Кратчайшее содержание поэмы «полтава» для читательского дневника (а.с. пушкин)

Краткий пересказ содержания поэмы «Полтава» Пушкина по главам

Стихотворное произведение «Полтава» поэт написал в 1828 году. В нём автор рассказывает о важном событии истории — Полтавской битве. Сражению предшествует трагическое переплетение судеб главных героев. Поэма, пронизанная фольклорными мотивами, народными песнями и преданиями, легко читается. Дружба и предательство, любовь и жажда власти увлекают с первых же строк.

Оглавление:

  • Краткое содержание «Полтава» Пушкина
  • Песнь первая
  • Песнь вторая
  • Песнь третья

<\p>

Краткое содержание «Полтава» Пушкина

Главные герои поэмы:

  • Мазепа — хитрый и корыстный гетман ;
  • Кочубей — генеральный полтавский судья ;
  • Мария — дочь Кочубея ;
  • Пётр I — русский царь ;
  • Карл XII — шведский король.

Песнь первая

Живёт в Полтаве генеральный судья Кочубей. Он знатен, владеет мехами, табунами лошадей, хуторами и садами. Главное его сокровище — прекрасная дочь Мария. Скромная девушка стройна как тополь и нет ей равных в городе. Сватаются к ней женихи с разных концов страны, но сердце юной девы пугливо и неприступно.

С надеждой о женитьбе засылает сватов и гетман Мазепа. Он стар, но чувство любви к Марии волнует и будоражит его кровь. Сердце кипит страстью, которая угаснет лишь вместе со смертью.

Отец и мать девушки страшно рассержены предложением Мазепы. Он крёстный Марии и должен быть ей другом, а не мужем. В присутствии побледневшей дочери они называют его бесстыдным нечестивцем и запрещают ей даже думать об этой свадьбе. Мария лишается чувств и следующие два дня молча страдает, забыв о сне и пище. На третьи сутки она исчезает из своей светлицы.

Обратите внимание

Скоро до Кочубея доходят слухи о нахождении дочери в доме Мазепы. Родители осознают истинные причины испуга и молчания Марии. Она давно влюблена в мужественного гетмана. Обида отца велика. Он вправе убить вероломного друга, отомстив за поруганную честь девы, но придумывает иной план мести.

В это смутное время в стране идёт Северная война. Шведский король Карл со своей дружиной одержим желанием захватить Москву. Украинцы взволнованы. Они хотят перемен, требуют от Мазепы присоединения к войскам Карла и освобождения от власти царя Петра I. Гетман молчалив, но подобные мысли уже давно волнуют его.

Кочубей знает о планах Мазепы. Они делились друг с другом своими чувствами и планами в ту пору, когда были друзьями. Оскорбленный отец Марии сочиняет вместе с женой донос Петру, открывая имя изменника.

Письмо написано и Кочубей задумывается о гонце, который не испугается поехать к царю. Выбор судьи пал на казака, безнадежно влюбленного в его дочь с младых лет. Робкий юноша мог только мечтать о Марии и не докучал ей сватовством. Мысли о побеге девушки бесконечно терзают его сердце. Зашив донос в свою шапку, он направляется к Петру I.

Мазепа тем временем ведёт с иезуитом переговоры о предстоящей измене. Он поднимает против Москвы донских казаков, Польшу и Турцию. Донос Кочубея, доставленный Петру, царские вельможи присылают гетману. Мазепа клянётся в своей верности государю и требует наказать клеветников, казня их.

Мария же смотрит на своего возлюбленного с благоговением и не верит людской молве. Она иногда с грустью вспоминает своих родителей и печалится об их одинокой старости. Ей пока не известно о волнениях украинского народа.

Песнь вторая

Мазепа, охваченный жестокими мечтами, становится задумчив и мрачен. Оскорбленная Мария негодует. Она обвиняет его в холодности и коварстве, ревнует и призывает к ответу. Гетман успокаивает девушку и клянётся в своей страстной любви. Он рассказывает ей о своих великих планах по завоеванию Москвы.

Мария восторженно слушает речи любимого. Она восхищена его могущественной смелостью и предрекает Мазепе царскую корону на голове. Но гетману мало такой верности, и он просит деву сделать выбор между ним и её отцом. Мария заверяет его в своей преданности их любви, и Мазепа просит её не забывать этой клятвы.

Заключённый в оковы Кочубей скрыт в одной из башен старого замка. Завтра его ждёт казнь. Но судья её не страшится. Его волнует поруганная честь. Тишину в темнице нарушает появление жестокого Орлика, который требует отдать гетману спрятанные сокровища.

Кочубей отвечает, что владел всего тремя богатствами:

  • первый клад — его честь, которую забрала пытка;
  • второй — честь единственной дочери, похищенной Мазепой;
  • третий — святая месть обидчику его семьи, которая будет отдана теперь богу.

Орлик не оставляет попытки узнать у Кочубея правду о его деньгах. Судья отсылает своих врагов грабить и жечь его дома с садами, и просит покоя в последнюю ночь. Разозленный Орлик вновь начинает пытки Кочубея.

Мария не знает о недавнем пленении своего отца. Мазепе жаль её. Мысли об обмане любимой терзают его сердце. Но он не в силах отказаться от своих воинственных планов завоевателя. Гетман оставляет уснувшую девушку в кровати и уходит, полный сомнениями, в сад.

Страшную правду юной деве открывает мать. Она прокралась на рассвете в спальню дочери, моля её о пощаде Кочубея. Сначала девушка не верит матери. Услышав подробности о доносе и предстоящей казни отца, Мария падает без чувств.

Важно

Огромная толпа народа собралась на поле. Кочубея и Искру привозят в телеге на место казни. Взмахом топора палач рубит головы пленников и трясёт ими над помостом. Две усталые женщины прибежали к эшафоту, когда поле уже опустело. Мария понимает, что они уже не в силах помочь отцу.

Опустошенный Мазепа возвращается домой. Ни в саду, ни в доме он не находит любимой. Гетман посылает своих казаков на поиски девушки. Утомленные гонцы возвращаются, не найдя нигде её следов.

Песнь третья

Мария исчезла. Мазепа с Карлом ведут свои войска против Петра. Разгневанный государь отправляет в Полтаву свою дружину. Гетман недоволен легкомыслием и упрямством шведского короля, но отступать уже поздно.

Орлик предлагает Мазепе помириться с русским царём. Но тот слишком сильно ненавидит Петра и говорит, что не отступит от своего плана. Украинский гетман не смог простить самодержавному государю давнее унижение на пиру.

Вспыльчивый царь дёрнул Мазепу за усы, услышав смелые его слова.

Утром следующего дня начинается Полтавская битва. Влюблённый в Марию казак погибает в этом бою. Войска Петра I одерживают победу над противниками. Пирует русский государь, а Мазепа с оставшимися в живых союзниками вынужден бежать.

По дороге старый гетман встречает дом Кочубея. Он вспоминает ангела этого места, свою любимую Марию. Она нарушает его сон на берегу Днепра.

Худая, одетая в рубище девушка с распущенными волосами лишилась рассудка. Она описывает отрубленную голову отца как волчью, утверждает, что видит засохшую кровь на губах Мазепы.

И с диким смехом скрывается в темноте. Карл и гетман на следующий день продолжают свой путь.

Прошло сто лет, и уже никто не помнит о предательстве Мазепы и судейской дочери. Лишь царь Пётр остался в памяти как основатель великой русской державы. А в украинской Диканьке сохранились могилы двух страдальцев — Кочубея и Искры.

Совет

Патриотизм и верность остаются в памяти людей. Поэма Пушкина показывает отвагу и честь несломленных воинов.

Предложения краткого пересказа произведения «Полтава» можно использовать для заполнения школьного читательского дневника.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-poemy-poltava-a-s-pushkina.html

«Полтава» Пушкин главные герои

«Полтава» — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году, и описывает Полтавскую битву. Давайте вместе вспомним главных героев «Полтава» Пушкина и их характеристики.

Главные герои «Полтава» Пушкин

  • Мазепа, Иван Степанович — украинский гетман, главный герой поэмы Пушкина «Полтава». Это «крепкий старик», в которого влюбляетсяМария, дочь главного судьи Малороссии Кочубея.
  • Кочубей, Василий Леонтьевич — украинский генеральный судья, антагонист гетмана Мазепы, казнённый им за переход на сторону Петра. Кочубей — отец главной героини поэмы, Марии.
  • Любовь — жена Кочубея
  • Мария Кочубей — главный женский персонаж поэмы Пушкина «Полтава», дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, возлюбленная гетмана Мазепы. (прототипом явилась дочь В. Л. Кочубея Матрёна)
  • Пётр Великий — российский царь
  • Карл XII — шведский король

Кто главный герой поэмы «Полтава» и почему?

В поэме А. С. Пушкина «Полтава» главным героем является украинский гетьман Иван Мазепа, в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария. Главным героем гетьмана можно назвать потому, что все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы.

Характеристика главных героев «Полтава»

Кочубей — антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед «Мазепе» Дж. Г. Байрона, «Войнаровско-му» К. Ф. Рылеева; но это уже не байроническая поэма.

Сквозь романтическую интригу (украинский гетман Мазепа берет в жены свою крестницу Марию Кочубей — вопреки воле родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос пересылают гетману — К.

приговорен, Мария сходит с ума) прорастает героический эпос, в ее пространстве появляется множество персонажей; естественно, это не может не сказаться на изображении главных героев.

Сюжет отводит К. (прототип — генеральный судья Малороссии петровских времен Василий Леонтьевич Кочубей) «служебную» роль отца, препятствующего «беззаконной» любви дочери. Но автор усложняет «рисунок» роли, постоянно подчеркивает силу, мощь, страстность характера К.

Вместе с подручным Искрой тот доносит на Мазепу не из верности «долгу» (его «орлиный взор» давно уже проник в сердцевину «изменнических» помыслов гетмана, да тот и сам намекал на них К., пока они были заодно), но лишь из чувства мести.

«Предприимчивая злоба» заставляет судью действовать.

Месть становится смыслом его жизни; даже в темнице, в ночь перед казнью, он дерзко отвечает Орлику, пришедшему пытать его и требующему открыть тайну клада: «…но сохранил я клад последний, / Мой третий клад: святую месть. Ее готовлюсь Богу снесть».

Рядом е «мнимо-второстепенным» (а на деле — сомасштабным главному герою) К. — «настоящие» второстепенные персонажи: жена, что «злобой женскою полна» и действует заодно с мужем; молодой казак, что безнадежно влюблен в Марию и берется доставить донос в столицу империи.

И жена, и казак движимы тем же чувством мести, что и К.; но их страсти слабее; их характеры мельче; по законам перспективы это не может не увеличивать объем фигуры самого К.

Обратите внимание

По существу, в 1-й и 2-й частях он становится «полноценным» антагонистом Мазепы; в одной из последних «кочубеевских» сцен это подчеркнуто параллелью: украинская ночь — темница Кочубея и украинская ночь — темная душа Мазепы. Лишь после казни Искры и К.

, в 3-й части, на роль антагониста «заступает» Петр Великий, с чьим гением мужала «Россия молодая» и чья борьба с Мазепой будет начисто лишена «личных» мотивов.

Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.

Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы.

После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М.

медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тотчас же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле.

Как герой новеллы, он (в 1-й и 2-й частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части 3-й) — Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером — энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М.

, сокрыты от стороннего взгляда — ибо гетман стар, а значит — хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное — он, в отличие от М. у Рылеева в поэме «Войнаровский», равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти.

И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план «измены» (часть 2-я), он клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», — это ложная клятва. В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей и ни о чем не ведающей Марией: «Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены».

Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, «житейский» источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра.

Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М.

с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин «заставляет» их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария. Она безумна — и потому ее «детскими» устами вещает истина: «Я принимала за другого / Тебя, старик».

Важно

В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в М.

Читайте также:  Как проявляется конфликт между человеком и обществом?

Мария Кочубей — героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции, зовут иначе, чем «реальную» дочь «реального» судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе.

Пушкин указывает на это «прозаическое» имя — Матрена — в примечаниях; оговорка важна — благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между «грубой» историей и ее художественным образом, с другой — условный образ гордой любовницы опрокидывается в реальное историческое йространство.

Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму — и является перед читателем типичной байронической героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, «как вешний цвет», стройной, «как тополь» и, конечно, с грудью «белой, как пена».

И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной М., до конца 1-й части не догадывающейся о заговоре Мазепы — а до конца 2-й части не понимающей, что ее любовник замыслил казнить ее отца, — этот образ заранее спроецирован автором в «действительное» героическое прошлое.

Героиня байронической поэмы готова в любую минуту стать персонажем эпоса.

Беспредельно наивной М. движет одно чувство — любовь. Сначала любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, — любовь юной красавицы к старому» но мудрому и сильному «вождю». Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчеркивает, что М.

— крестная дочь Мазепы, а это делает их союз вдвойне беззаконным, вдвойне сомнительным: где-то на самой окраине смысла мерцает намек на «духовный инцест», некое подобие кровосмесительства.

Даже о заговоре Мазепы против Петра она (в 1-й сцене 2-й части) узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская (как выясняется, «всего лишь» агент политического заговора). Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, М.

тут же успокаивается — и мысленно примеряет корону на Мазепу: «Твоим сединам как пристанет / Корона царская!..» Под конец разговора замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И — ни тени подозрения, ни проблеска догадки.

Живописуя героиню (вплоть до конца 2-й части) одной краской, Пушкин «заставляет» ее мирно почивать в ночь перед казнью. Эта романтическая наивность М. «удобна» автору с сюжетной точки зрения.

Совет

Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что М.

ни о чем не ведает, она долго приходит в себя и еще дольше убеждается в правоте матери — упуская драгоценное время. Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. Потрясенная М. бежит; погоня бесполезна.

И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ М. в байронический регистр, так второе, из дома Мазепы, позволяет ей переместиться в пространство эпоса. Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, М. утрачивает смысл жизни — и вместе с ним разум. Она появляется в конце 3-й части, т. е.

в финале поэмы, чтобы поневоле произнести страшный — и личный, и собственно исторический — приговор Мазепе, бежавшему с Карлом от мощи Петра. И после этого ей остается совершить последний переход — в вечное пространство народной памяти. Последние строки поэмы навсегда «прописывают» М.

в песне седого бандуриста — и навсегда примиряют с покинутой ею жизнью.

Петр — российский император. «Петровская» тема естественно возникает в поэме.

Романтический сюжет о «беззаконной любви» гетмана Мазепы и Марии Кочубей разворачивается на фоне эпохи, когда «Россия молодая / Мужала с гением Петра».

Да и сама сюжетная коллизия (отец Марии судья Кочубей доносит русской власти на изменника Мазепу) невозможна без «косвенного» участия русского царя, без его жестокой ошибки (донос пересылают Мазепе, Кочубей гибнет, Мария сходит с ума).

И все-таки тема одно, а персонаж — другое. Пока сам П. остается в сюжетной тени, расстановка сил в поэме соответствует неписаным правилам лорда Байрона; антагонист Мазепы — оскорбленный отец Кочубей; основной конфликт — любовно-психологический и т. д.

Но в последней, 3-й части Пушкин, описывая Полтавскую битву России с Карлом XII и Мазепой, вводит П. в состав действующих лиц. И сразу все пропорции меняются.

Обратите внимание

Мазепа из любовного героя разом превращается в антагониста русского царя; Кочубей — перестает казаться неудачным антагонистом Мазепы и становится трагическим союзником победителя (пускай и отдавшего его на растерзание врагу, главное, что в конце концов признавшего свою ошибку!).

Даже казавшиеся назойливыми и неоправданными оценочные эпитеты, которыми автор «награждал » изменника Мазепу, вдруг обретают художественно-идеологический смысл.

Как все остальные герои «Полтавы» (кроме слабого Карла, чьи психологические черты в «Медном всаднике» Пушкин перенесет на образ Александра I), П. наделен сильным характером; как всe они, не знает промежуточных состояний и если гневен, то гневен, если весел, то весел, а если добр, то добр.

(Другое дело, что автор, описывая героя, садящегося на коня, использует оксюморон — «Лик его ужасен Он прекрасен»; это лишь усиливает эффектность образа.) Но в отличие от остальных, П. одушевлен не местью (как Кочубей), не жаждой власти (как Мазепа), а высокой страстью государственного делания. Решение «сдать» Кочубея.

Мазепе — трагическая ошибка, а не преступление; она не снижает образ П. Пушкин считает необходимым выстроить параллельные описания: Мазепа перед боем — Петр перед боем; Мазепа после казни Кочубея (т. е. после победы, одержанной над врагом) — Петр после победы над Карлом и Мазепой, пьющий за здоровье врагов.

Это дает возможность подчеркнуть «качественное» различие между ними; для одного — власть орудие насилия, для другого — инструмент общегосударственного творчества. Сила П.

— это мощь молодой империи, за которой (по Пушкину) — правда Истории; он связан со стихией рождающегося света («Горит восток зарею новой»), тогда как Мазепа— с ночной стихией (сцена перед казнью Кочубея). И потому П. в «Полтаве» — идеальный герой исторического эпоса.

Источник: http://ktoikak.com/poltava-pushkin-glavnyie-geroi/

«Полтава» А. С. Пушкин Кратко

«Полтава» один из самых противоречивых перлов русской литературы Золотого века. Поэма, написанная Александром Сергеевичем в 1828 году, не была принята критиками 19 века и по сей день вызывает разногласия филологов и историков относительно взглядов гения литературы на личности Петра Великого и Мазепы.

Краткий пересказ сюжета поэмы А.С. Пушкина «Полтава»

Действия повествования разворачиваются на фоне русско-шведской войны, во время битвы под Полтавой. К Марии, дочери уважаемого Кочубея, сватается Мазепа. Гетман не устраивает родителей, как жених, так как стар и является крёстным отцом девушки. Но Мария, полюбив Мазепу, бежит с ним из отчего дома.

Обозлившись, Кочубей сочиняет на ненавистного жениха подлый донос царю, но тот оставляет его без внимания. О кляузе становится известно гетману, он жестоко мстит, добившись казни отца своей молодой жены. Мария понимает, что Мазепа не испытывает к ней былой любви, она покидает его.

Спустя время Мазепа встречает свою суженую и с горечью понимает, что она не перенесла казни отца и лишилась рассудка.

Главные персонажи поэмы «Полтава»

  • Иван Степанович Мазепа — центральный персонаж произведения, украинский гетман. Мазепа сватался к дочери Кочубея, но получил отказ. Крепкий, но мрачный старик, в которого влюбилась юная Мария.
  • Василий Леонтьевич Кочубей — отец Марии, бывший соратник Мазепы. Кочубей в качестве мести за уведённую под венец без его согласия дочь выбирает подлый донос, который обернётся для него необратимым возмездием — казнью.
  • Мария Кочубей — юная красавица, влюбленная в гетмана, дочь Кочубея. Мария, следуя своим чувствам, бежит из родительского дома, чтобы быть рядом со своим избранником. Ослеплённая чувствами девушка не догадывается о грядущей казни отца. А когда, наконец, понимает, что её любовник приговорил Кочубея к смерти — сходит с ума.
  • Пётр Великий — поэтизированный образ российского императора. Пушкин идеализирует исторический персонаж, подчёркивает его величие и силу.

Второстепенные персонажи поэмы «Полтава»

  • Карл XII — шведский король.
  • Любовь Кочубей — супруга Кочубея.
  • Полковник Искра — соратник и помощник Кочубея, предавший доверие Мазепы.

Краткий пересказ поэмы А.С.Пушкина «Полтава» по главам (песням)

Сюжетную линию повествования автор разделил на три части, назвав их песнями. Поэма начинается с небольшого обращения-посвящения автора. Действия произведения переносят читателя в город Полтава.

Песнь 1

Далеко расходится молва о богатстве украинского генерального судьи Кочубея. Много всего имеет этот славный человек за душой — деньги, меха, скакунов, но никакие свои сокровища не бережёт и не ценит он так сильно, как свою гордость — красавицу дочь. Очереди женихов выстраиваются за рукой Марии, но из них никто не может очаровать разборчивую девушку.

Единственный кто смог растопить лёд сердца юной Марии украинский гетман Мазепа, несмотря на приличную разницу в годах. Мазепа отправил сватов в дом Кочубея, но родители девицы категорически отказали бравому жениху, бывшему к тому же крёстным отцом их дочери. Мария, воспылав чувствами к мужественному Мазепе, бежит из родительского дома к своему избраннику.

В это время неспокойно на Украине. В разгаре Северная война и многие требуют от Мазепы союза с Карлом XII и освобождения страны от влияния Российской Империи и Петра Великого. Мазепа и сам подумывает об измене российскому императору.

Когда слухи об этом доходят до Кочубея, который не мог простить гетману честь дочери, он придумывает план мести Мазепе. Совместно с казаком Искрой обозлённый отец сочиняет донос на Мазепу Петру Великому.

Важно

Доставить кляузу взялся молодой казак, влюблённый в Марию и расстроенный её выбором.

Но Пётр, прочитав донос Кочубея, показал его содержание Мазепе. Гетман возмутился предательству своих соратников Кочубея и Искры. Он заключил обоих под стражу, чтобы вершить над доносчиками суд.

Песнь 2

Мария об аресте отца ничего не знала, но не могла не заметить, что её любимый переменился к ней. Во время откровенной беседы, Мазепа сознался жене в готовящемся мятеже, и она поддержала его взгляды.

Но, когда гетман спросил любимую, кого она предпочтёт, если выбор станет между ним и её отцом, девушка долго сомневается в ответе. В конце концов, Мария признаётся, что муж ей дороже родного отца.

Мазепа просит любимую запомнить этот момент.

Тем временем, Кочубея пытают и готовят к казни. Любовь, мать Марии, пробирается к ней в последний день жизни Кочубея и умоляет её бежать к Мазепе, чтобы остановить казнь. Услышав страшную весть от матери, девушка теряет сознание.

Приговорённых казнили. В сумерках к телам Кочубея и Искры пробрались две тени — убитые горем мать и дочь. Когда Мазепа вернулся домой, он не застал любимой женщины — куда она исчезла никто не смог ответить.

Песнь 3

Войско Карла и Мазепы объединились на украинской земле, вызвав праведный гнев Петра. Русские и шведы схлестнулись в битве под Полтавой. В ночь перед сражением Мазепу мучают дурные предчувствия, а поутру закипит страшный бой. Победа одержана русскими во главе с Петром Великим.

Карл и Мазепа бегут с поля сражения мимо дома Кочубея. У гетмана сжимается сердце, ему совестно за содеянное. Он останавливается на ночлег в этих местах и под покровом тьмы к нему является исхудавшая и потерявшая рассудок Мария. Измученная женщина рассказывает, что видела вместо головы отца волчью, а после убегает, заливаясь дурным смехом прочь. Утром беглецы уходят.

Спустя столетие мало кто помнит Мазепу или Карла, а доблесть и блестящее правление Петра бессмертны.

Заключение и выводы по произведению

«Полтава» одно из сложнейших творений пера Александра Сергеевича Пушкина с точки зрения стилистики, жанра и языка написания. В тексте перекликаются эпос и лирика, романтика и исторический контекст. Гений литературы поднимает серьёзные вопросы, задумываясь о судьбе страны в отношениях с Европой.

Он выделяет проблемы взаимоотношений братских народностей, подчёркивает важную роль истинных патриотических чувств и гнусность предательства.

Поэтично и трогательно великий прозаик и поэт рисует своему читателю страшную картину войны и её последствий, как на уровне государств, так и в судьбе отдельной личности.

Кратко история создания поэмы «Полтава»

Пушкин писал «Полтаву» целый год, обращался к разным историческим источникам, разыскивая описание Полтавской битвы. Читая поэму, сложно не ощутить её особенную поэтичность и сказочность. Такого эффекта автор добился, окунувшись в изучение легенд молдаван и фольклора украинцев.

Сначала свою работу Александр Сергеевич назвал «Мазепа», но изменил наименование из-за уже существовавшей поэмы Байрона с таким же названием. Предположительно, «Полтава» посвящена Марии Волконской, генеральской дочке, заслужившей уважение из-за своего решения отправиться в ссылку вслед за супругом-декабристом.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/pushkin/poltava

«Полтава»

«Богат и славен Кочубей, / Его луга необозримы», он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея — его дочь Мария, равной которой нет во всей Полтаве.

Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается к ней, но сердце Марии неприступно. И вот сам гетман Мазепа шлёт за ней сватов.

Читайте также:  Краткое содержание книги «красный цветок» по главам (в. м. гаршин)

Гетман уже стар, но в нем кипят чувства, не переменчивые чувства молодости, а ровный жар, который не остывает до самой смерти.

Родители Марии в негодовании, они возмущены поведением старца, ведь Мария — крестница гетмана. Мать Марии говорит, что Мазепа нечестивец, что о замужестве не может быть и речи.

Совет

Слыша это все, Мария падает без чувств. Два дня Мария не может прийти в себя, а на третий день исчезает.

Никто не заметил, как она скрылась, лишь один рыбак слышал ночью конский топот, а утром «след осьми подков / Был виден на росе лугов».

Скоро до Кочубея дошла страшная весть о том, что его дочь бежала к Мазепе. Лишь сейчас поняли старики причину душевного смятения своей дочери. И Кочубей замыслил план мести гетману.

«Была та смутная пора, / Когда Россия молодая, / В бореньях силы напрягая, / Мужала с гением Петра». В борьбе со шведским королём Карлом XII Русь окрепла.

Украина волновалась, много находилось сторонников древней вольности, которые требовали от гетмана, чтобы он разорвал договор с Россией и сделался союзником Карла, но Мазепа «молве, казалось, не внимал» и «оставался / Послушным подданным Петра».

Молодёжь роптала на гетмана, мечтая, объединившись с Карлом, «грянуть войною / На ненавистную Москву!». Но никто не ведал тайных планов коварного и мстительного Мазепы.

Давно он вынашивает план измены, никому не открывая его, но тайные его помыслы постиг оскорблённый Кочубей и задумал отомстить за оскорбление дома, открыв Петру планы изменника.

Когда-то Кочубей с Мазепой были друзьями и поверяли друг другу свои чувства, тогда приоткрывал свои замыслы Мазепа, но теперь между ними обида, которую простить не может Кочубей. Дух мести поддерживает в нем и жена. Теперь нужен только надёжный человек, готовый, не робея, положить к ногам Петра донос Кочубея на гетмана.

Такой человек нашёлся среди полтавских казаков, когда-то отвергнутый Марией, но по-прежнему любящий ее даже в ее позоре и ненавидящий ее соблазнителя. Он отправляется в путь с зашитым в шапке доносом Кочубея на изменника-гетмана.

Обратите внимание

Мазепа же, не подозревающий о страшной опасности, плетёт политическую интригу, ведя переговоры с посланником иезуитов, возмущая казаков на Дону, поднимая против Москвы Крым, Польшу и Турцию.

И вот посреди этих коварных забот русские вельможи переслали ему донос на него, писанный в Полтаве и оставленный Петром без внимания. Оправдываясь перед Петром и убеждая его в своей верности, Мазепа требует казни доносчиков, казни отца своей возлюбленной, «…но дочери любовь главы отцовской не искупит».

Мария же самозабвенно любит Мазепу и презирает молву. Лишь иногда ею овладевает печаль при мысли о родителях. Но она не знает ещё того, что знает уже вся Украина, страшная тайна от неё скрыта.

Мазепа мрачен, и «ум его / Смущён жестокими мечтами». Даже ласки Марии не в состоянии развеять его страшные мысли, он остаётся холоден к ним. Оскорблённая Мария укоряет его, говоря, что ради него сгубила собственное счастье, опозорила себя.

Мазепа пытается успокоить Марию словами любви, но она обвиняет его в хитрости и притворстве. Она даже ревнует его к некой Дульской. Мария хочет знать причину Мазепиной холодности. И Мазепа открывает ей свои замыслы восстания Украины против владычества Москвы.

Мария в восторге и жаждет видеть возлюбленного с царским венцом на голове. Она сохранит ему верность и в несчастье и даже пойдёт с ним на плаху.

И Мазепа подвергает Марию страшному испытанию: он спрашивает, кто ей дороже — отец или супруг? Он старается принудить ее к однозначному ответу, ставит ее перед ужасным выбором: чью гибель она предпочтёт, если ей будет суждено выбирать, кого отправить на казнь. И желанный ответ получен.

«Тиха украинская ночь». В старом замке в Белой Церкви сидит в башне окованный Кочубей и ждёт казни, которой не боится — его гнетёт позор, потеря чести. Он отдан царём на поругание врагу, не имея возможности никому завещать свою месть обидчику. Открывается дверь его темницы, и входит кровожадный Орлик.

Мазепе известно, что Кочубей спрятал сокровища, и Орлик пришёл узнать, где они таятся.

Важно

Кочубей отвечает, что его сокровищами были его честь, честь дочери, но эти сокровища отняты пыткой и Мазепой, а третий клад — святую месть — он готовится снести Богу, Орлик допытывается, где спрятаны деньги, но безуспешно, и Кочубея отдают в руки палачу.

Мария, ласкаемая Мазепой, ещё не знает об ужасной судьбе отца, и Мазепа содрогается от мысли, что будет с ней, когда все откроется. Он раскаивается, что прельстил ее, что попытался впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Оставя сидящую в неведенье Марию, мучимый сомнениями, Мазепа выходит из дворца.

На рассвете в покой, где спала Мария, прокралась ее мать и открыла дочери страшную весть. Мать не может поверить, что дочери ничего не известно, она просит Марию пасть к ногам Мазепы и умолить его пощадить отца. Не в силах перенести душевные муки, Мария лишается чувств.

На месте казни собралась огромная толпа. На телеге привезли осуждённых Кочубея и Искру. Мученики всходят на плаху, палач рубит им головы и, держа за чубы, показывает толпе. Когда место казни уже опустело, прибегают две женщины, но, увы, они опоздали.

Вернувшись домой после ужасной казни, Мазепа находит светлицу Марии пустой. Он отправляет казаков на поиски, но все тщетно: никто нигде не видал Марию.

Душевная печаль не мешает гетману осуществлять свои политические замыслы. Продолжая сношения со шведским королём, Мазепа притворяется смертельно больным, но проворно встаёт со смертного одра, когда Карл переносит военные действия на Украину. Теперь Мазепа ведёт полки против Петра.

Петр сам ведёт дружины к Полтаве, и вот две армии стали друг против друга, готовые к утреннему сражению. Ночью перед сражением Мазепа беседует с Орликом и говорит о своём разочаровании в Карле, который не кажется ему государственным мужем, могущим тягаться с самодержавным великаном.

Орлик отвечает, что ещё не поздно перейти на сторону Петра, но Мазепа отвергает это предложение и открывает причину своей ненависти к русскому царю. Когда-то на пиру в ответ на смело сказанное слово Петр схватил Мазепу за усы. За это оскорбление и поклялся отомстить Петру Мазепа.

Совет

Утром начинается Полтавское сражение, в котором боевое счастье служит русским войскам. Воодушевлённые появлением Петра, русские полки теснят шведов. Мазепа молча наблюдает за битвой, и вдруг позади него раздаётся выстрел. Это Войнаровский сразил мчавшегося с саблей на Мазепу молодого казака, который, умирая, прошептал имя Марии.

Закончилась битва, пирует в своём шатре Петр «и за учителей своих / Заздравный кубок подымает», но нет среди пирующих Карла и Мазепы. Они скачут верхом, спасаясь от преследования. Внезапно хутор, мимо которого мчатся беглецы, пугает Мазепу: он узнает место, где некогда пировал и откуда вывел тёмной ночью в степь Марию.

Беглецы ночуют в степи на берегу Днепра, как вдруг кто-то окликает Мазепу в ночной тиши. Он открывает глаза и видит Марию. Она в рубище, с распущенными волосами, сверкающими впалыми глазами. Мария лишилась рассудка. Она не узнает Мазепу, говорит, что это кто-то другой, и скрывается в ночной темноте.

Утром Карл и Мазепа скачут далее.

Минуло сто лет, и лишь Петр остался в истории, но не осталось даже памяти о Мазепе и Марии.

Славен и богат Кочубей, владея сокровищами. Но главное богатство у него — дочь Мария. Всем известен кроткий нрав Марии. Много женихов сватается к ней. Сам гетман Мазепа сватов шлёт, хоть он уже и стар, но кипят в нём чувства. Родители Марии возмущены поведением старика, ведь Мария крестница гетмана. После трёх дней Мария исчезает. Один рыбак слышал конский топот, а утром на росе видны следы подков. Кочубей замышляет план мести.<\p>

Была смутная пора, и находилось много сторонников, которые требовали разорвать договор с Россией и стать сторонником Карла. Кочубей открывает план изменника Мазепы царю Петру, что Мазепа хочет идти войной на Русь, поднимая против Москвы Крым, Польшу и Турцию. Мария укоряет Мазепу в том, что ради него сгубила собственное счастье, обвиняет его в хитрости и притворстве.<\p>

Тихая украинская ночь. В старом замке в Белой церкви сидит в башне Кочубей и ждёт казни. Его гнетёт позор, потеря чести. Кочубей говорит, что сокровищами его были честь дочери и его честь которую отняли пыткой, а третий клад — это святая месть которую Кочубей отнесёт к Богу. Кочубея отдают в руки палачу. Мученикам Кочубею и Искре палач рубит головы. Гетман продолжает свои политические замыслы и ведёт свои полки против Петра. Пётр ведёт дружину к Полтаве. Две армии стоят друг против друга, готовые к сражению. Утром начинается Полтавское сражение, и Русские полки теснят шведов. Закончилась битва. Мазепа и Карл скачут от преследования, мимо хутора, где Мазепа вывел Марию тёмной ночью в степь. Беглецы ночуют на берегу Днепра. Утром Карл и Мазепа скачут.<\p>

Сто лет прошло, и остался Пётр в памяти, но не осталось и памяти о Мазепе и Марии.<\p>

Источник: https://www.allsoch.ru/pushkin/poltava/

Краткое содержание поэмы «Полтава» Пушкина

Поэма «Полтава» была завершена А.С. Пушкиным в 1829 году. И, по словам Анненкова, ни читатели, ни критики не узнали в ней Пушкина.

«Блестящий, огненный стих его, который так справедливо сравнивали с красавицей, уступил место сжатому и многовесному стиху, поражавшему своей определённостью.

Трудно было осмотреться и проникнуться величием этих стихов после сладких и задушевных строф «Бахчисарайского фонтана» и «Цыган».

«Полтава» – историческая поэма, посвященная полтавской битве Петра I со шведами, и обстоятельствам, предшествовавшим этому грандиозному событию.

Обратите внимание

Поэма «Полтава» Пушкина – это стихотворный памятник Петру Первому, его государственной дальновидности и гению.  Вся поэма разделена на три главы (песни).

Вот краткое содержание  поэмы «Полтава», величественного и наполненного мужеством, произведения.

Песнь 1

В первой песне Пушкин показывает владения главного героя поэмы Кочубея. Василий Кочубей — реально существовавшая личность. В описываемый период он был генеральным судией Малороссии. Он был богат и знатен. Но больше всего гордился своей красавицей дочерью.

К Марии сваталось немало молодых и достойных ее руки женихов, но она всем отказывала. И однажды к ней посватался украинский Гетман, Мазепа, бывший крестным отцом девушки. Мария тайно  любила Мазепу, несмотря на то, что по возрасту он годился ей в отцы. Свою любовь она тщательно скрывала от всех.

Родители девушки отказали, посчитали за оскорбление сватовство старого гетмана.

Узнав об отказе, Мария сбежала из отчего дома к Мазепе. Этот поступок девушки лег позором на голову судьи, и положил конец дружбе между Кочубеем и гетманом. Судья замыслил отомстить Мазепе. Он слишком многое знал о планах и замыслах гетмана, и решил написать на него донос царю Петру I.

Песнь 2

Песнь вторая рассказывает о том, что Мазепа действительно за спиной Петра сговаривался с крымскими ханами, мутил казаков, подбивал на войну шведского короля Карла. Увлеченный своими кознями, на время он забыл о Марии и своей любви к ней.

Петр I, не раз пировавший с гетманом, даже не подозревал, что в груди злодея кипела ненависть и жажда мести к молодому императору.

Мазепа не мог забыть, как молодой император в порыве ярости прилюдно схватил гетмана за его седые усы. Гетман умел притвориться и влезть в доверие.  Петр не поверил доносу Кочубея и переслал письмо Мазепе.

Приспешники гетмана схватили судью и его верного соратника Искру, и заточили их в темницу.

Мария не подозревала о том, что ее отцу грозила казнь, пока в ее спальню не прокралась мать и не рассказала ей обо всем. Мать умоляла Марию пасть к ногам старого гетмана и вымолить для отца прощение. Женщина была уверена, что влюбленный гетман не сможет отказать юной любовнице.

Мария быстро собралась и вместе с матерью они отправились на площадь, но не успели. Палач отрубил приговоренным головы. Узнав о случившемся, Мария не вернулась к Мазепе. Вернуться в отчий дом она тоже не могла. Мазепа послал своих людей на поиски, но девушка как в воду канула.

Песнь 3

Третья песня посвящена непосредственно самой битве под Полтавой. Гетман Мазепа, притворившись умирающим, тем временем вел активную переписку с Карлом XII. Шведский король в последнюю минуту решил вести бой на территории гетмана, и повернул свои войска в Украину. Мазепа поставил свои войска под знамена Карла. Петр был возмущен. Он понял, что Кочубей написал ему правду.

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает.

Петр, извлекший когда-то урок из битвы со шведами, тщательно подготовился к полтавской битве. Теперь это была грозная армия, разбившая шведов, несмотря на предательство Мазепы. Гетман понял, что «поставил не на ту лошадку». После сокрушительной победы Царя Петра над шведами и предателем гетманом, церковь предала Мазепу анафеме.

Царь Петр горд и счастлив, пирует со своими соратниками. В тот момент, когда Мазепа осматривал поле битвы, его пытался убить молодой казак, страстно влюбленный в Марию. Но Войнаровский, один из приспешников предателя, опередил его и выстрелил первым.

Важно

Наголову разбитый Карл и Мазепа были вынуждены бежать. Во время бегства Мазепа проехал мимо опустевшего дома Кочубея и встретил на дороге обезумевшую от горя Марию. Девушка поняла, что идеализировала гетмана, об этом она и говорит ему при встрече:

Я принимала за другого

Тебя, старик. Оставь меня.

Твой взор насмешлив и ужасен.

Ты безобразен. Он прекрасен:

В его глазах блестит любовь,

В его речах такая нега!

Его усы белее снега,

А на твоих засохла кровь!..

В заключении Пушкин говорит о том, что прошло 100 лет, имя гетмана по прежнему предано проклятью и анафеме, о Марии в Малой России сложили песни. Кочубей и Искра похоронены рядом.

Меж древних праведных могил

Их мирно церковь приютила.

В поэме «Полтава» Пушкин симпатизирует и сочувствует Кочубею, перед величием русского императора он преклоняется.

Источник: https://PoetPushkin.ru/poemy/kratkoe-soderzhanie-poltavy.html

Полтава Пушкин А. С

В старом замке в Белой Церкви сидит в башне окованный Кочубей и ждёт казни, которой не боится — его гнетёт позор, потеря чести. Он отдан царём на поругание врагу, не имея возможности никому завещать свою месть обидчику. Открывается дверь его темницы, и входит кровожадный Орлик.

Мазепе известно, что Кочубей спрятал сокровища, и Орлик пришёл узнать, где они таятся.

Кочубей отвечает, что его сокровищами были его честь, честь дочери, но эти сокровища отняты пыткой и Мазепой, а третий клад — святую месть — он готовится снести Богу, Орлик допытывается, где спрятаны деньги, но безуспешно, и Кочубея отдают в руки палачу.

Мария, ласкаемая Мазепой, ещё не знает об ужасной судьбе отца, и Мазепа содрогается от мысли, что будет с ней, когда все откроется. Он раскаивается, что прельстил ее, что попытался впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань» . Оставя сидящую в неведенье Марию, мучимый сомнениями, Мазепа выходит из дворца.

На рассвете в покой, где спала Мария, прокралась ее мать и открыла дочери страшную весть. Мать не может поверить, что дочери ничего не известно, она просит Марию пасть к ногам Мазепы и умолить его пощадить отца. Не в силах перенести душевные муки, Мария лишается чувств.

На месте казни собралась огромная толпа. На телеге привезли осуждённых Кочубея и Искру. Мученики всходят на плаху, палач рубит им головы и, держа за чубы, показывает толпе. Когда место казни уже опустело, прибегают две женщины, но, увы, они опоздали.

Вернувшись домой после ужасной казни, Мазепа находит светлицу Марии пустой. Он отправляет казаков на поиски, но все тщетно: никто нигде не видал Марию.

Душевная печаль не мешает гетману осуществлять свои политические замыслы. Продолжая сношения со шведским королём, Мазепа притворяется смертельно больным, но проворно встаёт со смертного одра, когда Карл переносит военные действия на Украину. Теперь Мазепа ведёт полки против Петра.

Совет

Петр сам ведёт дружины к Полтаве, и вот две армии стали друг против друга, готовые к утреннему сражению. Ночью перед сражением Мазепа беседует с Орликом и говорит о своём разочаровании в Карле, который не кажется ему государственным мужем, могущим тягаться с самодержавным великаном.

Орлик отвечает, что ещё не поздно перейти на сторону Петра, но Мазепа отвергает это предложение и открывает причину своей ненависти к русскому царю. Когда-то на пиру в ответ на смело сказанное слово Петр схватил Мазепу за усы. За это оскорбление и поклялся отомстить Петру Мазепа.

Утром начинается Полтавское сражение, в котором боевое счастье служит русским войскам. Воодушевлённые появлением Петра, русские полки теснят шведов. Мазепа молча наблюдает за битвой, и вдруг позади него раздаётся выстрел. Это Войнаровский сразил мчавшегося с саблей на Мазепу молодого казака, который, умирая, прошептал имя Марии.

Закончилась битва, пирует в своём шатре Петр «и за учителей своих / Заздравный кубок подымает» , но нет среди пирующих Карла и Мазепы. Они скачут верхом, спасаясь от преследования. Внезапно хутор, мимо которого мчатся беглецы, пугает Мазепу: он узнает место, где некогда пировал и откуда вывел тёмной ночью в степь Марию.

Беглецы ночуют в степи на берегу Днепра, как вдруг кто-то окликает Мазепу в ночной тиши. Он открывает глаза и видит Марию. Она в рубище, с распущенными волосами, сверкающими впалыми глазами. Мария лишилась рассудка. Она не узнает Мазепу, говорит, что это кто-то другой, и скрывается в ночной темноте.

Обратите внимание

Утром Карл и Мазепа скачут далее.

Источник: https://avosya.ru/kratkoe-soderzhanie/poltava-pushkin-a-s/

Краткое содержание Полтава Пушкин

“Богат и славен Кочубей, Его луга необозримы”, он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея – его дочь Мария, равной которой нет во всей Полтаве.

Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается к ней, но сердце Марии неприступно. И вот сам гетман Мазепа шлет за ней сватов.

Гетман уже стар, но в нем кипят чувства, не переменчивые чувства молодости, а ровный жар, который не остывает до самой смерти.

https://www.youtube.com/watch?v=nx55cd7Etmo

Родители Марии в негодовании, они возмущены поведением старца, ведь Мария – крестница гетмана. Мать Марии говорит, что Мазепа нечестивец, что о замужестве не может быть и речи.

Слыша это все, Мария падает без чувств. Два дня Мария не может прийти в себя, а на третий день исчезает.

Никто не заметил, как она скрылась, лишь один рыбак слышал ночью конский топот, а утром “след осьми подков Был виден на росе лугов”.

Обратите внимание

Скоро до Кочубея дошла страшная весть о том, что его дочь бежала к Мазепе. Лишь сейчас поняли старики причину душевного смятения своей дочери. И Кочубей замыслил план мести гетману.

“Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра”. В борьбе со шведским королем Карлом XII Русь окрепла. Украина волновалась, много находилось сторонников древней вольности, которые требовали от гетмана, чтобы он разорвал договор с Россией и сделался союзником Карла, но Мазепа “молве, казалось, не внимал” и “оставался Послушным подданным Петра”.

Молодежь роптала на гетмана, мечтая, объединившись с Карлом, “грянуть войною На ненавистную Москву!”. Но никто не ведал тайных планов коварного и мстительного Мазепы.

Давно он вынашивает план измены, никому не открывая его, но тайные его помыслы постиг оскорбленный Кочубей и задумал отомстить за оскорбление дома, открыв Петру планы изменника.

Когда-то Кочубей с Мазепой были друзьями и поверяли друг другу свои чувства, тогда приоткрывал свои замыслы Мазепа, но теперь между ними обида, которую простить не может Кочубей. Дух мести поддерживает в нем и жена. Теперь нужен только надежный человек, готовый, не робея, положить к ногам Петра донос Кочубея на гетмана.

Такой человек нашелся среди полтавских казаков, когда-то отвергнутый Марией, но по-прежнему любящий ее даже в ее позоре и ненавидящий ее соблазнителя. Он отправляется в путь с зашитым в шапке доносом Кочубея на изменника-гетмана.

Мазепа же, не подозревающий о страшной опасности, плетет политическую интригу, ведя переговоры с посланником иезуитов, возмущая казаков на Дону, поднимая против Москвы Крым, Польшу и Турцию.

И вот посреди этих коварных забот русские вельможи переслали ему донос на него, писанный в Полтаве и оставленный Петром без внимания. Оправдываясь перед Петром и убеждая его в своей верности, Мазепа требует казни доносчиков, казни отца своей возлюбленной, “…но дочери любовь главы отцовской не искупит”.

Мария же самозабвенно любит Мазепу и презирает молву. Лишь иногда ею овладевает печаль при мысли о родителях. Но она не знает еще того, что знает уже вся Украина, страшная тайна от нее скрыта.

Важно

Мазепа мрачен, и “ум его Смущен жестокими мечтами”. Даже ласки Марии не в состоянии развеять его страшные мысли, он остается холоден к ним. Оскорбленная Мария укоряет его, говоря, что ради него сгубила собственное счастье, опозорила себя.

Мазепа пытается успокоить Марию словами любви, но она обвиняет его в хитрости и притворстве. Она даже ревнует его к некой Дульской. Мария хочет знать причину Мазепиной холодности. И Мазепа открывает ей свои замыслы восстания Украины против владычества Москвы.

Мария в восторге и жаждет видеть возлюбленного с царским венцом на голове. Она сохранит ему верность и в несчастье и даже пойдет с ним на плаху.

И Мазепа подвергает Марию страшному испытанию: он спрашивает, кто ей дороже – отец или супруг? Он старается принудить ее к однозначному ответу, ставит ее перед ужасным выбором: чью гибель она предпочтет, если ей будет суждено выбирать, кого отправить на казнь. И желанный ответ получен.

“Тиха украинская ночь”. В старом замке в Белой Церкви сидит в башне окованный Кочубей и ждет казни, которой не боится – его гнетет позор, потеря чести. Он отдан царем на поругание врагу, не имея возможности никому завещать свою месть обидчику. Открывается дверь его темницы, и входит кровожадный Орлик.

Мазепе известно, что Кочубей спрятал сокровища, и Орлик пришел узнать, где они таятся.

Кочубей отвечает, что его сокровищами были его честь, честь дочери, но эти сокровища отняты пыткой и Мазепой, а третий клад – святую месть – он готовится снести Богу, Орлик допытывается, где спрятаны деньги, но безуспешно, и Кочубея отдают в руки палачу.

Мария, ласкаемая Мазепой, еще не знает об ужасной судьбе отца, и Мазепа содрогается от мысли, что будет с ней, когда все откроется. Он раскаивается, что прельстил ее, что попытался впрячь в одну телегу “коня и трепетную лань”. Оставя сидящую в неведенье Марию, мучимый сомнениями, Мазепа выходит из дворца.

На рассвете в покой, где спала Мария, прокралась ее мать и открыла дочери страшную весть. Мать не может поверить, что дочери ничего не известно, она просит Марию пасть к ногам Мазепы и умолить его пощадить отца. Не в силах перенести душевные муки, Мария лишается чувств.

Совет

На месте казни собралась огромная толпа. На телеге привезли осужденных Кочубея и Искру. Мученики всходят на плаху, палач рубит им головы и, держа за чубы, показывает толпе. Когда место казни уже опустело, прибегают две женщины, но, увы, они опоздали.

Вернувшись домой после ужасной казни, Мазепа находит светлицу Марии пустой. Он отправляет казаков на поиски, но все тщетно: никто нигде не видал Марию.

Душевная печаль не мешает гетману осуществлять свои политические замыслы. Продолжая сношения со шведским королем, Мазепа притворяется смертельно больным, но проворно встает со смертного одра, когда Карл переносит военные действия на Украину. Теперь Мазепа ведет полки против Петра.

Петр сам ведет дружины к Полтаве, и вот две армии стали друг против друга, готовые к утреннему сражению. Ночью перед сражением Мазепа беседует с Орликом и говорит о своем разочаровании в Карле, который не кажется ему государственным мужем, могущим тягаться с самодержавным великаном.

Орлик отвечает, что еще не поздно перейти на сторону Петра, но Мазепа отвергает это предложение и открывает причину своей ненависти к русскому царю. Когда-то на пиру в ответ на смело сказанное слово Петр схватил Мазепу за усы. За это оскорбление и поклялся отомстить Петру Мазепа.

Утром начинается Полтавское сражение, в котором боевое счастье служит русским войскам. Воодушевленные появлением Петра, русские полки теснят шведов. Мазепа молча наблюдает за битвой, и вдруг позади него раздается выстрел. Это Войнаровский сразил мчавшегося с саблей на Мазепу молодого казака, который, умирая, прошептал имя Марии.

Закончилась битва, пирует в своем шатре Петр “и за учителей своих Заздравный кубок подымает”, но нет среди пирующих Карла и Мазепы. Они скачут верхом, спасаясь от преследования. Внезапно хутор, мимо которого мчатся беглецы, пугает Мазепу: он узнает место, где некогда пировал и откуда вывел темной ночью в степь Марию.

Беглецы ночуют в степи на берегу Днепра, как вдруг кто-то окликает Мазепу в ночной тиши. Он открывает глаза и видит Марию. Она в рубище, с распущенными волосами, сверкающими впалыми глазами. Мария лишилась рассудка. Она не узнает Мазепу, говорит, что это кто-то другой, и скрывается в ночной темноте.

Обратите внимание

Утром Карл и Мазепа скачут далее.

Минуло сто лет, и лишь Петр остался в истории, но не осталось даже памяти о Мазепе и Марии.

Вариант 2

Славен и богат Кочубей, владея сокровищами. Но главное богатство у него – дочь Мария. Всем известен кроткий нрав Марии. Много женихов сватается к ней.

Сам гетман Мазепа сватов шлет, хоть он уже и стар, но кипят в нем чувства. Родители Марии возмущены поведением старика, ведь Мария крестница гетмана. После трех дней Мария исчезает.

Один рыбак слышал конский топот, а утром на росе видны следы подков. Кочубей замышляет план мести.

Была смутная пора, и находилось много сторонников, которые требовали разорвать договор с Россией и стать сторонником Карла. Кочубей открывает план изменника Мазепы царю Петру, что Мазепа хочет идти войной на Русь, поднимая против Москвы Крым, Польшу и Турцию. Мария укоряет Мазепу в том, что ради него сгубила собственное счастье, обвиняет его в хитрости и притворстве.

Тихая украинская ночь. В старом замке в Белой церкви сидит в башне Кочубей и ждет казни. Его гнетет позор, потеря чести. Кочубей говорит, что сокровищами его были честь дочери и его честь которую отняли пыткой, а третий клад – это святая месть которую Кочубей отнесет к Богу. Кочубея отдают в руки палачу. Мученикам Кочубею и Искре палач рубит головы.

Гетман продолжает свои политические замыслы и ведет свои полки против Петра. Петр ведет дружину к Полтаве. Две армии стоят друг против друга, готовые к сражению. Утром начинается Полтавское сражение, и Русские полки теснят шведов. Закончилась битва. Мазепа и Карл скачут от преследования, мимо хутора, где Мазепа вывел Марию темной ночью в степь. Беглецы ночуют на берегу Днепра.

Утром Карл и Мазепа скачут.

Сто лет прошло, и остался Петр в памяти, но не осталось и памяти о Мазепе и Марии.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-poltava-pushkin/

Ссылка на основную публикацию