Определения: человек и общество (для итогового сочинения)

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество» :
“Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.

Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.”

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению “Человек и общество”. Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли.

Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.

Обратите внимание

Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.

Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Человек и общество”

Направление
Примерный список литературных произведений
Носители проблемы
Человек и общество А. С. Грибоедов “Горе от ума” Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу
А. С. Пушкин “Евгений Онегин” Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени.
И. А. Гончаров “Обломов” Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип.
А. Н. Островский. «Гроза»  Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого.
А. П. Чехов. «Человек в футляре». Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого
А. И. Куприн “Олеся” Любовь «естественного человека» (Олеси) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством.
В. Быков «Облава» Федор Ровба – жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий.
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий.
Р. Брдбери. «И грянул гром» Ответственность каждого человека за судьбу всего общества.
М. Карим «Помилование» Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени.

«Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?

К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны.

Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию.

Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.

Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия.

Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее.

Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.

Повысит оценку использование в работе цитат. При этом вы можете упомянуть как слова древних философов («Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода», Сенека Младший) или русских классиков («Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни», Д. И. Писарев), так и современных авторов.

Важно

Также можно использовать примеры народного творчества, как, например, пословицы: «Сообща искать – все отыскать» или «У плывущих в лодке судьба одна».

Причем, цитаты могут быть не обязательно «положительными» (к примеру, «Люди рождены друг для друга», как сказал Марк Аврелий), но и «отрицательными» и даже в какой-то мере провокационными (самая известная из таких – «Человек человеку волк», Плавт).

Другие направления итогового сочинения:<\p>

Источник: https://examer.ru/ege/2019/itogovoe-sochinenie/chelovek_i_obschestvo

Определения понятий для итогового сочинения | Литрекон

Автор: Самый Зелёный · 28.11.2018<\p>

Чтобы не сидеть битый час в попытке выдавить из себя вступление на экзамене, нужно заранее подготовить определения терминов, заложенных в направлении. Именно с них можно начать свое рассуждение.

Более того, очень часто на итоговом сочинении попадаются темы, в рамках которых необходимо раскрыть смысл того или иного слова, какой-нибудь мечты или мести. А потому вам в помощь мы составили полезные шпаргалки для ИС.

Но если чего-то все-таки не хватило, поправьте Многомудрого Литрекона в комментариях.

Отцы и дети

Синонимы:

  1. Родители, семья, представители старшего поколения, взрослые, зрелые люди, старики, люди с опытом, глава семьи, предки, родоначальники, отцы-основатели, консерваторы, патриарх семьи;
  2. Молодежь, представители нового (молодого) поколения, ребенок (малыш, потомство, дочь, сын), новые люди, наследник, потомок, отпрыск, молодой человек, воспитанники, юноша (девушка), приемники;

Отцы – это…

  • Представители старшего поколения, которые, как правило, имеют консервативную позицию и борются за сохранения традиций и устоев прошлого;
  • Зрелые люди, которые имеют богатый жизненный опыт и практические знания во многих сферах общественной деятельности;
  • Поколение родителей, которое защищает свое мировоззрение от прогрессивных веяний и проповедует его основы молодежи;
  • Люди в возрасте, которые живут прошлым и зачастую не могут принять будущее;
  • Семья, которую мы должны беречь и уважать, несмотря на различия во взглядах;
  • Носители старинных патриархальных установок;
  • Рабы привычек и ценностей прошлого;
  • Родители, которые заложили фундамент нашего будущего.

Дети – это…

  • Представители молодого поколения, которые имеют прогрессивные взгляды и смелость их отстаивать;
  • Максималисты, которые живут идеалами будущего, но зачастую игнорируют положение дел в настоящем, а также пытаются разрушить историческую связь с прошлым;
  • Молодые люди, от взглядов и поведения которых зависит будущее человечества;
  • Представители новой эпохи, которые выступают за перемены в обществе и государстве;
  • Наследники, которым суждено не только продолжать славное дело предков, но и исправлять их ошибки;
  • Потомки, которые уже приходят в этот мир с бременем истории, что навязывает им определенную модель поведения;
  • Молодежь, которая еще не имеет жизненного опыта и возможности созидать нечто принципиально иное, чего еще не было;
  • Носители инновационной культуры.

Преемственность поколений – это…

  • Историческая, культурная и социальная связь между разными поколениями;
  • Биологическая и социокультурная взаимосвязь отцов и детей;
  • Обмен опытом между представителями разных возрастных категорий;
  • Передача опыта, навыков и мудрости родителей детям;
  • Общность ценностей и морально-нравственных ориентиров предков и потомков;
  • Закономерность развития человеческой цивилизации, благодаря которой существует прогресс;

Конфликт отцов и детей – это…

  • Столкновение мировоззренческих позиций разных поколений;
  • Идеологическое противоборство носителей разных культурных и поведенческих установок;
  • Противостояние родителей и их наследников, основанное на разнице их видения мира;
  • Борьба прошлого и будущего;
  • Смена парадигмы мышления;
  • Бунт молодежи против традиций старого мира;
  • Сопротивление старшего поколения прогрессивному влиянию перемен.

Мечта и реальность

Синонимы:

  1. Грёза, желание, каприз, воображение, фантазия, иллюзия, идеал, воздушный замок, намерение, план, стремление, порыв, идеальные представления о будущем, мечтание, видение, мираж, самообман, причуда, самообольщение, путеводная звезда, вожделение, утопия, идиллия, химера, фантом.
  2. Действительность, реальный мир, настоящее, реальная жизнь, явь, материальный мир, факт, существование, реалии, данность, предметность, материальность, конкретность, «то, что есть», вещественность, подлинное положение дел, настоящая жизнь, бытие, наличие, объективные причины, обстоятельства, условия.
  3. Хотел, мечтал, желал, воображал, идеализировал, намеревался, строил планы, верил иллюзиям, строил воздушные замки, предавался мечтам, грезил, переносился в мир грёз.

Мечта – это…

  • Грёза, определяющая судьбу человека;
  • Желание, которое вдохновляет нас и ведет по жизни;
  • То будущее, которое мы хотели бы иметь;
  • Идеальные представления о жизни и о нас самих;
  • Идеал, к которому нужно стремиться;
  • Утопия, которой не может быть;
  • Иллюзии, которыми человек закрывается от реальности;
  • Игра воображения, которая может как возвысить человека над рутиной, так и поглотить его целиком, лишив реального смысла жизни;
  • Идеальное будущее, куда мы так стремимся;
  • Стремление к идеалу, способствующее всестороннему развитию личности;
  • Прекрасное и абстрактное порождение внутреннего мира.

Реальность – это…

  • Объективная действительность;
  • Внешний мир, который нас окружает;
  • Данность, которую мы видим, осязаем и чувствуем;
  • Совокупность условий, обстоятельств, предметов и явлений, которые материальны;
  • Объективно явленный материальный мир;
  • Среда обитания человечества;
  • Существующие явления и факты, определяющие условия и обстоятельства нашей жизни;
  • Бытие, составляющие которого предметны, конкретны и осязаемы;
  • Нечто, существующие на самом деле;
  • То, что находится и функционирует вне сознания личности;
  • Окружающая действительность, подчиняющаяся объективным закономерностям бытия.

Бегство от реальности – это…

  • Попытка защититься от агрессивной среды обитания;
  • Отшельничество в пределах внутреннего мира;
  • Побег от объективной действительности в пространство субъективной реальности;
  • Строительство и эксплуатация воздушных замков;
  • Защитный механизм личности, обеспечивающий укрытие от сложных жизненных обстоятельств;
  • Уход в себя;

Цель – это…

  • Результат, которого мы ожидаем от предпринятых мер;
  • Конкретная жизненная установка;
  • Глобальная задача, решение которой обеспечит нам необходимые ресурсы.

Доброта и жестокость

Синонимы:

  1. Отзывчивость, благодушие, сострадание, милосердие, добродетель, хорошее (благое) дело (отношение, поступок, поведение), благонравие, человеколюбие, гуманность, сердечность, мягкосердечие, добродушие, участливость, готовность помочь и поддержать, радушие, положительные эмоции, великодушие, благородство.
  2. Злость, насилие, агрессия, ненависть, гнев, отрицательные эмоции, равнодушное (эгоистичное, безразличное, плохое) отношение (поступок, поведение, дело), бесчеловечность, бездушность, кровожадность, неистовство, беспощадность, неумолимость, бесчувственность, холодность, ярость.

Доброта – это…

  • Хорошее отношение к людям;
  • Гуманное мировоззрение;
  • Отзывчивое и милосердное поведение человека в сложных ситуациях;
  • Бескорыстная любовь к ближнему;
  • Стремление помочь и поддержать других людей;
  • Готовность выручить незнакомца в трудную минуту;
  • Мягкосердечие и доверие по отношению к окружению;
  • Свидетельство силы духа и благородства души;
  • Расположение к другим людям и открытость характера;
  • Хорошее качество человека, которое определяет его готовность и желание помогать и сочувствовать людям бескорыстно;
  • Чувство, вдохновляющее личность на нравственные подвиги;
  • Совокупность добродетелей, таких как, милосердие, сострадание, бескорыстие и самоотверженность;
Читайте также:  Сочинение на тему: как я провел лето на море?

Жестокость – это…

  • Злое и агрессивное поведение человека;
  • Негативные эмоции, которые чаще всего находят выход в насилии;
  • Отрицательное качество личности, которое включает в себя раздражительность, эгоизм и равнодушие к окружению;
  • Порок души;
  • Проявление внутренней дисгармонии;
  • Болезнь ума и сердца, которая проявляется в появлении порочных наклонностей;
  • Тип мировоззрения человека, которое основывается на поощрении собственного эгоизма любыми средствами;
  • Морально-психологическая черта личности, которая характеризует ее отношение к себе подобным;
  • Злое и несправедливое обращение с людьми и животными;
  • Отклонение в развитии психики человека, которое заключается в аномальном поведении.

Мнимая доброта – это…

  • Показное благородство, как правило, мотивированное корыстными интересами;
  • Фальшивое проявление участия в рамках вежливости, неискреннее и лицемерное действие;
  • Лицемерное благодушие, которое человек использует для налаживания нужно социального контакта;
  • Искусственный интерес к жизни и положению других людей, изображаемый личностью в эгоистических целях;
  • Самообман, в результате которого человек убеждает себя в том, что он чувствует озабоченность судьбой других людей, хотя на самом деле он равнодушен к этому.

Добрый человек – это…

  • Благородный и самоотверженный член общества, всегда готовый помочь нуждающимся;
  • Обладатель активной жизненной позиции, в основе которой лежит стремление сделать мир лучше, милосерднее и благороднее;
  • Тот, кто стремится бескорыстно помочь не только словом, но и делом.

Жестокий человек – это…

  • Эгоист, равнодушный ко всему, кроме своей персоны;
  • Злодей, чьи помыслы и силы направлены во вред окружающим людям;
  • Слабовольный трус, всегда выбирающий легкие пути.

Месть и великодушие

Синонимы:

  1. Возмездие, мщение, ответ ударом на удар, действие по принципу «око за око», выяснение отношений, расправа, наказание, самосуд, расплата, взыскание, кара, реванш, вендетта, сатисфакция (дуэль, поединок), возмещение вреда.
  2. Добродушие, благородство, нравственный подвиг, самоотречение, самопожертвование, милосердие, возвышенные принципы, величие души, нравственное величие, моральное превосходство, прощение.

Месть – это…

  • Агрессия жертвы по отношению к обидчику;
  • Самостоятельный поиск справедливости;
  • Самосуд, являющийся противоправным деянием по своей сути;
  • Действие, которое наказывает врага за совершенное зло;
  • Расплата за нанесенные обиды;
  • Стремление покарать того, кто виноват в чем-либо перед тобою;
  • Негативное чувство, провоцирующее на применение насилия;
  • Всплеск негативных эмоций, являющийся следствием пережитого стресса и направленный на поиск и наказание виновника проблемы;

Великодушие – это…

  • Умение простить обиду и принять раскаяние;
  • Самопожертвование во имя благих целей;
  • Свойство души, которое выражается в отзывчивости, готовности помочь, снисходительности к слабостям других людей и стремлении оправдать их;
  • Бескорыстная уступчивость и склонность прощать обиды;
  • Способность к совершению нравственных подвигов во имя гуманности и человеколюбия;
  • Преобладание интересов людей над личными мотивами;
  • Положительное качество человека, характеризующее его понимание и желание безвозмездно помогать другим людям;
  • Величие человеческой души, которое отражается в гуманных поступках и светлых помыслах личности.

Кровная месть – это…

  • Традиция древних народов, согласно которой представители одного рода должны мстить за своих родственников всем представителям другого рода, откуда происходит обидчик;
  • Обязанность отомстить врагу, лежащая на всех членах оскорбленной семьи;
  • Выяснение отношений в рамках двух семей, связанных враждой, где каждая сторона стремится нанести удар другой стороне в качестве наказания.

Месть во благо – это…

  • Единственно возможное восстановление справедливости;
  • Самозащита общества от агрессора;
  • Народный самосуд, защищающий права простых людей, попранные продажным правосудием.

Мнимое великодушие – это…

  • Благородные поступки напоказ с целью пустить зрителям пыль в глаза;
  • Фальшивая толерантность, которую человек демонстрирует в целях извлечения выгоды из своего положения;
  • Показные благодеяния, призванные поднять статус того, от кого они исходят.

Искусство и ремесло

Синонимы:

  1. Творчество, культура, созидание, талант, дар, дарование, вдохновение, гений, открытие, творение, мастерство, гениальность, умелец, виртуоз, мастер, творец, создатель, художник (слова, звука, кисти), деятель культуры, просвещение, призвание.
  2. Дело, подражание, копирование, профессиональное занятие, промысел, работа, рутина, рукоделие, производство, специальность, умение, навык, имитация, повторение, стилизация, заимствование, эпигонство.

Искусство – это…

  • Результат слияния труда и таланта;
  • Основа культуры человечества, которая воспитывает в нас чувство прекрасного;
  • Процесс создания предметов и явлений, обладающих художественной ценностью;
  • Особый вид деятельности человека, результатом которого является творческое наследие;
  • Совокупность произведений всех видов творческой деятельности, объединенных эстетической и культурной значимостью;
  • Природа, созданная человеческими руками;
  • Отражение действительности через призму человеческого гения;
  • Духовная самореализация личности.

Ремесло – это…

  • Умение выполнять свои профессиональные обязанности;
  • Служебная деятельность в какой-либо сфере в целях извлечения прибыли;
  • Разновидность профессионального труда;
  • Работа, за которую люди получают средства на жизнь;
  • Копирование и эпигонство в искусстве;
  • Систематическое применение определённого труда в целях достижения поставленных целей;
  • Ряд обязанностей и дел, которые человек осваивает для того, что обеспечивать себя материальными благами;
  • Рутинное и монотонное занятие, приносящее доход.

Фальшивое искусство – это…

  • Производство предметов и явлений массовой культуры;
  • Подражание таланту, лишенное индивидуальности;
  • Создание произведений, лишенных художественной ценности и значимости.

Источник: https://litrekon.ru/podgotovka/k-itogovomu-sochineniyu/opredeleniya-ponyatij/

Итоговое сочинение по литературе «Человек и общество». 2017-18 уч. год

Общество – могучая сила. Человек не может жить вне общества. Однако огромное количество законов, написанных для защиты человека от общества, свидетельствует о том, что не всё нормально в отношениях между гражданами и социумом.

Мы боимся выйти на улицу вечером, нам бесконечно угрожают мошенники из социальных сетей. Вступая в жизнь, мы уже напуганы теми опасностями, которыми грозит этот недобрый, а подчас и откровенно злобный мир.

Как прожить свою жизнь по своему плану? Как не сломаться под ударами судьбы?

В знаменитой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой Александр Андреевич Чацкий, наделённый умом и свободомыслием, человек открытый и честный, оказывается во враждебной среде «фамусовского общества».

Прожив в течение трёх лет в отъезде, встречаясь, очевидно, с умнейшими людьми своего времени, прочитав много книг, он считает, что общество движется вперёд, благодаря прогрессу. Свои идеи он высказывает прямо, предполагая найти единомышленников в знакомой с детства среде. Однако на всё так просто.

Прогресс не коснулся застывших в своём развитии представителей высшего света Москвы. Они остаются приверженцами правил, которыми руководствовались ещё их деды, они считают, что «по отцу и сыну честь» и «кто беден, тот … не пара». В этом мире делают выбор в пользу богатства, а не любви: «…будь плохонький, но если наберётся душ тысячки три – тот и жених».

Их дом открыт «для званных и незванных, особенно из иностранных». Эти постулаты позволяют льстивым и недалёким Молчалиным сделать карьеру, а может, и войти в богатенькое семейство, благодаря сговорчивости и умению угождать!

В итоге общество объявляет Чацкого сумасшедшим, потому что не желает принимать его нелицеприятных обличений. Чацкого гонят из этого круга, хотя он во многом прав. Покидая дом Фамусова, пронизанный ложью и лицемерием, герой уходит, унося «мильон терзаний», раздавленный высокомерием, он остаётся верен своим убеждениям, хотя сердце его разбито.

Совет

Герой другого классического произведения – Евгений Онегин – презирает общество. В одноимённом романе А.С.Пушкина показаны три круга дворянства: поместное, московское и петербургский высший свет. Онегин не показан только в Москве.

Как складываются его отношения в этих кругах? Петербургский свет сразу принял Онегина, благодаря ему умению «кланяться непринуждённо», говорить по-французски совершенно и умению танцевать. «Чего же боле? Свет решил, что умён и очень мил!» Да, петербургский свет не терпит только открытой лести и смешного подражания. Здесь Онегин чувствует себя вполне комфортно.

Совсем по-другому складываются его отношения с поместным дворянством. Уже в самом начале молодой повеса всем своим поведением выказывает неуважение к гостям, которые пытаются его навестить. На именинах Татьяны на салфетках рисует шаржи на примитивных провинциалов. Ему безразлично мнение этого общества.

Но он, боясь быть этими людьми осуждённым, принимает вызов Ленского на дуэль, вместо того чтобы отрезвить своего юного друга и предотвратить смертоубийство. Так, нелепый страх быть осуждённым обществом оборачивается для Онегина трагедией.

Общество может повлиять на жизнь любого человека. Никто не застрахован от обсуждений, осуждения и разного рода пересудов. Все мы можем оказаться в безвыходном положении и от того, как поведёт себя общество, зависит много. Его влияние нельзя игнорировать.

Источник: https://litera.su/learner/final-work/examples-of-works2/human-and-society-first-option

Пример допускного сочинения 2018 по литературе в 11 классе: «Человек для общества или общество для человека»? | Сайт об истории и культуре России

Иллюстрация к комедии «Горе от ума» худ. Д.Н. Кардовский

Человек становится человеком только в обществе. Нельзя обрести мышление и речь, то есть то, что отличает нас от животных, не находясь в обществе себе подобных. Но и социум состоит из совокупности отдельных людей. Мыслящая личность время от времени задаётся вопросом, который звучит примерно так: «Человек для общества или общество для человека»?

На первый взгляд, всё просто. Конечно, человек для общества, потому что оно обладает более серьёзными рычагами влияния на отдельного индивида, чем он на общество. Естественно, это благо, когда надо обезвредить преступника, но часто под социальный пресс попадают яркие прогрессивные личности.

В литературе есть примеры столкновения личности и большинства, и часто этот конфликт заканчивался поражением героя. И неважно, насколько передовые взгляды у человека: если общество не готово воспринять новые идеи, оно будет «выдавливать» из своих рядов инакомыслящего.

Обратите внимание

Сразу вспоминается главный герой комедии «Горе от ума»  А.С. Грибоедова. Чацкий, получивший образование за границей, обличает пороки фамусовского общества: чинопочитание, взяточничество, невежество.

Понятно, что делает он это резко, с юношеской горячностью, но Александр Андреевич  смело бросает в лицо представителям «века минувшего» некрасивую правду. Ответ не заставил себя ждать: пылкого обличителя объявляют сумасшедшим.

Это трагическая история о том, как человек, пытавшийся показать обществу дорогу к лучшему его обустройству, оказался за непробиваемой стеной непонимания.

Правда, в мировой истории есть случаи, когда отдельная личность помогает сделать обществу огромный скачок в развитии. Майклу Фарадею мы обязаны приручением электричества, жизнь без которого сейчас трудно представить. И.П. Павлову — созданием науки о высшей нервной деятельности. А.С.

Пушкина мы помним и чтим, как основоположника современного русского языка и литературы. Примеры сильного влияния отдельной личности на общество в литературе тоже встречаются. Так, Сим из рассказа Р.Брэдбери «Лёд и пламя» благодаря своему упорству и храбрости  спас людей от скорой смерти, приведя их к космическому кораблю.

Герой мог бы вместе с другими членами племени тихо провести свою короткую восьмидневную жизнь, но он предпочёл посвятить её борьбе за спасение с адской планеты. Такие личности, как Сим, преодолевают недоверие общества и ведут людей за собой к лучшему будущему.

Но не стоит забывать, что любой гений вырастает не в вакууме, а среди других людей, влияющих на него.

По моему мнению, в философском уравнении «человек для общества» или «общество для человека» нужно поставить равенство, потому что любая личность нуждается в других людях,  а развитие социума зависит от вклада каждого здравомыслящего человека.

Читайте также:  142. всегда ли следует доверять доводам разума?

(381 слово)

[Направление «Человек и общество»: пример итогового сочинения]

Читайте другие примеры итогового сочинения по литературе в 11 классе здесь.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».

Источник: https://samarus-school.ru/primer-dopusknogo-sochineniya-2018-po-literature-v-11-klasse-chelovek-dlya-obshhestva-ili-obshhestvo-dlya-cheloveka.html

Итоговое сочинение на тему

Категория: Примеры итоговых сочинений на тему “Человек и общество”

Тема “Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один” (У. Блэкстоун)
Творчество следующих авторов использовано в аргументации:
– рассказ А. П. Чехова”Человек в футляре“;
– повесть А. И. Куприна “Олеся“.

Введение: 

Как человек взаимосвязан с обществом и почему мы связываем два этих понятия в одну систему? С самого детства мы начинаем проходить процесс социализации и приобретать жизненно необходимые навыки.

Эти навыки помогают нам приспособиться к жизни в обществе и определить своё место в нём же, поэтому мы и говорим, что возникновение человека и возникновение общества – это единый процесс.

Без существования одного невозможно и существование другого.

В социальном смысле человек – существо, возникающее, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Он выполняет в нём определённые роли и получает соответствующий социальный статус, определяющий его личность и делающий из человека представителя определённого образа жизни.

Важно

Существование человека отдельно от общества невозможно, это приведёт его к деградации, лишению сознания, индивидуальности.

И если в узком смысле общество–это только круг людей, объединенных общими целями и интересами, то в широком смысле – это часть материального мира, состоящая из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Также как общество влияет на человека, человек оказывает влияние на общество, вкладывает свои умения в его развитие, которое также способствует научному прогрессу. Без подобного взаимодействия не было бы науки и искусства, а люди были бы лишены множества открытий и изобретений. Однако человек является не только объектом изучения психологии, биологии и социологии, но ещё и литературы. Не раз вечная проблема взаимодействия человека и общества затрагивается в произведениях великих авторов.

Аргумент:

Так, например, на неё обращает внимание А. П. Чехов в своём рассказе “Человек в футляре”. Главный герой – Беликов, живёт замкнуто, в своём мирке, при этом портя жизнь и себе, и другим.

Он лишён целей и стремлений, но помимо этого он подчиняет правилам “футляра” окружающих его людей, превращая их жизнь в такую же серую и невзрачную.

Автор показывает, что неспособность человека жить в гармонии с обществом приводит к деградации и замкнутости, а в случае Беликова и вовсе к смерти.

Но общество может оказывать и неблагоприятное влияние на человека. В повести А. И. Куприна “Олеся” главная героиня, живущая в лесу, сохранившая свою естественность и чистоту души стала объектом ненависти местных жителей.

Они, подверженные предрассудкам и считающие девушку ведьмой, ненавидели её. И даже тогда, когда Олеся пришла в церковь на молитву, общество едва не погубило девушку. Попытка стать частью общества привела героиню к разочарованию и трагедии.

Совет

Но нужно ли было Олесе превращаться в таких же обыденных людей, как жители Полесья?

Заключение:

В заключение мне хочется добавить, что хотя человек и не способен существовать без общества, порой оно бывает жестоко к человеку. Поэтому необходимо устанавливать правильный круг общения и не подвергаться влиянию тех, кто будет способствовать не прогрессу личности, а её деградации.

 (416 слов)

Источник: https://decsoch.ru/primery-sochinenij1/primery-itogovyh-sochinenij-na-temu-chelovek-i-obshhestvo/chelovek-i-obshestvo-primer-1.html

Раздел I. Человек и общество

1.1.
Природное
и общественное в человеке. (Человек как
результат био­логической и социокультурной
эволюции.)

1.2.
Мировоззрение,
его виды и формы

1.3.
Виды
знаний

1.4.
Понятие
истины, ее критерии

1.5.
Мышление
и деятельность

1.6.
Потребности
и интересы

1.7.
Свобода
и необходимость в человеческой
деятельности

1.8.
Системное
строение общества: элементы и подсистемы

1.9.
Основные
институты общества

1.10.
Понятие
культуры. Формы и разновидности культуры

1.11.
Наука.
Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные
науки

1.12.
Образование,
его значение для личности и общества

1.13.
Религия

1.14.
Искусство

1.15.
Мораль

1.16.
Понятие
общественного прогресса

1.17.
Многовариантность
общественного развития (типы обществ)

1.18.
Угрозы
XXI
века (глобальные проблемы)

1.1. Природное и общественное в человеке

(Человек
как результат биологической и
социокультурной эволюции)

Антропогенез
– процесс происхождения и становления
физического типа человека.

Антропосоциогенез
– процесс становления социальной сущности
человека.

Человек
биосоциодуховное
существо
,
высшая ступень развития организмов на
Земле.

В
человеке сочетаются два начала, две
природы: биологическая и социодуховная.

Биологическая, природная составляющая
проявляется в устройстве и особенностях
человеческого тела, врожденных
(генетиче­ских) задатках, способностях.

Однако полноценным человеком можно
стать только в обществе, взаимодействуя
с другими людьми и социаль­ными
институтами. Только в обществе формируется
сознание, мышле­ние, навыки и знания.

Биологические
отличия человека от животных:

  • прямосотояние, прямохождение;
  • развитый артикуляционный аппарат (органы речи);
  • отсутствие плотного волосяного покрова;
  • большой объём головного мозга (в соотношении с телом);
  • развитая кисть руки, способная к мелкой моторике.

Социодуховные
отличия человека от животных:

  • мышление и членораздельная речь;
  • сознательная творческая деятельность;
  • создание культуры;
  • создание орудий труда;
  • духовная жизнь.

Индивид
– человек как представитель общества и
человеческого рода (в первую очередь,
биологическая составляющая).

Индивидуальность
– специфические, уникальные, неповторимые
свойства и качества, присущие только
этому человеку (как врожден­ные, так
и приобретенные в обществе).

Личность
– высшая ступень развития человека, на
которой он вы­ступает как субъект
сознательной деятельности и как носитель
со­циально значимых свойств и качеств.

К
социально значимым качествам личности
относятся:

  • активная жизненная позиция;
  • наличие собственного мнения и умение его отстаивать;
  • развитые коммуникативные способности;
  • ответственность;
  • наличие образования и т.п.<\p>

Структура
личности:

  • социальный статус – положение человека в социальной иерархии;
  • социальная роль – образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;
  • направленность – определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.

Человек
не является личностью с момента рождения,
а становится ею и процессе социализации.

Важнейшей
социальной характеристикой человека
является нали­чие у него сознания.

Существует
несколько основных пониманий термина
сознание:

  • совокупность всех знаний человека;
  • направленность на определенный объект;
  • самосознание, самоотчет – наблюдение ума за собственной дея­тельностью;
  • совокупность индивидуальных и коллективных идей.<\p>

Поскольку
в индивидуальном сознании большую роль
играют идеи, характерные для всего
общества, говорят об общественном
сознании.

Общественное
сознание

– сознание, присущее большим группам
людей, обладающее рядом сходных для
большинства этих людей идей, принципов,
отношений, привычек, нравов, традиций.

Общественное
сознание формируется, во-первых, благодаря
сбли­жению интересов и деятельности
больших групп людей; во-вторых, благодаря
широкому распространению идей,
присутствующих в обще­ственном
сознании с помощью образования, СМИ,
деятельности пар­тий.

Общественное
сознание формируется под влиянием
общественной деятельности и во многом
соответствует ей. Однако в отдельных
слу­чаях, развитие общественного
сознания может отставать от разви­тия
социального бытия (пережитки сознания);
а в других случаях – опережать (передовое
сознание).

Формы
общественного сознания передаются из
поколения в поколе­ние и активно
воздействуют на жизнь общества.

Структура
общественного сознания:

  • философия;
  • политическое сознание;
  • правовое сознание;
  • мораль;
  • наука;
  • эстетическое сознание;
  • религия.

Соотношение
индивидуального и общественного
сознания
.

Между
индивидуальным и общественным сознанием
нет жестких границ, они постоянно
взаимодействуют.

Индивидуальное
сознание, с одной стороны, формируется
под воз­действием общественного
сознания, а с другой – отбирает наиболее
приемлемое для себя содержание
общественного сознания.

Общественное
сознание, с одной стороны, существует
через инди­видуальное сознание, а с
другой – перенимает только отдельные
эле­менты, достижения индивидуального
сознания.

Обратите внимание

Особо
выделяют массовое сознание – совокупность
представле­ний, настроений, идей,
отражающих отдельные стороны общественной
жизни.
Общественное мнение – состояние массового
сознания, отра­жающее отношение к
определенным социальным фактам.

Помимо
сознания существует пласт явлений и
процессов, не осо­знаваемых человеком,
но влияющих на его поведение. В
обществознании это называется
бессознательным (в психологии –
подсознанием).

К
проявлению сферы бессознательного
относятся:

  • сновидения,<\p>
  • фантазии,<\p>
  • творческое озарение,<\p>
  • описки,<\p>
  • оговорки,<\p>
  • аф­фекты,<\p>
  • забывания и т.п.

Отличия
бессознательного от сознания:

  • слияние субъекта с объектом;
  • отсутствие пространственно-временных ориентиров;
  • отсутствие механизма причинно-следственных связей.

Самосознание
– определение человеком себя как личности,
спо­собной принимать самостоятельные
решения и нести за них ответ­ственность.

Самопознание

постижение человеком своей индивидуальности
во всем ее многообразии (также и изучение
обществом самого себя).

Рефлексия
– размышления человека о происходящем
в его сознании.

Самореализация
– наиболее полное выявление и осуществление
лич­ностью своих целей и идеалов,
стремление к творческой реализации.

Самосознание
и самореализация являются основой
социального поведения.

Социальное
поведение

– целенаправленная активность в отноше­нии
других людей.

Социальное
поведение

становится возможным при условии
успеш­ной социализации личности.

Социализация
– длящийся на протяжении всей жизни
процесс вза­имодействия человека с
обществом и его институтами, в результате
которого он усваивает социальные нормы,
осваивает социальные роли, приобретает
навыки совместной деятельности.

Социализация
личности проходит в два этапа:

1.
Первичная
социализация

– неосознаваемое самим человеком и
некритически воспринимаемое воздействие
общества, его норм и институтов, приводящее
к первичному усвоению норм и навыков
социального взаимодействия. Первичная
социализация заканчивается формированием
личности.

2.
Вторичная
социализация

– критичное и выборочное освоение
личностью новых норм и образцов поведения
в рамках социальных институтов.

Социализация
в обществе происходит с помощью институтов
социализации.

Институты
социализации

– социальные институты, ответст­венные
за социализацию индивида в обществе. В
качестве таковых выделяют:

  • семья,
  • школа,
  • армия,
  • СМИ.

Агенты
социализации

– люди, которые осуществляют социализа­цию
в рамках определенных институтов (отец,
командир (начальник), журналист).

Источник: https://StudFiles.net/preview/5964901/

Сочинение на тему “Общество”

Каждый человек стремится найти подходящее место для себя в обществе.

Вряд ли это должно кого-то удивлять, ведь именно общество является естественной средой жизни для человека, соответственно, его жизненный комфорт, успехи и всяческие достижения зависят именно от того, каким образом он в этом обществе устроится. Следовательно, каждый человек хочет занять наиболее комфортное и приятное место в обществе для обеспечения себе соответствующего жизненного уровня.

Каждый человек должен задумываться о том, каково будет его место в обществе.

И делать это нужно уже с самой ранней юности, чтобы потом не оказаться в неприятной ситуации, когда ты уже вырос, должен был состояться, достигнуть чего-то, но твое место в современном обществе тебя совершенно не устраивает, кажется тебе несоответствующим твоим возможностям, талантам и уже появившимся целям. Такую ситуацию чрезвычайно сложно назвать приятной, а потому лично я стараюсь ее избегать. Именно с этой целью я пытаюсь проанализировать себя, свое возможное место в обществе и все соответствующие последствия.

Прежде всего, чтобы найти свое место в общество, необходимо определиться со своей профессией, с тем, чем ты будешь заниматься для обеспечения себе определенного жизненного уровня. Работа всегда была важным элементом жизни, о каком бы времени существования человечества ни шла речь.

Благодаря доходному собственному делу или хорошей работе по найму человек мог обеспечивать себе высокий уровень жизни и комфорта, что являлось основой для всего остального.

Пока что я не определился со своей будущей профессией, но уже вскоре я этим займусь, поскольку место в обществе во многом зависит от профессии и работы конкретно взятого человека.

Немаловажной частью для определения положения человека в современном обществе являются социальные круги, в которых он принимает участие. Будучи школьниками, люди не очень задумываются о том, с кем общаются, и к каким социальным кругам принадлежат эти люди.

Тем не менее, в среде взрослых – это совсем другое дело. В настоящее время я точно так же не определился, к каким социальным кругам буду относиться. Вероятнее всего, что это произойдет независимо от моей воли, с кем будет интересно, с тем и буду общаться.

Мое положение в современном обществе ясно, я школьник и должен учиться, но в то же время не забывать строить планы на будущее и пытаться достигнуть поставленных целей. В условиях современного общества будущее будет непременно зависеть от моей профессия, а также от социальных кругов, в которых я буду принимать участие.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение на тему “Общество”« Своеобразие любовной лирики БлокаКризис цивилизации в рассказе Бунина “Господин из Сан – Франциско” »

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-obshhestvo/

Человек и общество. Эссе по обществознанию ЕГЭ

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский)

Выбранное мною высказывание связано с проблемой формирования человеческой личности, ролью и значением природных и биологических качеств, а также воздействием общества на личность. Значимость проблемы связана с тем, что для человека всегда было важно понять, что задаётся в нём природой, а что даётся как результат воздействия общества.

Виссарион Григорьевич Белинский, великий русский мыслитель и литературный критик XIX века, утверждал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». С его точки зрения, изначально человек – такое же творение природы, как и любое из животных, и лишь в процессе взаимодействия с обществом он становится «полноценным» человеком.

Иными словами, именно общество превращает человека в личность. Я не могу не согласиться с мнением автора, так как тоже считаю, что именно в процессе взаимодействия с обществом человек приобретает те социальные качества, которые и отличают его от животных, становится личностью в полном смысле этого слова.

Именно общество «развивает и образует» человека.

Важно

Для теоретического обоснования точки зрения рассмотрим понимание человека в общественных науках. Человек – биопсихосоциальное существо. То есть в человеке соединяются биологическая (природная), социальная и психологическая составляющие. Но в данном контексте нас будут интересовать биологические и социальные части человеческой сущности.

Соответственно этому в общественных науках введено несколько терминов для определения общественной сущности. Человек рождается носителем исключительно биологических особенностей, индивидом (единичным или типичным представителем вида Homo Sapiens).

Так как человек является частью природы, её творением, то ему от рождения присущи те же качества, что и другим её представителям.

Рассмотрим процесс, в ходе которого человек становится личностью – так называемую социализацию. В процессе социализации человек становится личностью, то есть приобретает социально значимые и социально обусловленные качества, говоря словами В. Г. Белинского, «развивается и образуется». Но рассмотрим подробнее понятие социализации.

Сам по себе этот процесс и есть процесс становления личности: человек из индивида, биологического существа превращается в человека в широком смысле этого слова. Это происходит посредством освоения знаний, умений и опыта в жизни общества, освоения различных социальных ролей.

Иными словами, социализация – это вхождение человека в мир социальных связей и взаимодействий.

Социализацию мы можем разделить на первичную и вторичную. Первичная социализация происходит на самых ранних этапах жизни человека, в раннем детстве.

Агентами первичной социализации могут выступать как семья, родственники, близкий социум, так и различные дошкольные образовательные учреждения (например, детские сады, кружки и т. д.

) В ходе первичной социализации человек осваивает базовые социальные навыки, получает первый опыт общения, осваивает простейшие формы труда. Принято считать, что человек вступает во вторичную социализацию, когда идёт в школу.

Совет

То есть, по мнению учёных-обществоведов, школа – основной институт вторичной социализации. К другим институтам мы можем причислить высшие учебные заведения, армию и т. д.

К основным отличительным особенностям социализации на обоих этапах мы можем отнести приобретение нового опыта, освоение новых социальных статусов, получение новых навыков и знаний. Процесс социализации просто невозможен в отрыве от общества, так как это противоречит его сущности. Значит, мы можем с уверенностью утверждать, что именно общество «развивает и образует» человека. Как сказал о социализации немецкий поэт Иоганесс Бехер: «Человек становится человеком только среди людей».

В дополнение к теоретическим доводам можно привести и ряд конкретных, фактических примеров. Приведём пример из истории русской литературы, показывающий влияние общества на становление личности человека. Рассмотрим это на примере двух титанов русской поэзии: А. С. Пушкина и М. Ю.

Лермонтова. И если лирика первого наполнена философским оптимизмом и доверием к жизни, то лирика второго объята трагическим пафосом, между строк сквозит трагическое, пессимистичное мировосприятие. Литературоведы объясняют этот феномен очень просто. Основные этапы становления личности А.

С. Пушкина пришлись на период приподнятого общественного настроения в связи с победой в войне 1812 года. А мировосприятие и личность М. Ю.

Лермонтова формировались под влиянием разгрома восстания декабристов 1825 года, то есть в то время, когда общество находилось в подавленном состоянии.

Другим не менее красноречивым примером мы можем считать известного всем персонажа Редьярда Киплинга – Маугли. Маугли – мальчик, воспитанный животными, а значит, лишённый влияния общества. Мы можем наблюдать за развитием в нём биологически заложенных качеств: инстинктов, примитивных навыков, направленных на удовлетворение естественных потребностей.

Но о развитии социальной составляющей его сущности не могло быть и речи. Примечательно, что это не только литературный, выдуманный писателем пример. История знает немало примеров людей, воспитанных животными. Лишённые влияния общества, они были абсолютно не социализированы.

Обратите внимание

Не пройдя процесс социализации, они оказывались лишены даже базовых социальных навыков, не обладали элементарными знаниями и опытом.

Не стоит забывать, что процесс социализации начинается в семье, а значит, этот социальный институт имеет особое влияние на становление и формирование личности.

Так, американская статистика показывает, что у детей, в раннем детстве столкнувшихся с насилием со стороны матери или отца, шанс впоследствии оказаться в тюрьме в 8 раз больше, чем у детей из благополучных семей.

То есть общество может и негативно сказываться на социализации личности.

Помимо фактических примеров, можно привести пример из повседневной жизни. В процессе взаимодействия с обществом, под его влиянием даже самые естественные, физиологические проблемы социализируются.

Даже такой простой и естественный процесс, как приём пищи, люди превратили в ритуал.

Например, во многих семьях это повод собраться всем вместе, а сама по себе еда подчас больше напоминает произведение искусства, чем просто продукт для утоления голода.

Таким образом, проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод, что человек, рождаясь не более чем типичным представителем своего биологического вида, под влиянием общества становится полноценной личностью. То есть лишь в ходе социализации общество «образует и развивает» человека.

Источник: https://myessay.ru/2017-08-02-17-02-55/12561-2017-08-02-17-39-37.html

Сочинение человек и общество вступление

Человек взаимодействует с обществом в течение всей своей жизни. Именно поэтому к теме «Человек и общество» обращались, обращаются, и будут обращаться писатели.

Многие писатели пытались создать модель идеального общества, которое бы строилось на уважении, в котором бы раскрывался потенциал каждого человека. Так создавались общественные утопии. А. Сумароков написал повесть «Сон «Счастливое общество», в которой государь и органы управления в стране руководствуются принципом общей пользы. Каждый человек мечтает жить в таком обществе!

Мечты об идеальном обществе прекрасны, но реальность их рассеивает. Писатели приходят к написанию антиутопий, рассказывающих об обществе, в котором возобладали негативные тенденции развития. Одно из моих любимых произведений – роман Д. Оруэлла «19849raquo;.

Важно

В нём описана жизнь общества при тоталитарном режиме. Неудивительно, что в социалистических странах произведение не один раз становилось жертвой цензуры. На мой взгляд, это самая страшная книга: власть стремится контролировать всю жизнь человека, вплоть до его мыслей. Живого человека власть делает роботом.

Страшна судьба того, кто против этой системы!

Противоречие между обществом и личностью ярко описано в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников – студент, и, как водится, с финансовыми проблемами.

Он решает убить старушку-процентщицу, которая для Раскольникова является олицетворением социальной несправедливости Петербурга XIX века. Он решает отнять у богатых и раздать бедным.

То есть, он стремился сделать жизнь лучше. Но оправдывает ли цель средства?

Раскольников мог продолжить обучение, найти работу. Стоило постараться, – и перед ним открылось бы нормальное будущее. Но он выбрал другой путь. Противоборство личности Раскольникова и общества завершилось поражением для личности поражением.

Человек и общество – неразделимые компоненты бытия. Человеку, выделяющемуся из общей массы всегда нелегко. К сожалению, именно толпа определяет характер общества.

Комментарий ФИПИ: “Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.

Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации”.

Итак, давайте попробуем разобраться, с каких позиций можно рассматривать эти два понятия.

ЧЕЛОВЕК — термин, употребляемый в двух основных смыслах: биологическом и социальном. В биологическом смысле человек — представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития органической жизни на Земле.

ОБЩЕСТВО — в широком смысле — большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами.

Совет

Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п. (см.

Формация общественно-экономическая) , к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.).

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: https://miyakirb.ru/5158/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]