Урок на тему: ” Тема служения людям в рассказе А. И. Куприна “Чудесный доктор”
Урок литературы, 6 клас <\p>
Тема: Тема служения людям в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор».
Цель: совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать, анализировать, обобщать; развивать коммуникативные навыки и навыки самооценки; закрепить понятие жанра рождественского рассказа; донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова; воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта.
Тип урока: постановка и решение учебных задач. <\p>
Методы: диалогический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы обучения:фронтальная (беседа, словарная работа), индивидуальная (рассказ), работа в группах.
Оборудование:портрет А. И. Куприна, выставка книг «Рождественские рассказы русских писателей»; эпиграф урока. <\p>
Основные понятия и термины:рождественский рассказ, милосердие, сострадание, сочувствие.
Ход урока
«Жизнь дана на добрые дела» (русская пословица)
А ты? Скажи:
Какой ты след оставишь?
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Ольга Высоцкая. <\p>
I. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос.
– Какое впечатление произвел на вас рассказ А. И. Куприна?
– Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? (Чуткое, внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие.)
– Композиция (рассказ в рассказе). Как вы объясните ее?
– Кто они, герои рассказа «Чудесный доктор»?
– В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей? («Братья стояли у витрины гастрономического магазина, в 12-градусный мороз, и хохотали… На самом деле они были голодными и несли письмо по поручению матери».)
– Какие слова в описании жилища помогают понять тяжелое положение семьи? Найдите в тексте.
– Известен ли кому-нибудь из вас «запах нищеты»? (Читали об этом у В. Короленко «Дети подземелья».)
– Кто из героев вызывает большее сочувствие? Почему? Как семья оказалась в такой бедственной ситуации? Как члены семьи выходят из положения, как они относятся друг к другу?
IІI. Объявление темы и целей урока.
– Вводное слово учителя.
С именем Александра Ивановича Куприна, талантливого русского писателя, вы знакомы по таким детским рассказам: «Белый пудель», «Слон», «Завирайка», «Барбос и Жулька». Рассказы А. И. Куприна наполнены любовью к детям, ведь он помнил, как сам в детские годы испытывал потребность в любви.
Куприн прожил длинную, трудную, но в то же время радостную жизнь. Он был энергичным, бодрым, отзывчивым человеком, обладающим редким талантом жизнелюбия. И даже попадая в самые тяжелые жизненные ситуации, умел быть счастливым. Это человек широкой души.
Он был добрым и щедрым по отношению к другим людям. Среди его друзей было много разных и порой удивительных людей: дрессировщик Анатолий Дуров, певец Федор Шаляпин, борец Иван Поддубный.
Куприн был любопытен, он живо интересовался всем, что происходило в мире.
Известно, что он уходил в море с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно. Одним первых еще на заре воздухоплавания с известным спортсменом поднялся на воздушном шаре.
Однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и чуть не погиб. Любовь к жизни и интерес к человеческой судьбе у писателя были огромны. А. И. Куприн считал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья».
Своими знаниями о жизни,мыслями о ней, чувствами он делился в своих произведениях.
– Ребята, обратите внимание на эпиграф. О чём мы будем говорить сегодня?
ІV. Изучение нового материала.
1. Словарная работа.
Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. <\p>
Бескорыстие – нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает более о других, чем о себе.
Благодетель – лицо, оказывающее кому-либо покровительство, помощь, услугу.
– Как автор ненавязчиво передает свое отношение к незнакомцу, какими словами называет его? (Старик, доктор, невидимый доктор, чудесный доктор, неожиданный благодетель, сея человек.)
– Как Мерцалов все же узнал настоящее имя «чудесного доктора?
2. Вопросы для беседы:
– Как вы считаете, милосердными, сострадательными, способными проявить сочувствие людьми рождаются или становятся?
– Случайно ли на просьбу Мерцалова назвать фамилию чудесный доктор не ответил, сказав: «Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!»? (Потому что Милосердие, Сострадание и Сочувствие не имеют фамилии). <\p>
– Вывод. Встречались ли вы в жизни с проявлениями милосердия, сострадания или сочувствия? Расскажитеоб этом.
3. Особенности рождественского рассказа. Мозговой штурм.
Рождественский, или святочный, рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. <\p>
Особенности рождественского рассказа:
1) приуроченность к Рождеству;
2) главный герой – ребенок;
3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;
4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;
5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.
– Вывод. Какие особенности ярко выражены в рассказе «Чудесный доктор»? (1, 2, 3. 5)
4. Физкультминутка. Упражнение для глаз.
5. Презентация выставки книг «Рождественские рассказы русских писателей».
6. Чтение по ролям фрагмента «Встреча с незнакомцем». Задай вопрос.
– Какие перемены к лучшему стали происходить с Мерцаловыми после слов: «Может быть вместе придумаем что-нибудь для вас?»?
– Каким человеком оказался незнакомец? (Милосердным, решительным, щедрым, добрым, бескорыстным.)
– Вывод. Что значит быть бескорыстным?
5. Устный рассказ «Личность Н. И. Пирогова».
V. Практическая деятельность: работа в группах.
1-я группа. Ответить на вопрос: «Какова тематика рассказа “Чудесный доктор”?». (В рассказе рассматриваются такие темы: бедные и богатые, добро и зло, мир детства, отцы и дети, милосердие и человеческое равнодушие.)
2-я группа. Ответить на вопрос: «Какова проблематика рассказа?». (В рассказе подняты такие проблемы: бедность, безработица, дефицит милосердия.)
3-я группа. Какой нравственный урок дает нам А. И. Куприн как автор? (Урок доброты, милосердия, красоты человеческой души.)
Вывод. Какой обобщающий смысл вкладывает автор в слова «чудесный доктор»?
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Предлагаю закончить урок высказыванием, начало которого можете выбрать сами:
1. Быть «чудесным доктором» – это значит…
2. Чудо-это…
3. А главное-…
4. Милосердие я понимаю так…
5. Рассказ заставил меня задуматься…
6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что…
7. Рецепт профессора Пирогова в том, что…
8. Актуальность рассказа заключается в том, что…
9. Профессор Пирогов выписал рецепт не только…
10. Я благодарна А. И. Куприну…
Д/з: написать рецепт … Пирогова.
Источник: https://infourok.ru/urok-na-temu-tema-sluzheniya-lyudyam-v-rasskaze-a-i-kuprina-chudesniy-doktor-1494665.html
Открытый урок по литературе в 7 классе Служение людям и добру в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»
Открытый урок по литературе в 7 классе<\p>
Служение людям и добру в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»<\p>
Подготовила и провела:<\p>
Ерофеева И.В., учитель русского языка и литературы<\p>
2015 год<\p>
Тема: Служение людям и добру в рассказе А. И.
Куприна «Чудесный доктор»<\p>
Цели:<\p>
– развивать навыки анализа художественного произведения; – закрепить понятие жанра рождественского рассказа; рассказ в рассказе<\p>
– донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;<\p>
– воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;<\p>
Слайд 1. 2. Вступительное слово учителя.<\p>
– Ребята, с произведениями А.И.Куприна мы уже знакомы. Сейчас, на сегодняшнем уроке, мы снова встретимся с замечательным писателем. Я думаю, что это не последняя встреча с этим прекрасным человеком. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Ольги Высоцкой. Послушайте их, пожалуйста.<\p>
А ты? Скажи:<\p>
Какой ты след оставишь?<\p>
Незримый прочный след<\p>
В чужой душе на много лет?<\p>
Ольга Высоцкая.<\p>
А.И.Куприн, ребята, жил в иное, чем мы, время, знал совсем другой мир, многое из которого безвозвратно ушло. Но чувства, какие волновали его героев – молодых офицеров, цирковых артистов, неунывающих бродяг, просоленных морем летчиков – волнуют в той же степени сегодня и нас. И в этом разгадка популярности Куприна у читателей. Он открыто защищал слабых, воспевал святую любовь, бескорыстную дружбу, он учил быть лучше, красивее, благороднее даже в самых трудных житейских обстоятельствах<\p>
Слово учащимся:<\p>
– Ребята, еще об одном рассказе, в котором происходят чудеса, мы поговорим на сегодняшнем уроке. Рассказ называется “Чудесный доктор”.<\p>
– Подберите однокоренные слова к слову “чудесный” (чудо, чудак, чудачество, чудесно, чудик, чудной, чудный, чудище).<\p>
– Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарное определение слова чудесный: 1) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный;<\p>
2) проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный;<\p>
3) чудный, замечательный.)<\p>
Учитель: Композиция произведения необычна. Здесь два рассказчика. Это … Такая форма построения произведения называется рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от Григория Мерцалова, преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который был известен как образец порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Что вспоминает Григорий Мерцалов?<\p>
Ответ: Григорий Мерцалов вспоминает, как они с братом стояли у витрины гастронома (чтение описания витрины по учебнику).<\p>
Учитель: Почему воспоминания мальчиков автор начинает с описания витрин гастронома, случайно ли это?<\p>
Ответ: Сильно голодные… Никогда они не видели у себя на столе столько вкусного, столько еды…<\p>
Учитель: Какую жизнь наблюдали мальчики по дороге домой? Как она отличалась от их жизни?<\p>
Ответ: Широкие, ярко освещенные улицы, высокие дома, роскошные витрины магазин сменялись узкими, неосвещенными переулками, низкими бедными домами… Сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, праздничное оживление толпы, веселый гул… – дом Мерцаловых,темный узкий коридор, обстановка в комнате, Елизавета Иванвна, больная девочка…<\p>
Учитель: Что помогло нам сильнее ощутить, нищету трагедию обездоленных людей?<\p>
Ответ: Автор использовал антитезу. Он противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других.<\p>
Учитель: Какие слова в описании бедного жилища помогают нам представить ужасающее положение семьи? Найдите в тексте и прочитайте. Ответ: подземелье; закоптелые, плачущие от сырости стены; мокрые отрёпки, керосиновый запах; запах крыс…<\p>
Слайд 3.<\p>
Учитель: Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?<\p>
Ответы: художник использовал темные, мрачные краски. Так он показывает нищету. Жизнь семейства Мерцаловых такая же темная, мрачная.<\p>
Учитель: Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых? Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?<\p>
Ответы: Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение;он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию…<\p>
Вывод: Есть еще черствые и бездушные люди, которые не способны сделать что-то полезное и помочь нуждающимся.<\p>
Учитель: Какие были отношения между членами семьи Мерцаловых в столь тяжелый момент жизни?<\p>
Ответы: они поддерживали друг друга; не ругались; не обвиняли друг друга…<\p>
Зачитайте<\p>
Слайд 4 (иллюстрации Натальи Салиенко).<\p>
Учитель: Жизнь людей не бывает всегда простой, безоблачной. Разные испытания и проблемы могут возникнуть у любого из нас. Самые трудные из них, наверное, – это безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям. Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. В таком положении остался и Мерцалов. Зачем писатель ведёт своего измученного, голодного героя в городской сад?<\p>
Ответы:- Писатель снова использовал прием контраста. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. В покое и тишине он ощутил жажду такого же спокойствия и тишины. И у него возникают мысли о самоубийстве. (Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).<\p>
– Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.<\p>
Учитель: Что помешало Мерцалову осуществить задуманное?<\p>
– встреча Мерцалова с незнакомцем.<\p>
Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?<\p>
– Почему он не ушел после “озлобленных криков” Мерцалова? (Потому что видел, что человек в отчаянном положении, и незнакомец принадлежал к тому числу людей, которые от жизненных неудач становятся милосерднее).<\p>
Какую помощь оказывает незнакомец семье Мерцалова? Кто он по профессии?<\p>
Несколько слов учителя о суициде (безвыходных ситуаций не бывает).<\p>
Слайд 5 (иллюстрации Натальи Салиенко).<\p>
Учитель: Помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Можно ли назвать появление доктора в жизни Мерцаловых таким чудом? Почему?<\p>
Ответы: во-первых, Мерцалов остался жив; во-вторых, в комнате Мерцаловых все изменилось: мальчики затопили печь, поставили самовар; Мерцалов принес булочки, чай, горячее на деньги, которые дал ему доктор; в-третьих, через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.<\p>
Слайд 6<\p>
Учитель: Действие происходит накануне праздника Рождества. Рождество – религиозный праздник, день рождения Христа. Существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ. “Чудесный доктор” (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке.<\p>
В России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад».<\p>
Учитель: Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию мы узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова»?<\p>
Ответы учащихся.<\p>
Итог: Слова «незнакомец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании событий. Каждое новое определение постепенно знакомит нас с каким-то новым качеством героя. Какими качествами обладал Пирогов Н.И.? – Скромность, доброта, сострадание, сочувствие, милосердие.
Словарная работа:<\p>
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.<\p>
Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.<\p>
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.<\p>
Докажем его скромность (не назвал себя), доброту (помог деньгами, помог как врач), сострадательность (пожалел Мерцалова, его жену, детей), милосердие (сам откликнулся помочь).<\p>
Слайд 7.<\p>
– Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове?<\p>
(1810-1881г. Хирург, анатом, педагог, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал подготовке сестёр милосердия в России в период военных действий в Крыму в 1853-1856 годах. Позже это общественное движение получило название Красного креста.)<\p>
Учитель: Кто он профессор Пирогов в действительности? Послушаем сообщение<\p>
Выступление подготовленного ученика о Пирогове.<\p>
Учитель: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников.<\p>
Учитель: Имеется ли в рассказе образ противоположный профессору Пирогову?<\p>
Ответы: Да. Швейцар…<\p>
Учитель: Почему не дал деньги открыто? (Потому что боялся поставить в неловкое положение, не хотел обидеть или как-то оскорбить хозяев)<\p>
Учитель: Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Ответы: Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.<\p>
Учитель: Тема нашего урока – «Служение людям и добру в рассказе «Чудесный доктор»<\p>
По рецепту профессора Пирогова». Как вы думаете, какой рецепт оставил профессор детям Мерцалова и нам, только ли медицинский или<\p>
… Да, он оставил еще рецепт жизни, выписал такие лекарства, которые помогут любому из нас стать настоящим человеком. Что на этом рецепте он написал, как вы думаете?<\p>
Учащиеся составляют рецепт Пирогова<\p>
Слайд 8.<\p>
По рецепту профессора Пирогова<\p>
Станешь настоящим человеком, если у тебя в сердце: Доброта<\p>
Сострадание<\p>
Сочувствие<\p>
Милосердие<\p>
А главное, никогда не падать духом!<\p><\p>
Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/ogzccg07.html
План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Презентация к уроку “Тема служения в рассказе А.И. Куприна “Чудесный доктор”
Слайд 1
Тема служения в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Слайд 2
Цели урока: Раскрыть основной замысел произведения; Доказать необходимость человеческого участия в жизни людей; Представить аргументы в пользу важности бескорыстного служения людям.
Слайд 3
Александр Иванович Куприн – известный русский писатель, человек широкой, доброй, отзывчивой души. Герои некоторых его рассказов («Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр») – дети.
Слайд 4
Знакомимся с писателем «Добрый талант…» При мысли о Куприне хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому: к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу».
Писатель верил, что жизнь может стать лучше, человечнее, и мечтал о том времени, когда все будут счастливы. Многие его повести и рассказы автобиографичны, многие описывают случаи, свидетелями которых он был. К таким можно отнести и рассказ «Чудесный доктор».
Слайд 5
Знакомимся с писателем «Добрый талант…» Александр Иванович Куприн – известный русский писатель, человек широкой, доброй , отзывчивой души. Герои некоторых его рассказов («Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр») – дети. При мысли о Куприне хочется сказать: добрый талант.
Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому: к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу». Писатель верил, что жизнь может стать лучше, человечнее, и мечтал о том времени, когда все будут счастливы.
Многие его повести и рассказы автобиографичны, многие описывают случаи, свидетелями которых он был. К таким можно отнести и рассказ «Чудесный доктор».
Слайд 6
Прием «Мозговой штурм»: Почему А.И. Куприн выбирает для своего героя эпитет «чудесный»? Назовите ассоциации со словом «чудесный»
Слайд 7
Восстановите последовательность событий рассказа: 1. Мерцалов не смог найти работу и вернулся ни с чем; 2. Все налаживается в жизни семьи Мерцаловых; 3. Елизавета Ивановна не задает вопросов; 4. Чудесная встреча с доктором; 5. Мальчики в доме у бывшего работодателя отца; 6. Пирогов оказывает помощь семье; 7. Дети рассматривают праздничные витрины магазинов.
Слайд 8
Правильная последовательность событий рассказа 5. Мальчики в доме у Савелия Петровича; 7.Дети рассматривают витрины магазинов; 1. Мерцалов не смог найти работу и вернулся ни с чем; 3. Елизавета Ивановна не задает вопросов; 4. Чудесная встреча с доктором; 6. Пирогов оказывает помощь семье; 2. Все налаживается в жизни Мерцаловых.
Слайд 9
«Ромашка Блума»
Слайд 10
А.И. Куприн «Чудесный доктор» 2 4 5 6 1 3
Слайд 11
1.Как автор показывает нищету и горе семьи Мерцаловых? Обратите внимание на “говорящие” детали.
Слайд 12
2. Если я правильно понял, Мерцалов потерял работу не по своей вине и занимался….
Слайд 13
3. Какие чувства вызывает участие доктора в решении проблем семьи Мерцалова, почему он, совершив добро, не называет своего имени? Все ли в рассказе принимают такое живое участие в судьбах окружающих?
Слайд 14
4.Напишите предполагаемое письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему начальнику Мерцалова.
Слайд 15
5. Почему доктор обратил свое внимание на Мерцалова, заговорил беззаботным тоном с незнакомым человеком ?
Слайд 16
6. Какие заветы А.И. Куприна необходимы и в нашей современной жизни? Встречали ли вы в жизни бескорыстную помощь?
Слайд 17
Семья Мерцаловых оказалась в бедственном положении, и никто не пожелал оказать им малейшую помощь; Но случайная встреча с доктором, заставляет поверить всех без исключения в добро, сочувствие, участие; А. И. Куприн доказывает, что, оказывая помощь нуждающимся, мы продолжаем цепь великодушных поступков. Выводы:
Слайд 18
Ребята, откуда взят следующий отрывок? ?? А.И.
Куприн «Чудесный доктор» Взяв мою руку, Валек повел меня по какому-то узкому сырому коридору, и …вдруг вошли в просторное подземелье… стены подземелья тонули совсем в темноте…выступали жесткими, холодными камнями… Я поневоле вспомнил слова Валека о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце… ???
Слайд 19
Вывод: В.Г.Короленко и А.И. Куприн изображают тяжелую жизнь городской бедноты в царской России, с нежностью и любовью пишут о детях, которые в условиях бесправия и нищеты умеют ценить дружбу и человеческую отзывчивость. В повести В.Г. Короленко по причине человеческого равнодушия гибнет ребенок. В рассказе А.И. Куприна добро и участие побеждают.
Слайд 20
Тест на внимательность чтения: 1. Мать Елизавета Ивановна зарабатывала на жизнь тем, что: А) мыла посуду на кухне; Б) работала нянькой; В) стирала бельё; Г) занималась уборкой комнат.
Слайд 21
2. Когда отец пробовал просить милостыню, то: А) собрал много денег; Б) его чуть не отправили в полицию; В) собрал много продуктов; Г) один господин сделал ему выговор, что надо работать.
Слайд 22
3. Уходя из дома Мерцаловых, незнакомец под блюдцем оставил: А) часы; Б) носовой платок; В) банан; Г) деньги.
Слайд 23
4. Фамилию незнакомца Мерцаловы узнали: А) от него самого; Б) прочитали на его пальто; В) прочитав её на рецепте с лекарством; Г) спросив об этом в больнице.
Слайд 24
5. После этой истории Мерцаловы видели своего спасителя: А) четыре раза; Б) два раза; В) три раза; Г) один раз.
Слайд 25
Проверь себя: 1-в; 2-г; 3-г; 4-в; 5-г.
Слайд 26
Ребята, достигли мы поставленных целей? Заполните листы самооценки. Каких успехов вы достигли?
Слайд 27
Рефлексия Продолжите одно из предложений: Сегодня на уроке я узнал… Мне было интересно… На уроке мне понравилось… У меня особенно получилось…
Слайд 28
Домашнее задание: Напишите сочинение на одну из тем: Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”? Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “… главное – не падайте никогда духом”? В какие чудеса следует верить людям?
Слайд 29
Спасибо за урок!
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/11/20/prezentatsiya-k-uroku-tema-sluzheniya-v-rasskaze-a-i-kuprina
Подготовка к итоговому сочинению. Рассказе А. И. Куприна Чудесный доктор
docx, variant_6.docx, variant_5.docx, variant_15.docx, variant_14.docx и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы
Тема служения людям и добру в рассказе А. И.
Куприна «Чудесный доктор»
(стою в середине доски)
Учитель:Здравствуйте, ребята. Меня зовут Жанна Викторовна Яшина. Сегодня я проведу урок литературы в вашем классе. Я увидела ваши любознательные и умные лица и теперь точно уверена, что вы уже научились быть вдумчивыми читателями. Этот навык нам сегодня очень пригодится.
1.Актуализация знаний
Учитель: Ребята, а кто мне может сейчас ответить на вопрос: почему люди помогают больным, старикам, сдает кровь для раненых, берут в семью сироту? Что им движет?
Дети отвечают( доброта,чувство милосердия, сострадания, желание помочь и т.д.)
Учитель:Что такое доброта?
У вас есть листочки, на которых в графе «доброта» запишите свой ответ. ( иду к компьютеру)
Ученики:1. Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.2. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.4. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель:А как мы можем назвать таких людей, которые дарят добро?
(Человек с огромным сердцем, с добрым сердцем, милосердный человек….)
Учитель:(слайд)
Есть такие люди… делают сильнее,
Это как лекарство раненой душе.
Добрая улыбка, слово, что нужнее,
И тепло по пульсу просится уже.
Есть такие люди… с теплым-теплым сердцем,( пауза)
Учитель:Давайте посмотрим на экран.
(видео)- ушла сторону
– Человек с огромным сердцем… Ребята, а вы знаете, кто такая доктор Лиза?- Как выдумаете, о человеке, какой профессии пойдёт речь на нашем уроке?
(о докторе)
Учитель:Ребята, сегодня мы будем говорить не просто о докторе, а о чудесном докторе. Именно так называется рассказ А.И.Куприна « Чудесный доктор»( в центр доски крепим титульный лист книги).Ребята, нам в помощь мы будем составлять карту-помощницу.
Ребята, как вы думаете, в чём заключается предназначение врача? Что входит в его обязанности? ( служить и помогать людям).Молодцы! Вы правильно определили тему урока, она звучит так: « Служение людям и добру»( слайд)Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Ольги Высоцкой. Послушайте их, пожалуйста.А ты? Скажи:Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
и посмотрели косо вслед?Или незримый прочный следВ чужой душе на много лет?
Учитель:Ребята, давайте обратимся к названию рассказа. А какое слово в названии рассказа является главным, ключевым?
(чудесный)Учитель: Ребята, а почему чудесный? Интересно ли вам узнать, почему именно чудесным? Пусть это и будет главным вопросом нашего урока. Договорились?
3.Художественный анализ текста.
Учитель: Но прежде проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение. Можно ли точно сказать, в какое время года происходит действие рассказа?
Ученики: Зимой, перед Рождеством или Новым годом.
Учитель: С чем ассоциируются новогодние праздники?
Ученики: С ёлкой, гирляндами, мандаринами.<\p>
Учитель: Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
Ученики: Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, свершение чуда.
Учитель: Поработаем в парах.
Перед вами лежат листочки. На них записаны детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Распределите их так:Под цифрой 1 – детали описания жизни большого, Под цифрой 2 – детали, характеризующие мальчиков.
- Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.
- Ярким светом висящих ламп;
- Правильные пирамиды мандаринов.
- Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы.
- Гирляндами колбас.
- Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.
- Сияющие ёлки.
- Прекрасные магазины.
- Смеющиеся лица нарядных дам.
- Тесным, обледенелым и грязным двором.
- Закоптелым, плачущим от сырости стенам.
- Мокрым отрёпкам.
- Ужасному запаху керосинового чада.
- Грязного белья и крыс.
- Запаху нищеты.
Учитель: Проверяем работу в парах.1 Так как же город готовится к празднику? Какие вы определили детали, относящиеся к описанию города?( ребята зачитывают).Учитель: Ребята, а чьими глазами мы видим красоту и убранство предпраздничного города?( глазами Гришки и Володи).
Продолжаем составлять ментальную карту.
Учитель:Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?
(Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).<\p>( спросить второго человека из пары)С чем у вас ассоциируется жизнь Гриши и Володи?( голод, нищета, холод) – ментальная карта.
Учитель: Почему семья Мерцаловых испытывает нужду? Виноват ли в этом отец? ( Картинка)
( Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение;он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию…)
Учитель: Но ведь Мерцаловы не одиноки, они живут в мире людей. Готов ли им кто-то помочь? Почему?
( У всех праздник, все в счастливых хлопотах. Или же у людей нет денег помочь).
Продолжаем составлять ментальную карту.( отец – потерял работу, просил милостыню, равнодушие людей)
Учитель: Жизнь людей не бывает всегда простой, безоблачной. Разные испытания и проблемы могут возникнуть у любого из нас.
Самые трудные из них, наверное, – это безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям.
Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. В таком положении оказался и Мерцалов.
Он идёт в сад. Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе с героем рассказа в городской сад и отдохнуть.Физминутка: Мы оказались в саду. Давайте вдохнём свежий морозный воздух. А теперь выдохнем.Повернём голову направо и увидим ёлок длинный ряд.Повернём налево – видим деревья, окутанные в свои белые ризы.
Сверху – тёмное звёздное небо.Деревья ветви распушили( машем кистями). Нечаянно снег вдруг уронили ( наклонились вперёд).И снова к небу потянулись и распрямились.Присаживайтесь, ребята.
Учитель: А теперь, ребята, вновь вернёмся к нашему рассказу.
Именно в этом прекрасном саду произошла удивительная встреча Мерцалова с человеком, который изменил его жизнь.
– Ребята, с кем произошла встреча Мерцалова в саду? ( с доктором)-Почему встреча была удивительной, чудесной? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам разделиться на 4 группы. В руках у меня пакеты с заданиями. Выполнив их, мы сможем ответить на поставленный вопрос.Поделитесь на 4 группы. Выберите спикера, который будет отвечать от вашей команды, и помощника, который будет продолжать составлять нашу карту- помощницу.
1 группа: доктор
2 группа: отец <\p>
3 группа: мальчики.
4 группа: рассказ о докторе Пирогове от 1-го лица
( работа с документами 3 минут).Презентация результата работы групп.1группа. Отвечают на вопрос задания. ( задание на слайде).
Продолжаем составлять ментальную карту( доктор – это чудо – сострадание, добро, милосердие)
2 группа. Отвечают на вопрос задания. ( задание на слайде).
Продолжаем составлять ментальную карту( отец – получил работу, обрёл надежду и веру в людей)
3 группа.Отвечают на вопрос задания. ( задание на слайде).
Продолжаем составлять ментальную карту( дети – гимназия, благодарность)
Учитель: Ребята, а вы знаете, что рассказ не придуман Куприным, а взят из жизни. В России в 19 веке жил врач Пирогов. Сегодня он у нас в гостях. Он расскажет, как стал врачом.Индивидуальное задание: Рассказать о враче Пирогове от 1-го лица. ( слайд)- фото врача Пирогова.Учитель: Ребята. Давайте обратимся к нашей ментальной карте и ответим на вопрос, почему А.И.
Куприн назвал доктора Пирогова чудесным?(помог семье, проявил милосердие, доброту)
Учитель подводит общий итог: В рассказе А.И.Куприна речь идёт о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем, который бескорыстно служит добру и людям. Такой человек может творить чудеса. А его дела обязательно оставляют след в душе человека.
( пауза)
Учитель: Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Какой вопрос прозвучал в стихах Ольги Высоцкой?<\p>( Какой оставим мы след после себя)- Так какой же след мы должны оставить после себя?( добрые дела, добрую память)
( Рефлексия) Учитель: Ребята. Я предлагаю взять в рукибусинки.
Согреть их своим теплом и ответить на вопрос. Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить чудо?<\p>
Подумайте в группах и ответьте.
Учитель: ( беру в руки бусинку) Я считаю, что человек должен быть великодушным ( кладу бусинку в вазу) – А вы? ( Подхожу к каждой группе) Учитель: Эта ваза – прозрачная, искрящая, горит всеми цветами радуги на солнце. Вот так и наша душа.
Пусть она всегда будет светлой, чистой, доброй, а мы будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками. ( пауза)Учитель: Ребята, спасибо вам за сегодняшний урок. Вы все очень хорошо работали. Оценки выставить.
перейти в каталог файлов
Источник: https://trig.zodorov.ru/rasskaze-a-i-kuprina-chudesnij-doktor/index.html
Служения людям в рассказе Чудесный доктор А. И. Куприна
Тема урока: А.И. Куприн «Чудесный доктор».<\p>
Тема служения людям в рассказе « Чудесный доктор»<\p>
Тип урока: «открытие» новых знаний<\p>
Организационные формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная<\p>
Образовательная цель: изучение рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор», формирование понятия о рождественском рассказе.
<\p>
Планируемые результаты:<\p>
Личностные УУД: формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,<\p>
формирование нравственных чувств и нравственного поведения,<\p>
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,<\p>
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности,<\p>
осознание значения семьи в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.<\p>
Метапредметные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью, смысловое чтение, владение основами самоконтроля, самооценки.<\p>
Предметные УУД: умение анализировать литературное произведение,<\p>
понимать форму и идею литературного произведения, характеризовать его героев,<\p>
определение элементов сюжета, композиции, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения,<\p>
формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней,<\p>
умение пересказывать произведение,<\p>
отвечать на вопросы по тексту,<\p>
выполнение творческих работ.<\p>
№<\p>
Этап урока<\p>
Время<\p>
Цели<\p>
Деятельность учителя<\p>
Деятельность ученика<\p>
Ресурсы<\p>
Личностные<\p>
Метапредметные (универсальные)<\p>
Предметные<\p>
1<\p>
Организационный момент<\p>
1<\p>
формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию<\p>
владение основами самоконтроля<\p>
Психологический настрой учащихся на урок<\p>
– Посмотрите на своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза и мысленно пожелайте ему успехов на уроке, улыбнитесь ему.<\p>
Самоорганизация на учебную деятельность<\p>
2<\p>
Проверка выполнения домашнего задания<\p>
5-6 мин<\p>
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности<\p>
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной речью, владение основами самоконтроля, самооценки.<\p>
изучение произведений русских писателей 20 века – информация о писателе<\p>
Произведения писателей русской литературы учат нас добру, милосердию и состраданию. Доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям.<\p>
Именно таки человекам был писатель 20 века А.И. Куприн. На дом было задано составит план статьи учебника о писателе, подготовить дополнительный материал<\p>
Сообщения о писателе.<\p>
.<\p>
Презентация:<\p>
1слайд- портрет писателя, годы жизни<\p>
3<\p>
Постановка учебной задачи, актуализация знаний. Эмоциональный настрой.<\p>
4<\p>
1<\p>
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,<\p>
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, решения, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение<\p>
выявление заложенных в литературном произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания –<\p>
поиск и выделение необходимой информации<\p>
« Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». Эти слова принадлежат ещё одному писателю 20 века – Александру Грину, с творчеством которого мы будем знакомиться позже .<\p>
-Как вы понимаете данное высказывание?<\p>
– Какие слова или слово обратили в данном высказывании на себя внимание?<\p>
В тетрадь запишите, что такое чудо по- вашему мнению.<\p>
– Случайно сегодня на уроке затронута тема чуда?<\p>
-Как связать творчество А.И. Куприна с чудом?<\p>
Чудесный доктор – как вы понимаете это словосочетание?<\p>
Итак, что сегодня на уроке будем изучать?<\p>
В жизни человека всегда есть место чуду, особенно в трудные периоды жизни человек ждёт помощи, надеется на чудо.<\p>
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:<\p>
Стали стройными березки, И дубочки подтянулись, Распрямили свои листья, Солнце нежно улыбнулись. Поклонились земле низко За тепло, за день, за ласку Дружно все «Спасибо» скажем,
Что мы есть и что мы рядом<\p>
Определению слову чудо, обсуждение<\p>
Чудо – это нечто удивительное, уникальное, необъяснимое. То, чего не могло случиться ни в коем случае (по крайней мере, вероятность того, что это случится, была крайне мала), но, тем не менее, это произошло.Чудо нельзя объяснить с рациональной точки зрения, происходят чудеса редко и не со всеми, но, тем не менее, человек постоянно на него надеется.<\p>
определяют тему урока, цель.<\p>
Презентация:<\p>
2 слайд – слова А.Грина,<\p>
слово чудо, его определение,<\p>
проблемные вопросы<\p>
4<\p>
Сообщение нового материала.<\p>
3<\p>
формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,<\p>
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации<\p>
умение анализировать литературное произведение,<\p>
понимать форму и идею литературного произведения, формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней<\p>
После того, как прочитаем рассказ Куприна, мы должны ответить на важные вопросы:<\p>
– О каком чуде идёт речь в рассказе?<\p>
– В какие чудеса надо верить людям?<\p>
Запись вопросов в тетрадь Изучение рассказа «Чудесный доктор»<\p>
5<\p>
Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний.<\p>
14<\p>
формирование нравственных чувств и нравственного поведения,<\p>
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,<\p>
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности<\p>
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, смысловое чтение.<\p>
умение анализировать литературное произведение,<\p>
понимать форму и идею литературного произведения, характеризовать его героев,<\p>
определение элементов сюжета, композиции, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения,<\p>
формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней,<\p>
отвечать на вопросы по тексту<\p>
1. Помощь при составлении кластера по ключевым словам:<\p>
изобилие еды, праздничное ликование – мороз, голодные мальчика, невыполненное поручение<\p>
Особенность композиции: «рассказ в рассказе».<\p>
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА<\p>
– С какой целью использует А.И. Куприн именно такую композицию?<\p>
-В какое время года происходит действие рассказа?<\p>
-Любите ли вы праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
– Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?<\p>
2. Выпишите ключевые слова из данного отрывка рассказа<\p>
(запах нищеты, недетские страдания, измождённое, почерневшее от горя лицо, душная промозглая комната, неистовый крик младенца, стоны, отчаяние)<\p>
– Отчаяние – дайте определение этому слову?<\p>
1. Работа в группах:<\p>
1гр: сколько рассказчиков в этом произведение? Докажите примером из текста. В чём необычность построения текста?(два рассказчика, «рассказ в рассказе»)<\p>
2 гр: Какие чувства вызывает у мальчиков витрина гастрономического магазина и картина праздничного города? (изобилие, ощущение наступающего праздника)<\p>
3гр: Какое противоречие является основой этого фрагмента рассказа? (Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других)<\p>
Составление кластера<\p>
2.Комментированное чтение<\p>
со слов «Уже более года жили Мерцаловы…» до слов «…прочли друг у друга в глазах»<\p>
Работа в группах:<\p>
1гр: Как можно озаглавить данный эпизод?<\p>
( поясните свой выбор)<\p>
2гр: Какие чувства вызывает описание жилища Мерцаловых (найдите ключевые слова)<\p>
3гр: Почему поручение, данное матерью, окончилось для мальчиков плачевно?<\p>
Учебник (2 часть) стр.5-6<\p>
Презентация:<\p>
вопросы для групп, кластер<\p>
Учебник (2 часть) стр.6-8<\p>
6<\p>
Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.<\p>
3<\p>
формирование нравственных чувств и нравственного поведения<\p>
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации<\p>
формирование собственного отношения к произведению, понимание авторской позиции и своё отношение к ней,<\p>
умение<\p>
– Какой художественный приём воздействия на читателя использует писатель, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых?<\p>
АНТИТЕЗА<\p>
7<\p>
Закрепление. Обобщение и систематизация знаний.<\p>
5<\p>
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,<\p>
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности<\p>
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации<\p>
умение анализировать литературное произведение,<\p>
понимать форму и идею литературного произведения, характеризовать его героев,<\p>
Итак, семья Мерцаловых оказалась в трагической и безвыходной ситуации.<\p>
Можно ли помочь этим людям, каким вам представляется выход из этой ситуации?<\p>
Запишите ответ в тетрадь<\p>
Запись в тетрадь, чтение ответов , обсуждение<\p>
8<\p>
Контроль и самопроверка знаний<\p>
3<\p>
формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию<\p>
владение основами самоконтроля, самооценки<\p>
формирование собственного отношения к произведению<\p>
Оценить работу в группах, оцените свою работу на уроке, заполнение таблицы<\p>
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ<\p>
Я оцениваю себя-<\p>
Я оцениваю работу группы –<\p>
Что оказалось неожиданным при чтении рассказа:<\p>
1 эпизод-<\p>
2 эпизод-<\p>
Оценочный лист<\p>
9<\p>
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.<\p>
5<\p>
формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,<\p>
формирование нравственных чувств и нравственного поведения<\p>
владение устной и речью, смысловое чтение<\p>
умение пересказывать произведение,<\p>
отвечать на вопросы по тексту, умение характеризовать героев<\p>
1. Дочитать рассказ до конца<\p>
2. Подготовить устный рассказ о докторе (План составление устного рассказа о герое:<\p>
1. Возраст и социальное положение.<\p>
2. Портретная характеристика3. Мир вещей, характеризующий доктора.<\p>
4. Поступок доктора<\p>
5. оценка доктора персонажами<\p>
6. Авторская оценка)<\p>
3.Индивидуальное задание: приготовить краткое сообщение о Н.И. Пирогове.<\p>
Запись домашнего задания, план получает каждый ученик, знакомство с планом, выявление непонятных моментов)<\p>
Источник: https://for-teacher.ru/edu/russkii_yazyk_literatura/doc-4otaw0h.html