Образы князей в поэме «слово о полку игореве»

Образы князей в поэме «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — произведение, являющееся историческим памятником древней литературы: несмотря на небольшой объем, поэма вмещает в себя описание подвига Игорева войска, пейзажную картину древней Руси и образы князей, правивших в 12 веке.

В своем произведении автор избегает описания внешности и характера персонажей, но при этом мы четко представляем себе их образы, и поступки князей для нас понятны. Одним из главных персонажей в «Слове» является Игорь, которому автор явно симпатизирует. Князь Новгород-Северский предстает перед нами в роли доблестного воина, способного пожертвовать многим ради защиты своей Родины.

Игоря не останавливает даже солнечное затмение, которое на Руси считалось дурной приметой, предвещающей беду или смерть. Но, кроме положительных черт персонажа, автор также уделяет внимание и тем характеристикам Игоря, которые привели князя к поражению.

Главный герой самолюбив и тщеславен, он не считает нужным просить помощи у других князей, и идет на половцев лишь со своим братом Всеволодом, потому что не хочет делить славу и награбленные богатства с другими. Но силы двух молодых князей оказывается мало, и они проигрывают ночной бой с половцами, теряя почти всю свою армию.

Обратите внимание

Образ Игоря производит на нас двоякое впечатление: мы восхищаемся им во время сражения, при этом осуждая его эгоистичное поведение, проявляющиеся в определенных эпизодах на протяжении всей поэмы.

Автор также наделяет и брата Игоря, Всеволода, героическими чертами. Мужество и доблесть князя буй-тур Всеволода не может не удивить читателя: во время сражения он, как истинный богатырь, пускает стрелы в своих врагов — защищает Родину, забывая о своих ранах и страхах.

Можно сказать, что автор, изображая поведение Всеволода в бою, явно прибегает к приему гиперболизации, часто используемому в фольклорных произведениях. Наделяя князя богатырскими качествами, автор на контрасте подчеркивает его эгоизм и самолюбие, свойственные брату.

Но в поэме «Слово о полку Игореве» все же есть один персонаж, являющийся идеальным, по мнению автора, – князь Киевский, Святослав. Создатель «Слова» изображает его главою целого государства.

Именно Святослав объединяет всю Русь и заботится о ее интересах: его сильно печалит поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав созывает князей с просьбой о помощи оказавшимся в беде братьям.

Его «золотое слово, со слезами смешанное» является важным фрагментом всей поэмы, потому что именно оно выражает идею автора об объединении русских князей.

Источник: http://slovo-igoreve.ru/obrazy-knyazej-v-poeme-slovo-o-polku-igoreve/

Образы русских князей в “Слове о полку Игореве”

Идеал автора – князь мужественный и

Сильный, способный побеждать врагов

И оборонять Русскую землю.

Д. С. Лихачев

“Слово о полку Игореве”, несмотря на небольшой объем, – произведение густонаселенное.

Древнерусские князья, их доблестные ратники, женщины, среди которых незабываемая Ярославна, старики, дети – с одной стороны, а с другой – половецкие воины, хан Кончак, осторожный Гза и другие.

И все это – живая Киевская Русь, которая трудится, воюет, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, славит героев.

На переднем плане поэмы, как на живописном полотне, три русских князя, к мыслям и поступкам которых неотрывно приковано внимание читателя. Это молодые Игорь и Всеволод и старый, мудрый Святослав, князь Киевский. Противопоставление неопытных, горячих братьев и Святослава, защитника общерусских интересов, взгляды которого разделяет автор, и составляет идейный центр произведения.

Важно

Герои “Слова” изображены своеобразно, непривычно для нас: не показан их внешний облик, не рассказана история их жизни, но это не мешает нам представить себе древнерусских витязей, понять причины их поступков. Вот перед нами Игорь – удельный князь Новгород-Северский. Это храбрый воин, патриот русской земли.

Он “стянул ум крепостью своею и. .. исполнившись ратного долга, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую”. Его не останавливает даже дурное предзнаменование – солнечное затмение.

Коротко и убедительно объясняет он своей дружине цель похода -“копье преломить в конце поля половецкого”, то есть окончательно разбить кочевников. Не богатства, добываемые в боях, интересуют его, а военная слава.

После разгрома половцев в первом бою он берет себе лишь воинские знаки побежденных врагов: “красный стяг, белую хоругвь, красный бунчук, серебряное древко”. Однако автор не скрывает и отрицательных черт Игоря: он честолюбив, тщеславен и эгоистичен, не считается с общерусскими интересами и наносит вред общему делу.

Совет

Это типичный русский князь конца XII века. Мы не можем не восхищаться Игорем, когда видим его в бою, когда он отказывается от примирения с врагом и, рискуя жизнью, бежит из плена. Но мы осуждаем его поведение, навлекшее новые беды на Русскую землю.

Брат Игоря, князь Всеволод, наделен в произведении героическими чертами. Главная его забота и гордость – дружина. “Буй тур Всеволод” воспитал ее любовно и требовательно и считает готовой к решительным боям. Битва – его стихия.

В пылу боя он забывает обо всем: о почестях, богатом отчем доме, о милой жене Глебовне. Всеволод сражается героически и неутомимо; как былинный богатырь, врезается он в гущу врагов: В то же время это нежный, любящий брат, верный товарищ.

Однако, любуясь Всеволодом, автор не может не осуждать и его за эгоизм и честолюбие, неумение подняться до понимания общерусских интересов.

Совет

Только Святослав, князь Киевский, по мнению создателя “Слова”, идеальный герой. Он изображен как глава всего Киевского государства, заботящийся о его интересах. Его очень печалит своеволие Игоря и Всеволода. Чтобы обсудить создавшееся после поражения молодых князей положение, он созывает бояр и держит с ними совет.

Бояре уважают Святослава и доверяют ему. Автор мечтает, чтобы так относились к князю Киевскому все русские князья, чтобы подчинялись они мудрому, опытному, всезнающему человеку, для которого превыше всего интересы Русской земли.

Святослав – человек большого государственного ума, умеет проанализировать причины поражения Игоря и призывает князей объединиться, чтобы защитить Отечество.

Его “золотое слово, со слезами смешанное”, – выражение мудрости и прозорливости выдающегося государственного деятеля.

Обратите внимание

Князь Святослав превосходит других русских князей и как талантливый военачальник. Недаром славу ему поют и за рубежами Руси.

Автор видит в Святославе ту реальную силу, которая сможет одолеть врага.

По мнению создателя “Слова”, Святослав – идеальный князь, бескорыстный защитник общерусских интересов. Вот почему в его “золотое слово” автор вложил собственные мысли, призывая русских князей преодолеть междоусобицы, проявить настоящую государственную мудрость.

Источник: https://home-task.com/obrazy-russkix-knyazej-v-slove-o-polku-igoreve/

Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

Подробности 29.09.2011

83.3(2Рос=Рус)я7

Слово о полку Игореве // Кусков, Владимир Владимирович. История древнерусской литературы: учебник / В. В. Кусков. — 7-е изд. — М. : Высш. шк., 2003. — 334 с. : ил.<\p>

Изображение князей.

Большое место в «Слове» отводится изображению поступков Игоря и Всеволода — основных участников похода (о Владимире Игоревиче упоминается лишь в конце, в здравице, а имя Олега Святославича опущено).

Автор симпатизирует своим героям и видит в них лучших представителей современного ему поколения князей.

Игоря отличает необычайное мужество и храбрость. Он доблестный воин, который решил постоять за Русскую землю, «истягнуумь крепо-стию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа». Ради блага своей земли он готов на любые жертвы и испытания.

Обратите внимание

С мужественной и благородной речью обращается Игорь к своей дружине: «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. А всядем, братие, на своим бръзыя комони, да позрим синего Дону…

Хощу бо, — рече, — копие приломити конець поля Половецкаго; с вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону».

Свою вдохновенную речь Игорь произносит в момент солнечного затмения, когда видит «тьмою вся своя воя прикрыты». Грозное предзнаменование природы не в силах поколебать страстного желания и решимости князя «искусити Дону великаго», постоять за землю Русскую.

«Слово» не показывает Игоря в битве на Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он заворачивает полки, жалея брата Всеволода.

Доблестным воином является и Всеволод. Он неотделим от своих верных опытных «кметей» (воинов), которые «под трубами повити, под шеломы възлелеяни, конець копия въскръмлени, пути имъ ведоми, яругы имь знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени; сами скачютъ, акы серый влъци в поле, ищучи себе чти, а князю славе».

Доблесть и мужество Всеволода, проявленные им в бою на Каяле, беспримерны. Подробно русским былинным богатырям, буй-тур Всеволод «прыщет» на врага своими стрелами, гремит «о шеломы мечи харалужными». Своим златым шеломом посвечивая, скачет он по полю брани, поражая врагов.

Он весь поглощен и увлечен боем, в пылу сражения забывает и о своих ранах, и об отцовском золотом столе, и о ласках милой красавицы — жены Глебовны.

Изображая гиперболически поведение Всеволода в бою, перенося на него подвиг дружины, автор «Слова» следует художественным принципам фольклора.

Автор «Слова» прославляет воинскую доблесть князей «Олъгова хороброго гнезда», тесно связанных со своими «храбрыя плъкы», храбрыми русичами. Эту доблесть высоко ценит великий киевский князь Святослав. «Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в буести закалена», — говорит он, мысленно обращаясь к потерпевшим поражение на Каяле князьям.

Важно

Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «галками», «черным вороном» — символами врагов-половцев.

«Чръныя тучя с моря идут, хотят прикрыты 4 солнца».

«Темно бо бе в 3-й день: два солнца померкоста; оба багряная стлъпа погососта и с нима молодая месяца, Олег и Святъслав, тьмою ся поволокоста»,— к этой символической картине поражения северских князей обращаются бояре, разъясняющие Святославу значение его «мутного сна».

«Нареце на Каяле тьма свет покрыла». Но это торжество «тьмы», «великого буйства» врагов временно. И как только Игорь возвращается в Киев, «солнце светится на небесе, Игорь князь в Руской земли». Ведь как, говорит автор, тяжело телу без головы, так Русской земле без Игоря.

Деятельность князей в «Слове» оценивается с народных позиций. Игорь и Всеволод осуждаются за жажду личной славы. Решив «поыска-ти града Тьмутороканя» — старой черниговской вотчины, захваченной половцами, эти «соколы» самовольно слетели «с отня стола злата» и «нечестно одолели, нечестно кровь поганых пролили».

И «соколома крыльца припешали поганых саблями, а самою опуташа в путины железны». Они рано «начали Половецкую землю мечи цвелити» (терзать), т. е. не дождавшись коалиционного похода, который организовывал Святослав киевский. Они свели на нет результаты предыдущего успешного похода князей. Своим поражением «тии бо два храбрая Святъславлича…

уже лжу (раздоры) убудиста, которою ту бяше успил» великий киевский князь Святослав.

Автор «Слова» подчеркивает, что поражение русских войск на Каяле принесло огромный ущерб не только северским князьям, но и всей Русской земле, обратив «на ниче ся годины». Поэтому Игоря, пересевшего из золотого седла в седло раба, и проклинают немцы и веницианцы, греки и моравы.

За стремление к личной славе автор «Слова» осуждает Игоря и Всеволода. Обуреваемые жаждой личной славы, они сказали: «Мужа-име ся сами: переднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!» Нельзя ставить личную княжескую честь и славу выше чести и славы Русской земли, говорит поэт-гражданин.

Поэтому он и заставляет бежавшего из плена Игоря идти сразу в Киев, т. е. признать свою вину перед Русской землей.

Всем ходом изложения событий, их оценкой автор призывает князей к неукоснительному исполнению своих вассальных обязательств перед великим киевским князем, в котором воплощается честь и слава всей Русской земли.

Совет

В то же время автор глубоко сочувствует северским князьям. Вместе с русской природой, русскими женами, Ярославной поэт выражает свои чувства жалости и скорби по поводу поражения Игоря, Всеволода и их храбрых полков.

Вместе с киевским князем Святославом автор не может допустить, чтобы находящийся «в мытех» сокол дал свое гнездо в обиду, и для поэта-гражданина «раны Игоревы» становятся символом сплочения всех сил Русской земли для борьбы с внешними врагами.

В Святославе «великом, грозном киевском» автор «Слова» не отражает черты реальной исторической личности, а воплощает свой идеал мудрого, могущественного правителя Русской земли, хранителя ее чести и славы. Образ Святослава в «Слове» идеализирован.

Согласно историческим данным, Святослав Всеволодович не играл существенной роли в политической жизни Руси того времени.

Являясь ставленником более могущественного и деятельного князя Рюрика Ростиславича, он владел только Киевом, и власть его подчас носила чисто номинальный характер.

«Слово» прославляет победу, одержанную Святославом над половцами в 1184 г., когда он своими храбрыми полками «наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яруги, взмути рекы и озеры, иссуши потоки и болота. А поганаго Кобяка из луку моря, от железных великих плъков половецкых, яко вихр, выторже: и падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святъславли».

Читайте также:  Краткое содержание романа «тихий дон»: книга 3 (м.а. шолохов)

Победу Святослава прославляют и воспевают немцы, венецианцы, греки и моравы, так как эта победа обеспечила безопасность торговых путей Руси с юго-западной Европой.

Образ Святослава раскрывается в «Слове» в его «мутном» сне и «золотом слове». Здесь перед нами мудрый правитель, скорбящий о своих безрассудных вассалах- «сыновцах», горько сокрушающийся по поводу того, что князья-вассалы не помогают ему, своему сюзерену. «Се ли створисте моей сребреней седине!» —горестно восклицает он.

«Золотое слово» Святослава наполнено гражданской скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия между ними единства, а главное, по поводу забвения ими своих обязанностей по отношению к «отню злату столу», Русской земле.

Это и дает возможность автору «Слова» легко переключить «золотое слово» в публицистически страстный призыв, обращенный к наиболее могущественным князьям Руси выступить «за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Обратите внимание

Трезво оценивая политическую обстановку своего времени, автор «Слова» обращается к тем князьям, от которых зависит судьба родины. Это прежде всего князь владимиро-суздальский Всеволод Большое Гнездо. Могущественный князь, он только что совершил удачный поход против камских булгар, дружина его может Волгу «веслы раскропиши, а Дон шеломы вылъяти!».

Называя его великим князем, автор как бы напоминает Всеволоду о его обязанности по отношению к Киеву, ко всей Русской земле «отня злата стола поблюсти». Слова эти, возможно, содержали в себе и тонкий политический намек. В памяти современников живы были события 1169 г.

, когда брат Всеволода III Андрей Боголюбской подверг Киев жестокому разграблению (так берегли суздальские князья золотой стол!). «Аже бы ты был, то была бы чага по ногате, а кощей по резане»,—говорит в своем обращении к Всеволоду автор «Слова», гиперболически подчеркивая, что если бы Всеволод был в Киеве, то рабыня бы стоила одну ногату, т. е. 50 коп.

(гривна — 10 руб., содержала 20 ногат, или 50 резан), а раб — 20 коп. (согласно «Русской Правде», стоимость раба равнялась 35 руб.).

Если же Всеволод и «не мыслит» «прилететь» в Киев, то у него, подчеркивает автор, есть возможность «посуху живыми шериширы стреляти, удалыми сыны Глебовы». Он может послать против половцев своих вассалов —«живые копья» —рязанских князей и выполнить свой долг перед «отним златым столом».

Учитывая заинтересованность в делах Киева и южной Руси князя Рюрика Ростиславича и его брата Давыда Смоленского, храбрость их воинов, которые «рыкают, аки тури, ранены саблями калеными на поле незнаеме», автор «Слова» к этим князьям обращается с прямым призывом выступить в поход — вступить «в злата стремена за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Трезво оценивается в «Слове» и могущество галицкого князя Ярослава Осмомысла. «Своими железными плъки» он закрывает путь на Русь венгерскому королю, его войска принимают участие в крестовых походах «стрелявши с отня злата стола салтани за землями».

Могущество его простирается далеко на юго-запад вплоть до Дуная, даже Киев находится в зависимости от галицкого князя, и он открывает ему ворота.

Автору «Слова» хорошо известно, что Ярослав всю свою жизнь пробыл в Галиче и не принимал непосредственного участия ни в одном военном походе, поэтому он и просит Ярослава послать свои войска против Кончака, а не самого выступить в поход.

Обращается автор и к князю Роману Мстиславичу Волынскому, прославившемуся своей храбростью и мужеством, с призывом прийти на помощь родине и вместе с князьями луцкими и пересопницкими Ингварем и Всеволодом загородить «полю ворота».

Важно

Так автор «Слова» в своем обращении к князьям оценивает возможности каждого княжества и, призывая князей сплотить свои силы вокруг Киева и Русской земли, вовсе не выдвигает задачи создания централизованного государства, а лишь стоит за строгое соблюдение уже утраченных норм феодальных отношений, верности вассалов своему сюзерену — великому князю киевскому. А к чему приводит нарушение этих обязанностей, автор показывает на исторических примерах Олега Гориславлича и Всеслава Полоцкого, на горестной судьбе «нынешняго Игоря».

Значительной художественной победой автора «Слова» является созданный им обаятельный образ русской женщины — верной подруги своего мужа, Ярославны. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины. Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину. Нет, женщина не «сосуд дьявола», не источник всех бед и несчастий мужчины, как учила церковь, а верная и преданная помощница, горячо любящая своего «ладу» и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. В своем лирическом плаче-заклинании, своеобразном заговоре, языческой молитве, Ярославна обращает думы свои не только к мужу, но и к его воинам. Ее скорбь о поражении Игоря — это скорбь всех жен и матерей русских, обобщенных в едином образе, прекрасном и величественном!<\p>

Источник: http://www.ol-cbs.ru/51-other/slovo/486-slovo-o-polku-igoreve-obravy-rus-knyazej

Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

Идеал автора — князь мужественный и

Сильный, способный побеждать врагов

И оборонять Русскую землю.

Д. С. Лихачев

«Слово о полку Игореве», несмотря на небольшой объем, — произведение густонаселенное.

Древнерусские князья, их доблестные ратники, женщины, среди которых незабываемая Ярославна, старики, дети — с одной стороны, а с другой — половецкие воины, хан Кончак, осторожный Гза и другие.

И все это — живая Киевская Русь, которая трудится, воюет, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, славит героев.

На переднем плане поэмы, как на живописном полотне, три русских князя, к мыслям и поступкам которых неотрывно приковано внимание читателя. Это молодые Игорь и Всеволод и старый, мудрый Святослав, князь Киевский. Противопоставление неопытных, горячих братьев и Святослава, защитника общерусских интересов, взгляды которого разделяет автор, и составляет идейный центр произведения.

Герои «Слова» изображены своеобразно, непривычно для нас: не показан их внешний облик, не рассказана история их жизни, но это не мешает нам представить себе древнерусских витязей, понять причины их поступков. Вот перед нами Игорь — удельный князь Новгород-Северский. Это храбрый воин, патриот русской земли.

Он «стянул ум крепостью своею и… исполнившись ратного долга, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую». Его не останавливает даже дурное предзнаменование — солнечное затмение.

Коротко и убедительно объясняет он своей дружине цель похода — «копье преломить в конце поля половецкого», то есть окончательно разбить кочевников. Не богатства, добываемые в боях, интересуют его, а военная слава.

После разгрома половцев в первом бою он берет себе лишь воинские знаки побежденных врагов: «красный стяг, белую хоругвь, красный бунчук, серебряное древко». Однако автор не скрывает и отрицательных черт Игоря: он честолюбив, тщеславен и эгоистичен, не считается с общерусскими интересами и наносит вред общему делу.

Совет

Это типичный русский князь конца XII века. Мы не можем не восхищаться Игорем, когда видим его в бою, когда он отказывается от примирения с врагом и, рискуя жизнью, бежит из плена. Но мы осуждаем его поведение, навлекшее новые беды на Русскую землю.

Брат Игоря, князь Всеволод, наделен в произведении героическими чертами. Главная его забота и гордость — дружина. «Буй тур Всеволод» воспитал ее любовно и требовательно и считает готовой к решительным боям. Битва — его стихия.

В пылу боя он забывает обо всем: о почестях, богатом отчем доме, о милой жене Глебовне. Всеволод сражается героически и неутомимо; как былинный богатырь, врезается он в гущу врагов: В то же время это нежный, любящий брат, верный товарищ.

Однако, любуясь Всеволодом, автор не может не осуждать и его за эгоизм и честолюбие, неумение подняться до понимания общерусских интересов.

Только Святослав, князь Киевский, по мнению создателя «Слова», идеальный герой. Он изображен как глава всего Киевского государства, заботящийся о его интересах. Его очень печалит своеволие Игоря и Всеволода. Чтобы обсудить создавшееся после поражения молодых князей положение, он созывает бояр и держит с ними совет.

Бояре уважают Святослава и доверяют ему. Автор мечтает, чтобы так относились к князю Киевскому все русские князья, чтобы подчинялись они мудрому, опытному, всезнающему человеку, для которого превыше всего интересы Русской земли.

Святослав — человек большого государственного ума, умеет проанализировать причины поражения Игоря и призывает князей объединиться, чтобы защитить Отечество.

Его «золотое слово, со слезами смешанное», — выражение мудрости и прозорливости выдающегося государственного деятеля.

Обратите внимание

Князь Святослав превосходит других русских князей и как талантливый военачальник. Недаром славу ему поют и за рубежами Руси.

Автор видит в Святославе ту реальную силу, которая сможет одолеть врага.

По мнению создателя «Слова», Святослав — идеальный князь, бескорыстный защитник общерусских интересов. Вот почему в его «золотое слово» автор вложил собственные мысли, призывая русских князей (он называет многих из них) преодолеть междоусобицы, проявить настоящую государственную мудрость.

Источник: http://www.sochuroki.com/obrazy-russkix-knyazej-v-slove-o-polku-igoreve/

Образ князя Игоря в поэме «Слово о полку Игореве»

Каждый народ имеет свои взгляды на нравственность человека. Эти взгляды передаются из поколения в поколение, шлифуются и обогащаются. Одним из величайших сокровищ украинского народа является средневековая поэма «Слово о полку Игореве». Наш народ может гордиться своими литературными и художественными традициями, ведь «Слово …» — это единственный памятник Киевской Руси, которая обрела всемирную славу.<\p>

Из поэмы мы узнаем о жизни украинского народа в глубокой древности, о его героической борьбе с внешними врагами и внутренними феодальными распрями. В произведении неизвестный автор нарисовал героических защитников Русской земли, которые в XII веке вели борьбу с половцами.<\p>

Автор с любовью изобразил наших героических предков. Перед нами отчетливо вырастают мужественные фигуры, которые одинаково уверенно держали в руках копье и плуг. Как же надо было любить родную землю и ее народ, чтобы создать такие образы!<\p>

Среди всех персонажей произведения отчетливо выделяется храбрый князь Игорь Святославич. Читая произведение, мы представляем его во главе отважной жены, которая отправилась в поход против врагов.<\p>

Новгород-Северский князь с первых строк поэмы предстает перед нами как патриот: он мужественно защищает родную землю от закоренелого врага — половцев. Своим святым долгом Игорь считает защиту родины. Он готов отдать жизнь за ее свободу:<\p>

«Исполнившись ратного духа, он привел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую».<\p>

Князь Игорь — верный сын Русской земли. Попав в плен, он не теряет надежды вернуться на родину, даже мысленно преодолевает препятствия:<\p>

«Игорь спит, Игорь не спит,<\p>

Игорь мыслю поля мирить от великого<\p>

Дона до малого Донца ».<\p>

Такими же верными патриотами родной земли были и его воины. Они готовы отдать жизнь за честь родины. Поэтому решительно и отважно двое суток бьются они с кочевниками.<\p>

Важно

Игорь — бесстрашный и решительный. Эти его черты наиболее полно раскрываются перед началом похода на половцев. Он не обращает внимания на предсказания природы, а стремится достичь своей цели. В бою Игорь ведет себя как мужественный и храбрый воин. Моральной и физической силой князей Игоря и Всеволода восхищаются сам автор, и киевский князь Святослав, который говорит: «Ваши храбрые сердца в жестоком харалузи скованы, а в смелости закалены.<\p>

Благородство толкает Игоря на помощь Всеволоду, ведь князь понимает, как нужны в бою взаимопомощь и взаимовыручка: «Игорь полки заворачивает, жаль потому что ему милого брата Всеволода.<\p>

Но наряду с положительными чертами Игорь имеет и недостатки. Честолюбие и безрассудство стали причиной поражения. Ведь он выступил в поход сам, не посоветовавшись ни с кем, даже с киевским князем. Самоуверенность и пренебрежения предупреждением природы дорого обошлись русскому вийсьу, о чем в произведении говорится так: «Игоря храброго полка — не воскресить» Итак, прославляя мужество и патриотизм князя Игоря, автор осуждает его легкомыслие, честолюбие, подчеркивая, что только совместными усилиями русичей можно победить врага.<\p>

Более восьмисот лет прошло со времени написания «Слова о полку Игореве», а оно живет и волнует сердца людей.<\p>

После знакомства с образом Игоря у меня появилось убеждение в непобедимости народа, который имеет таких мужественных защитников. Образ Игоря близок мне своим глубоким патриотизмом, преданностью родной земле, несокрушимостью и отвагой.<\p>

Источник: http://www.1kessay.ru/read/579

слово о полку игореве сочинение | Инфошкола

1 Август 2012       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   10973

«Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений  русской литературы: Оно притягивает к себе взоры многих и многих людей.

это произведение волнует загадочной историей открытия и проблемой подлинности, которая не решена и до наших дней. «Слово о полку Игореве» является историческим памятником не только  древнерусской литературы, но имеет и мировое значение.

Содержание поэмы переносит нас в события ХП столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.

Сюжет этой бессмертной книги загадочен. В центре внимания автора не победа, как казалось бы, должно быть, а поражение.  Поражение князя Игоря и его брата Всеволода в 1185 году.

Совет

В истории  Руси нет такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходили бы злобные враги. Так и в 1184 году объединенными усилиями русских.

князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.                                                                       .

Однако князь Игорь не смог участвовать в этом победоносном  походе. Ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей и разделить батальную славу союзников. Игорь Новгород- Северский — могущественный, гордый и бесстрашный, любящий родину, но безрассудный и недальновидный князь; когда дело идет о честолюбивых помыслах его.

Смелость, чувство чести столкнулись  в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы против врагов своей земли.

В «Слове о полку Игоревом» Игорь с братом Всеволодом показаны автором как отважные и мужественные воины. Они молоды, красивы, сильны и полны решимости «добыть себе славы».

Князь Игорь так упорен в этом стремлении, что не может увидеть ненужности своего похода, его не страшат «знамения», случившиеся в пути и предвещавшие поражение.

Князь Игорь бесстрашен и неудержим в своем порыве защитить Отечество, он стремится скорее достичь Дона: «Хочу копье переломить на границе поля Половецкого; с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

эти слова князя обращены к любимой дружине. Братья по-отцовски любят свои дружины и дорожат дружескими узами, связывающими их с воинами. Ничем не выдавая себя, князья . наравне с простыми ратниками, несут все походные тяготы.

Обратите внимание

На такую любовь доблестные витязи отвечают князьям преданностью и стойкостью на поле брани.

Князь Всеволод — двоюродный брат князя Игоря, так говорит о своей дружине: «А мои куряне — опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с.

конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, сабли заострены, сами скачут, словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».

Сердцем чувствуя боевой дух и настрой своего войска, окрыленного победой в первой битве, Игорь говорит: «О, дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней, да посмотрим хоть на Синий Дон». Мужеству и стойкости в битвах дружина учится у своих князей.

Восхищаясь отвагой Игоря и Всеволода, автор рисует их образы, как сильных и умелых полководцев. Храбро сражаясь с половцами, в тяжелом бою погибает князь Всеволод.

Слова автора полны гордости за смелого русича: «Яр тур Всеволод! Бьешься ты в первых рядах, прыщешь на воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами харалужными, … куда, ярый тур поскачешь, своим златым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие». Благороден князь Игорь.

Братская дружба и воинская честь зовуг его на помощь милому Всеволоду, Но ничто не спасает их от бесславного поражения. Велико несчастье Игоря, но страшнее оно для Земли . Русской.

Утрачено значение блестящей победы над половцами Святослава .Киевского.

Вновь «поганые» ринулись разорять землю русскую, некому было защитить ее, потому что князья заняты были были распрями своими да междуусобными войнами.

«Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. На примере его поражения автор показывает печальные последствия княжеских усобиц и разъединения Руси. Кульминацией произведения является’ «Золотое слово» Святослава». Именно в нем цель произведения, его главный смысл.

Важно

В образе Святослава Киевского автор видит символ сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей и с помощью которых должно было осуществиться единство русской земли.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства и: помыслы автора.

Он ощущает родину как единое огромное целое.

Читая произведение, мы видим обширные пространства: Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора.

С любовью описывая обширные богатства родины, автор противопоставляет ей пустынную половецкую степь — «страну незнаемую», ее холмы, болота, «грязевые места».

Создавая «Слово», автор сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

«Слово о полку Игорсве» сыграло значительную роль в общественно-политической жизни ХН века. По сути оно явилось «призывом русских князей к единению как раз перед нашествием … монгольских полчищ». (Карл Маркс).

Источник: https://info-shkola.ru/slovo-o-polku-igoreve-geroicheskaya-poema-o-rusi/

Образ князя Игоря в произведении «Слово о полку Игореве»

Actionteaser.ru — тизерная реклама <\p>

Средневековая поэма под названием «Слово о полку Игореве» – является выдающимся памятником литературы которая относится к временам Киевской Руси.

Произведение увидело мир еще в двенадцатом веке, но по сегодняшний день считается актуальным и привлекает внимание не только ученых, но и обычных читателей.

«Слово о полку Игореве» наделено высокими художественными свойствами, и имеет очень большое и весомое воспитательное значение, поэтому поэма никогда не теряет своей актуальности.

В произведении представлен героический образ князя Игоря, и ведется рассказ о его неудачном походе против половцев который состоялся в 1185 году. На фоне этого события автор раскрывает важную патриотическую идею и ведет философские размышления о судьбе Отечества и народа. Сюжетная линия произведения состоит из нескольких событий, таких, как:

Совет

выступление войска князя в поход;
описание двух поединков победного и трагического;
плен князя;

бегство князя из плена, и возвращение в Киев.

Actionteaser.ru — тизерная реклама <\p>

Создавая свое произведение, автор не ограничивается обычной хронологии фактов, а дает свою характеристику главным героям поэмы, также он анализирует и оценивает их поступки. Главное место в произведении, конечно, по праву принадлежит князю, который вызывает только симпатию у читателя.

Прежде всего потому, что он: мужественный, умный, а также решительный, и заботится о своем государстве – Киевской Руси.

Таким, автор произведения изображает князя с первых страниц поэмы, и показывает читателю что Игоря постоянно беспокоят опустошительные набеги половцев и он переживает за своих подданных и за судьбу всего государства.

Негативные обстоятельства которые сложились на границах средневековой Руси, и желание отогнать врага и создать нормальные условия развития государства побуждают князя пойти в поход на коварного врага. При этом, правителя не останавливает ничто: ни плохие приметы перед походом, ни отсутствие договоренности с другими князьями, и тому подобное.

Что касается самой военной операции, то в этом походе Игорь показал себя умелым воином, который готов рисковать. Он не боится смерти, и тем самым подает достойный пример своей жене.

Также он без раздумья спешит на помощь своему брату Всеволоду, когда тот попал в беду во время боя.

Не меньшее почтение князь вызывает и у своих врагов во время плена, потому что он не потерял своего достоинства и рыцарских качеств.

Actionteaser.ru — тизерная реклама <\p>

Источник: https://sochineniya-na5.ru/obraz-knyazya-igorya-v-proizvedenii-slovo-o-polku-igoreve/

Характеристика князя Игоря в «Слово о полку Игореве» с цитатами | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

«Слово о полку Игореве», созданное более восьми веков назад, является самым значительным памятником древнерусской культуры. Его изучают, им восхищаются и пытаются понять. Возможно, мы никогда не сможем постичь всю глубину и мудрость этого шедевра.

Исследователи «Слова о полку Игореве» пришли к мнению, сто это произведение повествует не об отдельном человеке, а о всей Русской земле того времени. Образ князя Игоря собирательный и символизирует всех князей Древней Руси. С одной стороны, автор видит в своем герое надежду и опору Руси, гордится его успехами.

С другой стороны, он порицает их за междоусобные войны, эгоизм и непонимание важности действовать сообща. Печальный финал похода на половцев наглядно демонстрирует, к чему приводит вражда и стремление к личной славе.

Нельзя сказать, что князя не волнует судьба родины, но узость мышления и личные амбиции толкают Игоря на самоубийственный шаг:

Русичи великие поля червлеными щитами перегородили.

Ища себе чести, а князю — славы.

Ни уговоры мудрых людей, ни предупреждающие знамения не остановили Игоря:

Солнце ему тьмою путь заступало;

Ночь стонами грозы птиц пробудила:

Свист звериный встал,

Взбился див —

Кличет на вершине дерева.

Велит прислушаться…

Обратите внимание

Князь Игорь смел и честен, он прекрасно знает, на что идет. Но мудростью, которая так необходима князю и любому, кто несет ответственность за судьбы других людей, герой пока не обладает. Но автор сочувствует и симпатизирует князю Игорю, настоящему мужчине и храброму воину, понимающему, что идет на смерть:

Скрепил ум силою своею

И поострил сердце свое мужеством;

Исполнившись ратного духа,

Навел свои храбрые полки

На землю Половецкую

За землю Русскую.

Игорь, отправившись за славой, принес земле русской великое горе и позор. После уничтожения войска русичей половцы беспрепятственно опустошили и разграбили Русскую землю. Народ заплатил непомерную цену за глупость и гордыню своих князей.

Игорь попал в плен и только после этого смог понять истинную цену своих поступков. Несмотря на то, что бегство из плена покрыло князя величайшим позором, он совершает этот отчаянный поступок. Цель одна – исправить ошибки и спасти Россию от рабской судьбы. Князь Игорь возвращается домой, объединяется с князьями и готов вместе с ними идти походом на половцев.

Каждый из нас ошибается, но ведь можно все исправить. Князь Игорь сумел понять свои ошибки, поэтому народ встречает его, как победителя:

Здравы будьте, князья и дружина,

борясь за христиан

Против нашествий поганых!

Князьям слава и дружине!

Аминь.

Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве»

Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Источник: http://resoch.ru/xarakteristika-knyazya-igorya-v-slovo-o-polku-igoreve-s-citatami/

Образы князей в «Слове о полку Игореве»

Образы князей в «Слове о полку Игореве». Памятник дает богатейший материал по истории Руси XI -XII вв. В яркой образной форме безымянный автор характеризует правителей многих земель и городов, своих современников и князей, живших много лет назад. В «Слове» упомянуто более четырех десятков князей и княгинь.

Конечно, ведущее место принадлежит фигуре Игоря Святославича. Литературное произведение обессмертило имя этого князя. Один из удельных правителей второй половины XII в. занял в памяти потомков место наряду с самыми выдающимися деятелями эпохи Древней Руси.

Немалую роль в этом, безусловно, сыграли и последующие отклики на «Слово» в литературе и искусстве нового времени. Реальные военно-политические деяния и заслуги Игоря гораздо скромнее.

Игорь Святославич (христианское имя Георгий) — историческое лицо (вспомним, что литература средневековья почти не знала вымышленных персонажей).

Новгород-северский князь родился 2 апреля 1151 г. Он был сыном черниговского правителя Святослава Ольговича. Дед Игоря — известный князь-крамольник, родоначальник черниговских Ольговичей — Олег Святославич (в «Слове» назван Гориславичем), который был неизменным противником Владимира Мономаха. Вторая половина XII в.

была временем обостренного соперничества князей, периодом междоусобиц и раздробленности Руси. Новгород-северский князь участвовал в этих распрях, не отставал от своих соседей в желании укрепить свое положение, расширить владения. Он был женат на дочери могущественного Ярослава Владимировича Галицкого.

Автор «Слова» дает тестю Игоря весьма лестную характеристику: » Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своемъ златокованнемъ столе, подпер горы угорскыи (венгерские, то есть Карпаты) своими железными плъки, заступивъ королеви путь, затворив Дунаю ворота, меча бремены (то есть тяжести чрезъ облакы, суды рядя до Дуная.

Грозы твои по землямъ текутъ, отворяеши Киеву врата». Столь силен по мысли создателя «Слова» этот правитель юго-западной Руси.

За гиперболизированной передачей военной силы мудрого (отсюда, видимо, происходит прозвание «Осмомысл») князя, незыблемости его политического положения, поэтической характеристикой широты его юрисдикции и стратегического положения земель, стоит реальная действительность той поры. Осмомысл умер в 1187 г., автор же обращается к нему как к живому, что позволяет исследователям использовать эту дату как одну из возможных хронологических вех при датировке памятника.

После смерти старшего брата (1180) Игорь стал держателем Новгород-Северской земли. Подобно деду, прибегавшему в междоусобицах к помощи половцев, Игорь в 1181 г. в союзе с ханами Кончаком и Кобяком участвовал в борьбе князей на стороне Святослава Всеволодовича. Но когда в 1184 г. киевский князь организовал большой коалиционный поход в степи, новгород-северский князь не присоединился к полкам Святослава Всеволодовича, а пошел на половцев весной следующего года в окружении своих ближайших родственников. Поэтическим откликом на этот трагический поход и явилось «Слово». Опрометчивая экспедиция князей Ольговичей завершилась небывалым дотоле поражением русских и пленением всех князей, последовавших за Игорем. Знатные пленники — Всеволод Святославич Курский и Трубчевский (родной брат Игоря), Владимир Игоревич Путивльский (сын Игоря), Святослав Ольгович Рыльский (племянник Игоря) достались разным ханам. Сам Игорь оказался в руках своего недавнего союзника Кончака. Судя по всему, еще в пору совместных походов с половецкими ханами Игорь и Кончак решили поженить своих тогда еще малолетних детей. Так что инициатор похода в степи 1185 г. оказался в руках у своего свата. Простые дружинники практически все погибли в безводных степях. Поражение значительно ослабило южные рубежи Руси, чем не преминули воспользоваться кочевники. Поход Игоря начался в апреле 1185 г. В его начале ничто не предвещало беды. Но 1 мая, когда полки Игоря уже углубились в степи, произошло солнечное затмение. Подобные астральные явления оценивались в древности с провиденциальных позиций, как предвестие беды, им придавалось символическое значение. Несмотря на уговоры дружинников вернуться, Игорь решает продолжить движение по вражеским землям. Желание славы «ему знамение заступи». В первом бою русичи одержали победу, захватили богатую добычу: «Съ зарания въ птокъ потопташа поганыя пълкы Половецкыя, и рассушась стрелами по полю, помчаша красныя девкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты (дорогие ткани)». Однако во второй битве на берегу Каялы (до настоящего времени не существует единого мнения о местонахождении этой гибельной реки, не исключено, что под Каялой древний автор подразумевал некое нравственное понятие, место покания, расплаты за прегрешения) в кровопролитной битве, длившейся три дня, Игоревы полки были наголову разбиты объединенными силами нескольких ханов. Оказавшись в плену у своего недавнего союзника и свата Кончака, Игорь пользовался относительным почетом и свободой. Воспользовавшись этим, князь вскоре сумел бежать с помощью половца по имени Овлур. Автор «Слова» описывает прибытие беглеца в стольный город Киев, где новгород-северский неудачник надеялся получить заступничество и помощь других князей. После событий 1185 г. Игорь Святославич прожил еще семнадцать лет. Но дальнейшая его судьба уже не интересует создателя «Слова». Из летописей известно, что в 1198 г. Игорь стал Черниговским князем. Умер он в декабре 1202 г. До первого появления монголо-татар, роковой для Руси и половцев битвы на Калке оставалось чуть более двадцати лет.

Важно

Сын Игоря Владимир, которому во время похода было всего четырнадцать лет, женился в плену на дочери влиятельного хана Кончака. Необычна в этом браке лишь сама ситуация — свадьба пленника и дочери победителя.

Вообще же династические браки русских князей с половчанками к концу XII в. стали достаточно обыденным явлением.

По летописным сообщениям, юный Игоревич на следующий год после поражения вернулся на Русь с женой и «дитятей».

Игорь Святославич не узнал о трагической судьбе трех других своих сыновей, которые уже после смерти отца вступили в жестокую борьбу за обладание Галицкими землями. В 1211 г. Роман, Святослав, и Ростислав были схвачены и повешены галицкими боярами. Безымянный автор изображает Игоря мужественным воином. И хотя князь не показан в бою (описана отвага в сражении его брата Всеволода Буй Тура), отчаянная храбрость героя и всех Ольговичей неоднократно подчеркивается: «Храбрый Святославич», «Олегово храброе гнездо», «храбрый полк», «храбрые русичи». Даже в «золотом слове» Святослава Всеволодовича («Тогда великыи Святъслав изрони злато слово с слезами смешано»), где киевский князь укоряет Игоря за то, что тот свел на нет его усилия по борьбе со степью, содержится отчетливое признание отваги участников сепаратного похода: «Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена». Великий князь призывает отомстить за раны Игоря. Симпатия автора к новгород-северскому князю, «иже истягну умъ крепостию своею и поостри сердца своего мужеством», безусловна. Не даром в роковые минуты затмения Игорь говорит своим воинам: «Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти… Хощу главу свою приложити, а либо испити шеломом Дону». Особую роль в характеристике князя играет мотив братолюбия, нежной привязанности его ко Всеволоду. Младший брат тоже демонстрирует преданность и любовь к инициатору похода: «Одинъ брат, один светъ светлый ты, Игорю, оба есве Святъславличя!». Однако поражение Игоря стало причиной новых набегов кочевников. Поэтому, наряду с признанием отваги Ольговичей и их предводителя, автор «Слова» осуждает недальновидность Святославича. Жажда славы приводит героя к драматическим переменам в судьбе. Князь пересел «из седла злата, а въ седло кощиево» (рабское). По мысли автора, своим поступком новгород-северский князь пробудил горе, беду и «коварство», которые усыпил Святослав Киевский. Поражение Игоря — повод для поэтических раздумий автора обо всей Русской земле, раздираемой распрями эпохи раздробленности («И нача князи про малое «се великое» млъвити, а сами на себе крамолу ковати»). В борьбе с половецкой угрозой необходимо объединение усилий правителей всех земель. Выражают свое отношение к опрометчивому поступку Игоря и представители окрестных народов. «Кают» русского князя «немцы, венедици, греци и морава». Сама природа словно бы противится намерениям князя, предупреждает его. Так, опираясь на народно-поэтические традиции, создатель «Слова» показывает всю пагубность поступков Ольговичей. В результате поражения все объято печалью, тоска разливается по Русской земле, «въстона бо, братие, Киевъ тугою, а Черниговъ напастьми», «ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось». Все изменяется, когда Игорь бежит из плена. На смену печали приходит радость («страны ради, гради весели»), а силы природы помогают недавнему узнику, Бог указывает беглецу путь домой. Столь же контрастна и световая образность. Тьма солнечного затмения, черные тучи угрозы, мрак поражения («оба багряная стлъпа погасоста» — имеются в виду два брата Святославича) сменяются в образном строе «Слова» светом в тот момент, когда Игорь оказывается на свободе: «Солнце светится на небесе, Игорь князь въ Русской земли». Финал произведения радостен. Все приветствуют возвращение Святославича, который славится автором вместе с остальными участниками похода. Безусловно, одним из наиболее ярких образов «Слова», да и самым известным для читателей, благодаря литературе и искусству XIX-XX вв., является Ярославна. Жена Игоря, дочь Ярослава Владимировича Осмомысла именуется в тексте по отчеству, как и жена Всеволода Буй Тура («красная Глебовна»). С конца XVIII в. считается, что имя Ярославны — Ефросинья. У Игоря Святославича было пятеро сыновей и дочь. Как уже отмечалось, три Игоревича погибли в начале XIII в., пытаясь завладеть Галичем. События этой драмы становятся не совсем ясными и объяснимыми, если принять точку зрения некоторых исследователей, полагающих, что Ярославна — вторая жена Игоря, а все дети князя — ее пасынки.

Образ тоскующей по мужу Ярославны — одно из ярчайших поэтических достижений безымянного создателя «Слова». Им, по сути, открывается череда многочисленных образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве.

В Ярославне воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси.

В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы (такой она предстает перед читателем на страницах «Повести временных лет»), Ярославна — носительница лирического, женственного начала. Она воплощает в себе мир, любовь, семейные узы.

Традиции средневекового искусства подразумевали особый религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В «Слове» же, напротив, торжествует народное начало, восходящее к фольклору. Так, автор обратился к особому жанру — плачу (плач русских жен, плач Ярославны).

Плач русской княгини — весьма важный элемент поэтического строя памятника. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Ярославна, стенающая на высокой стене Путивля (город, которым владел ее сын Владимир, географически расположен ближе с половецкой степи), заклинает силы природы.

В троекратном обращении к ветру («О ветре, ветрило!»), Днепру («О Днепре, Словутицю!») и солнцу («Светлое и тресветлое слънце!») звучит и упрек («Чему, господине, мое веселие по ковылию развея?»), и призыв о помощи («Взълелей, господине, мою ладу къ мне»).

Совет

Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Ярославны, начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяние, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче княгини, жалобы которой уподобляются крику кукушки, символизирующей тоскующую женщину.

Печальный голос Ярославны летит над землей, он слышен на Дунае: «Полечу, — рече, — зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукав въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле».

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1878648-6.html

Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» является вершиной поэтического искусства Древней Руси. По выражению В. Г.

Белинского, «Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения».

Оно написано в конце 12 века, но интерес к нему нисколько не уменьшился и в наше время, потому что это глубоко патриотическое произведение. В нем выразилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле.

Авторская идея «Слова о полку Игореве» заключается в том, что он хотел показать своим современникам, как важно объединиться и действовать вместе, сообща. «Слово о полку Игореве» обращало свой призыв не только к русским князьям, но и к общественному мнению всего русского народа

Одним из главных героев произведения является князь Игорь Новгород-Северский. «Слово» рассказывает о его походе на половцев в 1185 году. Князь двинулся на кочевников с немногими союзниками, с небольшим войском. Сама природа пытается остановить князя Игоря, делая ему предупреждения.

Одним из них было затмение солнца: «Солнце тьмою путь ему закрыло» Оно считалось на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не «поворотил коня». Затем было второе предупреждение: «Свист зверей несётся, полон гнева» И даже третий знак — гром, молния и дождь — не остановили Игоря.

Первая схватка половцев и войск Игоря окончилась быстрой и легкой победой Игоревой дружины:

Смяло войско половцев поганых

И умчало половецких дев.

Захватило золота без счёта,

Груду аксамитов и шелков

В результате победы Игорь был настолько ослеплён славой и успехом, что решил отправиться дальше и отогнать врагов на юг.

Обратите внимание

Второй бой закончился поражением. Игорь не рассчитал свои силы и силы соперника, что привело к полному разгрому войска князя, плену для него и к беде для всей Руси. Автор пишет об этом так:

Будто он, на Русь накликав зло,

Из седла, несчастный, золотого

Пересел в кощеево седло

Приумолкли города, и снова

На Руси веселье полегло

Оказавшись в плену у половцев, Игорь очень скучал и тосковал по русской земле. Он даже не смог сомкнуть глаз:

Дремлет Игорь, но не засыпает,

Игорь к Дону мыслями летит

Одному из половцев, Лавру, стало жаль князя, и он помог ему сбежать, дав коня. Так князь Игорь добрался до дома, где был принят с радостью. Мир родины, русский мир оказывается не мстителен, а добр.

Главный герой проявил себя с положительной стороны. В тот момент, когда набеги внешних врагов на Русь участились, князь собрал войско и сумел отогнать половцев.

Тут он проявил смелость, храбрость, волю к победе, патриотизм, мужество и решительность. Но в то же время у Игоря есть отрицательные качества.

Князь был настолько охвачен азартом победы, что, не рассчитав своих сил, подверг войско гибели, а Русь опасности со стороны половцев.

Автор «Слова о полку Игореве» обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить мысль о необходимости единства Руси. Автор пишет об Игоре как о чем-то светлом, сравнивает его с солнцем, а врага с тучей, которая хочет закрыть светило.

Я присоединяюсь к мнению автора о том, что князь Игорь – это положительный герой, потому что исходным его желанием была защита родной земли.

Важно

Его мужество в походе, верность брату в бою, томление в плену и радость возвращения на родину – все это качества человека, достойного уважения.

Источник: http://www.hintfox.com/article/obraz-knjazja-gorja-v-slove-o-polky-goreve.html

Ссылка на основную публикацию