Все рассказы чехова для детей в одной подборке

А.П Чехов. Рассказы о детях в детском чтении («Детвора», «Ванька»)

Поиск Лекций

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) – великий русский писатель, драматург. Родился в Таганроге в семье купца.

<\p>

Обучение в биографии Чехова Антона Павловича проходило сначала в греческой школе, гимназии. Затем он поступил в университет Москвы на медицинский факультет.

На протяжении всего учения в жизни Чехова приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал юморески.

Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого. После окончания института занимается врачебной практикой.

Обратите внимание

Затем в биографии Антона Павловича Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин. Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.

После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям. В то время были написаны пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры». Произведения Чехова «Чайка», «Дядя Ваня» также являются одними из самых выдающихся.

Затем из-за болезни в своей биографии Чехов переезжает в Ялту, где у него в гостях бывают Л.Толстой, Куприн, Бунин, Левитан, Горький. Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где вскоре умирает.

Гениальный писатель, великий гуманист, глубокий психолог, А. П. Чехов открыл своими произведениями новый этап в развитии детской литературы. По настоянию издателя А. С. Суворина Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889).

Сюда вошли рассказы «Детвора», «Ванька», «Кухарка женится», «Беглец» и известные уже нам «Событие» и «Дома». Сборник получил высокую оценку учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов».

Однако некоторые рассказы явно не предназначались автором для маленьких читателей («Дома», «Кухарка женится»).

Рассказ «Детвора», открывающий сборник, как бы вводит читателя в своеобразный мир детства. Взрослые уехали на крестины. В ожидании их возвращения дети играют в лото. Им давно пора спать, «но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек и что подавали за ужином?».

Двумя-тремя штрихами писатель не только набрасывает портреты всех детей от мала до велика, но и дает представление о том, как у каждого из них начинают проявляться или уже определенно проявились индивидуальные особенности характера. Гриша завистлив, корыстолюбив и играет исключительно из-за денег. Аня тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл.

Однако «копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия». Сонечка играет в лото ради процесса игры. Поэтому, кто бы ни выиграл, она «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Алеша еще очень мал: у него «ни корыстолюбия, ни самолюбия». Кухаркин сын Андрей по натуре мечтатель. К выигрышу он относится безучастно.

Но зато его интересует, «сколько на этом свете цифр и как они не перепутываются!». Название рассказа «Детвора» как бы вызывает у читателя представление о детстве благополучном – счастливой, безмятежной поре.

Важно

Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли детство безоблачно? Зная и другое детство, обездоленное, лишенное всего, что необходимо ребенку, Чехов пишет о нем в ряде произведений («Ванька», «Спать хочется»).

Ванька Жуков — герой рассказа А.П.Чехова «Ванька» (1886), девятилетний малиик, сирота. Обученный барышней Ольгой Игнатьевной читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, он был отдан в город «в люди».

Дома, в деревне, у него только дед, которому он пишет письмо, жалуясь на свое горькое житье в ученье у сапожника. Конверт и марку он купил заранее. О том, каким должен быть адрес, сидельцы из соседних лавок не рассказали — научили только опустить письмо в почтовый ящик. Адрес у В.Ж. такой: «На деревню дедушке. Константину Макарычу».

Образ В.Ж. — своеобразное средоточие детской темы у Чехова, выражение авторской концепции детства. Детство у Чехова — особый, утраченный мир, о котором вечно тоскует взрослый человек. Чеховские герои структурно четко поделены на взрослых и детей. Детство и взрослость — два вечно противопоставляемых состояния.

В рассказе «Дома» (1887) отец-прокурор пытается отучить семилетнего Сережу от пагубного увлечения — курения.

Отец — нечастый пример у Чехова проявления тонкости взрослого существа в отношении ребенка — признает самодостаточность хрупкого мира, в котором живет его сын, сочиняет нравоучительную сказку-импровизацию о бедствиях, постигших несчастного старого короля, сын которого предавался тому же пороку, что и Сережа, — курил.

Невинности и теплой доверчивости ребенка противопоставлен взрослый мир с устоявшимися представлениями и невнятной тоской взрослого по логике детства. Но детский мир не только вожделенно-недостигаем, он еще и непрочен: ребенку предстоит перейти во взрослость.

Путешествие в город — таков переход во взрослость для девятилетнего Егорушки, сына вдовы и будущего гимназиста из повести «Степь» (1888). «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить», — говорит здесь Чехов. В каком-то смысле чеховский «русский человек» обречен переживать драму ребенка, оторванного от прочного мира детства, насильственно помещенного во взрослое настоящее. «Детские герои» позволяют острее обнаружить сущность этой драмы.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s43679t4.html

Антон Павлович Чехов

А.П.Чехов (1860—1904) вошел в историю русской и мировой литературы как мастер психологического анализа. Он умел вы­явить тончайшие нюансы человеческой личности, скрытые моти­вы поступков и слов. Развивая тему «маленького человека», тра­диционную для русской прозы XIX века, Чехов делал акцент на ответственности самого человека за свое унижение.

О детской литературе Чехов высказывался парадоксально: «Так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится и для взрослых». Он считал, что лучше не писать специально для детей, а «выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е.

из настоящих художествен­ных произведений».

«Так называемая детская литература» вызыва­ла у него стойкое неприятие, которое выражалось в остроумных замечаниях, насмешливых подражаниях плохим нравоучительным стихам, а то и в злой сатире на фальшь и безграмотность иных детских рассказов («Сапоги всмятку»).

От этих взглядов Чехов не отступал на протяжении всего твор­ческого пути, но все-таки два его рассказа были предназначены специально для детей — «Белолобый» и «Каштанка». Да и многие другие его рассказы вскоре после публикации во «взрослых» жур­налах входили в детское чтение.

Как и во всем, что написано Чеховым, в его рассказах о детях отражалась подлинная жизнь того времени.

Совет

Строгая и объективная позиция писателя, ясность и выразительность повествования о явлениях действительности придавали неотразимую убедительность его произведениям.

«Все, что он говорит, выходит у него потряса­юще убедительно и просто, до ужаса просто и ясно, неопровер­жимо и верно» — так высказывался о Чехове М.Горький.

В рассказах о детях с особой силой проявилось умение писателя видеть за внешним благополучием невидимую миру душевную дра­му, неустроенность, смятение чувств. Чехов, например, показы­вает, как взрослые вымещают на маленьких досаду, обиду за свои неудачи, унижения и т.п.

Становой Прачкин из рассказа «Не в духе», проиграв в карты восемь рублей, не находит иного утеше­ния, как высечь сына Ваню. В рассказе «Лишние люди» член ок­ружного суда Зайкин чувствует себя заброшенным оттого, что все на даче разошлись и некому подать ему обед; в результате он на­брасывается на шестилетнего сынишку.

Событие в детской жиз­ни — рождение котят. Дети строят планы их «прекрасного буду­щего, когда один кот будет утешать свою старуху мать, другой — жить на даче, третий — ловить крыс в погребе».

Взрослые, одна­ко, не только не разделяют детской радости, но еще и смеются, когда происходит нечто ужасное: громадный дог съедает котят («Событие», 1886).

В этих рассказах за фасадом благополучного существования — детская драма. Душевная черствость и эгоизм взрослых мешают им вглядеться в своего ребенка, понять, что происходит в его душе.

Леность ума, забвение насущных истин препятствуют ответствен­ным, нравственно активным поступкам, которые сблизили бы взрослых со своими детьми.

Это не менее важно и для самочув­ствия взрослых, как показывает Чехов.

В некоторых рассказах трагическая нота звучит столь сильно, что превращает эпизоды из жизни детей в страстный призыв к человеческой совести, в горестное напоминание о том, что всегда где-то рядом страдает ребенок. Это тот самый стук молоточка, напоминающий о чужой беде, о котором Чехов писал в одном из рассказов.

Обратите внимание

Ванька Жуков («Ванька», 1886), девятилетний мальчик, от­данный в учение к сапожнику, стал хрестоматийным образом дет­ского страдания. «А вчерась мне была выволочка, — пишет Ванька глубокой ночью деду. — Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люль­ке и по нечаянности заснул».

Письмо открывает действительно ужасное существование ребенка: «хозяин бьет чем ни попадя», «еды нету никакой», «а спать мне велят в сенях»… Ванька умоляет избавить его от такой жизни: «Увези меня отсюда, а то помру».

И эта мольба звучит еще трагичнее оттого, что читатель понима­ет: никто не придет на помощь сироте, ведь письмо адресовано «на деревню дедушке».

Незащищенность ребенка от произвола взрослых может толк­нуть его на поступок ужасный и все-таки понятный, если предста­вить себе ту пытку лишением сна, на которую обречена маленькая нянька в рассказе «Спать хочется» (1888): «Ребенок плачет.

Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еше кричит, и неизве­стно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит.

Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка».

Измученная девочка в бессознании находит «врага», мешаю­щего ей спать: это младенец. И задушив его, она «смеется от радо­сти, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая».

Ребенок, лишенный детства, — что может быть трагичнее! Че­хову тема эта была близка. «В детстве у меня не было детства», — говорил он, имея в виду и груз непосильных обязанностей, ле­жавший на детях, и отсутствие близости с отцом, который умел только муштровать своих сыновей1.

Важно

У Варьки из рассказа «Спать хочется» нет даже и светлых вос­поминаний о деревенской жизни, как у Ваньки Жукова.

Тот вспо­минает деда — веселого балагура с «вечно смеющимся лицом и пьяными глазками»; вспоминает собак, стороживших барскую усадьбу; и то, как они с дедом за елкой в лес ходили, и барыш­ню, «от нечего делать» выучившую его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. В прошлом же у Варьки — лишь умирающий в страшных муках отец; после его смерти они с ма­терью и пошли «наниматься», нищенствуя по дороге.

1 См.: Из школьных лет Антона Чехова: Сборник воспоминаний / Сост., предисл. и пояснит, статьи к разделам Н.Роскиной. — М., 1962.

Чем безрадостнее было детство, тем на большее зло способен взрослый, считают психологи. Протест Варьки принял страшную форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при полном отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувствию и призывал Чехов, выступив адвокатом ребенка-убийцы.

Некоторым литераторам того времени рассказ показался не­правдоподобным, а сюжет его — «искусственным». Другие же воз­ражали, что подобные истории встречаются и в жизни. Сам Че­хов, будучи по профессии врачом, показал в рассказе «Спать хо­чется», как опасно обременять ребенка непосильным трудом. Дет­ская психика — явление тонкое и сложное, требующее самого бережного отношения.

Очень высоко оценил рассказ «Спать хочется» Лев Толстой. Он относил этот рассказ к произведениям «первого сорта», называл «истинным перлом». Толстой и сам много размышлял о деспотиз­ме и безразличии взрослых, калечащих психику детей.

Чехов исследовал, по существу, все решающие стадии взрос­ления ребенка — от младенца до подростка. В рассказе «Гриша» (1886) маленький пухлый мальчик, родившийся два года и во­семь месяцев назад, гуляет с няней по бульвару. Он едва умеет говорить и не способен передать те впечатления, которые порази­ли его во время прогулки, да взрослые и не пытаются его понять.

До этой прогулки Гриша знал «только четырехугольный мир», в котором бывают няня, мама и кошка. «Мама похожа на куклу, а кошка — на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Вы­ход в большой мир потрясает малыша настолько, что вечером он не может уснуть и плачет. «Вероятно, покушал лишнее», — реша­ет мама.

Этот чудесный, тонкий рассказ был хорошо встречен крити­кой. Один из рецензентов писал: «А какой глубиной анализа и скрытой любви проникнут рассказ “Гриша”, где крошечный че­ловечек впервые сталкивается с обширным внешним миром, в котором до сих пор для него существовали только мама, няня и кошка!»

«Дети и детская душа выходят у г-на Чехова поразительно», — писал критик после появления рассказа «Детвора» (1886). У де­тей, изображенных здесь писателем, были реальные прототипы; наблюдения над ними и легли в основу рассказа.

Дети в отсут­ствие родителей играют в лото; играют они на деньги, но реаль­ной их цены не представляют: копейка для них дороже рубля. Воз­раст у детей разный — от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Перед читателем проходит целая гамма детских пере­живаний, ярко вырисовываются психологические портреты геро­ев.

Для одного игрока интерес сосредоточен исключительно на деньгах; для другого это вопрос самолюбия; у третьего нет «ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладыва­ют спать — и на том спасибо». В процессе игры обсуждаются и всякие жизненные вопросы. «Нехороший человек этот Филипп Филиппыч, — вздыхает Соня.

— Вчера входит к нам в детскую, а я в одной сорочке… И мне стало так неприлично».

Совет

Неоднократно переиздававшийся чеховский сборник о детях был назван по заглавию этого рассказа: «Детвора». Лев Толстой и его относил к числу лучших произведений писателя.

Своеобразие психики ребенка пристально исследовано Чехо­вым в рассказе «Дома» (1887). Отец изыскивает средства воздей­ствия на семилетнего Сережу, замеченного в курении. Внимание писателя сосредоточено на том, как взрослый, разумный чело­век, искренне желающий контакта с сыном, никак не может найти с ним общего языка. «У него свое течение мыслей…

— думает отец. — У него в голове свой мирок, и он по-своему зна­ет, что важно и что не важно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер». Однако это отцу не удается.

В «диспуте» о вреде курения побеждает ребенок, который один за другим разбивает взрослые доводы против вредной привычки.

Из ежедневных наблюдений за сыном отец понял, что у детей свои художественные воззрения. Сережа находил возможным, на­пример, передавать карандашом кроме предметов и свои ощуще­ния; в его понятии звук тесно соприкасается с формой и цветом.

И отец наконец находит действенное средство в борьбе с вредным увлечением сына: он рассказывает сказку о царевиче, который умер от курения в расцвете лет и оставил старика отца и государство на верную гибель.

После этого мальчик обещает больше не курить.

Изображение тончайших проявлений детской психики дано в рассказе «Мальчики» (1887). Характеры и обстоятельства рассказа типичны для чеховских времен. Незадолго до его написания Чехов отмечал, что еще недавно, начитавшись рыцарских романов, ухо­дили в Дон Кихоты, а теперь под влиянием книг Майн Рида и Купера мальчишки удирают в Америку.

Нравственные качества героев — «Володички» и его товариша, «господина Чечевипы-на», — испытываются как раз в подобном приключении. Несмот­ря на несходство их натур и внешности, мальчиками владеет одна и та же страсть — к далеким и опасным путешествиям. Задуман­ный побег создает невидимую стену между ними и остальными членами семейства.

Мальчики сосредоточены на своих мыслях, молчаливы и лишь иногда произносят «странные фразы», как, например: «А в Калифорнии вместо чаю пьют джин». Но в реша­ющий момент дает о себе знать разница характеров. Володя готов отказаться от задуманного побега — ему «маму жалко». Чечевицын же тверд и непреклонен.

Обратите внимание

Когда гостя увозят домой после неудач­ного побега, лицо его остается «суровым и надменным».

В повести «Степь» (1888) мальчик Егорушка погружен в народ­ную среду.

Во время поездки он узнает о прошлом и настоящем, наблюдает разные типы людей, старается понять те побуждения, что заставляют их совершать поступки то смелые и благородные, то далекие от здравого смысла.

Наивный взгляд ребенка помогает различать в жизни красивое и безобразное; природная мудрость, которая еще не покинула детскую душу, хранит Егорушку в мире взрослых. Широкие степные просторы, по которым путешествует с обозом Егорушка, пробуждают в нем стихийное поэтическое чув­ство.

Степь кажется ему живой, полной дремлющих до времени сил: она думает, чувствует, говорит. Образ степи читатель вместе с Егорушкой воспринимает как волнующий и тревожный. В этом произведении отразилось предчувствие грядущих перемен, харак­терное для русского общества в конце XIX века.

Представить детям мироощущение животного Чехов стремил­ся в двух своих «специально» детских рассказах, которые он назы­вал «две сказки из собачьей жизни». «Белолобый» был первым и, по существу, единственным рассказом, созданным Чеховым для детей; он был напечатан в журнале «Детское чтение». «Каштанка» же явилась переделкой для детей «взрослого» произведения.

В «Белолобом» (1895) очеловечен даже не столько щенок с бе­лым пятном на лбу, сколько голодная волчица. Перед нами целая гамма ее переживаний: она «думает», «вспоминает», «решает» (при­ем антропоморфизма — очеловечивания животного).

Побывавший в ее логове щенок остался в живых только потому, что ей «по слабости здоровья» показался противным его запах.

Важно

Правдоподо­бие «чувствований» животных усиливается благодаря реалисти­ческим картинам жизни леса: «Уже светало, и когда волчиха про­биралась к себе густым осинником, то было видно отчетливо каж­дую осинку, и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка».

Тонкая обрисовка психического мира, настроений животного присутствует и в «Каштанке» (1887, 1891). Один из рецензентов писал, что это не только детский рассказ: в нем так много прекрасных чеховских деталей и тонких психологических нюансов, что рассказ вполне достоин внимания взрослых.

«Каштанка» воплощает мысль автора о гуманном отношении к животным. Чехов считал, что воспитание и надо начинать с обще­ния с домашними животными, чье присутствие благотворно вли­яет на детей.

«Мне даже иногда кажется, — писал он, — что тер­пение, верность, всепрощение и искренность, которые присуши нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо силь­нее и положительнее, чем длинные нотации…»

Чехову всегда нравился цирк, поэтому он и выбрал сюжет, связанный с цирком. История кажется простой: жила-была у сто­ляра собака, он и его сын Федюшка ее любили; но вот она поте­рялась, попала к дрессировщику, и тот решил сделать из нее «ар­тистку». Рассказ построен на контрасте между прежней жизнью

Каштанки в столярной мастерской и незнакомым ей миром, вы­зывающим у нее новые и очень сильные ощущения. Знакомство с гусем Иваном Ивановичем и котом Федором Тимофеевичем, огни арены, вдруг преобразившийся до неузнаваемости новый ее хозя­ин…

Сколько поводов для размышлений, удивления, опасений! Но при всей сложности изображенной писателем очеловеченной психики животного Каштанка остается в пределах своих «собачь­их» возможностей и черт характера. Потерявшись, она ищет хозя­ина по запаху его следов.

В «беспокойную ночь», когда умер гусь Иван Иванович, ее мучает предчувствие: «Почему-то она думала, что в эту ночь должно непременно произойти что-то очень ху­дое…» И она воет «тихо и на разные голоса».

А после возвращения к прежним, любимым ею хозяевам яркая цирковая жизнь, весе­лое учение, даже вкусные обеды представляются ей лишь как «длинный, перепутанный, тяжелый сон».

Несмотря на присутствие в рассказе грустных эпизодов, он оставляет в целом светлое ощущение. Причина прежде всего в том, что люди в «Каштанке» добры и милосердны к животным, даже стараются понять их.

Совет

Все написанное Чеховым о детях и для детей как бы подводило итог достижениям русской детской литературы XIX века. И в то же время чеховское «детское» творчество определяло уровень тре­бований к писателям следующих поколений.

Итоги

  • Создается огромный массив произведений, адресованных де­тям.
  • Идет отбор произведений из общей литературы, наиболее подходящих для детского восприятия и важных для формирова­ния у молодых поколений единых национальных представлений.
  • Определяется традиционный состав русской детской клас­сики.
  • Возникает критика детской литературы, закладываются ос­новы ее теории. Детская литература отныне — высокое искусство, имеющее важное социально-воспитательное значение.
  • Детская литература развивается в тесном взаимодействии с литературным и образовательно-педагогическим процессами.
  • На смену нормативно-каноническому типу изображения дей­ствительности в детских книгах приходят художественный психо­логизм и этико-социальный анализ реальных явлений.
  • В детской литературе утверждаются традиции образного пред­ставления философских идей — прежде всего в литературных сказ­ках, произведениях на тему природы и истории.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5837452/page:25/

Беседа о детских произведениях Антона Павловича Чехова

БУК «Областная библиотека для детей и юношества»

Информационно-библиографический отдел

«Дети святы и чисты…»

Беседа о детских произведениях

Антона Павловича Чехова

Омск

2010

Пособие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста и руководителей детского чтения.

Больше ста лет назад жил в России необыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только таблетками, каплями, мазями, но и, главное, словами. Помогал и больным, и здоровым. Потому что этот человек был не только доктором, он был ещё и замечательным писателем. Звали его Антон Павлович Чехов.

В 1884 году, закончив медицинский факультет Московского университета, Антон Павлович ещё не знал, кем он станет – врачом или писателем. На двери его квартиры висела табличка: «Доктор Чехов», а в газетах и журналах один за другим появлялись рассказы, подписанные смешными именами: «Брат моего брата», «Антоша Чехонте», «Врач без пациентов».

Вскоре, однако, Антон Павлович сделал выбор. Он решил заниматься главным образом литературой. Чехов написал сотни прекрасных произведений. Некоторые из них он адресовал детям и со своим издателем Сувориным объединил в сборник «Детвора».

Другие рассказы для детей ещё при жизни автора были напечатаны в детских журналах, или выходили отдельными книгами.

Антон Павлович Чехов удивительным образом мог описать окружающий мир глазами ребёнка, даже очень маленького. В рассказе «Гриша» автор изобразил один эпизод из жизни двухлетнего мальчика, который едва умеет говорить.

Гриша гуляет с няней по бульвару, и много новых впечатлений обрушивается на него. До этой прогулки Гриша знал «только четырёхугольный мир», в котором бывают няня, мама и кошка.

Обратите внимание

По мнению Гриши: «Мама похожа на куклу, а кошка – на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Вернувшись домой, мальчик пытается рассказать «маме, стенам, кровати, где он был и что видел», «не столько словами, сколько лицом и руками».

Эмоции переполняют Гришу настолько, что у него поднимается температура. Мальчик плачет и долго не засыпает. А недогадливые взрослые не могут объяснить себе состояние малыша.

В рассказе «Кухарка женится» все события также изображены с точки зрения ребёнка. Правда, этот мальчик старше, ему 7 лет. Но, как и героя предыдущего произведения А. П. Чехова, его тоже зовут Гриша. Мальчик по-своему, не так, как взрослые, объясняет сватовство, подготовку к свадьбе и свадебное застолье кухарки Пелагеи и извозчика Данилы Семёновича.

Его мысли наивны, иногда смешны и по-детски непосредственны. По понятиям ребёнка молодая кухарка Пелагея просто не может выйти замуж за рыжего извозчика с красным носом, уж очень извозчик старый и непривлекательный. Чуткий мальчик желает сгладить зло, причинённое этим, как он считает, «неравным браком». Гриша жалеет кухарку.

Он выбирает самое большое яблоко и, сунув в руку Пелагее, бежит прочь.

О большом влиянии книг на поступки детей мы узнаём из рассказа Чехова «Мальчики». Два гимназиста – Володя и его друг Чечевицын, начитавшись романов об индейцах, собираются убежать в Америку. Они продумали маршрут путешествия, заготовили в дорогу сухарей и четыре рубля денег.

Для сражения с тиграми мальчики прихватили пистолет и два ножа, вот только пороха не успели купить… Совестливый Володя перед самым уходом из дома заплакал. Он понимает, что родные будут переживать и беспокоиться за детей. В конце-концов беглецов возвращают негодующим родителям.

И только сёстры Володи одобряют стремление мальчиков к подвигам и приключениям.

В основу другого рассказа А. П. Чехова «Детвора» легли наблюдения писателя за знакомыми детьми, с которыми Антон Павлович любил играть и общаться. В рассказе несколько мальчиков и девочек играют в лото на деньги. Возраст у них разный – от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи.

Автор описывает поведение детей в игре. И это описание помогает понять характер каждого ребёнка. Гриша играет азартно и исключительно ради денег. Аню «копейки» не интересуют, она всеми силами стремится выиграть и быть первой. Соня добра, она ставит за Васю деньги на игру и занимает Андрею копеечку.

Важно

Кто бы ни выиграл, девочка «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Сонин брат Алёша ещё мал, он путает цифры. Алёша играет только ради возможных недоразумений между детьми. Он получает от ссор удовольствие. Кухаркин сын Андрей – мечтательный мальчик. К выигрышу он равнодушен.

Читайте также:  Рецензия на фильм и книгу «тринадцатая сказка»

Но зато его интересует «сколько на свете цифр и как они не перепутаются!» Самый старший – гимназист Вася играет исключительно от скуки. В конце вечера утомленные игроки, не дождавшись возвращения взрослых, вповалку сладко и крепко засыпают на маминой кровати.

Рассказ «Детвора» известный русский писатель Лев Николаевич Толстой относил к числу лучших произведений Чехова.

Но не всегда А. П. Чехов показывал в своих произведениях детство как счастливую и безмятежную пору. Из рассказа «Беглец» мы узнаём, что крестьянский мальчик Пашка только в больнице впервые в жизни попробовал жареное мясо.

У него болит рука, ему немного страшно оказаться одному в незнакомой обстановке. Но Пашка радуется сытной «больничной» еде и одежде, в которую его переодели. Даже больничный халатик лучше, чем повседневная одежда мальчика. Конечно, жизнь у Пашки в деревне бедная, нелёгкая.

Но он хотя бы живёт в своём доме, с матерью.

А вот другой мальчик Ванька Жуков из рассказа Чехова «Ванька» – сирота. Его из деревни отдали в город в услужение к сапожнику. Девятилетний мальчик измучен тяжёлой работой, побоями хозяев, насмешками подмастерьев. Он недоедает, недосыпает и очень тоскует по родной деревне. Поэтому Ванька пишет письмо своему дедушке с просьбой забрать его из Москвы.

Он не собирается садиться старику на шею: «А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду».

Мальчик выражает свою готовность отплачивать добром за добро: «А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду не дам…» У Ваньки есть надежда, что дедушка сжалится и увезёт его в деревню.

Совет

У героини другого чеховского рассказа тринадцатилетней Варьки такой надежды нет. Ей некуда уйти от своих хозяев и от бесконечной работы. После смерти отца Варька и её мать Пелагея из-за нужды уходят в город наниматься в работницы. Варьку взяли в «няньки» к грудному ребёнку.

По ночам ребёнок постоянно плачет, и Варька качает младенца. Уже много ночей подряд девочка не спит. А днём её ждёт бесконечная работа по дому. Хозяева не дают ей и минутной передышки. Многодневная изматывающая усталость Варьки приводит к страшной трагедии.

Жизнь девочки сломана, и виноваты в этом безжалостные Варькины хозяева.

В своих произведениях писатель подчеркивал, что никто не должен притеснять, оскорблять и унижать других людей. И нужно гуманно относиться не только к себе подобным, но и к животным. Сам Антон Павлович очень любил зверей. В детстве он разводил голубей.

Из поездки на Сахалин привёз с собой дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. Но особенно Чехов любил собак. Долгое время у него жили две таксы, которые получили клички по названиям лекарств – Бром и Хина.

Вот и в рассказе «Каштанка» главное действующее лицо – собака, которая потерялась. Обыкновенная дворняжка Каштанка оказалась сообразительной и артистичной. Она могла бы выступать на цирковой арене вместе со своим новым хозяином.

Дрессировщик обращался с Каштанкой всегда ласково, хорошо её кормил, спала она в тепле на матрасике. В доме у прежнего хозяина столяра собака недоедала, спала под верстаком на стружках. Сын столяра Федюшка иногда её мучил.

Но преданность и верность Федюшке и столяру побуждают Каштанку без раздумий вернуться к ним. Собака быстро забывает свою цирковую жизнь. Любовь и привязанность оказываются сильнее сытости и удобств. Рассказ Чехова «Каштанка» имел у детей необыкновенный успех.

Писатель говорил, что дети считают его гениальным человеком, так как именно он является автором «Каштанки».

Обратите внимание

В другом рассказе о животных, который называется «Белолобый», А. П. Чехов изобразил волчье семейство и щенка – Белолобого. Щенок был очень любопытным, доверчивым и шаловливым. Наивный Белолобый доверяет даже голодной волчихе, которая едва его не съела. Удивительно человечно Чехов рассказывает о заботливой матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым.

После возвращения из волчьего логова на зимовье, щенок получает от сторожа Игната несправедливую трёпку. Сторож обвинил щенка в разорении соломенной крыши хлева, где жили овцы. На самом деле через крышу в хлев забиралась голодная волчиха. В рассказе прослеживается мысль о том, что надо быть внимательным и чутким к домашним питомцам.

Иначе можно попасть в неловкое положение, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого.

Об этом же – невнимании, равнодушии и даже чёрствости говорит А. П. Чехов в рассказе «Событие». Как радуются Ваня и Нина появлению у кошки трёх котят! Дети кричат: «Кошка ощенилась!» Весь день они не отходят от новорожденных котят, играют с ними.

Добрые дети заботятся об их будущем: «Один котёнок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где много крыс». Они даже подыскивают отца для слепых детёнышей. Ваня и Нина испытывают неподдельное горе, когда узнают, что собака съела беспомощных котят.

Дети горько плачут. А взрослые, вместо того, чтобы наказать пса, только посмеялись над происшествием.

Антон Павлович Чехов – признанный мастер короткого рассказа. Но он создавал и более крупные произведения. Например, путевую повесть «Степь». По донской степи медленно движется обоз: нагруженные повозки едут в город. На одной подводе, высоко на сене сидит девятилетний Егорушка.

Он едет учиться в гимназию. О том, что видит Егорушка в дороге, как он узнаёт новых людей, знакомится с их жизнью, и рассказывает Антон Павлович Чехов в своей повести. Конечно, для 7 – 10-летнего ребёнка содержание всей повести будет не совсем понятно.

Важно

Целиком её следует читать в более старшем возрасте. Однако некоторые эпизоды, отрывки из «Степи» адресованы как раз младшим школьникам.

Прекрасные поэтические картины природы; повседневные заботы возчиков: рыбная ловля, приготовление еды на костре; взаимоотношения Егорушки с попутчиками Чехов описывает точно, зримо, образно.

Во всех произведениях А. П. Чехова дети – самые активные защитники справедливости. Они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых. Они умеют быть благодарными за доставленную радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи.

Конечно, в этом пособии упомянуты не все произведения Чехова о детях. Ничего не говорится о рассказах «Злой мальчик», «Дома», «Житейская мелочь», о неоконченном произведении «Шульц», сценке «День за городом» и других.

В каждом из них автор поднимает важные вопросы: как правильно воспитывать ребёнка, чтобы он не обманывал, не брал чужого, не курил? Как обуздать гимназиста – вымогателя и шантажиста? Что делать, если взрослый человек нарушает данное ребёнку честное слово и подводит его? Эти и многие другие нравственные проблемы поднимаются в произведениях А. П.Чехова.

Читатели разного возраста и разных национальностей обращаются к творчеству этого автора. Пьесы Чехова ставят во многих театрах мира, по его произведениям создают мультипликационные фильмы, снимают художественное кино. И происходит это не только потому, что произведения Антона Павловича Чехова интересно читать, но и потому, что, читая их, люди становятся благородней, красивей, добрей.

Список произведений А. П. Чехова

Чехов, А. П. Белолобый [Текст]: рассказы / А. П. Чехов; худож. М. Писаревский. – М.: Сов. Россия, 1979. – 64 с.

Чехов, А. П. Ванька [Текст]:рассказ / А. П.Чехов; рис. В Гальдяева. – М.: Малыш, 1987. – 16 с.

Совет

Чехов, А. П. Избранные произведения [Текст]: для восьмилетней школы / А. П. Чехов; оформл. Л. Зусмана. – М.: Дет. лит., 1960. – 496 с. – (Школьная б-ка).

Чехов, А. П. Каштанка [Текст]: рассказ / А. П. Чехов; худож. Б. Алимов. – М.: Сов. Россия, 1979. – 64 с

Чехов, А. П. Рассказы [Текст] / А. П. Чехов. – М.: Дет. лит., 1978. – 96с. – (Школьная б-ка).

Литература о творчестве А. П. Чехова

Гардин, М. Об авторе [Текст]: послесл. / М. Гардин // А. П. Чехов. Мальчики. – Л., 1980. – С. 44 – 48.

Есин, А. Б. А. П. Чехов – писатель и человек [Текст]: вступ. ст. / А. Б. Есин // А. П.Чехов. Повести и рассказы. – М., 1986. – С. 5 – 19.

Катаев, В. Б. Проза Чехова [Текст]: проблемы и интерпретации. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 326 с.

Полоцкая, Э. А. Начало духовной биографии героя [Текст]: счастливая пора детства / Э. А. Полоцкая // Пути чеховских героев: книга для учащихся. – М., 1983. – С. 33 – 44.

Семанова, М. Л. Повествование «в тоне» и «в духе» героев [Текст]: Детвора, Мальчики, Каштанка / М. Л. Семанова // Чехов – художник. – М., 1976. – С. 30 – 47.

Обратите внимание

Шер, Н. Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) [Текст]: вступ. ст. / Н. Шер // А. П.Чехов. Рассказы. – М., 1978. – С. 5 – 13.

Адреса сайтов

Библиотека 5баллов. ru [Электронный ресурс]: Психологические портреты детей в рассказах А. П. Чехова «Гриша» и «Детвора». – Электрон. дан. – М.: РосБизнесКонсалтинг, 2003-2010. – Режим доступа: www.5ballov. ru/referats/preview/97595

Школьный ассистент [Электронный ресурс]: Рассказы Чехова о детях. – Электрон. дан. – [Б. м.]: Школьный ассистент. Некоммерческий проект, 2008-2010. – Режим доступа: http://schooltask. ru/rasskazy-chexova-o-detyax/

Электронная библиотека [Электронный ресурс]: Кто Зайцев Хочет Кушать – Папашу Должен Слушать. Детская тема в рассказах А. П. Чехова / Д. А. Емец. – Электрон. дан. – [Б. м.]: Электронная библиотека, 2008 – . – Режим доступа: www. fb2book. com/?kniga=37196&strn=2&cht=1

Электронная библиотека специальной филологической литературы [Электронный ресурс]: О Чехове / Г. Бялый. – Электрон. дан. – М.: М-во образования и науки РФ: Федеральное агентство по образованию: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007 – . – Режим доступа:http://philology. ruslibrary. ru/default. asp? trID=367

Источник: https://pandia.ru/393421/

Читать

Антон Павлович Чехов

РАССКАЗЫ. ЮМОРЕСКИ.

1883—1884

Ряженые

Вечер. По улице идет пестрая толпа, состоящая из пьяных тулупов и кацавеек. Смех, говор и приплясыванье. Впереди толпы прыгает маленький солдатик в старой шинелишке и с шапкой набекрень.

Навстречу толпе идет «унтер».

— Ты отчего же мне чести не отдаешь? — набрасывается унтер на маленького солдатика. — А? Почему? Постой! Который ты это? Зачем?

— Миленький, да ведь мы ряженые! — говорит бабьим голосом солдатик, и толпа вместе с унтером закатывается громким смехом…

В ложе сидит красивая полная барыня; лета ее определить трудно, но она еще молода и долго еще будет молодой… Одета она роскошно. На белых руках ее по массивному браслету, на груди бриллиантовая брошь.

Около нее лежит тысячная шубка. В коридоре ожидает ее лакей с галунами, а на улице пара вороных и сани с медвежьей полостью… Сытое красивое лицо и обстановка говорят: «Я счастлива и богата».

Но не верьте, читатель!

«Я ряженая, — думает она. — Завтра или послезавтра барон сойдется с Nadine и снимет с меня всё это…»

За карточным столом сидит толстяк во фраке, с трехэтажным подбородком и белыми руками. Около его рук куча денег. Он проигрывает, но не унывает. Напротив, он улыбается. Ему ведь ничего не стоит проиграть тысячу, другую.

Важно

В столовой несколько слуг приготовляют для него устриц, шампанское и фазанов. Он любит хорошо поужинать. После ужина он поедет в карете к ней. Она ждет его.

Не правда ли, ему хорошо живется? Он счастлив! Но посмотрите, какая чепуха шевелится в его ожиревших мозгах!

«Я ряженый. Наедет ревизия, и все узнают, что я только ряженый!..»

На суде адвокат защищает подсудимую… Это хорошенькая женщина с донельзя печальным лицом, невинная! Видит бог, что она невинна! Глаза адвоката горят, щеки его пылают, в голосе слышны слезы… Он страдает за подсудимую, и если ее обвинят, он умрет с горя!.. Публика слушает его, замирает от наслаждения и боится, чтоб он не кончил. «Он поэт», — шепчут слушатели. Но он только нарядился поэтом!

«Дай мне истец сотней больше, я упек бы ее! — думает он. — В роли обвинителя я был бы эффектней!»

По деревне идет пьяный мужичонка, поет и визжит на гармонике. На лице его пьяное умиление. Он хихикает и подплясывает. Ему весело живется, не правда ли? Нет, он ряженый.

Читайте также:  Сочинение: разум и чувство в романе «преступление и наказание»

«Жрать хочется», — думает он.

Молодой профессор-врач читает вступительную лекцию. Он уверяет, что нет больше счастия, как служить науке. «Наука всё! — говорит он, — она жизнь!» И ему верят… Но его назвали бы ряженым, если бы слышали, что он сказал своей жене после лекции. Он сказал ей:

— Теперь я, матушка, профессор. У профессора практика вдесятеро больше, чем у обыкновенного врача. Теперь я рассчитываю на двадцать пять тысяч в год.

Шесть подъездов, тысяча огней, толпа, жандармы, барышники. Это театр. Над его дверями, как в Эрмитаже у Лентовского, написано: «Сатира и мораль». Здесь платят большие деньги, пишут длинные рецензии, много аплодируют и редко шикают… Храм!

Но этот храм ряженый. Если вы снимете «Сатиру и мораль», то вам нетрудно будет прочесть: «Канкан и зубоскальство».

Двое в одном

Не верьте этим иудам, хамелеонам! В наше время легче потерять веру, чем старую перчатку, — и я потерял!

Совет

Был вечер. Я ехал на конке. Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке, но на этот раз я был в большой шубе и мог спрятаться в куний воротник. Да и дешевле, знаете… Несмотря на позднее и холодное время, вагон был битком набит. Меня никто не узнал. Куний воротник делал из меня incognito. Я ехал, дремал и рассматривал сих малых…

«Нет, это не он! — думал я, глядя на одного маленького человечка в заячьей шубенке. — Это не он! Нет, это он! Он!»

Думал я, верил и не верил своим глазам…

Человечек в заячьей шубенке ужасно походил на Ивана Капитоныча, одного из моих канцелярских… Иван Капитоныч — маленькое, пришибленное, приплюснутое создание, живущее для того только, чтобы поднимать уроненные платки и поздравлять с праздником.

Он молод, но спина его согнута в дугу, колени вечно подогнуты, руки запачканы и по швам… Лицо его точно дверью прищемлено или мокрой тряпкой побито. Оно кисло и жалко; глядя на него, хочется петь «Лучинушку» и ныть.

При виде меня он дрожит, бледнеет и краснеет, точно я съесть его хочу или зарезать, а когда я его распекаю, он зябнет и трясется всеми членами.

Приниженнее, молчаливее и ничтожнее его я не знаю никого другого. Даже и животных таких не знаю, которые были бы тише его…

Человечек в заячьей шубенке сильно напоминал мне этого Ивана Капитоныча: совсем он! Только человечек не был так согнут, как тот, не казался пришибленным, держал себя развязно и, что возмутительнее всего, говорил с соседом о политике. Его слушал весь вагон.

— Гамбетта помер! — говорил он, вертясь и махая руками. — Это Бисмарку на руку. Гамбетта ведь был себе на уме! Он воевал бы с немцем и взял бы контрибуцию, Иван Матвеич! Потому что это был гений. Он был француз, но у него была русская душа. Талант!

Ах ты, дрянь этакая!

Когда кондуктор подошел к нему с билетами, он оставил Бисмарка в покое.

— Отчего это у вас в вагоне так темно? — набросился он на кондуктора. — У вас свечей нет, что ли? Что это за беспорядки? Проучить вас некому! За границей вам задали бы! Не публика для вас, а вы для публики! Чёрт возьми! Не понимаю, чего это начальство смотрит!

Через минуту он требовал от нас, чтобы мы все подвинулись.

— Подвиньтесь! Вам говорят! Дайте мадаме место! Будьте повежливей! Кондуктор! Подите сюда, кондуктор! Вы деньги берете, дайте же место! Это подло!

— Здесь курить не велено! — крикнул ему кондуктор.

— Кто это не велел? Кто имеет право? Это посягательство на свободу! Я никому не позволю посягать на свою свободу! Я свободный человек!

Ах ты, тварь этакая! Я глядел на его рожицу и глазам не верил. Нет, это не он! Не может быть! Тот не знает таких слов, как «свобода» и «Гамбетта».

— Нечего сказать, хороши порядки! — сказал он, бросая папиросу. — Живи вот с этакими господами! Они помешаны на форме, на букве! Формалисты, филистеры! Душат!

Я не выдержал и захохотал. Услышав мой смех, он мельком взглянул на меня, и голос его дрогнул. Он узнал мой смех и, должно быть, узнал мою шубу.

Обратите внимание

Спина его мгновенно согнулась, лицо моментально прокисло, голос замер, руки опустились по швам, ноги подогнулись.

Моментально изменился! Я уже более не сомневался: это был Иван Капитоныч, мой канцелярский. Он сел и спрятал свой носик в заячьем меху.

Теперь я посмотрел на его лицо.

«Неужели, — подумал я, — эта пришибленная, приплюснутая фигурка умеет говорить такие слова, как „филистер“ и „свобода“? А? Неужели? Да, умеет. Это невероятно, но верно… Ах ты, дрянь этакая!»

Верь после этого жалким физиономиям этих хамелеонов!

Я уж больше не верю. Шабаш, не надуешь!

Радость

Было двенадцать часов ночи.

Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил по всем комнатам. Родители уже ложились спать. Сестра лежала в постели и дочитывала последнюю страничку романа. Братья-гимназисты спали.

— Откуда ты? — удивились родители. — Что с тобой?

— Ох, не спрашивайте! Я никак не ожидал! Нет, я никак не ожидал! Это… это даже невероятно!

Митя захохотал и сел в кресло, будучи не в силах держаться на ногах от счастья.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=5864&p=1

Список рассказов Чехова

  все  

3000 иностранных слов, вошедших в употребление русского языка<\p>

75000<\p>

Агафья<\p>

Актёрская гибель<\p>

Альбом<\p>

Анна на шее<\p>

Антрепренёр под диваном<\p>

Анюта<\p>

Аптекарша<\p>

Ариадна<\p>

Архиерей<\p>

Ах, зубы!<\p>

Бабы<\p>

Баран и барышня<\p>

Барон<\p>

Барыня<\p>

Беглец<\p>

Беда<\p>

Беда<\p>

Без заглавия<\p>

Без места<\p>

Беззаконие<\p>

Беззащитное существо<\p>

Безнадёжный<\p>

Белолобый<\p>

Бенефис соловья<\p>

Беседа пьяного с трезвым чёртом<\p>

Беспокойный гость<\p>

Библиография<\p>

Благодарный<\p>

Блины<\p>

Брак по расчёту<\p>

Брак через 10-15 лет<\p>

Братец<\p>

Брожение умов<\p>

Бумажник<\p>

В аптеке<\p>

В бане<\p>

В вагоне<\p>

В вагоне (Разговорная перестрелка)<\p>

В гостиной<\p>

В ландо<\p>

В море<\p>

В Москве<\p>

В Москве на Трубной площади<\p>

В номерах<\p>

В пансионе<\p>

В Париж!<\p>

В потёмках<\p>

В почтовом отделении<\p>

В приюте для неизлечимо больных и престарелых<\p>

В родном углу<\p>

В Рождественскую ночь<\p>

В сарае<\p>

В ссылке<\p>

В суде<\p>

В усадьбе<\p>

В цирульне<\p>

Ванька<\p>

Вверх по лестнице<\p>

Ведьма<\p>

Верба<\p>

Верочка<\p>

Весной<\p>

Весной<\p>

Весь в дедушку<\p>

Визитные карточки<\p>

Винт<\p>

Водевиль<\p>

Волк<\p>

Володя<\p>

Володя большой и Володя маленький<\p>

Вопросы и ответы<\p>

Вор<\p>

Ворона<\p>

Воры<\p>

Восклицательный знак<\p>

Враги<\p>

Врачебные советы<\p>

Встреча<\p>

Встреча весны<\p>

Вывеска<\p>

Выигрышный билет<\p>

Вынужденное заявление<\p>

Гадальщики и гадальщицы (Подновогодние картинки)<\p>

Герой-барыня<\p>

Глупый француз<\p>

Говорить или молчать<\p>

Гордый человек<\p>

Горе<\p>

Господа обыватели (Пьеса в двух действиях)<\p>

Гость<\p>

Грач<\p>

Гречневая каша сама себя хвалит<\p>

Грешник из Толедо<\p>

Гриша<\p>

Гусев<\p>

Гусиный разговор<\p>

Дама с собачкой<\p>

Дамы<\p>

Дачники<\p>

Дачница<\p>

Дачное удовольствие<\p>

Дачные правила<\p>

Два газетчика<\p>

Два письма<\p>

Два романа<\p>

Два скандала<\p>

Двадцать девятое июня<\p>

Двадцать шесть (Выписки из дневника)<\p>

Двое в одном<\p>

Делец<\p>

Дело о 1884 годе (От нашего корреспондента)<\p>

День за городом<\p>

Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало<\p>

Детвора<\p>

Дипломат (Сценка)<\p>

Длинный язык<\p>

Добродетельный кабатчик (Плач оскудевшего)<\p>

Добрый знакомый<\p>

Добрый немец<\p>

Доктор<\p>

Дом с мезонином<\p>

Дома<\p>

Домашние средства<\p>

Донесение<\p>

Дополнительные вопросы к личным картам статистической переписи, предлагаемые Антошей Чехонте<\p>

Дорогая собака<\p>

Дорогие уроки<\p>

Дочь Альбиона<\p>

Дочь Коммерции советника<\p>

Драма<\p>

Драма<\p>

Драматург<\p>

Дура, или Капитан в отставке (Сценка из несуществующего водевиля)<\p>

Дурак (Рассказ холостяка)<\p>

Душечка<\p>

Егерь<\p>

Единственное средство<\p>

Елка<\p>

Жалобная книга<\p>

Жених<\p>

Жених и папенька (Нечто современное)<\p>

Женский тост<\p>

Женское счастье<\p>

Женщина без предрассудков<\p>

Женщина с точки зрения пьяницы<\p>

Жёны артистов<\p>

Живая хронология<\p>

Жизнеописания достопримечательных современников<\p>

Жизнь в вопросах и восклицаниях<\p>

Жизнь прекрасна! (Покушающимся на самоубийство)<\p>

Жилец<\p>

Житейская мелочь<\p>

Житейские невзгоды<\p>

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь<\p>

За яблочки<\p>

Заблудшие<\p>

Забыл!<\p>

Завещание старого, 1883-го года<\p>

Загадочная натура<\p>

Задача<\p>

Задача<\p>

Задачи сумасшедшего математика<\p>

Заказ<\p>

Закуска<\p>

Записка<\p>

Затмение Луны (Из провинциальной жизни)<\p>

Зелёная коса<\p>

Зеркало<\p>

Зиночка<\p>

Злой мальчик<\p>

Злоумышленник<\p>

Злоумышленники<\p>

Знакомый мужчина<\p>

Знамение времени<\p>

И прекрасное должно иметь пределы<\p>

И то и сё (письма и телеграммы)<\p>

И то и сё (поэзия и проза)<\p>

Иван Матвеич<\p>

Идеальный экзамен (Краткий ответ на все длинные вопросы)<\p>

Идиллия<\p>

Идиллия — увы и ах!<\p>

Из воспоминаний идеалиста<\p>

Из дневника одной девицы<\p>

Из дневника помощника бухгалтера<\p>

Из записной книжки старого педагога<\p>

Из записок вспыльчивого человека<\p>

Из огня да в полымя<\p>

Индейский петух<\p>

Интеллигентное бревно<\p>

Интриги<\p>

Ионыч<\p>

Исповедь<\p>

Исповедь, или Оля, Женя, Зоя<\p>

История одного торгового предприятия<\p>

К свадебному Сезону (Из записной книжки комиссионера)<\p>

К сведению мужей (Научная статья)<\p>

К характеристике народов (Из записок одного наивного члена русского географического общества)<\p>

Кавардак в Риме<\p>

Казак<\p>

Калека<\p>

Календарь «Будильника» на 1882 год (Март-апрель)<\p>

Калхас<\p>

Каникулярные работы институтки Наденьки<\p>

Канитель<\p>

Капитанский мундир<\p>

Картинки из недавнего прошлого<\p>

Картофель и тенор<\p>

Каштанка<\p>

Клевета<\p>

Княгиня<\p>

Кое-что (1): Злодеи и г. Егоров<\p>

Кое-что (1): Мамаша и г. Лентовский<\p>

Кое-что (1): Находчивость г. Родона<\p>

Кое-что (2)<\p>

Кое-что об А. С. Даргомыжском<\p>

Козел или негодяй<\p>

Коллекция<\p>

Комик<\p>

Комические рекламы и объявления<\p>

Конкурс<\p>

Контора объявлений Антоши Ч.<\p>

Контрабас и флейта<\p>

Контракт 1884 года с человечеством<\p>

Конь и трепетная лань<\p>

Корреспондент<\p>

Кот<\p>

Который из трёх<\p>

Кошмар<\p>

Красавицы<\p>

Красавицы (Из записок врача)<\p>

Красная горка<\p>

Краткая анатомия человека<\p>

Крест<\p>

Кривое зеркало (Святочный рассказ)<\p>

Критик<\p>

Крыжовник<\p>

Кто виноват<\p>

Кулачье гнездо<\p>

Кухарка женится<\p>

Лев и Солнце<\p>

Летающие острова<\p>

Либерал (Новогодний рассказ)<\p>

Либеральный душка<\p>

Лист (Кое-что пасхальное)<\p>

Литературная табель о рангах<\p>

Лишние люди<\p>

Лошадиная фамилия<\p>

Любовь<\p>

Майонез<\p>

Мальчики<\p>

Марья Ивановна<\p>

Маска<\p>

Масленичные правила дисциплины<\p>

Мелюзга<\p>

Мертвое тело<\p>

Месть<\p>

Месть<\p>

Месть женщины<\p>

Мечты<\p>

Мнения по поводу шляпной катастрофы<\p>

Много бумаги (Архивное изыскание)<\p>

Мои жены (Письмо в редакцию Рауля Синей Бороды)<\p>

Мои остроты и изречения<\p>

Мои чины и титулы<\p>

Мой домострой<\p>

Мой разговор с почтмейстером<\p>

Мой юбилей<\p>

Молодой человек<\p>

Мороз<\p>

Мошенники поневоле<\p>

Моя «она»<\p>

Моя беседа с Эдисоном<\p>

Моя Нана<\p>

Мститель<\p>

Муж<\p>

Мысли читателя газет и журналов<\p>

Мыслитель<\p>

На волчьей садке<\p>

На гвозде<\p>

На гулянье в Сокольниках<\p>

На даче<\p>

На кладбище<\p>

На магнетическом сеансе<\p>

На мельнице<\p>

На охоте<\p>

На подводе<\p>

На пути<\p>

На реке (Весенние картинки)<\p>

На святках<\p>

На страстной неделе<\p>

На чужбине<\p>

Надлежащие меры<\p>

Надул (Очень древний анекдот)<\p>

Наивный леший (Сказка)<\p>

Накануне поста<\p>

Налим<\p>

Нарвался<\p>

Нахлебники<\p>

Показать еще ← Список рассказов Фазиля Искандера Список рассказов Шукшина →

Источник: https://kupidonia.ru/spisok/spisok-rasskazov-chehova

Ссылка на основную публикацию