Сюжет, проблематика, образы поэмы Анна Снегина Сергея Есенина
Сюжет, проблематика, образы поэмы “Анна Снегина” Сергея Есенина
«Серебряный век» русской поэзии. Когда произносишь это словосочетание, слышится звон множества колокольчиков. Все они звонят одну мелодию, но каждый – по-своему. Так же и у поэтов, которые пишут на вечные темы: о любви, о красоте природы, о нравственной силе добра, о чести и совести, о смысле жизни.
Мотивы одинаковы, но переживает и чувствует их каждый поэт по-разному. Стихи одних струятся нежно и лирично, стихи других – колокола, звучащие набатом, зовущие и заставляющие оглянуться вокруг и задуматься. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин раскрываются перед нами сегодня в своих бессмертных творениях.
Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем сложнее полностью оценить все грани его дарования.
Лицом к лицу Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
И в той, ещё до конца не изведанной, стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён, мне наиболее близко и дорого творчество С. А. Есенина. Его стихи запали мне в душу, обогатили мою жизнь, оставили в сердце неизгладимый отпечаток. Я распахнул для себя дверь в поэтический мир Есенина, который постепенно окрасился в моём воображении в яркие цвета, обогатился разными оттенками и звуками.
По всей своей сути Сергей Есенин – лирик, и мы, конечно же, больше всего любим и лучше всего знакомы именно с этой стороной его творчества. Но он так же неповторимо оригинален и в эпическом жанре. Все достижения лирического поэта мы обнаруживаем и в его поэмах.
Они вписываются в общий лирический круг развития таланта Есенина, но в их рождении есть и своя жанровая логика, так как его поэзия в высшей степени драматична и правдива, полна острых социальных конфликтов и поистине трагедийных коллизий, глубоких, кричащих противоречий.
Попробуем увидеть всё это в его поэме «Анна Снегина».
Главная её тема – Октябрь в деревне. Есенин просто не мог не затронуть в своём творчестве эту тему. Он, как и Маяковский, пришёл в поэзию не по капризу тщеславия, а был мобилизован и призван революцией. Крестьянский вопрос, самый больной и самый сложный вопрос нашей русской истории, больше всего волновал поэта, и он затрагивает его в своей поэме.
Написанная в тысяча девятьсот двадцать пятом году, «Анна Снегина», отражает впечатление Есенина от поездок в родное село Константиново в летние месяцы тысяча девятьсот восемнадцатого года. Старшая сестра поэта вспоминает: « В селе у нас творилось бог знает что. «Долой буржуев! Долой помещиков!» – неслось со всех сторон.
Каждую неделю мужики собирались на сход. Руководил всем Мочалин Пётр Яковлевич, наш односельчанин, рабочий коломенского завода. Во время революции он пользовался в нашем селе большим авторитетом. Личность Мочалина интересовала Сергея. Он знал о нём всё.
Позднее Мочалин послужил ему в известной мере прототипом для образа Оглоблина Прона в «Анне Снегиной».
С событиями, происходящими в это время в деревне, тесным образом связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой крестьяне «забирают в волость», крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов и мечтающего поскорее устроить коммуну в своём селе, старика мельника, рассказчика-поэта, вовлечённого революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение автора поэмы к своим героям проникнуто лирической задушевностью, озабоченностью их судьбами. Об «Анне Снегиной» принято говорить как о лирической поэме, но достаточно очевидно, что источник её художественной силы не только в глубочайшей лиричности, но и в эпической масштабности изображаемых событий. В тысяча девятьсот двадцать пятом году Есенин неоднократно читает «Анну Снегину». Присутствующий на одном из таких чтений Фурманов вспоминает: «Он читал нам последнюю свою, предсмертную поэму. Мы жадно глотали ароматичную, свежую, крепкую, прелесть есенинского стиха, мы сжимали руки один другому, переталкивались в местах, где уже не было силы радость удержать внутри».
Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Она составлена из эпизодов, дающих целостное представление о происходящих событиях. Эта поэма – поэма характеров. На первом месте стоит образ самого повествователя. Через него эпическая конструкция произведения окрашена лирическими красками, порой светлыми, порой мрачными:
Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
Лирический герой выступает в поэме и как рассказчик, и как участник всего того, что в ней происходит. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о первой, беззаветной любви.
Он приезжает в село, где всё, от окружающего пейзажа до избы и калитки, напоминает ему о прошлом. Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трёхлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается.
Поэту хочется отдохнуть, пообщаться с природой, вспомнить юность и остаться в стороне от назревающих грозных событий. Но они сами, непрошено, врываются в его жизнь. Он только что пришёл с войны, бросил винтовку и «решил в стихах воевать».
Но мужики не дают ему остаться в стороне от происходящего, приглашая его посидеть и послушать про их крестьянскую жизнь, они задают множество вопросов:
Кричат нам, Что землю не троньте, Ещё не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте
Мы губим себя и других?
Настойчиво их желание узнать у поэта правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ»:
«Скажи, Кто такое Ленин?» Я тихо ответил:
«Он – вы».
Эта характеристика Ленина считалась одной из лучших и стала афоризмом в советской литературе.
В отличие от первых произведений, воспевающих преображённую крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» поэт показывает разных «мужиков» : крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют Советскую власть; есть среди них и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «ещё нужно варить»; есть и закоренелые собственники, вроде возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции « лёгкой жизни». Мы видим., что корыстолюбие, отсутствие собственного достоинства в равной степени свойственны крестьянам, как трудолюбие и набожность. Но характеры мужиков проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя. Рассказ возницы не спутаешь ни с каким другим:
Село, значит, наше – Радово, Дворов, почитай, два ста. Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
А как вылеплен старый мельник, с которым поэт не виделся несколько лет. За его радостной суетливостью стоят воспоминания о прошлых, более счастливых встречах:
Голубчик! Да ты ли? Сергуха! Озяб, чай? Поди продрог? Да ставь ты скорее, старуха,
На стол самовар и пирог!
У радовских мужиков, мечтающих получить без выкупа помещичьи угодья, есть свои интонационные характеристики. Как контрастно изображены братья Оглоблины: Прон и Лабутя. Если первый – подлинный выразитель мужицких чаяний, прямой и открытый, то второй – лентяй, пьяница, трус и приспособленец. Вот речь Прона:
Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даёшь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас! А как гнусавит в кабачке Лабутя: Прославленному под Ляояном
Ссудите на четвертак…
Нужно тонкое мастерство, чтобы дать героям такие точные речевые характеристики. Есенин этим мастерством обладает в полной мере.
Автор понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам тоже меняется.
Это ощущение усиливается в поэме тем, что на её страницах, в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина – первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!» Несмотря на былые воспоминания, автор прекрасно понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина, которую любил поэт в шестнадцать лет. Нынешняя Анна не вызывает у автора никакого интереса, а лишь является поводом для воспоминаний о прошлом. Ничего общего, кроме этих воспоминаний, у них нет. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни. Очень выразительна её речевая характеристика. Мы слышим голос Анны во время болезни повествователя:
Давненько я вас не видала. Теперь из ребяческих лет Я важная дама стала,
А вы – знаменитый поэт.
Здесь чувствуется и напущенная на себя провинциальная важность, и кокетство. А через некоторое время, когда она узнаёт, что убили мужа, ее речь уже совсем иная:
Оставьте! Уйдите прочь! Вы – жалкий и низкий трусишка. Он умер…
А вы вот здесь…
Интонационная переменчивость Анны Снегиной создаёт сложный образ женщины. Он романтичен памятью юности, и в то же время до жалости банален. Правда, романтическое отношение к этой героине у поэта появляется снова, когда она уже далеко. На что-то надеясь, Анна отправляется искать счастье на чужбину, но надежды её тают, как дым, и остаётся только мечта об утраченной родине:
Я часто хожу на пристань И, то ли на радость, то ль в страх, Гляжу средь судов всё пристальней
На красный советский флаг.
Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Однако, несмотря на утрату того, что было так дорого в молодые годы, автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе.
Поэт осознаёт, что утраты неизбежны , но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее.
Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод (вслед за Пушкиным), что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет.
Далёкие милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит,
Любили и нас.
Поэма «Анна Снегина» – редчайший документ революционной эпохи. Этот документ некому и нечем оспаривать. Никто из поэтов тех лет не оставил нам такого полотна о жизни русского мужика в дни великого социального перелома.
Казалось бы, что всё, о чём рассказывает Есенин в этом и в других своих произведениях, он рассказывает о себе. Но это глубоко волнует каждого из нас и сегодня.
Словно из своих двадцатых годов поэт незримо шагнул к нам, в настоящее, и продолжает шагать дальше – в будущее…
Сергей Есенин Анна Снегина Поэма Сочинение Школьная программа<\p>
Источник: https://vse-provse.ru/literature/24/
О поэме сергея есенина “анна снегина”
О поэме сергея есенина “анна снегина”
Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.
Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков.
Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени.
Поэзия Есенина — источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.
Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности.
С потрясающей силой запечатлел Есенин то “новое”, что насильственно внедрялось в быт русской деревни, “взрывало” его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию.
Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: “Был в деревне. Все рушится… Конец всему”.
Есенина потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами “междоусобного раздора” деревни, “календарный Ленин” вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, “Капитал” вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении “Русь советская”:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Поэма “Анна Онегина”, написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.
В центре поэмы — личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.
Личная тема здесь главная. “Эпические” события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России.
Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности.
Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.
В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы — в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.
Скрытый конфликт благополучного села Радово (“У каждого сад и гумно”) с бедствующей деревней Криуши, которая “пахала одной сохой”, приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: “…они в топоры, мы тож”. А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:
В скандале убийством пахнет.
И в нашу и в их вину
Вдруг кто-то из них как ахнет! —
И сразу убил старшину.
Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как “выпить в шинке самогонки”.
Этот сельский революционер — “драчун, грубиян”, он “с утра по неделям пьян…” Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей.
Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:
Оглоблин стоит у ворот
И спьяну в печенки и в душу
Костит обнищалый народ:
“Эй вы! Тараканье отродье!
Все к Снегиной! Р-раз и квас
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!”
“Тараканье отродье!” — вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса.
Он “с важной осанкой, как некий седой ветеран”, оказался “в Совете” и живет, “не мозоля рук”. Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути — жалкий, отвратительный фарс.
Замечательно, что именно Лабутя “поехал первым описывать снегинский дом” и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.
Мельник в поэме — это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал.
Не случайно мельник постоянно соединяет людей.
Мельник олицетворяет русский национальный характер в его “идеальном” варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.
Когда “чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот”, когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики.
Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого — “счастливой были” — и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, “девушка в белой накидке” исчезли в “прекрасном далеке” юности.
Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением:
Скажите,
Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?
Но как-то печально и странно
Она опускала свой взор…
Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью.
Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны — империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, “лелеющей душу гуманностью”, ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя “сколько зарыто в ямах”, сколько “уродов теперь и калек”, мог написать:
..я думаю,
Как прекрасна
Земля
И на ней человек!
Источник: https://MirZnanii.com/a/353131/o-poeme-sergeya-esenina-anna-snegina
О поэме есенина “анна снегина
На формирование взглядов современников и их потомков влияло художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты. Поэт Сергей Есенин был и остается одним из таких властителей дум людских. В центре внимания литераторов XIX и XX веков был образ времени с его проблемами, героями, исканиями, сомнениями. О С. А.
Есенине в настоящее время все более укрепляется мнение как о крупнейшем социальном мыслителе с обостренным восприятием современности. Поэзия Есенина – источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.
<\p>
Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. С потрясающей силой запечатлел Есенин то “новое”, что насильственно внедрялось в быт русской деревни, “взрывало” его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: “Был в деревне.
Все рушится… Конец всему”. <\p> Есенин поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий. Он свято верит в правоту большевиков, их справедливую борьбу.
С этими событиями связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, хутор которой во время революции крестьяне “забрали в волость с хозяйками и со скотом”; крестьянина бедняка Оглоблина Прона, борющегося за новую власть и мечтающего скорее открыть “коммуну в своем селе”; старика мельника и его жены – доброй, ворчливой хлопотуньи; рассказчика-поэта, земляка Прона, вовлеченного революцией в “мужицкие дела”. Поэма “Анна Снегина”, написанная незадолго до смерти поэта – в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики. В центре поэмы – личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала. Личная тема здесь главная. “Эпические” события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре – судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина – символ чистоты белого снега – перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени. Скрытый конфликт благополучного села Радово (“У каждого сад и гумно”) с бедствующей деревней Криуши, которая “пахала одной сохой”, приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: “… они в топоры, мы тож”. А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть: В скандале убийством пахнет. И в нашу и в их вину Вдруг кто-то из них как ахнет! – И сразу убил старшину. Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как “выпить в шинке самогонки”. Этот сельский революционер – “драчун, грубиян”, он “с утра по неделям пьян… ” Старухамельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. “Тараканье отродье”, – вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он “с важной осанкой, как некий седой ветеран”, оказался “в Совете” и живет, “не мозоля рук”. Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс. Примечательно, что именно Лабутя “поехал первым описывать снегинский дом” и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Мельник в поэме – это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Неслучайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его “идеальном” варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв. Когда “чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот”, когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанная Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого – “счастливой были” – и сурового настоящего. Мираж воспоминаний “девушки в белой накидке” исчезли в “прекрасном далеке” юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением. Скажите, Вам больно, Анна, За ваш хуторской разор? Но как-то печально и странно Она опускала свой взор… К разорившим ее крестьянам Анна не испытывает ни злобы, ни ненависти. Не озлобляет ее и эмиграция: она вспоминает свое невозвратимое прошлое со светлой грустью. Образ ее, несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, веет добротой и человечностью. Особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением империалистической и братоубийственной войны звучит гуманистическое начало. Всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями осуждается война: событиями жизни А. Снегиной, мельником и его старухой, возницей. Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез. В своем трагическом обличье в поэме предстает время перемен. Поражает человечностью, “лелеющей душу гуманностью” поэтическая оценка событий, ибо видя, “сколько зарыто в ямах”, сколько “уродов теперь и калек”, мог написать только поэт-патриот, испытанный гуманист. ..я думаю, Как прекрасна Земля И на ней человек!
Замечательная поэма Есенина “Анна Снегина” поражает читателя при внешней простоте повествования глубиной содержания и еще раз доказывает гениальность и мастерство поэта.
(No Ratings Yet)
Loading…
Джерела нашої духовності.
Ви зараз читаєте: О поэме есенина “анна снегинаТвір на тему: “Шануй завжди сліди минулого” (латинський вислів) »
Источник: https://ukr-lit.com/o-poeme-esenina-anna-snegina/
Лирический герой в поэме С. Есенина «Анна Снегина»
В поэме «Анна Снегина», которую С. Есенин считал главной в своем творчестве, отражены его раздумья о человеке, живущем в сложный переломный исторический период.
Здесь можно найти и рассуждения об империалистической войне, и наблюдения за различным восприятием Октябрьской революции крестьянами и помещиками, мечты и надежды автора.
«Анна Снегина» — одно из наиболее зрелых есенинских произведений, главные темы которого деревня и революция.
Судьба страны и отношение различных людей к происходящим событиям даны через образ лирического героя поэмы.
Этот герой близок Есенину, который наделяет его своим именем — Сергей — и схожей судьбой поэта. Мужики-крестьяне считают героя поэмы «своим» и поэтому откровенно делятся с ним своими планами и надеждами.
Скажи:Отойдут ли крестьянамБез выкупа пашни господ?Кричат нам,Что землю не троньте,Еще не настал, мол, миг.За что же тогда на фронтеМы губим себя и других?
Как и крестьяне, герой поэмы к войне относится неприязненно, как к народному бедствию, трагедии.
Он ощущает себя игрушкой в чужих руках, ведь в то время как «за чей- то чужой интерес стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез», купцы и знать отсиживались в тылу.
Тонко чувствующий и любящий природу лирический герой поэмы не понимает смысла войны, губящей тысячи жизней за сомнительные цели, именно поэтому он откладывает винтовку и берется «лишь в стихах воевать».
Я думаю:Как прекраснаЗемляИ на ней человек.И сколько с войной несчастныхУродов теперь и калек!И сколько зарыто в ямах!И сколько зароют еще!
По ходу действия поэт встречается с разными людьми. Среди них мельник — воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ наполнен лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал, образ практически идеальный.
Симпатию лирического героя вызывает и образ Прона Оглоблина — деревенского бунтаря, выразителя надежд и чаяний народа. Не зря именно глазами Оглоблина поэт воспринимает свершившуюся Октябрьскую революцию.
Позже лирический герой сам становится очевидцем и участником событий, происходящих в послереволюционной России, но его отношение ко многим преобразованиям сложно и неоднозначно («Суровые, грозные годы!… Чумазый сброд играл по дворам на роялях… Удел хлебороба гас… Владелец землей и скотом, за пару измызганных «катек» он даст себя выдрать кнутом»).
И все же главная тема поэмы — личная. Чувства и мысли поэта раскрываются через его отношения с главной героиней — Анной Снегиной, через ее судьбу. Первая встреча поэта с когда-то любимой «девушкой в белой накидке», а теперь важной дамой, после долгой разлуки вызвала в его сердце прилив новых чувств.
По-странному был я полонНаплывом шестнадцати лет.
Но это не помешало Анне Снегиной через некоторое время, правда, находясь в тяжелом душевном состоянии (убили ее мужа), нанести поэту тяжелую обиду, незаслуженный упрек, оскорбление, когда он хотел ей помочь. Материал с сайта //iEssay.ru Убили… Убили Борю…Оставьте!Уйдите прочь!Вы — жалкий и низкий трусишка.Он умер…А вы вот здесь…
<\p>
После революции, после того, как земли помещиков достались крестьянам, Анна уезжает за границу — навсегда. Так образ Снегиной и любви ее к герою сливается в его восприятии с образом безвозвратно ушедшей России («но вы мне по-прежнему милы, как родина и как весна»).
Однако все прекрасное, светлое и святое в их отношениях живет в сердце поэта как память, как надежда на будущее:
Далекие, милые были!…Тот образ во мне не угас.Мы все в эти годы любили,Но, значит, любили и нас. На этой странице материал по темам:
- лирический герой в поэме анна снегина
- анализ главных героев поэмы анна снегина
- лирический герой поэмы анна снегина.есенин
- характеристике героеванна снегина
- сочинение по поэме анна снегина есенина
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/e/esenin/essays/anna-snegina/liricheskij-geroj-v-poeme-s.-esenina-anna-snegina
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: С.А. Есенин. Анна Снегина
Слайд 1
Любой человек, в какое бы время он ни жил, как бы ни относился к окружающему миру, вольно или невольно оказывается сопричастным ко всему, что происходит. Его судьба всегда переплетена с судьбой страны. Права ли я в своем суждении? Докажите его или опровергните!
Слайд 2
Последние годы жизненного и творческого пути Есенина, как, впрочем, и предыдущие, отмечены созданием ярких произведений. Среди них два крупных – это поэмы «Черный человек» и «Анна Снегина». Несколько слов о первой из них. Работу над поэмой «Черный человек» Есенин завершает почти в последние дни своей жизни (1923 – 14 ноября 1925).
Основное содержание произведения составляют сценки-диалоги поэта с черным человеком, которые восходят к народной сказке и притче о черте. Действие поэмы происходит декабрьской метельной ночью при луне. Ночью перед Рождеством по народным поверьям происходит вечная борьба божеств добра и зла (вспомните «Ночь перед Рождеством» Гоголя).
Слайд 3
Герой поэмы – желтоволосый поэт с голубыми глазами – обращается к другу: «Друг мой, друг мой, // Я очень и очень болен». Но вместо друга к нему приходит черный человек, один из обликов, который принимает черт.
Подтекст этой замены очевиден: герой поэмы живет в мире, где все направлено против человека, все противоречит его желаниям и даже друга вытесняет черный человек.
Ироничным и нравоучительным тоном прескверный гость говорит о жизни «скандального» поэта, бесцеремонно копошится в его душе:
Слайд 4
Не знаю, не помню, В одном селе, Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами… И вот стал он взрослым, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою.
Слайд 5
Содержание его слов, небрежная манера поведения, глаза, покрытые «голубой блевотой», гнусавый и бормочущий голос внушают отвращение. Негодующий и потрясенный, лирический герой дважды прерывает речь своего гостя возмущенной тирадой, а затем запускает в него тростью, но видит вместо черного человека разбитое зеркало.
Слайд 6
Есенин ценил поэму гораздо выше своих коротких лирических стихов и считал, что «это лучшее, что он когда-нибудь сделал». Говоря о «Черном человеке», он не раз упоминал пушкинского «Моцарта и Сальери». Пушкинские мотивы не впервые звучат в произведении Есенина, так его стихам близка мысль Пушкина о быстротечности человеческой жизни.
Слайд 7
И здесь Пушкина и Есенина сближает многое, и прежде всего тема. Это произведения о Гении и высоком искусстве.
Поэт – герой есенинской поэмы, сближен с Моцартом: его душу «томит бессонница» и «черные мысли», к нему также дважды приходит «черный человек». Но есенинский черный человек оказывается зеркальным отражением героя поэмы.
Тем самым автор приводит читателей к мысли об ответственности художника за Зло и болезни мира. Если зло есть в мире, то оно есть и в каждом из нас.
Слайд 8
Многозначность поэмы создается ее зеркальным построением (две одинаково построенные части и эпилог) и образностью. Образ Есенина диалогичен , он восходит к классической литературной традиции, народной мифологии и библейской символике.
В народе существует поверье, что метель и свист ветра происходят от злых духов. В то же время сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения.
Зеркало также выступает в различных обликах: как правдивое (в старой иконологии – символ Богородицы) и как лживое (древнейший магический предмет общения с нечистой силой).
Слайд 9
Таким образом, поэма «Черный человек» – философское произведение. Основные ее мотивы, особенно мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы также стали сквозными в лирике Есенина, начиная с юношеских стихов.
Слайд 10
Разберёмся во всём, что видели, Что случилось, что стало в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. С.А.Есенин
Слайд 11
Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме Есенина.
Слайд 12
Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими впечатлениями. О чем эта поэма?
Слайд 13
В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней осени 1917 года, в период русской революции.
«Мужицкие войны» двух соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины деревенских «неурядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности.
Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей.
Слайд 14
Поэма «Анна Снегина» была написана в начале 1925 года. В своих комментариях к поэме С.А.
Толстая-Есенина подчеркивает: «Анна Снегина» в значительной степени автобиографична… лето 1918 года Есенин провел в Константинове и, конечно, был очевидцем явлений, происходивших в революционной деревне.
Связь этого произведения с реальной действительностью легко проследить даже по ряду деталей. Например, названия деревень Криуши и Радово… Две деревни с такими названиями существуют в округе села Константиново.
Слайд 15
У Анны Снегиной есть прототип. Сестра поэта А.А.Есенина называет Лидию Ивановну Кашину, «молодую, интересную и образованную женщину», и пишет: «Она явилась прототипом Анны Снегиной…
Слайд 16
слова в поэме «Анна Снегина»: Приехали. Дом с мезонином Немного присел фасад. Волнующе пахнет жасмином Плетневый его палисад – относятся к имению Лидии Кашиной».
Слайд 17
С Лидией Ивановной Кашиной поэта связывала дружба.
Отцу девушки принадлежали имение в Константинове, родном селе Есенина, хутор Белый Яр, леса за Окой, тянувшиеся на десятки километров в глубь Мещеры, а также ночлежные дома в Москве на Хитровом рынке.
В книге «Москва и москвичи» В. Гиляровский писал, что владельца главной трущобы Москвы с его миллионами «вся полиция боялась», потому что «с Иваном Петровичем генерал-губернатор за ручку здоровался».
Слайд 18
Л. Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 г. с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в ее доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли.
Слайд 19
«Матери нашей, – вспоминала сестра поэта, – не нравилось, что Сергей повадился ходить к барыне… «Мне, конечно, нет дела, а я вот что тебе скажу: брось ты эту барыню, не пара она тебе, нечего и ходить к ней»…
Сергей молчал и каждый вечер ходил в барский дом… Мать больше не пробовала говорить с Сергеем. И когда маленькие дети Кашиной приносили Сергею букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне (1917 г.
) Сергей написал стихотворение Кашиной «Зеленая прическа…»
Слайд 20
Однако образ и судьба хозяйки константиновского имения расходятся в главном – в отношении к революции. Если героиня поэмы не принимает революцию, покидает Россию, то Кашина в 1917 году сама передала дом крестьянам и переехала в Москву, где работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой.
Слайд 21
Но Есенин писал свою героиню не только с Лидии Кашиной. Происхождение имени и фамилии героини также имеет свою историю.
Имя Анна, что означает «богатая, чудесная, грация, миловидность», не случайно совпадает с именем Анны Алексеевны Сардановской, внучатой племянницы священника села Константиново. Ею в юности также был увлечен поэт.
Анна Сардановская напоминает «девушку в белой накидке» именем, возрастом, запоминающейся чертой внешнего облика – смуглой кожей («смуглая рука») и даже тем, что любила белые платья и белые цветы.
Слайд 22
Кроме того, она и была той девушкой, которая полюбила другого и ласково сказала поэту «нет». Ранняя смерть Сардановской (скончалась в родах 7 апреля 1921 года) потрясла Есенина и романтизировала ее образ как образ единственной настоящей любви. И.
Грузинов вспоминал, что весной 1921 года Есенин говорил ему: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил.
Больше я никого не люблю».
Слайд 23
Но самые удивительные совпадения имеются с третьей женщиной, которая «дала» есенинской героине фамилию. Эта женщина – писательница Ольга Павловна Сно (1881–1929), которая подписывала свои произведения «О. П. Снегина», «Ольга Снегина», «Снежинка» и др.
Знакомство Есенина и О. Снегиной состоялось в апреле 1915 года в ее литературном салоне. Известна дарственная надпись Снегиной на книге «Рассказы» (1911): «Весеннему Есенину за его «Русь». Полюбите Лизу из Морошкино и меня. 1915, апрель. Ольга Снегина».
Слайд 24
Речь идет о маленькой поэме Есенина «Русь» и героине повести «Село Морошкино», помещенной в подаренной Есенину книге и высоко оцененной М. Горьким в письме к автору.
Любопытно, что псевдоним «Снегина» – перевод фамилии мужа, литератора, англичанина по происхождению Е. Сно (snow – в переводе с английского – снег).
Так вот откуда появилось у Есенина в поэме упоминание «лондонской печати» на письме Снегиной! Эту печать он мог видеть на письмах, которые присылали ее родственники из Англии.
Слайд 25
Как вы определили жанр произведения?
Слайд 26
Как вы определили жанр произведения? Сам Есенин определил жанр «Анны Снегиной» как лироэпическая поэма. Как вы понимаете это определение?
Слайд 27
Но есть и другие взгляды. В. Турбин, к примеру, называет произведение «повестью в стихах» и находит сходство с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина.
Слайд 28
Еще одно определение предложил Квятковский, утверждая, что это стихотворная новелла, то есть повествование с напряженным романным сюжетом и неожиданной концовкой.
Слайд 29
Все эти определения указывают на различные особенности произведения, среди которых ярче выделяются лирическое и эпическое начала, что определяет тему сегодняшнего урока.
Слайд 30
Главный персонаж носит имя автора, но здесь Сергей Есенин не автор, а герой, в прошлом крестьянин, а ныне знаменитый поэт, приехавший в «радовские поместья» отдохнуть и поохотиться. С ними связан лирический сюжет поэмы.
Слайд 31
Осмыслим развитие лирического сюжета произведения, идя вслед за автором .
Слайд 32
Работа в парах.
Слайд 33
Работа в группах. Уровень 1. Перечислите средства, с помощью которых поэт запечатлел черты непростого времени Уровень 2. Как вы понимаете смысл названия поэмы. Покажите взаимосвязь темы родины и темы времени. Как это выражается в узко хронологическом смысле?
Слайд 34
Уровень 1. образы героев, их реплики, стилистические особенности речи, судьбы отдельных людей, отношение их к войне и революции. Уровень 2.
Название говорит о том, что все основное сосредоточено в поэте и Анне Снегиной и в тех отношениях, которые складываются между ними. Снегина – символ чистоты, утраченной юности.
В рассказе одного из уголков русской земли с 1917 до 1923 года угадывается жизнь всей России: война, революции.
Слайд 35
Уровень 3. Подтвердите текстом, что Есенин не идеализирует крестьянство, подчеркивает его неоднородность.
Слайд 36
Выпишите авторские характеристики, комментирующие отношения Анны и Сергея.
Слайд 37
Объясните цель повтора. 1 глава: Далекие, милые были – Тот образ во мне не угас… Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас… Концовка поэмы: Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но значит, любили нас.
Слайд 38
Повтор подчеркивает важность любовного сюжета и то, что прошлое и настоящее взаимосвязаны; он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотделимость от судеб родной земли.
Слайд 39
Объясните причины, по которым исторические события показаны эскизно, без глубины.
Слайд 40
Особый интерес представляет не само изображение эпических событий, отношение к ним поэта. Есенин высказывает концепцию жизни – свой взгляд на мир, на события, на то, что остается вечным, незыблемым.
Слайд 41
Уровень 4. Проанализируйте эволюцию черт характера русского мужика на примере соответствующих образов. Проанализируйте причины, по которым главные герои не могут быть вместе. Укажите причины, по которым Есенин показывает разные типы крестьян, принявших революцию.
Слайд 42
Автор поэмы словно предупреждал, на что будут способны дорвавшиеся до власти Проны и оказавшиеся около власти Лабути. Есенин первым заговорил об этом.
Слайд 43
Уровень 5. Что вы думаете о роли мельника в поэме? (Он воплощает лучшие черты русского национального характера: доброту, близость к природе, милосердие и человечность, постоянно соединяет людей.)
Слайд 44
Уровень 5. Медьник воплощает лучшие черты русского национального характера: доброту, близость к природе, милосердие и человечность, постоянно соединяет людей.
Слайд 45
Уровень 6. Выскажите свое отношение к лирическому герою. Дайте оценку образу Анны Снегиной.
Слайд 46
Уровень 6. Лирический герой имеет много общего с автором в строе мыслей, настроениях, в отношении к войне и крестьянам. Через отношение к ней раскрывается образ автора. У героини поэтическая, возвышенная натура, что делает ее образ привлекательным. Отъезд из России – трагедия Анны Снегиной.
Слайд 47
Сделайте вывод о том, что включил в понятие «Родина» в поэме С.Есенин.
Слайд 48
Родина для поэта – это не столько государство, территория, история и современность, сколько богатая русская душа, «прямо соответствующая народным идеалам». Их выразителем для нас является сам С.Есенин.
Слайд 49
Авторы монографии о Есенине Куняевы утверждают, что «Анна Снегина» – «самая антикрестьянская поэма Есенина». Согласны ли вы с этим? Напишите сочинение-миниатюру, приводя как аргументы текст поэмы.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/12/20/sa-esenin-anna-snegina
Анализ поэмы Есенина С. А. “Анна Снегина”
Уже в самом названии есенинской поэмы “Анна Снегина” имеется намек на сюжетное сходство с романом “Евгений Онегин”. Как и в пушкинском произведении, герои любовной истории встречаются с ней через годы и вспоминают юность, жалея о том, что когда-то расстались. К этому времени лирическая героиня уже становится замужней женщиной.
Главный герой произведения — поэт. Его, как и автора, зовут Сергеем. Кроме того, он имеет явное портретное сходство с
С. А. Есениным. После долгого отсутствия он возвращается в родные места. Герой участвовал в Первой мировой войне, но вскоре понял, что ведется она “за чей-то чужой интерес”, и дезертировал, купив себе подложный документ — “липу”. Сюжет поэмы содержит автобиографические черты. Он навеян воспоминаниями о чувствах С. А. Есенина к помещице Л. Кашиной, в которую он был влюблен в юности.
Помимо любовной линии в поэме дается широкий план современной поэту социальной действительности, включающий в себя как картины мирной деревенской жизни, так и отголоски войн и революционных событий. Поэма написана живым разговорным <\p>
языком, насыщена диалогами, мягким юмором и глубокими ностальгическими переживаниями.
Патриотическое чувство поэта воплощается в тонкости созданного им среднерусского пейзажа, обстоятельном рассказе о традиционном крестьянском укладе, который бытует в благополучном селе Радове.
Символично само название этого местечка. Такая деревня действительно существует в Мещере. К нему явно обращены авторские симпатии. Мужики в селе живут зажиточно.
Все здесь делается по-хозяйски правильно, обстоятельно.
Благополучному Радову противопоставлена в поэме деревня Криуши, где царит бедность и убогость: “Житье у них было плохое — Почти вся деревня вскачь Пахала одной сохою На паре заезженных кляч”. У крестьян гнилые избы. Символично, что в деревне не держат собак, видимо, в домах нечего воровать.
Зато сами жители деревни, измученные тягостной судьбой, крадут лес в Радове. Все это порождает конфликты и междоусобицы. Так, с описания локального конфликта начинает развиваться в поэме тема социальных противоречий.
Примечательно, что показ в поэме различных типов крестьянской жизни явился художественным новаторством в литературе того времени, так как в целом бытовало восприятие крестьянства как единой социально-классовой общности с одинаковым уровнем достатка и общественно-политическими взглядами.
Постепенно и некогда спокойное и благополучное Радово вовлекается в череду неурядиц: “Скатилась со счастья вожжа”.
Важной особенностью поэмы является ее антивоенная направленность. Глядя на светлый весенний пейзаж, на цветение садов родной земли, герой еще острее ощущает ужас и несправедливость, которые несет за собой война: “Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек.
И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще!”. Жизнь человека уникальна и неповторима. Как счастливы должны были быть герои поэмы, проведя ее вместе среди этих прекрасных садов, лесов и полей родного края.
Но судьба распорядилась по-иному.
Сергуха гостит у старого мельника, который вносит свою лепту в рассказ о богатствах Мещеры: “Сим летом грибов и ягод У нас хоть в Москву отбавляй. И дичи здесь, братец, до черта, Сама так под порох и прет”.
В гостях у мельника благодаря нехитрым реалиям деревенского быта герой погружается в воспоминания о своей юношеской любви. С радостью встречаясь с родными местами, герой мечтает завести роман.
Символом любовного чувства в поэме становится сирень.
Важна в произведении и фигура самого мельника, гостеприимного хозяина дома, и его хлопотливой супруги, которая стремится повкуснее накормить Сергея: вечером подает к чаю пирог, а уже на заре печет для дорогого гостя оладьи.
Разговор Сергея со старухой передает народное восприятие современной автору эпохи: простые люди, проводящие жизнь в трудах, в близости к миру природы, не понимают высоких революционных идей и светлых романтических порывов, обращенных в будущее. Они живут сегодняшним днем и чувствуют, как прибавилось у них текущих житейских забот.
Помимо Первой мировой войны, на которую забрали солдат по селам и деревням, крестьян донимают локальные конфликты, обострившиеся в эпоху безвластья. И даже обычная деревенская старуха способна увидеть причины этих общественных волнений: “Посыпались все напасти На наш неразумный народ. Открыли зачем – то остроги, Злодеев пустили лихих.
Теперь на большой дороге Покою не знай от них”. С. А. Есенин показывает, как нарушение обычного хода развития событий, те самые революционные преобразования, которые осуществлялись во имя народа, обернулись на деле чередой очередных проблем и тревог.
Символично, что именно жена мельника (хлопотливая хозяюшка и рассудительная женщина, богатая народной практической мудростью) впервые дает характеристику Прону Оглоблину, герою, воплощающему в поэме образ революционно настроенного крестьянина: “Булдыжник, драчун, грубиян.
Он вечно на всех озлоблен, С утра по неделям пьян”. С. А. Есенин убедительно показывает, что недовольство царским режимом и желание общественных перемен даже ценой жестокости и братоубийственной резни рождалось прежде всего у тех крестьян, кто имел склонность к пьянству и воровству.
Именно такие люди, как Оглоблин, с готовностью шли делить помещичье добро.
Сергей заболевает, и Анна Снегина приезжает его навестить сама. В их разговоре вновь слышатся автобиографические мотивы. Герой читает Анне стихи про кабацкую Русь. А у самого Есенина, как известно, есть поэтический сборник “Москва кабацкая”. В сердцах героев вспыхивают романтические чувства, а вскоре Сергей узнает, что Анна овдовела.
В народной традиции существует поверье, что, когда женщина ждет своего мужа или жениха с войны, ее любовь становится для него своеобразным оберегом и хранит в бою. Приезд Анны к Сергею и попытка продолжить романтическое общение с ним воспринимаются в данном случае как измена.
Таким образом, Анна становится косвенно виновной в гибели мужа и осознает это.
В финале поэмы Сергей получает от Анны письмо, из которого узнает, как тяжело переживает она разлуку с родиной и всем тем, что когда-то любила.
Из романтической героини со всеми ее внешними атрибутами (перчатки, шаль, белая накидка, белое платье) Анна превращается в земную страдающую женщину, которая ходит встречать на причал корабли, приплывшие из далекой России.
Таким образом, героев разлучают не только обстоятельства личной жизни, но и глубокие исторические перемены.
Глоссарий:
– анализ анна снегина
– Анна Снегина анализ
– анализ поэмы анна снегина
– анализ анны снегиной
– есенин анна снегина анализ
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/analiz-poemy-esenina-s-a-anna-snegina/
Анна Снегина (поэма), действующие лица, сюжет, история создания
Название | Анна Снегина |
Жанр | поэма |
Автор | Есенин, Сергей Александрович |
Язык оригинала | русский |
Написан | 1925 |
«Анна Снегина» — автобиографическая поэма Сергея Есенина, написанная в январе 1925 года. В основу легли воспоминания поэта о посещении родного села, о революции, о безответной любви в юные годы.
Имеет посвящение А. Воронскому.
Впервые отрывки из поэмы были опубликованы весной 1925 года в журнале «Город и деревня», полностью же впервые была напечатана в газете «Бакинский рабочий» в двух номерах (№ 95 и № 96) 1 и 3 мая.
Действующие лица
- Сергуша — главный герой, от лица которого ведётся повествование. Это образ самого Есенина, но полного совпадения между героем «Анны Снегиной» и самим Есениным нет.
- Анна Снегина (прототип: Л.И.Кашина)
- Прон Оглоблин — один из жителей села, собирательный образ.
Прототипом героя послужил односельчанин поэта, рабочий коломенского завода Петр Яковлевич Мочалин. Мочалин обладал большими организаторскими способностями, был страстным агитатором.
Как выяснилось позже, Мочалин «был делегатом Первого Всероссийского съезда крестьянских депутатов Полный впечатлений от ленинских идей, Мочалин вернулся в родное село, занялся пропагандистской работой. После Великого Октября он был военным комиссаром Коломны, председателем исполкома Коломенского Совета».
- Возница, мельник, жена мельника и др. — типичные представители сельской местности, которых встречает главный герой в своих поездках в деревню.
- Лабутя — брат Прона
Сюжет
Молодой поэт (подразумевается сам автор) возвращается в родное село Радово (сам же поэт приезжал в родное Константиново летом 1917-1918 годов), устав от бурных революционных событий. Герой отмечает, какие изменения произошли в его селе.
Вскоре он встречается с крестьянами из Криуши, в частности с Проном Оглоблиным. Те расспрашивают знаменитого поэта, приехавшего из столицы, о положении дел, о том, кто же такой Ленин.
<\p>
Позже к поэту приезжает молодая помещица Анна Снегина, в которую он был влюблён в шестнадцатилетнем возрасте. Они вспоминают прошлое, молодость, свои мечты.
<\p>
Спустя какое-то время, Сергуша приезжает в Криушу по просьбе Прона и оказывается вовлечённым в бунт: криушские крестьяне требуют от Снегиной отдать землю. Приходит известие о том, что на войне убили Борю – мужа Снегиной. Снегина в гневе на поэта, которому доверяла.
Земля достаётся крестьянам. Проходит время. Анна, попросив прощение за обиду, уезжает вместе с матерью. Главный герой возвращается в Петербург. А через некоторое время получает письмо от мельника, в котором говорится, что Прон Оглоблин был расстрелян отрядом Деникина. Приехав навестить мельника, поэт получает второе письмо, от Анны из Лондона.
История создания
Поэма «Анна Снегина» была написана С. Есениным во время его 2-й поездки на Кавказ в 1924-1925 гг. В ходе этой поездки Есенин бывал в Баку, Тифлисе, Батуми. Черновой автограф поэмы содержит пометку: «1925 г. Батум».
<\p>
Тициан Табидзе, цитируя слова Кнута Гамсуна, пишет, что «русские императоры возвели в обычай ссылать опальных поэтов на Кавказ, но Кавказ из места ссылки превращался для поэтов в источник вдохновения». То же было и с С. Есениным.
По словам Табидзе, «пример Пушкине влёк его на Кавказ». Состояние поэта до поездки так описывает Табидзе:
Источник: https://www.cultin.ru/books-anna-snegina-poehma