Какова роль человека в обществе?

Что такое роль человека в обществе и семье :

Рассмотрим определение, что такое роль. Это проблема обществоведческих наук. В социологии данный термин означает определенную модель человека в обстоятельствах, заданных социальными институтами. Это понятие тесно связано с социальным статусом личности, поскольку предполагает набор действий, которое люди ожидают от человека в соответствии с его общественным положением.

Классификация моделей поведения

Роль человека, как правило, определяется несколькими факторами: его служебным статусом, семьей, друзьями, с которыми он вступает в неформальное общение. Вкратце опишем основные составляющие заданных ситуаций.

Профессиональные обязанности задают человеку формальную модель поведения, которой он волей-неволей вынужден придерживаться.

Коллеги, начальство на работе ожидают от субъекта таких действий, которые бы отвечали запросам коллектива.

Обратите внимание

Семья также предполагает широкий диапазон самых различных вариантов поведения. Межличностные отношения между супругами строятся как на эмоционально-чувственном уровне, так и на юридических нормах, закрепленных общественными институтами. И каждый раз человек действует в зависимости от того, на каком из вышеперечисленных уровней происходит контакт.

Что такое роль в неформальном общении, можно проследить на примере таких явлений, как выделение лидера в группе, наличие в любом коллективе лица, к которому все относятся с пренебрежением, или любимца в семье и т.д. Каждая из этих ситуаций задает определенное поведение ее участников, которое формируется чаще всего на подсознательном уровне.

Пути приобретения роли

Любой человек может повысить или, наоборот, понизить свой социальный статус, что, в свою очередь, приведет к изменению его манер и поступков в обществе.

Чаще всего человек достигает этого на профессиональном поприще: например, студент может добиться научной степени и стать профессором, или простой солдат может дослужиться до генерала, или обыкновенный чиновник может получить повышение по службе.

Однако биологические роли изменить нельзя; речь в данном случае идет о том, насколько человек им соответствует.

Степень формализации отношений

Характеристика вопроса о том, что такое роль, предполагает выяснение того, в каком соотношении находятся между собой межличностная и официальная модели поведения человека в том или ином статусе.

Если личность в течение долгого времени занимает определенное положение в обществе, то в его поведении, как правило, сочетаются формальные и неформальные элементы. Например, в том случае, когда человек долго служит на одной работе, его отношения с начальником, скорее всего, сложатся именно подобным образом.

Подчиненный будет вести себя в соответствии с предписанными нормами, но вместе с тем, ввиду давнего знакомства, поведение иногда будет определяться не правилами и установками, а эмоциями и чувствами.

Мотивы и стереотипы

Человек, часто не задумываясь о том, что такое роль, тем не менее действует в соответствии с заданными стандартами, которые зависят от его социального статуса. Межличностные отношения зависят от привязанностей и симпатий, которые и определяют поведение в неформальном отношении.

Например, естественная привязанность родителей к своим детям является мотивацией для того, чтобы заботиться о них. Стремление достичь материальных благ или высокого социального статуса часто является превосходным стимулом для повышения карьеры.

Нравственное чувство долга также определяет поведение человека в трудных обстоятельствах.

Роль в обществе личности нередко строится на стереотипах. Под последним понятием принято понимать устойчивые поступки и отношения к тем или иным событиям, фактам, людям.

Определенные образцы восприятия действительности зачастую заранее формируют взгляды и, следовательно, поступки человека.

С помощью стереотипов человек формирует собственное, может, даже несколько упрощенное представление об окружающем мире, что и формирует его поведение в отношении заданных объектов.

Гендерные нормы

Большую роль в развитии общества играет совокупность норм и представлений о том, как должен вести себя человек в зависимости от принадлежности к мужскому или женскому полу.

Пожалуй, это одна из самых ранних установок в человеческом обществе. Показательно, что ученые не считают возможным говорить о том, что гендерная роль в обществе была изначальна биологически заданной константой.

Напротив, некоторые исследователи склонны видеть в ней социальные или когнитивные элементы.

Важно

Дело в том, что это понятие предполагает определенные социальные ожидания со стороны общества по отношению к мужчине и женщине.

Например, испокон веков принято считать, что супруг – это добытчик, а жена и мать – хранительница домашнего очага и воспитательница детей.

Впрочем, в послднее время наблюдается тенденция к изменению этих представлений: например, женщины в связи с феминизацией стремятся выполнять мужские функции.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-chto-takoe-rol-cheloveka-v-obshhestve-i-seme.html

эссе

«Роль
человека в обществе»

Итак,
попробуем разобраться, какую же роль
играет человек в обществе?

Человек
социальное существо и это утверждение
всем известно. Человек не может
существовать без общества, без ощущения
себя элементом социума. <\p>

После
рождения маленький ребенок начинает
постигать мир, изучать принципы его
устройства, раскрывает для себя свет,
пространство и время.

Весь процесс
воспитания зависит от окружающих его
людей, от общества. К примеру, бывали
случаи, когда ребенок вырастал в лесу
и воспитывался животными. В этих случаях,
ребенок развивался на уровне животного:
ходил на четвереньках, вместо слов —
рычал, не говоря уже о правилах этикета.

Саму человечность в него закладывает
окружение, общество. Итак, ребенок не
может расти и развиваться вне общества.
А что же касается взрослого человека?
И на этот случай есть пример- отшельники.
Если человек отделяется от общества,
он теряет чувство соперничества. Ему
не за чем развиваться, достаточным будет
то, что уже есть.

Нет чувства гонки за
первенство ,а это значит, что человек
опускается ниже по соц.уровню, он
становится примитивным .

Вместе
с тем, каждый человек занимает в обществе
определенное место. Речь идет о статусах
человека. Социальные
статусы бывают  предписанными(пол,
возраст, национальность)
и достигнутыми (студент,
доцент, профессор).

Достигнутые
статусызакрепляются
с учетом способностей, достижений, что
дает перспективу каждому. В идеальном
обществе большинство статусов достигаемы.
В реальном — далеко не так.

У каждой
личности много статусов: отец, студент,
преподаватель, общественный деятель и
др. Среди них выделяется главный, который
наиболее важен и ценен для общества.

Ему соответствует социальный
престижданной
личности.

Совет

С
каждым статусом соотносится определенное
ожидаемое поведение при исполнении
соответствующих функций.  В
этом случае мы говорим о социальной
роли личности.Социальная
роль —
это набор функций, более или менее четко
определенный шаблон поведения, которое
ожидается от человека, занимающего
определенный статусв
обществе.

Так, семейный человек исполняет
роли сына, мужа, отца. На работе он может
одновременно быть инженером, технологом,
мастером производственного участка,
членом профсоюза и т. д. Разумеется, не
все социальные роли равнозначны для
общества и равноценны для личности. В
качестве основных следует выделить
семейно-бытовые, профессиональные и
общественно-политические роли.

Благодаря
их своевременному освоению и успешному
исполнению членами общества возможно
нормальное функционирование общественного
организма.<\p>

Размышления
наводят на мысль о том, что не только
общество оказывает огромное влияние
на человека, но и человек оказывает
влияние на общество. Т.е. Человек и
общество идут бок о бок друг с другом.

Человек не развивается без общества и
общество не действует без человека.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1636108/

Сочинение рассуждение на тему: «Человек». Роль человека в обществе

ГлавнаяРазноеРоль человека в обществе

В ряде общественных наук, говоря о статусе человека, употребляется еще один характерный термин «роль человека». Это понятие определяет основные направления в поведении человека, обладающего определенным статусом.

Наиболее полно роли человека в обществе рассмотрены у американского социолога Т. Парсонса. Т. Парсонс разделил все роли человека на четыре группы:

  • по масштабу (имеющая или не имеющая конкретные границы)

Например, роли ребенка (подчиняющая) и роли родителей (отвечающие за ребенка) имеют четкие границы. Роли родителей по отношению к друг другу и по отношению к государству более разнообразны. Они включают взаимные права и взаимные обязанности: заботится о близких, о государстве, работать т.д. 

  • по степени формализации (имеющая или не имеющая конкретные социальные границы)

Деятельность многих людей в обществе имеет четкие формальные социальные границы. Например, врач лечит, учитель учит, чиновник осуществляет административную работу. Зная эти границы человек никогда не будет их нарушать. Например, к чиновнику мы не пойдем лечиться.

  • по видам мотивации (личная или частная)

Например, личная мотивация – это собственное желание хорошо учиться, быть примерным учеником. Желание родителей, что бы ребенок хорошо учился, был примерным учеником, является примером частной мотивации.

  • по способу получения (те же, что и статус – «предписанные» и «достигаемые»)

Наши роли могут нам достаться от родителей, тогда они носят название «предписанных». Например, репутация родителей, которая автоматически переходит на их детей.

Но мы их может достигнуть за счет личных усилий, тогда они носят название «достигаемых». Например, родители могут не иметь высшего образования, но их ребенок может приобрести высшее образование.

Это будет его личной («достигаемой») заслугой.  

Иногда роли человека в обществе подразделяют на:

• общественные (человек как часть общества: руководитель, рабочий, товарищ)• гражданские (человек как житель своей страны: военнослужащий, избиратель)• семейные (человек как ответственное лицо за  свою семью: муж, жена)

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Какова роль человека в обществе Вы узнаете из этой статьи.

Какова роль человека в обществе?

Нам часто приходилось слышать такую фразу как: «Человек – животное социальное». С ней трудно поспорить, принимая во внимание то, что с первой и до последней минуты вздоха человек пребывает в окружении других людей. Наш социум – это наше общество, среда обитания. И тяжело представить человека без общества и общество без человека.

Роль человека в обществе исследовал Т. Парсонс, которые выделил 4 группы ролей человека:

Как пример исследователь приводит роли ребенка и родителей. Родитель отвечают за него, а ребенок подчиняется родителям. Кроме этого они имеют также свои роли по отношению друг к другу и по отношению к государству.

Есть роли человека, имеющие четкие  социальные границы. Например, учитель учит, врач лечит, чиновник исполняет административную роботу и так далее.

Здесь главным является мотивация личности, желание достичь чего — либо. Или же ее отсутствие.

  • Роль по способу получения

Мы можем что-то достичь в обществе, делая упор на свои возможности и силы. Либо же достигнуть цели за счет родителей, друзей, коллег по работе и так далее.

Некоторые исследователи делят роль человека в обществе на:

  1. общественную (человек выступает как часть общества: рабочий, руководитель, товарищ)
  2. гражданскую (человек выступает как житель своей страны)
  3. семейную (человек выступает как ответственное лицо за  свою семью: жена и муж)

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали какова роль человека в жизни общества.

kratkoe.com

Результаты коллективного труда, психологический климат, удовлетворенность работников трудом выступают на первое место в совокупности факторов, определяющих качество трудовой жизни. В связи с этим особое значение приобретает проблема всестороннего развития личности человека как важнейшая составная часть глобальной жизненной цели гуманного общества.

Человек является объектом изучения многих наук (философии, социологии, психологии, медицины, педагогики, управления, истории и др.). В теории управления персоналом человек также является объектом исследования как важнейшее ядро динамичной социальной группы, с одной стороны, и движущая сила управленческого процесса — с другой.

При кажущейся простоте понятия человек существует целая совокупность производных понятий, где человек является стержневым термином. Системный анализ этих понятий, характеризующих человека с точки зрения предметов разных наук, позволил нам разработать схему классификации понятий человека применительно к управлению персоналом.

Читайте также:  Анализ стихотворения м. ю. лермонтова «молитва» (1839)

Обратите внимание

При этом человек рассматривается «как высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры».

Одно из наиболее четких определений личности дается в энциклопедическом словаре: «Личность — устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества».

Понятие личность следует отличать от понятий индивид — единичный представитель человеческого рода и индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

Рассмотрим классификационные признаки понятий, характеризующих человека:

1. Группы человеческой общности — общественно-исторические устойчивые группы людей, в которых происходит воспроизводство и развитие человечества. К ним относятся общество, нация, род и семья.

2. Этапы становления человека (идентификация, индивидуализация и персонализация) отражают процесс превращения человека как биологического существа в персонального человека, отличного от других: рождение, молодость, зрелость и старение.

3. Уровни развития человека характеризуют четыре важнейшие ступени его социального развития, начиная с рождения организма, несущего генетический код человечества, превращения его в индивид, отличающийся от животного мира, формирование индивидуальности, отличающей его от других индивидов, и, наконец, превращение в неповторимую личность.

4. Родовые качества человека отражают специфические особенности, присущие в полной совокупности только человеку. К ним относятся сознание, язык общения, труд, опыт и потребность в деятельности. Разумеется, при этом существует полноценная биологическая природа человека как носителя родовых качеств.

5. Отличительные компоненты личности характеризуют наиболее яркие свойства человека, по которым можно судить об уровне развития и индивидуальности личности. Это прежде всего личностные качества (деловые и моральные), психология личности (темперамент, тип, мотивация), знания и умения (жизненные и профессиональные), интеллектуальные способности и культурный уровень (высокий, средний, низкий).

Важно

6. Сферы человеческой деятельности по материальному производству (экономика, экология, наука и искусство) и обслуживанию людей (медицина, физкультура, педагогика, управление) — важнейшие области, в которых происходит воспроизводство материальных благ и собственно человека.

7. Социальные подсистемы человека образуют специфический мир, в котором происходит становление и развитие личности человека. К ним мы относим социальные способности, потребности, мотивацию, деятельность, отношения и институты. Это та социальная среда, которая является неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

8. Социальная типология личностей базируется на классификации уровня потребностей, мотивации, знаний и умений, присущих разным категориям людей. Предусмотрено восемь типов личности от идеального положительного — «хочу, знаю, умею» до негативного антипода -«не хочу, не знаю, не умею».

Приведенная спецификация понятий дает системный взгляд на человека в динамике его развития и превращения из индивида в личность, определяет социальные сферы и подсистемы человека, что очень важно в управлении социальным развитием, дает конкретный инструментарий менеджерам в типологии личностей и методы воздействия на различные типы людей.

Автор признает, что схема классификации не является бесспорной. Безусловно, можно расширить состав признаков классификации, выделить дополнительные характеристики по каждому признаку, провести многофакторные исследования влияния конкретных характеристик на личность человека. Это должно стать предметом будущих исследований.

Процесс становления человека с точки зрения социальной философии предусматривает три основных этапа: идентификация, индивидуализация и персонализация.

Идентификация — это превращение человека — рожденного биологического существа в реального человека, овладевшего общими родовыми человеческими качествами: умениями ходить, говорить, есть, читать, писать, общаться в группе.

Индивидуализация — это процесс превращения человека в индивидуальность, индивидуума, отличного от других и обладающего социально неповторимыми чертами: знаниями, умениями, навыками, психологией поведения.

Совет

Персонализация — это превращение индивидуальности в личность -субъект общественной жизни, в социально функционирующего человека, интеллект, познания, черты характера которого характеризуют его как личность.

Вся история человечества может быть представлена как смена примерно 1000 поколений людей. Каждое последующее поколение может развиваться лишь на основе того наследия, которое ему досталось от предыдущих поколений. Философия выделяет четыре потенциала человечества, которые могут быть переданы и освоены человеком.1.

Экологический потенциал — неживые и биологические системы, образующие естественную окружающую среду: сады, парки, водоемы, реки; животные, растения и т.п. — экологический фонд человечества.2. Технический потенциал — искусственные материальные системы для человеческой деятельности: здания, сооружения, станки, оборудование, транспорт, одежда, обувь и т.д.

— технологический фонд человечества.3. Генетический потенциал — эволюционно сложившиеся наследуемые биологические качества человеческого рода (антропометрические, биологические, физиологические, психологические) — генетический фонд человечества.4.

Социальный потенциал — исторически созданная система знаний, умений, установок, отношений, культур, потребностей, мотивации человека — социальный фонд человечества.

psyera.ru

Описание темы: Школьное сочинение на тему: О роли человека в обществе.

«Роль человека в обществе»

Современные люди живут в обществе, в связи с чем они так или иначе вынуждены принимать участие в каких-то полезных для всего общества делах. Наверное, не один цивилизованный человек не может жить без общества, ведь так приобретается жилье, еда и удовлетворяются различные моральные потребности. Но если человек не может без общества, может ли общество обойтись без человека?

Наверное, каждый понимает, что нет такого человека, без которого разрушилось бы общество. Но и наоборот.

Я считаю, что нет ненужного человека, ведь у каждого своя роль и каждый чем-то полезен для других.

Как же определяется, какую роль будет играть конкретный человек? Зависит ли это от того, будет ли он простым трудягой, грамотным специалистом или же богатым инвестором, а может, и вовсе политиком?

Я думаю, что каждый человек сам выбирает то, какую роль он будет играть в обществе. Если он настойчив и идет к своей поставленной цели, несмотря ни на что, он, скорее всего, ее добьется. Главное — не сдаваться, после «падений» это, наверное, самый ключевой фактор.

Конечно же, существуют различные непредвиденные ситуации, когда все будет идти совсем не так, как было задумано, а может быть, и кардинально наоборот.

Однако же, я сомневаюсь, что если бы Путин не захотел бы стать президентом, он бы им стал, а также, если бы Менделеев не работал так усердно, изучая химические элементы, ему бы приснилась его знаменитая таблица.

Также стоит отметить и то, что роли у людей должны быть разные, и не могут все одновременно стать начальниками, ведь если допустить такое, получится, что гораздо престижнее быть просто хорошим работником и чтобы начальство само за тебя боролось, как за приз на аукционе.

(Картина Казимира Малевича «Отдых. Общество в цилиндрах» 1908 г.)

Вывод лично для себя я сделал следующий: человек получает роль в обществе по мере его незаменимости. Но чтобы стать по-настоящему незаменимым, нужно провести огромнейшую работу и именно в той области, которая в данное время наиболее востребована.

Однако и вместе с вышесказанным, стоит учитывать, что настоящий мир весьма непостоянен и то, что очень востребовано сегодня, завтра может оказаться никому ненужным и наоборот.

Обратите внимание

Следовательно, цель нужно иметь и идти к ней, но также обязательно быть разносторонне развитым и быть готовым к неожиданным изменениям.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Любой человек прислушивается к общественному мнению. Каждый день он смотрит телевизор, разговаривает с одноклассниками или коллегами, проводит время на интернет-ресурсах. Вокруг него социум, который невозможно игнорировать. Общество формирует взгляды на жизнь, выявляет черты характера, толкает личность на поступки. Общество способно прививать чувство вкуса и меры, развивать кругозор.

Влияние общества на человека – велико.

Не только положительный момент есть в этой теме: слабые и беспомощные люди не способны принимать решения и живут по законам общества, подчиняясь другому мнению, даже если у них есть свое собственное.

Дабы не противоречить, они поступают не по своей воле. Влияние общества было и раньше, но сейчас, люди готовы на многое, лишь бы быть любимыми и популярными. Несмотря на то, через что они переступают на пути к общественному уважению.

О жизни человека в обществе нам известно из произведений, дошедших до нас из прошлого. Они разнообразны: начиная от жития святых и заканчивая современной литературой. Не только писатели рассказывали о влиянии общества на индивида, но и талантливые художники, писатели, работники кинематографа. Но в литературе этот вопрос поднимался…

особенно остро.

Печальный пример бесхарактерного человека, действующего по чужому наставлению, описан в рассказе Тургенева “Муму”. Немой крепостной вынужден утопить собаку по приказу своей барыни.

Несмотря на то, что она была ему единственным другом. Проявив он свой характер, судьба животного и их дружбы могла бы сложиться более удачно.

Итог такого примера – нужно уметь высказывать, выражать свое мнение, особенно, когда это касается чужой жизни.

Важно

Вторым литературным примером является образ Евгения Онегина – знаменитого Пушкинского героя, который следил за собой, чтобы нравится окружающим, соответствовал моде.

Танцевал и развлекался, говорил по-французски, в общем, делал все, чтобы общество его уважало. Но из-за общественного мнения он не может отменить дуэль и убивает друга, тем самым, подтверждается то, что он подчинен обществу и сделал так, как оно хотело.

Этот пример показывает, что одна ошибка в ведомом поведении может стать роковой.

Подводя итог, невольно ловишь себя на мысли, что все люди зависимы от общественного влияния. Только одни могут послушать, сделать выводы, а потом уже решить, как и поступать. А другие, не задумываясь, делают все ради угодничества.

schoolessay.ru

(345 слов) Человек и общество не могут существовать по отдельности. Они взаимосвязаны и постоянно дополняют друг друга. Социум в жизни личности играет огромную роль. Он помогает ей развиваться, совершенствоваться и меняться. А какова же роль человека в нем?

Ответ на этот вопрос пытается найти А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Чацкий является полной противоположностью всему Фамусовскому обществу. Он хочет служить делу и отечеству, а не отдельным высокопоставленным людям. Герой всегда говорит правду, даже если она губительна.

Александр также презирает любое преклонение перед кем-то. Он уверен, что всего можно добиться всего своими силами. Именно из-за своих качеств и идеалов он – «белая ворона» среди знати, ведь богатые помещики привыкли жить лицемерно, праздно и эгоистично.

Для них лестные слова нужному человеку, преклонение перед модой, кумовство в порядке вещей. Они даже предлагают «забрать все книги бы, да сжечь»! Таким образом, роль человека в этой комедии – показать высшему обществу, что его порочность до добра не доведет.

Он хочет на своем примере доказать, что можно жить иначе и повести людей за собой, ведь «служить» он «рад».

М. Горькой также не обходит эту тему стороной. В своей пьесе «На дне» на примере одного из героев он хочет показать роль человека в обществе. Итак, Лука появляется в произведении с целью показать ночлежникам, что их жизнь не так плоха, как кажется.

Совет

Он старается внушить им веру в хорошее и светлое будущие. Лука жалеет их. Анне он говорит, что после своей смерти она всё же обретёт настоящее счастье. Актеру рассказывает о лечебнице, в которой смогут победит его алкоголизм. К каждому герою проповедник находит свой ключик.

Он показывает им, что счастье есть, только его нужно подождать. Но после его исчезновения ночлежники понимают, что они не могут сами справиться со своей загубленной жизнью. Актер, например, даже совершает самоубийство. Для каждого из них этот гость – источник надежды.

Читайте также:  Нравственный выбор в романе булгакова «мастер и маргарита»

Значит, человек может не только порицать общество, но и дарить ему утешение, если ничего нельзя изменить.

На примере своих героев А.С. Грибоедов и М. Горький хотят показать, что человек играет большую роль в обществе. Чаще всего он дает понять другим, что можно жить иначе, лучше. Только некоторые понимают это слишком поздно.

Источник: https://legion-development.ru/raznoe/rol-cheloveka-v-obcshestve.html

Роль человека +в обществе

Все в нашей жизни состоит из желаний. Именно желания являются первоначальными. Развитие желаний развивает человека. Давайте немного поговорим о природе желаний.

В каждом человеке есть телесные желания (животные желания) и общественные желания. Животные желания – это те желания, которые позволяют существовать нашему материальному телу на уровне животного. К таким желаниям относятся:

  • желание пищи;
  • желание физической любви;
  • желание семьи и продолжения рода;
  • инстинктивное желание самосохранения и безопасности.

К общественным желаниям можно отнести такие желания, как:

  • богатство;
  • власть;
  • слава;
  • знания.

Самым высоким общественным желанием являются знания, так как они устремляют человека к наукам и изучению мироздания и смысла жизни. Человека от животного отличают общественные желания. Животные же в свою очередь подчиняются только строгим инстинктивным телесным желаниям. Они полностью управляемые ими и не обладают свободой выбора.

Для того чтобы полностью представить картину влияния общества на человека и роль человека в обществе, необходимо понимать, что именно желания генерируют в нас мысли, возбуждают намерения и способствуют к действию. А общество воспитывает в нас общественные желания, от которых зависит большая часть нашей жизни. Только понимание этого механизма поможет нам понять природу человека.

В принципе, само утверждение «роль человека в обществе» или «роль общества в жизни человека» звучат как-то абсурдно, ведь без общества не может быть человека и не может быть общества без человека. Очевидно ведь, что это практически одно и то самое.

Если обратиться к древней науке о мироздании, к науке «каббала», то становиться ясным тот факт, что человеческое общество живет по законам единого организма. Проявление этого закона мы можем видеть в наше время глобализации, когда успех или кризис одного государства влияет на ситуацию всего мирового сообщества.

Согласно этому закону единого организма действия и образ мышления одного человека влияет на ход развития всего человечества и наоборот – все человечество влияет на жизнь одного человека. В этом ключероль человека в обществе очень трудно переоценить.

Роль общества в развитии человека

Общественные желания в человеке закладываются еще в утробе матери. После рождения маленький ребенок начинает постигать мир, изучать принципы его устройства, раскрывает для себя свет, пространство и время. Весь процесс воспитания зависит от окружающих его людей, от общества.

К примеру, бывали случаи, когда ребенок вырастал в лесу и воспитывался зверями. В таком случаи ребенок был похожим на животное. Саму человечность в него закладывает окружение, общество. Не стоит в проблемах нашего общества винить наследственность, природу, генетику.

Стремление к подавлению воли других людей, склонность к насилию и разрушению воспитывает в нас общество, то есть мы сами создаем среду, которая вынуждает человека делать добро или зло.

Обратите внимание

Таким же образом мы можем создавать и гуманное общество, в котором приоритетом является альтруизм, а не эгоизм.

Что хорошего можно ждать от общества, которое находиться на столь низком уровне развития, как наше. Которое считает, что возможно решить проблемы путем войн и насилия, которое воспитывает серийных убийц (солдат), которое развивает экономику, нацеленную на прибыль, а не на рациональное использование ресурсов и благополучие человечества.

Изменить наше общество к идеалу можно с помощью одного-двух поколений, путем комплексного воспитания родителей и детей. Основополагающей мыслей, которую нужно донести всем и каждому – это мысль о том, что общество является единым организмом и если человек хочет поднять свое благополучие, то это нужно делать через общество.

Успех одного человека возможен только благодаря успешности всего человечества. К этому тяжело прийти пониманием, тем более действиями, но без понимания основополагающего аспекта, эгоистическое существование человечества конечно. Мы можем убедиться в этом, ознакомившись с прогнозами финансистов, экономистов и экологов.

Потребительское и безрассудное использование ресурсов приближает время, когда ресурсы попросту закончатся. Рост дефицитности ресурсов влечет к развязыванию войн и разрушению. Надеюсь, вы не считаете, что войны на Востоке (в странах, которые обладают нефтью) длятся уже много лет из-за того, что там нет демократии.

Под предлогом демократии, корпорации развязывают войны и оправдывают их с помощью собственноручного терроризма. Эти схемы овладения государствами обеспеченными ресурсами очень прозрачны, логичны и прогнозированы. Почему большая часть человечества не видит и не понимает этого? Вот в чем вопрос и проблема.

Мы готовы верить во все, что нам предлагает продажное СМИ и не способны сопоставлять очевидные факты.

Именно по той причине, что человек вырастает в обществе перевернутых ценностей мы и продолжаем культивировать эти ценности в следующих поколениях. Неверное отношение к своему эгоизму и непонимание того, что человеческое общество – это единый организм, создает все существующие проблемы в мире.

Источник: http://xn--1-7sb3ae5aa.xn--p1ai/shop/moral/rol-cheloveka-v-obschestve.html

Роль человека в жизни общества и общество в жизни человека (Обществознание)

Преподаватель<\p>

Мазуренко Ирина Викторовна

Обществознание — это наука, которая изучает развитие человеческого
общества и место в нём человека. Обществознание включает в себя следующие
разделы:  общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика,
социальные отношения, политика, право.

В современном мире
каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных
ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Современное
демократическое общество постепенно становится гражданским.

Настоящий гражданин
— это не просто человек, имеющий юридические права и обязанности, но и
достигший определенного уровня самосознания. Это личность, которая осознанно
относится к себе, своему месту в обществе, активно участвующая в общественной и
политической жизни.

Обществознание способствует формированию активной
гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности,
необходимые для современного развития общества.

Важно

Это осознание своей
принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить
достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он
заключается.<\p>

Не стоит забывать и об общем кругозоре.

Те знания,
которые дети приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю
жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы
социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу для практических
компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.

Общество существует тысячелетия, но осознание его с
научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука,
изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в.

Предмет
обществознания сродни философии, он не дан, а задан, потому что
является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более
глубокого определения самого понятия общества.

В этом заключается философский
аспект обществознания.

У обществознания есть одновременно и то, что
сближает его с наукой. Это, прежде всего, стремление к объективному познанию
своего предмета. Другая черта, объединяющая науку и обществознание — стремление
выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и
развитии.

То, что в обществознании нет математической строгости добытых
результатов познания как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем
отсутствует познание. Такого рода знание, например, заложено в духовных
традициях человечества: в философии, религии, морали и искусстве.

Оно иногда
трудно поддается научному анализу и может разрушаться под его воздействием. Без
проявлений духовности нет человеческого общества.

Источник: http://School46Msk.ru/structure/sup_school/culture/society

Роль общества в развитии человека | Вперед к Успеху

Роль общества в развитии человека

Главная » Развитие человека » Роль общества в развитии человека

| Роль общества в развитии человека |
Желание общаться с подобными себе закладывается у человека ещё до его появления на нашей земле, в утробе у матери. А после появления на свет – роль общества в развитии человека становится и вообще одной из первостепенных по своей значимости для плодотворного, творческого и всестороннего развития его личности.

Ведь во многом от того, какое он получит образование, воспитание, какой жизненный опыт передастся ему от окружающих его людей, зависит ощущение себя полноценной личностью к периоду своей физической зрелости.

В роли примера важности общения с себе подобными, особенно в начальный период формирования психики человека, может служить один из случаев, когда малыш потерялся в лесу и, следую материнскому инстинкту, его воспитывала самка какого- либо из диких животных, принимая маленького человека за своего отпрыска.

Намного позже, пропавший малыш находился людьми, его поведение, реакции были схожи с типом поведения животных, которые занимались на этом этапе его психологического развития, воспитанием.

Помимо положительного влияния, которые могут оказать окружающие люди на совершенствование личности в период её психического созревания, роль общества в развитии человека может внести и свой негативный фактор.

Так если человека с момента его рождения будут окружать нелюбящие его, извращённые и злые, не только по своей манере поведения, но и по поступкам люди, скорее всего из него вообще не сформируется Личности.

Даже если сформируется, то это будет уже не личность, в широком понимании этого слова, а Антиличность. Которая будет способна совершать в своей жизни такие «поступки», как, например, убийства, насилия и другие жестокости по отношению к себе подобным. Именно поэтому, столкнувшись с беззаконием, не стоит перекладывать всю вину человека, творящего его.

На негативные природные факторы, которые сопутствовали его рождению, на то, что ему передался нехороший генетический материал от его родителей и т. д. Стоит посмотреть на себя – ведь именно мы, общество его окружающее, внесли не малую толику в то, чтоб он стал именно таким, жестоким и неуравновешенным.

Совет

А можно ли ожидать человека чего- либо другого, если он родился, в то время как по телевизору, что ни день, то обязательно покажут, как кого- то убили или покалечили. Как по нему же, он с рождения впитывал из различных, явно не романтических фильмов, методы решения любых жизненных проблем, путём оружия, убийства, насилия.

Наше с вами отношение к окружающим вещам? Ведь мы подавали далеко не положительный ему пример, своим потребительским отношением почти ко всему, что нас окружает.

И, вполне естественно, что он совершенно спокойно пошёл на правонарушение, осознавая то, чему мы учили его с детства, выступая наглядным примером – всё в нашей жизни покупается и продаётся, в том числе и свобода от наказания за какой-либо проступок…

В заключении хотелось бы ещё раз напомнить – окружающее, с рождения человека, общество, является одним из главных факторов того, какой личностью он станет, достигнув физически – зрелого возраста.

Поэтому, пожалуйста, будьте бдительны в своих поступках, поведении, когда с вами рядом находится ещё совсем юное создание, с гордо звучащим именем – человек! Ведь он смотрит на вас, и не только впитывает в свой ум всё, что вы совершаете и произносите, но и хорошо это усваивает!

Статья “Роль общества в развитии человека” из рубрики | Развитие человека |

Читайте также:  Образ зинаиды в повести «первая любовь» (и. тургенев)

Ещё по теме: Культурное развитие человека

Уважаемый читатель, если заметка Тебе интересна, расскажи о ней своим друзьям, через кнопку «Закладки», ниже. С уважением, Андрей!
Добро Пожаловать На Мои Соц. Страницы:

Источник: http://rostlihnosti.ru/rol-obshhestva-v-razvitii-cheloveka.html

Роль человека в обществе

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор 
норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального 
статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в 
экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей 
определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В 
зависимости от общественных отношений 
выделяют социальные и межличностные 
социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.

Обратите внимание

Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны 
с межличностными отношениями, которые 
регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных 
отношениях, каждый человек выступает 
в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих.

Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для 
окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем 
сложнее изменить привычный для 
окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

  1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными.

Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены.

Важно

В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения 
роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения.

Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д.

Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли.

Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами.

Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико.

Совет

Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд 
ролей, а также ее участие в 
максимально возможном ролевом 
репертуаре.

Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее 
важно предписывание ролей в 
соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — 
вечная проблема. Не успевает индивид 
приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями.

Едва юноша начинает справляться 
со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять 
мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями 
для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы 
и требования обучения новым ролям.

В определенном возрасте индивид 
может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е.

достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными.

В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может 
иметь огромное значение для изменения 
человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции 
поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле.

Обратите внимание

При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков.

Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

Если верно, что 
индивид есть отражение всей совокупности общественных отношений своего общества, то неизбежная многоплановость социальных ролей, которые он выполняет, становится предельно понятной.

Характеристика этих ролей важна и сама по себе, но еще большую значимость она 
приобретает в контексте задач 
их совершенствования.

В этом контексте 
мы и постараемся провести соответствующий 
анализ, памятуя, что импульсы к совершенствованию 
ролевых функций личности идут по двум каналам:

а) внешнему (объективному) — за счет оптимизации общественных условий, детерминирующих поведение индивида. В свою очередь, эта оптимизация может осуществляться обществом сознательно, а может явиться только post factum осознаваемым следствием происшедших объективных изменений;

б) внутреннему (субъективному) — за счет постоянного самосовершенствования 
личности, к чему, как мы видели, всегда призывали величайшие гуманисты.

Важно

Сохраняя избранную 
в учебнике логику, начнем рассмотрение социальных ролей личности с базисной, с его роли как труженика независимо от того, в какой сфере общественного разделения труда эта деятельность совершается.

Проблема совершенствования 
личности как труженика обнаруживает ряд аспектов (профессиональный, нравственный и т.д.), причем реализация каждого 
из них идет успешно лишь при одновременном 
включении двух, только что упомянутых каналов.

Общество должно стимулировать, экономическими, правовыми, идеологическими и иными средствами побуждать труженика к совершенствованию, но как сработают эти импульсы (и сработают ли они вообще) в решающей степени зависит от индивида — его психологической установки, волевых качеств, общей культуры.

Совершенствование личности как труженика — процесс 
системный, и, пожалуй, наиболее рельефно эта системность вырисовалась сегодня, в связи с переходом к новому, информационно-компьютерному, технологическому способу производства и соответственно к новой ступени в развитии цивилизации.

От труженика требуются, в частности, не только невиданный ранее 
уровень общеобразовательной (10-12 классов) плюс профессиональной (до 5 лет) подготовки, но и высокая нравственность.

Такая 
постановка вопроса у многих может 
вызвать недоумение: разве нельзя побудить к производительному, эффективному труду чисто экономическими или, на худой конец, правовыми мерами? И так ли уж велика, судя по накопленному историческому опыту, значимость в 
этом деле нравственного начала?

Правильные ответы на эти вопросы возможны только при 
учете специфики современного труда, который все больше наполняется 
творческим содержанием. В этих условиях дисциплина, поддерживаемая извне (надсмотрщиком, инспекцией по приему продукции) все больше принуждена сменяться самодисциплиной, самоконтролем, и главным контролером при этом выступают совесть, другие моральные качества личности.

Начиная с середины 80-х годов, с провозглашения так 
называемой «перестройки», в эпицентре 
наших общественных баталий находится 
проблема личности как собственника.

Совет

Дискуссии эти не обходятся без 
крайностей — без утверждений, согласно которым человек, «свободный» от собственности, вообще не может быть личностью.

Выходит, не был личностью 
раб Спартак, как и многие видные философы и общественные деятели прошлого, не обладавшие ни наследственной, ни благоприобретенной собственностью.

Не надо быть профессиональным историком, чтобы 
понять, насколько ошибочно такое 
понимание. Равно как ошибочно полагать,

будто превращение 
всех в собственников решит проблему превращения всех в личностей.

Исторически именно мелкий собственник (в особенности сельский), задавленный каждодневными заботами, хозяйствующий отнюдь не при самых прогрессивных условиях производства, оторванный в значительной степени от других таких же хозяев, не воспринимающий в силу узости своих интересов многие общенародные проблемы, меньше всего выступал как социально активная личность. Добавим также, что нет и прямой зависимости между величиной собственности, которой обладает индивид, и его личностными качествами.

Дело в том, что обладание собственностью в 
любом ее виде в потенции способно оказывать не только позитивное, но отрицательное, разлагающее воздействие 
на личность, вести к ее распаду.

Ведь отчуждение своим сатанинским крылом касается нг только отверженных от собственности: оно бьет и по представителям противоположной стороны, лишая их того удовлетворения, которое дает физический и умственный труд (если они и таковым тоже не занимаются), развивая паразитические потребности и аномальные способы их удовлетворения, вызывая зачастую полную апатию к жизни, а то и добровольный уход из нее. Собственник, если он хочет оставаться личностью, не может не обуздывать в себе каждодневно и ежечасно эти зловещие потенции, используя свою собственность во благо себе — для своего духовного развития, сохранения психофизического и нравственного здоровья, во благо своим ближним и во благо всего общества (путем спонсорской и иной благотворительной деятельности).

Но у проблемы совершенствования личности как 
собственника есть и другой поворот.

Обратите внимание

В зависимости от того, как достигается 
прибыль (юридически и нравственно 
допустимыми способами или грязными, криминальными) и на что она расходуется, общественная значимость собственника может проявиться либо со знаком «плюс» либо со знаком «минус». В свое время И.Ильф и Е.

Петров вложили в уста незабвенного Остапа Бендера призыв чтить уголовный кодекс. К сожалению, в наше время весомая часть доморощенных предпринимателей не внемлют этому призыву, наплевательски относясь и к кодексу уголовному, и к кодексу моральному.

Заключение

Социальная роль и социальный статус являются очень близкими и 
почти синонимичными понятиями. Разница между ними сводится к тому, в каком контексте они используются. Если термин «роль» применяется главным образом к тому, как ведёт себя человек, то есть к его поведению, то термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек. 

Список литературы

  1. Крапивенский С. Социальная философия
  2. В.В. Касьянов «Социология. Высший балл»
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. «Социология»
  4. Новикова С.С. «Социология: история, основы, институционализация в России»
  5. Волков Ю. Социология

Источник: http://student.zoomru.ru/soc/rol-cheloveka-v-obshhestve/139715.1074503.s2.html

Ссылка на основную публикацию