Творчество Блока. Сочинение | Инфошкола
28 Июнь 2012 админ Главная страница » Сочинения Просмотров: 15484
Короткая жизнь Александра Александровича Блока (1880-1921) отделена от нас уже десятилетиями. И каждое из этих десятилетий наполнена событиями большого исторического значения.
Но, чем дальше уходим мы во времени от Блока, тем ближе к нам основное, главное в его творчестве, которое освобождено от всего временного, внезапного, наносного, тем яснее чувствуешь его живую связь с духовной жизнью человека нашего времени.
Настоящее искусство живет вечно. Его сила и значение в том, что создавая образы людей и картины действительности, оно включает нас в бесконечно разный и сложный процесс жизни, превращает нас в его участников, помогая выйти за пределы своего непосредственного опыта.
Это правда жизни, эта человечность, которая заключается в произведениях искусства, сохраняют силу действия далеко за пределами тех эпох, в которые они создаются, перерастая воззрения самих художников, которые связаны и ограничены во взглядах на мир предрассудками своего класса и своего времени.
Поэтому и живет для нас творчество Александра Блока.
У него есть стихотворение, которое могло быть эпиграфом ко всему его творчеству:
О, я хочу безумно жить!
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне;
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простым угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
5 февраля 1914 г.
Но мечта о счастливом и свободном человеке столкнулась с неизжитой и безжалостной реальностью, и это нерешенное противоречие определяло трагическую контрастность творчества Блока; образ веселого парня вытеснялся в его поэзии образом мертвеца, который ходит среди людей.
Через всю лирику проходит образ одинокого, умирающего человека, и за этим трагическим характером читатель видит склад жизни, который привел человека к падению и гибели в старом мире.
Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все — равно.
Вон счастие мое — на тройке
В серебристый дым внесены …
26 октября 1908 г.
Но Блок не был бы великим поэтом, если бы он остался в стороне от мощного подъема освободительной борьбы в России. Тема Родины все большей полнотой входит в его творчество, его стихи о России звучат с некрасовской силой и простотой.
В голодной и больной неволе
И день не в день, и год не в год.
Когда же всколосится поле,
Вздохнет Униженные народ?
15 февраля 1915 г.
Какие бы не были прочные связи с его старым миром (семья, среда, воспитание, литературные связи), он рвался вперед, к другому, новому миру человеческих отношений.
«Прошлое смотрит в будущее», — так говорил он о смысле поэтического творчества, и это вернее всего определяет его поэзию.
Вот почему Блок сразу стал на сторону Октябрьской революции и создал поэму «Двенадцать», которая стоит в начале советской поэзии.
Конфликт Блока с жизнью, с окружающим его общественным укладом, со всей его средой был глубоко трагическим. Издалека, ошибаясь, шел к народу, к родине, к революции. Но человеческая трагедия, но смерть человека может быть гарантией будущей победы, если смерть эта свидетельствует о повышении других величин человеческого духа.
Это величие и сближает Блока, его творчество с нашим временем. Лирический герой его поэзии — это человек в полном смысле этого слова. Константин Федин сохранил слова М.Горького о Блоке: «Особенно советую познакомиться с Александром Блоком. Обязательно познакомьтесь. Это … Это …
Горький молчит, ища правильное слово. Но слово не находится. Он с нетерпением, но почти безмолвно барабанит пальцами по столу. Вдруг поднимается и выпрямляется — очень высокий, худой — медленно проводит рукой сверху вниз, от головы до ног.
— Человек, — произнес он тихо и на мгновение стоит не двигаясь «.
Величие Блока как художника состоит в том, что он сумел почувствовать основные противоречия своей эпохи и с большой художественной силой перевести их на язык лирики, то есть показать, как отображались они в самых глубинах человеческого сознания.
В эпоху бурь и тревог, — говорил он, — нежнешие и интимнишие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой «.
Вот почему история души поэта, росказана в его стихах, с откровенностью выступает перед нами как история его эпохи.
Источник: https://info-shkola.ru/tvorchestvo-bloka-sochinenie/
Образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока. Сочинение
Образ Прекрасной Дамы проходит через всё творчество великого поэта. Возникла идея Прекрасной Дамы ещё в юношеские годы. Сначала под влиянием поэзии Жуковского и Фета, а впоследствии, после знакомства с идеями Вл.
Соловьёва, провозгласившего первенство Мировой Души, воплощенного в образе Вечной Женственности, окончательно укоренилась в творчестве поэта. Это образ – вера в светлое начало, которое хранит женская сущность. Любая женщина, попавшая в поле зрения поэта, – не что иное, как носительница добра и красоты.
А через любовь к ней человек может приблизиться к Мировой Душе. Для А.А.Блока этот образ слился воедино с реальной женщиной – Л.Д.Менделеевой – ставшей невестой, а потом и женой поэта.
Ты – моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство… Ты – Звенящая, Великая, Полная Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного
– так писал в письме возлюбленной в 1902 году молодой поэт.
Образ Прекрасной Дамы бесплотен. Она – это звуки, краски, предчувствие. В каждом стихотворении цикла мы наблюдаем это ожидание:
Жду я холодного дня…
Постепенно ожидание сменяется зримыми красками. Цвета, сопровождающие образ, то огненно-красные, то лазурные, то она – «сумрак алый», то «голубыми путями за тобою клубится туман», в итоге всё смешивается в
Зарево белое, жёлтое, красное…
Но чаще её образ сумеречен, туманен, во мгле, отдалён и неясен. Лирический герой стремится к Ней, но Она ускользает.
Звуки, предупреждающие появление Прекрасной Дамы, – это отдалённые «клики на том берегу», это чьи-то песни вдалеке или «песни такие весёлые…» Может это молитва? Может это заклинание? Может заговор?
Самое интересное воплощение Прекрасной Дамы – это обращение к Ней: Она и «Закатная Таинственная Дева», и «Владычица Вселенной», и «Царевна-Невеста», и «Величавая Вечная Жена». Для поэта Она и Лучезарная, и Ясная, и Златокудрая, Непостижимая и Святая. И всегда с большой буквы.
Лирический герой, напротив, смирен, тих, безропотен, он весь в таинственном ожидании божественной любви.
Прекрасная Дама ушла вместе с браком. Как-то сошла на нет. Но это не значит, что она исчезла совсем. Лирический герой Блока говорит:
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты!
Облик изменился. Она вернулась в стихах о Незнакомке, о той порочной страстной женщине «В ресторане». Позже она вернётся в образе «Катьки толстоморденькой» из поэмы «Двенадцать». Но это уже другой образ, который гораздо ближе к теме Родины, России-жены, возлюбленной конкретной, реальной, навсегда дорогой и близкой сердцу поэта.
Источник: https://litera.su/learner/all-works/blok-a-a/image-of-the-beautiful-lady-in-bloks-works
Сочинение: Женские лики в творчестве А. А. Блока
“Женские лики” во многом определили направленность лирики А. А. Блока, хотя это далеко не основной мотив его творчества.
Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью. Через всю жизнь он пронес чувство безграничной любви к Л. Д. Менделеевой. Это она вдохновила его на те стихотворения, которые позже вошли в сборник “Стихи о Прекрасной Даме”. Это был первый поэтический сборник Блока.
Несмотря на то что она имела вполне земной прототип, Прекрасная Дама обожествлялась Блоком, приравнивалась к святой. Она кажется эфемерным существом, созданным из какой-то высшей субстанции, не из плоти. Это идеал, символ Вечной Женственности. Поэт отрешился от реальности, ушел в мир, созданный им самим.
Однако со временем поиски идеала завели Блока в тупик. Он отходит от прежней погруженности в свой мир, где правит Прекрасная Дама. Не последнюю роль в этом играло расставание с Л. Д. Менделеевой. Он продолжал посвящать ей стихи, но образ Прекрасной Дамы тускнел, на смену ему приходили другие “женские лики”. Они всё еще были покрыты налетом юношеской мечтательности.
Таков образ Незнакомки из одноименного стихотворения. Ее облик полуреален, растушеван, она отстранена от окружающей действительности, как будто не принадлежит ей. В то же время Незнакомка вполне реальна, ее внешность невольно возникает перед мысленным взором благодаря мелким деталям:
И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу.
По-прежнему Блок пишет о женщине-мечте, недоступной, далекой. Она то ли существует наяву, то ли снится герою во сне. В ней угадываются черты прежней Прекрасной Дамы, но это уже не она.
Позже в системе блоковских символов появляются такие, которые невозможно было представить, читая его раннюю лирику. Например, “невеста-весна” Сольвейг.
Этот образ возникает в нескольких стихотворениях разных периодов: сначала как символ чего-то хмельного, весеннего, солнечного, потом – как спасение от отчаяния.
Иногда же Сольвейг у Блока становится неотличимой от символов мрака и темноты. Этот многоликий образ девушки-весны, раз появившись, больше не покидал Блока.
Еще один интересный женский образ встречается в стихотворении “На железной дороге”. Это уже не Прекрасная Дама, не Незнакомка, не Сольвейг. Это деревенская девушка. Ее облик не очень четок (Блок не изменяет себе), мы знаем лишь, что она молода и красива.
Читатель не имеет представления, кто эта девушка, откуда она, как складывалась ее жизнь. Мы знаем только одно – она ходит встречать проезжающие поезда. Она мечтает о той жизни, что мчится мимо нее за стеклами вагонов.
А ведь в поезде – люди разных судеб, счастливые и несчастные, богатые и бедные, у них тоже есть мечты, возможно, они тоже стремятся к чему-то недостижимому. Но девушка не думает об этом. Она одинока, она ждет чуда, которого не происходит, да и не может произойти: “Так мчалась юность бесполезная”.
И эта юность оборвалась под колесами поезда. Бессмысленная жизнь, ненужная красота, неосуществленные мечты… Сюжет для Блока новый, а звучание строк все то же, что и раньше.
По мере того как мировоззрение Блока менялось, любовь для него из святого чувства превращалась в “горькую страсть”. Женские лики приобретали новые черты:
Только губы с запекшейся кровью На иконе твоей золотой (Разве это мы звали любовью?) Преломились безумной чертой…
Здесь, как и прежде, образ трагичен. Речь идет о падшей женщине, но она не вызывает ни отвращения, ни презрения. Горечь, не свойственная юному Блоку, сквозит в строчках, но романтическое восприятие действительности остается.
Говоря о “женских ликах”, нельзя не упомянуть о России. Только как к женщине и относится к ней поэт. Она – живое существо. Он говорит о ней как о человеке:
А ты все та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей.
Блок обращается к ней как к своей неотделимой “половине”: “О, Русь моя! Жена моя!” И любит он ее как женщину:
Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви.
Любовь к Родине вдохновляла поэта всю жизнь. Пожалуй, стихов, посвященных ей или навеянных ею, больше, чем лирики, связанной с образами обычных женщин. Хотя слово “обычных” здесь, может быть, не совсем уместно, ведь женщины у Блока всегда необыкновенны, как бы оторваны от земли.
Есть черта, которая всегда позволяет отличить блоковских женщин, – это нереальность, туманность. Все женские образы у Блока связывает одно – отношение автора. Он всегда пишет о женщинах трепетно, с оттенком преклонения. Есть, конечно, и исключения (Катька из поэмы “Двенадцать”). Однако эти исключения крайне редки.
В сущности, поэт всегда оставался верен своей Прекрасной Даме, ее черты, пусть измененные до неузнаваемости, сквозят во всех “женских ликах” у Блока.
Источник: https://Alexander-Blok-poetry.narod.ru/essay-03.htm
Сочинение: Образ Родины в творчестве Александра Блока
Рассохиной Насти, 11 А.
Образ Родины в творчестве Александра Блока.
«У меня все стихи о Родине»
А. Блок
Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались писатели и поэты во все времена. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание.
Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: “Мы – дети страшных лет России”.<\p>
Предчувствие “неслыханных перемен” и “невиданных мятежей” делало любовь А.
Блока к России противоречивой и обостренной.
Возможно вы искали – Сочинение: Образ России в лирике А. Блока
Раннюю поэзию Блока пронизывают образы русской культуры, нередко в романтическом облике. Мир ранней поэзии А.Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.<\p>
К постижению Родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира в цикле стихов “Пляски смерти”.
Наиболее известное стихотворение этого цикла – “Ночь, улица, фонарь, аптека…”, в котором подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.<\p>
Однако страшный мир – это не только мир вокруг поэта, а еще, на мой взгляд, это и мир в нем самом.
Так, в стихотворении “Незнакомка” – лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт – хранитель этой тайны. Но мы так же видим, что он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира “испытанных остряков”, бездушной и мертвой природы, где и луна на небе превращается в мертвый диск.
Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.<\p>
Страшный мир, созданный А. Блоком, – это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.<\p>
В 1906 году А.
Блок пишет стихотворение «Русь», где страна предстает перед нами как заповедная, сказочная:<\p>
Похожий материал – Сочинение: Образ России в поэме Дж. Байрона Дон Жуан
Русь опоясана реками<\p>
И дебрями окружена<\p>
С болотами и журавлями<\p>
И смутным взором колдуна…
Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.<\p>
Очень интересно – Сочинение: Образ Сократа в комедии Аристофана Облака и в диалогах Платона Пир
Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов “Родина”, который создавался с 1907 по 1916 год.
Здесь мы видим и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка – сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы – статной, с косой.
Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.
Одно из наиболее известных стихотворений цикла – “Россия” – “Опять, как в годы золотые…”. Все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России.
Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях написанных в 1908 году и объединенных темой “На поле Куликовом”. Я считаю, что этому стихотворению принадлежит особая роль в творчестве поэта. В 1912 году Блок писал: “Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории.
Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. На мой взгляд, Этот цикл наиболее ярко и точно показывает чувства Блока к России. Первое стихотворение этого цикла «Река раскинулась…»:<\p>
Река раскинулась. Течет, грустит лениво,<\p>
И моет берега.
<\p>
Вам будет интересно – Сочинение: Образ главного героя в трагедии В. Шекспира Гамлет
Над скудной глиной же того обрыва<\p>
В степи грустят стога.<\p>
Оно посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы.
Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет (“Закат в крови!”). В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного.
Затем звучит прямое обращение к России “О, Русь моя! Жена моя!”, и, на мой взгляд, именно оно показывает высшую степень единения лирического героя с Россией.
Стихотворения А.Блока, прозвучавшие в те годы, когда судьба России неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и дают нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.
В стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный поэтический образ России.
Ее необъятные просторы,песни ветровые,дороги дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет тьму.
Но от той реальности, которую он увидел после революции 1917 года, так не похожей на его мечту,он задохнулся.
Похожий материал – Доклад: Творческий путь А.Н. Островского
Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-obraz-rodiny-v-tvorchestve-aleksandra-bloka.html
Сочинение «Образ возлюбленной в лирике А . А . Блока»
Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы никогда не разлучаемся. Среди них — Александр Блок… М. Рыльский Поэзия А. А.
Блока покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой стиха, красотой выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное искусство и получать от него истинное наслаждение.
Как поэт Блок формировался под влиянием русской классической литературы.
В начале творческого пути наиболее близким ему оказался романтизм В. А. Жуковского. Певец природы, как называл его В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной Бога, вере в возможность проникновения за предел земного.
Уроки Жуковского не прошли для Блока бесследно: взращенные ими “острые мистические и романтические переживания” обратили Блока в 1901 году к творчеству поэта и философа-мистика Вл. Соловьева, который был признан “духовным отцом” младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др.).
Идейным стержнем его учения была мечта о царстве теократии, которое возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасенного в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого.
Эта соловьевская тема стала центральной в ранних стихотворениях Блока, составивших первую его книгу “Стихи о Прекрасной Даме” (1904 г.) “Стихи о Прекрасной Даме” — это произведения, в основе которых лежит подлинное чувство любви к невесте, позже — жене поэта Л. Д. Менделеевой.
Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью. Последовательно и систематически Блок переводит в “Стихах о Прекрасной Даме” свои земные чувства в высший, идеально-мистический план.
В этих стихах возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезарная Царица, Заря, Купина. Лирический герой — отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь служить своей Даме.
Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями.
Впечатление призрачности, неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт избегает конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие: ароматные слезы, лазурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, сумрак таинственный.
Архаическая, церковная, “молитвенная” лексика (лампада, паникадила, ризы и др.) соответствует представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание Ее призыва ассоциируется со вторым пришествием, с полным обновлением, преображением всего мира. Большой знаток и ценитель поэзии М.
Рыльский писал: “Стихи о Прекрасной Даме” — это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари”.
Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюбленной, стремление видеть в ней самое прекрасное, возвышенное, “неземное”.
Эти чувства нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивительно нежных, мелодичных стихах Блока.
В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни: Будет день — и свершится великое, Чую в будущем подвиг души.
Пусть представление Блока о подвиге было смутным, неопределенным, туманным, для нас важно отметить у поэта постоянное желание, волю к подвигу. В любовных стихах о Прекрасной Даме звучит какое-то тревожное ожидание необычных, потрясающих событий.
Источник: https://shdo.net/sochinenie-obraz-vozlyublennoj-v-lirike-a-a-bloka-2/
Основные темы творчества А. А. Блока | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Рожденный в семье дворян-интеллигентов Александр Блок провел свои детские годы в атмосфере литературных интересов, что и привело его к поэтическому творчеству. Пятилетний Саша уже рифмовал. Серьезно же к поэзии обратился в гимназические годы.
Многообразная по темам и средствам выражения уникальная лирика Блока – это единое целое, отражение того пути, который был пройден поэтом и представителями его поколения. В трех томах находятся поистине лирические дневниковые записи, описание событий, чувств, душевных переживаний, которые происходили в его жизни. Сам мастер поэтического слова называет свои стихи «трилогией вочеловечения».
Первый том – это ожидание Прекрасной Дамы. Первый цикл «Ante lucem» являет собой предчувствие вечной женственности, которая через тьму приведет мир к гармонии. Вообще тема любви в лирике Блока представлена, пожалуй, шире всего. Твердя о картонности женщин, которых он любил, поэт видит в них звезды и нездешние дали. Недаром второй цикл носит название «Стихи о Прекрасной Даме».
Прекрасная Дама для него является воплощением вечного идеала красоты, а лирический герой – ее служителем, ожидающим будущего преображения жизни. Года проходят мимо поэта в этом предчувствии, а неизменная в совершенстве и дивной прелести Прекрасная Дама изменяет свое обличье, являясь то «девой», то «женой, облеченной в солнце».
Любовь для поэта – божественное чувство, а значит его возлюбленная – не простая земная девушка, а небесная сущность. Поэтому и звучат в его стихах слова о бессмертии, безграничности, всемогуществе, непостижимой премудрости.
Даже если в лирическом произведении речь идет о сугубо личном, все равно в нем ощущается «единство с миром». Этот мотив очень важен для понимания творчества Блока.
В третьем цикле «Распутья» стихи приобретают трагическое звучание. Основными мотивами становятся забвенье и сон. Душа лирического героя разрывается между высоким и низким, трагедией и фарсом, в его мир вторгается стихия балагана. Происходит подготовка к трагическому перелому в жизни и разрушению идеалов.
Вторая книга стихов Блока – это отражение перехода от божественной гармонии к земному хаосу. Балаганчик и «адская свита» приобретают устойчивые черты. Цикл «Город» – показ сосуществования двух реальностей: неземной гармонии и бесчеловечности города Петра.
С одной стороны это находящаяся в городе Незнакомка – призрачный идеал, «сокровище», которое находится в душе поэта. С другой – «пьяницы с глазами кроликов», кричащие об истине в вине.
Появляется и мотив смерти, постоянное предчувствие остановки жизни и прихода хаоса.
Цикл «Снежная маска» – это олицетворение стихии, вихря, в котором человек лишается своего лица, становящегося маской. Мировой вихрь, появляющийся здесь, затем в полной мере реализует себя в поэме «Двенадцать».
Возвращение лирического героя к жизни происходит в цикле «Фаина». Однако реальность – уже не та, что была ранее. В ней удивительно сливаются противоречия, что хорошо видно в стихотворении «Осенняя любовь». Так исподволь зреет мысль о несовершенстве мира, который изменить невозможно, а нужно приложить все усилия, чтобы его понять.
Последняя книга стихов Блока – это исследование человеческой души. Название цикла «Страшный мир» и стихов, входящих в него, «Пляски смерти», «Песнь ада», «Унижение» говорят само за себя.
Обращается поэт и к теме памяти в цикле «Возмездие». Забытье напоминает смерть («О доблестях, о подвигах, о славе…»), однако память – это всегда расплата, которой не избежать («Шаги командора»).
Цикл «Ямбы» представляет собой символ явления нового мира. Его лирический герой стремится постичь космос, но, придя к убеждению невозможности этого, возвращается к жизни общества. В основе цикла лежит стремление переделать жизнь согласно законам добра и справедливости («О, я хочу безумно жить »).
Исследование собственного мира и мира своей отчизны через познание чужой страны происходит в цикле «Итальянские стихи». «Разные стихотворения», «Арфы и скрипки» – эти циклы стихотворений продолжают исследовать тему памяти, в частности, исторической. А в «Кармен» еще и вплетается тема двоемирия, также характерная для творчества Блока.
Одним из заключительных циклов третьей поэтической книги является «Родина». У Блока образы женщины и отчизны тесно связаны между собой. Русь для него – это жена, возлюбленная.
В ней совмещены европейские и азиатские черты, высокое и будничное начало. Родина поэта объединяет поэтичность, одухотворенность с нищетой и тоской.
Чувство любви к отечеству помогает поэту верить в ее светлое грядущее, в то, что тяготы и препятствия на своем пути она обязательно преодолеет.
В духовном пути Блока-поэта видится путь человека, который жил в переломное, кризисное время. Его лирическая дорога пролегла от прекрасного идеала к постижению вечности.
Источник: https://resoch.ru/osnovnye-temy-tvorchestva-a-a-bloka/
Творчество А. А. Блока
Случилось так, что в душе весьма романтичная особа. Именно поэтому мне всегда нравились различные, немного даже сказочные, нереальные, произведения. Когда мне впервые попался на глаза томик стихов Александра Александровича Блока, то он сразу привлек мое внимание. Мое воображение поражали строки:
День поблек, изящный и невинный
Вечер заглянул сквозь кружева.
И над книгою старинной
Закружилась голова.
Встала в легкой полутени,
Заструился вдоль перил.
В голубых сетях растений
Кто-то медленно скользил.
Имя Александра Блока тесно связано в сознание читателя с таким течением, как символизм, тоже мне очень близким. Ведь все поэты, принадлежавшие этой школе, смотрели на все события, происходящие в этом мире совсем не так, как, например , это делали реалисты или приверженцы романтизма .
В стихах, и прозе символистов всегда присутствуют какие то таинственные символы, над разгадкой которых иногда приходится долго размышлять. Но Блок часто выходил за рамки символизма. При прочтении его стихов кажется, что поэту надели эти рамки, ему тесно. Именно поэтому тема Блок и символизм меня очень привлекает.
В своей работе я постараюсь выяснить отношение Блока к символизму, причину его разногласий, а после и разрыва с поэтами- символистами.
Поэт, оставивший заметный след в истории литературы, неизбежно принадлежит тому или иному литературному направлению. Но он никогда не принадлежит только одному литературному направлению. Это в полной мере относится к творчеству одного из крупнейших русских поэтов XX в. Блока.
Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой русской литературы XIX в и как зачинатель новой русской поэзии XX в, и как наследник и продолжатель традиций романтических, как автор вдохновенных пророчеств о гибели старого мира и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции.
Все эти подходы оправданы богатствам и многогранностью творчества Блока.
Однако в этой многогранной картине особо значимо та литературная среда Блока, которую он сам для себя считал более органичной и разрыв с которой на определенном этапе своей творческой эволюции был основным событием его духовного развития.
Нет сомнений, что таким литературным направлением для Блока был символизм, а такой средой символистская. Принадлежность Блока к символизму так же очевидна, как и рано родившееся у него стремление преодолеть символизм.
Наиболее распространена точка зрения, согласно которой первые годы творчества Блока (1898-19034) безоговорочно связаны с символизмом, а затем поэт все дальше отходит от прежних единомышленников. Но тем временем, мысль Л.К. Долгополова: Именно в творчестве Блока символистская поэма и обрела свои наивысшие достижения до сих пор почти уникальна в своей определенности.
Русский символизм явление сложное, не покрываемое одним рядом каких-либо характеристик. На разных этапах становления и в творчестве разных художников ценность символизма выявлялась по-разному. И по этому, для того чтобы понять как Блок был связан с символизмом, нужно разобраться в самом понятии символизм<\p>
2. Что такое символизм?
Первые символисты, во главе с Жаном Мореасом, появились во Франции еще в 1886 году. В России были мало известны. Считается, что первые робкие шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Для него символизм 90-х г. в первую очередь поэзия намеков, для Бальмонта изысканность русской медлительной речи и т.д.
Все символисты были очень разные. Но все они стремились продемонстрировать обостренную чувственность, непонятные обычному человеку переживания, неожиданные ведения. Еще одним человеком, повлиявшим на мировоззрение символистов был Владимир Соловьев. Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова.
Их так и называли соловьевцами.
Это у Соловьева впервые появляются такие термины, как Красота, вечная Женственность, которые очень часто встречались в разных стихах Блока. Вообще у символистов Красота единственная сила, способная мир спасти, она выше этики, долга, чести:
А ты Елена, клятвы мира
И долг нарушив, – ты чиста.
Тебя прославить песнь О мира,
Затем, что вся надежда мира<\p>
Дочь белой Леды Красота
(Мережковский)
Красота единственное, что противостоит хаосу и все уничтожению в романе Ф. Сологуба мелкий бес. Сологуб тоскует о мире красоты.<\p>
Где ты делась, несказанная
Тайна жизни, красота?
……………………………..
Хоть бы в дымке сновидения<\p>
Ты порой явилась мне,
Хоть бы поступью ведения<\p>
В краткий час уединения
Проскользнула в тишине.
Красота играет определенною роль в творчестве В. Брюсова.
А я всегда, неизменно,<\p>
Молюсь неземной красоте.
У Бальмонта, автора Литургии Красоты, красота основа мира его главная идея.
… Милый брат и я и ты –<\p>
Мы только грёзы Красоты.<\p>
Вячеслав Иванов даже назвал свой первый лирический сборник Красота.
Идеи спасающий мир Красоты господствуют и лирике, и в первых симфония А. Белого и утверждаются как основная тема соловьевцев 1900 х год. в Стихах о Прекрасной Даме.
Еще одна важная черта соловьевского мировоззрения это идея платоновского двоемирия. То есть существования иных миро
Источник: https://www.studsell.com/view/176113
Сочинение Жизнь и творчество А. Блока
Александр Александрович Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье.
Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом.
Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа еще до рождения сына.
Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском “ректорском доме” (дед, Андрей Николаевич Бекетов, — профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после второго замужества матери, в доме отчима — офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето — в бекетовском подмосковном имении Шахматово.
В либеральной и “народолюбивой” семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков.
Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. “Список ее трудов громаден”, — вспоминал позднее внук.
Литературной работой систематически занимались и ее дочери — мать Блока и его тетки.
Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. Благодаря воспоминаниям М. А. Бекетовой, до нас дошли детские стихи Блока, написанные им в пятилетнем возрасте.
Однако серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно закончит его в 1906 году).
Лирика Блока — явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих — она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом “пути”. На эту ее особенность указывал и сам Блок.
Повторимся, что в 1910 – 1911 годах, подготавливая к изданию свое первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трем книгам. Это трехтомное деление поэт сохранил и в двух последующих изданиях (1916 г. и 1918 – 1921 гг.), хотя внутри томов автор и внес существенные изменения.
В окончательном виде три тома включают в себя 18 лирических циклов (“стран души”, по выражению поэта). В предисловии к первому изданию “Собрания стихотворений” Блок подчеркивал единство своего замысла: “Каждое стихотворение необходимо для образования главы (т. е.
цикла); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”.
А через несколько месяцев в письме к Андрею Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: “таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — “трилогия вочеловечения” (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, “возмездию” и — к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру)”.
В первый том (1898 – 1903 гг.) вошли три цикла. Первый из них — “Ante lucem” (“До света”) — как бы предварение будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла предопределила и антиномическое отношение молодого поэта к жизни.
На одном полюсе — мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для девятнадцатилетнего юноши: “Я стар душой. Какой-то жребий черный — // Мой долгий путь”. Или: “Смеюсь над жалкою толпою // И вздохов ей не отдаю”.
Зато на другом — тяга к жизни, приятие ее:
Я стремлюсь к роскошной воле,
Мчусь к прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне,
— и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества:
Но к цели близится поэт,
Стремится, истиной влекомый,
И вдруг провидит новый свет
За далью, прежде незнакомой
Центральный цикл первого тома — “Стихи о Прекрасной Даме”. Это и есть то “мгновение слишком яркого света”, о котором Блок писал А. Белому. В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение его философскими идеями Вл. Соловьева.
Наиболее близко ему в это время было учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить “землю” и “небо” и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.
Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.
Соловьевские идеи “двоемирия”, сочетание материального и духовного воплотились в цикле через многообразную систему символов, многоплановый облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, “земная” женщина. “Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова”.
Герой видит ее “каждый день издалека”. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ “Девы”, “Зари”, “Величавой Вечной жены”, “Святой”. “Ясной”, “Непостижимой”. То же можно сказать и о герое цикла. “Я и молод, и свеж, и влюблен”, — вполне “земная” самохарактеристика.
А далее он же “безрадостный и темный инок” или “отрок”, зажигающий свечи.
Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, такие, например, как “призрачные”, “неведомые тени” или “неведомые звуки”, “надежды нездешние” или “нездешние видения”, “красота неизреченная”, “непостижимая тайна”, “грусть несказанных намеков” и т. п.
Таким образом, история земной и вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философский миф. У него своя фабула и свой сюжет.
Основа фабулы — противопоставление “земного” (лирический герой) “небесному” (Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению, “встрече”, в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу.
От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды — и сомнения в них, ожидание любви — и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы — и допущение того, что он может быть искажен (“Но страшно мне: изменишь облик Ты”).
Драматическая напряженность присуща и завершающему первый том циклу с многозначительным названием “Распутья”.
Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с “повседневностью”, внимание к людскому горю, социальная проблематика (“Фабрика”, “Из газет”, “По берегу плелся больной человек” и др.). “Распутья” намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.
Лирика второго тома (1904 – 1908 гг.) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, от чаянного идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта.
Он навсегда остался для него той “тезой”, от которой начинался его путь. Но в сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления.
Он воспринимает их как динамичное начало, “стихию”, вступающую в конфликт с “несмутимой” Душой Мира, как “антитезу”, противостоящую “тезе”, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.
Своеобразный пролог ко второму тому — цикл “Пузыри земли”. Поэт неожиданно и полемически обращается к изображению “низменной” природы: “вечности болот”, “ржавых кочек и пней”, фантастических сказочных тварей, их населяющих. Он мог бы сказать вместе со своим добрейшим “болотным попиком”:
Душа моя рада
Всякому гаду
И всякому зверю
И о всякой вере,
— признавая закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить “своего полевого Христа”.
(нет оценок)
Loading…
Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-zhizn-i-tvorchestvo-a-bloka/
Образ прекрасной дамы в творчестве Блока
Если данное сочинение вам понравилось то вы можете поделиться им с друзьями. Рекомендуем вам ознакомиться с данным сочинением, прочитать комментарии и на основании полученной информации написать свое изумительное сочинение.
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира.
«Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло.
Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом.
В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание.
В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму. Ему хотелось, чтобы скорее наступило время истины и счастья, преображение мира. Свои чувства Блок выражал средствами символизма.
Он одушевлял саму Женственность, называл свою мечту Вечно Юная, Вечная Жена, Царевна, Святая, Дева, Заря, Купина.
Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви «земной», к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание:
Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота».
Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой». С самим героем происходит то же самое. То он «молод, и свеж, и влюблен», то представляет себя иноком, зажигающим свечи перед алтарем в Храме Девы, то ее рыцарем.
Перед нами и живые герои, и напряженная работа их душ, способных глубоко и сильно чувствовать. Драматическое ожидание прихода Прекрасной Дамы вызвано сомнениями героя. Он чувствует себя недостойным Ее. Блок противопоставляет земное и небесное, физическое и духовное.
Лирический герой страстно жаждет прихода Прекрасной Дамы, но он – земной человек, со слабостями и недостатками, живет по земным законам. Сможет ли он начать жить по законам любви, истины и красоты? Герой зовет свет и божество, но выдержит ли он?
Герой всей душой стремится к свету, но находится пока во тьме. Отсюда одной из центральных тем цикла является тема пути к свету. Герой повторяет «Приди!», обращаясь к Прекрасной Даме. Ее образ – это воплощенная тайна, которую она может открыть людям.
Трезво оценивая состояние человеческих устремлений, поэт не надеялся на скорые перемены в душах людей, поэтому он пишет: «Ты далека, как прежде, так и ныне…» Блок, используя символы, пытался сказать читателям, что если люди не пойдут по пути добра, любви и справедливости, то их ждет вселенская катастрофа.
Но все же его герой верит, что когда-нибудь жизнь изменится к лучшему: «Но верю, ты взойдешь»; «Ты откроешь Лучезарный Лик».
Свои личные переживания Блок использовал и преобразовывал в творчестве. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» следует рассматривать как любовную и пейзажную лирику, как мистико-философскую повесть о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и о пути мира к духовному Преображению.
Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/obraz_prekrasnoj_damy_v_tvorchestve_bloka/2016-02-27-1838