“После бала”: анализ рассказа, особенности композиции
Давайте проанализируем рассказ и рассмотрим особенности его композиции. В произведении можно выделить две части. Первая – «На балу», вторая — «После бала» или можно назвать её конкретнее — «На плацу».
Сцена бала – завязка действия, его развитие и кульминация. Иван Васильевич, молодой, «весёлый и бойкий малый», да ещё «красавец» и «богатый», влюблён в прекрасную девушку Вареньку. Чувства Ивана Васильевича развивались по восходящей. Герой видел девушку ангелоподобной. Белый цвет её платья как бы подчёркивает светлый образ Вареньки и светлые чувства Ивана Васильевича.
Ивану Васильевичу казалось, что любовь поднимает его на какую-то небывалую высоту. Герой на вершине счастья и кажется, что дальше его чувство развиваться не может. Но нет, это ещё не предел. Танец Вареньки с отцом поднимает в его душе неведомую ранее волну умиления и счастья. Этот танец — кульминация чувств героя и кульминация сюжета.
Танец отца с дочерью описывается автором подробно, причём больше внимания Толстой уделяет отцу. В его внешнем облике, так же, как и в облике Вареньки, преобладает белый цвет.
Свою любовь Иван Васильевич незаметно и с легкостью перенёс на отца Вареньки. Отец и дочь для него – единое целое. Чуть позже осознание их неразрывности вызовет чувства, противоположные умилению.
Достигнув своей кульминации, любовь Ивана Васильевича и после бала остаётся такой же. «Счастье моё всё росло и росло», – скажет он, распространяя свою любовь на весь мир.
На самой высокой ноте чувств героя заканчивается первая часть действия.
«Я увидел… что-то большое, черное»
Вторая часть рассказа во многом противоположна первой. На балу доминировал белый цвет, а на плацу – чёрный.
На балу звучала мазурка, которая поддерживала ощущение счастья, а на плацу «били барабаны и свистели флейты». Эти звуки разбудили тревогу. Контрастны и фигуры, на которых сосредоточено внимание героя.
На балу – прелестная Варенька, а на плацу — солдат, избиваемый шпицрутенами. Он мог лишь всхлипывать: «Братцы, помилосердуйте».
«На балу» и «На плацу» – разные сцены, и контраст между ними вполне естественен, если бы не одно «но»… В них участвует один и тот же человек. Экзекуцией на плацу руководил отец Вареньки, полковник Б.
Ослепленный любовью, Иван Васильевич видел его раньше идеальным, поэтому потрясение от происходящего на плацу было сильнейшим. «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска…
» И ещё было очень «стыдно».
Сцена на плацу — развязка действия. Иван Васильевич на короткий отрезок времени (с вечера до утра) прошёл путь от ослепления до прозрения. Прозрев, он понял, что в мире людей есть видимость и сущность, и далеко не всегда они бывают в гармонии. В случае с полковником всё было именно так. На балу он «розовый и белый». Оказалось, что это видимость, а на плацу проявилась его сущность.
«Если бы я знал…»
Ещё Иван Васильевич понял в то утро, что существует какая-то другая правда, которой он не знает. Эта правда позволяет забивать до смерти провинившегося солдата.
Невозможность понять ту, другую правду, а значит и принять её, перевернула всю жизнь Ивана Васильевича. Он, беспечный молодой человек, вдруг открыл в себе неведомые ранее чувства: «Мне было до такой степени стыдно… как будто я был уличён в самом постыдном поступке…» Ему было стыдно за действия другого.
Мечтавший о военной службе, Иван Васильевич отказывается от неё. Отчего? Наверное, опять-таки от невозможности понять, что оно такое — эта служба.
Да и «любовь с этого дня пошла на убыль». Но при чём тут Варенька? Ни при чём. Но если она в минуту счастья была для Ивана Васильевича единым целым со своим отцом, то и в минуту своего ужаса и стыда он не мог их разъединить в своём сознании. Зло, исходящее от полковника, вопреки его желанию, поразило любовь его любимой дочери. Это и есть единственное для него наказание.
Повествование, которое ведёт Иван Васильевич, показывает события в обратной хронологии, что позволяет увидеть его разрушительные последствия в его судьбе.
Основные особенности рассказа «После бала»:
- жанр – рассказ;
- в основе — реальные события;
- сюжет: один случай из жизни героя;
- повествование: от лица главного героя;
- контраст как композиционный приём;
- деталь как способ раскрытия событий и героев;
- внимание к внутреннему миру героя;
- история духовного прозрения героя.
Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. – К.: Грамота, 2008
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/posle_bala_analiz_rasskaza_osobennosti_kompozicii/64-1-0-1082
После бала – анализ произведения
История создания произведения Толстого «После бала»
Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала». Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах. Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения «После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала) и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.
В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменялось.
Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество Л.Н. Толстого, связан с реализмом в русской литературе.
<\p>
Тематика произведения
Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.
Идея
Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблен рассказчик, — через образы которых решается главная проблема. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность. В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге. Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
В рассказе Л.Н.
Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.<\p>
Характер конфликта
Анализ произведения показывает, что основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.
Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.
Основные герои
Основные герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович. Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».
Иван Васильевич, скромный и порядочный молодой человек, потрясенный сценой избиения солдат, не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки.
Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, перевернуло его представления о сословной нравственности: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.<\p>
Сюжет и композиция
В ходе анализа произведения мы приходим к выводу, что сюжет рассказа незамысловат. Иван Васильевич, убежденный, что среда не влияет на образ мыслей человека, а все дело в случае, рассказывает историю своей юношеской влюбленности в красавицу Вареньку Б. На балу герой знакомится с отцом Вареньки, очень красивым, статным, высоким и «свежим стариком» с румяным лицом и роскошными усами, полковником. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Во время танца пара привлекает всеобщее внимание. После мазурки отец подводит Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди проводят вместе. Иван Васильевич возвращается домой под утро, но не может уснуть и отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Издалека он слышит звуки флейты и барабана, которые без конца повторяют одну и ту же визгливую мелодию. На поле перед домом Б. он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то татарина за побег. Командует экзекуцией отец Вареньки, красивый, статный полковник Б. Татарин умоляет солдат «помилосердствовать», но полковник строго следит, чтобы солдаты не давали ему ни малейшей поблажки. Один из солдат «мажет». Б. бьет его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пеструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается. Заметив Ивана Васильевича, Б. делает вид, что незнаком с ним, и отворачивается. Иван Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он поступает нормально. Однако он не может понять причин, которые заставляли Б. жестоко бить человека, а не поняв, решает не поступать на военную службу. Любовь его идет на убыль. Так один случай переменил его жизнь и взгляды. Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция рассказа четкая и ясная, в ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале рассказа, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная реплика.
«После бала» построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек — Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого — Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич. Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям особую реалистичность. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Он рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».<\p>
Художественное своеобразие
Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность. Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так, при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (такой художественный прием называется цветопись). Связано это с тем, что белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости, Толстой с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.
В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана…. это была… жесткая, нехорошая музыка».<\p>
Значение произведения
Источник: https://referatwork.ru/analiz_proizvedeniya_8_klass/section-11.html
Анализ рассказа «После бала» Льва Толстого
Вы здесь
Прежде, чем перейти непосредственно к анализу рассказа “После бала”, коротко рассмотрим историю его создания. В этой статье вы также найдете композиционные особенности произведения и его сюжет. Рассказ “После бала” был опубликован после смерти Льва Толстого в 1911 году, хотя написал он его в 1903.
Такая тенденция возвращенной прозы была характерна для того литературного периода. Рассказ основан на реальных событиях. Живя с братьями в Казани, Толстой узнал от брата Сергея подробности его личной жизни. Брат влюбился в дочь военного начальника, но увидя жестокость ее отца, забыл о женитьбе и больше не появлялся в их доме.
Эта история произвела огромное неизгладимое впечатление, и позже стала основой сюжета рассказа “После бала”.
Толстой долго раздумывал о названии рассказа. Но назвал его именно так, и это немаловажно в анализе “После бала”, потому что Толстому важно было показать, как поведет себя человек после определенных обстоятельств, как будет вести себя в новой окружающей среде.
Жанр рассказа и его тема
Произведение “После бала” Толстого – рассказ, потому что повествуется об одном событии и одном главном герое. Прослеживается одна сюжетная линия.
Именно рассказы писал Толстой в расцвете своей литературной деятельности. Но в данном рассказе описаны две эпохи: эпоха прошлого, т.е. 40-е годы XIX века, и конец XIX века.
Такой прием автор использовал для того чтобы показать, что ничего в общественном устое не поменялось.
Проводя анализ “После бала” Толстого, важно учесть тему произведения. Главная тема рассказа – нравственность. То, как один случай кардинально меняет мировоззрение человека. Подтемой является жизнь солдата. Описана служба длинною в двадцать пять лет, беспрекословность, тяжесть условий.
Другие детали анализа
Идея в рассказе раскрывается через систему образов. Это – Иван Васильевич и полковник. Они являются камнем преткновения. С помощью этих образов Толстой показывает, что не случай решает судьбу, а последствия общественной жизни и социума. Видна вся строгость того времени. В основе рассказа лежит антитеза.
Всё произведение построено на контрасте. Начиная от красоты начищенного пола и до страшного наказания; утонченности Вареньки и угрюмости Татарина; звуки флейты и барабана. Образ отца, который изначально вызвал умиление, а потом превратился в злобного старика.
Такой приём ярко показал как изменилась жизнь и ее восприятие у Ивана Васильевича.
Давайте посмотрим, кто является главными героями рассказа “После бала”:
- Иван Васильевич. Приятный молодой человек, влюбленный в Вареньку. Он сделал переоценку своей жизни и поступков, увидя зверскую жесткость. Он задумался над тем, что такое человечность и как нужно относиться к людям. После увиденного он решил, что никогда не сделает никому больно.
- Петр Владиславович. Крепкий старик, который искреннее любит свою дочь. Мужчина обходительный и галантный на балу, добрый хозяин, но в сцене с расправой предстаёт перед читателями в совсем другом свете.
Сюжет и композиция
Некий краткий анализ рассказа “После бала” мы провели. В чем заключается суть сюжета и композиция произведения? Перед нами открывается картина бала, на котором ухоженный полковник с любовью и нежностью танцует со своей дочерью. Именно в этот вечер Иван Васильевич знакомится с Варенькой.
Они танцуют вместе, от них невозможно оторвать взгляд. На утро главный герой отправляется домой к возлюбленной. Проходя через город, он замечает, что солдаты ведут татарина к месту наказания. Большим удивлением становится для него то, что руководит этим действом отец Вареньки.
Он открывается для него с другой, тайной стороны. Холодный, злой и бесчувственный полковник раздает указания как бить провинившегося. Увидев жениха дочери, он сделал вид будто они незнакомы. После увиденного, юноша меняет свое отношение не только к этой семье, но и к обществу в целом.
Время действия рассказа – одни сутки.
Надеемся, что проведенный анализ рассказа “После бала” Толстого и рассмотренные особенности произведения окажутся для вас полезными. Прочитайте также краткое содержание “После бала”.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-posle-bala-lva-tolstogo
Анализ рассказа “После бала” Толстого | Инфошкола
20 Март 2018 админ Главная страница » Анализ стихов и прозы Просмотров: 620
Рассказ «После бала» написан Л.Н.Толстым в 1903 году, впервые опубликован в 1911 году.
В его основе лежат реальные жизненные события, отражено время 40-х годов XIX века. Братья Толстые — Сергей Николаевич и Лев Николаевич — с 1841 года жили и учились в Казани и были знакомы с воинским начальником Андреем Петровичем Корейшем и его дочерью Варенькой.
Сергей Николаевич был влюблён в Вареньку, но чувство молодого человека угасло после того, как он, весело танцевавший с нею вечером на балу, утром увидел, что её отец распоряжался наказанием шпицрутенами бежавшего из казармы солдата.
Провинившегося человека прогоняли сквозь строй солдат, бьющих его шпицрутенами, длинными, гибкими папками из лозняка, — такое наказание применялось в царской армии,
особенно при Николаем Ш, за что он был прозван Николаем Палкиным.
Осуждая жестокое отношение к солдатам армейских начальников, Толстой в статье «Николай Палкии» (1886) писал: «Что было в душе тех полковых командиров: я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием насмерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью…»
Сам Толстой экзекуции не наблюдал, описал её по рассказам очевидцев. Реальная жизненная основа рассказа подтверждается замечаниями самого автора: «То, что я хочу рассказать, было в сороковых годах.
Был я в то время студентом в университете… » Сохранилось имя прообраза героини — Варенька, упоминается портрет рассказчика (такой портрет брата писателя Сергея Николаевича Толстого хранится в музее Л.Н.
Толстого).
Вопросы для беседы
— Кто ведёт повествование?
..повествование ведётся автором и рассказчиком — Иваном Васильевичем.
— Какая проблема поднимается в рассказе?
В рассказе поднимается важная проблема: кто виноват в торжестве зла и насилия — законы
общества или сам человек? С постановки этой проблемы и начинается рассказ.
— Как автор и другие персонажи характеризуют Ивана Васильевича?
Рассказчика истории, Ивана Васильевича, автор и другие персонажи (имена их не названы) характеризуют как искреннего, правдивого, внешне красивого человека.
— На какие эпизоды делится рассказ?
Рассказ строится как последовательное повествование, завязка действия начинается с первых же строк. Но в то же время рассказ состоит из двух контрастных эпизодов: бал у губернского предводителя и наказание сбежавшего солдата.
Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, явления, предмета другому. Использование контраста даёт писателю возможность резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, пейзажа, портрета, интерьера, вещи.
— Как переданы веселье и блеск бала, какие тона преобладают в его описании?
В описании бала преобладают светлые, радостные краски: белая, розовая, серебристая, золотая. Звучит прекрасная бальная музыка, вызывающая радостное настроение, которое передают оценочные эпитеты: «радостная, ласковая улыбка», «прекрасная зала», «чудесный бал», «сияющее лицо», «сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые глаза».
— Что говорит Иван Васильевич о полковнике как об отце Вареньки и как о воинском начальнике? Какое чувство испытывает к Вареньке, её отцу и ко всем людям во время бала?
Полковник — красивый статный человек, у него гордая военная выправка (его трудно назвать стариком). Свежее румяное лицо, «та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».
Полковник любит свою дочь, трогательно заботится о ней. Влюблённый в Вареньку молодой человек не без основания решает, что отец носит немодные старинные опойковые сапоги, чтобы вывозить девушку в свет.
Вместе с тем «старинные сапоги», «зачесанные височки» полковника и его характеристика: «он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки» — это художественные детали, подводящие ко второй части рассказа.
Чувство любви Ивана Васильевича к Вареньке распространяется на её отца и на всех людей.
— Как Иван Васильевич воспринимает утреннюю пасмурную природу?
Описание пасмурной утренней природы и сцен городской жизни контрастирует с блеском, яркими красками бала. Преобладает бытовая лексика: «дрова», «сани», «ломовые извозчики», «рогожки». Уже перед сценой расправы с несчастным солдатом исчезает восприятие жизни как праздника.
— Какие краски преобладают в описании жестокой экзекуции?
В описании расправы с солдатом господствуют серые, чёрные и красные цвета. Слышна совсем другая, «жёсткая, нехорошая музыка», Иван Васильевич называет мелодию «неприятной», «визгливой». Он слышит всхлипывания солдата: «Братцы, помилосердствуйте».
— Каким человеком предстал теперь полковник, какое чувство он вызывает у Ивана Васильевича?
Молодой человек стал свидетелем жестокого наказания сбежавшего солдата.
Полковник, отец Вареньки, исполняет свой служебный долг, не испытывая в душе ни сомнений, ни сострадания к другому человеку, ни стыда. Его не трогают всхлипывания солдата.
Более того, он бьёт «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
— Подать сюда свежих шпицрутенов! — крикнул он».
Ивану Васильевичу жалко солдата, вина которого и наказание за неё несоизмеримы. Ему стыдно за человека, с таким пристрастием исполняющего закон, и за сам жестокий закон. Он не может понять, «почему дурное дело … признавалось всеми необходимым».
Для Ивана Васильевича приемлемы только такие законы, которые основаны на высоких нравственных началах любви и уважения к людям. И теперь в душе молодого человека вновь соединяются чувства к отцу и дочери, и любовь к Вареньке проходит.
— Какой нравственный выбор сделал для себя Иван Васильевич?
Молодой человек отказывается от военной и государственной службы вообще. О последующей жизни Ивана Васильевича автор ничего не сообщает, но, как отмечает один из персонажей, она — пример нравственности для других; иными словами, герой выбирает путь добра.
— Какова позиция автора рассказа?
Кто виноват в торжестве зла и жестокости — общественная среда или сам человек с его личными безнравственными качествами важная проблема, поставленная в рассказе.
Решая её, автор замечает: «Никто, собственно, и не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно», то есть в жизни существует добро и зло, но нравственный человек выбирает в жизни путь добра.
Вскрывая общественное зло и зло в душе человека, Толстой пропагандирует своё учение о любви к людям, о нравственном совершенствовании и непротивлении злу насилием.
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-rasskaza-posle-bala-tolstogo/
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Анализ произведения
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Время и история создания
Рассказ написан в 1903 году, опубликован после смерти писателя в 1911 году.<\p>
В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Толстого — Сергеем Николаевичем, который был влюблен в дочь военного начальника Л. П. Корейша. Он бывал у них в доме, видел в отце своей возлюбленной приятного, воспитанного человека. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки он отказался от намерения жениться на ней.<\p><\p>
Сюжет<\p>
Друзья беседуют о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Один из приятелей, Иван Васильевич, рассказывает историю, изменившую его жизнь.<\p>
Будучи молодым, он был сильно влюблен в восемнадцатилетнюю Вареньку. Однажды он присутствует на балу, который давал губернский предводитель. Молодой человек счастлив своей любовью, он танцует только с Варенькой. Отец его возлюбленной, полковник Петр Владиславич — «красивый, статный и свежий старик» — душа общества. Находясь в прекрасном расположении духа, он соглашается на уговоры хозяйки пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Весь зал любуется этой парой — так ловок, галантен кавалер, так обворожительны его манеры, так замечательно ведет он в танце свою даму. Иван Васильевич восторженно-нежно наблюдает эти отношения, он очарован отцом своей возлюбленной.<\p>
Ночью Ивану Васильевичу не спится. Он до утра бродит по городу, находясь в восторженном расположении духа, и случайно оказывается у дома Вареньки. В конце поля, где стоял ее дом, он видит какую-то толпу. Подойдя ближе, он становится свидетелем ужасной картины: сквозь строй солдаты прогоняют татарина-дезертира. Экзекуцией руководит отец Вареньки. Он идет рядом с наказанным и бдительно следит, чтобы солдаты как следует опускали палку на окровавленную спину несчастного.<\p>
Герой испытывает потрясение от увиденного. Он никак не может понять, хорошо или дурно то, что он видел: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».<\p>
После этого случая он не в силах поступить ни на военную, ни на какую бы ни было другую службу. Он не может забыть своего отвращения после увиденного. Его любовь к Вареньке с этого момента «сошла на нет».<\p>
Поэтика, композиция, идея<\p>
Рассказ строится на контрастах. Композиция четкая. Образы героев прорисованы ярко.<\p>
Повествование, ведущееся от первого лица, дает нам возможность увидеть все глазами человека, находящегося под воздействием сильных чувств, поэтому описание событий очень эмоционально.<\p>
Первая часть рассказа — описание бала у губернского предводителя. Главный герой, Иван Васильевич, воспринимает происходящее как волшебное празднество. Его молодость и влюбленность окрашивают все, что он видит, в светлые восторженные тона. Он любуется милым лицом Вареньки. Ивана Васильевича переполняет счастье: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью».<\p>
Вторая часть рассказа резко контрастирует с первой. События сосредоточиваются вокруг жестокой сцены наказания палками солдата-татарина. Снова мы видим происходящее глазами очевидца. Праздник резко обрывается в его душе, суровая действительность поражает его своим безобразием. Но самое отвратительное то, что командует этим избиением отец Вареньки, которого за несколько часов до этого молодой человек восторженно боготворил.<\p><\p>
Герой в смятении: он не может понять, каков же этот человек на самом деле. Только что он был нежным и любящим отцом, готовым ради любимой дочери экономить на себе, чтобы вывозить ее в свет, баловать и радовать. И вот перед героем жестокий, злобный начальник, которому неведомо милосердие и сострадание. Как в нем могут уживаться эти качества? Толстой заставляет задаваться этим вопросом не только героя, но и читателя.<\p>
В рассказе противопоставлены два основных эпизода: мазурка и экзекуция. Описание полковника в танце: «он бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». Все эпитеты выражают бодрость, живость. Облик полковника вызывает симпатию не только героя и гостей бала — читатель также заражен этим обаянием.<\p>
А вот описание того же человека утром на площади: «он шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу». Мы словно видим двух разных людей: один из них вызывает добрую улыбку, другой — отвращение.<\p>
В рассказе есть более спрятанные, но в то же время столь же говорящие цветовые контрасты: преобладающие белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, страшному, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа. Столь же контрастно сопоставление звуков первой и второй части: звуки вальса, кадрили, мазурки, польки — и свистки флейты, буханье барабана.<\p>
Для писателя решение героя о «неучастии во зле» — правильное, естественное для нравственного человека. В этом содержится гуманистический пафос рассказа.<\p>
Рассказ, безусловно, имеет поучительный смысл, что характерно для произведений позднего периода творчества Толстого, в нем есть элементы притчи.<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3981-l-n-tolstoj-rasskaz-posle-bala-analiz-proizvedeniya
Л.Н. Толстой «После бала» анализ произведения
История создания<\p>
Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».<\p>
Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах. Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
Род, жанр, творческий метод<\p>
«После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала) и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.<\p>
В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменялось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество Л.Н. Толстого, связан с реализмом в русской литературе.<\p>
Тематика<\p>
Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.<\p>
Идея<\p>
Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблен рассказчик, — через образы которых решается главная проблема. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность.<\p>
В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.<\p>
Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».<\p>
В рассказе Л.Н. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.<\p>
Характер конфликта<\p>
Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.<\p>
Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.<\p>
Основные герои<\p>
Основные герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович.<\p>
Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».<\p>
Иван Васильевич, скромный и порядочный молодой человек, потрясенный сценой избиения солдат, не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, перевернуло его представления о сословной нравственности: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.<\p>
Сюжет и композиция<\p>
Сюжет рассказа незамысловат. Иван Васильевич, убежденный, что среда не влияет на образ мыслей человека, а все дело в случае, рассказывает историю своей юношеской влюбленности в красавицу<\p>
Вареньку Б. На балу герой знакомится с отцом Вареньки, очень красивым, статным, высоким и «свежим стариком» с румяным лицом и роскошными усами, полковником. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Во время танца пара привлекает всеобщее внимание. После мазурки отец подводит Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди проводят вместе.<\p>
Иван Васильевич возвращается домой под утро, но не может уснуть и отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Издалека он слышит звуки флейты и барабана, которые без конца повторяют одну и ту же визгливую мелодию. На поле перед домом Б. он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то татарина за побег. Командует экзекуцией отец Вареньки, красивый, статный полковник Б. Татарин умоляет солдат «помилосердствовать», но полковник строго следит, чтобы солдаты не давали ему ни малейшей поблажки. Один из солдат «мажет». Б. бьет его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пеструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается. Заметив Ивана Васильевича, Б. делает вид, что незнаком с ним, и отворачивается.<\p>
Иван Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он поступает нормально. Однако он не может понять причин, которые заставляли Б. жестоко бить человека, а не поняв, решает не поступать на военную службу. Любовь его идет на убыль. Так один случай переменил его жизнь и взгляды.<\p>
Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Композиция рассказа четкая и ясная, в ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале рассказа, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная реплика.<\p>
«После бала» построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек — Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого — Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич. Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям особую реалистичность. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Он рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».<\p>
Художественное своеобразие<\p>
Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.<\p>
Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так, при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (такой художественный прием называется цветопись). Связано это с тем, что белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости, Толстой с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.<\p>
В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана…. это была… жесткая, нехорошая музыка».<\p>
Значение произведения<\p>
Значение рассказа огромно. Толстой ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.<\p>
В 2008 г. исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. О нём написаны сотни книг и статей, его произведения известны во всём мире, имя его чтут во всех странах, герои его романов и повестей живут на экранах, на сценах театров. Слово его звучит по радио и телевидению. «Не зная Толстого, — писал М. Горький, — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».<\p>
Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир человека, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей и в наши дни.<\p>
С именем Толстого связана целая эпоха в развитии русской классической художественной литературы.<\p>
Наследие Толстого имеет большое значение для формирования мировоззрения и эстетических вкусов читателей. Знакомство с его произведениями, исполненными высоких гуманистических и нравственных идеалов, несомненно, способствует духовному обогащению.<\p>
В русской литературе нет другого писателя, творчество которого было бы столь многообразно и сложно, как творчество Л.Н. Толстого. Великий писатель развил русский литературный язык, обогатил литературу новыми средствами изображения жизни.<\p>
Мировое значение творчества Толстого определяется постановкой великих, волнующих общественно-политических, философских и моральных проблем, непревзойдённым реализмом изображения жизни и высоким художественным мастерством.<\p>
Его произведения — романы, повести, рассказы, пьесы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 г. было объявлено ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.<\p>
Источник: https://www.shollklass.ru/literatura/analiz-proizvedenij-8-klass/2371-l-n-tolstoj-posle-bala-analiz-proizvedeniya
Анализ рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
В рассказе «После бала» описывается любовь в молодости одного простого человека. Его звали Иван Васильевич. Но я считаю, что это только тема рассказа. Основой «После бала» является рассказ Ивана Васильевича. Он ведётся от первого лица.
Иван Васильевич рассказывает о своих чувствах, переживаниях, Передаёт свои мысли, говорит о происходившем так, как видит он сам, возможно не всегда правильно оценивая поступки и поведение людей. Но, наверное, Л.Н. Толстой хотел, чтобы читатели знали только точку зрения Ивана Васильевича.
Он считал, что этого будет достаточно, чтобы понять суть текста, доказать её основную мысль жизненной ситуацией (может, и выдуманной, но правдоподобной). Многие писатели создают произведения от первого лица. Например, А. С. Пушкин «Капитанская дочка», А Экзюпери «Маленький принц», М. Горький «Детство», Л.Н.
Толстой «Детство. Отрочество. Юность.», И.С. Тургенев «Ася». Я считаю, авторы используют этот приём для того, чтобы читатели точно почувствовали состояние, переживания героев. Значит, именно эти чувства важны в тексте. Может, сожаление о них заставили написать автора об этом.
Быть может, они хотели, чтобы читатели не совершали таких ошибок, которые были совершены самими авторами или их героями.
Об Иване Васильевиче мы узнаём по его рассказу и небольшому диалогу. Здесь автор пишет «рассказывал он очень искренно и правдиво». Это наводит меня на мысль, что Иван Васильевич мог просто сочинять эти истории, тогда, может быть, и этот рассказ был им сочинён.
Иван Васильевич был околдован красотой Вареньки. Ему нравились её улыбка (рта и глаз), её величественность (здесь он использует метафоры, эпитеты, сравнивая её с царицей: «царственный вид»). Он считает её идеальной. Но он описывает только её внешность, ничего не говоря о её внутренних качествах.
Быть может, она не была так очаровательна в душе. Но об этом читатели не знают. Они сами додумывают её (Вареньку) или собирают информацию о ней по определённым, не всем заметным описаниям. Быть может, Варенька была не так прелестна, а Иван Васильевич идеализирует её, как поступают многие влюблённые. Но всё это не беспокоило его.
Он был доволен своей любовью. Он был счастлив!
Иван Васильевич обнимает весь мир своей любовью: и хозяйку в фероньерке, и её мужа, и гостей, и лакеев, и инженера Анисимова, который недолюбливал его. Из-за своей любви он видит замечательным всё окружение Вареньки: «зала прекрасные, музыканты знаменитые, буфет великолепный, разливанное море шампанского».
Описание бала сопровождается музыкой. Лёгкой, праздничной мазуркой. И у читателя возникает чувство радости, праздника. Он тоже слышит мазурку и, как герои рассказа, начинает покачиваться в такт музыки, воображаемой, услышанной им во время чтения. Но утром, когда Иван Васильевич направляется к дому возлюбленной, автор готовит читателей к изменениям.
«В душе у меня всё время пело, но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка». Здесь меняется и цвет «в конце поля я увидал что-то большое, чёрное». У читателя возникает чувство страха, опасение. Дальше будет что-то нехорошее… И здесь описывается жестокое наказание татарина. Возможно, он был провинившимся солдатом, может быть, предателем или врагом.
Но не так важно. А главное здесь поведение полковника Б. Его голос был гневный, сам он беспощаден, жесток, зол. Ивану Васильевичу, случайно увидевшему это представление, было стыдно. Он сам не понимал почему. Мне кажется то, что чувствовал Иван Васильевич, называется не чувством стыда, а разочарованием. В чём? В ком? В полковнике Б. и, значит, в его дочери тоже.
Но почему? Возможно, Варенька сама ничего не знала об этом. Быть может, и Иван Васильевич ещё не знал, что всё, что он увидел, даст толчок к спаду любви. Это произошло на подсознательном уровне. Потому что любовь к Вареньке побудила чувство любви ко всем, кто её окружает.
Он считал, что Варенька, как идеал, не может совершать ошибок, иметь отрицательные качества, а значит и её отец не мог быть таким, каким увидел его Иван Васильевич утром. Ошибки отца – ошибки дочери. Хотя Иван Васильевич не сразу понял, что с ним происходит. Во время последующих встреч с Варенькой ему становилось неприятно и неловко, он вспоминал полковника на площади.
И вскоре его любовь сошла на нет. А почему это произошло? Я считаю потому, что Иван Васильевич был влюблён не в саму Вареньку, а в свои представления о ней.
Источник: https://www.microarticles.ru/article/analiz-rasskaza-ln-Tolstogo-posle-bala.html