Анализ произведения «фауст» (гёте)

Краткое содержание Гёте Фауст

Трагедия начинается с авторского посвящения друзьям молодости Гёте, с которыми он связан множеством жизненных перипетий, и кого уже давно рядом с ним нет.

Следующая часть – «Театральное вступление», где между Директором театра, Поэтом и Комическим актёром ведется беседа. В ней герои обсуждают проблему соответствия высокой поэзии, с ее истинным назначением, требованиям толпы.

Как достигнуть гармоничного сочетания высокого искусства с успехом и популярностью.

Обратите внимание

В «Прологе на небе» развивается проблема «небес, земли и ада». Главными действующими лицами здесь становятся Бог, Мефистофель, архангелы, а также впервые упоминается имя Фауста. В беседе с владыкой тьмы Господь приводит Фауста в пример как самого верного и усердного своего раба.

В ответ Мефистофель берется раскрыть настоящую сущность ученого и объясняет его рвение желанием получить награду за свои старания. Тогда Бог разрешает Мефистофелю испытать Фауста всеми возможными земными наслаждениями и соблазнами, будучи уверенный в его неизменной преданности.

Ученый проводит дни и ночи в своем мрачном, терзаемый своими мыслями. За свою долгую жизнь Фауст многое изучил, многое узнал, но он прекрасно понимает, что, несмотря на всю свою ученость, так и «остался дураком».

В отличие от своего недалекого ученика Вагнера, Фауст осознает ограниченность человеческого разума и возможностей науки, их беспомощность перед лицом природы и всего мироздания, полных бесконечных тайн и загадок.

Фауст несчастен оттого, что вся жизнь его была прожита напрасно, а все попытки познать истину оказались тщетными.

Но однажды в облике черной собаки ему является Мефистофель, а затем предстает перед Фаустом собственной персоной в одеянии студента. В отличие от Вгнера, неизвестный гость гораздо более умен и куда более проницателен. В разговоре с Фаустом он затрагивает самый корень проблемы, так терзавшей несчастного ученого. Мефистофель насмехается над людской беспомощностью и человеческим уделом.

В другой раз он является Фаусту в нарядной одежде и зовет его с собою, чтобы развеять черную тоску. И если полученное наслаждение захватит ученого настолько, что он никогда не захочет с ним более расставаться, это будет означать полное порабощение Фауста Мефистофелем.

Между ними заключается сделка, которая скрепляется кровью, после чего оба отправляются в путешествие. После выпитого зелья, Фауст вновь становится молодым, полным сил, красоты и желаний. Теперь он полностью уверен в своей решимости познать истину и обрести настоящее счастье.

Важно

Первым соблазном Фауста стала невинная пятнадцатилетняя девушка Маргарита из простой семьи, неискушенная, бесхитростная натура. Встретив молодого героя, она моментально влюбляется в него, между ними вспыхивает взаимная страсть. Чтобы мать не мешала их с Фаустом свиданиям, Маргарита каждый раз подсыпала ей в напиток снотворное.

Но однажды влюбленных застал брат девушки Валентин. Между ним и Фаустом разгорелся скандал, Валентин кинулся в драку, и Мефистофель обнажил шпагу. Фауст последовал его примеру и также ввязался в бой, заколов  брата своей возлюбленной. Перед смертью Валентин проклинает гулящую сестру, обрекая ее на вечный позор.

Вскоре от рук собственной дочери умирает мать Маргариты. Выясняется, что подсыпая в очередной раз снотворное, девушка не рассчитала дозу, и мать больше не проснулась. Об этом Фауст узнает не скоро, потому как, совершив убийство, был вынужден бежать из города от законного преследования.

Позже Маргарита рожает дочку, но умертвляет ее, утопив в реке, дабы спастись от людского гнева. Теперь она заключенная, ожидающая в темнице собственную казнь.

Фаусту является образ возлюбленной, заточенной в неволе с ужасным шрамом на шее. Обращаясь к Мефистофелю, он требует спасти Маргариту. Медлить нельзя, и вскоре оба они оказываются снова в городе. Трагическое свидание влюбленных происходит в темнице.

Девушка сначала не узнает своего Друга, но вскоре в ее памяти всплывет вся история ужасных событий, произошедших с ней за последнее время. Она не верит своему счастью, неужели свобода уже так близка? Однако Маргарита отказывается покидать темницу, выбрав для себя мученическую смерть, искреннее раскаяние и Божий суд.

Господь спасает душу несчастной девушки, которая отказалась от свободы, там милостиво предложенной ей Мефистофелем.

Во второй части произведения дьявол приводит Фауста к императорскому двору. В стране дела обстоят плохо из-за опустевшей казны. Тогда Мефистофель придумывает хитрую схему, благодаря которой государственный бюджет вскоре пополняется, а народ оказывается одураченным. При двое недолгое время царит настоящая эйфория, а заговорщиков все встречают с восхищением и ликованием.

Совет

Мефистофель дарит Фаусту чудесный ключ, отворяющий двери в прошлое, во времена античности и языческих богов. Ученый встречает самую прекрасную в мире женщину – Елену, которая олицетворяет для главного героя идеал духовной и физической красоты.

Тем временем ученик Фауста ставит очередной эксперимент, в результате которого из колбы на свет появляется Гомункул. Он ставится в противовес рожденному в любви ребенку Фауста и Елены. Но жить на свете ему суждено недолго. Ведомый страстью к вечной борьбе, он улетает ввысь и исчезает навсегда. Вскоре героя покидает и сама Елена, ведь абсолютная красота и счастье – вещи несовместимые.

Мефистофель возвращает Фауста в Средневековье. Новая цель ученого – построить плотину и отобрать часть земли. Осуществлению плана мешает хижина, стоящая на пути будущей постройки. Хозяева отказываются обменять свой дом на другое жилище, тогда Фауст в гневе просит дьявола расправиться со стариками. После этого Фауста одолевает безудержная горечь от содеянного.

Вот и подходит жизнь главного героя к своему завершению. Он снова стар, а теперь и вовсе слепнет. А вместо строительства плотины Мефистофель указывает своим прислужникам копать Фаусту могилу. После всего, что с ним произошло, герой понимает, что подлинного счастья не дают ни богатство, ни власть, ни слава, ни обладание самой прекрасной женщиной.

Фауст приходит к мысли, что только тот заслужить может свободу, кто боролся за жизнь. Перед его глазами предстает картина, где  «народ свободный на земле свободной», и теперь он готов остановить мгновение. В тот же момент жизнь Фауста прекращается, но прежде чем Мефистофель успевает поработить его, как в последнюю секунду ангелы уносят душу Фауста.

Он спасен, а значит, прожил свою долгую жизнь не зря.

Вариант 2

На небе беседуют Бог и Мефистофель. Мефистофель говорит Богу, что если у человека не было бы разума, то жилось бы ему чуть-чуть лучше.

Господь рассказывает Мефистофелю о докторе Фаусте, который служит ему и обязательно выбьется из мрака. Мефистофель предлагает Богу спор, он готов перетянуть доктора на свою сторону, искушая его, если Господь позволит ему это. Тот соглашается.

Ночь. Фаусту не спится, он с печалью думает о том, что овладев богословием, изучив медицину, философию, юриспруденцию, он как был, так и остался неучем. Хоть он магистр и доктор, и уже много лет учит других, но все-таки очень многого  не знает. Фауст не тешит себя мыслью, что он «светоч людского рода».

Обратите внимание

Поэтому доктор решается обратиться к магии, он зовет  духа, который бы открыл ему «тайну бытия», помог понять внутреннюю связь вселенной…

Вдруг луна гаснет, откуда-то берется дым, затем над челом доктора вспыхивает красный луч. Он ощущает замогильный запах. Доктор понимает, что дух где-то рядом. Фауст в нетерпении, он жаждет увидеть духа, призывает его: «Явись, явись».

Но когда в красном пламени возникает дух, Фауст в первое мгновение испытывает отвращение. Дух обижается: ведь Фауст настойчиво, нетерпеливо звал его, а сам отворачивается.

Доктор смущенно признается, что внешность духа его страшит.

Дух начинает насмехаться над  Фаустом – ведь доктор молил черта прийти, возомнил сравняться с ним, разговаривал с духом, как с равным – и вот он трясется от страха!

Тут Фауст взял себя в руки и гордо ответил духу, что не собирается прятать своего лица, да и значит он не меньше этого черта.

Дух пытается убедить доктора, что он, дух, куда более значим. Ведь он повсюду: на земле, на небе, в океане; он ведает жизнью и смертью; он такой же, как Бог.

После этого дух пропал.

Фауст расстроен тем, что дух считает себя выше его. Но, поразмыслив, он раскаивается в том, что посмел приравнять себя к богу. Испытывая сильное разочарование, чувствуя себя  ничтожным червем, Фауст намерен покончить с собой. Но ангельское пение и колокольный звон, известившие о том, что Христос воскрес, заставили его передумать.

Фауст со своим учеником Вагнером идет на городскую площадь, где проходят народные гуляния. Там к ним подбежал черный пудель, Фауст берет собачку к себе домой.

Важно

Вечером, когда доктор сел за перевод, собака играла  рядом. Вдруг Фауст замечает, что пудель обратился в Мефистофеля. Черт принимает образ студента. Фауст интересуется, кто он такой. Дьявол отвечает, что он – сила, которая несет добро, хотя всему желает зла.

Мефистофель подтрунивает над Фаустом, высмеивая присущие людям слабости. Когда он собирается покинуть комнату ученого, тот не хочет отпускать собеседника и чертит пентаграмму. Тогда дьявол напускает на него сон и исчезает. 

Вскоре Мефистофель появляется вновь. Теперь он принял образ богатого и знатного господина. Дьявол уговаривает Фауста отправиться с ним, обещая исполнять « любую блажь» доктора. И ученый, не в силах устоять перед искушением, подписывает с Чертом роковой договор кровью. У Мефистофеля есть волшебный плащ, на котором новоиспеченные приятели улетают в путешествие.

В Лейпциге путешественники посещают погреб Ауэрбаха, и там веселятся в компании пьяных гуляк. Когда один из собутыльников проливает на землю вино, которым их угостил Дьявол, оно вспыхивает.  Пьяницы набрасываются на Мефистофеля с ножами, но он мгновенно погружает их в состояние эйфории и исчезает вместе с Фаустом.

Дьявол с доктором навещают ведьму. Она угощает Фауста зельем, приняв которое доктор ощущает  жар в теле, возвращение молодости.

На улице Фаусту повстречалась прекрасная девушка, Маргарита. Он жаждет познакомиться с ней и просит Мефистофеля помочь ему в этом. Но Дьявол отвечает, что  Маргарита — невинная девушка и поэтому не подвластна ему. Фауст напоминает Дьяволу об условиях договора и грозит расторгнуть его, если Мефистофель не устроит свидания.

Маргарита тоже думает о Фаусте и мечтает с ним познакомиться. Мефистофель сплетает вокруг Маргариты хитроумную сеть: подкладывает драгоценности, вводит в заблуждение соседку Марту и постепенно сводит ее с «отличным малым» — Фаустом. Вскоре доктор признается девушке в любви.

Маргарита тоже влюблена. Чтобы остаться с любимым наедине, она тайно дает своей бдительной матери снотворное, полученное от Мефистофеля. После этого девушка позволяет Фаусту ее соблазнить. Узнав о грехопадении сестры, ее брат Валентин хочет сразиться с опозорившим ее человеком и погибает от руки противника.

Мать Маргариты тоже мертва – капли, подлитые дочерью, оказались смертельными.

Совет

Фауст остыл к Маргарите. Она осталась беременная в одиночестве, с грузом вины за погубленных мать и брата. Рожденная дочь тоже погибла по ее вине. Свои дни помешавшаяся Маргарита закончила в тюрьме.

А Мефистофель с Фаустом продолжают развлекаться и бесчинствовать. Много бед они приносят людям.

Когда Дьявол отпускает Фауста, он с ужасом наблюдает плоды своих похождений. Его ученик Вагнер многого добился, а сам доктор прожил это время впустую.

Эта трагедия учит тому, что не стоит полагаться на других, а нужно всего добиваться самому. И надо реально оценивать свои возможности и не пытаться получить желаемое любой ценой.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Грин Алые паруса кратко и по главам
    Лонгрен десять лет прослужил на корабле матросом, но был вынужден покинуть службу не по своей воле. Как-то, вернувшись домой, он не увидел жену Мери, обычно бегущую к нему навстречу.
  • Краткое содержание Маркес Осень патриарха
    Главным героем данного произведения является патриарх определенного государства, название которого не фигурирует в книге. Он уже длительное время является главой государства
  • Краткое содержание Пелевин Омон Ра
    Омон Кривомазов был обычным мальчиком, который мечтал о небе. По этой причине он решил поступить в лётное училище, а затем был зачислен в космонавты и прошёл подготовку к полётам на луну.
  • Краткое содержание Бунин Подснежник
    Живет себе на свете мальчик, которого зовут Александр. Этот маленький мальчик учится уже в гимназии, и так как он уже учился, ему было ровно десять лет.
  • Краткое содержание Погорельский Чёрная курица, или Подземные жители
    Произведение «Чёрная курица, или подземные жители», созданное русским писателем Антонием Погорельским, повествует о том, какие чудесные события происходили в жизни простого гимназиста.
Читайте также:  Сочинение: творчество тютчева

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/gyote/faust-pereskaz

30. «Фауст» Гете. Своеобразие жанра и композиции. Концепция жизни и человека в произведении. Образная система

«Фауст» Гете. Своеобразие жанра и
композиции. Концепция жизни и человека в произведении. Образная система.

Самое
значительное произведение Гете, дело всей его жизни — трагедия «Фауст». По
форме это драма для чтения, по жанру философская поэма. Материалом для «Фауста»
послужила легенда, сложившаяся вокруг реальной фигуры — ученого и чернокнижника
доктора Фауста, жившего в первой половине XVI в.

, о котором сохранилось много
исторических свидетельств. Народная молва приписывала ему чудеса, творимые с
помощью дьявола, которому он якобы продал душу в обмен на знания и искусство
магии. Нет прямого авторского слова, все отдано действующим лицам: монологи,
диалоги, харовые партии.

Имеет достаточно сложную, но вместе с тем прозрачную
композицию. Начинается с двух прологов: 1.

пролог в театре (для чего существует
театр в частности, искусство в общем – директор: зрители платят за билеты,
акте: слова, известность, удовлетворение тщеславия, ответ автора-Гете:
искусство существует, чтобы открывать людям неиспытанный, неизвестный способ
самовыражения творческой личности, способ познания). 2.

пролог на небесах,
служит введением, которое толкает к завязке. Перед Богом предстает посланец ада
Мефистофель, он заявляет, что Бог сделал ошибку, создав людей, что они злы,
коварны и от них нужно избавиться. Между Богом и Мефистофелем возникает спор,
результатом которого становится эксперимент.

Заключают договор: испытать людей,
в качестве подопытного выбирают старого ученого Фауста. Если Мефистофель
докажет, что человек ничтожен, коварен, то Бог уничтожит человечество. Фауст
становится экспериментальным существом, но на него накладывается
ответственность за всех людей на свете. За прологом следует 1 часть (личная
жизнь человека), 2 часть (человек и общество) и эпилог.

1 часть:
деление идет на эпизоды и сцены. Начало – кабинет Фауста, 80-летнего старика,
почти всю жизнь он прожил одиноко. Его жизнь свелась к знаниям, запечатленных в
книгах, знания отвлеченные. О мире за пределами кабинета он практически ничего
не знал.

Фауст одержим идеей познания, он близок к смерти, он должен признать,
что жизнь его прожита зря. Из-за этого страха он обращается к духам стихий, они
являются, но ответа на его вопросы никто не может дать. Ему становится страшнее
и невыносимее. Под влиянием страха Фауст выходит из кабинета.

Обратите внимание

У него нет ничего
общего с людьми, которые живут рядом с ним. Гете рисует весну, праздник, а до
Фауста никому нет дела. Тут ему приходит воспоминание из отрочества. Отец
Фауста был врачом, а когда сыну было 14 лет, началась страшная эпидемия.

Старший Фауст пытался спасти людей, выписывал лекарства, но от них людей гибнет
еще больше. Его вмешательство не только бесполезно, но и гибельно. После этого
Фауст-сын уходит в затворничество.

Чтобы не сталкиваться
с людьми Фауст выходит в поле. Где к нему пристает пудель. Хозяин возвращается
домой и пудель проскальзывает к нему. Когда бьет полночь, пудель превращается в
Мефистофеля.

Тот пытается договориться с Фаустом, что он исполнит все его
желания, сделает молодым, если Фауст подпишет договор с одним условием: Фауст
будет жить до тех пор. Пока не скажет «Мгновенье ты прекрасно, остановись,
постой!». Фауст не подвергается тем соблазнам, которыми его испытывает
Мефистофель.

На образ вечной женственности Фауст соблазняется и подписывает
договор с Мефистофелем. Фауст получает возможность прожить вторую жизнь,
принципиально другую. Но он может быть выше людей, наблюдать за ними. В кабинет
он возвращается, но только чтобы уйти навсегда. В его доме обосновался его
ученик Вагнер.

После заключения договора они идут в город, в кабачок, где
собираются студенты. Соблазнение вином и весельем, Фауст не поддается (песня о
блохе – обличение фаворитизма). Дальше отправляются на кухню Ведьмы, там кипит
котел, наблюдают сова и кот. Это зелье выпивает Фауст и к нему возвращается
молодость.

Он обращает внимание на городские праздники, он встречается с
Маргаритой (Гретхен). Она несчастный человек, живет в пригороде, хорошенькая,
скромная, благовоспитанная, набожная, заботливая, она очень любит детей. У нее
есть младшая сестра.

Когда богатый молодой человек подходит к ней, обращается с
комплиментами, хочет проводить, она пытается отклониться, говоря, что не
красавица и она становится еще более желанной для Фауста. Мефистофель советует
преподнести дорогой подарок (шкатулку с камнями), но его первой увидела мать и
она приказала дочери отнести его в церковь.

Важно

Во второй раз ларец передали не
Маргарите, а соседке Марте, которая становится пособницей Фауста и отдает
драгоценности Гретхен, когда не было матери. Даритель становится для нее
загадочным и интересным, она соглашается на ночное свидание с ним. Девушка
добродетельна, о чем свидетельствует песня «Баллада о фульском короле», которую
она пела.

Любовь, какой показывает ее Гете – испытание для женщины, к тому же
разрушительна. Маргарита безответно любит Фауста, становится преступной.

На ее
совести 3 преступления (она обрекает себя на полное одиночество) – подсыпает
снотворное матери, в один несчастный день мать не просыпается от передозировки
снотворного, поединок Валентина и Фауста, Валентин оказывается обреченным, он
сражен рукой Фауста, Маргарита оказывается причиной гибели брата, Маргарита
топит младенца-дочь от Фауста в болоте (хтоническая среда). Фауст ее бросает,
она ему интересна только пока он ее добивается. Фауст забывает о ней, он не
чувствует обязательств перед ней, не помнит ее судьбу. Оставшись одна,
Маргарита делает шаги, которые приводят ее к раскаянию, прощению. О ее убийстве
становится известно, и ее сажают в темницу, ей как матери детоубийце должны
отрубить голову.

В конце 1
части появляется важный эпизод «Вальпургиева ночь». В разгар веселья перед
Фаустом возникает призрак Маргариты, и он требует доставить его к ней.
Мефистофель выполняет и переносит Фауста в темницу Маргариты, его обуревает
раскаяние и хочет спасти возлюбленную.

Но Маргарит отказывается, она не хочет
последовать за Фаустом, так как с ним Мефистофель. Она остается в темнице, ночь
уже заканчивается, а первыми лучами должен придти палач. Мефистофель уговаривает
Фауста бежать и то повинуется. В это время раздается голос с небес «Спасена».
Маргарита принимает на себя всю ответственность, платит жизнью за душу.

Когда
Фауст умрет, среди праведных душ, отправленных навстречу его душе, окажется
душа Маргариты.

Физический,
космологический аспект, аспект, связанный с категорией «идеал». Когда Фауст
произносит эту фразу, мгновение останавливается, время разрывается, сдвигается
ось земли, изменяется движение Солнца, наступила большая космическая
катастрофа, эту ловушку не замечает Фауст.

Остановить мгновение – значит
достигнуть абсолюта, познать идеал. А природа идеала заключается в том. Что его
реализовать нельзя, к нему можно только стремиться. Таким образом, Мефистофель
нарушает закон мироздания («философская ловушка»). Любовь оказывается отнюдь не
однозначным.

То, что происходит между Фаустом и Маргаритой сурово и жестоко.

Совет

2 часть:
Более сложна, так как она более абстрактна. Фауст и Мефистофель оказываются при
дворе некоего императора. Император, который, казалось бы, обладает властью,
вовсе не всесилен и полноправно распоряжается собой и подданными. Внешние
угрозы, внутренние экономические сложности.

Появляется Фауст и внушает
императору представление, что появится советник, который может помочь
справиться с этими трудностями. Но пребывание при дворе Фаусту практически
ничего не дает, хоть он и в фаворе. Чтобы справиться с кризисом Мефистофель
предлагает напечатать ассигнации.

Для Фауста пребывание связано с двумя важными
моментами: награда от короля – полоса земли, врезанная в море и встреча с
Еленой Прекрасной (2 часть направлена на античность). Во второй части параллель
с вальпургиевой ночью только с античными существами (сфинксы, химеры). На этом
фоне появляется Елена. Перед нами фрейлина, не первой молодости и красоты.

И
поначалу она не производит на Фауста сильного впечатления. Но он клонен видеть
в ней вечную женственность, Елена становится законной женой Фауста, у них
родился сын. Сын удивительный, это юное существо поразительной красоты и
обаяния, одарен от природы, Эвфарион (эйфория блаженство, устремление в небо).
Любим родителями до безумия.

Их жизнь окрашена постоянным опасением, что ни
потеряют его и не смогут удержать на земле. Эти опасения сбываются. Став
совершеннолетним Эвфарион просит родителей отпустить его. Он не возвращается на
землю, растворяется в эфире. В судьбах детей Фауста – полярное расхождение.

Вся амплитуда
человеческой жизни упирается в смертность человека.

Его ученик, Вагнер, мыслит,
что наука должна давать практическое решение задач, что она должна быть полезна
и он создает искусственного человека.

Сравнение с могущественным Богом –
природой, человек как показывает Гете, сотворенный Богом, несовершенен (он
умирает, страдает, сомневается), а может, быть человек, созданный человеком,
будет совершенен?

Вагнеру
удается создать искусственного человека, вырастил в колбе, там маленький
человечек, но взрослый. Он пытается освободиться, выбирается, но оказывается
нежизнеспособным.

«Фауст на
берегу моря» (последняя треть второй части). Фауст решает, что свою награду он
использует на благо людей. Он подарит ее тем, кто будет на ней счастлив. У
Фауста возникает новое представление о жизни. Если подумать о других, жить ради
поколений – это дает смысл перспективы.

Обратите внимание

Фауст к этому времени так стар, что ничего
не может делать сам, он хил, слаб и слеп. Фауст требует у Мефистофеля, чтобы
эту полоску земли расширили, обезопасили, чтобы там могло благоденствовать
большое количество людей.

В связи с этим возникает проблема человека и природы,
преобразующая сила культуры на этой земле под предводительством Фауста роют
могилы а на краю земли могилу для самого Фауста.

«Миф о
Филимоне и Бавкиде» — любящие супруги, которые умерли в один день и Боги в
награду мужа превратили в дуб, а жену в липу. У Гете они живут на этом мысу, по
воскресеньям ходят на службу.

От звона колоколов Мефистофель скрежещет зубами,
но ничего не может сделать с ними и уговаривает Фауста переселить их, так как
они ему мешают.

Он клянется, что они ничего не потеряют, но он их так напугал,
что они умерли на месте.

Фауст
доживает до последнего своего дня и ему кажется, что он понял тайну, зачем
жить. Он полагает, что на благоустроенной земле будут жить счастливые люди,
достоянные славы и свободы. Смысл жизни – каждый день идти на бой за славу и
свободу.

И поняв эту мысль, тогда сказал бы я «Мгновение ты прекрасно…» (в
условном наклонении). Тем не менее смерть настигает Фауста, а рядом с ним
Мефистофель, но на перехват души Фауста спешат легионы душ праведников для
спасения его души, Бог, забыв о человечестве, вспоминает о человеке. Среди
духов Маргарита.

Читайте также:  Список литературы на лето для 11 класса

Все в мире находится в движении – борьбе противоречий и
единство.

Спор за
Фауста все время идет по тонкой грани, на лезвии ножа, и существование
человечества находиться на этой грани и нужно держать равновесие. НО зло
оказывается не только не всемогущим, в нем самом есть противоречие (в образе
Мефистофеля) он говорит о себе как о части той силы, которое ищет и желает зла,
но способствует сотворению добра.

Фауст – это
обобщение представлений автора о человеке и о его бытии.

Фауст показан в разных
ипостасях, он – ученый книжник, заблуждающийся человек, философ, преступник,
семьянин, в нем все, о чем очень трудно сказать, что он положительный или
отрицательный герой.

Важно

В нем есть вечная неудовлетворенность собой и миром. Эту
внутреннюю неуспокоеннось Гете считает самой важной в жизни человека и
человечества.

Мефистофель
воплощает полное отрицание всех ценностей человеческой жизни и достоинства
человека вообще. Мефистофель – черт, посланец ада, этот образ был заимствован
Гете из старинной легенды. Оставив имя, поэт совершенно изменил его характер.

У
Гете Мефистофель совсем не похож на черта из народных поверий. В духовном
отношении он воплощает высокую культуру мысли, но мысли скептической и
циничной, отрицающей все хорошее и доброе в жизни. Тем не менее его нельзя
определить как «отрицательный» персонаж.

 
Мефистофель – фигура сложная. В нем есть противоречие: он говорит о себе
как о части той силы, которая ищет и желает зла, но способствует сотворению
добра. В уста Мефистофеля Гете вложил и некоторые свои мысли.

Он наделил этот
персонаж своими критическими наблюдениями над отрицательными явлениями
действительности.

Маргарита —
она несчастный человек, живет в пригороде, хорошенькая, скромная,
благовоспитанная, набожная, заботливая, она очень любит детей. У нее есть
младшая сестра. Девушка добродетельна, о чем свидетельствует песня «Баллада о
фульском короле», которую она пела. Любовь, какой показывает ее Гете –
испытание для женщины, к тому же разрушительна.

Маргарита безответно любит
Фауста, становится преступной.

На ее совести 3 преступления (она обрекает себя
на полное одиночество) – подсыпает снотворное матери, в один несчастный день
мать не просыпается от передозировки снотворного, поединок Валентина и Фауста,
Валентин оказывается обреченным, он сражен рукой Фауста, Маргарита оказывается
причиной гибели брата, Маргарита топит младенца-дочь от Фауста в болоте
(хтоническая среда).

Фауст ее бросает, она ему интересна только пока он ее
добивается. Фауст забывает о ней, он не чувствует обязательств перед ней, не
помнит ее судьбу. Оставшись одна, Маргарита делает шаги, которые приводят ее к
раскаянию, прощению. Маргарита принимает на себя всю ответственность, платит
жизнью за душу. Когда Фауст умрет, среди праведных душ, отправленных навстречу
его душе, окажется душа Маргариты.

Источник: http://studhelps.blogspot.com/2013/07/30faustgete.html

Ветхозаветная книга Иова и трагедия Гете «Фауст»: сопоставительный анализ сюжетных структур

Трудно найти в мировой литературе произведения столь близкие между собой как Книга Иова неизвестного древнего автора и «Фауст» Гете.

Первое — признанный шедевр древнееврейской поэзии, по родству с книгами премудрости, по совершенству поэтических форм и глубине ставящихся в ней теологических проблем датируется периодом расцвета еврейской поэзии при Давиде и Соломоне, хотя некоторые исследователи считают, что написана Книга еще до объявления Закона, ведь если бы Закон был известен автору было бы невозможно не упомянуть его при обсуждении темы греха, Божьего промысла и отношения человека к Богу. Второе создано в Эпоху Просвещения гением своего времени Иоганном Гете, и с самого начала отсылает читателя к завязке Книги Иова, в которой сатана получает от Господа разрешение причинять зло праведнику. Подобным образом и Мефистофель получает свои полномочия.

Сюжетное подобие не обозначает однообразия произведений, но позволяет рассмотреть их в контакте друг с другом. Моей задачей является выявление типологически близкой структуры данных текстов. Книга Иова и «Фауст» близки главными образами, или позициями. Их четыре: Бог, страдающий герой, друзья героя и сатана.

Страдающий герой.

Совет

Иов — непорочный и справедливый человек, боящийся Бога и ненавидящий зло. Имел чудесную семью, был богат. За один день на героя обрушается четыре крупных несчастья, четыре вестника судьбы поведали Иову о том, что его имение уничтожено, а семья погибла. Вскоре и сам герой поражен «проказой лютой».

При этом Иов не знает, и, как видно из текста, никогда не узнает о разговоре Бога с сатаной и о причине своих страданий, тогда как Фауст общается, странствует и находится под постоянным контролем Мефистофеля.

Герой Гете становится объектом двух пари: одно было заключено на небе о нем, другое — на земле с ним:

По рукам!

Едва я миг отдельный возвеличу,

Вскричав: «Мгновение, повремени!» —

Все кончено, и я твоя добыча

И мне спасенья нет из западни. [1, с.57]

Фауст, глубоко разочарованный в своих обширных, но отвлеченных познаниях, принимает условия Мефистофеля, потому что науки кажутся ему никчемными, средневековое знание, книжное, схоластическое, мертво и не открывает «Вселенной внутреннюю связь», не помогает понять, что делать человеку на Земле, где он «терпел всегда нужду, и счастье составляло исключенье».

Оба героя уважаемы и любимы своим окружением. Народ приносит свою благодарность Фаусту:

Мне, доктор, поручил народ

Вам благодарность принести.

Вы оказали нам почет,

Не погнушавшись к нам прийти.

Ученость ваша у крестьян

Прославлена и всем видна.

Вот полный доверху стакан,

И сколько капель в нем вина,

Пусть столько же счастливых дней

Вам Бог прибавит к жизни всей. [1, с.34]

Также и друзья Иова, сочувствуя, проводят с ним семь дней в траурном молчании. Но, пожалуй, на этом сходства заканчиваются. Иов, ветхозаветный праведник, доволен своей судьбой до постигшего его несчастья, даже в беде он говорит: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем≤»

Фауст, по характеристике Мефистофеля,

…рвется в бой, и любит брать преграды,

И видит цель, манящую вдали,

И требует у неба звезд в награду

И лучших наслаждений у земли.

И век ему с душой не будет сладу,

К чему бы поиски не привели. [1, с. 13]

Но как Иов, так и Фауст получают высокую оценку от Господа: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова≤», «Ты знаешь Фауста≤ Он мой раб».

Друзья героя.

Отдав траурную дань горю Иова, друзья (Елифаз, Вилдад, Софар) начали говорить. Поначалу они учтивы и сдержанны: «Если попытаемся мы сказать тебе слово — не тяжело ли будет тебе≤», [3, 4:2], но после становятся суровы.

Обратите внимание

Елифаз с величайшим чувством собственного достоинства приводит аргументы из своего опыта. Он часто употребляет выражение «как я видел». Его опыт основан на необыкновенном переживании, бывшем с ним однажды. Но переживания Иова являются более реальными, потому что он испытал тяжесть страданий. Елифаз не понимает друга и произносит «ветреные слова» о лицемерии Иова.

Вилдад в своих речах прибегает к преданию: «Ибо спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их…» [3, 8:8]. Догматизм Вилдада основан на мудрости поговорок и благочестивых фраз. Он банален и в своем утверждении, что страдание всегда является следствием скрытого греха, следовательно, Иов — грешник.

Софар воображает, что знает о Боге все: как Он поступит и почему Он поступит именно так. Софар груб и безжалостен, суров и категоричен. «Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя» [3, 11:3] — говорит он, обвиняя Иова во лжи.

Друзья говорили и кое-что ценное, но, в то же время, они были жестокими и даже злобными в своей оценке горьких испытаний Иова. Их мрачная логика осудила друга как грешника, пытающегося скрыть свою нечестивость, из-за которой он и страдает.

Елифаз, Вилдад, Софар выступают религиозными догматиками, самая яркая черта которых — формализм. Заражен этой «болезнью» и Вагнер. Гете, набрасывая основные идеи своего произведения, писал: «Спор между формой и бесформенным. Предпочтение бесформенного содержания пустой форме».

Слова эти прямо относятся к спору между Фаустом и Вагнером. Вагнер — «форма», т. е. нечто завершенное, остановившееся в своем развитии, замкнутое. Фауст — «бесформенное», т. е. открытое, развивающееся. То, что волнует ученого, безразлично его другу.

Считая, что «человек дорос, чтоб знать ответ на все свои догадки», Вагнер не обеспокоен душевными порывами Фауста, тогда как Фауст не может жить лишь умозаключениями.

Сатана.

Если герои и их друзья постоянно находятся в поле зрения читателя, то с позициями Бога и сатаны все несколько сложнее т. к. они являются не только персонажами, но и некой силой, идеей, и имеют «нетелесное» воплощение.

Важно

В Книге Иова сатана не появляется после первых двух глав, но его сомнения о праведности человека, высказанные Господу, продолжают звучать от друзей Иова.

Жизнь героя не представляет никакой ценности для сатаны, он полон презрения к человеку («кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него, но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя≤» [3, 2:4–5]).

Сатана требует страданий для героя, вполне признают такую позицию и друзья: «Человек рождается на страдания». Таким образом, работу искусителя взяли на себя люди. Дважды сатана приближается к Иову, и невольно читатель ждет третьего раза.

Причем вполне понятно каким должно быть это третье искушение. В первый раз сатана прикоснулся к семье и имуществу Иова, потом к его телу. Осталось прикоснуться к душе… Но именно это Бог сатане запретил.

Эту литературную незавершенность Книги Иова почувствовал Гете. Его Мефистофель начинает там, где остановился библейский сатана. Ему Бог дает гораздо больше полномочий: «Тебе позволено. Ступай и завладей его душой. И, если можешь, поведи путем разврата за собой» [1, с.14].

И Мефистофель действует, выступая не только как враждебная и разрушительная сила, но и как высокий интеллектуал. Мефистофель — воплощение зла в произведении. Но роль его, по меньшей мере, двойственна. В своих попытках пробудить в Фаусте низменное он выступает как дьявол-искуситель.

С точки зрения христианства дьявол не равен Богу, он мрак и отсутствие благодати. У Гете эта черта приобретает философское осмысление. Всегда и во всем Мефистофель — сила отрицательная.

Своим отрицанием существующего сатана постоянно не только искушает героя, но и толкает на поиски нового, тем самым способствуя переходу на новые этапы развития самосознания.

Совет

Гордый фаустовский порыв, соединяясь с мефистофельской решительностью в практических делах, оказывается тем рычагом, который приводит в конечном итоге Фауста к движению, поиску и развитию. Однако как сатана древнего текста, так и Мефистофель, проигрывая спор, оказываются побежденными Богом.

Бог.

С Богом у героев особые отношения. Друзья Иова убеждены, что Бог непорочен и всегда прав.

Иов не сомневается в святости Господа, но будучи уверенным в своей праведности, он хочет судиться с Ним: «О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим!» [3,16:21]. Герой смущен и пребывает в смятении.

Он слушает друзей, он задает вопросы, но не получает ответов. И только когда замолкает и герой, и друзья героя начинает говорить Бог. До этого все разговоры шли о Боге отсутствующем, теперь Бог и Иов стоят лицом к лицу.

Господь задает Иову около семидесяти вопросов, на которые тот должен ответить, если сможет. Это переломный момент в жизни героя. Самооправдание исчезает, когда Иов, увидев себя в присутствии Бога, осознает, что праведные страдают, чтобы прийти к самопознанию. Страдание — не наказание за грех, очищение.

Фауст, отданный на произвол сатаны, по-своему ищет Бога. Он любит Библию, берется за перевод Евангелия, но тут же начинает спор с текстом. Фауст переводит Бога из Слова в Дело, открывая свою деятельную натуру и пытливость ума. Спор с библейским текстом перерастает в жизни героя в полемику с Богом и становится формой молитвы героя.

Окруженный христианской религией, Фауст не признает ее. Присматриваясь к герою, и Маргарита замечает, что «свет Христов его затронул очень мало». Мефистофель выполняет свою работу по развращению героя и, надеясь получить законную добычу — его душу, оказывается перед неожиданным финалом: являются ангелы и уносят душу Фауста.

Неожиданностью это может показаться и для читателей, забывших «Пролог на небе». Бог изначально считает Фауста Своим слугой. Но по просьбе Мефистофеля снимает Свою благодатную защиту с души героя. Фауст остается один на один с «духом сверхчеловечески умным и злобным», по словам Достоевского. При таких условиях человек всегда проиграет. Поэтому Бог и не винит Фауста.

Обратите внимание

Библейская формула «Бог дал — Бог взял» в «Фаусте» обретает свой смысл: Бог дал Фауста Мефистофелю, Бог же и забрал героя из лап сатаны.

Читайте также:  Какова роль человека в обществе?

Так Книга Иова и «Фауст» Гете, тексты, написанные в разное время и с различными целями, показывают героя, который рискует, расстается с традицией, борется с отчаянием и ненавистью к человеку, предстающими в образе сатаны, преодолевает искушения в лице ложных друзей, препятствующих развитию, стремится к Богу, который оказывается живой встречей.

Литература:

1.                 Гете, И. В. Фауст: трагедия/ И. В. Гете. — М.: Эксмо, 2008. — 399 с.

2.                 День за днем с Ветхим Заветом/ под ред. К. И. Хоккинга. — Р.: Свет Евангелия, 1998. — 416 с.

3.                 Книга Иова: Библия, синодальный перевод/ Свет на Востоке, 2000. — 1135 с.

4.                 Лейтес Н. От Фауста до наших дней: Из истории немецкой литературы/ Н. Лейтес. — М.: Просвещение, 1987. — 223 с.

5.                 Романчук Л. Образ нового героя в «Фаусте» Гете [Электронный ресурс]// Любовь Романчук. Литература. URL: http://www.romch.org/1/Hete.htm (дата обращения 21.10.2012).

6.                 Татаринов А. В. Власть апокрифа: библейский сюжет и кризисное богословие художественного текста/ А. В. Татаринов. — К.: Мир Кубани, 2008. — 712 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Бог, герой, друг, сатана, друг героя, жизнь героя, спор, слово, Книга, страдающий герой.

Источник: https://moluch.ru/conf/phil/archive/106/4412/

Холодковский Н. Комментарий к поэме И.В. Гете «Фауст»

?

Николай Подосокорский (philologist) wrote,
2017-06-26 20:31:00 Николай Подосокорский
philologist
2017-06-26 20:31:00 Category: Холодковский Н. Комментарий к поэме И.В. Гете «Фауст». — 4-е изд. — М.: URSS, 2017. — 288 с. ISBN: 978-5-9710-4487-1 / 9785971044871.Вниманию читателей предлагается историко-литературное исследование выдающегося отечественного писателя и переводчика Н.А.Холодковского (1858—1921), посвященное анализу бессмертного творения великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте — трагедии «Фауст». Книга была написана как комментарий к авторскому переводу «Фауста» (за который Н.А. Холодковскому Петербургской академией наук была присуждена премия им. А.С.Пушкина), но в то же время она может рассматриваться как самостоятельное произведение. Автор исследует историческое происхождение и развитие фабулы «Фауста», делает подробный обзор поэмы по отдельным частям и сценам, а также дает ответы на многие вопросы, волновавшие исследователей и критиков «Фауста», в том числе на вопрос о том, составляет ли эта поэма единое художественное целое.

Оглавление

ВведенiеГлава I. Фабула «Фауста», ея происхожденiе и развитiеГлава II. Возникновенiе и постепенное развитiе Гётевскаго «Фауста»Глава III. Обзоръ первой части «Фауста» по отдельнымъ частямъ и сценамъГлава IV.

Обзоръ второй части «Фауста»Глава V. Критическая литература о «Фаусте» ГетеГлава VI.

Важно

Драматическая поэма «Фаустъ», какъ целое, и ея конечный выводъРусскiй алфавитный указательЛатинскiй алфавитный указатель

Введенiе

Каждый разъ, когда случается говорить о «Фаусте» Гёте, мне невольно приходитъ на память характеристика этого литературнаго произведенiя, сделанная однимъ изъ моихъ знакомыхъ въ беседе объ этомъ предмете.

«Если на другихъ планетахъ живутъ разумныя существа,-сказалъ мой собеседникъ, — и если эти существа захотели бы ознакомиться въ общихъ чертахъ съ сущностью человеческаго духа и человечества, съ теми вопросами, которые его мучатъ и волнуютъ, то нельзя было бы посоветовать имъ ничего лучшаго, какъ внимательно прочесть и продумать Гётевскаго «Фауста».

Действительно, ни въ одномъ изъ произведенiй литературы всехъ временъ и народовъ не изображенъ человеческiй духъ съ такою глубиной и всеобъемлющей многосторонностью, какъ сделалъ это Гёте въ лице героя своей знаменитой «драматической поэмы».

Обладая такимъ необыкновеннымъ литературнымъ значенiемъ, Гётевскiй «Фаустъ» является въ то же время однимъ изъ самыхъ оригинальныхъ произведенiй всемiрной литературы какъ по фабуле своей, такъ и по форме, постройке, разнообразiю стиля. Затрудняешься даже, къ какому роду поэзiи следуетъ его причислить. Самъ Гёте называлъ его то «рапсоднческою драмою», то «драматическою.

поэмою» (dramatisches Gedicht), то «трагедiею», какъ его обыкновенно и называютъ въ большинстве изданiй. Связь между отдельными его сценами довольно слаба: некоторыя (напр.

классико-романтическая фантасмагорiя Елена во второй части) могли бы вполне существовать отдельно отъ прочихъ, другiя («трагедiя Гретхенъ») связаны между собою более тесно, хотя и въ нихъ есть эпизоды, представляющiе собою самостоятельныя лирическiя стихотворенiя (напр. монологъ Гретхенъ за прялкою) и все въ сущности объединены только характеромъ Фауста-главнаго действующаго лица.

Общая нить народнаго преданiя, на которую нанизаны все безконечно разнообразныя сцены, придаетъ составляемому ими огромному целому несомненный эпическiй характеръ.

Глубоко нацiональное въ своей основе, въ неко торыхъ же частяхъ удивительно тонко и совершенно выработанное по античнымъ образцамъ, произведенiе это одноврвменно является и эпосомъ, и трагедiею, и сборникомъ лирическихъ стихотворенiй, образцомъ и романтической и классической поэзiи.

Совет

Кроме того «Фаустъ» содержитъ въ себе,-хотя только эпизодически,-и научный, и философскiй элементъ: въ немъ отразились и современныя Гёте метафизическiя ученiя, и теорiи натурфилософовъ конца XVIII и начала XIX века.

Если къ этому прибавить, что ни одно поэтическое произведенiе не заключаетъ въ себе столько автобiографическаго элемента, какъ «Фаустъ», занявшiй въ долгой жизни Гёте огромный перiодъ въ 60 летъ, — то станетъ понятно, какъ сложно, разнообразно и трудно для анализа это странное и огромное произведенiе, чарующее своею глубиной и прелестью и пугающее массою собраннаго въ немъ всевозможнаго художественнаго, философскаго и научнаго матерiала. «Фаустъ»это море, необозримое и вечно прекрасное, изменчивое и разнообразное, то бурное, грозно взбегающее на берега, то величественно-тихое и спокойное, отражающее въ себе небо съ его горячимъ солнцемъ, съ его безчисленными звездными мiрами, полное жизни и неги, полное тайнъ и неисчерпаемыхъ богатствъ…Какъ бы то ни было, въ общемъ «Фаустъ» относится, по характеру изложенiя, къ драматическимъ произведенiямъ,-къ числу такъ называемыхъ «мiровыхъ драмъ». Подъ этимъ довольно неопределеннымъ названiемъ разумеются такiя драматическiя произведенiя, въ которыхъ затронуты вечные, неразрешимые общiе вопросы, волнующiе человечество съ техъ поръ, какъ оно стало жить сознательною жизнью.Въ человека какъ бы вложено самою природою неодолимое стремленiе за пределы кропотливаго положительнаго знанiя, за пределы относительнаго, стремленiе къ абсолюту. Искони стремится человекъ удовлетворить эту потребность своего духа, стремится тремя путями: мистико-религiознымъ, философскимъ и художественно-фантастическимъ. Первый изъ этихъ путей привелъ его къ созданiю религiй, въ которомъ главную роль играетъ чувство веры. Кому дано это чувство, для того оно исчерпываетъ весь мiръ, тому даетъ оно полное удовлетворенiе. Но, конечно, не будетъ парадоксомъ сказать, что такихъ людей несравненно меньше, чемъ это кажется, чемъ мы привыкли думать. Едва ли нужно доказывать, что вероисповеданiе и религiя-две вещи совершенно различныя и что громадное большинство такъ называемыхъ верующихъ людей въ сущности лишь следуютъ известному вероисповеданiю, о религiи же собственно вовсе не думаютъ или думаютъ очень мало и живого чувства веры не имеютъ; вера и религiя для нихъ-лишь дело привычки и воспитанiя. Самое разнообразiе религiй служитъ красноречивымъ свидетельствомъ, насколько относительны и здесь, въ области «абсолютнаго», человеческiя понятiя и представленiя и какую роль играютъ здесь формы, для массы совершенно заслоняющiя собою сущность.Единственное, что объединяетъ все религiи, это именно вера, т.е. добровольное допущенiе, что существуетъ нечто сверхъестественное, находящееся вне сферы человеческихъ чувствъ и человеческаго разума, и что это нечто руководитъ всемъ мiромъ. Именно потребность этого-то допущенiя у однихъ людей отсутствуетъ сознательно (они не могутъ верить, хотя бы того и желали), другими не чувствуется или не сознается, и лишь сравнительно немногiе имеютъ душевный складъ, сознательно и повелительно требующiй веры и безъ нея не допускающiй жизни. Поэтому, какъ только человечество переросло наивно-детскую стадiю развитiя, удовлетворявшуюся мифами, какъ только умъ его началъ работать более систематически, стали появляться философскiя системы, которыя отъ Фалеса, Эмпедокла и другихъ греческихъ философовъ вплоть до Канта съ его последователями и продолжателями тесно связаны съ космогоническими гипотезами.Такимъ образомъ человекъ вступилъ на путь метафизическаго мышленiя, который привелъ его къ основнымъ вопросамъ философiи и этики, вопросамъ о сущности разума и знанiя, о значенiи воли, о цели и смысле человеческаго существованiя. Труденъ этотъ путь, туманны его перспективы и сомнителенъ успехъ, и если религiя даетъ, по крайней мере, кажущееся удовлетворенiе массамъ, то безконечныя разногласiя философовъ не удовлетворяютъ, пожалуй, никого, кроме самихъ авторитетовъ и сравнительно ничтожнаго числа ихъ последователей, готовыхъ jurare in verba magistri и притомъ вынужденныхъ все-таки принимать на веру некоторыя основныя положенiя. И вотъ, какъ бы сознавая, что ни религiя, ни философiя не даютъ достаточнаго ответа на важнейшiе вопросы сознательнаго бытiя, человекъ призываетъ на помощь силу своей фантазiи, обращается къ художественному творчеству-и создаетъ мiровыя драмы.Поэтическiй творческiй элементъ содержится, конечно, уже и въ мифахъ, изъ коихъ многiе относятся къ мiровымъ драмамъ приблизительно такъ же, какъ примитивная народная поэзiя-къ художественной литературе культурныхъ нацiй: немудрено поэтому, что религiя и поэзiя имеютъ много точекъ соприкосновенiя. Левъ Толстой утверждаетъ даже, что истинное искусство должно быть религiознымъ; эта точка зренiя применима и къ мiровымъ драмамъ въ томъ смысле, что оне касаются техъ же наиболее общихъ и важныхъ для человечества вопросовъ, какъ и различныя религiи. А такъ какъ эти же вопросы составляютъ и предметъ философiи, то мiровыя драмы неизбежно содержатъ въ себе и философскiй элементъ; такимъ образомъ оне охватываютъ все три области духовной деятельности человека: разумъ, чувство и фантазiю. Поэтическiй элементъ выдвигается въ нихъ, естественно, на переднiй планъ: оне говорятъ образами, и въ этомъ заключается ихъ чарующая сила, ихъ вечное значенiе на ряду съ прiобретенiями науки, религiозными и философскими системами.Изъ мiровыхъ драмъ ни одна не является хотя бы приблизительно такою многостороннею, всеобъемлющею, какъ Гетевскiй «Фаустъ». Драматическiя обработки мифа о Прометее, отъ Эсхила до Шелли и Липинера, изображаютъ трагедiю человеческаго самолюбiя, борьбу свободолюбиваго человеческаго духа со всеми внешними силами, ограничивающими его деятельность; легенда о донъ-Жуане превратилась у многочисленныхъ авторовъ, избравшихъ этотъ сюжетъ, въ драму могучей, страстной человеческой индивидуальности, не признающей никакихъ преградъ своимъ порывамъ; «Трагедiя человечества» Мадача, въ форме драматизированной всемiрной исторiи, является болезненнымъ воплемъ о неизвестной будущности человечества, о цели его существованiя; «Фаустъ» Гёте заключаетъ въ себе все это и многое другое.Немецкiе критики любятъ сравнивать «Фауста» съ «Божественною комедiею» Данте, и Шлегель, а за нимъ Куно Фишеръ, прямо называютъ его «divina commedia» немецкой литературы. Но великое творенiе Данте, какъ ни громадно его значенiе въ итальянской и всеобщей литературе, все же вращается исключительно въ сфере католическаго мiра и составляетъ лишь вечный памятникъ средневекового религiознаго мiровоззренiя Западной Европы; «Фаустъ» же, хотя фабула его и взята изъ окрашенной лютеранствомъ немецкой легенды XVI столетiя, вовсе не прiуроченъ къ какой-либо определенной эпохе или религiи. Подобно тому, какъ скульпторъ изъ безформенной глыбы создаетъ божественно-прекрасную статую, изъ легендарной личности какого-то старо-немецкаго кудесника и шарлатана Гёте создалъ высшiй типъ общечеловека, который, какъ и самъ поэтъ,-выражаясь его собственными словами,-«не хочетъ знать узъ времени».

Отъ всехъ другихъ мiровыхъ драмъ «Фаустъ» отличается еще въ одномъ отношенiи: поэтъ даетъ въ немъ определенный ответъ на поставленные коренные вопросы, тогда какъ прочiя мiровыя драмы или совсемъ не отвечаютъ на нихъ, или отвечаютъ въ выраженiяхъ слишкомъ туманныхъ и неопределенныхъ. Правда, ответъ этотъ состоитъ собственно въ отказе отъ познанiя абсолютнаго и можетъ вызвать чувство разочарованiя, но поэтъ сделалъ все, чтобы показать, что ответъ этотъ диктуется самою жизнью и даетъ единственный разумный выходъ изъ дилеммы человеческаго бытiя, что это-действительно «последнiй выводъ мудрости земной». Но объ этомъ намъ придется еще говорить въ конце нашего очерка, теперь же, не вдаваясь пока въ дальнейшiя общiя разсужденiя, перейдемъ къ последовательному анализу занимающаго насъ великаго литературнаго произведенiя.

Источник: https://philologist.livejournal.com/9419008.html

Ссылка на основную публикацию