Анализ стихотворения Блока Незнакомка 11 класс
Александр Александрович Блок был уникальным поэтом, который много чего пережил за свою жизнь. Были в его биографии и счастливые годы, были и тяжелые. И вот стихотворение “Незнакомка” написано как раз таки в тяжелые и трудные годы для поэта.
В это время он переживал личную драму, а именно предательство близких людей. Ведь не секрет, что именно в это время у его жены начался бурный роман с его же другом.
Эта новость стала для Александра Александровича двойным ударом, так как с одной стороны жена, которую он любил, а с другой стороны человек, чьей дружбой он дорожил.
Далеко не секрет, что поэты являются очень эмоциональными людьми, и зачастую не в силах хранить в себе все переживания и чувства, выплескивая их на бумагу. Так и случилось с рождением стихотворения “Незнакомка”.
Если говорить о жанре данного произведения, то его можно охарактеризовать как романтический рассказ в стихотворной форме.
Основной темой стихотворения “Незнакомка” является сопоставление мечты и реальности. Поэт построил данное стихотворение таким образом, чтобы как можно лучше показать процесс столкновения человеческой мечты и жесткой действительности. О чем мечтал поэт во время написания стихотворения, безусловно, не известно. Поэтому каждый читатель может лишь самостоятельно подумать об этом.
Нужно отметить, что данное произведение написано пятистопным ямбом. И для связи строк стихотворения использована классическая перекрестная рифма, которая позволяет сделать произведение лаконичным и законченным.
Так же стоит отметить, что все произведение можно разделить на две части, каждая из которых отлично дополняет друг друга.
Вариант №2
Одно из самых красивых стихотворений, которое можно воспринимать только через призму тоски, печали и неверия в творчестве А. Блока – это, конечно же, «Незнакомка».
Многие исследователи считают, что, то, с какой достоверностью поэт описал место, в котором происходят события и «привязав» это к его повседневным делам, к тому, где он бывал и, как жил, можно с точностью определить то заведение, о котором идёт речь.
Автобиографичность произведения несомненна: стихотворение – это душевный выплеск поэта, это настоящая драма.
Стихотворение условно делится на 2 части. Первая начинается с описания неприятного питейного заведения, которое отлично характеризует начальная строчка. Её принято считать развёрнутой метафорой, которая задаёт произведению нужную атмосферу и настроение.
При прочтении возникает чувство отвращения и даже какой-то гадливости. Эпитеты: «тлетворный дух», «испытанные остряки» внушают настоящее омерзение обычному человеку, не привыкшему бывать в подобном обществе. Это царство уродства и лжи, королевство людских пороков, Ад на земле.
Лирический герой использует гиперболу «каждый вечер» показывает, что он волей или неволей оказался в таком кругу людей, прожигающих свою жизнь за бутылкой.
Он не рассказывает предысторию, но понятно, что, было что-то заставившее его утратить веру во всё доброе и прекрасное, и главное – в себя.
Вторая часть – антитеза первой. Бытовая лексика сменяется возвышенной. Эпитетами украшены строки: «берег очарованный», «очи бездонные». Аллитерация «р», «г» сменяется ассонансом, характеризуя, как «грязная» атмосфера сменяется одухотворённой и чистой. Вдруг появляется ОНА – незнакомка.
Она совсем инородное существо, будто и не из того мира пьянчуг вовсе. Незнакомка настолько нереальна, что, кажется, моргнёшь, и она исчезнет, что показывает риторический вопрос: «Иль это только снится мне?».
Может она только плод воображения, навеянный алкоголем? Именно незнакомка помогла лирическому герою осознать, что он в этом питейном заведении такой же «лишний» и неуместный, как и она. Незнакомка будто его отражение в женском обличье или его совесть, взгляд со стороны.
Она – идеал красоты и символ веры, который дарит робкую надежду на новую жизнь, на то, что лирический герой сможет вырваться из опутавших его сетей разврата и разрухи.
Пятистопный ямб сменяется четырёхстопным с пиррихием, подчёркивая лёгкость и плавность произведения, «раскачивая» его.
Этот прекрасный воздушный образ незнакомки, как «светлый лучик в тёмном царстве». Он направляет на нужный путь, указывает, где есть подводные камни.
Анализ стихотворения Незнакомка Блока
Одно из самых известных, ставших хрестоматийным, стихотворение А.А.Блока «Незнакомка» было написано в 1906 г., а напечатано через год в сборнике «Нечаянная радость».
Считается, что произведение было написано в тяжелый для поэта период жизни, когда у него осложнились отношения с женой из-за ее романа с поэтом А.Белым, а также назрел конфликт с символистами.
Эти сложности заставили поэта окунуться в мир кабаков.
По смыслу стихотворение можно поделить на 3 части. Первая носит описательный характер. Автор позволяет нам окунуться в мир ресторанов в вечернее время в районе загородных дач.
По настроению эта часть носит сатирический характер: поэт высмеивает «испытанных остряков», луну, которая «бессмысленно кривится» в небе, «пьяниц с глазами кроликов». В самом описании звучит одновременно и ирония, и грусть. Эпитеты автор использует различные.
Он называет обстановку «тлетворной», а воздух диким и глухим. В ресторане автор одинок, наблюдая со стаканом вина за пьяницами и сонными лакеями.
Во второй части появляется незнакомка. Автор сомневается в ее существовании, считая, что она может и присниться ему. Она окружена аурой романтики, одиночества, спокойствия, «духами и туманами».
Одежда на ней шелковая, немного старомодная, от которой «веют древними поверьями». Лицо скрыто шляпой и вуалью, но автор говорит, что может заглянуть «за темную вуаль».
Он видит «берег очарованный и очарованную даль», он впечатлен ее синими глазами, а взгляд проникает в самое сердце и мозг. Он хочет понять ее и в тоже время через нее хочет понять себя.
В третьей части автор признает, что в его душе есть что-то важное, что он называет «сокровищем». Это его личное и сокровенное, то, что важно только ему. Он имеет право делать с этим, что захочет, поэтому в конце вслед за пьяницами провозглашает, что «истина в вине». Ему еще тяжело смириться с болью в душе, но он уже готов признать, что его душа уникальна и за нее стоит бороться.
Это грустное и трогательное стихотворение описывает нам переживания поэта, его жажду бороться за свою жизнь, хотя ему для этого и требуется некий толчок, повод.
Стихотворение построено на противопоставлении внешнего и внутреннего миров.
В первом все обыденно и скучно, в то время как в стране иллюзий, навеянным образом таинственной незнакомки, автору открываются тайны и дальний очарованный мир.
11 класс кратко по плану
- Анализ стихотворения Фета Весенняя гроза
Прочитав стихотворение Афанасия Фета, мы можем нарисовать в своем воображение первую, весеннюю грозу, наполненную новыми впечатлениями, и предстоящими переменами . Можно сразу заметить, как писатель хотел передать радость сего - Анализ стихотворения Пастернака Иней
Пастернак написал данное произведение в 1941 году, в то время, когда немецкие солдаты практически стояли у Москвы. Люди находятся в панике и не знают, что их ждет. Поэт очень рвался воевать. Автор много времени проводил в лесах и думал о том, - Анализ стихотворения Блока Сны 3 клас
Одним из ярких детских произведений написанных Александром Блоком стало стихотворение “Сны”. Несомненно, во многих стихах Блока раскрывалась тема любви, переживаний и отношений между героями, но поэту так же, очень нравилось писать - Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно 9 класс
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых талантливых поэтов 19 века. Его произведения изучаются по сей день и, вероятно, никогда не устареют. Читая произведения этого великого поэта, можно увидеть настоящую исповедь человека, - Анализ стихотворения Маяковского Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви
1928 год стал для Владимира Маяковского очень знаменательным. Писатель отправляется за границу во Францию. Здесь он работает журналистом для газеты. Перед своим отъездом Маяковский обязался перед своим другом и редактором издания,
Источник: https://analiz-stihov.ru/blok/neznakomka
«Незнакомка» А. Блок
«Незнакомка» Александр Блок
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение Незнакомка», написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших романтических произведений данного автора.
У «Незнакомки» есть достаточно печальная и драматическая предыстория. В период написания стихотворения Александр Блок переживал глубокую душевную драму, вызванную изменой жены, которая ушла к поэту Александру Белому.
По воспоминаниям близких поэта, он безудержно топил свое горе в вине и сутки напролет просиживал в дешевых питейных заведениях, наполненных сомнительными личностями.
Вполне вероятно, что в одной из таких рестораций Александр Блок и повстречал таинственную незнакомку – изящную даму в шляпке с траурной вуалью, которая каждый вечер в одно и то же время занимала столик возле окна, предаваясь своим печальным мыслям.
В этом заведении она явно выглядела инородным существом, принадлежащем совсем другому миру, где нет места грязи и уличной брани, проституткам, жиголо и любителям дешевой выпивки.
И, вполне вероятно, именно образ таинственной женщины, такой неуместный в интерьере дешевого кабака, пробудил в поэте желание не только приникнуть в ее тайну, но и проанализировать собственную жизнь, поняв, что тратит он ее впустую.
Описывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины, которая, судя по всему, переживает не менее глубокую душевную драму, однако не опускается до того, чтобы топить горе в алкоголе. Осознание того, что хрупкая незнакомка оказывается гораздо сильнее и мужественнее всех тех мужчин, которые ее окружают, порождает в душе поэта некое подобие восхищения. Это – первый светлый момент в его жизни за многие месяцы, за который он пытается ухватиться, словно за спасательный круг, чтобы вынырнуть из пучины беспробудного пьянства. То, что ему это блестяще удалось, подтверждает сам факт существования стихотворения «Незнакомка», которое, как позже оказалось, стало переломным не только в жизни, но и в творчестве Александра Блока.
И именно противопоставление темной и светлой сторон жизни, которое очень ясно прослеживается в этом лирическом и очень волнующем произведении, свидетельствует о том, что поэт очень четко понимает, что его жизнь катится под откос с неумолимой скоростью.
Подобная антитеза задает ритм всему произведению, словно бы подчеркивая, что существует иная реальность, в которой даже с разбитым сердцем можно радоваться и удивляться простым вещам, которые вызывают самые светлые и волнующие чувства.
Образ незнакомки отождествляет слегка приоткрытую дверь в другую реальность, и остается лишь сделать пару нетвердых шагов, чтобы оказаться там, где нет места мрачной реальности с ее пошлостью, изменами, жестокостью и грязью.
Остаться в объятиях Бахуса или же попытаться попасть в таинственный мир незнакомки, наполненный светом и чистотой? Александр Блок выбирает третий путь, утверждая, что в вине тоже есть истина, но при этом принимая решение не опускаться до уровня тех, кто пьет не для того, чтобы ее постичь, а для того, чтобы забыться. Подтверждает это одна из последних строф, в которой поэт признается: «В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!». Трактовать эти слова можно по-разному, однако наиболее вероятный их смысл в том, что только душевная чистота, умение любить и прощать, дают человеку силы жить дальше. Но для того, чтобы это осознать, нужно сперва опуститься на самое дно, после чего встретить таинственную незнакомку, которая заставит поверить в собственные силы одним лишь своим присутствием, даже если ее образ – плод воображения, отравленного алкоголем.
Источник: https://pishi-stihi.ru/neznakomka-blok.html
Анализ стихотворения А.Блока “Незнакомка”
Картина «Незнакомка». Художник Илья Глазунов. 1985 год.
Образ таинственной незнакомки не раз раскрывался в искусстве. В живописи XIX века к нему обращался И. Крамской (картина “Неизвестная”, 1883 г.), в XX веке художник И. Глазунов написал ряд полотен-иллюстраций к лирике А.Блока. Стихотворение “Незнакомка” написано Блоком 24 апреля 1906 г. в дачном поселке Озерки.
Это был очень сложный период в личной жизни поэта. У его жены, Л.Д. Менделеевой, начался роман с Андреем Белым, близким другом поэта. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений от прогулок в Озерках. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы.
<\p>
Жанр произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности. В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей.
Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал лирического героя. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой.
Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.
Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется, описывая весенний воздух, поэт употребляет эпитет тлетворным. Первая часть стихотворения переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами».
Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), использует неприятные звуковые образы (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость реального мира заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искажённом виде:<\p> А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например: «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух»: пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх.
А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стихотворению, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух.
В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав». Образ ресторана тоже cимволичен — это воплощение пошлости.
Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер».
Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкнутого круга: (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:<\p> И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.
Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «In vino veritas!» — «Истина в вине!» {лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинственной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты.
Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения.
Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка.
Шипящие передают шелест шёлка. Повторение звуков [у], [е] создают ощущение воздушности женского образа. Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышенным восприятием лирического героя.
Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, красоты, духовности. Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна».
Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:<\p> И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, но стоит протянуть руку — и он исчезает. Образ Незнакомки экзотичен:
И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
Поэт употребляет вышедшее из широкого употребления слово очи. Данный архаизм придает образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц.
Незнакомка — трансформированный образ Прекрасной Дамы. Кто она: обычная посетительница загородного ресторана или «смутное видение» лирического героя? Образ этот символизирует раздвоенность сознания лирического героя.
Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты.
Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».
Используя разнообразные средства выразительности, поэт выстраивает свое произведение на антитезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотворения.
Противопоставлены образы и пейзажи, запахи и лица, звуковые образы первой и второй частей стихотворения. Противопоставляются мечта и действительность.
Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души.
Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терпкое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи… цветут; души… излучины пронзило… вино). Стихотворение написано классическим стихотворным размером – четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрёстная.
Перейти к анализу стихотворения “В ресторане”
Добавьте ссылку на этот материал на страничку социальной сети:
Источник: https://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/load/literatura/analiz_stikhotvorenij/analiz_stikhotvorenija_a_bloka_neznakomka/19-1-0-65
Анализ стихотворения Незнакомка Блока – Сочинение
Незнакомка (1906)
Стихотворение написано в тяжёлый для Александра Блока период в личной жизни, когда у его жены, Л. Д. Менделеевой, начался роман с его другом, поэтом Андреем Белым. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, и конкретно — из впечатлений от прогулок в дачном посёлке Озерки. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы.
Жанр произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности.
В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей.
Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний.
Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой. Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.
Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется — поэт называет весенний воздух тлетворным. Первая часть переполнена прозаическими деталями.
Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), изображает неприятные звуки (детский плач; женский визг; скрип уключин).
Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искажённом виде:
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например: «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух»: пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх.
А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а—о-е, придающих мелодичность стиху, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и {горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух.
В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав». Образ ресторана тоже Символичен — это воплощение пошлости.
Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер».
Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкнутого круга (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен.
Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:
И каждый вечер друг единственный В моём стакане отражён И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.
Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «Invinoveritas!» — «Истина в вине!» {лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинственной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты.
Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения.
Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами {Дыша духами и туманами, / Она садится у окна. / И веют древними поверьями / Её упругие шелка).
Шипящие передают шелест шёлка. Ассонансы и аллитерации создают ощущение воздушности женского образа.
Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышенным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, красоты, духовности.
Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный И очарованную даль.
«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, но стоит протянуть руку — и он исчезает.
И перья страуса склонённые В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.
Поэт употребляет вышедшее из широкого употребления слово очи, придающее образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц.
Незнакомка — трансформированный образ Прекрасной Дамы. Это обычная посетительница загородного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Образ этот символизирует раздвоенность сознания лирического героя.
Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты.
Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения.
Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».
Автор использует разнообразные средства вы разительности. Произведение выстроено на анти тезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотворения.
Противопоставлены образы и пейзажи, запахи и лица, музыка стиха первой и второй части. Противопоставляются мечта и действительность.
Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души.
Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терпкое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи… цветут; души… излучины пронзило… вино).
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрёстная.
Здесь искали:
- анализ стихотворения незнакомка
- незнакомка блок анализ
- анализ стихотворения Блока Незнакомка
Источник: https://Sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-neznakomka-bloka/
Анализ стихотворения А.Блока “Незнакомка”
«Незнакомка» была написана в непростой для поэта период – когда сам он переживал тяжелую личную драму. Его возлюбленная, Любовь Менделеева, ушла от него к его другу и собрату по поэтическому цеху Андрею Белому. Блок тяжело переживал эту измену и расставание, возможно, отчасти поэтому стихотворение пронизано такой лирической грустью.
По мнению многих исследователей, поэт передает атмосферу петербургских окраин, кроме того, здесь можно найти и его впечатления от поездок на дачу, где поэт не раз бывал в этот период, унылых сельских развлечений и местных обывателей.
Итак, место действия – некий ресторан, в котором будто нарочно сконцентрирована вся грязь и пошлость большого города. Здесь тяжел сам воздух, трудно дышать, глаза окружающих пусты, кругом не люди, но гротескные создания «с глазами кроликов». Этот мир дисгармоничен, вязок и тосклив, а бытие в нем лишено всякого смысла.
И каждый вечер в этом ужасающем своей обыденной пошлостью месте появляется она – уже не Прекрасная Дама ранней блоковской лирики, но женщина, в чьем сердце очевидно таится некая тайна, какая-то горечь, что заставляет ее приходить сюда.
Эта женщина, закутанная в шелка и источающая аромат духов, очевидно не принадлежит этому серому миру, она чужая в нем.<\p>
Незнакомка проходит по грязи, не замаравшись ею, и остается неким возвышенным идеалом.
Показательно, что лирический герой вовсе не стремится развеять окружающую ее тайну, подойти к ней и спросить ее имя, узнать, что привело ее сюда.
Ведь в этом случае пропадет и романтический ореол, окружающий таинственную незнакомку, из незнакомки она превратится всего лишь в земную женщину, в чьей жизни, может быть, что-то произошло. Она важна для него именно как символ, как образ, показывающий, что даже в самом беспросветном мраке существует свет и красота, как знак мистического чуда, привносящего смысл и наполняющего жизнь содержанием.
Стихотворение написано пятистопным ямбом с классическим перекрестным чередованием мужской и женской рифмы.
Все произведение можно условно разделить на две части: в первой царит атмосфера безысходности, вторую освещает своим присутствием таинственная Незнакомка. При этом антитеза образов постоянно подчеркивается лексикой и фонетикой: в начале стихотворения все образы исключительно мрачны и унылы, преобладает «низкая» лексика («лакеи», «пьяницы», «торчат» и т.п.), во второй же части – исключительно «высокая», подчеркивающая «волшебность» и недосягаемость образа.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-828374-analiz-stihotvoreniya-abloka-neznakomka
Анализ стихотворения Незнакомка Блока
Творчество Блока многогранно и интересно. Читая работы автора, можно увидеть протест против жестокости этого мира. Этот протест виден и в стихотворении Блока Незнакомка, которое он написал в сложный для себя период жизни.
Блок Незнакомка
Написал свою работу Незнакомка в 1906 году. Это сложное время для поэта, ведь его предает жена, которая уходит к его лучшему другу. И вот, скитаясь по пригородам Петербурга, гуляя по дачным поселкам, он пишет стихотворение, которое подобно рассказу, где встретился лирический герой с незнакомкой.
Читатель сразу же может заметить двоемирие в стихотворении Незнакомка, где автор показывает реальность пошлого мира, противопоставляя его романтическому идеалу.
Да, эти миры несовместимы, но только так Блок смог найти спасение и подарил читателю тонкий мир мечты, что одухотворен образом его героини, Незнакомки, которая оказалась в загородном ресторане среди пьяниц.
Анализ стихотворения кратко
Делая анализ стихотворения Незнакомка, можно ответить на вопрос, сколько композиционных частей в работе А. Блока. Их две.
Первая часть — это описание реальной картины, где изображается нелицеприятная сторона петербургских пригородов, где даже весной, когда в воздухе должны витать ароматы пробуждения природы, правит тлетворный дух.
Вокруг в переулках пыль, скучные дачи и каждый вечер остряки гуляют с дамами. Усиливают неприятную картину крики и плач детей, женский визг, скрип, да еще и ко всему луна в небе, как искривленный диск.
При этом писатель использует символику, где вечерний ресторан является воплощением пошлости.
Вот среди всего этого, среди пьяниц и одиночества оказался наш лирический герой. Его душа противится, не принимает ужасный мир, что похож на балаган, и он пытается найти утешение в вине. Как раз в хмельном угаре герой и замечает незнакомку, что явилась в ресторан и не вписывается в ужасную картину.
Кто она? Это реальная женщина или лишь снится герою? Здесь уже начинается вторая часть стихотворения, где также используется символика. Так, незнакомка является символом прекрасного чувства любви, духовности, того чего так не хватает поэту.
Видим мы и берег очарованный, что символизирует гармонию и недостижимость ее в мире.
Между тем, незнакомка, чей стан охвачен шелками, каждый вечер приходит в ресторан и садится у окна. Герой не решается подходить к женщине, так как не хочет нарушать таинственность и романтический ореол, которым окружена незнакомка.
Для него героиня, как доказательство светлой стороны мира, как тот лучик света во мраке.
Она является для писателя доказательством того, что даже в таком страшном мире всегда можно отыскать красоту, что наполнит мир яркими красками и содержанием.
- анализ стихотворения блока незнакомка сочинение
Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-neznakomka-bloka.html
Анализ стихотворения Блока “Незнакомка”
Александр Александрович Блок прожил короткую, но яркую жизнь. Как гениальный поэт и мыслитель Блок выражал настроения и взгляды очень многих интеллигентных людей той эпохи и был кумиром современников.
Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах. Он разделил свою поэзию на три тома, каждый из них выстроил как эстетическое и идейное единство. Том слагается из разделов, каждый из которых тоже художественно замкнут и закончен.
Разделы могут слагаться из циклов, которые объединяют несколько стихотворений и сами читаются как единый текст. Стихотворение “Незнакомка” принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия.
Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет.
Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами.
От него ушла его первая любовь – Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу поэту Андрею Белому. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница.
Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти. Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой – неотразимо-притягательной падшей женщиной, вызывающей роковую страсть, опустошающую душу лирического героя.
Блок, очевидно, хотел выразить мысль о трудном пути его лирического героя, о встававших перед ним соблазнах, о страданиях, которые пришлось ему претерпеть, предчувствие мученической кончины.
Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.
“Незнакомка” – одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир – грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро.
В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части – грязь и пошлость окружающего мира, а во второй – прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.
На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков – [р], [л], [н].
Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.
Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую музыку, льющуюся из самого сердца.
Источник: https://home-task.com/analiz-stixotvoreniya-bloka-neznakomka/
Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки
Стихотворение «Незнакомка» было написано А.А. Блоком в 1906 году. Оно вошло в цикл «Свирель запела на мосту». Это был сложный, трудный период в жизни поэта, его многие стихи пронизаны острым трагическим ощущением переломной эпохи.
Сложности присутствовали и в личной жизни: у жены Блока, Любови Дмитриевны Менделеевой, был роман с его другом, поэтом Андреем Белым. В этой атмосфере «растерзанной мечты» и родилась блоковская «Незнакомка».
Жанр произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема – столкновение мечты и реальности.
Об этом писал сам Блок статье «О современном состоянии русского символизма»: «Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим «анатомическим театром», или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами… Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством… Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец-то то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо. Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено»[1]. Таким образом, Прекрасная Дама из первых стихотворений поэта трансформируется здесь в образ своего «демонического двойника», куклы. Отметим, что в этом произведении поэт использует устойчивые в символизме мотивы, образы, ситуации. Это мотив вечера, солнца, романтического опьянения. Сама ситуация встречи с Незнакомкой уже присутствовала в произведениях В.Я. Брюсова. Однако у Блока все устойчивые символистские мотивы и ситуации трансформируются и обретают новый, зачастую противоположный смысл.
В основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Первая часть – это подчеркнуто гротескная картина обывательского быта. Открывается стихотворение описанием весеннего вечера. Однако лирический герой не чувствует свежего дыхания весны:
По вечерам над ресторанамиГорячий воздух дик и глух,И правит окриками пьянымиВесенний и тлетворный дух.
Образ ресторана здесь также символичен. Это воплощение пошлости, бытового мира, окружающего героя. И этот мир поэт представляет нам зримо, слышимо, ощутимо конкретно. В этом описании передано не только мироощущение лирического героя, но и конкретные детали современной поэту действительности.
Друг Блока, Евгений Павлович Иванов, вспоминал, что, будучи у него в Озерках (дачное место под Петербургом), видел показанные поэтом вывески булочной, канавы, прислушивался к крикам плывущих на лодках по озеру. И действительно, мы видим канавы и шлагбаумы, вдыхаем «переулочную пыль», ощущаем горячий, несвежий весенний воздух, слышим пьяные окрики, скрип уключин, «детский плач», «женский визг».
Детали пейзажа также демонстративно снижены у Блока: луна равнодушно взирает на происходящее:
А в небе ко всему приученныйБессмысленно кривится диск.
Вместо солнца золотится «крендель булочной», любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками». Во всем здесь отталкивающая дисгармония – звуков, запахов, красок и форм, ощущений и чувств.
Все эти выразительные детали ярко характеризуют лирического героя, передавая его мироощущение, неприятие им уродливой, прозаической реальности.
В стихотворении звучат два устойчивых мотива. Один из них – мотив опьянения.
Задают «окрики пьяные» в ресторане, «пьяницы с глазами кроликов», кричащие «In vino veritas!». Незнакомка у Блока идет «меж пьяными». О «влаге терпкой и таинственной» говорит и сам лирический герой:
И каждый вечер друг единственныйВ моем стакане отраженИ влагой терпкой и таинственнойКак я, смирен и оглушен.
Однако опьянение его – это еще и погружение его в мир мечты, романтики, любви:
И все души моей излучиныПронзило терпкое вино.
Другой устойчивый мотив «Незнакомки» – мотив вечера. Открывается стихотворение описанием вечернего ресторана, вечернего пейзажа.
Далее анафора («И каждый вечер…») повторяется трижды: в бытовой, пошлой картине прогулок дам и их местных кавалеров, в описании ощущений лирического героя (его опьянение), в описании Незнакомки.
Вторая часть стихотворения открывается появлением Незнакомки:
И каждый вечер в час назначенный(Иль это только снится мне?)Девичий стан, шелками схваченный,В туманном движется окне.
Повествование здесь переходит в романтический план. «Дыша духами и туманами», Прекрасная Незнакомка возникает словно из страны грез, старинных преданий:
И веют древними поверьямиЕе упругие шелка,И шляпа с траурными перьями,И в кольцах узкая рука…
Старинные предания и сказки вновь оживают в душе героя. И ему неважно, наяву или во сне происходит эта метаморфоза: он уходит в «очарованную даль» от окружающей пошлой реальности, ото всего, что оскорбляло его эстетическое чувство. Погружаясь в мир мечты, он открывает иную действительность:
Глухие тайны мне поручены,Мне чье-то солнце вручено,И все души моей излучиныПронзило терпкое вино.И перья страуса склоненныеВ моем качаются мозгу,И очи синие, бездонные,Цветут на этом берегу.
Духи и туманы, бездонные синие очи, дальний берег – все эти детали составляют целостный, единый образ мира мечты и поэзии. И пусть образ этот только греза, видение, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается герою именно в эти минуты. Именно об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю – истина в вине».
Что стоит за образом Незнакомки у Блока? Как мы уже отмечали выше, толкования этого образа в литературоведении различны: Незнакомка – трансформированный образ Прекрасной Дамы; это обычная посетительница загородного ресторана, «падшая звезда»; это «смутное видение» лирического героя.
Образ этой героини символизирует раздвоенность сознания героя, создает мотив двоемирия. Он уходит от грубой, пошлой действительности, однако окружающий мир никуда не исчезает, он продолжает существовать, именно в него приходит Незнакомка.
Все это лишает образ лирического героя цельности, необходимой для гармонической, счастливой жизни, придает этому образу трагедийные ноты.
Как мы уже отмечали, в основе композиции произведения – принцип антитезы. Первая часть (первые шесть строф) – описание реальной действительности. Вторая часть – (последние семь строф) – уход лирического героя в мир мечты и сказки. Два эти мира у Блока несовместимы. Точно подметил это А.
Терновский: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это – его «сокровище» – единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям»[2].
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («берег очарованный», «терпкое вино», «очи синие бездонные»), метафору («очи синие бездонные Цветут на этом берегу», «И все души моей излучины пронзило терпкое вино»), инверсию («В туманном движется окне»), аллитерацию («По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух»), ассонанс («Дыша духами и туманами»).
1. Блок А. О современном состоянии русского символизма. Электронная версия. www.readr.ru
2. Материалы к анализу стихотворения А. Блока «Незнакомка». Электронная версия. www.osvita.ua
Лента RSS © 2019 Литературный портал “Шпаргалкино”
Источник: https://shpargalkino.com/stixotvorenie-neznakomka-a-a-bloka-vospriyatie-tolkovanie-ocenka/
Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка»
«Незнакомка» — одно из самых известных стихотворений Блока. Оно знаменует переходный этап в творчестве поэта.
Став более зрелым, он уже не может поклоняться неземным символам, воспевая красоту и гармонию, далекую от реальности, но не может и полностью отречься от своих возвышенных идеалов.
Поэта мучает сознание того, что его представления об идеале — Мировой Душе, духовной сущности мира не могут служить достойным противопоставлением окружающему «страшному миру», мещанству, пошлости. Эти противоречия отразились в стихотворении «Незнакомка».
В нем можно выделить две части: в первой дано реалистическое, хотя и ироничное воспроизведение дачного пригорода, с «пылью переулочной», с «окриками пьяными», где даже весенний дух, традиционно символизирующий любовь и обновление, кажется лирическому герою «тлетворным».
Читая стихотворение, обращаешь внимание на детали, подчеркивающие приземленность этого мира: дамы гуляют не с влюбленными, ас «испытанными остряками».
Гуляют «за шлагбаумами», «среди канав», «над озером» вместо плеска волн и девичьего смеха раздается скрип и «женский визг», и даже вечный символ поэтов — луна, таинственная и непостижимая, здесь предстает «ко всему приученным», бессмысленно кривящимся диском.
Но не только отвращение звучит в первой части «Незнакомки», некоторую трагичность происходящему придает такая деталь, как «детский плач», да и все опошленные образы природы подчеркивают трагизм жизни лирического героя в «страшном мире» буржуазного общества.
Трагично одиночество героя, поэта, усмиряющего свой внутренний бунт «влагой терпкой и таинственной». Сознание его раздваивается, не в силах совместить ощущение бессмысленности, бесполезности существования и жажду разрушения неприемлемого для него мира.
Спастись он может лишь в своей мечте, которая предстает перед ним в облике прекрасной Незнакомки. И мы вместе с героем не можем понять, реальна ли эта женщина, или создана воображением поэта.
Ее загадочный образ видится поэту сквозь туманную дымку, что делает его еще более нереальным, таинственным.
Туманы, древние поверья, «очи синие, бездонные» создают ощущение космичности образа, противопоставляет его «сонным лакеям», «пьяницам с глазами кроликов», женскому визгу и обывательской скуке. Отчужденность героини от внешнего мира — «всегда без спутников, одна» возвышает ее над неприятной поэту обыденностью.
И странной близостью закованный,
Смотрю за.темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.<\p>
Вуаль, скрывающая лицо Незнакомки, позволяет поэту самому придумать внешний облик своей мечты, сделать ее досягаемой, черпать в ней силы и вдохновение. Но трагедия поэта еще и в том, что он далек от своего идеала: «мне чье-то солнце вручено».
Он не считает это солнце своим, ему лишь кто-то свыше поручил эти «глухие тайны», и, несмотря на близость Незнакомки, «очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу». Мечта не может найти реального воплощения и остается лишь в тайниках души, под замком.
А мир, тот самый «страшный мир», провозглашает лишь одну истину: «In vino Veritas!».
Источник: https://5litra.ru/soch/271-analiz-stihotvoreniya-a-a-bloka-neznakomka.html
анализ стиха Блока “Незнакомка” – Школьные Знания.com
Строки стихотворения А. Блока «Незнакомка», ставшее
хрестоматийным, по словам литературного критика «принесли ему славу. Она была
куплена дорогой ценой».
В 1906 году поэт-символист Блок переживает глубокую душевную
драму – измену жены Л. Менделеевой, в которую он был страстно влюблен.
Не в
силах томиться в доме, Блок полюбил гулять в окрестностях Петербурга, исходил и изучил дачный поселок
Озерки.
Там и приглянулся ему привокзальный ресторанчик, за окнами которого
текла «скука загородных дач», там, топя в вине свое горе, разглядывая вместе с
солнцем «ко всему приученному» людской мир, поэт написал свои известнейшие
строки.
Произведение можно разделить на три части. В первых шести
строфах Блок со свойственной ему чувствительностью к повседневным проявлениям
мира емкими метафорами описывает окружающий его мир.
Горек этот мир от выпитого
вина и душевных терзаний. На поверхность винного омута всплывают человеческие грехи, но вызывают лишь скуку
поэта. Мир, видимый им из окна ресторанчика, бесхитростно прозрачен, обыден и
наивен.
В нем нет любви, только пошлость и страсть.
В следующих шести строфах Блок все глубже погружается «в
таинственную сущность жизни». Наполняясь «таинственной влагой», его сознание
рождает образ Незнакомки. Образ этот на фоне «пьяниц с глазами кроликов», являет
нам антитезу (противопоставление) мистического и бытового.
Незнакомка, как
пояснял позже сам Блок, – это «вовсе не
просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский
сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового». В этом образе
слились его переживания, его дама полна таинственности и недоступности, она эфемерна
как идеал, она – траур по любви.
Поэт представляет нам ее в злачном месте, но
ограждает ее от порока, усаживая одну у окна. Этим он пытается оградить свою
запятнанную, но все еще высокую любовь, от мирского. Возможно, когда пьяный
угар рассеется, мы увидим прообраз дамы – падшую женщину, постоянную кабацкую
гостью.
Но суть ее – изменчивость, ранимость
и таинственность, извечная женская сущность – не перестанут терзать
сердце поэта.
В последней строфе Блок исповедует нам горькую правду своих
метаний – «Я знаю: истина в вине». Сквозь призму винного стакана рассеялась вся
грязь этого мира, явив нам и поэту истинную любовь, доступную лишь жаждущему ее
сердцу.
Критики видят в «Незнакомке» перекличку с романтическими
литературными образами А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова – незнакомка облачена в
одежды Серебряного века, с хрупкостью героинь Ф.М. Достоевского, с В.Я. Брюсовым
его объединяет описание ночного ресторана и пьянящая отрешенность героя.
Мелодичность стихотворения завораживает слушателя: используемые аллитерации резких звуков [д], [г], [р] позволяют передать
шум улиц, благодаря шипящим [ж], [ч], [ш] – мы слышим шорох шелков платья. Сам
же образ незнакомки не оставляет равнодушным никого.
Вместе с тем, как испивает
вино автор, мы испиваем всю горечь и тоску поэта по прекрасной и светлой любви.
Источник: https://znanija.com/task/3560587