Анализ рассказа ивана бунина «цифры»

Анализ рассказа И. А. Бунина “Цифры”

1) Особенности жанра. Произведение И. А. Бунина “Цифры” принадлежит к жанру рассказа. 2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведется от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку.

Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он “через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело”. Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребенком.

Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: “Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня”.

Обратите внимание

Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.

– От какого лица <\p>

ведется повествование в рассказе? (от лица дяди) – Как рассказчик характеризует пору детства? (пора “беззаветной, той страстной нежности”) – Чем, по мнению дяди, ребенок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.) 3) Особенности сюжета произведения. Сюжет рассказа И.

А. Бунина “Цифры” основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: “вредно, не полагается баловать детей”.

Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик “придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки”. 4) Характеристика героев рассказа.

– Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры) – Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день.

) – Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: “вредно, не полагается баловать детей”) – Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить) – Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде) – Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения < – Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) 11очему? – Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение) – Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.) 5) Особенности авторской позиции в рассказе. Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.

6) Смысл названия рассказа. Рассказ И. А. Бунина называется “Цифры”, так как цифры – мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.

(Пока оценок нет)
Loading…

Над окошком месяц под окошком ветер сочинение.

Анализ рассказа И. А. Бунина “Цифры”

Categories: Литература

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-rasskaza-i-a-bunina-cifry/

Анализ рассказа И.А. Бунина «Цифры»

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

1)   Особенности жанра. Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.<\p>

2)    Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который опи­сывает произошедший случай и даёт нравственную оценку сво­ему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, по­этому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошёл к дверям, сделал серьёзное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: при­знать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, жела­ние выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался ма­ленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.<\p>

–         От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)<\p>

–         Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззавет­ной, той страстной нежности»)<\p>

–         Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого чело­века? (Ребёнок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)<\p>

3)      Особенности сюжета произведения. Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчи­ком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: пле­мянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководство­ваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы но­гами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».<\p>

4)  Характеристика героев рассказа.<\p>

–         Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)<\p>

–         Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое жела­ние: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и по­казать цифры племяннику на следующий день.)<\p>

–         Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)<\p>

–         Как повёл себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)<\p>

–         Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из се­бя? (племянник дерзко оговорился дяде)<\p>

–         Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения.<\p>

–         Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) Почему?<\p>

–         Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение)<\p>

–         Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрення. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.)<\p>

5)   Особенности авторской позиции в рассказе. Автор пытает­ся объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, но всё же взрос­лый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.<\p>

6)   Смысл названия рассказа. Рассказ И.А. Бунина называется «Цифры», так как цифры — мечта мальчика, объект, из-за которо­го произошла ссора между племянником и дядей.<\p>

  ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://www.soch67.info/index.php/analiz-proizvedeniya/4077-analiz-rasskaza-i-a-bunina-tsifry

Арифметика чувств. Анализ рассказа И. А. Бунина «Цифры»

По мнению К. Г. Паустовского, в области русского языка И. А. Бунин был мастером непревзойденным… Из необъятного числа русских слов он безошибочно выбирал для каждого своего рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествова­нием и единственно для этого повествования необхо­димые.

В рассказе И. А. Бунина «Цифры» два главных ге­роя — дядя и мальчик. Судя по их теплым отношениям, они давно дружат. Чувствуется лю­бовь дяди к племяннику, но он держит племянника на расстоянии, так как он уверен в том, что «вредно бало­вать детей». И душой он понимает, что надо сразу от­кликнуться на просьбу мальчика, но медлит с ответом все по той же причине.

«Я, видишь ли, очень, очень, умный дядя…» Глав­ное чувство этой фразы — ирония. Дядя иронизирует над собою, но он забыл самое главное — то, каким он был сам в детстве.

Часто взрослые не понимают своих детей, забыв себя в детстве, забыв о своих детских радостях и горе­стях, превратившись в справедливых и строгих дядей и тетей.

Важно

Жизнь показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умен, умеет владеть своими чувства­ми, знает, как можно наказать ребенка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не бало­вать его.

А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуе­мыми, неуправляемыми.

Мальчик не понимает, поче­му ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от ог­ромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а про­сто дяде этого сейчас делать не хочется.

Чтобы обратить внимание на себя, мальчик реша­ется на бунт. Мы можем осуждать мальчика, топаю­щего ногами, пронзительно кричащего и не обращаю­щего внимания на замечания взрослых.

Но вот мы на­ходим слова, оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «какой черт ока­тил меня», «ушат злобы», «дернул за руку», «с насла­ждением шлепнул», «вытолкнул из комнаты».

А о ребенке автор говорит иначе: «переполненная жизнью душа», «звонкий крик божественной радо­сти», «сам Господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул».

Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нра­воучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а и для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.

Взрослые переживают во время конфликта: «У ба­бушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной лож­кой по столу». —«Ужасно испорченный ребенок», — сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристраст­ной, мама». Хотя она понимает, что это не так.

Совет

Дядя осуждает себя за лень: «Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажи­гал папиросу, не поднимая глаз на бабушку»   Он со­жалеет о своем поступке: «Хотелось встать с места распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь го­рячим словом пресечь твои страдания».

Мальчик забыл все, что произошло в тот зимний ве­чер, а взрослый помнит. Забыл, потому что его не му­чает совесть, ведь он не хотел никому причинить зла а просто жил и радовался жизни. Детское сердце от­ходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья…

Ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого человека, а мучили его ко­робочки, пустые спичечные коробочки, которые пере­двигал мальчик, сидя на полу. Эти коробочки — сим­вол беспомощности, незащищенности, неприспособ­ленности ребенка. И взрослым должно быть стыдно обижать детей, показывая им свою силу и превосходство»

Этот случай помог дяде критически взглянуть на себя, проанализировать свою жизнь.

А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя ни в чем не был виноват.

Он начинает притворяться: «Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликат­ным, осторожным в каждом своем движении старал­ся ты быть!» Ребенок пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми спичечными коробками. Искренний порыв души сменила поддел­ка. С одной стороны, он учится быть сдержанным, но с другой – теряет самого себя. А это слишком дорогая

 Бунин вводит нас в сложный мир, во взаимоотношение взрослых и детей. Взрослые порой ведут себя властно по отношению к детям, не видя в детях малень­ких людей. А ведь у детей свои желания, чувства, ко­торые тоже нужно уважать. Автор учит взрослых быть с детьми внимательнее и осторожнее, стараясь не ранить их чуткие души.

Источник: https://5litra.ru/soch/242-arifmetika-chuvstv-analiz-rasskaza-i-a-bunina-cifry.html

Р.Р. И.А. Бунин. Анализ рассказа “Цифры”

 Введение

На этом уроке мы по­ста­ра­ем­ся про­ана­ли­зи­ро­вать рас­сказ Ивана Алек­се­е­ви­ча Бу­ни­на «Цифры». (Рис. 1.) Само на­зва­ние рас­ска­за уже на­тал­ки­ва­ет на раз­мыш­ле­ния, о чем же может быть этот рас­сказ. Что это за цифры, из-за ко­то­рых воз­ник кон­фликт между дядей и пле­мян­ни­ком?

Рис. 1. Иван Бунин

Ссора между ге­ро­я­ми вы­во­дит нас на вза­и­мо­от­но­ше­ния взрос­лых и детей. Все­гда ли люди могут по­нять друг друга? Все­гда ли взрос­лые могут по­нять детей? Прий­ти к вза­и­мо­по­ни­ма­нию ино­гда бы­ва­ет очень слож­но, и осо­бен­но от этого стра­да­ют дети. А взрос­лые могут со­вер­шить непро­сти­тель­ные ошиб­ки.

Автор под­ни­ма­ет не толь­ко про­бле­мы вза­и­мо­от­но­ше­ний между взрос­лы­ми и детьми, но и фи­ло­соф­ские про­бле­мы о про­ти­во­сто­я­нии че­ло­ве­ка об­ще­при­ня­тым за­ко­нам жизни, с ко­то­ры­ми может сми­рить­ся взрос­лый, ко­то­рый их по­ни­ма­ет, но ре­бе­нок еще не может.

Анализ текста

Обратите внимание

По­вест­во­ва­ние в рас­ска­зе ве­дет­ся от пер­во­го лица, точ­нее, от лица ге­роя-по­вест­во­ва­те­ля. Для ав­то­ра важно по­нять, что чув­ству­ют и ка­ки­ми мыс­ля­ми живут герой и его пле­мян­ник.

«Мой до­ро­гой, когда ты вы­рас­тешь, вспом­нишь ли ты, как од­на­ж­ды зим­ним ве­че­ром ты вышел из дет­ской в сто­ло­вую, оста­но­вил­ся на по­ро­ге, – это было после одной из наших ссор с тобой, – и, опу­стив глаза, сде­лал такое груст­ное ли­чи­ко?
Дол­жен ска­зать тебе: ты боль­шой шалун.

Когда что-ни­будь увле­чет тебя, ты не зна­ешь удер­жу. Ты часто с ран­не­го утра до позд­ней ночи не даешь покоя всему дому своим кри­ком и бе­гот­ней.

Зато я и не знаю ни­че­го тро­га­тель­нее тебя, когда ты, на­сла­див­шись своим буй­ством, при­тих­нешь, по­бро­дишь по ком­на­там и, на­ко­нец, по­дой­дешь и си­рот­ли­во при­жмешь­ся к моему плечу! Если же дело про­ис­хо­дит после ссоры, и если я в эту ми­ну­ту скажу тебе хоть одно лас­ко­вое слово, то нель­зя вы­ра­зить, что ты тогда де­ла­ешь с моим серд­цем! Как по­ры­ви­сто ки­да­ешь­ся ты це­ло­вать меня, как креп­ко об­ви­ва­ешь ру­ка­ми мою шею, в из­быт­ке той без­за­вет­ной пре­дан­но­сти, той страст­ной неж­но­сти, на ко­то­рую спо­соб­но толь­ко дет­ство!»

Но на этот раз ссора между дядей и пле­мян­ни­ком была слиш­ком силь­ной.

«Пе­ре­стра­дав свое горе, твое серд­це с новой стра­стью вер­ну­лось к той за­вет­ной мечте, ко­то­рая так пле­ня­ла тебя весь этот день.

И ве­че­ром, как толь­ко эта мечта опять овла­де­ла тобою, ты забыл и свою обиду, и свое са­мо­лю­бие, и свое твер­дое ре­ше­ние всю жизнь нена­ви­деть меня.

Ты по­мол­чал, со­брал силы и вдруг, то­ро­пясь и вол­ну­ясь, ска­зал мне:– Дя­деч­ка, про­сти меня… Я боль­ше не буду… И, по­жа­луй­ста, все-та­ки по­ка­жи мне цифры! По­жа­луй­ста!

Можно ли было после этого мед­лить от­ве­том? А я все-та­ки по­мед­лил. Я, ви­дишь ли, очень, очень умный дядя».

Уди­ви­тель­но, что автор опи­сы­ва­ет сво­е­го героя та­ки­ми эпи­те­та­ми:  умный, рас­су­ди­тель­ный, муд­рый, – так рас­сказ­чик ха­рак­те­ри­зу­ет себя. Но яв­ля­ет­ся ли это дей­стви­тель­но­стью? Очень часто эти слова зву­чат с иро­ни­ей. Разве умный и рас­су­ди­тель­ный – это тот, кто по­сту­па­ет, как все осталь­ные? Вто­рая глава поз­во­ля­ет нам уви­деть на­ча­ло кон­флик­та.

«Ты в этот день проснул­ся с новой мыс­лью, с новой меч­той, ко­то­рая за­хва­ти­ла всю твою душу.

Толь­ко что от­кры­лись для тебя еще не из­ве­дан­ные ра­до­сти: иметь свои соб­ствен­ные книж­ки с кар­тин­ка­ми, пенал, цвет­ные ка­ран­да­ши – непре­мен­но цвет­ные! – и вы­учить­ся чи­тать, ри­со­вать и пи­сать цифры. И все это сразу, в один день, как можно ско­рее.

От­крыв утром глаза, ты тот­час же по­звал меня в дет­скую и за­сы­пал го­ря­чи­ми прось­ба­ми: как можно ско­рее вы­пи­сать тебе дет­ский жур­нал, ку­пить книг, ка­ран­да­шей, бу­ма­ги и немед­лен­но при­нять­ся за цифры…

Важно

Но ра­дость, сме­шан­ная с нетер­пе­ни­ем, вол­но­ва­ла тебя все боль­ше и боль­ше. И вот, когда мы – ба­буш­ка, мама и я – си­де­ли перед ве­че­ром за чаем, ты нашел еще один исход сво­е­му вол­не­нию».

Маль­чик не со­гла­сен ждать ис­пол­не­ния мечты, и это внеш­ний кон­фликт, но в то же время в душе дяди по­яв­ля­ет­ся внут­рен­ний кон­фликт. Дядя, как по­ло­же­но, дол­жен вы­ждать время, он по­сту­па­ет так, как тре­бу­ют пра­ви­ла, и ре­бе­нок его не по­ни­ма­ет. Но дядя про­дол­жа­ет про­яв­лять свою твер­дость.

«Серд­це тихо го­во­ри­ло мне, что я со­вер­шаю в эту ми­ну­ту ве­ли­кий грех – лишаю тебя сча­стья, ра­до­сти… Но тут при­шло в го­ло­ву муд­рое пра­ви­ло: вред­но, не по­ла­га­ет­ся ба­ло­вать детей». Так, внут­рен­ний кон­фликт раз­ви­ва­ет­ся в душе дяди.

Как же ему по­сту­пить: так, как велит серд­це или так, как по­ло­же­но по пра­ви­лам?

В тре­тьей главе мы можем про­сле­дить за про­дол­же­ни­ем кон­флик­та. «Я не толь­ко не забыл о тебе после тво­е­го дерз­ко­го крика, но весь по­хо­ло­дел от вне­зап­ной нена­ви­сти к тебе.

И уже дол­жен был упо­треб­лять уси­лия, чтобы де­лать вид, что не за­ме­чаю тебя, и про­дол­жать разыг­ры­вать роль спо­кой­но­го и рас­су­ди­тель­но­го». Все взрос­лые в этот мо­мент объ­еди­ня­ют­ся про­тив маль­чи­ка.

Всем им боль­но, они все пе­ре­жи­ва­ют, но вы­дер­жи­ва­ют эту паузу.

«От боли, от остро­го и вне­зап­но­го оскорб­ле­ния, так грубо уда­рив­ше­го тебя в серд­це в один из самых ра­дост­ных мо­мен­тов тво­е­го дет­ства, ты, вы­ле­тев­ши за дверь, за­ка­тил­ся таким страш­ным, таким прон­зи­тель­ным аль­том, на какой не спо­со­бен ни один певец в мире.

И на­дол­го, на­дол­го замер… Затем на­брал в лег­кие воз­ду­ху еще боль­ше и под­нял альт уже до неве­ро­ят­ной вы­со­ты…
Затем паузы между верх­ней и ниж­ней но­та­ми стали со­кра­щать­ся, – вопли по­тек­ли без умол­ку.

К воп­лям при­ба­ви­лись ры­да­ния, к ры­да­ни­ям – крики о по­мо­щи».

Даль­ше дядя го­во­рит о том, что ему на­чи­на­ет ста­но­вить­ся стыд­но.

«…Я за­жи­гал па­пи­ро­су, не под­ни­мая глаз на ба­буш­ку. А у ба­буш­ки вдруг за­дро­жа­ли губы, брови, и, от­вер­нув­шись к окну, она стала быст­ро, быст­ро ко­ло­тить чай­ной лож­кой по столу…

И ба­буш­ка едва си­де­ла на месте.Ее серд­це рва­лось в дет­скую, но, в угоду мне и маме, она кре­пи­лась, смот­ре­ла из-под дро­жа­щих бро­вей на тем­нев­шую улицу и быст­ро сту­ча­ла ло­жеч­кой по столу.

Понял тогда и ты, что мы ре­ши­ли не сда­вать­ся, что никто не уто­лит твоей боли и обиды по­це­лу­я­ми, моль­ба­ми о про­ще­ния».

Совет

Маль­чик кри­чит до из­не­мо­же­ния, в этот мо­мент его со­сто­я­ние изоб­ра­же­но не как ка­приз, а как на­сто­я­щее че­ло­ве­че­ское горе.

И взрос­лые по­ни­ма­ют, что для ре­бен­ка каж­дый миг его жизни – это от­кры­тие че­го-то но­во­го и этот миг он пе­ре­жи­ва­ет го­раз­до ост­рее, чем взрос­лые. Ре­бе­нок чув­ству­ет эту обиду, го­раз­до силь­нее она про­ник­ла в его серд­це.

Но кон­фликт про­дол­жа­ет­ся. Что-то за­став­ля­ет пойти ре­бен­ка на при­ми­ре­ние. Ба­буш­ка уда­ри­ла по са­мо­му жи­во­му.

«– А кто же купит ему те­перь пенал, бу­ма­ги, книж­ку с кар­тин­ка­ми? Да что пенал! Пенал – ту­да-сю­да. А цифры? Ведь уж этого не ку­пишь ни за какие день­ги. Впро­чем, – при­ба­ви­ла она, – делай, как зна­ешь. Сиди тут один в тем­но­те.И вышла из дет­ской.

Кон­че­но, – са­мо­лю­бие твое было слом­ле­но! Ты был по­беж­ден».

И очень важно, что в этот мо­мент автор вклю­ча­ет рас­суж­де­ния о жизни, о том, чему на­учи­ла его жизнь.

«Чем неосу­ще­стви­мее мечта, тем пле­ни­тель­нее, чем пле­ни­тель­нее, тем неосу­ще­стви­мее. Я уже знаю это.С самых ран­них дней моих я у нее во вла­сти. Но я знаю и то, что чем до­ро­же мне моя мечта, тем менее на­дежд на до­сти­же­ние ее. И я уже давно в борь­бе с нею. Я лу­кав­лю: делаю вид, что я рав­но­ду­шен.

Но что мог сде­лать ты?Сча­стье, сча­стье!Ты от­крыл утром глаза, пе­ре­пол­нен­ный жаж­дою сча­стья. И с дет­ской до­вер­чи­во­стью, с от­кры­тым серд­цем ки­нул­ся к жизни: ско­рее, ско­рее!Но жизнь от­ве­ти­ла:– По­тер­пи.– Ну по­жа­луй­ста! – вос­клик­нул ты страст­но.– За­мол­чи, иначе ни­че­го не по­лу­чишь!– Ну по­го­ди же! – крик­нул ты злоб­но.

И на время смолк.Но серд­це твое буй­ство­ва­ло. Ты бес­но­вал­ся, с гро­хо­том валял сту­лья, бил но­га­ми в пол, звон­ко вскри­ки­вал от пе­ре­пол­няв­шей твое серд­це ра­дост­ной жажды… Тогда жизнь со всего раз­ма­ха уда­ри­ла тебя в серд­це тупым ножом обиды. И ты за­ка­тил­ся бе­ше­ным кри­ком боли, при­зы­вом на по­мощь.

Но и тут не дрог­нул ни один му­скул на лице жизни… Сми­рись, сми­рись!

И ты сми­рил­ся».

В сле­ду­ю­щей главе в душу героя вновь воз­вра­ща­ет­ся лю­бовь и неж­ность. Кон­фликт пре­одо­лен, и пре­одо­лен он ценой дет­ско­го сми­ре­ния.

«Пом­нишь ли, как робко вышел ты из дет­ской и что ты ска­зал мне?
– Дя­деч­ка! – ска­зал ты мне, обес­си­лен­ный борь­бой за сча­стье и все еще алкая его. – Дя­деч­ка, про­сти меня».

Ценой дет­ской щед­ро­сти, чи­сто­ты и от­кры­то­сти пре­одо­ле­ва­ет­ся кон­фликт между дядей и пле­мян­ни­ком.

«– Ну уж бог с тобою! Неси сюда к столу стул, давай ка­ран­да­ши, бу­ма­гу…И какой ра­до­стью за­си­я­ли твои глаза!

Обратите внимание

Как хло­по­тал ты! Как бо­ял­ся рас­сер­дить меня, каким по­кор­ным, де­ли­кат­ным, осто­рож­ным в каж­дом своем дви­же­нии ста­рал­ся ты быть». (Рис. 2.)

Рис. 2. Дядя и пле­мян­ник

Автор упо­треб­ля­ет слово «де­ли­кат­ным» два раза. Об­ра­тим­ся к снос­ке: де­ли­кат­ный – веж­ли­вый в об­ще­нии. Но слово «де­ли­кат­ный» в рас­ска­зе при­об­ре­та­ет раз­лич­ные смыс­ло­вые от­тен­ки.

Вос­при­я­тие дядей пле­мян­ни­ка поз­во­ля­ет сде­лать вывод, что дядя очень хо­ро­шо по­ни­ма­ет маль­чи­ка и видит, по­че­му ре­бе­нок ведет себя имен­но так.

Он лю­бу­ет­ся его ра­до­стью, но очень часто его серд­це на­чи­на­ет воз­му­щать­ся, когда ре­бе­нок не под­чи­ня­ет­ся ве­ле­нию взрос­лых.

Ост­рая жа­лость к маль­чи­ку пе­ре­пол­ня­ет дядю, и он по­ни­ма­ет, что ре­бе­нок тоже спо­со­бен ис­пы­ты­вать оскорб­ле­ния. Те­перь по­смот­рим, как дядя вос­при­ни­ма­ет са­мо­го себя.

«Серд­це тихо го­во­ри­ло мне, что я со­вер­шаю в эту ми­ну­ту ве­ли­кий грех – лишаю тебя сча­стья, ра­до­сти… Но тут при­шло в го­ло­ву муд­рое пра­ви­ло: вред­но, не по­ла­га­ет­ся ба­ло­вать детей…

Было нев­мо­го­ту и мне. Хо­те­лось встать с места, рас­пах­нуть дверь в дет­скую и сразу, ка­ким-ни­будь одним го­ря­чим сло­вом, пре­сечь твои стра­да­ния. Но разве это со­гла­су­ет­ся с пра­ви­ла­ми ра­зум­но­го вос­пи­та­ния и с до­сто­ин­ством спра­вед­ли­во­го, хотя и стро­го­го дяди».

Все время дядя ведет себя неесте­ствен­но и по­сту­па­ет так, как по­ла­га­ет­ся. И здесь воз­ни­ка­ет еще один кон­фликт – кон­фликт между серд­цем и ра­з­умом.

В нашем слу­чае по­беж­да­ет разум, дядя вы­дер­жи­ва­ет паузу, и ре­бе­нок пер­вым идет на при­ми­ре­ние. Но не зря спу­стя много лет маль­чик уже не пом­нит об этом слу­чае, а в душе дяди этот слу­чай остал­ся.

Важно

И вот те­перь серд­це по­беж­да­ет, и, несмот­ря на про­шед­шие годы, дядя по­ни­ма­ет, что он был не прав.

 Заключение

Своим рас­ска­зом Иван Бунин хочет ска­зать, как в жизни важно по­ни­мать друг друга, пы­тать­ся не оби­деть. Оби­деть очень легко, а пойти пер­вым на при­ми­ре­ние бы­ва­ет го­раз­до слож­нее.

Вер­нем­ся к на­зва­нию рас­ска­за. Цифры как мечта, цифры как сим­вол рас­че­та (дядя умный, он знает цифры). Но не все­гда в жизни нужно быть умным и сле­до­вать пра­ви­лам.

Ино­гда нужно слу­шать свое серд­це.

Вопросы к конспектам

1. Как повел себя Женя после того, как дядя от­ка­зал­ся по­ка­зы­вать ему цифру? Под­кре­пи­те свои слова ци­та­та­ми из тек­ста рас­ска­за.2.

Как чув­ство­вал себя дядя в мо­мент ссоры с пле­мян­ни­ком? Можно ли счи­тать его от­но­ше­ние к Жене же­сто­ким? Ответ обос­нуй­те. 3. Какой вывод можно сде­лать о ха­рак­те­ре маль­чи­ка? Ка­ки­ми ка­че­ства­ми автор на­де­лил его? 4.

По­че­му взрос­лые не по­жа­ле­ли пла­чу­ще­го Женю? Спра­вед­ли­во ли это, на ваш взгляд? 

5. О чем по­вест­ву­ет рас­сказ И.А. Бу­ни­на «Цифры»?

Пись­мен­но от­веть­те на во­прос: по­че­му рас­сказ И.А. Бу­ни­на на­зван «Цифры»?

На­пи­ши­те ха­рак­те­ри­сти­ку од­но­го из ге­ро­ев рас­ска­за.

Последнее изменение: Суббота, 10 Июнь 2017, 01:04 Пропустить НавигацияПропустить РекламаПропустить Редактор ошибок

       Вы заметили ошибку в тексте? 

    Выделите ее мышкой
    и нажмите CTRL + Enter   

Пропустить Меню блога

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3367

7 класс. Литература. И.А. Бунин. Анализ рассказа – Анализ рассказа

Часть 1

1)    Особенности жанра. Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.
2)    Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку.

Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком.

Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня».

Обратите внимание

Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.

–    От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди) –    Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззаветной, той страстной нежности») –    Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)

3)    Особенности сюжета произведения. Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день.

Совет

Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей».

Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».

4)    Характеристика героев рассказа. –    Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры) –    Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день.) –    Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей») –    Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить) –    Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде) –    Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения    < -    Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) 11очему? -    Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение) -    Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.)

5)    Особенности авторской позиции в рассказе. Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.

6)    Смысл названия рассказа. Рассказ И.А. Бунина называется «Цифры», так как цифры — мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.

ИСТОЧНИКИ

https://lit-helper.com/p_Analiz_rasskaza_I_A__Bunina_Cifri

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/17/konspekt-uroka-po-literature-v-7-klasse-vzaimootnosheniya

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/21/tekhnologicheskaya-karta-k-uroku-literatury-7-klassa-po

https://tak-to-ent.net/load/220-1-0-3195

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2497/lesson/8192/unit/20953

Краткое содержание Бунин Цифры

Дядя рассказывает Жене свои воспоминания. Дядя приехал из Москвы погостить на время. Он часто покупал что-нибудь Жене. Однажды дядя так сильно поссорился с Женей, что тот боялся даже подойти к нему. В итоге мальчик извинился и попросил показать ему цифры. Именно этот случай вспоминает рассказчик. Он в подробностях описывает, как проходил тот день, как вел себя ребенок.

В тот день Жене хотелось, чтобы у него были цветные карандаши, пенал, книжки, чтобы он умел писать цифры и рисовать. Мальчик позвал дядю к себе в детскую комнату и попросил купить ему всё, что Жене хотелось в тот день. А еще научить считать. Но дяде было лень идти в город и показывать цифры. Ребенок очень просил, но дядя был непреклонен.

Женя расстроился. Он стал быть стулья в зале и шуметь. Весь день он был рассеян, кушал плохо. А вечером бил ногами об пол и кричал. Никто не мог унять его. Дядя рассердился и выставил Женю из комнаты. Мальчик еще громче стал кричать. Никто не пошел его успокаивать, и он затих.

Дядя пришел только через полчаса, притворяясь, что ищет портсигар. Женя сказал, что ненавидит его. Потом к нему заходили мама и бабушка. Они тоже прикидывались, что зашли за чем-то важным. Но Женя ни с кем не помирился.

В детской было темно. Дядя собрался уходить, и тут бабушка стала говорить Жене, что ему должно быть стыдно, так как дядя ему гостинцы привозит. Еще она говорила, что дядя обидится и больше не приедет.

Кто же теперь купит Жене карандаши и покажет цифры? Мальчик остался в комнате один. Его самолюбие было задето. Он вышел из своей комнаты. Извинился перед дядей, уверил его, что любит. Дядя согласился показать цифры. Женя принес карандаш и бумагу.

Ребенок был счастлив и очень старался аккуратно писать цифры.

Рассказ учит тому, что необходимо слушаться взрослых и не расстраивать их.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Кинг
    Стивен Кинг – знаменитый писатель, который работает, используя стили – мистику, ужасы, драму в своих рассказах и повестях. Также два раза выступал в роли сценариста.
  • Краткое содержание Казаков Запах хлеба
    Главная героиня – женщина по имени Дуся. Она живет в Москве со своим мужем. Рассказ начинается 1 января. Выпивший муж открывает дверь и получает телеграмму с сообщением о том, что мать жены умерла.
  • Краткое содержание Гофман Щелкунчик и мышиный король
    В книге рассказывается о семейном празднике. Наступает 24 декабря. В доме государственного медицинского советника Штальбаума все родные готовятся к Новому году.<\p>
  • Разные авторы
    Кратко произведения разных авторов
  • Краткое содержание Стивенсон Остров сокровищ
    В книге рассказывается о поиске пиратского сокровища капитана Флинта. Рассказ начинается с трактира «Адмирал Бенбоу», находящегося чуть дальше от Бристоля. В трактир заходит пожилой мужчина по имени Билли Бонс

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/bunin/cifry

Отец павел – проблематика и воспитательный потенциал рассказа и.а. бунина «цифры» (произведение классика в школьном изучении)

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня,

в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них,

сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая

Второзаконие 6:6-7

Рассказ И.А. Бунина «Цифры» предлагается для изучения и анализа в 7 классе общеобразовательной школы. Данный рассказ входит в ряд произведений писателей о детстве (Л. Толстой «Детство», М. Горький «Детство») и является очень глубоким и ёмким в своём понимании. Для того чтобы дети смогли сделать нужный вывод, необходимо правильно его подать.

Вполне обычная ситуация приводит к неожиданным последствиям. В основе рассказа лежит конфликт, произошедший между мальчиком Женей и его дядей. Причина конфликта была вполне банальна – дядя отказался показать ребёнку цифры, что приводит мальчика к бунту, вылившемуся в крупную ссору.

Рассказ написан взрослым человеком с оглядкой на прошлое, человеком, который смог проанализировать сложившуюся ситуацию, разобраться в произошедшем, понять и оценить свою вину в данном конфликте. Но, несмотря на это, перед читателем всё равно встаёт вопрос: кто виноват в сложившейся ситуации.

Обратите внимание

Мальчик, который ослушался взрослых, или дядя, который из-за своей лени разрушил надежды ребёнка. В данной статье мы попытаемся разобраться в этом.

Дядя и мальчик до момента зарождения конфликта находятся в тёплых дружеских отношениях. Дядя любит своего племянника, он стремится воспитать его достойным человеком, хочет дать ему образование.

Это взрослый, состоявшийся человек, у которого своё мировоззрение, свои взгляды на жизнь. Из текста произведения мы видим, что он в доме авторитетное лицо, и все к нему относятся с уважением. Но он непостоянен в своих эмоциях, не сдержан, подвержен лени.

Он не страдает от недостатка самооценки: «Я, видишь ли, очень, очень умный дядя…»

Порой дядя сравнивает себя с жизнью, говоря о её несправедливости.

Автор приводит утренний диалог дяди с мальчиком, в котором первый из участников разговора заменяет свое имя словом «жизнь»: «Но жизнь ответила: “Потерпи”˂…˃ Тогда жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды ˂…

˃ Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни… Смирись, смирись!». Таким образом, получается, что дядя представляет собой жизнь, способную управлять людьми, а в данном случае – мальчиком.

Мальчик, в момент бунта, вызывает у дяди чувство злобы, раздражения, он хочет вторично его осадить, но уже не ударом, как в первый раз, а словом, но во время спохватывается: «Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строго дяди?».

Не является ли это противоречием? Человек, который только что поднял руку на ребёнка, задумывается о неправомерности резкого тона в воспитании. В этом случае дядя лукавит перед самим собою. Он даже не понимает всей серьёзности своего поступка.

Отказавшись показать мальчику цифры, дядя не задумался над тем, что пресекает душевные порывы ребёнка к образованию, а ведь это одно из прекрасных чувств, которые так неудержимо, так остро проявляются в том возрасте, в котором находится Женя: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» [К Ефесянам 6:1-4].

Надежды ребёнка оказались разрушенными, его бунт не принёс никакого успеха, только новые поражения. Как замечает сам автор, «кончено – самолюбие твое было сломлено! Ты был побежден». Это самое страшное, когда человек оказывается сломленным.

Важно

Мальчик мог просто навсегда потерять веру в справедливость, ведь ещё накануне дядя обещал, что в этот день купит книжки и покажет цифры. Как после этого верить взрослым людям? Что же ещё оставалось бедному мальчику, как ни сидеть в полном одиночестве, передвигая пустые коробочки, когда «в детской было сумрачно и грустно».

Пустота и полумрак усугубляют чувство одиночества, делают его острее и ощутимее, они как нельзя лучше передают то состояние, которое было на душе у ребёнка. Он поплатился за то, что очень сильно желал чего-то, целое утро находился в нетерпении и душевном возбуждении, а дяде было просто лень удовлетворить потребность познания ребёнка.

Он не просто не желал сходить в город за книгами, он даже не захотел показать цифры ребёнку. Сам дядя словно забыл, что когда-то тоже был ребёнком и тоже чего-то так сильно желал.

Автор явно на стороне ребёнка, подтверждение тому можно найти в языковых средствах, которые он использует при описании героев. Мальчик разразился «криком беспричинной, божественной радости», «сам господь Бог улыбнулся бы при этом крике».

Дядя «в бешенстве вскочил», «рявкнул», «черт окатил меня в эту минуту целым ушатом злобы», «с наслаждением шлепнул». Автор показал нам мальчика как чистую, светлую душу, которая оказалась так несправедливо наказана.

И составители поурочных разработок по литературе тоже рекомендуют именно так нам его преподнести.

Несмотря на то, что дядя ударил племянника, мальчик первый приходит просить прощение: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». И снова в конце рассказа дядя ассоциирует себя с жизнью: «Но жизнь обидчива. Она сделала притворно печальное лицо.

Из данной цитаты мы понимаем, что дядя был доволен тем, что мальчик первый к нему пришёл. Он надевает на себя маску оскорблённости перед племянником, что усугубляет чувство вины мальчика. Хотя, казалось, мальчик ни в чём не виноват. И, в конце концов, мир торжествуем между двумя близкими людьми.

Совет

Но подумаем, так ли невинен мальчик на самом деле? Безусловно, дядя поступил неправильно, совершив грубость по отношению к маленькому племяннику.

Он поставил своё нежелание что-то делать превыше чистых, благородных помыслов ребёнка, тем самым разрушив его мечты, так долго хранившиеся у него в душе.

Но имел ли право мальчик так поступать, как он сделал? Имел ли он право на бунт? На этот вопрос трудно однозначно ответить.

У ребёнка рушились надежды, – но имел ли он право ослушаться родителей, когда они просили его успокоиться? Он проявил полное неуважение к старшим, демонстративно отступив от пятой заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Неужели это пустые слова, которые составители методических пособий по литературе даже не рассматривают как должное?

В бунте мальчик проявил всё своё неуважение к старшим. Давайте обратимся к тексту, чтобы на примере ярче это увидеть.

«- Перестань, Женя, – сказала мама. В ответ на это ты – трах ногами в пол!

   – Перестань же, деточка, когда мама просит, – сказала бабушка.

   Но бабушки-то ты уж и совсем не боишься. Трах ногами в пол!

   – Да перестань, – сказал я, досадливо морщась и пытаясь продолжать разговор.

   – Сам перестань! – звонко крикнул ты мне в ответ, с дерзким блеском в глазах и, подпрыгнув, еще сильнее ударил в пол и еще пронзительнее крикнул в такт».

Получается, что чем старше человек, тем меньше уважения он заслуживает. Автор подчёркивает, что бабушки мальчик совсем не боится, ни во что не ставит. Она пытается уговорить его помириться с дядей, на что применяет последний аргумент: «Ну, я умру, – говорила бабушка еще печальнее». На что Женя ответил: «И умирай». И это было произнесено «сумрачным шёпотом.

Может, мальчик и не хотел так жестоко поступить с бабушкой, а желал только обидеть этим дядю, но эта фраза ранила бабушку в самое сердце. Чем же она заслужила такое равнодушие к себе? А ведь она единственная настолько остро перенесла этот конфликт. Несмотря на это оскорбление, она продолжала уговаривать его пойти на примирение. И в итоге достигает своей цели.

Если говорить детям о том, что виновен в конфликте только дядя, а мальчик во всём прав, то это будет гуманистическая концепция трактовки произведения. У детей из-за этого может сложиться неправильное понимание не только рассказа, но и того, как нужно себя вести.

Обратите внимание

Таким образом, мы подталкиваем их волей-неволей к модной ныне ювенальной юстиции, которая даёт право детям на полную независимость и свободу от воспитания родителей, при полной их вседозволенности. Конечно, дядя неправ в том, что ударил ребёнка, так не должно быть, но и мальчик не прав, ослушавшись взрослых, проявив к ним полное неуважение.

От того, как мы подадим детям произведение, какие идеалы заложим в них, и будет зависеть будущее поколение нашей страны.

Герасименко А.А.

Назад к списку

Источник: https://otc-pavel.ortox.ru/katalog_statejj/view/id/1165938

смысл рассказ цифры автор бунин???

  • Рассказ Бунина “Цифры” написан в форме исповеди взрослого человека маленькому мальчику.

    Дядя, поссорившись со своим горячо любимым племянником Женей, пытается объяснить мотивы своего поведения по отношению к малышу. Ссора произошла вроде бы из-за пустяка.

    Дядя, приехав в гости к племяннику, пообещал ему купить в подарок пенал, книжки, цветные карандаши, а самое главное обещал научить цифрам. Малыш, сгорая от нетерпения, требует немедленного исполнения обещанного.

    Но дяде не хочется идти в магазин сиюминутно и он говорит, что сегодня царский день, то есть выходной, и магазины не работают.

    Женя не верит и настаивает на своем. Дядя же, чтобы не баловать ребенка, твердо держится своей позиции. Тогда мальчик просит хотя бы показать ему цифры, но и тут его ждет отказ. Рассердившись, Женя, обычно очень ласковый, пригрозил своему дяде: Ну, хорошо же, дядька! Помни ты это себе!<\p>

    Энергия мальчика стала искать другой выход.

    Он расшалился, начал подпрыгивать и громко кричать. Раздраженный дядя шлепнул его и вытолкал за дверь. От обиды малыш заплакал. Дядя долго крепился, но после сам сделал первый шаг к примирению. Нелепая ссора закончилась тем, что он стал показывать племяннику цифры. Теперь уже и я наслаждался твоей радостью , говорит дядя о своих чувствах.

    В этом рассказе Бунин очень тонко анализирует детскую психологию, сравнивая ее со взрослой. Взрослые и дети вроде бы живут вместе, пользуются одним языком, но редко понимают друг друга. Вырастая, человек забывает о своем детстве. Он помнит события, но не может воскресить своего детского отношения к ним.

    Конфликт дяди и племянника автор рассматривает с двух разных точек зрения. Радость мальчика была погашена гордостью и раздражительностью взрослого.

    Важно

    Маленький человек стремился поско рее познать этот мир, изучить цифры, а взрослые, считая это баловством, откладывают все на потом . Дядя, рассматривая свой поступок с высоты прожитых лет, стыдится его.

    Он понимает, что иногда взрослые мимоходом, не задумываясь, причиняют ребенку боль.

    Воспитывать детей нужно лаской, добротой, а не навязыванием своих взглядов вот главная идея, которую хотел донести до читателя Бунин. Важно не только видеть состояние чужой души, но и поступать в соответствии с этим пониманием. Рассказ Бунина “Цифры” ненавязчиво, но твердо подводит к выводу: настоящее воспитание это воспитание счастьем.

    Слушай свое сердце, Кристиночка! )
    Сейчас и всегда.. .

  • Источник: https://info-4all.ru/drugoe/smisl-rasskaz-cifri-avtor-bunin/

    «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина

    В рассказе «Цифры» Бунин описывает ссору маленького непоседливого мальчика Жени и его дяди.

    Рассказ начинается со сцены прощения, когда маленький мальчик, заглянув вечером к дяде перед сном желает тому спокойной ночи и, не удержавшись, обращается к дяде с так долго мучившей его просьбой.

    «И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры!» — восклицает Женя, полный страха, что строгий дядя может снова отказать. Дядя медлит с ответом, потому как он «очень, очень умный».

    Женя не просто мальчик, он счастливый обладатель замечательных вещей, книжек с картинками, пенала, непременно цветных карандашей. Утром, едва открыв глаза, маленький Женя зазвал к себе в спальню дядю, засыпав взрослого просьбами. Мальчику поскорее хотелось приняться за цифры, получить детский журнал, книги, карандаши и бумагу.

    Дяде же не хотелось заниматься покупками. Потому-то он и соврал про царский день Жене. День царский, все заперто, заявил он племяннику. Женя с дядей не согласился, но уступил все же, поскольку дядя пригрозил, что коли Женя будет докучать просьбами, то вообще ничего не получит.

    Хоть в царский день не работают лавки, нет такого указа, запрещающего показывать мальчикам цифры в царские дни. Тут в разговор вмешалась бабушка Жени.

    Она велела внуку не приставать к дяде, не то за ними явится полицейский и арестует тех, кто решил показывать цифры в царский день. Дядя решительно отмел подобное заявление и просто признался Жене, что сейчас ему неохота заниматься цифрами.

    Вечером или завтра, лучше завтра, он обязательно уделит племяннику время и познакомит Женю с цифрами.

    Совет

    Женя отнесся к подобному обещанию скептически. В конце концов, кто его знает, сколько может продолжаться то самое долгожданное завтра. Нет уж, решил мальчик, цифры ему надобны сегодня.

    Дядя видел, как изнемогает мальчик на пороге великого открытия, ожидающий мудрого провожатого, готового показать ему новый мир. А провожатый, оказывается, не в духе показывать цифры.

    К тому же дядя решил твердо, а баловать детей уступками не полагается.

    Женя весь день был сам не свой. Унять его было нельзя. Он носился по дому, опрокидывал стулья, кричал, за обедом болтал ногами. Радость, смешанная с нетерпением, обернулась злой шалостью, послужившей причиной ссоры между мальчиком и дядей.

    Сидя за вечерним чаем, Женя придумал новую игру. Мальчик подпрыгивал, бил ногами в пол и так громко кричал, что у взрослых, сидевших за столом, «чуть не лопались барабанные перепонки».

    Женю неоднократно просили прекратить забаву, но разве послушает ребенок, весь в предвкушении радостного завтра.

    Потому, когда в очередной раз Женя крикнул и ударил ногами, дядя сорвался с места, схватил мальчика, шлепнул, крутанул вокруг своей оси и выставил за дверь. В этот момент сам черт окатил дядю целым ушатом злобы.

    Женя расплакался. Плакал жалобно и долго, но никто не подошел к нему за целый вечер, ни мама, ни даже бабушка, хотя ей-то приходилось тяжелее всего. Сам дядя заглянул в комнату племянника позже, и сердце взрослого сжалось от того, что он увидел. Маленький Женя сидел на полу и играл с пустыми коробками из под спичек.

    Сумрачный и угрюмый охрипшим от крика голосом заявил он, что дядю не любит и даже подаренную копеечку отберет. Попытки примирения, предпринятые мамой и бабушкой Жени, не привели ни к чему.

    Обратите внимание

    В конце концов, взрослые сделали вид, что забыли об обиженном ребенке. Но вот, мудрая бабушка нашла выход. Кто же, спросила она Женю, покажет тебе цифры.

    Пенал и книжки можно купить, но цифры не купишь ни за какие деньги. Женя был сломлен.

    С дядею он помирился. Вечер застал умного взрослого и непоседливого мальчика за нехитрым занятием. Женя, слюнявя огрызок карандаша, выводил на бумаге волшебные таинственные цифры, а дядя сидел, наслаждаясь радостью мальчика, обоняя запах детских волос. Женя поминутно сбивался со счету, а взрослый неустанно поправлял его и глядел, как мальчик вывод цифру три, «как большую прописную Е».

    • Анализ рассказа «Легкое дыхание»

    • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина

    • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»

    • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина

    • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина

    • «Вечер», анализ стихотворения Бунина

    • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина

    • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина

    • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина

    • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина

    • «Деревня», анализ повести Бунина

    • «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение

    • «Листопад», анализ стихотворения Бунина

    • «Сверчок», анализ рассказа Бунина

    • «Господин из Сан-Франциско», краткое содержание рассказа Бунина

    По писателю: Бунин Иван

    Источник: https://goldlit.ru/bunin/265-cyfri-kratkoe-soderjanie

    Отзыв о рассказе И.А.Бунина «Цифры»

    Главные герои рассказа «Цифры» — маленький мальчик Женя и его дядя, который любит своего племянника и непременно привозит разные подарки, когда приезжает в гости. Но в тот злополучный день дружеские отношения между племянником и дядей дали серьезную трещину.

    Женя с самого утра загорелся идеей в один день освоить чтение, рисование и умение пользоваться цифрами. Он обратился к дяде с просьбой помочь ему в осуществлении задуманного. Но дяде не хотелось ехать в город за канцелярскими принадлежностями и, он пообещал, что займется занятиями с мальчиком на следующий день.

    И даже на просьбу показать хотя бы цифры дядя ответил отказом, решив, что баловать детей вредно.

    Однако Женя заупрямился, ему очень хотелось заняться всеми этими увлекательными для него делами именно сегодня. В результате он обиделся и наговорил дяде, а также маме и бабушке грубостей. Но на этом мальчуган не остановился.

    Свою энергию направил на шумные игры с опрокидыванием стульев и громкими криками.

    В течение дня он несколько раз обращался к дяде с вопросом, покажет ли тот ему цифры? Каждый раз получая отказ, Женя возвращался к своим шумным забавам.

    Ближе к вечеру он придумал отличное, по его мнению, развлечение – он стал подпрыгивать и со всей силы ударять ногами об пол, громко вскрикивая при этом. Взрослые довольно долго терпели это безобразие, демонстративно не обращая внимания на Женю, но в какой-то момент дядя не выдержал и, шлепнув его, выставил его в детскую.

    Из детской раздался отчаянный рев, который не смолкал целую вечность. Но дядя, мама и бабушка, решив проучить расшалившегося мальчика, никак на него не реагировали.

    Важно

    Когда возмущенные вопли стихли, дядя заглянул в детскую, сделав вид, что ищет какую-то вещь. Женя сидел на полу и играл пустыми спичечными коробками.

    Его воинственное настроение еще не прошло, и он со злостью сообщил дяде, что больше никогда не будет любить его.

    Когда на улице стемнело, в дело вмешалась бабушка. Она пошла в детскую и стала корить внука за столь постыдное поведение. Но мальчик продолжал упрямиться.

    Тогда бабушка донесла до шалуна мысль о том, что больше дядя никогда не купит ему подарков, а главное – не покажет ему цифры! Эти слова образумили маленького Женю и он, как умел, извинился перед дядей за свое поведение.

    В конечном итоге, дядя согласился показать племяннику цифры, и вскоре счастливый мальчуган с упоением водил карандашом по бумаге, вырисовывая эти замечательные значки, которые называют «цифрами». Таково краткое содержание рассказа.

    Главный смысл рассказа «Цифры» состоит в том, что очень важно не пропустить в подрастающем ребенке признаки зарождающегося эгоизма, которому нельзя потакать.

    Но мало заметить эгоизм в ребенке, важно еще и суметь донести до него, что он ведет себя неправильно.

    Совет

    Причем наилучшим способом воспитания расшалившегося ребенка являются правильно подобранные слова, доходящие до самых глубин души подрастающего маленького человечка.

    В рассказе «Цифры» мне понравилась бабушка Жени. Поняв, что конфликт между мальчиком и его дядей и не думает стихать, она взяла инициативу в свои руки, и сумела найти подход к упрямцу. Женя понял то, что старалась донести до него бабушка, и осознал, что был неправ. Мир в семье был восстановлен!

    Какие пословицы подходят к рассказу «Цифры»?

    У кого детки, у того и заботы.
    Одному всей премудрости не пройти.

    Словам старшего внимай.

    Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_bunin_tsifry/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]