Сочинение: тема любви в романе тургенева «отцы и дети»

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему: «Любовь в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» по расхожему мнению содержит в себе одну большую проблему – отношения отцов и детей, отношения разных поколений.

Но эта тема отнюдь не единственная в романе. Писатель поднимает серьёзные проблемы взаимоотношений внутри социума, настоящей дружбы, проблемы современной ему философии и т.д. И отдельное место занимает в произведении тема любви.

       Роман содержит несколько любовных линий: отношения Николая Петровича и Фенечки, любовь Аркадия и Кати и «любовь-ненависть» Базарова и Одинцовой. Фенечка и Николай Петрович находятся в непростом положении. Они полюбили друг друга, несмотря на сословную пропасть.

Более того, они сделали шаг к созданию настоящей семьи – у них родился ребёнок.

Обратите внимание

Однако создать семейный очаг для них – очень большая проблема в силу упомянутой преграды, и всё же два любящих сердца, которые в своих чувствах просты, кротки, незамысловаты, но искренни, в силах сохранить свою любовь – идеал семейной любви.

       Отношения Аркадия Кирсанова и Катерины выкристаллизовываются медленно, но, как говорится, верно. Аркадий вначале, как и Евгений Базаров, увлечён Анной Одинцовой, которая не моет не увлечь своей внешностью и внутренним стержнем, волей, спокойствием.

Катерина и Аркадий много времени проводят вместе, но мысль о том, что любовь возможна между ними двоими приходит к ним не сразу. Аркадий остывает к Анне Сергеевне, больше приглядывается к Кате и тогда понимает, что эта тихая, скромная девушка, что так много времени была подле него, и есть его любовь.

Любовь не пылкая и головокружительная, но чистая, чуткая и спокойная.

       Совершенно противоположно чувство, возникшее между Базаровым и Анной Одинцовой. Его нельзя охарактеризовать однобоко, это и внезапная страстная любовь, и смятение, и сомнение, и ненависть одновременно. С момента встречи с Анной Евгений мало-помалу начинает понимать, что его нигилистический разум теряет твёрдую опору.

Он, уверенный в себе человек, ставящий свои взгляды, свой мнение наголову выше всех остальных, привыкший успешно убеждать других в своей правоте, теряет «сноровку». Базаров осознаёт, что появилось нечто, неподвластное его воле, ломающее его представление о мире и человеческих отношениях.

Любовь, чувство созидательной природы, которое даёт стимул людям к созданию чего-то прекрасного, гармоничного, порождает в Базарове парадоксальное желание разрушать и показывает дисгармонию в его душе.

Одинцова также теряется в этой любви, она не может преодолеть свои жизненные принципы хладнокровия и покоя и неуклюже старается их защитить от страсти Евгения, теряя тем самым шанс по-настоящему вновь полюбить, погрузиться в это чувство с головой.

       Так, любовь в романе И.С. Тургенева расписана, как на живописном холсте, разнообразными красками, рождающими самые неожиданные сочетания, но она неизменно выступает как мерило внутреннего состояния человека, степени гармонии его души, способности сердца к тёплому чувству.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/435-sochinenie-na-temu-lyubov-v-romane-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti.html

Тема любви в романе «Отцы и дети» – Сочинение

Тема любви в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Любовь — очень важный прием для любого романиста, и в особенности для Тургенева, так как в его романах герои становятся самими собой именно под действием любви. Л. Н.

Толстой говорил: «Кто счастлив, тот и прав», но в случае с тургеневским романом это высказывание можно перефразировать: «Кто любит, тот и прав». Еще А. С.

Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» сочувствует по очереди сначала Татьяне, затем Онегину, то есть автор всегда на стороне того героя, который способен любить. Пушкин всячески приветствует любовь Онегина, так как именно это чувство должно способствовать, по мнению автора, возрождению героя.

Важно

У Тургенева немного другая любовь: это интрига, и она всегда занимает очень важное место в произведении. Любовный сюжет в «Отцах и детях» выстраивается у каждого из героев и очень хорошо дополняет данную автором характеристику каждого из них.

История любви Павла Петровича и история его жизни описываются в VII главе как бы в виде отдельной повести, данной из уст автора, но по сюжету рассказанной Аркадием Базарову. Любовь к княгине Р. определяет всю жизнь Павла Петровича.

Она стала женщиной его жизни, и он действительно «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», как потом сказал Базаров. И вот, после бегства княгини от Павла Петровича тот вернулся в

Россию, но жизнь его не может войти в привычную колею. Павел Петрович тогда как раз «вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость еще не настала». Получается, что не только по возрасту и положению на смену ему приходят новые люди вроде Базарова.

Можно сказать, что Павел Петрович был человеком без прошлого, но и без будущего, сродни «лишним людям».

Об этом свидетельствует данная автором характеристика поведения Павла Петровича в деревне: «редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения».

Тургенев раскрывает перед читателями историю любви еще одного героя — Николая Петровича. Он очень любил свою жену, назвал в честь нее имение («Марьино» в честь Марии), но он любит и Фенечку. Здесь автор стремится показать, что любовь может быть не только один раз в жизни, и эта многогранность — важнейший душевный опыт.

Если посмотреть на историю любви Николая Петровича и Фенечки глазами недоброжелателя, то видно, что Фенечка — дочь экономки и, кажется, совсем не пара Николаю Петровичу — дворянину в летах, особенно учитывая то, что они живут в гражданском браке.

Совет

Фенечка находится в двусмысленном положении: она стесняется Павла Петровича и Аркадия, чувствует себя при них человеком низшего сорта. Николай Петрович любит Фенечку, но продолжает вспоминать об умершей жене, скучает по ней и, очевидно, все еще любит ее.

Эта история может показаться странной, а если смотреть с точки зрения общественности, то просто пошлой, но на самом деле здесь Тургенев хотел показать, что обе этих любви могут уживаться в одном человеке, ведь любовь к умершей жене и тоска по ней могут скорее свести Николая Петровича в могилу, чем дать ему силы жить; а вот любовь к Фенечке и маленький сын Митя — это то, что дает Николаю Петровичу ощущать свою нужность и цельность, придает его жизни какой-то смысл.

Тургенев, как и Пушкин, сочувствует тем героям, которые способны любить. Тем ярче контраст между любовными линиями остальных героев и отношениями Аркадия с Анной Одинцовой. Здесь Аркадий — человек умный, тонкий, добрый, щедрый — выступает неспособным к любви.

Он долго не мог разобраться, кого же он любит — Анну или ее сестру Катерину. Когда же он понимает, что для него создана именно Катя, происходит его возвращение к самому себе, в лоно отцов, заканчивается период ученичества у Базарова, и их пути окончательно расходятся.

Аркадий создан для того, чтобы вернуться к традиционному укладу жизни и заниматься достойными дворянина делами — завести семью и заниматься хозяйством. Женясь на Кате, он прощается со своим недавним прошлым. В последней главе, которая выступает в роли своеобразного эпилога, Тургенев показывает две свадьбы.

Когда Аркадий «не решился громко предложить» тост за Базарова, становится понятно, что многое изменилось.

Современники Тургенева считали, что он расправился с Базаровым и показал полный крах его идеологии, столкнув его теорию с реальной жизнью, с любовью, со всей ее неоднозначностью. Согласно сюжету, Базаров, познакомившись с Анной Сергеевной Одинцовой, постепенно влюбляется в нее, и любовь его сильна.

Вдруг оказывается, что базаровский цинизм (или то, что можно принять за его цинизм) — это не природное свойство, а одна из крайностей его молодости. Цинизм — некоторая душевная неразвитость, но осуждать Базарова за это не стоит, так как с возрастом, как правило, это проходит.

Обратите внимание

Любовь оказывается гораздо глубже, чем все его теории, недаром Базаров, признаваясь в любви, говорит, что он любит «глупо, безумно», то есть герой не может понять, как так вышло, не видит в этом смысла и логики.

Анна Одинцова, пожалуй, самый бесчувственный персонаж во всем романе. Она «разъехалась с мужем, ни от кого не зависит», но она не любит не только своего мужа — она, кажется, вообще не умеет любить.

Читайте также:  Кратчайшее содержание поэмы «полтава» для читательского дневника (а.с. пушкин)

Ее пугает любовь Базарова, потому что такой силы и такой любви она не встречала и не находит в себе отклика на это. В конце концов Анна приходит к выводу, что «спокойствие все- таки лучше всего на свете».

В XXVIII главе романа, в эпилоге, Тургенев рассказывает, что Анна Сергеевна вышла замуж не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, «молодого, доброго и холодного как лед». Тургенев абсолютно не верит в такую любовь, но тут важно не это, а то, что на этом фоне, поставив Базарова перед такой женщиной, Тургенев показал, что Базаров может любить.

В истории любви каждого из героев, конечно, проявляется авторская позиция. Из образа героя уходит все ненастоящее и бесполезное, остается только естественное и правдивое.

Получилось, что нигилизм Базарова — явление наносное, что Базаров может любить, а значит — он меняется.

Тургенев ни в коем случае не развенчивает нигилизм своего героя, он лишь хочет сказать, что изменения — характерная черта человека, что он не статичен, ему свойственно меняться, и это самое ценное.

Здесь искали:

  • тема любви в романе отцы и дети
  • любовь в романе отцы и дети
  • роль и место любовных историй в романе отцы и дети

Источник: https://Sochineniye.ru/tema-lyubvi-v-romane-ottsy-i-deti/

Сочинения на тему Тема любви в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» по литературе

Роман «Отцы и дети» затрагивает вопросы, которые волновали общественность во второй половине XIX века. Помимо разных взглядов на жизнь, автор поднимает и тему любви. Именно она показывает нам настоящую сущность героев и проверяет их. Способность любить для писателя – это одно из важных человеческих качеств.

Главная любовная линия романа связана со взаимоотношениями Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Будучи борцом за все новое, парень не находил истинное наслаждение в искусстве, романтике и любви. Он верил, что любовь придумана романтиками. Людей связывает только симпатия.

Возможно причиной этому послужили его отношения с представительницами женского пола. Он считал, что они созданы исключительно ради развлечения, поэтому их нельзя воспринимать всерьёз. Однако очень скоро в его жизни произошли кардинальные перемены. Иван Сергеевич предоставляет Базарову возможность убедиться в неправильности своих мыслей.

На пути у главного героя появляется нежное чувство – любовь. Евгений влюбляется неистово и по-настоящему. «Он задыхался; все тело его видимо трепетало», – так пишет о состоянии Базарова писатель. Он любит Анну, но эти чувства достаточно противоречивы.

Важно

До конца дней своих молодой человек хранит в себе эти трепетные чувства и перед смертью хочет видеть Анну Одинцова. Однако при встрече поведение девушки весьма странное. Ее овладевает страх заразиться от Базарова, но, чтобы выглядеть достойно в глазах других она все же приближается к нему.

Неужели она не любила Евгения? Но ведь именно она начала проявлять знаки симпатия, а затем испугалась собственных чувств. Героиня несчастна, ведь она променяла неведомые чувства на авторитет в обществе.

Антипод Базарова – Павел Петрович, который также страдал из-за любви. В его случае – это было неразделенное чувство, которое лишило его настоящей жизни.

Другая, но не менее интересная история любви привлекает внимание читателей. Отношения Аркадия и Кати. Молодой человек мечтал о любви и счастливой семье, но он легко поддается влиянию других людей.

Описывая их взаимоотношения, Тургенев обращает наше внимание на прекрасные моменты, ради которых стоит любить и жить. Также, как и сын, счастлив в семейной жизни и отец Аркадия. Он был без ума от своей первой супруги, а затем всем сердцем полюбил Фенечку.

Несмотря на приличную разницу в возрасте, они счастливы и действительно любят друг друга. У пары появился малыш по имени Митенька.

Мне кажется, что автор хотел показать, как любовь влияет на наши жизни. Именно в ней и заключается смысл существования.

<\p>

Источник: https://kursoteka.ru/essay/literature/view/362

Тема любви в романе «Отцы и дети»

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой.

Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен.

Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная!..

и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» – так говорит Базаров о любимой женщине.

Совет

Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров.

Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р.

перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.

Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее.

Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой девушке Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова оскорбляет ее.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате.

Обе они заканчиваются картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет.

Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

<\p>

При анализе художественного произведения стоит помнить о том, что невозможно с абсолютной точность раскрыть авторский замысел ввиду сугубо индивидуального устройства мышления любого человека, а можно лишь приблизиться к нему на максимально близкое расстояние при условии обнаружения авторских «подсказок» в тексте.

Вам понадобится

Инструкция

Обратите внимание

Обратитесь к названию романа. В идеале название художественного произведения во многом определяет его идейное содержание, даже можно сказать, что название концентрирует в сжатом виде то, что впоследствии предстанет перед читателем на страницах книги. Однако сводить все к названию не следует ввиду возможной «игры» автора с читателем.

Определите главного героя произведения. В данном случае этим героем будет Базаров (Аркадия и Одинцову нужно включить в этот список, хоть роль их и не так сильна, как Базарова, но реалистический роман, а таковым и является роман Тургенева, не может ограничиться одним только главным героем). Однако, снова обратившись к названию, видно, что поколение «отцов», раз уж оно значится в заглавии, играет в произведении не последнюю роль. Так в список основных действующих лиц включаются и Павел Петрович и Николай Петрович. Раз основное действие будет завязано на указанных героях (главных героях), то и идейное содержание произведение будет раскрываться посредством их участия в сюжете. Определите основные «оппозиционные точки» произведения. Поскольку художественные произведения строятся на основе контрастов, противоречий, то именно их обнаружение и определение их природы позволит приблизиться к раскрытию авторского замысла. Разумеется, что «оппозиционерами» будут являться герои. Во-первых, одна из оппозиций заявлена уже в названии. Для раскрытия ее сути необходимо обратиться к сценам (двум) в доме Кирсановых, а именно к эпизодам споров Павла Петровича и Базарова об утверждении собственных жизненных ориентиров. Во-вторых, коллизия взаимоотношений Базарова и Одинцовой являет перед читателем следующую оппозицию. Существует и третья оппозиция, не всегда явная благодаря тому, что одной из сторон ее является лишь Базаров в отсутствии героев, которые выше были признаны наряду с ним основными. Это линия так называемых мнимых нигилистов, Ситникова и Кукшиной. Именно они как прихлебатели новых идейных веяний создают контрастную пару с Базаровым, истинным выразителем нигилистической концепции (в дальнейшем, конечно, окажется, что это довольно спорное определение Базарова, однако в данном конкретном случае необходимо понимать его образ именно так).

Читайте также:  Трудно ли быть взрослым?

Источник: https://kakprosto.ru/kak-851509-tema-lyubvi-v-romane-otcy-i-deti

Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» » Сочинение на EraInfo.ru

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был написан накануне отмены крепостного права и затрагивает ряд политических, общественных и нравственно-духовных проблем, актуальных переломной эпохи середины 19 века. Безусловно, писателем затрагивается в его произведении и тема любви.

Типично для художественной литературы обращение писателей к любовной тематике как «спасительной» для главных героев. Такая сюжетная схема представлена у Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании», когда Соня спасает Раскольникова от его разобщенности с окружающими; у М.А.

Булгакова в «Мастере и Маргарите», где женщина даже заключает сделку с дьяволом во имя любви к мастеру и ряд других.<\p>

Какую же роль играет тема любви у И.С.

Тургенева? В романе можно проследить несколько любовных линий: чувства Евгения Базарова к Анне Одинцовой, любовь Аркадия и Кати, привязанность отцов и детей на примере Базарова и его родителей.

Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов нигилисты. Нигилист – человек, ум которого заражен безверием ни во что, а так же пропагандирующего протест против всех общественных устоев и ценностей.

Нигилисты называют искусство бесполезным, общепринятую мораль устаревшей, религию ненужной, скептически относится к чувственным рвением сердца. Базаров искренне разделяет свои убеждения, фактически — он и есть источник нигилизма в романе.

В противовес ему, Аркадий Кирсанов лишь увлекается идеями нигизма и потому, влюбляясь в сестру главной женской героини Одинцовой Катю, с легкостью отказывается от своих убеждений и всецело отдает себя взаимным любовным переживаниям.

Для Базарова же любовь к богатой вдове Анне Одинцовой становится настоящим испытанием.

Появившаяся в нем чувственность, вносит раздор и смятение в его ум, ведь он сам начинает жить и дышать тем, что столь рьяно отрицал, подвергал сомнению, почти высмеивал, и побороть в себе это чувство герой не в состоянии. Он признается Анне в своих чувствах.

Важно

Но Одинцова остается холодна, на слишком привыкла к своему размеренному образу жизни и лишние волнения ей ни к чему, спокойствие для нее наивысшая ценность, оно субъективно существеннее любовных переживаний.

На этом примере мы наблюдаем, как писатель Тургенев использует тему любви в ее нехарактерном для литература амплуа.

Здесь любовь выступает не спасением, а испытанием, провокацией, средством, разрушающим все существование главного героя, накладывающим на его конфликт с обществом еще и внутриличностный конфликт своих разума и сердца. Любовь у Тургенева тут опосредованно выступает причиной буквальной гибели главного героя.

Базаров как герой самобытный, как сильная личность, остается верен своим идеалам до самой смерти в результате заражения крови.

Автор проникается симпатией и уважением к своему персонажу, но также Тургенев прекрасно понимает несостоятельность образа Базарова тенденциям времени, называя его лишним, указывая на преждевременность его революционных и демократических убеждений и взглядов. Потому он и не оставляет герою шансов на спасение, используя, можно назвать, довольно изощренный способ разгромления Евгения Базарова как любовь.

На примере взаимоотношений Евгения Базарова и его родителей Иван Тургенев показывает взаимоотношения отцов и детей непростого в историческом срезе времени середины 19 века.

Хотя умы «отцов» полны консерватизма и упования на волю божию, как мы это читаем по образу жизни родителей Базарова, которые  в меру образованы, признают, что размеренная сельская жизнь оставляет их вдали от современных идейных течений, и изливают свои переживания они в молитве к богу, а мысли «детей» заражены безверием, высокомерием, духом революционерства и необходимостью назревших перемен, что находит свое отражение в образе центрального героя романа, автор находит вневременные и внеидейные точки соприкосновения поколений. Этим объединением с точки зрения Тургенева выступает всепринимающая родительско-детская любовь и привязанность. В книге Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы всей душой обеспокоены отречением их сына Евгения от веры. Эта любовь-забота ощущается на протяжении всего романа, хоть самих персонажей автор выводит лишь в самом конце произведения. Именно они окружают своей поддержкой, теплом, и если не пониманием, то безусловным принятием своего сына, когда он него отреклись друзья, любимая женщина, когда он сам отвергает значимую часть своей личности. И, естественно, что такая искренность родительских чувств не остается без ответа у Базарова. Уже умирая, он долго отказывается от исповеди, оставаясь верным своим идеалам. Но в финале, будучи уже без сознания, а значит – вне разума, Базаров соглашается на причастие.

Такой финал можно считать символической победой родительско-сыновьей любви, которая выступила единственной любовью в романе, которая позволяет раскрыть, обогатить и дополнить, пусть и на самых последних страницах произведения, образ главного героя, придавая ему завершенность и целостность.

<\p>

Источник: https://erainfo.ru/tema-lyubvi-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Сочинение на тему: “Любовь в жизни героев в романе “Отцы и Дети””

Автор: Тургенев И.С.

Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева был написан в 1961 году. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенции и разночинцами-нигилистами. Приближается шестьдесят первый год – отмена крепостного права, и в стране уже чувствуются перемены, идёт накал страстей, все ждут, когда что-нибудь случится.

Иван Сергеевич Тургенева в своем романе сумел осветить не только социальный антагонизм аристократов и разночинцев, но и показать обычный конфликт «отцов» и «детей», выявить возрастные проблемы поколений. Сумел он это сделать через чувство, которое пробуждается в сердце любого человека, независимо от его убеждений и социального положения.

Это чувство — любовь, и оно в разное время посетило и «отцов» (братьев Кирсановых) и «детей» (Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова), оставив в каждом из них свой особенный, неповторимый след.<\p>

Совет

В романе мы видим четыре пары, четыре истории любви: это любовь Николая Кирсанова и Фенички, Павла Кирсанова и княгини Г., Аркадия и Кати, Базарова и Одинцовой.

В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь всегда была опорой и движущей силой. Вначале — бесконечное, трогательное, нежное и глубокое чувство к жене Маше, с которой они почти не расставались: «десять лет прошло как сон». Но счастье закончилось, жена Николая Петровича скончалась. «Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель», и начал учиться жить заново.

Вдвоем, с сыном Аркадием, в деревне Марьино, названной так в честь жены. Десять лет прошло, прежде чем сердце Николая Петровича, тянущееся к семейной жизни, смогло вместить в себя еще одну любовь, не равную ни по возрасту, ни по общественному положению.

Феничка — мать второго сына Кирсанова, дочь его бывшей экономки — сумела осветить жизнь и наполнить дом радостью. Совсем другой была судьба второго брата Кирсанова — Павла Петровича. Молодой и энергичный, он нравился женщинам в юности, но его сердце было отдано в один момент княгине Р. — замужней женщине, пустой и легкомысленной кокетке.

Умный и деятельный Павел Петрович не сумел справиться со своим чувством и впоследствии погубил из-за несчастной любви не только свою блестящую карьеру офицера, но и всю последующую жизнь. Эта любовь никогда не могла быть удовлетворена, она лишила Кирсанова дела, отняла богатые возможности, принесла мучения и отчаяние.

Аркадий Кирсанов вырос, имея перед глазами живой пример нежной и глубокой любви родителей. Именно поэтому он так возмущался, когда его друг — нигилист Базаров — высмеивал человеческие чувства, таинственность отношений мужчины и женщины, «загадочность» женского взгляда.

Стоило ему отдалиться от Евгения, как потребность в близком и любящем его человеке стала ведущей, и Катя вошла в его жизнь долгожданным светом. В отношениях Аркадия и Кати Одинцовой И.С.Тургенев разоблачает нигилистские взгляды Аркадия. Катя заявляет, что переделает его и претворяет свои слова в жизнь. Кирсанов отказывается от своей прошлой идеологии.

По сути, любовь Аркадия к Кате результат подчинения слабой натуры более сильной. Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Умный, рассудительный, живущий головой, а не сердцем, он не оставлял в своей жизни места для чувств, поскольку считал их чепухой, выдумкой, неспособностью следовать своим убеждениям.

Именно по этому любовь застала его врасплох, смяла, привела в отчаяние.

Обратите внимание

Как мог он, Базаров, попасться на эту удочку, если всегда смеялся над этим чувством, которому просто не давал права на существование! Но оно пришло и сделало образ Базарова трагическим, поскольку, возвысив его, не только заставило усомниться в своих установках и убеждениях, но и сделало его более человечным.

Читайте также:  Сочинение: семьи в романе «война и мир»

В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Она не может пожертвовать своим порядком, ей нужна спокойная любовь. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою. Но Базарова любовь не погубила, за счет своего характера он не сдался, жизнь на этом не закончилась.<\p>

Любовь — вечное чувство, оно приходит, не спрашивая, и уходит, не предупреждая. Страницы романа буквально пронизаны духом любви. И именно во время испытания любовью наиболее полно раскрывается характер людей, как это и показано в прекрасном романе И. С. Тургенев «Отцы и дети».

Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-lyubovy-v-zhizni-geroev-v-romane-ottsi-i-deti

Тема любви в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» — Сочинение по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя в романе выступает блестящий аристократ Павел Петрович Кирсанов.

Однако это роман не только о столкновении двух идеологий, но и о взаимоотношениях «отцов» и «детей», о семейных узах, об уважении, доверии, любви. В «Отцах и детях» эта тема иллюстрируется описанием семейств Кирсановых и Базаровых.

Кроме того, Тургенев представляет нам любовные истории героев — Базарова и Павла Петровича, отца и сына Кирсановых.

Наиболее значимы в романе любовные истории двух героев-антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Сюжетная линия Павла Петровича — это его взаимоотношения с княгиней Р., его неудачная любовь.

Причем Тургенев подчеркивает, что тот период в жизни Кирсанова был наиболее ярким, бурным, насыщенным событиями.

Поселившись в имении, Павел Петрович ведет тихую, размеренную, однообразную жизнь, разучившись мечтать и любить.

Он живет лишь воспоминаниями о давно прошедших событиях. В настоящем же Кирсанова фактически ничего не происходит, он как будто застывает в своих воспоминаниях. И автор неоднократно подчеркивает эту жизненную неподвижность, внутреннюю «окаменелость» Павла Петровича. Его «красивая, исхудалая» голова похожа на «голову мертвеца», жить Павлу Петровичу «тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает…

». Любовь «убила» Кирсанова, уничтожив его волю к жизни, чувства, желания. И, наоборот, Базаров предстает перед нами «духовным мертвецом» в начале романа.

Важно

Гордыня, самолюбие, бессердечность, сухость и резкость по отношению к людям, природе, всему окружающему миру — Тургенев сразу же обнажает в герое эти черты.

Между тем в поведении Базарова заметно какое-то беспокойство. Что же стоит за поступками героя?

«Эта злоба не есть выражение нарушенного эгоизма или оскорбленного самолюбия, она есть выражение страдания, томление, производимое отсутствием любви. Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям.

Если эта жажда проявляется злобою, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви», — писал Н. Страхов. Между тем сам герой не дает проявиться в своей душе естественным человеческим потребностям, считая их чепухой и романтизмом.

Базаров лишен полноты жизни, жизни во всем многообразии ее проявлений.

Живое течение этой жизни как будто минует героя, проходит мимо него. Поэтому Базаров — «духовный мертвец» в начале романа. Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира. Однако любовная история Базарова тоже неудачна: Анна Сергеевна Одинцова отвергает его любовь.

В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича в разговоре с Аркадием: «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, но самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла».

В финале романа Базаров сам оказывается в подобной ситуации. На примере Базарова и Павла Петровича Тургенев показывает два различных отношения к природе-судьбе. Образ природы ассоциировался у Тургенева с образом древней судьбы, которая изначально враждебна к человеку: «взгляд вечной Изиды не согрет материнской любовью к своему детищу, он леденит, сжимает сердце безучастным холодом».

Перед лицом судьбы человеку, по Тургеневу, открыты три пути: «отчаяние пессимизма, стоицизм, утешение религии». Павел Петрович в романе демонстрирует нам «отчаяние пессимизма», которое проявляется и в его образе жизни, и в самом скептицизме его. Базаров в начале романа предстает стоиком, человеком спокойным и невозмутимым, который никак не реагирует «на внешние и внутренние раздражители».

Однако в финале романа герой приходит к тому же самому «отчаянию пессимизма», которое владеет душой Павла Петровича. Таким образом, оба героя (Базаров и Павел Петрович) попросту несчастливы. Однако в этом нет объективной вины героев. Счастье у Тургенева капризно и прихотливо, не оно зависит от человека, а человек зависит от него.

Совет

Характерно, что Тургенев объединяет «идейных противников» в их интересе к Фенечке. Возникает своеобразный любовный треугольник: Базаров-Фенечка-Павел Петрович.

Втайне Павел Петрович испытывает влечение к Фенечке, напоминающей ему княгиню Р. Базарову же она нравится как молодая, красивая женщина.

Кроме того, в этом «ухаживании» смутно угадывается и сильная обида на Одинцову, отвергнувшую его чувства.

Однако ни чувства Павла Петровича, ни интерес Базарова не встречают взаимности у Фенечки. Неожиданные преследования Базарова обижают ее, но точно так же ей тяжело и внимание Павла Петровича: «Они меня все пугают. Говорить — не говорят, а так смотрят мудрено», — жалуется она на пристальные взгляды Кирсанова.

Сама же Фенечка любит Николая Петровича, который немного стесняется и этой любви, и своего возраста, и своего чувства к Фенечке.

Кульминацией всех этих взаимоотношений является дуэль, которая, как это ни парадоксально, обнажает то лучшее, что скрыто в обоих «соперниках»: рыцарство Павла Петровича, его раскаяние в собственной заносчивости, способность к трезвой оценке ситуации и человеческую уязвимость Базарова, его храбрость, благородство.

В романе есть еще одна параллель: сильная, всепоглощающая страсть Базарова оттенена невинным, поэтически одухотворенным чувством Аркадия к Кате Одинцовой.

В отличие от неудачи Базарова, история молодого Кирсанова заканчивается счастливо: он женится на Кате Одинцовой. Однако это не означает, что роковая, трагическая любовь Базарова противопоставлена «тихому, умиротворенному» чувству Аркадия.

Обратите внимание

Для Тургенева чувства обоих героев одинаково ценны. Вспомним сцену объяснения Аркадия и Кати.

«Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: „Катя, Катя…”, а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам.

Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек».

В словах этих — сожаление о трагических, изломанных судьбах Базарова и Павла Петровича.

Любовь, как и красота, как и искусство, являлась некой высшей силой в мировосприятии Тургенева. Через любовь, искусство, красоту писатель «постигал бессмертие». Это были те силы, которые противостояли обреченности человеческой жизни, бренности человеческого бытия. В браке с Фенечкой обретает семейное счастье и Николай Петрович.

Замечательна картина семейного обеда в доме Кирсановых, нарисованная Тургеневым тепло и с любовью: Николай Петрович, Фенечка и Митя, сидящий рядом, Павел Петрович, Катя и Аркадий… «Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию… Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович уже успел полюбить ее без памяти».

Этой сценой писатель еще раз напоминает нам, что любовь, семья, уважение и доверие — вот те вечные ценности, ради которых стоит жить. Заканчивается роман описанием сельского кладбища, где похоронен Евгений Базаров. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…», — пишет Тургенев.

Человек смертен, а любовь, как и природа, вечна.

Источник: https://sochbox.com/tema-lyubvi-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti-sochinenie-po-proizvedeniyu-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]