Тема одиночества человека в мире. По рассказу А.П.Чехова «Тоска – презентация, доклад, проект
Слайд 1
Описание слайда:
Тема одиночества человека в мире (по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)<\p>Слайд 2
Описание слайда:
«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней… Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней… Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький о А.П.Чехове)<\p>Слайд 3
Описание слайда:
«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность». «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность». (К..Чуковский о А.П.Чехове)<\p>Слайд 4
Описание слайда:
ПЛАН АНАЛИЗА РАССКАЗА: I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска» II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения. Художественная деталь в рассказе. III. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска»<\p>Слайд 5
Описание слайда:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА ТОСКА (теснить?) – стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. В. И. Даль («Толковый словарь живого великорусского языка»)<\p>Слайд 6
Описание слайда:
История создания рассказа «Тоска» Опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки» В декабре 1885 г. писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски».<\p>Слайд 7
Описание слайда:
Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль. ( духовный стих «Плач Иосифа и быль) Эпиграф к «Тоске» задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу.<\p>
Описание слайда:
Фабула (от лат. fabula – предание, басня, сказка, рассказ)- это система связанных между собой мотивов в произведении, охватывает все происшествия, соединенные в причинно-следственные ряды. Фабула «Тоски» – это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова: с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души<\p>Слайд 9
Описание слайда:
Сюжет (от франц. sujet — предмет) в литературе — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.<\p>Слайд 10
Описание слайда:
Конфликт в худ.произведении – противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему<\p>Слайд 11
Описание слайда:
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ Портрет -не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом; Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость<\p>
Слайд 12
Описание слайда:
Вывод: В рассказе «Тоска» писатель освещает проблемы одиночества человека в обществе, взаимного непонимания людей, отчуждения их. Для того чтобы возвратить нормальность человеческих отношений и целостность бытия, самое важное — быть сострадательными, уважать ближних.<\p>Слайд 13
Описание слайда:
Использованная литература Статья «Одиночество человека в мире (по рассказу А. П. Чехова «Тоска») -https://rudocs.exdat.com/docs/index-541120.html Дунаев, М. М. (1998) Православие и русская литература. В 5 т. М.: Христианская литература. Т. 4. Чехов, А. П. Автобиография (1979) // Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. М.: Наука. Т. 16. Чехов, А. П. (1982) Тоска // Чехов А. П. Рассказы и повести. Воронеж: Изд-во ВГУ. С. 42–46.<\p>Слайд 14
Описание слайда:
Активные ссылки на использованные изображения: А.П.Чехов-https://images.yandex.ru/yandsearch.jpg А.П.Чехов. Рассказы.Повести.Пьесы – https://images.yandex.ru/yandsearch?sourcey._Povesti._Pesy.gif М.Горький – https://images.yandex.ru/yandsearch?source.jpg К.И.Чуковский – https://images.yandex.ru/yandsearch?source by_Repin.jpg Иллюстрации к рассказу «Тоска» – https://images.yandex.ru/yandsearch?text<\p>Слайд 15
Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-tema-odinochestva-cheloveka-v-mire-po-rasskazu-apchexova-toska
Рассказ Чехова “Тоска”. Тема одиночества главного героя
Конспект урока
Тема урока: А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
Тип урока: урок чтения и изучения произведения
Цели урока: образовательная: Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова. Продолжить формировать умение анализировать художественный текст. Развивающая: развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение. Воспитывающая:
воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия, желание помочь
ближнему в трудную минуту.
Оборудование урока:
-
Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.
-
Карточки для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, мотивация на его результат.
Здравствуйте, ребята!
Начать наш урок сегодня я хочу с притчи, заимствованной из записной книжки французского писателя Альфонса Доде:
“Однажды мудрую певчую птицу спросили: “Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?” На что птица ответила: “У меня так много песен, я должна поведать их миру”.
Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.
Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.
А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».
Откройте тетради, запишите тему урока.
Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).
II. Слово о писателе. Сообщение учащихся.
Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источниками.
Рассказ ученика о жизни А.П. Чехова (с использованием презентации).
Рассказ, «Тоска», который станет предметом нашего анализа на уроке, был написан писателем в 1886 году.
III. Работа над содержанием рассказа.
Цель: формировать умение анализировать художественный текст, выяснить, для чего служит система изобразительно-выразительных средств языка в рассказе. Совершенствовать навыки работы в группах по анализу художественного произведения.
Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска.
Составление кластера.
Вопросы классу:
– Что значит быть одиноким?
– Может ли человек быть одиноким среди людей?
– Ощущаете ли вы себя одинокими?
Каково лексическое значение этого слова?
Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.
Тоска
1. Душевная тревога, уныние.
2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.
В каком значении использовано это слово в рассказе?
Назовите синонимы к этому слову (горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние).
Почему же писатель предпочёл слово тоска? Предположите, как вы думаете. (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность).
Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.
Фронтальная беседа по вопросам:
– Каково начало рассказа? Зачитайте.
(Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).
– Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?
(На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).
– Какова роль данного описания?
(При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).
– А как чувствует себя главный герой Иона?
(Ему тоскливо, плохо).
– А почему ему плохо? (У него умер сын.)
– Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один. Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?
(Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).
– А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)
– Кому?
(Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)
– Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына.
Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.
1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.
2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.
3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.
4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.
– Итак, сделаем вывод:
Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.
– Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?
Выполним это задание в группах.
1 группа:
Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?
Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.
2 группа:
Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?
Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.
Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.
3 группа:
Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?
Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
Повтор: сын помер – от чего?…поезжай; сын помер – все помрем, погоняй; сын помер – …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.
– Сделаем выводы о роли этих художественных средств:
Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.
– Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)
– Почему Иона решил рассказать ей всё?
(В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе — это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)
– Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)
– Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)
(От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь, к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)
– Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.
– Как вы объясните многоточие?
– Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей – надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко – просто лень сочувствовать, понимать…
– Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.
– Как вы понимаете смысл эпиграфа?
(Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).
– Давайте вернёмся к вопросу, который я задавала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность». Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? (Да)
– Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.
– Послушайте стихотворение Варлама Шаламова:
Где жизнь? Хоть шелестом листа
Проговорилась бы она.
Но за спиною – пустота,
Но за спиною – тишина.
И страшно мне шагнуть вперёд,
Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,
Где память за руку берёт
И – нет небес.
Варлам Шаламов 1938 год
– Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году и стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году?
(Тема одиночества. Стихотворение так же, как и рассказ учит сочувствию, пониманию человека.)
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
Цель: дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.
– Итогом нашей работы будет написание синквейна. В качестве ключевого слова возьмём слово – тоска.
Тоска
Зелёная, громадная
Накрывает, поглощает, гнетёт
Некому рассказать о своём горе
Одиночество
Выставление оценок за урок.
Всем спасибо за урок.
V. Задание на дом.
Цель: мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на последующих уроках.
На следующем уроке мы продолжим изучение творчества А.П. Чехова. Прочитать рассказ «Смерть чиновника».
1 группа:
Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?
3 группа:
Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?
2 группа:
Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?
1 группа:
Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?
3 группа:
Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?
2 группа:
Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?
Источник: https://multiurok.ru/files/rasskaz-chiekhova-toska-tiema-odinochiestva-ghlavn.html
Одиночество в рассказе Чехова — Тоска — сочинение
Автор: Guru · 29.03.2017
Мини сочинение-рассуждение по рассказу Чехова «Тоска» на тему: Одиночество, боль и тоска главного героя. Эссе по литературе
Рассказ «Тоска»: аудиокнига
Рассказ «Тоска» по праву считается вершиной, покоренной мастерством Чехова. Тонкий лиризм и гнетущее ощущение печали переданы им в совершенстве, поэтому читать это произведении физически больно. Хочется пролезть сквозь строки, прийти и выслушать Иону, ведь любому человеку становится его жалко.
Кажется, что, по сравнению с ним, я счастлив, хотя до прочтения у меня были свои невзгоды и заботы. Я восхищаюсь Чеховым, ведь вызвать такие эмоции может далеко не каждый автор. Мне кажется, что секрет его успеха в том, что он нашел, как описать одиночество, самое безотрадное человеческое чувство.
Его все изведали и все понимают, что оно собой представляет, и в то же время автор умудрился показать его по-новому.
Боль и тоска в изображении Чехова сопоставимы с мощным потоком, который мог бы залить все, но помещается в «ничтожной скорлупе» в виде жалкой фигуры извозчика. Именно эти ощущения характеризуют тоску Ионы, которую может утолить только искреннее участие. Однако извозчик нигде не может его найти, хотя и колесит по всему городу.
Проблема, поставленная Чеховым в рассказе «Тоска», даже не в том, что герой тоскует по сыну, а в том, что никто не хочет его выслушать и разорвать порочный круг его одиночества. То есть, горе другого человека никого не касается, большой город живет своей жизнью, а Иона – своей, и это порок большого города, в котором мельчают люди.
Внутренний мир героя рассказа «Тоска» полностью затоплен одиночеством. Иона раскрывается только с этой трагической стороны. Его душа по-христиански богата. Он не ропщет на судьбу за смерть сына, он смирился, хотя и был готов умереть вместо него. Он открыт для добра, не озлобился на равнодушный мир и прощает людям их грубость.
Он даже не хочет надоедать им своими излияниями и замолкает, когда видит, что слушателю не до него. Как ни удивительно, именно духовные богатства делают его одиноким. Пошлых и пустых людей объединяет вместе их примитивность, а вот Иона обречен нести бремя своей духовности.
Это неочевидная причина его одиночества, но ее Чехов всеми средствами выносит на первый план, раскрывая характер своего героя.
Иона представляет собой тип маленького человека. У него очень скромные запросы, живется ему чуть ли не впроголодь, а все его достояние – тощая лошаденка. В город он приехал на заработки, в деревне у него осталась дочка, которую нужно содержать.
Поэтому жалкий и бессловесный извозчик усвоил одно правило: господам не перечить. Чтобы они не делали с ним, свободным, по идее, человеком, не крепостным, он терпит и господ еще и нахваливает. Может, в этом бесконечном унижении Иона и утвердился в своем одиночестве.
Он считает себя недостойным общения, считает, что грубость в его адрес оправдана, поэтому не делает попыток найти равного себе и подружиться. Он всегда как бы просит о милости, рассказывая о тоске. Иона сам себя унижает до такого уровня, чтобы молить о должном и сносить непереносимое.
В потере достоинства его одиночество приобретает чудовищный размах.
Таким образом, тема одиночества в рассказе «Тоска» раскрыта Чеховым с разных сторон: это и порок большого города, и элемент тонкой душевной организации Ионы, и следствие его униженности. Это разностороннее одиночество вгоняет героя в безысходную тоску, которую автор и вынес в название рассказа. В этом емком слове в полной мере выражается трагизм судьбы героя.
Источник: https://rus-poetry.ru/odinochestvo-v-rasskaze-chehova-toska/
А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире – PDF
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ОТ «_7» НОЯБРЯ 04 ГОДА Учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ 7 ШИПИЛОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Предметная тема: «М.Ю.Лермонтов. «Бородино».<\p> Подробнее
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ФИО Место работы Должность Предмет Класс Тема Базовый учебник Место проведения Дата проведения Беляева Оксана Федоровна МБОУ «Школа 29» городского округа Самара учитель математики<\p> Подробнее
План-конспект открытого информатики в рамках межмуниципального конкурса «Учитель года 2015» на тему: «Создание информационных моделей диаграмм» в 6 классе. Технологическая карта информатики Учитель: Кряжевских<\p> Подробнее
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 1. ФИО 2. Место работы 3. Должность 4. Предмет 5. Класс 6. Тема и номер урока 7. Базовый учебник Нурмухаметова Т.А. МБОУ школа-интернат СП учитель начальные классы 3 Охрана животных.<\p>
Технологическая карта урока Ф.И.О. учителя Фейгельсон Юлия Давидовна Класс: 6 Предмет Литература Тема урока: Урок на всю жизнь (Валентин Распутин «Уроки французского». Заключительный урок) Место и роль<\p> Подробнее
Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель : Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин<\p> Подробнее
ЭОР ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 9. ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Московская область, 2016 год Виды универсальных учебных действий Личностные УУД<\p> Подробнее
Технологическая карта Учебный предмет:английский язык Класс: 5 класс Автор УМК Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Английский в фокусе: Учебник для 5-х классов общеобразовательных учреждений.-<\p>
Подробнее
Технологическая карта урока Предмет, класс Математика, 5А Автор (ы) УМК Н. Я. Виленкин, М.; Мнемозина, 2012 год ФИО учителя, школа Страшнова Г. А. МОУ СОШ 2 Тема урока Умножение десятичных дробей на натуральные<\p> Подробнее
Предмет математика класс 2 г Тема урока Место урока по теме (в разделе/главе) Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» «Умножение и деление» 18 из 20 Тип урока Форма урока, форма учебной деятельности,<\p> Подробнее
Технологическая карта урока Учитель: Марахина Ольга Анатольевна Предмет: алгебра 7 класс УМК: А.Г. Мордкович, Алгебра 7 класс Тема урока: Взаимное расположение графиков линейных функций Тип урока: изучение<\p> Подробнее
Маскайкина Алена Анатольевна учитель начальных классов МБУ г. о. Тольятти «Школа 25» Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 3 класс УМК «Школа России», авторы программы<\p>
Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 1 Учитель: Домнина Елена Ефимовна Автор УМ К : «Школа России» под редакцией А.А Плешакова. Тема урока: Сапгир «Про медведя» Тип урока:<\p> Подробнее
Стендовый урок Литература 5 класс В чем заключается истина жизни? (По рассказу А. Платонова «Никита») Тип урока урок «открытия» нового знания (по классификации уроков деятельностной направленности в образовательной<\p> Подробнее
Тема урока: «Десятичные дроби» 1 ФИО ХачетловаЗалинаСаадуловна Место работы МКОУ «Гимназия 1» го Нальчик Должность Учитель математики 4 Предмет Математика 5 Класс 5 6 Тема и номер урока в теме Дествия<\p> Подробнее
Технологическая карта урока музыки Тема: «Исповедь души – творческий портрет Фредерика Шопена» Дата проведения: 7.04.2015 Класс: 4 Тип урока: комбинированный Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством<\p>
Подробнее
Технологическая карта урока английского языка по ФГОС. 2016 год Учебный предмет: английский язык Класс: 4 класс УМК: «Английский с удовольствием» авт. М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н.Н. Трубанева<\p> Подробнее
Технологическая карта открытого урока. Место проведения: МБОУ СОШ 22 г.о. Самара Уровень: школьный (присутствовали: методисты НМЦентра «РС Л.В.Занков», учителя школы) Дата: 22.04.2013 года Предмет: Окружающий<\p> Подробнее
Севрюк Марина Евгеньевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа 50 г. Иркутск Предмет Класс 2 Тип урока/занятия<\p> Подробнее
1. Педагогическое обоснование урока Технологическая карта урока Тема Цель темы Планируемый результат Основные понятия Олимпийские игры в древней Греции. Формирование представления об истории возникновения<\p>
Урок технологии в соответствии с ФГОС по теме “Полноценный завтрак залог здоровья” Волкова Елена Юрьевна, учитель технологии 5-й класс Цель урока: формирование знаний о составлении меню и сервировке стола<\p> Подробнее
Технологическая карта урока. Der Hase und der Igel Тема Der Hase und der Igel Цель Задачи УУД ОБРАЗЕЦ Аргументирование высказывания на основе сказки Образовательные: Развивать навыки и умения чтения Развивающие:<\p> Подробнее
Технологическая карта урока в школьном музее «Путешествие в сказку» Тема Цель Задачи Тип урока Планируемые результаты Сказочные предметы, как предметы русского быта Сформировать у обучающихся представление<\p> Подробнее
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Учитель: Астахова Наталья Вениаминовна Предмет: Литературное чтение Класс: 4 класс Тема Задачи Планируемый результат Межпредметные<\p>
муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 города Смоленска ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет ХИМИЯ Класс 8А Автор УМК О.С. Габриелян Тема урока Расчеты по<\p> Подробнее
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Моделирование фартука» 5 класс Составитель: Захарова Л.А. учитель технологии г. Черногорск, 2016 г. Тема: Моделирование<\p> Подробнее
Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в основной школе Л.Г. Чуракова, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ Универсальные учебные действия умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию<\p> Подробнее
ФИО: Батищева Ирина Александровна Технологическая карта урока Место работы: МБОУ гимназия им. академика Н.Г. Басова Должность: учитель русского языка и литературы. Предмет: русский язык. Класс: 5. Тема:<\p>
Урок математики в 4 классе (УМК «Школа России»). Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями». формирование у учащихся умения овладеть письменным приѐмом умножения на числа, оканчивающиеся<\p> Подробнее
Тема: «Управление компьютером с помощью меню». Учитель информатики: Горбовская Наталья Михайловна Класс: 5 Цель урока: Повторить устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса; Познакомиться<\p> Подробнее
Источник: https://docplayer.ru/57686295-A-p-chehov-toska-tema-odinochestva-cheloveka-v-mire.html
Конспект и презентация к уроку литературы “А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире” – Савичева Т.В
Цели :
– продолжить формирование умения анализировать художественный текст
– развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
– повторение теоретических понятий: фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства языка.
Ход урока.
Оргмомент.
Индивидуальное сообщение воспитанницы о творчестве А.П.Чехова
Знакомство с темой урока. (слайд 1)
Слово учителя
Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии.
Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры.
Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.
(слайд 2)«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней… Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).
Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений.
Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества.
В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.
(слайд 3)«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» – говорил К.И.Чуковский. И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану:
(слайд 4) I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»
II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.
Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия.
Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.
Художественная деталь в рассказе.
III. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска»
IV. Анализ рассказа «Тоска»
Словарная работа
Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова?
(слайд 5) Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,
горе, печаль, нойка сердца, скорбь»
А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.
Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова.
Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта».
За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.
История создания рассказа
(слайд 6 ) Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.
Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте.
Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно.
В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски».
Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.
Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие
достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”
формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа
может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.
Работа над эпиграфом:
( слайд 7)
Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известна печаль.
-Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)
Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу.
Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.
Работа с текстом
-С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)
-Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.
-Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)
-О чем думает каждый из них?
-Расскажите о главном герое. (ответ ученика)
-Сколько сюжетных линий в рассказе?(Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)
-Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)
Композиция рассказа
(слайд 8) Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).
(слайд 9)В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.
(слайд 10) Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.
(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)
Роль художественной детали ( слайд 11)
Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова.
Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства.
В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев.
Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом.
Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.
В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.
Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством.
Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина.
Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.
В чем суть рассказа «Тоска» (слайд 12)
С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина.
То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору.
Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, А. П.
Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).
Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П.
Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми — монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы А. П.
Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга — это первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого.
Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека.
Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.
Рефлексия
Итог урока
Домашнее задание: подг.к уроку в/чт ( рассказ Чехова (по выбору)), работа со ст. в учебнике
Похожие образовательные материалы:
Источник: https://razrabotky.ru/load/9_klass/literatura/konspekt_i_prezentacija_k_uroku_literatury_a_p_chekhov_rasskaz_toska_tema_odinochestva_cheloveka_v_mire/12-1-0-230
Семантическая тема “одиночество” в пейзаже А. П. Чехова
Библиографическая ссылка на статью:
Кочнова К.А. Семантическая тема “одиночество” в пейзаже А. П. Чехова // Филология и литературоведение. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2015/04/1241 (дата обращения: 07.02.2019).
Одиночество – одна из основных категорий мироощущения А.П.Чехова [1; 2]. Мотив бесприютности, незащищенности человека присутствует во многих произведениях писателя.
Чеховское одиночество проявляется уже в ранних рассказах, которые он подписывал псевдонимами «пустынник Антоний», «старец Антоний». Его герои часто люди одинокие, отчужденные от мира.
В знаменитом «потерянном» письме брату Александру писатель рассказывал о своём одиночестве и чувстве ненужности в этом мире.
Для писателя одиночество людей и непонимание друг друга являются существенным злом. Писатель не поэтизирует гнетущее чувство одиночества, считает это состояние неприятным, тяжёлым. В письме Лейкину он писал: «Чувство одиночества самое паршивое и нудное чувство» [3, П, т. 12, с. 383].
Человек в творчестве А.П.Чехова раскрывает свои чувства, мысли тесно соприкасаясь с природой, которая предстает самостоятельно, как активное начало, сама жизнь, и человек успокаивается [4, с. 117].
Природа указывает человеку путь из жизненного тупика, из состояния отчаяния, помогает встать на твердую почву.
Природа у писателя то отзывчива к человеку в горе, а то вечная и прекрасная равнодушна к нему.
Мотивы одиночества, тоски тесно связаны с мироощущением природного времени писателем [5].
Вечерняя природа у А.П.Чехова нередко кажется необъяснимой и несоизмеримой человеку.
«Почему-то вдруг стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже много раз, она почувствовала себя одинокой, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного» (Три года) [там же, т. 9, с. 17]. В лексеме вечер часто актуализируются сема ‘одинокий’ и сема ‘сон’, эксплицированные в лексемах сон, дремота, спали, полусон, сновидение, забытье и т.д. [6, с. 290]
Ночь для писателя – это время, когда человек осознает свое одиночество, чувство, перерастающее в мысли о смерти. В микроконтексте с лексемой ночь стоят лексемы беспокойство, тревога, тоска, ужас, отчаяние, равнодушие, одиночество и т.п.
«Когда долго смотришь на глубокое ночное небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознание одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким и все то, что считал раньше близким и родным, становится бесконечно далекими не имеющим цены.
Звезды, глядящие с неба уже тысячи лет, само непонятное небо и мгла, равнодушные к короткой жизни человека, когда остаешься с ними с глазу на глаз и стараешься постигнуть их смысл, гнетут душу своим молчанием; приходит на мысль то одиночество, которое ждет каждого из нас в могиле, и сущность жизни представляется отчаянной, ужасной…» (Степь) [там же, т. 7, с. 66]. Семантема ночь у А.П.Чехова имеет индивидуально-авторское значение – ‘время, когда человек осознает свое одиночество’ [7, с. 64]. Причем это нередко ощущение полного одиночества, которое индуцируется в лексемах одиночество, молчание, могила, непоправимый, бесконечный через семы ‘не имеющий предела’, ‘чрезвычайный по силе проявления’, ‘невозможный’ и др.
В одном контексте стоят лексемы скука, тоска, уныние и др. Слово тоска, т.е. ‘гнетущая скука, уныние, царящие где-либо, вызываемые чем-либо’, включает в свое значение семантические признаки ‘скука’, ‘уныние’.
Значение слова скука конкретизируется семантическими признаками ‘грусть’, ‘душевная тяжесть’: «Я глядел на телеграфные столбы, около которых кружились облака пыли, на сонных птиц, сидевших на проволоках, и мне вдруг стало так скучно, что я заплакал» (Тайный советник) [там же, т. 5, с.
140], «Приближалась длинная, одинокая, скучная ночь» (Бабье царство) [там же, т. 8, с. 269]. Актуализируется в слове скука и сема ‘духовное одиночество’, являющаяся производной от семантических признаков ‘безразличие’, ‘равнодушие’. Все слова воспринимаются как синонимы, т.к.
семантические признаки, составляющие значение слов, дублируются, пересекаются, что делает возможным их общее существование на уровне индивидуальной речи. Сами слова скука, тоска, одиночество являются неотъемлемой частью индивидуального стиля писателя [8].
Образ тополя, устойчиво проходящий через все произведения писателя, становится в мире А.П.Чехова символом одиночества.
В поэтических текстах тополь может изображаться в виде рыцаря, как дерево с царской стройностью, серебристой изнанкой листьев, когда постоянное трепетание листвы, открывающей то темную поверхность, то светлую изнанку, указывает на двойственность самой жизни [9]. Тополь у А.П.
Чехова – высокий, унылый, суровый и одинокий: «Не редкость было встретить одиноко торчащие тополи» (Святою ночью) [там же, т. 5, с. 92]; «Тополь высокий, покрытый инеем, показался в синеватой мгле, как великан, одетый в саван.
Он поглядел на меня сурово и уныло, точно, подобно мне, понимал свое одиночество» (Волк) [там же, т. 5, с. 39]; «А вот на холме показывается одинокий тополь, кто его посадил и зачем он здесь – бог его знает… Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи , а главное – всю жизнь один, один… » (Степь) [там же, т. 7, с. 17].
В рамках значения ‘время одиночества’ можно выделить оттенок значения ‘смерть’, актуализированный в текстах А.П.Чехова. На символический некрологический ореол тополя указывает употребление данного слова в одном микроконтексте с лексемами саван, умирать, в которых актуализирована сема ‘смерть’: «Погода на дворе великолепная. Тишина, не шевельнется ни один лист.
Мне кажется, что все смотрит на меня и прислушивается, как я буду умирать» (Скучная история) [там же, т. 7, с. 251]. В осмыслении ночи как ‘времени одиночества, периода смерти’ важную роль играют категории “одиночество” и “смерть”, являющиеся одними из основных в мироощущении писателя. Сравним с замечанием, найденным в записных книжках А.П.
Чехова: «Как я буду лежать в могиле один, так, в сущности, я и живу» [10, с. 65].
Амбивалентность характера лексемы ночь отражена в противоречащих друг другу высказываниях в рамках одного макроконтекста: «Но когда зашло солнце и стало темно, им овладело беспокойство. Это был не страх перед смертью ; это был страх перед чем-то неизвестным; и страх перед наступающей ночью» (Дуэль) [там же, т. 7, с.
410], «Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса, точно меня против воли бросили вэту большую, полную сумерек яму» (Страхи) [там же, т. 5, с. 186]. Таким образом, лексема ночь обладает разнородной эмоциональной окраской: равнодушная, ужасная, внушающая страх, чувство одиночества и таинственная, загадочная.<\p>
Лето у А.П.
Чехова – это ‘самое теплое время года, между весной и осенью’, некоторые природные приметы которого вызывают отрицательную реакцию [11]. Приметы этого времени: солнце, зной, пыль, жара, духота.
С ними соотносятся отрицательные душевные, психологические состояния: тоска, бессилие, одиночество, страдание, психологическое и физиологическое, смерть. «Трава поникла, жизнь замерла.
Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…» (Степь) [там же, т. 7, с. 18].
Чеховская осень – это холодное время, ассоциирующееся с кошмаром: «Было в потемках похоже на то, как будто люди сидели на каком-то допотопном животном с длинными лапами и уплывали на нем в холодную страну, ту самую, которая иногда снится во время кошмара» (В ссылке) [там же, т. 8, с. 42].
И здесь через семы ‘сон’ и ‘холод’ образ осени у писателя опосредован, но связан с ощущением одиночества человека в этом мире, о чем не раз говорилось самим А.П.Чеховым в письмах. Из письма писателя к Д.В.Григоровичу: «Прежде всего, чувство холода передано Вами замечательно тонко.
Когда ночью спадает с меня одеяло, я начинаю видеть во сне громадные склизкие камни, холодную осеннюю воду, голые берега – все это неясно, в тумане, без клочка голубого неба; в унынии и в тоске, точно покинутый, я гляжу на камни и чувствую почему-то неизбежность перехода через глубокую реку… Все это до бесконечности сурово, уныло и сыро и в это время весь я проникнут тем своеобразным кошмарным холодом, какой немыслим наяву и ощущается только спящим. Он очень рельефно припоминается, когда читаешь первые страницы Карелина, где говорится о холоде и одиночестве могилы» [там же, П, т. 13, с. 279-281].
В ряде контекстов, создающих образ осени, используется символ тумана, в котором реализуется мотив трагического одиночества героя, мотив иллюзий [12]. Осенний туман, это не ночной или вечерний, таинственный и сказочный, он у А.П.
Чехова гнетущий, сковывающий, сравниваемый с тюремной стеной: «В осеннюю тишину, когда холодный, суровый туман с земли ложится на душу, когда он тюремной стеною стоит перед глазами и свидетельствует человеку об ограниченности его воли, сладко бывает думать… » (Мечты) [там же, т. 5, с. 396].
С образом тюрьмы ассоциируется у писателя и осенний ветер: «на манер осеннего ветра в трубе, стонет и воет: Ах, несчастный! Ах, жизнь твою можно уподобить тюрьме» (Бабье царство) [там же, т. 8, с. 269].
Еще одной природной приметой осени является дождь. М.Пришвин сказал: «Дождик снова забарабанил по крыше, нехороший, чеховский, как в ноябре».
В ряде контекстов образы тумана, ветра и дождя сопровождают друг друга, и их эмоциональная окраска сближается. С образами ветра, осеннего дождя в контексте ассоциируется скука, тоска, одиночество. Нередко лексемы ветер, дождь, туман А.П.
Чехов привлекает для создания тревожной атмосферы, предвещающей недоброе: «Чувствует на лице резкий, холодный ветер и думает, что этот город, вероятно, не хороший, не уютный и скучный… ” (Холодная кровь) [там же, т. 6, с.
372], «Еще с раннего утра все небо обложили дождевые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждешь дождя, а его нет» (Крыжовник) [там же, т. 10, с.
56], «Дождевые капли барабанили в окна с особенной силой, ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина. Не видно было ни одной физиономии, на которой нельзя было бы прочесть отчаянной скуки» (Цветы запоздалые) [там же, т. 1, с.
417], «А на дворе была погода нехорошая, беспокойная; дверь дрожала от напора ветра, а в сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. Ветер завывал, и казалось, что кто-то ходит по крыше. Никогда еще не было так скучно, никогда она не чувствовала себя такою одинокой» (Три года) [там же, т. 9, с. 21].
Актуализации значения ‘время увядания, смерти’ в слове осень способствует противопоставление времен года осень-лето, осень-весна в микроконтексте: «Для человека, не умеющего спать в дороге, в осеннюю пору русские полустанки бывают страшны… Взглянешь на непроницаемые потемки, прислушаешься к мертвой тишине, и душой овладевает жуткое чувство одиночества и тоски по жилью; холодно, мокро, ничего не видно, местность неизвестна; не хочется верить, что в этой черной пустыне, на которой разлеглась и спит осень, бывает когда-нибудь лето и могут жить люди, и почему-то жаль становится одиноких огней, разбросанных по черному фону и обязанных всю ночь глядеть в потемки и зябнуть» (Холодная кровь) [там же, т. 6, с. 372], «Ему и ей так хотелось жить! Для них вновь взошло солнце, и они ожидали дня… Но не спасло солнце от мрака и не цвести цветам поздней осенью» (Дуэль) [там же, т. 7, с. 387], а также их сопоставление: «В ясные летние и суровые осенние ночи трудно уберечься от страшного, жуткого» (Почта) [там же, т. 6, с. 339].
В основе зимнего пейзажа А.П.Чехова лежат враждебные человеку силы природы. Метель с ее выраженным стихийным началом – знак смятения, социального или духовного [13]. Четко прослеживается ассоциативная связь холода, одиночества и смерти.
Так, один из способов индуцирования семы ‘смерть’ в семантической структуре лексемы снег – использование для обозначения реалии лексемы саван; употребление слов со значением могильной анатомии: могила, ад.
Некрологическое наполнение лексемы подчеркивается ее связями с понятием смерть в контексте всего пейзажа.
Таким образом, тема одиночества у писателя неразрывно связана с восприятием природы, когда чувства и мысли автора и героев находят отражение в пейзаже. Семантическая тема одиночества ассоциируется со скукой, ужасом, тоской и смертью. Чаще всего данные мотивы воплощаются в описаниях ночи и вечера, осени, лета и зимы.
Библиографический список
- Червинскене Е. Единство художественного мира. А. П. Чехов. Вильнюс: Мокслас, 1976. 181 с.
- Манакин В. Н. Семантические преобразования слов в художественном тексте: автореф. дис… канд. филол. наук: 10.02.01. Кировоград, 1984. 20 с.
- Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30-ти т. / АН СССР Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1974-1983.
- Кочнова К. А. Языковая модель пейзажа А. П. Чехова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3-2 (45). С.117-120.
- Кочнова К. А. Природное время в языковой картине мира писателя: к проблеме исследования // Филология и литературоведение. 2015. № 2 (41). [Электронный ресурс].
- Кочнова К. А. Вечерний пейзаж в языковой картине мира А.П.Чехова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2014. № 12-1 (71). С. 289-292.
- Кочнова К. А. Лексико-семантическое поле «Природное время» в языковой картине мира А.П.Чехова: дис…канд.филол.наук. Н.Новгород: ННГУ, 2005. 178 с.
- Манакин В. Н. Семантические преобразования слов в художественном тексте: автореф. дис… канд. филол. наук: 10.02.01. Кировоград, 1984. 20 с.
- Эпштейн М. Н. “Природа, мир, тайник вселенной”: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990. 303 с.
- Паперный З. С. Записные книжки Чехова. М.: Сов.писатель, 1976. 391 с.
- Кочнова К. А. К вопросу об изучении языковой картины мира писателя (на примере анализа лексико-семантического поля «Лето» в художественной речевой системе А. П. Чехова) // Вестник Мининского университета. 2013. № 4. [Электронный ресурс].
- Кочнова К. А. Анализ лексико-семантического поля «Осень» в художественной речевой системе А. П. Чехова // Вестник Мининского университета. 2014. № 2 (6). [Электронный ресурс].
- Кочнова К.А. «Пейзаж-метель» в языковой картине мира А.П.Чехова // Филология и литературоведение. 2015. № 3 (42). [Электронный ресурс].
Источник: https://philology.snauka.ru/2015/04/1241