Бертольт Брехт
БРЕХТ, БЕРТОЛЬД (1898 — 1956) немецкий драматург и поэт Брехт по праву считается одним из крупнейших деятелей европейского театра второй половины ХХ века. Он был не только талантливым драматургом, пьесы которого до сих пор идут на сцене многих театров мира, но и создателем нового направления, получившего название «политический театр».
Родился Брехт в немецком городе Аугсбурге. Еще в гимназические годы увлекся театром, но по настоянию семьи решил посвятить себя медицине и после окончания гимназии поступил в Мюнхенский университет. Поворотным пунктом в судьбе будущего драматурга стала встреча с известным немецким писателем Леоном Фейхтвангером. Он заметил талант юноши и посоветовал ему заняться литературой.
Как раз в это время Брехт закончил свою первую пьесу — «Барабаны в ночи», которая была поставлена в одном из мюнхенских театров. В 1924 году Брехт закончил университет и переехал в Берлин. Здесь он встретился с известным немецким режиссером Эрвином Пискатором, и в 1925 году вместе они создали «Пролетарский театр».
Собственных денег, чтобы заказывать пьесы известным драматургам, у них не было, и Брехт решил писать сам. Он начал с того, что переделывал пьесы или писал инсценировки известных литературных произведений для непрофессиональных актеров. Первым таким опытом стала его «Трехгрошовая опера» (1928) по книге английского писателя Джона Гея «Опера нищих».
В основе ее сюжета — история нескольких бродяг, вынужденных искать средства для существования. Пьеса сразу же стала пользоваться успехом, поскольку нищие никогда еще не были героями театральных постановок. Позже вместе с Пискатором Брехт пришел в Берлинский театр Фольксбюнне”, где была поставлена вторая его пьеса — «Мать» по роману М.Горького.
Революционный пафос Брехта отвечал духу времени. Тогда в Германии происходило брожение разных идей, немцы искали пути будущего государственного устройства страны. Следующая пьеса Брехта — «Приключения бравого солдата Швейка» (инсценировка романа Я. Гашека) — привлекла внимание зрителей народным юмором, комичными житейскими ситуациями, яркой антивоенной направленностью.
Однако она же навлекла на автора недовольство фашистов, которые к тому времени пришли к власти. В 1933 году все рабочие театры в Германии были закрыты, и Брехту пришлось покинуть страну. Вместе с женой, известной актрисой Еленой Вайгель, он переезжает в Финляндию, где пишет пьесу «Мамаша Кураж и ее дети».
Сюжет был заимствован из немецкой народной книги, в которой рассказывалось о приключениях торговки во время Тридцатилетней войны. Брехт перенес действие в Германию периода первой мировой войны, и пьеса прозвучала как предостережение против новой войны.
Еще более отчетливую политическую окраску получила пьеса 4 Страх и отчаяние в третьей империи”, в которой драматург вскрыл причины прихода к власти фашистов. С началом второй мировой войны Брехту пришлось покинуть Финляндию, ставшую союзницей Германии, и переехать в США.
Туда он привозит несколько новых пьес — Жизнь Галилея” (премьера состоялась в 1941 году), «Господин Пунтилла и его слуга Матти» и «добрый человек из Сезуана». В их основе лежат фольклорные сюжеты разных народов. Но Брехт сумел придать им силу философского обобщения, и его пьесы из народной сатиры стали притчами.
Стараясь как можно лучше донести до зрителя свои мысли, идеи, убеждения, драматург ищет новые выразительные средства. Театральное действие в его пьесах разворачивается в прямом контакте со зрителями. Актеры выходят в зал, заставляя зрителей ощутить себя непосредственными участниками театрального действия.
Активно используются зонги — песни, исполняемые профессиональными певцами на сцене или в зале и включенные в канву спектакля. Эти открытия потрясали зрителей. Не случайно Брехт оказался одним из первых авторов, с которых начался Московский театр на Таганке. Режиссер Ю.
Любимов поставил одну из пьес Брехта — «добрый человек из Сезуана», которая наряду с некоторыми другими спектаклями стала визитной карточкой театра. После окончания второй мировой войны Брехт возвращается в Европу и поселяется в Австрии. Там с большим успехом идут пьесы, написанные им в Америке, «Карьера Артуро Уи» и «Кавказский меловой круг».
Первая из них явилась своеобразным театральным ответом на нашумевший фильм Ч. Чаплина «Великий диктатор». Как заметил сам Брехт, в этой пьесе он хотел договорить то, что не сказал сам Чаплин. В 1949 году Брехта приглашают в ГДР, и он становится руководителем и главным режиссером театра «Берлинер ансамбль».
Вокруг него объединяется группа актеров: Эрих Эндель, Эрнст Буш, Елена Вайгель. Только теперь Брехт получил неограниченные возможности для театрального творчества и экспериментов.
На этой сцене состоялись премьеры не только всех пьес Брехта, но и написанных им инсценировок крупнейших произведений мировой литературы — дилогии из пьесы Горького «Васса Железнова» и романа «Мать», пьес Г. Гауптмана «Бобровая шуба» и «Красный петух». В этих постановках Брехт выступал не только как автор инсценировок, но и как режиссер. Особенности драматургии Брехта потребовали нетрадиционной организации театрального действия. Драматург не стремился к максимальному воссозданию реальности на сцене. Поэтому он отказался от декораций, заменив их белым задником, на фоне которого находились всего несколько выразительных деталей, обозначающих место действия, как, например, фургон мамаши Кураж. Свет был ярким, но лишенным каких бы то ни было эффектов. Актеры играли не торопясь, часто импровизировали, так что зритель становился соучастником действия и активно сопереживал героям спектаклей.
Родился Бертольд Брехт в немецком городе Аугсбурге 10 февраля 1898 года в семье домовладельца, управляющего фабрики. В 1917 году, закончив аугсбургскую гимназию, Брехт по настоянию семьи поступил в Мюнхенский университет на медицинский факультет. В 1918 году его призвали на службу в армию. В годы службы написаны его первые произведения, такие как стихотворение «Легенда о мертвом солдате», пьесы «Ваал» и «Барабанный бой в ночи». В 1920-х годах Берхольд Брехт жил в Мюнхене и Берлине. В эти годы он писал прозу, лирические стихи и различные статьи об искусстве. Исполняя под гитару собственные песни, выступая в небольшом мюнхенском театре-варьете.<\p>
Бертольд Брехт считается одним из ведущих деятелей европейского театра второй половины ХХ века. Он считался талантливым драматургом, постановки пьес которого до сих пор проходят на сценах различных театров мира. Кроме того, Бертольд Брехт считается создателем нового направления под названием «эпитический театр», главной задачей которого Брехт считал воспитание в зрителе классового сознания и готовности к политической борьбе. Особенность драматургии Брехта заключалась в нетрадиционной организации театральных постановок. Он отказался от ярких декораций, заменив их простым белым задником, на фоне которого просматривалось несколько выразительных деталей, обозначающих место действия. С актерами своего театра Брехт посетил множество стран, в том числе и СССР. В 1954 году Бертольда Брехта наградили Ленинской премией мира.<\p>
В 1933 году, при наступлении фашистской диктатуры, Брехт вместе с супругой, известной актрисой Еленой Вейгель и их маленьким сыном покинул Германию. Сначала семья Брехтов оказалась в Скандинавии, затем в Швейцарии. Спустя несколько месяцев после эмиграции Бертольда Брехта, в Германии стали сжигать его книги, а писателя лишили гражданства. В 1941 году Брекхем поселился в Калифорнии. За годы эмиграции (1933-1948) были написаны лучшие пьесы драматурга.<\p>
Вернулся на Родину Бертольд Брехт только в 1948 году, поселившись в Восточном Берлине. Творчество Брехта имело большой успех и огромное влияние на развитие театра 20 века. Его пьесы шли во всем мире. Скончался Бертольд Брехт в Берлине 14 августа 1956 года.<\p>
Источник: https://www.allsoch.ru/breht/
Брехт Бертольд
Брехт (Brecht) Бертольт (10 февраля 1898, Аугсбург — 14 августа 1956, Берлин), немецкий драматург, режиссер, теоретик театра.
Семья, годы учения. Первая мировая война
Родился в семье управляющего фабрики, домовладельца. В 1917, закончив аугсбургскую гимназию, поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета. В 1918 был призван в армию, служил санитаром в военном госпитале.
В 1918-19 написаны первые произведения, среди них — знаменитая «Легенда о мертвом солдате», стихотворение, пронизанное гневным антимилитаристским пафосом; пьесы «Ваал» и «Барабанный бой в ночи».
Увлеченный идеями немецкой революции 1918, становится членом аугсбургского солдатского совета. Поражение революции не помешало Брехту навсегда сохранить интерес к вопросам социального переустройства мира. В 1920-х гг.
живет в Мюнхене и Берлине, пишет прозу, лирические стихи, статьи по теории искусства, выступает, исполняя под гитару собственные песни, в мюнхенском небольшом театре-варьете. На сценах Германии появляются его первые пьесы.
К середине 1920-х гг. написана комедия «Что тот солдат, что этот» (1926), в которой определяется эстетическая позиция по отношению к экспрессионизму — направлению в искусстве 1910-20-х гг., родившемуся в Германии накануне Первой мировой войны.
Не принимая идеалистичность бунтарских устремлений экспрессионизма, утопичность его призыва к всемирному человеческому братству, Брехт противопоставлял им свое представление о человеке, нравственность которого не абстрактна, а обусловлена социальными обстоятельствами.
Создатель теории «эпического театра»
В 1928 в Берлине (где Брехт обосновался в середине 1920-х гг.) он сотрудничал с такими известными театральными режиссерами, как Макс Рейнхардт и Эрвин Пискатор, но чаще со своей собственной труппой . В театре «У Шиффбауэрдамм» состоялась премьера «Трехгрошовой оперы» — вольной переработки балладной оперы английского драматурга 18 в. Дж. Гея.
Погрузившись в стихию жизни деклассированных городских низов (воры, проститутки, бандиты), Брехт — незадолго до прихода к власти фашизма — дал глубокий социальный анализ коррумпированного общества, раскрыл великую опасность обаяния бандитизма. Зонги-пьесы, положенные на специально написанную для спектакля музыку Курта Вейля, сразу сделались признанными шлягерами.
Пьеса прошла по сценам многих стран, принеся автору европейскую известность.
К концу 1920-х гг. сформировались основные положения теории «эпического театра», одной из основополагающих театральных систем целого столетия.
Традиционный театр («драматический» или «аристотелевский», так как его законы были сформулированы еще Аристотелем) порабощает зрителя, по Брехту, иллюзией правдоподобия, целиком погружает его в сопереживание, не давая возможности увидеть происходящее со стороны.
Брехт же, обладающий обостренным чувством социальности, считал главной задачей театра воспитание в зрителе классового сознания и готовности к политической борьбе. Такую задачу, по его мнению, мог выполнить «эпический театр», обращающийся — в противоположность театру традиционному — не к чувствам зрителя, а к его разуму.
Представляя собой не воплощение на сцене событий, а рассказ об уже совершившемся, он сохраняет эмоциональную дистанцию между сценой и залом, заставляя не столько сопереживать происходящему, сколько анализировать его.
Основной принцип эпического театра — «эффект очуждения», совокупность приемов, при помощи которых привычное и знакомое явление «очуждается», «остраняется», то есть неожиданно предстает с незнакомой, новой стороны, вызывая у зрителя «удивление и любопытство», стимулируя «критическую позицию по отношению к изображаемым событиям», побуждая к социальному действию. «Эффект очуждения» в пьесах (и позднее в спектаклях Брехта) достигался комплексом выразительных средств. Одно из них — обращение к уже известным сюжетам («Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Кавказский меловой круг» и др.), сосредоточивающее внимание зрителя не на том, что произойдет, а на том, как это будет происходить. Другое — зонги, песни, введенные в ткань пьесы, но не являющиеся продолжением действия, а останавливающие его. Зонг создает дистанцию между актером и персонажем, поскольку в нем выражается отношение к происходящему не персонажа, а автора и исполнителя роли. Отсюда особый, «по Брехту», способ существования актера в роли, всегда напоминающий зрителю, что перед ним — театр, а не «кусок жизни».
Брехт подчеркивал, что «эффект очуждения» не есть особенность только его эстетики, а изначально свойствен искусству, которое всегда не тождественно жизни.
В разработке теории эпического театра он опирался на многие положения эстетики Просвещения и опыт восточного театра, в частности китайского. Основные тезисы этой теории окончательно были сформулированы Брехтом в работах 1940-х гг.
: «Покупка меди», «Уличная сцена» (1940), «Малый органон» для театра» (1948).
Эмиграция. Зрелые годы
В начале 1930-х гг. в творчестве драматурга активно начинает звучать антифашистская тема.
В «страшной сказке» «Круглоголовые и остроголовые» (1932-34) через иносказание (использован сюжет шекспировской «Меры за меру») отчетливо читается разоблачение расовой теории фашизма. Пьеса, начатая в Германии, завершалась уже в изгнании.
В начале 1933, с установлением фашистской диктатуры, Брехт вместе с женой, актрисой Еленой Вейгель (с которой он соединился в 1920-х гг., после расторжения первого брака) и маленьким сыном покинул родину.
Попытка шантажа — похищения нацистами двухлетней дочери — с целью вернуть Брехта в Германию не удалась. Брехты сначала оказались в Скандинавии, позднее семья воссоединилась в Швейцарии. Через несколько месяцев книги писателя стали сжигать на его Родине, Брехт был лишен гражданства.
Дания, Швеция, Финляндия, проездом СССР и, наконец, в 1941 Калифорния — менялись страны, длилась эмиграция. Годы эмиграции (1933-1948) — период зрелого творчества, время появления лучших пьес драматурга.
В 1938 закончена пьеса «Страх и отчаяние в Третьей империи» (начало работы — 1935): 24 сцены, явившие читателю представителей всех слоев общества, а в целом — беспощадный социально-психологический портрет гитлеровской Германии. В 1939 написаны «Жизнь Галилея» и «Мамаша Кураж и ее дети». Обе драмы — исторические, действие происходит в 17 в.
, но история для драматурга лишь способ познать современность.
Работая над пьесой о великом итальянском физике на пороге Второй мировой войны, в преддверии рождения атомной бомбы, Брехт размышлял о возможных пагубных последствиях развития науки для человечества, ставил вопрос о соотношении в ней интеллектуального и морального начал, о нравственной ответственности ученого за совершаемые открытия.
В «Мамаше Кураж» в образе главной героини — маркитантки, наживающейся на войне, он показал опасную пассивность обыкновенного обывателя, «маленького человека», не желающего вмешиваться в политику. Такого «маленького человека» Брехт рассматривал как серьезную общественную угрозу, обнаруживая в нем (а не только в сильных мира сего) виновника былых и будущих катастроф.
В 1941 создан «Добрый человек из Сезуана» — пьеса о доброй проститутке Шен Те, которой для того, чтобы выжить, приходится время от времени превращаться (переодеваясь в мужской костюм) в злого «двоюродного братца» Шой Та, потому что доброту все хотят эгоистически использовать.
То, что местом действия был выбран Китай, не означает этнографического интереса автора. Это своеобразный «эффект очуждения», подчеркивающий несущественность обстоятельств места и времени.
Мораль притчи: чтобы отстоять себя в злом, враждебном естественному человеку мире, приходится пользоваться его же средствами — такова диалектика добра и зла в обществе социальной несправедливости.
В том же, 1941, Брехт еще раз обратился к теме прихода к власти фашизма. «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» — антигитлеровский памфлет. Пародийная история восхождения к власти шайки гангстеров, возглавляемых ничтожеством Артуро Уи, — анализ карьеры фашистского фюрера и социальных условий, сделавших ее возможной. Пьесы такого рода, как «Добрый человек…
», «Артуро Уи» (и другие), драматург называл пьесами-параболами. Парабола — усложненная притча, суть которой в осмыслении социально-нравственных проблем современной действительности посредством иносказания.
Параболой является и «Кавказский меловой круг» (1944), в котором история крестьянки Груше, усыновившей чужого ребенка и ставшей ему истинной матерью, читается через известную восточную легенду о споре двух матерей — кровной и той, что воспитала ее сына (еще один сюжетный источник пьесы — притча о библейском царе Соломоне, который мудро решил, как и судья в восточной легенде, что настоящая мать думает о ребенке, а не о себе). Пьеса, построенная как рассказ, содержащая зонги, представляющие собой своеобразные внутренние монологи героев, — яркий образец эпического театра.
Возвращение на родину. «Берлинер ансамбль»
Вернуться на родину сразу по окончании войны не удалось.
В 1947, во времена маккартизма в США, Брехт, последние шесть лет эмиграции живший в Калифорнии, должен был — в числе многих крупных деятелей искусства — предстать перед Комиссией конгресса по расследованию антиамериканской деятельности.
Только в 1948 он оказался в Германии, избрав местом жительства Восточный Берлин. В последние годы жизни были завершены авторские обработки «Антигоны» Софокла, шекспировского «Кориолана», «Гувернера» немецкого драматурга Я.
Ленца, написана пьеса-парабола «Турандот, или конгресс обелителей» (публикация 1967). Тогда же Брехт был избран вице-президентом Академии искусств ГДР (1954), председателем пен-клуба ГДР и ФРГ (1953); награжден Национальной премией ГДР (1951), Ленинской премией «За укрепление мира между народами» (1954).
В 1949 спектакль «Мамаша Кураж» в режиссуре автора и с Вейгель в главной роли возвестил о рождении нового театра — «Берлинер ансамбля». В 1949-56 одна за другой появлялись на его сцене брехтовские постановки собственных пьес. Гастролируя во многих странах, «Берлинер ансамбль» продемонстрировал всему миру новаторство драматурга и режиссера, многообразные возможности его эпического театра.
Драматург, теоретик театра, театральный деятель, Брехт известен еще и как поэт и прозаик. В 1934 вышел в свет «Трехгрошовый роман» (по мотивам собственной пьесы), на протяжении жизни публиковались стихотворные сборники, раскрывавшие читателю не только Брехта-антифашиста и певца классовой борьбы, но и философа-лирика, умеющего остро чувствовать радости и горести бытия.
Творчество Брехта оказало огромное влияние на развитие театра 20 в. Пьесы его шли во всем мире уже при жизни. Но с советским театром отношения складывались сложно. После постановки в 1930 А. Я. Таировым «Трехгрошовой оперы» Брехт четверть века не появлялся на советской сцене.
Принимая гражданскую, политическую позицию писателя (хотя Брехт далеко не всегда однозначно приветствовал все то, что происходило в Советском Союзе, особенно в конце 1930-х гг., он не поверил в виновность С. М.
Третьякова, с которым был знаком), отечественные идеологи видели опасность в его театральной теории, утверждая, что эпический театр несовместим с узаконенной системой К. С. Станиславского. Только после 1956, в период «оттепели», пьесы Брехта заняли свое место в репертуаре театров страны.
Некоторые из брехтовских спектаклей стали значительными вехами в истории советской сцены — прежде всего «Добрый человек из Сезуана» в постановке Ю. П. Любимова в Театре на Таганке (1963), окончательно развеявший миф об эстетической несовместимости Брехта и русского театра.
И. В. Холмогорова
Произведения можно отнести к таким жанрам:
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
Источник: https://velib.com/biography/brekht_bertold/
Бертольт Брехт: Революционер театрального искусства
Каждому человеку, хоть немного интересующемуся театром, пусть даже это и совсем еще не искушенный театрал, знакомо имя Бертольда Брехта.
Он занимает почетное место в ряду выдающихся театральных деятелей, и его влияние на европейский театр можно сравнить с влиянием К. Станиславского и В. Немировича-Данченко на русский.
Пьесы Бертольта Брехта ставятся повсеместно, и Россия не является исключением.
Бертольд Брехт. Источник: https://www.lifo.gr/team/selides/55321
Что такое «эпический театр»?
Бертольт Брехт – не просто драматург, писатель, поэт, но и основатель театральной теории – «эпического театра». Сам Брехт противопоставлял ее системе «психологического» театра, основоположником которой является К.Станиславский.
Основным принципом «эпического театра» являлось соединение драмы и эпоса, что противоречило общепринятому пониманию театрального действия, основанного, по мнению самого Брехта, только на идеях Аристотеля.
Для Аристотеля эти два понятия были несовместимы на одной сцене; драма должна была полностью погружать зрителя в реальность спектакля, вызывать сильные эмоции и заставлять остро переживать события вместе с актерами, которым предполагалось вживаться в роль и, для достижения психологической достоверности, изолировать себя на сцене от зрителей (в чем, по Станиславскому, им помогала условная «четвертая стена», отделявшая актеров от зрительного зала). Наконец, для психологического театра необходимо было полное, детальное восстановление антуража.
Брехт же, наоборот, считал, что подобный подход переключает внимание в большей степени только на действие, отвлекая от сути. Цель «эпического театра» – заставить зрителя абстрагироваться и начать критически оценивать и анализировать происходящее на сцене. Лион Фейхтвангер писал:
«По Брехту, вся суть заключается в том, чтобы зритель больше не обращал внимания на «что», а только на «как» … Согласно Брехту, всё дело в той, чтобы человек в зрительном зале лишь созерцал события на сцене, стремясь как можно больше узнать и услышать.
Зритель должен наблюдать за течением жизни, извлечь из наблюдения соответствующие выводы, отклонить их или согласиться, — он должен заинтересоваться, но, боже упаси, только не расчувствоваться.
Он должен рассматривать механизм событий точно так же, как механизм автомашины»
Эффект отчуждения
Для «эпического театра» важен был «эффект отчуждения». Сам Бертольд Брехт говорил, что необходимо «просто лишить событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и вызвать по поводу этого события удивление и любопытство», что должно сформировать у зрителя способность критически воспринимать действие.
Актеры
Брехт отказался от принципа, что актер должен максимально вживаться в роль, более того, от актера требовалось выражение его собственной позиции по отношению к своему персонажу. В своем докладе (1939 год) Брехт аргументировал эту позицию следующим образом:
«Если между сценой и публикой устанавливался контакт на основе вживания, зритель был способен увидеть ровно столько, сколько видел герой, в которого он вжился. И по отношению к определённым ситуациям на сцене он мог испытывать такие чувства, которые разрешало „настроение“ на сцене»
Сцена
Соответственно, и оформление сцены должно было работать на идею; Брехт отказался от достоверного воссоздания антуража, воспринимая сцену как инструмент.
От художника теперь требовался минималистический рационализм, декорации должны были быть условными и представлять зрителю изображаемую реальность лишь в общих чертах.
Использовались экраны, по которым шли титры, кинохроника, что также препятствовало «погружению» в спектакль; иногда же декорации меняли прямо на глазах у зала, не опуская занавес, намеренно разрушая сценическую иллюзию.
Музыка
Для реализации «эффекта отчуждения» Брехт использовал в своих спектаклях также и музыкальные номера – в «эпическом театре» музыка дополняла актерскую игру и выполняла ту же функцию – выражение критического отношения к происходящему на сцене. В первую очередь, в этих целях использовались зонги[1]. Эти музыкальные вставки специально как бы выпадали из действия, использовались не к месту, но этот прием подчеркивал несоответствие только форме, а не содержанию.
Влияние на русский театр сегодня
Как уже было отмечено, пьесы Бертольта Брехта по-прежнему пользуются популярностью у режиссеров всех мастей, и московские театры сегодня предоставляют большой выбор и позволяют наблюдать весь спектр таланта драматурга.
Так, в мае 2016 года состоялась премьера спектакля “Мамаша Кураж” в театре Мастерская Петра Фоменко.
В основе спектакля лежит пьеса “Мамаша Кураж и ее дети”, которую Брехт начал писать в канун Второй мировой войны, задумав сделать таким образом предупреждение.
Однако, драматург закончил работу осенью 1939 года, когда война уже началась. Позже Брехт напишет:
«Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ — опоздала»
При написании пьесы источниками вдохновения Брехту служили два произведения – повесть «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж», написанная в 1670 году Г.
фон Гриммельсгаузеном, участником Тридцатилетней войны, и «Сказания прапорщика Столя» Й. Л. Рунеберга. Героиня пьесы, маркитантка, использует войну как способ обогатиться и не испытывает никаких чувств по отношению к этому событию.
Кураж заботится о своих детях, которые, наоборот, представляют лучшие человеческие качества, которые видоизменяются в условиях войны и обрекают всех троих на погибель.
«Мамаша Кураж» не только воплотила в себе идеи «эпического театра», но и стала первой постановкой театра «Берлинер ансамбль» (1949), созданного Брехтом.
Постановка пьесы «Мамаша Кураж» в театре Фоменко. Источник фото: https://fomenko.theatre.ru/performance/courage/
В театре им. Маяковского в апреле 2016 года состоялась премьера спектакля «Кавказский меловой круг» по одноименной пьесе Брехта. Пьеса была написана в Америке в 1945 году.
Эрнст Шумахер, биограф Бертольта Брехта, высказывал предположение, что, избрав местом действия Грузию, драматург как бы отдал дань уважения роли Советского Союза во Второй Мировой Войне.
В эпиграф спектакля вынесена цитата:
«Дурные времена делают человечность опасной для человека»
В основе пьесы лежит библейская притча о царе Соломоне и двух матерях, спорящих, чей ребенок (также, по мнению биографов, на Брехта оказала влияние пьеса «Меловой круг» Клабунда, в основе которой, в свою очередь, лежала китайская легенда). Действие разворачивается на фоне Второй Мировой Войны. В этом произведении Брехт ставит вопрос, чего стоит добрый поступок?
Как отмечают исследователи, эта пьеса – пример «правильного» для «эпического театра» сочетания эпоса и драмы.
Постановка пьесы «Кавказский меловой круг» в театре Маяковского. Источник фото: https://www.wingwave.ru/theatre/theaterphoto.html
Пожалуй, самая известная в России постановка «Доброго человека из Сезуана» («Добрый человек из Сычуани») – постановка Юрия Любимова в 1964 году в Театре на Таганке, с которой для театра началась эпоха расцвета.
Сегодня интерес режиссеров и зрителей к пьесе не пропал, спектакль Любимова по-прежнему на сцене, в Театре имени Пушкина можно посмотреть версию Юрия Бутусова. Эту пьесу считают одним из самых ярких образцов «эпического театра».
Как и Грузия в «Кавказском меловом круге», Китай здесь – своеобразная, очень далекая условная сказочная страна. И вот в этом условном мире разворачивается действие – боги спускаются с небес в поисках доброго человека. Это спектакль о доброте.
Брехт считал, что это врожденное качество и что оно относится к специфическому набору качеств, которые могут быть выражены только символически.
Эта пьеса – притча, и автор ставит здесь перед зрителем вопросы, что есть доброта в жизни, как она воплощается и может ли быть абсолютной, или же присутствует двойственность человеческой натуры?[2]
Постановка пьесы «Добрый человек из Сычуани» Брехта 1964 года в театре на Таганке. Источник фото: https://tagankateatr.ru/repertuar/sezuan64
Одну из самых известных пьес Брехта, «Трехгрошовую оперу», поставил в 2009 году Кирилл Серебренников в МХТ имени Чехова. Режиссер подчеркивал, что ставит зонг – оперу и готовил спектакль два года.
Это история о бандите по прозвищу Мэкки – нож, действие происходит в викторианской Англии. В действии принимают участие и нищие, и полицейские, и бандиты, и проститутки.
По словам самого Брехта, в пьесе он изобразил буржуазное общество. В основе лежит балладная опера «Опера нищих» Джона Гея.
Брехт же говорил, что в написании его пьесы участвовал композитор Курт Вайль. Исследователь В. Гехт, сравнивая два этих произведения, писал:
«Гей наводил замаскированную критику на явные безобразия, Брехт подвергал явной критике замаскированные безобразия. Гей объяснял безобразия человеческими пороками, Брехт, напротив, пороки — общественными условиями»
Особенность «Трехгрошовой оперы» в ее музыкальности. Зонги из спектакля стали невероятно популярны, и в 1929 году в Берлине даже вышел сборник, а позже исполнялись многими мировыми звездами музыкальной индустрии.
Постановка пьесы «Тёхгрошова опера» в МХТ имени А.П. Чехова. Источник фото: https://m.lenta.ru/photo/2009/06/12/opera
Бертольд Брехт стоял у истоков совершенно нового театра, где главная цель автора и актёров — воздействовать не на эмоции зрителя, а на его разум: заставить зрителя быть не участником, сопереживающим происходящему, искренне верящему в реальность сценического действа, а спокойным созерцателем, который чётко понимает разницу между реальностью и иллюзией реальности. Зритель драматического театра плачет вместе с плачущим и смеётся вместе со смеющимся, в то время как зритель эпического театра Брехта смеётся над плачущим и плачет над смеющимся. ведь главная задача, которую ставит Брехт перед своей аудиторией — не верить, а думать.
Источник: https://thewallmagazine.ru/bertold-brecht-theatre-art-revolutioner/
Бертольд Брехт – краткая биография
Бертольд Брехт – немецкий писатель, драматург, видный деятель европейского театра, основатель нового направления под названием «политический театр». Родился в Аугсбурге 10 февраля 1898 г.; его отец был директором бумажной фабрики.
Во время учебы в городской реальной гимназии (1908-1917) начал писать стихи, рассказы, которые были напечатаны в газете «Аугсбурские новости» (1914-1915). Уже в его школьных сочинениях прослеживалось резко отрицательное отношение к войне.
Привлекало юного Брехта не только литературное творчество, но и театр. Однако семья настояла на том, чтобы Бертольд приобрел профессию врача. Поэтому, окончив гимназию, он в 1917 г.
стал студентом Мюнхенского университета, где, впрочем, ему довелось поучиться недолго, поскольку его призвали в армию.
По состоянию здоровья службу он нес не на фронте, а в госпитале, где ему открылась реальная жизнь, входящая в противоречие с пропагандистскими речами о великой Германии.
Возможно, биография Брехта могла бы быть совсем другой, если бы не его знакомство в 1919 г. с Фейхтвангером, известным писателем, который, увидев одаренность молодого человека, посоветовал ему продолжить занятия литературой. В том же году появляются первые пьесы начинающего драматурга: «Ваал» и «Барабанный бой в ночи», которые были поставлены на сцене театра «Каммершпиле» в 1922 г.
Мир театра становится еще ближе для Брехта после окончания в 1924 г. университета и переезда в Берлин, где он свел знакомство со многими деятелями искусства, поступил на службу в «Дойчес театр». Совместно с известным режиссером Эрвином Пискатором в 1925 г.
им был создан «Пролетарский театр», для постановок которого было решено писать пьесы самостоятельно ввиду отсутствия финансовой возможности заказывать их у состоявшихся драматургов. Брехт брал известные литературные произведения и делал их инсценировки.
Первыми ласточками стали «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека (1927) и «Трехгрошовая опера» (1928), созданная на основе «Оперы нищих» Дж. Гея. Была поставлена им и горьковская «Мать» (1932), поскольку Брехту были близки идеи социализма.
Приход в 1933 г. к власти Гитлера, закрытие в Германии всех рабочих театров заставляет Брехта и его жену Елену Вайгель покинуть страну, переехать в Австрию, а затем, после ее оккупации, в Швеции и Финляндию. Нацисты официально в 1935 г. лишили Бертольда Брехта гражданства.
Когда и Финляндия вступила в войну, семья писателя на целых 6 с половиной лет перебирается в США.
Именно в эмиграции им написаны наиболее известные его пьесы – «Мамаша Кураж и ее дети» (1938), «Страх и отчаянье в Третьей Империи» (1939), Жизнь Галилея» (1943), «Добрый человек из Сезуана» (1943), «Кавказский меловой круг» (1944), в которых красной нитью проходила мысль о необходимости борьбы человека с устаревшим миропорядком.
После окончания войны ему пришлось покинуть США из-за возникшей угрозы преследования. В 1947 г. Брехт уезжает жить в Швейцарию – единственную страну, выдавшую ему визу.
Западная зона родной страны отказала ему в разрешении возвратиться, поэтому через год Брехт поселяется в Восточном Берлине. С этим городом связан последний этап его биографии.
В столице им был создан театр под названием «Берлинер ансамбль», на подмостках которого шли лучшие пьесы драматурга. Детище Брехта побывало на гастролях в большом количестве стран, включая Советский Союз.
Помимо пьес, творческое наследие Брехта включает романы «Трехгрошовый роман» (1934), «Дела господина Юлия Цезаря» (1949), довольно большое количество рассказов и стихов.
Брехт был не только литератором, но и активным общественным, политическим деятелем, принимал участие в работе левых международных конгрессов (1935, 1937, 1956). В 1950 г.
состоялось его назначение на должность вице-президента Академии искусств ГДР, в 1951 г.
избрание членом Всемирного совета мира, в 1953 г. он возглавил общегерманский ПЕН-клуб, в 1954 г. получил международную Ленинскую премию Мира. Сердечный приступ прервал жизнь драматурга, ставшего классиком, 14 августа 1956 года.
Источник: https://www.wisdoms.one/biografiya_bertold_breht.html
Бертольд Брехт – Шпаргалки по зарубежной литературе
Бертольд Брехт (1898–1956), поэт, драматург, предложивший новую театральную теорию – «эпический театр», создатель и художественный руководитель знаменитого театра ГДР «Берлинер ансамбль».
Эстетическая программа Брехта близка к тому направлению в театре, которое разрабатывали Е. Вахтангов, Вс. Мейерхольд, С. Третьяков. Она оказала влияние на современный театр и кинематограф.
Свое отношение к Брехту определили выдающиеся драматурги ХХ века – М. Фриш, Т. Уайлдер и др.
«Самый значительный немецкий драматург первой половины нашего века», – так после яростных, продолжавшихся десятилетия споров оценивают Брехта не только сторонники, но и противники его общественной позиции, его деятельности, его творчества.
Человек поразительно широкого и смелого дарования, замечательный поэт, создавший баллады, песни, притчи, прозаик, публицист, критик, Брехт был прежде всего драматургом и режиссером, совершившим своими пьесами и спектаклями переворот в области современной сцены.
А. Краткая биографическая справка
Родился в баварском городе Аугсбурге, в семье владельца фабрики. Окончив в 1917 году реальную гимназию, он учился на медицинском и философском факультетах Мюнхенского университета, посещал театроведческий семинар.
В январе 1918 года был призван в армию, но служил всего несколько месяцев, да и то санитаром в военном госпитале Аугсбурга. Дар сочинительства у Брехта проявился рано, ещё в гимназии. Мюнхенский период закрепил его интерес к театру.
Он посещает кабаре, крохотные театрики, пивные заведения, где начали складываться формы народного театра, эстетику которого Брехт нёс в себе.
После прихода Гитлера к власти он покидает Германию.
Руководитель театра «Берлинер ансамбль», вице-президент Академии искусств ГДР, член Всемирного Совета Мира, Брехт удостаивается Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». В мае 1955 года он приезжает в Москву, где ему вручают высокую награду. До последних дней своих он ведёт общественную, литературную, педагогическую, театральную деятельность.
Б. Теория «эпического театра»
Над своей театральной теорией Брехт начал работать в студенческие годы в Мюнхене, когда писал пьесы и сам ставил их, когда обобщал свои цели в эссе и статьях, которые позднее составили теоретические книги «Народность и реализм» (1938) и «Малый органон для театра» (1949).
Драмы Брехта «Ваал» (пост. в 1923) и «В джунглях городов» (пост. в 1924 в Берлине) возвестили о поисках драматургии нового типа. Брехт подчеркивал в статьях: «Эстетика наша определяется потребностями борьбы» – и призывал к театру политическому, театру-зрелищу, который бы обращался и к конкретному человеку, и к массе.
«Нужны такие пьесы, такие спектакли, – пишет он в 1922 году, – чтобы они могли соперничать с футболом и гонками… чтобы на сцене шла настоящая борьба». Весь театр драматурга строится с учетом борьбы за каждую человеческую душу, которой надо помочь прозреть, не дать себя заманить в капкан.
В театре Брехта поучение и развлечение – две стороны одной медали.
Классический театр, из которого Брехт заимствовал немало идей, не устраивал его из-за принципа катарсиса, ориентированности на переживания и эмоции. Писатель создаёт свой театр, в котором главная фигура – простой человек и его жизненная позиция.
Свою театральную теорию Брехт назвал «эпическим театром», заимствовав этот термин у Шиллера. Рассказывание, эпичность играет в его спектаклях важную роль, но термин этот всё же условен и не во всём противостоит драматической форме театра, которую Брехт назвал «аристотелевской».
«Аристотелевский театр» «Эпический театр»
1. Сцена воплощает событие. 1. Рассказывает о нем.
2. Вовлекает зрителя в действие. 2. Противопоставляет события.
3. Переносит зрителя в другую обстановку. 3. Ставит в положение наблюдателя.
4. Обращается к чувству зрителя. 4. Обращается к разуму.
5. Заставляет его сопереживать. 5. Заставляет изучать показываемое, спорить.
6. Изнашивает активность зрителя. 6. Заставляет принимать решения.
7. От актера требует перевоплощения. 7. Требует анализа событий и суда над персонажем.
8. Возбуждает интерес к развязке. 8. Возбуждает интерес к ходу действия, что предопределило заимствование сюжетов.
Театральная система Брехта захватывает все компоненты театра: драматургию, игру актёра, стиль режиссуры, оформление спектакля, зрителя. Самое существенное в театральной технике Брехта – это принцип, названный эффектом отстранения (verfremdung).
Цель этого приема – показать явление с неожиданной стороны, разрушить объективную видимость, вернуть первоначальный смысл, чтобы внушить зрителю аналитическое и критическое отношение к изображаемым событиям.
Отстранения (отчуждения) можно добиться, если сгустить объективную видимость, довести её до абсурда. Таким образом, обыденное предстаёт как нечто особенное, чтобы зритель мог примелькавшиеся в быту вещи увидеть так, как будто видит их в первый раз.
Так, на примере матушки Кураж зритель впервые увидел мать-маркитантку, которая, сама того не сознавая, становится в ряд с теми, кто губит её детей, кому выгодна война.
Всё в театре Брехта: поэзия, музыка, заимствованные известные сюжеты из Софокла, Шекспира, Горького, Гашека, перенесение действия в экзотические страны Востока и Азии, отказ от костюмов и привычных декораций, элементы балагана – служило созданию эффекта отстранения.
Один из приёмов театра Брехта – зонги. Зонг – это песня балладного типа на злободневную тему, ритмизированный монолог или сольная песня, в которой содержится комментарий к происходящему в спектакле, заостряются выводы.
Зонги часто исполняются на авансцене с обращением актеров в зрительный зал, нередко для их фиксирования используется в спектакле экран. Зонги из пьес Брехта используются и самостоятельно; их роль могут выполнять стихи, куплеты на злободневные темы. Брехт давал тем, кто будет ставить его пьесы, свободу выбора.
Известны зонги из «Матушки Кураж»: «Песня о солдате и бабе» (исполняет Эйлиф), «Песня о братании» (исполняет Иветта), «Песня о великих мужах» (исполняет повар).
Театральная система Брехта, новаторская по сути, многое брала в классическим театре Японии, Китая и средневековой мистерии. Она родственна и балладам Вийона, и гротеску Чаплина; в ней присутствует романтическая ирония и сарказм.
В. Обзор пьес драматурга
Пьесой, знаменующей собой переход к «эпическому театру», считают обычно «Человек есть человек» (1926).
Она повествует о превращении безобидного упаковщика Гейли Гая, «человека, который не в силах сказать «нет», в винтик механизма смерти, в солдата наёмной армии, готового без всяких рассуждений на убийство.
Место действия – Индия, такая же условная, как обстоятельства, заставившие Гейли Гая стать убийцей. Брехт доказывает, что человек, неспособный сопротивляться насилию, становится не только пассивным орудием, но и активным участником насилия.
Мысль о закономерности превращения покорного обывателя в преступника, положенная в основу пьесы «Человек есть человек», продолжена в «Трёхгрошовой опере» (1929), а затем развита ещё далее в романе, показывающем преступность всей системы, построенной на принципе частной собственности.
«Трёхгрошовая опера» Брехта представляет собой переработку пьесы английского драматурга XVIII века Д. Гея «Опера нищих».
Это пьеса – предупреждение для Германии, находившейся накануне гитлеровского переворота. Действие перенесено в викторианскую Англию XIX века, в сферу площадного сознания.
Пьеса населена ворами, проститутками, продающими всё, жаждущими удовлетворения любой ценой и как можно скорее.
Их трезвый ум и наступательный темперамент заставляют вспомнить современную Брехту Германию, лихорадочно обогащавшуюся, готовившуюся делить рынки в угоду своим интересам.
Пьеса «Трёхгрошовая опера» пародийна: в ней можно угадать привычные черты и полицейского, и семейного бульварного романа. Она разоблачает устами самих же героев их хищническую мораль («сначала хлеб, а нравственность потом»). Несостоятельность этой морали раскрывается не прямо через авторскую речь, а с помощью иронии, глубоко запрятанной автором в притче, и в подтексте.
Лишённый германского гражданства, Брехт длительное время прожил в эмиграции (Прага, Вена, Цюрих, Париж, США).
За пределами отечества им были написаны знаменитые на весь мир пьесы «Круглоголовые и остроголовые», «Карьера Артура Уи», «Кавказский меловой круг»… И среди них – хрестоматийная «Матушка Кураж и её дети» (1938), написанная в жанре исторической хроники.
Действие пьесы происходит в XVII веке, в течение 12 лет – с 1624 по 1636 годы. Однако эта «историческая хроника» была весьма поучительна и современна и в XX веке, накануне Второй мировой. Не утратила она, к сожалению, своей актуальности и сегодня.
В центре пьесы – образ матушки Кураж, маркитантки, которая, впрягшись в свой фургон, колесит по странам Европы. Год за годом тащится она по пятам за войной, торгуя всем и со всеми: с протестантами и католиками, поляками и шведами.
Кружка пива да небольшая компания, и никаких высших стремлений – вот суть философии матушки Кураж, весьма скептически относящейся к высоким словам и призывам. «Если в ход идут высокие добродетели, значит, дело дрянь», – полагает она.
«Если какой-нибудь командующий или король – дурак набитый и ведет своих людей в навозную кучу, то тут, – рассуждает Кураж, – конечно, нужно, чтобы люди не боялись смерти, тут нужна добродетель. Если он скряга и набирает слишком мало солдат, то солдаты должны быть сплошными Геркулесами.
А если он бездельник и не хочет ломать себе голову, тогда они должны быть мудрыми, как змеи, иначе им крышка». Единственное, во что верит матушка Кураж, – это продажность. Пока она существует на свете, судьи будут выносить мягкие приговоры и даже невиновному суд не так уж страшен.
Как бы ни были суровы законы, люди, слава богу, берут взятки, и потому, приспосабливаясь, можно обойти и суровые законы войны, и не менее жестокие законы мира: ведь это стройные прямые деревья валят на стропила, а кривые остаются и живут!
Эта философия приспособления привела к тому, что матушка Кураж возненавидела мир и полюбила войну, приносящую ей прибыль. Они срослись друг с другом. Никакие жертвы не отрезвили старую маркитантку.
В начале пьесы она тащит свой фургон вместе с тремя детьми: воинственным Эйлифом, честным Швейцеркасом, доброй Катрин. Но Эйлифа, ставшего солдатом, расстреляли за воинственность, Швейцеркаса – за честность.
Гибнет и добрая Катрин: любя людей, она подняла тревогу, чтобы подкравшиеся лазутчики противника не застали город врасплох, – за это её расстреляли.
«Войной хочешь ты прожить – за это надобно платить» – этот рефрен настойчиво звучит в пьесе, но смысл его до Кураж так и не доходит. Она, считающая себя и детей «деловыми людьми», была уверена, что её дети не станут солдатами. Но, как показывает автор, маркитантка Кураж проторговала своих детей. Она не осознала ни своей вины перед ними, ни своей трагедии.
«Кураж слепа, – писал Брехт, – должен прозреть зритель». Этот ход и создаёт в пьесе эффект отстранения, с помощью которого трагедия Кураж, оставаясь очевидной, вызывает недоумение и возмущение зрителя. Начинает и заканчивает пьесу матушка Кураж одной песней – призывом к маленькому человеку участвовать в войне.
«Надо опять за торговлю браться», – говорит она скорее по неосознанной инерции бытия:
Война удачей переменной
Сто лет продержится вполне,
Хоть человек обыкновенный
Не видит радости в войне:
Он жрёт дерьмо, одет он худо,
Он палачам своим смешон.
Но он надеется на чудо, пока поход не завершен.
Эй, христиане, тает лед!
Спят мертвецы в могильной мгле.
Вставайте, всем пора в поход,
Кто жив и дышит на земле!
(Пер. С. Апта)
Возлагая ответственность на мать, втянувшую в войну своих детей, Брехт в то же время последовательно проводит мысль о вине общества, в котором обречены добро и красота, смелые и честные (как сыновья Кураж), отзывчивые альтруисты (как героически погибающая её дочь Катрин). Оно растоптало идеалы и невинность Анны Фирлинг, поставило её на колени, заставило изворачиваться в ненадёжных житейских обстоятельствах, лишило прекрасного имени и наделило кличкой «матушка Кураж».
Вершиной драматургии Брехта явилась драма «Жизнь Галилея». Герой пьесы великий учёный Галилео Галилей, напуганный инквизицией, отрекается от своего открытия. Суть драмы заключена в диалоге Галилея и его ученика Анреа Сорти.
Ученик бросает учителю обвинение: «Несчастна та страна, у которой нет героев». Учитель парирует: «Нет! Несчастна та страна, которая нуждается в героях». Открытие Галилея, перевернувшее представление о Солнечной системе, раскрепостило человеческую личность, освободив человека от божественной опеки.
Великий мыслитель, каким его изображает Брехт, корыстолюбив, хитёр и труслив.
В пьесе «Жизнь Галилея» разворачивается не только трагедия великого астронома и математика, но и трагедия всего человечества в целом.
Галилей как изобретатель и учёный оказался по чисто человеческим моральным качествам ниже своего гения. Изобретатель атомной или водородной бомбы, он морально ответствен за то, как его изобретение будет использовано.
Не следует забывать, что пьеса была написана после взрыва атомной бомбы над Хиросимой.
Драматург дал в своей пьесе новый, совершенно неожиданный поворот извечной моральной дилемме «гений и злодейство»: совершая переворот в науке, мыслитель создаёт угрозу самой жизни.
Эта пьеса и сегодня остаётся суровым предостережением человечеству.
Большой популярностью пользовались постановки пьес Брехта в 60-е годы в театре на Таганке. В них участвовал В. Высоцкий, прекрасно исполнивший роль Галилея, звучали его баллады – зонги.
Событием в культурной жизни Беларуси стали постановки в столице пьес Брехта «Что тот солдат, что этот» (Белорусский театр им. Я. Купалы) и «Трехгрошовая опера» (Русский театр им М. Горького).
Сборник стихов и песен Брехта издан в 1988 году в переводе Л. Борщевского.
Источник: https://students-library.com/library/read/44803-bertold-breht
Бертольт Брехт: фото, биография, фильмография, новости – Вокруг ТВ
Немецкий драматург, театральный режиссер, поэт, один из самых ярких театральных деятелей XX века.
Ойген Бертольт Фредерик Брехт / Eugen Berthold Friedrich Brecht родился 10 февраля 1898 в баварском городе Аугсбург в семье сотрудника бумажной фабрики. Его отец был католиком, мать – протестанткой.
В школе Бертольт познакомился с Каспаром Неером / Caspar Neher, с которым дружил и работал вместе всю жизнь.
В 1916 году Бертольт Брехт начал писать статьи для газет. В 1917 году он записался на медицинский курс в Мюнхенском университете, но его больше интересовало изучение драмы. Осенью 1918-го его призвали в армию и за месяц до окончания войны направили в качестве санитара в клинику в родном городе.
В 1918-м Брехт написал свою первую пьесу «Ваал», в 1919-м была готова вторая – «Барабаны в ночи». Ее поставили в Мюнхене в 1922 году.
При поддержке известного критика Херберта Иеринга / Herbert Ihering баварская публика открыла для себя творчество молодого драматурга, получившего престижную литературную премию Клейста.
В 1923 году Бертольт Брехт попробовал свои силы в кинематографе, написав сценарий короткометражки «Тайны парикмахерской». Экспериментальная лента не нашла аудиторию и получила культовый статус намного позже. В том же году в Мюнхене была поставлена третья пьеса Брехта — «В чаще городов».
В 1924 году Брехт работал вместе с Лионом Фейхтвангером / Lion Feuchtwanger над адаптацией «Эдварда II» Кристофера Марлоу / Christopher Marlowe. Пьеса легла в основу первого опыта «эпического театра» — дебютной режиссерской постановки Брехта.
В том же году Бертольт Брехт переехал в Берлин, где получил должность помощника драматурга в Немецком театре, и где без особого успеха поставил новую версию своей третьей пьесы.
В середине 20-х Брехт выпустил сборник рассказов и увлекся марксизмом. В 1926-м была написана пьеса «Человек есть человек». В 1927 году он вошел в состав театральной компании Эрвина Пискатора / Erwin Piscator.
Тогда же он поставил спектакль по свой пьесе «Расцвет и падение города Махагони» при участии композитора Курта Вайля / Kurt Weill и Каспара Неера, отвечавшего за визуальную часть.
Та же команда работала над первым громким успехом Брехта – музыкальным спектаклем «Трехгрошовая опера», который прочно вошел в репертуар мировых театров.
В 1931 году Брехт написал пьесу «Святая Иоанна скотобоен», которая так и не была поставлена при жизни автора. Зато в этом году «Расцвет и падение города Махагони» имел успех в Берлине.
В 1932 году с приходом к власти нацистов Брехт покинул Германию, отправившись сначала в Вену, затем в Швейцарию, потом в Данию. Там он провел 6 лет, написал «Трехгрошовый роман», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Жизнь Галилея», «Мамаша Кураж и ее дети».
С началом Второй мировой войны Бертольт Брехт, чье имя попало в черные списки нацистов, не получив вид на жительство в Швеции, переехал сначала в Финляндию, оттуда – в США.
В Голливуде он написал сценарий антивоенного фильма «Палачи тоже умирают!», который поставил его соотечественник Фриц Ланг / Fritz Lang.
В это же время была написана пьеса «Сны Симоны Машар».
В 1947 году Брехт, которого американские власти подозревали в связях с коммунистами, вернулся в Европу – в Цюрих.
В 1948 году Брехту предложили открыть свой театр в Восточном Берлине – так появился «Берлинер ансамбль».
Первая же постановка, «Мамаша Кураж и её дети», принесла театру успех – Брехта постоянно приглашали на гастроли по всей Европе.
Личная жизнь Бертольта Брехта / Berthold Brecht
В 1917 году Брехт начал встречаться с Паулой Банхользер / Paula Banholzer, в 1919 году у них родился сын Франк. Он погиб в Германии в 1943 году.
В 1922-м Бертольт Брехт женился на венской оперной певице Марианне Цофф / Marianne Zoff. В 1923 году у них родилась дочь Ханна, она прославилась как актриса под именем Ханна Хиоб / Hanne Hiob.
В 1927 году супруги развелись из-за связей Бертольта с его помощницей Элизабет Хауптманн / Elisabeth Hauptmann и актрисой Хеленой Вейгель / Helene Weigel, которая в 1924 родила ему сына Стефана.
В 1930-м Брехт и Вейгель поженились, в том же году у них родилась дочь Барбара, которая также стала актрисой.
Бертольт Брехт скончался от инфаркта 14 августа 1956 года возрасте 58 лет.
- Турандот, или Конгресс обелителей / Turandot oder Der Kongreß der Weißwäscher (1954)
- Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть / Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui (1941)
- Господин Пунтила и его слуга Матти / Herr Puntila und sein Knecht Matti (1940)
- Жизнь Галилея / Leben des Galilei (1939)
- Мамаша Кураж и её дети / Mutter Courage und ihre Kinder (1939)
- Страх и отчаяние в Третьей империи / Furcht und Elend des Dritten Reiches (1938)
- Святая Иоанна скотобоен / Die heilige Johanna der Schlachthöfe (1931)
- Трёхгрошовая опера / Die Dreigroschenoper (1928)
- Человек есть человек / Mann ist Mann (1926)
- Барабаны в ночи / Trommeln in der Nacht (1920)
- Ваал / Baal (1918)
Источник: https://www.vokrug.tv/person/show/bertolt_brecht/