Жизнь и сад в пьесе а. п. чехова «вишневый сад»

Сочинение на тему: Жизнь и сад в пьесе Вишневый сад, Чехов

Жизнь и сад

Пьеса “Вишневый сад” была написана Антоном Павловичем Чеховым незадолго до его смерти. Она пропитана горечью, предчувствием неминуемого и озабоченностью судьбой своей страны, своего дома, семьи, сада.

Читая это произведение, мы понимаем, что под термином “вишневый сад” автор подразумевал всю страну.

Так, один из ключевых героев, Петя Трофимов, восклицает: “Вся Россия — наш сад” и сразу становится понятно, отчего в пьесе такая тревога.

Обратите внимание

На поверхности видны переживания за жизнь и дальнейшую судьбу главных героев, но в подтексте читается тревога за будущее России.

Вишневый сад – это целая эпоха! Поколения дворян выросли в таких садах, а вместе с их вырубкой умирала и эта эпоха. Незаметно Чехов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем страны.

На смену былым буржуа приходят простые крестьяне, некоторые из которых разбогатев, стали купцами. Одним из таких “мужиков” является Ермолай Алексеевич Лопахин.

Если для былых владельцев имения этот сад – вся жизнь, то для Ермолая он представляет только коммерческий интерес. С другой стороны, решение, <\p>

которое он предлагает хозяевам для сохранения дома, совсем неглупое.

Еще вначале пьесы, по приезду Раневской из Парижа, он говорит, что неплохо бы разбить сад на участки и сдать его в аренду. Однако для Любови Андреевной, выросшей и прожившей почти всю жизнь в тени этого сада, такое решение абсурдно.

Без вишневого сада ее жизнь теряет смысл.

Раневская итак перенесла одно большое горе в своей жизни, когда в реке утонул ее маленький сын Гриша, а теперь ее ждала новая беда – продажа родового поместья с торгов.

Брат Раневской, Леонид Андреевич Гаев – человек более поверхностный, но тоже беспокоится о судьбе сада.

Он надеется, что их выручит богатая тетка из Ярославля, но денег, которые она прислала, оказывается недостаточно, чтобы выкупить имение. Другие герои пьесы также живо участвуют в решении участи сада.

Важно

Это и ворчливый Фирс, который прожил полжизни в поместье, и дочь Раневской Аня, которая влюблена в студента Петю Трофимова, и Варя, которая ждет предложения от Лопахина, и гувернантка Шарлотта Ивановна, и конторщик Епиходов, и помещик Симеонов-Пищик. Герои Чехова каждый по-своему вовлечены в “дело сада” и искренне переживают за его судьбу.

Казалось бы, одному только Лопахину все равно. Это тот человек, который произносит фразу: “Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду…” Он убежден, что вишня нынче доходов не приносит, лучше бы посеяли маковое поле. А Гаева и Раневскую за такую слепую привязанность к обыкновенному саду он считает “легкомысленными, неделовыми и странными” людьми.

Не менее равнодушным к красоте вишневого сада кажется Петя Трофимов. У этого героя новаторский взгляд на жизнь.

Он рассказывает Ане, что нужно быть “выше любви”, нужно трудом и страданием искупить прошлое, чтобы жить счастливо в настоящем.

Несмотря ни на что, двадцать второго августа решается судьба сада, а вместе с тем для жителей поместья заканчивается целая эпоха и у всех кардинально меняется жизнь.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-zhizn-i-sad-v-pese-vishnevyj-sad-chexov/

Россия в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Коллекция сочинений: Россия в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад»

Антон Павлович Чехов был великим гражданином России. Во многих его произведениях мы видим нашу Родину его гла­зами. Прежде, чем перейти к теме своего сочинения, я хотела бы рассказать о том, каким человеком был Антон Павлович. Главными своими врагами он называл ложь, лицемерие и про­извол.

Вся жизнь писателя была заполнена упорным, систе­матическим трудом. Прожив сорок четыре года, он написал более двухсот произведений прозы и драматургии, строил школы, участвовал в создании больниц, библиотек.

Работал врачом во время холерной эпидемии, принимал в деревнях ежегодно до тысячи больных крестьян. Меня очень привлека­ют черты, присущие Чехову: порядочность, гуманность, ин­теллигентность и жизнелюбие. Антон Павлович возводил в абсолют вдохновенный труд и здоровые человеческие отноше­ния.

Совет

Читать произведения Чехова легко и интересно. Одной из моих любимых книг писателя является пьеса “Вишневый сад».

Комедия “Вишневый сад» считается вершинным произве­дением Чехова.

Пьеса отражает такое социально-историческое явление страны, как деградация “дворянского гнезда», моральное оскудение дворянства, перерастание феодальных от­ношений в капиталистические, а за этим — появление нового, господствующего класса буржуазии. Темой пьесы является судьба родины, ее будущее.

“Вся Россия — наш сад». Прошлое, настоящее и будущее России как бы встает со страниц пьесы “Вишневый сад». Представителем настоящего в чеховской ко­медии является Лопахин, прошлого — Раневская и Гаев, бу­дущего — Трофимов и Аня.

Начиная с первого акта пьесы, обнажается гниль и ник­чемность хозяев имения — Раневской и Гаева.

Любовь Андреевна Раневская, на мой взгляд, довольно пус­тая женщина. Она не видит вокруг себя ничего, кроме любов­ных увлечений, стремится жить красиво, беззаботно. Она про­ста, обаятельна, добра. Но доброта ее оказывается чисто внеш­ней.

Существо ее натуры — в эгоизме и легкомыслии: Ранев­ская раздает золотые, в то время как бедная Варя из “экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох»; устраивает ненужный бал, когда нечем уплатить долги. Вспоминает о погибшем сыне, говорит о материнских чувствах, любви.

А сама оставляет дочь на попечении безалаберного дяди, не беспокоится о будущем дочерей. Она решительно рвет телеграммы из Парижа, сначала даже не читая их, а потом — едет в Париж. Она опечалена продажей имения, но радуется возможности отъезда за границу.

А когда говорит о любви к родине, то прерывает себя замечанием: “Однако же надо пить кофе». При всей ее слабости, безволии в ней есть способность к самокритике, к бескорыстной доброте, к искреннему, горя­чему чувству.

Беспомощным и вялым является и Гаев, брат Раневской. Он в собственных глазах — аристократ самого высокого круга, ему мешают “грубые» запахи.

Обратите внимание

Лопахина он словно бы не за­мечает и старается поставить “этого хама» на место. В языке Гаева просторечие соединяется с высокими словами: ведь он любит либеральные разглагольствования.

Любимое его словеч­ко — “кого»; пристрастен он к бильярдным терминам.

Лишившись семьи, дома, бывшие хозяева имения ничему не научились, не сделали ничего полезного. “Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, — говорит М. Горький, — они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишенные силы снова при­сосаться к жизни». И я абсолютно согласна со словами писателя.

Настоящее России в пьесе Чехова “Вишневый сад» пред­ставлено Лопахиным. Вообще его образ сложен и противоре­чив. Он решителен и уступчив, расчетлив и поэтичен, истинно добр и неосознанно жесток. Таковы многие грани его натуры и характера.

Герой на протяжении всей пьесы постоянно по­вторяет о своем происхождении, говоря, что он мужик: “Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках.

Со свиным рылом в калашный ряд… Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…» Хотя, мне кажется, все-таки он преуве­личивает свою простонародность, ведь вышел он уже из семьи деревенского кулака-лавочника.

Сам Лопахин говорит: “…отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал…» Да и сам он на данный момент весьма преуспе­вающий коммерсант. По его словам можно судить, что дела идут у него даже очень хорошо и жаловаться ему на жизнь и свою судьбу в отношении денег не приходится.

В его образе видны все черты предпринимателя, дельца, олицетворяющего настоящее состояние России, ее устройства. Лопахин — это человек своего времени, усмотревший действительную цепоч­ку развития страны, ее структуры и втянувшийся в жизнь общества. Он живет сегодняшним днем.

Чехов отмечает доброту купца, его стремление стать лучше. Ермолай Алексеевич помнит, как Раневская заступилась за него, когда в детстве его обидел отец. С улыбкой вспоминает об этом Лопахин: “Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет… (Пауза.

) Мужичок…» Он искренно любит ее, охотно ссужает Любовь Андреевну деньгами, не рассчитывая их когда-либо получить. Ради нее он терпит Гаева, который презирает и игнорирует его. Купец стремится улучшить свое образование, узнать что-то новое. В начале пьесы он показывается с книгой перед читателями.

Важно

По поводу этого Ермолай Алексеевич гово­рит: “Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул».

Ермолай Лопахин, единственный в пьесе занят делом, уез­жает по своим купеческим надобностям. В одном из разговоров об этом можно услышать: “Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать». Он отличается от других своей жизнеспособ­ностью, трудолюбием, оптимизмом, напористостью, практич­ностью. Один он предлагает реальный план спасения имения.

Лопахин может показаться явной противоположностью старым хозяевам вишневого сада. Ведь он прямой потомок тех, чьи лица “глядят с каждого вишневого дерева в саду».

Да и как он может торжествовать после покупки вишневого сада: “Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермо­лай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню.

Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!» Но это не так, ведь на месте чего-то загублен­ного нельзя построить что-то прекрасное, радостное и счастливое. И здесь Чехов открывает и отрицательные качества буржуа Лопахина: его стремление разбогатеть, не упустить свою вы­году. Он все-таки сам покупает имение Раневской и сам вопло­щает в жизнь свою идею об организации дач. Антон Павлович показал, как приобретательство постепенно калечит человека, становясь его второй натурой. “Вот как в смысле обмена ве­ществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попада­ется ему на пути, так и ты нужен», — так объясняет Петя Трофимов купцу о его роли в обществе. И все же Ермолай Алексеевич прост и добр, от души предлагает помощь “вечному студенту». Не зря и Пете нравится Лопахин — за тонкие, нежные, как у артиста, пальцы, за “тонкую, нежную душу». Но именно он советует ему “не размахивать руками», не зано­ситься, воображая, что все можно купить и продать. А Ермолай Лопахин чем дальше, тем больше усваивает привычку “раз­махивать руками». В начале пьесы это еще не столь ярко проявляется, но в конце это становится довольно заметно. Его уверенность, что все можно рассматривать в деньгах, увели­чивается и все более становится его особенностью.

Не вызывает сочувствия история отношений Лопахина с Варей. Варя любит его. И ему она как будто нравится, Лопахин понимает, что его предложение будет для нее спасением, иначе ей идти в экономки.

Ермолай Алексеевич собирается сделать решительный шаг и не делает его. Не совсем понятно, что мешает ему сделать предложение Варе.

Или это отсутствие настоящей любви, или это излишняя его практичность, а может быть, что-нибудь еще, но в этой ситуации он не вызывает сочувствия к себе.

Совет

Ему присущи восторг и купеческая спесь после покупки имения Раневской. Приобретя вишневый сад, он торжественно и хвастливо объявляет об этом, не может удержаться от по­хвалы, но слезы бывшей хозяйки вдруг потрясают его.

Настро­ение Лопахина меняется, и он с горечью произносит: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь».

Еще не угасшее торжество сочетается с насмешкой над самим собой, купеческая ли­хость — с душевной неловкостью.

Еще одна черта его не производит хорошего впечатления. Прежде всего это его неделикатность, стремление к скорейшей наживе. Он начинает рубку деревьев еще до того, как бывшие хозяева уехали.

Не зря Петя Трофимов ему говорит: “В самом деле, неужели не хватает такта…» Рубку вишневого сада пре­кращают. Но как только бывшие владельцы покинули имение, топоры снова застучали.

Новый владелец спешит претворить свою идею в дело.

Представителями будущего России являются Трофимов и Аня. Петр Трофимов верно смотрит на многие жизненные яв­ления, способен увлечь образной, глубокой мыслью, и под его влиянием Аня быстро растет духовно.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «косцы» для читательского дневника (и. бунин)

Но слова Пети о буду­щем, его призывы работать, быть свободными, как ветер, идти вперед неопределенны, носят слишком общий, мечтательный характер. Петя верит в “высшее счастье», но как его достичь, он не знает.

Мне кажется, Трофимов — это образ будущего революционера.

“Вишневый сад» был написан Чеховым в период предре­волюционных волнений. Писатель убежденно верил в наступ­ление лучшего будущего, в неизбежность революции. Творца­ми новой, счастливой жизни он считал молодое поколение России. В пьесе “Вишневый сад» этими людьми являются Петя Трофимов и Аня. Революция свершилась, наступило “светлое будущее», но “высшего счастья» народу оно не принесло.

Мне ближе герой комедии Лопахин. Своим трудом, упор­ством и старанием он добился своей цели — купил имение, где “дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Стал богатым, уважаемым человеком.

Обратите внимание

Конечно, есть в нем и отрицательные черты характера: стремление к наживе, при­вычка “размахивать руками». Но Лопахин стремится улуч­шить свое образование, узнать что-то новое. В отличие от Пети Трофимова у Ермолая Алексеевича слово не расходится с делом.

При его жажде обогащения у него осталось сострадание к ближнему. В Лопахине мне нравятся оптимизм, трудолюбие, трезвый взгляд на вещи.

Вся Россия начала XX века, на мой взгляд, отразилась в пьесе Чехова. И ныне можно встретить таких непрактичных, потерявших почву под ногами людей, как Раневская и Гаев.

Живы и идеалисты, подобные Пете Трофимову и Ане, а вот таких, как чеховский Лопахин, встретить достаточно трудно: в современных предпринимателях очень часто отсутствуют те привлекательные черты личности, которые мне понравились в этом герое. К сожалению, в нашем обществе на авансцену с каждым днем все увереннее выходят “лакеи Яши».

Об этом герое в моем сочинении нет ни слова, так как я ограничена временем экзаменационной работы. Я могла бы многое сказать и о нем, и о других персонажах пьесы Чехова “Вишневый сад», так как это произведение дает неисчерпаемый материал для размышлений о судьбе России.

Источник: http://www.slavkrug.org/rossiya-v-pese-a-p-chexova-vishnevyj-sad/

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”

“Вишневый сад” – пьеса новаторская по форме, по жанру, по своему мироощущению. Пьеса поднимает важнейшие проблемы, не имеющие однозначного решения: взаимосвязь поколений, ответственность каждого человека за изменения, происходящие в обществе, за судьбу России.

“Вишневый сад” — вершинное произведение Чехова. В пьесе нашла отражение эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции.

В пьесе сказалась общедемократическая позиция Чехова: в “Вишневом саде” в критическом плане показан дворянеко – буржуазный мир и в светлых тонах обрисованы люди, стремящиеся к новой жизни.

Чехов откликался на самые злободневные вопросы времени, и пьеса, являясь завершением русского критического реализма, поразила современников своей необычайной правдивостью.

Идейный пафос пьесы – в отрицании изжившего себя дворянско-поместного строя, но вместе с тем драматург утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнедеятельность, несет с собой разрушения и власть чистогана.

Система образов в пьесе тесно связана с центральным, символическим образом, определяющим всю жизнь героев, – с образом вишневого сада.

Продажа имения, дальнейшая судьба вишневого сада, неизбежность его гибели – вот что стоит в центре событий пьесы и от чего зависит поведение и дальнейшее будущее ее героев.

Важно

Герои пьесы – люди разных поколений, различных мироощущений и различных жизненных ценностей. Это прошлое, настоящее и будущее России.

Прошлое в пьесе представлено образами Раневской, ее брата Гаева, их старого лакея Фирса. Эти люди хорошо помнят прежние времена, когда помещичье сословие чувствовало себя в жизни уверенно и твердо. Сейчас они растерянны перед жизнью, не могут к ней приспособиться.

“Вишневый сад” рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, с их родовым дворянским гнездом. Особенность чеховского решения этой проблемы во многом определяется отношением Чехова к уходящему в социальное небытие дворянству (Раневская) и идущему ему на смену капиталу (Лопахин).

В обоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственность носителей отечественной культуры.

Дворянское гнездо для Чехова – музей крепостного права и, прежде всего, – очаг культуры, культурное гнездо, хозяйка и душа которого – Раневская. Любовь Андреевна – человек доброй и щедрой души, нежная, тонко чувствующая красоту.

Она искренне любит свой вишневый сад, с которым связаны воспоминания ее детства: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…”

Настоящее в пьесе представлено в образе Лопахина. Это талантливый предприниматель, решительный и целеустремленный, всего в жизни добившийся сам. Сейчас Лопахин и благополучен, и богат, но, осознавая свое невежество, он неуверенно чувствует себя в этой жизни: “Со свиным рылом в калашный ряд… только что вот богатый, денег много.

А ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…” Он работает с утра до вечера. И только в работе видит смысл своей жизни: “Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую”. Именно для таких людей открыты горизонты новой жизни на рубеже веков.

Но что принесут они в эту новую жизнь?

Лопахин под стать Раневской. Он чувствителен к поэзии в широком смысле этого слова, у него, по словам Пети Трофимова, “тонкие, нежные пальцы, как у артиста… тонкая, нежная душа”. И в Раневской Лопахин чувствует такую же, родственную душу.

Совет

Но пошлость жизни наступает на него со всех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинает кичиться своим демократическим происхождением и бравировать некультурностью, что считалось престижным в тогдашних “передовых кругах”, но и он ждет Раневскую, чтобы очиститься около нее, снова выявить в себе художественно-поэтическое начало.

Поэтому не удалась его женитьба на Варе: они – тонкая, поэтическая натура богатого купца и приземленная, буднично-обыденная, целиком ушедшая в прозу жизни приемная дочь Раневской – не пара друг другу.

Для Лопахина решение вырубить вишневый сад, чтобы отдать землю под дачи, – единственно возможное и необходимое, он оценивает вишневый сад с чисто утилитарной точки зрения: “Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает”.

В момент очередного социально-исторического перелома русской жизни дворяне выбрасываются из жизни, их место занимает буржуазия. Как ведут себя хозяева вишневого сада? Лопахин предлагает спасать себя и сад: социально переродиться и тоже стать буржуа.

Но для Гаева и Раневской это означает изменить себе, своим привычкам, вкусам, идеалам, жизненным ценностям, и поэтому они молчаливо отвергают предложение Лопахина и бесстрашно идут навстречу своему социальному и жизненному краху.

Образ Шарлотты Ивановны несет в себе глубокий смысл – она изображает собой будущее Раневской: “Так хочется поговорить, а с кем… Никого у меня нет… Все одна, одна, никого у меня нет и… и кто я, зачем я, неизвестно”.

Но и Раневская, и Шарлотта проявляют удивительное мужество, бодрость духа и поддерживают других, потому что для всех персонажей пьесы с гибелью вишневого сада закончится эта жизнь, а будет ли другая, неизвестно.

Бывшие хозяева и их окружение – Раневская, Варя, Гаев, Пищик, Шарлотта, Дуняша, Фирс – в свете надвигающегося на них социального небытия ведут себя смешно, глупо и неразумно. Они делают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось и не изменится.

Обратите внимание

Это, конечно, обман, но это единственное, чем они могут противостоять неизбежности неотвратимого рока.

Общечеловеческий, гуманистический подход к человеку в пьесе доминирует над сословно-классовым: Лопахин искренне горюет и не видит в Раневской и третирующем его Гаеве классовых врагов, для него они – дорогие, милые ему люди.

Молодежь в это время ведет себя плохо и неразумно. У Ани – самое неопределенное и в то же время радужное представление об ожидающем ее будущем. Она в восторге от Пети Трофимова, который, похоже, превратил свою молодость в профессию, иначе объяснить его инфантильность и общее признание, которым он пользуется, нельзя.

Раневская жестоко, но справедливо отругала его, в ответ он упал с лестницы. Красивым призывам (в противовес “грязным, старым” калошам) Трофимова верит только юная и глупая девочка Аня.

Другие персонажи посмеиваются и иронизируют: уж слишком большой недотепа этот Петя, чтобы его бояться, да и сад вырубил не он, а купец, желающий построить на этом месте дачи.

Петя Трофимов – “вечный студент”, произносящий пламенные монологи о жизни, о “гордом человеке”, “облезлый барин”, теряющий калоши. Он много говорит о том, что надо работать, критикует интеллигенцию за праздную пошлую жизнь, но на протяжении всего действия пьесы ничем не занят.

Разве может такой герой позаботиться о будущем вишневого сада? Аня слишком молода и наивна, но она искренне верит в будущее, в то, что можно посадить новый сад, роскошнее прежнего.

И последние слова Ани и Пети – “Прощай, старая жизнь!” – “Здравствуй, новая жизнь!” – наполнены глубоким смыслом, оптимистической верой в лучшее будущее, в символичность изменения как собственной жизни, так и судьбы России.

Символично само название пьесы – “Вишневый сад”.

Важно

Сад напоминает о тяжелом прошлом: “Ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…” – говорит Трофимов.

Цветущий сад – это символ красоты, родины, жизни, а с ударами топора по дереву ассоциируется конец старой жизни: “Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный” . Старая жизнь уходит, на смену ей идет новая.

Источник: https://goldsoch.info/proshloe-nastoyashhee-i-budushhee-v-pese-a-p-chexova-vishnevyj-sad/

Уходящий мир в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Уходящий мир в пьесе. Драма «Вишневый сад» написана А. П. Чеховым в 1904 году.

Это во многом итоговое произведение писателя, подводящее чер­ту под долгим и мучительным осмыслением автором многих про­блем своего времени. «Вишневый сад» — это драма настроений.

Главное настроение пьесы — грусть об уходящей жизни, об ухо­дящем времени. Каким же предстает этот уходящий мир в про­изведении?

Этот мир олицетворяет элегическая красота вишневого сада. Для Раневской и Гаева вишневый сад — «единственное, что интересно­го, даже замечательного есть в губернии». Их завороженность виш­невым садом проявляет более глубинную черту — завороженность прошлым. Эти герои выглядят детьми, попавшими в мир взрослых.

Не случайно, что Гаев целое состояние «проел на леденцах». А Ра­невская обращается к неодушевленным предметам по-детски лас­ково: «Столик мой! Шкафчик мой!» Какдети, они не приспособле­ны к жизни и ничего не могут сделать для собственного спасения.

Раневская, как каторжник к галере, прикована к своей любви, а Гаев — к бильярдному столу.

Представители молодого поколения только на словах несут в себе нечто новое, на деле же кровно связаны с уходящим миром.

Петя Трофимов, например, много и верно рассуждает о прекрас­ном будущем, о необходимости трудиться, однако сам ничего не делает и живет, по сути дела, приживалом у Раневской.

Совет

В Ане также сильно детское начало, как и в Раневской, и она точно так же бес­чувственна: из-за ее небрежности Фирс не был отправлен в больни­цу и остался умирать в заколоченном доме.

Двойственной представляется фигура Лопахина. Это деловой человек, он предлагает реальные рецепты спасения вишневого сада. И в то же время — он человек нескладный, неуверенный в себе, что проявляется в его отношениях с Варей, в неумении сделать ей пред­ложение.

Став хозяином имения, где его отец и дед были крепост­ными, он рад, и эта радость естественна и понятна. Но вместе с тем, Лопахин понимает, что его торжество не принесет решительных перемен, что общий колорит жизни останется прежним.

В «Виш­невом саде» показана историческая смена социальных укладов; приходит конец миру дворянских усадеб. Люди подчиняются веле­нию истории больше, чем личным чувствам. Раневскую сменяет Лопахин, но она ни в чем не винит его, он же испытывает к ней искреннюю и сердечную привязанность.

Читайте также:  Нравственный выбор в романе булгакова «мастер и маргарита»

«Мой отец был крепост­ным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную», — говоритон.

Петя Трофимов возвещает наступление новой жизни, произно­сит страстные речи против старой несправедливости, но он также нежно любит Раневскую и в ночь ее приезда приветствует ее с тро­гательной и робкой деликатностью: «Я только поклонюсь вам и тотчас же уйду».

Но эта атмосфера всеобщего расположения ничего не меняет: человеческие чувства бессильны перед законами истории. Покидая свою усадьбу навсегда, Раневская и Гаев на минуту случайно оста­ются одни.

«Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают, сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали», — пишет А. П. Чехов.

В этой сцене чувствуется дыхание трагизма и ощущает­ся суровость происходящей смены, но неизбежность ее ощущается еще сильнее.

В пьесе Чехова, говоря словами одного поэта, «век шествует путем своим железным». Этот путь — путь утрат и обретения.

Обратите внимание

Правда, красота, человечность не очень скоро восторжествуют в мире, жизненные трагедии еще далеко не изжиты, но ощущения трагической неизменности жизни в последней пьесе Чехова уже нет. Общая картина мира изменилась.

Русская жизнь, казалось бы, застывшая в своей фантастической искаженности, пришла в движение.

Источник: https://www.prepodka.net/uhodyashhij-mir-v-p-ese-a-p-chehova-vishnevy-j-sad/

Изображение А. П. Чеховым новой жизни в пьесе «Вишневый сад» Вишневый сад Чехов А. П

Изображение А. П. Чеховым новой жизни в пьесе «Вишневый сад» Пьеса “Вишневый сад” была создана Чеховым в 1903 году. Проблематика ее была актуальной для того времени, она отвечала на вопросы, которые волновали русское общество в начале XX века.

Чехов показал в пьесе гибель дворянского класса в результате распада экономических устоев дворянского общества и его духовного кризиса, гибель, которая была исторически закономерна. Остатки феодально-дворянского строя и быта должны были рухнуть и неминуемо рухнули под напором капитализма.

На смену Раневским и Гаевым пришла новая общественная сила — буржуазия, воплощенная в образе предприимчивого купца-промышленника Лопахина. Лопахин — умный энергичный делец, человек новой формации, вышедший из рядов крепостного крестьянства.

Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы — все эти черты характерны для него.

Человек он вообще добрый, сердечный, что ясно из его отношения к Раневской. Он предлагает правильный план спасения имения Раневской, но та отвергает этот план, считая его недостойным. Лопахин не лишен эстетического чувства и восторгается картиной цветущего мака, но трезвый практический ум его всегда направлен на деловые операции.

Он тут же говорит, что получил от этого мака сорок тысяч доходу. Трофимов отмечает, что у Лопахина “тонкие, нежные пальцы, как у артиста… тонкая, нежная душа”. Лопахин становится хозяином имения, созданного трудом его предков.

И здесь он торжествует, здесь проявляются черты Лопахина-стяжателя, Лопахина-хищника: “Пускай все, как я желаю!

Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!”. Чехова волнует вопрос о том, кто способен унаследовать богатство русской жизни, символом которого выступают в пьесе роскошный вишневый сад и усадьба Раневской.

Важно

Лопахин не способен возвыситься до понимания общенациональных интересов. Этот покупатель помещичьих усадеб варварски уничтожает вишневый сад, равного которому в России нет.

Сам того не подозревая, он выполняет роль “хищного зверя”, съедающего “все, что попадается ему на пути”.

Думая о будущем России, Чехов пристально всматривается в черты новой демократической молодежи. “Вечный студент”, разночинец, сын лекаря Трофимов представляет демократические силы страны, которые противостоят и паразитизму барства, и разрушительной деятельности приобретателей.

Трофимова отличает горячая вера в торжество справедливости жизни в недалеком будущем. Он говорит Лопахину: “Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах”. На вопрос Лопахина, дойдет ли он, Петя отвечает, что дойдет или укажет путь другим.

Вот почему этот человек исключительно честен, не скован предрассудками, лишен приобретательских интересов.

В нем отражаются революционные настроения демократического студенчества. Человек бескорыстный и самоотверженный, стойкий перед лицом жестокости и невзгод, твердо уверенный, что он идет по верному пути, Петя в то же время мало знает жизнь: он витает в облаках романтических представлений, несколько чудаковат, а иногда и смешон.

Писатель не идеализирует Трофимова, изображая его обыкновенным, средним интеллигентом, человеком безусловно передовых убеждений, но не лишенного слабости и недостатков. Сам Чехов признавал, что образ Трофимова у него недоработан в силу цензурных соображений.

Полезная общественная функция таких, как Трофимов, заключается в пробуждении общественного самосознания. Своей критикой несправедливой жизни, защитой человеческого достоинства, призывом к свободной жизни он содействует пробуждению сознания Ани, зарождает в ней жажду разумного духовного мира.

Совет

Эта роль Трофимова находит отражение в языке данного литературного персонажа. Разоблачая, убеждая, призывая, Трофимов говорит взволнованно, эмоционально.

Идеи Трофимова в их яркой, образной форме доверчиво впитывает в себя Аня. Но путь Ани к новой жизни труден. По складу характера она во многом похожа на мать. В начале пьесы Аня беспечна, так как она привыкла жить беззаботно, не думая о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и жизненным укладом.

Новые взгляды ее еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и старым миром.

Обращаясь к матери, Аня говорит: “Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем! Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!

” В этом восторженном, полном глубокого чувства и поэзии восклицании Ани речь идет о цветущем, роскошном саде, в который должна превратиться вся Россия. “Здравствуй, новая жизнь!” — эти слова в конце пьесы еще убедительнее доказывают близость счастья, “шаги которого уже слышны”.

Трофимов и Аня — это молодая Россия, Россия будущего, которая идет на смену России раневских и лопахиных. Так выразились в “Вишневом саде” веяния освободительного движения и страстная мечта Чехова о свободном человеке и прекрасной жизни.

Социальное значение “Вишневого сада” состоит в том, что в этой пьесе Чехов выразил уверенность в близости событий, которые превратят Россию в “новый цветущий сад”.

Заблуждения Чехова состояли в том, что он, немного не дожив до 1905 года, не видел главной революционной силы — пролетариата, а будущее России видел в разночинной интеллигенции.

Источник: http://historylib.net/izobrazhenie-a-p-chexovym-novoj-zhizni-v-pese-vishnevyj-sad-vishnevyj-sad-chexov-a-p/

Сочинение на тему: Жизнь и сад (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)

Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)

«Вишневый сад» — последнее произведение Чехова. Неизлечимо больной, осознающий свою близкую кончину, писатель мучительно раз­мышляет о судьбе страны, о том, кому можно доверить Россию, ее красо­ту и богатство.

Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это и конкретный сад, привычный для русских селений, но это и образ-символ. Символ красоты русской природы, национальных традиций, запечатленных в литературе, музыке, живописи.

Это — центральный образ пьесы, который объединяет собой другие персонажи.

На первый взгляд это только родственники и старые знако­мые, волей случая собравшиеся в поместье в пору цветения вишневого сада, чтобы решить свои житейские проблемы.

И тем не менее это не случайные люди. Писатель органично соединяет персонажей разных возрастов и разных социальных групп для решения своих творческих задач.

Обратите внимание

Самый старый человек в пьесе — Фирс. Все его идеалы — в прошлом, до 1861 года, «до воли», которую он считает началом всех бед. Это чело­век, лишенный личностного начала, вся его жизнь посвящена господам. Но нельзя сказать, что Фирс — человек косный и ограниченный. В старом лакее есть удивительное качество, которым в пьесе наделен он один. Это — преданность.

Фирс искренне, с отцовской нежностью любит своих господ, готов бесконечно их оберегать, в нем очень сильно чувство пат­риархального единства, цельности.

С Фирсом эта цельность и беззавет­ная преданность из жизни уйдут, ибо в современном обществе они уже излишни, да и сам Фирс со своим стремлением всех соединить, уберечь от беды не в силах сохранить главное — родное гнездо, сад.

Более молодые герои пьесы — русские помещики брат и сестра Гаев и Раневская. Чехов отдает дань образованности, эстетической развитости русского дворянства. Действительно, Гаев и Раневская — умные, чуткие люди, умеющие ценить красоту. Раневская — добрый человек.

Чехов наделяет ее прекрасной внешностью, которая гармонирует с ее внутрен­ней утонченностью и благородством.

Но при всей своей развитости и ду­шевном богатстве Раневская и Гаев лишены чувства реальности, элемен­тарной практичности и дальновидности, которые столь важны для забо­ты о близких, детях, стариках, наконец, о самих себе.

Гаев и Раневская безответственны по отношению к окружающим людям и саду — красо­те, которую они тонко чувствуют и ценят, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. Эти герои обнаруживают свою пол­ную нежизнеспособность. В своей беспомощности они жалки и более того — смешны.

Но в пьесе есть и образ очень энергичного человека — Лопахина. Это — русский капиталист, потомок крепостных, хорошо помнящий и своих простых и униженных предков. Лопахин — человек удивительно деятельный.

Важно

Он чувствует красоту: его восхищают цветущее маковое по­ле, сад, «прекраснее которого нет ничего на свете». И в то же время вполне понятен его восторг по поводу удачной продажи мака. Лопахин не злодей, пробравшийся в благородное семейство с недобрыми целями.

Это глубоко порядочный человек, искренне привязанный к Раневской; он пытается научить ее, как спасти сад.

Но его деловитость вытравляет в нем духовность, и он сам это понимает: не может читать книги, не умеет любить… Лопахин спасает вишневый сад, но как? Он его вырубает, что­бы строить там дачные участки, и красота умирает в его цепких и креп­ких руках.

Очевидно, что автор не на стороне человека, который рубит топором стволы прекрасных деревьев. Лопахин чувствует себя хозяином жизни. В чем-то сродни ему бездушный лакей Яша.

Это единственный герой в пьесе, о котором нельзя сказать ни одного доброго слова. Каким-то неве­домым топором в нем вырублены доброта, любовь к матери, чувство при­вязанности к месту, где родился и вырос.

В этом он прямая противопо­ложность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты.

Чеховские идеалы в пьесе многие связывают с образами молодежи — Пети Трофимова и Ани. Безусловно, эти герои бескорыстны, мечтатель­ны, чисты. Но автор не спешит связать с ними свои надежды на новую жизнь.

Петя олицетворяет собой определенный тип людей: он «вечный студент», «Мы выше любви», — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Во всем облике этого персонажа сквозит какая-то недостаточность, неглубокость, отсутствие жизненной силы.

Нет в нем того, что во все времена ценилось на Руси, — основа­тельности.

Совет

Автор не может доверить ему красоту, да и сам герой не пытается спа­сти сад. Его не волнует самая важная для Чехова проблема. Петя смот­рит на все слишком поверхностно; не зная подлинной жизни, он пытает­ся переустроить ее на основе надуманных идей.

В конце чеховской пьесы стоит не точка, а знак вопроса. Давно отме­чена особенность «бесконечных» произведений этого писателя: читатель как бы соучаствует в изображаемом действии, а не остается сторонним наблюдателем.

Чехов как-то сказал, что в человеке все должно быть прекрасно… И, читая «Вишневый сад», размышляя о жизни и поступках его героев, мы задумываемся над судьбой России и ее красоты.

Кто же спасет красоту?

Здесь искали:

  • сочинение на тему вишнёвый сад
  • сочинение вишневый сад
  • вишневый сад сочинение

Источник: http://prochekhov.ru/1673-sochinenie-na-temu-ghizny-i-sad-po-pyese-chehova-vishnevyy-sad

Кто же спасет красоту? по пьесе а. п. чехова «вишневый сад»

КТО ЖЕ СПАСЕТ КРАСОТУ? (ПО ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»)

Современники Чехова говорили о нем как о натуре исключительной мягкости, о человеке целомудренном, скромном и простом. Это, несомненно, так, но несомненно и то, что этими покоряющими чертами не исчерпывается большой, сложный характер Чехова.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «что такое драгоценные книги» по тексту пескова

Мягкий Чехов обладал вдохновенной силой воли, умением делать только то, что желал делать как художник, — он был всегда последователен и настолько суров к себе, к своей писательской работе, к своему общественному поведению, что только редкие деятели литературы могли в этом отношении стать с ним в ряд.

В период почти повальной моды на декадентские писания Чехов никогда не изменил своему тонкому и строгому таланту реалиста.

В то время, когда на Западе и в старой России чуть ли не высшим грехом считалось, если писатель не мог «отрешиться от морали», Чехов мечтал о человеке прозрачной морали, о той высокой нравственности, когда господином жизни станет разумный труд и мир будет осмыслен общим счастьем. В то время, когда модные поэты тех лет были напыщенны, Чехов был прост, ясен, и никто не высмеял так претензий и ходулей, как он. Когда наиболее изощренные проповедники декаданса звали читателя назад, во тьму древности, где будто бы только и пребывал «сильный человек». Чехов думал о будущем, свободном от бесправия, мещанства, пошлости, о людях с прекрасной душой, прекрасными мыслями, думал о красоте.

По своему дару видения Чехов стоит в чудесном ряду русских классиков XIX века, завершая собою ряд, открытый сияющим именем Пушкина. По писательскому искусству своему, которое восхищает нас строгостью, простотой формы, Чехов является классиком мировым. Язык его останется примером долговечных достижений русской литературы.

Вершинным произведением Чехова, его «лебединой песней» является комедия «Вишневый сад», написанная в 1903 году.

Чеховские идеалы в «Вишневом саде» многие связывают с образами Пети и Ани. Безусловно, они бескорыстны, мечтательны и чисты, но автор не спешит связывать с ними свои надежды на новую жизнь. Петя олицетворяет собой определенный тип людей: он «вечный студент*.

«Мы выше любви», — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Во всем облике этого персонажа сквозит какая-то недостаточность, неглубокость, отсутствие жизненной силы.

Нет в нем того, что во все времена ценилось на Руси, — основательности.

Обратите внимание

Автор не может доверить ему красоту, да и сам герой не пытается спасти сад. Его не волнует самая важная для Чехова проблема. Петя смотрит на все слишком поверхностно; не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей.

Изумительно мастерство Чехова в построении произведения. Как известно, главное в композиции — группировка образов. Они расположены драматургом так, чтобы полнее раскрыть идейное содержание картины, действия.

Начиная с первого акта, имевшего значение экспозиции, обнажается гниль и никчемность хозяев имения. Этим уходящим с жизненной арены людям противопоставлены Петя Трофимов и Аня, являющиеся воплощением чистоты и добра.

Правда, в первом акте они очерчены эскизно, но интерес и симпатии зрителей — на их стороне.

Образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль. Прежде всего, он символизирует поэзию старой жизни, ту поэзию «лунных ночей», «белых фигур с тонкими талиями», «дворянских гнезд», исчерпанность, избитость которой с такой остротою выражена была в рассказе «У знакомых». Эта поэзия выродилась уже в фарс, водевиль.

Дворянская культура, когда-то живая и плодотворная, давно стала мертвой, превратилась в «многоуважаемый шкап», к которому обращается с одной из своих обычных шутовских речей по случаю столетнего юбилея шкафа водевильный дядюшка Гаев, страдающий патологической болтливостью.

А законная наследница отжившей поэзии «дворянских гнезд», юная Аня, дочь Раневской, преемница Лизы Калитикой, Татьяны Лариной, весело, по-молодому звонко, бесповоротно прощается со всей этой устаревшей, потерявшей живое содержание, мертвой «красотой».

Ей помогает в ее духовном развитии, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему родины студент Петя Трофимов. Он раскрывает Ане глаза на то, что таилось за поэзией дворянской культуры.

Важно

Печаль «Вишневого сада» никак не может быть связана с легкомысленными «страданиями» Гаевых и Раневских.

Стоит только хоть на минуту отождествить лирическое начало пьесы — образ «вишневого сада» — с этими водевильными фигурами, стоит только посчитать Гае-ва и Раневскую какими-то «представителями» умирающей поэзии и красоты, как придется принимать всерьез все их переживания и слезы.

И тогда произойдет то, чего так боялся Чехов: «Вишневый сад» перестанет быть лирической комедией, «местами даже фарсом», а превратится в «тяжелую драму», в которой обилие слез будет не только характеризовать «настроение лиц», но и вызывать унылое настроение у зрителя.

И зритель, особенно современный, будет испытывать крайне неловкое чувство: ему придется всерьез «переживать» страдания людей, которые сами не способны ни на какое серьезное переживание. Чехов предстанет в странном виде. Как будто он был способен страдать «страданиями» никчемных, «призрачных» людей!

В пьесе звучит постоянная чеховская грусть о пропадающей напрасно красоте. Здесь это — грусть о поэтическом вишневом саде, элегическая грусть прощания.

Но это светлая, пушкинская грусть. Вся пьеса проникнута настроением светлого прощания с уходящей жизнью, со всем плохим и хорошим, что было в ней, настроением радостного привета новому, молодому.

Как и в других пьесах Чехова, в «Вишневом саде» есть реальная символика. Символично само название: вишневый сад — символ уходящего собственнического мира.

Именно так его воспринимает Трофимов: «Ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…

» Но цветущий сад — это, вместе с тем, и символ вообще красоты родины, жизни.

Совет

Символичны звуки-: удар топора по дереву, звук лопнувшей струны. С ними ассоциируется конец старой жизни. Особенно выразительны звуки в конце пьесы. Когда Фирс говорит: «Эх, ты…

недотепа!» — вдруг «слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный», а затем — стук топора по дереву.

Символика здесь очень прозрачна: уходит старая жизнь, на смену ей идет новая.

Идейный смысл «Вишневого сада» — его призыв к изменению жизни — был правильно понят современниками. Присутствующий на первом представлении пьесы 17 января 1904 года Горький сказал Чехову: «Озорную штуку вы выкинули, Антон Павлович. Дали красивую лирику, а потом звякнули со всего размаху топором по корневищам: к черту старую жизнь!

В конце чеховской пьесы стоит не точка, а знак вопроса. Давно отмечена особенность «бесконечных» произведений этого писателя: читатель как бы соучаствует в изображаемом действии, а не остается сторонним наблюдателем.

Чехов как-то сказал, что в человеке все должно быть прекрасно… читая «Вишневый сад», размышляя о жизни и поступках его героев, мы задумываемся над судьбой России и ее красоты.

Кто же спасет красоту?



Источник: https://scribble.su/work/seria/53.html

Вчера, сегодня, завтра в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Вчера, сегодня, завтра в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад

Прошлое страстно глядится

в грядущее

А. А. Блок

Пьеса Чехова Вишневый сад написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу его многогранного творчества, отражая сложные явления того времени.

Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драмматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки далеки от нравственных норм поведения.

Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое.

Обратите внимание

Вместе с его героями мыживем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса Вишневый сад- это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом.

Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего. Лопахин отрицает мир Раневской и Гаева, Трофимов Лопахина. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.

Раневская хозяйка вишневого сада. Сам вишневый сад служит для нее дворянским гнездом. Без него жизнь для Раневской немыслима, с ним связана вся ее судьба. Любовь Андреевна говорит: Ведь я родилась здесь, здесь жили мой отец и мать, мой дед. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и уж если так ужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом.

Мне кажется, что она страдает искренне, но вскоре я понимаю, что она на самом деле думает не о вишневом саде, а о своем парижском любовнике, к которому решила поехать вновь. Я был просто поражен, когда узнал, что она уезжает на деньги, присланные Анне ее ярославской бабкой, уезжает, не задумываясь над тем, что она присваивает себе чужие средства.

И это, по-моему, эгоизм, но какой-то особенный, придающий ее поступкам видимость добродушия. И это, на первый взгляд, так. Ведб именно Раневская заботится болше всех о судьбе Фирса, соглашается дать деньги взаймы Пищику, именно ее Лопахин любит за некогда доброе отношение к нему.<\p>

Гаев, брат Раневской, тоже представитель прошлого. Он, как бы дополняет Раневскую.

Гаев отвлеченно рассуждает об общественном благе, о прогрессе, философствует. Но все эти рассуждения пустые и вздорные. Пытаясь утешить Аню, он говорит: Проценты мы заплятим, я убежден. Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! Счастьем мщим клянусь! Полагаю, Гаев, и сам не верит в то, что говорит.

Я не могу не сказатть о лакее Яше, в котором я замечаю отражение циничности. Он возмущен невежеством окружающих, говорит о своей невозможности жить в России: Ничего не поделаешь. Здесь не по мне, не могу жить.… Насмотрелся на невежество будет с меня. По-моему, яша оказывается сатирическим отражением своих хозяев, их тенью.

<\p>

Утрату Гаевым и Раневской усадьбы, на первый взгляд, можно обьяснить их беспечностью, но скоро в этом меня разубеждает деятельность помещика Пищика, который изо всех сил старается сохранить свое положение. Он привык, что деньги сами регулярно идут ему в руки. Ивдруг все нарушается.

Важно

Он отчаянно пытается выйти из такого положения, но его попытки пассивны, как и у Гаева с Раневской. Благодаря Пищику я понял, что ни Раневская, ни Гаев не способны ни к какой деятельности. На этом примере Чехов убедительно доказал читателю неизбежность ухода в прошлое дворянских усадеб.<\p>

На смену энертным гаевым приходит ловкий коммерсант и ушлый делец Лопахин.

Мы узнаем, что он не длагородного сословия, чем несколько кичится: Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, в желтых башмаках. Осознавая всю сложность положения Раневской, он предлагает ей проект по реконструкции сада. В Лопахине ясно чувствуется та активная жилка новой жизни, которая постепенно и неотвратимо оттеснит на задний план жизнь бессмысленную и никчемную.

Однако автор дает понять, что Лопахин не является представителем бубущего; он исчерпает себя в настоящем. Почему же? Очевидно, что Лопахиным руководит стремление личного обогащения. Исчерпывающую характеристику ему дает Петя Трофимов: Вы богатый человек, скоро будете миллионером.

Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен! Лопахин, покупатель сада, говорит: Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят здесь новую жизнь. Эта новая жизнь представляется ему почти такой же, как жизнь Раневской и Гаева.

В образе Лопахина, Чехов показывает нам, насколько хищническое капиталистическое предпринимательство античеловечно по своей природе. Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди Петя и Аня.<\p>

Одной мимолетной фразой Чехов дает понять, что представляет собой Петя. Он вечный студент. По-моему, этим все сказано. Автор отразил в пьесе подъем студенческого движения. Име�

Источник: https://www.studsell.com/view/30310/

Ссылка на основную публикацию