В чем заключается значение словосочетания «отцы и дети»?

В чем смысл романа «отцы и дети»

Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

<\p>

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому.

Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.<\p>

Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.<\p>

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Смысл романа «Отцы и дети»».
Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/otcy-i-deti/sut-romana.html

Смысл названия Отцы и дети

Один из самых знаменитых романов И. С. Тургенева был написан в период 1860-1861 годов, накануне отмены крепостного права. В России в это время существовал переломный момент, стык консервативного и новаторского мышления, борьба идеологий.

Именно этот конфликт был продемонстрирован на примере семьи Кирсановых, а также важнейшая проблема – противостояние поколений: отцов и детей, которая и была заложена в смысл заглавия романа “Отцы и дети”. Краткое описание сюжета, а также последующий анализ произведения предлагается ниже.

Однако прежде всего необходимо обратиться к названию.

Смысл заглавия

Бесспорно, важнейший вопрос относительно произведения – смысл заглавия романа “Отцы и дети”. Сочинение Тургенева не следует трактовать слишком буквально. В произведении изображены две семьи, два отца и два сына.

Но телом романа является не описание их жизнедеятельности, а глобальные отличия в мировоззрении.

Смысл заглавия романа “Отцы и дети” заключается в том, что между двумя поколениями всегда будет существовать некое противоречие, родители и дети противопоставлены друг другу, разделены союзом И на письме.

Обратите внимание

По факту, их разделяет целая пропасть – четверть века или более того. За такой промежуток способна полностью поменяться политическая, экономическая, культурная ситуация в стране и, разумеется, взгляды общественности.

Одно поколение сохраняет свое мировоззрение, другое – приобретает собственное, и так происходит регулярно, взгляды на жизнь отцов и детей редко совпадают. С этим и связан смысл заглавия романа “Отцы и дети”. Сочинение И. С.

Тургенева учит тому, что в подобном антагонизме нет ничего предрассудительного, важно лишь уважение друг к другу обеих сторон, почтение к родителям, принятие их советов, напутствий и добрых пожеланий.

Идеологии в романе

Смысл заглавия романа “Отцы и дети” Тургенева также связан и с принадлежностью сынов и отцов к различным идеологиям, современным каждому поколению. В романе представлены две семьи – Кирсановых и Базаровых – и несколько идеологических мировоззрений: консервативное, либеральное, революционно-демократическое.

Последнее принадлежит одной из ключевых фигур романа – нигилисту, последователю немецких материалистов и будущему врачу – Евгению Базарову. Базаров создает основной резонанс в произведении.

Он спорит с братьями Кирсановыми, наставляет Аркадия, откровенно презирает псевдонигилистов Ситникова и Кукшину, а после вопреки своим взглядам безответно влюбляется в богатую вдову Анну Сергеевну Одинцову.

Характеристика и анализ героев

Консерваторами в произведении выступают родители Базарова. Армейский врач и набожная помещица ведут размеренный образ жизни в своей деревне. Они души не чают в сыне, однако мать обеспокоена отсутствием в нем веры.

Тем не менее Базаровы гордятся Евгением и его успехами, они уверены, что его ожидает великое светлое будущее. Василий Базаров сообщает, что за всю свою жизнь Евгений не взял у них ни копейки, что сын всего предпочитает добиваться сам.

Эти черты характеризуют его как человека сильного, самодостаточного, передового. Такой образ актуален и для современной эпохи.

Псевдонигилизм Аркадия Кирсанова

Близкий друг Базарова Аркадий Кирсанов изо всех сил старается соответствовать Евгению в его исповедании нигилизма. Однако в его случае это выглядит неестественно, надуманно. Аркадий сам до конца не верит в отрицание духовных ценностей.

Ему льстит осознание собственных передовых взглядов, он втайне гордится собой за снисхождение к возлюбленной отца – служанке дома Кирсановых – и откровенно восхищается Базаровым. При этом Аркадий иногда забывается, маска спадает с его лица, и он проговаривается о своих истинных чувствах.

Еще будучи убежденным нигилистом, Аркадий также влюблен в Одинцову, но впоследствии отдает предпочтение ее сестре Екатерине.

Мировоззрение “отцов”

Братья Кирсановы – Николай и Павел – сторонники либерализма.

Николай Петрович – человек тонкой душевной организации, он любит поэзию и литературу, а также питает трепетные чувства к своей служанке Фенечке, девушке-простолюдинке, которая тем не менее является матерью его младшего сына.

Николай Петрович стесняется своей любви к крестьянской девушке, хотя и старается сделать вид, что далек от предрассудков, имеет передовые взгляды на все, в том числе и на сельское хозяйство.

Павел Петрович Кирсанов – главный оппонент Базарова в спорах. Между мужчинами с первого взгляда возникает неприязнь, они составляют полную противоположность друг другу как внешне, так и внутренне. Ухоженный Павел Петрович брезгливо морщится при виде длинных волос и неряшливой одежды Базарова.

Евгений же смеется над манерностью и жеманностью Кирсанова, не стесняясь задействовать сарказм и больнее уколоть противника. Различно также произнесение ими ключевого слова “принцип”. Базаров произносит его резко и отрывисто – “прынцип”, в то время как Кирсанов медленно растягивает и ставит ударение на последний слог на французский манер – “принсип”.

Взаимоотношения между неприятелями достигли того пика, что спорщики даже стрелялись на дуэли. Причиной этому послужило оскорбление Базаровым чести Фенечки, которую тот крепко поцеловал в самые губы. Павел Петрович и сам испытывал к девушке недвусмысленную симпатию, в связи с чем и решил защитить ее имя, вызвав Базарова на дуэль.

К счастью, исход ее не был смертельным, Кирсанов всего лишь получил ранение в ногу, Евгений же и вовсе остался невредим.

Такие примеры иллюстрируют совершенно противоположное отношение представителей разных поколений и различных идеологических взглядов к типичным жизненным ситуациям и также отражают смысл заглавия романа “Отцы и дети”. Сочинение И. С. Тургенева оказывается гораздо более глубоким, чем оно может показаться на первый взгляд.

Подводя итог, можно сказать, что интерес литературных критиков сегодня и ранее вызывает не только смысл заглавия романа “Отцы и дети”, сочинение И. С. Тургенева также знаменательно своими героями – многогранными и неоднозначными, сложными, но запоминающимися. Каждый из них демонстрирует талант писателя, его понимание человеческой сущности и тонкий психологизм.

Источник: https://schoolessay.ru/smysl-nazvaniya-otcy-i-deti/

В чем смысл романа отцы и дети тургенева сочинение

За частую, название любого произведения, становиться основным ключевым понятием к основной идеи и восприятию текста в целом. Это не стало исключением и в случае с известным романом Тургенева Ивана Сергеевича «Отцы и дети».

Как же всё это бывает интересно, как порой всего два казалось бы не важных слова, могут содержать в себе и раскрывать весь смысл произведения, несколько слов могут вместить в себя совершенно разные понятия и суждения, смысл, столько чувственности.

Как всего два слова способны поделить жизнь и судьбу героев на несколько совершенно разных по взглядам лагеря, которые по сути своей становятся противоречием друг другу.

Важно

Обычное и понятное всем название «Отцы и дети» способно раскрыть всю суть романа, открыть всю его сложную проблему текста.

В данном произведении автор смоге не только поднять актуальную проблему столкновения двух разных поколений, которые в силу своих возрастных отличий являются абсолютно противоположными.

Так же автор старается не только показать проблему различия поколений, но и искренне хочет понять и найти решение, показать читателям через своё произведение выход из данного положения, которое очень часто случается и в обычной жизни.

Противоположность двух возрастных категорий с лёгкостью можно ассоциировать как некие недопонимания между старым и новым поколением людей, так называемыми силами различных партий, между двумя слоями демократизмом и аристократизмом, а так же прямолинейностью и даже откровенной растерянностью.

Автор так же считает актуальным и нужным показать, что наступает своеобразная пора перемен, которые так или иначе должны начаться, ведь это закономерно в течении жизни, и без этого мир просто будет стоять на месте. Глубокий смысл романа способен понять каждый читатель, но только в том случае если сможет отнестись к прочтению романа со всей серьёзностью и ответственностью.

Отцы и дети Тургенев в чем смысл романа

Возможность поймать и понять абсолютно каждое течение жизни, узнать и передать миру новое, развиваться самостоятельно и развивать каждого вокруг себя.

Именно все эти качества проявляются в известном романе «Отцы и дети» знаменитого русского писателя, которого многие называют ещё и художником. Тургеневу, автору данного произведения всегда удавалось передать своими произведениями именно ту истину, которую он изначально хотел донести до читателя, показать что-то, чему-то научить и объяснить как устроена эта жизнь на самом деле.

Что касается романа, то он был создан в тяжелые годы так называемого переломного момента, в тот период когда очень основательно подготавливалась и начинала действовать знаменитая в истории крестьянская реформа.

Совет

Автор данного произведения прежде всего хотел показать каждому читателю один очень важный момент в жизни каждого русского человека.

Хотел и смог показать именно идею борьбы между «отцами» и «детьми» — так сказать между двумя совершенно разными поколениями, новым и старым, которое придерживается совершенно других взглядов и принципов.

Вот как раз таки разницу во взглядах и принципах автор делает основным смыслом романа, при этом добавляя его другими, не менее важными идеями и смыслом.

Само название романа как бы противопоставляет и наводит на мысль вечных споров и разногласий между двумя, а иногда и большим количеством различных поколений.

дни, так называемое старое поколение обеспокоены новыми реформами и законами, считая что он не способны привести к чему-то хорошему, а другие, новое поколение наоборот считают, что без этих реформ не возможно представить развитие страны в дальнейшем и улучшения жизнь всех сословий.

Нельзя не заметить, что тема семьи в романе не сохранена и этот факт придает всему роману гуманистическую составляющую.

Ведь ни одна реформа, будь она социальной, или демократической просто не способна зачеркнуть нравственную составляющую семейных ценностей в жизни каждого человека.

Хотя, очень часто многие отказываются от семьи и всего, что с этим связано как раз таки в пользу карьеры и продвижения других отраслей жизни.

Обратите внимание

Но, как показывает время, человек всё же не может прожить без семейных ценностей и семейного счастья.

Так уж устроен человек, он может добиться многих успехов в различных отраслях, но если он несчастлив в семье, и у него есть какие-то разногласия с близкими, то он не будет счастлив до конца. Автор очень хорошо понимает этот момент и старается отразить это в данном произведении.

Читайте также:  Образ степана астахова в романе м. шолохова «тихий дон»

В чем смысл романа Отцы и дети Тургенева

Сейчас читают:

  • Сочинение Что значит идти дорогой чести
    Честь очень важное и необходимое понятие, которое необходимо каждому человеку. Путь чести довольно сложный и непредсказуемый. Отстаивать свою честь всегда трудно, но необходимо. Жизненный путь себе самостоятельно выбирает каждый человек.
  • Cочинение на тему Как я помогаю маме (3, 6 класс)
    Я стараюсь помогать маме каждый день. Мама много работает, и я стараюсь сделать ее труд легче. Каждый день я убираю дома: подметаю, протираю пыль и ставлю грязное белье стираться в стиральную машину
  • Сочинение Мои планы на будущее на русском языке
    Книга всегда являлась помощником человека в трудных ситуациях. Она не только тренирует память человека и способствует пополнению словарного запаса. Прежде всего, она пробуждает добрые чувства в читателе. Я хочу рассказать, как литература
  • Сочинение на тему Русская природа
    Русская природа, наверное, самая прекрасная в мире, так, как только она, обладает своей девственной и неповторимой красотой, которая поражает всех людей, так как подобного просто нет и не может быть. Наверное, только в России, есть такие места,<\p>
  • Характеристика и образ Скалозуба в комедии Горе от ума сочинение
    Интересным персонажем комедии «Горе от ума» является Скалозуб Сергей Сергеич. Этот образ собрал в себе черты многих людей и не утратил своей актуальности, Скалозубов можно встретить и сегодня.<\p>
  • Сочинение Город моей мечты
    Все мы живем в разных городках, мегаполисах, поселках, деревнях, поселках городского типа, селах. Все эти населенные пункты не могут быть идеальными. От перепада температур

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/v-chem-smysl-romana-otcy-i-deti-turgeneva

Политическое значение романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинения › Тургенев И.С. › Отцы и дети

Готовые Домашние Задания

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” отразил общественную атмосферу, сложившуюся накануне крестьянской реформы 1861 года, когда в России появилась разночинная интеллигенция. Это были люди, вышедшие из небогатых слоев общества: врачи, священники, мелкие чиновники.

Это поколение “детей” было настроено чрезвычайно критически к опыту и социальной деятельности дворян-либералов 40-х годов, которых условно можно отнести к лагерю “отцов”.

В 50-х годах дворяне-либералы сблизились с консерваторами, поэтому поколение “детей” отходит от них.

Действие романа происходит в имении Кирсановых, куда приезжает со своим приятелем на каникулы молодой врач Базаров. Идейное содержание романа выявляется в его спорах с “отцами”, в частности с Павлом Кирсановым.

Главный герой романа представляет поколение революционно-демократической интеллигенции. Тургенев не случайно сделал его врачом. Увлечение естественными науками было характерной особенностью культурной жизни России 60-х годов/Прогрессивная молодежь считала естественные науки фундаментом всех знаний. С позиций материализма она критиковала взгляды либералов.

Базаров — сильная и активная личность. Он гордится тем, что “его дед землю пахал”. Знания он приобрел благодаря собственному труду. Его цель — принести как можно больше пользы людям. Стремясь найти истину в жизни, он беспощадно отрицает старые авторитеты, старую идеологию, старую мораль.

В романе мы не видим конкретной общественной деятельности Базарова, но писатель дает понять, что она связана не только с его занятиями естественными науками.

Важно

Сам Тургенев не мог принять многое из взглядов революционера Базарова, но как писатель-реалист он, вопреки своим политическим убеждениям, делает его привлекательной фигурой.

Нас привлекают смелость и независимость взглядов Базарова, его ум и огромная внутренняя сила. Он побеждает в спорах с аристократом Павлом Кирсановым, завоевывает уважение крестьян.

И все же политическая позиция Тургенева сказалась в характеристике Базарова. Писатель заставляет своего героя резко высказываться против значимости поэзии Пушкина, отрицать живопись, музыку, семью и даже любовь. Кроме того, он сделал Базарова трагически одиноким.

Его университетский товарищ Аркадий Кирсанов, несмотря на молодость, находится скорее в лагере “отцов”, чем “детей”, то есть в лагере Кирсановых.

Однако отрицание искусства и поэзии было свойственно лишь небольшой части разночинцев, да и в своей деятельности они не были одиноки. Опровергая убеждения своего героя, Тургенев заставил Базарова испытать то, что он отрицал — любовь.

Базаров влюбляется в умную, обаятельную, но холодную и эгоистичную Одинцову. Но даже несчастная любовь не унижает Базарова, он и в любви выше “уездных аристократов”.

В финале романа Базаров умирает от заражения крови, происшедшего во время операции. Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, отчетливо показывают отношение автора к своему герою. Тургенев восхищается мужеством, душевной стойкостью Базарова, а смерть Базарова в романе мы воспринимаем как трагическое событие.

Тургенев не верил, что люди, подобные Базарову, найдут -путь обновления России, но он признавал их нравственную силу и общественное значение.

Совет

О своем герое он писал: “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю — я виноват, я не достиг своей цели”.

Публикация романа вызвала большие споры. Они приобрели не только литературное, но и политическое значение.

Если консервативная критика считала, что Тургенев создал искаженный образ молодого поколения в лице Базарова, то революционно-демократическая — видела в Базарове идеал будущего активного деятеля, борца против консервативных устоев жизни. Именно так писал о Базарове и Д. И.

Писарев. Споры вокруг романа свидетельствовали о его политической актуальности. “Отцы и дети” — это характерный пример социально-политического романа в русской литературе.

Сочинения по теме:

  • Глубокий смысл произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» сочинение
  • Образ главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» сочинение
  • Сложный образ героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» сочинение
  • Конфликт главных героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» сочинение

Источник: http://1soch.ru/turgenev-is/otcy-i-deti/politicheskoe-znachenie-romana-i-s-turgeneva-otcy-i-deti

Сочинение на тему Смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети» читать бесплатно

Смысл названия романа

Вариант I

Роман «Отцы и дети» был написан во второй половине XIX века замечательным русским писателем И. С. Тургеневым. Сразу после своего появления он стал одним из лучших произведений в русской классике и остается популярным по сей день. Причин этому множество.

Ведь в романе затрагиваются темы любви, взаимоотношений в семье, дружбы, а также конфликт между старшим и новым поколением, который актуален во все времена.

При этом автор ­не просто описывал события, но и мастерски проанализировал психологию каждого отдельного персонажа.

Особое место отводится названию романа. Изначально оно подсказывает, что речь пойдет о конфликте двух поколений и противоречиях между ними. На самом деле, таким названием автор хотел передать более глубокий смысл. Отцы и дети – это не только родители и их потомки.

Это зрелые люди, живущие мыслями прошлого поколения и либерально-демократическая молодежь, пришедшая разрушить их консервативное мышление. Сам писатель себя не относил к консерваторам, либо к революционерам-разночинцам. Он не любил крепостное право и стоял ближе к либералам.

В своем романе он старался как можно лучше отразить определенный этап в истории России, рассматривая насущные события.

Роман «Отцы и дети» является скорее произведением о борьбе различных мировоззрений и общественно-политических групп. В нём старая дворянская интеллигенция сталкивается с новой революционно-разночинной группой. На мой взгляд, к лагерю «детей» автор относит лишь Базарова. В то время как в лагерь «отцов» он причисляет даже молодого Аркадия и его возлюбленную Катю.

Обратите внимание

На протяжении всего романа происходит борьба этих двух лагерей, и нет никого, кто бы поддержал в полной мере идеи главного героя. Базаров все время находится в резком противостоянии обществу и принятому в нем укладу. Особенно ярко обрисованы его столкновения с истинным представителем дворянства – Павлом Петровичем Кирсановым.

Это не просто маленькие ссоры за чашкой чая, а дело доходит и до дуэли.

Прочитав роман, можно сделать вывод, что автор по-своему симпатизирует Базарову. Это заметно по малым спорам и крупным конфликтам, в которых он всегда выходит победителем. Более того, нередко показана его сила воли, моральное превосходство и принципиальная убежденность в правоте. В конце романа героя настигла смерть.

По сюжету романа это обычная случайность, а, по мнению Тургенева – нет. Таким развитием сюжета автор хотел показать, что людям сродни Базарову, пока нет места в обществе. В частности они преждевременны для России и им не находится настоящего дела.

Велика заслуга самого писателя в том, что он сумел мастерски показать дух эпохи и сложившийся конфликт между демократами с консерваторами.

­

Вариант II

Иван Сергеевич Тургенев — один из лучших писателей 19-го века, произведения которого составили внушительную часть золотого фонда русской классики. Пожалуй, лучший роман, который он написал, это «Отцы и дети». В него он вложил все свое видение современной ему эпохи, раскрыв основные социально значимые проблемы, существующие между былым и будущим поколением.

Главный герой его бессмертного произведения Евгений Васильевич Базаров — молодой студент-медик, причисляющий себя к людям новаторских взглядов.

По характеру и форме поведения его можно причислить к «лишним» людям, так как он не находил для себя единомышленников среди окружающих.

Теория, которую он проповедовал, называлась «нигилизмом», то есть полным отрицанием существования бога, любви, привязанностей и всего того, что веками складывалось в человеческом обществе.

Важно

Название романа красноречиво дает нам понять, что речь пойдет об извечном конфликте между старшим и младшим поколением.

Однако конфликт, который описан Тургеневым, не задевает отношений Базарова с его собственными родителями, или Аркадия Кирсанова с его отцом.

Противником идей новоявленного нигилиста выступает Павел Петрович Кирсанов — истинный аристократ и человек, переживший в своей жизни сильное любовное потрясение. Базаров уверен, что любовь это не главное в жизни.

Он старается быть выше любви и не испытывать никаких привязанностей к женщинам.

Даже та игра, которую он мимолетно затеял вокруг Фенечки, вызвана лишь желанием задеть Павла Петровича, самоутвердиться, доказать что-то себе и окружающим.

Кирсанов-старший, не выдержав вызова в свой адрес, вызывает «нигилиста» на тайную дуэль. Ему кажется, что честь Фенечки под угрозой. На самом деле, Евгению глубоко безразлична эта девушка, как и любая другая.

Во время дуэли он слегка ранит Павла Петровича, а затем сам же подает ему руку помощи. Это и есть его способ показать свое превосходство над теми, кто с ним не согласен.

На самом деле, Базаров глубоко несчастный человек, обреченный на одиночество из-за своего противоречивого характера.

Еще одно идейное поражение ожидало его на личном поприще, когда узнав поближе Одинцову и убедившись в ее благосклонном отношении, он оттолкнул ее и решил прекратить отношения.

Совет

Даже к своим родителям, которые искренне любили его несмотря на все недостатки, он относился довольно жестоко.

Он не разрешал им открыто проявлять своей любви по отношению к нему, а сам обходился с ними сухо. Только перед смертью Базаров осознал всю бесполезность своего «нигилизма».

Он во всем признался в письме к Одинцовой и просил не оставлять его стариков, которых теперь называл лучшими людьми на свете.

Павел Петрович, в свою очередь, уехал в Дрезден и продолжал жить в одиночестве, не изменяя своим аристократическим манерам. Кирсановы отец и сын женились на любимых женщинах и жили душа в душу, занимаясь хозяйственными делами. Для них смерть Базарова тоже была неожиданным ударом, но мало повлияла на привычный ход жизни.

см. также:
Другие сочинения по произведению Отцы и дети, Тургенев

Характеристики главных героев произведения Отцы и дети, Тургенев

Краткое содержание Отцы и дети, Тургенев

Краткая биография Ивана Тургенева

Источник: http://www.sdamna5.ru/smysl_nazvanija_otzy

Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Сочинения по литературе: Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Мнения и суждения Тургенева… дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.

Д. И. Писарев Иван Сергеевич Тургенев — один из замечательнейших писателей XIX века. Больше, чем в творчестве других писателей, в произведениях Тургенева нашли отражение наиболее важные вопросы политической и общественной жизни его времени.

Сам Тургенев не примыкал ни к революционерам-разночинцам, ни к консерваторам. Ближе всего Тургенев стоял к либералам и тем, кто ненавидел крепостное право. И эту свою ненависть Тургенев очень ярко показывает во всех своих произведениях. Одна из важнейших черт его творчества — желание разобраться во всем, что происходит в его стране.

Очень ярким романом, отразившим определенный этап в исторической жизни России, является роман «Отцы и дети», написанный в 1861 году. Роман «Отцы и дети» был напечатан в 1862 году. Название романа наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями, но на самом же деле писателя волнует совершенно другое.

Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и те новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цели и мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам, определить, в чем заключается смысл его исканий.

Но многие вопросы неясны для Тургенева и поэтому не находят четких ответов в романе.

«Отцы и дети» — роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разночинной. К лагерю «детей» относится только образ демократа-разночинца Базарова, все же остальные, включая более молодого Аркадия и еще более молодую Катю, — к лагерю «отцов».

Роман построен так, что главный герой находится во враждебной ему обстановке. Мы не видим Базарова рядом со своими единомышленниками, не видим его в большой общественной работе, в борьбе. Мы видим его в окружении барского, враждебного ему общества, в резком противостоянии к нему. Совершенно противоположным Базарову является образ Павла Петровича Кирсанова.

На этом противопоставлении построен сюжет романа.

Роман полон маленьких и больших столкновений между Базаровым и Павлом Петровичем, столкновений не на жизнь, а на смерть, столкновений двух враждебных классов. Читая роман, мы ощущаем симпатии автора к главному герою.

Обратите внимание

От маленьких до больших споров, начиная от споров за чайным столом и кончая дуэлью, Базаров всегда выходит победителем. Мы видим его моральное превосходство, его силу воли, связь с народом, его принципиальную убежденность.

В конце романа Базаров погибает.

Смерть его случайна в ходе сюжета романа, но не случайна с точки зрения писателя. Тургенев считает, что такие люди преждевременны для России, что для Базарова еще нет настоящего дела.

Но велика заслуга Тургенева в том, что он сумел сохранить в романе дух эпохи, показать сущность борьбы между революционерами-демократами и консерваторами. Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать «русский Инсаров».

Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым — спорам между либералами и демократами. В названии тургеневского романа «Отцы и дети» сразу заявлена проблема социального конфликта между людьми старого и нового миров.

Тема романа — разногласия, порой переходящие в открытую борьбу, между либеральным дворянством и революционной демократией в период отмены крепостного права.

С течением времени меняется обстановка вокруг, а это не может не наложить отпечатка на формирование сознания подрастающего поколения, на его отношение к жизни. Часто люди старшего поколения, мировоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни.

Бывают ситуации, когда это непонимание перерастает во вражду. Если к тому же периоду формирования молодого поколения осложняется ложными социальными преобразованиями в жизни общества, разногласия между отцами и детьми превращаются в пропасть, их разделяющую.

Это характерно для событий, происходящих в нашем обществе в настоящее время. В романе Тургенева либералы как сторонники старых взглядов названы «отцами», а демократы, отстаивающие новые идеи, — «детьми».

Важно

Павел Петрович — умный, волевой человек, обладающий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенной в молодости морали.

Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, придерживается твердых принципов, без которых, по его понятиям, могут жить только безнравственные и пустые люди.

Но его принципы вступили в противоречие с так называемыми прогрессивными взглядами подросшего поколения. Павел Петрович сам называет себя человеком «либеральным и любящим прогресс».

Но это его собственное мнение о себе, а с точки зрения автора, за его либерализмом скрывается сторонник старого строя, старых правил.

Базаров почувствовал это уже при первом разговоре с Павлом Петровичем, когда тот поинтересовался его взглядами на жизнь, на существующий политический строй: «Ну, а насчет других, в людском быту принятых постановлений, вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?» — «Что это, допрос?» — спросил Базаров. Павел Петрович слегка побледнел…». Базаров не верит в благородство аристократа, он видит, что этот человек не разделяет его убеждения, а главное, не сможет и не попытается его понять, и предпочитает не откровенничать с ним. Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович.

Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность.

Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жизни — это уже прогресс. Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю.

Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказывается способным только подражать Евгению.

Совет

Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаровым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Знакомство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга.

Впоследствии Аркадий становится более практичным хозяином, чем его отец, — именно в этом можно усмотреть истинный прогресс и положительное влияние нового времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к представителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст.

По моему мнению, в романе показан один представитель «детей» — Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать «русским Инсаровым». Разночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа.

Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: «Мой дед землю пахал.

Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника Вы и говорить-то с ним не умеете». Особое значение для характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой.

Во всех произведениях Тургенева герой проходит испытание любовью. Такое испытание выпадает и на долю Базарова.

В любовном конфликте Базарова и Одинцовой есть нечто новое, отличное от тех, что мы видим в других романах Тургенева.

Базаров оказался способным на самоотверженную любовь, которая напугала Одинцову. «Нет, — решила она наконец, — бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». В лице Одинцовой Тургенев показал одну из лучших представительниц дворянства. Но нравы того времени искреннего и умного человека делают холодным и расчетливым.

Обратите внимание

Она не понимает Базарова, ей с ним трудно и страшно, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от него. Для нее это наиболее простой выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочитая их привычному покою, Тургенев относит ее к поколению «отцов».

И в то же время своего героя Тургенев рисует как человека, не склонного отдать свою жизнь на благо народа.

Базаров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его серость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем простого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.

Источник: http://historylib.net/smysl-nazvaniya-romana-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Авторская позиция и средства ее выражения в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Авторская позиция и средства ее выражения. Роман «Отцы и дети» — одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему дей­ствительность.

Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь ткань повествования просматривается личное отношение автора к вы­веденным явлениям жизни.

Все, что написано в этом романе, прочув­ствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и «согревает объективный рассказ», вместо того чтобы выражаться в лирических отступлениях.

Автор сам не отдает себе отчета в своих чувствах, не подвергает их анализу, и это обстоятельство дает читателям возможность видеть эти чувства во всей их непосред­ственности. Мы видим то, что «просвечивает», а не то, что автор хочет показать или доказать, то есть Тургенев использует в основном косвен­ные средства выражения авторской позиции.

В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе кон­фликта.

Осознавая существовавший конфликт поколений и чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель — отразить результа­ты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Создавая образ Базарова, Тургенев в его лице хотел «наказать» мо­лодое поколение. Вместо этого он отдает дань справедливого уважения своему герою. Бесспорно, что нигилизм как направление отрицался Тургеневым, но созданный им самим тип нигилиста был продуман и понят им.

Важно

С самого начала автор показал нам в Базарове угловатое об­ращение, самонадеянность, «черствую рассудочность»: с Аркадием он держит себя «деспотически—небрежно», к Николаю Петровичу относит­ся насмешливо.

Как и всегда у Тургенева (как у «тайного» психолога) особое значение имеет портрет героя, включающий социальную, психо­логическую и внешнюю характеристику героя. Широкий лоб, книзу за­остренный нос, большие зеленоватые глаза выдают силу характера и ум Базарова.

Манера разговаривать, смотря на собеседника свысока и точ­но бы делая ему одолжение, вступая в разговор, — самоуверенность и чувство превосходства Базарова над другими.

В начале романа симпатии Тургенева оказываются на стороне тех людей, которых обижает Базаров, тех безобидных стариков, о которых говорят, что они «отставные» люди. Далее автор начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабое место: он ставит его в разные положения и находит против него только одно обвинение — обвинение в черствости и резкости.

Тургенев пытается исследовать эти свойства характера Базарова через испытание любовью. Тургенев ищет человека, который смог бы привлечь такую сильную личность, как Базаров, который бы понял и не испугался его. Таким человеком оказывается Одинцова, умная, образованная, красивая женщина.

Она с любопытством рассматривает фигуру Базарова, он же вглядывает­ся в нее с возрастающим сочувствием и потом, увидев в себе что-то похожее на нежность, кидается к ней с нерассчитанной порывистос­тью молодого, любящего сердца, готового отдаться своему чувству вполне, без задней мысли.

Тургенев понимает, что черствые люди не могут так любить, он показывает, что Базаров оказывается моложе и свежее той женщины, которая, боясь нарушения порядка жизни, по­давляет в себе чувства и желания. И с этого времени сочувствие ав­тора переходит на сторону Базарова.

В описании смерти Базарова Тур­генев воздал дань уважения «детям»: молодые люди увлекаются и впа­дают в крайности, но в самих увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум. Базаров умер так, как и должен был умереть человек с таким характером и отношением к жизни. И этим он заслужил лю­бовь автора, выразившуюся в описании могилы героя в конце романа.

Совет

Но не только о Базарове идет речь в последнем абзаце. Здесь же про­является отношение самого автора к родителям Базарова: сочувствие и любовь. Изображая отношение Базарова к старикам, Тургенев отнюдь не обвиняет его.

Он остается искренним художником и изображает явле­ния такими, какие они есть: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно и от этого тя­жело.

Но сострадательный Тургенев жалеет бедных стариков и сочув­ствует их непоправимому горю.

Авторская позиция в отношении к братьям Кирсановым несколько противоречива. С одной стороны, он любит их как представителей сво­его поколения, образованных и неглупых людей, а с другой — видит и понимает их отсталость от жизни.

Николай Петрович очень близок Тургеневу. Добродушный, тонко чувствующий природу, любящий музыку и стихи, он очень дорог авто­ру. Тургенев проникновенно описывает состояние героя в саду, его лю­бование природой, его мысли.

У Николая Петровича между его умствен­ными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше со­ответствия и гармонии, чем у его сына Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не стре­мится к рационализму и успокаивается на том миросозерцании, кото­рое дает пищу его воображению.

И именно это делает его в глазах Тур­генева «отставным» человеком. С грустью и сожалением признает Тур­генев, что его век прошел.

Описывая старшего брата Кирсанова, Тургенев также подчерки­вает его отсталость от жизни. Как человек страстный, одаренный гиб­ким умом и сильной волей, Павел Петрович резко отличается от сво­его брата. Он не поддается чужому влиянию.

Обратите внимание

Он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор. Жизнь Павла Петровича — неукоснительное следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и ни за что не согласится отказаться.

Тургенев же не видит смысла в жизни, лишенной цели (жизнь Павла Петровича совершенно опустела пос­ле разрыва отношений с княгиней Р.). Поэтому-то и называет он Павла Петровича «мертвецом».

Сатирические нотки слышны в адрес старшего Кирсанова, когда тот говорит о русских мужиках, а сам, проходя мимо них, нюхает одеколон.

Роман Тургенева «Отцы и дети», кроме своей художественной кра­соты, замечателен еще тем, что он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает не столько выводимые явления, сколько отношение автора к ним.

А наводит он на размышления именно потому, что весь проникнут полной и трогатель­ной искренностью. Читая роман «Отцы и дети», мы видим в нем типы дворян и разночинцев конца 50-х гг. XIX в. и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание автора.

Тургенева не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети», что явно просвечивает сквозь ткань повествования.

Источник: https://www.prepodka.net/avtorskaya-poziciya-i-sredstva-ee-vyrazheniya-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы.

Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Волки и овцы». Сюда относятся «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Это самый известный роман писателя.

Важно

О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями.

Найти ее решение — значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева.

Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная.

Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами.

Важнейшая сторона литературного произведения — его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов.

Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа «Отцы и дети».

Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают «Отцы и дети». Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского.

«Война и мир», «Преступление и наказание» как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. «Отцы и дети» заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа.

В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с «Волками и овцами» А. Н. Островского.

Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым — проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе «Евгения Онегина»:

Совет

Увы! на жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья, По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут…

Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются «вечные» темы.

Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о «вечном примирении и о жизни бесконечной…».

Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений. Проблему «отцов и детей» критик пытался решить практически, исследуя, «как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении…».

Для Писарева Тургенев — «один из лучших людей прошлого поколения». Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его «мнения и суждения», «выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей».

Писарев увидел «выведенные явления жизни» как очень близкие для себя, такие близкие, «что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа». Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году.

Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику, весь смысл романа: «теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум… выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни». Поэтому критик мог написать такие слова: «Когда умер такой человек, как Базаров.

.. тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?» Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии.

Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию «Отцов и детей».

Обратите внимание

На сюжетном уровне название «Отцы и дети» задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы — разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе.

Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и «третьим» сословием, активно выступавшим на историческую арену. Главные представители названных общественных сил в романе — Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями.

Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает «его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».

А вот другое описание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику». Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: «Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку».

«Одежонка» Базарова — «длинный балахон с кистями». Не случайно в то же «мгновение» появляется Павел Петрович, «одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки». Задумаемся о том, как можно осмыслить противопоставление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его «нигилизм», а за изысканностью Кирсанова — его «принсипы».

Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие — только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича.

Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение. Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это «заложено» в понятие «отцов и детей», которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению «отцов» (либеральных дворян) и «детей» (демократов).

Политический конфликт — может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен.

И здесь проявляется «детская» черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. «Отцы» в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее «детей», пока последние, в свою очередь, не стали отцами. «Отцы» не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича.

Важно

Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка «отставляет» таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что «песенка наша спета». Однако «дети», вытесняя «отцов», сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: «…и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…» Проблема «отцов и детей» получает в романе Тургенева философское обобщение.

Что представляет название романа в плане словесном? Выражение «отцы» и «дети» в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы — участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично.

Под «отцами» можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые — «дети». Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: «Старые и новые».

Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов!

Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема «отцов» и «детей» буквально пронизывает все повествование.

Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, «получившего, как некогда он сам, звание кандидата», и как сын «боевого генерала 1812 года».

Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям». «Вот теперь настала наша очередь…» — продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений.

Так, Базаров говорит о своих родителях: «Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я…

» Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. «Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами… Молодость? Нет: не одна только молодость».

В романе Тургенева звучит мотив перемен. «Преобразования необходимы…» — думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты», — восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни.

Совет

Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то «новое» у Аркадия все-таки есть.

Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым.

Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они?

Как грустно мне твое явленье, Весна! Весна! Или с природой оживленной Сближаем думою смущенной Мы увяданье наших лет, Которым возрожденья нет?

Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности — и об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи.

Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? «Отцы и дети» — это символ вечно обновляющейся жизни. Роман «Отцы и дети» — о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял.

Источник: http://diplomba.ru/work/98475

Ссылка на основную публикацию