Образ ноздрева в поэме «мёртвые души» (н. в. гоголь)

Образы Коробочки и Ноздрева в поэме Гоголя «Мертвые души»

Образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души» Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех “небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода !” (или М.

с Коробочкой являются в некотором роде антиподами:маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота.

Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.Главная цель её жизни – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования. Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество.

У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с “мёртвыми душамит”. Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хоз-ва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом.

Обратите внимание

В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за “мёртвые души”.Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом “дубиноголовая”.)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва.

Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души. Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые… набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”.

Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком.

Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой.

Помещица Коробочка бережлива, “набирает понемногу деньжонок”, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.

Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело.

В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: “вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?”, И снова автор подчеркивает типичность этого образа: ” Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”. Оказывается, тупость Коробочки, ее “дубинноголовость” не такое уж редкое явление.

Ноздрев– третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Н. непрерывно врет, задирает всех без разбору; он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Н. объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера», т.е.

безудержностью, граничащим с беспамятством. Н. ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. На пути к Собакевичу, в трактире, Н. перехватывает Чичикова и везет к себе в имение. Там он насмерть ссорится с Чичиковым: тот не согласен играть в карты на мертвых душ, а также не хочет купить жеребца «арабских кровей» и получить души в придачу.

Наутро, забыв обо всех обидах, Н. уговаривает Чичикова сыграть с ним в шашки на мертвые души. Уличенный в жульничестве, Н. приказывает избить Чичикова, и только появление капитан-исправника успокаивает его. Именно Н. едва не погубит Чичикова. Столкнувшись с ним на балу, Н. кричит во всеуслышание: «он торгует мертвыми душами!», чем порождает массу самых невероятных слухов.

Важно

Когда же чиновники призывают Н., чтобы разобраться во всем, герой подтверждает все слухи сразу, не смущаясь их противоречивостью. Позже он приезжает к Чичикову и сам рассказывает обо всех этих слухах. Моментально забыв о нанесенной им обиде, он искренно предлагает помочь Чичикову увезти губернаторскую дочку. Домашняя обстановка в полной мере отражает сумбурный характер Н.

Дома у него все бестолково: посередине столовой стоят козлы, в кабинете нет книг и бумаг и т. д. Можно сказать, что безграничная ложь Н. – это оборотная сторона русской удали, которой Н. наделен в избытке. Н. не до конца пуст, просто его безудержная энергия не находит себе должного применения. С Н. в поэме начинается череда героев, сохранивших в себе что-то живое.

Поэтому в «иерархии» героев он занимает сравнительно высокое – третье – место.

Образы Плюшкина и Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души».

Образ Плюшкина
в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение. По описанию Гоголя имение Плюшкина приобретает зловещий характер, невольно по спине пробегают мурашки. Когда я читал 6 главу, у меня было чувство, что в имении Плюшкина произошло какое-то бедствие.

Запустение, дух смерти подчеркивает Гоголь, и о комнате Плюшкина: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…». Картину «вымершего места» завершает «замок – исполин», висящий на обычно «запертых наглухо» главных воротах.

Что можно сказать о Помещике Плюшкине? Для начала, даже Чичиков, который был неплохим психологом, не смог различить пол «какой-то фигуры», которая оказалась Плюшкиным. История Плюшкина очень печальна. «А ведь было время, когда он был бережливым хозяином! Был женат и семьянин» – с таких слов начинает автор историю Плюшкина.

«Все текло живо и совершалось размеренным ходом». Но из-за смерти хозяйки, Плюшкин стал скупее, подозрительнее. И так, постепенно, его дом покидали по разным причинам близкие и родные. «Одинокая жизнь дала сытную пищу для скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становиться ненасытнее.

Все добрые чувства Плюшкина заменились скупостью, опустошением и подозрительностью. Из-за его постоянных мелких краж у своих же подданных, почти все крестьяне от него отвернулись. У Плюшкина запасов еды было на 2 с лихом его поместья, но все равно их держал под замком. Все эти запасы еды сгнили.

Даже когда Чичиков, по мнению Плюшкина, Практический отдает ему просто так деньги, а для большого скупердяя Плюшкина это должно быть просто фурор счастья, то он даже не может хорошо порадоваться. На его лице было не чувство радости, а всего лишь отблеск. Это показывает нам «Мертвую душу» Плюшкина, потому что даже язык не поворачивается назвать её живой.

Образ Чичикова

Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно – любезен, с Коробочкой – мелочно – настойчив и груб, с Ноздревым – напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием».

В характере Чичикова есть маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основу их характеров.

Совет

И эта «многогранность» Чичикова, родственность его «мертвым душам помещиков позволяет сделать его главным героем поэмы. Характеристика Чичикова дается автором в первой главе. Портрет его дан очень неопределенно: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.

Больше внимания Гоголь уделяет его манерам: он произвел прекрасное впечатление на всех гостей на вечеринке у губернатора, показал себя как опытного светского человека, поддерживая разговор на самые разные темы, умело польстил губернатору, полицмейстеру, чиновникам и составил о себе самое лестное мнение.

Гоголь сам говорит нам, что не взял в герои «добродетельного человека», сразу оговаривает, что его герой — подлец. «Темно и скромно происхождение нашего героя». Автор говорит нам, что его родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает. Чичиков лицом не походил на своих родителей. В детстве у него не было ни друга, ни товарища.

Отец у него был болен, окна маленькой «горенки» не отворялись ни в зиму, ни лето. Гоголь говорит о Чичикове: « Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло- неприютно, сквозь какое-то мутное, занесённое снегом окошко…»

«Но в жизни всё меняется быстро и живо…» Отец привёз Павла в город и наставил ходить в классы.

Из денег, которые дал ему отец, он не потратил ни копейки, а наоборот сделал к ним приращение. Он с детства научился спекулировать. Вышедши из училища, он сразу принялся за дело и службу. С помощью спекуляции он смог добиться от начальника повышения должности.

После прихода нового начальника Чичиков переехал в другой город и стал служить на таможне, что было его мечтой. «Из поручений досталось ему, между прочим, одно: похлопотать о заложении в опекунский совет нескольких сот крестьян». И тут ему в голову пришла мысль провернуть одно дельце, о котором ведётся речь в поэме.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x106e.html

Мертвые души: образ Ноздрева

В первой половине XIX века многие писатели отводили в собственном творчестве гигантскую роль теме Рф. В то время царила свирепая деспотия помещиков и чиновников, а жизнь фермеров была нестерпимо тяжеленной. Жизнь крепостной Рф отыскала свое отражение в почти всех произведениях.

Одним из их стал роман-поэма, который написал Н. В. Гоголь, “Мертвые души”. Образ Ноздрева, так же как и Чичикова, Манилова и других героев, очень ярок и обрисовывает отношение к реальности всех представителей знати тех пор.

Создатель в собственном произведении попробовал донести до читателей царившую в то время безнравственность во всех ее проявлениях.

Общие настроения Рф начала XIX столетия

Российская муниципальная система тех пор развивалась с упором на крепостное право. Принципиальные нравственные ценности были отодвинуты на 2-ой план, а приоритетными числились положение в обществе и средства. Люди не стремились к наилучшему, их не заинтересовывали ни науки, ни искусство.

Они не пробовали бросить потомкам полностью никакого культурного наследства. В достижении собственной цели – богатства – человек не останавливается ни перед чем. Он будет накалывать, красть, предавать, продавать.

Сложившаяся ситуация не могла не тревожить людей мыслящих, тех, кому далековато небезразлична была судьба Отечества.

Представители знати в произведении

Заглавие “Мертвые души” выбрано создателем не случаем. Оно очень символично и отлично отражает настроения крепостной Рф. Создатель не пожалел красок, изобразив целую галерею лиц, показав духовный упадок, грозящий отечеству.

Сначала повествования читателю стает Манилов – праздный мечтатель, фантазер. Заканчивается вереница портретов образом Плюшкина. Этот представитель дворянства стал как “дыра на населении земли”. В произведении “Мертвые души” образ Ноздрева возникает приблизительно посреди.

В нем можно узреть что-то от Плюшкина, что-то от Манилова.<\p>

Черта вида Ноздрева

В первый раз в произведении он возникает в городке NN. Читатель ничего такого особенного о нем не выяснит не считая того, что был он карточным шулером. Все его существо было каким-то несуразным: он смешон, гласит ерунду, не задумываясь о последствиях собственных выражений.

Сам создатель, изображая образ Ноздрева, гласит о нем как о “разбитном парне”. Фактически, это правильно, и все деяния героя подчеркивают это. Ноздрев привык жить нынешним деньком, не много задумываясь о будущем.

Обратите внимание

Так, например, выигрыш в карты он обменивал на полностью ненадобные предметы и вещи, которые он на последующий же денек проигрывал другим, более везучим игрокам. Все это, по воззрению самого Гоголя, происходило из-за некий юркости, бойкости и неугомонности нрава героя.

Читайте также:  Сочинения 15.1, 15.2, 15.3 по тексту троеполького из повести «белый бим чёрное ухо»

Эта “энергичность” заставляла Ноздрева совершать и другие поступки, в большинстве непродуманные и спонтанные.

Пороки героя

Все, что имеется у Ноздрева – породистые собаки, лошадки, – все наилучшее. Да и хвастовство героя не имеет нередко под собой оснований. Невзирая на то что владения его граничат с чужим лесом, он гласит о нем как о собственном.

Иллюстрируя образ помещика Ноздрева, нельзя не упомянуть обо всех несуразных ситуациях, в каких он оказывался. То его выводят с дворянского собрания, то он учавствует в стычке. Одной из отличительных черт персонажа является его склонность делать пакости людям.

При этом чем больше сближался он с человеком, тем посильнее было рвение насолить. Так, Ноздрев расстраивает женитьбы и торговые сделки. Но сам он принимал свои деяния как проказы, не считая их оскорбительными.

Более того, Ноздрев даже от всей души удивлялся, если слышал, что кто-то из знакомых дулся на него.<\p>

Главные черты героя

Раскрывая образ Ноздрева, создатель изображает непристойность в некоторой лживо-нахальной форме. Истоки ее выслеживаются в комедиях Аристофана и Плавта. Но много в персонаже и извечно российского, государственного. Основными чертами нрава Ноздрева являются хвастовство, наглость, склонность к дебоширству, непредсказуемость, энергичность.

Как отмечает сам создатель, люди такового склада, обычно, “лихачи, гуляки, говоруны”, а в их лицах всегда можно узреть что-то прямое, залихватское, открытое. Не считая остального, они обожают погулять и являются конкретными игроками. Их отличает общительность, сочетающаяся с бесцеремонностью.

Время от времени кажется, что дружба с ними может продлиться очень длительно, но с “новым знакомым” такие люди могут подраться на пирушке в тот же вечер.

Контраст внутреннего и наружного в персонаже

Описание вида Ноздрева в произведении довольно верно. Изображая героя, создатель не жалеет художественных средств. Выразителен портрет персонажа. Снаружи это человек среднего роста, сложен недурно, с румяными, полными щеками, снежно-белыми зубами и смоляными бакенбардами. Это был свежайший, здоровый молодец, обладавший физической силой.

В эпизоде поэмы читатель может проследить традицию российского богатырства. Но образ Ноздрева – смешное отражение былинных мотивов. Контраст его внутренних и наружных черт очень приметен. Стиль жизни Ноздрева является прямой противоположностью действиям былинных богатырей.

Важно

Все, что делает персонаж поэмы, не имеет смысла, а его “подвиги” не распространяются далее драки на ярмарке либо карточного шулерства. Образ Ноздрева комически отражает мотив “широкой души”, “залихватского разгулья” – извечно российских черт. Весь вид персонажа – это только видимость той государственной “широты” в неплохом смысле.

Герой не только лишь не может претендовать на “духовную широту”, да и проявляет полностью обратные свойства. Ноздрев – запивоха, наглец и лгун. При всем этом он труслив и совсем ничтожен.<\p>

Хозяйство персонажа

Изображая пейзаж, присутствующий в эпизоде посещения Ноздрева Чичиковым, создатель показывает на безалаберность владельца. Хозяйство его состояло в очень расстроенном виде и совсем пришло в упадок. Это, снова же, гласит об отсутствии упорядоченности и обдуманности стиля жизни Ноздрева.

В его конюшне стойла были пусты, дом запущен, в нем царствовал кавардак. Единственным местом, содержавшемся в соответствующем виде, была псарня. На ней помещик ощущал себя как “отец семейства”. По воззрению ряда критиков, герой сам несколько походит на собаку: может сразу облаять и приголубиться.

Черты нрава Ноздрева отражены также в интерьере дома. В его кабинете отсутствуют какие-либо бумаги либо книжки. Но стенки увешаны саблями, ружьями, турецкими кинжалами и разными трубками. Символична в этом интерьере шарманка. В этом предмете находится одна дудка, которая никак не желала угомониться.

Эта деталь явилась некоторым эмблемой нрава персонажа. Она указывает неуемную энергию, неугомонность и бойкость героя.<\p>

Поведение Ноздрева

Энергичность героя толкает его на разные подвиги. Так, к примеру, имея склонность к обмену, все, что у него есть, в момент изменяется на что-то другое. Показавшиеся средства герой здесь же растрачивает на ярмарке, покупая всякие совсем ненадобные вещи: курительные свечки, хомуты, пистолеты, горшки, табак, изюм и прочее.

Но все обретенные вещи до дома довозятся изредка, потому что в тот же денек он может все проиграть. Невзирая на неупорядоченность собственной жизни в целом, Ноздрев проявляет изумительную для него последовательность при совершении сделки с Чичиковым. Помещик старается реализовать все, что может: собак, коня, шарманку.

Совет

После Ноздрев затевает игру в шашки, обмен бричками. Но Чичиков замечает плутовство и отрешается от игры. Своеобразны и манеры Ноздрева. Его речь всегда чувственна, многообразна по составу, гласит он звучно, часто вскрикивая. Но образ Ноздрева статичен в плане того, что стает он читателю уже полностью сформировавшимся.

Предыстория героя закрыта, а по ходу повествования с персонажем не происходит никаких внутренних конфигураций.<\p>

Заключение

Гоголь, изображая Ноздрева, сделал яркий и просто известный нрав. Герой – обычный хвастун, лихач, болтун, спорщик, дебошир, гуляка. Он совершенно не против испить и любит поиграть. Но невзирая на всю “типичность”, некие детали и отдельные мелочи присваивают нраву особенность. Все повествование пронизано значительной толикой юмора.

Но произведение изображает героев, их нравы, манеры, деяния и поведение, сообщая о довольно суровой дилемме тех пор – потере нравственности, духовности. Роман-поэма Гоголя – это “хохот через слезы”. Создатель сделал произведение, мучаясь вопросом о том, что ожидает Россию в дальнейшем, если люди не образумятся и не начнут изменяться.

Источник: https://tipsboard.ru/mertvye-dushi-obraz-nozdreva/

Образ Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина в поэме “Мертвые души”

Сочинения › Гоголь Н.В. › Мертвые души

Готовые Домашние Задания

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” — величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей — помещиков, чиновников, Чичикова — писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу.

Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека.

“Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”,— отмечал писатель.

В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван “прорехой на человечестве”.

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновниках и мертвых душах). При необходимости дается и биография персонажа.

В образе Манилова запечатлен тип праздного, мечтателя, “романтического” бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. “Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается по дуть…” Ворует ключница, “глупо и без толку готовится на кухне”, “пусто в кладовой”, “нечистоплотны и пьяницы слуги”.

А между тем воздвигнута “беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”. Мечты Манилова вздорны и нелепы. “Иногда… говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…

” Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”.

Пошлость семейной жизни (отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи (“майский день”, “именины сердца”) подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа.

“В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое!” — и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

Обратите внимание

Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые… набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”.

Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову “мертвые души”. Любопытна “немая сцена”,.которая возникает в этой главе.

Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия, позволяющая с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников.

В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, о незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.

Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне пуст, возраст не касается его: “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно.

“Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками… Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”. Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки).

Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без “истории”. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья…

” Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.

Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева — роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, “почем ходят мертвые души”, подтверждает слова лихого “говоруна”.

Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.

Важно

Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для художественного восприятия образа Собакевича. Описания деревни и хозяйства помещика свидетельствуют об определенном достатке.

“Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности… Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво…

все было пригнано плотно и как следует”.

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению: сравнивает помещика с медведем. Собакевич — чревоугодник.

В своих суждениях о еде он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!” Впрочем, Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства.

других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка: он не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.

Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от “бережливого” хозяина к полусумасшедшему скряге. “А ведь было время, когда он…

был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать… навстречу выходили две миловидные дочки… выбегал сын… Сам хозяин являлся к столу в сюртуке… Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее”.

Вскоре семья полностью распадается, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность. “… Сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве”. Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения.

Перед нами трагедия (именно трагедия!) одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.

Совет

В деревне Плюшкина Чичиков замечает “какую-то особенную ветхость”. Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин живет хуже, чем “последний пастух Собакевича”, хотя он не беден. Предостерегающе звучат слова Гоголя: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!.. Все может статься с человеком”.

Читайте также:  Образ петербурга в романе «евгений онегин»

Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы великим писателем, если бы ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей.

Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней, психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика.

Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.

Миру мертвых душ противопоставлена в произведении неискоренимая вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движении писатель видит великое предназначение России, духовное воскресение человечества.

Сочинения по теме:

  • Многосторонний характер Чичикова в поэме “Мертвые души” сочинение
  • Анализ образа крестьян в поэме “Мертвые души”. сочинение
  • Образ пяти помещиков в поэме “Мертвые души”. сочинение
  • Анализ образа помещиков в поэме “Мертвые души”. сочинение

Источник: https://1soch.ru/gogol-nv/mertvye-dushi/obraz-manilova-korobochki-nozdreva-sobakevicha-i-plushkina

Образ Ноздрева в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

В образе Ноздрева Гоголь представляет нам “лживо-нахальную разновидность пошлости”. Истоки данного образа уходят в комедии Аристофана и Плавта, в западноевропейскую литературу. Однако много в этом образе и чисто русского, национального. Подобный тип был отмечен уже Пушкиным в романе “Евгений Онегин”.
Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком)… Основные черты характера Ноздрева – это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда “говоруны, кутилы, лихачи”, в их лицах всегда видно “что-то открытое, прямое, удалое”, они отчаянные игроки, любители погулять.

Они общительны и бесцеремонны, “дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке”.

Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует различные художественные средства. Прежде всего, выразителен сам портрет героя.

“Это был среднего роста, очень недурно сложенный <\p>

молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”.

Обратите внимание

Характерно, что Ноздрев обладает привлекательной внешностью, физической силой, он смеется “тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек…” Здесь в поэме возникает мотив русского богатырства.

“Историческую, фольклорную и литературную традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов “Мертвых душ” – русское богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме”, – писала Е. А. Смирнова. Портретирование героев “в свете мотива русского физического богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле” было отмечено В. А. Недзвецким.

И в обрисовке Ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. Контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, “подвиги” этого “богатыря” не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.

Сам мотив “разгулья удалого”, “широкой русской души”, присутствующий у Гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе Ноздрева. Как замечает дореволюционный исследователь, Ноздрев – это лишь “видимость широкой натуры.

Он менее всего может претендовать на признание его “широкой натурой”: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек”.

Характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика Чичиковым. “Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взброненными нивами… Во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь”. Пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность Ноздрева.

Так, уже образ жизни героя лишен какой-либо упорядоченности. Хозяйство помещика полностью пришло в упадок. В конюшне его пустые стойла, водяная мельница без порхлицы, в доме беспорядок и запущенность. И только псарня у него в хорошем состоянии. “Среди собак Ноздрев…совершенно как отец среди семейства”, – замечает Гоголь.

Данное сравнение задает в повествовании тему “злоречия” героя. Как замечает С. Шевырев, Ноздрев “очень похож на собаку: без причины в одно и то же время и лает, и обгрызается, и ласкается”. Герой склонен ко лжи, обманам, пустой болтовне. Он может запросто оклеветать, оболгать человека, распустить о нем сплетню, “небылицу, глупее которой трудно выдумать”.

Характерно, что лжет Ноздрев без видимого повода, “из любви к искусству”. Так, придумав историю с губернаторской дочкой, он продолжает лгать и далее, впутывая и себя в эту историю. Причина этого проста: Ноздрев понимал, что “мог таким образом накликать беду, но языка никак уже не мог придержать.

Впрочем, и трудно было, потому что представились сами собою такие интересные подробности, от которых никак нельзя отказаться…” Склонность к обманам и плутовству проявляется в нем и во время карточной игры.

Важно

Потому игра часто заканчивается дракой: “поколачивали его сапогами, или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам…” Характер героя, его интересы и образ жизни отражены и в интерьере его дома.

В кабинете Ноздрева нет книг и бумаг, зато висят сабли, ружья, турецкие кинжалы и трубки разного рода – “деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшей и необтянутые”. В этом интерьере символичен один предмет – шарманка, в которой есть “одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться”.

Эта выразительная деталь символизирует характер героя, его неугомонность, неуемную энергию. Ноздрев необыкновенно “активен”, энергичен, юркость и бойкость характера толкают его на новые и новые “предприятия”. Так, он обожает меняться: ружье, собака, лошади – все вмиг становится предметом обмена.

Если у него появляются деньги, то на ярмарке он тут же накупает “всякой всячины”: хомутов, курительных свечек, изюму, табаку, пистолетов, селедок, картин, горшков и т. п. Однако приобретенные вещи редко довозятся до дому: в этот же день он может все проиграть. Ноздрев очень последователен в своем поведении и во время купли-продажи мертвых душ.

Он тут же пытается продать Чичикову жеребца, собак, шарманку, потом затевает обмен бричками, игру в шашки. Заметив плутовство Ноздрева, Чичиков отказывается играть. И далее “исторический” человек учиняет скандал, драку, и только появление в доме капитана-исправника спасает Чичикова. Характерна и речь Ноздрева, его манеры. Он разговаривает громко, эмоционально, часто вскрикивая.

Речь его очень пестра и разнообразна по своему составу. Кроме того, стоит отметить статичность данного образа. Гоголь дает характер Ноздрева уже сложившимся, готовым, предыстория этого характера для читателя закрыта, на протяжении повествования с героем не происходит каких-либо внутренних изменений. Однако, как замечает К. Аксаков, такая “неподвижность” образа естественна для эпического произведения.

Таким образом, созданный Гоголем характер – хвастуна, болтуна, лихача, кутилы, игрока, дебошира и спорщика, любителя выпить и присочинить что-то – колоритен и легко узнаваем. Герой типичен, и вместе с тем, благодаря ряду деталей, особых мелочей, писатель сумел подчеркнуть его индивидуальность.

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-nozdreva-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Образ Ноздрёва (поэма Н.В.Гоголя “Мёртвые души”)

Образ Ноздрева<\p>

Цели урока:<\p>

  • Охарактеризовать образ помещика Ноздрёва, выявить способы раскрытия характера героя;
  • Учиться анализировать текст, выделять значимые детали и видеть их роль в художественном произведении.

Найдите в тексте портрет героя. На какую деталь в портрете обращает наше внимание автор?<\p>

Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами, свеж он был, как кровь с молоком ; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.<\p>

Что вы можете сказать о речи и манере поведения Ноздрёва?<\p>

«Каков человек, такова и<\p>

речь его» (Цицерон)<\p>

А я, брат, …<\p>

Продулся в пух …<\p>

Убухал, всё спустил …<\p>

Поцелуй меня, душа, смерть люблю тебя …<\p>

Банчишка<\p>

Мордаш<\p>

Речь Ноздрева так же искромётна, как и его натура. Эту речь не назовёшь бесстрашной, это речь человека эмоционального, напористого, не заботящегося о завтрашнем дне. Главные ценности жизни – банчишка, выпивка, собаки и вообще всё, что называют словом “кутить”. Это человек, отличающийся “неугомонной юркостью и бойкостью характера”<\p>

  • Образ Ноздрёва представляет тип «разбитного малого», кутилы «неугомонной юркости и бойкости характера» , «исторического человека», ибо он всякий раз попадает в историю: либо его выводят из зала жандармы, либо выталкивают свои же приятели, либо он напивается в буфете, либо врет, будто держал лошадь голубой или розовой масти. Ноздрёв также охоч до женского пола, по его выражению, не прочь «попользоваться насчет клубнички» (он завсегдатай провинциальных театров и поклонник актрис, его детей воспитывает «смазливая нянька»).

Поведение Ноздрева<\p>

Главная страсть Ноздрёва— «нагадить ближнему»: Ноздрёв распускал небылицы, расстраивал свадьбу, торговую сделку, но по-прежнему почитал себя приятелем того, кому нагадил.<\p>

Найдите в тексте описание усадьбы. Как усадьба характеризует героя как хозяина?<\p>

Найдите в тексте описание усадьбы. Как усадьба характеризует героя как хозяина?<\p>

Конюшня : два коня, остальные стойла пусты.<\p>

Пруд , в котором водилась рыба такой величины, что два человека её с трудом вытаскивали.<\p>

Псарня : самое достойное зрелище в имении Ноздрёва.<\p>

Мельница : “потом пошли осматривать водяную мельницу, где недоставало порхлицы, в которую утверждается верхний камень,<\p>

Кузница<\p>

Поле, где Ноздрев ловил зайца-русака за задние ноги<\p>

Найдите в тексте описание усадьбы. Как усадьба характеризует героя как хозяина?<\p>

  • Всё вокруг Ноздрева тождественно его хвастливой и азартной натуре. Усадьба иллюстрирует хаотичность, беспорядочность Ноздрева, с другой — его гигантские претензии и страсть к преувеличениям .

Найдите в тексте описание интерьера. Как вещи, окружающие Ноздрёва, характеризуют героя?<\p>

Интерьер<\p>

  • Кабинет Ноздрева отражает его воинственный дух : вместо книг по стенам висят сабли, ружья, турецкие кинжалы. Шарманка Ноздрева играет воинственную песню «Мальбруг в поход поехал». Дудка в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав : «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна». Даже блохи в доме Ноздрева, всю ночь кусавшие Чичикова, как и Ноздрев, «пребойкие насекомые».

Каково значение имени героя?<\p>

  • Фамилия Ноздрёва связана с носом. Ряд пословиц и поговорок соотносится с образом и характером Ноздрёва: «совать нос не в свое дело», «любопытной Варваре нос оторвали», «остаться с носом», «держать нос по ветру» (ср. у Гоголя: «Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами…»).

Какое значение имеет замечание Гоголя о том, что “обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось”?<\p>

Как Ноздрёв реагирует на предложение Чичикова о продаже мёртвых душ?<\p>

Почему Ноздрёва можно назвать «мёртвой душой»?<\p>

Главная национальная черта русского характера – открытость, “широта души” – в Ноздрёве искажается, т.к. в герое нет духовной жизни.<\p>

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/obraz-nozdriova-poema-n-v-gogholia-miortvyie-dushi.html

Характеристика Ноздрева в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

Меню статьи:

Помещик Ноздрев из повести Н.В. Гоголя – еще один характерный тип помещиков того времени. Он является собирательным образом, который обличает характерные недостатки и особенности поведения нескольких людей, объединенных схожими чертами личности и характера.

<\p>

Семья Ноздрева

Ноздрев – один из помещиков города N. На момент повествования ему 35 лет. Он некогда был женатым человеком, но его супружеская жизнь продлилась недолго.

Вскоре жена его умерла, повторно Ноздрев не женился, вполне вероятно, потому, что не был предрасположен к семейной жизни.

Читайте также:  Анализ произведения «великий гэтсби» (фрэнсис скотт фицджеральд)

В браке с женой у них родилось двое детей, однако их судьба и воспитание не интересуют Ноздрева – он больше интересуется личностью няни его детей, обладавшей смазливой внешностью, чем самими детьми.

Совет

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с образом Плюшкина, описанным в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.

Складывается такое впечатление, что Ноздрева интересует все, кроме его детей он даже к своим собакам относится намного лучше, чем к ним.

Ноздрев не был единственным ребенком в семье – у него есть еще сестра. Известно, что она замужняя женщина. Ее муж – некий господин Мижуев.

Он приходится Ноздреву не только родственником, но и лучшим другом. В его компании Ноздрев часто появляется на ярмарках, с ним они вместе заняты кутежами.

По словам зятя Ноздрева, его жена совсем не похожа по характеру на своего брата – она милая и хорошая женщина.

Мижуев часто обличает ложь Ноздрева, но все же не выходит из разряда друзей – общая страсть у выпивке и кутежам их роднит и не дает рассориться.

Внешность

Помещик Ноздрев выгодно отличался внешностью в сравнении со всеми остальными помещиками округа N – он был видным и привлекательным мужчиной. У Ноздрева было круглое румяное лицо, щеки его были по-детски полные.

Когда Ноздрев заливался смехом, щеки его забавно дрожали. У него были белые, подобно снегу зубы и темные волосы. Лицо Ноздрева выгодно обрамляли черные, как смола, бакенбарды.

Время от времени его бакенбарды жестоко страдали в отчаянных схватках с карточными «друзьями», но, после потасовки отрастали все такие же густые.

Обратите внимание

Тело помещика также было покрыто волосами – на его груди они были такие же густые, как и на голове и больше напоминали бороду.

Рост Ноздрева был средний, а тело его нельзя было назвать атлетическим, но и не было обрюзглым.

Несмотря на его неуравновешенный жизненный график, Ноздрев казался воплощением здоровья – и был человеком «кровь с молоком»: «здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Об особенностях гардероба Ноздрева Гоголь особо не распространяется. Известно, что помещик предпочитал кафтан кавказского кроя, который представлял собой национальную одежду горских народов – архалук. Кроме того, дома он ходит в халате. Обыкновенно халат он носил на голое тело. Одет он был небрежно, поэтому, можно было увидеть без стараний его густо заросшую волосами грудь.
<\p>

Крестьяне и деревня Ноздрева

Об условиях жизни крестьян и состоянии деревни Николай Васильевич мало что говорит. Исходя из образа жизни самого Ноздрева, можно предположить, что он имеет неплохой доход из своего имения – настолько неплохой, что может позволить себе жить на широкую ногу и не заниматься делами. У Ноздрева есть приказчик – именно он и занимается всеми делами помещика.

Так как Ноздрев очень любил похвалиться всем, чем только мог, тот факт, что он не сделал такого же и по отношению к своей деревне или крестьянам, говорит о том, что не все было так хорошо в его имении, а тот факт, что у него много «мертвых душ» еще раз подтверждает эту мысль.

На нашем сайте мы предлагаем вам узнать характеристику Плюшкина в произведении Н. В. Гоголя “Мертвые души”, проследить за его характером и описанием внешности.

Когда Чичиков приезжает к Ноздреву – тот показывает ему свое хозяйство: сначала помещик показывает своих лошадей.

Здесь особо похвастаться не получилось – Ноздрев проиграл некоторых лошадей в карты, поэтому часть стоил была пуста. Среди лошадей Чичикову показали двух кобыл и жеребца невзрачного вида, но, по словам хозяина очень дорогого.

Следующей диковинкой в поместье Ноздрева был волк, которого хозяин держал на привязи и кормил сырым мясом.

За волком последовал пруд, с невероятной по размеру рыбой. Чичикову, правда, не удалось посмотреть на эту необычайную рыбу, по Ноздрев уверял, что не для того, чтобы вытащить рыбу из пруда порой требовалось два человека – настолько она была велика.

Важно

Самой большой гордостью и слабостью Ноздрева были собаки – разных пород и расцветок.

Их у Ноздрева было огромное множество, помещик любил и лелеял их до такой степени, что их можно было приравнять к полноценным родственникам: «Ноздрев был среди их совершенно как отец среди семейства; все они, тут же пустивши вверх хвосты, зовомые у собачеев правилами, полетели прямо навстречу гостям и стали с ними здороваться».

В его имении находится водяная мельница и кузница. Вполне вероятно, что крестьяне Ноздрева умелые работники и мастера, так как помещик хвалится, что ему всегда удается продать свой товар на ярмарке по самой высокой цене.

На этом хозяйство Ноздрева не заканчивалось, но заканчивались поводы для хвастовства – дороги в его поместье были ужасно запущены, поля располагались настолько низко, что вода «чавкала» из грунта:

«Во многих местах ноги их выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь».

Из всех его крепостных читатель может познакомиться только с некоторыми представителями. Больше всего внимания в повествовании уделено повару, который судя по всему не отличался кулинарными умениями – он смешивал совершенно несовместимые ингредиенты, казалось, что в его блюда попадают то, что первое попадает под руку.

В повести можно увидеть скудное описание слуги Порфирия, который под стать своему хозяину носит архалук, однако же, его, кафтан находится в плачевном виде и уже порядком заношенный.

В столовой можно было увидеть его двоих крепостных – они были заняты побелкой комнаты, однако их детального описания внешнего вида и особенностей состояния костюма Гоголь не подает.

Совет

Известно, что они выполняли свою работу под пение какой-то однообразной и, казалось, бесконечной, песни.

Можно предположить, что Ноздрев не отличался авторитарностью по отношению к своим крепостным – его дом не отличался чистотой, а в столовой кроме всеобщего запустения можно было увидеть остатки еды и крошки.
<\p>

Усадьба Ноздрева

Николай Васильевич не подает наружное описание усадьбы Ноздрева. Внутреннее состояние также не подвергается детальному изображению.

В целом Ноздрев не был хорошим хозяином, он пренебрежительно относился к своей усадьбе и хозяйству, ему нравилось пользоваться плодами, но обеспечивать свое будущее и будущее своих детей не стремился. В его доме чувствовалось отсутствие женской руки – безвкусное оформление дома дополнялось всеобщим беспорядком и мусором.

Ноздреву такое положение вещей не предоставляло неудобства – для него это было привычное дело.

Кабинет Ноздрева был мало похож на классические рабочие кабинеты – здесь не было ни бумаг, ни книг. Да и для помещика это было лишнее – делами его поместья занимался управляющий, а досуг Ноздрев привык проводить за другими видами, например, за карточной игрой. Кабинет Ноздрева был полон разнообразного оружия два ружья, сабли, кинжалы.

Кроме оружия, в кабинете также можно было увидеть коллекцию трубок для курения – разной формы и материала, они окончательно превращали кабинет помещика в мини-музей.

Также в кабинете была шарманка из красного дерева, которую Ноздрев принялся демонстрировать – однако, шарманка не была в идеальном состоянии – время от времени она давала сбой, ее игра была похожа больше на попурри – песни переходили одна в одну не последовательно, после окончании композиции, а играли фрагментарно кусками вперемешку. Шарманка еще некоторое время играла сама по себе, после того, как Ноздрев оставил ее в покое: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться».

Столовая Ноздрева, на момент посещения Чичикова подвергалась ремонтным работам – два крестьянина белили ее, стоя на козлах: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню».

Обратите внимание

Несмотря на ремонтные работы, заметить халатность в отношении уборки можно было невооруженным взглядом– в столовой можно было заметить крошки и остатки вчерашней еды: «В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти».

Судя по тому, как отреагировал сам Ноздрев на такое положение вещей, можно предположить, что ни крошки, ни еда, ни всеобщий мусор в его доме ему не мешали, а точнее он их в упор не замечал. Он был крайне неприхотлив в вопросах обустройства дома.
<\p>

Характеристика личности

В первую очередь в образе Ноздрева бросается в глаза его желание стать «своим» для человека. Он быстро переходит в общении с человеком на «ты», чем особенно неприятно впечатлил Чичикова, так как, по мнению Павла Ивановича, такой переход был незаслуженный и выходил за рамки этикета, однако Ноздрева это не смущает.

Он часто отступает от норм этикета, а вполне вероятно, что о некоторых особенностях и правилах никогда не слышал и даже не подозревает не только то, что он нарушает эти правила, но и то, что такие правила и нормы вообще существуют. Так, например, в его привычки входит очень громко говорить и смеяться.

Когда Чичиков совершает сделку с Ноздревым, то с удивлением обнаруживает, как он громко обсуждает нюансы купли-продажи, как будто это было самое обыденное дело.

Пожалуй, такой развязный тон в некой мере связан с его веселым характером и привязанности к выпивке. Ноздрев не упускает возможности похвалиться, какое необычное вино он пробовал, а шампанское, которое обычно подают в доме губернатора, по сравнению с ним просто квас.

Ноздрев любит кутежи и всяческие развлечения (в его понимании одно неотрывно от первого), он не представляет, как можно жить, лишая себя таких хороших вещей и приятного времяпровождения. Ноздрев не понимает, как некоторое помещики могут безвылазно сидеть дома – он не может больше одного дня задержаться в своем поместье – ему скучно и он не знает, чем себя занять.

Ноздрев не ценит своих денег. Он презирает скряг, которые не решаются потратить лишнюю копейку.

Вполне вероятно, что такое его отношение к деньгам сформировалось потому, что сам Ноздрев работает крайне мало – только в тех случаях, когда без его вмешательства дело не сможет продвигаться.

Важно

Он не знает цену, которую ему приходится заплатить за то или иное его развлечение – деньги к нему легко приходят и также легко уходят.

Особой страстью Ноздрева стали карты – он завсегдатай карточного стола. Однако играть честно не в правилах помещика – во время игры он постоянно жульничает и обманывает. Окружающие уже давно прознали такое его отношение к карточной игре, поэтому всегда во время игры с ним внимательны.

Время от времени Ноздрев был замечен в махинациях за карточным столом и тут же подвержен критике и даже побоям с выдиранием волос, в частности его густых бакенбардов.

Такое положение вещей не смущает Ноздрева – бакенбарды его быстро отрастают, а обиды забываются раньше, чем заканчивается драка.

Спустя день Ноздрев уже готов сесть за стол для игры в карты вместе с недавними спорщиками, как ни в чем не бывало.

В целом же Ноздрев плохой и бесчестный человек. Он часто становится причиной неприятностей и проблем в жизни других людей – Ноздрев с легкостью может расстроить свадьбу и стать причиной отмены сделки.

Помещик никогда не видит в своих поступках чего-то дурного или нехорошего. Причиной этому становится его пристрастие к выдумкам и сплетням. Ноздрев часто врет, даже по самым безобидным причинам.

«Ноздрев человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни».

Ноздрев обладает взрывным и несдержанным характером – ему ничего не стоит нагрубить кому-либо или же стать участником драки.

Совет

Таким образом, Ноздрев в повести Гоголя показан как невоспитанный человек, который не умеет ценить то, что у него есть. Он плохой хозяин, плохой отец и плохой друг. Ноздрев отдает предпочтение не своим детям, а собакам, которых он холит и лелеет. Ноздрев постоянный участник кутежей, сплетен и ссор.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-nozdrev.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]