Образ петербурга в повести «портрет» (н.в. гоголь)

Сочинение на тему: Образ Петербурга в повести Портрет, Гоголь

­Образ Петербурга

Повесть Гоголя “Портрет” состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части мы узнаем о молодом художнике, который однажды приобретает в картинной лавке загадочный портрет. А во второй, автор рассказывает о причинах сверхъестественных способностей данного портрета. Мистика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя зачастую сливаются в одно и трудно разглядеть грань между ними.

Между тем, автор очень трепетно рисует город, в котором провел значительную часть своей жизни. Петербург присутствует во всех его произведениях, написанных в 30-е годы XIX века. Поэтому они так и называются – “Петербургские повести”.

Образ города он часто передает через звуки или свет. Например, через звук колес, свист снега, полет карет, дрожь мостов, мелькание и суету.

Обратите внимание

В глазах автора это странный город, живущий обманом и ложью, признающий только деньги, не дающий возможность развиться таланту.

К тому же, это безликий город, в котором практически нет личностей, только толпа. Даже главных героев Гоголь не хочет наделять именами. Они для него просто художники, музыканты <\p>

или ростовщики.

Единственный персонаж повести “Портрет”, которого он удостоил именем, это молодой Чартков. И то он это сделал, чтобы подчеркнуть присутствие злых чар, чреватых чертовщиной.

К сожалению, не с лучшей стороны автор описывает этот царственный город.

Уже в первой части мы видим, как много трудится бедный художник, но в какой нищете прозябает.

У Чарткова есть очевидный талант и он прикладывает немало усилий, чтобы развивать его, но всякий раз сталкивается с непониманием и низкой оценкой своих работ.

А когда дело доходит до каких-нибудь иностранных мастеров, которые в два штриха создают “шедевры”, такие работы общество, окружающее его, признает и восхваляет. Оттого художнику еще больнее и неприятнее.

В один день на него нежданно сваливается таинственное и мистическое богатство. В рамке портрета, который он приобрел за двугривенный в картинной лавке, оказывается мешочек с тысячей червонцев. Эти деньги становятся его начальным капиталом и стартом к новой жизни. Не зная, что портрет несет в себе злую энергию, Чартков фактически продает душу дьяволу за материальное благосостояние.

Во второй части автор рассказывает о другом молодом Художнике из Коломны, который наоборот борется со злом и готов заплатить за свою цель немалые деньги. Художник Б.

Важно

по просьбе Отца, нарисовавшего этот злосчастный портрет, хочет найти и уничтожить его, чтобы освободить людей от дальнейших несчастий.

Так, незаметно, на протяжении всего произведения проходит нить сравнений: разные характеры, разные города, разные судьбы.

“Петербургские повести” Гоголя учат нас ценить собственные моральные устои и не поддаваться соблазну денежной мишуры и богатства. Автор не раз подчеркивал, что человек, которого интересуют одни только деньги, самый несчастный на Земле.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-obraz-peterburga-v-povesti-portret-gogol/

Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя

В Петербург Николай Гоголь приехал девятнадцатилетним юношей. Как провинциал, он ожидал от столицы особых чудес и красот. Отчасти это нашло свое отражение в первых повестях писателя «Ночь перед Рождеством» и «Пропавшая грамота». Для сельского кузнеца Вакулы Петербург – это нечто невозможное, удивительное и потрясающее.

Гоголь передает эмоции героя через свет и звук: стук, крики, громыхание, слепящие огни фонарей. Кузнец, прилетевший в столицу на черте, ощущает себя внутри стремительного водоворота людей и зданий: «мосты дрожали», «форейторы кричали», «кареты летали».

Великолепный дворец, роскошные одежды придворных, могущественная императрица, исполняющая желания – все это напоминает сказку.

Совсем иначе представлен Петербург в «Ревизоре». В пьесе четко прослеживаются два разных взгляда на город: описание столичной жизни слугой Осипом и фантазии Хлестакова. Петербург Осипа вполне реален. Катание на извозчике, цирковые представления, поход в театр, вежливое «галантерейное» обхождение очень нравятся непритязательному слуге.

В мечтаниях Хлестакова столица представлена как город роскоши, богатства и чинопочитания. Петербург отчасти идеализирован, иллюзорен, поскольку мошенник лишь воображает, как он хотел бы жить. Но в этих двух представлениях о Петербурге уже намечается контраст между городом богатых и городом бедных, который найдет развернутое воплощение в «Петербургских повестях».

Гоголь не собирал произведения о Петербурге в единый сборник. Такое название закрепилось позже. К «Петербургским повестям» литературоведы относят: «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект».

В этих произведениях читатель четко видит две противоположные стороны города на Неве. Один Петербург – с яркими огнями проспектов, дорогими магазинами, нарядной публикой и щегольскими экипажами.

Второй – словно серая тень первого, нищий, грязный, обездоленный.

Совет

Город «значительных лиц», блестящий и богатый, скрывает под внешним лоском суету и бездуховность.

Автор описывает в «Невском проспекте», как по тротуару движутся шляпки, усы и сюртуки, словно у этих людей нет лиц. Здесь царят меркантильность и бюрократия.

Человек превращается в некий символ, основные признаки которого – деньги и чин. Красота и блеск фальшивые, показные, а за ними – пустота, порок, ложь.

«О, не верьте этому Невскому проспекту, – говорит писатель. – Все обман, все мечта, все не то…» Жизнь Петербурга похожа на призрачный сон. Город подавляет человека, лишает его души. Так, художник Чартков из повести «Портрет» меняет талант на деньги, а художник Пискарев из «Невского проспекта» кончает жизнь самоубийством.

Петербург «маленьких людей», искалеченных человеческих судеб наиболее ярко описан в «Шинели». «Вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин опустошен и унижен до крайности. Его главная мечта – шинель. Отняв ее у Башмачкина, равнодушный город лишает чиновника и смысла жизни. Никто не сочувствует несчастному, его смерть даже не замечают.

Разительно отличается образ Петербурга в раннем и позднем периодах творчества Гоголя. В «Мертвых душах» столица представлена как город дьявола.

Нагромождение вещей, столпотворение людей различных национальностей, угрюмая казенщина канцелярий, мрачные дома, висящие в воздухе мосты вызывают ассоциации с библейским Вавилоном.

Этот город нравственно калечит людей, а затем убивает их или превращает в преступников.

Обратите внимание

В Петербурге Гоголя возможно все: нос отправляется гулять по улицам, призрак Акакия Башмачкина снимает с прохожих шинели, а портрет изменяет судьбы людей. Но мы воспринимаем эти фантастические сюжеты как нечто вполне обычное. В них Петербург является таинственной каменной громадой, «полной всяческой чертовщины». Запредельное и реальное переплетаются так, что их нельзя разделить.

Образ многоликой изменчивой столицы, созданный Гоголем, удивителен и своеобразен. Он так точно отражает душу Петербурга, что остается лишь повторить вслед за Владимиром Набоковым: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя

  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя

  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя

  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • Гоголь Николай Васильевич, краткая биография

  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя

  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • Образ маленького человека в произведениях Гоголя

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/692-obraz-peterburga

43. “Петербургские повести” н.В. Гоголя: образ Петербурга

Второй
период творчества Гоголя открывается
своеобразным
“прологом” — “петербургскими
повестями” “Нев­ский
проспект”, “Записки сумасшедшего”
и “Портрет”, вошед­шими
в сборник “Арабески” (1835; его название
автор пояснял так:
“сумбур, смесь, каша” — кроме
повестей в книгу включены статьи
различной тематики).

Эти произведения
связали два перио­да
творческого развития писателя: в 1836 г.
была напечатана повесть
“Нос”, а завершила цикл повесть
“Шинель” (1839—1841, опубликована в
1842 г.).
Гоголю
покорилась наконец петербургская тема.
Повести, различные по сюжетам, тематике,
героям, объединены местом действия
— Петербургом. Но для писателя это не
просто геогра­фическое
пространство.

Он создал яркий образ-символ
города, одновременно
реального и призрачного, фантастического.
В
судьбах героев,
в заурядных и невероятных происшествиях
их жизни, в молве,
слухах и легендах, которыми насыщен сам
воздух города, Гоголь находит зеркальное
отражение петербургской “фантасмаго­рии”.
В Петербурге реальность и фантастика
легко меняются местами.

Повседневная жизнь и судьбы обитателей
города — на
грани
правдоподобного и чудесного. Невероятное
вдруг становит­ся
настолько реальным, что человек не
выдерживает и сходит с
ума.
Гоголь
дал свою трактовку петербургской темы.
Его Петербург, в отличие
от пушкинского Петербурга (“Медный
всадник”), живет вне
истории, вне России.

Петербург
Гоголя —
город
невероятных происшествий,
призрачно-абсурдной жизни, фантастических
собы­тий
и идеалов. В
нем возможны любые метаморфозы. Живое
превращается в вещь, марионетку (таковы
обитатели аристократи­ческого
Невского проспекта).

Вещь, предмет или
часть тела становится
“лицом”, важной персоной в чине
статского советника (нос, пропавший у
коллежского асессора Ковалева, называющего
себя “майором”). Город обезличивает
людей, искажает добрые их качества,
выпячивает дурные, до неузнаваемости
меняет их облик.

Как
и Пушкин, порабощение человека Петербургом
Гоголь объясняет
с социальных позиций: в призрачной жизни
города он обнаруживает
особый механизм, который приводится в
движение “электричеством
чина”. Чин,
то есть место человека, определен­ное
Табелью о рангах, заменяет человеческую
индивидуальность. Нет людей — есть
должности.

Важно

Без чина, без должности
петербур­жец
не человек, а ни то ни се, “черт знает
что”.
Универсальный
художественный прием, который использует
писатель,
изображая Петербург, — синекдоха.
Замещение
целого его
частью — уродливый закон, по которому
живут и город, и его обитатели.
Человек, теряя свою индивидуальность,
сливается с безликим
множеством таких же, как он, людей.

Достаточно сказать
о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах,
чтобы дать
исчерпывающее представление о пестрой
петербургской толпе.
Невский проспект — парадная часть
города — представляет весь
Петербург. Город существует как бы сам
по себе, это государство
в государстве — и здесь часть теснит
целое.

Гоголь
отнюдь не бесстрастный летописец города:
он смеется, негодует, иронизирует и
печалится. Смысл гоголевского изобра­жения
Петербурга — указать человеку из
безликой толпы на необходимость
нравственного прозрения и духовного
возрожде­ния.
Он верит, что в существе, рожденном в
искусственной атмосфере
города, человеческое все же победит
чиновничье.

В
“Невском проспекте” писатель дал
как бы заставку ко всему циклу
“петербургских повестей”. Это и
“физиологический очерк” (подробное
исследование главной “артерии”
города и городской “выставки”),
и романтическая новелла о судьбах
художника Пискарева
и поручика Пирогова. Их свел Невский
проспект, “лицо”, “физиономия” Петербурга, меняющаяся
в зависимости
от времени суток.

Он становится то
деловым, то “педагогичес­ким”,
то “главной выставкой лучших
произведений человека”.
Гоголь создает образы кукол-марионеток,
носителей бакенбард
и усов разных мастей и оттенков. Их
механическое собрание
шествует по Невскому проспекту.

Судьбы
двух героев — детали
петербургской жизни, позволившие сорвать
с города блес­тящую
маску и показать его суть: Петербург
убивает художника и благосклонен
к чиновнику, в нем возможны и трагедия,
и зауряд­ный
фарс. Невский проспект “лжив во всякое
время”, как и сам город.
В
каждой повести Петербург открывается
с новой, неожидан­ной стороны.

В
“Портрете” — это город-обольститель,
погубив­ший
художника Чарткова деньгами и легкой,
призрачной славой. В “Записках
сумасшедшего” столица увидена глазами
сошедшего с
ума титулярного советника Поприщина.
В повести “Нос” показана
невероятная, но вместе с тем очень
“реальная” петер­бургская
“одиссея” носа майора Ковалева.

“Шинель” — “житие” типичного
петербуржца — мелкого чиновника Акакия
Акакиевича Башмачкина.
Гоголь подчеркивает алогизм обычного,
будничного и
примелькавшегося. Исключительное —
только видимость, “обман”,
подтверждающий правило. Безумие Чарткова
в “Пор­трете”
— часть всеобщего безумия, возникающего
в результате стремления
людей к наживе.

Сумасшествие Поприщина,
вообра­зившего
себя испанским королем Фердинандом
VIII,
— гипербо­ла,
в которой подчеркнута маниакальная
страсть любого чиновни­ка
к чинам и наградам. В утрате носа майором
Ковалевым Гоголь показал
частный случай утраты чиновничьей
массой своего “лица”.

Совет

Гоголевская
ирония достигает убийственной силы:
только ис­ключительное, фантастическое
способно вывести человека из нравственного
оцепенения. В самом деле, лишь безумный
По-прищин
вспоминает о “благе человечества”.
Не исчез бы нос с лица
майора Ковалева, так бы и ходил он по
Невскому проспекту в
толпе таких же, как он: с носами, в мундирах
или во фраках.

Исчезновение
носа делает его индивидуальностью, ведь
с “плос­ким
местом” на лице нельзя показаться на
люди. Не умри Башмачкин
после распекания у “значительного
лица”, едва ли бы этому
“значительному лицу” в призраке,
срывающем с прохожих шинели,
почудился этот мелкий чиновник. Петербург
в изображе­нии
Гоголя —
это
мир привычного абсурда, будничной
фантастики.

Безумие —
одно из проявлений петербургского
абсурда. В каждой
повести есть герои-безумцы: это не только
сумасшедшие художники
Пискарев (“Невский проспект”) и
Чартков (“Портрет”),
но и чиновники Поприщин (“Записки
сумасшедшего”) и Ковалев,
который едва не сошел с ума, увидев
собственный нос, разгуливающий
по Петербургу.

Даже “маленького
человека” Баш-мачкина, потерявшего надежду отыскать шинель
— “светлую гостью”
его унылой жизни, охватывает безумие.
Образы безумцев в
повестях Гоголя не только показатель
алогизма общественной жизни. Патология человеческого духа позволяет
увидеть подлин­ную
суть происходящего. Петербуржец —
“нуль” среди множества подобных
ему “нулей”. Выделить его способно
только безумие.

Безумие
героев — это их “звездный час”, ведь, только потеряв рассудок, они становятся личностями, утрачивают
автоматизм, свойственный
человеку из чиновничьей массы. Безумие
— одна из форм
бунта людей против всевластия социальной
среды.В
повестях “Нос” и “Шинель”
изображены два полюса петер­бургской
жизни: абсурдная фантасмагория и
будничная реаль­ность.

Эти полюса, однако, не столь далеки
друг от друга, как может
показаться на первый взгляд. В основе
сюжета “Носа” лежит
самая фантастическая из всех городских
“историй”. Гого­левская
фантастика в этом произведении
принципиально отлича­ется
от народно-поэтической фантастики в
сборнике “Вечера на хуторе близ
Диканьки”. Здесь нет источника
фантастического: нос — часть петербургской
мифологии, возникшей без вмеша­тельства
потусторонних сил. Эта мифология особая
— “бюрокра­тическая”, порожденная всесильным невидимкой —
“электриче­ством
чина”.Нос
ведет
себя так, как и подобает “значительному
лицу”, имеющему
чин статского советника: молится в
Казанском соборе, прогуливается
по Невскому проспекту, заезжает в
департамент, делает
визиты, собирается по чужому паспорту
уехать в Ригу. Откуда он взялся, никого,
в том числе и автора, не интересует.
Можно
даже предположить, что он “с луны
упал”, ведь, по мнению
Поприщина, безумца из “Записок
сумасшедшего”, “луна ведь
обыкновенно делается в Гамбурге”, а населена носами.
Любое, даже самое бредовое, предположение
не исключается. Главное в другом — в
“двуликости” носа. По
одним признакам, это
точно реальный нос майора Ковалева (его
примета — прыщик на
левой стороне), то есть часть, отделившаяся от тела. Но второй
“лик” носа

социальный.

Образ
носа

итог художественного обобщения,
раскрывающе­го
социальный феномен Петербурга. Смысл
повести не в том, что нос
стал человеком, а в том, что он стал
чиновником пятого класса.
Нос
для
окружающих — вовсе не нос, а “штатский
генерал”.
Чин видят — человека нет, поэтому подмена
совершен­но
незаметна. Люди, для которых суть
человека исчерпывается

его
чином и должностью, не узнают ряженого.
Фантастика
в “Носе ” — тайна, которой нет нигде
и которая везде, это страшная
иррациональность самой петербургской
жизни, в которой любое бредовое видение
неотличимо от реальности.

В основе сюжета “Шинели” — ничтожнейшее
петербургское происшествие,
героем которого стал “маленький
человек”, “веч­ный
титулярный советник” Башмачкин. Покупка новой шинели оборачивается для
него потрясением, соизмеримым с пропажей
носа с лица майора Ковалева.

Гоголь не
ограничился сентимен­тальным жизнеописанием чиновника, пытавшегося добиться справедливости
и умершего от “должностного распеканья”
“зна­чительным
лицом”. В финале повести Башмачкин
становится частью петербургской
мифологии, фантастическим
мстителем,”благородным
разбойником”.

Обратите внимание

Мифологический
“двойник” Башмачкина является
своего рода антитезой
носу.
Нос-чиновник —
реалия Петербурга, которая нико­го
не смущает и не повергает в ужас. “Мертвец
в виде чиновника”, “сдирающий
со всех плеч, не разбирая чина и звания,
всякие шинели”,
наводит ужас на живых носов,
“значительных
лиц”.

Он добирается, в конце концов,
до своего обидчика, “одного
значи­тельного
лица”, и
только после этого навсегда покидает
обидев­ший
его при жизни и равнодушный к его смерти
чиновный
Петербург.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6856764/page:35/

Петербург в повестях н.в.гоголя «нос», «портрет», «шинель» и «записки сумасшедшего»

Невский проспект – лишь красивая личина странного, фантастического, полубезумного города, сущность которого раскрывается в сюжетах и характерах петербургских повестей.

Герой «Носа», майор Ковалёв, – это преуспевший на службе, чрезвычайно заботящийся о своей одежде и наружности, пошловатый и самодовольный коллежский асессор – один из представителей той толпы провинциальных искателей денег и чинов, которые в гоголевском Петербурге каждый день фланировали по тротуарам Невского проспекта.

Воображая себя майором, Ковалёв постоянно «задирает» свой нос перед окружающими и становится жертвой «чиномании». В лживом мире вместо человека начинают действовать его фикции. Его значимость определяется не внутренними достоинствами, а предметами модного туалета или его положением в чиновничьей иерархии.

В повседневной жизни Петербурга Н.В.Гоголь отмечает фантастические, абсурдные и комичные черты, а душах горожан – соединение уродливого, трогательного и смешного.

В историях о художниках («Невский проспект», «Портрет») тема творчества соседствует с темой безумия. В «Невском проспекте» художник Пискарёв, потрясённый лживостью внешней красоты, отказывается от жизни: прекрасная девушка, пленившая его сердце, принадлежала, как оказалось, к «презренному классу творений».

Он уходит в мир опиумных грёз, а затем перерезает себе горло. В «Портрете», напротив, заветная мечта героя-художника как будто сбывается. Внезапно разбогатев, он обретает возможность заняться высоким искусством и не думать больше о заработках, реализовать свой талант. Но власть золота оказалась сильнее идеи творчества.

Чартков становится модным и дорогим художником, но по мере того, как возрастает его состояние, умаляется его талант.

Важно

Когда герой понимает, что из-за жадности лишился главного своего сокровища, он, движимый злобой и завистью, тратит своё огромное состояние на уничтожение шедевров искусства, а затем в безумной горячке умирает.

В повестях Н.В.Гоголя ощущается давление чего-то ужасного. Чувство иронии бросает лишь только чёрную тень на всё происходящее. «Портрет» начинается с описания лавки с грязными картинами в тёмно-жёлтых рамах, покрытых тёмно-зелёным лаком.

Да и сюжеты картин оставляют неприятный осадок: «… совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, … мужик с выломанною рукою …»[9] Чувство беспокойства постоянно преследует читателя на протяжении развития событий повести.

Писатель применяет характерные приёмы, передавая состояние героя, который «усталый дотащился к себе… взобрался… по лестнице, облитой помоями и украшенной кошачьими следами», бросился на «узкий, оборванный диванчик». «Свет месяца озарял комнату», в которой «страшно сидеть одному». А старик с портрета глядит «к нему прямо вовнутрь». Художник испытывал постоянно «что-то неприятное».

Его охватывало какое-то «тягостное, тревожное чувство…» Я думаю, что читатель может таким образом понять состояние Н.В.Гоголя в Петербурге и услышать боль его разбитого сердца в этом далёком северном городе, где властвует «холодный, пахнущий ветер», таинственно мерцает «лунное сияние на крышах», «всё … тихо», «нигде ни души».

Невероятной болью и любовью, иронией и фантастикой пронизана повесть «Шинель». Смешной и трогательный Акакий Акакиевич Башмачкин –в каком-то смысле художник, артист в своём деле, отдающий все силы своей кроткой, детской души переписыванию служебных бумаг. Переживания бедного чиновника были известны самому Н.В.

Гоголю по первым годам его петербургской жизни. 2 апреля 1830 года он писал матери, что, несмотря на свою бережливость, «до сих пор… не в состоянии был сделать нового, ни только фрака, но даже тёплого плаща, необходимого для зимы», и «отхватал всю зиму в летней шинели»[10].

Имя «Акакий» (что значит по-гречески «незлобивый») несёт тоже определённый художественный смысл. Несмотря ни на что в образе жалкого Акакия Акакиевича чувствуется ничтожное и возвышенное одновременно. С ласковым юмором рассказывает Н.В.

Гоголь об этом большом ребёнке, который «умел быть довольным своим жребием» и «служил с любовью», который своей кротостью и христианским поведением оказывал облагораживающее влияние на других людей. Но есть у Акакия Акакиевича безусловный враг – стихия петербургского климата, зима, пронизывающий до костей обветшавшую шинелишку мороз.

Совет

В «Шинели» Петербург Н.В.Гоголя оставляет впечатление серого города, с северным ветром, который дует сразу с четырёх сторон, и колючим морозом. Опять читатель побывает на чёрных лестницах петербургских домов, «проникнутых насквозь помоями и спиртуозным запахом, который ест глаза». Сцена ограбления героя навевает жуткий холод.

Погружаясь в безмолвие громадного города, Башмачкин испытывает полное одиночество. Здесь царят бедность, запустение и, как следствие этого, – разбой.

В момент его приближения к роковому месту Акакий Акакиевич ощущает, что какая-то злая, равнодушная стихия ползёт, надвигается на него: пустынные улицы становятся всё глуше, фонари на них мелькают всё реже. «Деревянные домы, заборы; нигде ни души»[11]. Сверкает один только снег, и «печально чернеют с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки»[12]. Город словно закрыл глаза, не желая видеть беды, которая подстерегает человека.

Со смертью героя сюжет повести не обрывается. Он переходит в фантастический план. Наступает возмездие. История «значительного лица», распекавшего Акакия Акакиевича, повторяет почти буквально то, что случилось с последним.

Смерть Башмачкина предстаёт перед нами в конце повести только как часть её художественной темы. Финал же посвящён теме Стихии.

Всё, казалось бы, заковано в гранит, департаменты и безмолвие холода, но Стихия всё же готова была показаться в любой момент из-за каждого дома.

В «Записках сумасшедшего», как и в «Шинели», Н.В.Гоголь обращается к исследованию внутреннего мира «маленького» человека, бедного петербургского чиновника, который сидит в директорском кабинете и чинит перья своему начальнику. Он восхищён его превосходительством: «Да, не нашему брату чета! Государственный человек»[13].

И одновременно он презрительно снисходителен к людям, стоящим по чину и званию ниже его. Фамилия этого человека Поприщин, и он уверен, что его ожидает великое поприще: «Что ж, и я могу дослужиться…»[14], – мечтает он. В «Записках сумасшедшего» Н.В.

Обратите внимание

Гоголь словами Поприщина, одного из своих обездоленных героев, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства: «Всё, что есть лучшего на свете, всё достаётся камер-юнкерам, или генералам!»[15]. Атмосфера безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума.

Но его сознание настолько искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных мечтах он видит себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам. На почве уязвлённого самолюбия в «маленьком» человеке развивается болезненная гордыня.

Он сам хочет распоряжаться человеческими жизнями, стремится попасть в ранг тех, кому «всё позволено». В «Записках сумасшедшего» читатель опять попадает в бедные кварталы Петербурга, в которых «из-под ворот – ад», и приходится бежать, «заткнув нос» от назойливого запаха прокисшей капусты.

Н.В.Гоголь не идеализирует столицу – это не только парадные улицы и дворцы («Ночь перед Рождеством»), много в нём и дворов-колодцев, безликих домов, подъездов с грязными и тёмными лестницами, крошечных квартирок, в которых обитают бедняки, ведущие жалкое существование.

Город многолик во всём. В нём живут не одни только преуспевающие чиновники, но и бесправные бедняки. Обездоленная часть Петербурга – это словно тень второй, богатой части.

Они имеют схожие очертания, но тень сера и буднична, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги («Невский проспект»).

В гоголевских петербургских повестях в значительной мере сказались глубоко отрицательные впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью писателя в Петербурге. Автору удалось довольно глубоко проникнуть во внутреннюю жизнь города, в его секреты, постичь скрытую от глаз простого обывателя фантастику Петербурга. Н.В.

Гоголя занимает не детальное описание отдельных характеров, а изображение общего склада жизни столицы, её наиболее глубоких и острых социальных и нравственных противоречий, трагической судьбы простого человека, живущего и гибнущего среди всеобщего равнодушия.

Важно

Для писателя этот прекрасный и одновременно страшный, опасный, таинственный город существует в двух мирах: реальном и нереальном. Все повести о Петербурге связаны общей проблематикой: власть чинов и денег; единством основного героя – «маленького человека».

Петербургские повети правдиво воссоздают обобщённую картину Петербурга 30-х годов XIX века, отражавшую социальные противоречия, свойственные всей стране.

ПЕТЕРБУРГ «РЕВИЗОРА»

Совсем другим выглядит Петербург в комедии «Ревизор». Хотя действие происходит в небольшом провинциальном городке, о столице здесь упоминается постоянно. Этот город выглядит уже более реально. В нём нет той сказочности, которая присутствует в «Ночи перед Рождеством».

Это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают всё. Хлестаков едет из Петербурга, и этим уже привлечены обитатели маленького городка, так как столица – это их мечта. В «Ревизоре» мы встречаем два рассказа о Петербурге – Осипа и Хлестакова.

В первом случае это рассказ о нормальном городе, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-то невероятной роскоши, не всегда преувеличивает, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. «…Житьё в Питере лучше всего.

Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и всё, что хочешь»[16], – с упоением рассуждает Осип. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо.

«Галантерейное, чёрт возьми, обхождение! Невежливого слова никогда не услышишь, всякий тебе говорит «вы»[17], – хвалится он. Здесь же осуждает Хлестакова, что тот совсем не занимается делом, а только гуляет по «прешпекту да в картишки играет».

Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не город с танцующими собаками, а столица с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Хлестаков – идеал для всех героев комедии. В нём воплощается характерная для петербургского общества болезнь – «лёгкость в мыслях необыкновенная», ужасающая в своей широте рассеянность и рассыпанность человека на всё и вся.

Очень интересна застольная речь Хлестакова, где специфика его вранья перекликается с реальностью. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал. Его преувеличения достигают невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублёвый арбуз.

«Эх, Петербург! Что за жизнь, право!»[18] – восторгается Хлестаков. Его описание столицы полностью соответствует представлению о ней уездных чиновников. Они слушают, открыв рот. Н.В.Гоголь не приводит конкретных описаний столицы. Но образ Хлестакова весь пропитан особенностями жизни этого города.

Совет

Именно петербургский дух, которым веяло от Хлестакова, заставил этих чиновников поверить в его ревизорство, словно сам этот большой обманный город в лице чиновника-вертопраха явился в дальний уезд где-то на пути в Саратовскую область. Петербург в мечтах столичного чиновника – это город, где у него много денег и высокий чин, где он богато живёт, все его боятся и почитают.

В болтовне Хлестакова, элегических воспоминаниях Осипа и в мечтах городничего с его семейством подлинные детали мешаются с выдумками и иллюзиями.

Именно из Петербурга со страхом ожидают приезд настоящего ревизора. Столица – не просто более высокая инстанция, это мир иной, запредельный. Чего ждут от него? Наверное, возмездия, справедливости, угрозы, расправы или благодеяния.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/34867.html

Образ Петербурга в повести Н В Гоголя Невский

Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. . . Н. В. Гоголь<\p>

Из истории создания повести «Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В. Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). Повести Гоголя «Невский проспект» , «Записки сумасшедшего» , «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).<\p>

Тематика повести Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.<\p>

В 1830 -х годах Н. В. Гоголь пишет “Петербургские повести”. В “Петербургских повестях” сюжеты сосредоточены вокруг одного места – столицы Российской империи – Петербурга. Петербург, в изображении Гоголя, странный город, живущий обманом и ложью. В повести “Невский проспект” автор нарисовал очень скудную картину. Все обитатели Невского проспекта, в качестве личного достоинства предъявляют обществу не себя, а лишь заменяющую лицо или личность часть – волосы или талию, усы или бакенбарды – всё что угодно, но только не лицо. “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером неизобразимые. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков. . . ” Петербург – это город без лиц, в котором нет личности, в котором есть только толпа, не имеющая даже собственного мнения. “О, не верьте этому Невскому проспекту! Он лжёт во всякое время. Здесь всё дышит обманом. . . “<\p>

Петербург — «самый предумышленный город на свете» . «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё» , — так начинает Гоголь своё повествование. Невский оказывается не просто улицей — «красавицей нашей столицы» , он — главное действующее лицо, вершитель человеческих судеб. «Только здесь житель Петербуржской или Выборгской части может встретить своего приятеля, у которого не бывал несколько лет» .<\p>

Проспект проводит чёткую грань между различными социальными группами, которые все появляются здесь, но только в разное, строго определённое время. С самого раннего утра по улице «плетётся нужный народ» : «русские мужики, спешащие на работу» , «сонный чиновник. . . с портфелем под мышкою» . Часам к двенадцати Невский проспект становится «педагогическим Невским проспектом» : сюда «делают набеги гувернёры всех наций со своими питомцами» . Послеобеденное время — время прогулок аристократии и «чиновников по особенным поручениям» .<\p>

Невский соединяет жителей Петербурга, но не объединяет их. Гоголь рисует образ странного сообщества людей, рождённого современным городом. Единственное, что их связывает, — это желание праздности. Именно тем притягателен для них Невский проспект, что от него «пахнет одним гуляньем» : «Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него (проспект), верно, позабудешь о всяком деле» . Автор показывает, как выхолащивает этот идол петербуржцев сущность людей, изменяя их мировосприятие. Человек здесь теряется из виду, «тонет» в «видном» мире; объектом же внимания становятся «сапоги» , «фалды» и другие атрибуты его успеха, положения, богатства: вместо людей по Невскому проспекту важно прохаживаются «щегольской сюртук с лучшим бобром» , «греческий прекрасный нос» , «превосходные бакенбарды» , «пара хорошеньких глазок и удивительная шляпка» .<\p>

Обратите внимание

Постепенно образ Невского проспекта наполняется символикой, становится таинственным. Ночью «лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет» , а в поступках людей чувствуется «что-то чрезвычайно безотчётное» . Сам Невский «оживает и начинает шевелиться» , преображается, освещается новым, каким-то демоническим светом. Гоголь подводит читателя к пониманию главной мысли своего произведения, которая будет прямо сформулирована в финале. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» Здесь «всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется» .<\p>

Яркой иллюстрацией к этому утверждению являются две истории, лежащие в основе сюжета повести. Главным героем одной из них становится поручик Пирогов, другим — петербургский художник Пискарёв. Герои противопоставлены другу: Пирогов исполнен амбиций и цинизма ( «Знаем мы вас всех» ), Пискарёв скромен, кроток, застенчив. Однако истории их, в которых ощущается власть Невского проспекта, схожи. И тот и другой обманываются в своих ожиданиях, связанных с чувством к женщине. Вот Пискарёв встречает прекрасную незнакомку. «Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грёз. Всё, что. . . даёт мечтание и тихое Вдохновение при светящейся лампаде, — всё это, казалось, слилось и отразилось в её гармонических устах» . Каково же оказывается разочарование героя, когда он обнаруживает в этом «гении чистой красоты» черты самого грязного порока.<\p>

Гоголь подчёркивает всю нелепость, противоестественность, несоединимость того, что каким-то, непостижимым образом оказывается соединённым в действительности. Улыбку Мадонны сменяет на лице красавицы улыбка, исполненная «какой-то жалкой наглости; она. . . так же шла её лицу, как идёт выражение набожности роже взяточника или бухгалтерская книга поэту» . «Лучше бы ты вовсе не существовала» , — «растроганный, растерзанный, с слезами на глазах» , — думает Пискарёв. Не менее обманчив образ блондинки, за которой последовал второй герой. Она сразу производит на читателя впечатление пустого, но «легонького» и «довольно интересного созданьица» . Пирогов не сомневается в успехе ( «Ты, голубушка моя!» ) и вдруг, неожиданно для самого себя, получает суровый отпор от этого «бессмысленного» существа, которое защищено от всякого рода соблазнов немецкой «аккуратностью» в чувствах и преданностью мужу — грубияну и пьянице.<\p>

В повести «Невский проспект» Гоголь создаёт искажённый, «перевёрнутый» мир, утверждающий в сознании людей «перевёрнутые» ценности. «Далее, ради Бога, далее от фонаря и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо» , — таким напутствием заканчивает повесть Н. В. Гоголь, глубоко переживавший за судьбу России, страстно мечтавший нарисовать образ «положительно прекрасного» человека, но посвятивший свою музу разоблачению порока, в какие бы блестящие одежды он не рядился.<\p>

Источник: https://present5.com/obraz-peterburga-v-povesti-n-v-gogolya-nevskij/

Концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя «Портрет» и «Шинель». Концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя «Портрет» и «Шинель». Выполнила: ученица 7-го. – презентация

1 Концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя «Портрет» и «Шинель». Концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя «Портрет» и «Шинель». Выполнила: ученица 7-го класса Санжаева Марина Руководитель: Цыден-Ешиева Светлана Васильевна <\p>

2 Цель работы: Исследовать концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя «Портрет» и «Шинель». Доказать, что город Петербург- это концепт русской литературы 19 века, олицетворяющий идею другой цивилизации, другого мира, в первую очередь Запада, вторгающегося в русский национальный мир. <\p>

3 Действие в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и других писателей 19 века происходит в Петербурге. Действие в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и других писателей 19 века происходит в Петербурге. Почему этот город занимает пристальное внимание художников слова? Почему этот город занимает пристальное внимание художников слова? <\p>

4 1. Петровский табель о рангах 1. Петровский табель о рангах 2. Вся империя в царствование Николая 1 надела мундиры. Шинель и чин определяли место человека в табели о рангах. 2. Вся империя в царствование Николая 1 надела мундиры. Шинель и чин определяли место человека в табели о рангах. <\p>

5 В повести «Портрет» (первый вариант-1835, второй- 1842) поднимается проблема творчества: художник Чартков живет в бедном районе города, терпит нужду и голод, «старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду». Гоголь рисует художественное пространство Петербурга, где обитала беднота: «лестницы, облитые помоями и украшенные следами кошек, собак», «передние нестерпимо холодные», комнаты с «мерзнущими окнами» – все свидетельствует о трудном быте. Гоголь рисует художественное пространство Петербурга, где обитала беднота: «лестницы, облитые помоями и украшенные следами кошек, собак», «передние нестерпимо холодные», комнаты с «мерзнущими окнами» – все свидетельствует о трудном быте. <\p>

6 Гоголь показывает еще один мир Невского проспекта – мир купленной славы. Гоголь показывает еще один мир Невского проспекта – мир купленной славы. 1. Известность можно купить не заслугами и трудом, а деньгами. 1. Известность можно купить не заслугами и трудом, а деньгами. 2. Живопись из искусства познания становится ремеслом, отношения рисовальщика и заказчика становятся отношениями купли- продажи. 2. Живопись из искусства познания становится ремеслом, отношения рисовальщика и заказчика становятся отношениями купли- продажи. 3.Художник, погнавшись за славой и деньгами теряет свой дар. Чартков сходит с ума и гибнет, уничтожив картины своих талантливых современников. 3.Художник, погнавшись за славой и деньгами теряет свой дар. Чартков сходит с ума и гибнет, уничтожив картины своих талантливых современников. 4. Помрачение разума – традиционная для романтической литературы расплата за преступление, за отход от жизни. 4. Помрачение разума – традиционная для романтической литературы расплата за преступление, за отход от жизни. <\p>

7 Во 2 части повести Н.В. Гоголь рассказывает историю портрета, это символ зла, как люди должны противостоять злу, не дать злу проникнуть в свою душу. Зло можно победить духовным подвигом – об этом говорится в финале повести. Петербургские соблазны, образ жизни, «табели о рангах» не смогут отрицательно повлиять на истинного художника-творца, на человека с чистой душой… Во 2 части повести Н.В. Гоголь рассказывает историю портрета, это символ зла, как люди должны противостоять злу, не дать злу проникнуть в свою душу. Зло можно победить духовным подвигом – об этом говорится в финале повести. Петербургские соблазны, образ жизни, «табели о рангах» не смогут отрицательно повлиять на истинного художника-творца, на человека с чистой душой… У Н.В.Гоголя центром Петербурга является Невский проспект, по которому прогуливаются «бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь… здесь вы встретите усы чудные… тысячи сортов шляпок, платьев, платков пестрых, легких»- целого нет, есть только вещный мир. У Н.В.Гоголя центром Петербурга является Невский проспект, по которому прогуливаются «бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь… здесь вы встретите усы чудные… тысячи сортов шляпок, платьев, платков пестрых, легких»- целого нет, есть только вещный мир. Изобразительные средства языка создают фантастическую картину. Изобразительные средства языка создают фантастическую картину. <\p>

Важно

8 1. Шинель-отражение петербургского мира, где на первое место выходит ранг, чин, униформа. 1. Шинель-отражение петербургского мира, где на первое место выходит ранг, чин, униформа. 2.«Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий». 2.«Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий». 3. Автор рисует нравы в департаменте, где служил главный герой, несправедливыми и жестокими. 3. Автор рисует нравы в департаменте, где служил главный герой, несправедливыми и жестокими. <\p>

9 «Капот» Акакия Акакиевича делал его чужим в мире канцелярских чиновников. «Капот» Акакия Акакиевича делал его чужим в мире канцелярских чиновников. Новая шинель помогла Башмачникову войти в мир чиновников. Его встречает в доме столоначальника «шум, говор и толпа людей», герой поднимается по «светлой, ярко освещенной лестнице»- символу блестящего и обманчивого мира. Новая шинель помогла Башмачникову войти в мир чиновников. Его встречает в доме столоначальника «шум, говор и толпа людей», герой поднимается по «светлой, ярко освещенной лестнице»- символу блестящего и обманчивого мира. <\p>

10 Петербургские должностные лица не принимают участия в судьбе ограбленного чиновника: будочник отправляет его к квартальному надзирателю, частный надзиратель «вместо того, чтобы обратить внимание на главный пункт дела,…стал расспрашивать…: да почему он так поздно возвращался….» Петербургские должностные лица не принимают участия в судьбе ограбленного чиновника: будочник отправляет его к квартальному надзирателю, частный надзиратель «вместо того, чтобы обратить внимание на главный пункт дела,…стал расспрашивать…: да почему он так поздно возвращался….» Говоря о значительном лице и его системе: «Строгость, строгость и – строгость», Гоголь передает атмосферу николаевского времени. Говоря о значительном лице и его системе: «Строгость, строгость и – строгость», Гоголь передает атмосферу николаевского времени. <\p>

11 «Значительное лицо» из повести «Шинель» – обобщающий образ высших государственных чиновников, которые олицетворяют жестокую систему. «Значительное лицо» из повести «Шинель» – обобщающий образ высших государственных чиновников, которые олицетворяют жестокую систему. Раскрытие общественной несправедливости было очень большой заслугой Гоголя, рассказавшего в «Петербургских повестях» о двух мирах – мире бедных и богатых, власти и народа. Раскрытие общественной несправедливости было очень большой заслугой Гоголя, рассказавшего в «Петербургских повестях» о двух мирах – мире бедных и богатых, власти и народа. Мир Петербурга антонимичен. Мир Петербурга антонимичен. <\p>

12 Заключение 1. Петербург- особый концепт в русской литературе 19 века. Он олицетворял фасадную сторону империи, это Запад, проникший в иной мир. 1. Петербург- особый концепт в русской литературе 19 века. Он олицетворял фасадную сторону империи, это Запад, проникший в иной мир. 2. В художественной литературе он олицетворяет двойственность, городской мир, который русское традиционное сознание не сразу может понять и усвоить. 2. В художественной литературе он олицетворяет двойственность, городской мир, который русское традиционное сознание не сразу может понять и усвоить. 3. Обычный житель Петербурга, «маленький человек» часто становится жертвой каких – то потусторонних, стихийных сил и яростно сопротивляется им. 3. Обычный житель Петербурга, «маленький человек» часто становится жертвой каких – то потусторонних, стихийных сил и яростно сопротивляется им. 4. Все петербургские типы объединены одними свойствами: они не могут существовать вне петербургского художественного пространства. У них раздвоенность в душе, не укоренены в национальную русскую почву, не умеют любить, не имеют близких друзей, становятся «лишними людьми». 4. Все петербургские типы объединены одними свойствами: они не могут существовать вне петербургского художественного пространства. У них раздвоенность в душе, не укоренены в национальную русскую почву, не умеют любить, не имеют близких друзей, становятся «лишними людьми». <\p>

13 Спасибо за внимание! <\p>

Источник: https://www.myshared.ru/slide/845240/

Сочинение изображение петербурга в повести н в гоголя невский проспект

Удивительно тонко и правдоподобно передаёт Николай Васильевич Гоголь атмосферу крупного города в своём произведении «Невский проспект». Эта повесть была написана под впечатлением Гоголя от проживания в Петербурге и вошла в знаменитый цикл «Петербургские повести».

Петербург глазами Н. В. Гоголя

Петербуржская жизнь Гоголя открывает перед ним мир большого города со своими особенностями. Гоголь поражается не только красотой величественных дворцов, но и существующими общественными противоречиями и социальными контрастами.

В повести «Невский проспект» писатель показал разнообразный и противоречивый Петербург, в котором на одной улице можно встретить и роскошь, и нищету.

Совет

Восхищаясь изначально красотой и величием («Нет ничего лучше Невского проспекта»), автор постепенно переходит на иронию и сарказм: «О, не верьте этому Невскому проспекту!».

Гоголь словно прозрел после первоначального представления о Петербурге. Теперь он видит этот город мрачным, трагичным, противоречивым. Но в тоже время Петербург остаётся для него величественным и торжественным, он манит писателя, будоражит его воображение, восхищает своим разнообразием и своей разноликостью.

Гоголь видел насущные проблемы этого могущественного города, остро воспринимал их, поднимал их в своих произведениях. Отношение писателя к Петербургу можно охарактеризовать как неравнодушное, страстное, озабоченное.

Описание Невского проспекта в повести Гоголя

Особенно восхищает, удивляет и поражает Гоголя Невский проспект. Именно он вдохновил писателя на создание одноимённой повести. Гоголь считал, что Невский проспект в полной мере отражает картину жизни Петербурга. Всё многообразие петербуржской жизни словно сосредоточилось в одном месте, ещё больше подчёркивая разительный социальный контраст.

Стоит внимательно проследить за жизнью проспекта в разное время суток, как станет понятной жизнь горожан с их интересами, потребностями, проблемами.

Так, в утреннее время проспект совершенно пуст и одинок. Лишь спешат на работу озадаченные рабочие или неторопливо вышагивают сонные и важные чиновники. Только ранним петербургским утром на Невском проспекте можно встретить толпы чумазых мальчишек «с готовыми сапогами в руках», удручённых мужиков, ведущих разговоры о копейках, недружелюбных лакеев, кидающих объедки нищим.

В 12 часов дня картина Невского проспекта несколько меняется. Рабочий люд уже давно разбежался по делам и трудится в поте лица. А на проспекте появляются гувернеры, прогуливающиеся со своими воспитанниками. Они «делают набеги», в основном, в кондитерские и книжные лавки.

В 2-3 часа дня Невский проспект значительно преображается. Неспешной поступью на него выплывают «превосходные бакенбарды», «платья», «шляпки», «усы, повергающие в изумление», «ножки в очаровательных башмачках».

Обратите внимание

С появлением этого утончённого народа Невский проспект начинает играть другими красками. Кажется, что в воздухе воцаряется дурманящая атмосфера роскоши и благосостояния, «пахнет гуляньем». Проспект пестрит разнообразием «модных сюртуков», шляпок, платков, зонтиков, рукавов.

Дворянская спесь и праздность царят в это время на главной улице Петербурга.

Всё это разноцветье исчезает к 4 часам, когда проспект опять остаётся наедине с собой. Только изредка нарушают спокойствие пробегающая по делам швея или метнувшийся за чем-то сапожник. Проспект словно отдыхает перед наступлением вечера.

А в вечернее время на Невском проспекте снова начинается насыщенная жизнь. Ярким светом вспыхивают вечерние огни. Люди бегут по своим делам, торопятся успеть куда-то. Сколько разнообразных характеров можно здесь встретить в это время! Совершенно разные лица с разными характерами, разными привычками, разными интересами… Лишь одно их объединяет – место встречи.

Таким образом, Н. В. Гоголь чётко и ёмко осветил жизнь Петербурга на примере Невского проспекта.

Автор, показывая проспект в разное время суток, тем самым обозначил главную проблему большого города – социальный контраст, противопоставление благополучия нищете, красоты – уродству.

Также писатель поднимает ещё одну вечную проблему – проблему нравственности и духовности. Есть ли душа в безликих усах и бакенбардах?

В 1830-х годах Н.В.Гоголь пишет “Петербургские повести”.

В “Петербургских повестях” сюжеты состредоточены вокруг одного места – столицы Российской империи – Петербурга.

Петербург, в изображении Гоголя, странный город, живущий обманом и ложью.

В повести “Невский проспект” автор нарисовал очень скудную картину. Все обитатели Невского проспекта, в качестве личного достоинства предъявляют обществу не себя, а лишь заменяющую лицо или личность часть – волосы или талию, усы или бакендарды – всё что угодно, но только не лицо. “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером неизобрасимые. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков. “

Важно

Петербург – это город без лиц, в котором нет личности, в котором есть только толпа, не имеющая даже собственного мнения. “О, не верьте этому Невскому проспекту! Он лжёт во всякое время. Здесь всё дышит обманом. ” и неважно кто ты, а важно то, что у тебя есть деньги. Например в повести “Портрет9quot; моложой и талантливый художник Чартков был беден.

У него не было денег на обед и на новый костюм “он с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своём наряде. ” Художник писал картины, вкладывая в них свою душу. Ему никто не платил за это, а он не осквернял искусство. Но в одим момент своей жизни он предаёт своё высокое предназначение и создаёт картины ради денег. чартков богатеет, и Петербург впускает его.

похожая ситуация отражена и в повести “Шинель9quot;.

Такая грязная атмосфера властвовала в 19 веке не только в Петербурге, она была во всей России. Прошло 100 лет, а ведь ничего и не изменилось. Деньги как повеливали людьми, так и повеливают, а люди как были бездушны, так бездушны и остались. и пусть не все, но большенство!

Благодаря Н.В.Гоголю, я поняла, что если у человека нет личного мнения, а на уме только деньги – он самый несчастный человек на Земле!

110897 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Петербургские повести / Образ Петербурга в изображении Н.В.Гоголя (цикл “Петербургские повести”)

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: https://miyakirb.ru/2931/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]