Анализ рассказа чехова «каштанка»

Анализ рассказа А. П. Чехова «Каштанка»

Впервые в 1887 году в газете «Новое время» был напечатан рассказ под заглавием «В учёном обществе». Перерабатывая его в 1892 году для отдельного иллюстрированного издания, автор меняет название произведения, по-новому разделив на главы и дополнив главой «Беспокойная ночь».

Сохранились разноречивые сведения о сюжетных источниках произведения: с одной стороны – издатель Лейкин свидетельствует, что именно он дал Чехову тему о собаке Каштанке; с другой стороны – В. Дуров в книге «Мои звери», вспоминая любимую собаку, утверждает, что это он рассказал писателю о своём верном друге.

Жанр, направление

А. П. Чехов очень трепетно относился к детям, считая, что с ними нужно разговаривать по-взрослому, но используя доступный язык и интересные литературные формы. Жанром, который впитал в себя элементы фантастики, романтики, является сказка. Именно для детей он пишет произведение, которое характеризует как «сказку из собачьей жизни».

Традиционное чеховского направление – реализм.

Суть

Каштанка живёт у столяра, который может позволить себе «недружелюбную» выходку по отношению к ней. Но ещё более жестокие «эксперименты» с собакой устраивает сын Луки Александрыча – Федюшка. Однажды, следуя по городу за своим хозяином, пёс оказывается в неизвестном дворе. Отчаяние и ужас поселяются в его душе.

В этот непростой момент появляется незнакомец, который даёт дворняжке приют.

Новый хозяин – заботливый, внимательный, ласковый – создаёт хорошие условия для собаки и нарекает её Тёткой. Она приобретает друзей: Кота, Гуся и Свинью.

Обратите внимание

Дав Тётке окрепнуть и привыкнуть к окружающей обстановке, он начинает и её приучать к цирковому искусству.

Но выступить собаке приходится только однажды, так как в толпе зрителей раздаются голоса, хорошо знакомые ей. Прервав выступление, Каштанка устремляется к ним.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.

  1. Проблема ответственности человека за тех, кто предан нам всей душой. Увы, столяр и его сын не могут оценить преданности и любви животного, поэтому не следят за ним должным образом.
  2. Проблема доброты, душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.
  3. Тема сочувствия. Чувство сострадания не позволяет ожесточиться, потерять способность сопереживать другому существу, разделять его беду. Сочувствие, жалость к чужому несчастью испытывают и животные. Когда ночью Тётка услышала странный крик Ивана Иваныча, она поняла, что происходит что-то неестественное. Ей стало страшно. Кто-то чужой и невидимый поселился в темноте. Когда же она увидела две зелёные искорки подошедшего так близко гуся, она всем своим существом поняла, что свершается что-то непоправимое. И только когда блестящие капельки поползли по щекам хозяина, стало понятно, что гусь умер. Тётке захотелось плакать.
  4. Проблема восприятия Каштанкой окружающего мира. Сравнивая обстановку квартиры у незнакомца и столяра, она никому из хозяев не отдаёт предпочтения, находя у одного и другого положительные стороны: у незнакомца обстановка бедная, а у старого хозяина набита вещами; зато незнакомец даёт много есть.

Главная мысль

Идея рассказа — верная бескорыстная любовь. Кто не мечтает о ней? Акцент следует сделать на слове «бескорыстная». Никакие жизненные блага, материальное довольство не заменят этой любви, потому что именно она наполняет душу и делает человека и братьев его меньших поистине счастливыми.

Накормленная и ухоженная, собака чувствует грусть, когда на неё наплывают воспоминания о прошлом. Когда же, наконец, в цирке она встречается с людьми, от которых пахнет лаком и клеем, она обретает покой и уверенность в том, что жизнь продолжается.

Чтобы не ощущать душевного дискомфорта и быть счастливым, человеку необходима свобода. Основная мысль произведения такова: чтобы разделить радость жизни с нашими милыми животными, необходимо предоставить им выбор, где и с кем жить, а не заточать их в комнату с «грязными обоями». В каждую свою книгу Чехов вкладывает похожий смысл – надо жить свободнее, добрее и уважительнее друг к другу.

Чему учит?

Автор учит бережному отношению к природе, к «милым хвостатым созданиям», которые никогда не предадут и являются «образчиком» настоящей верности.

Чтобы бережно относиться к природе, надо понимать, что человек – часть мироздания, в котором, помимо его, обитают другие живые существа, нуждающиеся в сострадании, помощи и заботе.

Неспособность проявить их может привести к трагедии.

Источник: https://rulit.online/articles/analiz-rasskaza-a-p-chehova-kashtanka/

Сочинение Анализ рассказа Каштанка Чехова

Главная героиня повести А.П. Чехова «Каштанка» это молодая собачонка, по породе она помесь дворовой собаки с таксой, по кличке Каштанка. Ее хозяин столяр Лука Александрыч и его сын Федюшка. В прошлом Лука дворянин, который разорился, на жизнь зарабатывает тяжким трудом, занимаясь столярными работами, заказчики очень ценят и уважают его за его труд.

Жизнь у Каштанки не была простой, хозяин пил, был часто груб, забывал ее покормить, иногда бил, а Федюшка играл с ней, но зачастую игры были в садистском стиле, но Каштанка не смотря, не на что очень бескорыстно и предано, любила своих мужчин.

Как-то раз, следуя за своим хозяином, Каштанка теряется, она очень напугана, ее душа наполнилась ужасом и отчаянием. В этот непростой момент своей жизни она встречает очень хорошего и доброго незнакомца, который приютил ее у себя.

Он даёт ей новое имя — Тетка, заботится о ней, хорошо кормит.

В новом доме собака находит себе новых друзей: кота Федора Тимофеича, гуся Ивана Иваныча и свинью Хавронью Ивановну. Как только Каштанка немного свыклась и освоилась, новый хозяин начал обучать ее цирковому мастерству, собака оказалась очень способной ученицей. У нового хозяина Каштанка была всегда накормлена и ухожена, но ее без конца посещала грусть, когда вспоминала о Луке и Федюшке.

Каштанке только раз довелось выступить в цирке, услышав во время выступления голоса своих хозяев Луки и Федюши, она радостно побежала к ним, в свою прежнюю жизнь. Обрадовался искренне и Лука, когда ее увидел, ведь он тоже ее любил, только по- своему, не смотря на свой угрюмый характер.

 Каштанка, встретившись после разлуки с родными ей людьми, наконец, то обретает душевный покой, уверенность в то, что ее жизнь опять продолжается в гармоничном для нее русле. Автор нам наглядно доносит, то, чтоб счастливо жить со своим питомцем ему необходимо дать полную свободу выбора, а не затачать его в своих стенах.

В повести «Каштанка» А.П. Чехов поднимает тему отношения людей к животным, тему безграничной любви, привязанности, верности и преданности, на которую способны собаки по отношению к человеку. Автор доносит до нас, что люди и животные способны на любовь, искреннюю дружбу, заботу друг к другу.

Анализ по произведению Каштанка

Основным персонажем произведения является небольшая собачка по кличке Каштанка, через восприятие которой ведется повествование рассказа.

Писатель представляет Каштанку в образе настоящего живого существа, отличающегося собственным душевным состоянием, способным на переживания, предаваясь отчаянию, испытывая тревожные моменты, тоскуя и радуясь.

Каштанка на всем протяжении повествования описывается в различных изображениях в виде порой ласкового, угрюмого, сердитого, резвого пса, а иногда плачущей, восторженной собачонки.

Важно

Писатель использует художественные приемы, раскрывая отдельные частные факты и явления, для отображения своеобразного жизненного опыта собаки, которая в своем сознании подразделяет всех людей на хозяина и заказчика.

Обстановку в доме подобравшего Каштанку циркового клоуна собака воспринимает в качестве бедной, хотя в доме нового хозяина присутствует богатое убранство в виде ковров, диванов, кресел.

Обстановка же прежних хозяев, столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, Каштанка воспринимает как самую прекрасную, правда в ней имеются лишь столярная стружка, инструменты и примитивные предметы.

Для изображения примитивных собачьих представлений писатель пользуется методами сравнения и употребляет слова, доступные и привычные, с его точки зрения, Каштанке, сознательно не применяя всем известные выражения, заменяя их на собачье описание, известное ей из собственной жизни.

Кроме этого, автор комически изображает мыслительный процесс собачки, переносящей свои представления на человеческие чувства, в сцене ночного беспокойства Каштанки о возможности обнаружения хозяином спрятанной ею в пыли шкафа куриной лапки и страха от потери любимого лакомства.

С особой выразительностью описываются в рассказе тонкие запахи, различающиеся Каштанкой с ее сильным собачьим обонянием, а также различные поведенческие манеры животных, обитающих совместно с Каштанкой у циркового клоуна, как-то ленивый и флегматичный кот, болтливый гусь, добродушная и веселая свинья.

Раскрывая образ главной героини произведения, Каштанки, писатель создает в виде второстепенных образов рассказа ярких представителей человеческого мира, с которыми встречается собака на своем жизненном пути, включая доброго  и заботливого дрессировщика, вечно пьяного столяра, шаловливого мальчика.

← Анализ рассказа Анна на шее
← Анализ рассказа Дама с собачкой↑ ЧеховАнализ рассказа Злой Мальчик →
Анализ рассказа Дом с мезонином →

  • Сочинение Куда приводят мечты? (Итоговое 11 класс)
    Люди мечтают о разном. Одни мечтают о материальном – съездить на море, купить машину, смартфон. Они долго копят, думают о своей мечте. Продвигаются к ней маленькими шажочками.<\p>
  • Образ и характеристика Евгения в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
    В поэме Александра Сергеевича Пушкина Медный всадник главным героем является Евгений. Герой представляет собой собирательный образ
  • Сочинение Анализ рассказа Ребята и утята Пришвина
    Михаил Михайлович Пришвин — это писатель, который всегда с уважением и чувством долга относиться к окружающей среде. Он всеми силами пытался научить людей, что следует следить за природой
  • Сочинение на тему Что я люблю делать и почему 5 класс
    Очень многое я люблю делать… Например, я люблю гулять. Просто пройтись по улицам города нашего. Смотреть витрины магазинов – интересней всего с игрушками. Пойти в парк – тоже люблю. А в лес пойти гулять – это, вообще, классно
  • Сочинение Ольга Ильинская и Обломов в рассказе Гончарова Обломов
    Образ Ильи Ильича Обломова весьма неординарен, человек он ленив и вырос в патриархальной семье. Обломов привык, что за ним постоянно ухаживают и сам он ничего не может сделать

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/analiz-rasskaza-kashtanka

Анализ произведения «Каштанка» А. П. Чехова

Анализ произведения «Каштанка» А. П. Чехова.

   Составила студентка 3 курса

   Группы НО-11, Хоноехва Айыына

   Преподаватель – 
Шадрина С. Н.

  1. История создания произведения.

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора», «Беглец», «Гриша», «Ванька», «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно подрастающее поколение.

Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка.

Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых она сама может кусать за икры.<\p>

Совет

Автор рассказывает нам о собаке по имени Каштанка, потерявшейся, а затем найденной «незнакомцем», который приютил ее у себя дома, а после обучил различным трюкам. На первом своем цирковом выступлении Каштанка была узнана бывшими хозяевами.

Собака возвращается к прежней жизни. Таким образом, тема произведения (т.е. о чем оно) – история потерявшейся собаки.

  1. Жанр произведения. Признаки жанров (жанров).

Итак, «Каштанка». Заглавие – первый композиционный элемент, с которым мы сталкиваемся при анализе любого произведения. Мы пока не знаем, что это – кличка «молодой рыжей собаки», для нас это пока – абстрактное имя, может быть, прозвище.

«Именные» названия, как правило, отражают намерение писателя представить тот или иной тип в своем произведении (вспомним хотя бы «Евгения Онегина» Пушкина), а значит, мы можем предполагать, что нам расскажут типичную историю, произошедшую в типичных условиях с типичными героями. По мере прочтения предположение перерастет в уверенность, поэтому, забегая немножко вперед, скажем: «Каштанка» — эпическое произведение (представлена объективная картина мира) нравственно-бытового жанра, воплощенного в виде рассказа, написанного художественным методом критический реализм.

Жанр произведения – повесть. (Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни).

<\p>

  1. Название произведения и его смысл.

Первой ассоциацией на это имя служат кадры из одноименного советского мультфильма. Что-то детское. Теплые тона. И добрая улыбка: «мультик» из детства – он всегда добрый.

Однако давайте обратимся к первоисточнику, послужившему основой для создания мультфильма, а именно – к тексту.

«Каштанка». Антон Павлович Чехов. Рассказ, небольшое произведение, всего несколько страниц. Но – удивительно! – насколько емкие, насколько сложные смыслы вкладывает писатель в такие простые, казалось бы, строки – в обычную историю потерявшейся собаки.<\p>

  1. Тематика и идея произведения.

Собака разговаривает и думает, как человек, выбирает свою дальнейшую судьбу — у столяра или у циркача, весёлая и сытая жизнь не для неё, так как в цирке ей нет свободы, её заставляют делать то, что она не хочет, но она делает это, так как потом за выполненное задание её накормят.

Думаю, проблема выбора между свободой и своеобразным, но рабством.

Идея рассказа — торжество привязанности, любви и верности, которые оказываются выше сытости, удобств, блеска славы.

Вопрос, который возникает сам собой, — почему Каштанка с такой радостью возвращается к Луке Александрычу? Чехов однозначно дает понять, что эти люди обращались с собакой жестоко, взять хотя бы «игры» Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах и болело во всех суставах», или обращения к ней столяра – «холера», «насекомое существо», «треклятая». Все это вряд ли говорит о большой любви хозяев к своему домашнему животному. Но, тем не менее, Каштанка в финале произведения делает выбор, и этот выбор – логически – не обоснован. Таким образом, проблема рассказа (т.е. вопрос, который ставит Чехов) – какую роль в жизни играет привязанность и «привычное» и как они влияют на судьбу человека. Тут вы вправе остановить меня, воскликнув: «Уважаемая! О судьбе какого такого человека идет речь, если главный герой – собака?». Формально – да, безусловно.

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее.

Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления.

Про таких еще писал Некрасов: «чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

  1. Система образов произведения.

Главные персонажи:

  • Каштанка — дворняжка
  • Лука Александрыч — столяр, прежний хозяин Каштанки
  • M-r Жорж — клоун, новый хозяин Каштанки

Второстепенные персонажи:

  • Федюшка — сын Луки Александрыча
  • Фёдор Тимофеич — дрессированный кот
  • Иван Иваныч — дрессированный гусь
  • Хавронья Ивановна — дрессированная свинья

Каштанка – центральный персонаж рассказа А.П.Чехова «Каштанка» (1887), «молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой». Историю К. надо оценивать с точки зрения жизненных интересов ее самой, потому что иначе исход событий может быть трактован прямо противоположным образом. К.

жила у столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, и эта жизнь ее устраивала — даже садистские игры Федюшки не отменяли преданности К.

Она была собакой интеллигентной, с устоявшимися представлениями о мире людей, поделенных ею на «две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков, между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры».

<\p>

Обратите внимание

Лука Александрыч – жестокий, неответственный. Типичный представитель разорившегося дворянина, перебравшегося в город. Пьянство, грубость и желание самоутвердиться посредством унижения тех, кто на социальной лестнице стоит все-таки ниже, — вот этих каштанок.

M-r Жорж – клоун, подобравший Каштанку. Обладает добрым и мягким характером. Этот персонаж наделен главными достоинствами: добротой, мудростью и умением прощать.

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее.

Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления.

Про таких еще писал Некрасов: «чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

Впрочем, если все-таки признать «Каштанку» произведением для детей, то развязка счастливая. Героиня обрела свою прежнюю жизнь и завиляла от счастья хвостом.

Завязкой является эпизод, когда собака, окончательно поняв, что потерялась, «прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать», «ни о чем не думала и только плакала». Завязка провоцируется случайным стечением обстоятельств, вот и здесь – «вдруг подъездная дверь щелкнула» и «вышел какой-то человек». Каштанка и незнакомец идут к нему домой.

Важно

Далее действие развивается по нарастающей: собака начинает жить в новой квартире, получает кличку Тетка, знакомится с другими обитателями – котом Федором Тимофеичем, гусем Иван Ивановичем, свиньей Хавроньей Ивановной… Проходит месяц. Незнакомец начинает обучать Тетку цирковым трюкам. Потом – страшное описание смерти Ивана Ивановича.

Выступление в цирке, а точнее – узнавание собаки бывшими хозяевами, является кульминацией. Это пик напряжения, которое разряжается, когда «наверху среди публики кто-то громко ахнул.

— Тятька! – крикнул детский 
голос. – А ведь это Каштанка!

— Каштанка и есть!».

 мы ждем, как же поведет себя Тетка-Каштанка. «Она … вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам».

Кульминация – это наивысшая точка напряжения конфликтующих сторон. Но… А был ли конфликт? По сути, повествование вполне статично, и мы будто погружаемся в него, тонем в нем, замираем в длительном ожидании – «А чем все закончится?».

А заканчивается все очень быстро, буквально в нескольких абзацах, которые, кстати, по контрасту к общему характеру действия наполнены динамикой (это выражается хотя бы в количестве использованных глаголов: ахнул, свистнул, крикнул, позвали, вздрогнула, посмотрела, вспомнила, упала, вскочила, бросилась, раздался, прыгнула, очутилась, поползла, переходила…). Значит, что-то изменилось. Что? Если мы не видим внешнего противостояния, то стоит говорить о внутреннем конфликте, который, скорее всего, является психологическим или нравственным. Очевидно, суть конфликта как-то связана с тем вопросом, над которым мы задумались после первого прочтения – почему же Каштанка уходит к прежним хозяевам? Оставим его пока без ответа.

Развязка – вот она: Каштанка идет домой вслед за пьяным Лукой Александрычем и Федюшкой. Ничего не напоминает? Несколько страниц назад потерявшаяся собака так же шла домой – за незнакомцем. Сравним эпизоды завязки и развязки.

Завязка.

«… Каштанка … заскулила еще жалостнее.

— А ты хорошая, смешная! – сказал незнакомец. – Совсем лисица! …

Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой, который мог означать только одно: «Пойдем!». Каштанка пошла.»

Развзяка.

«…- А ты, Каштанка, — недоумение. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра.

… Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идет за ними и радуется…»

И в первом, и во втором случаях Каштанка – найдена после потери. Мы видим разные отношения к ней нашедших ее людей. В завязке незнакомец ласков, нежен. А развязке Лука Александрыч – груб и не проявляет любви к собаке. Однако разнится и эмоциональное состояние Каштанки.

Совет

В завязке она «плачет», скулит, в развязке же радуется. Т.е. ее настроение прямо противоположно тому, как относятся к ней люди. Развязка как бы зеркально отражает завязку.

Иными словами, можно говорить о том, что Чехов использует прием кольцевой композиции (возможно, он не особенно явен), при котором в первом и последнем эпизоде повторяются внешние обстоятельства.

Отметим также, что композиция построена по принципу контраста (длительное описание жизни Тетки и динамичное обращение ее снова в Каштанку) и дополнения (эпизоды дополняют друг друга, расширяя наше представление об изображаемом).

Итак, внешние обстоятельства повторяются. А что же происходит внутренне? А ничего. Мы можем с уверенностью сказать, что во внутреннем мире Каштанки абсолютно ничего не изменилось.

Она променяла свободную жизнь, в которой она была самоценна, в которой ее уважали, но в которой, правда, приходилось трудиться, на жизнь подневольной твари. Зато на жизнь легкую, привычную. Променяла, не задумываясь, при первой возможности.

Это и есть основной конфликт произведения – внутренний, нравственный конфликт выбора жизненных путей: свободного, но тернистого, или подневольного, но очень «удобного».

Таким образом, мы подошли к составлению сюжетообразующей схемы.

Пролог и эпилог как элементы сюжета отсутствуют.

Из элементов композиции присутствуют заглавие, портреты (очень лаконичные), интерьер (даны в сопоставлении интерьеры комнаты столяра и незнакомца), монологи (которые подразумеваются как диалоги, т.к.

представлены разговоры человека с животным, которое ответить не может, а вместо этого выполняет какое-либо действие или отзывается определенным эмоциональным состоянием).

Источник: http://referat911.ru/Literatura/analiz-proizvedeniya-kashtanka-a-p/432940-3007386-place1.html

Урок по литературе Дона «А.П. Чехов .Жизнь и творчество. Рассказ «Каштанка»»

А.П. Чехов .Жизнь и творчество. Рассказ «Каштанка»

Цель урока. Познакомить с биографией А П Чехова, формировать умения анализа рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

Задачи.<\p>

— Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.

— Отрабатывать навык чтения<\p>

  — Расширять словарный запас учащихся.

— Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.

 Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование<\p>

— текст с рассказом<\p>

— Карточка с новыми словами ;

— мультимедийный проектор; презентация<\p>

— Записи на доске;

— Портрет А.П.Чехова;

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Зрительное впечатление

Звучит музыка «Ах, ты степь широкая…», учитель под музыку читает: <\p>

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.

Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу.

Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы…

Обратите внимание

и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой… в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы…

Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку… Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.

Учитель: Ребята, этот отрывок из произведения «Степь» принадлежит писателю А. П. Чехову, жизнь и творчество которого связано с нашим донским краем.<\p>

( портрет)

3 Сообщение темы и целей урока.

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством этого замечательного человека.
  • Родился Антон Павлович в степном городе. ( слайд : город). На юго-западе Ростовской области на берегу Таганрогского залива Азовского моря . (показ города Таганрогана на карте ) Таганрог известен прежде всего как родина великого писателя Антона Павловича Чехова. Здесь не только появился на свет, но и провел почти половину своей жизни. С Таганрогом неразрывно связана его литературная и общественная деятельность. В окрестностях родного города Чехов увидел неповторимую красоту русской степи, непревзойденным певцом которой он остался до конца своей жизни.
  1. Знакомство с биографией А. П. Чехова.

  • Давайте познакомимся кратко с биографией писателя, а помогут мне девочки…

1 слайд: ( дом Чехова )

  • А.П. Чехов родился в семье мелкого торговца 17 января 1860 года в Таганроге.<\p>

2 слайд: (греческая школа)

Начальной грамоте учился в школе вместе с детьми ремесленников, матросов, портовых грузчиков.

3 слайд: (гимназия Таганрога) <\p>

  • В 1868г. Антоша поступил в приготовительный класс Таганрогской гимназии. В свободное от уроков время он должен был помогать отцу «приучаться к торговле».

4 слайд: ( отец)

  • Отец Павел Егорович был владельцем бакалейной лавки. Он был очень строгим и талантливым человеком: любил играть на скрипке, петь, желал дать сыновьям образование, но не умел их заинтересовывать. Павел Егорович был человеком крутого нрава, детей воспитывал в послушании, трудах и молитве.

5 слайд: (дети)

  • Детей в семье Чеховых было пятеро: 4 сына и одна дочь. Трое братьев, Александр, Антон и Евгений стали писателями. Михаил – талантливым актером.

6 слайд: (мать)

  • мать А .П. Чехова, Евгения Яковлевна, была мягкой и отзывчивой женщиной. Она руководила всем домашнем хозяйством, была очень ласковой и гостеприимной. Любила театр, но редко его посещала.

А. П. Чехов писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».

7 слайд: (дед Егор Михайлович)

-В летние каникулы Антон с братьями ездили в деревню к деду ,Егору Михайловичу . дед с внуками объезжал на дрожках поля, огороды, ток. Братья ловили бреднем рыбу, раков.

Во время таких поездок и пребывания на степных простора Приазовья у Чехова сформировалось отношение к живой природе как к соучастнику человеческой жизни.

Позже, в его произведениях « деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают как люди». Они огорчаются, радуются, волнуются, грустят.

8 слайд: (дом в Москве)

В 1876г. Чеховы разорились, продали лавку и переехали в Москву. А.П.Чехов остался в Таганроге заканчивать гимназию. Отец не мог помогать юному Антоше, и Чехову пришлось самому зарабатывать на жизнь уроками.

Именно здесь, в Таганрогской гимназии, Чехов пробывал писать в гимназических журналах. Писать- было его внутренней потребностью. <\p>

9 слайд :(московский университет)

  • После окончания гимназии Антон Павлович приезжает в Москву и поступает на Медицинский факультет Московского университета. Здесь молодой Чехов пишет короткие рассказы в юмористические журналы и публикует их под псевдонимом «Антоша Чехонте».

Псевдоним (от греч. рseudos – ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения

За 10 лет им написано очень много произведений . Чехов всегда стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее. Один из его персонажей говорит: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова можно считать убеждением и самого Антона Павловича.

10 слайд: (о. Сахалин)

В 1890г. А. П. Чехов отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных».

На Сахалине в течение трех месяцевон делал перепись ссыльнокаторжного населения, заполнив при этом 10000 карточек. Как только он возвратился в Москву, начал работать над книгой очерков о Сахалине.

Поездка на Сахалин резко ухудшила здоровье Чехова.
11 слайд: (Мелихово)

  • А.П. Чехов покупает имение под Москвой. 4 марта он впервые посетил свою новую усадьбу Мелихово. Антон Павлович сажал маленькие деревца, разводил из семян сосны и ели, заботился о них, как о детях. В то время в России свирепствовала эпидемия холеры. Чехов работал в Мелихово бесплатно участковым врачом, организовывал медицинские пункты. Он посвятил себя строительству школ. Времени на творчество катастрофически не хватало. Чехов был вынужден работать по ночам . В Мелихово им было написано более 40 произведений.

Врачи рекомендовали ему перебраться на юг, к морю и вскоре он отбывает в Крым. В это время начинается плодотворное сотрудничество Чехова с художественным театром. Он пишет пьесы. Приезжает в Москву. <\p>

13 слайд: (жена)

Знакомится с Ольгой Леонардовной Книппер, которая становится его женой.

И на Сахалине, и в Мелихове, и в Ялте Чехов по-прежнему испытывает потребность души — вернуться в родные края. «А я стал мечтать о том, чтобы опять проехаться по степи и пожить там под открытым небом хотя бы одни сутки».

Но судьба не дала ему такого счастья. Здоровье Чехова резко ухудшилось. Он вместе с женой покидает Россию, уезжаетдля лечения за границу, на курорт Браденвейлер, в Германию. Там он скончался 15 июля 1904 г.

Похоронен в Москве ( м показать могилу его)

5. « Заочная экскурсия в библиотеку» <\p>

  • Спасибо, ребята. Итак, детские и юношеские годы будущего писателя, проведённые в Таганроге, дали огромный жизненный материал для его произведений. Прототипы многих чеховских героев имеют таганрогскую «прописку». Так, например, С таганрогскими впечатлениями писателя связана творческая история (Показываю) «Лошадиной фамилии», а рассказ «Ванька» опирается на детские впечатления А.П., или Прототипом героя «Вороны» был , танцмейстер, который учил писателя танцам, другой учитель, Дьяконов, стал прототипом рассказов «Человек в футляре», «Гадючка».
  • А вот это произведение (держу в руках книгу «Каштанка», но не показываю название рассказа ) вы , я думаю, знаете. Наверное, не только читали его , но и смотрели кинофильм, мультфильм. <\p>

— А вот о ком идет речь, отгадайте загадку : Лежит – молчит, Подойдёшь – заворчит.

Кто это?

-(Собака).

— Правильно, это собака.(показываю книгу «Каштанка»)А зовут ее Каштанка.<\p>

Основой для создания рассказа «Каштанка» послужили, по меньшей мере, две жизненных истории. Вот первая из них. Некий мещанин Ефим Ефимьев учился с Антошею Чеховым в гимназии с первого класса. Их отцы имели торговое дело, но жили небогато.

Дети сидели за одной партой, вместе бегали купаться, ловили рыбу, птиц, продавая их на рынке, вместе ходили на бесплатные ремесленные курсы: Ефим – по слесарному делу, Антон – по портняжному. После смерти отца мать отдала Ефима в ученье к столяру Кучугуренко У хозяина была рыжая собачка Каштанка, которая сопровождала мальчиков в их прогулках.

Другой случай, известный Чехову, произошел с дрессировщиком А.Л.Дуровым, подобравшим на улице собачку и приютившим её. Опытным взглядом дрессировщик определил хорошие способности животного, стал готовить к выступлению в цирке. Однако накануне представления объявился хозяин – мастеровой. Дело дошло до разбирательства в суде.

Тогда Дуров пригласил владельца в трактир, где после вкусного обеда мастеровой подобрел, и собачка вернулась в общество четвероногих артистов. Звали её тоже Каштанкой.

У Антона Павловича Чехова тоже было особое отношение к собакам. Из воспоминаний А.И.Куприна мы знаем, что в доме писателя постоянно жили эти животные, и клички им Чехов давал с присущим ему юмором – Каштан, Бром, Хина. Как вы думаете, почему писатель так называл своих питомцев?

— Сегодня на уроке мы поговорим о героине рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

Важно

На изучение биографии писателя и этого произведения отводится 2 часа, поэтому y на первом уроке мы будем работать с первой главой текста, продолжим учиться грамотно и выразительно читать текст, узнаем лексическое значение новых слов, познакомимся с пословицами, будем подбирать слова для составления рассказа о Каштанке, учиться быть добрее по отношению к животным, внимательнее друг к другу.

3. Словарная работа <\p>

Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.

— Давайте прочитаем эти слова.

   (Конножелезка, фрунт).

— Как вы думаете, что они обозначают?

— (Ответы детей)

— Прочитаем правильное толкование этих слов.

На доске запись:                 

вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)

вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.

Первичное ознакомление с текстом.( глава1)

Цель: познакомить на слух учащихся с текстом.

-(Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).

     Проверка первичного восприятия.

Цель: проверить первичное впечатление от текста.

— С каким настроением вы слушали отрывок? (Какие эмоции, чувства, переживания вызвал рассказ)

-(ответы детей)

— Почему?

-(ответы детей)?

— О чём задумались, слушая?

-(ответы детей)

-Назовите известные вам породы собак.<\p>

— А какой породы была Каштанка?

На доске после ответов учащихся открывается запись:

Помесь таксы с дворнягой, мордой похожа на лисицу.

— Ребята, а как вы объясните слова: «В такую погоду хозяин собаку из дома не выпустит (не выгонит)?» О какой погоде так говорят?

Анализ произведения.

— Вспомните, какая погода была в тот вечер, когда потерялась Каштанка.<\p>

Прочитайте со слов «Каштанка бегала…»

  • Почему Каштанка потерялась?
  • Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
  • Да, Каштанка потерялась из-за того, что не любила громкую музыку. На незнакомой улице ей было одиноко и страшно. Прочитайте, как об этом пишет автор.
  • Что усиливало несчастье собаки?<\p>

Правильно, голод и холод. Давайте перечитаем последнее предложение 1 главы. -( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).

  • Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?

На доске после ответов учеников открывается запись:

Несчастная

Одинокая

Озябшая

Голодная

— Дальше начинается новая жизнь Каштанки. Но об этом на следующем уроке мы поговорим. В рассказе 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.Вы дома будете заполнять таблицу, которая поможет нам работать на следующем уроке .

Домашнее задание.Прочитать рассказ и заполнить таблицу

номер главы

название главы

причина названия

Индивудуальное задание (по желанию)

Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа.

9.     Итог.

— Чем мы сегодня занимались?

-(ответы детей)

— Что нового вы узнали о жизни и творчестве А П Чехова?

— О чём и о ком читали.

Источник: https://infourok.ru/urok_po_literature_dona__a.p._chehov_.zhizn_i_tvorchestvo._rasskaz__kashtanka-166877.htm

Урок-исследование Образ Каштанки в рассказе А.П.Чехова Каштанка

В 5 классе «Каштанку» А. П. Чехова не изучают. Не изучали мои ученики это произведение и в начальной школе. Очень жаль, потому что именно это произведение может зародить в детях «вкус к Чехову», тонкому и грустному, ироничному и благородному.

«Каштанка» может стать мостиком к будущему «Вишневому саду».<\p>

Работая над темой самообразования «Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы», я решила провести урок по рассказу А. П.

Чехова «Каштанка» в нетрадиционной форме и назвала его «Урок-исследование по рассказу А. П. Чехова «Каштанка».

К уроку дети получили задания:

  1. прочитать рассказ «Каштанка» и быть готовыми поделиться своими впечатлениями о произведении

  2. проиллюстрировать произведение

  3. повторить определение метафоры<\p>

<\p>

Задание группам учащихся:

  1. Подготовить художественный пересказ 6 главы рассказа «Беспокойная ночь»

  2. Раскрыть тайну имени Каштанки<\p>

<\p>

Индивидуальное задание:

  1. Выступить в роли экскурсовода по картинной галерее с рисунками по рассказу «Каштанка»<\p>

<\p>

Цели урока:

  1. Учить учащихся приемам исследовательской деятельности: ставить цель, определять задачи, находить предмет исследования

  2. Найти ответ на вопрос: почему описание жизни собаки так трогает нас?

  3. Воспитать в детях «чувства добрые» к «братьям нашим меньшим»<\p>

<\p>

Урок начинается с обмена мнениями о прочитанном произведении.<\p>

Рассказ понравился всем, живые, теплые, понятные страницы произведения никого не оставили равнодушными.<\p>

−Почему нас всех трогает незамысловатая история Каштанки? Давайте попытаемся разобраться в этом.<\p>

Сегодня у нас необычный урок — урок-исследование.

А что означают слова исследование, исследователь, исследовать?<\p>

Исследовать — значит узнавать что-то новое, искать ответ на какой-то вопрос.<\p>

Исследователь — человек, который узнает что-то новое, ищет ответ на какой-то вопрос.<\p>

Сегодня мы с вами станем исследователями.<\p>

Любое исследование начинается с постановки цели. Попробуем это сделать.

<\p>

(на доске написано начало предложения: найти ответ на вопрос…)<\p>

После обсуждения с учащимися цель звучит так:<\p>

Найти ответ на вопрос, почему описание жизни собаки так трогает нас?<\p>

−Что мы будем исследовать? Найдите ответ в цели урока.

(описание жизни собаки)<\p>

−Какие задачи будем решать?<\p>

На доске — опорные слова:

  1. Наблюдать за…

  2. Наблюдать за…

  3. Наблюдать за…<\p>

<\p>

После совместного обсуждения запись выглядит так:

  1. Наблюдать за портретом Каштанки

  2. Наблюдать за поступками собаки

  3. Наблюдать за мыслями собаки<\p>

<\p>

Далее задачи решаются следующим образом.<\p>

Портрет Каштанки.<\p>

− Прочитайте начало рассказа, 1 абзац. На что обращает наше внимание Чехов?<\p>

(помесь таксы с дворняжкой, похожа на лисицу; порода не определена, т. к. это неважно)<\p>

− А что важно?<\p>

(плачет, как человек, радуется, приходит в отчаяние и ужас; описание собаки приближается к описанию человека)<\p>

− Как называется перенесение свойств одного предмета на другой?<\p>

(метафора)<\p>

− Обратите внимание на имя собаки. Как вы думаете, что оно означает и почему Чехов так назвал собаку? А вот как ответили на этот вопрос ваши товарищи, которым он был предложен в качестве домашнего задания.<\p>

(Каштановый цвет — цвет огня, цвет домашнего очага. Каштанка — ласковое имя, от него веет теплом, домом. У каштана вся верхняя кожица в шипах, а под ней ядрышко. Так и в Каштанке. Для знакомого, родного она опускает шипы и вынимает серединку — свою душу и сердце)<\p>

− Можно сказать, что в имени Каштанка присутствует метафора?<\p>

− Столяр и Федюшка назвали собаку Каштанкой, а Незнакомец — Теткой. Могло ли быть наоборот?<\p>

(Незнакомцу имя безразлично, оно отходит на второй план, главное — репетиции, концерты. Тетка — холодное, бездушное имя)<\p>

Вывод по портрету.<\p>

В описании портрета собаки присутствует метафора, которая делает его образным, ярким и приближает описание собаки к описанию человека. Собаке дано теплое, домашнее имя.<\p>

Поступки Каштанки<\p>

− Какие поступки собаки кажутся вам самыми важными и почему?<\p>

Давайте остановимся более подробно на главе «Беспокойная ночь». Чтобы вспомнить текст, послушаем художественный пересказ. Идет художественный пересказ главы «Беспокойная ночь» (3 человека)<\p>

− Почему Тетке было скучно, грустно и хотелось плакать?<\p>

− Какой художественный прием использует здесь Чехов?<\p>

(метафора)<\p>

− Приведите примеры поступков собаки, где используется этот же прием.<\p>

Рассказывая о поступках собаки, Чехов опять использует метафору. Зачем?<\p>

(приближает описание поступков собаки к описанию поступков человека)<\p>

Мысли Каштанки<\p>

−Найти в тексте описание того, о чем думает Каштанка, её мысли («как могло случиться, что она заблудилась?», «нет, так жить невозможно, нужно застрелиться!», «решала вопрос: где лучше − у незнакомца или у столяра?»)<\p>

− Что можно сказать о мыслях собаки?<\p>

(они похожи на мысли человека; здесь опять используется метафора)<\p>

−А теперь попробуем ответить на вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока: почему описание жизни собаки так трогает нас?<\p>

(потому что оно приближено к описанию жизни человека; точно так же, как человеку, собаке может быть грустно, обидно, радостно; собака может скучать, плакать, понимать)<\p>

− С помощью какого художественного прием Чехову удается приблизить описание жизни собаки к описанию жизни человека?<\p>

(метафора)<\p>

− С каким призывом обращается к нам Чехов?<\p>

(Он показал нам, что собаки ласковы, любят, когда рядом друг, с ним можно посидеть рядом, погреться. И мы, люди, должны понимать это и не обижать «братьев наших меньших»)<\p>

Выступление экскурсовода<\p>

Я приглашаю вас в картинную галерею, где вы познакомились с работами учеников нашего класса к рассказу А. П. Чехова «Каштанка»<\p>

Идет комментарий каждого рисунка. О каждой работе говорится что-то хорошее, но разрешается в мягкой форме указывать и на недостатки (несоответствие эпохе, несоблюдение пропорций и т. д.)<\p>

Заканчивается экскурсия чтением стихотворения, которое сочинила девочка-экскурсовод:<\p>

Животных любят все,<\p>

В картинах это видно<\p>

Здесь не уместен смех,<\p>

Художникам быть может<\p>

и обидно<\p>

И если что не получилось −<\p>

не беда<\p>

Мы знаем, что в картину<\p>

вложена душа.<\p>

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/ond1wqok.html

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Сердцева Л.А. 1
Мареева М.И. 1

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Собака живет рядом с человеком с давних времен. За долгие века она успела занять прочное место и в литературе.Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала и литературным героем.

У большинства народов древности собака была в большом почете.Образ собаки и волка часто встречается в русских сказках. Собака одной породы с волком, но с давних времен стала его лютым врагом, оберегая хозяйское добро. Недаром сложилась в жизни поговорка: «Собака – друг человека».

Русский народ всегда верил в приметы: если собака качается из стороны в сторону — к дороге хозяину; воет пес, опустив морду вниз или копает под окном ямку — быть в доме покойнику; воет, подняв голову — жди пожара. Образ собаки существовал еще в древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе.

Совет

О собаках написаны стихи, поэмы, рассказы, повести, романы.Нет, пожалуй, ни одного крупного писателя или поэта, который хотя бы несколько страниц не посвятил собакам: А. Барто «Он был совсем один»С. Михалков «Щенок».С. Михалков «Трезор»»А. Барто «Уехали»А. Барто «Собака»Л. Андреев « Кусака»

Актуальность

Проблема, поднятая в произведении А. П. Чехова, актуальна и сегодня, т.к. до сих пор много равнодушия и даже жестокого отношения к братьям нашим меньшим.

Цель работы:

-определить роль собаки в произведении А.П.Чехова «Каштанка

Задачи:

Найти материал о роли собак в жизни Чехова.

Проанализировать рассказ:

наблюдение за портретом Каштанки;

наблюдать за поступками собаки;

наблюдать за мыслями собаки;

показать, как образ собаки помогает понять идею произведения;

выяснить, какую роль играет образ собаки в произведении

3. Изучить общественное мнение по проблеме отношения к собакам.

Объектомисследования стал рассказ А.П.Чехова «Каштанка».

Предметисследования: образ собаки в произведении А.П.Чехова «Каштанка».

В работе используются следующие методы исследования: анкетирование, метод анализа, наблюдение.

1. Собаки в жизни А. П. Чехова.

А.П. Чехов очень любил собак породы такса, даже его знаменитая «Каштанка» — это метис таксы. Чуть позже Чехов завел своих собственных такс — черненького Брома Исаевича и рыжую Хину Марковну (бром и хина — это едва ли не самые популярные лекарства того времени). У его брата Михаила так же была такса по кличке Йод.

Дочку Хины и Брома звали Селитрой. Антон Палыч часами разговаривал со своими таксами, писал им письма из заграницы, передавал приветы, втюхивал всем знакомым щенков. Жили Бром и Хина в Мелихововской усадьбе.

Знакомы были Чехову и наши проблемы — он тоже переправлял такс между столицами, вот что он писал своему старшему брату, Александру: «Спишись со своим другом Лейкиным, которого ты так любишь, и привези от него двух моих великолепных таксов. Расходы по провозу собак — мои. Я отдам.

Это очень милые животные, они будут всю дорогу утешать тебя. Ты их полюбишь, Саша».И так же искал для них передержку: «…таксы побудут у тебя дня два-три до моего приезда. Извини, что причиняю собачьи хлопоты. Но, что делать, больше не на кого свалить эту чепуху.

Ну и конечно же, таксы сразу же построили всю усадьбу, разрыли горшки и всё перепачкали, за что — о как это знакомо — их полюбили еще больше.

Обратите внимание

Таксы Чехова вообще вили веревки из всей семьи, вспоминает Михаил Чехов: «Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, — клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: — «Хина Марковна!.. Страдалица!.. Вам ба лечь в больницу!.. Вам ба там ба полегчало ба-б». Целые полчаса он проводил с этой собакой.

2. Образ собаки в произведении А.П. Чехова «Каштанка»

Каштанка-главная героиня повести А. П. Чехова.

В литературе есть произведения, которые невозможно было представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П.Чехова.

Об истории создания рассказа «Каштанка».<\p>

Известно, что Антон Павлович Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время — даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).

Среди друзей писателя был знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, от него Чехов, конечно, слышал множество рассказов о повадках зверей. Благодаря этим рассказам и своим собственным наблюдениям за животными он написал свой знаменитый рассказ «Каштанка».

Основа рассказа – история рыжей собаки Владимира Леонидовича Дурова. В жизни эта история имела продолжение: Дуров судился со столяром из-за собаки, и в конце концов Каштанка осталась у дрессировщика.

Современники Антона Павловича Чехова были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел писателя, который хотел посмотреть на мир глазами животных.

Такое заглавие просто и понятно, в название вынесена главная героиня рассказа, которая, имела рыжий окрас шерсти.

Чехову удалось сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного.

Важно

Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы.

Один из самых волнительных эпизодов текста.

Тётка выступает в цирке и слышит голоса:

« — Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!

— Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок.

Тётка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. ….Она вспомнила… и с радостным визгом бросилась к этим лицам.»

Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика.

Как ей жилось у обоих хозяев.

«Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада.

В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной.

Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: «Пошла вон, треклятая!»

Чехов пишет о её жизни: «Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»

Новый её хозяин жил в большой светлой комнате, где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике, а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча.

Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул.

Совет

Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.»

У дрессировщика Каштанке жилось лучше, но при первой возможности она возвращается к своим прежним хозяевам. (Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность .

В доме хозяина часто с ней играли.

)<\p>

Собака радостно откликается на голоса во время выступления, радуется возвращению к прежнему своему состоянию, а её жизнь у дрессировщика представляется ей длинным, перепутанным, сном.

Чехов показал нам, что собаки ласковы, любят, когда рядом друг, с ним можно посидеть рядом, погреться. И мы, люди, должны понимать это и не обижать «братьев наших меньших»)

В своём произведении Чехов использует художественный приём -метафору.

Метафора – это слово или сочетание слов, используемое для описания предмета в переносном смысле, основываясь на схожих признаках с другим предметом. Метафора служит для эмоционального приукрашивания разговорной речи.

Зачастую она вытесняет первоначальный смысл слова. Метафора используется не только в разговорной речи, но и выполняет определенные функции в литературе. Она позволяет придать предмету, событию некий художественный образ..

Портрет Каштанки

Каштановый цвет — цвет огня, цвет домашнего очага. Каштанка — ласковое имя, от него веет теплом, домом. У каштана вся верхняя кожица в шипах, а под ней ядрышко. Так и в Каштанке. Для знакомого, родного она опускает шипы и вынимает серединку — свою душу и сердце.

Незнакомцу имя безразлично, оно отходит на второй план, главное — репетиции, концерты. Тетка — холодное, бездушное имя.

В описании портрета собаки присутствует метафора, которая делает его образным, ярким и приближает описание собаки к описанию человека. Собаке дано теплое, домашнее имя.<\p>

Поступки Каштанки

«Каштанка бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка онаостанавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?» А.П Чехов приближает описание поступков собаки к описанию поступков человека.

Сны Каштанки

Обратите внимание

Все сны Каштанка видит в разные периоды её пребывания у незнакомца, все они говорят о том, что героиня грустит о своём «уютном местечке» под верстаком, страдает, прощает обидчику Федюшке все обиды. Она привыкла жить у нового хозяина, но память о её прежней жизни очень свежа.

Многие её черты присущи человеку.(Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная.)<\p>

Мысли Каштанки

«как могло случиться, что она заблудилась?», «нет, так жить невозможно, нужно застрелиться!», «решала вопрос: где лучше − у незнакомца или у столяра?»)

Мысли собаки похожи на мысли человека.

С помощью метафоры Чехову удается приблизить описание жизни собаки к описанию жизни человека.

Произведений, которые показывают эту актуальную проблему, в русской литературе очень много. Одни показывают недобросовестных, безответственных хозяев, и, как итог, страдающее животное. В других случаях, напротив, пример истинной любви и дружбы человека и животного.

Неслучайно ведь, что во многих городах России поставлены памятники Каштанке. Материал о памятниках можно прочитать в Приложении.

Произведение А.П.Чехова «Каштанка» учит доброте, милосердию, любви к природе и братьям нашим меньшим.

Знакомясь с такими книгами, возникает понимание, что нас окружает удивительный мир со своими законами и порядками, мир, за который мы, люди, во многом в ответе. Истории о животных учат ответственности, верности, любви и состраданию не только детей, но и их родителей.

3.

Анкетирование и его результатыНа основе моих размышлений, решила выяснить, есть ли у современных детей опыт общения с собаками, знают и читают ли дети художественные произведения о собаках и как эти факты оказывают влияние на характер детей, их нравственные качества.Мною было разработано и проведено анкетирование среди обучающихся 2-4 классов (37 человек)Я получила следующие результаты.Любите ли вы собак?( Да-90%, нет-10%)

Считаете ли вы, что собака – друг человека?( Да-97%, нет-3%)

Любите ли вы произведения о животных?(да-80%,нет-20%)

Назовите произведения и фильмы, в которых собака является героем.Популярные ответы:А.П. Чехов «Каштанка» — 11%;Фильм «Бетховен» — 28%;Фильм «101 далматинец» -61 %;Есть ли (была ли) у вас дома собака?(да-82%, нет-18%)

Важно

Вы когда-нибудь кормили бездомную собаку? (Да-90%, нет-10%)Как помочь бездомным собакам? Распространённые ответы:

построить для них приюты;-48%

искать собакам хозяев;16%

подкармливать,24%

наказывать тех, кто бросил собаку.12%

На основании проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что в нашей школе обучаются неравнодушные люди, которые прошли через общение с собакой и любят это животное. Но, к сожалению, современные школьники очень мало читают и поэтому не имеют возможности видеть разные примеры доброго отношения к животным.

Чтобы привлечь внимание к проблеме отношения к собакам, поделиась впечатлениями о прочитанном на классном часе.

ЗаключениеМы видим, что образ собаки действительно очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность.

Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте, чего иногда так не хватает человеческому обществу.

Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.

Используемая литература:

1.А.П. Чехов «Рассказы» — Издательство «Детская литература» Москва, 1971 г2.Толковый словарь русского языка / Авт.сост. С.И.Ожегов ред. Л.И. Скворцов, изд. «Оникс» 2010

3. Биография А.П. Чехова: izbrannoe.com/news/lyudi/anton-pavlovich-chekhov-i-ego-taksy/

4.Сайты, содержащие тексты о собаках: ekzotika.com

5.Памятник Каштанке: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298539-d11930611-Reviews-Monu

-Понятие метафора http://infoogle.ru/chto_takoe_metafora.html

Приложение

Памятники Каштанке в городах России

г.Таганрог

Скульптурная композиция «Египетская пирамида» открыта в Таганроге.<\p>

г Таганрог

г Челябинск

Источник: https://school-science.ru/5/10/35118

Ссылка на основную публикацию