Анализ «героя нашего времени» лермонтова

Сочинение, анализ романа “Герой нашего времени”


“Герой нашего времени” является романом, написанный М. Ю. Лермонтовым >>> в романтический период русской литературы.

Роман был опубликован в 1840 году и состоит он из историй о байроническом герои, Григории Александровиче Печорине, посредством записок путешественников и рассказов, из личных записей Печорина.

Первоначально романтическое приключение, которое заинтересовывает за счет красивых образов Лермонтова, “Героя нашего времени” превращается в более темный рассказ о манипуляции и проступках. Один из самых замечательных черт романа является то, что он имеет нарушенную хронологию событий, которые придают ему особые чувства.

Красиво описанная обстановка и стимулирующие истории, которые сосредоточенны в центре, вокруг замечательного главного героя. Все три характеристики в совокупности создают роман, который оказал невероятное влияние  на развитие русской романтической прозы.

В введении автора на “Герой нашего времени”, Михаил Лермонтов обсуждает и открывает читателю его мотивации для создания главного героя романа, Григория Александровича Печорина.

Обратите внимание

Объяснение Лермонтова также просвещает читателя к иронии названия романа, критикуя тех читателей, которые имеют “несчастную веру в буквальном смысле слова”. Лермонтов описывает Печорина как “композит всех пороков нашего поколения в полноте своего развития”. Сюжет книги, подразумевает, что этот человек является героем, в то же время, признавая, что он не обладает ни одним героическим качеством, Лермонтов имеет встроенную иронию в названии романа и создал иронический тон, который останется присутствовать на протяжении всего романа.

Роман состоит из пяти частей в виде коротких историй, чтобы всесторонне раскрыть характер Печорина, в этом и есть сам фокус романа. История имеет три различных рассказчика. Роман представляет собой рамку повествования, сказание тремя различными рассказчиками в различных точках. Печорин рассказывает большую часть истории.

Бела: Эта история начинается с одного из трех рассказчиков романа, неназванного путешественника. Этот путешественник встречает старого капитана армии, Максим Максимыча, который затем становится следующим рассказчиком.

Максим рассказывает путешественнику историю Григория Печорина, такого же солдата. История Максима рисует Печорина как человека, который манипулирует людьми из-за его способности к очарованию. Печорин встречает красивую молодую женщину, Белу, которая становится объектом его внимания.

Печорин узнает о брате Бэлы, Азамате и его слабости к коню лихого Казбича. Печорин убеждает Азамата, что он поможет украсть лошадь, а Азамат в обмен поможет выкрасть Белу. План Печорина успешно сработал. Бела и Печорин стали жить вместе, и Бела начинает ценить, и даже любить Печорина.

Белу позже похитит и убьет владелец лошади, которую помог украсть Печорин. После смерти Бэлы, Печорина переводят в Грузию.

Максим Максимыч: Максим Максимыч и неназванный рассказчик услышав, что Печорин находится поблизости, Максим сразу пытается с ним встретится. Когда Печорин приходит, то Максим чувствует холод и оскорбления, потому что он думал, что они были друзьями.

После отъезда Печорин дает свои старые журналы для Максима, который до сих пор чувствует холодное поведение Печорина. Максимыч, оскорбленный, дает журналы безымянному рассказчику, который затем публикует их.

Остальная часть романа рассказывается с точки зрения Печорина.

Тамань: После прибытия в прибрежный город Тамань, Печорин находит комнату на ночь у слепого мальчика-сироты. Печорин, узнав позже от свидетелей, что мальчик и молодая девушка встречаются с человеком по имени Янко, и он становится свидетелем событий, что они были вовлечены в операции с контрабандой.

В ту ночь, молодая девушка соблазняет его и завет купаться, где и пытается его утопить. Когда он уходит на пляж, Печорин слышит, как говорит мальчик, что Янко принимает на работу в другом месте из-за вмешательства Печорина.

Печорин разочаровывается в себе за разрушение сложившейся ситуации, и он оставляет Тамань на следующий день.

Княжна Марья: Печорин остается со своим старым другом Грушницким в Пятигорске. Печорин встречается с принцессами Лиговской и Марией, последняя сразу же привлекла к себе внимание. Грушницкий также увлечен княжной Марьей, и раскрывает свои чувства Печорину. Но позже Грушницкий будет иметь представление о чувствах Печорина к Марии.

Важно

Печорина соперник пытается заставить появиться в глупой ситуации перед княжной. Печорин целует ее, но потом пишет, что он отказывается стать порабощенным любой женщиной, потому что он предпочитает проводить время с женщинами, которые не имеют своей собственной воли. Печорин также узнает, что княжна Марья презирает его.

Однако Печорин затем танцует с ней на балу и зарабатывает ее и благодарность своей матери. В своем дневнике, Печорин описывает систему, которую он использует, чтобы манипулировать окружающими. Он признает, что он никогда не был покорен женщинами, и в результате этого он не может пытаться вести роман.

Печорин затем использует свою стратегию, чтобы манипулировать Марией и влюбить ее в себя, в то время как он также пытается поддерживать отношения с Верой. Мария признает свою любовь к Печорину. Грушницкий бросает вызов Печорину на дуэль, на пистолетах.

Грушницкий, преодолевая чувства вины, нарочно пропускает Печорина, но Печорин убивает Грушницкого. Вера покидает город, а Печорин уходит вскоре после этого, отрицая брак Марии.

Фаталист: Печорин принимает участие в игре в русскую рулетку, смысл которой заключается в одном выстреле пистолета, чтобы подчеркнуть свое убеждение, что не существует такой вещи, как предопределение.

Тем не менее, после того, как его друг стреляет и не умирает, убеждения Печорина изменяются, и он решает, что предопределение на самом деле, существует. Однако, друга Печорина, который выжил после игры в русскую рулетку, позже той же ночью убивают .

Роман кончается размышлениями Печорина о состоянии судьбы.

Григорий Александрович Печорин: главный герой романа. Рассказывает, что имеет систему, в которой он может манипулировать людьми. Он никогда не был постоянным и серьезен в его отношениях с женщинами. 

Без имени Ведущий: солдат путешественник, кто заинтересован в жизни Печорина. Он является начальным рассказчик романа и в дальнейшем получает журналы Печорина, после чего Печорин умирает.

Максим Максимыч: капитан армии, в которой он встретил Печорина. Максимыч рассказывает безымянному путешественнику о встречи  с Печориным. Будучи очарован Печориным, Максим пытается его найти. Когда они оказываются на двух базах расположенных рядом друг с другом и встречаются, он замечает, что Печорин, не заинтересован в общении с ним.

Бела: Принцесса Кавказа, которую завоевывает Печорин благодаря ее брату Азамату в обмен на коня. Она, в конечном счете, влюбляется в Печорина, но ее убивает владелец лошади.

Вера: старая любовница Печорина. Она даже после их разлуки по-прежнему влюблена в него, но замужем за другим человеком.

Княжна Марья: принцесса, которой увлечен Печорин. Он намеренно раздражает ее, чтобы привлечь ее внимание, но благодаря манипуляциям она все-таки влюбиться в него.

Грушницкий: изображается как претенциозный самозванец к воинской доблести. Конкурирует с Печориным из любви к княжне Марье. Пытается выставить Печорина как труса. Но в поединке на пистолетах Печорин убивает последнего.

Уважайте права автора! Используя материал данного блога – ссылка обязательна

Источник: https://www.lang-lit.ru/2014/07/geroynashegovremeni.html

Сочинение Анализ романа Герой нашего времени Лермонтова

Лермонтов известен мировой литературе не только как великий поэт, но и выдающийся прозаик, писавший повести и рассказы. Одним из его прозаических произведений является повесть «Герой нашего времени», написанная в период 1838-1840 г.

В повести писателя отображены исторические события той эпохи, психология «романтического героя», действительно ставшим знаковым героем своего времени. Писатель вложил особый смысл в название произведения. В лице Григория Печорина писатель отобразил мысли и чувства молодого поколения, жившего в то нелегкое время, их пресыщенность светской жизнью.

В произведении автора поднята тема лишнего человека, которым стал главный герой. Печорин – умный и образованный человек, он выделяется из общества тем, что намного дальновиднее и прозорливее своих современников, у него развито новое мышление, это человек нового поколения. Он стал циничным и расчетливым, пользуясь своим умом, ему нравится играть чувствами других людей.

Совет

Свое произведение писатель создал в эпоху «безвременья», когда жесткая государственная система уничтожила поколение, стремящееся к новому прогрессивному будущему, к изменению уклада старой жизни.

После чего, следующее поколение разочаровалось в стремлении к высоким идеалам служения Отчизне. Появилось пустое, не думающее поколение, холодное и бездушное. Суть сочинения Лермонтова в том, чтобы показать ошибки того поколения грядущим потомкам.

Это документальное отображение целой эпохи, с ее проблемами и ошибками.

В произведении писателя существуют особенности построения композиции: все части идут друг за другом, не соблюдая хронологической последовательности. Такая несогласованность глав произведения помогает читателю глубже понять характер главного героя, освещенный с разных сторон, и в различных ситуациях.

Проблематика отношений главного героя с окружающим обществом полностью раскрывает черты его характера, высвечивая самые потаенные уголки души Печорина.

Если сначала он вызывает у читателя негативное отношение к себе, то мере развития действия повести проявляются и иные стороны его характера, и Печорин где-то становится даже симпатичен.

Повесть Лермонтова, это действительный пример того, как умное и образованное поколение может прийти к бессмысленному существованию, потеряв смысл жизни, потеряв собственное «я». Повесть «Герой нашего времени» учит будущее поколение тому, что постоянно надо искать смысл жизни, и неуклонно двигаться к поставленным целям.

Сочинение 2

Как выглядит роман «Герой нашего времени»? Он не похож на другие произведения, которые доводится читать.

Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи хорошо образованным в области литературы и наделенный значительной долей новаторского ума, прибегнул к специфичной форме циклизации повествования.

Чтобы передать образ центрального персонажа, автор не ограничился сухим описанием его портрета и краткой биографией, которая бы объяснила причины его поступков.

Обратите внимание

Вместо этого Печорин представлен читателю сначала глазами сторонних наблюдателей. Одним из них стал близкий друг, несколько лет проживший с Печориным под одной крышей, старый сослуживец.

Второй оказался совершенно посторонним человеком, увидевший Печорина, уже известного ему по рассказам, «свежим взглядом». Помимо этого, еще в предисловии к роману сам автор дает собственную оценку Печорину.

Лермонтов не высказывает осуждения, даже приводит какие-то оправдания для ужасных поступков своего главного героя. Но весь роман шаг за шагом раскрывает, наглядно изображает сущего демона в личине человека.

Подобные образы в литературе на тот момент были весьма популярны, многие знаменитые зарубежные и российские писатели уже опубликовали произведения с подобными автопортретами. Львы светского общества, они не понаслышке сталкивались с неразделенной любовью красавиц и обманутым доверием друзей. Дуэли случались повсеместно.

Работая над романом, Лермонтов смешал несколько стилей: психологический, авантюрный, социальный, исповедальный. Произведение состоит из отдельных повестей, новелл, очерков, дневниковых записей.

Хронология событий нарушена, вначале описываются последние события, давая читателю возможность увидеть главного героя в своей конечной форме.

С середины произведения автор возвращается на несколько лет в прошлое, к условному началу, и раскрывает Печорина уже его собственными глазами, анализируя каждое действие и побудившие его к этому действию причины.

Такое пренебрежение хронологией не случайно. Основная цель произведения заключена в раскрытии образа главного героя, а не в последовательном изложении сюжетной линии. Сюжет второстепенен, как декорация в спектакле.

Важно

Итак, в первом кусочке романа, предисловии автора, Лермонтов призывает читателя сходу не осуждать главного героя, а сначала попытаться понять его внутренний мир.

Далее Максим Максимыч рассказывает историю из жизни Печорина, участником которой ему довелось стать самому. Он не скрывает, что в целом относится к своему сослуживцу тепло и с симпатией. И несмотря на то, что Печорин оказался виновником смерти молодой женщины и ее отца, старый вояка относится к нему все еще с сочувствием.

Читайте также:  Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?

В следующем отрывке попутчик Максима Максимыча стал очевидцем их встречи. Максим Максимыч после долгой разлуки надеялся на теплую встречу с Печориным, но неожиданно для себя понял, что для Печорина их встреча менее желанна. На самом деле, Печорин не испытывал дружеской привязанности ни к кому, с кем бы ни сводила его судьба.

Для него прожитые вместе с Максимом Максимычем года – всего лишь эпизод в насыщенной событиями жизни. После их расставания Печорин продолжил свой путь, в то время как его бывший товарищ испытал глубокое потрясение. Случайный попутчик, который и описал их встречу, отметил внутреннюю надломленность, возникшую после этой встречи в облике старого солдата.

Так старый друг оказался еще одной жертвой «Героя нашего времени».

В следующей части произведения, «Тамань», описываются события, произошедшие до истории с Бэлой. Тут в роли автора повествования выступает сам Печорин.

Его краткосрочное пребывание в Тамани и мимолетное увлечение юной красавицей вновь принесли несчастье окружающим – та самая красавица и ее возлюбленный вынуждены покинуть привычное место и пуститься в скитания, а слепой мальчик оказался один на пустом берегу, лишенный друзей и постоянного заработка.

«Княжна Мэри» написана в виде дневника. В новое увлечение Печорина вмешивается его собственное прошлое. Печорин играючи влюбляет в себя юную красавицу Мэри, от его руки в дуэли погибает юнкер Грушницкий. Встреча с Верой, бывшей возлюбленной Печорина, пробуждает в нем прежнее чувство.

Кажется, в ней заключен смысл того, что он так долго искал на протяжении жизни. Он готов все бросить, начать жизнь с чистого листа вместе с Верой. Но Вера уже замужем за другим, и вместе с мужем она покидает город. Печорин тщетно пытается догнать ее. Теперь он сам стал жертвой рока.

Он обречен жить, не зная счастья, и причинять страдания окружающим.

Совет

В заключительной части, «Фаталист», краски сгущаются настольно, что Печорин кажется воплощением дьявола. Сохранив внешнюю привлекательность, он будто получил сверхъестественные силы. По его слову жизнь человека оказывается предрешенной.

Кто-то считает Печорина человеком, который не сумел найти себе место в жизни. Кто-то считает его обычным молодым дворянином, каких множество. Лермонтов категорично рассуждает, у людей, подобных Печорину, изначально не может быть места в мире. О гибели самого Печорина вскользь упоминается в середине произведения. Осталось неизвестным, где и как это произошло, его смерть просто неважна.

Анализ Герой нашего времени

Произведение Лермонтова, ан мой взгляд, является во многом бравадой и отражение собственных взглядов писателя.

Без лишнего стеснения Лермонтов называет книгу о человеке, который по многим биографическим параметрам похож на него самого – Герой нашего времени.

При этом сам герой оказывается в действительности за пределами времени, Печорин для своего времени – лишний человек, он не совсем этому времени нужен.

Наверное, не следовало бы отрицать возможность Лермонтова к саморефлексии, если бы эпизоды произведения не отражали столь существенно детали из биографии самого автора. К примеру, как известно, Лермонтов тоже однажды подобно Печорину стрелял вверх на дуэли.

Несет ли этот эпизод смысловую нагрузку в самом произведении? Не особенно, по большей части мы видим дополнение к портрету героя, но не особенно нужное. Печорин – пацифист, фаталист – не понятно и в самом итоге.

Безусловно, он искатель, но искатель, который в итоге ничего не смог отыскать.

Произведение обрывается без какого-либо существенного вывода, даже эпизод с сербом и казаком ничего не привносит, мы только видим, как Печорин реагирует на ситуацию и потом не может понять быть ли ему фаталистом. При этом он довольно явно видит перед собой признаки в глазах Вулича и его предчувствие не обманывает его.

Тем не менее, автор сводит возможность зрелого рассуждения к банальной речи Максима Максимовича о возможностях осечек и подобном. Такой диалог явно примитивизирует все повествование и завершает роман чем-то наподобие «есть много на свете друг Гораций..».

Обратите внимание

Конечно, есть многое на свете, есть дуэли и есть человеческие отношения. Только вот, когда мы рассматриваем книгу Герой нашего времени, то хотелось бы получить более-менее отрефлексированное понимание этого самого героя. Да и вообще фигуру именно героя, а не типичного представителя.

Для Лермонтова, а точнее Печорина бытие героем заключается именно в типичности его поведения. Да он не такой как остальные, но в силу обстоятельств, по сути, он просто вспыльчивый офицер, который от скуки и бравады начинает развлекать себя вмешательством в судьбы людей.

Превосходит ли себя или обстоятельства Печорин в героическом подвиге? На мой взгляд, – не превосходит. Даже наоборот.

Вариант 4

«Герой нашего времени», первый в русской прозе лирико-психологический роман. Многие исследователи творчества Лермонтова и его современники видели в главном герое Печорине самого автора.

Главный герой романа прапорщик Печорин, пытается разгадать смысл жизни, в то же время его тяготит скука земного существования, тем самым бесцельно проживает он свои годы. Тут выступает феномен лишнего человека в русской литературе.

Феномен этот характерный для произведений русских писателей середины XIX века. Как правило, это человек значительных способностей, который не может реализовать свои способности в жизни.

К типичным чертам лишнего человека относятся: душевная усталость, глубокий скептицизм, общественная пассивность и т. д.

Возможно, Лермонтов писал своё произведение под впечатлением от другого романа эпохи, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Там тоже описан молодой человек, дворянин, разочарованный жизнью. Героя Лермонтова можно отнести к байроническому герою эпохи романтизма.

Этот тип героя описан лордом Байроном в его «Паломничестве Чайльд Гарольда». Герой такого типа производят неизгладимое впечатление на окружающих, он умён и в то же время загадочны (замкнуты) и харизматичны. Такие герои вступают в конфликт с обществом, ставя себя выше его.

В таких людях присутствует «тёмная сторона» души. У Печорина так же есть эта сторона и за частую, она берёт вверх. Отчасти Лермонтовым воплощён некий демонизм главного героя. В полной мере это свойство воплощается в лермонтовском «Демоне».

Когда однажды Лермонтова спросили, кого он изобразил в «Демоне», тот ответил, «Самого себя!».

Важно

Всё навивает на Печорина скуку, он общается с людьми, ходит на балы, стреляется на дуэлях, но всё это для того, что бы развлечь себя от повседневности.

Любовь для него так же предмет для развлечения и самоутверждения над другими, показать Грушницкому своё доминирование. С Грушницким они были в прошлом друзьями. Это так же показывает пренебрежительное отношение Печорина и к дружбе.

История любовного треугольника, Печорин Мери Грушницкий заканчивается трагично, дуэлью и смертью Грушницкого.

В то же время Печорин мечется в поисках смысла жизни и сталкивается с непониманием общества.

По мнению писателя Владимира Набокова, герой Печорина как и сам Лермонтов это Гамлет и Дон Жуан в одном лице который «не в ладах и с раем, и с адом, и с богами, и с людьми».

Суть роман «Герой нашего времени», отображение молодого светского офицера «николаевской эпохи» и нравов общества. Само общество противоречиво, погрязло в интригах и сплетнях, единственное, что выделяет Печорина из этого социума это поиск истины. Он презирает его, но в то же время играет по правилам этого общества.

← Княгиня Лиговская в романе Герой нашего времени
← Главные герои романа Герой нашего времени↑ ЛермонтовАлена Дмитриевна в поэме Песня про царя Ивана Васильевича →
Кирибеевич в поэме Песня про царя Ивана Васильевича →

  • Сочинение Идея, суть и смысл романа Лермонтова Герой нашего времени
    Главной задачей автора в произведении является создание типичного портрета представителя того времени, обозначить общественную болезнь личности, которая точно отображает юношей и девушек эпохи, в которой он жил.
  • Сочинение Печорин – странный человек
    Для меня Печорин, действительно, абсолютно странный человек. Я его совсем не понимаю. Конечно, я слышала о том, что люди, когда достигают цели, теряют к ней интерес…
  • Диалектика души Толстого в повести Юность сочинение
    Тема души и её интерпретации волновала, и волнует, по сей день людей с незапамятных времён. Почти с самого начала существования религии люди начали бурно обсуждать душу и её значение, материальную форму и так далее.<\p>
  • Анализ произведения Калина красная Шукшина
    Повесть «Калина Красная» Василия Шукшина была написана в 1973 году и вошла в золотой фонд советской литературы. Сам автор, Василий Шукшин, все свое творчество посвятил простому человеку, обычному труженику страны
  • Сочинение по картине Георгиевский монастырь Айвазовского
    Айвазовский известен по большей части как маринист, то есть существенную часть своего творчества он отдал морю. Георгиевский монастырь является ранней картиной

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/roman-geroj-nashego-vremeni

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»: анализ произведения

Роман «Герой нашего времени» – уникальное явление русской культуры. Опираясь на литературные тенденции 30-х–40-х годов XIX века, Михаил Юрьевич Лермонтов во многом стал новатором.

Он создал первый реалистический роман в прозе на русском языке, творчески переосмыслил метод циклизации, расширил функциональные возможности композиции и подарил миру эпохальный образ Печорина – лишнего человека, выпавшего из круговорота своего мятежного времени.

«Герой нашего времени» был написан Лермонтовым в 25 лет, за год до трагической смерти на дуэли. Шел 1840 год. В мировой литературе бытует тенденция к изображению «сына века» – типичного представителя конкретной эпохи, страны, социального слоя.

Совет

Уже опубликована «Исповедь» Жана-Жака Руссо, «Страдания молодого Вертера» Йоганна Гете, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Джорджа Байрона, «Исповедь сына века» Альфреда Мюссе.

В России настоящую тенденцию поддержали Карамзин со своим «Рыцарем нашего времени», Веневитинов с «Владимиром Перенским», Станкевич с «Несколькими мгновениями графа Z». А в 20-е годы вышли шедевры «Горе от ума» Грибоедова и «Евгений Онегин» Пушкина.

Суть и краткое содержание произведения

Эти произведения и их авторы подготовили благодатную почву для написания романа о представителе русского дворянства – герое отживающей эпохи.

Совокупность стилей
В «Герое нашего времени» органично сплелись психологический, авантюрный, социальный, исповедальный романы, лучшие черты отошедшего романтизма и развивающегося реализма. В литературных кругах до сих пор продолжаются споры относительно определения жанра произведения – оно не умещается в узкие рамки ни одного из них.

Многогранность проблематики романа (нравственно-философская, социально-психологическая) обуславливает его психологизм, глубокое погружение в натуру главного героя. Реальные исторические события здесь прописаны условно, в первую очередь автора занимает история человеческой души, а она «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Первая публикация «Героя…» состоялась в 1840 году в питерском издательстве Ильи Глазунова.

Особенности композиции: циклизация, анахронизм

Роман состоит из отдельных повестей, путевых очерков, новелл, дневниковых записей. Примечательно, что реальная хронология событий нарушена, для читателя главы-повести расположены в такой последовательности:

  1. «Бэла»;
  2. «Максим Максимыч»;
  3. Предисловие к «Журналу Печорина»;
  4. «Тамань»;
  5. «Княжна Мери»;
  6. «Фаталист».

Если бы события располагались в хронологическом порядке, то сперва должна была идти «Тамань» (авантюрная история о контрабандистах), за ней «Княжна Мери» (пребывание Печорина в кавказском санатории), потом «Бэла» (ссылка Печорина в военную крепость из-за дуэли с Грушницким), «Фаталист» (мистическая история в казацкой станице), «Максим Максимыч» (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через 5 лет после расставания на Кавказе), предисловие к «Журналу Печорина».

Лермонтов использовал прием анахронизма не случайно. Историческая действительность не представляла для автора первостепенной важности. Главная задача романа – раскрыть образ центрального персонажа. Именно поэтому автор перемешивает главы, устанавливает собственное внутрироманное время и располагает повести так, чтобы они наиболее ярко и детально раскрывали образ Печорина.

Кроме всего прочего, композиция «Героя…» осложнена сменой рассказчиков. В романе их три – странствующий офицер, Максим Максимыч и сам Григорий Александрович Печорин.

Так, образ главного героя раскрывается под разными углами зрения – о нем пишет сторонний наблюдатель, приятель, лично знакомый с ним, и сам герой.

Исследуя роман, читатель все детальнее углубляется в психологию Печорина, преодолевая сперва поверхностный, затем более детальный и, наконец, самый глубокий уровень психоанализа – самоанализ.

«Бэла»

Повесть «Бэла» представляет из себя рассказ Максима Максимыча (коменданта сторожевой крепости на Кавказе), пересказанный неким странствующим офицером.

События разворачиваются в отдаленной кавказской крепости, где томится от скуки блестящий императорский офицер Григорий Александрович Печорин, сосланный в эту глушь за какую-то светскую провинность (позже читатель узнает, что это дуэль с Грушницким).

Привыкнув к свисту пуль, Печорин жаждет новых острых впечатлений и выкрадывает у горского князька дочку, а у сорвиголовы Казбича – любимого коня.

Обратите внимание

Пленницу зовут Бэла. Ее экзотичная красота манит молодого офицера, он готов на все ради того, чтобы обладать ею. Мало-помалу Бэла привыкает и сама влюбляется в бывшего похитителя.

Пара переживает прекрасные дни безграничного счастья, после чего пыл Печорина ослабевает. За красотой Бэлы не скрываются живой ум и образованность, так необходимые Печорину. Прекрасная дикарка вскоре ему попросту надоедает.

Тяжко мучаясь от холодности любимого, Бэла погибает от руки Казбича, зарезавшего ее из мести за украденного коня.

Бэла становится первой невинной жертвой Печорина. В дальнейшем их список будет пополняться. Где бы не появился этот блестящий офицер, за ним неизменно следуют горе, разочарования, слезы и смерть.

«Максим Максимыч»

В небольшой истории, очевидцем которой стал все тот же странствующий офицер, нет остросюжетной фабулы. Встретились два старых знакомых, перебросились парой-тройкой дежурных фраз, подали друг другу руки и разошлись. Ничего примечательного. Такие встречи случаются каждый день.

Драматизм момента станет понятен только тем, кто уже знаком с историей Григория Андреевича Печорина и Максима Максимыча. После пятилетней разлуки старик был готов кинуться на шею товарищу, с которым они служили в одинокой крепости на Кавказе. Однако Печорин лишь холодно подает руки и говорит со стариком так, будто и не было тех лет службы, не было Бэллы и Казбича.

Максим Максимыч – вторая жертва Печорина. И хотя бывший комендант не погибает в буквальном смысле, что-то с тех пор в его душе надломилось. Добрый штабс-капитан стал ворчливым и замкнутым.

«Тамань»

Раздосадованный Максим Максимыч передает офицеру дневниковые записи Печорина, которые он до этого бережно хранил. Теперь у читателя есть возможность проникнуть в самую суть противоречивой натуры главного героя.

Описываемые события произошли еще до ссылки Печорина на Кавказ. По долгу службы, неудавшийся петербургский студент Григорий Александрович Печорин приезжает в Тамань («самый скверный городишко из всех приморских городов России»). Там он случайно оказывается в центре авантюрной истории, выводит на чистую воду шайку контрабандистов и сам едва не погибает во время ночной стычки с преступниками.

Боясь, что военный донесет на них, контрабандисты Ундина и Янко навсегда уплывают из Тамани, оставляя на произвол судьбы слепого мальчишку, который им пособничал. И вновь Печорин, ворвавшийся в спокойной мирок «честных контрабандистов», рушит их привычный уклад жизни – обрекает Ундину и Януса на новые скитания, а убого мальчика на голод и одиночество.

«Княжна Мэри»

В главе «Княжна Мери» Печорин отправляется на лечебные воды в Пятигорск. Разгар сезона. Здесь собралось светское общество, приезжающее сюда из года в год.

Список жертв Печорина становится еще более внушительным: от его руки погибает недавний юнкер Грушницкий, горько страдает бывшая возлюбленная Вера, узнает горесть неразделенной любви и жестокость лжи молоденькая Мери Лиговская, которую офицер бессовестно влюбил в себя.

Самое жуткое, что действия Печорина не приносят ему никакой выгоды. Это просто жестокая игра. Он жонглирует человеческими жизнями от скуки.

Если амурная история с Бэлой начиналась с искреннего влечения, то к Мэри Печорин не испытывал ничего больше симпатии.

Его привлекла молодость, непосредственность молоденькой княжны, он хотел досадить заносчивому Грушницкому, который был влюблен в Лиговскую, желал потешить собственное самолюбие, в очередной раз почувствовать себя завоевателем.

Отголоском прошлой жизни, когда Печорин был способен искренне любить, является Вера, приехавшая на воды вместе с законным, но не любимым мужем.

Примечательна одна из заключительных сцен повести, когда Печорин гонится на взмыленном коне за повозкой, уносящей Веру в город. Импульсивная попытка все исправить, начать жить заново, заканчивается поражением.

Печорин обречен на несчастья, причинять боль другим – его фатум.

«Фаталист»

В заключительной части романа образ Печорина представлен в демоническом свете. Теперь ему не нужно ничего предпринимать – достаточно сказать слово, и человек обречен на гибель.

В В стихах Михаила Юрьевича Лермонтова сочетаются как образцы романтической поэтики, так и реалистические моменты. Это сочетание создаёт неповторимую «незавершённость» его произведений.

Биография Михаила Юрьевича Лермонтова — русского поэта, прозаика, драматурга, художника, в творчестве которого удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы.

Важно

Разглядев на лице поручика Вулича «печать смерти», Печорин предрекает военному скорую кончину. Его не убила случайная пуля, но предстала в лице пьяного станичника с шашкой.

Что это – предписание судьбы или губительная отрава, которую расточает Печорин? Не заведи он спор, Вулич остался бы играть в карты до утра, возвращался бы на квартиру вместе с товарищами и не повстречал бы хмельного казака.

Григорий Александрович Печорин

Образ Печорина является связующей основой «Героя нашего времени». Все происходящие в романе события служат тому, чтобы полнее его раскрыть.

Образ главного героя препарировали в сотнях исследовательских работ.

Одни называют его отщепенцем своего времени, лишним человеком, другие, напротив, считают Печорина типичным представителем русского дворянства. Его беда – это болезнь века.

Григорий Александрович одновременно жертва и злодей, обыкновенный человек, который не может найти своего места в жизни, и грозный демон, призванный нести горе и разочарования.

Несмотря на негативные поступки Печорина и внушительный список его жертв, он нравится автору и читателю. Лермонтов, однако, категоричен – печориным нет места в современном мире, они обречены. Герой его времени безвестно погибает во время одного из путешествий. При каких обстоятельствах? Не имеет значения. Иначе и быть не могло.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mikhail-lermontov/geroy-nashego-vremeni.html

Анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова: суть, смысл, идея

Печорин.
Иллюстрация
П. Боклевского

“Герой нашего времени” является одним из самых известных произведений выдающегося русского поэта и прозаика М. Ю. Лермонтова. В этой статье представлен анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова: суть, смысл, идея произведения.
Смотрите: 
Характеристика Печорина
Все материалы по “Герою нашего времени”

В. Э. Вацуро:

“Трудно сказать, предполагал ли Лермонтов изначала предложить читателю цельное и связное повествование: он писал отдельные повести, причем не в том порядке, в каком они предстали в романе, и печатал их в «Отечественных записках».

В 1839 году журнал сообщал, что Лермонтов готовит к изданию «собрание своих повестей». Итак, не «роман», а именно «собрание повестей», цикл, подобный, например, «Повестям Белкина», но, в отличие от них, объединенный фигурой главного героя.

Каждая из этих повестей опиралась на определенную литературную традицию. «Бэла» объединила в себе черты путевого очерка типа пушкинского «Путешествия в Арзрум» и романтической новеллы о любви европейца к «дикарке», — сюжет этот получил широкое распространение вместе с руссоистскими идеями. «Княжна Мери» — светская повесть, уже хорошо известная русской литературе, «Тамань» — лирическая новелла, более всего приближенная к «поэтической прозе», со слабо выявленным внешним сюжетом и атмосферой таинственности, придающей повествованию особое напряжение. Наконец, «Фаталист» — повесть о «таинственном случае», также укрепившаяся уже в русской прозе 1830-х годов. Все эти жанровые формы и сюжетные вариации в романе Лермонтова наполнились особым, новым содержанием, став частью единого целого — исследования духовного мира современного героя.

Герой — Печорин — не развивается, а раскрывается, и уже первые исследователи романа, прежде всего Белинский, заметили, что раскрывается он по-разному, последовательно приближаясь к читателю — от рассказа о нем в случайном разговоре дорожных попутчиков («Бэла») к прямому наблюдению внешних черт его поведения («Максим Максимыч») и далее — к его «журналу», дневнику, исповеди. История его дана словно пунктиром, не в связном рассказе, но в нескольких вершинных эпизодах его биографии, причем вне хронологической последовательности: действие «Бэлы» предшествует «Максиму Максимычу» и следует за эпизодом на водах, составившим содержание «Княжны Мери».<\p> Впрочем, хронологический ряд здесь выстраивается с трудом и для восприятия романа не нужен, как не нужна и предшествующая биография Печорина, на которую сделан намек в первоначальном тексте «Княжны Мери». Все эти художественные особенности служат одной цели: созданию атмосферы некоторой недосказанности и легкой таинственности вокруг образа главного героя. И самый метод, и «вершинность» композиции идут от байронической поэмы. Образ Печорина также в известной мере подготовлен поэтическим творчеством Лермонтова. Рефлективные «исповеди» его ранних стихов были тем зерном, из которого развился печоринский самоанализ. Размышления Печорина впитывают в себя психологический материал байроновских дневников; его облик и отчасти внешнее поведение в чем-то сходны с обликом и поведением байронического героя.

Вместе с тем тип Печорина, конечно, не мог возникнуть в пределах лирического и лиро-эпического творчества: он подготавливался и в прозе, и в драматургии. Можно проследить связь «Героя нашего времени» с незаконченной драмой «Два брата»… Наконец, наиболее близкую связь образ Печорина обнаруживает с Григорием Александровичем Печориным из «Княгини Лиговской», откуда в «Герой нашего времени» перешли и другие персонажи — Вера и ее муж и самая фамилия княжны Мери — Литовская.<\p> Вообще «Герой нашего времени» производит впечатление прямого продолжения «Княгини Лиговской»… В рукописи «Княжны Мери» есть намек на то, что предыстория Печорина мыслилась именно таким образом. Однако эту предысторию Лермонтов отсек — и совершенно сознательно; «Княгиня Литовская» была своего рода черновой разработкой биографии и психологического типа «героя нашего времени», принадлежавшего уже иной стадии социального и художественного мышления его создателя. Эта новая стадия сказалась прежде всего в новом угле зрения на героев и традиционные ситуации. Все они подверглись переосмыслению. …

Совет

Скептическая ирония Печорина… составляет существенный структурный элемент образа. Она отличает Печорина от Грушницкого — его двойника-антагониста: Грушницкий потому и выглядит «пошлым», что он воспроизводит внешние формы поведения «байронического героя», не улавливая их внутреннего психологического содержания. Отсюда стереотипы «романтического» поведения и речевые шаблоны в монологах Грушницкого; эти шаблоны постоянно пародируются Печориным.

Вместе с тем антитеза «Печорин — Грушницкий» сложнее, нежели прямое противопоставление истинного и ложного, органического и наносного. Грушницкий есть часть социального мира, в котором действует Печорин; один из тех «других людей», чья судьба в конечном счете определяет меру правоты или виновности главного героя, как это было в «Маскараде» и поздних редакциях «Демона».

К этому миру принадлежит и Максим Максимыч, и безымянная «ундина» из «Тамани», и княжна Мери, и Вера, и доктор Вернер, и «фаталист» Вулич.<\p> Логикой событий Грушницкий оказывается жертвой, а Печорин — убийцей товарища, и это факт, которого не могут изгладить ни моральная правота Печорина, ни воспоминания о низостях, совершенных Грушницким.

Печорин никому не делает зла сознательно, — оно возникает как бы само собой, из самого хода вещей, и даже как результат благородных побуждений. Эта художественная мысль оказывается центральной в описании всех без исключения взаимоотношений Печорина… Проблема социальной обусловленности поведения человека…

Эту проблему Лермонтов решить не мог, но то, что он ее поставил, было важным шагом по пути развития социально-психологического романа, где индивидуальное поведение рассматривалось в его общественном качестве.

Эта установка определила и своеобразный художественный «объективизм» лермонтовского романа: Лермонтов отказывался судить своих героев по общепринятым меркам, ибо он давал анализ психологии общества в целом, отвергая просветительские рецепты его «исправления».

Аналитический, а не нормативный характер романа был также величайшим художественным завоеванием, затем усвоенным критическим реализмом, и очень показательно, что современная критика, за исключением одного Белинского, не смогла понять и принять его философской основы.”
(В. Э. Вацуро, вступительная статья к 1-ому тому, “Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4 томах”, СПб, 2014 г.)

Н. Невзорова:

“В “Герое нашего времени” Лермонтов представил характеристику современного общества. Роман этот состоит из ряда как бы отдельных рассказов с особыми заглавиями… Действующие лица разделяются на две группы: решительные, пылкие и могучие характеры.. каковы Бэла, Азамат, Казбич, девушка-контрабандистка и отчасти Максим Максимыч.

Ко второй группе принадлежат представители образованного светского круга, люди изнеженные, нерешительные, ничем серьезно не занятые, каковы: Печорин, Грушницкий, княжна Мери и др.<\p> Главный герой романа, Печорин – исключительная личность. Душа его тревожно; над нею властвует судьба, как неведомая, враждебная сила.

Обратите внимание

У Печорина нет определенных разумных стремлений. …Печорину нужны непогоды жизни, грозы и бури. Он, наметив известную цель и достигая оной, не чувствует себя счастливым; он ищет новой пищи для борьбы, новых впечатлений. Эта черта в характере Печорина, принадлежащая, очевидно, самому Лермонтову, образно выражена в “Парусе”…

Как Онегин Пушкина, так и Печорин Лермонтова походили друг на друга: оба они получили поверхностное воспитание, оба скоро успели пресытиться жизнью, оба томились тоской, происходящей от пустоты души, от безверия, от отсутствия разумного идеала.

Печорин отличается от Онегина тем, что сознает причины своего положения и своих недостатков.”

(Н. Невзорова, статья “М. Ю. Лермонтов”, “Сборник статей из образцовых произведений русской словесности…”, 1906 г.)

Д. Н. Овсянико-Куликовский:

“Главное лицо знаменитого романа, Печорин, справедливо признается наиболее субъективным созданием Лермонтова: это, можно сказать, его автопортрет. В нем воспроизведены важнейшие стороны натуры Лермонтова, склад его ума, его психологические отношения к людям, его социальное самочувствие. Печорин, подобно Лермонтову – натура эгоцентрическая, осложненная сознанием своего превосходства перед другими людьми. Перед нами картина резко-эгоцентрического уклада души. Человек интересуется людьми и обществом преимущественно со стороны их отношений к нему, их суждением о нем. Лермонтов-Печорин исходит от себя… Он все относит к себе… Люди, общество могут сделать из него все что угодно. Будут они верить ему, любить его – он будет добр, отзывчив, искренен. В противном случае он станет зол, скрытен, лукав. Так думать – было бы, конечно, ошибкой. Напротив, суть дела сводится к слишком яркому выражению внутреннего “я” человека, к “гипертрафии” этого “я”… Как многие эгоцентрические натуры, он – человек с ярко выраженным и очень активным социальным инстинктом. Ему, для уравновешения его гипертрофированного “я”, потребны живые связи с людьми, с обществом, и всего лучше удовлетворила бы этой потребности живая и осмысленная общественная деятельность, для которой у него имеются все данные: практический ум, боевой темперамент, сильный характер, умение подчинять людей своей воле, наконец, честолюбие. Но условия и дух времени не благоприятствовали сколько-нибудь широкой и независимой общественной деятельности. Печорин по неволе остался неудел, откуда его вечная неудовлетворенность, тоска и скука. Понятно, что ему психологически необходимо было создать себе некоторый суррогат деятельности. И он тратит свои силы попусту – в любовных интригах, в похождениях разного рода… На этом пути, конечно, душа большого человека мельчает, изнашивается, и неудивительно, если в ней обнаружатся уклоны в патологическую сторону. “Пороки” Печорина, это, прежде всего, гордость, честолюбие и властолюбие, в их ненормальном развитии, в их чрезмерном выражении. Честолюбие, гордость и даже властолюбие сами по себе – не пороки. Но когда они становятся страстями и человек, ими одержимый, сводит весь смысл и всю цель жизни к тому только, чтобы упражнять свое честолюбие… Максим Максимыч – натура во всех отношениях противоположная натуре Печорина-Лермонтова. И Печорину, как и Лермонтову, нравятся такие люди, – простые, бесхитростные, с душою несложною, с умом здравым, но неразвитым, без рефлексии, без полета. У них нет никаких особенных притязаний, нет и честолюбия, ни тщеславия, но есть своя гордость, – гордость простого, доброго и честного человека. Любопытна фигура доктора Вернера, к которому Печорин-Лермонтов питает особую симпатию. Известно, что это лицо списано с натуры. Под личиною скептика и чуть ли не материалиста и циника у Вернера скрывается добрая, гуманная и возвышенная душа. В Вернере Лермонтову нравится то, что это человек своеобразный, выделяющийся из уровня, – “оригинал” и “чудак” и в то же время человек искренний, простой, без позы, без претензий, – прямая противоположность таким, как например, Грушницкий. Грушницкий… прототип ряда лиц, которых можно назвать карикатурой Печорина. То, что у Печорина есть на самом деле, – у Грушницкого только видимость, подделка, поза и фраза. Но вот что любопытно: есть одно сходство между ними, а именно: Грушницкий, подобно Печорину, полон собою, вечно занять своим “я”, мыслями о своей судьбе и т.д. Этот “эгоцентризм” Грушницкого представляется как бы карикатурой эгоцентризма Печорина-Лермонтова. Весьма возможно и то, что у Грушницкого это только временный эгоцентризм молодости… Возможно вместе с тем и другое: это только видимость эгоцентризма, обусловленная недостатком более широких интересов, неумением наблюдать людей и жизнь.”
(Д. Н. Овсянико-Куликовский, “М. Ю. Лермонтов : К столетию со дня рожд. великого поэта”, СПб, из-во “Прометей” Н.Н. Михайлова, 1914 г.) Это был анализ романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите: 

Характеристика Печорина
Все материалы по “Герою нашего времени”

Источник: https://www.literaturus.ru/2018/03/analiz-geroj-nashego-vremeni-lermontov-sut-smysl-ideja.html

Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов

Великий литературный гений М. Ю. Лермонтов известен не только как выдающийся поэт, но и гениальный писатель, создавший множество прозаических произведений.

Одним из величайших произведений автора является его роман, в котором отображены исторические события того времени, психологизм героя, ставшего поистине ярким представителем той эпохи.

Предлагаем краткий анализ произведения по плану, материал которого может пригодиться для работы на уроках литературы в 9 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.

Год написания – 1838 – 1840 гг.

История создания – Интересна сама история создания этого произведения. Когда автор, прочитав «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, вдохновившись его идеями, решил написать что-либо подобное, поражающее умы своих современников, Лермонтов создал «Героя нашего времени».

Тема – Темой своего романа автор решил взять противоречия души отдельного героя, ищущего смысл жизни.

Композиция – Особенности композиции романа состоят в том, что он создан из нескольких повестей, события которых не соблюдены в хронологической последовательности.

Жанр – Жанр «Героя нашего времени» можно отнести к психологически – социальному роману, в котором соединены несколько жанров – это и очерк, повесть, рассказ, новелла, объединенные в одно целое.

Направление – Романтизм.

Сама история создания «Героя нашего времени» не хранит точной документальной даты, когда этот роман был начат.

Автор долго думал над созданием романа, и работал над ним продолжительное время. Ему хотелось утвердиться на литературном поприще, создав произведение, которое смогло бы удивить его современников. Впечатления, произведенные на писателя от прочтения «Евгения Онегина» Пушкина, придали уверенности в собственных силах, и настроили на творческий лад.

Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла, и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и стало годом написания.

<\p>

Название книги автор сделал говорящим – “Герой нашего времени” В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства того поколения, собрав в нем характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги! Каждый его современник может быть Печориным!<\p>

Основная тема «Героя нашего времени» – лишний человек. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так умны и дальновидны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, сочувствуют. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подвластный эмоциям.

Важно

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально – политическая подоплека этого романа ясно дает понять, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.

На смену деятельным декабристам, взывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях в служении родине, и пресыщенное светской жизнью.

Смысл «Героя нашего времени» – это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.

Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатии, так и симпатии к своей личности, в этом и проявился психологизм всего произведения в целом.

Проводя в «Герое нашего времени» анализ произведения, необходимо разобрать композицию романа. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов.

Части романа следуют не по порядку, действия, которые в них происходят, совершенно непоследовательны. Таким выразительным способом автор выражает основную мысль романа.

Такая неординарная идея автора приводит читателя к выводу, что судьба человека не зависит от окружающих событий и их последовательности, а находится в зависимости лишь от его разума.

Непоследовательное расположение каждой главы приводит к тому, что читатель раскрывает потаенные уголки души Печорина, проникается его сознанием, и глубиной его проблем.

В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живет собственной жизнью, имея свое строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть, смерть главного героя.

Композиция романа очень сложная по своему построению, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стали новым шагом в литературном творчестве. Именно такое построение романа, глубокое и постепенное вникание в сущность Печорина, вызвало неподдельный восторг читающей публики.

Совет

Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни и целеустремленно следовать к цели.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Героя нашего времени».

Романтическое направление присутствует во всех повестях, его жанровое своеобразие, включающее в себя несоответствие хронологии, характеристика героя, данная с разных позиций – все это определяет произведение писателя как социально-психологический роман.

В состав романа вошли повести разных жанров литературы, такие как: путевой очерк, где присутствуют элементы новеллы, и повести в виде дневника, и светская повесть.

Ранее в русской литературе использовался такой метод – создание нескольких повестей, входящих в сборник под авторством одного рассказчика, Лермонтов преобразил и дополнил этот способ, преобразив цикл нескольких повестей в одно общее произведение. Так возник психологический роман.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/analiz-proizvedeniya-lermontova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]