Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе»
Новая экранизация классического детективного романа с красивой картинкой, мощным актерским составом и непродуманным сценарием.
В 1934 году знаменитый бельгийский сыщик Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) садится на фешенебельный поезд, который следует из Турции во Францию. Посреди ночи одного из пассажиров жестоко убивают.
В то же время снежная лавина заваливает пути, и начальник поезда умоляет Пуаро, чтобы тот раскрыл преступление, пока никто из подозреваемых не может скрыться и пока в дело не вмешалась топорно работающая югославская полиция.
Роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» – одна из самых известных детективных историй во всей западной литературе. Любой, кто хоть немного интересуется книгами о сыщиках и убийцах, отлично знает, кто нанес жертве «Убийства» 12 ударов кинжалом, даже если не помнит всех обстоятельств дела.
С одной стороны, столь громкая слава романа привлекает внимание к любой его экранизации. С другой стороны, всеобщая известность развязки лишает постановки «Убийства» львиной доли их увлекательности.
Вместо того чтобы воодушевленно гадать вместе с Пуаро, зрители ждут, когда сыщика осенит известная им разгадка.
Экранизация «Убийства в Восточном экспрессе» 1974 года удостоилась 6 номинаций на «Оскар». Ингрид Бергман получила статуэтку за роль второго плана
Как решить эту проблему? Когда в 1974 году Сидни Люмет экранизировал «Убийство», он сделал фильм занятным, поручив почти каждую роль знаменитому и яркому исполнителю – от Альберта Финни в роли Пуаро до Майкла Йорка в роли венгерского аристократа. 43 года спустя британский актер и постановщик Кеннет Брана пошел по тому же пути. Титры его ленты тоже читаются как «ху из ху» западного кино, и большой вопрос, у кого труппа получилась звезднее.
Дело здесь, заметьте, не только в продвижении фильма и в повышении его увлекательности. Пуаро имеет дело с толпой подозреваемых, и двухчасовая картина, которая тратит довольно много времени на представление сыщика и сюжетную завязку, может уделить каждому из участников дела лишь несколько сцен.
Поэтому важно, чтобы зрители легко различали персонажей и чтобы каждый из них запоминался. В противном случае детективный пасьянс не сложится. Актеры фильма с этими задачами вполне справляются, хотя не сказать, что кто-то из них выдает все, на что профессионально способен.
Есть в таком кастинге что-то от стрельбы из пушки по воробьям.
Помимо звездной труппы «Убийство» завлекает роскошными зимними пейзажами, не менее красивыми декорациями и костюмами, играми с точкой съемки (так, несколько сцен сняты с потолка) и несколькими короткими экшен-сценами, которые придают энергии чинной разговорной постановке. Кроме того, в фильме больше юмора и эмоций, чем обычно бывает в экранизациях Кристи.
К сожалению, плюсы ленты перекрываются существенными минусами. Прежде всего, картина существенно упрощает загадку, которая стоит перед Пуаро.
Персонажи меньше лгут и хуже скрывают правду, и сыщику не приходится долго ломать голову, чтобы докопаться до истины. При этом Пуаро в совершенно несвойственной ему в книгах манере вслух жалуется, что дело очень сложное и что оно ставит его в тупик.
Он даже разговаривает об этом с фотографией любимой девушки. Великий сыщик должен вызывать восхищение, а не жалость!
Брана, однако, настаивает на принижении Пуаро. Из фильма следует, что сыщик – раб своего эксцентричного поведения и что он страдает психическим отклонением, которое помогает вести следствие, но в остальном мешает жить. Например, ему трудно есть яйца всмятку, если они не в точности одинакового размера.
Это популярный мотив в современных детективах (вспомним «Детектива Монка»), но у Кристи все ровно наоборот. Книжный Пуаро намеренно ведет себя нелепо и комично, чтобы сбить подозреваемых с панталыку. В этом суть его метода.
Даже умные преступники, отлично осведомленные о его репутации, не принимают всерьез смешного человечка с густым акцентом, и сыщик мастерски этим пользуется.
Это, впрочем, цветочки. Ягодки в том, что, сокращая и меняя текст Кристи, авторы ленты не проделали столь же скрупулезную работу, как Королева детективов.
Например, в фильме Пуаро позволяет доктору из числа подозреваемых осмотреть тело – детская ошибка, которую никогда бы не допустил даже начинающий сыщик.
Мало ли что подозреваемый с медицинским опытом может сделать с трупом, если он причастен к убийству и хочет замести следы!
А как вам то, что венгерский танцор путешествует с дипломатическим паспортом? В книге этот персонаж – сотрудник посольства, и его сделали танцовщиком, потому что на роль взяли украинского артиста балета Сергея Полунина. Но, сказав «а», нужно говорить «б». Особенно в детективном кино, которое держится на мелких деталях и незначительных проговорках. В «Убийстве» каждая настыковка бросается в глаза и ощущается как значимое фиаско.
Финал картины прозрачно намекает, что это начало цикла фильмов по мотивам романов об Эркюле Пуаро
Настоящий ад разверзается в финале, где Брана забывает, что играет сыщика с огромным опытом неоднозначных дел, и устраивает пафосное и смехотворное шоу, во время которого Пуаро мучительно решает, расскажет ли он полиции, кто совершил убийство. Неужели сыщик впервые расследует дело, в котором убийца вызывает большую симпатию, чем убитый? Невозможно поверить.
Равно как и в то, что пожилой человек, который в прошлом служил полицмейстером Брюсселя и участвовал в политических интригах, сохранил «черно-белый» взгляд на мир («Добро есть добро, а зло есть зло»). У Кристи ничего подобного нет – это сценарные домыслы. И домыслы откровенно неудачные.
Понятно, что Брана пытался добавить в картину перца, но это можно было сделать как-то умнее и с большим уважением к герою.
По крайней мере, усы у него эпичные. Это в фильме о Пуаро самое главное!
С 9 ноября в кино.
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!
Яндекс Дзен | Instagram | Telegram | Твиттер
Источник: https://www.film.ru/articles/sledstvie-vedut-usy
Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) | Литерагуру
Какие произведения запоминаются больше всех? Чаще всего это те, где финал становится полной неожиданностью. Книги Агаты Кристи не являются исключением. Не зря её называют «королевой детективов».
Животрепещущие истории, кровавые убийства и шокирующая развязка – вот отличительные черты хорошей детективной истории. Всё это несомненно есть и в произведении писательницы «Убийство в Восточном экспрессе». Но к сожалению, в экранизации 2017 года все плюсы этой книги сходят на нет.
Судя по всему, создатели картины решили не особо утруждать себя написанием сценария. При том, что у них уже была книга! Вместо этого они выбрали старую проверенную формулу успеха: взять за основу какое-то популярное произведение, большое количество именитых актёров и добавить красиво отснятых кадров. Вуаля! В итоге у нас дешёвая конфетка в дорогой обёртке.
Конечно же, можно просто прийти в кинотеатр и посмотреть на Джонни Деппа, Мишель Пфайффер, Пенелопу Круз и многих других. Но вы разочаруетесь, узнав, что всем им отведено мало экранного времени. По большей части мы будем наблюдать за раздумьями, нервными встрясками и синдромом ОКР у главного героя – Эркюля Пуаро.
Вот так Бран Кеннет решил не только занять режиссёрское кресло, но и сыграть в своём фильме главную роль. Из-за чего самолюбование проскакивает в каждом кадре. Большинство из которых — крупный план усов.
Очарование книжного Пуаро теряется. Вместо харизматичного старичка перед нами предстаёт гордый мужчина, который запирается в комнате и беседует с фотографией. И я бы не стала акцентировать на этом внимание, ведь такие детали помогают раскрыть персонажа, если бы только «ах, Катрин» не повторялось аж целых три раза. И таких бессмысленных и ненужных сцен в фильме предостаточно.
Но всё же, несмотря на все недостатки фильма, он захватывает блестяще переданной атмосферой прошлого столетия.
Роскошные декорации показывают нам жизнь в «первом классе», а снежные виды за окном передают нам ощущения чего-то таинственного, новогоднего, чудесного.
Примечательно и то, что действие происходит в замкнутом пространстве. Благодаря этому создаётся ощущение, будто мы смотрим некую театральную постановку высокого качества.
В конечном итоге, экранизации 2017 года можно поставить 6 из 10. Для тех, кто никогда не читал произведение Агаты Кристи, – он может показаться интересным и привлекательным (учитывая актёрский состав!). Но если вы знакомы с этим произведением, то я не советовала бы вам смотреть этот фильм.
Источник: https://LiteraGuru.ru/retsenziya-na-film-ubijstvo-v-vostochnom-ekspresse-2017/
Рецензия на фильм “Убийство в Восточном экспрессе” (2017) | ТФ
Оригинальное название: Murder on the Orient Express.
Дата выхода: 3 ноября 2017/ 9 ноября 2017 в России.
Жанр: драма, криминал, детектив.
Режиссер: Кеннет Брана.
В ролях: Кеннет Брана, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Джонни Депп, Джош Гад, Дерек Джекоби, Лесли Одом мл., Мишель Пфайффер, Дэйзи Ридли.
Продолжительность: 114 мин. / 01:54.
Возрастное ограничение: 16+.
На одном из самых роскошных поездов Европы «Восточном экспрессе» случилось загадочное убийство богача. К счастью, в вагоне, где было совершено убийство, путешествует знаменитый гениальный сыщик из Бельгии Эркюль Пуаро. И теперь он должен найти убийцу в поезде, пока тот не нанесет свой следующий удар. Каждый из пассажиров под подозрением.
Завязка сюжета фильма не является уже чем-то новым и неожиданным. Один детектив, несколько подозреваемых, не первая по счету экранизация романа Агаты Кристи. Многие знакомы с оригиналом или видели прошлые версии фильмов. Что же отличает фильм Кеннета Браны от остальных кинолент про «Восточный экспресс»?
В первую очередь, конечно сам детектив Эркюль Пуаро. Сыщик в исполнении режиссера и актера Кеннета Браны — это не низкий человек с маленькими усиками и яйцеобразной головой. Но это всё тот же Пуаро. Он перфекционист и чистюля в полной мере, а его усы действительно предмет гордости.
Детектив здесь не только работает «серыми клеточками», но периодически любит экшен: то увяжется в погоню, то в драку. Но не стоит кидаться гнилыми бананами, здесь экшена мало, и он к месту. К режиссеру есть только один вопрос по герою.
Очень часто упоминается по фильму «его Катрин», но история этой любви раскрыта ровно на 0%, и непонятно, зачем так часто вставляли в фильм обращение Пуаро к этой девушке на фотографии.
Новый фильм «Убийство в Восточном экспрессе» стал более красочным и богатым. Здесь и прекрасные виды Стамбула, и заснеженные горы, и буйство погоды, и сам поезд. Чувствуется, что на декорации и костюмы было потрачено много времени и сил.
А еще здесь целая плеяда звезд-актеров, молодых и не очень.
Но как часто бывает в таких случаях, не все актеры смогли раскрыться в полной мере, и дело тут не в том, что они не умеют играть, а в том, что персонажей много, а времени экранного мало.
Так, например, персонаж Пенелопы Крус в 1975 принес Ингрид Бергман Оскар за лучшую жеснкую роль второго плана. Здесь же Она просто пару раз вспоминает бога и дьявола, и пропадет до финальной развязки.
Звуковое сопровождение не запоминается, но и не мешает. Фоновая музыка во время медленного повествования может и усыпить утомившегося зрителя. В этом и главный минус фильма. Он затянут. Пусть тут и есть некоторые сцены экшена, но в целом это классический детектив. Не стоит ждать чего-то особенного, как в том же «Шерлоке».
Источник: https://KinoFilmPro.ru/retsenziya-na-film-ubiystvo-v-vostochnom-ekspresse-2017.html
«Убийство в Восточном экспрессе»: Рецензия Киноафиши
В человеке все должно быть прекрасно – и не только лицо, душа или мысли. Галстук его обязан быть безупречно ровным, усы – безупречно симметричными, а манеры – безупречно галантными.
Да что манеры! Даже куриные яйца, которые он (человек) изволит вкушать на завтрак, не могут быть разной формы (измерительные приборы вам в помощь). Так считает Эркюль Пуаро – педант и гений частного сыска.
А еще он уверен, что мир делится на черный и белый цвета: что есть добро и есть зло – а третьего просто не существует. И что убийца – всегда убийца. А жертва – всегда лишь жертва. Остальное же – от лукавого.
Кеннет Брана в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»
Но убийство в «Восточном экспрессе» ставит детектива в тупик. Оно явно не желает укладываться в привычную схему. И Пуаро невольно пасует. Судите сами: в поезде ехало 13 пассажиров.
Вдова в последнем приступе молодости, искательница мужа и приключений (Мишель Пфайффер); торгаш поддельным антиквариатом (Джонни Депп); его вороватый бухгалтер (Джош Гад); чопорная русская княгиня (Джуди Денч) со своей серенькой компаньонкой; венгерский танцор (Сергей Полунин) с женой и дипломатической неприкосновенностью; молоденькая «проповедница» (Пенелопа Крус) и т.д. Утром одного из них нашли мертвым. С поезда же никто не сходил – а значит, убийца всё еще среди пассажиров. Но кто?
Джонни Депп в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»
Снимать кино по мотивам известных детективных романов – задачка совсем не из легких. Особенно, если тебя уже успели опередить. А режиссера Кеннета Брану опередили, и не однажды.
«Восточный экспресс» экранизировали несколько раз: самой удачной оказалась версия 1974-го года, снятая Сидни Люметом и получившая шесть номинаций на «Оскар».
В такой ситуации мистеру Бране не позавидуешь: большая часть потенциальной аудитории не только хорошо знакома с сюжетом (кто из нас не читал Агату Кристи!), но и, скорее всего, помнит фильм-предшественник. А значит, надобно рисковать. Рисковать, потому что иначе автора обвинят в банальном копировании, в предсказуемости и т.д.
Джуди Денч в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»
И Кеннет Брана рискует. Правда, делает это довольно робко и в рамках дозволенного. Прежде всего, его «новации» касаются характера Пуаро (которого, кстати, играет он сам).
Из привычного нам чудака усач-бельгиец превращается в настоящего педанта, в харизматичного джентльмена в отличной физической форме, который и врага легко на лопатки уложит в честном бою, и от принципов своих не отступит.
Также к основной истории прилагается предисловие, в котором Пуаро, под стать царю-Соломону, решает спор «трех религий» (то есть «находит виновного» среди трех подозреваемых: священника, имама и раввина).
Пенелопа Крус в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»
С другой стороны, когда дело доходит, собственно, до главных событий, становится ясно, что от классического варианта новый «Восточный экспресс» уехал не так уж и далеко. Фильм Браны здорово напоминает своего предшественника, хотя разговоров стало гораздо меньше, а динамики – больше.
Эмоциональности тоже прибавилось, а вот атмосфера загадочности куда-то исчезла – видимо, растаяла под театральными софитами, коих в избытке. Нет, не поймите меня буквально: я имею в виду лишь то, что новоявленный «Экспресс» иногда слишком уж театрален.
Да, он красочен, ярок и динамичен, но иногда ловишь себя на мысли, что эта роскошь картинки – роскошь дорогущего телеспектакля. Впрочем, давайте назовем это особенностями стилистики – почему бы и нет?!
Мишель Пфайффер в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»
Тем более что непозволительно театральным, пожалуй, выглядит только финал. «Прощальный» монолог–разоблачение от Эркюля Пуаро явно не самое сильное звено в этой истории.
Как бы то ни было, придираться к фильму не очень хочется: за пару операторских находок («проходку» Пуаро по вагонам, снятую одним кадром; необычные ракурсы, съемки с потолка и т.д.) да за феноменальный каст фильму простить можно многое. А кастинг и в самом деле такой, что нет слов.
Только представьте: Джонни Депп, Пенелопа Крус, Джуди Денч, Мишель Пфайффер, Джош Гад и т.д. Правда, что-то мне подсказывает, что шесть номинаций на «Оскар» «Убийству» Кеннета Браны, скорее всего, не светит. Но это уже так, мелочи.
Вера Алёнушкина
В российском прокате с 9 ноября
Расписание и покупка билетов на фильм «Убийство в Восточном экспрессе»
Источник: https://www.kinoafisha.info/reviews/8327127/
Рецензия на «Убийство в Восточном Экспрессе»
9 ноября в наших кинотеатрах вышло «Убийство в Восточном экспрессе», экранизация одного из самых знаменитых произведений Агаты Кристи с участием Эркюля Пуаро.
На этот раз историю про интригующее преступление в роскошном поезде взялся ставить Кеннет Брана, который недавно простоял весь «Дюнкерк» на причале в образе адмирала, а до этого снял первого «Тора» и ряд киноверсий шекспировских пьес. Многие, впрочем, знают его прежде всего как Златопуста Локонса из фильмов о Гарри Поттере.
<\p>
Из всех преступных сценариев Кристи «Восточный экспресс» – один из самых пафосных и невероятных. Сеттинг, персонажи, схема убийства – правдоподобие принесено в жертву максимальной яркости и фактурности.
Среди пассажиров элитного поезда русская княгиня, американский аферист, венгерская графская чета и так далее, что ни персонаж – громкое имя, четкий архетип, так что зритель/читатель вряд ли перепутает столь очевидно разных персонажей, тем более что играют их здесь сплошь знакомые лица: Дэйзи Ридли, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Джонни Депп, Джош Гад и Мишель Пфайффер.
Чтобы окончательно оторвать уши, за которые притянута вся эта полная чудесных совпадений ситуация, Пуаро по чистой случайности оказывается в поезде, где при нем совершается изощренное убийство (обычно его все же вызывали на место преступление постфактум).
Все эти условности лучше принять заранее, так как несмотря на них и отчасти благодаря им, Кристи удается создать одну из самых красивых и концентрированных историй в жанре.
Это не просто очередное таинственное убийство в череде раскрытых гениальными сыщиками, это квинтэссенция детектива, попытка создать всеобъемлющую мета-историю, посвященную не какой-то конкретной загадке, а портрету жанра, эпохи и людей того времени.
Помогает и то, что в основу этой крайне надуманной истории положено вполне реальное преступление, одно из самых громких убийств века, оставившее свой отпечаток на людях по всему миру.<\p>
В «главных фильмах ноября» я уже писал, что Брана отлично подходит для экранизации подобного материала, учитывая его склонность к театральности.
Яркие типажи, изящная гипертрофированность всей ситуации и интрига, очищенная от всего лишнего — все это как нельзя лучше вписывается в стиль Браны. Как обычно, он сам решил исполнить главную роль, приделав себе максимально нелепые усы и довольно искусный французский акцент. В дубляже акцент сделали не таким ярким, поэтому в идеале «Убийство» лучше как-нибудь пересмотреть в оригинале.
Брана снимает пьесы как пьесы, не стремясь добавить в театральную постановку реализма, как делают многие другие режиссеры при экранизации такого материала.
Он наоборот пытается передать ощущение театра на экране – яркие декорации и костюмы, широкие жесты, громкие фразы, поэтому гипертрофированность сюжета Кристи получает поддержку и развитие в помпезной подаче Браны.
<\p>
Впрочем, Кеннет умеет снимать и куда более камерно, сдержано, ведь великолепного «Сыщика» с Джудом Лоу и Майклом Кейном поставил тоже он.
Многие решения в «Убийстве в Восточном экспрессе» простые и очевидные, классические до боли: множащееся в зеркалах лицо двуличного персонажа, короткие перебивки на вздыхание Пуаро над портретом любимой и так далее, Брана явно не боится быть топорным местами и здесь ему это легко прощаешь.
Часть персонажей меняют национальность в этой версии, чтобы завести неизбежный в наше время разговор о равноправии рас, добавляется отсутствующий в романе экшен, хоть и в нераздражающих, разумных пределах.
<\p>
Но даже со всеми изменениями и незначительными добавлениями, «Убийство» – все еще крайне старомодный и театральный фильм с неторопливым сюжетом, акцентом на персонажах и ощущении таинственности, что крайне непривычно для современного зрителя.<\p>
Если честно, я получил от фильма большое удовольствие.
После хаоса блокбастеров, которые обращают все меньше внимания на вменяемость своего сюжета и грамотную подачу его элементов, посмотреть картину, которая заботится об этом в первую очередь, очень приятно. Я верю, что этот фильм может стать некой терапевтической перезагрузкой рецепторов для многих зрителей.
Качественная синематография, роскошные декорации и непровисающая динамика истории помогают снизить контраст с боевиками и фантастикой, так что фильм не ощущается скучным и пустым.
<\p>
Конечно, он подойдет не всем и перед походом в кино лучше точно понять, что вы будете смотреть и любите ли вы подобные истории, но на мой взгляд Брана качественно подал классическую историю для современного зрителя. Да, не все изменения удачны, но общее впечатление определенно положительное. У фильма есть свой стиль, есть цельность и внутренняя энергия, напряжение и желание раскрыть тайну, необходимые для хорошего детектива.
Учитывая звездный состав, актерская игра должна быть отдельным источником удовольствия и жаловаться тут действительно не на что.
<\p>
Но из-за обилия героев ни одному из них не уделяется достаточно времени для создания действительно живого образа, персонажи скорее представляют свою позицию весь фильм, нежели двигаются внутри собственных арок, способных преобразить героя к финалу.
Поэтому я не могу сказать, что хоть кто-то из прекрасных актеров сильно запоминается в этом образе, кроме, возможно, Джоша Гада, но его просто непривычно видеть в серьезной роли, с которой он более чем справляется, и самого Браны в роли Пуаро.
Брана изображает бельгийского детектива более карикатурным и эксцентричным, нежели тот же Дэвид Суше (он играл Пуаро в сериале, который я тоже советую), но конкретно в этой истории такой подход выглядит оправданным и уместным.
В финале Кеннет и вовсе умудряется превратить Пуаро в трагичного персонажа, обремененного философской дилеммой, и за этого его нельзя не похвалить.
Его Эркюль более человечен, ярок и интересен, чем довольно черствый, пусть и куда более реалистичный вариант Суше.
Дэвид Суше и Тоби Джонс в сериальной версии «Восточного экспресса» 2010 года
Это не первая экранизация романа, вышедшего еще в 1934 году. Есть и оскароносный фильм Сидни Люмета 1974 года с Альбертом Финни, Ингрид Бергман, Шоном Коннери и Энтони Перкинсом (потрясающий хозяин отеля из «Психо» Хичкока), и эпизод сериала с Дэвидом Суше 2010-го, где снимались Тоби Джонс и Джессика Честейн, и неудачный фильм 2001 года с Альфредом Молина.
Бране как минимум удалось создать нечто, выглядящее достойно в этом ряду, привнести что-то свое. Он попытался вывести детективную историю на уровень притчи, портрета эпохи, психологического парадокса и размышлений на тему справедливости. Естественно, все это было заложено еще самой Агатой Кристи, но он уделил этому аспекту особое внимание.
Концовка становится особенно театральной с прямолинейной отсылкой к тайной вечере, где Брана превращает ключевой для детективов момент раскрытия сыщиком убийцы и схемы преступления в нечто большее: исповедь, монолог о добре и зле. Это могло выйти (и должно было выйти) крайне картонно, но почему-то цепляет.
Простая фраза Пуаро «Все было просто. Было хорошее и плохое. А теперь есть вы…» вкупе с задумчиво-долгим пейзажем с отъезжающим поездом оставляет сильное впечатление после сеанса, это даже больше, чем я ожидал перед просмотром.
Да, все это прописные истины, выведенные из надуманной истории о карикатурно-выпуклых персонажах, но это воспринимается как умышленное упрощение с целью высказать нечто большее, нарисовать простую, но очень универсальную и яркую картину.<\p>
Это приятный старомодный фильм, который осовременили в разумных пределах.
Нововведения выпирают иногда и как откровенно неудачные решения, но общее впечатление они окончательно испортить не в силах.
Брана справляется с главным – правильной подачей, работающей динамикой, атмосферой тайны и уместным театральным пафосом, позволяющим вывести историю на новый уровень.
Я советую сходить на эту картину всем, кто чувствует усталость от однообразия современных премьер, от беспорядочности разваливающихся на экране историй, предпочитающих нанизывать гэги и экен на нить довольно условного сюжета, нежели кропотливо выстраивать события в историю, которая позволяет эмоциям зрителя перетекать одна в другую, наращивая мощность финального впечатления.
Источник: https://kanobu.ru/articles/retsenziya-na-ubijstvo-v-vostochnom-ekspresse-371168/
Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе»
Сейчас очень редко увидишь на экранах кинотеатров детективный жанр. Не триллеры, не боевики с элементами детектива, а старый добрый классический детектив. Так уж повелось, что этот жанр всё чаще закрепляется на ТВ и обходит стороной полнометражное большое кино.
Дата премьеры: 9 ноября 2017 г. (Россия)
Режиссер: Кеннет Брана
Композитор: Патрик Дойл
В ролях: Кеннет Брана, Джонни Депп, Пенелопа Крус, Джуди Денч, Мишель Пфайффер, Уиллем Дефо, Джош Гад, Дэйзи Ридли, Люси Бойнтон, Сергей Полунин, Оливия Колман, Марван Кензари.
Вероятно, режиссер Кеннет Брана решил эту несправедливость исправить и обратился к классическому английскому детективу Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», который и ранее неоднократно экранизировали.
События переносят нас в Стамбул 1934 года, откуда начинает свой путь комфортабельный паровоз “Восточный экспресс”, на борту которого совершенно случайным образом сходятся незнакомые прежде люди, – бизнесмен, графиня, гувернантка, прислуга, профессор и так далее – в числе которых прославленный сыщик Эркюль Пуаро (Кеннет Брана). Мсье Пуаро намерен взять отпуск после очередного непростого дела, но волею судьбы оказывается втянут в новое – во время незапланированной стоянки экспресса был убит нечестный на руку предприниматель Рэтчетт (Джонни Дэпп). Убийцей может оказаться любой, находившийся в то время в вагоне, но улик слишком много, а алиби есть у всех. Прославленному Эркюлю Пуаро придется разобраться в этом хитром преступлении, и, быть может, в ходе него изменить собственное мировосприятие.
Я никогда не был поклонником Агаты Кристи, а старые экранизации с Дэвидом Суше в главной роли на юного меня навевали тоску. Однако, новая экранизация Кеннета Браны подкупала своим блестящим актерским составом и визуальным рядом.
Более того, Кеннет Брана – режиссер маститый, за его плечами масса работ как в качестве режиссера, так и актера.
Молодое поколение вспомнит его Злотопуста Локонса из Гарри Поттера и Тайная комната или коммандера Болтона в Дюнкерке Кристофера Нолана.
В Убийстве мистер Брана так же совмещает должность режиссера и исполнителя главной роли – бельгийского детектива Эркюля Пуаро.
Отечественному зрителю этот образ ближе в интерпретации уже упомянутого выше Дэвида Суше, однако у данного романа Агаты Кристи имеется еще одна экранизация 1974 года, где роль Пуаро исполнил английский актер и режиссер Альберт Финни.
При всем при этом, видно, что Кеннет Брана для своего образа Эркюля Пуаро черпал вдохновение непосредственно из романов Агаты Кристи, привнося нотки своего обаяния и щепотку того безумия, которым славятся современные образы славных сыщиков вроде Шерлока Холмса.
Пуаро Бранны – это эксцентричный прямолинейный перфекционист, знающий цену себе и своему интеллекту. По игре Бранны отмечаешь его богатое театральное прошлое, а общее впечатление от экранизации такое, словно посмотрел театральную пьесу, в которое, внезапно, очень удался актерский состав.
Однако, каким бы великолепным и уверенным постановщиком не был Кеннет Брана, все решает сценарий, а в данном случае еще и первоисточник. И вот здесь для меня все не так однозначно.
«Убийство в Восточном экспрессе» – довольно спорное произведение, которое можно рассматривать и как гениальный детектив и как совершенно провальное чтиво, где главный герой элементарно заходит в тупик в своем расследовании и пускает все дело на самотек.
Для тех, кто не знаком ни с книгой, ни с одной из экранизаций, не стану спойлерить сюжет, но финальный твист и разгадка меня совершенно не удовлетворили и сбили с толку.
Да и вообще, в ходе расследования многие умозаключения Пуаро мне показались притянутыми за уши, а само пресловутое убийство и его мотивы – какое-то немыслимое нагромождение случайных совпадений и штампов. И если бы не актеры, которым довелось сыграть пассажиров злополучного вагона, я бы получил от фильма в разы меньше удовольствия.
А тут и потрясающая Мишель Пфайфер, и Джуди Дэнч, и Уиллем Дэфо, и Дэйзи Ридли, Джонни Дэпп, Пенелопа Крус… И каждый из них отыграл свою партию первоклассно! Подобный звездный состав – это мощный инструмент привлечения внимания, который срабатывает на все сто.
Не сказал бы, что Убийство в Восточном экспрессе – великолепный и хитроумный детектив, сюжет и интрига тут работают на массе авторских допущений, но Кеннет Брана, на мой взгляд, выжал из данного материала все что можно, посадив в Восточный экспресс тяжеловесов Голливуда и заставив их играть по правилам театральных подмосток. А уже одно это достойно похвалы.
Сергей Прудников
Источник: https://kidsher.ru/ru/archives/13005
Сон в зимнюю ночь
1934 год. Знаменитый бельгийский сыщик Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) волею судьбы садится на роскошный поезд, следующий из Стамбула в Кале. Посреди ночи одного из попутчиков жестоко убивают. Благо, подозреваемых пруд пруди — каждый пассажир что-то скрывает.
Роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» – одна из самых известных детективных историй во всей западной литературе. Даже если вы не отъявленный фанат запутанных расследований, сюжет и преступник вам наверняка известны.
Громкая слава романа сделала его привлекательным первоисточником для адаптаций: мир успели повидать три телепостановки, экранизация 1974 года, бесконечное количество радиопостановок и даже несколько компьютерных игр.
Но тут напрашивается вопрос: можно ли снять очередной фильм по мотивам работы Кристи, не усыпив знакомого с историей зрителя? В конце концов, знаменитую развязку высмеивали даже в подростковом сериале «Сабрина, юная ведьма».
Порой весь лоск «Восточного экспресса» выглядит фальшиво, а пейзажи временами отдают естественностью и шармом сгенерированного на компьютере «Полярного экспресса»
Пытаясь реанимировать историю в 1974 году, режиссер Сидни Люмет сделал упор на знаменитых исполнителей, напичкав свою ленту громкими именами и знакомыми лицами (Бергман, Бэколл, Коннери).
В 2017 году Кеннет Брана идёт тем самым путём: попутчиками его Пуаро оказываются Джонни Депп, Пенелопа Крус, Уильям Дефо, Джуди Денч и Мишель Пфайффер. К счастью, звездный состав нужен не только для привлекательных постеров.
Хотя экранное время ограничено (Пуаро допрашивает 12 подозреваемых, так что график трогательных признаний получился плотным), на актёрскую игру не пожалуешься. Даже Джонни Депп отбрасывает привычное амплуа эксцентричного аутсайдера и вживается в роль откровенно неприятного мошенника.
Единственный исполнитель, который выглядит нелепо — не совсем актёр. Несмотря на весь ажиотаж вокруг игрового кинодебюта танцора Сергея Полунина, гневные вспышки его персонажа кажутся скорее смешными, чем убедительными.
Если малобюджетные, но очень популярные экранизации работ Агаты Кристи от BBC покорили не одно поколение зрителей уютной атмосферой, то лента Браны вовсю сыпет на нас роскошью.
Шампанское льётся рекой, сверкает отполированное серебро, почти каждый женский персонаж в той или иной сцене появляется в шубе, а на столах гордо стоят коробки конфет Godiva. За окном поезда тоже чертовски красиво — мелькают то мечети Стамбула, то заснеженные Альпы.
Тем не менее, порой весь этот лоск выглядит фальшиво, а пейзажи временами отдают естественностью и шармом сгенерированного на компьютере «Полярного экспресса».
Murder on the Orient Express / Оригинальное название
114 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
9 ноября 2017 / ПРЕМЬЕРА
детектив / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Кеннет Брана
СЦЕНАРИЙ:
Агата Кристи
Майкл Грин
В РОЛЯХ:
Кеннет Брана
Том Бейтман
Пенелопа Крус
Джуди Денч
Джонни Депп
Джош Гэд
Дерек Джекоби
Мишель Пфайффер
Сергей Полунин
Вместо рационального и немного смешного детектива, мы получаем гордого красавца, бегающего за преступниками по снежным просторам и готового в любой момент с надрывом зачитать трогательный монолог.
Если визуальные оплошности фильма еще простительны, то абстрагироваться от проблем сценария невозможно. Пытаясь запутать зрителя (или просто не дать ему уснуть), режиссер местами отвлекается от каноничной истории Кристи, додумывает дополнительные сцены, сюжетные повороты и даже внезапно добавляет религиозных отсылок.
Правда, пользы от этого, как от регулярно слетающего с рельсов поезда. Но главный минус фильма — то, как Брана интерпретирует самого Эркюля. Вместо рационального и немного смешного детектива, мы получаем гордого красавца, бегающего за преступниками по снежным просторам и готового в любой момент с надрывом зачитать трогательный монолог.
Учитывая предыдущие киноработы Браны («Тор» и полдюжины экранизаций Шекспира), это вполне объяснимо, но в рамках экранизации Агаты Кристи этот драматизм выглядит странно. В историю зачем-то даже вплели неловкую любовную линию.
Вместо того, чтобы работать своими знаменитыми «серыми клеточками», детектив влюбленно рассматривает портрет красавицы из своего прошлого и томно шепчет о чувствах.
Историческая атмосфера «Восточного экспресса» просится на экран, желая окутать зрителя уютом знаменитого поезда. Однако, Брана-режиссер всячески ее избегает.
Историческая атмосфера «Восточного экспресса» просится на экран, желая окутать зрителя уютом знаменитого поезда. Однако, Брана-режиссер всячески ее избегает.
Действие происходят на крыше вагона, в тоннеле и даже просто посреди заснеженных Альп.
С одной стороны, можно засчитать Кеннету попытку хоть немного развлечь публику, знакомую с оригиналом, а с другой – подобная постановка убивает классическую особенность истории — замкнутость в ограниченном пространстве.
В итоге получаем красивый, но парадоксальный фильм. Когда «Восточный экспресс» остаётся верным первоисточнику, то нагоняет скуку, а когда пытается сойти с предначертанного курса, то вызывает недоумение. Если вы не готовы терпеть это все ради шикарных усов Пуаро, можете смело пропустить поход в кино.
Источник: https://vertigo.com.ua/murder-on-the-orient-review/
«Убийство в «Восточном экспрессе» – рецензия на фильм • Чтиво • Сибдепо
«Окунаться в детективы Кристи – все равно что зайти в уютный профессорский кабинет с лампой под зеленым абажуром. Этот самый уют удачно передан в роскошных интерьерах поезда, в самом сочетании замкнутого пространства и неподвижности – понятно, что как только пути расчистят и экспресс будет готов к отправке, щекочущая нервы тайна будет разгадана».
The Hollywood reporter
«Убийство в Восточном экспрессе» с первых минут погружает зрителя в очаровательную атмосферу затишья перед бурей – события происходят на стыке Европы и Азии за пять лет до II Мировой войны.
Очарование почти современного мира, в котором привычные нам идеи пытаются ужиться с нравами викторианской эпохи и аристократическими замашками героев. Несмотря на то, что ситуацию в «Восточном экспрессе» никак не назовёшь позитивной, в словах и действиях героев чувствуется некоторая беспечность.
Особенно она проявляется в словах мисс Хаббрад (Мишель Пфайффер): «Пусть у каждого будет будущее». Наивные, знали бы они, что это будет за будущее… Всё описанное происходит на изумительной красоты фоне. Вечно кажущийся полуразрушенным Иерусалим, кипящий Стамбул и горные пейзажи Югославии меняются, как экспозиции в Британском музее.
Но главный экспонат на этой выставке — сам «Восточный экспресс». Он кажется фэнтезийной машиной, он полон роскоши и комфорта, а главное – везёт крайне интересных персонажей.
Сюжет
Вся суть недовольства критиков кроется именно здесь. С подобным мы уже сталкивались после экранизации «Тёмной башни» — киноэксперты бросились на защиту первоисточника. Вот основная претензия – Брана упростил детективную составляющую романа Кристи, сильно облегчив работу гениальному Эркюлю Пуаро (которого сам же и сыграл).
Верно, пару слоёв лжи режиссёр действительно убрал. В шкафах пассажиров «Восточного экспресса» действительно поубавилось скелетов, они меньше лгут в глаза гениальному сыщику. Но с другой стороны, мы не хуже критиков помним гениальный роман Агаты Кристи, сами в детстве зачитывались.
И на наш взгляд, следуй Брана сюжету книги неукоснительно, его фильм больше потерял бы, чем приобрёл.
Агата Кристи – это не только «мать детектива». Её книги были ещё и зеркалом эпохи, а каждый герой — не просто личность с набором секретов, а живое отражение целой социальной группы.
Вспомните другие её романы, хотя бы «10 негритят» — Кристи очень любила собирать разношёрстную и разноплемённую компанию на ограниченном пространстве. А взаимодействие персонажей в критической ситуации отражало суть современного общества вообще (естественно, с точки зрения писательницы).
Если принять во внимание эти особенности её романов, то Брана не оскорбил первоисточник, а наоборот – очень трепетно и уважительно подошёл к нему.
Что же касается собственно сюжета… Извините, негласный зрительский кодекс чести обязывает нас молчать. Это ведь детектив: напишешь пару строчек, а читатели уже сообразили, что убийца – машинист.
Скажем лишь, что картина не лишена юмора, но практически лишена экшна. И это прекрасно, настоящий детектив – это, в первую очередь, череда диалогов. В фильме Браны диалоги великолепны.
Ещё бы, вы только посмотрите на список действующих лиц!
«Когда в 1974 году Сидни Люмет экранизировал «Убийство», он сделал фильм занятным, поручив почти каждую роль знаменитому и яркому исполнителю – от Альберта Финни в роли Пуаро до Майкла Йорка в роли венгерского аристократа. 43 года спустя британский актер и постановщик Кеннет Брана пошел по тому же пути. Титры его ленты тоже читаются как «ху из ху» западного кино, и большой вопрос, у кого труппа получилась звезднее».
Film.ru
Герои
К главной роли (Эркюля Пуаро сыграл сам режиссёр Кеннетт Брана) у критиков тоже нашлись претензии. Нужно признать, этот Пуаро действительно очень отличается от книжного персонажа. Даже внешне он похудел, стал выше ростом, а знаменитые усы теперь выглядят ещё более нелепыми. Но главные отличия – в характере.
Агата Кристи подарила нам гения, периодически косившего под неуклюжего простофилю, чтобы заманить злоумышленника в ловушку. Но фактически, у оригинального Пуаро не было слабых мест – этакая французская машина по раскрытию преступлений.
Брана решил подарить герою душу, со всеми вытекающими. Пуаро научился переживать, он даже (когда никто не видит) проявляет слабость, беседуя с портретом своей былой возлюбленной. Понятно, почему такой персонаж не понравился любителям классики.
Но современный зритель, как нам кажется, теплее примет именно такого Пуаро – человечного.
Помимо Пуаро в «Восточном экспрессе» путешествовали 12 пассажиров. И каждая из этих ролей – звёздная. По уже указанным причинам, подробностей в этом обзоре не будет. Но, поверьте, никто не филонил, все роли сыграны блестяще.
Улыбчивый Мануэль Рульфо (американский автомобильный магнат), капризный Джош Гад (юрист и секретарь), целомудренная Пенелопа Крус (набожная горничная), опасный Уильям Дефо (сыщик из США) и надменная Джуди Денч (русская княгиня) украшают каждую сцену, в которой появляются.
Но особенно хороши Джонни Депп (торговец антиквариатом) и Мишель Пфайффер (ушедшая на пенсию актриса), не утратившая обаяния и в 59 лет.
Единственная роль, вызвавшая недоумение, – профессиональный артист балета, премьер Московского музыкального театра Сергей Полунин в роли венгерского графа. Роль очень маленькая и заключается, в основном, в гневном рычании и избиении окружающих по пустяковым поводам. В итоге и интересный персонаж, считай, потерян, и сам Полунин никак себя не показал.
Есть одно «но», которое неизбежно возникнет при мысли о походе на «Убийство в «Восточном экспрессе»» — многие ведь уже читали книгу или видели предыдущую экранизацию 1974 года. Другими словами, смотреть детектив, заранее зная, чем всё кончится – то ещё удовольствие.
Но, если вы поклонник блестящей актёрской игры, оно того всё равно стоит. А если шедевр Агаты Кристи ещё не попадал к вам в руки, то нет решительно никакого повода не купить билет в кино.
А потом можно и прочитать книгу, чтобы самому понять – правы ли критики, ругая Кеннета Брана и его картину.
Источник: https://sibdepo.ru/reading/ubijstvo-v-vostochnom-ekspresse-retsenziya-na-film.html
«Убийство в Восточном экспрессе»: почему новая экранизация романа Агаты Кристи хуже старых трех
Роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», ставший одним из столпов всего ее творчества, вышел 1 января 1934 года.
Главное действующее лицо – бельгийский детектив Эркюль Пуаро, который к тому моменту уже несколько раз появлялся в произведениях британской писательницы и успел настолько полюбиться читателям, что она, успев обозвать персонажа и «мерзким» и «утомительным», никак не решалась его убить.
Впрочем, во время действия «Убийства в Восточном экспрессе» герой находится в полном расцвете сил. Этот роман Агаты Кристи снискал любовь не только читателей, но и кинематографистов. Версия от Кеннета Браны, которая завтра выходит в прокат, станет уже четвертой по счету. К слову, режиссер забрал себе главную роль в фильме.
Итак, поезд «Восточный экспресс», везущий пассажиров из Стамбула в Западную Европу, попал под лавину и застрял где-то в горах Югославии. Но это не самая плохая новость. Что еще хуже – в поезде произошло убийство. К счастью, одно из купе занимает Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) – возможно, лучший в мире детектив (хотя за это звание с ним готовы поспорить как минимум Шерлок Холмс и Брюс Уэйн).
Кеннет Брана и Дэйзи Ридли в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»
Мистер Брана и играет в фильме главную роль, и выступает в качестве режиссера. Из совмещения двух должностей проистекает, наверное, главная проблема кинокартины.
Кеннет Брана – зрелый, состоявшийся и талантливый актер, и он прекрасно отдает себе отчет в этом, поэтому с немалой долей самолюбования снимает самого себя и свои шикарные усы на протяжении большей части картины.
Добавьте к этому необходимость продемонстрировать зрителю величественные виды Стамбула и пейзажи Югославии, а также роскошные интерьеры знаменитого поезда, и вы поймете, что, несмотря на солидный хронометраж (почти два часа!), у двенадцати пассажиров, выступающих в роли подозреваемых, остается не так много экранного времени, чтобы раскрыть характер своих персонажей.
Как следствие звездный состав нового «Восточного экспресса» оказывается слишком хорош для той работы, которую им предлагают, ведь основным инструментом познания потенциальных преступников для нас являются их диалоги с гениальным детективом, а Кеннет Брана стремится доминировать в каждой сцене, в которой присутствует.
Не то, чтобы это было не в духе книжного Пуаро – любителя притянуть к себе внимание, балансирующего на грани эксцентричности.
Но, увы, это низводит большую часть участников сего действа до уровня героев настольной игры «Cluedo», также посвященной расследованию убийства: у нас есть условный профессор (Уиллем Дефо), столь же условные горничная (Оливия Колман), миссионерка (Пенелопа Крус) и еще несколько персонажей-функций.
Джонни Депп в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»
В начале фильма с заполняющим всё присутствием Браны может на равных состязаться только Джонни Депп, вложивший всю свою харизму в образ американского гангстера и афериста Рэтчетта, который восходит на борт поезда, нервно оглядываясь через плечо, в сопровождении пухленького бухгалтера (Джош Гад, уже знакомый по «Красавице и чудовищу» с амплуа мальчика на побегушках у плохого парня) и престарелого камердинера (Дерек Джейкоби). Позднее обратить на себя внимание удается также «охотнице на мужчин» Каролине Хаббард (Мишель Пфайффер) и гувернантке Мэри (Дейзи Ридли, восходящая звезда из новых «Звездных войн»). И это при том, что в теории у каждого из персонажей (вплоть до проводника) в рукаве есть туз, придающий его роли глубину и силу.
Учитывая, что история основана на классическом романе Агаты Кристи, в него сложно добавить что-то от себя (хотя у Джейми Мэтисона получилось: в одной из серий сериала «Доктор Кто» он запустил легендарный поезд в космос и добавил к числу пассажиров мумию).
Сценарист Майкл Грин (недавно порадовавший нас выдающимся «Бегущим по лезвию 2049») решил разбавить детективную историю несколькими экшн-сценами, но это с натяжкой можно назвать удачным решением. Экшн не является сильной стороной Браны – ни как актёра, ни как режиссёра (хотя, казалось бы, мог бы чему-то научиться, снимая первого «Тора»).
В результате сцены, которые должны выглядеть эффектно, смотрятся скорее вымученно. И к несчастью, это относится не только к погоням и дракам. Ключевой момент фильма, когда Пуаро собирает всех подозреваемых, чтобы назвать имя убийцы, портит отсылка к Тайной вечере, которая могла бы заставить Зака Снайдера скрипеть зубами.
Отсылка эта ничего не добавляет важной сцене, не резонирует с её наполнением и сделана скорее, чтобы показать зрителю: «Смотри, а еще я вот так умею!».
Трейлер к фильму «Убийство в Восточном экспрессе»
Но история, лежащая в основе фильма «Убийство в Восточном экспрессе», так же хороша, как и 83 года назад, когда она была написана. Загадка, заставляющая работать на полную даже серые клеточки мозга великого Пуаро, все так же увлекает, а её разгадка может поразить своей оригинальностью.
«Убийство в Восточном экспрессе» образца 2017 года вряд ли переплюнет предыдущую экранизацию классического герметичного детектива по количеству номинаций на «Оскар», но подарить вам нескучный вечер ему вполне по силам. Любопытно, что финал кинокартины намекает на еще одну работу Агаты Кристи – «Убийство на Ниле».
Возможно, Кеннет Брана готов замахнуться на своеобразный сиквел, учитывающий допущенные ошибки? Покажет лишь время (и кассовые сборы).
Леонид Кискаркин
Источник: https://www.vokrug.tv/article/show/ubiistvo_v_vostochnom_ekspresse_retsenziya_63024/
Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе»
Современный Голливуд вступил в новую золотую эпоху – Эпоху Сиквелов и Конвееров. Современного зрителя уже не удивишь новыми жанрами или оригинальными идеями.
Все жанры сформированы, а продюсеры с целью делать деньги на ровном месте предпочитают брать известный сюжет, наполнять его «современным» видением, разбавлять эффектами и красивой картинкой. Ну а чтобы зрители пошли в залы наверняка, то приглашают огромное количество известнейших актеров.
Миллиардные сборы проектов Marvel и DC не дают покоя многим, а стало быть, необходимо возрождать классику. Уже попробовали так сделать с «Мумией» – не вышло. В конце двухтысячных один британец решил на основе комикса и своего особого юмора возродить интерес к детективам.
Критики сдержанно отнеслись к картине, мол «Ну ок, сойдет! К классике никакого отношения история не имеет, а с попкорном зайдет!». И зашло! Да еще как! «Бриташка» подвинул «Аватар» на пару недель, со своим видением легендарного «Шерлока Холмса».
А лед тронулся! Получайте сериал про Холмса, получайте сиквел «бриташки», получайте мрачного «Ворона» Эдгара По. Ну а раз По и Дойл так хорошо пошли давайте и Кристи подтягивать…
Эркюль Пуаро, знаменитый бельгийский сыщик, едет поездом «Стамбул-Кале» с пересадкой до Лондона по чрезвычайному делу. Однако по пути поезд попал под лавину, и в тот же вечер в поезде было совершено убийство влиятельного бизнесмена мистера Рэтчетта. Кто мог совершить столь дерзкое убийство, предстоит выяснить сыщику.
Есть определенный вид произведений, на которые в свое время уже были созданы экранизации. И произведения Агаты Кристи – едва ли не рекордсмены в этом. Многие из них это отличные экранизации отмеченные множеством наград.
Кроме того, множество из них, безошибочно перенесенные на экран.
Новая экранизация одного и того произведения означает, что либо предыдущая экранизация была плохой, либо авторам предстоит многое изменить в истории дабы не походить на оригинал.
Беда «Убийства в Восточном экспрессе» в том, что уже существует две полнометражные экранизации – образцов 1974 и 2001 годов. И если экранизацию 2001 года (с Альфредом Молиной) видели совсем немногие, то с оскароносной 1974 года – знакомы многие.
Персонажи “Убийства в Восточном экспрессе” 1974 года в полном составе
Не хотелось бы всю рецензию сравнивать новый фильм именно с экранизацией сорокалетней давности, но, автор рецензии не успел ознакомился в свое время с оригинальным произведением, а потому вынужден будет периодически сравнивать экранизацию Кеннета Браны с экранизацией Сидни Люмета.
Фильм Браны не сразу бросает зрителя в историю с поездом. Изначально мы видим как Эркюль Пуаро (в исполнении самого Браны) помогает в Иерусалиме расследовать похищение ценной реликвии. И поскольку авторы считают, что мало кто знаком с творениями Агаты Кристи, то необходимо продемонстрировать зрителю, почему Пуаро столь гениальный сыщик. А потому, он в духе последних экранизаций Шерлока Холмса, ловко и привселюдно раскрывает преступление. Ну а чтобы зритель не сильно скучал, то демонстрируются шутки про размер яиц и наступание в коровяк. Да, автор понимает, как это звучит, но по-другому и не скажешь.
Уже со старта складывается ощущение, словно авторы боялись недотянуть по хронометражу, и вынуждены были добавить в сценарий несколько столь глупых сцен. К слову, сценаристом фильма является Майкл Грин, один из авторов недавних «Логана» и «Бегущего по лезвию 2049». Вы скажете, мол, и что? Похоже, что неплохой сценарист с толковыми проектами. Да, но в его списке также и работа над сюжетами «Чужой: Завет» и «Зеленый фонарь». Крутой контраст, согласитесь?!
Ну да ладно, в дальнейшем события фильма начинают развиваться очень стремительно. Мы видим множество знакомых персонажей сыгранных отменными актерами. Дейзи Ридли, знакомая нам по седьмому эпизоду «Звездных войн» в роли Мэри Дебенхэм, Пенелопа Крус в роли набожной Эстравадос…ну, хорошо, под испаноязычную актрису можно и фамилию персонажа изменить! Джуди Денч в роли княгини Драгомировой, Уиллем Дефо – профессор Хардман, Джонни Депп – мистер Рэтчетт, Мишель Пфайффер – миссис Хаббард, Лесли Одом мл. в роли доктора Арбэтнота… стоп, кто??? То есть, авторы, Вы хотите сказать, что первым большим добавлением «своего» в фильм, является объединение пожилого доктора Константина и полковника Арбэтнота в образ молодого афроамериканца??? Чудно! В фильме Люмета не было ни одного афроамериканца, и видимо, дабы не навлечь гнева семейства Уилла Смита авторы пошли на этот неоднозначный ход. По крайней мере, что-то «новое» уже появилось в фильме.
Справедливости ради, автор статьи совсем не против изменения образов и точно не расист ага, конечно!, например, в фильме/сериале «Турецкий гамбит» был полностью изменен итоговый антагонист, что пошло только на руку экранизации. Однако, итоговый образ получился весьма смешанным – он изрядно запутывал сюжетные ходы (в хорошем смысле), но вот единственная экшн-сцена в фильма была связана именно с ним, которая ну совсем не нужна была этому фильму. Вырежи ее – и ни одна сюжетная линия не пострадала бы!
Но как ни странно, малоизвестный Одом мл., отыграл весьма неплохо, и достойно смотрелся на фоне больших звезд проекта. В то же время, именитые актеры как раз скорее разочаровали.
Персонажам Джуди Денч и Уиллема Дефо совсем скромно уделили внимания, Мишель Пфайффер – слишком переигрывала, из-за чего практически ни одному ее слову не веришь (за исключением, разве что, развязки).
К тому же, на ее долю выпало несколько дурацких сцен, которые были похоже созданы именно авторами фильма (возможно, они были в оригинале, однако в фильме Люмета таковых замечено не было, к счастью). Дейзи Ридли – старалась играть хорошо, и серьезных претензий к ее персонажу нет.<\p>
Особенно следует выделить Джонни Деппа.
Вот уже седьмой год автор ждет и верит, что Джонни, наконец, сумеет удивить хорошей игрой. И автор считал, что Депп вновь не справился со своей ролью (а именно ему уготована в фильме роль жертвы), до той поры пока не пересмотрел фильм Люмета.
В его фильме мистера Рэтчетта играл Ричард Уидмарк и тут автор понял, что менее эмоциональный Рэтчетт в исполнении Деппа – куда более убедителен, нежели престарелый Уидмарк.
Скажем так, когда раскрывается, кем на самом деле является мистер Рэтчетт, то понимаешь, что более холодный образ Деппа более устрашающий и подходящий под определение «мутный тип»! Спасибо Джонни, даже в столь небольшой роли сумел ярко выделиться на фоне почти всех остальных актеров.
По этой причине и обидно, что фильм, который сумел «ответить» проекту Люмета по количеству звезд на экране, не сумел ответить качеством. У Люмета, на секундочку, в фильме были задействованы Альберт Финни, Жаклин Биссет, Ванесса Редгрейв, Майкл Йорк и Шон Коннери (кто знаком не только с современным кинематографом, явно осведомлен какого калибра эти актеры).
У Браны же большая часть актером слишком переигрывает либо недоигрывает. Оператор берет правильные ракурсы, стараясь в большей степени использовать крупные планы, однако в определенный момент даже забывается, что фильме есть Джуди Денч и Пенелопа Круз.
А малоизвестных Люси Бойнтон и Сергея Полунина и вовсе словно вырезали из сценария, хотя играют они супругов Андрени – одних из ключевых персонажей фильма Люмета!<\p>
Но авторам показалось мало, и пытать своего зрителя они решают еще и ужасными спецэффектами.
Фактически в фильме всего один эффект – удар молнией в гору, после чего на поезд обрушивается лавина, из-за которой, поезд останавливается и происходит завязка фильма. В оригинале же, Агата Кристи тщательно изучала маршрут подобного экспресса и на данном участке пути случались сильные снегопады, за счет чего нередко рельсы заметало метровым слоем снега.
Но в фильме Браны не так, тут мало того что лавина едва не переворачивает паровоз, так еще и состав останавливается на мосту! Это излишне глупый ход авторов! На мосту произойдет лишь одна сцена, да весьма неплохая, но замени мост обычным полем – ничего бы не изменилось.
И, тем не менее, несмотря на все придирки, события развиваются постепенно и правильно. Фильм наращивает темп, следить за расследованием очень интересно. Показания персонажей слишком неточные, зритель постоянно думает, кто же врет. Более того, несмотря на то, что одним персонажам уделяется меньше внимания, чем другим, авторы сумели в данной экранизации сместить акцент на персонажах, которым в фильме Люмета уделили меньше внимания. Например, на Эдварде Мастермане сыгранному Дереком Джекоби, было уделено куда больше внимания.
Но в тот момент, когда зрителя подвели к главному событию фильма – Пуаро складывает все части воедино, называет убийцу, зритель в этот момент ловит себя на мысли как же ловко его обвели вокруг пальца и тут… И тут, авторы совершают то, что запрещено делать любому уважающему себя детективу – нарушает перипетию!
Почему неожиданный сюжетный поворот, собственно и является неожиданным? Потому что мы не ожидаем его, мы внимательно следим за всеми действиями, но что-то упускаем из виду, то, что авторы максимально маскируют, но при этом оно логично вытекает из предыдущих событий. Нам показывают, как Эркюль Пуаро не может заснуть в момент убийства, ему не дают этого сделать сторонние шумы. Он слышит шаги, и выглядывает из купе проверить, кто ходит по вагону (купе жертвы находится по соседству), но при этом выясняется, что убийство совершалось ДО момента, когда сыщик засыпает! Он слышит все шумы: как Рэтчетт полощет горло, как ходят, но прозевал момент убийства находясь в соседнем купе!!! В оригинале убийца ждал, пока заснет сыщик (это было показано), плюс на утро показывают, что жертва не могла обороняться, ибо крепко спал под действием снотворного. Это было в фильме Люмета, есть и тут. Но в момент «восстановления» сцены убийства, жертву будят (!!!), после чего убивают. У Люмета, Рэтчетт был зарезан во сне, а здесь его будят, черт Вас подери!!! Это не позволительная оплошность для такого фильма!
И когда казалось, что после столь чудовищной ошибки ничего положительного фильм уже не сможет предоставить, он неожиданно бросает шикарную развязку! Это одно из немногих изменений в новом фильме, которое выполнено на порядок сильнее, нежели в фильме Люмета! Если у него развязка показывает цинизм и ликование по поводу смерти мистера Рэтчетта, то в этом фильме показано, что убийство не должно приносить радость! Кеннет Брана отлично изображает, что при совершении убийства человек превращается в животное, контролируемое лишь первобытными инстинктами. По этой причине Пуаро так яро и стоит за верховенство правосудия над инстинктами и кажущейся справедливостью. Нет у человека права отнимать жизнь, каким бы подонком не была та или иная личность, тем самым Вы уподобляетесь тому кто посмел отнять жизнь ранее! Весьма заезженная мысль, но великолепно отображенная в «Восточном экспрессе».В связи с этим, весьма тяжело давать итоговую оценку фильму. Но все же, несмотря на отличную развязку и бодрое повествование, полагаем что это заслуга не столько фильма и его авторов, сколько феноменального произведения Агаты Кристи. Настолько хорошо прописанных, удивительных и оригинальных истории существует крайне немного. А потому, фильм скорее слаб, нежели хорош. В нем есть немало хороших и интригующих моментов, качественная операторская работа, достойная работа костюмеров, но ужасающие сюжетные ошибки и недоигрывающие/переигрывающие актеры, сводят на нет работу тех, кто выполнил ее на отлично. Но есть у фильма и главный посыл – посыл пойти и прочитать книгу, поскольку в душе понимаешь, что Кристи совсем не виновата в том, что в попытках внести оригинальные идеи, кинотворцы берут и выбрасывают крайне необходимые детали. Ну а поскольку в финальном эпизоде зрителю оставляют пасхалку, что вскоре Пуаро предстоит расследовать убийство на Ниле, а стало быть, в случае успеха данного фильма нас ожидает сиквел, которые зачастую хуже оригинала.
В материале: Убийство в Восточном экспрессе
Источник: https://simhost.org/articles/8060-recenziya-na-film-ubiystvo-v-vostochnom-ekspresse.html