«Серебряный век» русской поэзии
Начало XX века вошел в историю литературы под красивым названием «серебряный век». На этот период пришелся великий взлет русской культуры, пополнивший поэзию новыми именами. Начало «серебряного века» пришелся на девяностые годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год — время его наивысшего подъема. Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя нечто новое. Политики добивались социальных изменений, поэты искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Одним из первых альтернативных литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и другие. Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроение, чувства и мысли поэта с помощью способов-символов.<\p>
Прежде художник познает окружающий мир не в результате размышлений, а в процессе литературного творчества — в момент послание ему через творческое самозабвения. «Тень Несотворенных произведений вихитуе в снах, Словно лопасти латаные На эмалевой стене … полусонные чертят звуки В звонкой-звучащей тишине …». Так описывал ощущения зарождения творческой идеи наиболее яркий представитель символизма Валерий Брюсов. Он сформулировал в своем творчестве идеи этой литературного течения. В стихотворении «Юному поэту» мы находим такие строки:<\p>
Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три заветы Первый прими: не живи настоящим, Только будущее — область поэта. Помни второй: никому не жалеть, Сам же себя полюби беспредельно Третий не забывай: поклоняйся искусству, Только ему , бездумно, бесцельно.<\p>
Но эти заветы не означают, что поэт не должен видеть жизнь, создавать искусство ради искусства. Это доказывает многогранная поэзия самого Брюсова, отображающая жизнь во всей ее разнообразии. Поэт находит удачное сочетание формы и содержания. Он пишет: «И я желаю, чтобы все мои мечты, Что пришли к слову и к свету, Нашли себе желанные черты. Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К. Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные чувства: «Я ненавижу человечество, Я от него убегаю, спеша. Моя единственная родина — словно пустая душа ». Это видно и на примере следующих строк, где направленность Бальмонта к внутреннему миру отражена не только содержанием, но и формой (частое использование местоимения «я»):<\p>
Я мечтой улавливал тени, идущих Что идут тени дня, Погасает, Я на башню сходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногю у меня в поэзии К. Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт пытался воспроизвести в образе, в словах любое, пусть даже временное, ощущение Поэт пишет: Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я вкладываю в стих в каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры.<\p>
В споре с символизмом родилось новое литературное течение «серебряного века» — акмеизм. Поэты этого направления — Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам — отвергали стремление символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они распространяли идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно узнать. А с помощью отображения реальности художник-акмеистов становится Причастный к ней. И действительно, в творчестве Николая Гумилева мы находим в первую очередь отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. Об этом говорят такие строки:<\p>
Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-либо, кроме дождя. И как я тебе расскажу о тропический сад, Про стройные пальмы, про запах невероятных трав … Ты плачешь? Послушай … далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.<\p>
Каждый стих Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира. Например, в стихотворении «Капитаны» он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости. Поэт поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:<\p>
Быстрокрылые ведут капитаны — Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто понес мальстрьомы и моль … Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой смелый путь.<\p>
Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни и являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой обыденности. К миру прекрасного вводит нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой — это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями XX века. По словам О. Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века». И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческих судеб. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущего любви, счастья:<\p>
Нынешнюю нежность не спутаешь Ни с чем, и она тихая Ты зря бережно угла Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви … Как я знаю эти упорные жадные взгляды твои!<\p>
Пришла на смену акмеизма новая литературная течение «серебряного века» — футуризм — которая отличалась агрессивным оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу». С футуризмом было связано раннее творчество Владимира Маяковского. В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении «Ночь» Маяковский использует неожиданное сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт. В воображении читателя возникает образ города-игрока:<\p>
Багровый и белый отброшен и смят, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладонями окон, совпавшие, Раздали горящие желтые карты.<\p>
Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они пытались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего. Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.<\p>
и она тихая Ты зря бережно угла Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви … Как я знаю эти упорные жадные взгляды твои!<\p>
Пришла на смену акмеизма новая литературная течение «серебряного века» — футуризм — которая отличалась агрессивным оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу». С футуризмом было связано раннее творчество Владимира Маяковского. В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении «Ночь» Маяковский использует неожиданное сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт. В воображении читателя возникает образ города-игрока:<\p>
Багровый и белый отброшен и смят, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладонями окон, совпавшие, Раздали горящие желтые карты.<\p>
Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они пытались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего. Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.<\p>
Источник: https://www.1kessay.ru/read/2629
Сочинение “Мой любимый поэт серебряного века”: о ком написать? :
Поэзия серебряного века – одно из достижений всей отечественной литературы.
Писатели, жившие в эпоху кардинальных перемен, по-разному отражали в собственных творениях чувства, мысли и эмоции по отношению к происходящему: одни посвящали резкие рифмы исключительно политической деятельности, другие уходили в романтический мир любви, третьи наполняли тексты символами из неизведанного, словно другого, параллельного, мира. Ученик не должен теряться, если его попросят написать сочинение «Мой любимый поэт серебряного века». Давайте проанализируем творчество ключевых личностей этого непростого периода русской истории и укажем, почему они могут стать любимыми.
Какие временные рамки охватывает серебряный век?
Перед тем как начинать писать сочинение на тему «Любимый поэт серебряного века», необходимо как следует разобраться в теоретической части. Название «серебряный век» охватывает рубеж конца XIX и начала XX вв.
Чаще всего под этим термином понимается культура, деятельность поэтов и философов и расцвет лирики определенного характера. Серебряному веку предшествовал век золотой.
К нему относились времена, в которые творил Пушкин, поэты-лицеисты, Лермонтов, Гоголь и другие светила русской классической литературы, то есть начало XIX века и далее.
Отличительные особенности творчества этого времени
Серебряный век не связывается с расцветом культуры, как, например, в европейской истории эпоха Ренессанса.
Нет, для литературы русской это столетие может считаться наоборот, закатом, так как ушли в прошлое декаденство, а в строках, написанных поэтами, налицо прослеживалась ностальгия по ушедшим временам, неспособность найти себя в новом мире после того, как самодержавие Российской империи сменилось на так называемую власть народа. К самым известным поэтам серебряного века относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин, М. Цветаева, К. Бальмонт, А. Блок.
“Мой любимый поэт серебряного века”. Сочинение. Есенин Сергей Александрович
Есенин Сергей Александрович горячо любим поклонниками поэзии, и это не случайно. Выходец из простой рязанской семьи, Есенин обладал харизмой и тонкой душевной организацией, которая и отразилась в его стихах.
Центральной темой поэзии автора всегда была крестьянская Россия, которой, словно самой лучшей из женщин, он признавался в бесконечной любви в написанных строках.
Он гордился крестьянами и рабочими, но судьба его сложилась трагически: надежды, возложенные поэтом на Советскую Россию, не оправдались, в связи с чем в его творениях стали прослеживаться мотивы безысходности, тоски, печали, разочарованности («Отговорила роща золотая», «Да! Теперь решено, без возврата…»). Он все больше начал искать утешение в лирике о любви («Письмо к женщине», «Ты меня не любишь, не жалеешь»), но и в них прослеживалась неудовлетворенность поэта существующим положением вещей. Его жизнь была коротка, а смерть таинственна: в возрасте 30 лет он погиб в гостинице «Англетер» (Ленинград). Обстоятельства смерти так и не были выяснены до конца. Сочинение «Мой любимый поэт серебряного века» может быть посвящено Есенину как выразителю истинно национального духа русского человека, его переживаний, надежд, страстей и чувств.
Почему стоит выбрать Владимира Маяковского?
Тому, кому утонченный флер нежности не нравится, будет полезно познакомиться с творчеством и короткой биографией Владимира Маяковского – представителя серебряного века, который практически во всем может быть Есенину противопоставлен.
В своих стихах этот последователь футуризма был резок, тверд, любил играть не только с формой, но и с содержанием, ломая негласно установленные законы, правила, порядки (стихотворение «Пощечина общественному вкусу» и др.).
Он (в отличие от Есенина) в Советском Союзе не разочаровался, а на дореволюционное прошлое смотрел с неприязнью и ненавистью. В стихах Маяковского отразилось отчаянное желание изменить мир, человека, уклад, быт.
Вместе с тем поэт-максималист, суровый не только в собственных стихах, резких выражениях и замечаниях, но и всегда собранный внешне, отводил немалое место теме любви.
Это уникальное сочетание нередко сливалось в единое целое – чувство обожания к женщине отождествлялось с таким же чувством к революции, желание взрастить чистые, светлые отношения переплеталось с поднимаемыми общественно-важными вопросами («Письмо Татьяне Яковлевой»). Так почему сочинение «Мой любимый поэт серебряного века» можно полностью отвести Владимиру Маяковскому? Хотя бы потому, что это был горячий приверженец идеи, в которую он верил.
“Мой любимый поэт серебряного века”. Сочинение. Ахматова Анна
Эта женщина по праву может стать любимым поэтом не только женщин, но и мужчин. Поэтессе, настоящая фамилия которой Горенко, принадлежат такие известные творения, как «Сжала руки под темной вуалью…», «Я не любви твоей прошу…», поэма «Реквием». В своих произведениях она поднимала преимущественно тему любви.
В них лирическая героиня всегда представала сильной, не приукрашенной никаким жеманством и манерностью, живой женщиной, которой приходится переживать и справляться с личными трагедиями за счет силы своего характера, твердости, многогранности.
Кроме этого, Анна Ахматова, которая относила себя к акмеистам и, кстати говоря, предпочитала называться не поэтессой, а именно поэтом, посвятила много стихотворений теме любви к Родине.
По своей сути они аполитичны и провозглашают незыблемые, независящие от господствующего режима или формы правления, ценности: нельзя бросать отечество в трудные минуты, предавать свой народ, особенно творцам, деятелям культуры, поэтам (стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…»). Сочинение «Мой любимый поэт серебряного века» всецело может быть посвящено этой волевой женщине.
Александр Александрович Блок в качестве любимого поэта
Одной из ключевых фигур серебряного века является и А.А. Блок.
Для темы «Мой любимый поэт серебряного века» (сочинение) Блок подходит идеально потому, что его лирика в некотором роде уникальна: будучи последователем символизма, он придал своему творчеству такой ореол мистицизма и загадочности, какой ни ранее, ни после него не был известен русской литературе.
Блок посвятил свои произведения теме изучению человеческой души, но одной из основополагающих для его творчества тем всегда была любовь (циклы «Стихи о Прекрасной Даме», «На поле Куликовом» и др.), причем это была любовь к Идеалу, бестелесному Образу, в котором нередко сливалась и любовь к стране, и ко всему миру.
Стихи Блока хочется понимать, разгадывать тайные смыслы, заложенные в них поэтом (например, в произведениях «Ночь, улица, фонарь, аптека», поэме «Двенадцать»), и поэтому он и его творчество может быть названо любимым среди творчества всех остальных представителей серебряного века.
Источник: https://www.syl.ru/article/312450/sochinenie-moy-lyubimyiy-poet-serebryanogo-veka-o-kom-napisat
«Серебряный век» русской поэзии. Сочинение по литературе
…Большое видится на расстоянье…
С.А. Есенин.
Жаль, что это правда. Но ведь действительно только теперь, через много лет, мы потихоньку начинаем понимать, чем была наша поэзия серебряного века — конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. И, понимая, мы заново открываем для себя страницы со словами, близкими каждому.
Художественное своеобразие поэзии того времени обусловлено многими факторами. В первую очередь — знаменитый кризис рубежа веков, переоценка ценностей, появление интереса к неведомому.
Поэзия Серебряного века в большинстве случаев не аполитична, а интуитивна.
Слово звало авторов от реального мира в неведомые дали — это направление развивали поэты-символисты, одним из которых был Александр Блок.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
писал Александр Блок в одном из своих стихотворений, уходя в неизвестность от обыденной жизни. Поэты-символисты, как и другие авторы Серебряного века, проводили эксперименты с размером стиха, с различными его формами, с рифмой и звукописью. Иллюстрацией этому могут послужить строки из стихотворения Константина Бальмонта:
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
Многие авторы искали принципиально новые формы для выражения своих идей. В основном это были поэты-футуристы, крупнейший из которых — В.Маяковский. Возвращаясь к истокам народной поэзии, он разработал акцентный стих:
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
Технические эксперименты Маяковского привели к появлению нетрадиционных форм записи (знаменитая «лесенка»). Экспериментировали поэты и с русской пунктуацией. Огромную роль играет расстановка знаков препинания в лирике Марины Цветаевой:
Мало — тебе — дня,
Солнечного огня!
В стихах Цветаевой тире словно придает строке стремительную резкость, создавая ту самую, неповторимо-цветаевскую интонацию. Мягче и, на мой взгляд, теплее лирика Анны Ахматовой — поэта школы акмеизма. В стихах Ахматовой любовь — состояние столь естественное и органичное, что само слово «любить» практически и не употребляется.
Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру.» Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру»
Множество ярких имен дал нашей литературе Серебряный век. Множество давно забытых приемов (стилизации под античную литературу — Мандельштам, раешный стих — Цветаева, экзотическая восточная поэзия — Гумилёв), различные школы и направления… Чем же это было вызвано?
Поэт — как творческая личность — наиболее восприимчив к переменам, проходящим в обществе. Новое и страшное, витавшее в воздухе, диктовало стихи авторам Серебряного века. «Мне на плечи кидается век-волкодав» — писал Осип Мандельштам, удивительно точно передавая чувство страха своего времени.
Наверное, то же самое ощущение было и у других — Ахматовой и Цветаевой, Блока и Бальмонта, Есенина, Пастернака… Всех их объединяло время, всех их объединяла Россия, всех их связывало pyсскoe слово. Слово, мастером которого был каждый из поэтов Серебряного века. Слово, которое они нам оставили.
Слово, которые мы, может быть, понимаем…
Источник: https://litera.su/learner/all-works/review-theme/essay-silver-age-of-russian-poetry
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Начало XX столетия вошло в историю
литературы под красивым именем «серебря-
ного века». На этот период пришелся вели-
кий взлет русской культуры, обогативший
поэзию новыми именами. Начало «серебря-
ного века» пришлось на 90-е годы XIX столе-
тия, его связывают с появлением таких заме-
чательных поэтов, как В.
Брюсов, И.Аннен-
ский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода
в русской культуре считают 1915 год — вре-
мя его наивысшего подъема.
Нам известны тревожные исторические
события этого времени. Поэты, как и полити-
ки, пытались открыть для себя что-то новое.
Политики добивались социальных перемен,
поэты искали новые формы художественного
отображения мира.
На смену классике XIX ве-
ка приходят новые литературные течения:
символизм, акмеизм, футуризм.
Одним из первых альтернативных лите-
ратурных течений стал символизм, объеди-
нивший таких поэтов, как К. Бальмонт,
В.Брюсов, А. Белый и других. Символисты
считали, что новое искусство должно переда-
вать настроения, чувства и мысли поэта при
помощи образов-символов.
При этом худож-
ник познает окружающий мир не в результате
раздумий, а в процессе литературного твор-
чества — в момент ниспосланного ему свыше
творческого экстаза.
Тень несозданиых созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене…
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
Так описывал ощущение зарождения
творческой идеи наиболее яркий представи-
тель символизма В. Брюсов. Он сформулиро-
вал в своем творчестве идеи этого литератур-
ного направления.
В стихотворении «Юному
поэту» мы находим такие строки:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Но эти заветы не означают, что поэт не
должен видеть жизни, создавать искусство
ради искусства. Это доказывает многогран-
ная поэзия самого Брюсова, отображающая
жизнь во всем ее разнообразии. Поэт нахо-
дит удачное сочетание формы и содержания.
Он пишет:
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Для символистов характерна сосредоточен-
ность на внутреннем мире поэта. У К. Баль-
монта, например, внешний мир существовал
лишь для того, чтобы поэт мог выразить в нем
свои собственные переживания:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество —
Мол пустынная душа.
Это видно и на • примере следующих
строк, где обращенность Бальмонта к внут-
реннему миру отражена не только содержа-
нием, но и формой (частое использование ме-
стоимения «я»):
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
В поэзии К.
Бальмонта можно найти от-
ражение всех его душевных переживаний.
Именно они, по мнению символистов, заслу-
живали особого внимания. Бальмонт ста-
рался запечатлеть в образе, в словах любое,
пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт
пишет:
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
В споре с символизмом родилось новое
литературное течение «серебряного века» —
акмеизм. Поэты этого направления — Н.Гу-
милев, А. Ахматова, О. Мандельштам — от-
вергали тягу символизма к неизведанному,
чрезмерную сосредоточенность поэта на вну-
треннем мире. Они проповедовали идею ото-
бражения реальной жизни, обращения поэта
к тому, что можно познать. А посредством
отображения реальности художник-акмеист
становится причастным к ней.
И действительно, в творчестве Николая
Гумилева мы находим в первую очередь от-
ражение окружающего мира во всех его кра-
сках. В его поэзии мы находим экзотические
пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко
проникает в мир легенд и преданий Абисси-
нии, Рима, Египта. Об этом говорят такие
строки:
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала
тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь,
кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах
немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф,
Каждое стихотворение Гумилева открыва-
ет новую грань взглядов поэта, его настрое-
ний, видения мира. Например, в стихотворе-
нии «Капитаны» он предстает перед нами как
певец отваги, риска, смелости. Поэт поет гимн
людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:
Быстрокрылых ведут капитаны —
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал малъстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий — —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
Содержание и изысканный стиль стихов
Гумилева помогают нам ощутить полноту жиз-
ни. Они являются подтверждением того, что
человек сам может создать яркий, красочный
мир, уйдя от серой будничности.
К миру прекрасного приобщает нас и по-
эзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают
внутренней силой чувства. Поэзия Ахмато-
вой — это и исповедь влюбленной женской
души, и чувства человека, живущего всеми
страстями XX века. По словам О. Мандельш-
тама, Ахматова «принесла в русскую лирику
всю огромную сложность и психологическое
богатство русского романа XIX века». И дей-
ствительно, любовная лирика Ахматовой вос-
принимается как огромный роман, в котором
переплетаются многие человеческие судьбы.
Но чаще всего мы встречаем образ женщины,
жаждущей любви, счастья:
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
Пришедшее на смену акмеизму новое ли-
тературное течение «серебряного века» — фу-
туризм — отличалось агрессивной оппозици-
онностью традиционным стихам поэтов-клас-
сиков. Первый сборник футуристов назывался
«Пощечина общественному вкусу». С футу-
ризмом было связано раннее творчество Вла-
димира Маяковского. В ранних стихах поэта
чувствуется желание поразить читателя нео-
бычностью своего видения мира. Например, в
стихотворении «Ночь» Маяковский использует
неожиданное сравнение. У поэта освещенные
окна ночного города вызывают ассоциацию с
веером карт. В представлении читателя воз-
никает образ города-игрока:
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлеб-
ников, В. Каменский противопоставляли себя
классической поэзии, они старались найти но-
вые поэтические ритмы и образы, создать по-
эзию будущего.
Поэзия «серебряного века» открывает нам
неповторимый и удивительный мир красоты
и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в
обыденном, глубже понимать внутренний мир
человека. А поиски поэтами «серебряного ве-
ка» новых стихотворных форм, переосмысле-
ние ими роли творчества дают нам более глу-
бокое понимание поэзии.
Источник: https://online-urok.ru/serebryanyiy-vek-russkoy-poezii/
Сочинение: Поэты Серебряного века Анна Ахматова
В школьную программу одиннадцатого класса входит обязательная задача: познакомиться с поэтами «Серебряного века». Среди них такие люди как Есенин, Блок, Гумилев, Цветаева, Ахматова и другие. Я хочу написать о моем самом любимом поэте, о прекрасной женщине Анне Ахматове.
При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и счастья.
Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только литударников, но и государственных охранников партийной идеологии.
И все же в огне событий она не потеряла стойкость и самообладание, а ее поэзия всегда была наполнена благородства, любви и веры в торжество Добра над Злом.<\p>
В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога читателю.
Жизнь и любовь Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для нее неразделимы. Стихи Ахматовой – это воплощение ее мыслей и чувств в Слово.<\p>
Поэтесса писала стихотворения на разные темы: о Родине
«Был блаженной моей колыбелью Темный город у грозной реки, И торжественной брачной постелью, Над которой держали венки. Молодые твои серафимы, —
Город, горькой любовью любимый»;
о предназначении поэта и поэзии
«От странной лирики, где каждый шаг — секрет, Где пропасти налево и направо, Где под ногой, как лист увядший, слава,
По-видимому, мне спасенья нет».
Она писала о своем народе: «Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл — Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был…»
Но, конечно, основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является тема любви. Великая земная любовь является движущим началом всей лирики Ахматовой.
Благодаря ее великолепным стихам читатель по-другому, более реалистично, видит мир. Ее стихи о любви наполнены настоящим драматизмом, что ставит их в один ряд с мировой классикой.
Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву ради любви:<\p>
«Милый мой! И я тоже. Умру с тобой …»
Ахматова жила поэзией. О любви она писала с потрясающей нежностью. Читая ее произведения, я как будто сама переживаю каждую секундочку того времени, в котором она писала эти строки. Они наполнены великой любовью ко всему, о чем бы поэтесса ни говорила.
<\p>
Анна Ахматова стала моим самым любимым поэтом! Ее считали совершенством. Ее стихами зачитывались.
Меня удивляет только одно: как могли такого поэта так долго не печатать и так долго вообще не изучать в школе! Ведь Ахматова по силе своего дарования и таланта стоит рядом с гениальным Пушкиным, которого она так ревниво любила, понимала и чувствовала.
Источник: https://ronl.org/sochineniya/literatura-i-russkiy-yazyk/800128/
Творчество одного из поэтов Серебряного века
Серебряный век — это период поэзии, который пришелся на начало двадцатого века и подарил читателям замечательный состав авторов.
Признаком Серебряного века было использование в своих произведениях мистики, а работы поэтов были насыщены внутренней духовностью и совестью. В поэзии видны были внутренние противоречия, душевный недуг, дисгармония.
Ознакомившись с творчеством поэтов Серебряного века, а также с тематикой некоторых представителей данного периода, напишем сочинение по их творчеству.
Творчество поэтов Серебряного века
Творчество поэтов Серебряного века созидали мир, где была большая жажда красоты и самоутверждения.
Благодаря представителям Серебряного века, чьи фамилии известны каждому человеку, интересующемуся историей русской литературы, а это Гумилев, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Пастернак и многие другие, поэзия предстала в разнообразии красок. В ней можно было увидеть и художественные, и религиозные, и философские тени.
Поэты верят в силу слова, поэтому стараются подобрать нужные слова и выражения, чтобы донести смысл своих строк читателям. А для писателей важно было полностью погрузиться в творчество.
Любовь и Родина в творчестве поэтов Серебряного века
Тема Родины и любви к ней всегда волновала поэтов разных эпох. Освещена тема России и в творчестве поэтов Серебряного века, а их произведениями пополнилась отечественная литература. В работах Маяковского и Блока тема Родины занимает особое место. В широком масштабе раскрыта данная тема и у Анны Ахматовой.
Например, в ее сборнике Белая стая в каждом стихотворении поэтесса уже не пишет о любви своих лирических героев. Здесь ощущается приближение катастрофы, трагических событий. Выражая свое отношение к России, Ахматова в стихотворении Думали писала: нищие мы. Потом появится и сборник Подорожник, где автор осветит трагические годы страны.
Тема Родины у Ахматовой изменялась и эволюционировала с годами, а к концу ее жизни для поэтессы Родина заключалось в простой русской земле.
Есенин говорил, что чувство Родины основное в его творчестве, а лирика его жива одной лишь любовью к ней.
В произведениях каждого писателя мы видим, как воспевается страна, природа, народ. Никто не отвернулся от России в трудное для нее время, каждый остался служить Отечеству, описывая свою любовь к родному краю, веря в могущество России, отражая в своих произведениях связь народа и природы.
Затрагивали в своих работах писатели Серебряного века и тему любви. Эта тема центральная в стихах Цветаевой. О светлых чувствах любви писали и Блок с Есениным. Да наверное каждый поэт хоть раз, но затронул тему любви, подарив нам свои стихотворения. Но мне нравится, как пишет о любви Цветаева.
Чего только стоит ее стихотворение Мне нравится, что вы больны не мной. Там отразились страдания любящей женщины, которую разлюбил человек, что только вчера смотрел в ее глаза.
И это только одно из ее шедевров, а ведь таких стихотворений у Цветаевой множество и я с удовольствием перечитываю каждое из них, погружаясь в мир открытости и откровений, в тонкий мир чувств.
- Проанализируйте творчество одного из поэтов серебряного века
Источник: https://sochinyshka.ru/tvorchestvo-odnogo-iz-poetov-serebryanogo-veka.html
Сочинение «Мой любимый поэт «серебряного века»
Путь поэта — это крестный путь. Знак гениальности одновременно является и знаком нелегкой судьбы. Эта мысль во многом определяет жизнь и творчество многих русских поэтов, которым выпала нелегкая, но счастливая доля жить и творить в начале XX столетия.
Это время вошло в историю под названием “серебряный век”. Тогда надежда окрыляла многих, но тем страшнее было разочарование, тем серьезнее была проверка на мужество и верность себе. Большинство поэтов “серебряного века” прошли через испытания, потребовавшие огромных душевных затрат.
Однако талант нельзя растерзать и покорить.
Доказательством этой мысли стало творчество прекрасной русской поэтессы М. Цветаевой. На ее долю выпали горечь разлук и тоска одиночества. Однако лирическая героиня поэтессы никогда не была слабой. Никакое горе не смогло сломить ее.
Цветаева создает в своей лирике образ сильной, волевой личности, не признающей навязанных кем-то правил, самостоятельной и привыкшей отвечать за свои поступки. Для себя поэтесса требует немного. Она ищет тепла и участия, обращаясь к “своим” и “чужим” “с требованием веры”, “с просьбой о любви”.
Лирическая героиня стремится быть нужной всем, говорить с целым миром и с отдельным человеком, отдавая “огонь” своей души.
К сожалению, мир отвечал лишь равнодушием и холодом, что отразилось в поэзии Цветаевой на решении всех проблем. Основной мотив ее творчества — это “буйство чувств”, страсть, неистовство. Любовь никогда не бывает безоблачной.
Это всегда борьба, “поединок роковой”. Лирическая героиня способна преодолеть все преграды, отстаивая свое право на чувство, способна “выстрадать и вернуть назад” своего избранника. Она непредсказуема и неожиданна.
Ей нетрудно в одно и то же время быть неясной, ласковой и надменной.
Такой предстает она в стихотворении “Попытка ревности”. В нем соединились насмешка над бывшим героем и в то же время плохо скрываемое страдание при воспоминании о предательстве.
Бунтующая и страстная, она порой страдает, как самая обыкновенная женщина, задающая вечный вопрос: “Мой милый, что тебе я сделала?” Цветаева безмерна во всех проявлениях чувства. Ей не нужно спокойствия, поэтесса требует полнокровной жизни, вечного движения.
Все, что дорого “крылатой душе”, вложила М. Цветаева в стихотворения о родине. Россия поэтессы — это выражение духа бунтарства, своеволия, непокорности.
Цветаевская Русь многолика. Здесь торжествуют и плачут, мучаются и восстают, но не знают кротости и смирения. Любимая поэтессой Москва становится под ее пером символом русской истории, русской культуры, главным истоком жизни. Цветаева не сомневается, что рано или поздно все пути пересекутся в древней столице, в этом “огромном странноприимном доме”.
Зов своей Москвы слышала поэтесса в годы разлуки с родиной. Это проявилось в стихотворении “Тоска по родине”. В его последнем многоточии немое признание в таком сильном чувстве, на которое способно только безудержное и мятежное сердце М. Цветаевой.
С юных лет она осознала, что поэт принадлежит к числу избранных, поэтому творчество представлялось ей “высшей степенью подверженности наитию”, вдохновение — бурным порывом, вовлекающим в себя все жизненное. Сгорая, рождать свет — вот истинное предназначение подлинного творчества, “ибо путь комет — поэтов путь”. О чем бы ни говорила М.
Цветаева, она всегда наполнена неиссякаемым желанием “все понять и за всех пережить”. Ее сердце распахнуто навстречу самым разнообразным впечатлениям.
Нелегко было Цветаевой с ее “безмерностью” уживаться с “миром мер”, но неистребимая и безумная надежда на то, что холодная стена непонимания рухнет, спасала ее в горькие минуты отчаяния.
Источник: https://shdo.net/sochinenie-moj-lyubimyj-poet-serebryanogo-veka-2/
Поэты серебряного века Есенин — сочинение
Такие поэты, как Блок, Есенин и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революцияи 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Все это — реальные вехи путей России, узловые моменты ее истории, на которые живо откликнулись эти поэты.
Все три художника слова по-своему относились к России и писали об этом в своих произведениях. «Этой теме, — писал Блок, — я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни….»
Перу поэта принадлежать циклы стихов о России: «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла — «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине красоту и, вместе с тем, загадочное, чуждое, дикое начало, недоступное пониманию:
Знала ли что? Или в Бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых…
…Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни…
Двусмысленное отношение к России также раскрыто в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…». Сталкивая в одном произведении низость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует реалистичную картину современной ему России:
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод…
Тема этого стихотворения — неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в мещанское существование, а его душа ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Блок горячо любил родную землю, с ней связывал лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидел «страшный мир» царской России. Образ Руси представлен у поэта в виде прекрасной женщины, гордой и сильной духом. На ее долю выпадет много испытаний, но поэт уверен, что Россия достойно их выдержит. Он верит, что Россия только окрепнет и станет еще более сильной духовно.
Отличительная черта есенинской лирики о России — любовь поэта к деревне, к селам, его неприятие города. Особенно ярко это проявлялось в ранних творениях. В них Есенин рассказывал о своих переживаниях и мыслях. Но с течением времени поэт начинает выходить за пределы «интимной» лирики. Теперь он рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России.
Случилось это во времена великих бурь революции. Как поэт своей родины, Есенин не мог оставаться в стороне от этих событий. Реальные революционные потрясения, резкие перемены в деревне, даже машинизация села — все это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной воображением поэта, патриархальной Руси.
Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого. Теперь Родина для него не только деревня и ее природа, это и новый герой, также неотъемлемо связанный с Россией — город.
Это четко прослеживается в стихотворении «Я последний поэт деревни»:
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны.
Для него Россия — это и природа, одухотворенная одним дыханием и памятью поэта, и деревня как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но все же родной, так как является частью Родины, и народное творчество как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни. Все это Есенин пережил и осознал, поэтому читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же образы.
Владимир Маяковский в сознании большинства людей выступает как «певец социалистической революции», веривший в коммунистическое будущее и весь свой сатирический талант отдававший этому великому делу. Поэт очень сильно любил Россию и верил в родину завтрашнего дня.
Маяковский радовался каждому достижению страны в промышленности, культуре, в международных делах. Поэт отмечал, что каждый день рождает новые «чудеса» на родной земле. Но самое большое чудо, рожденное Октябрем,- советский человек, свободный и сильный. И Маяковский не раз говорит в своих произведениях о том, что делает советского человека особым, дает ему силы для свершения подвига:
Особое место в творчестве поэта занимает тема революции, которую он полностью поддерживал. Последняя поэма Маяковского «Хорошо!» — гимн революции. В ней мы найдем строки о любви к Родине и о счастье быть ее сыном, гражданином, участником ее созидательных свершений и расцвета.
Отдавая «всю свою звонкую силу поэта» революции, Маяковский ненавидел обывателей, мещанство, бюрократию и чиновников («О дряни», «Прозаседавшиеся»). Всю свою страсть он направлял против тех, кто мешает строить новую страну. Все его дела и мысли были устремлены в будущее. Владимир Маяковский хотел быть и стал пророком и знаменем революции.
Три поэта одной эпохи по-разному относились к событиям начала 20 века. Блок и Есенин до конца не приняли революцию, Маяковский всячески ее поддерживал. Но все поэты горячо любили Россию и верили в будущее страны, в ее особенность и уникальность. Родная страна по-своему отблагодарила этих поэтов, увековечив их имена и обессмертив их творчество.
Источник: https://esenin-s.ru/poety-serebryanogo-veka-esenin-sochinenie/
Мой любимый поэт серебряного века (Н. Гумилев)
Серебряный век – это не просто несколько русских поэтов. Это особое явление в духовной жизни России. Само определение “серебряный” основано было на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называли золотым веком русской поэзии. Этим эпитетом пользовались сами поэты. Так, в “Поэме без героя” Анны Ахматовой есть такие строки:
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Однако в определении “серебряный век” заложен и иной смысл, отражена вторая сторона духовной жизни России рубежа веков. Серебряный век в отличие от пушкинского золотого проходил под знаком луны.
Луна в мировой мифологии – это символ ущерба, умирания, и вся культура начала века была пронизана тревожными предчувствиями грядущих страшных лет России.
Две эти особенности – бурный расцвет и предощущение близкого краха предопределили развитие русской поэзии серебряного века.
Он начался в 90-е годы XIX века; расцвета, наивысшей точки развития творчество поэтов серебряного века достигло в 1910-х годах: время зрелого творчества А. Блока, А. Белого, 3. Гиппиус, Вяч. Иванова, В. Брюсова.
<\p>
И в те же годы на русском Парнасе появляются новые литературные течения: после безраздельного господства символизма его позиции оспаривают прямые наследники – акмеисты, и прямые оппоненты – футуристы.
В эти годы в поэзию активно входят Анна Ахматова, Михаил Кузмин, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Марина Цветаева, Велимир Хлебников, Сергей Есенин, Николай Клюев, Борис Пастернак.
Спорным является вопрос о том, когда же закончился серебряный век русской поэзии. Этой датой можно назвать год 1921 – год трагической гибели двух величайших русских поэтов: А. Блока и Н. Гумилева. О творчестве последнего мне хотелось бы сказать подробнее.
Николай Гумилев вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт – Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова – директором Царскосельской гимназии, в которой учился Н.
Гумилев. Ему позднее было посвящено стихотворение “Памяти Анненского”, в котором сказано: “Был Иннокентий Анненский последним из царскосельских лебедей”. Основные сборники Н.
Гумилева – “Романтические цветы”, “Жемчуга”, “Чужое небо”, “Костер” и последний, изданный в последние дни перед смертью поэта – “Огненный столп”. Если говорить о поэзии Н.
Гумилева, сопоставляя это с тем, что мы знаем о нем из воспоминаний, в том-числе и его собственных, то главную его тему можно определить как тему преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он преодолевает
Свои изъяны, пускается в рискованные предприятия вроде путешествий в Африку – их он совершил три – или добровольного ухода на войну, где служил разведчиком. Эта тема отразилась и в его стихотворениях – их герой всегда отличается силой духа, отвагой, как, например, в стихотворении цикла “Капитаны”:
Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса –
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
С годами в поэзии Н. Гумилева становится меньше экзотики, но его уважение к сильной, необычной личности остается неизменным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды. К ним относит поэт и себя. Он много размышляет о своей смерти и представляет ее неизменно в героическом ореоле:
И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
Много стихотворений Н. Гумилев посвятил теме любви. Главная героиня его любовной лирики может принимать различные облики – и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте – Беатриче, и Маргариты из “Фауста” Гете.
Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неоднозначные отношения, сами по себе достойные романа.
Образ поэтессы предстает перед нами в стихотворениях “Из логова змиева”, “Она”, “Укротитель зверей” и многих других. Любовь в поэзии Гумилева – это прежде всего страсть, в которой есть черты “поединка рокового”.
Одно из самых известных его стихотворений о любви – стихотворение “Жираф”, в котором унылому и пропитанному туманами миру противостоит мир яркий, мир, в котором царят веселые сказки таинственных стран…
Для поздней лирики Н. Гумилева, составившей последний сборник стихов, характерно обращение поэта к философским темам.
Он жил в то время в голодном и страшном Петрограде, занимался активной общественной работой, создавал студии для молодых поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Н.
Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьем о человеческой жизни, о судьбе России, о своем поэтическом предназначении. Стихи эти сложны для понимания, но это не намеренная усложненность поэтического эксперимента, в принципе чуждого Н.
Гумилеву, а сложность самой авторской мысли. Это такие стихотворения, как “Память”, “Лес”, “Заблудившийся трамвай”, “Пьяный дервиш”, В целом поэзии Н. Гумилева не свойственны дерзкие поиски в области формы стиха, скорее, он тяготеет к классическим традициям,
В его поэзии больше зрительных образов, чем звуковых, и его поэтической речи не свойственна напевность, как, например, у Есенина, но необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора делают читателя как бы соавтором поэта, соучастником его размышлений и чувств.
Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Н. Гумилева “Слово”:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города,
И орел не взмахивал крылами.
Звезды жались в ужасе клуне.
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Стихотворение это относится к поздней лирике Н. Гумилева. Оно было впервые напечатано в 1921 году. В произведении звучат философские размышления автора о природе слова. Противопоставлены друг другу два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей – символом его является “умное слово”, и высший, божественный путь, воплощенный в слове.
Стихотворение развивает классические традиции – в нем можно усмотреть аллюзию на пушкинского “Пророка”, лермонтовского “Поэта”. Именно поэт в современном мире, в котором люди забыли божественную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, Н. Гумилев обращается к самому высокому авторитету для человека христианской культуры – к Евангелию.
В соответствии с темой, стихотворение отличает высокий стиль. Для его создания поэт использует архаизмы (оный час, осиян-но), что соответствует традициям русской поэзии. По самой своей интонации произведение звучит как торжественная декламация. Оно написано пятистопным хореем, тем же размером, которым написано стихотворение М. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”.
В произведении выражена глубокая философская мысль поэта, особенно значительная в то время, когда нередко брал слово маузер.
Н. Гумилев стал одним из символов культуры серебряного зека. И в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность. Культурный ренессанс в России был уничтожен, как был убит и поэт.
Источник: https://ege-essay.ru/moj-lyubimyj-poet-serebryanogo-veka-n-gumilev/
Сочинение на тему «О поэтах «серебряного века»»
Истинная поэзия — это любовь,
мужество и жертва.
Ф. Гарсия Лорка
Эти слова одного из величайших испанских поэтов, по моему мнению, больше всего подходят к той блестящей плеяде поэтов конца XIX — начала XX века, которых Анна Ахматова так проницательно назвала «серебряным веком русской поэзии». И действительно, после Александра Пушкина и Лермонтова это был самый яркий «всполох» в литературной жизни русского общества — Ахматова, Цветаева, Пастернак, Ходасевич, Есенин, Гумилев и многие, многие другие.
В России всегда было много талантливых людей, но удивительно то, что к началу XX века выделился большой ряд по-настоящему хороших поэтов, имена которых навсегда останутся в русской и мировой литературе.
Это были люди высокообразованные, знакомые не только с культурой своей страны, но и историей, литературой, мифологией и различными искусствами других стран и народов.
Может быть, поэтому сразу же замечаешь, что почти все поэты обращаются к древнему эпосу.
А в произведениях Максимилиана Волошина красной нитью проходит тема Бога:
Вначале был Мятеж,
Мятеж был против Бога,
И Бог был Мятежом.
И все, что есть, началось чрез Мятеж.
И как различно каждый из поэтов воспринимает Христа. Гумилев представляет Иисуса в белых одеждах, со светящимся нимбом над головой, идущим к людям и дающим им радость:
Он идет путем жемчужным
По садам береговым…
А страдающая душа Бунина раскрывается Христу, чтобы найти у него покой:
За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кроткость синей дали.
Любовь… Без нее, наверное, не смог бы жить ни один человек, тем более творец. Но и здесь каждый поэт по-своему видит мир любви, в котором суждено ему жить.
Любовь! Любовь!И в судорогах, и в гробе.
Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь, —
пишет Марина Цветаева, надолго разлученная с мужем, но пронесшая любовь к нему через всю свою жизнь. Мир любви Анны Ахматовой совсем другой:
А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Александр Блок навсегда остался для читателей певцом 3 неразгаданной тайны Прекрасной Дамы:
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Но самая большая любовь в жизни каждого из этих людей — это любовь к России. Именно ей во все времена посвящали самые прекрасные строки все русские поэты: Ломоносов и Державин, Пушкин и Лермонтов, Мандельштам и Белый, Клюев и Гумилев…
Игорь Северянин склоняет голову, воспевая родину:
Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
А рядом звучат задумчивые родниковые струи поэзии Есенина:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Сергей Есенин принял русскую революцию, как Блок и Маяковский, и в семнадцатом году он пишет:
О, Русь! Взмахни крылами,
Поставь иную крепь.
С иными именами
Встает иная степь.
Но зпоследствии он смотрит на все происходящее в России совершенно другими глазами. Многие люди приняли революцию 1917 года, если не с восторгом, то, по крайней мере, без ужаса, но вместе с большевиками приходят голод, разруха и еще долгие годы войны.
Войны гражданской, где брат идет на брата и отец на сына. Если сначала все мечтали о переустройстве общества, о лучшей жизни, то потом появляется страшное слово — эмиграция. Один за другим уезжают талантливые люди: ученые, писатели, музыканты.
А вместе с ними уезжает, исчезает, раскалывается на кусочки русская культура, складывавшаяся веками, которая мощным потоком вылилась в произведениях писателей «серебряного века».
Марина Цветаева пишет Борису Пастернаку из Берлина:
Расстояние, версты, мили…
Нас расставили, рассадили,
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
Стена да ров
Расселили нас, как орлов —
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
Эти строки дышат горечью. В Германии, Франции, Швейцарии в русских кафе, где собираются эмигранты, звучали стихи Есенина, Белого, Ходасевича, Блока.
Но кому нужны были там, за границей, эти истерзанные болью строки, обращенные назад в Россию:
Идет по луговинам летия.
Таинственная книга бытия,
Российского —
где судьбы мира скрыты —
Дочитана и наглухо закрыта.
И рыщет ветер, рыщет по степи
— Россия! — Мученица! —
С миром спи!
(Марина Цветаева)
А те, кому удалось вернуться или каким-то образом остаться в России, какие «награды» готовила им «обновленная Родина»! Ссылки, лагеря, голод, письма, никогда не отправленные друзьям и родным, находившимся за границей, и огромнейшую работу… в стол. Произведения ходили в списках, тайно вывозились за границу, чтобы мы, сегодняшние читатели, получили истинное представление о том времени, хотя многие лучшие произведения читатели не увидели и по сей день.
Дмитрий Мережковский пишет 11 февраля 1918 года:
…Да будут прокляты слова,
Дела и люди. Да будут прокляты.
Если гаснет свет — я ничего не вижу.
Если человек зверь — я его ненавижу.
Если человек хуже зверя — его убиваю.
Если кончена моя Россия — я умираю…
А в ответ, как взрыв, гордо, пророчески-победоносно звучат строки Зинаиды Гиппиус:
Она не погибнет, — знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся — верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем, — верьте!
Но что нам наше спасенье!
Россия спасется — знайте!
И близко ее воскресенье.
Как много пережили эти люди, как много они испытали, сколько потерь! Но все их чаянья, беды и расставания — без жалоб, смерти — без упреков сливаются в «Молитве» Анны Ахматовой:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар.
Так молюсь за своей литургией
После стольких мучительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
<\p>
Источник: https://schoolsochinenie.ru/o-potah-serebryanogo-veka.html