ТехЛиб СПБ УВТ
Постмодерни́зм (фр.
postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин.
Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы XX века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг.
ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф.
де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм.
В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.
Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy.
Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу.
В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60—70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл.
Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта.
Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Лакан, Жак, Альтюссер, Луи, Ж. Деррида, Ж.-Ф.
Лиотар, Фуко, Мишель) до определения, охватывающего начавшиеся в 60—70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.
Основные трактовки понятия
В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер:
Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно
Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (Hassan,1980; Welsch,1988, Ж.-Ф. Лиотар).
Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающее радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума.
Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х.
Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (en)).
Отличие постмодернизма от модернизма
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна.
Постмодернистское искусство отказалось от попыток создания универсального канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено».
Все остальные эстетические ценности относительны и условны, необязательны для создания художественного произведения, что делает возможным потенциальную универсальность постмодернистского искусства, его способность включить в себя всю палитру жизненных явлений, но также зачастую приводит к нигилизму, своеволию и абсурдности, подстраиванию критериев искусства к творческой фантазии художника, стиранию границ между искусством и другими сферами жизни.
Существование современного искусства Бодрийяр видит в рамках противопоставления разума и стихии бессознательного, порядка и хаоса. Он утверждает, что разум окончательно потерял контроль над иррациональными силами, которые стали доминировать в современной культуре и обществе.
Согласно Бодрийяру, современные компьютерные технологии превратили искусство из сферы символов и образов, имеющих неразрывную связь с подлинной реальностью, в самостоятельную сферу, виртуальную реальность, отчужденную от подлинной реальности, но не менее эффектную в глазах потребителей, чем подлинная реальность и построенную на бесконечном самокопировании.
В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.
Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Их происхождение не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли).
Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, ремейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80—90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна.
Постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда.
«Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).
Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность», — (Ж. Бодрийяр).
Концепция Бодрийяра основывается на утверждении о необратимой порочности всей западной культуры (Baudrillard, 1990).
Бодрийяр выдвигает апокалиптический взгляд на современное искусство, согласно которому оно, став производным от современных технологий, безвозвратно потеряло связь с реальностью, стало независимой от реальности структурой, перестало быть подлинным, копируя свои собственные произведения и создавая копии копий, копии без оригиналов, становясь извращенной формой подлинного искусства.
Смерть современного искусства для Бодрийяра происходит не как конец искусства вообще, а как смерть творческой сущности искусства, его неспособность создавать новое и оригинальное, в то время как искусство как бесконечное самоповторение форм продолжает существовать.
В постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек).
Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых «диджейскими сводками» готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.
кровать «Боксерский ринг», группа «Мемфис», 1981 стул «Sheraton», Роберт Вентури, 1984 кресло «Как высока луна», Широ Курамата, 1986 |
кресло «Miss Blanche», Широ Курамата, 1988 Постмодернизм распространился с начала 70-х годов XX века как тип мировоспрятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Этот стиль, отрицая современный функцианализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, существовавших в это время. Еще в 1966-м году в США вышла книга Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре», где были сформулированы принципы антифункционализма. «Я скорее за богатсво значений, чем за ясность значений; я за неявную функцию, так же как и за явную функцию. Я предпочитаю «и то и другое», а не «или то, или другое», и черное и белое, а иногда серое, — черному или белому». Постмодернизм не отрицает прошлое, а пересматривает его иронично, без наивности. Более в широком смысле это понятие начало применяться после издания книги Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма»(1977 г.), ставшей третьей среди «книг века», посвященных архитектуре. Постмодернизм стал лозунгом, вокруг которого консолидировались разрозненные экспериментаторы. Постулат модернизма «форма следует за функцией» был разрушен. Семантическое значение объекта стало столь же важным, как и его практический смысл. Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали цитаты из не только прошлых стилей, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм. В этом же 1977 году американский архитектор Роберт Стерн назвал «три его принципа или точнее подхода»: контекстуализм, аллюзианизм и орнаментализм. Первый принцип – подчинение архитектуры факторам, исходящей из конкретной среды и контекстов культуры; второй – введение в объект намеков (аллюзий), отсылающих к историческим стилям. При этом аллюзии отличаются от прямых цитат ироническим отношением к источнику. Третий принцип — круг архитектурных элементов очень широк, он выходит за пределы утилитарно необходимых. В начале 80-х складывалось сосуществование различных концепций, связанных на уровне скрытых культурных значений, но воплощавшихся в несхожие визуальные модели. Это и постмодернизм, и хай-тек, и деконструктивизм. Яркими представителями постмодернизма стали архитекторы: Роберт Вентури, Рикардо Бофилл, Чарльз Мур, Роб Криер, Майкл Грейвс, Альдо Росси, Ханс Холляйн. Многие из них работали и в области дизайна. Начинавшийся в архитектуре с теоретических предпосылок, постмодернизм продолжился в дизайне в виде концепции коммерческой культуры, став, в итоге, ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью. |
Источник: https://tehlib.com/arhitektura/postmodernizm/
Художественные направления, течения и школы в литературе ХХ века. Модернизм и постмодернизм: проблема соотношения понятий в современном литературоведении
ID: 47821
Название работы: Художественные направления, течения и школы в литературе ХХ века. Модернизм и постмодернизм: проблема соотношения понятий в современном литературоведении
Категория: Конспект
Предметная область: Литература и библиотековедение
Описание: Модернизм и постмодернизм: проблема соотношения понятий в современном литературоведении. Открыть и разрешить вопрос соотношения модеонизма и постмодернизма. Воникновение и развитие постмодернизма. Попарт сегодня предстает как переход от модернизма к постмодернизму.
Язык: Русский
Дата добавления: 2013-12-03
Размер файла: 61.5 KB
Работу скачали: 24 чел.
ЛЕКЦИЯ
Тема: Художественные направления, течения и школы в литературе ХХ века. Модернизм и постмодернизм: проблема соотношения понятий в современном литературоведении.
Цель: Определить основные направления в современой литературе ХХ века. Обозначить их историю происхождения, дать опраделения и выделить их основне функции. Открыть и разрешить вопрос соотношения модеонизма и постмодернизма.
План:
- Модернизм – как одно из ведучих направлений литературы ХХ века.
- Течения модернизма в развитии литературного процесса.
- Воникновение и развитие постмодернизма. Его основополающие каноны.
- Проблема соотношения модризма и постмодернима.
1) В конце Х1Х века произошли значительные изменения в понимании человека, его отношения к миру, нового языка искусства.
В ходе интеграции национальных культурных традиций, формирования техногенной цивилизации, пересмотра ценностных ориентаций нарастает тенденция декаданса, возникает новая культурная стратегия – модернизм.
<\p>
Кризисные явления духовной жизни не могли не найти своего отражения в искусстве, для которого характерно стремление к поиску новых выразительных форм, многообразие стилевых особенностей, возникновение принципиально новых приемов художественного творчества, что должно было выражать всю совокупность социальных и культурных трансформаций.<\p>
Это многообразие стилей и направлений в искусстве ХХ века, отошедших от классических методов художественного творчества, получило название модернизм (в переводе с французского – новый, современный). В целом это совокупность эстетических школ и направлений, объединявшая различные течения, стремившиеся к творческому осмыслению изменившейся действительности, с ее дисгармоничностью, нестабильностью человеческого существования, кризисом рационализма. Отсюда и установка модернизма на создание принципиально иных, отличных от классических, идеалов и ценностей в искусстве, стремление к новаторству любой ценой.
Модернизм в широком смысле слова характеризует все нереалистические школы и течения европейского искусства, в узком смысле слова – это художественная система, характеризуемая общностью стремлений, цельностью, единством целей и задач.<\p>
2)В русле модернизма формируется «авангард» (фр.
«передовой отряд»), наиболее радикальное течение, открыто порывавшее с искусством прошлого, ориентированное на крайние формы выразительности, отказ от предметности и соотнесения с действительностью.<\p>
В начале ХХ века возникают и развиваются футуризм – направление, ориентированное на искусство будущего (Ф.
Маринетти), экпрессионизм, опирающийся на вырази-тельность художественных средств (группы «Синий всадник», «Мост»), дадаизм, фовизм, кубизм. Наиболее известным из течений модернизма был абстракционизм – эстетика последнего ориентирована на полный отказ от содержательной стороны искусства, беспредметность и внесубъективность.
Абстракционизм экспериментирует с чистыми геометрическими формами и цветовыми соотношениями. Его виднейшими представителями были: В.И.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан.
Сюрреализм – направление в искусстве и эстетике, обращавшееся к глубинам и тайнам человеческой психики, к бессознательным порывам и ассоциациям. Теоретическое обоснование сюрреализм нашел в идеях З.
Фрейда и неофрейдизме, но уже в 30-е годы опубликован «Манифест сюрреализма» А.Бретона и его последователей. Мировую славу и успех сюрреализму принесли живопись Сальвадора Дали, в кинематографе – творчество С.Бунюэля. В литературе представлен именами Дж.Джойса, О.
Уайльда, Г.Апполинера (впервые использовавшего термин сюрреализм), Ф.Кафки.
Параллельно с модернизмом продолжает существовать и развиваться реалистическое направление в художественной культуре и эстетике ХХ века. При этом реализм допускал смелый эксперимент в выборе художественных методов, новых приемов отображения реальности.<\p>
В литературе это творчество Б.Брехта, Т.Манна, У.Фолкнера. В живописи – полотна А.
Матисса, раннего П.Пикассо, М.Сарьяна, П.Кузнецова, В.Серова. В советский период возникает, а впоследствии становится доминирующим, метод социалистического реализма. Для него характерно повышенное внимание к социальным проблемам, восхваление ценностей и идеалов социалистического строя.
В этом русле происходило и оформление эстетической теории, ориентированной на марксистскую концепцию подчинения искусства идеологии. В то же время в советский периода разрабатывались важные проблемы истории эстетической мысли (А.Ф.Лосев, А.П.Шестаков), специфике эстетического в условиях диалогического мышления (М.М.
Бахтин), структуры эс-тетического сознания и взаимосвязи эстетических категорий (М.С.Каган).
Во второй половине ХХ века формируется экзистенциализм как направление искусства и теоретическое течение. Экзистенциализм получил свое развитие в словесных жанрах – романах, повестях, эссе, драматургии, кинематографе.
В экзистенциальной эстетике Жана Поля Сартра (1905 – 1980) особая роль отведена проблеме ответственности художника в мире абсурда, где искусство обладает средствами активного воздействия на других людей.
В художественном творчестве автор сам избирает ситуацию, рисует проект бытия, который он хотел бы воплотить в действительность, но при этом он не может быть беспристрастен.<\p>
Человек свободен, но лишь частично, и эта его погруженность в мир существования не может быть преодолена средствами искусства.
<\p>
Проблема творчества в искусстве волновала и другого представителя экзистенциализма – Альбера Камю (1913 – 1960). Природа искусства такова, что оно апеллирует не к объяснению, а к символическим формам, способным к бунту и преодолению оков и законов бытия.
Искусство носит незавершенный, открытый характер, зовет к несбыточному и невыразимому.<\p>
Стремление к самоосуществлению, тревога, отчаяние и заброшенность, непонимание другими – все это преграды на пути самоосуществления и художественного творчества.<\p>
В экзистенциальной эстетики двадцатого века М.
Хайдеггер полагал, что смысл исторического бытия раскрывается в искусстве посредством речи, языка, адекватной интерпретации художественного произведения. К.Ясперс рассматривал искусство как «шифр человеческого существования».
Экзистенциальная эстетика, выражая протест против абсурдности человеческого существования, искала в искусстве пути избавления от хаотичности и непредсказуемости жизни, в художественном творчестве и эстетических переживаниях пыталась отыскать средства преодоления отчуждения и заброшенности личности.
Во второй половине ХХ века реализм эволюционирует в неореализм, характерный практически для всех видов и жанров искусства. В живописи – творчество П.Пикассо, Ф.Леже, А.Фуферона, А.Цицинато, в кинематографе – Л.Висконти, А.Вайда, А.Куросава, в литературе – Ж.Амаду, А.Миллер, Г.Маркес, Э.Хемнигуэй.
<\p>
Неореалистическая волна в художественной культуре опиралась на традиции поиска гражданственных идеалов, высокую эстетику классического искусства, отстаивала идею неповторимости и ценности человеческой жизни.
<\p>
В эстетике и художественной практике видоизменяются и такие направления как модернизм, завершающим этапом развития которого явился авангардизм в форме оп-арта (оптическое искусство, представленное орнаментально-геометрическими композициями), пространственного и земляного искусства, поп-арта.
Поп-арт сегодня предстает как переход от модернизма к постмодернизму. Популярное искусство создает методом комбинирования различных, зачастую вырванных из собственной культурной среды, элементов различные композиции и конструкции.
Эти конструктивные композиции должны вызывать определенные ассоциации, впечатления, совершенно не связанные с реальным содержанием. Свое эстетическое обоснование искусство, ориентированное на развлечение, на массовую культуру, получило в философии постмодернизма.
3) Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Классический тип мышления в период Модернизма в начале ХХ века меняется на неклассический. А в конце века – на постнеклассический.
Воплощение нового типа мышления требует преобразования социальной структуры общества. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф.Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна это 60 — 70-е гг.
, связано и логически вытекает из процессов Модернизма как реакция на кризис его идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога(Ницше), автора(Барт), чел-ка(гуманитарности). Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф.
де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике термин «Постмодернизм» не приживается. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.
Хабермас, Белл трактуют постмодернизм как постиндустриальное общество с характерным эстетическим эклектизмом. Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы» (в журнале Playboy).
Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Чарльзу Дженксу.
В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл.
Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии(Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.
4) Актуальность данной темы состоит в том, что постмодернизм как современное мироощущение – своеобразный протест против действительности, полемика с модернизмом и в то же время своего рода подведение итогов и переосмысление. У модернизма была некая проекция в будущее, у постмодернизма этой обращённости в будущее нет.
Подвергая радикальной критике действительность, модернисты обращались к трансцендентальному в поисках истинного идеала; отвергая реалии существующего мира, они искали и создавали модели сверх мира.
Если модернизм был нацелен на поиск определенности и незыблемых оснований, то постмодернизм – на повседневность, радикальный плюрализм, неопределенность.
Среди множества тенденций и течений ХХ в. прочерчивается несколько ведущих и основных, прежде всего модернизм, практикующийся как философско-эстетическое течение, объявившее себя современным искусством, использующим новые формы и средства выражения.
Модернизм породил сложный комплекс особого миропонимания и мироотношения на основе сочетания элементов и тенденций европейской культуры. Cамо восприятие человека и мира, предложенное модернизмом, вступало в противоречие со всем строем предшествовавшего ему мышления и философии.
Изменилось не только представление о пространстве, времени, материи, движении, но и о способах освоения мира, о роли мышления в познании объективной реальности.
<\p>
Именно в «модернизме в узком смысле» отчетливо просматриваются тенденции, усиление которых привело к возникновению нового культурного направления, получившего название «постмодернизм».
«Модернизм в узком смысле» и «постмодернизм» в своей сущности – своеобразное отражение кризисного состояния западной цивилизации и ее духовной культуры. Можно говорить и об общности философско-мировоззренческих оснований этих направлений, которые строятся на идеях И.
Канта об ограниченности познавательных возможностей разума, на иррационалистическом волюнтаризме А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, интуитивизме А. Бергсона, феноменологии Э. Гуссерля, психоанализе З. Фрейда. В «модернизме в узком смысле» заметны признаки «определенного «эпистемологического разрыва» с мировоззренческими концепциями, традиционно характеризуемыми как модернистские», под воздействием которого, по справедливому утверждению И. Ильина, оформился постмодернизм .
Действительно, для постмодернизма характерна установка на плюрализм, предотвращающий свойственную модернизму абсолютизацию чего бы то ни было, в том числе и значения технологической парадигмы.
Установке на плюрализм соответствует подчеркнутое стремление постмодернистов к «антиавторитарности», которое отметил в качестве главного отличия постмодернизма от «модернизма в узком смысле» видный американский теоретик постмодернизма И. Хассан.
«В то время как модернизм – за исключением дадаизма и сюрреализма – создавал свои собственные формы художественного авторитета именно потому, что центра больше нет, постмодернизм развивался в сторону художественной анархии – в соответствии с глубинным процессом распада мира вещей – или поп-искусства» .
С начала XX в. термин «постмодернизм» все чаще начинает применяться для обозначения трансформаций, происходящих в экономической, политической, технологической сферах жизни общества, а также новаций, возникающих в литературе, искусстве, литературоведении, искусствознании, философии.
Но для большинства исследователей по-прежнему актуальной остается проблема соотношения модернизма и постмодернизма. Описывая постмодернизм как противоположный модернизму тип миросозерцания, Ж. Деррида, например, доказывает, что он означает окончательное поражение модернизма.
Другой позиции придерживается один из основоположников философского постмодернизма Ж.Ф. Лиотар, который, отмечая расплывчивость границ постмодернизма, считает его частью модернизма: постмодерн помещается не после модерна, он уже содержался в модерне, только скрыто.
<\p>
О постмодернизме как переходном периоде, характерном для всех эпох рассуждает Л. К. Гречко: «…постмодернизм следует располагать в будущем, а также на переходе от настоящего к будущему. Переход здесь даже предпочтителен, поскольку это отвечает некоей общей установке постмодернизма – на переломы, просветы, вырезы, края, трещины, обрывы.
Постмодернизм в высшей степени современен. В высшей – потому что намеренно забегает вперед, опережает время, потому что высота, пик его в будущем». При этом он не считает постмодернизм продолжением или возрождением модернизма в связи с основными принципами этих феноменов культуры.
<\p>
Как видно из представленных точек зрения, проблема соотношения модернизма и постмодернизма не решается в философии однозначно. Более того, некоторые сторонники близости модернизма и постмодернизма считают, что основные концептуальные положения постмодернизма сформировались благодаря нежизненности модернизма.
<\p>
Таким образом, концепции современного постмодернизма доказывают развитие и трансформацию культуры модернизма, сущность которого остается неизменной при многообразии интерпретаций его идей, постмодернизм будем определять переходным типом культуры, возникшим на модернистской основе и использующим её язык и понятия.
Список рекомендованной литературы:
- Авангард – поставангард, модернизм – постмодернизм: проблемы терминологии // Вопросы искусствознания. – 1995. – № 1-2.
- Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. – № 3.
- Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение.- 1995.-№11.
- Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. 1998. -№ 7.
- Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 2006.
- Гречко Л. К. Интеллектуальный импорт, или О постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000. №. 2.
- Hassan I. Paracriticism: Seven speculations of the times. Urbana, 2000.
Источник: https://5fan.ru/wievjob.php?id=47821
Тема лекции: Модернизм и постмодернизм Вопросы, рассматриваемые на
Тема лекции: Модернизм и постмодернизм Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. 2. 3. 4. 5. Понятия модерна и модернизма. Школы и течения модернизма. Авангардное искусство и его представители. Сущность постмодернизма. Основные понятия, характеризующие ситуацию постмодернизма.<\p>
Модерн (нем. die moderne, фр. modernité) – современность. В культурологии – это синоним новации: культурные изменения в соответствии со вкусами и требованиями времени. Динамика культуры выражается диалектическим единством «традиция – модерн – постмодерн» . В европейском искусстве – это стиль конца XIX – начала XX вв. , в качестве нового современного искусства противопоставивший себя академизму и классицизму, ориентирован на рациональность, эффективность человеческой деятельности.<\p>
Модернизм (фр. modernisme) – общее название различных направлений и школ философии, искусства, литературы ХХ в. , представители которых отрицали традиционные формы прошлого и классическую эстетику. Модернисты дистанцировались от них, опирались на допустимую условность, эксперимент, абстрактное моделирование, конструирование, поиск новых ценностей и истин. Для всех модернистских направлений характерен приоритет новации перед традицией. Густав Климт. Дама в черной шляпе<\p>
Разновидности модернистских школ в европейском искусстве ХХ века: – символизм; – акмеизм; – футуризм; – кубизм; – имажизм; – дадаизм; – фовизм; – абстракционизм; – абсурдизм; – школа «потока сознания» ; – сюрреализм; – экспрессионизм и др.<\p>
Символизм – направление европейской художественной культуры кон. XIX – нач. ХХ вв. ; художественный метод, основанный на выражении посредством символа – многозначно-иносказательного и логически непроницаемого образа – «вещей в себе» или нераскрытых идей, находящихся за пределами рационального восприятия. Символизм проявился в литературе, живописи Франции, России, Бельгии и других европейских стран. Представители: Франция: П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме (глава), Ж. Мореас (автор «Манифеста символизма» , 1886) Россия: Н. Гумилев, А. Ахматова, Н. Минский, М. Врубель, В. Брюсов, А. Белый, В. Борисов -Мусатов (стиль «Голубой розы» ) и др. Бельгия: М. Метерлинк. Англия: О. Уальд. Михаил Врубель Царевна-лебедь (1900)<\p>
Организационными центрами нового искусства России в первой пол. ХХ века были издательства «Скорпион» , «Гриф» , «Мусагет» , журналы «Весы» , «Золотое руно» , «Перевал» , «Мир искусства» . Рерих Н. К. Дозор Под влиянием символизма формировались такие течения европейского искусства, как экспрессионизм, сюрреализм, отчасти футуризм.<\p>
Авангард (фр. avant-garde – передовой, идущий впереди стража) – художественное движение, объединяющее ряд течений европейского искусства ХХ века. Павел Филонов. Те, кому нечего терять. Для авангардистов характерны: разрыв с предшествующей традицией реалистического искусства, поиск новых методов и новых средств выражения художественных образов, новых форм и структуры художественного произведения. Apocaluptica: Master of Puppets<\p>
Павел Филонов. Головы. 1910 Агата Кристи Декаданс<\p>
Термин «авангард» употребляется в искусствознании с 20 -х годов ХХ в. , на которые пришелся расцвет многочисленных авангардистских движений в европейских странах. Часть из них строилась на анархическом и субъективистском мировосприятии, что проявилось в таких школах и течениях модернизма, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм. В 1918 «Авангард» – направление французского кинематографа, противостоящее коммерческому кино. Режиссеры во главе с Л. Деллюком стремились утвердить принципы элитарного «высокого киноискусства» . Николай Кульбин. Морской вид 191617<\p>
Кубофутуризм – направление в искусстве 1910 -х гг. , характерное для движения русского художественного авангарда, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении» , т. е. во времени). Близость к «машинной» ритмике характеризует произведения кубофутуристов (К. Малевич и др. ). Кубизм (фр. cube – куб) – авангардное направление в изобразительном искусстве Европы пер. четв. ХХ в. , представители которого экспериментировали над формой. Они считали, что любую сложную форму можно разложить на простые составляющие: куб, конус, цилиндр и т. п. С их помощью пытались создать новое понятие красоты, лишенное ясности. Их мотивация: «измучить красоту» , чтобы она не была совершенством. Кубисты: П. Пикасо, Ж. Брак, Х. Грис и др. Супрематизм Автопортрет К. Малевича в двух измерениях<\p>
Экспрессионизм (фр. expression – выражение) – направление модернизма в европейском искусстве первой четверти XX в. Густав Климт Смерть и жизнь Jean Michel Jarre: Oxygene Представители этого направления видели мир и отражали его в своем творчестве как столкновение контрастов, в преувеличенной резкости, в неестественности и непропорциональности. Максимально проявлено в художественной культуре Германии, Австрии: литература, живопись, музыка, киноискусство. Австрийский писатель экспрессионист Франц Кафка считается основателем модернистской прозы.<\p>
Дадаизм (фр. dada – деревянная лошадка, детский лепет) – модернистское течение литературы и живописи 1916 – 1922 гг. , возникшее в Швейцарии среди интеллигентов-анархистов. Протест против I Мировой войны выражен в бессмысленных сочетаниях слов и звуков (поэты Т. Тзара, Р. Гюльзенберг, М. Янко), в каракулях и наборе случайных предметов (художники М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Французские дадаисты отстаивали искусство, лишенное социальной проблематики (Бретон). Немецкие дадаисты Ж. Гросс, Дж. Хартфилд выступали против милитаризма. Макс Эрнст Плод многолетнего опыта 1919<\p>
Фовизм (фр. fauve – дикий) – течение модернизма, возникшее во французской живописи в 1905 г. Радость жизни. (1905/6) Анри Матисс Фовистов объединяло стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике, к интенсивности открытого цвета и остроте ритма. Представители: А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, Р. Дюфи и другие. Jean Michel Jarre: Magnetic Fields<\p>
Кандинский Васильевич (1866 – 1944) – русский живописец и график, один из основоположников абстрактного искусства; организатор и деятель литературных объединений «Синий всадник» , Института художественной культуры (Инхука). Автор картин «Сумеречное» , «Синий всадник» , «Синий гребень» , «Черное пятно» , «Маленькие удовольствия» и др. Tiesto<\p>
Сальвадор Дали • Абстракционизм возник в результате расслоения ряда модернистских течений в европейском искусстве XX (кубизм, футуризм, экспрессионизм). В. Кандинский считал, что новый абстрактный язык живописи поможет прорваться «сквозь тело к душе» , сквозь внешнее к внутреннему. Абстракционисты пытались создать «вибрацию души» , приобщая ее к духу музыки, к великому космосу. • «Космогонический абстракционизм» Василия Кандинского, Казимира Малевича привел к появлению крупнейшего модернистского течения ХХ века в живописи – сюрреализма. Самым ярким его представителем стал испанский художник Сальвадор Дали, который считал, что все на свете взаимопревращаемо.<\p>
Агата Кристи Post Scriptum<\p>
Постмодернизм – современное состояние европейской культуры, отражающее завершение эпохи модернизма. Памятник «Ў» в Полоцке Первый пункт в ситуации постмодерна гласит: не существует абсолютной истины, истина определяется только в процессе становления и преодоления самой себя (Лиотар). Наиболее яркими представителями философии постмодернизма являются Жан-Франсуа Лиотар, Жиль Делёз, Жак Деррида и др.<\p>
Постмодернизм ориентирован на плюрализм и многообразие истин в стремлении к целостности европейской культуры (глобализация). Постмодернизм осознает необходимость ограничения рационализма, поскольку результаты культурного прогресса поставили под угрозу уничтожение времени и пространства самой культуры. Суть выражается девизом: «Пересекайте рвы, засыпайте границы» (Лесли Фидлер). Рафал Олбински. Верди. Аида.<\p>
К понятиям постмодернизма относятся: – деконструкция; – «смерть субъекта» ; – «смерть автора» ; – «смерть Бога» ; – симулякр; – пустой знак; – языковые игры; – постмодернистская чувствительность; – переоткрытие времени; – плоскость и поверхность; – постмодернистская ирония и др. Памятник Ф. Кафке в Австрии<\p>
Деконструкция (лат. перевод греч. слова «анализ» ) обозначает метод парадоксального прочтения всего, что субъект может рассматривать в качестве анализируемого «текста» . Понятие ввел Ж. Деррида ( «Нечто, относящееся к грамматологии» ): «Деконструкция есть движение опыта, открытого к абсолютному будущему…» . Главный вопрос деконструкции: вопрос перевода и его многочисленных версий. В литературно-критическом течении – это попытка слить воедино литературу и философию. Рафал Олбински – современный польский художник, иллюстратор Олбински<\p>
Переоткрытие времени – феномен (явление) современной европейской культуры. Термин связан с исследованиями И. Пригожина, изложенными в работе «Переоткрытие времени» . Основная идея: европейская наука вновь открывает для себя Время. «Обратимость законов» , созданных в ХХ столетии, выражает такое радикальное отрицание времени, которого никогда не могли вообразить себе никакая культура, никакое «коллективное знание» . Костел в Молодечно Св. Иософата Кунцевича<\p>
Олбински Языковые игры – это строго фиксированная речевая система коммуникаций, которая разрушается, если выйти за пределы (или не понимать) ее организационных правил. Понятие ввел австрийский неопозитивист Людвиг Витгенштейн. Языковые игры переводят реальность в игровую плоскость постмодернистского мировосприятия, где читатель – источник смысла, а в процессе чтения «все трое» (читатель, текст, автор) представляют собой единое и бесконечное поле для игры письма (Л. Перрон-Муазес). Nicolas de Angeles: Villa California<\p>
«Смерть субъекта» – отказ от традиционной бинарной системы «субъект – объект» . Постмодернисты считают, что «абсолютного субъекта» не существует, а есть только «непознаваемый субъект» . «Смерть автора» – условный термин для пояснения идеи самодвижения текста, как самодостаточной процедуры. Смысл рождается при чтении. Автор – это не производитель смысла текста, а только посредник. Самодвижение языка (отчужденного) отмечали И. Бродский, Г. Гадамер, Сартр: «язык – это безличное начало» . А. Лозовой. Человек и жираф<\p>
Пустой знак – постмодернистский термин отказа от понимания смысла, который несет в себе символ. Шахерезада и султан. Александр Лозовой Постмодернистская чувствительность – установка на допустимость восприятия мира в качестве хаоса. Отказ от идеи целостности, иерархичной структуры, центрированности и гармоничной упорядоченности мира. Французский теоретик культуры Мишель Фуко: «Мы живем без специальных разметок и изначальных координат, в мириадах затерянных событий» .<\p>
«Смерть Бога» – образное выражение, которое восходит к протестантизму и к постулату Ницше «старый Бог умер» , как характеристики безжизненности и недееспособности христианских религиозных основ и идеалов в европейской культуре. Бог осмысливается как персонизированная внешняя причинность. Делез и Гваттари утверждают, что «Смерть Бога» не имеет никакого значения для бессознательного ( «Капитализм и шизофрения» ), поскольку «бессознательное – изначально сирота» . Р. Олбински. Голубь Apokalyptica: Coma<\p>
Контрольные вопросы 1. Являются ли модерн и новация синонимами в культурологии? Да____ Нет _____ 2. В какой период времени сформировался модернизм как стиль европейского искусства? XVв. – XVI в. ____ XIXв. – нач. XX____ 3. Что отрицали модернисты? Классическую эстетику ____ Рационализм ____ 4. Как называется европейское художественное движение начала ХХ в. , представители которого отрицали традиции реалистического искусства? Символизм ___ Авангард ___ Футуризм ___ 5. Как называется авангардное направление изобразительного искусства, представители которого считали, что любую сложную форму можно разложить на простые составляющие? Кубизм ____ Сюрреализм _____ Абстракционизм ____ 6. Как называется современное состояние европейской культуры? ___________________________ 7. Что характерно для постмодернизма? Поиск абсолютной истины __ Отрицание абсолютной истины ___ 8. Глобализация – это термин … Модернизма __ Постмодернизма __ 9. Что обозначает термин деконструкция? Метод парадоксального прочтения ____ Отклонение от истины ___ 10. Отметьте понятия , характеризующие ситуацию постмодерна. Кубофутуризм __ Символ ___ Симулякр ___ Пустой знак ___ Смерть Бога ____ 11. Кто ввел понятие «переоткрытие времени» ? Ж. Делёз __; Ф. Лиотар ___; И. Пригожин ___; Ф. Ницше ___. 12. Кто ввел понятие «языковые игры» ? Л. Витгенштейн ___; И. Пригожин ___; Ф. Ницше ___.<\p>
ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Культурология / Под ред. А. С. Неверова. – Мн. , 2004. 2. Сороко С. М. Культурология. –Новополоцк, 2006. 3. Постмодернизм. Энциклопедический словарь. – Мн. , 2001. Дополнительная: 1. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб. , 1993. 2. Делёз Ж. Логика смысла. – М. , 1995. 3. Деррида Ж. Позиции. – Киев, 1996. 4. Куликова И. С. Философия и искусство модернизма. – М. , 1980. 5. Лиотар Ж. Заметка о смыслах «пост» // Иностранная литература. – 1994. – № 1. 6. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. – СПб. , 1994. 7. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Homo: Сборник. – Мн. , 1997. 8. Очерки теории и истории культуры / под ред. И. Ф. Кефели, И. А. Громова. – СПб. , 1992. 9. Русская поэзия XIX в. В 2 -х т. / Б-ка всемирной лит. – М. , 1974. 10. Самосознание европейской культуры XX в. – М. , 1992.<\p>
Источник: https://present5.com/tema-lekcii-modernizm-i-postmodernizm-voprosy-rassmatrivaemye-na/
Этапы развития культуры XX века: авангард – модернизм – постмодернизм (соотношение понятий)
Авангард – это, прежде всего, реакция художественно-эстетического сознания на глобальный перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванных научно-техническим прогрессом последнего столетия Формирование авангарду связано с отказом от позитивизма в эстетике и реализма в искусстве В философии предшественниками становления авангарда возникают идеи А Шопенгауэра, Ф Ницше, С Кьеркегора, А Бергсона Косвенным шляхом инициировали возникновение авангарда достижения в научных областях (особенно – в области ядерной физики, химии, математики, психологии, позднее – биологии, кибернетики, электроники) и технико-технологических аналогичные реализации на их базе В психологии значительного влияния задал фрейдизм и возникающий на его базе психоанализ В гуманитарных науках – это конституирование лингвистики как философско-культурологической дисциплины, отход от европоцентризм и как следствие этого ухода – рост внимания к восточным культурам Возникновение таких феноменов как теософия, антропософия и некоторых новых эзотерических учений спровоцировали о (как реакцию на них и на усилия позитивистской-сииентистського понимание мира) выплеск неохристианских учений – неотомизма, неоправославия и др. В социальных науках социалистические, коммунистические, а на рхистськи теории революционно и пафосно отразили реальные острые проблемы социальной действительности того времени Как непосредственные предтечи авангарда появляются эстетика романтизма и импрессионизм Романтизм раз делал концепцию анти имитационного (так называемого “музыкального”) живописи и определил внимание художественного творчества к феноменам подсознательного.
Понятие модернизма (фр moderne – новейший, современный) в широком смысле используется в эстетике и искусствознании XX в для определения большого круга явлений культуры и искусства авангардно-м модернизаторских характера начиная с символизма и импрессионизма и заканчивая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной сфере вообще Модернизм объединяет разнообразные, достаточно ь независимые направления, которые могут значительно отличаться по своим социальным или культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, поп-арт, минимализм, концептуализм и др.) Хронологически мод ернизм занимает конец XIX в и 60-е годы XX века, включая все авангардные движения вплоть до своего “антипода” – постмодернизма Среди теоретических предтеч модернизма называют Лессинга, Канта, романтиков К безо осередних лидеров относят Ницше, Фрейда, Бергс-на и многих философов и мыслителей XX в неклассического направления, прежде всего – экзистенциалистов и структуралистов.
Модернизм принципиально порывает с устоявшимися формами художественного отображения действительности – канонизирован реализмом, салонным искусством, академическим искусством, чувствуя кризис этих явлений и в стремлении к о обновления Для модернизма характерны активность, динамизм, страсть к движению, желание действовать против (чего-либо, кого-либо) в преодолении традиционных границ, пренебрежение к традиционным ценностям, культурная револю цийнисть.
Как главные черты модернизма выделяют:
o эстетическую стратегию автономии искусства, т.е. его принципиальную независимость от любых позахудожних контекстов (социальных, политических, религиозных и т др.);
o полный отказ от миметичного принципа в искусстве;
o акцент на художественной форме, которая понимается как главная основа произведения, тождественна его содержанию;
o абсолютизация визуальной (аудио) презентации произведения как самодостаточной формы бытия.
В главных направлений модернизма относят: абстрактный экспрессионизм, конкретное искусство, поп-арт, концептуализм, минимализм и др.
Постмодернистская культура охватывает широкий круг феноменов материальной и духовной жизни В политической культуре – это развитие различных форм постутопичнои политической мысли В философии – господство постмет и физико, пострационализма, постемпиризма (постструктурализм, постфрейдизм, постаналитична философия) В этике – постгуманизм постпуританського мира, моральная амбвивалентнисть личности Совокупность ц их феноменов свидетельствует о формировании постцивилизации, чью сущность и позволяет прояснить художественно-эстетический постмодернизм есть, в культурологическом аспекте возникновения постмодернизма связывается с по требой отражение в культуре новых форм общественной жизни и экономического порядка – общества потребителей, театрализованной политики, масс-медийных и информационных технологиилогій.
Соответственно, искусство в контексте постиндустриальной культуры переживает существенные трансформации:
* переориентация с художественного произведения на процесс его создания;
* переориентация с автора на массовую аудиторию;
* с вербальности на телесность, жест, ритуал, то есть – невербальное общение;
* искусство в своих наиболее “продвинутых” формах направляется не к отображению жизни, а стремится стать жизнью, что способствует формированию игрового, альтернативного типа личности;
* все большую роль играют компьютерные методы создания артефактов.
Источник: https://megaobuchalka.ru/11/56174.html
Надежда Маньковская. От модернизма к постпостмодернизму via постмодернизм
Коллаж-2. М.: ИФ РАН, 1999.
– 18 –
Надежда Маньковская
От модернизма к постпостмодернизму via постмодернизм
Модернизм, постмодернизм и постпостмодернизм относятся к тому пласту в искусстве, теории искусства и эстетике XX века, который является скорее неканоническим, неклассическим.
Действительно, с чем связано то, что в итоге, в конце нашего века, одной из выразительных примет культурной ситуации, скажем, во Франции стало уже само название журнала «Revue de la littérature générale» («Общая литература»), трактующего литературу весьма широко: сюда входит и садово-парковое искусство, и искусство подстригать деревья, прогуливаться, заниматься любовью – то есть эстетика повседневности в целом (отечественный аналог – бытовые культурологические истории Л.Рубинштейна в журнале «Итоги»); или мода на сентиментальность, выливающаяся во Франции в «египтоманию», а в России – в «новый сентиментализм»?
В нашей статье мы обратимся к эстетическому аспекту соотношения модернизма, постмодернизма и постпостмодернизма.
Если классической линией в истории эстетики считать аристотелевско-винкельмановскую, гегелевско-кантовскую, то модернизм, по-видимому, знаменует собой отклонение от нее.
Некоторые из свидетельств нонклассики в теории и художественной практике – придание ряду понятий обыденного сознания (тоска, тошнота, тревога и т.д.
) статуса философско-эстетических категорий; тенденции эстетизации философии; диссонанс, дисгармония в музыке; нефигуративность, асимметрия в живописи; абсурд, безобразное в литературе, театре, кинематографе. И в то же время очевидно, что высокий модернизм – классика XX века.
– 19 –
Что же касается постмодернистской тенденции, то она неканонична хотя бы в силу своей принципиальной асистематичности, сознательного эклектизма, установки на расшатывание понятийного аппарата классической эстетики, ее норм и критериев. Ее каноном становится отсутствие канона.
Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы – лабиринт, ризома.
Теория деконструкции отвергает классическую гносеологическую парадигму репрезентации полноты смысла, «метафизики присутствия» в искусстве, перенося внимание на проблему дисконтинуальности, отсутствия первосмысла, трансцендентального означаемого.
Концепция несамотож-дественности текста, предлагающая его деструкцию и реконструкцию, разборку и сборку одновременно, намечает выход из лингвоцентризма в телесность, принимающую различные эстетические ракурсы – желания (Ж.Делез), либидозных пульсаций (Ж.Лакан, Ж.-Ф.Лиотар), соблазна (Ж.Бодрийар), отвращения (Ю.Кристева).
Подобный сдвиг привел к модификации основных эстетических категорий.
Новый взгляд на прекрасное как сплав чувственного, концептуального и нравственного обусловлен как его интеллектуализацией, вытекающей из концепции экологической и алгоритмической красоты, ориентации на красоту ассонансов и асимметрии, дисгармоничную целостность второго порядка как эстетическую норму постмодерна, так и неогедонистической доминантой, сопряженной с идеями текстового удовольствия, телесности, новой фигуративности в искусстве. В стилевом отношении постмодернизм, в отличие от неоавангарда, возвращается к красоте как реальности, повествовательности, фабульности, мелодизму. Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков. Возвышенное замещается удивительным, трагическое – парадоксальным. Центральное место занимает комическое в его иронической ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства.
Другой особенностью постмодернистской эстетики является онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической своей открытостью, нацеленность на непознаваемое, неопределенное. Неклассическая онтология разрушает систему символических противоположностей, дистанцируясь от бинарных
– 20 –
оппозиций реальное – воображаемое, оригинальное – вторичное, старое – новое, поверхностное – глубинное, субъект – объект и т.д. Субъект как центр системы представлений и источник творчества рассеивается, его место занимают бессознательные языковые структуры, анонимные потоки либидо, машинность «желающего производства».
Утверждается экуменически-безличное понимание искусства как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Сознательный эклектизм питает гипертрофированную избыточность художественных средств и приемов постмодернистского искусства, художественный «фристайл», цитатность, центонность, полистилистику.
С этим связаны квалификации постмодернистской эстетики как избыточной, «махровой» иноэстетики, софт-эстетики.
Постмодернистские принципы философского маргинализма, открытости, описательности, безоценочности ведут к дестабилизации классической системы эстетических ценностей. Постмодернизм отказывается от дидактически-профетических оценок искусства.
Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом связан с новым отношением к массовой культуре, а также тем эстетическим феноменам, которые ранее считались периферийными.
Внимание к проблемам эстетики повседневности и потребительской эстетики, вопросам эстетизации жизни, окружающей среды трансформировало критерии эстетических оценок ряд феноменов культуры и искусства (кича, кэмпа и др.). Антитезы высокое – массовое искусство, научное – обыденное сознание не воспринимаются более как актуальные.
Постмодернистские эксперименты стимулировали также стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, искусством и не искусством, развитие тенденций синестезии.
Усовершенствование и доступность технических средств воспроизводства, развитие компьютерной техники и информатики подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания, привели к его «дизайнизации».
Пересмотр классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовали о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом аппликации.
На первый план выдвинулись проблемы симулякра, метаязыка, интертекстуальности, контекста – художественного, культурного, исторического, научного, религиозного. Симулякр занял в эстетике постмодерна
– 21 –
место, принадлежавшее художественному образу в классической эстетике, и ознаменовал собой разрыв с репрезентацией, референциальностью как основами классического западноевропейского искусства.
Свидетельством неклассичности постмодернизма является и его экспансия в такие нетрадиционные сферы, как постнеклассическая наука, экология, феминизм.
Наиболее существенным философским отличием постмодернизма является переход с позиций классического антропоцентрического гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, чье экологическое измерение обнимает все живое – человечество, природу, космос, вселенную.
Отказ от европоцентризма и этноцентризма, перенос интереса на проблематику, специфичную для культур стран Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Латинской Америки сопряжен с темой религиозного, культурного, экологического экуменизма, неклассической постановкой проблем гуманизма, нравственности, свободы.
Признаки становления новой философской антропологии соотнесены с поисками выхода из кризиса ценностей и легитимности.
Темой специального рассмотрения является специфика отечественного постмодернизма – его близость к авангардистскому андерграунду предшествующего периода, политизированность (соцарт), литературоцентризм, антинормативность (стеб), шоковая эстетика («чернуха», «порнуха»), мистификаторство (легитимация воображаемых дискурсов в искусстве и искусствознании; фантазийные конструкты «пропущенных» в России художественно-эстетических течений – сюрреализма, экзистенциализма и т.д.), римейки больших стилей (русское барокко, классицизм, авангард и т.д.), новый эстетизм (московский концептуализм) и ряд других черт.
Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей.
Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования и реинтерпретации.
Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры.
– 22 –
Таким образом, есть основания говорить о выработке некоторых общих принципов и положений, характеризующих постмодернизм как феномен культуры.
Собственной эстетической спецификой обладает, несомненно, и постпостмодернизм.
Мы не входим в данной статье в рассуждения классификационного характера о том, является ли постпостмодернизм одним из этапов эпохи «постмодерности» (М.
Эпштейн) или концом «героического» периода постмодернизма и перехода к «мирной жизни» (В.Курицын), или же просто свидетельством исчерпанности, усталости постмодернизма. Остановимся на фактической стороне дела.
По нашему мнению, постпостмодернизм, в отличие от модернизма и постмодернизма, выдвигает некоторые новые эстетические и художественные каноны, а не те или иные общие подходы к эстетическому; он стремится создать принципиально новую художественную среду.
В этом плане мы разделяем концепцию «технообразов» французской исследовательницы А.
Коклен, видящей их сущностное отличие от традиционных «текстообразов» в замене интерпретации «деланием», интерактивностью, требующими знания «способа применения» художественно-эстетического инструментария, «инструкции».
Интерактивность – специфический признак виртуалистики как основного течения постпостмодерна. Понятие «виртуальный мир» воплощает в себе двойственный смысл: мнимость, кажимость, потенциальность и истинность.
Виртуальная реальность в искусстве – созданная компьютерными средствами искусственная среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, также внедрившимися в нее, но и с искусственными персонажами.
Интерактивность позволяет заменить мысленную интерпретацию реальным воздействием, материально трансформирующим художественный объект. Превращение зрителя, читателя из наблюдателя в сотворца, влияющего на становление произведения и испытывающего при этом эффект обратной связи, формирует новый тип эстетического сознания.
Модификация эстетического созерцания, эмоций, чувств, восприятия связана с шоком проницаемости эстетического объекта, утратившего границы, целостность, стабильность и открывшегося воздействию множества интерартистов-любителей. Суждения о произведении как открытой системе
– 23 –
теряют свой фигуральный смысл. Герменевтическая множественность интерпретаций сменяется мультивоздействием, диалог – не только вербальным и визуальным, но и чувственным, поведенческим полилогом пользователя с компьютерной картинкой. Роли художника и публики смешиваются, сетевые способы передачи информации смещают традиционные пространственно-временные ориентиры.
В теоретическом плане виртуальная реальность – одно из сравнительно новых понятий неклассической эстетики. Эстетика виртуальности концептуально шире постмодернистской эстетики.
В центре ее интересов – не «третья реальность» постмодернистских художественных симулякров, пародийно копирующих «вторую реальность» классического искусства, но виртуальные артефакты как компьютерные двойники действительности, иллюзорно-чувственная квазиреальность.
Виртуальный артефакт – автономизированный симулякр, чья мнимая реальность отторгает образность, полностью порывая с референциальностью. В нем как бы материализуются идеи Ж.Дерриды об исчезновении означаемого, его замене правилами языковых игр. В виртуальном мире эта тема получает свое логическое продолжение.
Означающее также исчезает, его место занимает фантомный объект, лишенный онтологической основы, не отражающий реальность, но вытесняющий и заменяющий ее гиперреальным дублем.
Принципиальная эстетическая новизна связана здесь с открывшейся для воспринимающего возможностью ощутить мир искусства изнутри, благодаря пространственным иллюзиям трехмерности и тактильным эффектам погрузиться в него, превратиться из созерцателя в протагониста.
Виртуальные авторские перевоплощения, половозрастные изменения, контакты между виртуальным и реальным мирами (голо-графические, компьютерные проекции частей тела как их искусственное «приращение» и т.д.) усиливают личностную, волевую доминанту художественных экспериментов.
Многие аспекты виртуальной реальности свидетельствуют о переходе постмодернистских эстетических границ, достаточно, впрочем, размытых.
Новая эстетическая картина виртуального мира отличается отсутствием хаоса, идеальной упорядоченностью, сменившей постмодернистскую игру с хаосом.
Но игровая и психоделическая линии постмодернизма не только не исчезают, но и усиливаются благодаря новой «новой телесности»: современные трансформации эстетического восприятия во многом
– 24 –
связаны с его отелесниванием специфическим компьютерным телом (скафандр, очки, перчатки, датчики, вибромассажеры и т.д.) при отсутствии собственно телесных контактов.
Несомненное влияние на утверждение идей реальности виртуального в широком смысле оказывают новейшие научные открытия: доказательность предположения о существовании антивещества активизировала старые споры об антиматерии, антимире как частности многомерности, обратимости жизни и смерти. Взаимопереходы бытия и небытия в виртуальном искусстве свидетельствуют не только о художественном, но и о философском, этическом сдвиге, связанном с освобождением от парадигмы причинно-следственных связей. В виртуальном мире возможности начать все сначала не ограничены: шанс «жизни наоборот» связан с отсутствием точек невозврата, исчезновение логистической кривой. Толерантное отношение к убийству как неокончательному акту, не наносящему необратимого ущерба существованию другого, лишенного физической конечности – одно из психологических следствий такого подхода.
Анализ специфики виртуального искусства на материале дигитального кинематографа (спецэффекты, виртуальный монтаж, морфинг, компоузинг, виртуальные актеры), интерактивного телевидения, гиперлитературы, виртуальной музыки, массового искусства позволяет выявить такие тенденции виртуализации психологии эстетического восприятия, как флуктуация, конструирование, навигация, персонификация, имплозия, адаптация.
Эстетический эффект виртуальных новаций связан со становлением новых форм художественного видения, сопряженных с полимодальностью и парадоксальностью восприятия, усилением проектного начала творчества, противоречивым сочетанием более высокой степени абстрагирования с натуралистичностью; многофокусированностью зрения; ориентацией на оптико-кинетические иллюзии «невозможных» артефактов как эстетическую норму.
Следует отметить, что переход от постмодернистской интертекстуальности к постпостмодернистскому стиранию границ между текстом и реальностью происходит как в буквальном (виртуальная квазиреальность), так и в переносном смысле: сошлемся на роман американского постпостмодерниста П.Остера «Стеклянный город» с его новыми пиранделлизмом, экспериментами над судьбой.
Другой вектор возможного постпостмодернистского развития – транссентиментализм. Его появление в отечественной культуре связано с процессами перерастания концептуализма в
– 25 –
постконцептуализм, соц-арта в постсоцарт и т.д.
Характерными особенностями этого русского варианта постпостмодернизма представляются новая искренность и аутентичность, новый гуманизм, новый утопизм, сочетание интереса к прошлому с открытостью будущему, сослагательность, «мягкие» эстетические ценности. Идеи «мерцающей» эстетики (Д.
Пригов), эстетического хаосмоса как порядка, логоса, живущего внутри хаоса (Ж.Делез, М.Липовецкий) сопряжены с происходящим в самом искусстве синтезом лиризма и цитатности («вторичная первичность»), деконструкции и конструирования.
Слоистость, эквилибристичность постпостмодернизма, его неоднозначное, противоречивое воздействие на мир эстетического стимулируют «навигирование» эстетической и искусствоведческой мысли на пороге XXI века.
Источник: https://iphras.ru/page52528989.htm