Анализ поэмы «черный человек» (с. есенин)

«Чёрный человек», анализ поэмы Есенина

История создания поэмы «Чёрный человек» многое говорит о произведении. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был длиннее и отличался ещё большим трагизмом.

Супруга поэта Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвётся сердце».

Неизвестно, что побудило Есенина уничтожить черновые наброски и оставить сокращённый вариант, однако и он поражает своей депрессивной силой.

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» — это не поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу.

Обратите внимание
Важно

Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение.

[/su_box]

Год завершения поэмы — 1925 — это последний год жизни Есенина. Такого искреннего, пугающего своей мрачностью самоанализа не найти в русской поэзии, и только предчувствие окончания жизненного пути способно подарить произведению столь депрессивные краски.

В начале поэмы стоит обращение «Друг мой, друг мой», такое же, как в его последнем стихотворении, созданном перед смертью. И читатель сразу, ещё во вступлении, оказывается вовлечённым в действие поэмы, будто на самом деле слушая исповедь друга.

Герой поэмы не щадит себя и с первых строк признаётся, что причиной душевной болезни, прихода «чёрного человека» может быть алкоголь, а дальше говорит и о собственной распущенности, и о самообмане.

И это не картинное покаяние, а простое признание, которое заставляет искренне жалеть такого человека.

Болезненная метафора «Голова машет ушами, как крыльями птица», и ей «на шее ноги маячить больше невмочь», отсылает к суицидальным мыслям, и следующий дальше рефрен «чёрный человек» нагнетает настроение до предела, подготавливая к его появлению. Всё, пришёл! Садится на кровать… и дальше — россыпь неприятных, усиливающих мрачное настроение слов: «мерзкой», «гнусавя», «усопшим», «тоска», «страх».

Прямая речь «чёрного человека», этого пугающего второго «я» героя поэмы, воспринимаются как откровение, признание в том, что душа пытается скрыть от самой себя. Не только поругание, но и похвала: «авантюрист самой лучшей марки», «поэт с ухватистой силою»… и дальше едкая насмешка — о «женщине сорока с лишним лет, скверной девочке, его милой».

Герой слушает, не перебивая, а чёрный человек объясняет жизнь поэта и раскрывает её самообман: в тоске и унынии изо всех сил казаться улыбчивым и простым, и пытаться выдавать это за счастье.

Важно

Здесь его речь всё же прерывается: лирический герой отказывается признавать в жутковатом портрете себя! И чёрный человек, глядя в упор, хочет назвать его жуликом и вором, но — пауза, страшный гость исчезает.

Вторая часть поэмы начинается с повтора начальной тоскливой строфы, но дальнейшее описание довольно спокойное.

Тихий зимний пейзаж, ночь, герой никого не ждёт, стоя у окна… И вдруг снова подкрадывается жуть: «зловещая птица», «деревянные всадники», и — «опять этот чёрный на кресло моё садится», теперь описанный более чётко, в цилиндре и сюртуке.

Повторяется обличение героя, россыпь слов «подлец», «ненужно», «глупо», «дохлая томная лирика». В кульминации поэмы чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии.

«Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою», — это прямое оскорбление и унижение! И чтобы уж не осталось никаких сомнений в том, кого имеет в виду незваный гость, следует точное описание: «мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… стал он взрослый, к тому ж поэт». И герой не выдерживает: взбешённый, разъярённый, бросает трость «прямо к морде его, в переносицу»…

Далее — короткая и драматичная развязка, при первом прочтении поражающая читателя неожиданностью. «Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет.

Я один… И разбитое зеркало…» Две детали: цилиндр, который был надет на «чёрном человеке», и зеркало несомненно указывают, что страшный разговор герой вёл с самим собой.

И сразу картина обличения, порицания становится ещё более трагичной: как, сознавая всё это и старательно пряча от себя, можно было не сойти с ума и продолжать писать?!

Необыкновенно ценной становится поэма — откровенное признание Есенина, близок и понятен становится и он сам. И даже его трагическая гибель предстаёт в другом свете, после прочтения «Чёрного человека» — реквиема поэта самому себе.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение

  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина

  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина

  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина

  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина

  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина

  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина

  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина

  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина

  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина

  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

  • «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Чёрный человек»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/525-chernii-chelovek-analiz

Анализ стихотворения «Черный человек» Есенина

Поэма “Черный человек” Есенина – это не просто в одночасье хлынувший на бумагу поток мыслей, поэт задумывал ее давно и завершил в последний год своей жизни, что придало произведению несколько мистическое звучание. Краткий анализ “Черный человек” по плану, использованный на уроке литературы как основной или дополнительный материал, станет для учеников 11 класса проводником в мир последних дней поэта.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черный человек.

История создания – поэма была задумана поэтом еще во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.

Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.

Композиция – она построена на диалогах и больше напоминает пьесу.

Жанр – лироэпическая поэма.

Стихотворный размер – дольник.

Метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица”.

Эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”.

Олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.

Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился еще в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжелый для восприятия. Есенин решил сократить ее, но депрессивность и глубина страдания, воплощенные в поэтической форме, все равно поражают.

По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у нее просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные еще в Америке, и значительно сократить произведение.

Совет

Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось.

Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждет от него революционных маршей.

Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжелый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Черного человека”, который был завершен в 1925 году.

Опубликовали поэму уже после смерти Есенина – в 1926 году она вышла в журнале “Новый мир”.

Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает свое ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре.

Что же видит это человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви – кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней.

Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.

“Черный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом стих является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.

Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал театральную композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким черным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.

Обратите внимание

В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой прием, как вступление – в нем Есенин обращается к другу.

Несмотря на композиционные особенности, произведение легко определить как лироэпическую поэму.

С одной стороны, в нем описывается эмоциональное состояние героя, с другой – поэма посвящена истории его жизни, с ней есть сюжет, который можно отследить.

Есенин использует в нем тоническую систему стихосложения – дольник, так как именно с его помощью он может передать свое настроение и показать, как он устал от этой жизни и как тяжело ему видеть себя в зеркале.

Все художественные средства, использованные в произведении, работают на его идею – это странные, порожденные явно больным воображением метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица”, горькие эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”, а также пугающие олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.

Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/chernyy-chelovek.html

«Черный человек» С. Есенин

«Черный человек» Сергей Есенин

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек

Черный, черный…

«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных

Громил и шарлатанов.

Важно

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой

И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой

И своею милою».

«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные

И лживые жесты.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —

Самое высшее в мире искусство».

«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай».

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло

Обокравший кого-то.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,

Съехались в нашем саду.

Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр

И откинув небрежно сюртук.

«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо

Страдал бессонницей.

Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать

Свою дохлую томную лирику?

Совет

Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,

Половой истекая истомою.

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,

С голубыми глазами…

И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой

И своею милою».

«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,

В переносицу…

. . . . . . . . . . . . . . . .

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…

И — разбитое зеркало…

Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.

Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму, первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей.

Поэтому Есенин вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.

Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».

Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта.

Обратите внимание

Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий.

При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично.

«Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», — сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.

Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом.

В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала».

Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.

Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо. Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится.

У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего.

И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.

Источник: https://pishi-stihi.ru/chernyj-chelovek-esenin.html

Чёрный человек

Последние годы жизни Сергея Есенина преследуют страхи и неуверенность. Пытался ли поэт их заглушить алкоголем или наоборот они развивались на фоне пристрастия к спиртному – это вопрос. Так или иначе, на этом фоне внутренней неуверенности, страхов и разочарования Есенин пишет поэму «Чёрный человек», анализ которой я и предлагаю.

Поэма писалась долго и закончена незадолго до трагической смерти Сергея. Первоначальный черновой вариант был гораздо больше, но его поэт счёт слишком сложным для понимания и сократил почти вдвое. Это не сделало строки менее депрессивными, в них буквально физически чувствуется страх и неуверенность в завтрашнем дне.

Обращение к другу

В этом стихотворении, как и ещё в нескольких есенинских работах, идёт обращение к неизвестному другу «Друг, мой», этими же строками поэма и начинается:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.

Что подразумевал Есенин под болезнью? Скорее всего, совокупность душевных и физических недомоганий. Не забываем, что алкоголь и депрессия не раз доводили поэта до психбольницы, побывал он в этом заведении и незадолго до смерти, когда предположительно, и шла финальная правка поэмы.

Последние годы жизни поэт критически оценивает свой путь – ему так и не удалось оторваться от деревни, а городским он не стал. Старые друзья ушли, новым нет доверия. Кое-кто стихи поэта любит, другой из-за них отворачивается. Слава призрачна, а смысл жизни потерян.

Собирательный образ

В поэме много раз говорится о чёрном человеке и только в конце открывается его тайна. Чёрные человек символизирует все проблемы автора, в нём генерируются все неприятности и невзгоды судьбы. Тут и непризнание, и бодание с властью, и проблемы в личной жизни, и алкоголь.

О душевном одиночестве поэта в момент работы над поэмой говорят строки:

Я один у окошка,

Ни гостя, ни друга не жду.

Нимб одиночества

Мало того что один, так никого и не ждёт. Нет, у Есенина даже в последний год жизни, не было недостатка в товарищах, особенно в кабаке, но это было не то, это было «достань, да выкинь». К прочему, в процессе работы над поэмой расстреливают Ганина, а последняя жена Есенина Толстая более друг, чем жена… .

В строках Есенин вспоминает и Дункан:

И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой

И своею милою.

И несколько раз повторяется про бессонницу, которая приходит на фоне алкоголя и душевного разлада с самим собой. Главного героя поэмы, в котором угадывается сам Есенин, поэт не раз обзывает, то подлец, то вор… . Это показывает недовольство собой на фоне депрессивного состояния.Что доказывает, что главный герой и есть Есенин? Хотя бы эти строки:

Важно

Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый,

С голубыми глазами…

Напомню, Есенин «жёлтоволос» с голубыми глазами, а родился в Константиново под Рязанью.

Чёрный диалог

Разговор с чёрным человеком в концовке поэмы не ладится, герой недоволен его правдой и разъярён, после чего хватает трость и бьёт гостя в «морду, в переносицу».

В последних строчках произведения герой оказывается перед разбитым зеркалом в цилиндре, в который был одет чёрный человек. То есть никакого гостя не было, чёрный человек – это второе «я» Есенина, его чёрная сторона, которую он пытался убить в себе… .

Из поэмы явно видно, что последний год тяжело даётся поэту. Внешние и внутренние препятствия буквально мешают ему жить. Поэт не сдаётся, борется с ними, но один убитый страх рождает два других.

«Чёрный человек» – это реквием Есенина по самому себе и одна из последних попыток поэта освободиться от пут, которые не дают дышать полной грудью. Строки полные боли, страха и депрессии, но их надо читать, чтобы видеть Есенина в полном образе, без купюр и вырезок.

Друг мой, друг мой,Я очень и очень болен.Сам не знаю, откуда взялась эта боль.То ли ветер свиститНад пустым и безлюдным полем,То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,Как крыльями птица.Ей на шее ногиМаячить больше невмочь.Черный человек,Черный, черный,Черный человекНа кровать ко мне садится,Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

Черный человекВодит пальцем по мерзкой книгеИ, гнусавя надо мной,Как над усопшим монах,Читает мне жизньКакого-то прохвоста и забулдыги,Нагоняя на душу тоску и страх.Черный человек

Черный, черный…

“Слушай, слушай,-Бормочет он мне,-В книге много прекраснейшихМыслей и планов.Этот человекПроживал в странеСамых отвратительных

Громил и шарлатанов.

В декабре в той странеСнег до дьявола чист,И метели заводятВеселые прялки.Был человек тот авантюрист,Но самой высокой

И лучшей марки.

Совет

Был он изящен,К тому ж поэт,Хоть с небольшой,Но ухватистой силою,И какую-то женщину,Сорока с лишним лет,Называл скверной девочкой

И своею милою”.

“Счастье,- говорил он,-Есть ловкость ума и рук.Все неловкие душиЗа несчастных всегда известны.Это ничего,Что много мукПриносят изломанные

И лживые жесты.

В грозы, в бури,В житейскую стынь,При тяжелых утратахИ когда тебе грустно,Казаться улыбчивым и простым –

Самое высшее в мире искусство”.

“Черный человек!Ты не смеешь этого!Ты ведь не на службеЖивешь водолазовой.Что мне до жизниСкандального поэта.Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай”.

Черный человекГлядит на меня в упор.И глаза покрываютсяГолубой блевотой.Словно хочет сказать мне,Что я жулик и вор,Так бесстыдно и нагло

Обокравший кого-то.

Друг мой, друг мой,Я очень и очень болен.Сам не знаю, откуда взялась эта боль.То ли ветер свиститНад пустым и безлюдным полем,То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная…Тих покой перекрестка.Я один у окошка,Ни гостя, ни друга не жду.Вся равнина покрытаСыпучей и мягкой известкой,И деревья, как всадники,

Съехались в нашем саду.

Где-то плачетНочная зловещая птица.Деревянные всадникиСеют копытливый стук.Вот опять этот черныйНа кресло мое садится,Приподняв свой цилиндр

И откинув небрежно сюртук.

“Слушай, слушай!-Хрипит он, смотря мне в лицо,Сам все ближеИ ближе клонится.-Я не видел, чтоб кто-нибудьИз подлецовТак ненужно и глупо

Страдал бессонницей.

Ах, положим, ошибся!Ведь нынче луна.Что же нужно ещеНапоенному дремой мирику?Может, с толстыми ляжкамиТайно придет “она”,И ты будешь читать

Свою дохлую томную лирику?

Ах, люблю я поэтов!Забавный народ.В них всегда нахожу яИсторию, сердцу знакомую,Как прыщавой курсисткеДлинноволосый уродГоворит о мирах,

Половой истекая истомою.

Обратите внимание

Не знаю, не помню,В одном селе,Может, в Калуге,А может, в Рязани,Жил мальчикВ простой крестьянской семье,Желтоволосый,

С голубыми глазами…

И вот стал он взрослым,К тому ж поэт,Хоть с небольшой,Но ухватистой силою,И какую-то женщину,Сорока с лишним лет,Называл скверной девочкой

И своею милою”.

“Черный человек!Ты прескверный гость!Это слава давноПро тебя разносится”.Я взбешен, разъярен,И летит моя тростьПрямо к морде его,

В переносицу…

…Месяц умер,Синеет в окошко рассвет.Ах ты, ночь!Что ты, ночь, наковеркала?Я в цилиндре стою.Никого со мной нет.Я один…

И – разбитое зеркало…

1925 год

В конце предлагаю полушать, как читает “чёрного человека Сергей Безруков. По моему мнению, его исполнение отлично отображает ход мыслей поэта. 

Источник: https://stihirus24.ru/izbrannye-i-redkie-stikhi-sergeya-esenina/221-chjornyj-chelovek.html

Анализ поэмы Сергея Есенина «Черный человек»

История создания поэмы «Чёрный человек» многое говорит о произведении. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был длиннее и отличался ещё большим трагизмом.

Супруга поэта Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвётся сердце».

Неизвестно, что побудило Есенина уничтожить черновые наброски и оставить сокращённый вариант, однако и он поражает своей депрессивной силой.

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» — это не поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу.

Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение.

Год завершения поэмы — 1925 — это последний год жизни Есенина. Такого искреннего, пугающего своей мрачностью самоанализа не найти в русской поэзии, и только предчувствие окончания жизненного пути способно подарить произведению столь депрессивные краски.

В начале поэмы стоит обращение «Друг мой, друг мой», такое же, как в его последнем стихотворении, созданном перед смертью. И читатель сразу, ещё во вступлении, оказывается вовлечённым в действие поэмы, будто на самом деле слушая исповедь друга.

Герой поэмы не щадит себя и с первых строк признаётся, что причиной душевной болезни, прихода «чёрного человека» может быть алкоголь, а дальше говорит и о собственной распущенности, и о самообмане.

Важно

И это не картинное покаяние, а простое признание, которое заставляет искренне жалеть такого человека.

Болезненная метафора «Голова машет ушами, как крыльями птица», и ей «на шее ноги маячить больше невмочь», отсылает к суицидальным мыслям, и следующий дальше рефрен «чёрный человек»нагнетает настроение до предела, подготавливая к его появлению. Всё, пришёл! Садится на кровать… и дальше — россыпь неприятных, усиливающих мрачное настроение слов: «мерзкой», «гнусавя», «усопшим», «тоска», «страх».

Прямая речь «чёрного человека», этого пугающего второго «я» героя поэмы, воспринимаются как откровение, признание в том, что душа пытается скрыть от самой себя. Не только поругание, но и похвала: «авантюрист самой лучшей марки», «поэт с ухватистой силою»… и дальше едкая насмешка — о «женщине сорока с лишним лет, скверной девочке, его милой».

Герой слушает, не перебивая, а чёрный человек объясняет жизнь поэта и раскрывает её самообман: в тоске и унынии изо всех сил казаться улыбчивым и простым, и пытаться выдавать это за счастье.

Здесь его речь всё же прерывается: лирический герой отказывается признавать в жутковатом портрете себя! И чёрный человек, глядя в упор, хочет назвать его жуликом и вором, но — пауза, страшный гость исчезает.

Вторая часть поэмы начинается с повтора начальной тоскливой строфы, но дальнейшее описание довольно спокойное.

Тихий зимний пейзаж, ночь, герой никого не ждёт, стоя у окна… И вдруг снова подкрадывается жуть: «зловещая птица», «деревянные всадники», и — «опять этот чёрный на кресло моё садится», теперь описанный более чётко, в цилиндре и сюртуке.

Повторяется обличение героя, россыпь слов «подлец», «ненужно», «глупо», «дохлая томная лирика». В кульминации поэмы чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии.

 «Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою», — это прямое оскорбление и унижение! И чтобы уж не осталось никаких сомнений в том, кого имеет в виду незваный гость, следует точное описание: «мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… стал он взрослый, к тому ж поэт». И герой не выдерживает: взбешённый, разъярённый, бросает трость «прямо к морде его, в переносицу»…

Совет

Далее — короткая и драматичная развязка, при первом прочтении поражающая читателя неожиданностью. «Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет.

Я один… И разбитое зеркало…» Две детали: цилиндр, который был надет на «чёрном человеке», и зеркало несомненно указывают, что страшный разговор герой вёл с самим собой.

И сразу картина обличения, порицания становится ещё более трагичной: как, сознавая всё это и старательно пряча от себя, можно было не сойти с ума и продолжать писать?!

Необыкновенно ценной становится поэма — откровенное признание Есенина, близок и понятен становится и он сам. И даже его трагическая гибель предстаёт в другом свете, после прочтения «Чёрного человека» — реквиема поэта самому себе.

Источник: https://rulit.online/articles/analiz-poemy-sergeya-esenina-chernyj-chelovek/

Анализ поэмы С.А. Есенина Черный человек

Анализ поэмы С.А. Есенина «Черный человек»

Автор: Есенин С.А.

Голова моя пашет ушами,

Как крыльями птица.

Ей на шее ноги

Маячить больше невмочь.

С.А. Есенин. Черный человек

«Черный человек» – одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы.

Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия.

Это лирическое выражение терзаний души поэма – одна из загадок творчества Есенина. Ее разрешения в первую очередь связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» – черного человека. Его образ имеет несколько литературных источников.

Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек.

«Черный человек» – это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности – традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова.

Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным.

Читая поэму, невольно задаешь вопрос: черный человек – это смертельно опасный противник поэта или часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу.

Однако в литературном произведении важно не только, что написано, но и как. Тема двойничества выражена на композиционном уровне.

Перед нами два образа – чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником – поэтическое выражение подсознательного.

В исповедальной книге, читаемой «прескверным гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя. Соотношение монологической и диалогической речи выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы.

Обратите внимание

Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а взволнованный хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования. Метафора разбитого зеркала прочитывается как аллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни.

Однако эта «слишком ранняя усталость» все же преодолевается: в финале поэмы ночь сменяется утром – спасительной порой отрезвления от кошмаров тьмы. Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью совать с нее темные наслоения. Возможно, надеется лирический герой, это приведет к очищению.

Источник: https://MirZnanii.com/a/360110/analiz-poemy-sa-esenina-chernyy-chelovek

Художественный анализ поэмы Есенина “Черный человек”

«Черный человек» – одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы.

<\p>

Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия.

Это лирическое выражение терзаний души поэма – одна из загадок творчества Есенина. Ее разрешения в первую очередь связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» – черного человека. Его образ имеет несколько литературных источников.

Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек.

«Черный человек» – это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности – традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова.

Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным.

Читая поэму, невольно задаешь вопрос: черный человек – это смертельно опасный противник поэта или часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу.

Однако в литературном произведении важно не только, что написано, но и как. Тема двойничества выражена на композиционном уровне.

Перед нами два образа – чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником – поэтическое выражение подсознательного.

В исповедальной книге, читаемой «прескверны м гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя. Соотношение монологической и диалогической речи выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы.

Важно

Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а взволнованный хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования. Метафора разбитого зеркала прочитывается ккак аллегория погубленной жизни.

Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни.<\p>

Однако эта «слишком ранняя усталость» все же преодолевается: в финале поэмы ночь сменяется утром – спасительной порой отрезвления от кошмаров тьмы.

Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью совать с нее темные наслоения. Возможно, надеется лирический герой, это приведет к очищению.

Сергей Есенин. В самом этом имени присутствуют музыка родных раздолий и красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Сложно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками.

Есенин говорил, что его лирика живет любовью к родине и чувство родины — основное в его творчестве. Стихи поэта грустны, как грустна была крестьянская жизнь. Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить красоту окружающего мира. Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родному краю.

Стихов моих грусть Кормил я резедой и мятой…

С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта. Народное творчество укрепило песенную основу лирики Есенина: «Родился я с песнями, в травном одеяле…».

Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, он мог заблуждаться и совершать ошибки. Обозревая его путь, мы видим, что Есенин был везде верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа.

Совет

Противоречивость поэта наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Он не может отказаться от мира привычных образов и представлений, который дорог особенно тем, что в нем жили десятки предшествовавших поколений.

Автор любовно поэтизирует приметы родной стороны:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под оклик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Вторжение в деревенские просторы городской цивилизации воспринимается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые еще недавно казались ему безысходными.

В «Письме к деду» он говорит о неоспоримом преимуществе техники «стального коня». Сердечные пристрастия поэта меняются.

Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни — нищем и «безысходном», и в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревне. Поэт отказывается воспевать старую деревню:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям…

В последние годы Есенин все чаще возвращается к мысли о природе, видя в ней не только могучее средство преобразования жизни, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям:

Что же, дайте косу, я вам покажу,

Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей молодости, о растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт.

Есенин ощущает роковую безостановочность времени: «Все пройдет, как с белых яблонь дым».

И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически, их согревает вера в душевные силы человека. Эти стихи Есенина созвучны светлой печали Пушкина.

Обратите внимание

Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть отчаяния — разнообразные переживания поэта. Но тема любви сближается с его главной темой — темой родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личным обаянием, а его стихи — магической силой. Любой собеседник находил в Есенине, в его творчестве что-то свое, и в этом тайна такого мощного воздействия есенинских стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и о мировом ее значении. Справедливы слова Н. Тихонова: «Есенин — это вечное».

Источник: https://www.rlspace.com/xudozhestvennyj-analiz-poemy-esenina-chernyj-chelovek/

Анализ стихотворения Есенина Черный человек

«Чёрный человек», последнее, что было написано автором. Есенин писал его не один день, в нем чувствуется горесть и утрата.

Анализ самого себя, быстрее всего автор пытался передать свои чувства и эмоции на бумагу.

С первых строг стихотворение дает понять обращение поэта к своему другу, он дает понять как ему в этот миг одиноко и больно. Поэзия раскрывает две стороны, самого человека и смерти.

Здесь можно понять двух мысленный текст, смерть, что приходит каждой ночью очень тяжелой болезнью или собственные страхи, которые не дают спать.

Персонаж боялся одиночества, он не мог быть сам. В его поэзии встречается образ девушки, он называет ее своей милой. Персонаж очень переживает за нее, он боится провалиться в бездну, он не знает, куда попадет дальше и что с ним будет.

Не тайна, что Сергей Есенин за пару лет чувствовал собственную катастрофическую смерть, о чем возможно найти неоднократные упоминания в его стихах. Он не знал от чего и когда он умрет, но знал, что это будет и очень скоро.

Он чувствовал смерть, которая шла за ним по пятам и не отпускала.

В его последних поэмах чувствовалась одна боль и тоска. Тревога не раз его отпускала, но лишь на пару минут. После этого он снова погружался в свой мир, когда автор писал, его страдания выливались на бумагу, это давало чувство глубокой удовлетворенности.

Всегда он хотел узнать, почему его жизнь была настолько глупа и однотипна. На это он никогда не находил объяснений и постоянно пил.

Писатель смерится пред таким фатализмом, доверив собственную участь верховным силам, несмотря на то никогда не выделялся симпатией к мистике и не веровал в наличие потусторонних мирозданий.

  • Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый дом
    Тоска по родине вдохновила автора Сергея Есенина на написания столь трогательного стихотворения « Я покинул родимый дом». В данном произведении автор пытается донести до читателя свою глубокую тоску по прошлому по отчиму дому,
  • Анализ стихотворения Фета Еще весны душистой нега
    Афанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.
  • Анализ стихотворения Некрасова Элегия
    Миссия Некрасова, которую он взвалил на себя, оказалась неблагодарной. Когда-то он решил посвятить свою поэзию народу, воспевать жизнь простых крестьян, нищих и прочих обездоленных людей, над которыми глумились все кому не лень.
  • Анализ стихотворения Тютчева Декабрьское утро
    Большое количество русских поэтов уделяли время описанию красоты природы. Тютчев является одним из таких поэтов, которые уделяли немало времени этой теме. Поэт своеобразно описывает законы природы и имеет интересные взгляды
  • Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6, 7, 9 класс
    Накануне отъезда на Кавказ, в очередное место ссылки, М. Ю. Лермонтова посещают бесконечные размышления о своей жизни под влиянием событий того времени. Думы выливаются в обращение к тучам, которые поэт на тот момент наблюдал в окне.

Источник: https://analiz-stihov.ru/esenin/chernyij-chelovek

Поэма А. С. Есенина «Черный человек» (материалы к факультативному занятию)



«Черный человек» — одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Такого искреннего, пугающего своей мрачностью самоанализа не найти в русской поэзии, и только предчувствие окончания жизненного пути способно подарить произведению столь депрессивные краски.

Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы. Окончательно поэма завершена в ноябре 1925 года, за 1,5 месяца до смерти поэта. Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения. История созданияпоэмы «Чёрный человек» многое говорит о произведении.

По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был длиннее и отличался ещё большим трагизмом. Супруга поэта Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвётся сердце». Неизвестно, что побудилоЕсенинауничтожить черновые наброски и оставить сокращённый вариант, однако и он поражает своей депрессивной силой.

<\p>

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» — это не поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу.

Обратите внимание
Важно

Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение.

[/su_box]

<\p>

В начале поэмы стоит обращение:«Друг мой, друг мой», такое же, как в его последнем стихотворении, созданном перед смертью. И читатель сразу, ещё во вступлении, оказывается вовлечённым в действие поэмы, будто на самом деле слушая исповедь друга.

Герой поэмы не щадит себя и с первых строк признаётся, что причиной душевной болезни, прихода«чёрного человека»может быть алкоголь, а дальше говорит и о собственной распущенности, и о самообмане. И это не картинное покаяние, а простое признание, которое заставляет искренне жалеть такого человека.

В цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривал он со своим двойником-отражением или молча наблюдал за собой и как бы прислушивался к самому себе. Вспомним, что в ночь на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» Есенин покончил жизнь самоубийством.

Может, потому, что мы знаем роковые обстоятельства его смерти, эта поэма воспринимается сейчас как своеобразный реквием поэта.<\p>

Мне день и ночь покоя не дает<\p>

Мой черный человек. За мною всюду<\p>

Как тень он гонится. Вот и теперь<\p>

Мне кажется, он с нами сам — третей<\p>

Сидит.

<\p>

“Кто это был? Ичто ему во мне?” Зададимся и мы этим вопросом.<\p>

Особый интерес вызывает форма поэмы.

«Черный человек» написан в виде обращения (письма) к другу, которому герой (сам поэт?) сразу же сообщает: «Я очень и очень болен» и, в частности, жалуется на бессонницу, виновником которой считает некоего Черного человека:<\p>

Черный человек<\p>

Спать, не дает мне всю ночь…<\p>

Заметим, что в той же форме письма к другу воспроизведены два монолога Черного человека, обращенные к герою поэмы. При всей похожести этих монологов они существенно разнятся между собой. Первый — почти панегирик некоему поэту («хоть снебольшой, / Но ухватистой силою»), авантюристу («Но самой высокой / Илучшей марки»), второй содержит обличающее введение к такому панегирику и обличение относится к собеседнику:<\p>

Я не видел, чтоб кто-нибудь<\p>

Из подлецов<\p>

Так ненужной глупо<\p>

Страдал бессонницей..<\p>

И ты будешь читать<\p>

Свою дохлую томную лирику?<\p>

Напрашивается вопрос: отчего же такой разнобой монологов? От обнаруживающего с самого начала разного понимания жизненных ценностей героя и Черного человека. Обратим внимание на оценочный эпитет героя:<\p>

Черный человек<\p>

Водит пальцем по мерзкой-книге…<\p>

и на отношение к той же книге Черного человека:<\p>

В книге много прекраснейших<\p>

Мыслей и планов<\p>

А ведь речь, как выясняется, идет о книге жизни, прожитой неким поэтом, которого герой поэмы называет «скандальным» и беседовать о нем с Черным человеком решительно отказывается.<\p>

Совет

Тема двойничества выражена на композиционном уровне. Перед нами два образа — чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником — поэтическое выражение подсознательного. В исповедальной книге, читаемой «прескверным гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя. Соотношение монологической и диалогической речи выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы.<\p>

Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а взволнованный хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования. Метафора разбитого зеркала прочитывается какаллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни.<\p>

Итак, поэма открывается тягостным признанием:<\p>

Друг мой, друг мой,<\p>

Я очень и очень болен…<\p>

Эти же строки повторяются и в середине поэмы, деля её пополам. Что представляет собой поэма? Она построена как диалог Чёрного человека с лирическим героем. Как оказывается, это беспощадный разговор с самим собой, откровенный до «блевоты», исповедь перед самим собой. О чём же этот разговор? «Прескверный гость» посетил поэта. Он явился прочитать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять у него последнюю надежду на спасение. Таким образом, герой С.Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени.<\p>

Обратим внимание на язык поэмы «Черный человек»: речеведение, жест, темп и интонацию — именно они формируют мир поэмы, ее эмоциональную окраску. Поэма почти лишена на грамматическом уровне действия: глаголов, в сравнении с именами и местоимениями, относительно мало — поэма номинативна. Здесь представлена картина. Действие поэмы развёрнуто в настоящем времени: «свистит», «садится», «водит», «читает, «бормочет», «произносят» и т. д. Чёрный человек — это скорее прошлое. В его речи наиболее часто встречается употребление глаголов в прошедшем времени: «проживал», «громил», «называл» и т. д.<\p>

В этом времени он обращается к другу, говорит о черном человеке. Сам черный человек — скорее прошлое, чем настоящее. В его речи наиболее часто встречается употребление глаголов в прошедшем времени, направленных, правда, в сторону лирического героя. Черный человек стремится повернуть вспять время лирического героя, стремится противопоставить себя современности. В этом смысле правомерно утверждение того, что для Есенина черный — пережиток прошлого.<\p>

Словарь Г.Дьяченко даёт следующие значения прилагательного «чёрный»: противоположный белому, нечистый; название дьявола; нечистая сила — сила мрака, холода и всего враждебному человеку.<\p>

В поэме часто встречаются антонимы чёрный и белый. Борьба двух тем: «чёрной ибелой»:<\p>

Страна отвратительных<\p>

Громил и шарлатанов…<\p>

Но «в декабре втой стране снег до дьявола чист»; когда «грустно», надо казаться «улыбчивым»; книга жизни «мерзкая», но в ней «прекраснейшие мысли ипланы»; глаза Чёрного человека и мальчика-ребёнка. У Чёрного человека покрываются «голубой блевотой», то есть они мертвы. Это антитеза живым глазам мальчика-ребёнка. Образ ребёнка — олицетворение божественного начала, образ «гостя» — демонического. Юность героя светла до сияния («жил мальчик впростой крестьянской семье, желтоволосый, сголубыми глазами»— не лицо, алик!). А финал тёмен — скандальный поэт. Палитра поэмы «Черный человек» чрезвычайно многоцветна. Однако, на первый взгляд, может показаться обратное: преобладание черно-белых тонов с редким вкраплением голубого и желтого. Что же позволяет говорить о значимости эпизодически упоминаемых цветов? Их эстетическая ценность. Именно сквозь цветовую гамму желтого, точнее золотого, и голубого в их соотношении с балладностью черно-белой гаммы вырисовывается истинная расстановка акцентов цветовой символики в поэме. Поэма с достаточной четкостью отражает преобладание того или иного оттенка цвета в определенный период творчества С. Есенина. Молодому поэту его жизнь представляется рассветом мира, сказочного в своей красоте. Голубым цветом залито все вокруг: «О Русь— малиновое поле исинь, упавшая вреку», «В прозрачном холоде заголубели долы» и др. Вторым значимым цветом является желтый, золотой, причем акцент делается именно на золото: «Где златятся рогожи вряд», «Луна над крышей, как злат бугор», и даже цвет юности у Есенина золотой: «зелень золотистая» и т. д. Это исконные цвета С. Есенина. Просто желтый появится значительно позже. И может быть фактическое обозначение в речи черного человека цвета волос мальчика как «желтые» говорит о чуждости этого образа черному человеку. Это классический яркий блеск иконы, который традиционно используется поэтом в различных вариациях для прорисовки различных образов. Поэт рисует не только чистые цвета, но и полутона, оттенки. Так, с помощью синего, который, в зависимости от тональности основного желтого, то голубеет, то лиловеет, Есенин не только повышает активность цвета, но и разводит, когда это нужно, слишком близкие желтые: «Чистит месяц всоломенной крыше // Обоймленные синью рога». Чтобы месяц, запутавшийся в желтой соломе, яркой на фоне лунной и притом весенней ночи, не погас, Есенин обнимает яркой синевой — по сравнению с которой ночь кажется тьмой — его молодые рожки».В поэме Есенин использует «темную лексику»: «мерзкий», «гнусавый», «прохвост», «забулдыга», «шарлатаны», «дьявол». Очевидно, это делается для того, чтобы показать состояние лирического героя. Только иногда мы можем увидеть «немного светлых» слов: «прекраснейший», «чистый», «изящный».<\p>

Обратите внимание

Цвет поэмы напрямую соотносится с ее содержанием. Преобладающий черный сочетается с мрачным содержанием поэмы. Он соответствует мрачному настроению автора, мы видим его тягостные думы. Поэма мрачная, жуткая, цвет черный. Он навевает мрак, мистику, безумство. Темный цвет — отражает чувства поэта. Но мы видим и голубой цвет глаз. Голубой, желтый — детство Есенина.<\p>

Непрекращающееся созвучие шипящих [ч], [щ], [ш] («черный», «человек», «невмочь», «машет»и т. д.) предает эффект шепота, при том злого и идущего не из уст лирического героя, а из-за его спины.<\p>

Постоянное использование черного цвета в данной поэме, играет роль кисти, которой художник рисует отнюдь невеселую картину своего существования, оно омрачает обстановку вокруг героя. Однако эта «слишком ранняя усталость» все же преодолевается: в финале поэмы ночь сменяется утром — спасительной порой отрезвления от кошмаров тьмы. Но какая картина предстает перед нами: последствия «войны» поэта со своим «черным человеком». Эта война с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью совать в нее темные наслоения. Возможно, надеется лирический герой, эта победа приведет к очищению. У каждого человека есть как белая сторона, так и черная. Между этими сторонами постоянно ведется война. В современной литературе или мультипликационных сериалах часто встречаются персонажи белой и черной стороны героя, чаще всего это ангел и бес, соответственно. Если же предположить, что Лирический герой — это ангел, а Черный человек — бес, то мы видим, что конфликт между ними обостряется.<\p>

Тема черного человека — тема болезненной души, раздвоенной личности — традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова. Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Отсюда следует, что «Черный человек» — это двойник поэта, он вобрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким.<\p>

Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. Данная поэма стала последней в жизни Сергея Александровича Есенина. Она дала понять, что в последние годы его жизни жизненная мелодия поэзии С.Есенина сильно изменилась. Двойник мучавший его всю жизнь, так или иначе проявлявшийся во многих его произведения, предстал перед нами именно в данной поэме.<\p>

Поэма «Черный человек» остается одним из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений не только в творчестве Есенина, но и во всей отечественной литературе.<\p>

Литература:<\p>

  1. Енишерлов В. Его самородная стихия: к 90-летию со дня рождения Сергея Есенина. — М.: Советская Россия. 1985.
  2. Есенин С. А. Стихи и поэмы. — М.: Советская Россия. 1990
  3. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.
  4. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. — М., 1975.
  5. Пяткин С. Н. «Я молюсь Ему по ночам…» (О последней поэме С. А. Есенина) // Современное есениноведение. 2006. № 4. С.78–97
  6. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М., 1995.
  7. СловарьЛитературоведческихТерминов. Автор-составитель С. П. Белокурова, 2005.

1<\p>

Основные термины (генерируются автоматически): черный человек, Лирический герой, поэма, герой поэмы, употребление глаголов, книга жизни, действие поэмы, сам поэт, некий поэт, прошедшее время.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27268/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]