433. бывают ли в жизни непоправимые ошибки

Итоговое сочинение 10 класс май 2017 итоговое

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 10 класс. Май 2017<\p>

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 10 КЛАСС. МАЙ 2017 года<\p>

Формулируем проблемы по созданию учащимися текста сочинения<\p>

• Учим создавать проблемную вступительную часть работы. • Формулированию тезиса с пониманием его исследовательской роли. Именно тезис и есть поставленная самим учащимся задача, которая будет решаться в основной части. • Отучаем от болтовни. • Обращаем только к таким историческим фактам, значение и смысл которых знаем, не девальвируем их. Учим ответственности за названные имена и события. • Учим ответственности за неуместные риторические вопросы (А знает ли кто геройский поступок Арсеньевского лётчика? ) • Учим способам связи частей текста. Слова-помощники. • Убеждаем в синтезирующей роли заключения. В конце делаем выводы по большому счёту.<\p>

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования: • соответствие открытым тематическим направлениям; • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения); • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации); • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения; • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.<\p>

Разум и чувство» « 121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции? 122. Почему человек не должен быть рабом своих чувств? 123. Возможно ли в жизни следовать только чувствам? 124. Когда следовать чувствам неразумно? 126. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать? 127. В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» ? 128. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума? 129. Могут ли чувства быть истинными и ложными? 130. Всегда ли разумный поступок является нравственным? 132. Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом? 133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом? Все темы представляют собой проблемный вопрос. Искать новую информацию. Выбирать проблемный вопрос.<\p>

1 1. «Разум и чувство» . Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.<\p>

Обратите внимание

РАЗУМ ЧУВСТВО Область рассудка Область сердца Интеллект, мыслительная деятельность: анализ, абстрагирование, обобщение Переживание: отношение к действительности и самому себе (радость, страх, ненависть, сочувствие, негодование…) Форма сознания. Выражается в принципах, идеях идеалах Форма переживания, отношения (к идеалам, агрессии или любви, милосердия) Интеллектуальная реакция Эмоциональная, сердечная (психологическая) реакция Образ бытия (нашей жизни) зависит от организации разума и чувства, их соединения в рамках положительного идеала: РАЗУМ + ДОБРОЕ ЧУВСТВО = ЦЕЛОМУДРИЕ Уточним значение понятий. Что такое «разум» , «чувство» ? В каких отношения х между собой они находятся?<\p>

Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой. Эпиктет Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. Ф. Шиллер Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума. Софокл Единственное место, где Бог точно существует, — это человеческий разум. Там он расположился во всем своем величии и ужасе. Алан Мур Разум — подлец, оправдает что угодно. Ф. М. Достоевский Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями. Н. В. Гоголь Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет. Вольтер Если бы человек всегда прислушивался к голосу разума, с ним никогда не происходило бы ничего интересного. Роберт Шекли Разумное и нравственное всегда совпадают. Л. Н. Толстой Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. П. Я. Чаадаев Цель мира в том, чтобы царствовал разум. Ренан Минимальны й цитатный материал. Отберем материал: а) в пользу разума; Б) в пользу чувства В) посерединке<\p>

Цитаты из комедии Д. И. Фонвизина «НЕДОРОСЛЬ» : «. . . Прямое достоинство в человеке есть душа…» (Правдин) «. . . имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. . . » (Стародум) «. . . [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь» . (Стародум) «. . . Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище…» (Стародум) «. . . я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. . . » (Стародум) «. . . наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. . . » (Стародум) «. . . Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом. . . » (Стародум) Добавим цитатный материал<\p>

В пользу разума Посерединке В пользу чувства Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой. Эпиктет Единственное место, где Бог точно существует, — Разум — подлец, оправдает что угодно. Ф. М. это человеческий разум. Там он расположился Достоевский во всем своем величии и ужасе. Алан Мур Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. Ф. Шиллер Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет. Вольтер Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями. Н. В. Гоголь Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума. Софокл Разумное и нравственное всегда совпадают. Л. Н. Толстой Если бы человек всегда прислушивался к голосу разума, с ним никогда не происходило бы ничего интересного. Роберт Шекли Цель мира в том, чтобы царствовал разум. Ренан Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. П. Я. Чаадаев «. . . имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. . . » (Стародум) «. . . [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь» . (Стародум) «. . . я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. . . » (Стародум) «. . . наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. . . » (Стародум) «. . . Прямое достоинство в человеке есть душа…» (Правдин) Где для вас формула ЦЕЛОМУДРИЯ?<\p>

«Разум и чувство» Литература: Д. И. Фонвизин «Недоросль» А. С. Грибоедов «Горе от ума» Шекспир «Гамлет» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь» А. Н. Островский «Гроза» Ф. И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» А. П. Чехов «Ионыч» , «Человек в футляре» М. А. Булгаков «Собачье сердце»<\p>

Темы Произведения 121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции? 122. Почему человек не должен быть рабом своих чувств? 123. Возможно ли в жизни следовать только чувствам? 124. Когда следовать чувствам неразумно? 129. Могут ли чувства быть истинными и ложными? 133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом? Грибоедов «Горе от ума» Пушкин «Е. О» , «Капитанская дочка» Толстой «Война и мир» Островский «Гроза» Чехов «Ионыч» , Человек в футляре» , «О любви» Шолохов «Судьба человека» Е. Водолазкин «Авиатор» 126. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать? 127. В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» ? 128. Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума? Фонвизин «Недоросль» Грибоедов «Горе от ума» Пушкин «Е. О» , Тургенев «Отцы и дети» Достоевский «Преступление и наказание» Толстой «Война и мир» Солженицын «Матренин двор» 130. Всегда ли разумный поступок является нравственным? 132. Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом? Фонвизин «Недоросль» Грибоедов «Горе от ума» Пушкин «Е. О» , «Капитанская дочка» Толстой «Война и мир» Островский «Гроза»<\p>

Контрастные качества (чувства) человека Злобность, злопамятство, злословие, злорадство, злодейство, злопыхательство, злонамеренность Неблагодарность Эгоизм, себялюбие Алчность, жадность, скупость, корысть, своекорыстие Страх, трусость, боязнь, робость Гордыня, тщеславие, чванство, надменность, заносчивость, хвастовство самодовольство, зазнайство, самонадеянность, самолюбование Доброта, добросердечность, добродушие, доброжелательность, благожелательность Благодарность, признательность Самоотверженность, самозабвение, самоотречение, самопожертвование Бескорыстие, щедрость, помощь, пожертвование Мужество, бесстрашие, смелость, доблесть, отвага, храбрость, героизм, неустрашимость Скромность, смирение, достоинство, сдержанность, уверенность, кротость Необидчивость, умиротворенность, прощение, примирение Лживость, нечестность, лукавство, изворотливость, честность, правдивость, принципиальность, справедливость, прямота, неподкупность Лицемерие, притворство, двуличие, Искренность, чистосердечие, бесхитростность, доверие Обида, ожесточение, озлобление, мстительность, непримиримость неискренность, коварство<\p>

Работа над вступлением Вступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего обращают внимание на то, что написано в начале и в конце текста. Рассмотрим типичные цели вступления: — дать общие сведения об обсуждаемой теме (В ответе малого объёма это не нужно) — ввести в тему текста — назвать проблему, которой будет посвящен ваш текст — обосновать актуальность проблемы — заинтересовать потенциального читателя — подготовить к восприятию текста (сформулировать тезис) -высказать свою точку зрения на проблему.<\p>

Типы вступления Историческое вступление Возможно только в тех сочинениях, где рассматривается значение данного произведения, творчества писателя или поэта, связь эпохи и произведения. Также где говорится об эволюции какого-нибудь явления. ( «Эпоха революционных преобразований в произведениях А. Платонова, М. Замятина, М. Шолохова» . Аналитическое вступление В нём анализируются центральные понятия темы (литературоведческие, философские и др. термины) и проблемно сформулированные определения. «Душа и маска Печорина в художественном изображении М. Ю. Лермонтова» : нужно определить, что понимается под словами «маска Печорина» и что мы имеем в виду, говоря о душе героя. Определение понятий «чувство» и «разум» Биографическое вступление Некоторые темы предполагают знание учащимися сведений из биографии автора, фактов его жизни, истории создания произведения и т. п. «Россия в лирике А. Блока» : невозможно обойтись без обращения к истории души поэта и изменению его взглядов на мир. Сравнительное вступление «Война гуляет по России, а мы такие молодые…» (По произведениям Б. Васильева, В. Астафьева, К. Воробьева и др. ): автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений. Вступлениехарактеристика произведения Если в теме сочинения предлагается сравнить героев одного произведения, то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости. ( «Женские образы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» ) «Лирическое» вступление Такое введение будет своеобразным ответом на вопрос: «Почему я выбрал(а) эту тему? Что особенно интересно в ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями? » Вступление-перекличка с современностью В нём указывается, ЧТО роднит произведение (тему) с сегодняшним днём, что делает её особенно актуальной.<\p>

Важно

Четвёртый этап анализа темы сочинения: метафоры в формулировке темы Если в формулировке темы есть метафора, то следует переформулировать тему сочинения, определив прямой и переносный смысл метафоры. Только в этом случае можно правильно понять тему будущего сочинения и сформулировать его основную мысль. Пример. В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» ? «Голова» и «сердце» — выразительные метафоры в высказывании романтика Фридриха Шиллера. Сделаем своеобразный «перевод» высказывания замечательного немецкого поэта и философа: «Разум отвечает за проявление чувств человека» . Значит, по Шиллеру, именно разуму отдаётся первенство в поступках, поведении, мировоззрении человека. Я глубоко не согласен с замечательным автором. И понимаю иронию Ф. М. Достоевского, назвавшего в одной из «Петербургских повестей» двух немцев пошляков, живущих в Подьяческой улице, Шиллером и Гофманом. Дело не только в разуме, когда речь идёт о мировоззрении человека. Рассмотрим это на примере двух романов: И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (94 слова) «У истории нет корзины для хлама» (В. Гюго) 1. Для истории одинаково важны как значительные события, определяющие судьбы стран и народов, так и незначительные происшествия. 1. История помнит лишь о значительных, великих событиях, действительно предопределяющих её ход, а не только кажущихся такими и на самом деле подобных хламу. Оба тезиса могут стать основой будущего сочинения только в том случае, если неизвестны контекст, в котором были произнесены эти слова и события, их породившие.<\p>

Порядок работы над основной мыслью сочинения 1. Определить понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т. е. дать им чёткое толкование, поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если они есть в формулировке темы. 2. По вопросам определить отношения между основными понятиями. 3. Сформулировать основную мысль, ответив на вопрос: «О чём и что нужно писать в сочинении? »<\p>

РАБОТА НАД ВСТУПЛЕНИЕМ 1. Погружайтесь в тему, толкуйте её. 2. Актуализируйте знания. 3. Создайте интерес 4. Пробудите доверие. ИДИТЕ ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ: К любой теории. Дайте практический пример или случай. Будьте искренними, но не вульгарными.<\p>

Создадим вступления к нескольким темам 121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции? 133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом? 130. Всегда ли разумный поступок является нравственным?<\p>

Создадим вступления к нескольким темам. ПИШЕМ! Сначала определимся в понятиях. Эмоции – это чувства. Значит, следует подумать о 121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции? том, почему важно, необходимо даже держать чувства под контролем. Возникает вопрос: «А кто должен контролировать? » Думаю, что разум. Ведь не случайно эти два понятия существуют в паре: разум-чувство. Что будет с нами, если мы эмоции не поставим под контроль разума? ТЕЗИС (51 слово)( «Горе от ума» ; «Капитанская дочка» ; «Война и мир» ; «Отцы и дети» …) Доля разумного в поступках и поведении современного человека начинает 133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а доминировать. Мы долго думаем, просчитываем даже, стоит ли знакомиться с кемто, помогать кому-то, идти куда-то. Насколько это нам выгодно, необходимо, какие не разумом? будет иметь последствия. Разум мой современник давно уже поставил на первое место, а чувства при этом девальвировались, это проявляется даже в любви, дружбе, взаимопомощи. Редко кто «сиганёт» в огонь, сделает искусственное дыхание. Зато будет фиксировать, снимать видеокамерой происходящее на его глазах. Всё-таки, думаю, руководствоваться в жизни нужно именно чувствами. (71 слово) ( «Недоросль» ; «Горе от ума» ; «Преступление и наказание» «Евгений Онегин» , «Станционный смотритель» , «Шинель» , «Матрёнин двор» ) 130. Всегда ли разумный поступок является нравственным? «Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце» , — говорил знаменитый немецкий романтик Фридрих Шиллер. С этим можно поспорить. Так бывает далеко не всегда. Не всяктй разумный поступок будет одновременно и нравственным. Для обоснования своего мнения обратимся к романам А. С. Пушкина «Капитанская дочка» , «Евгений Онегин» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (44 слова)<\p>

ПИШЕМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ 1. 2. 3.<\p>

Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3 и т. д. Что следует из вышесказанного? В ы в о д<\p>

Источник: https://present5.com/itogovoe-sochinenie-10-klass-maj-2017-itogovoe/

Непоправимые ошибки

Нет человека, который бы не совершал в жизни непоправимых ошибок. У кого-то их больше, у кого-то – меньше, но память то и дело возвращает нас в прошлое. Возвращает, и начинает мучить. Ах, если бы вернуться назад…

Но назад – хода нет.

Некоторых такие ошибки выматывают, и мешают жить. Путают психологическими «силками» ноги. В моей практике были люди, которые приходили, рассказывали истории, и спрашивали – а что мне с ними делать? Как мне жить? Ведь ошибки эти, как камни, и они тянут на дно.

Надо понимать, что банальные и частые фразы, вроде – о, просто отпусти прошлое – не работают.

Совет

Это как взять чайник, с накипью, от некачественной воды, сделать над ним таинственные пассы, и сказать – о, чайник, просто отпусти эту накипь.

Отпустит? Нет.

Здоровый дядька плакал из-за того, что ударил в молодости свою мать. Когда матери не стало, он понял, что прощения просить не у кого. А ему хотелось попросить, да как-то все откладывал на потом.

Молодая женщина плакала из-за того, что заболталась по телефону, а ребенок оказался на кухне, и подошел к плите, на которой кипела большая кастрюля с борщом. Пятнадцать лет назад.

А еще был человек, который из-за переезда оставил на улице свою собачку.

Вы и сами знаете много таких историй. Есть они и у вас. Порой, нам кажется, что эти ошибки отпускают нас, «прячутся» на дно памяти и «зарываются» в «ил» воспоминаний. Но проходит время, когда они, набравшись новых сил, они выскакивают, и набрасываются. Наяву или во сне.

Ах, просто отпустите их!

Да никто и не держит их. Наоборот, каждый бы рад не отпустить их даже, а прогнать метлой.

Но только не получается.

И что нам тогда остается?

Убаюкивать? Пережить заново? Проплакаться? Последнее – помогает, если это плач не о себе, несчастном, который совершил по глупости, и теперь страдает.

Теперь я думаю, да почти уверена в том, что такие ошибки нам нужны. Для напоминания о том, какими мерзавками и мерзавцами мы можем быть. Нужны, чтобы бы мы перестали быть такими.<\p>

Если бы они быстро и безболезненно исчезали из памяти – в них бы не было прока. А они дорого нам обходятся, цену за них большую платим.

Обратите внимание

Но просто плакать мало, хотя именно через слёзы и выходит «накипь», то самое гнетущее «отложение солей» в ней.

Мало попросить прощения на могиле у матери или ребенка. Надо еще что-то делать. Не поверите, но это – работает. И здоровый дядька стал помогать дому престарелых, как мог, потому что в нём доживают своей век и старушки, которых били сыновья.

<\p>

Он мне говорил, что ревел, когда приходил туда, страшно ревел. А теперь, радуется, когда привозит гостинцы. Его «накипь» вышла из души.<\p>

Да и тот, с брошенной собачкой, просто подобрал себе на улице бездомного щенка.

Остальные? Мне не всегда об итогах отчитывались, да я и не требовала этого.

А самый верный признак того, повторюсь, что непоправимые ошибки прошлого вас отпустили – вы никогда не сможете их повторить. И даже мысли такой не допустите. И их не надо «принимать» или «отпускать». Их надо вычищать, заполняя освободившееся место чем-то очень хорошим.

Только это я сейчас так думаю. А когда была молодой дурой, думала, да и вела себя совсем по-другому.<\p>

Источник

Источник: http://pirooog.ru/nepopravimye-oshibki/

Ошибки и их ценность в жизни человека

Порой, в жизни каждого из нас наступают важные моменты, в которых нам приходится сталкиваться с принятием сложных решений и находить нужный способ, чтобы выйти из сложившейся обстановки. Как правило, многие люди находят выход из подобных ситуаций, но, со временем, начинают осознавать, что они совершили бессмысленную ошибку, а их выбор оказался неверным.

В таких случаях человек неосознанно начинает копаться в своей голове и вспоминать произошедший случай с целью убедить себя в том, что он мог бы выйти из ситуации совершенно другим, а именно лучшим для него способом.

Подобные мысли начинают вызывать в нём неприятное чувство сожаления и, некоторое время, не дают ему спокойно жить.

Важно

Конечно, такие размышления, в ближайшее время, перестанут его тревожить, однако, сам факт того, что человек из-за совершённой ошибки начал копаться в своём прошлом и искать смысл своих действий, является совершенно ненужной проблемой.

Почему не следует жалеть о проделанной ошибке?

Да потому что смысла и пользы в этом нет. То мгновение, в котором Вы ошиблись с принятием решения, находится уже далеко в прошлом. И всё, что Вы можете с этим сделать — попытаться исправить ситуацию или же извлечь из неё ценный урок, который позволит Вам взглянуть на проблему с другой стороны: понять причину проделанной ошибки и сделать необходимые выводы.

Как-то раз знаменитый американский публицист У. Ченнинг сказал:

«Ошибки – это наука, помогающая людям двигаться вперед»

Это действительно правда, ведь после каждой совершённой ошибки возникают последствия, с которыми нам приходиться бороться. И, в процессе этой борьбы, у нас начинают накапливаться знания, которые в будущем превращаются в ценный опыт. Так что любое ошибочное действие может принести нам больше пользы, чем бездействие с боязнью совершения неправильных поступков.

Также, нам следует осознать, что ошибки — это неотъемлемая часть нашей с Вами жизни, и любая из них является отдельной частичкой того опыта, который будет накапливаться у нас на протяжении всего периода нашего существования.

Поэтому к любому уже совершённому ошибочному действию не стоит всерьёз относиться как к чему-то негативному, ведь именно ошибки помогают людям проверить себя и научиться с ответственностью подходить к довольно-таки сложным ситуациям, требующим от человека сделать правильный выбор.

Как боязнь ошибок может повлиять на жизнь людей?

Если человек будет регулярно избегать ситуации, связанные с принятием сложных решений, то этими действиями он поставит в тупик не только свои планы и мечты, но собственную жизнь. Почему? Давайте разбираться.

Во-первых, люди, которые боятся совершать ошибки, вряд ли смогут обрести счастливую и успешную жизнь, потому что для достижения поставленных целей необходимо пройти через череду препятствий и неудач, что является достаточно сложным испытанием.

Во-вторых, такого рода персонажи, как правило, постепенно начнут замыкаться в себе и становиться еще более неуверенными. Причиной этому будет являться отсутствие сильного и закалённого характера, проявляющегося только в сложных ситуациях, которые отсутствуют в жизни таких людей.

Совет

В-третьих, такие люди не смогут выйти за пределы зоны комфорта, что будет означать их жизненную серость, однообразие без какого-либо продвижения и развития, что, рано или поздно, приведёт к деградации.

Помимо этого, у многих людей возникали похожие случаи, когда судьба предоставляла им шанс кардинально изменить свою жизнь или же сделать то, о чём они всегда мечтали.

Однако, как Вы уже поняли, им не удавалось сделать этого из-за страха совершения ошибки.

В итоге всё сводилось к тому, что эти люди из года в год жалели об утраченной возможности и мечтали вернуться в тот момент и поступить иначе…

Ошибки, которые не следует допускать

Главная цель этой статьи заключается в том, чтобы читатель полностью разобрался с тем, каким образом ему следует поступать при возникновении непредвиденных ситуаций в обыденной жизни и, при возможности, дать ему заряд мотивации на смелые, но обдуманные поступки.

Однако, нам всегда следует помнить, что неоправданный риск и неосознанное принятие решения ни к чему хорошему не приведут.

Поэтому перед тем, как решиться произвести какое-либо серьёзное действие, необходимо подробно проанализировать все его возможные последствия в случае неудачи.

Если у Вас в жизни сложилась ситуация, негативный исход которой повлияет на Вас и окружающих людей, то не следует торопиться каким-либо образом на неё повлиять.

Обратите внимание

Для начала обдумайте всё хорошенько и придумайте план, который будет включать в себя благоприятные способы решения сложившейся проблемы. Только после этого — действуйте.

И помните, что из любого положения можно найти выход, если постараться.

Как бороться с ошибками и их последствиями?

Определённого способа, который помог бы людям перестать ошибаться или же успешно справляться со своими проблемами — нет.

 Естественно, Вы можете спрашивать советы у друзей и знакомых или просматривать интернет в поисках информации, но Вам вряд ли удастся найти нужный ответ.

Да и в принципе, зачем вообще нужно бороться с ошибками, если они представляют для человека особую ценность в плане его развития и формировании как личности?

Впрочем, от некоторых решений, действительно, могут возникнуть серьёзные последствия, которые следует по-быстрому устранить. Что делать в таких обстоятельствах? В этих случаях главное сохранять спокойствие, после чего необходимо начать выяснение всех проблем, возникших из-за Ваших действий.

Возьмите в руки листок бумаги и проведите на нём вертикальную линию, поделив лист на две части. На его левой стороне перечислите все осложнения, с которыми Вам нужно разобраться, а с правой — возможные методы их решения.

После того, как все проблемы будут запечатлены на бумаге, приступайте к их устранению, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными. Самое главное — не переживайте, а постепенно разрешайте одну проблему за другой.

Смысл ошибок в жизни людей

Напоследок, давайте рассмотрим основные преимущества ошибочных действий людей и убедимся, что все пройденные ошибки приносят нам только пользу.

• Благодаря ошибкам, люди получают ценный опыт, который позволяет им повторно не совершить эту же самую ошибку.

• Ошибки позволяют человеку разобраться в себе, своих умениях и проверить на деле свои способности.

• Ошибочные действия подталкивают людей к размышлениям и поискам выхода из сложных ситуаций, что является хорошим методом развития.

• Ошибки отлично закаляют характер, наделяя его необходимыми качествами, способными предотвратить негативные последствия совершённых ошибок.

• Без ошибок жизнь была бы скучной. И это действительно так, ведь если Вы регулярно натыкаетесь на них, значит Вы не стоите на месте и постоянно находитесь в поиске чего-то нового.

Ну вот и всё, на этой ноте я предлагаю закончить обсуждение данной темы. Я надеюсь, Вы не пожалели о потраченном времени и узнали из этой статьи что-то новое для себя. Не бойтесь принимать серьёзные решения и совершать ошибки, ведь всё, чтобы Вы не делали, пойдёт Вам только на пользу. Удачи!

Источник: https://weblake.ru/samorazvitie/cennost-oshibok-v-zhizni

Волгоград

Все мы в жизни в чём-то допускаем ошибки, ведь справедливо говорят, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Ошибки у каждого свои, кто-то сказал вчера не те слова любимому человеку, кто-то преступил закон, кто-то «лопухнулся» и потерял деньги.

Перечислять все возможные варианты жизненных ошибок смысла нет, лучше давайте посмотрим на реакцию, которая следует за осознанием допущенного прокола.

Почему это важно? Всё просто: одни варианты реагирования могут помочь сберечь наши силы и дать полезный опыт, а другие наоборот — отнять силы и загнать человека в тупик. Наиболее распространённая и типичная реакция — эмоциональная.

Важно

Один человек начинает возмущаться несправедливостью жизни, другой винить или жалеть себя, третий впадает в ступор, четвёртый начинает смеяться.

Конкретное эмоциональное проявление, зависит от разных факторов, в числе которых тип нервной системы, особенности воспитания, субъективный уровень значимости «прокола», а также предшествующий жизненный и профессиональный опыт. Эмоциональная реакция характерна тем, что она сформировалась стихийно, без сознательного участия человека.

Иногда встречается вдумчивый подход без излишнего самобичевания, но чаще всего эмоциональная реакция выражается в виде «накрутки» чувства вины, гнева или же жалости. Все перечисленные реакции отнимают у нас силы, снижают самооценку, заставляя человека раз за разом прокручивать приключившуюся неудачу и испытывать негативные эмоции.

Кто сомневается, может живо представить себе ситуацию потери кошелька с только что полученной заработной платой из-за того, что забыл застегнуть карман или сумку, где лежал этот самый кошелёк.

Как же тогда надо реагировать на допущенные ошибки, спросите вы?<\p>

Есть как минимум несколько вариантов, из которых каждый может выбрать то, что ему больше подходит и соответствует уровню личностного развития.<\p>

Вариант под номером один называется «не бери в голову».

То есть, как говорится, «здоровый пофигизм сохраняет организм». Если ошибка уже допущена, то вернуть время назад вы не сможете, и вам ничего не остаётся, как принять случившееся, в том числе и свою ошибку. Позитивный момент в такой реакции — отсутствие испорченных нервов, но есть и один негативный момент. Если человек на всё, что идёт не так, на все свои проколы говорит «ну и ладно», то есть опасность, что со временем человек так потеряет все «тормоза»: страх, совесть, а вместе с ними и разум.

Именно поэтому, когда вы понимаете, что «Акела промахнулся», надо не просто махнуть на произошедшее рукой, но сделать и кое-что ещё. Например, можно, как поступают продвинутые в смысле личностного роста люди, искать плюсы в сложившейся ситуации. Иначе говоря, этот способ можно назвать «всё, что ни происходит, — всё к лучшему».

Самое удивительное, что люди, занимающиеся «вычерпыванием плюсов», порой действительно находят такое, ради чего стоило совершить ошибку. Например, человек сорвал на работе реализацию крупного проекта, и его уволили. Если работа была хорошей, то обычный человек начинает корить и жалеть себя, человек же продвинутый ищет позитив.

Совет

В качестве оного будут и возможность найти лучшую работу, и сделать перерыв в бурной трудовой деятельности, и возможность приобрести дополнительный жизненный опыт, и многое другое.

Именно подобный подход позволяется человеку сохранить душевные силы и найти ещё более достойную работу, тем самым превратив ошибку и поражение в победу.

Кому не нравится искать плюсы, может попробовать использовать деловой подход. Его суть заключается в том, что человек оценивает допущенную ошибку и ищет ответы на прагматичные вопросы:<\p>

—  что было сделано не так?

—  как именно надо было сделать, чтобы избежать «прокола»?

—  чему произошедшее меня научило?

В итоге человек вместо бессмысленного растрачивания нервов и душевных сил начинает заниматься самоанализом, и это приведёт к тому, что ошибок и огорчений в его жизни будет становиться с каждым днём всё меньше и меньше.

<\p>

—  Вспомните то, как ведут себя хорошие боксёры после проигранного боя — они изучают свои огрехи, просматривают допущенные технические и тактические ошибки и исправляют их.

Благодаря чему и двигаются в заданном направлении — к чемпионскому титулу.

Самые активные и продвинутые могут попробовать сочетать деловой подход и «вычерпывание плюсов». В качестве примера, который показывает пользу от подобного варианта реагирования на ошибки и неудачи, давайте представим ситуацию, когда вы опаздываете на важную встречу. Транспорт вас подвёл, телефон барахлит — в общем, полная «засада».

Вы, конечно, можете начать метаться, изматывая себя мыслями типа «ну как же так?..

», «как я мог так поздно выйти из дома?…», но только какая вам от этого польза? На встречу вы ведь всё равно уже не попадёте, поэтому гораздо разумней просто прогуляться, наслаждаясь свежим воздухом, солнышком и голубым небом, а заодно размышляя, что произошло, почему так вышло, чему это научило и что есть хорошего для вас в произошедшем.

Гарантирую, вы вскоре и дела поправите, и чувствовать себя будете великолепно!<\p>

Но если вам хочется острых переживаний и беготни с высунутым языком, то вперёд: неситесь к уже ушедшему с места встречи партнёру, рвите себе душу и проклинайте неисправную технику, то есть транспорт и телефон.

<\p>

Начать использовать приведённые техники одних останавливает привычное стремление почувствовать свою правильность через чувство вины. То есть вы нервничаете, чувствуете себя виноватым и заодно где-то в глубине души думаете: «я, конечно, «лопухнулся», но я же вон как переживаю (!), значит, я хороший человек, это просто так вышло в этот раз…вот если бы я не чувствовал себя виноватым, то я бы был монстром каким-то, а так — с кем не бывает…»

Обратите внимание

Другим мешает привычная для некоторых позиция жертвы: мол, я пострадал, жалейте меня, мне плохо и т.д. А тут, понимаешь, мало того, что я не пострадал, так ещё и плюсы какие-то искать, вы представляете? Вообще ни в какие ворота…<\p>

Третьим мешает просто лень.

В общем, причин, по которым можно не использовать «вычерпывание» плюсов или деловой подход — масса. Но постарайтесь найти для себя не очередную отговорку, а действительно попробовать изменить свои реакцию и отношение к ошибкам, ведь это может дать вам много чего хорошего.

Разумеется, не стоит ждать чуда от первых же попыток изменить свою реакцию на промахи. Менять себя — это всегда непросто, ведь к обычному для вас способу реагирования на ошибки вы привыкали годами, а тут только пару раз попробовали новый вариант.

Поэтому будьте готовы потратить достаточное количество времени, чтобы научиться жить по-новому. Научиться извлекать пользу из любой ситуации, превращая свои ошибки и поражения в победы и выигрыши.<\p>

P.S. Кто-то, прочитав статью, скажет, что всё это ерунда.

Возможно, но задумайтесь и скажите честно самому себе: так ли вам не знакомы «грабли», на которые вы наступаете во второй (а может, и в двадцать второй) раз, так ничему и не научившись и только сожалея в очередной раз, что опять сделали что-то не так.

 Всего 5 сообщений в 4 мнениях. Всегда можно кому-нибудь ответить или добавить что-то новое.

Яна Райман (гость), 27 августа 2014, 17:04

«Ошибки»(мое мнение) Люди,на мой взгляд делятся на две части в плане познания жизни:• 1)Первые целиком и полностью доверяются жизненому опыту бывалых людей. Прислушиваются к их мнению,и не совершают то громадное колличество ошибок ,или действий ,которые в последствии приводят к чему-то плохому.

Таких людей я называю «обходящие грабли». Они мудры, и понимают то,чего никак не могут понять вторые. Ведь из покон веков младшие учились у старших. И во всяком племени ,и даже во Африке, есть старейшины,готовые поделится своим опытом во благо своей нации. И никто этим не пренебрегает.

• 2)А вторые,в свою очередь, прут против системы жизни,желая познать мир наощупъ,закрытыми глазами. Они бунтари,по сути. Но некотрые люди не могут по другому!!!Если не обожгуться — не поверят.Это как НЛО. Мы не верим тем людям,которые без вещественных доказательств,заявляют о том что видели «нечто».

Методом «Наощупъ» намного эффективнее познавать мир ,если ты сильный человек,если определенный ряд сложных обстоятельств не сломает тебя, если ты сможешь не смотря ни на что идти к поставленной цели (ведь все ,что нас не убивает,делает сильнее) (но ты не сможешь понять сильный ты или нет,пока перед тобой не появится серьезная проблема,требующая серьезного решения.) Конечно,бывает такое,и часто,что жизнь наказывает людей,за то что имея подсказки и «правила по эксплуатации жизни» они не обращают на это никакого внимания,говоря ,что это полный бред. Потом совершают непоправимые ошибки,и вся жизнь их идет под откос. Они мучаются,страдают,некоторые осуждают своих родных,некотрые проклянают Бога,но ничего уже не изменить.

Во всем есть свои плюсы и минусы.

Аноним (гость), 28 мая 2007, 19:04

Тема. Действует. Проверено на себе.

Аноним (гость), 30 января 2007, 16:33

«А тут, понимаешь, мало того, что я не пострадал, так ещё и плюсы какие-то искать, вы представляете? Вообще ни в какие ворота…» СУПЕР!!!! <\p>

Аноним (гость), 30 января 2007, 14:51

ЗАЧОД!

Ещё неплохо переоценивать то, что было раньше. Тогда некоторые «победы» можно оценивать более критично, как и явные «промахи» могут обернуться положительными сторонами.<\p>

Важно

Для оценки ошибок:
Поиск положительным моментов + максимально объективный «разбор полётов» в голове, без самоообмана и с постановкой себя на место других – самое оно.

Хорошая статья

Аноним (гость), 30 января 2007, 16:27

Все верно, неплохо вообще самому просматривать своб жизнь и произошедшие события как бы со стороны, то бишь заниматься вдумчивым самоанализом<\p>

Источник: http://www.volgogradru.com/theme/info/psihology/sovety/89224.pub

Как разобраться в себе: понять причины навалившихся неприятностей и исправить ошибки прошлого

«Я сломлен и подавлен изнутри. Депрессия не покидает. Сомнения, страхи, многочасовые размышления о бессмысленности существования.
Как разобраться в себе, я запутался, что делать дальше? Как исправить ошибки прошлого? Хочу научиться жить заново, вновь поверить в себя. Но как мне преодолеть тяжёлое чувство вины, чувство безысходности и двигаться по жизни вперед к новым целям?»

Жизнь – это период непрерывного обучения, развития личности в ней, как и в школе ошибки неизбежны. Важно не скатиться в бесполезные переживания по любому поводу, теряя драгоценную жизненную энергию, а извлекать ценные уроки, ведущие к постепенному преобразованию характера, ответственности, адекватному восприятию мира и пониманию своего места в нём.

Ошибки прошлого

Как разобраться в себе, осознав ошибки своего прошлого? О собственных ошибках человек признаётся себе, когда они уже совершены. Обвиняя других людей, Вселенную, обстоятельства, он дистанцируется от понимания пройденных уроков. Только признавшись честно самому себе, допуская право на ошибку, открываются возможности для обучения и принятия личных промахов.

Фокус с самобичевания смещается к осознанию неверно выбранного пути. Мудрые люди признают свои ошибки легко. Они знают, что развитие ускоряется, когда они действуют, а не возвращаются снова и снова к прошлому.

Чувство стыда в сочетании с неудачными попытками преодоления трудностей объясняет, почему многие люди не могут разобраться в себе и отказываются от своих целей − они не готовы принять ответственность за ошибки. Им не хватает веры в успех, т. к.

с детства приучены чувствовать вину за личные неудачи. Отсюда возникает полная уверенность, что более сложные цели приведут к более тяжёлым последствиям.

Замечено, что чем больше амбиции, тем ниже способность преодолевать препятствия и учиться на своих ошибках.

Ошибки делятся на 4 вида:

  • Неприятности, которые происходят по собственной глупости, неосторожности, легкомыслию.
  • Ошибки прошлого, совершённые когда-то, неизбежная расплата за которые ещё не наступила.
  • Ошибки, которые понятны, но требуют волевых усилий, чтобы исправить ситуацию.
  • Ошибки, имеющие сложные, кармические причины и не очевидный способ их решения. Самостоятельное исправление таких ошибок требует определенных знаний в области эзотерики, поэтому иногда лучше обратиться к компетентному специалисту (Духовному Целителю) в этих вопросах.

Как разобраться в себе: понять причины и исправить ошибки прошлого

Совершённые ошибки определяют характер личности. Чаще человек страдает, когда они повторяются, вынуждая его меняться через сложные трансформации собственного эго.

Не каждый готов признаться в своих недостатках, неправоте, ложности суждений, что является подсознательным отказом признавать реальное положение вещей. Это говорит об ограничениях, укоренившихся с раннего детского возраста.

Страх признать ошибку сохраняет зону комфорта, но не даёт увидеть череду повторяющихся однотипных ошибочных действий, ведущих к:<\p>

  1. Возрастающему чувству вины;
  2. неуверенности в себе;
  3. внутреннему конфликту. Что такое внутренний конфликт, читайте здесь>>
  4. не желанию − понять себя;

Разобраться в себе и понять причины навалившихся неприятностей поможет тщательный анализ сложившейся ситуации с помощью задаваемых вопросов самому себе:

  • Какова была вероятность случившихся событий?
  • Существуют ли альтернативные решения, которые следовало бы рассмотреть, но чего сделано не было?
  • Возможно, были совершены многочисленные мелкие ошибки, которые привели к одной большой проблеме?
  • Что послужило мотивом для совершения ошибочного действия?
  • Возможно, установка неверных целей привела к проблеме?
  • Что можно сделать по-другому, если проблема повториться?
  • Какая полезная информация поможет справиться с неприятностью?
  • Как можно избежать попадания в подобные ситуации?
  • Было ли это неизбежно с учетом всех обстоятельств?
  • Это точно причина или только видится таковой в прошествии короткого периода времени?

Духовный путь развития — поможет понять себя и откорректировать ошибки прошлого. Что такое Духовное развитие, читайте здесь>>

Как разобраться в себе, если не удается сделать это самостоятельно, жизнь не меняется в лучшею сторону 

Поддержка и помощь хорошего духовного целителя, психолога, близких, друзей, коллег, способствуют объективному выявлению заблуждений, ложного выбора, совершённых ошибок. Признание себе в том, что без посторонней помощи не обойтись, иногда требует большего мужества, чем попытки самостоятельного решения проблемы.

Чем урок сложнее, тем глубже предстоящие изменения. Если пытаться что-то исправить, не понимая, в чём кроется суть, то такой подход заканчивается более тяжёлыми и запутанными последствиями. Не стоит забывать что, помощь хорошего человека − это замечательно, но, никто не сможет так квалитативно вам помочь, как вы сами − понять и разобраться в самом себе.

Как быть, если ваши действия оказали плохое влияние на других людей

Никакой анализ не заменит уверенность в себе. Если действия негативно повлияли на других людей, то это зарождает сомнения в собственных силах, т. к. в следующий раз подобная ситуация будет восприниматься с отрицательным оттенком, страхом.

Лучшее, что можно сделать в аналогичных обстоятельствах – это стараться не повторить прошлых ошибок, для чего необходимо расширить перспективу восприятия, посмотреть на событие не линейно, а попробовать увидеть целиком; исследовать под другим углом, со стороны.

Полезно вспомнить и понять, какие эмоции у вас вызывают подобные неприятности других людей, что наверняка значительно снизит критичность сложившихся обстоятельств. Возможно, в чём-то их ошибки будут выглядеть комичными, а главное – понятными, что облегчит выход из затруднений.

Совет

Если удаётся отнестись к проблеме с юмором, то исчезает необходимость судить себя на основании одного события, что предотвратит повторений таковых в будущем.

Юмор психологически раскрепощает и отвлекает от бесконечного переживания прошлых неприятных моментов биографии, ведущих к психическим расстройствам, депрессиям.

Напоследок несложная техника, позволяющая успешно справляться с любой проблемой:

Вообразите, что за спиной висит рюкзак, не имеющий дна, в который необходимо складывать весь негатив, встречающийся на жизненном пути. Туда можно бросать оскорбления, обиды, ненависть, зависть, злобу, сомнения.

Это постепенно очищает восприятие от нежелательной эмоциональной окраски, и события представляются в чистом виде без искажений действительного положения дел.  Также чистота восприятия сохранит психическое и физическое состояние в норме, т. к.

негатив не будет задерживаться в энергетическом поле человека, провоцируя возникновение заболеваний на почве нервных переживаний. А самое главное, что дорога к намеченным целям станет ясной и приведёт без сомнения к их достижению.

Источник: https://avisi.ru/kak-razobratsya-v-sebe-ponyat-prichiny-i-ispravit-oshibki-proshlogo.html

Ошибка или опыт? — Круглосуточная психологическая помощь онлайн «Точка опоры»

Сколько раз я сталкивался на консультациях с этой темой — «я боюсь ошибиться».

Дальше все развивается, как правило, по одной и той же схеме: человек пытается просчитать варианты, все время прикидывает, думает, анализирует и…. ничего не делает.

Потому что как ни прокручивай возможные варианты развития событий, возможность ошибки так или иначе будет заключена в любом из них.

Усугубляет ситуацию и то, что само понятие ошибки — понятие с резко отрицательным значением. Ошибся — значит, неудачник. Ошибся — значит, не умен. Ошибся — значит, недостаточно ловок или силен, и многое другое «недостаточно».

Но существуют ли ошибки вообще? И как мы это оцениваем?

Обратите внимание

Вообще-то ошибки в чистом виде существуют только там, где есть эталон, четко выверенный. Скажем, вам показалось, что прошел час. А на деле прошло полтора. Вы ошиблись? — да.

Потому что есть конкретный эталон часа, минуты и секунды, он общезначим и абсолютно конкретен.

Или, если вы сказали, что от стола до двери два метра, но измерив рулеткой, вы выяснили, что их два с половиной — вы тоже ошиблись, потому что есть конкретный эталон метра.

Но есть ли подобные эталоны поступков? Жизни? Суждений, мировоззрения? Вряд ли такое можно сказать с уверенностью. Даже моральные максимы можно толковать весьма относительно, в зависимости от обстоятельств.

«Не убий» — казалось бы, куда конкретнее? Но ведь веками в человеческой морали оправдано убийство из самообороны.

А что говорить о войнах, под которых подводились самые разные основания, и участники их становились героями?

Давайте начнём с простых ошибок.

Вы не выучили урок в школе и неправильно написали слово или решили неправильно уравнение. Вы ошиблись? С точки зрения русского языка и математики — да. С точки зрения жизни — нет. Вы получили бесценный опыт на тему «что бывает, если не выучить урок».

Ваше отношение к этому может быть разным, но многое зависит здесь от позиции родителей. «Все мы родом из детства» — эту максиму психологи повторяют на все лады, и от нее действительно никуда не денешься. Одни родители могут сказать: «ну что ж, ошибся, давай поможем тебе исправить, ты запомнишь этот опыт и постараешься его не повторять». Но этот случай — довольно редкий.

Чаще всего родители занимают позицию осуждения: «Как ты мог принести двойку? Не будешь хорошо учиться — пойдешь в дворники/лишим тебя мороженого/будешь сидеть дома все выходные».

Ребенок прочно запоминает после нескольких повторений подобной ситуации, что ошибка — это страшно, что за нее следует неизбежное наказание. Причем понятие ошибки распространяется таким образом не только на формальную ошибку в написании слова или решении уравнения, а вообще на то, что что-то в жизни пошло «не идеально», не «как положено».

Важно

Вот так, чаще всего, и возникают пресловутые эталоны жизни, опыт перестает восприниматься как опыт, из опыта уже сложно сделать правильные выводы, а вместо них происходит нагнетание страха перед любой ошибкой.

Человек привыкает общаться сам с собой с позиции мамы или папы: «ошибся — плохо», и ругает себя сам. Меж тем полезная информация, которая могла бы быть извлечена из этого опыта, просто теряется, потому что сознание человека привыкает заниматься не работой над ошибкой, а самобичеванием.

Если мы возьмем более сложную ошибку, например, выбор неподходящего партнера для брака, то тут разворачивается целое поле вариантов: как можно было бы поступить с этой ошибкой, если вообще ее так называть. Но эталон жизни готов уже заранее — большинству из нас с детства рассказали «как должно быть».

Причем чаще всего, примера того, как хорошо и комфортно жить в семье, многие не имеют — родители таких детей сами часто жили «так себе», и не преподали ребенку настоящего урока счастливой семейной жизни. И именно в результате этого родители, анализируя свои ошибки, стараются объяснить ребенку, что и как он должен в будущем делать, чтобы избежать ошибок родителей.

Казалось бы, доброе побуждение — передать опыт, научить. А на деле выходит все наоборот — ребенок усваивает шаблон, но он, вероятно, годился для самого родителя, и следует из конкретного жизненного опыта и конкретных обстоятельств.

А вот годится ли этот шаблон для ребенка — спорный вопрос, потому что ребенок — человек с другим характером, другим психотипом и, возможно, даже совсем другими целями в жизни, другим предназначением, и обстоятельства его жизни будут наверняка тоже совсем другими.

Напуганный перспективой ошибки, ребенок старается действовать по шаблону — и чаще всего проигрывает.

Во-первых, потому, что действовать по шаблону не удается, ведь опыт, который усваивается прочнее — это реальный жизненный опыт, а из реального опыта у ребенка есть только родительская семья, в которой жили «так себе». И чаще всего, неосознанно, ребенка все равно заносит в тот же сценарий, который проживали и его родители.

Во-вторых, он может проиграть еще и потому, что, пытаясь действовать по шаблону, он не учитывает своих особенностей, своих настоящих желаний и своих ценностей, которые к моменту взросления уже так или иначе формируются.

И в-третьих, потому, что родители не учли возраст ребенка. Могут ли быть в 25 лет те же ценности, что в 50? Вряд ли. И поэтому передача родителями своего опыта с позиции пятидесятилетних все равно не подойдет ребенку, которому едва за двадцать. А свой реальный опыт переживаний в двадцать лет родители редко помнят, увы.

Совет

Усложняется все это той же схемой, что была и в школе: «Ошибся? А ведь мы тебе говорили!….» — следует негативная оценка и осуждение. И уже взрослый ребенок вместо извлечения опыта из ошибки идет тем же путем — самобичевания и самообесценивания.

Бывает и так, что человек сам жалеет о своих ошибках, на тему которых ему, предположим, не строили шаблонов. Причиной служит боль и другие негативные эмоции, которые он пережил.

Например, сделал ошибку в работе — последовало увольнение. А работа очень нравилась, и найти такую же пока оказалось сложно. Человек мучается тем, что он «мог бы сделать так-то и так-то», и избежать последствий.

Да, жалко — никто не спорит.

Но опять энергия уходит не на попытку сделать выводы о том, как больше такого не допустить, а на самобичевание, и причиной этого, скорее всего, тоже служит некий эталон, который человек мог сам себе построить — «жизнь должна проходить без неприятностей».

Мы давно уже забыли, что боль, горечь, досада и обида — в общем-то нормальные эмоции, которые человек может и должен испытывать в жизни. Боль помогает запомнить какой-то опыт. Досада помогает найти выход. Нежелание переживать горечь и вообще негативные эмоции — нормальный двигатель к тому, чтобы найти адекватное решение.

А представьте себе: вы совершили некий поступок, который привел не к тому результату, что вы себе наметили. Но вам от этого никак. Ни горячо ни холодно. Станете ли вы искать другое решение? Да нет, зачем. И вы снова наступите на те же грабли и снова вам будет «никак».

Это вообще похоже на развитие, которое есть суть жизни? Станете ли вы укреплять здоровье, если никогда не болеете? Станете ли вы строить отношения, если вы не испытываете в них никаких эмоций? Зачем, если «все хорошо», а точнее — никак, потому что «плохо» мы познаем в сравнении с «хорошо».

Другое дело, что можно испытывать негативные эмоции, а потом относительно быстро переключаться на выводы и поиск решений, а можно застревать в негативных эмоциях надолго. Как правило, именно это и происходит, и именно этого чаще всего боятся. Причиной застревания служит то, что мы привыкли все контролировать умом.

Обратите внимание

Ум строит план «как должно быть», мы стремимся к плану, а когда происходит нестыковка — то мы страшно расстраиваемся. Что с одной стороны нормально.

С другой — большинству сложно увидеть в новом развороте событий как опыт, так и возможности. Ум продолжает генерировать мысли в духе «а что я мог бы сделать тогда-то, чтобы не допустить то-то», и в итоге происходит то самое застревание в прошлом и в переживаниях. Меж тем у нас есть наше настоящее. В котором можно задать себе два простых вопроса:

Какой опыт я могу извлечь из этой ситуации, что полезного я могу почерпнуть? Какие возможности может открыть мне новый поворот событий?

Любой, даже самый грустный поворот событий может открыть возможности. Для того, чтобы их увидеть, надо сначала пережить чувства, которые вызвала ситуация — не ругать себя, не подавлять их, а принять.

Принять, что есть боль, горечь, обида или досада, тоска или отчаяние. И проживать их. Осознавать, что они есть, как они называются и выражать их. О том как выражать — мы с вами говорили в статье про эмоциональный кризис. А потом, когда пар будет выпущен — самое время задать себе те вопросы.

И всеми силами удержаться от самокопаний в ключе «ах вот если бы я тогда сказала/сделал/решилась/отказался….» Тогда было тогда.

И тогда вы приняли именно то решение, которое могли принять с учетом тех реалий, того состояния души, той информации, что была и тех людей, что вас окружали. Если бы вы действительно могли бы принять другое — вы бы его приняли.

Но тогда, коль скоро вы выбрали именно то решение — оно и было тем оптимальным и единственно возможным.

Один знакомый мне хирург, специализировавшийся на очень сложных операциях в области трансплантологии, выбрал своим девизом фразу «все поправимо», хотя вещи, с которыми к нему обращались пациенты, уж точно не относились к категории легко исправимых.

В жизни человека, на уровне поступков, событий и мыслей поправимо практически все. Единственное что мы не может исправить — это уход из жизни близких. Но это — то горе, которое нужно просто переживать. И жить дальше. А касательно всего остального — нет такой ситуации, из которой нельзя было бы извлечь урок, и нет таких катастроф, которые не вызвали бы новый виток развития.

Важно

Проблема лишь в нашем уме, который способен годами вызывать сокрушение по поводу того, что что-то пошло не по плану и «не идеально». И, застревая в самобичевании, многие лишают себя возможностей, опыта и конструктивных решений. Как относиться к себе и своим ошибкам — выбор каждого. Но стоит помнить:

Пока мы живы, можно всё исправить,
Всё осознать, раскаяться, простить.
Врагам не мстить, любимым не лукавить,

Друзей, что оттолкнули, возвратить.

Пока мы живы, можно оглянуться,
Увидеть путь, с которого сошли.
От страшных снов очнувшись, оттолкнуться
От пропасти, к которой подошли….

Эдуард Асадов

Если у Вас возникли вопросы по статье

«Ошибка или опыт?»

Вы можете задать их нашим психологам онлайн в скайпе:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с консультантом, то оставите свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на нашем форуме.

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Источник: https://PsyHelp24.org/errors-have-experience/

Ссылка на основную публикацию