Характеристика ларисы гишар

Женские образы в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Любовь всегда сопровождает героев известного писателя Бориса Пастернака.

Поэтому основной темой произведения «Доктор Живаго» стала тема любви, удивительные истории, о которых поведал автор на страницах своего романа.

Все эти удивительные и разные любовные истории происходили с главным героем. В своем романе Пастернак создал различные типы героинь, но основной персонаж только один — Юрий Андреевич Живаго.

Поэтому все любовные истории с разными женщинами сплетаются воедино вокруг него. Известно, что Пастернак вначале задумывал назвать свое произведение иначе. В первой редакции роман назван «Мальчики и девочки».

Обратите внимание

Причина этого в том, что действие романа начинается с главных героев, представленных женскими образами: Надя, Тоня. А вот другую, вторую часть произведения автор назвал «Девочка из другого круга», в которой и появляется образ совершенно новой героини – Ларисы Гишар.

В конце всего действия, когда роман медленно подходит к заключению, появляется еще один женский образ – Марина Живаго, жена главного героя.

Первой женой Юрия стала Тоня Громенко. Они вместе росли, дружили с раннего детства. Однажды Живаго смог разглядеть в друге девушку, которая оказалась каким-то сложным, непонятным, необъяснимым для него существом.

Юра влюбился, думал, что именно Тоня, такая близкая с детства, родная и хорошо знакомая, предназначена судьбой. Но не только это подтолкнуло молодых людей к браку. Умирающая мать девушки благословила их.

Анна Павловна вселила в них мысль, что они созданы друг для друга, поэтому им нельзя расставаться. Слова женщины, уходившей в другой мир, заставили посмотреть приятелей с детства совсем по-другому друг на друга. И вот тут совсем неожиданно возникло какое-то новое чувство – влюбленность.

Оба испытывали это в первый раз, и это тоже связывало их, соединяло. Но Юрий не эмоционально воспринимал свою жену, он любил ее за те чувства, запахи, которые она была наполнена.

Да, безусловно, он был ей благодарен за то, что она была не только всегда искренне с ним, была тиха, спокойна и чиста, но и оказалась надежной опорой в его жизни. Но к этому прекрасному чувство примешивалось у самого Юрия еще и другое – чувство вины за то, что он любил другую женщину.

Другой женщиной, которую полюбил герой, оказалась Лара Гишар. Воспитанной в скромной и небогатой обстановке, она была чистейшим существом. В жизни ей пришлось совсем нелегко.

Важно

Так как она вынуждена была терпеть ласки богача Комаровского, который был груб и нагл. К тому же, она ухаживала за больной и страдающей матерью, а чтобы выжить, давала частные уроки.

Живаго и Лариса встречаются иногда, совершенно случайно, вскользь, практически не замечая друг друга.

Проходит время и жизнь сводит вместе героев на званом ужине.

Символом новой любви становится свеча, горящая каждый вечер в комнате Лары, а Живаго, которому нужно было спастись и укрыться в этой маленькой комнатушке, однажды ее видит и идет на нее. Любовь к Ларе духовна, она спасительна.

Первая близкая встреча и знакомство было интересно, и вызвало у Живаго настоящий шок. Молодая девушка прямо на балу стреляет в надоевшего ей и ненавистного Комаровского.

Но эта любовь должна пройти много испытаний, которые подготовила им судьба. Прежде всего, это страшные и суровые события в стране: гражданская война, перевороты, революция, забастовки.

Да, и их личная жизнь сложна и трудна. Так, Юрий женат, у него есть дети, и он не желает причинить им боль и страдания. Лара также замужем.

Видно, что их соединение обязательно произойдет, так как они тянутся друг к другу.

Каждый раз Лариса предстает перед Живаго по-разному. Она словно похожа на лебедя, а иногда автор сравнивает ее с рябиной.

Совет

Такой авторский прием используется, чтобы показать, как необходимы эти люди друг другу, что девушка — это воплощение природы и совершенства. А для Юрия Андреевича Лариса Федоровна — это идеал женственности и красоты.

Трагедию переживает и сама героиня: она надломлена и ее рано и преступно сделали женщиной.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Лариса думает не только о Живаго. Ожидая скорый арест, она старается позаботиться о дочери. И перед читателем открывается ее новый образ: любящая женщина превращается в прекрасную мать. Она выбирает побег с нелюбимым человеком, спасая дочь.

Вернувшись, Лара узнает, что Живаго умер, и она некогда не смогла простить себе этого поступка. Трагично оканчивается ее жизнь: однажды женщина ушла из дома и больше сюда не вернулась, и ее никто не видел.

Можно предположить, что ее арестовали прямо на улице, а умерла она в одном из северных женских концлагерей.

Но в жизни героя была еще одна, третья, женщина. Очередная жена Марина. Покорная и молчаливая, полностью подчинялась Юрию Андреевичу, принимала мужа со всеми странностями, причудами и капризами. Он опускался все ниже, но Марина все терпела и принимала.

И, может быть, в этом состоит ее подвиг, как жены, как любящей женщины. В своем романе Борис Леонидович Пастернак показал три женщины, образы которых он создал совершенно разными. Но их объединяет одно – Юрий Андреевич Живаго.

Они смогли ему подарить самое большое – свою любовь.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/09/zhenskie-obrazy-v-romane-pasternaka-doktor-zhivago.html

Арт-проект «Литературные портреты. Женский взгляд». Лара Гишар

Сегодня я расскажу об одном арт-прoекте, идея которого, как и
все интересное, пришла нежданно-негаданно. Во время наших прогулок муж часто
берет с собой фотоаппарат. Все мои фотографии – его авторства. Никто другой меня
не видит такой, какой я открываюсь ему.

В минувшие выходные стояла очень
характерная для нашей изменчивой сибирской весны погода, и мы решили
прогуляться по старой части Барнаула. Это те места, где время не иначе как
остановилось.

Так получилось, что наша прогулка с самого начала приобрела
особый колорит: талый снег, вкрадчивая прозрачная капель, обветшалые деревянные
дома начала прошлого века, низкое, давящее небо, предвещающее снегопад и томик
Пастернака, присутствие которого невообразимым образом стирало временные
границы. Символично, но это были не стихотворения, а мой любимый роман –
«Доктор Живаго».

Обратите внимание

Те, кто давно читает блог, знают, что я питаю особую любовь к
этому произведению. Все произошло само собой, я даже не задумывалась над тем,
какие получатся фотографии, каким особым настроением они будут наполнены. Я не
готовилась к этой съемке, был обычный день, обычная прогулка.

Но, когда я стала
просматривать отснятый материал, меня словно поразило внезапная догадка – на
фотографиях на меня смотрела другая девушка. Я пыталась понять, где я ее
видела, чей образ сложился из сотен мелочей. Всматриваясь в снимки, осмысливая
детали и настроение этой съемки, я поняла – передо мной Лариса Гишар.

Моя
любимая литературная героиня! Осознание этого момента перевернуло мое
воображение. Я начала размышлять, наматывать клубочек мыслей, который
приобретал все более ясные очертания! Так родилась идея арт-пректа
«Литературные портреты. Женский взгляд». Суть проекта будет заключаться в
образах героинь русской классики, которые я буду создавать совместно с моим
супругом.

Я буду прорабатывать детали, характеры, существенные мелочи, а потом
воплощать все это в полноценный литературный образ. Для меня, как для человека
искренне любящего русский язык и несравненную русскую классику, это очень
дорогое и глубокое решение.

Я не знаю во что выльется моя идея, но с каждым
днем в моем сознании рождаются все новые и новые образы, которые, признаться,
уже не дают мне покоя. Все работы я  буду
выкладывать здесь, в моем блоге. Каждый образ будет носить законченный
характер, но я прошу принимать во внимание, что это мое видение, от видения
других людей оно может отличаться.

Итак, первый, несколько недоработанный
литературный портрет:<\p>

Лариса Гишар по произведению Бориса Пастернака «Доктор
Живаго».<\p>

Москва, начала прошлого века, старинная, видавшая виды,
ожидающая назревающих революционных потрясений.

Мирная жизнь еще не тронута
разрушающей силой революции, еще кажется, что ее пронесет стороной, что она не
коснется своим ледяным пламенем людей, не перемелет жерновами сотни
человеческих судеб.<\p>

Февраль. Изломанный, прозрачный, хрупкий, надтреснутый.
Талый снег, его запах свеж, но, между тем, едва уловимо горчит от печной гари,
которой пропитан воздух.

<\p>

Важно

Небо низкое, застиранное, словно байковое одеяло, оно
опрокинулось на город, который замер в ожидании переломных событий в своей
судьбе. Революция. Какими тонами окрашено это слово? Мятежным красным или
прозрачным белым, цветом пустоты и безысходности.<\p>

Снег падает на утоптанные дорожки, на резные наличники
ссутулившихся домов, накрывает белой пеленой, растворяя временное пространство.
Снег накрывает город, который совсем скоро будет рушиться, теряться и
распластываться в собственном бессилии.<\p>

Лариса Гишар – цельная внешне, но изломанная внутри,
изломанная твердыми руками Комаровского, обескураженная его двуличием и
холодной расчетливостью. Лара – глубока, как река в половодье, но ее воды
отравлены лживой игрой Виктора Ипполитовича.<\p>

Образ Лары – это образ России, мятежной, надтреснутой, но
неизменно стойкой, которая все стерпит, но не забудет и не простит.<\p>

Засыпет снег дороги,

Завалит скаты крыш.

Пойду размять я ноги:

За дверью ты стоишь.

Одна, в пальто осеннем,

Без шляпы, без калош,

Ты борешься с волненьем

И мокрый снег жуешь.

Деревья и ограды

Уходят вдаль, во мглу.

Одна средь снегопада

Стоишь ты на углу.

Течет вода с косынки

По рукаву в обшлаг,

И каплями росинки

Сверкают в волосах.

И прядью белокурой

Озарены: лицо,

Косынка, и фигура,

И это пальтецо.

Снег на ресницах влажен,

В твоих глазах тоска,

И весь твой облик слажен

Из одного куска.

Как будто бы железом,

Обмокнутым в сурьму,

Тебя вели нарезом

По сердцу моему.

И в нем навек засело

Смиренье этих черт,

И оттого нет дела,

Что свет жестокосерд.

И оттого двоится

Вся эта ночь в снегу,

И провести границы

Меж нас я не могу.

Но кто мы и откуда,

Когда от всех тех лет

Остались пересуды,

А нас на свете нет?

1949

P.S. Этот образ я примерила на
себя не случайно – давно, я писала об экранизации «Доктора Живаго» и кто-то в
комментариях упомянул, что я между мной и Чулпан Хаматовой, игравшей роль
Ларисы, есть сходство. Видимо, потребовалось пару лет, чтобы такая
незначительная на первый взгляд ремарка выросла в такой образ. <\p>

Источник: https://muranova.blogspot.com/2015/03/blog-post_29.html

Женские образы в романе Пастернака «Доктор Живаго»

В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» изображены удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя — Юрия Андреевича Живаго.  
    Тема любви в произведении, безусловно, связана с женскими образами. В начале романа мы видим двух девочек Надю и Тоню. Во второй части романа узнаём о жизни Ларисы Гишар, Лары.

В конце мы знакомимся с еще одним образом — третьей жены Живаго, Марины.  
    Тоня Громеко – первая жена героя. Они выросли вместе, дружили с детства.

Но в один прекрасный момент Юрий вдруг понял, что «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной».  
    Тоня была простой, трогательной, доброй, близкой и родной.

Совет

Казалось, она была предназначена Живаго самой судьбой. Вспомним тот момент, когда мать Тони, Анна Ивановна благословила Юрия и свою дочь на брак. «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…». Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу.

Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев.   
    Любовь Юрия к Тоне была тихой и чистой. Эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Этой виной была любовь к Ларисе Гишар.

Читайте также:  Сочинение на тему: характеристика обломова

 
    «Лара была самым чистым существом на свете», — говорит об этой героине автор. Она воспитывалась в небогатой семье, поэтому была вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача Комаровского.

  
    Долгое время Лариса и Живаго встречаются лишь вскользь, случайно, не замечая друг друга, и каждая новая их встреча происходит на новом жизненном этапе героев.  

    Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. Свеча становится символом их любви – знаком вечного духовного, спасительно огня и жизни. 

«…Мело, мело по всей земле 
Во все пределы. 
Свеча горела на столе, 
Свеча горела…» 

 Судьба сводит героев во время страшных испытаний – революции и гражданской войны. Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира.

  
    Лара дает герою свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад.  
    Для Живаго Лара – воплощение природы, женственности, воплощение его идеала.  
    Но внутри героини живет трагедия: «Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь.

Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны».  
    Лариса не только любящая женщина, она еще и заботливая мать. Когда героиня начинает чувствовать скорый арест, то, в первую очередь, думает о судьбе своей дочери: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать.

Я должна предупредить несчастье и что-то придумать». 
    Финал жизни этой героини страшен. Однажды уйдя из дому, Лариса больше не возвращается: «Видимо, ее арестовали на улице, и она умерла или пропала неизвестно где…в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».

  
    В жизни доктора Живаго была и еще одна женщина – его третья жена Марина.  
    Марину отличала покорность и полное подчинение интересам Юрия Андреевича. Она прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека».

   

    Через весь роман проходят женские образы, тесно сплетающиеся с судьбой главного героя. Тоня, Лара, Марина…. Они такие разные, но каждая по своему смогла поддержать Юрия Андреевича, подарить свою любовь, стать его спутницей на разных этапах его жизни.

Источник: http://student.zoomru.ru/lit/zhenskie-obrazy-v-romane-pasternaka/212353.1714499.s1.html

«Доктор Живаго» главные герои

«Доктор Живаго» главные герои романа Пастернака показывают проблемы жизни того времени.

  • Юрий Андреевич Живаго — доктор, главный герой романа
  • Антонина Александровна Живаго (Громеко) — жена Юрия
  • Лариса Фёдоровна Антипова (Гишар) — жена Антипова
  • Павел Павлович Антипов (Стрельников) — муж Лары, революционный комиссар
  • Александр Александрович и Анна Ивановна Громеко — родители Антонины
  • Евграф Андреевич Живаго — генерал-майор, единокровный брат Юрия
  • Николай Николаевич Веденяпин — дядя Юрия Андреевича
  • Виктор Ипполитович Комаровский — московский адвокат
  • Катенька Антипова — дочь Ларисы
  • Михаил Гордон и Иннокентий Дудоров — одноклассники Юрия по гимназии
  • Осип Гимазетдинович Галиуллин — белый генерал
  • Анфим Ефимович Самдевятов — юрист, большевик
  • Ливерий Аверкиевич Микулицын (Товарищ Лесных) — предводитель «Лесных братьев»
  • Марина — третья гражданская жена Юрия
  • Киприян Савельевич Тиверзин и Павел Ферапонтович Антипов — работники Брестской железной дороги, политкаторжане
  • Мария Николаевна Живаго (Веденяпина) — мать Юрия
  • Пров Афанасьевич Соколов — псаломщик
  • Шура Шлезингер — подруга Антонины Александровны
  • Марфа Гавриловна Тиверзина — мать Киприяна Савельевича Тиверзина
  • Софья Малахова — подруга Савелия
  • Маркел — дворник в старом дома семьи Живаго, отец Марины

Юрий Живаго — маленький мальчик, который переживает смерть матери: «Шли и шли и пели „Вечную память“ …». Юра — потомок богатой семьи, сделавшей себе состояние на промышленных, торговых и банковских операциях. Брак родителей не был счастливым: отец бросил семью ещё до смерти матери.

Осиротевшего Юру на некоторое время приютит дядя, живущий на юге России. Затем многочисленные родственники и друзья отправят его в Москву, где он как родной будет принят в семью Александра и Анны Громеко.

Исключительность Юрия становится очевидной довольно рано — ещё юношей он проявляет себя как талантливый поэт. Но при этом решает идти по стопам своего приёмного отца Александра Громеко и поступает на медицинское отделение университета, где также проявляет себя как талантливый врач. Первой любовью, а впоследствии и женой Юрия Живаго становится дочка его благодетелей — Тоня Громеко.

Обратите внимание

У Юрия и Тони было двое детей, однако затем судьба разлучила их навсегда, и свою младшую дочь, родившуюся после расставания, доктор никогда не видел.

В начале романа перед читателем постоянно возникают новые лица. Всех их свяжет в единый клубок дальнейший ход повествования. Одна из них — Лариса, невольница престарелого адвоката Комаровского, которая всеми силами пытается и не может вырваться из плена его «покровительства». У Лары есть друг детства — Павел Антипов, который впоследствии станет её мужем, и Лара увидит в нём своё спасение. Поженившись, они с Антиповым не могут найти своего счастья, Павел бросит семью и отправится на фронт Первой мировой. Впоследствии он станет грозным революционным комиссаром, сменив фамилию на Стрельников. По окончании Гражданской войны он планирует воссоединиться с семьёй, однако этому желанию так и не суждено будет сбыться.

Юрия Живаго и Лару судьба разными путями сводит в период Первой мировой войны в прифронтовом населённом пункте Мелюзеево, куда главный герой произведения призван на войну в качестве военного врача, а Антипова — добровольно сестрой-милосердия, пытаясь отыскать без вести пропавшего мужа Павла.

Впоследствии жизни Живаго и Лары опять пересекаются в провинциальном Юрятине-на-Рыньве (вымышленном уральском городе, прообразом которого послужила Пермь), где они тщетно ищут убежища от уничтожающей всё и вся революции. Юрий и Лариса встретятся и полюбят друг друга. Но вскорости нищета, голод и репрессии разлучат и семью доктора Живаго, и Ларину семью.

Полтора года Живаго будет пропадать в Сибири, служа военным доктором в плену у красных партизан. Совершив побег, он пешком вернётся обратно на Урал — в Юрятин, где снова встретится с Ларой. Его супруга Тоня, вместе с детьми и тестем Юрия, находясь в Москве, пишет о скорой принудительной высылке за границу.

В надежде переждать зиму и ужасы Юрятинского реввоенсовета, Юрий и Лара укрываются в заброшенной усадьбе Варыкино. Вскоре к ним приезжает нежданный гость — Комаровский, получивший приглашение возглавить Министерство юстиции в Дальневосточной республике, провозглашённой на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока.

Он уговаривает Юрия Андреевича отпустить Лару и её дочь с ним — на восток, обещая переправить их затем за границу. Юрий Андреевич соглашается, понимая, что никогда больше их не увидит.

Постепенно он начинает сходить с ума от одиночества. Вскоре в Варыкино приходит супруг Лары — Павел Антипов (Стрельников).

Разжалованный и скитающийся по просторам Сибири, он рассказывает Юрию Андреевичу о своём участии в революции, о Ленине, об идеалах советской власти, но, узнав от Юрия Андреевича, что Лара всё это время любила и любит его, понимает, как горько он заблуждался. Стрельников кончает с собой выстрелом из винтовки.

Важно

После самоубийства Стрельникова доктор возвращается в Москву в надежде бороться за свою дальнейшую жизнь. Там он встречает свою последнюю женщину — Марину, дочь бывшего (ещё при царской России) живаговского дворника Маркела. В гражданском браке с Мариной у них рождаются две девочки.

Юрий постепенно опускается, забрасывает научную и литературную деятельность и, даже осознавая своё падение, ничего не может с этим поделать. Однажды утром, по дороге на работу, ему становится плохо в трамвае, и он умирает от сердечного приступа в центре Москвы. Проститься с ним к его гробу приходят единокровный брат Евграф и Лара, которая вскоре после этого пропадёт без вести.

Впереди будут и Вторая мировая, и Курская дуга, и прачка Таня, которая поведает убелённым сединами друзьям детства Юрия Андреевича — Иннокентию Дудорову и Михаилу Гордону, пережившим ГУЛАГ, аресты и репрессии конца 30-х, историю своей жизни; окажется, что это внебрачная дочь Юрия и Лары, и брат Юрия генерал-майор Евграф Живаго возьмёт её под свою опеку. Он же составит сборник сочинений Юрия — тетрадь, которую читают Дудоров и Гордон в последней сцене романа. Роман завершается 25-ю стихотворениями Юрия Живаго.

<\p>

Источник: https://kratkoe.com/doktor-zhivago-glavnyie-geroi/

Анализ романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», план

Как отмечали многие исследователи творчества Пастернака, роман «Доктор Живаго» — одно из самых необъяснимых его про­изведений, да и, пожалуй, из всех произведений XX века. А по­тому к этому произведению нельзя подходить «со сложившимися канонами и стереотипами».

Дело в том, что роман очень своеобра­зен, и авторская воля в нем очень чувствительна, это ощущается и в построении событий, и в поведении героев.

Роман много ругали: за неправильное изображение событий Гражданской войны, за рыхлость композиции, за то, что сюжетные линии часто рвутся.

Роман был задуман в 20-е годы, а собственно работать над ним Пастернак начал в 40-е годы. Завершение работы над романом относится к 1956 году. А уже в 1957 году Пастернак получает Но­белевскую премию.

Работа над романом была очень напряженной. Даже заглавия менялись часто: «Свеча горела», «Мальчики и девочки».

Изображаемое в романе время: от 1903 года до событиями послевоенных лет, а в центре событий — революция и Граждан­ская война. Главный герой романа — доктор Живаго. (Сначала

Пастернак хотел дать своему герою имя Живульт.) К осени трид­цать пятого года Пастернак вернулся домой и мог возобновить работу над романом, который, судя по уцелевшим листам, сло­женным, как обложка рукописи, мог быть, в частности, назван «Записки Патрикия Живульта».

В романе с главным персонажем связана тема философии ис­тории. Интерес к истории у Юрия Живаго возникает от его дяди по линии матери Веденятина. Он расстриженный монах, священ­ник, ушедший из церковного мира, чтобы позаботиться о Юрии, который остался сиротой после смерти матери. Дядя и взял его на воспитание, потому что Юра был очень похож на мать.

Начало романа получает трагическое звучание: «Шли и пели».

Совет

В сюжете произведения интерес к истории проявляется в не­скольких сценах. Например, когда Юрий еще был студентом-медиком, он прочитал своеобразную лекцию у постели умирающей Анны Ивановны, матери Тони. «Сознание — это свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу… Сознание — это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите их светом внутрь, и случится катастрофа».

«Человек в других людях и есть душа человека. Вот что вы есть…» Юрий говорит о том, что если при жизни человек чувство­вал себя в делах других, то он останется в них: «И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего». В этой лекции-монологе прояв­ляется традиция русской литературы: все для других. Это мотив долга, жертвоприношения.

В романе очень частые выходы на размышления об истории. У него своя философия истории: человек, не думая о конце жиз­ни, занимается тем, что ему дорого, интересно, он укрепляет этим жизнь.

В конечном итоге все, что он делает с интересом, с радостью, работает на его бессмертие, на ту память, о которой говорил Юрий. По словам Веденятина, человек «умирает в разга­ре работ, посвященных бессмертию». В данном случае речь идет о философии бессмертия.

И можно согласиться с тем, что любой человек умирает «не под забором», а у себя в истории.

В этом плане, в связи с размышлениями дяди, Живаго стано­вится понятна искренность героев романа к событиям истории. Так, Лара Гишар оказывается втянутой в исторические события, по­тому что будет разыскивать своего мужа — Павла Антипова, в Гражданской войне — Стрельников, за свою жестокость в при­нятии решений прозванный Расстрельниковым.

В свою очередь Павел Антипов, как выясняется в самом конце романа, пришел на войну, потому что ему важны не историчес­кие события, а романтика, которая с ними связана.

Ему всегда казалось, что Лара связалась с ним не только из-за любви, в ней была жалость к нему как к человеку из других кругов. Он стал учителем математики, преподавал в Юрятине.

Читайте также:  Образ савелия в поэме «кому на руси жить хорошо»

«Как преподавал, как преподавал, как бог! Все разжует и в рот положит!»

Умная Лара чувствовала, что он оказывается в водовороте этих событий, чтобы быть достойным ее. Одна Лара понимала истин­ные его побуждения. Таким образом, и Лара, и Патуля Антипов прежде всего ценили отношение к ближнему, а уже потом все остальное.

Обратите внимание

Юрий Андреевич Живаго окончил университет, стал врачом, но мы редко видим его во время его профессиональной деятель­ности. Тем более обращают на себя внимание те сцены, когда его выкрали в партизанский отряд из-за того, что он врач.

Отноше­ние его к Гражданской войне, которая на глазах становилась ис­торией, неоднозначно. Он искренне не понимает, зачем нужно убивать.

Есть вечные ценности, рядом с которыми даже Граж­данская война воспринимается как явление преходящее, незна­чительное в истории, потому что Пастернак доверил своему ге­рою интерес к истории, в которой было очень много всяческих потрясений.

Об истории размышляют и подросшие мальчики, а девочки «платят» (Лариса Федоровна, Антонина Громеко, Марина) за то, что оказались втянутыми в водоворот истории. Лариса Федоровна вышла однажды из дома и не вернулась. Об этом мы узнаем в самом конце романа, в эпилоге.

Тоня Громеко, жена Юрия Живаго, оказалась за границей.

Иннокентий Дудоров и Михаил Гордон в эпилоге размышляют об истории в грозовой 1943 год — разгар войны, а потом «через пять или десять лет» размышляют они о России, об истории и о месте человека в ней, вспоминая Блоковские слова: «Мы — дети страшных лет России» (грамотные читатели, на которых рас­считывал Пастернак, знали, что это строки из стихотворения «Рожденные в года глухие»).

Одна из основных тем романа — тема любви. Он пронизан лю­бовью, причем разной: к семье, к детям, друг к другу, к Родине.

В романе нашли отражение личные связи Пастернака. Прото­типом Лары становится О. Ивинская, которая случайно-законо­мерно встретилась Пастернаку.

Лару Юрий встречает тогда, когда они были еще мальчиком и девочкой.

Жизнь Лары потерялась из внимания Юрия, он связывает свою жизнь с другой. Лара выходит замуж за Антипова, которого она любила. Если бы ей сказали, что Патуля жив, и указали, где, она ползком бы проползла, чтобы найти его.

Важно

Но так случилось, что, когда она искала Антипова, она встре­тила Юру. Юрию кажется, что только она понимала его. Однако в письме Тони Юрию видно, что она тоже его понимает. Тоня принимает решение уехать за границу с детьми.

Любовь — это тайна, непонятная иногда даже двоим, лю­бовь — это чувство, которое нельзя ввести в рамки. Лара любила Юру, а он, оставаясь верным Тоне, не представлял себе жизни без Лары, которую встретил уже во взрослой жизни.

Когда Юрий поверил Комаровскому, убедившему его в том, что Ларе, как жене Стрельникова, грозит серьезная опасность, он позволяет увезти Лару. Жизнь его с этого момента становится лишенной смысла. Это очень ярко описано в 14-й части 13-й гла­вы романа. Сцена разлуки в романе нашла отражение в стихотво­рении Юрия Живаго «Разлука».

Тема любви к ближнему раскрывается в сценах, когда Живаго находится в партизанском отряде. Один из солдат — Панфил Па­лых — говорит, что многих пустил в расход, боится теперь за исход Гражданской войны. Он все чаще вспоминает одного пар­нишку, убитого им давно. Это воспоминание до сих пор трево­жит его, преследует.

Панфил любит детей, семью, но чтоб они не достались никому в случае поражения, жестоко убивает се­мью сам. По контрасту с ним показан Юрий Живаго, который целился в дерево, а попал в парнишку, которого не знал. Это был Сережа Ранцевич.

Живаго выходил его и не обиделся, когда тот сказал, что не поступится своими идеалами, если они встретят­ся на поле боя.

Тема истории, любви, преходящих и извечных ценностей свое­образно отражается в лирике Живаго, помещенной в конце рома­на. Живаго недаром изображается поэтом, пожалуй, больше, чем врачом.

Это своеобразное свидетельство Живаго о своем време­ни, поэтически осмысленное. В этой лирике перед читателем пред­стает мир, утративший устойчивость.

Совет

Объяснение этому находит автор как в самой эпохе, так и в специфичности положения ис­кусства и художника в ней.

Лирика Юрия Живаго — это важная часть романа. Если по­вествование в нем вполне традиционно: рассказывается о челове­ческой судьбе в потоке времени, то лирика становится органич­ной частью романа.

Автор выстраивает свой роман по законам скорее лирики, чем этики, изображение субъективно, мир пред­стает таким, каким он отражается в сознании главного героя. А он, вопреки утвердившимся в советской литературе нормам и требованиям, остается частным лицом.

Смысл его существования раскрывается не столько в его действиях, сколько в его стихах: Материал с сайта //iEssay.ru<\p> Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоске,Что случится на моем веку.Но продуман распорядок действийИ неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе -Жизнь прожить — не поле перейти.

Пастернак писал отнюдь не автобиографический роман, но история духовного развития героя в главном ее содержании вос­производит процесс духовного формирования поэта.

План

  1. Описание детства и юности Живаго. Его жизнь в доме се­мьи Громеко.
  2. Происшествие с Амалией Гишар. Первое заочное знаком­ство с Ларисой Гишар и Комаровским.
  3. На рождественском празднике Лариса стреляет в Комаров­ского и промахивается. От суда ее спасает он же.
  4. Лариса выходит замуж за Павла Антипова. Они уезжают ближе к Уралу.
  5. Женятся Юра и Тоня, дочка Громеко.
  6. Начинается война. Юрий и Павел уходят на войну. Лариса отправляется на поиски мужа в качестве санитарной сес­тры.
  7. Юрий возвращается домой. Встреча с Ларисой. Их роман. Тоня ждет уже второго ребенка, когда Юрия мобилизуют в армию снова.
  8. Два года его скитаний. Побег. Он оказывается в доме Лари­сы. Болезнь Юрия. Все это время за ним ухаживает Лариса.
  9. Письмо от жены сообщает Юрию о том, что Тоня с семьей уезжает за границу.
  10. В городе появляется Комаровский. Он предлагает свою по­мощь, но Лара и Юра от нее отказываются. Хитростью Ко­маровский увозит Лару и дочь. Живаго остается один.
  11. Он встречается с Павлом. После ночного разговора с Юри­ем, когда они вспоминают детство, Павел застрелился.
  12. Юрий возвращается в Москву, женится на Марине. У них двое детей. Но однажды Живаго уходит от нее, говоря, что должен побыть один. Вскоре он умирает.
  13. На его похороны приходит много народу, в том числе и Лариса.
  14. Много лет спустя, во время Великой Отечественной войны, сводный брат Живаго Евграф находит дочь Лары и Юрия — Таню. Он заботится о ней, а кроме того, собирает все сти­хи, что написал за свою жизнь Юрий.

На этой странице материал по темам:

  • пастернак доктор живаго анализ произведения
  • сережа францевич в повести постернака
  • доктор живаго анализ произведения
  • описание тони громеко
  • какое время отображается в рассказе живаго

<\p>

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/p/pasternak/analizy/doktor-zhivago/analiz-romana-b.-l.-pasternaka-doktor-zhivago-plan

Роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго»: краткое содержание

Роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго» стал одним из наиболее противоречивых произведений современности. Им зачитывался Запад и категорически не признавал Советский Союз.

Его издавали на всех европейских языках, в то время как официальная публикация на языке-оригинале вышла лишь спустя три десятка лет после написания.

Заграницей он принес автору славу и Нобелевскую премию, а на родине – гонения, травлю, исключение из Союза советских писателей.

Прошли годы, разрушился строй, пала целая страна. Родина наконец-то заговорила о своем непризнанном гении и его произведении. Учебники были переписаны, старые газеты отправлены в топку, доброе имя Пастернака восстановлено и даже Нобелевская премия возвращена (в виде исключения!) сыну лауреата. «Доктор Живаго» разлетелся миллионными тиражами во все концы новой страны.

Юра Живаго, Лара, подлец Комаровский, Юрятин, домик в Варыкино, «Мело, мело по всей земле…» – любая из этих словесных номинаций является для современного человека легко узнаваемой аллюзией на пастернаковский роман.

Произведение смело шагнуло за рамки традиции, бытовавшей в ХХ веке, превратившись в литературный миф об ушедшей эпохе, ее обитателях и силах, что управляли ими.

Сегодня авторитет «Доктора Живаго» и его создателя неоспорим. А начиналась история доктора Юрия Андреевича Живаго в 1945 году, когда Борис Пастернак засел за написание своего главного прозаического труда.

История создания: признанный миром, отвергнутый родиной

Роман «Доктор Живаго» создавался на протяжении десяти лет, с 1945 по 1955 годы. Замысел написать большую прозу о судьбах своего поколения появляется у Бориса Пастернака еще в 1918-м. Однако, по различным причинам, воплотить его в жизнь не получалось.

В 30-е годы появились «Записки Живульта» – такая-себе проба пера перед рождением будущего шедевра. В сохранившихся отрывках «Записок» прослеживается тематическое, идейное и образное сходство с романом «Доктор Живаго». Так, Патрикий Живульт стал прообразом Юрия Живаго, Евгения Истомина (Люверс) – Ларисы Федоровны (Лары).

В 1956 году Пастернак разослал рукопись «Доктора Живаго» в передовые литературные издания – «Новый мир», «Знамя», «Художественную литературу».

Обратите внимание

Все они отказались печатать роман, в то время как за «железным занавесом» книгу выпустили уже в ноябре 1957-го.

Она увидела свет благодаря интересу сотрудника итальянского радио в Москве Серджио Д’Анджело и его соотечественника издателя Джанджакомо Фельтринелли.

В 1958 году Бориса Леонидовича Пастернака наградили Нобелевской премией «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также продолжение традиций великого русского эпического романа».

Пастернак стал вторым, после Ивана Бунина, русским литератором, удостоившимся этой почетной премии. Европейское признание имело эффект разорвавшейся бомбы в отечественной литературной среде.

С этих пор началась масштабная травля писателя, которая не утихала до конца его дней.

Пастернака называли «Иудой», «антисовесткой наживкой на ржавом крючке», «литературным сорняком» и «паршивой овцой», что завелась в хорошем стаде.

Его вынудили отказаться от премии, исключили из Союза советских писателей, осыпали колкими эпиграммами, устраивали «минуты ненависти» Пастернака на заводах, фабриках и прочих госучреждениях.

Пародоксально, что о публикации романа в СССР не шло и речи, так что большинство хулителей не видели произведения в глаза. В последствии травля Пастернака вошла в литературную историю под названием «Не читал, но осуждаю!»

Идеологическая мясорубка

Только в конце 60-х, после смерти Бориса Леонидовича, травля стала утихать.

Важно

В 1987-м Пастернака восстанавливают в Союзе советских писателей, а в 1988 году роман «Доктор Живаго» публикуют на страницах журнала «Новый мир», который тридцать лет назад не только не согласился печатать Пастернака, но и разместил обвинительное письмо в его адрес с требованием лишить Бориса Леонидовича советского гражданства.

Сегодня «Доктор Живаго» остается одним из самых читаемых романов в мире. Он породил ряд других художественных произведений – инсценировок и кинофильмов. Роман четырежды экранизировался. Самая известная версия снята творческим трио – США, Великобритания, Германия.

Проект срежиссировал Джакомо Кампиотти, главные роли исполнили Ханс Мэтисон (Юрий Живаго), Кира Найтли (Лара), Сэм Нилл (Комаровский). Есть и отечественный вариант «Доктора Живаго». Он вышел на ТВ-экраны в 2005 году. Роль Живаго исполнил Олег Меньшиков, Лары – Чулпан Хаматова, Комаровского сыграл Олег Янковский.

Кинопроектом руководил режиссер Александр Прошкин.

Книга первая: Живаго и Антиповы

Действие романа начинается с похорон. Прощаются с Натальей Николаевной Ведепяниной, матерью маленького Юры Живаго. Теперь Юра остался круглой сиротой. Отец давно покинул их с матерью, благополучно проматывая миллионное состояние семейства где-то на просторах Сибири. Во время одного из подобных путешествий, упившись в поезде, он выпрыгнул из состава на полном ходу и расшибся насмерть.

Маленького Юру приютила родня – профессорская семья Громеко. Александр Александрович и Анна Ивановна приняли юного Живаго как родного. Он рос вместе с их дочкой Тоней – его главным другом с детских лет.

В то время, когда Юра Живаго потерял старую и нашел новую семью, в Москву приехала вдова Амалия Карловна Гишар с детьми – Родионом и Ларисой.

Организовать переезд мадам (вдова была обрусевшей француженкой) помог приятель ее покойного супруга уважаемый московский адвокат Виктор Ипполитович Комаровский.

Читайте также:  Когда побеждённый достоин уважения?

Благодетель помог семейству обосноваться в большом городе, устроил Родьку в кадетский корпус и продолжил время от времени навещать Амалию Карловну, женщину недалекую и влюбчивую.

Однако интерес к матери быстро угас, когда подросла Лара. Девушка быстро развилась. В 16 лет она уже походила на молодую красивую женщину. Седеющий ловелас охмурил неопытную девочку – не успев опомниться, юная жертва оказалась в его сетях.

Комаровский валялся в ногах молодой возлюбленной, клялся в любви и хулил себя, умолял открыться матери и сыграть свадьбу, словно Лара спорила и не соглашалась. И продолжал-продолжал с позором водить ее под длинной вуалью в специальные кабинеты дорогих ресторанов.

«Разве когда любят, унижают?» – задавалась вопросом Лара и не находила ответа, всей душой ненавидя своего мучителя.

Совет

Спустя несколько лет после порочной связи, Лара стреляет в Комаровского. Это произошло во время рождественского празднования у почтенной московской семьи Свентицких. В Комаровского Лара не попала, да и, по большому счету, не хотела. Зато сама того не подозревая, она угодила прямо в сердце молодому человеку по фамилии Живаго, который также был в числе приглашенных.

Благодаря связям Комаровского инцидент с выстрелом удалось замять. Лара скоропалительно вышла замуж за друга детства Патулю (Пашу) Антипова, очень скромного и беззаветно влюбленного в нее молодого человека.

Отыграв свадьбу, молодожены уезжают на Урал, в небольшой городок Юрятин. Там у них рождается дочка Катенька.

Лара, теперь уже Лариса Федоровна Антипова, преподает в гимназии, а Патуля, Павел Павлович, читает историю и латынь.

В это время в жизни Юрия Андреевича также происходят перемены. Умирает его названная мать Анна Ивановна. Вскоре Юра женится на Тоне Громеко, нежная дружба с которой уже давно перешла во взрослую любовь.

Размеренную жизнь этих двух семей всполошила начавшаяся война. Юрия Андреевича мобилизуют на фронт в качестве военного врача. Ему приходится покинуть Тоню с новорожденным сыном. В свою очередь Павел Антипов покидает родных по доброй воле.

Он давно тяготится семейной жизнью. Понимая, что Лара слишком хороша для него, что она его не любит, Патуля рассматривает любые варианты вплоть до самоубийства.

Война пришлась очень кстати – идеальный способ, чтобы проявить себя как героя, или найти скорую смерть.

Книга вторая: самая большая любовь на земле

Хлебнув горестей войны, Юрий Андреевич возвращается в Москву и застает любимый город в страшной разрухе.

Воссоединившееся семейство Живаго принимает решение покинуть столицу и отправиться на Урал, в Варыкино, где раньше находились фабрики Крюгера – дедушки Антонины Александровны.

Тут, по стечению обстоятельств, Живаго встречается с Ларисой Федоровной. Она работает сестрой милосердия в больнице, куда Юрий Андреевич устраивается врачом.

Обратите внимание

Вскоре между Юрой и Ларой завязывается связь. Томимый угрызениями совести Живаго снова и снова возвращается в дом Лары, не в силах противостоять чувству, которое вызывает в нем эта прекрасная женщина.

Он восхищается Ларой каждую минуту: «Ей не хочется нравиться, быть красивой, пленяющей. Она презирает эту сторону женской сущности и как бы казнит себя за то, что так хороша… Как хорошо все, что она делает.

Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее, доступное животным. Точно она носит воду или чистит картошку».

Любовную дилемму решает вновь-таки война. Однажды по дороге из Юрятина в Варыкино Юрия Андреевича возьмут в плен красные партизаны. Только через полтора года скитаний по сибирским лесам доктору Живаго удастся сбежать. Юрятин захвачен красными. Тоня, тесть, сын и дочка, родившаяся уже после вынужденной отлучки доктора, уехали в Москву.

Им удается выхлопотать возможность эмигрировать заграницу. Об этом Антонина Павловна пишет мужу в прощальном письме. Это письмо-крик в пустоту, когда пишущий не знает, дойдет ли его послание до адресата. Тоня говорит, что знает о Ларе, но не осуждает по-прежнему горячо любимого Юру.

«Дай перекрещу тебя, – надрывно кричат буквы, – На всю нескончаемую разлуку, испытания, неизвестность, на весь твой долгий, долгий темный путь».

Утратив навсегда надежду на воссоединение с семьей, Юрий Андреевич вновь начинает жить с Ларой и Катенькой. Чтобы лишний раз не мелькать в городе, поднявшем красные знамена, Лара и Юра уединяются в лесном домике опустевшего Варыкино. Здесь они проводят самые счастливые дни их тихого семейного счастья.

О, как же хорошо им было вместе. Они любили подолгу говорить вполголоса, когда на столе уютно горит свеча. Их объединяла общность душ и пропасть между ними и остальным миром.

«Я ревную тебя к предметам твоего туалета, – признавался Юра Ларе, – К каплям пота на твоей коже, к носящимся в воздухе заразным болезням… Я без ума, без памяти, без конца люблю тебя».

«Нас точно научили целоваться на небе, – шептала Лара, – И потом детьми послали жить в одно время, чтобы друг на друге проверить эту способность».

Важно

В варыкинское счастье Лары и Юры врывается Комаровский. Он сообщает, что всем им грозит расправа, заклинает спасаться. Юрий Андреевич – дезертир, а бывший революционный комиссар Стрельников (он же мнимо погибший Павел Антипов) попал в немилость. Его близких ждет неминуемая смерть. Благо, на днях мимо будет проходить поезд. Комаровский может устроить безопасный отъезд. Это последний шанс.

Живаго наотрез отказывается ехать, но ради спасения Лары и Катеньки идет на обман. По наущению Комаровского, он говорит, что отправится за ними следом. Сам же остается к лесном домике, так толком и не попрощавшись с любимой.

Стихи Юрия Живаго

Одиночество сводит Юрия Андреевича с ума. Он теряет счет дням, а свою бешеную, звериную тоску по Ларе заглушает воспоминаниями о ней. В дни варыкинского затворничества Юра создает цикл из двадцати пяти стихотворений. Они прилагаются в конце романа как «Стихотворения Юрия Живаго»:

«Гамлет» («Гул затих. Я вышел на подмостки»); «Март»; «На Страстной»; «Белая ночь»; «Весенняя распутница»; «Объяснение»; «Лето в городе»; «Осень» («Я дал разъехаться домашним…»); «Зимняя ночь» («Свеча горела на столе…»); «Магдалина»;

«Гефсиманский сад» и др.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/boris-pasternak/doktor-zhivago.html

Русский язык и литература. Литература

Время создания

Пастернак принялся за роман,  в центре которого должна была быть революционная эпоха,  еще зимой 1917–1918 гг. Работать над ним Пастернак начал в 40-е годы. Написанный в 1955 году, он был напечатан на родине только в 1988 году, спустя 33 года.

Главный герой

Фамилия Живаго этимологически связана со словом «живой».  Живаго — доктор, хранитель жизни. Живаго — врач, великолепный диагност. Он способен ставить точный диагноз, но не стремится исправлять или лечить, то есть вмешиваться в естественный ход вещей. Доктор Живаго – поэт, как и сам Пастернак.

Как врача Юрия Живаго  восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества». Однако вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения советская власть поставила человека в жесткие рамки, навязав при этом свое понимание свободы и счастья. Такое вмешательство в человеческую жизнь пугает Юрия Живаго.

Сюжет

Книга первая. Смерть матери и самоубийство разорившегося отца Юрия Живаго, которого толкнул  на этот страшный шаг  адвокат Комаровский.

Мальчик оказался в семье профессора Громеко, у которого была дочь Тоня — ровесница Юрия.

Юра стал медиком, Тоня — юристкой.  Выросшие вместе и любившие друг друга как брат и сестра, молодые люди исполнили волю умершей Анны Ивановны — поженились.

Юрий увидел Лару Гишар, стрелявшую в соблазнившего ее любовника матери адвоката Комаровского, ловко манипулирующего неопытной  девушкой.

Став врачом, Юрий отправится на первую мировую войну. Ему приходится покинуть Тоню с новорожденным сыном. Лара, выйдя замуж за влюбленного в нее с детства  Павла Антипова, отправляется с ним в уральский город Юрятин. У них рождается дочь Катенька.  Антипов уходит на фронт, где попадает в плен.

Книга вторая. Лара   встречается с доктором Живаго, который вместе  с семьей отправляется подальше от эпицентра исторических событий — в окрестности Юрятина. Их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира.  Лара дает герою свет, поддерживает, горит, не угасая, как  свеча.  

Совет

Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе.

Тема любви к ближнему раскрывается в сценах, когда  Живаго  находится в партизанском отряде. Один из солдат  говорит, что многих пустил в расход.

Он любит детей, семью, но чтоб они не достались никому в случае поражения, жестоко убивает всех.

Живаго оставляет за собой право выбора: ему дают в руки винтовку, чтобы он стрелял во врагов, а он стреляет в дерево, он должен лечить партизан, а он выхаживает раненого колчаковца.

В романе есть другой герой, который тоже сделал свой выбор. Это муж Лары, Паша Антипов, сменивший фамилию на Стрельникова, решивший начать жизнь с чистого листа.

Он пытается делать историю по-своему, принеся в жертву не только свою семью (жену Лару и дочь Катеньку), но и свою судьбу.

В результате, оказавшись жертвой и истории, и своих чувств, он осуществляет последнюю попытку противостоять судьбе, неприемлемой для него, — пускает себе пулю в лоб.

Жена Живаго вместе с отцом и детьми  эмигрировали в Европу, и связь с ними оборвалась. Он возвращается  к Ларе. Понимая, что Лару будут преследовать из-за случившегося с мужем, он уговаривает ее уехать с Комаровским, который может обеспечить ей безопасность. Лара соглашается уехать с ним на Дальний Восток, надеясь, что Живаго вскоре присоединится к ним

Обратите внимание

Живаго не может отыскать покой в работе, поддержку в любви, он даже пытается найти себя в поэзии, тогда ему кажется, что для того, чтобы выжить – надо творить. Но и это не становится спасением для его души.

Финал: герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух. Живаго не выдержал нестерпимой духоты и  умирает. 

Кроме людей из ближайшего окружения последних лет, на похороны Живаго приходит неизвестная  женщина. Это Лара. «Вот и снова мы вместе, Юрочка. Как опять Бог привел свидеться… – тихо шепчет Лара у гроба, – Прощай, большой и родной мой, прощай моя гордость, прощай моя быстрая реченька, как я любила целодневный плеск твой, как я любила бросаться в твои холодные волны… Твой уход, мой конец».

Эпилог. Спустя годы, во время Второй мировой, друзья Живаго встречаются с прачкой Таней, недалекой, простой женщиной. Таня – внебрачная дочь Юрия  и Лары. Лара была вынуждена оставить девочку на железнодорожном переезде перед тем как исчезла навсегда.

В ней не осталось ничего от ее родителей – величественной красоты Лары, ее природной интеллигентности, острого ума Юры, его поэтичности. Горько смотреть на беспощадно побитый жизнью плод великой любви.

Сборник  стихотворений. Автор одной главой включил в роман цикл стихотворений Юрия Живаго, органично вливающийся в текст, становящийся его частью. Стихотворения  доктора Живаго является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти.

Поэт умеет выхватить мгновение и показать его вечный и глубокий смысл для каждого человека.  Пастернак-Живаго уверен, что человек только тогда состоится, если будет «все время рваться вверх и вдаль».  Устами Юрия Живаго Б. Пастернак говорит: «Как сладко жить на свете и любить жизнь! Как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию…».

Идея (основная мысль автора)

Судьба человека, по мысли Пастернака, не связана напрямую с исторической эпохой, в которой ему приходится жить. Главный герой романа не боролся с обстоятельствами, но и не приспосабливался к ним, оставаясь личностью при любых условиях.

Композиция

Композицию романа можно считать кольцевой: начинается повествование эпизодом смерти матери Живаго, завершается  — смертью главного героя.

Источник: http://pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/page/view.php?id=12144

Ссылка на основную публикацию