Сравнительная характеристика челкаша и гаврилы

Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы

Все сюжеты М. Горького можно логически разделить на несколько, примерно две, группы, в основе которых лежало деление использование сюжетов. Так, одни создавались писателем на основе легенд и преданий, а другие основывались на реальных фактах.

Кстати, некоторые свои легенды Алексей Максимович придумывал самостоятельно.

А если это были рассказы, основанные на реальных событиях, то чаще всего это реальность исходила из жизни босяков, людей, которые оказались на самом дне жизни, и она совсем перестала быть интересной.

Известно, что в основу своего необычного рассказа «Челкаш» автор положил случай, который действительно в жизни произошел. Сам писатель утверждал, что у главного героя даже существовал прототип. Сам Максим Горький рассказывал, что с этим прототипом, с которого он и рисовал образ основного персонажа Челкаша, сам автор встретился и познакомился в большом городе.

Обратите внимание

Тогда он некоторое время жил в Николаеве, и когда увидел одного босяка, то был удивлен его веселостью и беззаботность. Также он рассказывал историю и писателю о парне, которого он нанял на работу, то тот поступил предательски. Но когда он вел свой рассказ, то Максим Горький обратил внимание на его лицо, выделяя губы, которые обнажали его белоснежные зубы.

В горьковском рассказе действуют два главных героя — это сам Челкаш и Гаврила. Они бедные люди, босяки, выходцы из деревни, поэтому прекрасно знали, как тяжел крестьянский труд, да и сами были приучены к труду. По сюжету читатель узнает, что познакомился он с Гаврилой случайно, в порту, куда он пришел к своему другу. Но тот находился в больнице, а Челкашу нужен был для «дела» напарник.

Челкашу он показался своим человеком, ведь у них одинаковые корни. Даже одежда у них была одинаковая: широкие штаны, лапти и какой-то картуз странного рыжеватого цвета. Гаврила по описанию писателя был плотным и крупным юношей. Сам автор обращал вниманием на интересные глаза деревенского парня: большие и голубые, очень доверчивые и немного добродушные.

Деревенский герой легко определяет профессию напарника Челкаша: он сети свои забрасывает по чужим сараям да амбарам. Гаврила является полной противоположностью Челкаша.

И этот человек сначала просто презирал Гаврилу, а потом, уже после «дела», он просто его стал ненавидеть. И, по мнению Челкаша, его было за что ненавидеть.

Например, за то, что Гаврила был молод и крепок, за то, что глаза его были чистые, а лицо загорелое и мускулистое, а руки крепкие.

Он имел свой домик в деревне и приехал в город, чтобы немного подзаработать и потом уже купить домик в деревне и жениться. Но все-таки главное, за что так ненавидел Челкаш Гаврилу — это за то, что этот молодой деревенский парень еще не узнал все жизни, не испортился. Он по-прежнему любил природу, свободу и жизнь.

Но когда между молодыми людьми начался конфликт и Гаврила посмел возразить, то Челкаш вскипел, а возражение от молодого человека он счел за оскорбления, который, по его мнению, ему взрослому и самостоятельному мужчине нанес какой-то молодой деревенский парень.

Важно

Но этот парень из деревни боялся того промысла, на который он пошел с Челкашом. Ведь он не сразу понял, что ему нужно будет делать. Это дело такого характера было для него новым, он в первый раз участвовал в подобных делах, поэтому так сильно волновался. Но совсем по-другому вел себя Челкаш: был спокойным и уравновешенным.

Страх напарника в какой-то степени даже веселил и забавлял его. Он испытывал и какое-то странное чувство, как наслаждение, от того, что он, простой деревенский парень, Челкаш для кого-то может быть грозным и суровым человеком, и это его возвышало в собственных глазах.

Когда молодые люди отправились на дело, то Челкаш даже здесь вел себя спокойно и ровно. Так он веслами греб ровно в отличие от Гаврилы, который, понимая, что дело-то непростое, греб нервно и очень быстро.

Конечно же, Гаврила — это новичок в этом странном «деле», поэтому так тяжело было молодому человеку. И совсем другое дело Челкаш, который такой поход воспринимает как самое обычное дело. И вот тут он выступает, как отрицательный персонаж.

Так, он не пытается понять молодого парня, он кричит на него, осуждает и даже запугивает.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Но, возвращаясь, дороге между молодыми людьми возникает разговор, где тот пытается узнать у вора, как он живет без земли, без труда. Эти вопросы молодого парня заставляют его задуматься, вспомнить свое простое деревенское детство. Но эта было в прошлом, еще та, в которой не было воровства. И это заставило Челкаша почувствовать себя по-другому. Ему стало одиноко и грустно.

Кульминацией в горьковском рассказе является драка, которая начинается из-за денег. Молодой человек Гаврила, который был на протяжении всего сюжета так симпатичен читателю, начинает требовать все деньги. И здесь Челкаш оказывается более благородным: он все-таки отдает ему все, хотя тот его обидел даже словами, обозвав ненужным и даже лишним человеком.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/sravnitelnaja-harakteristika-chelkasha-i-gavrily.html

Челкаш и Гаврила (сравнительная характеристика) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Автор: М. Горький
  • Произведение: Челкаш
  • Это сочинение списано 101 828 раз

<\p>

Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.

) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе.

Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.

Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их сочиняет; другие рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков.

В основу рассказа «Челкаш» положен действительный случай. Позднее писатель вспоминал о босяке, послужившим прообразом Челкаша. С этим человеком Горький познакомился в больнице города Николаева (Херсонеса).

«Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе „Челкаш“.

Совет

Хорошо помню его улыбку, обнажавшую его великолепные белые зубы, – улыбку, которой он заключил повесть о предательском поступке парня, нанятого им на работу…»

В рассказе – два главных героя: Челкаш и Гаврила. Оба босяки, бедные, оба деревенские мужики, крестьянского происхождения, приучены к труду. Челкаш с этим парнем познакомился случайно, на улице.

Челкаш в нем узнал «своего»: Гаврила был «в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе». Он был плотного телосложения. Горький несколько раз обращает наше внимание на большие голубые глаза, смотрящие доверчиво и добродушно.

С психологической точностью парень определил «профессию» Челкаша – «мы закидываем сети по сухим берегам да по амбарам, по плетям».

Горький ставит в противопоставление Челкашу Гаврилу.

Челкаш вначале «презирал», а потом, «возненавидел» парня за его молодость, «чистые голубые глаза», здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет свой дом в деревне, что хочет обзавестись семьей, но самое главное, как мне кажется, это то, что Гаврила еще не познал той жизни, которую ведет этот бывалый мужчина, за то, что смеет любить свободу, которой не знает цены, и которая ему не нужна.

Челкаш кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного парнем, от того, что тот смел возразить взрослому мужчине.

Гаврила очень боялся идти на промысел, ведь это было его первое дело такого плана. Челкаш был как всегда спокоен, его забавлял страх парня, и он им наслаждался и упивался тем, какой он, Челкаш, грозный человек.

Челкаш греб медленно и ровно, Гаврила – быстро, нервно. Это говорит о стойкости характера. Гаврила – новичок, поэтому ему так тяжело дается первый поход, для Челкаша это очередной поход, обычное дело. Здесь проявляется отрицательная сторона мужчины: он не проявляет терпения и не понимает парня, кричит на него и запугивает.

Обратите внимание

Однако на обратном пути завязался разговор, в процессе которого Гаврила спросил у мужчины: «Что ты теперь такое без земли?» Эти слова заставили Челкаша задуматься, всплыли картины детства, прошлое, та жизнь, что была до воровской. Разговор смолк, но на Челкаша даже от молчания Гаврилы веяло деревней.

Эти воспоминания заставили почувствовать себя одиноким, вырванным, выброшенным из той жизни.

Кульминационным моментом рассказа является сцена драки из‑за денег. На Гаврилу напала жадность, он стал страшным, непонятное возбуждение двигало им. Жадность овладела молодым человеком, который стал требовать все деньги. Челкаш прекрасно понимал состояние своего подопечного, пошел ему навстречу – отдал деньги.

Но Гаврила поступил низко, жестоко, унизил Челкаша, сказав, что тот ненужный человек и что его никто не хватился бы, если бы Гаврила его убил. Это, естественно, ударило по самооценке Челкаша, любой бы на его месте поступил так же.

Челкаш, бесспорно, является положительным героем, в противовес ему Горький ставит Гаврилу.

Челкаш, несмотря на то что он ведет разгульный образ жизни, ворует, никогда бы не поступил так низко, как этот парень. Мне кажется, что главными для Челкаша являются жизнь, свобода, и никому бы он не сказал, что его жизнь ничего не стоит. Ему в отличие от молодого человека известны радости жизни и, самое главное, жизненные и моральные ценности.

Источник: http://resoch.ru/chelkash-i-gavrila-sravnitelnaya-xarakteristika/

М. Горький “Челкаш” Сравнительная характеристика челкаша и гаврилы

М. Горький “Челкаш” Сравнительная характеристика челкаша и гаврилы

  1. Челкаш предстает нам травленым волком: босяк, пьяница; был в плисовых штанах, без шапки в грязной рубахе, с разорванным воротом – словом, нищий. Далее мы видим его портрет: хищный нос, острый взгляд, холодные серые глаза, бурые густые усы.Гаврила нам предстает молодым парнем, в синей пестрядиной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и оборванном картузе – простой русский парень, широкоплечий, коренастый, русый, с загорелым и обветренным лицом, с большими голубыми глазами, доверчивый и добродушный взгляд. Мы видим огромные различие в этих описаниях. В трактире, когда Гаврила напился, Челкаш смотрит на него и думает, что он способен повернуть жизнь Гаврилы, как захочет, что он не изопьет такой чашестраданий, как Челкаш. Челкаш завидовал и сожалел об этой молодой душе. Мы видим Челкаша, как человека думающего, страдающего, способного на глубокие чувства.Дальше мы видим море. Горький описывает красивый пейзаж: “бесконечное и могучее море”, из вод вздымаются горы облаков – лилово-сизые, с желтыми краями …Челкашу море нравится, он свободен, на таком простоте он счаслив, а Гавриле боязно на свободе.

    На протяжении всего “дела” Гаврила чувствует необъятный страх, а Челкаш – лишь злобу – на работу, на Гаврилу, на сторожевые катера. В конце, когда они делят деньги, Челкаш способен на великодушный поступок – он просто так отдает Гавриле 540 рублей. А Гаврила? Сначала ему кажется мало своей части и он просит еще.

    Он когда он изливает в душевном порыве мысли об убийстве Челкаша, тот отбирает деньги. И Гаврила уже начинает драться за них. Горький показывает, что Челкаш не способен на подлость: он великодушный и добрый в душе человек, а главное – свободный. Гаврила – наоборот, несмотря на молодость, может убить за деньги, может унижаться за деньги.

    Важно

    В конце, после ухода Челкаша, Гаврила спрятал деньги и “широкими и твердыми шагами пошел” . Он уверен, ” что сделал правильно – главное, что он получил деньги ” . И в самом конце Горький показывает пейзаж, бурное море, ливень, ветер.

    Мы понимаем, что пейзаж связан с душевным состоянием Челкаша: в начале – южное небо и солнце, в середине – широкое, могучее море, в конце – вой, гул, рев. Любимый герой Горького – Челкаш, из-за своего великодушия и доброты, свободы и духовной силы.

  2. Основной чертой творчества Максима Горького является разоблачение буржуазной морали и индивидуализма. В его произведениях воспевается героический подвиг во имя свободы и счастья. Он реализовывает мысль о человеке-деятеле, борце, герое. Его произведения с романтическими героями потрясли русского читателя верой во всемогущество свободного человеческого духа, страстной, всезахватывающей жаждой обновления, жизнеутверждающей верой в подвиг.

    Главными героями произведения Горького “Челкаш” являются Челкаш и Гаврила. Челкаш – вор, пьяница, который не имеет ни семьи, ни крыши над головой. Он живет тем, что крадет, а затем краденые вещи продает скупщикам. Гаврила – сельский парень, который приехал в город в поисках лучшей жизни.

    У него была одна цель заработать большую сумму денег, чтобы суметь построить дом в деревне и жениться на богатой девушке. Встретившись случайно, главные герои договариваются ночью выйти на работу. Челкашу нужен был помощник, чтобы он помог ему совершить его обычное дело.

    И он, пообещав Гавриле, что даст ему много денег, избирает его на эту должность, не зная о его действительном характере.<\p>

    Истинные лица Гаврилы и Челкаша мы видим в конце рассказа, когда они делят заработанные деньги. Челкаш мог бы не дать Гавриле и гроша, потому что он оказался совсем не годным для этой работы.

    <\p>

    Но Челкаш щедро награждает своего ночного помощника, несмотря на то что Гаврила ему только мешал и показал себя трусом, человеком, который всего боится и не имеет своего мнения. И когда Гаврила набросился на деньги, которые дал ему Челкаш, а потом попросил отдать ему еще и свои деньги, Челкаш увидел, что перед ним стоит жадный, алчный человек.

    И если бы Гаврила не признался Челкашу, что если бы тот не отдал ему все деньги, он бы убил его, а потом сам их забрал, Челкаш, может быть, попытался понять его. Но, как человек открытый, никогда не скрывающий своих мыслей и действий, он, конечно же, не смог простить предательства.<\p>

    В начале рассказа никто не испытывает к Челкашу особой симпатии.

    Но после того, как мы узнаем о его судьбе, и после эпизода с Гаврилой сразу видим, что этот человек обладает такими качествами, как внутренняя красота, энергия и сила жизни, сострадание к ближнему, любовь к свободе и независимости.

    Совет
    Обратите внимание

    Гаврила же, забрав эти деньги, все-таки не сможет жить с чистой совестью, и если он не поймет, что не деньги делают человека счастливым, а человек сам должен искать свое счастье, не унижаясь и не причиняя боль другим людям, он не сможет прожить по-настоящему счастливую жизнь.<\p>

    [/su_box]

    В своем творчестве Горький противопоставляет людям рабской души свободного и гордого героя, способного на самопожертвование во имя блага людей.

  3. В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми, сильными душой. Главное для них это свобода, которую босяки, как и все мы, понимают по-своему. Они страстно мечтают о какой-то особой жизни, далекой от обыденности. Но найти ее не могут, поэтому уходят бродяжничать, спиваются, кончают жизнь самоубийством. Один из таких людей изображен в рассказе Челкаш. Челкаш старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Главное, что он ценит в жизни это свобода. Свобода от людей, труда, каких-либо обязанностей. Его антиподом является крестьянский парень Гаврила, который случайно стал помощником вора и контрабандиста Челкаша.

    Гавриле и Челкашу действительно не по пути, слишком по-разному они смотрят на жизнь. И действительно, …вор, гуляка, оторванный от всего родного, никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!..

    Хотя со времени написания рассказа Челкаш прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты.

    Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.

  4. челкаш вор а гаврила был человеком и стал вором+ челкашу нужен был напарник его напарник заболел и он его использавал
  5. Основной чертой творчества Максима Горького является разоблачение буржуазной морали и индивидуализма. В его произведениях воспевается героический подвиг во имя свободы и счастья. Он реализовывает мысль о человеке-деятеле, борце, герое. Его произведения с романтическими героями потрясли русского читателя верой во всемогущество свободного человеческого духа, страстной, всезахватывающей жаждой обновления, жизнеутверждающей верой в подвиг.

    Главными героями произведения Горького “Челкаш” являются Челкаш и Гаврила. Челкаш – вор, пьяница, который не имеет ни семьи, ни крыши над головой. Он живет тем, что крадет, а затем краденые вещи продает скупщикам. Гаврила – сельский парень, который приехал в город в поисках лучшей жизни.

    У него была одна цель заработать большую сумму денег, чтобы суметь построить дом в деревне и жениться на богатой девушке. Встретившись случайно, главные герои договариваются ночью выйти на работу. Челкашу нужен был помощник, чтобы он помог ему совершить его обычное дело.

    И он, пообещав Гавриле, что даст ему много денег, избирает его на эту должность, не зная о его действительном характере.<\p>

    Истинные лица Гаврилы и Челкаша мы видим в конце рассказа, когда они делят заработанные деньги. Челкаш мог бы не дать Гавриле и гроша, потому что он оказался совсем не годным для этой работы.

    <\p>

    Но Челкаш щедро награждает своего ночного помощника, несмотря на то что Гаврила ему только мешал и показал себя трусом, человеком, который всего боится и не имеет своего мнения. И когда Гаврила набросился на деньги, которые дал ему Челкаш, а потом попросил отдать ему еще и свои деньги, Челкаш увидел, что перед ним стоит жадный, алчный человек.

    И если бы Гаврила не признался Челкашу, что если бы тот не отдал ему все деньги, он бы убил его, а потом сам их забрал, Челкаш, может быть, попытался понять его. Но, как человек открытый, никогда не скрывающий своих мыслей и действий, он, конечно же, не смог простить предательства.<\p>

    В начале рассказа никто не испытывает к Челкашу особой симпатии.

    Но после того, как мы узнаем о его судьбе, и после эпизода с Гаврилой сразу видим, что этот человек обладает такими качествами, как внутренняя красота, энергия и сила жизни, сострадание к ближнему, любовь к свободе и независимости.

    Совет
    Обратите внимание

    Гаврила же, забрав эти деньги, все-таки не сможет жить с чистой совестью, и если он не поймет, что не деньги делают человека счастливым, а человек сам должен искать свое счастье, не унижаясь и не причиняя боль другим людям, он не сможет прожить по-настоящему счастливую жизнь.<\p>

    [/su_box]

    В своем творчестве Горький противопоставляет людям рабской души свободного и гордого героя, способного на самопожертвование во имя блага людей.

<\p>

Источник: http://info-4all.ru/dobro-pozhalovat/m-gorkij-chelkash-sravnitelnaya-harakteristika-chelkasha-i-gavrili/

Сравнение Челкаша и Гаврилы

Сравнение Челкаша и Гаврилы

В рассказе “Челкаш” М. Горький 
описывает “маленькую драму, разыгравшуюся 
между двумя людьми”.  
     Оба героя – Челкаш и Гаврила – выходцы из деревни. Челкаш греет сердце вспоминаниями о деревенском детстве и юности, а Гаврила мечтает о зажиточной жизни в деревне. Челкаш понимает желания Гаврилы и даже чувствует ответственность за его судьбу.

  
     Челкаш давно оторван от земли, он пьяница и вор, тем и живёт.  
     Любит море, любит погулять Гаврила мечтает о свободе, которую ему могут дать только деньги, а Челкаш и так чувствует себя по-настаящему свободным.  
     Челкаш говорит грубо, грозится убить Гаврилу, если тот “погубит дело”, но это только угрозы.

Гаврила всё боится душу загубить, занимаясь греховным промыслам, но ради денег готов и в самом деле душу свою загубить, замыслив убийство Челкаши.  
     Находясь в равном положении, Челкаш нравственно выше Гаврилы. Он швыряет деньги Гавриле в лицо и “плюёт в его чистые глаза”. Гаврила униженно просит прощение, но деньги всё равно отбирает, жадность его давит.

Просьба о прощении уже не воспринимается как нравственный поступок. Благородно опять ведёт себя Челкаш: он прощает несостоявшегося убийцу.  

     Герои расходятся в противоположные стороны от места, где произошла их стычка.

Большее сочувствие вызывает вольный бродяга и вор Челкаш, чем богобоязненный Гаврила, который, возможно, и поправит свои хозяйственные дела, но нравственной высоты Челкаша никогда уже не достигнет.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ 
В РАССКАЗЕ «ЧЕЛКАШ» РАСКРЫВАЕТ ПЕРЕД 
НАМИ ДВА, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЕСЬМА ПОХОЖИХ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, РАЗЛИЧНЫХ 
ОБРАЗА. ОБРАТИМСЯ К КАЖДОМУ ИЗ НИХ И ПОПРОБУЕМ НАЙТИ, В ЧЁМ 
ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ.  
    ГРИШКА ЧЕЛКАШ – ЗАЯДЛЫЙ ПЬЯНИЦА, ЛОВКИЙ ВОР, СТАРЫЙ ТРАВЛЕНЫЙ ВОЛК. ОН БЫЛ БОС.

В СТАРЫХ ВЫТЕРТЫХ ШТАНАХ, БЕЗ ШАПКИ, В ГРЯЗНОЙ СИТЦЕВОЙ РУБАШКЕ С РАЗВОРОТОМ, ОТКРЫВАВШИМ ЕГО СУХИЕ И УГЛОВАТЫЕ КОСТИ, ОБТЯНУТЫЕ КОРИЧНЕВОЙ КОЖЕЙ. ДЛИННЫЙ, КОСТЛЯВЫЙ И НЕМНОГО СУТУЛЫЙ.  
    ГАВРИЛА – МОЛОДОЙ ПАРЕНЬ В СИНЕЙ РУБАХЕ. В ПЛИСОВЫХ ШТАНАХ, В ЛАПТЯХ И В ОБОРВАННОМ РЫЖЕМ КАРТУЗЕ. ПАРЕНЬ ШИРОКОПЛЕЧИЙ, КОРЕНАСТ, С ЗАГОРЕЛЫМ И ОБВЕТРЕННЫМ ЛИЦОМ.

Важно

  
    СНАЧАЛА НАИБОЛЕЕ СИМПАТИЧНЫМ ДЛЯ НАС, ПОКАЖЕТСЯ ГАВРИЛА,… НЕВОЛЬНО ВСПОМИНАЕТСЯ РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА: «ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ, ПРОВОЖАЮТ ПО УМУ». И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОБМАНЧИВО. ЭТИ СЛОВА МЫ СОВЕРШЕННО ТОЧНО МОЖЕМ НАЗВАТЬ ПРАВИЛЬНЫМИ, ЗНАЯ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В РАЗВЯЗКЕ РАССКАЗА. В ДАЛЬНЕЙШЕМ МЫ ВИДИМ, КТО ЕСТЬ КТО, НА САМОМ ДЕЛЕ.

ЧЁТКО ЗАМЕЧАЕМ, В ЧЁМ СОСТОЯТ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГАВРИЛОЙ И ЧЕЛКАШОМ.  

    ВО-ПЕРВЫХ, У НИХ РАЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ. РАЗЛИЧНЫ ИХ НРАВСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ЦЕННОСТИ. ПУСКАЙ, ОНИ ОБА АЛЧНЫ, К ДЕНЬГАМ ОНИ ОТНОСЯТСЯ ПО-РАЗНОМУ. ЧЕЛКАШ В ОТЛИЧИЕ ОТ ГАВРИЛЫ НЕСПОСОБЕН ПОЙТИ НА УБИЙСТВО ЧЕЛОВЕКА.

ЧЕЛКАШ ВЕРУЕТ В БОГА, ПЫТАЕТСЯ ЖИТЬ ПО ХРИСТИАНСКИМ ПРАВИЛАМ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ЯВЛЯЛСЯ ВОРОМ. ГАВРИЛА ЖЕ ЧЕЛОВЕК БЕЗ МОРАЛЬНЫХ УСТОЕВ, РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ СВОЕЙ ЦЕЛИ, ДОБЫЧИ ДЕНЕГ, ПОЙДЁТ НА ВСЁ И НА ПРЕДАТЕЛЬСТВО, И НА ЛОЖЬ, И ДАЖЕ НА УБИЙСТВО

Источник: http://yaneuch.ru/cat_09/sravnenie-chelkasha-i-gavrily/129663.1838753.page1.html

Челкаш и Гаврила

Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького «Челкаш».

Челкаш – представитель «дна» большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Автор подчеркивает его сходство с хищником – «старый травленый волк», у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного ястреба своей «хищной худобой» и «прицеливающейся» походкой.

Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челкашем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь. Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш – уважаемый в городе человек.

Оба героя ценят свободу, но понимают ее по-разному. Для Гаврилы это материальное благополучие. Тогда он сможет вернуться домой, поправить хозяйство, жениться. Нет денег – придется идти «в зятья» и во всем зависеть от тестя, батрачить на него.

Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода – понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все рав-но, где жить, но он любил море.

Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать.

Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти. Он боится и того, что его поймают, и греха – загубить свою душу.

Совет

Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и «не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься».

Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он «чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким жадным, таким, не помнящим себя».

Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.

Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш – человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/chelkash-i-gavrila.html

Тема 49. М. Горький. Рассказ «Челкаш». Челкаш и Гаврила. Сравнительная характеристика героев – PDF

Тема 56. А. Твардовский «Василий Теркин». Подготовка к сочинению типа «анализ эпизода» Завершать разговор об уникальной поэме Александра Трифоновича Твардовского мы будем по традиции сочинением. Для такой<\p> Подробнее

Тема 54. А. Т. Твардовский «Василий Теркин». Знакомство с героем Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным произведением и его не менее удивительным героем. Ведь не так часто автор и его герой могут<\p>

Подробнее

Тема 59. Е. Шварц «Голый король». Старая сказка на новый лад Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным сказочником ХХ века Евгением Львовичем Шварцем и с его пьесой-сказкой «Голый король». Эта<\p> Подробнее

Тема 54. А. Т. Твардовский «Василий Теркин». Знакомство с героем Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным произведением и его не менее удивительным героем. Ведь не так часто автор и его герой могут<\p>

Подробнее

Тема 59. Нравственная проблематика в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» Не зная ничего о детстве писателя, невозможно понять его произведения. Главный герой автобиографического рассказа<\p> Подробнее

Тема 35. Н. В. Гоголь «Ревизор». О чем же пьеса? Сегодня мы подведем итоги изучения гоголевской комедии. На предыдущих уроках мы обсуждали такие особенности пьесы «Ревизор», как: отсутствие положительного<\p> Подробнее

МОДУЛЬ 1 Тема 33. Н. В. Гоголь «Ревизор». Городничий и Хлестаков: «миражная интрига» комедии На прошлом уроке мы с вами познакомились с устройством уездного города, с волнениями чиновников, получивших<\p> Подробнее

Обратите внимание

Тема 55. А. Т. Твардовский «Василий Теркин». Как создается образ героя Василий Теркин стал не просто героем поэмы Твардовского, но и истинно народным героем Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствуют<\p>

Подробнее

Тема 44. Жанр рассказа. Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» Сегодняшний урок будет посвящен необычному рассказу и типу рассказов, которые называются СВЯТОЧНЫМИ (или рождественскими). Традиция<\p> Подробнее

Кто такие анамнии? Урок 40. Надкласс Рыбы: общая характеристика Рыбы наиболее древние первичноводные челюстноротые животные. Они обитают как в морских, так и в пресных водах. Это самая многочисленная группа<\p> Подробнее

Урок 34. Население Южной Америки. Современная политическая карта Есть о чём подумать Назовите основные зональные ландшафты Южной Америки и расскажите, какие природные факторы влияют на условия жизни населения<\p> Подробнее

МОДУЛЬ 1 29. Внешняя политика России в 1880-х начале 1890-х годов После Русско-турецкой войны 1877 1878 годов усилия дипломатии России были направлены на поддержание мира и стабильности как в Европе, так<\p>

Подробнее

Тема 25. Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский» на выбранную тему Маршрут 1 Тема сочинения: «Владимир Дубровский русский Робин Гуд» Маршрут 2 Тема сочинения: «Жестокие и<\p> Подробнее

Урок 14. Отличительные признаки растений. Систематика растений Какие признаки характерны для всех живых организмов? Отличительные признаки растений. Растения живые организмы. Они дышат, питаются, размножаются,<\p> Подробнее

Урок 30. Классификация насекомых и особенности их развития В чем отличие прямого развития от развития с превращением (метаморфозом)? Для каких изученных ранее животных характерно развитие с превращением?<\p> Подробнее

Важно

4. Знакомьтесь: Россия Вы уже знаете, что признаками любого государства являются: территория; население, проживающее на этой территории, и его разделение по территориальным единицам; публичная власть;<\p>

Подробнее

Урок 47. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии: общая характеристика. Среда обитания, внешнее строение и скелет Какая группа беспозвоночных в процессе эволюции приобрела признаки, позволившие ей выйти на<\p> Подробнее

Урок 49. Многообразие и значение пресмыкающихся Каких премыкающихся Вы знаете? В современной фауне насчитывают около 7 тыс. видов рептилий. Ныне существующие пресмыкающиеся объединены в четыре отряда:<\p> Подробнее

МОДУЛЬ 1 15. Внешняя политика России в 1825 1855 годах. Крымская война В царствование Николая I основными внешнеполитическими проблемами для России стали: Восточный вопрос, отношения с народами Северного<\p> Подробнее

Тема 60. Тема Великой Отечественной войны в русской поэзии Война сложное и страшное время в жизни любого народа. Именно в период мировых противостояний решается судьба нации. Во время Великой Отечественной<\p>

Подробнее

Урок 23. Класс Ракообразные У представителей какого типа впервые появляется кровеносная система? Каково ее строение? Класс Ракообразные объединяет около 40 тыс. видов водных членистоногих, обитающих как<\p> Подробнее

11. Внутренняя политика Николая I Николай I взошел на российский престол одновременно с восстанием декабристов событием, потрясшим устои российского общества. Попытка свержения императора и захвата власти,<\p> Подробнее

Урок 62 63. Многообразие млекопитающих В чём заключается особенность развития детенышей у большинства млекопитающих? Класс Млекопитающие разделяют на 2 подкласса (Первозвери и Настоящие звери), которые<\p> Подробнее

Совет

ГЛАВА 11. Класс Земноводные Урок 44. Класс Земноводные, или Амфибии: общая характеристика. Среда обитания, внешнее строение и скелет земноводных. От какой группы животных произошли древние земноводные?<\p>

Подробнее

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок – органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного<\p> Подробнее

Глава 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ЦАРСТВО БАКТЕРИЙ Урок 5. Общая характеристика бактерий Что вам известно о бактериях? Знакомство с многообразием живых организмов мы начнем с самых многочисленных<\p> Подробнее

МОДУЛЬ 1 Урок 41. Экологические факторы и условия среды Маршрут 1 Прочитайте текст «Среда обитания и условия существования» (Ресурс 1). Ответьте на вопросы задания 1 и запишите ответы в блокнот. Задание<\p> Подробнее

8. Власть и общество в России в первой четверти XIX века В правление Александра I в России нарастает общественное движение, что включает в себя такие процессы, как формирование общественного мнения, появление<\p>

Подробнее

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию подготовлен Федеральным государственным<\p> Подробнее

УМК «Гармония», 2 класс Тема: Басни К.Д. Ушинского «Гусь и журавль» Цели: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского, творчеством и биографией писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы,<\p> Подробнее

ГЛАВА 4. Тип Плоские черви Урок 15. Тип Плоские черви: общая характеристика и Класс Ресничные черви: белая планария Какая система впервые в эволюции появилась у кишечнополостных? Всё многообразие плоских<\p> Подробнее

Обратите внимание

Тема 5. Оды М.В. Ломоносова: анакреонтические, торжественные, духовные Гений Михаила Васильевича Ломоносова соединяет в себе художественное и научное восприятие мира. Эти черты мировосприятия Ломоносова<\p>

Подробнее

Тема урока: Б.Заходер «История Гусеницы». Цели: учить видеть и понимать окружающую природу, учить представлять черты характера героя, его интересы; развивать воображение, критическое мышление, связную<\p> Подробнее

Лабораторная работа по теме: «Внешнее строение млекопитающих» Цель: Выявить особенности внешнего строения млекопитающих. Этап 1. (Ресурс 1). Ход работы: 99 Откройте ресурс 1. 99 Перед вами на рабочем столе<\p> Подробнее

5. Рождение Древнерусского государства «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля», так начинается «Повесть временных лет» самое<\p> Подробнее

Планируемые результаты изучения предмета по литературному чтению 2 класс Название раздела Предметные результаты Метапредметные ученик научится ученик получит возможность результаты научиться читать тексты<\p>

Подробнее

Тема 6. Южные материки Урок 25. Африка: географическое положение, особенности природы материка, природные районы Есть о чём подумать Географическое положение материка важная часть его географической характеристики,<\p> Подробнее

Учитель: Михальченко Нина Васильевна. Предмет: литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Технологическая карта изучения темы С. Я. Маршак «Автобус 26» Тема С. Я. Маршак «Автобус 26» Цели Образовательные:<\p> Подробнее

Тренировочная работа 3 Математика. 9 класс. Вариант 1 Инструкция по выполнению работы 2 Район по МАТЕМАТИКЕ 17 апреля 2012 года 9 класс Вариант 1 18.04.2012 на сайте www.cde.ru состоится онлайн-разбор<\p> Подробнее

Важно

Тема 6. «Памятник» Горация. В чем назначение поэта? Сегодняшний урок будет посвящен одной из важнейших тем в мировой поэзии. Возможно, те из вас, кто занимается литературным творчеством, уже задумывались<\p>

Подробнее

СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА 1 Реальный профиль Задание А (40 баллов) Nr Задание Вариант ответа Критерии оценивания Общее количеств о баллов 1. Замените словосочетание «художественный смысл» другим, близким<\p> Подробнее

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе Б. Житков «Храбрый утёнок» Цель урока: -Познакомить учащихся с творчеством Б.С.Житкова; -Развивать навыки выразительного чтения; учить делить<\p> Подробнее

Урок 27. Класс Насекомые: общая характеристика. Внешнее строение и мышечная система Как организована мышечная система у плоских, круглых и кольчатых червей? Класс Насекомые объединяет наиболее высокоорганизованных<\p> Подробнее

ГЛАВА 8. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Урок 32. Пищеварительная система. Ротовая полость. Желудок Из каких классов химических веществ состоит наш организм? Каковы их функции? В ходе питания мы получаем разнообразные<\p>

Подробнее

Конспект урока по литературе для 6 класса по теме «А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» учителя русского языка и литературы Павловой Оксаны Вячеславовны. Тема: Антон Павлович Чехов. Смех Антоши Чехонте над невежеством,<\p> Подробнее

Тема урока: А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Цель урока: ознакомление учащихся с новыми произведениями Задачи: организовать<\p> Подробнее

Технологическая карта урока литературы «Повесть А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка» Лейкина Л.С., учитель литературы и русского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 26 Предмет, класс Учитель<\p> Подробнее

Совет

Тема 33. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» Николай Алексеевич Некрасов (1821 1878) известный русский поэт XIX века. Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи. От отца будущий<\p>

Подробнее

Материалы к уроку по рассказу Т.Толстой «Пламень небесный» Автор : Литвин С. Групповое задание. Рассказ «Пламень небесный» делим на 4 части для последующего группового анализа. 1-я часть от начала до слов<\p> Подробнее

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 667 Невского района Санкт-Петербурга Конспект урока литературного чтения по картине И.Левитана «Осень. Усадьба»<\p> Подробнее

ГЛАВА 7. Тип Членистоногие Урок 22. Тип Членистоногие: общая характеристика Что выполняет функцию скелета у круглых червей? Членистоногие это водные и сухопутные организмы, обладающие сегментированным<\p> Подробнее

Урок 60. Системы органов млекопитающих Каково строение сердца у птиц? Рассмотрим основные процессы жизнедеятельности млекопитающих и те системы органов, которые их обеспечивают. МОДУЛЬ 1 Маршрут 1 Прочитайте<\p>

Подробнее

МОУ Юровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Урок литературы в 6 «А» классе Тема: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца. Настя и Митраша.» Учитель русского<\p> Подробнее

Музей в твоём классе Занятие 20. Тема: В. Маковский «Игра в бабки», «В мастерской художника» Цели занятия: проверить, как дети усвоили информацию о жизни и творчестве К.Е.Маковского; познакомить учащихся<\p> Подробнее

Русский язык. 8 класс Вариант 9043-1 Вариант 9043 Инструкция по выполнению работы В работе по русскому языку 16 заданий, связанных с предложенным текстовым фрагментом. Выполнять их можно в любом порядке,<\p> Подробнее

Обратите внимание

Конспект урока чтения, 8 класс. Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 часа). Цель урока: знакомство со сказкой Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».<\p>

Подробнее

ДОУ 96 Консультация для родителей «Значение игры в жизни детей 5-7 летнего возраста» Подготовила: Моисеенко А.А. г. Липецк, 2016 г. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение<\p> Подробнее

Урока литературы в 7 классе «Урок милосердия в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», учитель русского языка и литературы Неляпина Н. А. Тема: Урок милосердия в повести В. Г. Короленко «В дурном<\p> Подробнее

задания Работа по литературному чтению для 2 класса. 1.Вид и цель работы – для промежуточной аттестации. 2.Перечень проверяемых образовательных результатов: 1. Осуществлять выбор книги в библиотеке по<\p> Подробнее

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 206 г. Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 45 (30+5) минут. Работа состоит из 26 заданий. К каждому из первых 20 заданий<\p>

Подробнее

Урок 27. Поверхностные воды. Реки Есть о чём подумать Ознакомьтесь с картиной Н. К. Рериха «Заморские гос ти» (Ресурс 1). Почему древние славяне придавали своим кораблям облик живых существ? Расскажите<\p> Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/29183493-Tema-49-m-gorkiy-rasskaz-chelkash-chelkash-i-gavrila-sravnitelnaya-harakteristika-geroev.html

Сравнительная характеристика челкаша и гаврилы таблица. Сравнение Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького “Челкаш”) – 2018-11-28

Сравнительная характеристика челкаша и гаврилы таблица Rating: 9,6/10 1524 reviews <\p>

Он, конечно, женится и построит на эти деньги дом, но вряд ли это все принесет ему счастье. Ни одно животное не общается с себе подобными с помощью слов, не передает записи будущим поколениям, не выстраивает сложный несуществующий мир на бумаге с такой правдоподобностью, что читающий верит в него и считает его реальным. Здесь отчетливо видно, что писатель отдал предпочтение Человеку, который показал себя человеком с высокими моральными качествами, не терявшему собственного достоинства ни при какой ситуации. Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. », при этом главного героя с первого взгляда привлекло добродушие и доверчивость крестьянина. «Челкаш» Рассказ «Челкаш» написан М. В конце, когда они делят деньги, Челкаш способен на великодушный поступок – он просто так отдает Гавриле 540 рублей.<\p> Next

В горячих спорах, которые ведут герои М. Именно тогда он понял, что поступает, как герой, так как точно знал, что не будет таким, как этот парень. Доверчивый и добродушный, как телёнок, он разбудил в Челкаше чувство досады и презрения. . Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Выглядел он неопрятно и имел неприятный запах.<\p> Next

Важно

Его привлекают сильные личности, бросающие вызов обществу, такие как его герой Гришка Челкаш. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Но творчество этого писателя является очень тонким и личным для него самого. Парню пришло время жениться, а жить «в приймах» ему не хотелось. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш».<\p>

Next

Именно этой идее подчинено все творчество Горького, его реалистические рассказы и пьесы. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. . Юноша, в свою очередь, демонстрирует мнение большинства людей: бродяга никому не нужен, убей его — никто и не заплачет. Их встреча произошла совершенно случайно. А Гаврилу уже разобрало окончательно. Хотя, с другой стороны, ему нравилась простота и добрая душа Гаврилы.<\p> Next

Эмоции, которые возникают у несчастного человека, толкают его на необдуманный поступок — он бросает камень в Челкаша. Но является ли слабохарактерной марионеткой этот бедный крестьянин? Он хочет жениться на Наталии, начать новую жизнь, жить честным трудом: «Брошу воровство! Сначала ему кажется мало своей части и он просит еще. Это говорит о стойкости характера. . Многие коллеги-писатели были уверены, что Алексей Пешков, выросший в среде «бедных людей», «униженных и оскорбленных», напишет об этом не хуже Гоголя и Достоевского. Все персонажи рассказа жили в гармонии с окружающим миром и природой.<\p> Next

Так почему же они на «дне»? Лука подтверждает: «Он — парень ничего, хороший! И когда сосед по палате, будущий герой рассказа, предложил ему стать подельником, писатель был польщен и даже горд. Но одного он хотел определённо — денег. Здесь читатель понимает, что этот «славный парень», простой крестьянин, на самом деле трус. . Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о человеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе богобоязненного Гаврилы.<\p> Next

Драма, которая разыгралась на берегу моря между двумя людьми, показывает читателю последствия жадности. Важно сказать о том, как сам Челкаш видит своего напарника. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. Челкаш был алкоголиком и вел себя неадекватно. Гаврила очень боялся идти на промысел, ведь это было его первое дело такого плана.<\p>

Next

Он имел взгляд настоящего хищника, темные усы и острый нос. Ему не нравилось всё, напарник, лодки, то как все происходило. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче. Но то, что происходило между этими двумя людьми, трудно назвать дружбой. Природа является гордостью моей страны, я пользуюсь ее ресурсами, наслаждаюсь пейзажами и могу вносить свой вклад. Челкашин очень любил находиться возле море.<\p> Next

Пепел ненавидит Костылева, готов его убить. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Они обладают прекрасными человеческими качествами. Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Пепел и рад бы жить честным трудом, но где найти работу в этом страшном мире? В рассказе «Челкаш» перед нами встает «длинная, костлявая, немного сутулая» фигура заядлого пьяницы, ловкого и смелого вора: «Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом». Челкаш завидовал и сожалел об этой молодой душе.<\p> Next

Источник: http://s3.amazonaws.com/2015-web-assets/russkom/sravnitelnaya-harakteristika-chelkasha-i-gavrili-tablitsa.html

8 класс. «Челкаш». Помощь в домашнем задании

Ребята! Размещаю материал, связанный с литературой, чтобы вам помочь справиться с домашним заданием (Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы).

Сочинение должно быть не просто скачано и перенесено из Интернета , а обязательно подтверждено цитатами из текста. Все имеющиеся в Интернете сочинения по данной теме очень поверхностны и несерьёзны.

Тем более, что их всего несколько штук.

Вы должны показать знание текста.

Вам надо сравнить Челкаша и Гаврилу.

Кому симпатизирует Горький? Чем отличаются эти два человека? Сравните их внешность, поступки, поведение в одной той же ситуации. И попутно, буквально несколькими словами упомяните о романтизме ранних рассказов Горького.

Надо обязательно упомянуть, что Ранние рассказы Горького очень романтичны (было такое направление в искусстве – РОМАНТИЗМ.

Совет

Но во времена Горького уже вовсю в искусстве господствовал реалистический подход к жизни, тем не менее Горький в ранних рассказах обращается именно к романтизму). В чём это проявляется? В том, что герои изображаются на фоне природы, герои эти, как правило, одиноки.

Обратите внимание, как начинается рассказ. самая первая строка – Пейзаж: “Потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль”.

представляете: пейзаж, а ведь рассказ-то о ворах!
Зачем? Почему? Потому что писателя волнует именно характер. Так же, как и нас с вами, заставляют радоваться и плакать, страдать и переживать именно наши характеры и характеры наших родных, друзей, близких, знакомых.

Итак…Главными героями в рассказе являются Челкаш и Гаврила. Челкаш – вор, пьяница, который не имеет ни семьи, ни крыши над головой. Он живет тем, что крадет, а затем краденые вещи продает скупщикам.

Вот как Горький описывает его внешность: “… появился Гришка Челкаш, Старый травленый
волк,
хорошо знакомый гаванскому люду, Заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

А теперь сравните с Гаврилом. Гаврила сельский парень, который приехал в город в поисках лучшей жизни. У него была одна цель заработать большую сумму денег, чтобы суметь построить дом в деревне и жениться на богатой девушке. Встретившись случайно, главные герои договариваются ночью выйти на работу.

Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел Молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой.

Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.
Челкаш оскалил зубы, высунул язык и, сделав страшную рожу, уставился на него вытаращенными глазами.

Парень, сначала недоумевая, смигнул, но потом вдруг расхохотался, крикнул сквозь смех: “Ах, чудак!” – и, почти не вставая с земли, неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша, волоча свою котомку по пыли и постукивая пяткой косы о камни.

Обратите внимание

Вот они идут вдвоём: “И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш – с важной миной хозяина, покручивая усы, парень – с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни.
– А как тебя звать? – спросил Челкаш.

– Гаврилом! – ответил парень”.

Потом они вместе совершают преступление. И вот смотрите: Горький описывает страх Гаврилы и вдруг – описание моря. Помните, почему так происходит? Опять “вмешивается” романтизм:
. “Гавриле стало страшно. Этот страх был хуже страха, навеянного на него Челкашем; он охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки…

А кругом все молчало. Ни звука, кроме вздохов моря. Тучи ползли по небу так же медленно и скучно, как и раньше, но их все больше вздымалось из моря, и можно было, глядя на небо, думать, что и оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким”…Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой.

Гаврила переживает, что останется без денег. Смотрите, как Горький описывает это волнение:
– Нет… я… не пойду… я… – Гаврила задыхался и давился чем-то.
Челкаш посмотрел на него.
– Что это тебя корчит? – спросил он.
– Так…

– Но лицо Гаврилы то краснело, то делалось серым, и он мялся
на месте, не то желая броситься на Челкаша, не то разрываемый иным желанием,
исполнить которое ему было трудно.
Челкашу стало не по себе при виде такого возбуждения в этом парне. Он
ждал, чем оно разразится.
Гаврила начал как-то странно смеяться смехом, похожим на рыдание.

Голова его была опущена, выражения его лица Челкаш не видал, смутно видны
были только уши Гаврилы, то красневшие, то бледневшие.
– Ну тя к черту! – махнул рукой Челкаш. – Влюбился ты в меня, что ли?
Мнется, как девка!.. Али расставанье со мной тошно? Эй, сосун! Говори, что
ты? А то уйду я!..
– Уходишь?! – звонко крикнул Гаврила.

Песчаный и пустынный берег дрогнул от его крика, и намытые волнами моря
желтые волны песку точно всколыхнулись. Дрогнул и Челкаш. Вдруг Гаврила
сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и
дернул к себе.

Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами,
резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак. Но он не успел
ударить, остановленный стыдливым и просительным шепотом Гаврилы:
– Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?..
Ведь в одну ночь – только в ночь… А мне – года нужны…

Дай – молиться за
тебя буду! Вечно – в трех церквах – о спасении души твоей!.. Ведь ты их на
ветер… а я бы – в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?.. Али тебе
дорого? Ночь одна – и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет

тебе пути… А я бы – ох! Дай ты их мне!

Важно

Расставание героев. И опять Чувства показаны на фоне природы:
“Два человека помолчали.
– Ну прощай! – насмешливо сказал Челкаш, пускаясь в путь.
Он шатался, у него дрожали ноги, и он так странно держал голову, точно
боялся потерять ее.
– Прости, брат!..

– еще раз попросил Гаврила.
– Ничего! – холодно ответил Челкаш, пускаясь в путь.
Он пошел, пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а
правой тихо дергая свой бурый ус.

Гаврила смотрел ему вслед до поры, пока он не исчез в дожде, все гуще
лившем из туч тонкими, бесконечными струйками и окутывавшем степь
непроницаемой стального цвета мглой.

Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на
деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху
и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той,
где скрылся Челкаш.

Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая

их в брызги и пену. Дождь ретиво сек воду и землю… ветер ревел… Все
кругом наполнялось воем, ревом, гулом… За дождем не видно было ни моря, ни
неба.
Скоро дождь и брызги волн смыли красное пятно на том месте, где лежал
Челкаш, смыли следы Челкаша и следы молодого парня на прбрежном песке… И
на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой

драме, разыгравшейся между двумя людьми.”

Какой день недели идёт после вторника? (пишите маленькими буквами)

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/8-klass-chelkash-pomoshh-v-domashnem-zadanii/

Ссылка на основную публикацию