«Море» В. Жуковский
«Море» Василий Жуковский
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
В классической русской литературе существует множество направлений, среди которых одним из наиболее привлекательных и волнующих по праву считается романтизм.
Зародившись в Европе, он очень скоро приобрел популярность во многих странах мира, включая и Россию.
Основоположником русского романтизма является поэт Василий Жуковский, творчество которого предопределило не только развитие русской литературы, но и сформировала особое мировоззрение, основу которого составляет созерцание и восхищение окружающим миром.
Наиболее характерным произведением Василия Жуковского, выдержанным в духе раннего романтизма, является стихотворение «Море», написанное в 1822 году. Однако уже в этом произведении прослеживается стремление автора не только восхищаться красотой природы, но и сравнивать ее с живым существом.
Поэтому море у Василия Жуковского «дышит» и кажется обманчиво спокойным, словно человек, который умеет великолепно маскировать свои истинные чувства. Впрочем, поэт сравнивает морскую стихию со страстной женщиной, которая умеет хранить собственные тайны и не торопиться раскрывать их перед каждым встречным. С виду безмятежная и спокойная, внутри она напоминает клокочущий вулкан.
В ее душе бушуют страсти, но догадаться об этом может далеко не каждый.
У стихотворения «Море» есть своя предыстория, не менее романтическая, чем само произведение.
Исследователи жизни и творчества Василия Жуковского убеждены, что это произведение поэт посвятил своей возлюбленной Марии Протасовой, которая ответила поэту взаимностью, но не рискнула пойти против воли родителей, которые были против брака, считая его неравным.
Именно эту девушку автор сравнивает с морем, которое переменчиво, и в любой момент может превратиться в необузданную стихию, терзающую «враждебную мглу». В этом стихотворении также можно найти аллегорический портрет автора, который представил себя в виде неба, которое навечно соединено с морской стихией.
Это – две половинки одного целого, которые не только дополняют друг друга, но и создают удивительно гармоничный союз. Именно так представлялись Василию Жуковскому его взаимоотношения с возлюбленной, которые, к сожалению, оказались весьма непродолжительными.
Предвидя расставание, в стихотворении «Море» поэт очень четко обозначил свою позицию, отметив, что не будет бороться за личное счастье, ведь небу до моря дотянуться невозможно. А вот бушующие волны способны соприкоснуться с лазурными облаками. Но – лишь во время сильного шторма, который сметает все на своем пути ради того, чтобы противостоять тем, кто хочет «ясное небо у тебя отобрать».
Согласно канонам романтизма, борьба моря и мглы в стихотворении Жуковского заканчивается победой водной стихии. Однако волны еще очень долго продолжают клокотать, скрывая в «бездне покойной» смятенbе, хотя буря уже миновала, и лазурное небо вновь сливается с морем, образуя единое целое.
В жизни все оказалось гораздо более прозаичным, и влюбленные вынуждены были расстаться навсегда. Тем не менее, последняя строчка стихотворения адресована той, которая покорила сердце поэта.
«Ты, небом любуясь, дрожишь за него», — утверждает Василий Жуковский, веря в то, что его избранница испытывает к нему не менее сильные чувства.
Стихотворение «Море» написано в форме элегии – легкой, чувственной, наполненной грустью и несбыточными мечтами, но, вместе с тем, обладающей изяществом и безупречностью стиля. Однако Василий Жуковский, решив поведать читателям столь романтическую историю, прибегает к аллегории, отчего произведение приобретает особую красоту и утонченность.
Источник: https://pishi-stihi.ru/more-zhukovskij.html
Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс
Великий русский писатель Василий Андреевич Жуковский был одним из самых первых поэтов, которые писали свои произведения в различных жанрах. Стихотворение “Море” данного поэта можно назвать ярким примером элегической поэзии. Оно было написано в 1822 году, ну а впервые напечатано в сборнике “Северные цветы на 1829 год”.
Главной темой данного стихотворения стал романтический и пленяющий образ моря. Читая стихотворение, мысленно представляешь себе морскую стихию с её неповторимыми красками, звуками, с её жизнью. Ведь, нельзя поспорить с тем фактом, что море является живым, настоящим, с неподдельными эмоциями и своими жителями.
Конечно, тут важно отметить, что в данном стихотворении присутствует такой литературный прием, как олицетворение. Ведь поэт наделяет живым всё, что видит. Вся картина данного произведения кажется живой, настоящей, красивой, романтичной и так далее.
Так же в данном произведении существует некая тайна, которую человеку увы не суждено разгадать, ведь море безмолвно. Оно просто хранит эту тайну внутри себя, тщательно оберегая её.
Основную композицию стихотворения можно разделить на три части, каждая из которых дополняет друг друга. Но, при этом каждая является уникальной, ведь она обладает своей интонацией и своим смыслом.
Более того, помимо вышеуказанного литературного приема в данном произведении можно встретить и различные эпитеты, которые так же делают его эмоциональным. А если говорить о красочных прилагательных, то они просто создают законченный образ, который остается в сердцах людей, прочитавших данное произведение.
В целом данное стихотворение является лаконичным, музыкальным и законченным. Нужно отметить, что именно произведение “Море” было у Василия Андреевича одним из любимых произведений, написанных на одном дыхании.
Вариант №2
Не писать про море невозможно. Эта стихия притягивает и манит к себе и поэтов – новичков, и маститых авторов. Одним из которых, является Жуковский. Его считают основоположником русского романтизма. Одна из его основных идей – близость человека и природы.
Он не только любуется и восхищается морем. Для него оно живое существо. Если быть точнее, то женщина, которая хранит свои тайны и открывает их не всякому человеку. Она умеет быть невозмутимой и спокойной, когда в душе бушуют «отелловские» страсти.
Не потому ли поэт сравнивает море с женщиной, что стихотворение и было посвящено конкретной даме – Марии Протасовой. Её родители были против брака с поэтом, потому что они были между собой близкими кровными родственниками. А такие браки всегда под негласным запретом. Себя поэт сравнивает с небом, которое самой природой навечно соединено с морем.
Жуковский чувствовал, что их отношения не долговечны, поэтому он чётко обозначил свою дальнейшую жизнь. За свою любовь он бороться не будет. Морю не дотянутся до неба. Это только кажется, что на линии горизонта море и небо соединяются. А потом, когда приближаешься к этой точке – море и небо снова далеко друг от друга. Только во время шторма брызги от волн могут долететь до неба.
Но вот шторм закончился. И снова на линии горизонта кажется, что море слилось воедино с небом. Молодые люди расстались навсегда. Но в последней строке стихотворения поэт выражает надежду на то, что девушка всё-таки его любит.
Стиль стихотворения – элегия. Да плюс ещё и в виде аллегории. Отчего оно только выигрывает и приобретает какую-то утончённую красоту. Элегия носит философский характер. Для неё характерны тоска, лирическое размышление.
По смыслу стихотворение можно разделить на три части. Первая часть – поэт смотрит на море, разговаривает с ним. Он чувствует, что море хранит какую-то тайну. Вторая часть описывает шторм.
Это своего рода ответная реакция моря на то, что в его владения вторгаются тёмные тучи. Третья часть – тучи ушли, море опять спокойно. Оно любуется небом и дрожит за него, но не подаёт вида.
Точно, как женщина.
В стихотворении отсутствует рифма. Оно написано амфибрахием. Этот размер придаёт ему напевность. Но вот запоминается оно плохо, да и песня из него вряд ли получится, хоть некоторые строки и поются.
Анализ стихотворения Море Жуковского
Романтизм в литературе в России всегда будет ассоциироваться с Василием Андреевичем Жуковским и с его излюбленным жанром элегии.
Стихотворение «Море» полностью подходит под эти данные и является классическим примером этакой стихотворной сказки.
Многие литературоведы отмечают автобиографичность произведения, мол, за красивыми пейзажами кроется настоящая трагедия – любовь Жуковского к Марии Протасовой, и открытое неприятие поэта её матерью.
Море символизирует душевное состояние человека в нескольких этапах его жизни, если говорить конкретно – в трёх, и читателю представляются 3 картины жанра марина. Это настоящий «пейзаж души». Оно сначала внешне спокойное, что подчёркивают эпитет: «безмолвное море», метафора: «думою наполнено».
Море оказывается живым существом, о чём читателям заявляет использование такого средства художественной выразительности, как олицетворение: «ты дышишь». Море страдает и любит, верит и надеется.
Риторические вопросы: «Что движет …?», «Чем дышит…?» показывает, что вовсе лирический герой и не спокоен, он просто надевал эту маску безмятежности.
Вдруг налетает ветер и вскрывает уже заживший рубец на сердце моря. Во второй части стихотворения обнажается рана лирического героя, используется аллегория «бушующее море», для описания которого поэт вводит аллитерацию – сочетает звуки: «л» и «ш».
Тёмными тучами застилается его разум. Лексическая анафора: «Ты…» показывает в каком состоянии полного смятения и растерянности пребывает море. На протяжении всего стихотворения прослеживается чёткая словесная градация: «бьёшься», «воешь», «рвёшь», «терзаешь».
Человек буквально на глазах закипает, доходит до точки не возврата. И, в конце концов, лирический герой успокаивается, но делает он это внешне, он зарывает свою боль глубоко в душе, а внутри у него продолжает завывать буря.
Море снова красивое, со своими правильными и грациозными волнами, но в его глубине не прекращается страшный шторм.
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий подобно волнам, то слегка колышется, размеренно передвигается по строкам, то несётся галопом от буквы к букве. Возвышенный слог, высокая лексика: «лоно», «дума», передают глубину переживаний лирического героя, его нравственную чистоту. Ритм стихотворения задаётся особым приёмом повторяющихся фраз – рефреном: «безмолвное море», «лазурное море».
Море подобно человеку страдает на бренной земле, его место только там, где всё чисто, вечно и прекрасно. Его путь лежит только на небо.
9 класс, кратко по плану
- Анализ стихотворения Северянина Запевка
Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея - Анализ стихотворения Тютчева 14 декабря 1825
Девятнадцатый век вошел в историю как время важных событий в жизни Российского государства. На фоне Отечественной Войны 1812 года, русско-турецких войн, попытками либеральных реформ восстание декабристов 14 декабря 1825 года - Анализ стихотворения Бунина В горах
Стихотворение, датированное 1916 годом и написанное в форме сонета, относится к той группе стихотворений, в которых автор задумывается о природе и сущности поэзии как искусства, передавая свои мысли и переживания через - Анализ стихотворения Пастернака Март
Борис Пастернак на протяжении всего своего творчества показывает читателю в своём понимание как могут существовать и взаимодействовать природа и душа человека. Это хорошо видно в произведении «Март». - Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, драматург, прозаик, чье имя по праву считается настоящим достоянием России. Вся жизнь этой необычной личности, начиная от рождения и заканчивая смертью, вызывает огромный
Источник: https://analiz-stihov.ru/zhukovskij/more-9-klass
Анализ стихотворения «Море» В. Жуковского
Элегия
Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его:<\p>
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,<\p>
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
1822
Филологический анализ стихотворения
Стихотворение «Море» написано в 1822 году в период творческой зрелости Василия Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение Жуковского особо выделял Пушкин, написавший двумя годами позднее свою элегию с тем же названием.
В подзаголовке стихотворения автор обозначил его жанр — элегия. Это излюбленный жанр поэта. Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму. Элегия — жанр лирической поэзии, передающий настроения грусти, скорби, разочарования и печали.
Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно таким стихотворением и является элегия «Море».
Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», как точно определил такие стихи поэта-романтика знаменитый ученый-филолог А.Н. Веселовский.
Действительно, это не только морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море», то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но дня романтика мир природы — это еще и тайна, которую он пытается разгадать.
Вот почему так важно то, что в стихотворении постоянно идет перекличка мира природного и человеческого — состояния лирического героя. Но важно при этом не только то, что Жуковский создает психологический пейзаж, то есть выражает чувства и мысли человека через описание природы.
Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником, может быть — с другом, а может — с каким-то таинственным незнакомцем. У поэта-романтика не вызывает сомнения то, что море может быть наделено душой, как и человек.
Жуковский уверен, что душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому — к небу, Богу. Но в отличие от многих других романтиков, рисующих эту «свободную стихию», Жуковский видит и то, что море томится, что его что-то тяготит, оно бунтует против этого.
Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода тоже относительна. Вот почему традиционные романтические проблемы свободы и неволи, бури и покоя у Жуковского получают очень необычную трактовку.
Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то, что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части:
«Безмолвное море» — 1-я часть; «Буря» — 2-я часть;<\p>
«Обманчивый покой» — 3-я часть.
В соответствии с ними проследим за развитием художественной мысли стихотворения.В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Но «чистота» и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»:
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь.
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной.
Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного.
Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга:
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии. Перед нами раскрывается глубоко спрятанная тайна души моря. Оказывается, как и все земное, море находится в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «иль тянет тебя из земныя неволи».
Это очень важная для Жуковского мысль.Море у Жуковского подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда.
Но соединиться с ним морю не дано.
Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь понятно, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье. Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.
Таким образом, перед нами циклическая композиция: сначала спокойное море – потом бурное – затем стихия вновь успокаивается – цикл завершён, круг замкнулся, но море «в бездне покойной скрывает смятение» – предвестье новой бури.
Такая композиция свидетельствует о том, что как бы ни была свободна, безгранична, своенравна, противоречива эта стихия, она всё же подчиняется законам природы, вечному закону цикличности, как и смена времён года, как и жизнь всего живого. Свобода, даже в природе, небезгранична, а значит, недосягаема.
Так же как недосягаем и идеал, как недосягаемо и небо для моря. Настроения, преобладающие в произведении Жуковского, – это грусть, меланхолия, тоска. Поэтому жанр элегии неслучайно выбран автором: этот жанр подчёркивает основную идею поэта-романтика о недосягаемости идеала в жизни человека.
Кроме того, композиция стихотворения основана на антитезе: земное – небесное. Эта антитеза иллюстрируется тремя сменяющими друг друга пейзажами, как мы и отмечали выше. Название стихотворения «Море» занимает безусловно сильную позицию в тексте. Даже в самом стихотворении слово «море» встречается еще четыре раза.
Это название свидетельствует о пассивно-созерцательной позиции героя, на его вопросы нет ответов, море хранит тайну своей любви, лишь частично приоткрывая её. Лирический герой стоит «очарован над бездной», прямо над морской пучиной, скорее всего на корабле: он будто качается на волнах, а вокруг лишь море и небо.
Жуковский мастерски использует мелодические возможности речи. «Море» написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, который помогает передать ритм набегающих волн. Особенно эффектна картина бури, для воссоздания которой поэт использует прием аллитерации, то есть повторения одних и тех же согласных звуков в нескольких словах.
Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой строки, имитирующей движение и шипение волн: очарован, живо, дышишь, тревожною, движет, что, чем, дышит, напряженная, жизни, чисто, чистом, льешься, вечерним, горишь, ласкаешь, блещешь, же, тучи, чтоб, бьешься, воешь, подъемлешь, рвешь, терзаешь, враждебную, прошлой, вздымаешь, возвращенных, тишину, возвращает, обманчив, неподвижности, скрываешь, дрожишь.
Обратим внимание на лексику текста. Повторы, которые использует автор, придают стихотворной речи выразительность и музыкальность. В тексте используются точные лексические повторы («безмолвное море, лазурное море», «сладостной жизни» /«сладостный блеск», «небо/небом», «тучи», «мглу/мгла», «ты», «его»); корневые повторы («чисто – чистом», «лазурное – лазурь»).
Жуковский использует торжественную лексику («из земныя неволи», «блещешь звездами», «смятенной любовью», «сбираются тучи», «волны подъемлешь»-, «испуганны волны») и устаревшие формы слов («вздымаешь», «лоно», «светозарной», «сбираются», «подъемлешь»), придающие произведению торжественность и величавость.Чувства героя передаются от первого лица.
Это показывает форма глагола в 1 лице единственного числа настоящего времени «стою» в определенно-личном предложении в начале стихотворения. Дальше лирический герой обращается к морю. Это показывают местоимение второго лица единственного числа («ты») и глагол повелительного наклонения во втором лице единственного числа («открой»).
Кроме того, текст насыщен глаголами второго лица настоящего времени изъявительного наклонения (дышишь, льешься, горишь, ласкаешь, блещешь, бьешься, воешь, подъемлешь, рвешь терзаешь, вздымаешь, скрываешь, дрожишь). Поскольку море «безмолвное», то текст становится монологом.
Стихотворение насыщено средствами поэтической выразительности, помогающими сделать картину морской стихии не только зримой, но и слышимой, осязаемой и тем самым облегчить для читателя путь к постижению авторской мысли. Особую роль при этом играют эпитеты.
Если в 1-й части они призваны подчеркнуть чистоту моря и свет, пронизывающий всю картину («светлое небо», «ты чисто в присутствии чистом его», «облака золотые»), то во 2-й части создают грозный, тревожный тон («враждебная мгла», «темные тучи»).
Очень важны для выражения художественной идеи стихотворения эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного: «лазурь», «свет», «светозарный».
Особый ритм создает синтаксический параллелизм («Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?», «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь …», «Ты живо; ты дышишь», «И мгла исчезает, и тучи уходят»).
<\p>
Ряд риторических вопросов передает напряженный эмоциональный строй стихотворения (Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое светлое небо к себе?)
Следует также отметить важную роль рефрена: «безмолвное море, лазурное море», — который не только задает ритм стихотворения, но и передает спокойствие и умиротворенность природы.<\p>
Жуковский одушевляет море. Показать его живым поэту помогают не только эпитеты, но и другие языковые средства. Так, Жуковский использует олицетворение: «ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты» и т.п.. При этом автор выстраивает понятия по мере усиления признаков, используя градацию как стилистическую фигуру. В связи с этим море предстает перед нами как живое существо, способное не только дышать, но и страстно любить и даже глубоко мыслить. Кроме того, на протяжении всего стихотворения лирический герой обращается к морю, разговаривает с ним, как с живым.Жуковский использует и другие поэтические средства, придающие произведениям эмоциональность, экспрессивность и мелодичность.
Инверсия усиливает смысловое значение ключевых слов в стихотворении («над бездной твоей», «тайну твою», «облака золотые», «звездами его», «наполнено ты», «сбираются тучи»).
Особую выразительность и приподнятый тон стихотворения задает анафора. В тексте встречаются:
– лексическая анафора – повтор одного и того же слова «ты», одной строки «безмолвное море, лазурное море … »;<\p>
– синтаксическая анафора – повторение одинаковых синтаксических конструкций: «Ты живо», «Ты чисто»; «Чем дышит»; «Ты льёшься … », «Ты бьёшься», “Ты рвёшь».
Эмоционально-психологические паузы, отмеченные многоточиями и тире, выражают чувства лирического героя. Многоточие в тексте встречается после ряда вопросов, обращённых к морю. Это обозначает бесконечность и неразрешимость этих вопросов, невозможность до конца постичь «глубокую тайну» «безмолвного моря».
Таким образом, поэтическое мастерство Жуковского в стихотворении «Море» не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за ним романтическую картину морской стихии рисовали многие великие русские поэты: Пушкин в стихотворении 1824 года «Море». Лермонтов в своем знаменитом «Парусе», Тютчев в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…». Но в каждом из них образ моря — не только романтический символ, но и то, что помогает автору выразить свои мысли, чувства и настроения.
Источник: https://rusteacher.ru/poleznye-materialy/114-analiz-stikhotvoreniya-more-v-zhukovskogo
Творческая работа учащихся по литературе (9 класс) по теме: Анализ стихотворения Жуковского Море
Сочинение по стихотворению В.А.Жуковского «Море».
Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Море».
Василий Жуковский
МОРЕ<\p>
Элегия
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
1822
Примерный план анализа лирического произведения
- Кем и когда написано стихотворение?
- Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
- Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
- Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
- Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
- Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
- Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
- Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
- Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
- Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии.
Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли.
Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Пристальным было внимание поэтов и к величавому, вечно меняющемуся морю.
Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости В.А. Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение особо выделял А.С.
Пушкин, написавший двумя годами позднее элегию с тем же названием. В подзаголовке автор сам его обозначает – элегия, излюбленный жанр поэта. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы.
Именно такой и является элегия «Море».
Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.
Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу…
Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.
Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Стихотворение представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», ведь для романтика мир природы – это тайна, которую он пытается разгадать.<\p>
В тексте идет перекличка природного и человеческого – состояния лирического героя.
Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода относительна. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе.
Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно.
<\p>
Всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для Жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его произведениях.
В эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. В “Море” появляются две бесконечности – небесная и морская. Для определения одной из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, – “бездна”.
По мнению Г.Н. Поспелова, жизнь моря в элегии Жуковского “осмысливается в свете религиозного идеала, стремления к потустороннему”. Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворённостью окружающим миром.
По материалам Интернета
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/29/analiz-stikhotvoreniya-zhukovskogo-more
В.А. Жуковский анализ стихотворения «Море»
Романтизм — это самое волнующее направление в литературе, которое появилось в Европе и распространилось по всему миру. В нашей стране романтизм появился, благодаря Жуковскому, чье творчество позволило двигаться русской литературе в новом направлении.
В основе русского романтизма было заложено созерцание и восхищение окружающим миром. У Жуковского есть яркие примеры романтизма, среди которых можно выделить его стихотворение Море. Над его анализом нам сегодня и предстоит поработать.
Это позволит ученикам дать ответы по творчеству Жуковского и его стихотворению Море на ЕГЭ.
Краткий анализ стихотворения
Анализируя стихотворение Море, что изучают на уроках литературы в 9 классе, мы прослеживаем образ моря, свободного и романтичного, который раскрывается с каждой последующей строчкой стихотворения. Читатель сначала видит тихую водную стихию.
Она привлекла лирического героя, который не только наблюдает со стороны, но и пытается с ним разговаривать. Наблюдая за морем, герой хочет познать тайны стихии, величественность этой безграничной водной глади. Писатель одушевляет море.
Оно дышит, наделено таинственностью, которую и пытается понять наш герой. Он хочет узнать, что движет необъятное лоно и чем дышит морская грудь, тянет ли море к небесному простору. Небо же его оттеняет и дарит морю лазурные оттенки.
Благодаря небу, оно горит вечерними и утренними красками, лаская золотые облака. А ночью море блестит небесными звездами, что отражаются в воде.
Но вот надвигаются темные тучи, и морская гладь начинает волноваться, а на ее поверхности появляются волны. Этими волнами море терзает мглу, пытаясь ее разогнать. Мы видим, что образ моря у Жуковского, подобен женскому образу, а небо являет собой вечность и олицетворяет нечто прекрасное.
Море тянется к небу, пытаясь разорвать земные узы, да вот только не дано им воссоединиться. И даже после того, как тучи развеялись и исчезла мгла, оно испуганно волнуется. Ведь все напоминает о том, что морю невозможно соединиться с небом, и остается лишь скрывать смятение в своей бездне.
Жанр и направление
По своему литературному направлению стихотворение Жуковского относится к романтизму, а вот по жанру Море — это элегия, в которой автор делится своей душевной болью через созданный им образ.
Композиция и главные герои
Раскрывая в своей работе тему любви и одиночества, Жуковский раскрывает главную мысль и идею стихотворения. Это родство человека с природой и борьба за свое счастье.
Чтобы раскрыть сюжет, автор композиционно делит стихотворение на три части. Это созерцание героем безмолвного моря. Затем буря разрушает идиллию, созданную между морем и небом.
Эта буря и дает возможность понять что за тайну может хранить пучина вод.
Главным героем в стихотворении Жуковского выступает море. Оно разное. Сначала тихое и безмятежное в своей любви к небу. Затем взволнованное, когда тучи его разлучают с небом.
В конце море сильное, и пытается противостоять мгле, которая украла его счастье. Кроме того мы видим, что между морем и небом любовь невозможна.
Поэтому оно готово просто созерцать, любоваться и дрожать, переживая за небо.
История создания
Свое стихотворение Море Жуковский пишет в 1822 году. Это был уже зрелый период творчества поэта. А стихотворение было посвящено возлюбленной Протасовой, с которой Жуковскому было не суждено создать семью.
Ведь мать девушки была двоюродной сестрой писателя, и женщина сочла такое родство серьезной причиной для отказа. Эта ситуация отразилась болью и разочарованием в душе писателя и его творчестве.
Так и появилась на свет знаменитая элегия Жуковского Море.
Источник: https://sochinyshka.ru/v-a-zhukovskij-analiz-stixotvoreniya-more.html
Анализ стихотворения Жуковского «Море»
Творчество Жуковского, за исключением ученического, делится на три периода. Ко второму периоду, продолжающемуся с 1808 по 1833, относится романтическая элегия «Море», написанная в 1822 году. В ней большое внимание уделяется красоте природы, бурным стихиям.
Именно отведение большого внимания красоте природы и стихиям относит произведение к романтическим.
Сначала Василий Андреевич показывает море «безмолвным», «лазурным», спокойным. Оно было таким ласковым, что человек, наблюдавший за ним, «стоит очарован над бездной его», которая завораживает его, манит, притягивает необычной красотой.
Этот человек не только любуется водной гладью слегка колышущегося моря, но и хочет, чтобы оно (море) «открыло глубокую тайну» свою. Но я думаю, что нам никогда не удастся узнать всю тайну до конца…
Если подумать: на что похож этот бескрайний простор, то хотя бы приблизительный ответ дать можно.
По-моему, море — это душа без конца и края, которой движет любовь, а это значит, что «глубокой тайной» является любовь — чувство, при котором из одной искорки загорается целое пламя.
Если бы я была художником, то на первые четыре строфы нарисовала бы такой пейзаж: по чисто голубому небу медленно «плывут» чайки, на фоне неба утес с крутым обрывом. На самой вершине его человек, смотрящий на чистую гладь лазурного (светло синего) моря. В свою очередь море бережно и нежно омывает берег и ласкает низ крутого обрыва.
В элегии много эпитетов: «Безмолвное море», «облака золотые», «светлое небо», которые показывают красоту, безмятежность природы перед наступлением бури. Но посмотрите, как все меняется с ее приходом: «темные тучи», «враждебная мгла» — теперь нет никакой безмятежности и мягкости, осталась только недружелюбность.
С помощью этих эпитетов я представила себе бушующее море, где «враждебная мгла» борется со «светлым небом».
Движение моря во время бури, его противостояние показывают многочисленные глаголы: «бьешься», «воешь», «волны подъемлешь», «рвешь», «терзаешь». Также они показывают его огромную силу, способность бороться и необъемлемую волю к победе. А глаголы в начале элегии, говорят, что море живо и, что оно наделено способностью любить: «дышишь», «движет», «ласкает».
Услышать шипение моря и его удары о скалы при противопоставлении добра и зла, мы можем при помощи аллитерации, где повторяются звуки «т» и «ш»:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
Добро побеждает, но оно перестало быть таким безмятежным (хотя внешне и выглядит спокойно). Оно преисполнено тревогой из-за переживаний, что «враг» может скоро опять придти, но все это скрыто «в бездне покойной».
Именно сейчас «сладостный блик возвращенных небес» кажется нам пленительно-милым, прелестным, но море хоть и любуется им, но «дрожит за него», боясь, что злая стихия снова овладеет им (небом) и принесет с собой «темные тучи», «грозное небо».
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Ты в бездне покойно скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
По выражению В.Г. Белинского, Жуковский дал русской поэзии «душу и сердце». Мы ясно ощущаем это, читая стихотворение «Море». Нравственное достоинство человека, чувство долга — вот что ценил Жуковский в людях и утверждая это в своих стихах.
Источник: https://sochinyalka.ru/2016/12/analiz-stihotvorenija-zhukovskogo-more.html
МОре Жуковский
Анализ
стихотворения «Море» В.А.Жуковского.
Стихотворение
написано четырехстопным
амфибрахием,
способ рифмовки — то
кольцевая, то перекрестная рифма.
Все эти ритмические особенности помогают
уловить ритм плеска волн.
Стихотворение
относится к романтическому
направлению:
чувствуется неудовлетворенность
действительностью, порыв к свободе,
стремление к идеалу. Мир романтика —
мир возвышенный, необычный, внебытовой.
Поэт-романтик мыслит, как правило,
категориями обобщенными.<\p>
История
создания.
В.А. Жуковский. В 1820—1821 годах Жуковский
предпринимает путешествие в Германию
морем, которое связано с личной драмой
поэта — глубоким чувством к Марии
Протасовой и несогласием матери его
возлюбленной на брак.
Попытки добиться
согласия были безуспешными и принесли
любящим тяжелые разочарования. Эти
обстоятельства окрасили в трагические
тона и интимную лирику поэта.
Замужество
Марии в 1817 году, а затем ее ранняя смерть
в 1823 году стали личной драмой Жуковского.
В
основе
лирического произведения лежит морской
пейзаж. Автор изображает море прекрасным,
величественным. Оно зримо предстает
перед нами благодаря изобразительным
эпитетам.
Преобладают
психологические, эмоционально-оценочные
эпитеты
— так природный пейзаж становится под
пером художника психологическим
пейзажем, «пейзажем души» лирического
героя. Море непредсказуемо и своенравно.
Эту противоречивость, присущую самой
природе морской стихии, подчеркивает
антитеза, лежащая в основе произведения.
Жуковский противопоставляет море
спокойное, льющееся «светозарной
лазурью», то есть светом зари, морю
бурному, которое «рвет и терзает
враждебную мглу», что придает элегии
напряженность, динамику.
Особенность
поэтической речи:
1.
В элегии Жуковского ассонанс
[о, у] позволяет
ощутить глубину моря, непостижимость
его тайны («безмолвное море, лазурное
море»).<\p>
2.
Инверсия, усиливающая смысловое значение
ключевых слов в стихе: «над бездной
твоей», «тайну твою», «облака золотые»,
«звездами его» и др.;
3.
Словесные повторы, делающие стихотворную
речь выразительной и музыкальной:
«безмолвное море, лазурное море»,
«сладостной жизни» — «сладостный
блеск»;<\p>
4. Анафора, усиливающая выразительность,
приподнятость стиха. У Жуковского —
лексическая анафора — повтор одного и
того же слова «ты», одной строки
«безмолвное море, лазурное море…
»;
синтаксическая анафора — повторение
одинаковых синтаксических конструкций:
«Ты живо», «Ты чисто»; «Что движет…»,
«Чем дышит…»; «Ты льешься…», «Ты
бьешься…», «Ты рвешь…».<\p>
5.
Эмоционально-психологические паузы,
отмеченные многоточиями и тире, выражающие
чувства лирического героя.
Так, например,
Жуковский после ряда вопросов, обращенных
к морю, ставит многоточие, обозначающее
бесконечность, неразрешимость этих
вопросов и невозможность до конца
постичь «глубокую тайну» «безмолвного
моря».<\p>
6.
Жуковский использует торжественную
лексику, славянизмы, архаизмы, устаревшие
формы слов, придающие произведениям
торжественность, величавость : «смятенной
любовью», «из земныя неволи», «блещешь
звездами», «сбираются тучи», «волны
подъемлешь», «испуганны волны»;<\p>
Композиция
стихотворения Жуковского.
Это своеобразный лирический сюжет,
который составляет движение, развитие
состояния не столько самого лирического
героя или природы, которую он наблюдает,
сколько души моря. Но разве может быть
душа у морской стихии? У романтиков это
не вызывает сомнения.
Ведь, по их
представлениям, именно в природе
растворяется Божество, через общение
с природой можно говорить с Богом,
проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться
с Мировой душой. Вот почему в произведениях
романтиков так часто возникает тот
особый лирический символический пейзаж,
который мы видим в стихотворении
Жуковского «Море». Его своеобразный
сюжет можно разделить на три части:
«Безмолвное море» – первая часть, «Буря»
– вторая часть, “Обманчивый покой» –
третья часть.
В
тексте идет перекличка природного и
человеческого – состояния лирического
героя. Кажется, что лирический герой
говорит с думающим и чувствующим
собеседником. Как и человек, море не
может чувствовать абсолютный покой и
гармонию, его свобода относительна.
Душа моря подобна человеческой душе,
где соединяются мрак и свет, добро и
зло, радость и горе. Поэт обращается к
морю с вопросами, словно к человеку:
“Что движет твоё необъятное лоно? Чем
дышит твоя напряжённая грудь?” Море
остаётся загадкой для него. Раздумья
приводят его к мысли о сходстве жизни
земной и жизни морской стихии.
Море из
“земныя неволи” тянется к небу, чтобы
обрести желанную свободу.
В
подзаголовке стиха автор сам обозначает
– элегия, излюбленный жанр поэта,
относится к романтизму.
Стихотворение
передаёт невероятные эмоции и чувства,
которые хотел показать нам писатель, я
считаю, что у него это получилось. «Море»
– сильное произведение, и данное
стихотворение мне очень понравилось.
Источник: https://StudFiles.net/preview/2868042/
Анализ стихотворения Жуковского «Море»
«Море» – одна из прекрасных элегий, написанных Жуковским в минуты раздумья. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее.
В обращении к морю в начале стихотворения поэт использует много ярких эпитетов, но лишь один из них характеризует море как прекрасное явление природы – «лазурное».
Это устаревшее и высокое слово обозначает светло-синий цвет.
Все остальные изобразительные средства придают морю сходство с живым, думающим, чувствующим существом: «безмолвное» («ты живо», («ты дышишь», «смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты».
Как ни прекрасно море само по себе, не только им занято воображение поэта. Море представляется ему живым, мыслящим существом, потому что его волнует и тревожит что-то в собственной душе.
«Стою очарован над бездной твоей» – лирический герой как будто смотрит на море сверху, с какой-нибудь высокой отвесной скалы. Море необъятно и бездонно, оно манит к себе, притягивает своей е глубокою тайной •.
Движение моря и различные его состояния передают многочисленные глаголы – метафоры и олицетворения: «дышишь», «движет»; «ласкает», «горишь», «блещешь», «бьешься», «ноешь», « подъемлешь», «рвешь», « терзаешь», «вздымаешь»,«скрываешь», «дрожишь».
Жуковский наделяет море огромной силой, способностью бороться и нежностью, способностью любить.
По мере разгадки тайны моря раскрываются взгляды поэта-романтика: море находится в земной неволе, как и все живое. Земная жизнь полна борьбы, утрат, разочарований.
Только там, на небе, все прекрасно и неизменно. Даже тучи, казалось бы, принадлежащие небу, у Жуковского существуют сами по себе. Они лишь собираются, чтобы «отнять» небо, а само оно – «далекое», «светлое», «ясное»,«чистое». Оно прекрасно и беззащитно.
Контраст «темных туч» и «ясного» неба подчеркивает это. Борьба моря с темными, враждебными силами символизирует борьбу человека со злом. Последняя картина – море после бури – показывает психологическое мастерство Жуковского-романтика.
Наступившее спокойствие лишь кажущееся, внешнее:
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне спокойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Невольно вспоминается лермонтовский Парус:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Море у Жуковского и парус у Лермонтова – романтические герои. Они не могут существовать без борьбы. Правда, у Лермонтова идеал – сама борьба, а у Жуковского нечто высокое и чистое – «небо». Этот идеал недостижим, но значит ли это, что за него не надо бороться?
По выражению Белинского, Жуковский дал русской поэзии душу и сердце. Мы ясно ощущаем это, читая стихотворение «Море». Нравственное достоинство человека чувство долга – вот что ценил Жуковский в людях и утверждал в своих стихах.
(Пока оценок нет)
Loading…
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Жуковского «Море»« Cочинение “Егор Булычов и другие”Краткое содержание “Последний лист” Генри »
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-zhukovskogo-more/
Анализ стихотворения Жуковского «Море»
В классической русской литературе существует множество направлений, среди которых одним из наиболее привлекательных и волнующих по праву считается романтизм. Зародившись в Европе, он очень скоро приобрел популярность во многих странах мира, включая и Россию.
Основоположником русского романтизма является поэт Василий Жуковский, творчество которого предопределило не только развитие русской литературы, но и сформировала особое мировоззрение, основу которого составляет созерцание и восхищение окружающим миром.
Наиболее характерным произведением Василия Жуковского, выдержанным в духе раннего романтизма, является стихотворение «Море», написанное в 1822 году. Однако уже в этом произведении прослеживается стремление автора не только восхищаться красотой природы, но и сравнивать ее с живым существом.
Поэтому море у Василия Жуковского «дышит» и кажется обманчиво спокойным, словно человек, который умеет великолепно маскировать свои истинные чувства. Впрочем, поэт сравнивает морскую стихию со страстной женщиной, которая умеет хранить собственные тайны и не торопиться раскрывать их перед каждым встречным.
С виду безмятежная и спокойная, внутри она напоминает клокочущий вулкан. В ее душе бушуют страсти, но догадаться об этом может далеко не каждый.
У стихотворения «Море» есть своя предыстория, не менее романтическая, чем само произведение.
Исследователи жизни и творчества Василия Жуковского убеждены, что это произведение поэт посвятил своей возлюбленной Марии Протасовой, которая ответила поэту взаимностью, но не рискнула пойти против воли родителей, которые были против брака, считая его неравным.
Именно эту девушку автор сравнивает с морем, которое переменчиво, и в любой момент может превратиться в необузданную стихию, терзающую «враждебную мглу». В этом стихотворении также можно найти аллегорический портрет автора, который представил себя в виде неба, которое навечно соединено с морской стихией.
Это – две половинки одного целого, которые не только дополняют друг друга, но и создают удивительно гармоничный союз. Именно так представлялись Василию Жуковскому его взаимоотношения с возлюбленной, которые, к сожалению, оказались весьма непродолжительными.
Предвидя расставание, в стихотворении «Море» поэт очень четко обозначил свою позицию, отметив, что не будет бороться за личное счастье, ведь небу до моря дотянуться невозможно. А вот бушующие волны способны соприкоснуться с лазурными облаками. Но – лишь во время сильного шторма, который сметает все на своем пути ради того, чтобы противостоять тем, кто хочет «ясное небо у тебя отобрать».
Согласно канонам романтизма, борьба моря и мглы в стихотворении Жуковского заканчивается победой водной стихии. Однако волны еще очень долго продолжают клокотать, скрывая в «бездне покойной» смятенbе, хотя буря уже миновала, и лазурное небо вновь сливается с морем, образуя единое целое.
В жизни все оказалось гораздо более прозаичным, и влюбленные вынуждены были расстаться навсегда. Тем не менее, последняя строчка стихотворения адресована той, которая покорила сердце поэта.
«Ты, небом любуясь, дрожишь за него», — утверждает Василий Жуковский, веря в то, что его избранница испытывает к нему не менее сильные чувства.
Стихотворение «Море» написано в форме элегии – легкой, чувственной, наполненной грустью и несбыточными мечтами, но, вместе с тем, обладающей изяществом и безупречностью стиля. Однако Василий Жуковский, решив поведать читателям столь романтическую историю, прибегает к аллегории, отчего произведение приобретает особую красоту и утонченность.
Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-v-a-zhukovskogo-more.html