Сочинение: жизнь и творчество беллы ахмадулиной

Белла Ахмадулина: творческий путь поэтессы

Сегодня Белле Ахмадулиной могло бы исполниться 80 лет. Она вошла в историю не только как талантливая, но и как самая красивая советская поэтесса.<\p>

Легендарной «шестидесятнице» не было суждено увидеть, как весь мир отмечает эту дату и вспоминает ее прекрасные стихотворения — Белла Ахатовна скончалась в 2010 году.<\p>

Вечер.

Лекторий Политехнического музея. Помещение буквально ломится от количества тех, кто желает попасть внутрь. «В связи с чем такой ажиотаж?», — спросите вы. И через минуту увидите ее: очаровательную девушку, читающую перед огромной аудиторией не менее прекрасные стихи.<\p>

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве.

Обратите внимание

Ее отец, татарин Ахат Валеевич Ахмадулин, работал в Государственном таможенном комитете СССР, мать Надежда Макаровна была переводчицей в органах государственной безопасности. Именно в этой семье, члены которой занимались весьма прозаическим трудом, родилась будущая знаменитая поэтесса.

<\p>

Связать свою жизнь с «великим русским словом» Ахмадулина решила в ранней юности. Будучи еще школьницей, девочка начала писать заметки в газету «Метростроевец». Примерно в то же время в ней проснулся интерес к поэзии: Белла исправно посещала семинары поэта Евгения Винокурова, которое организовывало литературное объединение ЗИЛа.

Дмитрий Быков высказывал предположение, что уже «лет в пятнадцать» Ахмадулина «нащупала» свой собственный поэтический стиль.<\p>

После окончания школы перед Беллой не стоял мучительный выбор профессии: она без лишних раздумий подала документы в Литературный институт имени А. М. Горького.

В вузе проводился творческий конкурс: абитуриенты должны были предоставить в приемную комиссию свои пробы пера.<\p>

Образцы лирики Ахмадулиной маститые преподаватели оценили очень высоко. Например, поэт Илья Сельвинский так отозвался о ее произведениях: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».

<\p>

В 1959 году прилежная студентка Ахмадулина была отчислена. Причиной этого стали вовсе не систематические прогулы и даже не проваленный экзамен по марксизму-ленинизму, как значилось в официальных документах.

<\p>

Беллу отчислили за то, что она сохранила в непростой ситуации человеческое лицо и наотрез отказалась участвовать в развернувшейся травле Бориса Пастернака. Впрочем, вскоре ее восстановили, и в 1960 году Ахмадулина окончила институт, защитив дипломную работу на «отлично».<\p>

Важно

Еще до выпуска из вуза 22-летняя поэтесса написала строки, которые принесли ей всенародную известность:

«По улице моей который год 

звучат шаги — мои друзья уходят.<\p>

Друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден».<\p>

Кажется удивительным, что такие глубокие, «взрослые» строки могла написать юная студентка. Наибольшую популярность это стихотворение приобрело спустя полтора десятилетия.<\p>

В 1975 году композитор Микаэл Таривердиев написал для этих стихов прекрасную музыку. Эта песня стала любимой композицией советских зрителей, услышавших ее в кинокартине Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Исполняла романс Алла Пугачева.<\p>

В 1962 году вышел в свет первый поэтический сборник Ахмадулиной — «Свеча». С тех пор книги ее стихов начали издаваться систематически. За сборник «Сад», изданный в 1989 году, поэтесса получила Государственную премию СССР.<\p>

Несмотря на то, что произведения Ахмадулиной нередко подвергались критике, неприятелей у нее все же было гораздо меньше, нежели почитателей. Благосклонно о стихах поэтессы отзывался Иосиф Бродский: он был убежден, что Ахмадулина является «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии».<\p>

Ее стихи стали одним из символов хрущевской оттепели: интимные строки трогали души читателей, утомленных бездушными соцреалистическими произведениями.<\p>

В 1970-е годы Белла Ахмадулина открыла для себя новую страну и культуру, которая на долгие годы стала предметом ее интереса. После визита в Грузию поэтесса занялась переводами самобытных произведений литераторов этой страны — Николая Бараташвили, Галактиона Табидзе, Ираклия Абашидзе. Также Ахмадулина в меру сил и возможностей поддерживала советских диссидентов, принимала участие в подготовке нонконформистского литературного альманаха «Метрополь».<\p>

В последние годы поэтесса боролась со страшной болезнью — раком. Из-за него Ахмадулина потеряла зрение и даже не могла читать книги и писать. Близкие писательницы долгое время не рассказывали ей о диагнозе, дабы не лишать женщину надежды на выздоровление, однако уберечь ее все же не смогли. 29 ноября 2010 года 73-летняя Белла Ахмадулина ушла из жизни.<\p>

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38907402-bella-ahmadulina-tvorcheskiy-put-poetessy/

Ахмадулина Белла: фото, биография, личная жизнь и творчество поэтессы

Белла Ахмадулина – одна из самых выдающихся советских поэтесс, обладательница Государственной премии СССР. В отличие от других литературных деятелей этой эпохи, она не касалась в своем творчестве социальных проблем, а свои стихотворения писала высоким изысканным слогом. Жизнь Беллы Ахмадулиной была яркой, насыщенной и полной интересных событий.

10 апреля 1937 года в Москве в семье заместителя министра таможенного комитета СССР и переводчицы из КГБ родилась Изабелла Ахатовна Ахмадулина.

Воспитанием девочки занималась бабушка. Именно она привила будущей поэтессе любовь к литературе, читая ей произведения русских классиков. Начало Великой Отечественной войны перевернуло жизнь Ахмадулиных. Отец семейства отправился на фронт. Девочка с бабушкой были эвакуированы в Казань. В эвакуации Белла перенесла тяжелую болезнь, после которой насилу оправилась.

Когда отгремели победные залпы, девочка вернулась в Москву и пошла в школу. В школе она чувствовала себя не слишком комфортно, так как в эвакуации привыкла к одиночеству. Поэтому школу девочка часто прогуливала.

Начало творческого пути

Свои первые стихи Ахмадулина написала в 15 лет. Школьницей она посещала литературный кружок Дворца пионеров.

Когда же пришла пора определяться с профессией, по настоянию родителей будущая поэтесса решила поступать на факультет журналистики в Московский государственный университет.

Совет

Но вступительные экзамены девушка провалила. Тогда родители посоветовали ей устроиться в издание «Метростроевец».

Впервые стихотворения Ахмадулиной были напечатаны журналом «Октябрь» в 1955 году. Но в «Комсомольской правде» стихи начинающей поэтессы раскритиковали, назвав старомодными.

Литературный институт

Спустя год Ахмадулина стала одной из студенток Литературного института. Но окончить его не смогла из-за… Бориса Пастернака.

В 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго». На родине на Пастернака началась жестокая травля. Его называли предателем.

Ахмадулина же отказалась подписывать очерняющее писателя письмо. Это не прошло ей даром – девушка была отчислена из института.

Ахмадулина устроилась внештатным корреспондентом в «Литературную газету» в городе Иркутске. Главный редактор оценил по достоинству литературный талант Беллы и помог ей возвратиться в институт. В 1960 году она окончила его с красным дипломом.

Первый поэтический сборник поэтессы Ахмадулиной

В 1962 году впервые был напечатан сборник стихов Беллы Ахмадулиной «Струна». Успех к поэтессе пришел после выступления на сцене Политехнического музея в Москве. На этом литературном вечере кроме Ахмадулиной выступали такие известные поэты, как Евтушенко, Рождественский и Вознесенский.

После этого Белла стала частой гостьей подобных творческих мероприятий. И хотя ее стихотворения осуждали за манерность и старомодность, не плениться их изяществом и легкостью было невозможно.

Оригинальная манера декламации, особые изысканность и шарм, интеллигентная речь, аристократичный образ выгодно отличали Ахмадулину от других поэтов.

Период 1960-1970 годов

В 1968 году во Франкфурте Белла Ахмадулина выпустила свой второй поэтический сборник «Озноб», а в 1969 году – третий сборник «Уроки музыки». Ахмадулина плодотворно работает. За довольно короткий период времени она выпускает следующие сборники: «Стихи», «Свеча» и «Метель».

В 70-х Белла посетила Грузию. Самобытная культура и великолепная природа страны так восхитила поэтессу, что она пишет об этом немалое количество стихотворений, объединенных в сборник «Сны о Грузии».

Ахмадулина также занималась переводами стихотворений таких замечательных грузинских поэтов: Галактиона Табидзе, Николая Баратшвили и Симона Чиковани.

Обратите внимание

Даже когда на творчество Ахмадулиной в СССР действовали идеологические запреты, журнал «Литературная Грузия» неизменно печатал стихотворения поэтессы.

Помимо стихов, Белла Ахмадулина писала эссе о выдающихся личностях. Таких, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Владимир Высоцкий, Владимир Набоков и о некоторых других известных людях.

В 1979 году Ахмадулина вошла в число авторов альманаха «Метрополь».

Любовь в творчестве поэтессы

О любви Белла Ахмадулина написала немалое количество стихотворений. Романтическое мировосприятие и насыщенная личная жизнь немало этому способствовали. Благодаря фильму «Жестокий романс» ее стихотворение «А напоследок я скажу…» стало всенародно известным. Пожалуй, это стихотворение – одно из самых известных стихов о любви Беллы Ахмадулиной.

Общественная деятельность

Не раз Белла выступала в защиту диссидентов Л. Копелова, А. Сахарова и В. Войновича. Газета New York Times публиковала их защищавшие письма Ахмадулиной. Эти письма зачитывали в эфире радиостанций «Радио Свобода» и «Голос Америки».

Белла Ахмадулина принимала участие в некоторых международных фестивалях, в частности в Международном празднике поэзии 1988 году в Куала-Лумпуре.

Ахмадулина была среди тех, кто подписал знаменитое «Письмо сорока двух», обращенное президенту РФ Б. Ельцину в 1993 году, направленное против пропаганды насилия, нацизма и шовинизма и содержащее призыв к запрету коммунистических и нацистских партий. В 2001 году Ахмадулиной было также подписано письмо в защиту опального телеканала НТВ.

В биографии Беллы Ахмадулиной говорится о том, что она снялась лишь в двух кинолентах.

В фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» (1959 год) двадцатидвухлетняя Белла играла роль ленинградской журналистки. Венецианский кинофестиваль отметил картину «Золотым львом».

В фильме «Спорт, спорт, спорт» Ахмадулина играла Элему Климову.

Поэтесса – сценарист таких кинолент, как «Стюардесса» и «Чистые пруды».

Стихи Беллы Ахмадулиной часто звучали в отечественных фильмах. Впервые ее стихотворение прозвучало в «Заставе Ильича» (1964 год). В 1973 году вышел киноальманах под названием «Друзья мои», в котором неоднократно использовались стихотворения Ахмадулиной.

Во всенародно любимой «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова главная героиня Надя голосом Аллы Пугачевой пела проникновенную песню «По улице моей который год…» по одноименному стихотворению Ахмадулиной.

В 1976 г. поэтесса прочитала свое стихотворение в кинофильме «Ключ без права передачи». Два года спустя героиня Светланы Немоляевой в культовом фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» читала стихотворение Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой» из сборника «Озноб».

Важно

В 1984 году в фильме «Пришла и говорю» известная певица Алла Пугачева исполнила «Взойти на сцену» – песню на стихи Беллы Ахмадулиной. В этом же году вышел фильм «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, в котором было использовано три замечательных стихотворения поэтессы.

Оригинальные декламационные интонации Ахмадулиной использовала Ия Савина, которая в мультфильме про Винни Пуха озвучивала поросенка Пятачка.

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной

Будучи восемнадцатилетней девушкой, поэтесса вышла замуж за известного поэта Евгения Евтушенко. Но брак был недолговечным. После трех лет семейной жизни пара рассталась.

Прошел год после расставания с мужем, и Ахмадулина вновь решилась на замужество. Ее очередным мужем стал литератор – писатель Юрий Нагибин. И этот брак оказался недолговечным. С Нагибиным поэтесса прожила девять лет. Василий Аксенов в своем биографическом романе «Таинственная страсть» писал о том, что причиной развода супругов стала измена Ахмадулиной.

В 1968 году Ахмадулина решила удочерить сироту Аню. Отчество девочке дал Юрий Нагибин.

Третьим мужем поэтессы стал Эльдар Кулиев. У супругов родилась дочь Лиза. Увы, и этот брак оказался недолговечным.

В 1974 Белла стала женой Бориса Мессерера – талантливого театрального художника. Их знакомство было случайным – они встретились, выгуливая своих собак. В этот раз Ахмадулиной повезло.

С четвертым мужем поэтесса прожила до самой своей смерти. Вступив в очередной брак, Ахмадулина отдала дочерей своей матери и домработнице на воспитание.

Спустя некоторое время поэтесса возобновила свои отношения с дочерями, но активного участия в их жизни не принимала.

Совет

Последний период жизни поэтессы был омрачен тяжелой болезнью. Белла Ахмадулина перестала заниматься творчеством и почти не выходила из своего дома в Переделкино.

В 2010 году семидесятитрехлетняя поэтесса была госпитализирована. Ей сделали операцию. К сожалению, Ахмадулину это уже не спасло. Спустя четыре дня ее выписали домой. 29 ноября Белла Ахмадулина покинула наш мир.

С любимой поэтессой простились в московском Доме литераторов спустя несколько дней. 3 декабря Беллу Ахмадулину похоронили на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://www.nastroy.net/post/ahmadulina-bella-foto-biografiya-lichnaya-jizn-i-tvorchestvo-poetessyi

Белла Ахмадулина

Изабелла Ахатовна Ахмадулина появилась на свет в апреле 1937 года в Москве, в интеллигентной и состоятельной семье. Её отец занимал пост заместителя министра, мама служила переводчицей в звании майора КГБ. 

Имя Изабелла девочке дала родная бабушка Надежда Митрофановна. В 1930-ые годы в Советском Союзе была очень популярна Испания и всё, что с ней связано.

Поэтому мама будущей поэтессы подыскивала испанское имя для дочери. Бабушка решила, что Изабелла – именно то, что нужно. Так появилась на свет Изабелла Ахмадулина.

Как позже написала в мемуарах поэтесса, она «вовремя спохватилась» и сократила своё имя до Белла.

Поэтесса Белла Ахмадулина

В Белле Ахмадулиной смешалась кровь разных национальностей: татарская по линии отца, российско-итальянская – по маме. Очень большое влияние на Ахмадулину оказала бабушка Надежда Митрофановна.

Так как родители были занятыми людьми, внучка часто оставалась на попечении родной бабушки по маминой линии.

Именно она научила Беллу чтению, привила ей любовь к классической литературе, читая не только сказки, но и произведения Гоголя с Пушкиным.

Белла Ахмадулина в детстве

В годы войны отец Беллы ушел на фронт. Девочку отправили в Казань, где проживала её вторая бабушка по отцовской линии. В Казани Ахмадулина заболела и имела все шансы умереть, если бы не подоспевшая вовремя мама.

Обратите внимание

Сразу же после окончания войны Белла вместе с матерью вернулась в столицу и отправилась в школу. Училась она с неохотой, часто пропускала уроки и отдавала предпочтения лишь занятиям литературы.

Ахмадулина была очень начитанной для своего возраста девочкой и с ранних лет писала без грамматических ошибок.

Белла Ахмадулина в молодости

Первые стихи Беллы Ахмадулиной появились в школьные годы. В 15 лет у неё уже прослеживался собственный стиль.

Литературный дебют 18-летней поэтессы состоялся в журнале «Октябрь». А через 2 года, в 1957-ом, поэзия Ахмадулиной подверглась критике в газете «Комсомольская правда».

Стихи посчитали слишком манерными и старомодными, не соответствующими духу советской эпохи.

Творчество

В школьные годы Белла Ахмадулина посещала занятия столичного Литобъединения. Уже тогда она планировала связать свою жизнь с литературой. Родителям такие планы дочери не нравились: они мечтали видеть Беллу журналисткой.

Дочь согласилась и отнесла документы в МГУ, на факультет журналистики. К сожалению (или всё же к счастью), Ахмадулина провалила вступительные экзамены. Тогда она, следуя всё тем же пожеланиям родителей, устроилась работать в газету «Метростроевец».

Но публиковала там не только статьи, но и свои стихи.

Белла Ахмадулина

На следующий год Белла Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала – в Литературный институт. Но в 1959 году, когда в СССР грянул скандал с присуждением Борису Пастернаку Нобелевской премии, Ахмадулина отказалась подписывать письмо с осуждением «предателя родины».

За это она была отчислена из вуза. Ахмадулиной удалось устроиться внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Вскоре главный редактор, пораженный талантом Беллы, поспособствовал её возвращению в Литературный институт. Ахмадулина с отличием окончила вуз в 1960 году.

Белла Ахмадулина подписывает свой сборник поклонникам

Творческая биография Беллы Ахмадулиной развивалась стремительно. В 1962 году появился её дебютный поэтический сборник «Струна».

Талант поэтессы был сразу же отмечен признанными мэтрами, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Вместе с ними Белла Ахатовна Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере, читала свои произведения.

Её лёгкие, воздушные стихи имели колоссальный успех. Хотя и критиков было немало. Ахмадулину упрекали за камерность, старомодность и напыщенный слог.

Второй сборник поэзий «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-ом. Через год появилась ещё одна книга стихов, названная «Уроки музыки». Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Её сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы.

Сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» следовали один за другим.<\p>

Поэтесса Белла Ахмадулина

В 1970-ые Белла Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и её культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию.

Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзий «Сны о Грузии». Белла Ахатовна переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других.

Важно

А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.

Белла Ахмадулина читает стихи

Ахмадулина – автор множества талантливых эссе о выдающихся творческих личностях. Ею написаны произведения о Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Вениамине Ерофееве, Владимире Высоцком и многих других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома.

В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» – неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были Андрей Сахаров, Лев Копелев, Владимир Войнович и многие другие. Заявления поэтессы на их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода».

Белла Ахмадулина

В 1993 году Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий». В 2001-ом Белла Ахатовна подписалась под письмом в защиту канала НТВ.

Фильмы

Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах – «Живёт такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссёром которой был Василий Шукшин, вышла на экраны в 1959 году, когда Белле исполнилось 22 года.

Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок. Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале.

В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.

Леонид Куравлев и Белла Ахмадулина в фильме Василия Шукшина “Живет такой парень”

Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть лишь дважды, то её стихи и песни на них появляются довольно часто, привнося в картину необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру.

Примером могут послужить ставшие культовыми фильмы Эльдара Рязанова. В «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» звучит песня на стихи Беллы Ахатовны «По улице моей который год…», исполненная Аллой Пугачёвой. В «Жестоком романсе» героиня поёт «А напоследок я скажу».

Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный Светланой Немоляевой в «Служебном романе» – тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб».

Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. Ия Саввина, озвучившая Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе, взяла именно «ахмадулинские интонации», за что поэтесса в шутливой форме поблагодарила её за «подложенную свинью».

Личная жизнь

Ахмадулина вышла замуж очень рано – в 18 лет. Её первым супругом был Евгений Евтушенко. Вместе они прожили лишь 3 года. В этом браке не было детей.

Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной наладилась быстро. В следующем году она вышла замуж за известного писателя Юрия Нагибина. Вместе они прожили с 1959-го по 1968 год. Но и этому браку не суждено было длиться долго.

Причиной расставания, как можно узнать из биографического романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть», была измена Беллы. В год расставания Ахмадулина взяла из детского дома девочку Аню.

Удочерённая Анна получила отчество от Юрия Нагибина, хотя и не являлась его дочерью.

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер

Очень коротким был гражданский брак Беллы Ахатовны с сыном известного писателя Кайсына Кулиева – Эльдаром. Но именно в этом браке родилась вторая дочь Елизавета. В 1974 году Белла Ахмадулина вышла замуж за Бориса Мессерера. Он был театральным художником и сценографом. Дочери Аня и Лиза остались на попечении матери и домработницы.

Смерть

Последние годы жизни Беллы Ахмадулиной были очень тяжелыми. Поэтесса болела. Она могла передвигаться лишь на ощупь, потому что практически ослепла. Беллы Ахатовны не стало 29 ноября 2010 года. Она скончалась поздним вечером в автомобиле скорой помощи. 

Могила Беллы Ахмадулиной

Её смерть была следствием острого сердечно-сосудистого криза. Прощание с легендарной женщиной состоялось в столице, в Центральном Доме литераторов. Похоронена Ахмадулина на Новодевичьем кладбище.

Библиография

  • Струна
  • Озноб
  • Уроки музыки
  • Стихи
  • Свеча
  • Сны о Грузии
  • Метель
  • Тайна
  • Гряда камней
  • Звук указующий
  • Миг бытия
  • Друзей моих прекрасные черты
  • Нечаяние

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/1529-bella-ahmadulina.html

Лирика Ахмадулиной Беллы Ахатовны (поэзия Ахмадулиной — поэзия мыслящего и познающего чувства)

Тема: Писатели второй половины XX века — начала XXI века

Поэзия Ахмадулиной — поэзия мыслящего и познающего чувст­ва. Ее лирическая героиня обживает и наделяет только ей прису­щими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комна­та («Ночь», 1962), или заснеженный арбатский двор («Как никогда беспечна и добра…», 1974).

Она обращена к внутреннему миру ли­рической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству — при этом поэтесса пропускает поток впечатлений сквозь призму своей души и прежде всего выстраивает их в свою образную систему, подчиняет законам своего собственного языка.

Например, образ свечи, традиционный в русской поэзии, становит­ся чисто ахмадулинским — с ее пристальным вниманием к разным сторонам одного и того же предмета («Свеча», 1962).

Поэзия Беллы Ахмадулиной отличается пристальностью и тон­костью психологического анализа, метафоричностью, переходами конкретно-чувственной образности в причудливую игру аллегорий, непосредственности признания — в изысканную стилизацию. Ли­рическую героиню Ахмадулиной характеризует сосредоточенность — иногда чрезмерная — на самовыражении и самоанализе.

Совет

Уже в ранних стихах Беллы Ахмадулиной (книга «Струна», 1962) обнаружилось ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию:

Необъятна земля, но в ней нет ничего,Если вы ничего не заметите…

Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. Не случайно слово «дружба» обрело в ранней поэзии Ахмадулиной свой искон­ный, полнокровный смысл.

В ее мире мужчину и женщину связы­вают прежде всего «простые», дружеские чувства, возведенные в ранг самых таинственных и сильных («Мои товарищи», «Гостить у художника», «Зимняя замкнутость»).

Эти отношения были столь напряженны для Ахмадулиной, что остальные человеческие чувства оказались в тени. Стихи о любви, которых было немало в первом сборнике «Струна», на какое-то время вообще перестали писаться.

В «Уроках музыки», ее второй, гораздо более зрелой книге, поэтес­са окончательно закрепляет за собой столь для нее важный статус товарища. В стихотворении «По улице моей который год…», напи­санном в 1969 году, Ахмадулина грустит о друзьях, которые поки­дают ее:

По улице моей который годЗвучат шаги — мои друзья уходят.Друзей моих медлительный уходТой темноте за окнами угоден.

Чувство одиночества «холодно замыкает круг». Пытаясь забыть­ся, героиня посещает концерты и библиотеки, но ей не дано забыть тех, кто «умерли или доселе живы»:

И я познаю мудрость и печаль,Свой тайный смысл доверят мне предметы.Природа, прислонясь к моим плечам,Объявит свои детские секреты.И вот тогда из слез, из темноты,Из бедного невежества былогоДрузей моих прекрасные чертыПоявятся и растворятся снова.

Образ одиночества в стихотворении реализуется в ряде сложных метафор: «Одиночество замыкает свой круг», взяв в плен лириче­скую героиню; одиночество призывает, голубая стужа одиночества и др.

Само одиночество, по мысли Ахмадулиной, содержит способы его преодоления. Появившиеся из темноты «прекрасные черты» друзей — лучшее свидетельство того, что нет забвения в ее душе.

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом.

Обратите внимание

Тема дружбы звучит и в стихотворениях Ахмадулиной, посвя­щенных выдающимся поэтам-современникам: «Памяти Бориса Пас­тернака» (1962), «Зимняя замкнутость» — Булату Окуджаве (1965), ему же — «Снегопад» (1968), «Воспоминание о Ялте» (1969), «Пе­сенка для Булата» (1972), «За что мне все это?..» — Андрею Возне­сенскому (1975), «Владимиру Высоцкому» (1980), «Москва: дом на Беговой улице» (1982). Обращаясь к Булату, как к учителю и вдох­новителю, Ахмадулина пишет: «Мой этот год — вдоль бездны путь. // И если я не умерла, // то потому, что кто-нибудь // всегда молился за меня. // Всё вкривь и вкось, все невпопад, // мне страшен стал упрек светил, // зато — вчера // Зато — Булат! // Зато — мне ключик подарил!» Воспринимая смерть Высоцкого как тяжелую утрату, Ахмадулина отзывается стихотворением «Владимиру Высоцкому»:

Хвалю и люблю не отвергшено гибельной чаши.В обнимку уходим — всё дальше, всё выше, всё чище, не скаредны мы, и сердца разбиваются наши.Лишь так справедливо. Ведь если не наши — то чьи же?

Стихотворник «Мои товарищи» (1963) посвященное Андрею Воз­несенскому, другу и товарищу по поэтическому цеху, помогает уви­деть юного поэта таким же пылким и порывистым, каким он был в жизни:

Всё это так. Но всё ж он мой товарищ.А я люблю товарищей моих.Люблю смотреть, как, прыгнув из дверей, выходит мальчик с резвостью жонглера.По правилам московского жаргона люблю ему сказать: «Привет, Андрей!»

Понимая и ценя талант своего друга, Ахмадулина пророчески предсказывает ему грядущую славу:

И что-то в нем, хвали или кори, есть от пророка, есть от скомороха, и мир ему — горяч, как сковородка, сжигающая руки до крови.

Последние три строки стихотворения обращены к друзьям:

Да будем мы к своим друзьям пристрастны!Да будем думать, что они прекрасны!Терять их страшно, бог не приведи!

Они содержат в себе парафразу из Пушкина, из знаменитого стихотворения о лицейском братстве. Вслед за Цветаевой и Ахма­товой Ахмадулина выбирает в Пушкине свое — «восторги» друже­ского чувства. Культ дружбы, ревностно утверждаемый Ахмадули­ной, сохраняется и в ее более поздних стихотворениях.

Тема любви, только намечавшаяся в ранней поэзии, приобрета­ет в 70-е годы полнокровное звучание: «Люблю, когда ступая, как летая, // проноситесь, смеясь и лепеча. // Суть женственности, вечно золотая, // И для меня — священная свеча». Классическая женст­венность, так импонирующая ей в Марине Цветаевой, получила новую окраску в лирике Ахмадулиной.

Ее стих «проносится, смеясь и лепеча», удивляя нас витиеватостью и прихотливостью словаря и синтаксиса — своего рода кружевами, оборками, воланами.

Ахмадулинская версия современного женского характера противостоит порожденному новой формацией образу мужеподобной женщины, лишенной тайны и женской привлекательности: «В гортани моей, неумелой да чистой, // жил призвук старинного русского слова.

// Я призрак двусмысленный и неказистый // поэтов, чья жизнь не зате­ется снова» («Ночь перед выступлением», 1973), «Я вас люблю, кра­савицы столетий, // за ваш небрежный выпорх из дверей, // за право жить, вдыхая жизнь соцветий // и на плечи накинув смерть зверей» («Я вас люблю, красавицы столетий…», 1973).

В сборнике «Тайна» (1983) контуры ахмадулинского мира резко меняются. Он поражает нас прежде всего удивительной для Ахма­дулиной пустынностью ландшафта.

Важно

Городской пейзаж сменяется в ее поэзии безлюдными сельскими проселками, деревенским уеди­нением, уже не нарушаемым приездом «старого товарища», как это обычно происходило в ранних стихах. Природа в «Тайне» превра­тилась в главный оплот красоты, пленяя не только своим живым цветением, но и бессмертными строками, ею внушаемыми.

Голоса любимых поэтов от Марины Цветаевой до Пушкина озвучивают безмолвный мир этой книги: «Я предана этим бессветным местам, // безлюдию их и безлунью, // науськавшим гнаться за мной по пятам // поземку, как свору борзую». Материал с сайта //iEssay.

ru<\p>

Как пишет Виктор Куллэ, «дикий романтический сад, ставший у зрелой Ахмадулиной устойчивым синонимом не только поэзии, но и мироздания, предполагает не только упругость и первозданность поэтической ткани, но и некую безответственность стихотворца.

В какой-то степени это стало болезнью ее «длинных» стихотворений… на смену акмеистической зоркости к деталям приходит нагромож­дение невнятных автоперепевов. Но замечательно, что весь приве­денный набор отрицательных качеств служит в итоге лишь пере­гноем, тем сором, которого немало в поэтической кухне каждого берущегося за перо. А сад все-таки есть».

Однако уже в следующем своем сборнике «Сад» (1987) Ахмаду­лина пусть ненадолго, но выходит из «сада», вновь попадая в шум­ную городскую толчею. Но совсем не такую, как прежде.

Теперь пе­ред нами уже не московские переулки, которые оглашаются несущимися из гнесинской школы трелями, а площади провинци­альных городков, скажем, Тарусы, с присущей им музыкой: «Суб­ботник шатается, песню поющий. // Приемник нас хвалит за наши свершенья».

И уже не «в маленьком кафе на площади Восстанья» случаются, как это было когда-то, гаданные и негаданные встречи, но в «Оке», «заведенье второго разряда».

«Белла Ахмадулина» — поэт гораздо более высокой личностной и стилистической чистоты, нежели большинство ее сверкающих или непрозрачных современников. Ее стихотворения отличишь от чьих бы то ни было мгновенно. Вообще ее стих размышляет, меди­тирует, отклоняется от темы; синтаксис вязкий и гипнотический — в значительной степени продукт ее подлинного голоса.

Развертывание ее стихотворения, как правило, подобно розе, оно центростремительно и явственно отмечено напряженным женским вниманием к деталям — напряженным вниманием, которое иначе можно назвать любовью.

Совет

Чистый результат, тем не менее, не салон­ная и не камерная музыка; результат — уникальное ахмадулинское смешение частного и риторического — смешение, которое находит отклик в каждой душе.

Этим объясняется ее популярность — не только в кругу знатоков поэзии, но и у широкого русского читателя» (Иосиф Бродский).

На этой странице материал по темам:

  • лирика ахмадулиной кратко
  • уроки музыки ахмадулина посвящение цветаевой
  • белла ахмадулина как никогда, беспечна и добра анализ
  • сочинение поэзия Ахмадулиной
  • анализ стиха ахмадулиной по улице моей

<\p>

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/other/literatura-xx-veka/stati/pisateli-vtoroj-poloviny-xx-veka-nachala-xxi-veka/lirika-ahmadulinoj-belly-ahatovny-poeziya-ahmadulinoj-poeziya-myslyashhego-i-poznayushhego-chuvstva

Белла Ахмадулина : краткая биография

Бе́лла (Изабе́лла) Аха́товна Ахмаду́лина (тат.

Белла Әхәт кызы Әхмәдуллина, Bella Əxət qızı Əxmədullina; 10 апреля 1937, Москва — 29 ноября 2010, Переделкино) — русский поэт, писатель, переводчик, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века.

Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве.

Её отец — Ахат Валеевич Ахмадулин (1902—1979), татарин по национальности, комсомольский и партийный работник, в годы Великой Отечественной войны гвардии майор, заместитель по политчасти командира 31-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, в дальнейшем крупный ответственный работник Государственного таможенного комитета СССР (начальник управления кадров, заместитель председателя). Мать Надежда Макаровна Лазарева работала переводчицей в органах госбезопасности и была по матери племянницей революционера Александра Стопани.

Белла начала писать стихи ещё в школьные годы, свою манеру, по оценке литературоведа Д. Быкова, «нащупала лет в пятнадцать». Первым её поэтический дар отметил П. Антокольский.

В 1957 году подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 году. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака (официально — за несданный экзамен по марксизму-ленинизму), потом была восстановлена.

В 1959 году, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала одно из своих известнейших стихотворений «По улице моей который год…». В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс в исполнении Аллы Пугачёвой прозвучал в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».

Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 году. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.

Белла Ахмадулина на выступлении.

В 1970-х годах посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.

В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «МетрОполь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов — Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».

Могила Б. А. Ахмадулиной на Новодевичьем кладбище Москвы

Участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре (1988).

В 1993 году подписала «Письмо сорока двух».

В 2001 году подписала письмо в защиту телеканала НТВ.

Обратите внимание

Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.

В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь, почти ничего не писала.

Белла Ахмадулина скончалась на 74-м году жизни 29 ноября 2010 года на даче в Переделкине. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы.

Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Семья

Дочь Елизавета и внучка Мария (июнь 2017 года, на презентации сборника интервью о Белле Ахмадулиной в Ельцин-центре)

С 1957 по 1958 Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко.

С 1959 по 1 ноября 1968 года — пятой женой Юрия Нагибина. Этот брак разрушился, по свидетельствам самого Нагибина в его опубликованном «Дневнике» и беллетризованных мемуаров Василия Аксёнова «Таинственная страсть», из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы. В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приёмную дочь Анну.

От сына балкарского классика Кайсына Кулиева, Эльдара Кулиева (1951—2017), в 1973 году Ахмадулина родила дочь Елизавету.

В 1974 году вышла замуж в четвёртый и последний раз — за театрального художника Бориса Мессерера, оставив детей со своей матерью и домработницей.

Первая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Дочь Елизавета, как и её мать, окончила Литературный институт.

В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкино с мужем.

Творчество

Поэзия для Ахмадулиной — самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов.

Для её поэзии всё — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964).

Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчуждённое употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной.

Важно

Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.

— Вольфганг Казак.

Однако, при всей своей изысканной, велеречивой устаревшей лексике, Ахмадулина была и остаётся абсолютно современным поэтом — конца XX и начала XXI веков.

Каким образом она этого добивалась? Примет нового времени, аббревиатур и сленга в её стихах практически нет, просторечных слов — совсем немного, хотя они предельно выразительны (пестрядь, стыдобина, деньга, сопрут, кладби́щ), модные англицизмы — всего в нескольких стихотворениях.

И, наконец, главное: Ахмадулина проявила себя как подлинный реформатор стиха, прежде всего, рифмы, а рифма — это, безусловно, важнейшая часть формы в силлабо-тоническом стихотворении. У Ахмадулиной практически нет банальных рифм. Все рифмы — неожиданные, новые, не повторяющиеся, почти не встречающиеся у других поэтов.

— Евгений Степанов

Литературовед И. Снеговая, присутствовавшая в 2008 году на Ахматовском вечере с участием Ахмадулиной, отмечает её стихотворения, посвящённые Репино и Комарово, написанные в этих местах.

Ощущение прошедшего времени, очарование обликом старых дач и размышления о судьбе их обитателей составляют содержание этих произведений. «Её присутствие на Ахматовском вечере было так уместно и радостно для слушателей.

Прекрасная Дама современной российской поэзии, она своим изысканным обликом и слогом продолжает классическую традицию, и в её стихах, обращённых к Ахматовой, живут восхищение и спор, без которых нет преемственности».

Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии».

Совет

Сплошную и сознательную размытость поэзии Ахмадулиной, сходную с импрессионизмом в живописи, отмечает Дмитрий Быков.

Указывая, что усложнённые лабиринтом ассоциативных ходов, трудно запоминающиеся стихи тем не менее оставляют у читателя «ощущение цельного и прекрасного образа, бескорыстного, сочетающего достоинство с застенчивостью, знание жизни — с беспомощностью, забитость — с победительностью».

Сквозной темой творчества Ахмадулиной, указывает литературовед, был стыд, который «сопровождал её всю жизнь и диктовался во многом той неупорядоченной, слишком бурной жизнью, какую ей приходилось вести».

В этой доминантной теме, полагает Быков, сказывался «всё тот же недостаток творческой воли, заставлявший её иногда длить стихи дальше положенного предела, вступать в лишние отношения, выпивать с ненужными людьми».

По мнению биографа, Ахмадулина с присущей ей мучительной греховностью и горьким самоосуждением продолжает поэтическую традицию Бориса Пастернака: обоих лирических поэтов и в жизни, и в стихах роднила высокопарность, выспренность, многословие, учтивость, застенчивость; эти качества, удивляя окружающих в обыденности, были «человеческими чертами среди бесчеловечности, глотком тепла среди ледяного мира».

9 февраля 2013 года, выступая на первом Съезде родителей, президент РФ В. В. Путин призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе.

Библиография

  • «Струна» (М., Советский писатель, 1962)
  • «Озноб» (Франкфурт, 1968)
  • «Уроки музыки» (1969)
  • «Стихи» (1975)
  • «Свеча» (1977)
  • «Сны о Грузии» (1977, 1979)
  • «Метель» (1977)
  • альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
  • «Тайна» (1983)
  • «Сад» (1987)
  • «Стихотворения» (1988)
  • «Избранное» (1988)
  • «Стихи» (1988)
  • «Побережье» (1991)
  • «Ларец и ключ» (1994)
  • «Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
  • «Гряда камней» (1995)
  • «Самые мои стихи» (1995)
  • «Звук указующий» (1995)
  • «Однажды в декабре» (1996)
  • «Созерцание стеклянного шарика» (1997)
  • «Собрание сочинений в трёх томах» (1997)
  • «Миг бытия» (1997)
  • «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996—1999)
  • «Возле ёлки» (1999)
  • «Влечет меня старинный слог» (2000)
  • «Друзей моих прекрасные черты» (2000)
  • «Стихотворения. Эссе» (2000)
  • «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
  • «Озябший гиацинт» (2008)
  • «Пуговица в китайской чашке» (2009)
  • «Избранное» (стихотворения, поэмы, эссе, переводы, 2009)
  • «Ни слова о любви» (2010)
  • «Нечаяние» (2011)

Фильмография

Актёрские работы

  • 1964 — Живёт такой парень
  • 1970 — Спорт, спорт, спорт

Сценарист

  • 1965 — Чистые пруды
  • 1968 — Стюардесса

Использование стихов

  • 1964 — Застава Ильича
  • 1973 — Друзья мои… (киноальманах)
  • 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром!
    • «По улице моей», исполняет Надя (Алла Пугачёва)
  • 1976 — Ключ без права передачи — сама автор читает стихи
  • 1978 — Служебный роман
    • «Озноб» («О, мой застенчивый герой»), читает Светлана Немоляева
  • 1978 — Старомодная комедия
  • 1984 — Пришла и говорю
    • «Взойти на сцену» («Пришла и говорю»), исполняет Алла Пугачёва
  • 1984 — Жестокий романс
    • «А напоследок я скажу», исполняет Валентина Пономарёва
    • «Романс о романсе», исполняет Валентина Пономарёва
    • «Снегурочка», исполняет Валентина Пономарёва
  • 1997 — «Исчерпана до дна пытливыми глазами» (из музыкального фильма «Пришла и говорю») — 10-серийный телефильм «Зал ожидания», читает героиня Инны Алексеевой

Награды и премии

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997 года) — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы.
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2004 года (6 июня 2005 года) — за продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии.
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года).
  • Премия имени Булата Окуджавы 2003 года (14 февраля 2004 года).
  • Орден Дружбы народов (1984).
  • Лауреат Государственной премии СССР (1989).
  • Лауреат премии фонда «Знамя» (1993).
  • Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994).
  • Лауреат премии «Триумф» (1994).
  • Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994).
  • Лауреат журнала «Дружба народов» (2000).
  • Почётный член Российской академии художеств.

Память

  • В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Присуждать премию будут за стихотворения на русском и итальянском языках, а также в номинации «Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии». Уникальность премии в том, что получить её можно не за книгу стихов, а за отдельное стихотворение или поэтическое произведение. Жюри у премии будет два: русское и итальянское. Вознаграждение победителей составит 3000 евро. Церемония награждения будет проходить ежегодно в России и Италии в апреле — месяце рождения Ахмадулиной.
  • Памятник в городе Тарусе. Открыт в сентябре 2013 года
  • Памятник в городе Москве. Открыт в ноябре 2014 года

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/bella-ahmadulina

Чему мы можем поучиться у Беллы Ахмадулиной?

Но и по сей день, получая заслуженные почести, повторяет, что другие писатели, архитекторы, математики больше ее нуждаются в государственном поощрении. А из всех жизненных ролей всего милей для нее быть просто женой художника и матерью двух дочерей.<\p>

Она никогда не изменяла высоким нравственным принципам, всеми возможными способами вставала на защиту преследуемых и притесняемых режимом. Ее запрещали, над ней потешались, ее боготворили. Какова же на самом деле она, Белла Ахмадулина?<\p>

Белла Ахатовна родилась в Москве в тяжелый для всей страны 37-й. Первые годы своей жизни она проживала в доме, где без конца арестовывали людей. Ее близкие выжили потому, что бабушкин брат считался другом Ленина”.
Мама назвала дочь таким необычным именем, так как увлекалась Испанией и испанской культурой.<\p>

Обратите внимание

Сама поэтесса о чужеземных странах не мечтала, разве что красоты Грузии ее очень привлекали (в то время Грузия входила в состав Советского Союза): переводила грузинских поэтов, написала эссе «Сны о Грузии». Однако Белла Ахмадуллина уже смолоду решила, что никогда не будет думать о том, уезжать за границу или нет. Она не поддавалась этому искушению, тем более, что беспрерывно за кого-то заступалась. А власти, естественно, тут же вносили ее фамилию в черные списки.<\p>

Однако Белла Ахатовна по праву может считать, что она жила в счастливые шестидесятые годы. Несмотря на то, что в это время ее исключили из литературного института. За подпись под письмом в защиту Бориса Пастернака. Также хорошо известны ее выступления в защиту А. Сахарова, Л. Копелева, Г. Владимова, В. Войновича, А. Солженицына, С. Параджанова, А. Синявского. В то время она была готова страдать вместе с ними и даже за них. Она была удивительно бесстрашной, открытой, страстной натурой.<\p>

В это непростое время репрессий она только и делала, что писала прошения. За дорогих сердцу друзей. В чем — в чем, а в технике письма ей не откажешь! Иногда власти ей шли на уступки. Надо заметить, дело это было довольно рискованное. Позже она участвовала в не менее рискованных затеях, — от «Синтаксиса» до «Метрополя». В то время ей также удалось сыграть в кино («Живет такой парень»), написать киноповесть («Чистые пруды») и множество рассказов и эссе. Сложно отрицать тот факт, что слава Ахмадулиной, Евтушенко, Вознесенского, Рождественского в 60-е годы была сравнима разве что со славой первых советских космонавтов.<\p>

Однако, достигнув такой космической популярности, она не забыла про своих друзей. Преимущественно тоже поэтов. Она очень высоко ценит чувство дружбы и очень им дорожит. Но меняется время, меняются люди. Расстояния разделяют членов прежнего поэтического братства. Потерян Булат Окуджава. Круг сужается.<\p>

По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.<\p>

Но в моменты уныния, которые издревле считаются грехом, потому что унынием человек рискует погасить свечу своей духовности, она ищет счастье в друзьях, умеет их любить, любоваться ими. Она умеет замечать душевный свет, который несет в себе все живое. «Иль неодушевленных нет вещей, иль мне они не встретились ни разу», — пишет Белла Ахатовна. Она ощущает предметы как живущие своей жизнью. В своей же жизни она делает все по совести («Способ совести избран уже, и теперь от меня не зависит»).<\p>

И самое главное, Белла Ахатовна — убежденная оптимистка с большим чувством самоиронии и невероятной жаждой жизни. («Только старости недостает. Остальное уже совершилось»).<\p>

Она прошла хорошую школу оптимизма, научилась прощать и не обращать внимания на мелкие житейские неурядицы. Она стала от этого только сильнее, а ее стихи ярче и светлее.<\p>

Перстам неотпускающим, незримым отдав щепотку боли и пыльцы, пари, предавшись помыслам орлиным,

сверкай и нежься, гибни и прости.<\p>

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/4973/

“Поэзия изысканного вкуса”. Белла Ахмадулина

«Поэзия изысканного вкуса»: по творчеству современной поэтессы Беллы Ахмадулиной<\p>

Белла Ахмадулина (1937– 2010 г.г.)<\p>

Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года .<\p>

Б. Ахмадулина считается одним из наиболее ярких поэтов нашего времени.<\p>

Б. Ахмадулина – автор более 40 поэтических книг.<\p>

Ее произведения переведены на многие европейские языки.<\p>

Обладатель различных литературных и государственных наград и премий, награждена правительственными орденами.<\p>

Жила и работала в Москве.<\p>

Скончалась 29 ноября 2010 г.<\p>

Начало творческого пути<\p>

Б. Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, распавшуюся связь времен.<\p>

И если сейчас можно смело говорить о существовании самого понятия “изящная словесность”, то это во многом является заслугой Б. Ахмадулиной перед русской литературой.<\p>

Литературный институт<\p>

Важно

Первые ее стихи появились в 1955 г. в журнале «Октябрь» и в газете «Комсомольская правда».<\p>

После окончания школы поступила в Литературный институт им. М.Горького.<\p>

В институте Б. Ахмадулина сразу обратила на себя внимание и стала звездой.<\p>

В 1959 г. Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена.<\p>

В 1960 г. окончила институт.<\p>

Известность<\p>

Известность<\p>

Б. Ахмадулина приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете (вместе с А. А. Вознесенским, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественским), собиравшими огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры.<\p>

Творчество Беллы Ахмадулиной<\p>

Стихи Беллы Ахмадулиной очень похожи на нее саму. Утонченная хрупкость и музыкальность, изящество и искренность, яркость и возвышенность, – все эти эпитеты одинаково точно характеризуют как поэтессу, так и ее произведения.<\p>

Поэзия для Б. Ахмадулиной ― самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых и традиционных предметов.<\p>

Мир высокой духовности<\p>

Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир – мир нежности, доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта. Под ее пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость, ирреальность, характер таинственного «действа».<\p>

Тема творчества<\p>

  • Смущаюсь и робею пред листом
  • бумаги чистой. Так стоит паломник
  • у входа в храм. Пред девичьим лицом
  • так опытный потупится поклонник.
  • Как будто школьник, новую тетрадь
  • я озираю алчно и любовно,
  • чтобы потом пером ее терзать,
  • марая ради замысла любого.
  • Чистописанья сладостный урок
  • недолог. Перевернута страница.
  • Бумаге белой нанесен урон,
  • бесчинствует мой почерк и срамится.
  • Так в глубь тетради, словно в глубь лесов,
  • я безрассудно и навечно кану,
  • одна среди сияющих листов
  • неся свою ликующую кару.

Традиции русской классики<\p>

Автор стихов и эссе о А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове и др. поэтах<\p>

Во многих стихах она воскрешает атмосферу преимущественно 19 столетия, где находит черты, которые составляют этический идеал ее поэзии.<\p>

Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой. В их судьбе она находит свою меру — любви, добра, трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности — и в этом (не только в слове и слоге) ее особый характер наследования традиции 19 века.<\p>

Б. Ахмадулина в квартире<\p>

А.С. Пушкина на Мойке<\p>

Ахмадулина пишет о любви<\p>

2.<\p>

1.<\p>

В ее стихах есть предпочтение любви творчеству.<\p>

Лирическая героиня тяготится своей уникальностью, избранностью, ее желание – быть “как все”, жить любовью:<\p>

Совет

Возникает стремление замаскировать свою сущность, скрыть от любимого свою “особость”, чтобы не помешать любви.<\p>

1. Б. Ахмадулина с мужем художником Б. Мессерером;<\p>

2. На картине мужа.<\p>

О любви<\p>

  • О, мой застенчивый герой,
  • ты ловко избежал позора.
  • Как долго я играла роль,
  • не опираясь на партнера!
  • К проклятой помощи твоей
  • я не прибегнула ни разу.
  • Среди кулис, среди теней
  • ты спасся, незаметный глазу.
  • Но в этом сраме и бреду
  • я шла пред публикой жестокой –
  • все на беду, все на виду,
  • все в этой роли одинокой.
  • О, как ты гоготал, партер!
  • Ты не прощал мне очевидность
  • бесстыжую моих потерь,
  • моей улыбки безобидность.
  • И жадно шли твои стада
  • напиться из моей печали.
  • Одна, одна – среди стыда
  • стою с упавшими плечами.
  • Но опрометчивой толпе
  • герой действительный не виден.
  • Герой, как боязно тебе!
  • Не бойся, я тебя не выдам.
  • Вся наша роль – моя лишь роль.
  • Я проиграла в ней жестоко.
  • Вся наша боль – моя лишь боль.
  • Но сколько боли. Сколько. Сколько.

“Друзей моих прекрасные черты”<\p>

Да будем мы к своим друзьям пристрастны,<\p>

Да будем думать, что они прекрасны!<\p>

Терять их страшно, Бог не приведи!<\p>

Творчество, и жизнь Ахмадулиной проходят под знаком Дружбы: глубоко уважая и любя своих друзей, поэтесса всегда их поддерживает, а при необходимости – и заступается за них. Лирика Б. Ахмадулиной переполнена признаниями в любви друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» – основополагающая ценность ее мира.<\p>

Участники альманаха «Метрополь» (слева направо): Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Зоя Богуславская, Борис Мессерер, Фазиль Искандер, Андрей Битов, Василий Аксенов, Майя Кармен.<\p>

О дружбе<\p>

  • По улице моей который год
  • звучат шаги – мои друзья уходят.
  • Друзей моих медлительный уход
  • той темноте за окнами угоден.
  • Запущены моих друзей дела,
  • нет в их домах ни музыки, ни пенья,
  • и лишь, как прежде, девочки Дега
  • голубенькие оправляют перья.
  • Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
  • вас, беззащитных, среди этой ночи.
  • К предательству таинственная страсть,
  • друзья мои, туманит ваши очи.
  • О одиночество, как твой характер крут!
  • Посверкивая циркулем железным,
  • как холодно ты замыкаешь круг,
  • не внемля увереньям бесполезным.
  • Так призови меня и награди!
  • Твой баловень, обласканный тобою,
  • утешусь, прислонясь к твоей груди,
  • умоюсь твоей стужей голубою.
  • Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
  • на том конце замедленного жеста
  • найти листву, и поднести к лицу,
  • и ощутить сиротство, как блаженство.
  • Даруй мне тишь твоих библиотек,
  • твоих концертов строгие мотивы,
  • и – мудрая – я позабуду тех,
  • кто умерли или доселе живы.
  • И я познаю мудрость и печаль,
  • свой тайный смысл доверят мне предметы.
  • Природа, прислонясь к моим плечам,
  • объявит свои детские секреты.
  • И вот тогда – из слез, из темноты,
  • из бедного невежества былого
  • друзей моих прекрасные черты
  • появятся и растворятся снова.

Природа, мир, тайник вселенной…<\p>

У лирической героини – благоговейное отношение к природе. Этот мотив: восприятие природы, причем самой обыденной, как чего-то безмерно превосходящего, стремление преклониться перед ней или вовсе самоустраниться – наиболее характерен для Б.Ахмадулиной и выделяет ее на фоне традиций отечественной поэзии.<\p>

Взаимопроникновение слова и природы<\p>

Для ранней лирики показателен образ дождя.<\p>

В зрелой лирике центральным является образ сада.<\p>

Значима для Ахмадулиной тема взаимопроникновения слова и природы.<\p>

Благодаря природе расширяется присутствие поэзии в мире.<\p>

В стихах последнего периода возрастает значение точно зафиксированной даты: впервые в русской поэзии предпринимается попытка систематически раскрывать своеобразие не сезона или месяца<\p>

И – хлынул Дождь! Его ловили в таз. В него впивались веники и щётки. Он вырывался. Он летел на щёки, прозрачной слепотой вставал у глаз.<\p>

Переплетение архаики и современности<\p>

Б. Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Поначалу доля необычного в стихах поэтессы была очень велика, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.<\p>

Манера выступления<\p>

Б. Ахмадулина – уникальное явление в русской поэзии ХХ века. Уникальность её состоит, прежде всего, в самобытности. Стиль Ахмадулиной легко узнаваем. Принадлежность стихотворения её перу определяется и подбором слов, и их порой странным сцеплением, и “специфической интонацией традиционного русского фольклорного плача, невнятного причитания. Последнее особенно заметно на её выступлениях” [И. Бродский]<\p>

Кино<\p>

В картине В.М. Шукшина «Живет такой парень» Б. Ахмадуллина сыграла журналистку<\p>

По улице моей<\p>

По улице моей который год<\p>

Звучат шаги, мои друзья уходят.<\p>

Друзей моих бессмысленный уход<\p>

Той темноте за окнами угоден.<\p>

О одиночество! Как твой характер крут,<\p>

Посверкивая циркулем железным,<\p>

Как холодно, ты размыкаешь круг,<\p>

Не внемля увереньям бесполезным…<\p>

И вот тогда, из слез, из темноты,<\p>

Из бедного невежества былого<\p>

Друзей моих прекрасные черты<\p>

Появятся и растворятся снова.<\p>

К/ф “Жестокий романс”<\p>

Романс о романсе;<\p>

Снегурочка;<\p>

А напоследок я скажу;<\p>

Романс о романсе<\p>

Итоги творчества<\p>

Издала на Родине несколько десятков стихотворных сборников.<\p>

Активно переводила поэзию народов СССР, в первую очередь, грузинскую.<\p>

Печаталась в самиздатовском журнале “Синтаксис” (1959-60).<\p>

Выпустила кн. стихов “Озноб” в изд-ве “Посев” (Франкфурт, 1968).<\p>

Участвовала как прозаик в неподцензурном альманахе “Метрополь” (1979).<\p>

Публиковала стихи в эмигрантских изданиях.<\p>

Издала Собр. соч. в 3 тт. М., “ПAN”, “Корона-Принт”, 1997.<\p>

Печатается в журналах: “Октябрь”; “Знамя”, “Остров”, “Знамя”, “Арион”.<\p>

Поэтические сборники<\p>

“Струна” (1962), “Озноб” (Франкфурт, 1968), “Уроки музыки” (1969), “Стихи” (1975), “Свеча” (1977), “Сны о Грузии” (1977, 1979), “Метель” (1977), альманах “Метрополь” (“Много собак и собака”, 1980), “Тайна” (1983), “Сад” (1987), “Стихотворения” (1988), “Избранное” (1988), “Стихи” (1988), “Побережье” (1991), “Ларец и ключ” (1994), “Шум тишины” (Иерусалим, 1995), “Гряда камней” (1995), “Самые мои стихи” (1995), “Звук указующий” (1995), “Однажды в декабре” (1996), “Созерцание стеклянного шарика” (1997), “Собрание сочинений в трех томах” (1997), “Миг бытия” (1997), “Нечаяние” (стихи-дневник, 1996-1999), “Возле елки” (1999), “Друзей моих прекрасные черты” (2000), “Стихотворения. Эссе” (2000), “Зеркало. ХХ век” (2000).<\p>

Награды и премии<\p>

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени

(11 августа 2007) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность<\p>

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени

(7 апреля 1997) — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы<\p>

  • Орден Дружбы народов (1984)
  • Лауреат Государственной премии СССР (1989)
  • Лауреат премии фонда «Знамя» (1993)
  • Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994)
  • Лауреат премии «Триумф» (1994)
  • Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994)
  • Лауреат «Брианца» (Италия, 1998)
  • Лауреат журнала «Дружба народов» (2000)
  • Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003)
  • Лауреат Государственной премии России (2004)

Лауреат премии Президента Российской<\p>

Федерации в области литературы<\p>

и искусства (1998)<\p>

Заключение<\p>

Белла Ахатовна Ахмадулина нашла свою нишу в русской поэзии, и никто другой не может даже примериться к ней. Она создала своё уникальное звено в неразрывной цепочке русской поэзии. Белла Ахмадулина – одна из крупнейших русскоязычных поэтов конца XX – начала XXI столетия. Об этом свидетельствует как все написанное ею, так и неослабевающий с годами интерес читателей к ее творчеству.<\p>

Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация ''старинного'' слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой.<\p>

Заклинание<\p>

  • Не плачьте обо мне – я проживу
  • счастливой нищей, доброй каторжанкой,
  • озябшею на севере южанкой,
  • чахоточной да злой петербуржанкой
  • на малярийном юге проживу.
  • Не плачьте обо мне – я проживу
  • той хромоножкой, вышедшей на паперть,
  • тем пьяницей,
  • проникнувшим на скатерть,
  • и этим, что малюет божью матерь,
  • убогим богомазом проживу.
  • Не плачьте обо мне – я проживу
  • той грамоте наученной девчонкой,
  • которая в грядущести нечеткой
  • мои стихи, моей рыжея челкой,
  • как дура будет знать. Я проживу.
  • Не плачьте обо мне – я проживу
  • сестры помилосердней милосердной,
  • в военной бесшабашности предсмертной,
  • да под звездой Марининой пресветлой
  • уж как-нибудь, а все ж я проживу.

Список использованных источников<\p>

  • Ахмадулина Б.А. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F5%EC%E0%E4%F3%EB%E8%ED%E0,_%C1%E5%EB%EB%E0_%C0%F5%E0%F2%EE%E2%ED%E0
  • Ерофеев В. Новое и старое. Заметки о творчестве Б. Ахмадулиной // Октябрь. 1987, № 5; Винокурова И. Тема и вариации. Заметки о поэзии Б. Ахмадулиной // Вопросы литературы. 1995, вып. IV.
  • Ахмадулина Б.А. Биография http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1147
  • Ахмадулина Б.А. http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=42

Источник: https://multiurok.ru/files/poeziia-izyskannogho-vkusa-biella-akhmadulina.html

Ссылка на основную публикацию