Почему важно иметь своё мнение | BroDude.ru
Мы живём в эпоху, когда нам легче следовать за толпой, чем пытаться сформировать собственное мнение и иметь смелость его высказать. Если что-то популярно или общепринято, становится вдвойне страшнее и неудобней идти против этого явления.
Но как часто мы наблюдали в истории, что общепринятость и популярность не самые лучшие союзники правды? Это происходило и происходит постоянно. Нам не хочется показаться глупыми или уязвимыми для критики общественности или даже близких людей. Нам боязно сказать то, что многих может шокировать, хотя сами мы прекрасно понимаем, что мысль верная и истинная.
Поэтому люди и смотрят телевидение, поэтому продолжает жить полной жизнью пропаганда в любой стране мира.
Но если ты продолжишь в том же духе и не начнёшь открыто высказывать свою, быть может, непопулярную точку зрения, ты никогда не станешь сильной и независимой личностью. Ты никогда не сможешь стать человеком действия, воплощающим свои идеи в жизнь. Найдется много людей, которые захотят тобой воспользоваться, когда они увидят, что ты не можешь постоять за свои идеи.
Ты станешь более интересным, если перестанешь затыкать себе рот. Никто не любит нерешительных и застенчивых людей. Вернее даже другое: их, может, и любят, но всячески пользуются и не предоставляют никаких перспектив. К сожалению, жить в своём микромире не представляется возможным для современного мира.
А отсутствие уверенности в себе – это сигнал для хищников, которые воспринимают его как отсутствие зрелости и неопытность. Ты должен четко показывать свои взгляды и осведомленность в тех областях, о которых говоришь.
Это не должна быть бравада диванного воина, это должно быть мнение мнение специалиста и умного человека.
Ты также сократишь напряжение, которое обязательно будет между тобой и человеком, который не понимает твои взгляды. Недосказанность может быть причиной недоверия, беспокойства и стресса.
Причём как с твоей стороны, так и со стороны собеседника.
Проще говоря, мы будем больше доверять оппоненту, которого хорошо знаем, чем человеку с улицы, о котором ни черта не слышали до того момента, пока он постучал в дверь.
Важным этапом для формирования собственного мнения является обучение. Образование – это вообще не статичная процедура, им надо заниматься всю жизнь. Подобное даст тебе больше уверенности.
Трудно спорить с тем, что мнение, которое основывается на фактах, статистических данных, личном опыте, стоит куда прочнее, чем мнение, взятое из телевизора, чье обоснование зиждится только на пустоте.
Не держись за свою глупость, лучше учись и становись мудрее.
Когда у тебя появится подробная концепция мироощущения, а твоя точка зрения будет обоснована и оправдана, у тебя возникнет шикарная возможность влиять на других людей. Ты можешь помочь им сделать то же самое, ведь это шаг вперёд, не иначе.
Окружающие будут вдохновляться силой твоей личности, умные люди буду ценить тебя за смелость и мужество. Всё это красиво звучит и даже немного пафосно, но поверь, это часто работает. Таким образом идёт рост личности.
Ко всему прочему, ты научишься влиять на других.
Когда ты думаешь: «Я хотел бы сказать…», – но не говоришь, возникает очень унылая картинка в мозгу. Желания забиваются, как сосуды тромбами. И это также плохо влияет на твоё здоровье. Создаётся такое кислое чувство сожаления, недоделанности.
Ты смотришь в прошлое и видишь много упущенных возможностей. Если хочешь избавиться от сожалений, нужно говорить другим о том, что думаешь. Не бойся этого делать. Если твои друзья, подруги или коллеги не смогут это принять, тебе с ними не по пути.
А конфликты могут вырасти на любой почве. Главное – оставаться человеком.
Будут ли тебя воспринимать всерьёз – зависит только от тебя. Но твои варианты решения проблем не появятся из пустоты. Для этого нужно доверять себе и уметь высказывать озабоченность другим людям. Допустим, твой начальник предложил решить проблему на производстве определенным способом.
Он твой начальник, и его надо слушать, так ведь? А что если ты знаешь более удачное решение? Если ты не проявишь инициативу и не расскажешь о своём способе, ты сделаешь хуже не только себе, но и предприятию. Поэтому многие успешные компании приветствуют инициативу снизу – это залог успеха.
Правда жизни – миром правят смелые. Они могут быть кем угодно: добрыми парнями, авантюристами, преступниками и негодяями, но все они делают то, что другие не могут.
Когда ты выражаешь своё мнение, то автоматически выделяешь себя на фоне других. Ты же понимаешь, что дано подобное умение не каждому? Большинство покорно делает то, что говорят делать им другие.
Надо проявлять героизм, чтобы выбиться из этого круга.
Бояться не стоит. Хотя могут быть проблемы и непонимание, а в государствах, где есть цензура, может быть уголовная ответственность. Но в чем смысл жизни человека, если он будет слепо подчиняться и уничтожать все признаки своего «Я»? Зачем ему вообще тогда жить? Ответ за тобой.
Источник: https://BroDude.ru/pochemu-vazhno-imet-svoyo-mnenie/
Почему важно иметь свое мнение и не бояться его выражать
У всех нас есть свое видение. Некоторые всегда готовы делиться своей точкой зрения с незнакомыми людьми в Интернете. В некоторых случаях сталкиваются два противоположных мнения, и начинается хаос. И это происходит ежедневно, в тех же комментариях к какому-либо посту Вконтакте. Всем ведь знакомо?
Иметь на все свой ответ – правильно. Это показатель прогрессивного характера – мы совершенствуемся, становимся более образованными и знающими людьми.
Но так как мнение есть у любого человека, каждый думает, что эту точку зрения обязательно нужно высказать, она заслуживает аплодисментов, согласия, восхищения и всеобщего обожания. Такие личности будут резко отстаивать свою позицию, троллить других, оскорблять, провоцировать. И все это в поиске «истины».
<\p>
Означает ли это, что нужно перестать иметь собственное мнение? Конечно, нет. Но здесь следует иметь в виду несколько аспектов, о которых мы расскажем дальше.
Факты Vs Мнения
Прежде всего, что такое мнение и что такое факт? Является ли Плутон планетой вне зависимости от его научного определения? Ответ – да, Плутон – карликовая планета. Это научный факт. Бронтозавров никогда не существовало. Кофе одинаково полезен и вреден для здоровья.
Все это не зависит от мнения, согласно которому Плутон, оказывается, более необычен, чем все другие планеты. Бронтозавры всегда будут одними из самых любимых динозавров детей, а мы все еще пьем кофе, несмотря на предостережения ученых.
Факты есть факты; мнения есть мнения. Не путайте два понятия
Но если три вышеупомянутых примера что-то и доказывают, так это то, что даже если ученым, возможно, потребуется изменить факты, на это есть веские причины. Точно так же можно изменить и мнение.<\p>
Мнения изменчивы
Почему так трудно иметь свою точку зрения в Интернете? Дело в том, что оно уже высказано (в форме комментария, поста, в переписке). Проблема с социальными медиа в том, что ваши высказанные ранее слова могут вернуться в любой момент.
<\p>
В мире все изменчиво, то, что вы думали в 15 лет, может не совпадать с мыслями по той же теме в 25
Люди меняются, как и их мнения. Поэтому от мнений, высказанных в письменной форме, намного сложнее избавиться. И никто не застрахован от этого, даже какие-нибудь важные ученые или философы.
В молодости они могли высказывать экстраординарные мысли, но ведь что было в прошлом, остается в прошлом.<\p>
Мнения не всегда верны
Дискуссии имеют тенденцию оставаться актуальными дольше, чем мы можем подумать. Мы не дети.
Мы не приходим в школу на следующий день после ссоры и не играем снова вместе на детских площадках, совершенно позабыв о драке или споре предыдущего дня.
Мы помним обидные оскорбления, грубые комментарии, невежественные тирады в наш адрес и все, что люди могут сказать или сделать, чтобы посмеяться над другими.
Если у кого-то есть мнение, это не означает, что оно не подлежит оспариванию
Оно также может быть неверным.
Это не сокращает неприятных ощущений, когда кто-то решится обзывать или оскорблять, потому что «я не это имел в виду».
Если вы хотите бороться до победного конца, отстаивая свое мнение, помните, что нужно правильно преподносить его. И стоит иметь в виду, что вы все еще можете быть неправы.
Мнения вас определяют
В мире существует несчетное множество сообществ, которые разделяют людей на «лагеря» – Android или Apple, ноутбук или планшет, Chrome или Firefox. Все эти люди – достойные представители своего сообщества, готовые отстаивать интересы в любой форме, даже если нужно прибегать к жестким высказываниям и долгим спорам.
Если у вас есть мнение, которое определяет вас как члена какой-либо группы или фракции, вы рискуете неверно интерпретировать это чувство принадлежности. На вас появляется ярлык, хотя на самом деле у вас есть личность, которая слишком многогранна и сложна, чтобы обобщать ее в одной метке или ярлыке – феминистска, битник, заядлый фанат, граммар наци.
Остерегайтесь этих оценок.<\p>
У вас есть собственный набор мнений, образованный на основе вашего жизненного опыта, книг, которые вы прочли, ваших разговоров и бесед
Ваше мнение важно
Всем нам приятно, когда наше мнение кажется интересным. Даже на уровне подсознания люди-интроверты, которые не любят делиться своими переживаниями и думами, хотят быть услышанными.
Просто им кажется, что их точка зрения не достойна интереса или слишком экстравагантна. Это не так. В мире науки мнения несут в себе меньшую значимость.
В ситуациях бытового общения процесс обмена мнениями – это и есть живая беседа, диалог.
Мнения есть способ показать себя и свои достоинства
Это заставляет нас думать, что, если мы изменим наше мнение, то проявим слабость или непостоянство. Но на самом деле это очень естественный процесс.
Просто убедитесь, что ваше мнение заслуживает уважения, и не бойтесь поделиться им.
Оригинал статьи
Источник: https://tmstudent.ru/article/mneniya-vazhny
Почему мы боимся прояснений позиций и честного взгляда на отношения
О защите себя… конфликтом<\p>
«Я боюсь конфликтов… Я избегаю их. Мне легче уступить, сгладить углы. Не заметить направленной на меня агрессии. Перевести разговор на другую тему. Отшутиться. Все что угодно, лишь бы не конфликт».
Почему мы так боимся конфликтов, прояснений позиций, честного взгляда на вещи и отношения?
Потому что из нашего глубинного опыта вылезает страх последствий, с которыми мы когда-то сталкивались – когда мы пытались заявить о своих интересах и отстаивать себя.
Ребенок хоть раз в жизни пытается настоять на своем – например, не хочет надевать вот эту кофту, или не хочет отдавать игрушку своему братику, или целовать чужую тетю… Или же он прямо заявляет: «Я хочу», «Я не хочу». Или же, протестуя, кричит, рыдает и выдает что-то в духе: «Мама плохая». Эта эмоциональная реакция – прямая и негативная.
Родителю очень, очень трудно с ней сталкиваться. Особенно если он переполнен стыдом и виной. Он хочет этот негативный поток прекратить, перекрыть. И он хочет чувствовать себя хорошим родителем. Чтоб не испытывать стыда и вины.
Чем более устойчив сам родитель, тем больше пространства у ребенка для прав.
Чем более он травмирован и дыряв, тем меньше позволено ребенку иметь свои границы и права.
Когда взрослые люди боятся конфликтов, они обычно говорят:
- «Я боюсь, что кто-нибудь будет недоволен мной»;
- «Я жду, что в результате я окажусь пострадавшей, никто не будет заботиться о моих интересах»;
- «Какая польза в конфликте, если все останется по-прежнему, а отношения испортятся?»
- «Меня обвинят в эгоизме, и я буду чувствовать себя виноватой»…
У каждого человека разворачивается свой негативный сценарий, который он получил в своем детском опыте… Так и слышатся родительские суждения и наставления:
- «Злятся только очень плохие девочки»;
- «Не буду разговаривать с таким злым ребенком»;
- «Такая жадина и эгоистка мне не нужна»;
- «Никто не спрашивает, что ты хочешь, делай, что тебе говорят»;
- «Будешь орать, сдам в детдом (отдам милиционеру)»;
- «Да ты кто такой чтоб рот открывать».
В целом, ребенок усваивает послание:
«Ты, имеющий границы и права их отстаивать, мне не удобен. Если ты будешь настаивать на своем, я отвергну тебя, унижу, накажу или причиню боль иным способом. Ты будешь получать похвалу, или я тебя оставлю в покое, если ты будешь удобен мне».
У человека, который пережил множественное разрушение своих границ, закрепляется сценарий: «Отстаивание своих прав, интересов и вообще конфликтное состояние опасно – это ведет к непереносимым последствиям».
Остается приспосабливаться, но цена высока -приходится предавать себя, отказывая себе в защите.
Оказывается безопаснее подыгрывать своему инфантильному родителю “хорошим мальчиком” или “хорошей девочкой” и использовать разные защиты (бегство, фантазии) для того, чтобы минимизировать ущерб.
Человек привыкает к тому, что нарушать границы – это естественно, и перестает реагировать злостью на это… Доходит до того, что он совсем подменяет естественную реакцию вынужденными ролями, не понимая и не осознавая, что с ними творят другие люди…
в некоторых случаях получая даже мазохистское удовлетворение или считая вторжения формой дружбы и заботы.
На этой почве мы:
- бросаемся спасать друга, нуждающегося в помощи в тысячный раз;
- позволяем знакомым и малознакомым высказывать свои советы, давать нам оценку и вообще вмешиваться в нашу жизнь;
- корим и ругаем себя за то, что некто почувствовал неудобство и неудовольствие от некоторых наших действий;
- жертвуем собой ради чего-то «более значительного», чем какие-то наши интересы….
Вместо естественной реакции защитить себя намертво закрепляется демонстрация лояльности. И неизменно в результате мы чувствуем тоску, пустоту, разочарование и боль от самопредательства.
Еще одно роковое последствие этой трагедии заключается в том, что, отказавшись от идеи защиты себя, человек всю жизнь будет искать другого – человека, систему, идею, которая будет его защищать.
Он будет служить им так же, как служил родителям, игнорируя свои права и позволяя нарушать свои границы с одной целью – получить эту защиту, которой он был лишен. Увы! Это еще одна иллюзия, которая, при потере очередной надежды, добавляет свой вклад в общее количество боли и разочарования.
****
Женщина не может отключить мобильный телефон даже на приеме – ее активно домогается окружающий мир с потребностью в ее участии.
-«Как ты это выдерживаешь?» – спрашиваю я.«Какое чувство у тебя возникает, когда человек звонит тебе вот уже в пятый раз с пустяковым вопросом?»
-«Я чувствую злость», – отвечает она, – но быстро ее подавляю»
-«Почему?»
-«Какой в этом смысл? Ничего не изменится».
****
«Я как будто постоянно выбираю между «мне хреново или очень хреново», – делится другая женщина.
****
«Я чувствую, что мои границы нарушаются, когда оценивают мою внешность или манеру одеваться… Кого это должно волновать? Но мне настолько страшно заявить о том, что это мое личное дело, что я предпочитаю ввязываться в это унизительное обсуждение, да еще оправдываться… В итоге я избежала конфликта, но ужасное чувство предательства самой себя вызывает депрессию».
****
«Я настаиваю на своем праве поступать по-своему, но до сих пор родительское «эгоистка!» погружает меня в сильное переживание вины. Я начинаю сомневаться в себе и своих решениях, мне хочется отказаться от них, или, как минимум, извиниться за то, что я делаю для себя».
****
«Я очень боюсь своего гнева… Мне кажется, он разрушителен. И поэтому я не рискую проявлять его, потому что окружающие могут от этого пострадать.”
То, что мы себе позволяем в своей жизни – это именно те права, которые смогли обеспечить нам родители. Обеспечить количеством собственной зрелости и любви.
Если их ресурс выдерживать нас, отличающимися от их представлений, был микроскопическим, стало быть, мы выделяем себе микроскопические права. Многие люди живут с этим всю жизнь, особенно не задумываясь над тем фактом, что ОТНЫНЕ НИКТО НЕ УПОЛНОМОЧЕН УСТАНАВЛИВАТЬ РАЗМЕР И КОЛИЧЕСТВО ЭТИХ ПРАВ.
Чтобы пользоваться своим правом по полной программе, необходимо столкнуться со своим детским страхом конфликтов, чужого недовольства, чьего-то отвержения. Нырнуть в свой ужас, кого-то потерять, а с кем-то «встретиться».
Конфронтация с другим человеком или собственными детскими взглядами на жизнь – это встреча, встреча с реальностью, с настоящими чувствами… Там, где вы позволяете себе быть настоящими, не придуманными, не “сделанными” в угоду кому-то.
Часто люди удивляются тому, что последствия конфликта совсем иные, не такие ужасные, как это представлялось. С некоторыми людьми удается договориться, кто-то с удивлением узнает, что вам что-то не нравится, кто-то задумывается. Конфликт лишь иногда влечет за собой разрыв отношений, но чаще – их пересмотр.
После этого пересмотра остаются те, кто способен выдерживать, и уходят те, кто сам находится в страхе и непозволении.
В конечном итоге, важно даже не то, что у вас происходит с другими людьми. Самое важное – это то, что у вас происходит с собой. Вы сами защитники себе, и нет больше нужды заслуживать чье-то снисхождение.
Вы больше не предаете себя.
Источник: https://inmedio.ru/articles/112544-pochemu-my-boimsya-proyasneniy-pozitsiy-i-chestnogo-vzglyada-na-otnosheniya
Зависимость от чужого мнения и окружающих: как победить фобию, как избавиться
Общество требует от современного человека придерживаться различных норм и правил. Если кто-то ведет себя не так, как принято, и не вписывается в рамки, его воспринимают как чудака. Не каждый человек осмелится закрыть глаза на то, что думают и говорят о нем другие люди.
К сожалению, у многих зависимость от чужого мнения сегодня перерастает в настоящую фобию. Причем страх можно испытывать как перед оценкой близких, так и перед мнением совершенно посторонних людей.
На психологическом уровне людям может быть действительно страшно, но обоснована ли такая боязнь и можно ли с ней бороться? Как называется зависимая от чужого мнения фобия и каковы ее последствия?
Основные причины формирования зависимости
Боязнь критики настолько сильно довлеет над человеком, что он сознательно угнетает свои желания, ставя на первое место ожидания, мнения и суждения других людей. В этом случае вся его жизнь подчинена постоянным вопросам:
- что обо мне подумают соседи;
- как отреагируют коллеги;
- я не могу так сделать, меня не поймут.
Страх проявляется, казалось бы, в совершенно обыденных вещах. Человек приобретает не те вещи, которые ему по-настоящему нравятся, потому что друзья посоветовали обратить внимание на другую модель.
Не идет в кино, потому что фильм не понравился знакомым. Стесняется и боится высказать свое мнение коллегам.
Такое поведение доставляет массу неудобств: из-за страха отстаивать собственные взгляды у индивида разгорается серьезный психологический конфликт.
По мнению психологов, к основным причинам, из-за которых возникает боязнь чужого мнения можно отнести следующие:
- слабый характер;
- низкая самооценка;
- отсутствие любви в детстве;
- неприятный опыт;
- ошибочные стереотипы.
Таким личностям приходится очень нелегко в жизни: стараясь подстраиваться под чужое мнение и соответствовать ожиданиям других, они то и дело сталкиваются с проблемами в личной и профессиональной жизни.
То, как нас воспитали родители, в каких условиях мы росли, какие моральные ценности нам прививались в детском возрасте – все эти факторы во взрослой жизни будут оказывать огромное влияние на нас.
От этого напрямую зависит, сможем ли мы принимать собственные решения, отстаивать свое мнение, не бояться осуждения окружающих и не окажемся ли зависимы от мнения чужих людей.
Признаки страха общественного мнения
Страх общественного мнения проявляется в большинстве случаев следующим образом:
- прежде чем сделать что-то важное, человек начинает волноваться по поводу того, как его оценят другие люди, и в зависимости от этого принимает свое решение, поскольку очень сильно боится критики и осуждения;
- услышав хотя бы незначительное недовольство в свой адрес, эти люди сразу же начинают сильнее бояться мнения других, впадают в депрессию, становятся угнетенными, безынициативными, плохо себя чувствуют;
- человек испытывает огромный страх быть осмеянным, боится, что его прилюдно будут критиковать, испытывает постоянную тревогу перед чужим мнением;
- страдающий от этой фобии боится высказывать свое мнение, поддерживая решения других, даже если в душе он с ними и несогласен;
- эти люди настолько стремятся быть в глазах других хорошими, что забывают о себе, своих нуждах и желаниях.
Зависимость от мнения других отлично маскируется под различные положительные качества. Например, уважение к окружающим. Это качество усердно прививается нам с раннего детства.
Конечно же, оно очень важно для нормальной жизни в обществе, однако, не стоит забывать и о собственной значимости. Не менее ценно и такое качество, как эмпатия. Сочувствуя другим людям, мы учимся милосердию, добру и состраданию.
Но иногда случается так, что человек начинает использовать это качество, чтобы подстроиться под чужое мнение, полностью забывая о своих интересах и собственном «Я».
Все эти проявления очень тревожны, поскольку свидетельствуют о том, что человек страдает не только от низкой самооценки и не любит себя, но и испытывает болезненную зависимость от мнения окружающих.
Влияние зависимости на жизнь человека
Боязнь общественного мнения очень сильно влияет на жизнь любого человека.
Поддавшись внутренним страхам, мы устраиваемся на нелюбимую работу, выходим замуж и создаем семьи не с тем человеком, отказываемся от увлечений.
Глубоко в душе страдаем, переживаем и мучаемся, не чувствуя себя по-настоящему свободными, радостными и счастливыми. Как зависимость от чужого мнения влияет на нашу жизнь?
- Потеря собственного «Я». Под давлением окружающих человек осознанно отказывается от своего внутреннего мира, строя жизнь так, как подсказывают другие, не принимая собственных жизненно важных решений.
- Оценка со стороны. Люди, страдающие от этой фобии, все время ориентируются на мнение окружающих, поскольку нуждаются в том, чтобы их действия постоянно одобряли. Они легко поддаются влиянию более целеустремленных личностей.
- Родители правы всегда. У таких людей вся жизнь будет соответствовать тому, что сказали мама и папа. Родители будут решать, чем заниматься ребенку, в какой институт поступать, куда пойти работать, с кем устроить личную жизнь и как воспитывать детей. Даже будучи взрослым, такой человек все свои действия будет согласовывать с родителями, боясь принимать собственные решения.
- Неумение отстаивать свои взгляды. Из-за постоянного давления старших, у ребенка в детском возрасте не формируется навык отстаивать собственную позицию и свое мнение. Став взрослым, ему приходится пожинать плоды этого страха. Поскольку у него нет собственного четко сформированного взгляда на жизнь, чужое мнение всегда будет авторитетным и правильным.
- Стремление быть похожим на кого-то. Придерживаясь этого принципа, человек боится выделиться из толпы и стать «белой вороной», предпочитая более простой выход – быть как все.
Зависимость от чужого мнения может очень сильно осложнить жизнь человеку, лишив его внутренней свободы и возможности строить жизнь в соответствии с собственными желаниями.
Борьба с зависимостью
Страх перед мнением окружающих в психологии изучается давно. Проведя ряд исследований, психологи разработали специальные методы, которые помогут человеку избавиться от этой фобии раз и навсегда.
- Постоянное наблюдение за собой. Следует внимательно проанализировать собственные мысли и чувства. Определить, какие события и поступки вызывают у вас гнев, обиду, злость и разочарование. Научившись понимать себя, причину своих переживаний, а главное, свою реакцию на других людей, человек сможет лучше контролировать свои эмоции, не осуждая себя и не нуждаясь в одобрении других.
- Уединение. Люди, испытывающие зависимость от чужих мыслей, боятся, что окружающие от них отвернутся, если они не будут поступать как все. Чтобы побороть этот страх, специалисты советуют научиться получать удовольствие от одиночества. Создайте вокруг приятную обстановку и с удовольствием проведите время наедине с собой, размышляя, медитируя, слушая любимую музыку, читая книги.
- Определение собственных желаний. Необходимо четко определиться со своими жизненными приоритетами, составить список целей, которых хотелось бы достичь в ближайшее время. Важно правдиво самому себе ответить на вопрос: «Чего мне хочется от жизни?».
- Агрессия. Не стоит бояться выплескивать свое недовольство и обиду. Смело отстаивайте свое мнение, потому что вы имеете на это полное право. Если вы все время будете подавлять в себе недовольство происходящим и таить в душе злость, то рано или поздно негативные чувства не только возьмут над вами верх, но и станут причиной различных физических недомоганий. Только отстаивая свои взгляды, свою жизненную позицию, вы позволите себе быть настоящим.
Важно также осознать, что идеальных людей не бывает. Все могут ошибаться и совершать неправильные поступки. Поэтому не стоит возводить людей в кумиры, ведь рано или поздно они могут вас разочаровать и тогда все, что было в вашей жизни, может показаться неправильным и иллюзорным.
Упражнения для борьбы с зависимостью
Эти пункты просты в исполнении и не потребуют от вас каких-то сложных манипуляций. Главное – не жалейте для себя времени, внимательно прислушайтесь к своим тайным мыслям и желаниям.
- Прочтите книгу или же посмотрите какой-либо фильм. Важно, чтобы они были популярны и находились у всех на слуху. Изучите сюжет и выпишите все, что вам понравилось, заставило вас задуматься и показалось лишним, после чего обязательно обсудите это со своими знакомыми, не боясь и не стесняясь высказать собственное мнение. Помните: не следует отрекаться от своего мнения только потому, что оно может не совпасть с мыслями ваших собеседников. Такое упражнение следует повторять до тех пор, пока вы не обретете уверенность и не станете чувствовать себя свободно в выражении своих взглядов.
- Составьте список жизненных целей, которых вам хочется достичь в этот период, и конкретных методов их достижения.
- Кроме того, научитесь говорить знакомым, коллегам, друзьям и родным слово «Нет». Не стоит им злоупотреблять, отказывая всем подряд, но в то же время вы должны уметь постоять за себя и свои интересы. Не отчаивайтесь, если у вас не будет получаться сразу. После того как вы поймете, чего хотите от жизни и начнете уважать свои желания и стремления, говорить это слово вам станет совсем несложно, так как мнение окружающих уже не будет значить для вас так много.
- Не бойтесь заводить новые знакомства и постоянно расширяйте круг своего общения. Коммуницируя с различными людьми, вы научитесь владеть собой, отстаивать свое мнение и дискутировать. Благодаря такому общению, ваша жизнь моментально изменится, ведь не только вам будет интересно общаться с другими людьми, но и окружающие потянутся к вам, как к источнику радости и хорошего настроения.
(1
Источник: https://psyhoday.ru/strahi-fobii/zavisimost-ot-chuzhogo-mneniya.html
Как бороться с комплексами и фобиями?
Не существует людей, которые бы не имели комплексов. Они у всех есть, даже у людей, выглядящих перед другими людьми очень крутыми. Комплексы мешают нам добиться цели, и вместе с тем создают множество проблем. Практически всегда комплексы в человеке закладываются до 17 лет.
Родители учат своих детей, как вести себя правильно не замечая того, что с малу развиваем в них массу комплексы. Известно, что у животных комплексов не существует.
Из всего выше сказанного, вытекает интересный факт, пока у первобытного человека не было никакого воспитания, соответственно комплексов у них не было.
Как же бороться с комплексами?
Комплекс неполноценности
Человеку начинает казаться, что он чуть ли ни во всем хуже окружающих его людей. Можно отнести сюда боязнь, что вы глупо выглядите, а также комплекс насчет своей внешности и т.д. Люди, которые страдают от данного комплекса, слишком восприимчивы к мнению окружающих.
В результате чего они страдают и делают совеем не так, как хочется им, а так как принято и потом сожалеют об упущенном. К примеру, мужчине нравятся девушки в теле, но он встречается со стройными, а все только потому, что его друзья считают их более привлекательными.
В результате остается неудовлетворенным не только этот человек, но и полные девушки, а также стройные.
Чтобы избавиться от комплекса неполноценности, необходимо помнить о том, что практически все люди в чем то похожи на тебя, ведь они, также как и ты, ходят в туалет, потеют, грызут ногти и давят прыщи, ковыряются в носу и кусают губы. А еще они очень выглядеть смешно или глупо перед тобой. Поэтому, нет у тебя недостатков, ну а то, что ты подразумеваешь под ними, называется индивидуальностью. Просто посмотри на окружающий тебя мир с новой стороны!
К ним можно отнести проблемы, возникающие, например, в общении с девушками. Человек возникает боязнь подойти к девушке, а все потому, что он думает, что на такого придурка, никто определенно не обратит никакого внимания. Или же начинает доказывать себе и другим людям свою крутость, благодаря регулярной смене девушек.
Как же вам избавиться от этого комплекса? Начнем с того, что самостоятельно его преодолеть довольно трудно. Поэтому основным методом избавления станут курсы пикапа. На этих курсах вас научат непринужденности и легкости в общении с противоположным полом.
Такая проблема также может возникнуть в связи с неудавшимся романом, случившимся в твоей жизни.
Просто нужно осознать следующее: если с одной девушкой у вас не получилось построить отношения и она плохо поступила с вами, помните, это далеко не значит, что такая ситуация будет повторяться постоянно.
Боязнь ответственности
Она заключается в том, что человек боится возлагать на себя ответственность за все происходящее в его жизни. Но при этом он начинает возмущаться, что все окружающие виноваты во всем, а он один – хороший.
Если говорить, используя научную терминологию, он находится в так называемом «режиме защиты».
По другому говоря, ему комфортно находится в бездействии, ну а в жизненных неудачах ведь всегда можно обвинить сложившиеся обстоятельства или других людей.
Чтобы избавиться от такой боязни, запомните следующее: за все, что происходит в твоей жизни с тобой, ты должен отвечать самостоятельно. Ну а терапия такая: на работе попробуй как можно чаще проявлять инициативу.
Предлагай новые необычные и полезные идеи, главное отбросить всякую боязнь, также можешь попробовать взяться за какой-либо непростой проект. И побольше уверенности в себе, тогда ты непременно справишься с поставленными задачами! Тогда вы поймете, что ответственность это не так страшно.
А в итоге наоборот, так приятно ощутить себя нужным и важным человеком, от которого много чего зависит.
Боязнь высказывать свое мнение
Начало этого комплекса, как и следовало полагать уходит своими корнями в детство. Например, многим в детстве родители внушали: «Мальчики не плачут!». Или же говорили о том, что нельзя очень громко смеяться.
И все потому, что приличные люди не могут так вести себя в обществе. Если такое говорится ребенку — он начинает думать о том, что практически все эмоции нужно скрывать от окружающих.
А в результате все может дойти до парадокса: бедняге пролили кипяток на ногу, а он молчит.
Как же избавиться от боязни высказать свое мнение? Выскажи наконец девушке, которая положила на тебя глаз, как она тебе не нравится, как же тебя достали эти слюнявые поцелуи и удушающие объятия. Твой следующий шаг – можешь громко посмеяться над ее глупыми мечтами о вашей будущей жизни вместе. В итоге, если уцелеешь, смело можешь считать, что от данного комплекса ты «вылечился».
Боязнь темноты, высоты, замкнутого или открытого пространства
Скорее это можно называть не комплексами, а фобиями. Эти страхи чаще всего возникают после психических травм.
К примеру, многие из тех, кто застревал в детстве в лифте, чувствуют себя не комфортно, оказываясь в замкнутом пространстве. На уровне подсознания они боятся снова испытать шок, который они пережили в детстве.
При этом человек может и не понимать о том, что же с ним случилось, но в итоге страх все равно остается где-то внутри нас.
Попробуем избавиться от данного комплекса. Во-первых, если панически боишься высоты – переступи через страх и прыгай с парашютом. Идем дальше, если у тебя клаустрофобия – залезай в шкаф и посиди там какое-то время.
Во-вторых, создай себе стимул – прямо в шкафу съешь шоколадку! Но иногда случается наоборот – начнет тошнить от съеденной шоколадки, а комплекс может пересилить.
Вот вам совет: шоколадку начинайте есть после того, как немного освоитесь в темном и тесном шкафу.
Сейчас множество людей страдают от различных комплексов, начиная от простой неуверенности в своих возможностях и заканчивая комплексом неполноценности. И запомни, что комплексы – это все твои психологические установки, придуманные вами для себя.
Предыдущие статьи:
Источник: https://cutlife.ru/psihologiya/kak-borotsya-s-kompleksami.html
4 причины возникновения разногласий, и что делать по этому поводу
По роду своей деятельности мне часто приходится сталкиваться с разногласиями – инидвидуальными и групповыми. В больших компаниях очень важно понимать как быстро достичь договоренности. Ведь очень часто от этого зависит успех проекта. Ниже я перевел статью на эту тему.
Оригинал статьи: 4 Reasons We Disagree, and What to Do About It
Автор: Harwell Thrasher
Перевод: Iurii Zozulia
Вы пытаетесь запустить новый проект и сталкиваетесь с проблемами. Или вы пытаетесь сделать так, чтобы ваш сотрудник сделал что-то по-вашему, но он продолжает гнуть свою линию. В обоих ситуациях есть расхождение во мнениях, но решение проблемы сходное.
Почему возникают разногласия?
Давайте начнем с индивидуальных разногласий. Когда мнения двух людей расходятся, это обычно происходит по одной или более из следующих 4-х причин:
- Цель
То, что один человек хочет совершить, отличается от того, что хочет другой человек. - Способ достижения
Они могут быть согласны по поводу цели, но каждый из них имеет своё мнение каким способом эту цель лучше достичь. - Коммуникация
Они могут быть согласны друг с другом по поводу цели и способа ее достижения, но просто не осознают этого. Они продолжают спорить и из-за недопонимания каждый из них думает, что другой не согласен с ним. - Эмоции
Они могут согласиться с целью и методом ее достижения, плюс каждый из них может даже понимать, что выбранный путь правильный. Но оба (или один из них) выбирают позицию несогласия. Есть много эмоциональных причин, почему это может произойти: начиная с недоверия, нелюбви, ненависти, смущения и заканчивая твердой приверженностью к предыдущей точке зрения, чтобы сохранить лицо.
Групповые разногласия
Эти же 4 причины применимы и к каждому участнику группы. Каждый участник в группе имеет свое мнение, но динамика группы влияет на эти мнения и делает ситуацию более запутанной. Групповое мнение – это больше чем просто сумма мнений участников.
Некоторые участники группы более многословны и, как результат, привносят больше в групповое мнение. Некоторые участники группы имеют больше влияния (из-за своего положения, опыта, уважения) и, соответственно, их мнение имеет больший вес в групповом обсуждении.
Некоторые участники проявляют безразличие или боятся высказать свое мнение и, как результат, их мнение остается незамеченным.
Как разрешить инидивидуальные разногласия
- Начинайте с 4-ой причины – эмоции. Вам нужно понять существует ли эмоциональный подтекст при обсуждении вопроса, и если да, то нужно найти способ как перейти от эмоционального спора к обьективному разговору. Иногда это может быть достигнуто с помощью раскрытия карт и признания важности мнения оппонента. Например: “Я знаю, что иногда я могу вести себя непредсказуемо и властно, но мы оба хотим, чтобы этот проект был успешным. Я сделаю все возможное, чтобы понять твою точку зрения и я высоко оценю, если ты тоже попытаешься понять мою точку зрения. И, возможно, работая вместе мы сможем сделать то, что лучше для общего дела.”.
Способ, который вы будете применять для того, чтобы разрешить эмоциональные разногласия, будет меняться от ситуации к ситуации. В некоторых случаях у вас не получится разрешить эмоциональные разногласия и вам придется пропустить этот шаг – по крайней мере временно – и двигаться дальше.
- Следующий шаг: работайте над причинами 1 и 3 одновременно – цели и коммуникация. Вернитесь к самому началу и попробуйте достигнуть простого соглашения. Возможно это будет не вся цель целиком, а только ее часть. Основная идея здесь — начать с чего-то, о чем вы точно сможете договориться, и уже потом двигаться дальше.
Этот процесс помогает улучшить коммуникацию, но есть еще кое-что, что может помочь даже больше: попробуйте сформулировать позицию другого человека своими словами. Затем пропросите вашего оппонента сформулировать вашу позицию.
Пробуйте до тех пор пока каждый из вас не выскажет позицию другого наиболее точно. В большинстве случаев вы обнаружите, что вы на самом деле намного ближе к соглашению, чем вы думали.
И если нет, то по крайней мере, вы лучше поймете почему вы несогласны друг с другом.
- Постройте логический пример используя то, с чем вы согласны. Вы можете обнаружить, что у вас разные цели и ничего нельзя поделать. Или же вы можете обнаружить, что несмотря на разногласия по поводу целей, вы в общем поддерживаете одни и те же методы по их достижению. Например, вы можете иметь различные мнения почему система здравохранения в США нуждается в модернизации, но вы оба можете быть согласны с планом действий, который приведёт к изменениям.
- Выполняя предыдущие шаги, продолжайте следить за эмоциональной стороной разногласий. Остерегайтесь эмоциональных высказываний, которые вы можете принять за логические утверждения, так как не все воспринимают одни и те же слова одинаково. Старайтесь разрешить эмоциональные разногласия по мере возможностей или незаметно обходите их, если нужно.
Как разрешить групповые разногласия
Лучший способ разрешить разногласия внутри группы или даже предотвратить возникновение разногласий – это поговорить с каждым участником группы с глазу на глаз.
Если вы сможете убедить каждого участника группы согласиться с вашей позицией, то затем вам нужно только правильно разрешить ситуацию по “сохранению лица” участников группы на общем собрании.
И вы можете посодействовать процессу “сохранения лица”, предлагая варианты, когда участник группы мог бы обосновать изменение своей точки зрения. Вы должны выступить в роли лидера и помочь группе выбраться из ситуации, в которую группа сама себя поставила.
Если группа людей очень большая, для того чтобы поговорить с каждым, то выберите наиболее влиятельных людей в группе, с чьим мнением считаются остальные.
Убедитесь, что вы убедили ключевых участников, которые потенциально могут быть не согласны с вами – заставить их играть на вашей стороне и есть ключ к успеху.
Когда вы будете общаться с участниками группы, которые согласны с вами, попросите их помочь вам убедить остальных. И всегда спрашивайте совет – люди могут иметь отличные идеи, которые помогут убедить остальных участников.
Заключение
Разрешение разногласий – это часть нашей жизни и ключевой фактор для менеджера или лидера. Используйте предложенные шаги по разрешению разногласий, но помните, что вы не всегда бываете правы. Иногда лучший способ прийти к согласию – это поменять свою точку зрения. В этом случае вы можете наконец-то прийти к пониманию того, о чем другой человек постоянно вам говорил.
Запись опубликована в рубрике Self-development. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Источник: https://izozulia.wordpress.com/2010/06/28/4-reasons-why-we-disagree/
Как перестать бояться выражать свое мнение?
Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня с детства проблема: я не могу нормально общаться с людьми. До того, как я пошла в школу, я общалась только со взрослыми (не ходила в детсад). Но как только я пошла в первый класс, начались проблемы.
Я попыталась подружиться с одноклассниками, но они все почему-то были настроены враждебно, издевались надо мной, обзывали и игнорировали меня. Меня это очень обидело. Весь школьный период был для меня адом. Я прекратила даже попытки разговаривать с кем-либо.
<\p>
Я также много времени проводила со своей тетей, которую я очень раздражала, и она всячески это показывала. Она прямо все время говорила, как я ее бешу и что ей стыдно, что я ее племянница. Ее злость превратилась в мою ненависть по отношению к себе. Я стала просто ненавидеть себя.
Кроме того, моя мама прекрасный человек, но она немного тиран. Она часто наказывала меня за то, что я все время что-то не то говорю взрослым. Я не могла никак понять, ЧТО именно я делаю не так. Что бы я ни говорила – все было не то.
И в общем, сейчас мне 22 года, у меня нет друзей и личной жизни, потому что я боюсь вести разговоры, ужасно нервничаю. Я чувствую, что не знаю, что ответить собеседнику, потому что боюсь, что скажу что-то не то, что он подумает, что я какая-то идиотка.
Или я случайно обижу его и он никогда больше не захочет разговаривать со мной. Когда я пытаюсь с кем-то заговорить или что-то ответить, мой мозг как бы становится пустым. Все мысли куда-то исчезают.
Я вообще не знаю, что сказать, даже односложный ответ дать боюсь и не могу.
Не так давно у меня развился невроз. В общем, ситуация становится все хуже и хуже. Мне не хочется жить, потому что я чувствую только пустоту и свою несостоятельность. Я не могу разговаривать вообще ни с одним человеком, даже с родственниками.
Когда я пытаюсь выразить свое мнение, мне кажется, что мой собеседник на меня как-то странно смотрит и после этого показывает, что не хочет продолжать разговор. Меня все ненавидят, и некоторые даже прямо говорили мне об этом.
<\p>
При этом мысли письменно мне выразить легче, хотя все равно боюсь их выражать и боюсь осуждения, хотя понимаю, что мои страхи иррациональны.
Пожалуйста, подскажите, как мне научиться перебарывать свой страх выражать свое мнение и адекватно реагировать на слова собеседника? Как мне стать увереннее в себе? Есть ли какие-нибудь способы? У меня ничего не получается. Спасибо.
Автор вопроса: Елена Возраст: 22
Елена, здравствуйте. Прежде чем избавляться от страха перед общением с людьми, нужно поработать со своей уверенностью в себе.
Начните с того, что напишите хвалебное письмо самой себе и повесьте его на стену перед глазами и перечитывайте его каждый день. В нем укажите все ваши достоинства и достижения.
Даже самые минимальные, и незначительные на ваш взгляд. Список сначала должен быть не меньше 20 пунктов. С каждой неделей увеличивайте его.
Что происходит на данный момент в вашей жизни? Чем вы занимаетесь? Как проводите свое время? Какие чувства наиболее часто встречаются у вас? Попробую предположить, что вы изначально перед началом разговора, уже настроены на то, что он пойдет не так как хотелось. Так? Что вы ожидаете от собеседника? Вспомните какой-нибудь диалог.
Воспроизведите его перед зеркалом, обратите внимание на свое выражение лица. Возможно при общении вы прячете взгляд, или наоборот слишком насторожено держитесь. Скорее всего никакой улыбки нет. Как вы думаете, может ли ваше выражение лица при разговоре направить его не в то русло? Поработайте над выражением лица.
Начните с улыбки самой себе каждый день. При разговоре сначала поставьте задачу отвечать улыбкой, периодически смотреть в глаза собеседнику, совершать легкие кивки головой. Как освоитесь с этим этапом, перейдите к односложным фразам, постепенно увеличивая количество высказанных предложений.
Существуют разные курсы по улучшению общения с людьми, не лишним будет записаться на них.
Но прежде чем приступать к своему совершенствованию, ответьте себе, что вы действительно хотите, и что вам мешает достичь этого. Удачи
Оцените ответ психолога:
Автор ответа психолог:
Опалева Александра Александровна
Город: Клин
Источник: https://psycabi.net/vopros-psikhologu/neuverennost-v-sebe-depressiya-apatiya-trevoga/12647-kak-perestat-boyatsya-vyrazhat-svoe-mnenie
Экзамен по сочинению: школьникам можно не бояться высказывать свою точку зрения
16 Января 2015 5:22 – автор Юлия Айрих<\p>
В этом учебном году после пятилетнего перерыва в российские школы вернулась практика написания экзаменационных сочинений.
Насколько обосновано нововведение и хорошо ли с поставленной задачей справились копейские ученики, обсудили за круглым столом в редакции газеты «Копейский рабочий».<\p>
В этом учебном году после пятилетнего перерыва в российские школы вернулась практика написания экзаменационных сочинений.
Для ребят введение дополнительного «внепланового» экзамена стало неожиданностью — об изменениях они узнали 1 сентября 2014 года.
На подготовку у 11-классников было всего три месяца — в ноябре они писали первое пробное сочинение, а 3 декабря прошел сам экзамен. От того, как будущие выпускники справятся с этим испытанием, зависит их допуск к ЕГЭ.
Насколько обосновано нововведение, хорошо ли с поставленной задачей справились копейские ученики и чем отличается практика написания сочинений от тех принципов, которыми руководствовались педагоги до отмены этого госэкзамена, обсудили за круглым столом в редакции газеты «Копейский рабочий».
«Возвращенная литература»
— Почему экзаменационное сочинение, которое несколько столетий было отличительной особенностью российского образования, ушло из школьной практики? И в связи с чем было принято решение вернуть экзамен?
Александр Тутатчиков, начальник управления образования КГО:
— Отмена экзаменационного сочинения связана с введением практики сдачи ЕГЭ. Часть «С» экзамена по многим предметам, в том числе по обществознанию, предполагает написание расширенного эссе, и составители ЕГЭ посчитали, что этого достаточно. Сама процедура написания и проверки сочинения достаточно трудоемкая.
Еще несколько лет назад техника не достигала такого высокого уровня, как сегодня, — чтобы сканировать и отправлять работы по защищенным интернет-каналам.
Сама идея ЕГЭ направлена на то, чтобы исключить коррупционные составляющие при поступлении в вуз с одной стороны, а с другой — избежать необъективных оценок в случае, когда школа сама готовит выпускников и сама же их оценивает.
Для поступления в вуз нужна была независимая оценка знаний ребенка экспертами, когда человек может предъявлять свои результаты по всему образовательному пространству. И сочинение в эту концепцию не вписывалось. Но жизнь показала, что написание сочинений должно вернуться в школы.
Из 434 выпускников, которым в этом году предстоит сдавать ЕГЭ, 398 человек писали сочинение, а 50 — изложение (напомним, что изложение могли выбрать обучающиеся, имеющие ограничения в здоровье). На пробном экзамене 20 человек получили «незачет». 3 декабря непосредственно на экзамене неудовлетворительную отметку получили только 7 будущих выпускников. У них будет возможность исправить результат дважды: 4 февраля и 3 марта. |
— Раньше за сочинение выставлялись две оценки — одна за пунктуацию и орфографию, вторая — за раскрытие темы, речевую и стилистическую грамотность. Уважаемые эксперты, расскажите, по каким критериям оцениваются сочинения сегодня?
Надежда Белоусова, учитель русского языка школы № 42, руководитель ГМО учителей русского языка:
— На пробном экзамене выпускникам были предложены три темы сочинений, на самом экзамене их было пять. Сегодня оценок за сочинение не ставится, школьник получает «зачет», если он с заданием справился, или «незачет», что означает, что к ЕГЭ он допущен не будет. Работа оценивается по 5-и критериям, главные из которых — раскрытие темы и качество аргументации.
Причем приводить аргументы необходимо, опираясь на литературный материал. Важно помнить, что объем сочинения должен быть не менее 250 слов, в противном случае работа не оценивается, и школьник получает «незачет». Остальные три критерия: речевая грамотность, композиция, орфография и пунктуация.
Чтобы было понятнее, на каждые 100 слов допускается не более 5-и ошибок.
— Получается, что сочинение сегодня имеет целью не только подтвердить уровень знаний школьника по литературе, но и показать зрелость его суждений, умение доказывать свою позицию?
Светлана Монова, начальник отдела общего образования УО КГО:
— Да, сочинение сегодня носит метапредметный характер. Ребята должны показать не только знание литературного произведения, но и проанализировать его, привести свои аргументы. А это подразумевает, что обучающийся должен привлекать свой уровень подготовки по обществознанию, МХК, истории и так далее. Это форма оценки более сложная, чем та, что была ранее.
Александр Тутатчиков:
— Тот факт, что работы сканируются, важен и для всего социума в целом. Интересен взгляд молодого поколения «в моменте». В советской педагогике сочинение было манифестом, неким «шаблоном», демонстрирующим как человек усвоил предлагаемые ему школой догмы.
Сегодня же темы сочинений составлены так, чтобы школьник мог продемонстрировать социальную зрелость суждений. Это особенно важно в связи с событиями в Украине. Нынешнее поколение украинцев не в силах понять, что действительно происходит в их стране.
Сочинения — это определенный срез социальной и гражданской зрелости молодого поколения.
Идея возвращения экзамена по сочинению была высказана на президентском совете по культуре и искусству в прошлом году. С этой инициативой выступила вдова Солженицына, которая сегодня возглавляет фонд Александра Солженицына. Идею возвращения экзамена поддержал Владимир Путин, дав рабочей группе поручение «предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение, результаты которого должны учитываться при поступлении в вузы». |
Никакого стресса
— В этом году сочинение — это форма допуска к ЕГЭ. Возможно ли, что его написание станет обязательным экзаменом?
Александр Тутатчиков:
— Сложно сказать. Возможно, опыт этого года проанализируют и в соответствующие законодательные акты будут внесены изменения. Но, думаю, апробация экзамена именно в такой форме должна проходить не менее 2-3 лет.
Напомню, что сам ЕГЭ вошел в штатный режим после 10-летней апробации. Выпускникам будущих лет надо понимать одно — для успешной сдачи важна начитанность.
Все темы сочинения подразумевают использование материала зарубежной и отечественной литературы.
— Самый главный вопрос: нужно ли все же сегодня сочинение как экзамен? Или решение возродить эту традицию было опрометчивым?
Лариса Жилина, директор Центра диагностики и консультирования:
— Сочинение — это не только способ выразить свою гражданскую позицию, способ показать себя как личность, но и национальная особенность, которая всегда была свойственна нашей системе образования. Уверена, возрождение традиции писать экзаменационное сочинение поднимает престиж национальной русской культуры.
— Лариса Геннадьевна, на подготовку к сочинению у школьников было не так много времени. Удалось ли ребятам справиться со стрессом?
— Стресса это испытание у ребят не вызвало. Хотя традиция экзамена до недавнего времени была позабыта, но детей в школах учат писать сочинения.
Все же система образования подходит к обучающимся лояльно, давая возможность написать пробное сочинение. А репетиция — уже снятие стресса.
Дети знают, в какой форме будет проходить экзамен, и хотя на самом экзамене темы будут другие, сама процедура им понятна и стресса не вызывает.
— Особенность сдачи экзамена этого года заключается в том, что ребятам запретили пользоваться текстами художественных произведений. С чем это связано?
Елена Фризоргер, учитель русского языка и литературы школы № 7:
— Возможно, это нужно было для того, чтобы проверить начитанность школьников, а в будущем заставить их читать как можно больше художественных текстов. Но вообще, дети были поставлены в довольно жесткие рамки. Возвращение экзаменационного сочинения стало для них неожиданностью. Понятно, что нынешние ученики прагматично настроены на определенные экзамены, необходимые для поступления в вуз.
К примеру, тема, посвященная творчеству Лермонтова и приуроченная к 200-летию со дня его рождения, была вполне прогнозируемой. Но творчество этого писателя мы изучаем в 9-м классе, и многие ребята успели подзабыть материал. К тому же выбор этой темы предполагает знания большого стихотворного материала, а текстами пользоваться нельзя. Неудивительно, что дети прохладно отнеслись к выбору этой темы.
Первопроходцы
— Хочется спросить непосредственных участников экзамена — будущих выпускников — вы «за» введение нового экзамена или «против»?
Алексей Катугин, ученик 11 класса школы № 1:
— Саму идею возвращения сочинения в практику сдачи экзаменов считаю верной. Но меня тоже смущает запрет пользоваться текстом. Неясно, что таким образом проверяют экзаменаторы.
Есть такой психологический момент, что если человек в стрессовой ситуации что-то забывает, у него инстинктивно возникает желание списать, чтобы не завалить экзамен.
Не лучше ли дать возможность человеку спокойно, с опорой на текст, проанализировать материал? Если школьник не читал произведение, то за 4 часа, за которые надо не только написать сочинение, но и переписать его на чистовик гелиевой ручкой и проверить, он весь текст не прочтет.
Никита Адищев, ученик 11 класса школы № 7:
— Я буду поступать в вуз на гуманитарную специальность. Радует, что за сочинение я дополнительно получу максимальные 10 баллов.
При равном количестве баллов с другим абитуриентом комиссия может посмотреть мое сочинение и то как я его написал, насколько были зрелы мои суждения, и это может помочь при поступлении.
Ну и, конечно, мне было очень интересно писать сочинение! Жаль, времени на это дается мало — всего 3 часа 55 минут, не успел раскрыть все свои мысли…
— Могут ли выпускники выбирать для анализа произведения не из школьной программы?
Светлана Монова:
— Выбор произведений ничем не ограничен. Можно, грубо говоря, анализировать хоть Донцову. Другое дело, что сам выбор произведения говорит о том, насколько зрелы суждения человека, насколько он начитан.
Также при обосновании своей точки зрения ребенок может стоять на совершенно разных позициях, но он должен доказать свои мысли литературными цитатами. Творить можно сколько угодно и совершенно необязательно доказывать, что «Катерина из пьесы Островского «Гроза» — «луч света в темном царстве».
Можно высказывать диаметрально противоположный взгляд, в том числе осудить ее поступок с точки зрения православной церкви, главное — аргументированно ее обосновать.
Результаты выпускных сочинений вузы могут, но не обязаны, учитывать при приеме абитуриентов. Сочинение может «весить» максимум 10 баллов. |
Источник: https://kr-gazeta.ru/obshchestvo/12104.html