…”, “Спит ковыль.
Равнина дорогая…”), но “черную, потом пропахшую выть”, “деревню, потонувшую в ухабинах”. Особенно обостряется чувство сыновней любви к Родине в период Первой мировой войны. В стихотворении “Русь” Есенин рисует осиротевшие избы, плач жен, “поджиданье седых матерей”.
Любовь к природе России переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых “сохнет рожь и не всходят овсы”, старого деда, который, согнувши спину, “чистит вытоптанный ток”, деревенских парней-рекрутов.
От идеализации природной, патриархальной Руси (“Преображение”, “Сельский часослов”) Есенин переходит к постижению России начала XX в.
Вплоть до революции преобладающим мотивом в поэзии о Родине был мотив патриархальной Руси. В стихотворении “Не в моего ты бога верила…” поэт зовет “царевну сонную” Русь, живущую “на туманном берегу”, к новой вере.
После Октябрьской революции творчество Есенина характеризуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выражению, “с крестьянским уклоном”, ждал идиллического земного рая.
В стихотворениях “Иорданская голубица”, “Небесный барабанщик”, в поэме “Инония” он говорит о том новом, что несет Родине революция.
Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской:
Небо – как колокол,Месяц – язык,Мать моя – родина,Я – большевик.
Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России:
В развороченном бурей бытеС того и мучаюсь, что не пойму, -Куда несет нас рок событий.
В поэзии Есенина появляется тема противопоставления города деревне. Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению “железного гостя”, представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обусловили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов.
Метафорой этого периода творчества Есенина является тонконогий смешной дуралей – жеребенок, несущийся за паровозом. Поэт с грустью называет себя “последним поэтом деревни”.
Он стремится преодолеть отъединненость от революционных преобразований, понять суть событий (“Возвращение на Родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”). В послереволюционной поэзии Есенина усиливается импульс трагического.
Он ощутим в неприятии “железного Миргорода”, обостряется от предчувствия возможной утраты человеком единства с природой. Вместе с тем Есенин понимал, что поворот назад в истории невозможен. Отсюда его тревожные раздумья о будущем крестьянской Руси, противоречивые, мучительные:
Я не знаю, что будет со мною…Может, в новую жизнь не гожусь,Но и все же хочу я стальнуюВидеть беднуй, нищую Русь.
Тема Родины соединяется с темой революции, наполняется драматизмом. Русская революция была грандиозным взрывом невиданных сил, прорвавшихся и разбивших устои, прежде казавшиеся незыблемыми.
В глазах Есенина она предстала как разгул могучей стихии, в которой трагически обнажались потаенные глубины человеческой натуры – и светлые, гуманистические идеалы, и темные, звериные начала.
Чтобы лучше понять настоящее, Есенин обращается к прошлому – к истории мужицких бунтов. Так родилась поэма “Пугачев”.
Вся поэзия Есенина, по его словам, “жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. Все годы Есенин оставался верен чувству, пропетому им в юношестве:
Если крикнет рать святая:”Кинь ты Русь, живи в раю!”Я скажу: “Не надо рая,Дайте родину мою”.
Поэт стремился к гармонии, к единству всего сущего на земле. Отсюда его любовь к “братьям нашим меньшим”. Животные – неотъемлемая часть крестьянского мира. Это отдельная тема поэзии Есенина, тесно смыкающаяся с темой природы. Необыкновенным чувством любви, сострадания, дружбы наполнены стихи “Корова”, “Лисица”, “Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”.
Большого, раскрытого миру сердца поэта хватало на любовь ко всему и всем. Поэтому главная, всеобъемлющая тема поэзии Есенина – тема любви: к Родине, к ее природе, к четвероногим друзьям, к женщине, к матери.
Источник: https://sochuroki.com/osnovnye-motivy-poezii-s-a-esenina/
Своеобразие поэтики С. Есенина (стр. 1 из 7)
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….2 – 3
Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина…………………………………….. 4- 19
1.1 Красота и богатство лирики Есенина………………………………………..4- 13
1.1.1. Особенности художественного стиля……………………………………..4 – 7
1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина……………………………….7 – 8
1.1.3 Поэтическая лексика…………………………………………………………..8- 10
1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина………………………………………….10-11
1.1.5. Луна в поэзии Есенина………………………………………………………11-13
2.1 Ведущие темы поэзии……………………………………………………………15-19
2.1.1. Тема деревни…………………………………………………………………….15-17
2.1.2 Тема родины в лирике Есенина…………………………………………….17-19
2.1.3. Тема любви………………………………………………………………………….19
Часть 2. Предшественники и последователи…………………………………….20-33
2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина
2.2. Есенин и древнерусская литература
2.3. Параллели с Гоголем
2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века
2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова
2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций
Заключение
Введение
В 1914 году в журнале “Мирок” за подписью “Аристон” было впервые напечатано стихотворение Есенина “Берёза”. Вслед за “Берёзой” появляются в печати “удивительно сердечные” и “размашистые” стихи Сергея Есенина.
Мог ли тогда, в 1914 году, кто-либо предположить, что в лице неизвестного автора, скрывавшегося под псевдонимом Аристон, в русскую поэзию ХХ века пришёл человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы.
Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
И не в силах скрыть тоски.
Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.
Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано[[1] ]. И всё – таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.
Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.
Вряд ли можно о Есенине, как о Пушкине, сказать “Это – наше всё”. Но в то же время нет в России такого человека, который не знает хотя бы немного строк из стихов Есенина. Чем же он своеобразен, оригинален?
В 11 классе, изучая литературу ХХ века, я познакомилась с творчеством многих поэтов-современников Есенина, поэтов, живущих и творивших после него. Тогда-то мы и задумались, где истоки творчества всенародно любимого поэта, есть ли у него последователи.
Итак, тема работы: Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство.
Цель работы: Выявить своеобразие поэтики С. Есенина.
Задачи:
· Выявить особенности художественного стиля и поэтической техники.
· Рассмотреть основные темы творчества поэта.
· Определить роль традиций древнерусской литературы и фольклора в творчестве С. Есенина.
· Изучить гоголевские традиции в творчестве С. Есенина.
· Обобщить, какие есенинские традиции наследуются в поэзии 2-й половины XX века (на примере творчества Н. Рубцова и Н. Тряпкина).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
· аналитический;
· сопоставительный;
· сравнительный
Гипотеза: если С. Есенин черпал истоки своего творчества из древнерусской литературы, фольклора и литературы ХIХ века, то его открытия послужили основой поэзии поэтов ХХ века.
Работая над исследованием «Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство», мы обратились к литературоведческим материалам В. Ф. Ходасевича, П. Ф. Юшина, В. И. Эрлиха, В. И. Гусева. Основополагающей в нашей работе стала книга В. Ф. Ходасевича “Некрополь”.
В этой книге собраны воспоминания о некоторых писателях недавнего прошлого, в том числе и о С. Есенине. Книга была составлена в годы эмиграции В. Ф. Ходасевича. Издание также посвящено творчеству Белого, Брюсова, Гумилёва и Блока, Гершензона и Сологуба.
Книга была составлена в Брюсселе еще в 1939 году, но в своём полном виде эта книга впервые была издана в 90-е годы. Ф.
Ходасевич в этой книге как будто приоткрывает тайный занавес творчества Есенина, исследуя его творчество с помощью личных биографий и переписок с современниками. Отсюда, простота, понятность этого издания.
Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.
1.1 Красота и богатство лирики Есенина.
1.1.1. Особенности художественного стиля.
Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры.
Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев (“черемуха душистая”, “рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани”, “во мгле сырой месяц, словно желтый ворон… вьется над землей”).
Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:
С моей душой стряслась беда,
С душой моей стряслась беда.
Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе:
Милые березовые чащи!
Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение.[[2] ]
В своей книге “Некрополь” Ф.
Ходасевич утверждал, что красота родных рязанских раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица и земская школа, лирика Кольцова и Лермонтова, частушки и книги – все эти, порой крайне противоречивые, влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова. [[3] ]
Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.
Или:
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые.
Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения:
Клен ты мой опавший,
клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись,
под метелью белой?
Или что увидел?
Или что услышал?
Словно за деревню
погулять ты вышел.
Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:
Не нашлось мое колечко.
Я пошел с тоски на луг.
Мне вдогон смеялась речка:
«У милашки новый друг».
Е. С. Роговер высказывал мнение, что есенинская поэзия зрелых лет также обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью.
При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу опять же очеловечивает, а личность уподобляет образа родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки.
Эти же свойства он ценит и в себе[[4] ]:
Сердцем я всё такой же,
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
…………………………………………………………………..
… Башка моя, словно август,
Льётся бурливых волос вином.
……………………………………………………………………
… В сердце ландыши вспыхнувших сил.
…………………………………………………………………….
… Тот старый клён головой на меня похож.
Нередко нас поражает способность Есенина переживать очарование прекрасным, проявить себя, говоря словами лесковского Флягина, как “красоты любитель”. Есть у него стихотворение, которое можно образно назвать лесковским. Это стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…”.
Стихотворение строится как монолог человека, подводящего итог своей многотрудной, но яркой, полной событиями жизни.
Лирический герой, как лесковский странник, исходил нескончаемые дороги Отчизны, влекомый “духом бродяжьим”, испытывающий особое очарование тишиной и грустно переживающий ныне своё увядание.
С восторгом лирический герой говорит о “о стране берёзового ситца”; ощущает, как “тихо льётся с клёнов листьев медь”; кажется ему, будто он вновь
… весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Невольно вспоминается лесковский Ахилла Десницын, тоже впервые появляющийся на страницах романной хроники “Соборяне” на красном коне, облитом радужными лучами восходящего солнца. Прежняя игра недюженных сил, заразительная восторженность и беспредельная широта души ощущаются в неожиданном восклицании, вырвавшемся из груди есенинского лирического героя:
Дух бродяжий! Ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Но монолог-воспоминание этого скитальца произнесён и эстетически оформлен как элегия. И оттого в первой и последней строфах звучит родственный грустный мотив увяданья природы и человека:
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Чуткий к эстетическому богатству сущего, Есенин “расцвечивает” явления окружающего мира: “Покраснела рябина, / Посинела вода”; “Лебединое пенье / Нежит радугу глаз…”.
Но эти краски он не придумывает, а подсматривает в родной природе. При этом он тяготеет к чистым, свежим, интенсивным, звенящим тонам. Самым распространённым цветом в лирике Есенина оказывается синий, далее голубой.
Эти краски в своей совокупности передают цветовое богатство действительности.
Источник: https://MirZnanii.com/a/135705/svoeobrazie-poetiki-s-esenina
Темы и мотивы ранней лирики Есенина
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Эстетическое новаторство Есенина проявилось во многих особенностях его поэтического творчества. Голос поэта у Есенина — это в значительной степени голос крестьянина, трудящегося на земле и живущего в тесном единстве с природой, христианина, идущего нелегкой дорогой духовного поиска. Поэт ввел такую точку зрения в литературу более определенно, чем кто-либо до него.<\p>
Жизнь родного края, его природа, любовь, заботы и дела людей — все это становится предметом ранней поэзии Есенина. Несмотря на то, что драматические повороты судеб, тревожные настроения входят в стихи Есенина уже на раннем этапе, все же преобладает светлая, жизнеутверждающая тональность.<\p>
О Русь, малиновое поле <\p>
И синь, упавшая в реку, <\p>
Люблю до радости и боли <\p>
Твою озерную тоску.<\p>
(«Запели тесаные дроги…»)<\p>
Народное творчество, наряду с классикой, было важнейшим истоком поэзии Есенина. Даже стихотворения Есенина, тематически близкие классическим, основываются на весьма оригинальной системе образной выразительности. Например, стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» тематически близко пушкинскому «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Стихотворение Есенина звучит, как и пушкинское, грустно-просветленным прощанием с любимой. Совершенно уникальна образная палитра Есенина:<\p>
…Со снопом волос твоих овсяных <\p>
Отоснилась ты мне навсегда.<\p>
С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла.<\p>
Зерна глаз твоих осыпались, завяли, <\p>
Имя тонкое растаяло, как звук. <\p>
Но остался в складках смятой шали <\p>
Запах меда от невинных рук.<\p>
В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот.<\p>
Образ настолько цельный, письмо так плотно, что представляется весьма затруднительным выборочное цитирование приведенного отрывка без опасности разрушить единое живое впечатление. Есенин воплощает сам принцип мировидения человека, для которого связь с живой жизнью земли органична, как дыхание — не ощутимое, не контролируемое, но тем не менее жизнетворное.<\p>
С. Есенин своими стихами выразил потребность народного духа в творчестве и утвердил творчество как главное содержание народного бытия. Идеи большинства его произведений доступны без снисхождения, образность, как правило, ярка без вычурности. Нравственная позиция поэта в наибольшей степени согласуется со здоровой народной точкой зрения.<\p>
У раннего Есенина немало стихотворений на основе религиозной эстетики, образности. Но при всех полетах и устремлениях «дух» в поэзии Есенина опирается на ощутимую доминанту национально-исторической «тверди»:<\p>
Если крикнет рать святая: <\p>
«Кинь ты Русь, живи в раю!» <\p>
Я скажу: «Не надо рая, <\p>
Дайте родину мою».<\p>
(«Гэй ты, Русь, моя родная…»)<\p>
Поэт тщательно фиксирует детали деревенского домашнего быта (стихотворение «В хате»), чувством любви и сострадания к «братьям нашим меньшим» проникнуты его стихотворения о животных: «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке». Природа родного края во всем бесконечном разнообразии является палитрой поэта, дарующей ему краски, звуки, запахи, объектом творческого восхищения, собеседником в рассуждениях о жизни и людях. Эти особенности поэзии Есенина закрепились уже в раннем творчестве и стали определяющими на всем его протяжении.<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/4156-temy-i-motivy-rannej-liriki-esenina
Сочинение: Темы и мотивы лирики Есенина – Сочинение
Назовите темы и мотивы ранней лирики Есенина. В чем проявилось новаторство его поэзии?
Эстетическое новаторство Есенина проявилось во многих особенностях его поэтического творчества. Голос поэта у Есенина — это в значительной степени голос крестьянина, трудящегося на земле и живущего в тесном единстве с природой, христианина, идущего нелегкой дорогой духовного поиска. Поэт ввел такую точку зрения в литературу более определенно, чем кто-либо до него.
Жизнь родного края, его природа, любовь, заботы и дела людей — все это становится предметом ранней поэзии Есенина. Несмотря на то, что драматические повороты судеб, тревожные настроения входят в стихи Есенина уже на раннем этапе, все же преобладает светлая, жизнеутверждающая тональность.
О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
(«Запели тесаные дроги…»)
Народное творчество, наряду с классикой, было важнейшим истоком поэзии Есенина. Даже стихотворения Есенина, тематически близкие классическим, основываются на весьма оригинальной системе образной выразительности. Например, стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» тематически близко пушкинскому «Я вас любил: любовь еще, быть может…».
Стихотворение Есенина звучит, как и пушкинское, грустно-просветленным прощанием с любимой. Совершенно уникальна образная палитра Есенина:
…Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот.
Образ настолько цельный, письмо так плотно, что представляется весьма затруднительным выборочное цитирование приведенного отрывка без опасности разрушить единое живое впечатление. Есенин воплощает сам принцип мировидения человека, для которого связь с живой жизнью земли органична, как дыхание — не ощутимое, не контролируемое, но тем не ме нее жизнетворное.
С. Есенин своими стихами выразил потребность народного духа в творчестве и утвердил творчество как главное содержание народного бытия. Идеи большинства его произведений доступны без снисхождения, образность, как правило, ярка без вычурности. Нравственная позиция поэта в наибольшей степени согласуется со здоровой народной точкой зрения.
У раннего Есенина немало стихотворений на основе религиозной эстетики, образности. Но при всех полетах и устремлениях «дух» в поэзии Есенина опирается на ощутимую доминанту национально-исторической «тверди»:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(«Гой ты, Русь, моя родная…»)
Поэт тщательно фиксирует детали деревенского домашнего быта (стихотворение «В хате»), чувством люб ви и сострадания к «братьям нашим меньшим» проникнуты его стихотворения о животных: «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке». Природа родного края во всем бесконечном разнообразии является палитрой поэта, дарующей ему краски, звуки, запахи, объектом творческого восхищения, собеседником в рассуждениях
о жизни и людях. Эти особенности поэзии Есенина закрепились уже в раннем творчестве и стали определяющими на всем его протяжении.
Здесь искали:
- темы образы и мотивы раннего есенина
Источник: https://Sochineniye.ru/sochinenie-temy-i-motivy-liriki-esenina/
В чем особенности лирики есенина? ответы репетиторов
Лирика Есенина отличается проникновенной душевностью, яркой образностью, кристальностью языка и удивительной напевностью. В ней гармонично переплетаются темы родины, матери, возлюбленной женщины, природы, вселенной. Авторский фактор четко выражен в утверждении гуманизма, истинного народного патриотизма, любви.
67
Особенность лирики С. Есенина заключается в простоте, искренности, лиричности. Она сочетает в себе приметы сложного и противоречивого времени, но отличается чувственностью и бесконечной любовью к Родине. Есенин называл себя «последним поэтом деревни» и в своих произведениях признавался в бесконечной любви к России. Это делает его лирику похожей на народную поэзию.<\p>
29
1) опора на фольклор 2) олицетворения создают особую лиричность 3) любовь к Родине 4) необычные образы, авторские неологизмы, помогающие создать эти образы 5) душевный разговор с читателем, попытка рассказать о себе 6) продолжение традиций русской классики
11
Самая яркая особенность лирики Есенина – это большая любовь к родине и к свободной деревенской жизни. Своими корнями поэтика стихотворений уходит в народное творчество, а у природы Есенин берет цвета, окрашивая свои чувства/
8
Сергей Есенин – поэт-философ, говорящий о вечных проблемах бытия; певец природы и России (“страны берёзового ситца”). Своеобразие в его жизнелюбии, душевном оптимизме (схожесть с Пушкиным), любви к Родине, людям и зверью, стремлении к гармоническому мироощущению, в предельной душевной открытости.
7
Лирика С.А.Есенина насквозь пропитана искренней любовью к Родине, к России. Он вышел из самых глубинных ее недр, он ее чувствовал и понимал, он сам был частью России. Язык лирики Есенина близок к народному языку фольклора, он может передать и прелесть русской березки, и боль одинокой, обиженной людьми собаки, и перезвон колоколов в Троицыно утро. Есенин – настоящий русский поэт.
4
– Простота, искренность – образ Родины, природы, деревни – романтичность – “цветные” эпитеты – музыкальность – одухотворение природы<\p>
3
Особенности лирики Есенина в ее проникновенности, в быстром заучивании наизусть. И не хочешь- а запомнишь.
2
Сергей Есенин – был последним поэтом деревни (воспевал деревенские красоты и природу), – через состояние природы мог передать состояние души человека – часто использовал цветовые символы (синий, голубой и множество оттенков этих цветов) в своей поэзии<\p>
2
Лирика Есенина характеризуется разноплановостью: поэт начинал в рамках литературного течения имажинизма, которое вскоре перерос, был поэтом-романтиком. В его творчестве отразился и дух революционной эпохи (новокрестьянская поэзия), и стремление понять и принять противоречия, связанные со становлением нового мира.
1
В образности
1
Поэту близок и понятен мир, который он создает в своих стихотворениях.<\p>
1
Лирика Есенина метафорична. насыщена звуками, запахами, красками. И это касается не только стихотворений о родине, но и произведений на другую тематику.<\p>
1
Лирика Есенина отличается напевностью. В каждом стихотворении, будь это стихотворение на любовную тему, тему природы, поэта звучит тема России.<\p>
1
Яркий метафоричный язык, искренность, щемящая боль и безграничная любовь к родной природе, рязанским пейзажам, самобытность деревенской лирики, яркая палитра красок, горькая правда о советской деревне и подлинная трагедия “Черного человека” и кабацкой жизни.<\p>
1
Лирика Есенина многогранна.Несмотря на короткую жизнь, все противоречия времени конца 19 начала 20 века отразились в его произведениях как поэтических, так и прозаических.
Наиболее яркими в этом отношении является стихотворение “Письмо к женщине” и поэма “Анна Снегина”.Именно в этих произведениях прослеживаются его отношения и к любви, и к революции.
Особняком стоит тема природы.”Клен…”, “Слышишь
1
И. С. Эвентов говорил, что “поэзия Есенина живет потому, что в ней читатель находит близкие ему картины родной природы и милые сердцу чувства большой, бескорыстной и непроходящей любви к своей великой Родине».Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери – природы. Отсюда стремление к всеобщей гармонии на земле.
1
Лирика Есенина отличается близостью к фольклору, пантеизмом, обращением к религиозной символике, близостью к народу и народной речью, одушевлением природы. Есенин способен увидеть поэзию в самых прозаических вещах. Себя Есенин называл ” последним поэтом деревни”, поэтому так неоднозначно принял он революцию. Умом, но не сердцем. Отсюда тоска и грусть ” желтого периода творчества
1
Особенностей много,выделяется простота стиха ,душевность,близость к фольклору;Россия в переломный момент предстает перед читателем устами,,последнего поэта деревни,,
1
Искания,любовь к родине, психологический параллелизм
1
Источник: https://onlinerepetitor.net/article/v-chem-osobennosti-liriki-esenina