Биография а.и. куприна: жизнь и творчество писателя

Жизнь и творчество Куприна

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке 
Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью 
в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион).<\p>

Во вдовьем доме он, по крайней мере, не был оторван 
от матери.

Вообще в формировании личности Куприна громадную роль сыграла 
мать, которая в глазах ребенка 
безраздельно заняла место “верховного существа”. Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, “обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством”.

Натура энергичная, волевая и даже с оттенком деспотизма в характере, она обладала к тому же, по словам Куприна, редким “инстинктивным вкусом” и тонкой наблюдательностью. И у шестидесятилетнего Куприна образ матери вызывает восторженные признания. В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище.

Обратите внимание

Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму – парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой”. Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания.<\p>

Но это было только начало.

В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: “Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике”. Он не мог мириться с жесткой дисциплиной и казарменной воспитательной системой.

<\p>

Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище 
в Москве. И оно приняло в 
свои стены уже не тщедушного, неуклюжего подростка, а крепкого юношу, ловкого гимназиста, юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора, пылко влюбляющегося в каждую хорошенькую партнёршу по вальсу.

<\p>

Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. Среди бездарных, по его мнению, педагогов счастливым исключением оказался литератор Цуханов. К этому времени и сам Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии. Сохранилось его несколько очень несовершенных ученических опытов 1883 -1887 годов.

Уже будучи в юнкерском училище, Куприн впервые выступит в печати. Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, он опубликовал и журнале “Русский сатирический листок” рассказ “Последний дебют” (1889. Но этот рассказ не был слишком удачен.

10 августа 1890 года, окончил “по первому разряду” Александровское училище, подпоручик Куприн отправился в 46-й пехотный Днепровский полк, квартировавший в городишке Проскурове Подольской губернии, — он и сам не относился серьёзно к своему “писательству”.<\p>

В 1893 году молодой подпоручик заканчивает повесть “Впотьмах”, рассказы “Лунной ночью” и “Дознание”.

Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна все более невыносимыми.<\p>

Важно

Событием, несколько отсрочившим 
крепнущее стремление Куприна покинуть военную службу, было серьёзное увлечение девушкой. Заштатный подпоручик, с его сорока восемью рублями жалованья, не был подходящей партией.

Отец девушки давал согласие на брак лишь в том случае, если Куприн поступит в Академию генерального штаба. И вот осенью 1893 года он выезжает в Петербург сдавать экзамены. В столице Куприн сидел без денег, на одном черном хлебе, скрывая свою свирепую нищету.<\p>

В разгар экзаменов по распоряжению командующего Киевским военным округом 
генерала Драгомирова Куприн был 
отозван в полк.

Причиной послужило его столкновение на пути в Петербург с околоточным надзирателем (полицейским), грубая назойливость которого закончилась для него вынужденным купанием в Днепре. Вернувшись в полк, Куприн подает прошение об отставке, получает её и к осени 1894 года оказывается в Киеве.

Он много печатается в местных и провинциальных газетах (“Киевском слове”, “Киевлянине”, “Волыни”), пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этого беспокойного полуписательского, полурепортерского прозябания были два сборника: очерки “Киевские типы” (1896) и рассказы “Миниатюры” (1897).

<\p>

Репортерская работа в киевских газетах – судебная и полицейская 
хроника, писание фельетонов – была главной литературной школой Куприна. К репортерству он навсегда сохранил теплое отношение.

<\p>

И когда в 1896 году, поступив заведующим учетом кузницы и столярной мастерской (на один из крупнейших сталелитейных и рельсопрокатных заводов Донецкого бассейна), Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первого крупного произведения-повести “Молох”.

Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков едва ли не все самые значительные свои произведения. Талант Куприна, недавно еще разменивавшийся на ниве дешёвой беллетристики, обретает уверенность и силу. Вслед за “Молохом” появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы.

“Прапорщик армейский” (1897), “Олеся” (1898) и затем, уже в начале XX столетия, – “В цирке” (1901), “Конокрады” (1903), “Белый пудель” (1903) и повесть “Поединок” (1905).<\p>

Совет

В 1901 году Куприн приезжает 
в Петербург. Позади годы скитаний, калейдоскоп причудливых профессий, неустроенная жизнь.

В Петербурге перед 
писателем открыты двери редакций наиболее популярных тогдашних “толстых” журналов – “Русского богатства” и “Мира Божьего”. В 1897 году Куприн познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее – с А. П. Чеховым, а в ноябре 1902 года – с М. Горьким, давно уже пристально следившим за молодым писателем. Приезжая в Москву, Куприн посещает основанное Н. Д.

Телешовым литературное объединение “Среда”, сближается с широкими писательскими кругами. Руководимое М. Горьким демократическое издательство “Знание” выпускает в 1903 году первый том купринских рассказов, положительно встреченных критикой.<\p>

Среди петербургской 
интеллигенции особенно сближается Куприн с руководителями журнала “Мир 
Божий” – редактором его, историком 
литературы Ф. Д.

Батюшковым, критиком и публицистом А. И. Богдановичем и издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна. В 1902 году писатель женится на дочери Давыдовой, Марии Карловне.

Некоторое время он деятельно сотрудничает в “Мире Божьем” и как редактор, а также печатает там ряд своих произведений: “В цирке”, “Болото” Накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя – повесть “Поединок”.<\p>

Куприн был очевидцем 
очаковского восстания.

На его глазах ночью 15 ноября крепостные орудия Севастополя 
подожгли революционный крейсер, а 
каратели с пристани расстреливали из пулеметов и приканчивали штыками матросов, пытавшихся вплавь спастись с пылающего корабля.

Потрясённый увиденным, Куприн откликнулся на расправу вице-адмирала Чухнина с восставшим гневным очерком “События в Севастополе”, опубликованным в петербургской газете “Наша жизнь” 1 декабря 1905 года. После появления этой корреспонденции Чухниным был отдан приказ о немедленной высылке Куприна из Севастопольского округа.

Обратите внимание

Одновременно вице- адмирал возбудил против писателя судебное преследование; после допроса у судебного следователя Куприну разрешили выехать в Петербург (Высылка из Крыма). Вскоре после севастопольских событий в окрестностях Балаклавы, где жил Куприн, появилась группа из восьмидесяти матросов, добравшихся до берега с “Очакова”.

Куприн принял самое горячее участие в их судьбе: доставал им штатское платье, помог сбить со следа полицию.<\p>

В течение первого 
десятилетия 1900-х годов талант Куприна 
достигает наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В 1912 году в издательстве Л. Ф.

Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу “Нина”.<\p>

После разгрома революции 
у него заметно падает интерес 
к политической жизни страны. Не было и прежней близости к М. Горькому.

Свои новые произведения Куприн помещает не в выпусках “Знания”, а в “модных” альманахах Если говорить об известности Куприна – писателя, то она в эти годы все продолжает расти, достигая своей высшей точки.<\p>

Литературному труду 
Куприна мешала еще и постоянная нехватка денег, к тому же прибавились 
и семейные заботы.

После поездки 
в 1907 году в Финляндию он женится 
вторично, на племяннице Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизавете Морицовне Гейнрих. Растёт семья, а вместе с ней – долги. Поневоле на вершине своей литературной славы писатель вынужден был возвращаться к молниеносным темпам чернорабочей журналистики времён своей неустроенной киевской жизни. В таких условиях работал он над созданием большой повести “Яма”.

<\p>

В начале войны Куприн вновь надевает мундир поручика. Демобилизовавшись 
по состоянию здоровья, он организует на личные средства в своём гатчинском доме военный госпиталь. В эту 
пору Куприн пишет ряд патриотических статей. Февральская революция, которую 
Куприн встретил восторженно, застала его в Гельсингфорсе. Он немедленно выезжает в Петроград, где вместе с критиком П. Пильским некоторое время редактирует эсеровскую газету “Свободная Россия”. В его художественных произведениях этой поры (рассказы “Храбрые беглецы”, “Сашка и Яшка”, “Гусеница”, “Звезда Соломона”) нет прямых откликов на бурные события, переживаемые страной. Сочувственно встретив Октябрьскую революцию, Куприн сотрудничает, однако, в буржуазных газетах “Эра”, “Петроградский листок”, “Эхо”, “Вечернее слово”, где выступает с политическими статьями “Пророчество”, “Сенсация”, “У могилы” (памяти видного большевика М. М. Володарского, убитого эсером), “Памятники” и т. д. Критикует планы Ленина по преобразованию России. Стечение случайных обстоятельств приводит Куприна, в стан эмиграции. Летом 1920 года он оказывается в Париже. Там был его творческий спад.<\p>

Важно

Только в 1927 году выходит 
сборник Куприна “Новые повести 
и рассказы”. Вслед за этим сборником 
появляются книги “Купол св. Исаакия 
Далматского” (1928) и “Елань” (1929). Рассказы, публиковавшиеся в газете “Возрождение” в 1929 -1933 годах, входят в сборники “Колесо времени” (1930) и “Жанета” (1932 – 1933). С 1928 гола Куприн печатает главы из романа “Юнкера”, вышедшие отдельным изданием в 1933 году.<\p>

Очень скучал по Родине. Писатель твердо решил вернуться в Россию. Предотъездные хлопоты держались семьей Куприна в глубокой тайне. Александр Иванович очень волновался. И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде.<\p>

Однако это уже был 
совсем не тот Куприн, каким его 
помнили современники. Уехал он крепким 
и сильным, а вернулся совсем больным, беспомощным. Тем не менее Куприн надеется написать о новой России. Он поселяется в голицынском Доме творчества писателей, где его навещают старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта. В конце декабря 1937 года писатель переезжает в Ленинград и живет там, окруженный заботой и вниманием.<\p>

Тяжелая болезнь (рак) помешала Куприну возобновить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался.

Реферат

на тему: «Биография А.И.Куприна»

Подготовила: ученица 11 класса Соколова Александра

Учитель: Марочкина Татьяна Евгеньевна

Омск  – 2011

Источник: http://turboreferat.ru/literature/zhizn-i-tvorchestvo-kuprina/246281-1315116-page1.html

Интересные факты из биографии Куприна. Самое важное

Александр Иванович Куприн – известный писатель России конца XIX — начала XX столетия. Он стал автором более двадцати произведений и был удостоен Пушкинской премии. В этой статье мы рассмотрим биографию Куприна и выделим интересные факты из его жизни.

Первые успехи и неудачи

Александр Куприн родился в Пензенской области 7 сентября 1870г. Через год его отец умирает от холеры. Мама, Любовь Куланчакова, вынуждена с сыном отправиться в московский сиротский дом и жить в палате вдов. В шестилетнем возрасте мальчик отправляется учиться в пансион при военном училище.

В учебном заведении проявляется писательский талант. В 1894 г. «Сатирический листок» опубликовал рассказ «Последний дебют». Интересные факты о Куприне свидетельствуют, что за публикацию без разрешения военачальников, автор удостоился гауптвахты. Среди других плодов раннего творчества, стоит отметить стихи, в которых преобладает тоска, навеянная кадетской жизнью.

В 1890г. он заканчивает обучение военному ремеслу в чине подпоручика. Последующие 4 года, служит в украинском полку. После отставки Александра Ивановича Куприна, как свидетельствует его биография, ждало краткое знакомство со множеством профессий. В разные периоды жизни он был  цирковым актером, боксером, учителем, рыбаком, продавцом, воздухоплавателем.

Основным же родом занятий явилась журналистика. С 1899 года начинается знакомство писателя с коллегами: Чеховым, Буниным, Телешовым, Андреевым. В начале XX века происходят перемены в биографии Александра Ивановича Куприна. Он работает редактором в нескольких журналах, обзаводится женой и дочкой.

Опубликован первый том его рассказов. В 1905г. увидел свет рассказ «Поединок», который открыл писателю дверь в «Общество любителей русской словесности».<\p>

В это время писатель жил в Севастополе, где произошло восстание на крейсере «Очаков». Куприн встает на сторону матросов и публикует статью о трагедии.

Его вынуждают переехать в Санкт-Петербург.

Интересный факт из жизни Куприна: ему еще раз напомнят об этой заметке в 1909 году и попросят покинуть Одессу.

Жизнь Куприна в Эмиграции

В 1911 году Куприн начинает путешествие по Франции и Италии. Из-за границы он писал Репину о скуке, духоте и жаре. Но лучше охарактеризовать отношение писателя к западу его словами из письма: «Я теперь за границей, которая – гадость».

Наступает 1914 год, начинается Первая Мировая Война. Куприн, что следует из его краткой биографии, совершает два самых важных поступка. Он оборудует свой дом под военный госпиталь и отправляется служить в Финляндию. Однако через год писателя демобилизуют по состоянию здоровья.

Совет

Вскоре, к власти приходят коммунисты. С одной стороны, Куприн видел перспективы развития России в свержении империализма. С другой – его пугали методы большевиков. А.И. Куприн пытался сотрудничать с несколькими журналами, озвучил Ленину идею создания нового издания.

В 19-м году писатель принимает сторону белогвардейцев. Но спустя год, он не выдерживает войны белых с красными и переезжает в Париж. Существует предположение, что именно Куприну принадлежит пренебрежительное слово «совдепия», образованное от Совета Депутатов.

Возвращение на родину

А. Куприн со второй женой Елизаветой Морицовной Гейнрих

А. И. Куприн, как известно из его биографии, очень тосковал по родине. Об этом свидетельствуют многочисленные письма друзьям. Франция – замечательная страна, но – чужая. Александр Иванович неоднократно сетовал на незнание французов русского языка и мечтал вернуться в Россию.

Со временем, проведенным на чужбине, писательский потенциал угасал. Наиболее значительное произведение эмигранта – «Юнкера». В нем еще сохранились воспоминания с необходимой литературе остротой. Биография А.И. Куприна подтверждает: краски прошлого остались в России, а теперь теряли цвет.

В 1936г. художник Билибин сообщает Александру Ивановичу о своем намерении вернуться в СССР. Писатель цепляется за возможность уехать на родину. Вопреки его ожиданиям, Сталин дает согласие на возвращение.

В биографии Куприна есть еще один интересный факт. Перед его смертью была опубликована статья с нотами восхищения Союзом. Однако есть подтверждения, что Александр Иванович был очень слаб и не мог ничего написать самостоятельно. Так, Советская власть решила слепить из писателя образ раскаявшегося эмигранта. Скончался Куприн 25 августа 1938 года от рака пищевода.

О другом

О Куприне сохранились интересные факты из его личной жизни. В завершении повести «Поединок», мы во многом обязаны первой жене писателя Марии Карловне Давыдове. Она буквально заставляла мужа работать. Сначала были семейные сцены, но они не помогали, пока супруга не выгнала любимого из дома. Вернуться он мог только после предъявления жене очередной главы произведения.

Но с Давыдовой писатель развелся. Перед этим он топил горечь и боль в вине. В бульварной прессе регулярно появлялись заметки о проделках литератора. Он провоцировал драки, бил посуду в ресторанах. Вывести из этого состояния смогла няня его 4-летней дочери, впоследствии ставшая женой.

Мы постарались извлечь из биографии Куприна краткую информацию о самом главном. Стоит добавить, что женат он был дважды и имел трех дочерей. Но главное наследие, оставленное литератором – его многочисленные произведения. А что нравится вам из творчества Александра Ивановича? Напишите в комментариях.

Источник: https://interesnie-fakti.net/kuprin-interesnye-fakty-iz-zhizni/

Жизненный и творческий путь А. Куприна

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. Вскоре после смерти мужа, Ивана Ивановича Куприна, мать будущего писателя, Любовь Алексеевна (урожденная княжна Кулунчакова), переезжает с сыном и двумя дочерьми в Москву. С 1876 по 1880 г.

Куприн воспитывался в Разумовском пансионе (сиротское училище), а в 1880 г. становится учеником 2-й Московской военной гимназии. Еще с 1877 г. он начинает писать стихи, а в гимназические годы занимается также переводами французских и немецких поэтов. В декабре 1889 г. в журнале “Русский сатирический листок” был напечатан его первый рассказ — “Последний дебют”. В 1890 г.

Куприн в чине подпоручика окончил Александровское юнкерское училище в Москве и следующие четыре года посвятил военной службе в составе 46-го пехотного Днепровского полка, который дислоцировался в небольших городках Подольской губернии (Проскуров, Гусятин и др.). Впоследствии армейская тема займет видное место в творчестве писателя. В 1894 г.

Обратите внимание

Куприн в чине поручика выходит в отставку и приезжает в Киев, где сотрудничает в газетах “Киевское слово”, “Киевлянин”. В эти и последующие годы ему пришлось сменить множество разнообразных профессий — грузчика, рабочего кузнечного цеха, землемера, провинциального артиста, газетного репортера и др.

Этот жизненный опыт решающим образом повлиял на художественную картину мира уже ранней купринской прозы, для которой характерна экстенсивность в освоении самых разных социальных уровней русской жизни, психологии героев различных профессиональных призваний — от служителей искусства до военных и артельных рабочих.

Первую писательскую известность принес Куприну основанный на материале армейской жизни рассказ “Дознание” (1894), где через незначительный бытовой эпизод кражи рядовым татарином “пары голенищ и тридцати семи копеек деньгами” автору удалось не только психологически емко запечатлеть отупляющее воздействие нравов солдатской и офицерской среды, но и вывести мыслящего героя, тяготящегося формализованным духом этой среды и противопоставляющего ему возможность невербального, искреннего человеческого контакта (образ подпоручика Козловского). Данная тематическая линия получит развитие в таких ранних рассказах Куприна, как “Куст сирени” (1894), “Ночлег” (1895), “Прапорщик армейский” (1897), “Поход” (1901). В этот же период, восхищаясь стихийными, страстными натурами героев книг К. Гамсуна, Р. Киплинга, Д. Лондона, Куприн обращается к темам любви, красоты, к постижению тайны женской души в рассказах “Страстная минута” (1895), “Лолли” (1895), “Allez!” (1897), “Погибшая сила” (1900), “Сентиментальный роман” (1901) и др. В этом ряду особенно выделяется написанная под впечатлением от поездки в Полесье повесть “Олеся” (1898), где Куприн, с опорой на опыт Л. Толстого — автора “Казаков”, развивает классическую для отечественной литературы тему “русский человек на rendez-vous” и воплощает самобытную трактовку идеала гармоничного в своей первородной красоте “естественного” человека, утверждая возвышенно-романтическую концепцию любви, которая преодолевает узкие пределы бытовых форм повседневной жизни. В 1896 г. Куприн работает корреспондентом на сталелитейном заводе Донбасса. Творческим отражением этих впечатлений стала повесть “Молох” (1896), в центр которой выдвигается “страшная и захватывающая картина” труда тысяч людей, отдающих свои силы, здоровье, внутреннюю свободу “за один только шаг вперед промышленного прогресса”. На фоне “удвоенной” интенсивности внешней деятельности (“двадцать лет человеческой жизни в сутки”) здесь — в отношениях инженера Боброва с сослуживцами, в любовной драме главного героя, в его попытке бунта против Молоха — раскрывается крайняя степень упрощения личности в эпоху машинного “бума”, намечаются предвестия социальных катаклизмов. В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Куприн активно входит в литературные круги. В 1897 г. под Одессой он знакомится с И. Буниным, в апреле 1900 г. в Ялте происходит его знакомство с А. Чеховым, а в 1901 г. Куприн переезжает в Петербург, где состоялось его окончательное профессиональное самоопределение в качестве литератора. Он начинает публиковаться в солидных литературных журналах “Мир Божий”, “Русское богатство”, о его таланте одобрительно отзывается Л. Толстой. В 1902 г. М. Горький привлекает писателя к сотрудничеству с издательством “Знание”, которое в 1903 и 1906 гг. выпускает два тома купринских рассказов. Для произведений Куприна начала 1900-х гг. характерны постановка острых социальных проблем, дальнейшая разработка “стихийных” характеров “маленьких” людей искусства (“Трус”, “Конокрады”, “Белый пудель”), а также нередкое выдвижение на первый план драматичных раздумий о краткости земного пути. Последнее начало особенно ярко выразилось в рассказе “На покое” (1902), где прежнему упоению героев сценической игрой, гастролями и актерской славой резко противопоставляется нынешнее доживание ими своего века в приюте, отравленное взаимным озлоблением, богохульством, ощущением “гнусно прошле-панной жизни”. В сгущении тягостных бытовых подробностей существования персонажей высветились раздумья писателя об обреченности творческой личности на извечную тоску по семейному уюту, “домовитости”, “мирной комнатке”, “простому мещанскому счастью”.

С 1902 г. в значительной степени под влиянием Горького Куприн начинает работу над повестью “Поединок”, где армейская тема осмыслена во взаимодействии автобиографического опыта и масштабных социальных обобщений. Нравственное разложение армейской среды, раскрывшееся в судьбе и гибели Ромашова, в образе Назанского, в объемном критическом изображении полкового офицерства, вырисовывается здесь в общем социоисторическом контексте русской жизни кануна первой революции. В мае 1905 г. повесть была опубликована в сборнике товарищества “Знание”, получила широкий литературно-критический и общественный резонанс и воспринималась в соотнесенности с такими трагическими для России событиями Русско-японской войны, как падение Порт-Артура и поражение русского флота в Цусимском сражении.

<\p>

Среди произведений Куприна середины и второй половины 1900-х гг., прямо или косвенно отразивших дух революционных потрясений, кризисные явления национальной действительности (“Листригоны”, “Механическое правосудие”, “Мелюзга”, “Яма” и др.

), особенно выделяется рассказ “Гамбринус” (1907), явивший на примере южного портового города показательный социальный “срез” русской жизни в эпоху назревающей и осуществляющейся революции 1905 г.

Разрушительной энергии “бурных времен”, массовых волнений автор противопоставляет стихийную творческую личность, “маленького” человека искусства скрипача Сашку, выступающего в городской пивной.

Давняя купринская тема “погибшей силы” здесь обогащается упованием на героическую, всепобеждающую мощь искусства, способную, как верится писателю, сдерживать натиск нарастающей социальной розни. В 1912 г.

вместе с семьей Куприн предпринимает путешествие по Европе, посещает Францию, Италию, Испанию и на основе этих впечатлений создает цикл очерков “Лазурные берега” (1913), а также, расширяя перспективу художественного видения мира и жанровый диапазон своей прозы, работает над повестью “Жидкое солнце” (1912), содержащей в себе элементы научной фантастики и антиутопии.

В конце 1900-х и первой половине 10-х гг. купринское пристрастие к “героическим сюжетам” выразилось в ряде произведений, в центр которых выдвигается образ артистической, волевой личности, восстающей против повседневной рутины и неправды жизни (“Анафема”, “Черная молния”, “Капитан” и др.).

Важно

Художественных высот писатель достигает в это время и при обращении к теме любви, разные “лики” которой явлены в построенной на библейском сюжете повести “Суламифь” (1907—1908), в рассказе “Леночка” (1910), где любовное чувство предстает в возвышенных, просветленно-ностальгических воспоминаниях персонажей о молодости, а также в рассказе “Гранатовый браслет” (1910), приобретшем широкую известность в том числе и благодаря осуществленной в сентябре 1915 г. экранизации. В 1911 г. Куприн переезжает в Гатчину под Петербургом, где в августе 1914 г. в его доме открывается лазарет для раненых солдат Первой мировой войны. С ноября 1914 г. по май 1915 г. сам писатель находился в действующей армии. В 1919 г., занимая антибольшевистскую позицию, Куприн покидает Россию вместе с отступающей Белой армией, уезжает вначале в Эстонию, затем в Финляндию, а в июле 1920 г. перебирается с семьей в Париж. В эмиграции Куприн занимается редакторской деятельностью в литературных журналах “Отечество” и “Иллюстрированная Россия”, в 1927 г. появляется сборник его новых повестей и рассказов, в которых писатель остается верным изображению своего “излюбленного… человеческого типа — отважного романтика, бросающего вызов судьбе и утверждающего себя ярким поступком”. В поздней новеллистике Куприна (“Лимонная корка”, “Пунцовая кровь”, “Наташа”, “Ночь в лесу”, “У Троице-Сергия” и др.) особенно примечателен рассказ “Ольга Сур” (1929) — эта “цирковая история”, в которой оригинально преломились некоторые мотивы “Гранатового браслета”: и принцип парного сопоставления женских портретов, и изображение “маленького” человека — “незаметного артиста из униформы”, спонтанно раскрывающего свою личностную и творческую незаурядность под воздействием любовного чувства, родственного, как и у чиновника Желткова, возвышенному молитвенному переживанию. Из крупных произведений позднего Куприна заметными явлениями стали в значительной степени автобиографичный роман “Жанета” (1934) о драматичной судьбе одинокого русского эмигранта профессора Симонова в потоке суетливой парижской жизни, роман о любви “Колесо времени” (1929), а также пронизанный воспоминаниями о проведенной в Москве молодости роман “Юнкера” (1928—1932), где “выведен многогранный образ прежней Москвы, воспринимаемой как центр духовной жизни России” конца XIX в.

В мае 1937 г., будучи уже смертельно больным, Куприн возвращается в СССР, где в середине июня того же года выходят два тома его “Избранных произведений”. Писатель скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде и был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

<\p>

Источник: https://libaid.ru/katalog/k/kuprin-aleksandr/3554-zhiznennyj-i-tvorcheskij-put-a-kuprina

“Жизнь и творчество писателя рубежа веков – А. И. Куприна”

Конспект урока«Жизнь и творчество писателя рубежа веков – А. И. Куприна. Произведение «Гранатовый браслет» как ярчайший этап в творческой биографии А. И. Куприна (лекция

Цели урока:

Образовательные:познакомить учеников с перипетиями жизни и творчества А. И. Куприна, акцентируя внимания на наиболее важных моментах писательской биографии.

Развивающие:развивать критическое мышление, память, культуру речи, навыкиов работы с мультимедийным материалом.

Воспитательные:воспитывать  интерес к самостоятельному чтению произведений А. И. Куприна, нравственные качества личности, внимательного, вдумчивого читателя, способного исследовать «ткань» художественного произведения.

Методические приемы:комментированное чтение, аналитическая беседа (вопросы, касающиеся прочитанных произведений писателя, – повести «Олеся» и рассказа «Гранатовый браслет»).

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, CD-диск (на нём и представлена презентация с учебным фильмом по теме урока) серии «Уроки Кирилла и Мефодия» по литературе для 5-11 классов (разработан в соответствии с государственным стандартом образования РФ.)

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Знакомство с темой и целями (тезисно) урока, работа над ней (темой). <\p>

Слово учителя.

Куприн Александр Иванович (26 августа (7 сентября) 1870, г. Наровчат Пензенской губернии —25 августа 1938, Гатчина).

Творчество ровесника И. А. Бунина, Александра Ивановича Куприна, было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 г., вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца пятидесятых гг. XX века.

Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л. Н. Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова.

Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого».

Но если для Бунина главное – созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.

Происходил из небогатой дворянской семьи, окончил Александровское военное училище в Москве (воспоминаниями о нем навеян написанный в эмиграции роман Юнкера, 1933) и в 1890–1894 служил в полку, расположенном в Подольской губернии, на границах Российской империи.

Как писатель дебютировал еще в училище, опубликовал несколько рассказов и повесть Впотьмах(1893), оставаясь на военной службе. Полностью посвятил себя литературе после выхода в отставку.

Был репортером киевских и одесских газет, выпустил в 1897 сборник Миниатюры, печатался в столичных журналах «Русское богатство», «Мир Божий», «Жизнь искусства» и других.

Успех пришел к Куприну после появления повести Молох(1896), описывающей бесчеловечные порядки на гигантском заводе в Донбассе и трагедию героя, который не принимает окружающую жизнь из-за ее грубости и жестокости, однако сам становится жертвой мира, где нет ни сострадания, ни любви. Публикация поэтичной повести Олеся(1898) и близких ей рассказов, которые воссоздают дикую и прекрасную природу Полесья, воспевая людей, живущих вне сферы воздействия антигуманной цивилизации, сделала имя Куприна известным всей читающей России. Его славу упрочили первый том Рассказов(1903) и особенно повесть Поединок(1905), где, по замыслу писателя, переданы «ужас и скука военной жизни», а вместе с тем создан проникновенный гимн любви и устами героя, выражена твердая вера в победу человеческого духа.

Поединоквышел с посвящением М.Горькому, к которому в эту пору своего творчества Куприн был близок, и, помимо высоких оценок критики, заслужил похвалу Л.Н.Толстого.

Совет

Цикл рассказов 1905–1907, связанный с русско-японской войной и первой русской революцией ( Штабс-капитан РыбниковРека жизниГамбринус), побудил воспринимать Куприна как одного из самых ярких продолжателей реалистических традиций русской классики, выразившего крепнущую в обществе уверенность, что приближаются великие перемены.

Его позиция остается последовательно антидекадентской. Она определяется твердой приверженностью писателя творческим заветам Толстого и А.П.Чехова, которых он считал своими учителями в литературе, а также его неискоренимым жизнелюбием.

Героев Куприна отличает духовная целостность и неподдельное нравственное величие.

Далекие от интеллектуальных интересов, эти персонажи – балаклавские рыбаки (цикл новелл Листригоны, 1908–1911), цирковые артисты и борцы, летчики, люди богемы – обладают неиссякаемым запасом жизненных сил и твердой верой в высшую разумность мироздания, какими бы ущербными ни были порядки, установленные в обществе. Эту мысль и связанный с ней идеал бескорыстного служения высокому чувству Куприн воплотил и в нескольких рассказах о любви, по своей стилистике порою сближающихся со стихотворениями в прозе (Суламифь, 1908, Гранатовый браслет, 1911). Особый цикл составляют рассказы о животных, где выражена та же идея высшей красоты жизни и спасительности инстинктивного доверия к ней, вопреки всей жестокости будничных обстоятельств ( Белый пудель, 1904, Изумруд, 1911).

В 1909 начинает печататься повесть Куприна Яма, оконченная шесть лет спустя. Отличаясь композиционной рыхлостью, оставшись скорее циклом очерков, нежели выстроенным единым произведением, Ямаобличает язву проституции, которую Куприн считал «еще более страшным явлением, чем война, мор и т.д.

». Повесть вызвала упреки за чрезмерную натуралистическую достоверность описания домов терпимости. Однако писавшие о Ямепризнавали, что по яркости человеческих типов, запечатленных на ее страницах, и по злободневности поднятых в ней проблем она занимает исключительное место в современной русской беллетристике.

С началом Первой мировой войны Куприн становится армейским инструктором, а его дом в Гатчине превращается в небольшой госпиталь. Ощущение нарастающего в стране кризиса выражено в некоторых рассказах этого периода ( ПапашаГога Веселов).

Февральскую революцию писатель встретил с энтузиазмом, став редактором эсеровской газеты «Свободная Россия», однако к большевистскому перевороту относился враждебно, хотя и пробовал сотрудничать с новой властью (принимал участие в деятельности организованного Горьким издательства «Всемирная литература», обсуждал с В.И.

Лениным проект выпуска газеты для крестьян, который так и не был осуществлен). Осенью 1919 Куприн стал редактором газеты «Приневский край», издаваемой штабом армии Юденича, пережил с этой армией разгром и бегство, очутился в Эстонии, затем в Гельсинфоргсе.

Драма неудавшегося наступления на Петроград по личным воспоминаниям описана Куприным в повести Купол св. Исаакия Далматинского, 1928).

Эмиграцию Куприн с самого начала ощущал как личную трагедию, в одном из писем (1921) сравнив себя с лошадью, которую поднимают на пароход «на конце парового крана… Она висит и плывет в воздухе, сразу потерявшая всю свою красоту». Основным жанром Куприна в этот период творчества стала публицистика.

Обратите внимание

Как постоянный сотрудник парижских газет «Общее дело», «Русская газета», «Русское время» он опубликовал многие десятки статей, разоблачающих большевистскую идеологию, торжество которой, по его словам, означало превращение России в «трехдневного Лазаря»: на родине теперь лишь «мертвые, опустошенные глаза и бескровные уста, запечатанные тайной вечной». Разгром русской культуры, надругательство над церковью, непростительный конформизм тех интеллигентов, кто выступил пособником новой власти, угроза распространения большевизма в Европе – постоянные темы выступлений Куприна в эмигрантской печати, продолжавшихся до начала 1930-х годов.

В лучших его рассказах оживают страницы русской истории (Однорукий комендант, 1923) или молодости самого Куприна, когда для него так много значили мир цирка и спорта (Пунцовая кровь, 1926).

В романе Колесо времени(1930) рассказана история несчастной любви женщины, наделенной душевной широтой и способностью стать выше предвзятых мнений, к человеку, которому присущи многие пороки декадентской среды.

Яркие картины московской жизни в годы царствования Александра III и светлые воспоминания о поре отрочества заполняют роман Юнкера.

Роман Жанета(1934) описывает быт нищего парижского эмигранта, в прошлом профессора, жившего в России интенсивной духовной жизнью и окруженного любовью многих, кто ценил его выдающийся научный талант. Бесконечно одинокий, герой привязывается к встреченной им на улице маленькой бездомной девочке, но и эта радость оказывается для него недолговечной.

Тоска по России и предчувствие близкой смерти побудили Куприна хлопотать о советском гражданстве. К мысли вернуться на родину его еще больше склоняло чувство собственной вины за то, что он оказался вдали от нее в самые тяжелые минуты русской истории.

Тяжело больным, утратившим способность писать Куприн вернулся в СССР в 1937. По возвращении напечатал Отрывки воспоминаний, где с большими умолчаниями рассказано об истории его отношений с Горьким, которого в эмиграции Куприн сурово осуждал за пособничество режиму, принесшему «ужас и рабство».

Планы работы над киносценариями по собственным произведениям остались неосуществленными.

Важно

Умер Куприн в Гатчине 25 августа 1938, похоронен на мемориальном кладбище «Литераторские мостки» (Санкт-Петербург). 

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание: прочитать повесть «Олеся» А. И. Куприна. <\p>

Источник: https://infourok.ru/zhizn-i-tvorchestvo-pisatelya-rubezha-vekov-a-i-kuprina-2702728.html

Краткая биография Куприна самое главное для детей

Родился в 1870 году единственным ребенком в небогатой провинциальной семье потомственных дворян. После смерти отца и переезда в Москву был отдан в кадетский корпус, по завершении которого поступил в военное училище.

Карьеру военного начинает на Украине поручиком пехотного полка, откуда, прослужив 4 года, выходит в отставку. Начиная с 1894 года, много путешествует по стране, пробуя различные гражданские профессии.

В 1901-м переезжает в Санкт-Петербург, здесь происходит его знакомство со многими известными писателями того времени, такими как Бунин, Чехов, Горький. Работает секретарем одного из питерских журналов.

В 1911 году вместе со второй женой обустраивается в Гатчине, где во время I мировой войны организует военный госпиталь. Призывается в действующую армию, однако в 1915 году комиссуется по состоянию здоровья. Проходит курс лечения в Финляндии, где встречает известие о Февральской революции.

В 1919-м добровольцем вступает в Северо-Западную «белую» армию под начало генерала Петра Краснова. Через Финляндию эмигрирует во Францию, где проживет впоследствии 17 лет. В 1937 году обедневший и тяжело больной Куприн возвращается на Родину и в скором времени умирает. Похоронен в 1938 году на ленинградском Волковском кладбище.

Как один из самых ярких и самобытных представителей русского реализма и натурализма в литературе Серебряного века, Куприн впервые взял в руки перо еще будучи курсантом, и несмотря на окружающие его исторические события и личные неурядицы, не переставал писать практически до самой смерти.

Наиболее значительными и известными произведениями писателя явились: «Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет», «Белый пудель», «Юнкера», «Молох», «Олеся» и многие другие.

Биография краткая по датам интересные факты

Биография Куприна

7 сентября (26 августа по старому стилю) 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии произошло знаковое событие для русского реализма XIX века: появился на свет Александр Иванович Куприн. По отцовской линии он был родом из дворян, а по материнской – из татарских князей.

В следующем году после его рождения скончался отец, а в 1874 году маленький Александр с матерью приехал в Москву.

У них не было средств к существованию, поэтому его матери пришлось отдать его в Московский Разумовский сиротский пансион, когда Куприну исполнилось 6.

Совет

С 1880 года писатель учился во Втором Московском кадетском корпусе, затем он устроился в Александровское военное училище. Именно в этих стенах Куприн почувствовал тягу к творчеству и написал «Последний дебют» в 1889 году.

На следующий год после своего первого литературного опыта он завершил обучение в чине подпоручика и служил в пехотном полку в течение четырех лет. Казарменная рутина пришлась Куприну не по нраву, однако это вдохновило его на произведения: «Ночлег», «Ночная смена», «Юнкера», «Поход».

Закончив службу, Куприн уехал в Киев. У Куприна не было постоянного места работы, поэтому он стал часто путешествовать по России, освоил много профессий, что сильно помогло ему при написании произведений.

90-е годы оказались очень плодотворными для его творчества. Вышли рассказы и повести «Молох», «Олеся», «Кэт», «Лесная глушь» и другие. Куприн завел знакомство с такими известными писателями как И.А. Бунин и А.П.

Чехов.

В 1901 году Куприн перебрался в Петербург, устроился работать в «Журнал для всех» и завел семью. Здесь писатель познакомился с М. Горьким, возглавлявшим в то время издательство «Знание», в дальнейшем выпустившее первый том рассказов Куприна.

Незадолго до революции в 1905 году он написал одно из своих самых знаменитых шедевров – «Поединок».

В перерыве между революциями у Куприна творческий подъем – он создает прекрасные рассказы о чистой и светлой любви: «Суламифь», «Гранатовый браслет», цикл очерков «Листригоны».

В 1911 году Куприн, женатый уже во второй раз, со своей семьей отправился в Гатчину.

Обратите внимание

С наступлением Первой мировой войны Куприн был призван на службу. Но долго Александру Ивановичу воевать не довелось: на следующий год в силу проблем со здоровьем он был отправлен домой, в Гатчину.

К тому времени его жилище было переоборудовано в маленький госпиталь. В этом же году Куприн заканчивает повесть «Яма» о жизни проституток и получает недовольные отклики ввиду слишком откровенных сцен.

Пока Куприн лечился в Хельсинки, царь отрекся от престола. Воодушевившись этим событием, он возвращается назад в Россию и работает в газете редактором.

Вторую революцию Куприн не поддержал, он скептически отнесся к политике военного коммунизма.

Все же в 1918 году он предпринял попытку примириться с существующей системой и организовал с Лениным встречу, на которой представил проект крестьянской газеты «Земля», но эта инициатива так и не была одобрена.

В 1919 году Куприн отправился служить в Северо-Западную армию.

После поражения белой гвардии Куприн в конце 1919 года был вынужден уехать за границу. В Париже он прожил 17 лет, тоскуя по родине. За рубежом Куприн занимался публицистикой и написал сборники «Купол св. Исаакия Долматского», «Колесо времени», «Елань», роман «Юнкера».

Но французская жизнь, сопряженная с нехваткой денег и ухудшением здоровья, не пришлась Куприну по вкусу, и он мечтал о возвращении на родину.

Писатель смог вернуться в СССР только в 1937 году после разрешения советского правительства. Его болезнь все усиливалась, и Куприн не мог уже больше радовать своих читателей новыми литературными шедеврами.

25 августа 1938 года в Ленинграде Куприн скончался от рака.

для детей

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Шолохов↑ БиографииПлатонов →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/kuprin

Александр Куприн

Одним из самых известных русских писателей на стыке 19-го и 20-го веков является Александр Иванович Куприн. Писатель родился 26 августа 1870 года в городке Наровчате (Пензенская губерния) в небогатой дворянской семье. Мальчик не знал своего отца, потому как он скончался от холеры, когда ребенку не было и года. Семья остается без кормильца.

Матери Александра Ивановича ничего не остается делать, как переехать в московский Сиротский дом и поселиться в общей палате вдовьего двора. Будущий писатель вырос, купаясь в лучах материнской любви, она была для него всем. Как говорил сам Куприн, это было «верховное существо с непреклонным характером и высоким благородством».

Именно мать, княжна Любовь Куланчакова, оказала огромное влияние не только на раннее творчество сына, но и на всю его жизнь. За неимением средств она была вынуждена отдать Александра в сиротское училище, когда тому только исполнилось шесть лет.

«Форменная кумачовая ленточка перетягивала парусиновую рубашку и панталоны»: все это причиняло мальчику страдания, он с детства не мог терпеть казенщины. В люди Куприн выходил долго.

После сиротского училища в 1880-ом году были вступительные экзамены во II-ю военную Академию столицы, позже ставшей кадетским корпусом, и снова «курточка с синими погонами и медными пуговицами, да красными петлицами». Недовольство казенщиной у Куприна росло с каждым годом, он ненавидел жесткую дисциплину и палочную систему воспитания.

Важно

Отдушину он стал искать в творчестве. Первые несмелые рассказы, посвященные его матери, Куприн написал ещё, будучи 12-летним подростком.

Но, несмотря на успехи на литературном поприще, вновь пошел по военным стопам: в 1888 году Александр поступает в III-е Александровское училище Москвы, где прошла бурная юность будущего писателя с нескончаемыми тренировками, которые изредка чередовались балами, где было много прехорошеньких партнерш по вальсу.

Именно 18-летним юношей Куприн понял, что влюбился окончательно и бесповоротно в… родную литературу, которая стала его любимым предметом. Александр Иванович начинает писать стихи, прозу, он выступает со своими первыми «ласточками» перед зрительской аудиторией, печатается в местной газете.

В 1890 году молодого подпоручика Куприна по окончании училища отправляют в городок Проскуров Подольской губернии служить в пехотном полку. Казарменные порядки стали тягостным времяпровождением для Александра, и он полностью углубляется в литературу.

Началом творческой карьеры Куприна можно считать 1893 год, когда на свет появляются рассказы «Лунной ночью», «Дознание» и повесть «Впотьмах». В 1894 году он возвращается в Киев и полностью проходит «переквалификацию».

Местные газеты и журналы печатают его очерки, фельетоны и рассказы, кроме этого Куприн подрабатывает журналистом, печатается в полицейской и судебной хрониках, но это не спасает от нищеты. Он пишет, чтобы заглушить чувство голода. Один за другим появляются сборники: очерков «Киевские типы» и рассказов «Миниатюры».

После увольнения из армии, Куприн пошел работать на самый крупный сталелитейный и рельсопрокатный завод, где с 1896 года трудится в должности заведующим учетом кузницы и столярной мастерской. Глядя на бесправное положение рабочих, Александр Иванович пишет свое первое крупное произведение «Молох». С него, по заверению литературных критиков, и начинается расцвет Куприна.

Работая на заводе, Куприн не отвлекается по мелочам: теперь его работа по призванию там, дома, где лежит стопка аккуратно сложенных рукописей, там, где мыслям просторно, а словам тесно. С 1896 по 1901 год из-под пера талантливого (его уже стали таковым называть) писателя А.

Совет

Куприна выходит повесть «Поединок» и рассказы: «Олеся», «Прапорщик армейский», «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель».

Жизнь преподносит еще один шанс покорить северную столицу, и в 1901 году писатель отправляется вновь в Санкт-Петербург, где перед ним открываются двери самых значимых на то время изданий «Мира Божьего» и «Русского мира». Куприна теперь хорошо знают и в Москве благодаря его знакомству с классиками мировой отечественной литературы: И.А.

Буниным, М.Горьким, А.П.Чеховым. В 1903 году к Куприну приходит долгожданный успех вместе с томиком «Купринских» рассказов, которые выпускает «Знание». Первое десятилетие 20-го века для Куприна – благодатное время, когда его творчество пользуется невероятной популярностью.

В 1909 году писатель вместе с А.Буниным получает Академическую премию им. А.С.Пушкина за три тома своих произведений.

В 1912-ом печатается полное собрание сочинений Куприна. Современники считали его писателем, который не стоял на месте, он чувствовал жизнь, как она есть, не становясь на сторону «белых-красных» и свои впечатления и мысли излагал красочным языком. Главное, что мешало таланту Куприна раскрыться, была постоянная нужда и семейные хлопоты.

Первый брак писателя разрушился через год. А вот второй брак с племянницей Д. Н. Мамина-Сибиряка был крепким. Семья росла, и вместе с ней потребности в деньгах, поэтому Куприн до самой смерти занимался «черной работой журналистики». В 1907 году он решает уехать из страны в Финляндию, вернувшись на родину лишь к началу Первой мировой.

Февральская революция была восторженно встречена Александром, но потом, глядя на происходящие события и вопиющую несправедливость, писатель стал безразличен к политике, он не раз критиковал Ленина, и в итоге эмигрировал во Францию, так и не согласившись с политикой новой страны.

С 1920 по 1937 год начинается творческий спад писателя, который скучает по родине, находясь на чужбине. Он публикует только то, что написано ранее: «Новые повести и рассказы» (1927), «Купол св. Исаакия Далматского» (1928), «Елань» (1929). Все 17 лет эмиграции Александр Иванович скучал по родине.

Обратите внимание

Узнав, что серьезно болен, он просит правительство Советского Союза о том, чтобы оно разрешило ему вернуться обратно. И

31 мая 1937 года А.И.Куприн приезжает в Ленинград, где всеми силами пытается встать на ноги и возобновить работу, но все старания его остаются тщетными. Через год, 25 августа 1938 года писатель скончался.

Но он смог внести значимый вклад в литературу начала 20 столетия, вдохнуть в неё «ветер свободы и дух инакомыслия». Могила А.И.Куприна находится на мемориальном кладбище «Литературные мостки» в Санкт-Петербурге.

Основные достижения Куприна

  • Александр Иванович Куприн оставил огромное наследие. Его литературный талант признан во всем мире. Из-под пера писателя, которого сразу после смерти признали классиком, вышло 16 крупных произведений: повестей и романов, многие из которых («Впотьмах», «Молох», «Олеся») стали хрестоматийными.

    Куприным написано более ста рассказов и около тысячи очерков, в которых он ставил на первый план проблемы социального порядка. Его рассказы экранизированы, по их мотивам снято 19 картин, самыми яркими из которым являются: «Трус», «Яма», «Поединок», «Первый день», «Анафема», «Девочка и слон» и «Любимец публики».

  • В 1889 году выходит в свет первый рассказ Куприна «Последний дебют», который так и остался неопубликованным. Критики его запретили, так как у молодого писателя, по их мнению, не было дара. Именно это подстегнуло Александра к работе над собой.

  • 90-е годы 19 века – самый плодотворный период творчества Александра Куприна. В это время выходят его повести: «Молох» и «Олеся», рассказы «Кэт» и «Оборотень». Именно тогда происходит знакомство Куприна с Чеховым, Горьким и Буниным, теми, кого уже признали классиками современности.

  • Сам писатель считал, что одним из важных лет в его жизни был 1901 год, когда он переехал в Санкт-Петербург, женился на Марии Давыдовой и стал отцом (у него родилась дочь Лида).

  • В 1905 году писатель издает свое самое известное произведение «Поединок», которое было популярно не только в России, его переводят на несколько языков и выпускают в Европе.

  • 1915 год оказался переломным для писателя, после выхода его повести «Яма», в которой идет речь о жизни проституток, на него обрушились литературные критики и обвинили в «бестактности и похабщине». При современном политическом строе такое явление, как проституция, было недопустимо.
  • В 1919 году писатель эмигрирует из России во Францию, где живет практически до своей смерти.
  • Лишь в 1937 году Куприну разрешают вернуться на родину.

Интересные факты из жизни Куприна

  • В 1893 году у Куприна была прекрасная возможность получить высшее военное образование, но один случай перевернул его жизнь. Молодость берет свое, Александр без ума влюбляется. Он серьезно «заболел любовью», которая, кстати сказать, согласилась выйти за Александра замуж при одном условии: он должен поступить в Академию при генеральном штабе.

    Куприн, с его романтическим складом характера, был готов ради безумного чувства на любые жертвы. Даже жизнь впроголодь его не испугала, и уже осенью 1893 года молодой писатель отправляется в Санкт-Петербург.

    Но до конца экзамены ему не удалось сдать, так как командующий Киевским военным округом генерал Драгомиров отозвал Куприна обратно в полк по причине его «самоуправства и ненадлежащего поведения с полицейским». Этот нелепый случай со стражем порядка, который позволил себе грубое обращение с молодым подпоручиком и по этой причине оказался в Днепре, молодой Куприн описывает в своих произведениях.

    Крушение планов на скорую женитьбу позволяет писателю сделать отчаянный шаг – подать в отставку.

  • Живой ум писателя и его невероятное жизнелюбие помогают ему выживать в самые трудные времена.

    Куприн не остается равнодушным к судьбам участников Очаковского восстания (1905 год): бунтовщиков-матросов расстреливали из пулеметов прямо на крейсере, а тех, кто остался в живых и выплыл на берег, закалывали штыками.

    Куприн, тот, кто не признавал никакой деспотии, на следующий день пишет гневный очерк «События в Севастополе» (его публикует газета «Наша жизнь»), помогает уцелевшим матросам, прячет их у себя в доме в Балаклаве, после чего писателя в 24 часа высылают из Севастопольского округа. Спустя много лет, в 2009 году в Крыму, в поселке Балаклава, в честь А.И.Куприна был поставлен первый в мире памятник.

  • Александр Пушкин – краткая биография

    Величайший поэт России, основоположник современного литературного русского языка. Оказал огромное влияние на литературу, кинематограф, массовую…

  • Александр Солженицын

    Диссидент, который многие годы активно выступал против коммунистической идеологии. Долгое время жил в США и…

  • Александр Попов

    Попов, Александр Степанович – русский электротехник, физик, профессор. Считается одним из изобретателей радио. СодержаниеБиография Основные…

<\p>

Источник: http://biografix.ru/aleksandr-kuprin

Ссылка на основную публикацию