«слово о полку игореве»: завязка, кульминация, развязка

Слово о полку Игореве. Анализ

«Слово о полку Игореве» —  выдающийся памятник литературы Древней Руси, был открыт в конце 80- начале 90-х годов XVIII века.

Композиция. Композиция «Слова» построена по принципу «триад». В поризведении три части: вступление, основная часть и эпилог. Основная часть также состоит из трех частей.

Во вступлении автор размышляет о том, как рассказать о походе Игоря на половцев.

Во вступлении определяются хронологические границы повествования («от старого Владимира до нынешнего Игоря») и очень кратко сообщается о решении Игоря «навести свои храбрые полки на землю половецкую на землю русскую».

В первой части мы видим завязку сюжета, а именно выступление Игоря в поход. Все в природе предвещает несчастье: «Солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал…». Вторая битва с половцами становится кульминацией действия. За ней следует историко-публицистическое отступление.

Вторая часть переносит нас в Киев, где Святослав видит «мутный» сон, предвещающий несчастье, после бояре объясняют ему значение сна и сообщают о поражении Игоря и Всеволода. Кульминация второй части — «Золотое слово» Святослава. Основный смысл речи Святослава — призыв объединиться.

Третья часть начинается с плача Ярославны, в котором юная княгиня обращается к самым могущественным силам природы — солнцу, ветру, Днепру, Славутичу с просьбой о помощи. Кульминация этой части — побег Игоря. Это является и развязкой «Слова о полку Игореве».

В эпилоге автор славит князей и дружину.

Образная система «Слова». В основе образной системе «Слова» лежит целостное мировосприятие автором Вселенной и человека.

Русская земля — центральный герой слова. Она предстает в своей исторической и природной красоте, во всей сложности политической борьбы своего времени, во всей сложности политической борьбы своего времени, в широчайшей пространственно-временной перспективе. Также автор обращает внимание на то, что русская земля — это прежде всего народ, населяющий ее.

Обратите внимание

Образ автора тоже очень важен. Именно он представляет нам своих героев, комментирует их действия и поступки. Автор вторгается в текст со своими отступлениями, помогая читателю сориентироваться в сложном потоке образов и идей.

Жанр произведения. Сам автор называет свое произведение и повестью, и словом, и песнью. Современные же исследователи предлагают предлагают считать «Слово о полку Игореве» памятником ораторского красноречия, героической поэмой, военной повестью и песнью одновременно, произведением, «выпадающим» из традиционной системе жанров.

Информация взята из Справочника школьника под общей редакцией Соболевой (Москва, Аст-Пресс, 2004).

Источник: https://ege-ruslit.ru/?p=608

Композиция, анализ и идея произведения “Слово о полку Игореве” :

«Слово о полку Игореве» вызвало немало споров о времени написания, подозрений скептиков о подлинности.

За два столетия было создано около ста переводов поэмы, и даже существует «Энциклопедия “Слова”».

Но за всеми исследованиями, размышлениями и комментариями остается неизменным одно: «Слово» – это жемчужина древнерусской литературы, в которой, как известно, не было вымышленных героев и сюжетов.

Исторические предпосылки создания поэмы

Позади добрые времена Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого. Русская земля раздираема междоусобицами князей, разделенных на два лагеря – потомков Мономаха и его противника Олега. Они жестоко враждовали друг с другом. В конце XII века кочевники одолевают южные окраины Русской земли и тревожат ее набегами. Но их натиск разбивается об ответные удары русской дружины.

После нескольких поражений кочевников объединяет хан Кончак, который пытается отомстить за поражение своего деда. В их войске появляются огромные луки-самострелы и «греческий огонь».

Разрозненные русские князья столкнулись с сильным и единым войском. Под влиянием этой опасности зреют идеи об объединении и делается попытка примирения мономаховичей и ольговичей, которые на время рвут союз со степью.

Эти факторы и определили основную тему и идею произведения «Слово о полку Игореве».

Князь Игорь Святославович

«Слово» рассказывает в основном о походе князя против кочевников. Игорь – второй сын Святослава Ольговича и внук Олега Святославовича, знаменитого своими междоусобицами с Мономахом.

Родился князь Игорь в 1151 году, и ко времени похода у него было уже трое сыновей от первой жены. Дочь князя Ярослава была второй женой Игоря, на которой он женился за год до похода.

Наголову разбитый Рюриковичем в 1180 году Игорь спасся со своим союзником, а в будущем – злейшим врагом Кончаком.

Когда возникла необходимость объединения русских князей, глава ольговичей Святослав отказался от союза с половцами и выступил одним из организаторов объединения. Это сказалось и на Игоре, который решительно рвет с кочевниками, становится их ярым противником и ставит перед собой безумную задачу – своими силами найти Тмутаракань и дойти до Черного моря, сотню лет закрытого для русичей.

Что двигало князем Игорем? Воинская честь и раскаяние в прежних поступках, ненависть к недавним союзникам, ставшими свидетелями его позора, самолюбие и преданность общерусской политике, – во всем этом особый трагизм похода Игоря. Трагизм, приковавший к нему взгляды летописцев, составивших о нем повести. Поход Игоря ярко показал, что против половцев невозможно действовать в одиночку и только объединенные походы могли иметь успех.

На примере несчастного похода князя Игоря автору «Слова» было удобно показать отсутствие единения русских князей, поэтому главной идеей произведения «Слово о полку Игореве» стал призыв к согласованному отпору половцам.

Важно

После похода 1185 года северские князья еще дважды выходили против кочевников под предводительством Игоря. О княжении Игоря ничего не известно.

Игорь умер в 1202 году, и так и остался бы одним из удельных князей, если бы не «Слово», безвестный автор которого обессмертил князя, превратив его в образ.

Композиция произведения

На первый взгляд композиция поэмы кажется сложной и непоследовательной. Автор постоянно меняет в повествовании место действия, переходит от одних действующих лиц к другим, вкладывает многочисленные отступления, размышления, переклички и повторы.

От тяжелой скорби переходит к призывам, лирическая часть сменяется патетической, но в каждом эпизоде отчетливо слышится голос автора и главное чувство, которому он подчиняет все темы и идею произведения «Слово о полку Игореве», – любовь к родной земле.

Композиционно поэму все-таки можно разделить на пять основных блоков:

  1. Вступление начинается с размышления автора, как поведать о походе Игоря. Он противопоставляет свой стиль изложения великому певцу Бояну, который прославлял князей и дружину. Автор же решает пойти другим путем – рассказать все достоверно, по «былям нашего времени», и определяет «границы» своего рассказа – от Владимира и до Игоря.
  2. Поход и поражение Игоря – это второй блок поэмы, который автор начинает со зловещего предзнаменования – солнечного затмения. Но взыграло в князе самолюбие, взглянув на светило, Игорь обращается к своей дружине с речью, которая исполнена воинской решимости, и выступает в поход. Первый бой они выиграли, и войску Игоря досталась богатая добыча. Ночуют в поле русичи и, утомленные боем, не подозревают о надвигающейся опасности: земля гудит от топота копыт вражьей конницы, окружившей со всех сторон русские полки. Три дня бились храбрые русичи, напоили «сватов» своей кровью и полегли на поле брани. В заключение этой части автор вновь касается волнующей его темы и идеи произведения «Слово о полку Игореве», и описывает последствия поражения Игоря, – оно неотделимо от раздираемой усобицами Руси.
  3. Золотое слово Святослава является кульминацией третьей части произведения. Святослав говорит, что поражение Игоря «открыло ворота» на Русь и указывает на первое последствие этого – нападение кочевников на Переяславль, и со слезами призывает всех князей русских объединиться. Автор обращается к истокам этой вражды, чтобы показать губительность усобиц. После чего возвращается к рассказу об Игоре, и переходит к личной теме – плачу о нем его жены.
  4. Плач Ярославны по мужу – это плач, жалеющий не только Игоря, это скорбь русской женщины по русским воинам. Автор и здесь касается главной темы и идеи произведения «Слово о полку Игореве» – темы родины. В плаче Ярославна ищет сочувствия у русской природы, и горе ее находит облегчение.
  5. Побег и возвращение Игоря автор описывает в образе народной сказки: река вступает с Игорем в разговор и сочувствует ему. Далее рассказывает о погоне хана, и переходит к радостной части произведения – Игорь приезжает в Киев, его возвращению все радуются и поют ему славу.

Героизм и трагедия

Автор наметил себе две задачи:

  • показать состояние, в котором находилась Русь, разрозненная и раздробленная;
  • пробудить сознание князей и во имя русской земли объединиться.

И делает это на примере князя Игоря. Изображение это противоречиво. С одной стороны, он – герой, храбрый воин, который стремится защитить русскую землю. Но, с другой стороны, Игорь нанес своим походом ущерб общему делу, – об этом говорит в «золотом слове» Святослав.

В чем героизм этого героя? Это действия Игоря, его решимость идти вопреки всему, – предостережениям природы и численному превосходству врага, – на половцев. Он выигрывает первое сражение, затем попадает в плен. Но он не повержен. Он бежит из плена, и, в сущности, непобедим. Но его героизм в результате оборачивается трагедией.

Земля залита кровью храбрых русичей, стон и плач над всей землей русской стоит. Те же кочевники, не так давно побежденные киевским князем Святославом, «простерлись по Русской земле». Уже спустился позор на славу.

Святослав в слове своем упрекает Игоря, что они с братом самонадеянно пошли на половцев, предшествующую славу похитили, и будущую решили поделить на двоих.

Постепенно его речь переходит в обращение ко всем князьям русским, в его уста автор вложил основную идею произведения «Слово о полку Игореве».

Борьба за Русь

«Слово» начинается с колебаний автора, они вносят чувство неуверенности и смутное ощущение опасности. Тревожное начало, непрерывно возрастая, находит конкретное объяснение: решимость князя, несмотря на зловещие приметы, выступить в поход. И это создает ощущение обреченности, уверенности в том, что русское войско отправляется навстречу погибели.

Чувство тревоги сменяют бодрые мотивы: победа русичей в стычке с врагом и богатая добыча заслоняют тревогу. Но вскоре это чувство овладевает всей природой: черные тучи, мутные реки, кровавые зори и подземные стуки.

С приближением несметного войска половцев назревает в поэме и новая тема – мужество русских воинов. Но автор как будто не может прямо сообщить об их поражении, и он вспоминает о былых походах, о прежних победах.

Говоря о погибших, автор возвращается к народному плачу, говорит о несчастье, постигшем всю Русь. Он стремится осознать поражение Игоря в широких границах русской истории.

Совет

Воспоминания о былых победах приводят в Киев, к Святославу, где слова князя переходят в призыв объединиться. И в этом обращении читатель явственно видит основную мысль автора и понимает, какова идея произведения «Слово о полку Игореве».

Чувство неуверенности в победе в начале поэмы переходит к требованию этой победы у всех русских князей – объединиться в борьбе за Русскую землю.

Источник: https://www.syl.ru/article/356130/kompozitsiya-analiz-i-ideya-proizvedeniya-slovo-o-polku-igoreve

Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве» ― Сочинение

Последовательное развитие событий, расположение описания людей и окружающей их природы, а также сами авторские размышления продуманы в поэме таким образом, чтобы определенным образом воздействовать на читательские мысли и чувства ― все элементы исторического памятника, в том числе и композиция, служат раскрытию авторского замысла.

Произведение начинается вступлением, продолжают его три части, и заканчивается оно концовкой.

Если во вступлении и вспоминается прославляющий подвиги русских князей вещий Боян, пылкая фантазия которого так и рвется куда-то в заоблачную высь, то это вовсе не значит, что и сам автор готов следовать примеру певца. Главной задумкой писателя является изложение народного взгляда на происходящие события, который и является отражением суровой правды.

Первая часть повествует о двух битвах, которые произошли между дружиной Игоря и половцами. Первая из них закончилась победой русской дружины, но радости от одержанной победы не суждено было длиться долго, ведь главные силы врагов еще не вступили в бой.

Сражение с численно превосходящей главной вражеской силой в описании автора оживает перед глазами читателя со всеми присущими войне ужасами. Так и видишь усеянную трупами и покрытую кровью черную землю, слышишь противный лязг оружия и стоны раненых. Несмотря на стойкость русских витязей доблестная русская дружина гибнет в неравном бою, а сам князь оказывается плененным.

Во второй части читатель переносится в столицу Киев, где мудрый полководец Святослав горько сетует на мужественных, смелых, но безрассудных и эгоистичных родственников — Игоря и Всеволода, решивших самостоятельно добиться будущей славы и ни с кем не делиться ею. Но вместо славы их поход принес Руси большое горе, а воодушевленные победой половцы значительно осмелели.
Тут же в унисон голосу князя киевского звучит и голос автора, призывающий всех удельных князей к объединению против общего врага.

Читайте также:  Сочинение: красота спасет мир (на егэ по обществознанию)

Замыкает вторую часть плач Ярославны, оплакивающей на крепостной стене своего мужа. В порыве горя она просит природные силы помочь ее мужу вернуться на родину.

Обратите внимание

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Третья часть посвящена побегу Игоря из половецкого плена, его возвращению в Киев. Автор желает объединения русских князей, чтобы дать достойный отпор врагу.

Таким образом очевидно, что произведение продумано в строгой последовательности. Автор сначала показывает события, которые взволновали всю страну, потом акцентирует внимание на причинах, приведших к поражению русской дружины, а в конце показывает единственно верный путь к победе —объединение под единым началом всех удельных князей.

Источник: https://sochinyalka.ru/2014/10/syuzhet-i-kompoziciya-slovo-o-polku-igoreve.html

Особенности жанра и композиции Слова о полку Игореве – Сочинение

Особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» — произведение, выстроенное, соз­данное автором по законам ритма особого, своего порядка. Он заключается в определённом чередовании безударных и удар­ных слогов. Поэтому повествование плавное, «складное», как сказали бы современники автора.

Жанр произведения — воинская повесть. При очень высоких поэтических достоинствах текста произведение можно было бы назвать поэмой.

Но автор создал «Слово» «по былинам», т.е. по творческим и историческим канонам своего времени. Это Средневеко­вье, XII в., эпоха феодальной раздробленности Киевской Руси.

В плане художественном следует отметить близость произведе­ния к фольклору, к основам устного народного творчества.

Черты, которые делают «Слово» похожим на былину, сле­дующие. Это широкий размах событий, героические характеры главных действующих лиц, красота поэтического языка (напри­мер, постоянные эпитеты), глубокая и мудрая идея единения русских князей ввиду угрозы извне.

А каковы же особенности композиции «Слова о полку Иго­реве»?

Первая часть — экспозиция; в ней автор обращается к читателю и заявляет о том, каков его творческий замысел. Он намерен создать своё творение «по былинам», т.е. исходя из исторически достоверных источников. Он не следует замыслам Бояна, легендарного певца, который в своих песнопениях пре­жде всего стремился прославить русских князей.

Вступление (оно представляет собой завязку произведе­ния) повествует о том, как князь Игорь со своим воинством идёт в поход против половцев из Новгорода Северского. Затмение солнца, печальное предзнаменование, не останавливает хра­брецов. Дружинники слышат призыв любимого князя: «лучше быть убиту, чем полонёну!» — и готовы к боевым подвигам.

Нарастание действия. Пешие и конные полки дружины вступают в южные земли, всё более отдаляясь от родных преде­лов, оставляя всё, что было для каждого из них дорогим и за­ветным: свои дома, родных и близких.

«О русская земля! Ты уже за холмом!» — рефреном звучит это исполненное тоски восклицание.

Первая победоносная встреча с половцами также является элементом нарастания действия.

Важно

Кульминация произведения — написанная автором в тра­гических тонах картина главной, разгромной для русских битвы с половцами: «Там всем достало кровавого вина. Русские напоили сватов допьяна, а сами полегли мёртвыми на землю».

Трагична судьба соратников Игоря в плену у половцев и по­следующий его побег из плена.

Развязка, венчающая произведение, подана автором чита­телю в ярких тонах, наподобие торжественного гимна. Игорь возвращается в родные края, и Киевская Русь, это люди и при­рода, прощает ему ошибочный шаг; она принимает его в близ­кую, привычную для него стихию.

Русские люди по-прежнему оценивают князя Игоря как ге­роя.

Здесь искали:

  • жанровое своеобразие слова о полку игореве кратко

Источник: https://Sochineniye.ru/osobennosti-zhanra-i-kompozitsii-slova-o-polku-igoreve/

Композиция “Слова о полку Игореве”: особенности произведения (материалы для сочинения)

Князь Игорь Святославич.
Художник И. Глазунов

Композиция “Слова о полку Игореве” имеет множество особенностей, которые заслуживают детального анализа.

В этой статье представлены материалы для сочинения по композиции “Слова о полку Игореве”, цитаты исследователей об особенностях композиции произведения.

Смотрите: Все материалы по “Слову о полку Игореве”

Исследователи сходятся во мнении о том, что композиция “Слова о полку Игореве” состоит из трех основных частей – поход князя Игоря Святославича, рассказ о Святославе Киевском и возвращение Игоря:

“…По общему мнению исследователей Слова, поэтический его план делится на три основные раздела. Первый из них посвящен событиям Игорева похода и последствиям русского поражения, второй — Святославу Киевскому, как оберегателю Русской земли, и третий — возвращению Игоря из плена…” (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)

В композиции “Слове о полку Игореве” выделяются три ярких эпизода с особым идейным содержанием и художественной формой. Это “Сон Святослава”, “Золотое слово Святослава” и “Плач Ярославны”:

“…По идейному содержанию и художественной форме в композиционной системе «Слова о полку Игореве» наиболее четко выделяются три части: Сон Святослава, Золотое слово Святослава и Плач Ярославны. Они являются своеобразным поэтическим фокусом, способствующим полному раскрытию авторского замысла. При анализе художественного построения «Слова» этим частям обычно уделяется главное внимание…” (Булахов М. Г. “Слово о полку Игореве” в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь, 1989 г.)

По мнению исследователей, композиция “Слова” только кажется сложной и нелогичной. На самом деле она подчиняется строгому плану:

“…Автор Слова далек от вольного орлиного полета, волчьего рыскания, гоньбы сокола за лебедями. Его песнь, прежде всего, подчинена строгому плану. В стройной, хотя и сложной композиции, автор Слова с необыкновенным поэтическим мастерством излагает событие 1185 г. в ряде тесно связанных между собою картин-песен. Многие из них кончаются рефренами, «припевками»:

“…Князю — славы, почестей — себе…” 

“…О Русская земля!Ты уже за холмом…”

“…Степь поникла, жалости полна,И деревья ветви приклонили…”

Рефренов много, причем некоторые повторяются по нескольку раз. Ясно, что сам поэт видел в них «припевки», отделяющие одну поэтическую часть от другой…” (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)

Изложение событий в “Слове” непоследовательно, но автор делает это намеренно. В тексте встречается много отступлений – интерлюдий, в которых автор возвращается к старому времени, говорит о природе и т.д.:

“…Автор Слова намеренно не придерживается последовательного изложения событий. Перед местами, особенно драматическими, он делает отступление, вводя песни, уводящие, главным образом, в воспоминание о прошлом. В этих, так сказать, интерлюдиях встречаются возвращения к «старому Владимиру» Все интерлюдии глубоко эмоциональны, полны высокого лиризма…” 

“…Другими вводными интерлюдиями являются картины природы, предваряющие и сопутствующие наиболее сильным местам рассказа….” (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)
Д. С. Лихачев пишет о композиции “Слова о полку Игореве” следующее:

“…Композиция „Слова о полку Игореве“ при первом взгляде кажется очень сложной, а иногда и непоследовательной. Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц своего повествования к другим, постоянно меняет место действия, перенося его от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, а из Киева в различные русские земли, на некоторое время в Путивль, затем в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь — в Киев. Так же быстро меняется и время действия — автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему и к предчувствиям грозного будущего. 

Перед читателем проходит целая гамма ощущений: от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; эта патетическая часть сменяется лирической и интимной, а все произведение в целом завершается радостным и торжественным финалом. 

В „Слове“ — своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельна по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части вместе гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение. 

В сущности, все темы в „Слове“ подчинены одной общей теме и все чувства — одному главному чувству, но и те и другие искусно развернуты во времени, представлены в сложном развитии. Эта главная тема — тема родины, и это главное чувство — чувство любви к родине…” (“«Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк”)

Кульминацией “Слова о полку Игореве” можно считать группу эпизодов – поражение Игоря, “Сон Святослава” и “Слово Святослава”: 

“…Поражение Игоря, сон Святослава, отражающий это поражение, и последующий призыв Святослава ко всем русским князьям объединиться в своем отпоре натиску степняков являются как бы кульминацией «Слова»..”  (Энциклопедия “Слова о полку Игореве”: В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. Т. 2)
Это были материалы для сочинения по композиции “Слова о полку Игореве”, цитаты исследователей об особенностях композиции этого произведения.

Смотрите: Все материалы по “Слову о полку Игореве”

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/04/kompozicija-slovo-o-polku-igoreve.html

Композиция “Слова о полку Игореве” (стр. 1 из 4)

Смоленский Государственный Университет

Реферат на тему

Композиция «Слова о полку Игореве»

Смоленск 2007

Введение

Многим вся древнерусская литература известна только по одному произведению – «Слову о полку Игореве». Традиционны мнения о низком уровне культуры Древней Руси. Как заблуждаются скептики!

Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти уничтоженным.

Автор «Слова» смотрит в глаза действительности, обращается ко всем русским князьям, призывает их защитить Русскую землю, поэтому в «Слове» нет уныния. «Слово» лаконично, как обращения Игоря к дружине. Это зов перед боем. Поэма обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем.

Совет

Победа – это конец битвы, поражение же для автора «Слова» – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.

Я выбрала тему «Композиция «Слова о полку Игореве» потому, что это один из самых ярких аспектов в анализе произведения. Особенность «Слова» состоит в том, что оно отличается сложным построением вопреки мнениям о несостоятельности древнерусской литературы.

Целью моей работы является изучение структуры одного из величайших памятников литературы, выявление композиционных особенностей.

Для этого я обращу внимание на общую характеристику композиции и рассмотрю главные элементы композиции: время и пространство и композиционные вставки.

При работе над рефератом я использовала работы Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его исследования в области происхождения «Слова» и его месте в литературе Древней Руси дали мне не только материал для работы, но и новую интересную информацию о древнерусской литературе вообще.

Также мне повезло познакомиться со статьями различных исследователей «Слова», объединенными в специальные сборники. Это было интересно, так как каждая статья была посвящена одному аспекту в рассмотрении произведения.

При этом исследователи замечательно раскрывали тему, рассматривали проблему порой с неожиданных сторон.

Основная часть

1. Композиции «Слова о полку Игореве»: общая характеристика

В основе сюжета произведения – неудачный поход Игоря Святославича против половцев 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями.

«Слово о полку Игореве» было написано почти сразу после возвращения князя Игоря из плена, поэтому автор не считает необходимым вдаваться в подробности, хорошо известные современникам.

Обратите внимание

Начало «Слова» непосредственно не связано с описываемыми событиями, здесь помещены размышления автора: какую манеру повествования выбрать. Он отвергает манеру Бояна и решает придерживаться действительных событий.

Пусть начнется же песнь эта

по былинам нашего времени,

а не по замышлению Бояна.

Это – лирическое вступление, которое создает впечатление непосредственности, убеждает, что перед нами импровизация, свободная от скованности литературными традициями. Вступление к «Слову», в котором автор обращается к Бояну, кажется наибольшей странностью в произведении. Но подобные вступления к «словам», житиям или проповедям типичны для древнерусской литературы.

В экспозиции дается короткая характеристика Игоря и причины его похода в половецкие степи. Весь рассказ о походе Игоря выдержан в чертах характеристики Святославом: безрассудный Игорь идет в поход, несмотря на то, что поход с самого начала обречен на неудачу. Главной движущей силой является стремление к личной славе.

Завязку сюжета составляет рассказ о выступлении русских войск.

«Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю» и повел он свои «храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую».

Сведения о том, откуда вышла дружина и по какому маршруту она двигалась, в произведении отсутствуют. В пути дружинники наблюдают различные природные явления, которые как бы предсказывают их судьбу.

Перипетии в произведении – это сражения русских войск с половцами. В первом сражении с половцами русские полки одержали победу.

Спозаранок в пятницу

Читайте также:  Разбор песни «чернила»: в чем смысл трека?

потоптали они поганые полки половецкие

и, разлетевшись стрелами по полю,

помчали красных девушек половецких,

а с ними золото,

и паволоки,

и дорогие оксамиты.

Покрывалами,

и плащами,

и кожухами

стали мосты мостить по болотам

и по топким местам,

и всякими узорочьями половецкими.

Перед вторым сражением природа предвещает несчастье («в час ранний кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут»). Это сражение описано очень ярко, с достоверными деталями; создается ощущение, что автор сам в нем участвовал:

С раннего утра до вечера,

с вечера до света

летят стрелы каленые,

гремят сабли о шлемы,

трещат копья булатные

в поле незнаемом,

среди земли Половецкой.

Поражение войска князя Игоря является кульминацией сюжета «Слова». Оно приводит к тяжелым последствиям для Руси.

Очень важное место в «Слове» занимают композиционные вставки. Это сон Святослава, из которого князь узнает о поражении Игоря.

Важно

Это «золотое слово» Святослава, в котором он призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить «за раны Игоревы», прекратить междоусобицы. «Золотое слово» Святослава занимает центральное место в произведении.

Этим автор подчеркивает свою приверженность объединительной идее. Также важное место в композиции занимают «плач Ярославны» и «славы».

Побег Игоря из плена половецкого – развязка произведения. Князь возвращается на родную землю.

Русская литература уже с древнейших времен была пронизана высоким патриотизмом, интересом к общественно-важным темам, связью с народным творчеством. И композиция «Слова» полностью соответствует основной авторской идее – идее объединения Руси. Произведение лирично и эпично одновременно.

Автор постоянно вмешивается в ход событий, прерывает самого себя восклицаниями, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей к активным действиям. И.П. Еремин писал: «Автор «Слова» заполняет собою все произведение от начала до конца.

Голос его отчетливо слышен везде…»[1] Такие черты особенно характерны для литературы XII–XIII веков – для «Слова о погибели Русской земли», «Повести о разорении Рязани Батыем». Автор «Слова» обращается к князьям-современникам и в целом, и по отдельности. Через ораторские обращения и восклицания передается авторское отношение к событиям.

Это – характерная черта древнерусской литературы, которая еще подвергалась сильному влиянию стихии устной речи. В «Слове» органически слиты фольклорные и книжные элементы. Больше всего книжные элементы сказываются в начале произведения. Как будто автор еще недостаточно оторвался от письменной традиции.

Однако последние части «Слова», особенно «плач Ярославны», почти лишены характерных книжных элементов. Эта двойственность выразилась и в бинарности «Слова»: по мнению Лихачева, там не один, а, по крайней мере, два рассказчика; в произведении можно выделить два смысловых центра – вопрос / ответ, факт / обобщение.

«Слово» было с самого начала написано автором, хотя автор и «слышал» то, что писал, проверял на слух его ритм, звучание, обращался к своим читателям, как оратор к слушателям, а иногда и как собеседник[2] .

Совет

Связь «Слова» с устной народной поэзией была отмечена еще Пушкиным, который в плане своей статьи по истории русской литературы поместил между летописями и «Словом» сказки, песни, пословицы.

Как доказательство того, что автор «Слова» опирается и на известную русскую письменность XI–XII столетия, могут служить следы внимательного изучения автором древнерусской летописи, подлинной энциклопедии жизни древнерусского государства[3] .

Письменное происхождение повлияло на построение произведения. В нем смешались различные приемы устного народного творчества, используются обращение от современности к прошлому, критические выражения и черты, характерные для стиля монументального историзма.

2. Время и пространство в «Слове»

Понятия о времени и пространстве в «Слове» связаны, прежде всего, с понятием стиля монументального историзма, которому принадлежат XI–XIII века в истории культуры Древней Руси.

Стиль монументального историзма характеризуется взглядом на предметы с больших дистанций: пространственных и временных. Это стиль, в пределах которого все значимое предстает величественным.

Стремясь к подобному эффекту, летописцы, авторы житий смотрят на мир как бы с большой высоты или с большого удаления.[4]

В этот период развито так называемое «панорамное зрение», акцент на огромность расстояний, сопряжение удаленных друг от друга географических пунктов.

В действие «Слова» втянуты широкие географические пространства. Половецкая степь, Дон, Черное и Азовское моря, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, города Корсунь, Киев, Полоцк, Тмуторокань, Курск, Чернигов, Переяславль, Новгород, Белгород, Галич и др.

Обратите внимание

Нет сомнения в том, что в поле зрения автора вся Русь. Примечательно, что автор не отделяет Русскую землю из окружающих ее народов, заставляет прислушаться к событиям немцев, греков, венецианцев, моравов.

Непосредственно вовлечены в ход истории литовцы, половцы, ятвяги.

Автор видит Русь с идеальной высоты. Раздольность Русской земли подчеркивается одновременностью действия в разных ее концах: «девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева», «кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве». Такими же, как у него самого, обостренным слухом и зрением, способным прозревать пространство, наделяет автор своих героев.

Широкое пространство действия объединено гиперболической быстротой передвижения в нем действующих лиц. Быстрота передвижения – это символ власти над пространством. Быстрота похода – символ овладения пространством. Той же грандиозностью отличается пейзаж в «Слове», всегда, тем не менее, конкретный, взятый в движении.

Наблюдая Русскую землю с такой высоты, автор видит и слышит ее во всех деталях.

Источник: https://MirZnanii.com/a/136098/kompozitsiya-slova-o-polku-igoreve

Каковы сюжетно-композиционн­ые особенности “Слова о полку Игореве?

«Слово о полку Игореве» состоит из трех частей – вступления, основного повествования и эпилога. Основная часть, в свою очередь, также делится на три части.<\p>

Во вступлении автор рассуждает о том, как ему поведать о бесславном походе князя Игоря Новгород-Северского.

Традиционный путь – прославления князей и дружины по примеру великого Бояна – отклоняется и выбирается иной — «по былинам сего времени», то есть достоверно, как было в действительности:<\p>

Кроме того, во вступлении обозначаются хронологические рамки повествования<\p>

и кратко сообщается о действиях новгород-северского князя:<\p>

Завязкой произведения является описание выступления князя Игоря в поход. Сама природа предрекает несчастья русскому народу:<\p>

Но князь, одержимый жаждой славы, честолюбием, не не внемлет знакам природы, самоуверенно рассчитывая на победу.<\p>

Кульминацией этой части является вторая битва с половцами, которую русские войска проигрывают:<\p>

Дальнейшее повествование прерывается историко-публицистическим авторским отступлением, посвященным воспоминаниям о временах Олега Гориславича, деда Игоря, который<\p>

Здесь же сообщается о поражении князя Игоря, роковом для Русской земли.<\p>

Местом действия во второй части “Слова” является Киев, где великий киевский князь Святослав видит «мутный» сон, предвещающий беду. Бояре объясняют ему значение сна, сообщая о поражении Всеволода и Игоря.

Важно

Кульминационным моментом второй части произведения является «золотое слово» Святослава, «со слезами смешанное». Он призывает русских князей объединиться, потому что только так можно победить врага. Святослав ратует за прекращение вражды. В этом словах Святослава слышится позиция самого автора.

<\p>

Во второй части присутствует еще одно лирико-публицистическое отступление, в котором автор вспоминает о судьбе родоначальника полоцких князей. Как ни «горазд» был Всеслав, его неприкаянность стала для него возмездием за усобицы.

<\p>

Вторая часть междоусобиц заканчивается горестными сетованиями автора:<\p>

Началом третей части является плач Ярославны – жены князя Игоря. Молодая княгиня обращается с просьбой о помощи к могущественным силам природы – ветру, солнцу, воде (Днепру, Славутичу).

<\p>

Наиболее напряженный момент третьей части и одновременно развязка всего произведения – побег князя Игоря из плена:<\p>

Эпилог посвящен прославлению князей и дружины:<\p>

“Слава князьям, а дружине аминь!”<\p>

Таким образом, композиция «Слова о полку Игореве» просто и, в то же время мастерски продумано автором, потому что доносит до нас основную, патриотическую, идею произведения – о необходимости прекращения кровавых распрей и объединения русских земель.

Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2178479-kakovy-sjuzhetno-kompozicionnye-osobennosti-slova-o-polku-igoreve.html

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: Методическая разработка.”Слово о полку Игореве”.Своеобразие жанра. Мастерство композиции

                                            Урок литературы. 9 класс.<\p>

Тема урока: «Слово о полку Игореве». Своеобразие жанра. Мастерство композиции.

Цели и задачи урока:<\p>

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями построения памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», учить учащихся определять жанровую принадлежность текста, продолжать работу над развитием умения анализировать текст, делать выводы и обобщения, обучать целостному восприятию художественного произведения, продолжить работу со словарем литературных терминов.

Развивающая:  развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.

Оборудование:  тексты «Слова» , презентация, компьютер, интерактивная доска.

Литература: «Вступительная статья В. А. Грихина. М. Воениздат: 1986; «Слово». Вступительная статья Д. С.Лихачева, М.1989; В.Г.Маранцман. Литература. М.1994

                                                                   Ход урока.

1. Организационный момент. Настрой на урок.

2. Объявление учителем темы урока и запись её в тетрадь.

Своеобразие жанра «Слова». Мастерство и композиция.

( Домашнее задание проверяется по ходу урока: закладки в тексте, выделенные части композиции, ключевые моменты, комментированное чтение)

 3. Работа по теме урока. (Слайд 1)

Совет

   Опираясь на знания учащихся о жанрах Древней Руси (летопись, житие, воинская повесть, слово, поучение и т. п.) и их характерных особенностей, рассматриваем композицию «Слова», проводим комментированное чтение, записываем основные выводы в тетрадь. (Слайд 2)

– Давайте вспомним основные элементы композиции художественного произведения. (Вступление, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение). (Слайд 3)

– Посмотрим, насколько верно вы смогли определить границы этих частей. (Заполнение таблицы: на доске, в тетрадях).

     Композиционные части                       Основные выводы
   Вступление (выразительное чтение, комментирование, определение жанра)( Слайд 4)
  • Диалог с читателем
  • Размышление автора о художественных принципах изложения материала: «по былинам сего времени, а не по замышлению бояна», т.е. о реальных событиях.
  • (На полях. Боян – древний русский певец – сказитель, «когда слагал песню,то растекался волком по земле…», т.е.давал волю фантазии.)
  • Настрой на торжественный лад.

Вывод: зачин – обращение. Жанр «слова» (простота, сердечность, неизменные «братья», «дети»).

Экспозиция (зачитываются границы; о чём? о ком?)<\p>( Слайд 5)
  • Лаконичная, выразительная характеристика Игоря. Важно ! Поход – во имя Русской земли.
Основная часть.Завязка (краткий пересказ) ( Слайд 6)Развитие действия (Слайд 7)(Устное сравнение 1 –ой и 2 – ой битвы, обращение внимания на контрастный ритм повествования, динамику батальных эпизодов- Почему так кратка, мгновенна первая битва и неторопливо, с перебивами, во всех подробностях запечатлена вторая?- Почему так контрастны их краски?- Монотонно ли «Слово»?- Почему вторая сеча – именно она – рождает в произведении образ Русской земли? – Какой вы её увидели, почувствовали,  как это удалось передать автору?
  • Выступление русских войск против половцев. Важно!  Яркие картины природы («затмения» – символическое значение. «Кричат птицы, ревут звери, ухает филин…»; символические пейзажи накануне 2 –го сражения («кровавые зори»)
Кульминация (комментированное чтение,устный разбор материала)- Почему именно в Киев?- Какова роль в «Слове» великого князя Святослава? (запись в тетрадь)- Каково вам было читать его «золотое слово»?- Какие произведения оно напомнило?- Какой жанр видите в «золотом слове»?- Лирический плач Ярославны (самостоятельно, на дом)
  • Поражение русских войск.
  •  Важно! Автор показывает, какие последствия имеет это поражение для всей Русской земли.
  • Отступление (действие переносится в Киев).
  • Образ Святослава – воплощение государственной и отеческого благородства. Монолог князя –страстный призыв автора к русским князьям постоять «за землю Русскую».
  • «Золотое слово» Святослава – жанр «поучения»
  • Лирический плач Ярославны  (Слайд 8)
Заключение.(Домашнее задание: закончить работу самостоятельно, сделать соответствующие выводы (аналогично классной работе)

– По своему сюжету, какой жанр напоминает «Слово»? (Воинская повесть)

4. Обобщение по уроку.

– В чем своеобразие жанра «Слова»?  (Самостоятельные выводы)

Общий вывод о мастерстве композиции.

<\p>

(Литературно – полемический смысл зачина: уход в дорогую старину, к «временам Бояновым», использование автором приема стилизации ( образ Бояна в живописных, причудливых метафорах и ироническое снижение их).

Контрастный ритм повествования, контрастная символика картин; психологизм образа Игоря, ритмичность и музыкальность «Слова», его лиризм; полифонизм, слияние батальных и семейных сцен. «Слово» – поэма как жанр произведения.)

5. Выставление оценок (за устные ответы, выразительное чтение, комментирование, пересказ)

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/03/31/metodicheskaya-razrabotka-uroka-slovo-o-polku-igoreve

Анализ «Слово о полку Игореве»

За основу сюжета «Слово о полку Игореве» взят поход русских витязей против половцев под управлением князя Игоря, потерпевший наудачу.

Этот памятник русской литературы является фактом того, что народный русский эпос – есть одно из ответвлений европейской культуры. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения, в таблице приведены данные плана «Слова о полку Игореве».

Материал служит дополнением при работе на уроках литературы в 9 классе, может быть использован при подготовке к ЕГЭ.

Год написания – Поход русского князя был совершен в 1185 году, год написания обычно отмечается этим же временем, иногда – несколько позже.

История создания – Загадочная история создания «Слова» имеет свою тайну: существует не одна версия его происхождения, главная в том, что «Слово» написал монах, бывший свидетелем событий, а вторая версия, что сказание создано дворянином Мусиным – Пушкиным.

Тема – Главной темой «Слова о полку Игореве» является патриотизм, именно на нем основан и сюжет произведения, и его основная мысль. И тема Родины, и природы, и героизма – все это посвящено патриотизму.

Композиция – Поэма начинается с вступления, в котором воспевается сказитель, прославляющий героев земли русской. Далее, поэма делится по частям: первая глава о походе Игоря, его поражении, о том, как князь оказывается в плену. Вторая часть – Святослав Всеволодович и его «золотое слово». Третья часть – плач Ярославны, и заключение – возвращение Игоря.

Жанр – Эпическая поэма.

Направление – Реализм.

Интересна история создания “Слова и полку Игореве”, этого масштабного эпического произведения. По одной из версий, поэма была написана монахом, который непосредственно был свидетелем похода князя Игоря. Произведение мог написать лишь грамотный и образованный человек, а такими были люди духовного сана.

По этическим нормам, автор не мог ставить свою подпись под работой, и сочинение было анонимным.

Посредством поэтического слова, автор хотел передать потомкам, что необходимо соединение всех княжеств перед лицом врага.

Рукопись была утеряна, и только в 18 веке найдена Мусиным – Пушкиным, переписана им, но попала в огонь, и уничтожена пожаром. Остались лишь копии, сделанные Мусиным – Пушкиным.

Приверженцы другой версии считают, что «Слово» написано именно Мусиным – Пушкиным, так как рукописи, якобы найденной им, никто не видел.

Обратите внимание

В поэме описаны действительные события похода Игоря, и годом написания сочинения, считается 1185 или 1187 год.

В «Слове» анализ произведения определяет множество тем, которые охвачены автором. При его детальном изучении, можно с уверенностью считать, что основной посыл поэмы – патриотизм, именно к нему призывает автор на протяжении всего произведения. И Родина, и природа, и любовь – все призывает к верности своему Отечеству.

Проблематика этого произведения затрагивает проблемы неудачного похода князя Игоря, что касается не именно его, а всей Руси.

Если сказать кратко о сути “Слова”, то виной всему явилась непомерная гордыня Игоря, его больное тщеславие, что и привело к поражению русского полка.

Разобщённость русских княжеств, их междоусобные столкновения и войны, высокое самомнение о собственных доблестях, в конечном счёте, ведут к поражению отечества. По сути, любой, из противоборствующего против Руси клана, понимает, что страна непобедима, если она живёт общими идеями, объединением всех своих сил, а если она разрознена, то становится беззащитной и уязвимой.

Особенно четко проблема разобщённости отражается во второй части поэмы, идея которой в том, чтобы «золотым словом» Святослава донести до ума каждого из великих князей, что выходом из такого положения, является общее объединение.

Смысл этого произведения, созданного гениальным автором сотни лет тому назад, до сих пор остаётся актуальным, и нужно сделать правильный вывод, извлечённый из поэтических строк этого творения, понять, чему учит, и к чему призывает автор.

Композиционно поэма выстроена из вступления, трех основных частей и заключения.

Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.

В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить свое тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули, и поплатились за это кто жизнью, а кто – попал в плен.

<\p>

Вторая часть ведёт повествование о князе Святославе, который не одобряет действия Игоря. «Золотое слово» Святослава является ключевым моментом, его устами автор озвучивает собственные мысли о том, как обезопасить земли Отчизны от вражеских набегов.

Он призывает к объединению все русские княжества, малые и великие, забыть свои распри, междоусобицы и раздоры, чтобы совместными усилиями отразить врага.

Третья глава – это плач Ярославны, жены Игоря, выражающий мысли и чувства всех жен и матерей, чьи мужья и сыновья остались в чужой земле, во вражеском плену. Ярославна призывает все силы природы, чтобы она помогла Игорю бежать из половецкого плена. Плач Ярославны достигает цели, и силы природы берут под свое покровительство русского князя, и он бежит из плена…

Заключение описывает возвращение князя Игоря, и звучат хвалебные слова в его честь.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Слова о полку Игореве».

Мнение о жанре «Слова о полку Игореве» являются спорными, разные исследователи дают разные определения, это и повесть, и поучительная песня. Если взглянуть на это произведение с точки зрения современной литературы, оценивая его жанровое своеобразие, то его можно отнести к жанру «эпическая поэма», так как оно соответствует всем правилам написания этого жанра.

Важно

Невозможно судить и о направлении этого произведения, в нем такое жанровое своеобразие и композиционное построение, что можно только говорить о гениальности автора, создавшего «Слово». Об этом подтверждают и слова критика В. Г. Белинского, выражающие восторг, сравнивающие «Слово» с цветком русской поэзии, достойной уважения.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/slovo-o-polku-igoreve/analiz-proizvedeniya.html

Слово о полку Игореве

Екатерина Валерьевна Аракчеева 

Древнерусская литература 

Слово о полку Игореве 

В основе «Слова о полку Игореве» лежат реальные исторические события: в 1185 г. князь Игорь вместе со своим братом Всеволодом и сыном Владимиром совершил поход против половцев. Этот поход оказался неудачным, Игорь был взят в плен.

Но такой краткий и трагический эпизод автор «Слова» превратил в событие общерусского масштаба.

На помощь Игорю киевский князь Святослав призывает не только князей, чьи земли лежали в непосредственной близости от половецких степей, но и владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо.

Завязкой произведения служит клич князя Игоря, который призывает своих воинов седлать коней и ехать против половцев. Автор подчеркивает, что воины прежде всего ищут себе чести, а князю славы. Молодой князь не захотел предупредить о своем намерении киевского владыку и отправился в степь с малым количеством войска. Он не смог устоять против половецких полчищ и попал в плен.

«Золотое слово» князя Святослава является кульминацией произведения. В нем же выражена основная его идея – необходимость единства князей.

Автор через Святослава обращается к князьям, призывая закончить междоусобицы, убеждая их жить в мире и безусловно подчиняться старшему по положению – Великому князю киевскому.

Главенствующее положение Святослава над остальными князьями подчеркивается тем, что он называет их своими сыновьями.

Автор вспоминает не только о добрых князьях, которые своими поступками стремились объединить Русскую землю, но и о тех, кто интриговал против братьев-славян и предавал их, вел междоусобные войны, боролся за власть, не гнушаясь никакими средствами, и тем самым принес много бед своему народу. Среди таких князей особенно упоминается Олег Гориславич, которого автор «Слова» открыто осуждает.

Совет

Побег князя Игоря из половецкого плена – это развязка произведения. Ему удалось вернуться на родину целым и невредимым. Русский народ радуется возвращению любимого князя, девицы поют веселые песни.

Особенно важным является то обстоятельство, что князь поехал не в свою землю, а сначала решил посетить Киев. Тем самым автор «Слова» подчеркивает главенствующее значение этого города для всей Руси.

Начинается произведение с рассуждений автора о том, какую манеру повествования ему выбрать: «Пусть начнется же песнь эта по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна». Князь Игорь собирает войско, чтобы пойти с ним против половцев.

Но «ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон Великий заслонила ему предзнаменование». Несмотря на затмение солнца, считавшееся дурным знаком, Игорь все-таки ведет войско в поход. К князю присоединяется его брат Всеволод со своим войском.

По пути братья встречали другие дурные знаки, но они пренебрегли ими: «А Игорь к Дону воинов ведет!»

Сначала русским воинам повезло; они не только выиграли сражение, но и захватили богатую добычу. Но вот к половцам подоспело подкрепление.

«На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии». Половцы помчались на русское войско.

Автор описывает, как храбро сражается «ярый тур Всеволод»: «Куда, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие».

И тут же автор вспоминает князей былых времен, особенно Олега Гориславича, который своим мечом крамолу ковал. «Тогда, при Олеге Гориславиче, засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждьбога внука; в княжеских крамолах сокращались жизни людские».

Обратите внимание

Автор пишет, что такой рати, как эта, не было еще. Половцы перебили русское войско: «Черна земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли они по Русской земле». Два дня продолжалось сражение, а на третий день пало войско Игоря.

Автор указывает на то, что не один Игорь виноват в поражении. Он пошел против половцев, не дождавшись подкрепления. Но его и не предвиделось, поскольку князья прекратили борьбу против «поганых», они больше были заняты распрями между собой.

А тем временем «поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».

После поражения войска Игоря «тоска разлилась по Русской земле», заплакали русские жены по своим мужьям и сыновьям, а половцы стали совершать набеги и собирать дань.

Автор корит Игоря и Всеволода за безрассудство.

Ведь совсем недавно киевский князь Святослав нанес серьезное поражение половцам, после которого те не смели нападать на Русь, а теперь у них снова появилась сила. Игорь попал в плен к половцам.

Князь Святослав в Киеве видит вещий сон. На следующий день он рассказывает про него своим боярам, а те говорят про поход Игоря и Всеволода и их поражение.

«Тогда великий Святослав изронил злато слово, со слезами смешано»: он осуждает поступок двух молодых князей, но вместе с тем указывает на то, что у них храбрые сердца, «из крепкого булата скованы и в смелости закалены». Именно они и повели князей на половцев.

Далее Святослав обращается к другим князьям с просьбой забыть все прежние распри, объединиться под одним знаменем и всем вместе выступить против половцев.

Только в единстве они сильны, а распри и междоусобицы разрушают Русскую землю: «Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на богатства Всеслава. Из-за усобиц ведь настало насилие от земли половецкой!»

Тем временем жена Игоря Ярославна плачет в Путивле на стене. Она призывает ветер, Днепр, солнце, чтобы они помогли ее мужу избежать плена и смерти. И вот князь Игорь бежит из половецкого плена.

Важно

По пути сама природа помогает ему избежать неприятностей и скрыться от преследователей. За ним по пятам следуют половецкие ханы Кончак и Гзак, но они не могут поймать Игоря. Князь благополучно достигает Русской земли.

Он едет в Киев поклониться святой Богородице Пирогощей и князю Святославу. Русский народ радуется возвращению Игоря из плена.

План произведения

1. Автор рассуждает о манере своего повествования.

2. Князь Игорь отправляется с братом Всеволодом в поход.

3. Первую битву с половцами русское войско выигрывает, во второй терпит поражение.

4. Автор рассуждает о причинах поражения войска Игоря.

5. Вещий сон князя Святослава.

6. Плач Ярославны, жены князя Игоря.

7. Игорь бежит из плена. Вся Русская земля радуется его возвращению.



Следующая

Страница

Источник: https://scribble.su/short/guide/1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]