Судьба главной героини в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»
Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А.И. Солженицына. Крестьянами были его предки. Писатель считал крестьянство тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои: трудолюбие, душевность, щедрость.
Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году, одно из первых произведений, раскрывающих неблагополучие деревни 50-ых годов. Здесь Солженицын изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте 20 века.
Главная героиня, Матрена, испытывает все «прелести» советской жизни 1950-х годов. Она нищенствует: «Многие годы ниоткуда не зарабатывала… ни рубля.
Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». Еда Матрены была очень скудной: необлупленная картошка, ячневая каша, «картонный» суп.
Писатель показывает, что в те годы ничего лучше в Торфопродукте и нельзя было купить.
Но, привыкнув, героиня стала «не в еде находить смысл…существования». Поэтому, несмотря на все невзгоды, она остается простодушной, доброжелательной, лучезарной, просветленной.
Главным в ее образе является доброта, побеждающая все тяготы и заботы.
Никакие враги не могли надолго омрачить настроение Матрены: «…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста», «из канцелярии в канцелярию гоняли ее два месяца».
Верным средством восстановить внутренний свет была для этой женщины работа, ощущение того, что ее жизнь включена в общий закономерный порядок земных дел.
Матрена бескорыстна, трудолюбива, всегда готова прийти на помощь. Она способна искренне порадоваться за других, даже если только у соседки уродилась крупная картошка: «В охапку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу, правда!»
Все обряды выполняет Матрена традиционно, по-русски. Она живет по своему нравственному закону – так, чтобы не было совестно и чтобы уберечь, сохранить свою душу в окружившем ее бездуховном мире.
Во второй части рассказа, когда хозяйка и ее «постоялец» привыкли друг к другу, героиня становится с ним откровенней. Она рассказывает о своем прошлом.
Перед нами оживает вся жизнь героини: юность, любовь, разлука, война, перевернувшийся от двух революций свет, замужество и возвращение первого жениха, смерть шестерых детей, другая война, отнявшая мужа, воспитание Киры, младшей дочери бывшего суженого.
История любви, рассказанная Матреной, не оставляет равнодушным ни ее «постояльца», ни нас. Фаддей, старший брат Ефима, мужа героини, сватался к ней первым. Но тут началась первая мировая война, и Фаддей ушел на фронт. Вскоре он пропал без вести. Матрена ждала его и все это время надеялась: «Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и не косточки».
Спустя некоторое время к Матрене посватался Ефим. Она дала согласие, хотя и не любила своего жениха. Скорее всего, она, сердобольная душа, пожалела семью Фаддея, в которой недавно умерла мать и не хватало женских рук.
Вскоре после свадьбы вернулся и Фаддей. Он поклялся, что будет себе искать невесту с таким же именем, как и у его бывшей невесты. И вскоре нашел – привел из соседней деревни Матрену, которая родила ему шестерых детей. Героиня с горечью заключает: «и все выжили». Ведь у нее самой все дети умерли еще маленькими, так и не дав Матрене возможности излить на них свою материнскую любовь.
Тогда Матрена просит у жены Фаддея девочку на воспитание. Так у нее появляется Кира, единственная отрада героини, принесшая ей много счастья, но и ставшая для нее роковой: «Десять лет она воспитывала ее здесь, как родную… И выдала затем за молодого машиниста в Черусти…»
Символичен трагический финал рассказа – гибель Матрены на переезде. Она, слабая и неумелая, бросилась помогать перевозить свою избу – единственное ее богатство и радость. Да и попала под поезд, который раздавил ее, только руку правую в целости оставил – чтобы Богу молиться могла.
Все беспокоится и волнуется в природе перед гибелью Матрены, все старается сберечь ее, предупредить. Но она, наивная и бесхитростная, не видит этих знаков. В ночь перед смертью ей снится «что-то доброе». И в этом – вся сущность героини, не замечающей плохого и верящей в жизни только в хорошее. Рассказчик в последний раз видит ее лицо согретым отсветом «красного морозного солнца».
После смерти Матрена остается непонятой и неоцененной. Только рассказчик осознает всю уникальность этой женщины, ее ценность не только для деревни, но и для всего русского народа. «Не стоит село без праведника» – утверждает Солженицын. И, в то же время, писатель беспокоится, потому что видит – праведники исчезают, их место занимают Фаддеи.
Своим рассказом Солженицын заставляет задуматься о смысле жизни, о нравственных ценностях, о вещах, имеющих первостепенное значение в жизни каждого человека.
Источник: https://kraidruzei.ru/sochineniya/solzhenicyn-a-i/sudba-glavnoi-geroini-v-rasskaze-a-i-sol.html
Матренин двор – анализ произведения
История создания произведения Солженицына «Матрёнин двор»
В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе — «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР. А в 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии. Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини — Матрёне Васильевне Захаровой из деревни Мильцово Курловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика – Игнатич – созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть— на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».
Первое название рассказа «Не стоит село без праведников» заключало в себе глубокий смысл: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи.
Так как праведником называют, во-первых, человека, живущего в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).
Второе название — «Матренин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от нее.
Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.<\p>
Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения
Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно — случай, раскрывающий характер главного героя. По поводу рассказа «Матренин двор» в литературоведении имели место две точки зрения. Одна из них представляла рассказ Солженицына как явление «деревенской прозы». В.Астафьев, назвав «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики», считал, что наша «деревенская проза» вышла из этого рассказа. Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике. Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй половине 1950-х годов оригинальным жанром «монументального рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в «Матренином дворе» А. Солженицына», «Матери человеческой» В. Закруткина, «При свете дня» Э. Казакевича.
Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. Причем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр.
Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых.
Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки»).<\p>
Тематика произведения
Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской деревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть — из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит недобросовестное отношение других к делу.
Идея
Анализ произведения показывает, что поднятые в нём проблемы подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей. Но гибнет Матрена — и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрени-ного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.
Основные герои произведения
Главной героиней рассказа, как это и обозначено в названии, является Матрена Васильевна Григорьева. Матрена — одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом:«… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…». Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках. Матрена — сосредоточие лучших черт национального характера: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заводе, — не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом. Анализ произведения говорит, что образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик героини подобен иконе, а жизнь — житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко — «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.
Двор Матрены — один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красок Матрена живет «в запуши».
Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа.
Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.<\p>
Сюжет и композиция
Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием — Торфопродукт. Бывший заключенный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой. Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть настигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель.
В третьей части квартирант узнает о гибели хозяйки дома. Описание похорон и поминок показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не приходит на поминки.<\p>
Художественные особенности анализируемого рассказа
Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека, много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору менять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже первые страницы рассказа служат убедительным примером. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа. Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее — уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое». В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики (приспею, кужоткаму, летость, молонья). Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». «Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, больше внимания он уделяет интерьеру, который появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с «жителями» и со звуками — от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и колченогой кошки. Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор, но и рассказчика. Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта — в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её. Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки…»; «Зато и вознаградила меня Матрёна…». Особенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих: «Веемы жили рядам с ней/и не поняли, / что есть она тот самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /Ни город./Ни вся земля наша».
Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете», фантастическая приверженность Далю (исследователи отмечают, что примерно 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике. В рассказе «Матренин двор» Солженицын пришел к языку проповеди.<\p>
Значение произведения
«Есть такие прирожденные ангелы, — писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы характеризуя и Матрену, — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи, скажем мы теперь словами самого писателя, произнесенными значительно позже. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н.С.Лесков, праведность — это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага». Рассказ называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса.
Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» — на все времена. Особенно он актуален сегодня, когда вопросы нравственных ценностей и жизненных приоритетов остро стоят в современном российском обществе.<\p>
Точка зрения
Источник: https://referatwork.ru/analiz_proizvedeniya_8_klass/section-16.html
Смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Сочинение
Сочинения по отрывку из рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» здесь
Александр Солженицын пришёл в литературу сразу как большой писатель. Именно это отметил в нём А.Т. Твардовский, главный редактор журнала «Новый мир»:
Твардовский и предложил изменить во избежание цензурных препятствий название рассказа с «Не стоит село без праведника» на «Матрёнин двор».
Я считаю, что в названии рассказа заключён важный смысл. Матрёнин двор – это символ мироустройства, где всё основано на любви, взаимопомощи и бескорыстии.
Сама Матрёна и есть тот неиссякаемый источник доброты, милосердия и помощи ближним.
Главная героиня как-то поделилась с рассказчиком историей своей жизни. Сразу стало ясно, что судьба не слишком баловала её: потеря любимого Фаддея, потом смерть мужа и всех её шестерых детей, бесконечная работа на колхоз.
Изба стала самым дорогим местом для старой, больной женщины. Всё её жилище – это отражение самой Матрены, всё в согласии с её образом жизни и нравом: старые желтенькие обои, ни в чём не видно желания выделиться. Была Матрёна бессребреницей. Трудясь то на колхоз, то на соседей, выполняла самую тяжёлую «мужицкую» работу.
Но она не требует за это ни денег, ни слов благодарности. Всего богатства у старушки – криворогая коза. И она смиренно сносит всё, что преподносит ей судьба и люди, жертвуя собой без остатка. Именно поэтому автор называет её праведницей, без которой не стоит ни село, ни город, ни весь свет.
Вообще, со всем тем, что лежало за пределами двора Матрёны, у неё мало что получалось. Все попытки уладить дела с пенсией ни к чему не привели. Автор показывает, что мир жесток, жаден, а чаще всего равнодушен.
Так равнодушна жена председателя колхоза, заставляющая Матрену работать почти даром, хотя та инвалид и тяжёлая работа ещё больше подрывает её здоровье. Равнодушен Фаддей, захотевший получить часть избы героини ещё до её смерти. Равнодушны люди, оплакивающие Матрёну после смерти.
Лишь приёмная дочь Кира, в которую Матрёна всё же сумела вложить частицу своей доброты, искренне скорбит по ней.
Только Матрёнин двор милосерден и даёт жить старушке по её внутренним законам человечности. В её доме разлита особая душевная теплота.
Это особенно отмечает рассказчик, который попав в орбиту Матрёниного двора, остро осознает, как не хватает такой отзывчивости, простосердечности, чуткости в окружающем мире. Поэтому разрушение дома и для героини, и для рассказчика – это символ утраты чего-то духовно важного.
Подводя итог, хочется сказать, что название «Матрёнин двор» очень символично, где двор – это даже не место, а символ миропорядка, построенного на заповедях добра, милосердия и бескорыстия.
Ликвидация безграмотности плюс…
Литература – это новости, которые не устаревают
(Эзра Паунд)
Источник: https://literarus.ru/literatura/oge-po-literature/smysl-nazvaniya-matryonin-dvor/
«Матрёнин двор», анализ рассказа Солженицына
Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица).
Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе.
Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).
Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.
Литературное направление и жанр
Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития.
Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления.
В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).
Проблематика
В центре рассказа нравственная проблематика.
Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек.
У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.
Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.
Сюжет и композиция
У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».
Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.
В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.
В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу.
Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире.
Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.
Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.
Развитие действия в рассказе – это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.
Герои рассказа
Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией.
Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать.
Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.
Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.
Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.
Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.
В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.
У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического.
В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов.
Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.
Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.
После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.
Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.
Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.
Художественное своеобразие
Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники.
Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки.
Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.
С другой стороны, Матрёна подобна христианским святым, которые приручали диких животных, понимали их и умели с ними разговаривать (святой Франциск). Даже тараканы подчиняются воле Матрёны и не переползают из кухни в чистую избу.
Образы рассказа неоднозначны, каждый новый смысл образа углубляет общий смысл рассказа. Так тараканы стихийны, как сам русский народ, так же неосознанна их жизнь, от которой как будто шевелятся стены и лавки, но в шуршании их нет ничего злого и лжи: «Шуршание их – была их жизнь».
Солженицын в рассказе точно передаёт народный говор Курловского района, особенности быта деревенских жителей, обряд похорон и народные похоронные плачи.
По произведению: «Матрёнин двор»
По писателю: Солженицын Александр Исаевич
Источник: https://goldlit.ru/solzhenitsyn/1015-matrenin-dvor-analiz
Сочинение с планом по рассказку Солженицына «Матренин двор» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
План:
1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!».
2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе
а) Россия в послевоенное время.
б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима.
в) Судьба русской женщины в советском государстве.
3) Матрена – последняя из праведников.
Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические произведения, не страшась расправы власти за такой смелый шаг.
На страницах произведений Солженицына изображается общество во время и после царствования тоталитарного режима. Увы, жизнь в эти два периода времени мало отличалась: люди бедствовали и терпели жизненные невзгоды всегда.
Солженицын являлся очевидцем таких событий и стремился открыть всю правду потомкам, поэтому придерживался девиза «жить не по лжи!».
Самым темным временем в истории существования СССР Солженицын считал эпоху тоталитарного общества. Страна была разграбленной, разрушенной. Тоталитарный режим, когда из-под каждого куста стоило ожидать опасность, уже прошла, но люди долго восстанавливались после такого эмоционального шока, поэтому стали озлобленными, безнравственными. Но были и другие — настоящие праведники.
Россия в послевоенное время была страшной страной: в глубинке люди жили в нечеловеческих условиях, а в Москву и Петербург нелегко пробраться.
Рассказчик в произведении «Матренин двор» после фронта потерял еще 10 лет жизни на то, чтобы отсидеть в лагере – такая участь ждала многих советских солдат, которые были заподозрены в измене или выбирались живыми из плена во время войны.
Повествователь оказывается в российской глубинке, в местности, где добывают торф. На краю света он находит единственного человека, который отличается по характеру и образ жизни от всех – это старушка Матрена, у которой он был квартирантом.
В рассказе Солженицын сравнивает изобразить, с какими сложностями сталкивались люди, которые жили по совести. К категории таких людей можно отнести и Матрену. Она не была счастливой ни в молодости, ни сейчас: не дождавшись с войны мужа, ей пришлось выйти замуж за его брата.
С тех пор все в жизни этой бедной женщины пошло наперекор: дети умирали один за другим, и в деревне все стали показывать на нее пальцем. Однако Матрена находила в себе силы продолжать жить дальше и бороться со всеми невзгодами.
Несчастную судьбу вместе с ней по всей России разделяли миллионы женщин, но Матрена одна из немногих не падала духом, за что ею можно восхищаться.
Матрена была последней из праведников деревни Тальново. Не думала о себе – она жила ради других. Пословица «русская женщина коня на скаку остановит» становится чрезвычайно правдивой, поскольку Матрена действительно была способна не только на это, но и на другую тяжелую работу.
Что же будет с Россией, когда таких женщин, как Матрена, совсем не станет? Солженицын заставляет читателя задуматься над этим в конце рассказа, когда происходит трагическое событие. Матрена умирает нелепой роковой смертью – вряд ли ее когда-нибудь одолела старость.
От нее осталась только правая рука, которой она непременно будет молиться на том свете за всех хороших и плохих, добрых и злых, благодарных и неблагодарных людей со своей деревни и всей земли русской.
Характеристика персонажей: взаимоотношения Матрены с жильцами деревни Тальново
Главная героиня рассказа Александра Солженицына «Матренин двор» была уникальным типом человеческой натуры. Она мало заботилась о себе и всецело отдавалась людям.
Ее устаревшие поступки и привычки раздражали окружающих ее людей, и один лишь учитель, выступающий в роли рассказчика, понимал и любил эту женщину. Он был у Матрены квартирантом и наблюдал за ее жизнью.
Он никогда на нее не злился и даже прощал ее за кусочек торфа или тараканью ножку, которая случайно оказывалась в его похлебке. У него «не хватало духу упрекнуть Матрену».
С добротой и лаской к Матрене относилась приемная дочка Кира, которая была рождена женщиной по имени Матрена от Фаддея – человека, который должен был стать мужем главной героини, если бы не война. Ради Киры и делалось все это наследство, на котором, в первую очередь настоял ее отец – не хотел он упускать возможности заполучить немногочисленное наследство старушки – козу да избу.
Никто Матрену не любил и не уважал: Фаддей, узнав о том, что Матрена не дождалась его и вышла за брата Ефима, чуть не заколол ее топором.
Но стоило ли винить Матрену, когда Фаддея считали погибшим и сами родственники настояли на матренином браке с Фаддеем? Свой план мести Фаддею невольно удается совершить спустя несколько десятилетий, когда Матрена помогает ему с сыновьями перетаскивать свое наследство через железную дорогу.
Никто из малочисленных наследников Матрены не пожелал дожидаться ее смерти – имущество было распределено при ее жизни. Родственники не любили чудаковатую старушку, которая практически не следила за собой и выполняла тяжелую работу во благо другим. Не женственной она была, простой!
Муж Ефим не смог сделать Матрену счастливой. Он упрекал ее в том, что одевается она по-простому, не по моде, что не любит и не умеет за собой ухаживать. А разве нужно заниматься лишь собой, когда вся деревня и держится на одной Матрене? Об это никто не думал в момент скорби, и потому среди искренних причитаний другой Матрены, жены Фаддея, было слышно: «А насчет избы еще поговорим!».
Одна-одинешенька была Матрена в Тальново да и на всей земли русской: грязно-белая коза, колченогая кошка и рассказчик – единственные существа, которые, если не любили, то хотя бы не осуждали эту старую, но сильную женщину. А если подумать, то, действительно, именно на таких, как она, и держится наша земля.
Мини-сочинение: Смысл названия рассказа «Матренин двор»
В рассказе «Матренин двор» Александр Солженицын изображает целую галерею образов русских людей, живущих в провинции. Некоторые из них уже прожили половину жизни на фронте и в лагерях, а некоторые только начинали жить и, глядя на своих сломленных горем соседей, перенимали худшие черты их характера.
Вопросы просвещения в отдаленных уголках России никого не интересовали: каждый жил своей размеренной жизнью, считая ее правильной, и без зазрения совести осуждал людей, которые отличались от других.
Такой были и Матрена – старушка из поселка Тальново, которая трагически погибает после своей благодетельной жизни по вине всех окружающих ее людей.
Почему же поселок, который с Матреной делили десятки других жителей, называли двором, «Матрениным двором»? Старушка была центральным персонажем – все следили за ее жизнью, все осуждали за старушечьи повадки, но никто не задумывался, что на таких, как она, и держится весь «двор», вся Россия, весь мир.
Неизвестно, какие изменения произойдут после ухода Матрены, но ответ на этот вопрос можно найти в первоначальном названии рассказа.
«Не стоило село без праведника» — именно такое название Солженицын хотел дать своему произведению, но его последний выбор помогает сосредоточиться читателю на «дворе», который мало чем отличался от самой отдаленной местности земли, на краю света.
После ухода Матрены не стало и ее имущества – избу разобрали, козу увели. Никто не вспоминал, как бескорыстно Матрена помогала всем в хозяйственных делах, говорили о ней без любви – неопрятная она была, не модная. Не осталось ничего после смерти: угас последний светоч, исчезло добро, позабыто все хорошее. Стерт с лица земли Матренин двор – двор простоты, праведничества, бескорыстия.
Источник: https://resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-rasskazku-solzhenicyna-matrenin-dvor/
Урок по русской литературе на тему “Анализ рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»”
АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»
Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека» , разобраться в философском смысле рассказа.
Методические приемы: аналитическая беседа, сопоставление текстов.
ХОД УРОКА
1.Слово учителя
Рассказ «Матренин двор», как и «Один день Ивана Денисовича», написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. «Матренин двор» – произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря.
Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.
После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой (там он закончил первую редакцию «В круге первом»).
Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.
П. Проверка домашнего задания.
Сопоставим рассказы «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича».
Оба рассказа являются этапами осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Герои обоих рассказов – «простые люди», жертвы обездушивающего мира. Но отношение к героям разное. Первый назывался «Не стоит село без праведника», а второй – Щ-854» (Один день одного зека)». «Праведник» и «зек» – это разные оценки.
То, что Матрене предстает как «высокое» (ее извиняющая улыбка перед грозной председательшей, ее уступчивость перед наглым напором родни), в поведении Ивана Денисовича обозначается «подработать», «богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку», «пробежать по каптеркам , где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь».
Матрена изображена как святая: «Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила…». Иван Денисович – обычный человек с грехами и недостатками. Матрена не от мира сего. Шухов – свой в мире ГУЛАГа, почти обжился в нем, изучил его законы, выработал массу приспособлений для выживания.
За 8 лет отсидки он сросся с лагерем: «Уж сам он не знал, хотел он воли или нет», приспособился: «Это как положено – один работает, один смотрит»; «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху».
Правда, удалось ему не потерять своего человеческого достоинства, не опуститься до положения»фитиля», что вылизывает миски.
Сам Иван Денисович не осознает окружающего абсурда, не отдает себе отчета в ужасе своего существования. Он покорно и терпеливо несет свой крест, как и Матрена Васильевна.
Но терпение героини сродни терпению святой.
В «Матренином дворе» образ героини дается в восприятии рассказчика, он оценивает ее как праведницу. В «Одном дне Ивана Денисовича» мир видится только глазами героя, оценивается им самим. Оценивает происходящее и читатель и не может не ужаснуться, не испытать потрясения описания «почти счастливого» дня.
Как раскрывается характер героини в рассказе?
Какова тема рассказа?
Матрена не от мира сего; мир, окружающие осуждают ее: « и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и , глупая, помогала чужим людям бесплатно…».
В общем, живет «в запущи». Бедность Матрены смотри из всех углов: «Многие годы ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные помогали ей мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоренной книжке учетчика».
Но рассказ не только о страданиях, бедах, несправедливости, выпавшей на долю русской женщины. А.Т.
Твардовский писал об этом так: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица.
И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».
Писатели выходят на главную тему рассказа – «чем люди живы». Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою « лучезарную улыбку» – какие же душевные силы нужны для этого!
Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тяжелью не считала.
Свекор кричал: «Матрена, Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить» Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понес на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановили…» И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.
И совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви: «в первый раз совсем по-новому увидел Матрену», «В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть,- прошептала она. – Тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошел он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И не весточки, и ни косточки…
Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором».
Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: « Нет Матрены. Убит родной человек.
И в день последний я укорил ее телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию- «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрене глубоким обобщающим, философским смыслом.
Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?
Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой, образы-символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора2. Да и само название «Матренин двор» носит обобщающий характер.
Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: « Милей это места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира.
В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка.
Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам», и « все показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить».
Словно противится разрушению дома сама природа – сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей,с частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, – похоронили.
Символический характер носит и страх Матрены перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрену.
Ш. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с христианской традицией.
Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.
Об этом он говорил в своей Нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может много в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться : писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».
Источник: https://infourok.ru/urok-po-russkoy-literature-na-temu-analiz-rasskaza-ai-solzhenicinamatryonin-dvor-730778.html
Анализ рассказа Солженицына “Матренин двор”
Матрена Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”. Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки.
Я считаю, что Матрена Васильевна была нужным человеком в селе, потому что она всегда приходила всем на помощь. А главное, что от ее помощи была какая-то помощь. Ведь можно помогать без какого-либо результата, просто так, чтобы показаться. Но Матрена Васильевна не такая.
Ее помощь искренняя, от чистого сердца, а значит с пользой. Лучшие стороны характера Матрены Васильевны раскрывают несколько эпизодов. В первую очередь, это эпизод, в котором Фаддей с сыновьями ломают горницу Матрены Васильевны, которую она решила отдать Кире.
Автор говорит: “Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”.
Еще такие небольшие, но важные для раскрытия характера героини, эпизоды, как просьба жены председателя помочь колхозу, просьба соседки докопать картошку. И во всех эпизодах Матрену просят чем-нибудь помочь, что-нибудь сделать. А она не отказывается, помогает, даже если больна, и не берет ничего взамен, ни единой копейки не взяла за всю свою работу.
Матрена Васильевна была “в ладах с совестью своей”. Ее душа была открыта для каждого, внутренне она была чиста, как ребенок. Автор сказал про таких людей, что у них” всегда лица хорошие”, то есть они добрые, чистосердечные, доступные окружающим.
И эта доброта довела Матрену Васильевну до гибели. Люди не смогли понять ее, ее внутренний мир, душу. Они использовали ее помощь, ее стремление к труду для реализации своих личных целей, даже не пытаясь, ничего дать взамен. Нет, не деньги, не продукты, а понимание, уважение – вот чего ждала Матрена Васильевна, но не дождалась.
Никому она не рассказывала о своей нелегкой жизни, боясь, я думаю, показаться слабой на глазах у людей. Все ее дети умерли, муж пропал на войне. Не было у нее любви, никто ее не любил. И она отдала себя труду, заботе об окружающих. И я считаю, что автор прав, назвав Матрену праведником, потому что она “есть. тот самый праведник, без которого.
не стоит село”.
Смысл названия рассказа, я думаю, заключается в том, что без Матрены Васильевны в деревне Тальново нормальной жизни не будет. Она была центром всего происходящего, она добавляла частицу себя во всю деревенскую жизнь, работу.
Ее можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, которое по сути дела и должно помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, “без Матрены не обходилась ни одна пахота огорода”, без Матрены ничего не обходилось.
А еще можно сказать, что Матренин двор – это ее дом, после разрушения, которого разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества. Без таких людей погибнет Русь.
(Пока оценок нет)
Loading…
Вы сейчас читаете сочинение Анализ рассказа Солженицына “Матренин двор”« Анализ произведения Пушкина «Капитанская дочка»
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-rasskaza-solzhenicyna-matrenin-dvor/