Система образов-символов в балладе «Светлана» В. А. Жуковского
Загружено с учебного портала https://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.
В балладе В. А. Жуковского «Светлана» нашла отражение стихия народной жизни. Не случайно именно святочные дни описываются в произведении. Это дни ожесточенной борьбы темных и светлых сил в природе и в душе человека. Поэтому принципиально важно время действия: «крещенский вечерок».
Следовательно, уже в начале содержания баллады мы видим проявление двойственности культурного пространства: вечер накануне Богоявления и древнее языческое гадание, в котором участвует героиня.
С самого начала задан основной конфликт произведения: борьба светлых и темных сил в душе человека.
Раскрытию основной мысли автора способствует композиция баллады. Рассказ о гадании и встрече героини с любимым вмещает в себя сон Светланы, то есть повествование имеет внешний и внутренний планы. Сон является кульминацией для внешнего плана произведения.
Мистические события, борьба света и тьмы происходят в сне Светланы, который имеет двойственную характеристику.
С одной стороны, гадания, вера в сны свойственны древним культам, следовательно, этот факт характеризует героиню как человека, имеющего глубокие славянские корни.
С другой стороны, именно в сне во всей своей спасительной мощи проявляются христианские символы.
Сон тоже имеет самостоятельную композицию, в которой интересна двойная кульминация: первая — победа светлых сил в душе Светланы; вторая — победа самой героини, защищенной светлыми силами, над тьмой. Фрагменты, описывающие реальную жизнь, наполнены реалистическими деталями. Баллада завершается своеобразным поучением, в котором автор объясняет основную идею произведения.
Итак, баллада «Светлана» начинается подробным описанием святочных гаданий, которые тесно связаны с древними славянскими обычаями и верованиями: появляются образы луны, тумана, сумрака, сопровождающие этот ритуал.
Героиня Светлана погружена во мрак древних верований.
Звучат фольклорные мотивы, демонстрирующие обрядовой песне народные предания: венец, кольцо, обручение — атрибуты христианских обрядов, каждое из которых несет древнюю общеславянскую образность.
Далее следуют жалобы героини на жизнь, на судьбу. Автор баллады отмечает, что судьба
— это только линия жизни, но есть случай — это узел на этом пути, который следует развязать. И оттого, как героиня развяжет его, и будет определяться ее истинная судьба.
Следуя за текстом баллады, мы видим, как тьма в зеркале порождает тьму, робость и страх в душе Светланы, но постепенно реальность изменяется, создается впечатление, что произведение ставит условие: счастье будет при обращении героини к свету христианства.
И начинается путь Светланы к истинному свету, появляются светлые библейские образы-символы,символы чистоты. Строки, описывающие состояние Светланы после пробуждения, абсолютно прозрачны. Героиня устремлена в «божий храм», к «небесам». Победа света окончательная.
Как видим, система образов-символовв балладе В. А. Жуковского четко организована и служит раскрытию основной мысли автора, ясно сформулированной в конце: «Лучший друг нам в жизни сей — вера в провиденье».
Кульминационный структурный элемент баллады — сон — воплощает деяния героини; ее обращение к вере и горячая молитва вознаграждаются счастливым пробуждением. Следовательно, жалобы Светланы в начале баллады — это то, что могло привести ее к гибели, если бы не спасение в «вере провиденье».
Судьба, которую клянет Светлана в начале баллады, оборачивается счастьем.
Загружено с учебного портала https://megaresheba.ru/ все изложения для сдачи выпускного экзамена по русскому языку за 11 классов в РБ.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5792691/page:94/
Символические образы в балладе В.А. Жуковского «Светлана»
Василию Андреевичу Жуковскому суждено было стать не только ярчайшим представителем мирового романтизма, но и основоположником русской баллады. Жанр, распространённый в европейской литературе, поэт обогатил национальными чертами, наполнил новыми неподражаемыми образами-символами. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечитать балладу «Светлана».
Сюжет произведения, заимствованный у немецкого романтика Г. Бюргера, казалось бы, незамысловат.
Героиня, ожидающая жениха, гадает с подругами в «крещенский вечерок» — ей снится страшный сон, и, в конце концов, девушка просыпается.
Но обратите внимание, насколько удачно автор подбирает средства художественной изобразительности, продумывая каждую деталь. Немалую роль в балладе играют символические образы животных и природы.
Действие произведения начинается с гадания, которое, как известно, считается грехом. Садясь к зеркалу, Светлана уже ощущает напряжение, ей «страх туманит очи». Обстановка сна, в который она потом погружается, тоже не предвещает ничего хорошего: «На луне туманный круг… Снег валит клоками».
Ключевым предвестником страшной трагедии становится мрачный образ «черного врана», вьющегося над санями Светланы: «Ворон каркает: печаль!» Я как читатель сочувствую героине — хочется ей помочь или просто поддержать, ведь атмосфера сна с каждой строкой становится всё более жуткой…
Но вот Светлана, девушка светлая и чистая, понимает, что совершила грех, и «в дверь с молитвою стучит». «Вера в провиденье», по мысли Жуковского, должна стать ключом к спасению героини.
Постепенно пейзаж меняется. Природа уже благосклонна к Светлане: «Все утихло… вьюги нет». Предугадать, что героиню ждет светлое пробуждение, мне помог образ белоснежного голубка, символизирующий надежду на спасение.
Девушка просыпается — на дворе прекрасная погода, к дому подъезжают сани, а в них – долгожданный «милый друг», живой и невредимый. Реальный мир у поэтов-романтиков почти никогда не становится источником радости.
Однако «Светлана» — исключение: здесь явь утешительнее сна.
Итак, практически все образы, которые В.А. Жуковский добавляет в свою балладу, носят символический характер и вместе составляют прекрасную картину. Они удачно дополняют друг друга, заставляя читателя глубже проникнуть в содержание произведения, подумать о дальнейшей судьбе героини и постичь сокровенные мысли автора.
Автор сочинения — Олеся Чурюкина ©
Источник: https://bacenko.ru/gotovyie-sochineniya/simvolicheskie-obrazyi-v-ballade-v-a-zhukovskogo-svetlana/
Художественное своеобразие баллад В.А. Жуковского /“Людмила”, “Светлана”/
Основной
художественный конфликт баллады “Людмила”. “Людмила”
— первая поэма Жуковского, являющаяся великолепным образцом романтического
жанра. Баллада “Людмила” является образцом баллады начального периода
романтизма.
“Людмила” — вольный перевод баллады “Ленора” немецкого поэта
Бюргера. В своей версии этого произведения Жуковский придает ей большую степень
задумчивости и меланхолии, усиливает моралистический элемент, утверждает идею
смирения перед волей господней. Основная идея произведения носит христианский
характер.
Она заключается в словах матери Людмилы: “Рай — смиренным воздаянье,
ад — бунтующим сердцам”. В этих словах основная идея баллады. За отступление от
веры Людмила наказана. Вместо награды, вечного счастья её уделом стал ад.
Людмила
возроптала на Бога, поэтому и погибла, то есть героиня наказывается за
отступление от веры. Основной мотив “Людмилы” — мотив рока, неотвратимости
судьбы. На примере Людмилы автор показывает, что всякое сопротивление человека
уготованной ему судьбе бесполезно и бессмысленно.
Самое
начало поэмы ясно доносит до читателя всю глубину чувств Людмилы, ожидающей
своего возлюбленного. Она мучится от неизвестности, ждет, надеется, не желает
верить в печальный исход событий.
Где ты, милый? Что с тобою?
С
чужеземною красою,
Знать,
в далекой стороне
Изменил,
неверный, мне;
Иль
безвременно могила
Светлый
взор твой угасила.
Людмила предстает романтической
героиней, жизнь которой может быть счастливой только в том случае, если рядом
находится любимый человек. Без любви все моментально теряет свой смысл, жизнь
становится невозможной, и девушка начинает думать о смерти. Сама ее натура
восстает против жестокой и несправедливой судьбы, девушка решается роптать на
свою несчастливую долю, посылая протест небесам.
Жених Людмилы приходит к ней с того
свеча, унося ее за собой. В поэме описано страшное мистическое путешествие
девушки вместе с мертвецом.
Постепенное нагнетание тревожной, страшной,
мистической обстановки позволяет читателю как нельзя более глубоко проникнуться
замыслом поэмы. Гибель Людмилы как бы предопределена с самого начала.
Она в
своем безрассудстве послала проклятие небесам, за что ей была ниспослана
гибель.
Что
же, что в очах Людмилы?..
Ах,
невеста, где твой милый?
Где
венчальный твой венец?
Дом
твой—гроб; жених—мертвец.
Роль пейзажных зарисовок.Как
и в элегиях, в балладах важную роль играет пейзаж. Если в элегии пейзаж призван
настроить сознание читателя на нужный автору лад, подготовить сознание читателя,
то в балладе пейзаж принципиально иной; он призван описать сложный, неуловимый
переход, границу между двумя мирами. У Жуковского намечается оппозиция неба и
земли, верха и низа.
Пейзаж
раскрывает странные мистические изменения, произошедшие в мире после полуночи. В
балладе “Светлана” характерный романтический пейзаж – вечерний, ночной,
кладбищенский – сюжет, основанный на таинственном и страшном (такие сюжеты
любили немецкие романтики), романтические мотивы могил, оживающих мертвецов и
т.д. Всё это выглядит отчасти условным и книжным, но совсем не как книжное
воспринималось читателем.
Интересна в балладе “Светлана”
и цветовая гамма. Белым цветом пронизан весь текст: это прежде всего снег,
образ которого возникает сразу же, с первых строк, снег, который снится
Светлане, вьюга над санями, метелица кругом.
Далее — это белый платок,
используемый во время гадания, стол, покрытый белой скатертью, белоснежная
голубка и даже снежное полотно, которым накрыт мертвец. Белый цвет
ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая, “свет белый”.
У Жуковского
здесь белый цвет, несомненно, символ чистоты и непорочности.
Второй контрастный цвет в балладе не
черный, а скорее темный: темно в зеркале, темна даль дороги, по которой мчатся
кони. Черный цвет страшной балладной ночи, ночи преступлений и наказаний, в
этой балладе смягчен, высветлен.
Таким образом, белый снег, темная
ночь и яркие точки огоньков свечей или глаз — вот своеобразный романтический
фон в балладе “Светлана”.
Авторская позиция в балладе и способы
её выражения.
После
появления баллады 1811 года “Светлана”, Жуковский для многих читателей стал “певцом
Светланы”.
Баллада сделалась особо значимым фактом и его собственной жизни.
Он
не только помнит о Светлане, но и воспринимает о Светлане, но и воспринимает её
словно бы реально, посвящает ей стихи, ведет с ней дружеские, задушевные
беседы:
Милый друг, спокойна будь
Безопасен здесь твой путь:
Сердце твой хранитель!
Всё судьбою в нём дано:
Будет
здесь тебе оно
К счастью предводитель.
В чем состоит своеобразие стиля
Жуковского?
Для Жуковского-романтика
становится характерным лиризм особого песенного типа, заметно расширивший
выразительные возможности русской лирики: разнообразная гамма настроений в
песне и романсе выражается более естественно, более свободно и разнообразно, не
подчиняясь строгой жанровой регламентации.
Жуковский
проявил себя как художник, стремящийся воссоздать внутренний мир своего героя.
Так поэт передает душевные переживания Людмилы: тревогу и грусть по милому,
надежду на свидание, скорбь, отчаяние, радость, страх.
Образы и мотивы
дополняют романтический колорит произведения: ночь, мираж, привидения, саван,
могильные кресты, гроб, мертвец.
Романтическому характеру баллады
соответствует ее язык. Жуковский часто использует лирико-эмоциональные эпитеты;
«милый друг», «безотрадная обитель», «прискорбные очи», «нежный друг».
Поэт
обращается к своему любимому эпитету «тихий»— «тихо едет», «тихая дубрава»,
«тихий хор».
Для баллады характерны вопросительно-восклицательные интонации:
«Близко ль, милый?», «А, Людмила?», рефрены: «Светит месяц, дол сребрится,
мертвый с девушкою мчится».
Жуковский стремится придать своему
произведению народный колорит. Он использует просторечные слова и выражения —
«миновались», «ждет-пождет» и постоянные эпитеты: «борзый конь», «ветер буйный»,
использует традиционный сказочные выражения.
В балладе «Светлана» Жуковский
предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем
сюжете на национальные обычаи русского народа. Он использовал древнее поверье о
гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением.
Жуковский
обнаружил интерес к психологическому миру своих героев. В “Людмиле” и во всех
последующих произведениях психологическая обрисовка персонажей становится всё
более глубокой и тонкой. Поэт стремится воссоздать все перипетии переживаний
Людмилы: тревогу и грусть по милому, ожившие надежды на сладостное свидание и
неудержимую скорбь, отчаяние, недоумение и радость, сменяющиеся страхом и
смертным ужасом, когда любимый привозит её на кладбище, к собственной могиле.
Какими средствами достигается усиление
“русского колорита” в балладе “Светлана” / в сравнении с балладой “Людмила”/?
Какую роль в структуре баллады играют сцены гадания?
И
“Людмилу”, и многие другие балды Жуковский одевает в песенные, народные одежды.
В его сознании – э это сознание истинно романтического поэта – баллада не
только генетически восходит к фольклору, к народной поэзии, но и неотделима от
нее даже в своих современных, сугубо литературных формах.
По
поводу баллады Жуковского “Людмила” и переложения того же стихотворения Бюргера,
выполненного Катениным, сразу же по выходе этих произведений в свет,
разгорелась острая дискуссия, в которой приняли участие Гнедич и Грибоедов.
Гнедич выступил в защиту “Людмилы” Жуковского, Грибоедов – на стороне Катенина.
Спор шел главным образом вокруг проблемы народности. И Катенину, и его
стороннику Грибоедову казалось, что Жуковский, вопреки оригиналу, заметно “олитературил”,
сделал мало народной свою баллады. В этом известная доля правды. “Ольга”
Катенина в сравнении с “Людмилой” Жуковского, выглядит грубее, проще, мене
литературной и, соотвественно, более близкой балладе Бюргера. Но и Жуковский не
вовсе пренебрег народным характером Бюргеровской “Леноры”. Он дал только свою
особенную версию народности, которая вполне согласовалась с элегическим настроением
его поэзии. Он старался уловить и передать народные ритмы, народную песенность
слога и интонаций – и он сознательно уклонялся от тех народных прединтонаций и
выражений, которые казались ему слишком грубыми и материальными. Жуковскому и
его поэзии несомненно была свойственна тяга к народности, но на его народности
всегда лежала печать мечтательности и идеальности.
Баллада “Светлана” Жуковского, по
сравнению с его же “Людмилой”, в большей
степени народна. Народные элементы в ней и более заметны, и более органичны.
Они отнюдь не сводятся только к ритмическому строю баллады, к его хореическому
народно-песенному стиху. В “Светлане” чувствуется общая атмосфера народности; в
ней черты народного быта, народные обряды, чуть стилизованные, но народные в
своей основе склад речи и форма выражения чувств. Ощущение атмосферы народности
возникает, уже с самых первых стихов:
Раз
в крещенский вечерок Девушки
гадали:
За
ворота башмачок,
Сняв
с ноги бросали;
Снег
пололи; под окном
Слушали;
кормили
Счетным
курицу зерном;
Ярый
воск топили;
В
чашу с чистою водой
Клали
перстень золотой,
Серьги
изумрудны;
Расстилали
белый плат
И
над чашей пели в лад
Песенки
подблюдны.
Связывая
эту балладу с русскими обычаями и поверьями, с фольклорной, песенно-сказочной
традицией, поэт избрал предметом её изображения гадания девушки в крещенский вечер. Русская обстановка
подчеркивается здесь и такими реалиями, как светлица, метелица, санки, церковь,
поп.
Национально-народному колориту баллады содействует также следующая за
вступлением имитация подблюдных песен (“Кузнец, Скуй мне злат и нов венец”),
вкрапленные на протяжении всей баллады
народно-просторечные слова (“вымолви словечко”, “вынь себе колечко”, “легохонько”,
“сулить”) и песенные выражение (“подруженька”, “красен свет”, “моя краса”, “радость”,
“свет моих очей”, “в ворота тесовы”).
Общее и различное в образах героинь / Людмила и Светлана/.В
отличие от Людмилы, Светлана не забывает о Боге. Оказавшись в избушке с
мертвецом, она молится перед иконой Спасителя, и к ней спускается
ангел-хранитель в образе голубя и спасает ее от притязаний мертвеца.
Людмила же возроптала на Бога, поэтому и погибла, то есть героиня наказывается
за отступление от веры.
Вера
в Бога, повиновение судьбе, то есть Богу, его воле, или сопротивление ей –
главные темы баллад, но вывод из всех
этих произведений следует один: человек — раб судьбы, и пытаться изменить,
воспротивиться судьбе абсолютно невозможно, потому что за сопротивление человек
понесет кару Бога.
Конфликт в балладе “Светлана”.
Сюжет
поэмы «Светлана» очень похож на поэму «Людмила». Но события в данной поэме
развиваются по-другому. В начале поэмы Жуковский показывает безутешную девушку,
которая долгое время ждет своего любимого. Она боится трагического исхода
событий и не может не думать о самом плохом.
Как могу, подружки, петь?
Милый друг далеко;
Мне
судьбина умереть
В грусти одинокой.
В печали девушки как бы сходятся все
чувства, способные волновать юную и трепетную натуру. Она не может позволить
себе веселиться, не может ни на минуту забыть о своей печали. Но юность,
которой свойственны надежды на лучшее, ищет свой выход из создавшегося
положения.
И Светлана решает погадать, чтобы узнать свою судьбу и хоть на мгновенье
увидеть своего суженого.
Настроение
девушки передано очень точно: ее романтическая натура ждет чуда, она надеется
на помощь сверхъестественных сил, способных показать ей дальнейшую судьбу. При
гадании Светлана незаметно засыпает.
И во сне она оказывается в той же
ситуации, которая была описана в поэме «Людмила».
Несчастливым предзнаменованием
становится черный ворон, который предвещает печаль, сильная метель, которая
словно желает спрятать все вокруг под снегом. И на столь тревожном и страшном
фоне появляется хижина, в которой Светлана находит своего мертвого жениха. От
беды девушку спасает белый голубь, который символизирует все светлое и дарует
надежду на спасение.
Вероятно, голубь послан покорной девушке, полагающейся на
своего ангела-хранителя, как знак свыше
После
своего страшного сна Светлана просыпается одна в своей светлице. Девушке была
не только дарована жизнь, но и возможность быть счастливой: к ней возвращается
ее суженый.
Все мрачное, трагическое, страшное оказывается нереальным, оно
уходит в область сна:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье—пробужденье.
Смысл сна Светланы и счастливой развязки. Образы-символы, их значение.Для героини баллады всё дурное оказывается сном, кончается с
пробуждением. Сказка – тот род сказки, которую представляет собой “Светлана”, –
является у Жуковского формой выражения веры в доброе. “Где не было чуда, вотще
там искать и счастливца”, – пишет Жуковский в стихотворении 1809 года “Счастие”.
В
“Светлане” и в некоторых других балладах вера в доброе выступает у Жуковского
не только в сказочной, но и отчасти в религиозной форме, однако существо этой
веры не в одной религиозности, а еще больше в глубокой человечности Жуковского.
В конце балды “Светлана” звучат слова с несомненной религиозно-дидактической
окраской:
Вот
баллады толк моей:
“Лучший
друг нам в жизни сей
Вера
в провиденье.
Благ
зиждителя закон:
Здесь
несчастье – лживый сон;
Счастье
– пробужденье.” Страшный
сон отнюдь не поэтическая шутка, не пародия на романтические ужасы. Поэт
напоминает читателю, что его жизнь на земле кратковременна, а настоящее и
вечное в загробном мире. В этих словах отражено и религиозное сознание
Жуковского, и его глубокий оптимизм, в основе которого – сильное желание добра
и радости для человека.
Источник: https://studyjourn.blogspot.com/2012/10/blog-post_5371.html
«Отражение народных традиций в балладе В. А. Жуковского «Светлана». Связь баллады с устным народным творчеством» 6 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Самарской общеобразовательной средней школы
Куркинского района Тульской области
Конспект урока по литературе <\p>
в 6 классе
«Отражение народных традиций в балладе В. А. Жуковского «Светлана». Связь баллады с устным народным творчеством»
подготовила <\p>
учитель русского языка и литературы
Францева Наталья Николаевна
п. Самарский
2012 год
Цели: – проследить, как автору удалось отразить традиции и быт русского народа в балладе;
– установить связь баллады с устным народным творчеством;
– выяснить, какие святочные гадания сохранились в нашем крае;
– развивать умение учащихся грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения, составлять связные высказывания на указанную тему; развивать мышление, воображение, память и творческие способности учащихся; <\p>
– воспитывать у учащихся уважение к традициям своего народа.
Оборудование: творческие работы учащихся, рисунки, поделка (макет), тесты, компьютерная презентация, видеоролик.
Ход урока:
1.Определение темы и целей урока.
Слово учителя.
– Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодняшний урок литературы мы посвящаем произведению, которое стало своеобразной визитной карточкой в литературном обществе «Арзамас» знаменитого поэта 19 века, а название данного творения – прозвищем писателя, В. А. Жуковского.
- слайд (В. А. Жуковский + «Светлана»)
– Ребята, балладу «Светлана» вы должны были дочитать, определить её композиционные элементы и уточнить лексическое значение указанных слов. А вот о чём конкретно пойдёт речь на занятии, вы попытаетесь определить сами. <\p>
- слайд (задание: внимательно прослушайте сообщение товарища и постарайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке)
Сообщения уч-ся.
-
Раньше жизнь русского человека была тесно связана с традициями и обрядами. К примеру, промежуток от Рождества до Крещения, с 6 по 19 января, традиционно считается зимними праздниками. На Руси в Рождественскую неделю полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу.
Кроме того, самым ярким событием этого периода являются Святки (святые дни или святые вечера), когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько удачно сложится жизнь в браке. <\p>
Святки – волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о счастливом замужестве и любви.
-
Выразительное чтение наизусть (описания крещенского гадания в балладе «Светлана»). Сопровождается показом видеоролика.
– Итак, кто попытается определить, о чём пойдёт речь на занятии?
- слайд («Отражение народных традиций в балладе В. А. Жуковского «Светлана». Связь баллады с устным народным творчеством».)
2. Работа с экспозицией баллады. Раскрытие темы занятия.
– Кто из вас обратил внимание на то, какую интонацию выбрала Наталья для чтения экспозиции баллады В. А. Жуковского? (Неторопливая, в духе русских народных сказок).
– Что сближает её с русским фольклором? (Использован стиль народного сказочного повествования: «Раз в крещенский вечерок…»).
– О каких гаданиях рассказывает автор в экспозиции произведения? В чём состояла их суть?
– Таким образом, уже экспозиция погружает нас в обстановку русского национального быта. Мы не только видим гадающих девушек. Мы слышим их песни. Какие песни?
Зачитать из учебника или на доске
(«Подблюдные (по Далю) – святочные песни, кои поются женщинами при гадании, о святках; от гадания: кому верится, тому сбудется, где вынимают поочерёдно из накрытого или из-под опрокинутого блюда положенные туда вещи». Это придаёт особую мелодику произведению).
3. Региональный компонент.
– А вы знаете, ребята, что вспоминают старожилы нашего посёлка по поводу того, что значило на Святки «слушать под окном»?
– Оказывается, гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу. Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну. Если в этот момент они слышали, что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома доносится брань и ругань, то замужество скорее всего будет неудачным.
– Предварительно опросив своих прабабушек, бабушек, родителей, родственников о традиционных святочных гаданиях в нашем посёлке, вы тоже достаточно много собрали материала. Его изучением занимались Евгения и Василий. Поэтому слово я предоставляю им.
- проверка работы, выполненной в паре
(сопоставление выполненных рисунков с работами учащихся).
– Ребята, мы познакомились со всеми вашими работами, они нам очень понравились. Но проиллюстрировать мы решили наиболее интересные, на наш взгляд.
Работа 1.
– Посмотрите внимательно на первый рисунок. Как вы думаете, что за гадание здесь представлено? В чем его смысл?
– Кто из вас нашёл отражение своей работы в данной иллюстрации? Озвучь её.
Работа 2.
– Как вы думаете, с чем может быть связано гадание, представленное на втором рисунке?
– Чью работу мы проиллюстрировали? Озвучь её.
Работа 3.
– А вот для следующей работы мы решили сделать макет. Как вы считаете, что за гадание могло быть связано с этим предметом?
– Предлагаем озвучить правильный вариант ответа тому, кто считает, что речь идет о его работе.
Работа 4.
– Ребята, а как вы думаете, что можно сказать о гадании, глядя на этот рисунок? Что могут обозначать предметы, изображенные здесь?
– Предлагаем озвучить свою работу.
Работа 5.
– Ну и, наконец, последняя иллюстрация. Какие ассоциации вызывает у вас она?
– Кто считает, что проиллюстрирована его работа, озвучьте её.
4. Углубление представлений учащихся об образе Светланы. Раскрытие темы занятия.
– Как видим, святочные гадания передаются из рода в род и точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно. Теперь и вы знаете о некоторых из них. Как вы думаете, стоит ли прибегать к ним?
– С какой целью, по- вашему, гадает героиня баллады В. А. Жуковского Светлана? (Автором использован традиционный старинный мотив народных исторических и лирических песен : девушка ждет жениха с войны.
Возможно, именно поэтомубалладой Жуковского зачитывались воины во время Отечественной войны 1812 года. Она вселяла в них веру в победу, уверенность в своих силах.
И если в родной стороне у них осталась любимая, они знали, что подобно героине баллады невеста верно будет ждать возвращения).
– Найдите строки в балладе, подтверждающие искренность чувств героини.
– Да, ребята, целью Жуковского В. А. являлось создание образа героини с богатым внутренним миром, который обязательно должен быть связан с народными обычаями. Народные представления у девушки сочетаются с религиозными, с глубокой верой в Бога и в судьбу.
<\p>
– Докажите это, используя текст. <\p>
– А как вы считаете, почему Василий Андреевич дал героине именно такое имя? (Имя образовано от слова «светлый» и связывается с выражением «Божий свет», который проник в ее чистую душу.
Светлана надеется на Божью помощь и постоянной обращается к Богу за душевной поддержкой:
Утоли печаль мою,
Ангел утешитель.
В самую напряженную минуту, увидев во сне в избушке гроб, Светлана находит в себе силы сделать самое главное:
Пред иконой пала в прах.
Спасу помолилась;
И, с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку).
ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИМЕНИ
В разное время специалистами высказывались различные гипотезы о происхождении имени: некоторые рассматривали имя Светлана как древнерусское, включая его в категорию имён, характеризующих человека по цвету волос и кожи.
В современном «Словаре русских личных имён приводятся два варианта происхождения имени: 1) от слова «светлый»; 2) от церковного имени Фотина (от др.-греч.— «свет»).
К имени Светлана в 1920-е годы родилось и парное мужское имя — Светлан, но заметного распространения оно не получило.
Известно также близкородственное мужское имя — Свет (так назвал своего сына поэт Демьян Бедный); и это имя осталось редким.
В те же годы увлечения новыми именами появилось несколько имён, восходящие к слову «свет»: Светослав и Светослава, Светломир и Светломира, Светозар и Светозара и другие.
5. Работа с сюжетом баллады. Раскрытие темы занятия.
– Прежде чем продолжить нашу работу я хочу предоставить слово Владе. Она выполняла задание, которое хорошо вам знакомо: реклама прочитанного произведения. Основная цель её выступления – напомнить сюжет баллады. Ваша задача – правильно определить и назвать композиционные элементы произведения.
– Как же построена баллада В. А. Жуковского? <\p>
– Что является завязкой сюжета? (гадание Светланы)
– Какой момент является кульминационным в произведении? (Светлана в избе с мертвецом). Докажите, используя текст. <\p>
– Найдите в кульминации баллады постоянные эпитеты, подтверждающие связь произведения Жуковского со сказкой.
– В балладе у Светланы есть своеобразный сказочный «двойник». Назовите его.
– Что символизирует образ белого голубка? (Христианский символ защиты, спасения и благословления Господа. В народе ассоциируется со счастьем, любовью, нежностью).
– Какой фольклорный образ является противопоставлением белому голубку? С какой целью вводится автором в повествование? (В народе: предсказывает плохое, страшное).
– Зачитайте отрывки баллады, связанные с данными образами – символами.
– Что можно считать развязкой баллады? (Возвращение жениха)
– Вспомните определение баллады. <\p>
– Как вы думаете, почему В. А. Жуковский иначе заканчивает балладу «Светлана» в отличие от произведения Бюргера «Ленора»? (С главной героиней не случается никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, проявив стойкость.
) <\p>
– Что еще сближает данную балладу с устным народным творчеством, народной сказкой? <\p>
– Согласны ли вы с тем, что человек должен проявлять покорность и смирение, принимая предначертанное ему, но при этом не переставать бороться за свое счастье, не сдаваться, сохранять веру в высшие силы, свое мужество и веру в близких людей?
– С верой нет ничего невозможного. (Пословица)
6. Подведение промежуточных итогов занятия.
– Какие же народные традиции В. А. Жуковский отразил в балладе?
– Как связана баллада с устным народным творчеством?
(Фольклорные мотивы: обряды гадания, подблюдные гадальные песни; баллада написана хореем (чередование 4-х-стопного с усеченной последней стопой и 3-х-стопного, к тому же чередуются мужская с женской рифмой), всё это создает своеобраз-ный «рваный» ритм (эффект русской плясовой).
Элементы христианской культуры. 12-я строфа: «свечка пред иконой», «пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; и с крестом своим в руке, под святыми в уголке робко притаилась». 13-я, 14-я и 15-я строфы: уже упоминаемый выше голубок.
Кроме того, есть и христианская трактовка событий, поведения героини. А именно: ожидаемая от мертвеца опасность, гибель героини – это, возможно, наказание за то, что Светлана гадает, т.к. церковь осуждала гадания, считая их общением с нечистой силой, с дьяволом.
Спасение героини – за чистоту души и веру в Бога.)
– Приведите из баллады примеры народных оборотов речи, слов и выражений,создающих ощущение атмосферы народности. <\p>
7. В мире интересного.
<\p>
1) В 1810-е—1820-е годы чтение баллад в дворянских семьях становилось обязательным праздничным ритуалом; иногда литературная часть празднования святок ограничивалась декламацией «Светланы».
В 1870-е годы в России появились книжки-пособия по организации различных детских утренников: в сценариях святочных празднеств обязательно присутствовала баллада Жуковского.
2) Во второй половине XIX века текст баллады начинает своё проникновение из дворянской среды в народную культуру.
Нередко с искажениями баллада Жуковского издается в различных общедоступных сборниках-песенниках; при этом в публикациях не указывалось авторство, поэтому текст баллады воспринимался подлинно народным.
Чаще всего в качестве популярной русской народной песни исполнялись первые две строфы баллады.
3) В начале 1820-х годов баллада перешагнула рамки собственно литературы: к этому времени относятся самые ранние попытки перенести балладу на театральные подмостки.
В 1822 году появилась первая из опер, написанных на сюжет «Светланы»; её автором был Катерино Кавос, итальянец по происхождению, много и плодотворно работавший на ниве русского музыкального театра. В 1846 году состоялась премьера новой оперы «Светлана», на сей раз сочинения Ф. М. Толстого.
К 1830-м годам относятся первые музыкальные произведения на слова баллады — три песни А. Н. Верстовского; в 1839 году Ю. К. Арнольд написал кантату на текст «Светланы».
<\p>
4) Издания баллады часто сопровождались иллюстрациями, над которыми работали многие художники-графики; а в 1836 году Карл Брюллов создал портрет гадающей Светланы, со временем ставший самым известным иконографическим воплощением образа.
Картина Брюллова стала не просто иллюстрацией к тексту Жуковского, но его эмблематическим выражением. Удачный сюжет картины (гадающая девушка в русском национальном костюме перед зеркалом) тиражировался в многочисленных литографиях, сопровождавших святочные номера российских периодических изданий во второй половине XIX века.
8. Домашнее задание:
1) тестовая работа;
2)
3)
4)
9. Самооценка выполненной работы учащимися. Выставление оценок.
Список использованной литературы
1. Агеносов В. В. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы, 2007.
2. Литература. Начальный курс. 6 класс.Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. О. М. Хренова, <\p>
M.А. Снежневская, 2007 г.
Использованные материалы и Интернет
-
Flash Video File Баллада Жуковского В. А.
-
Презентация к уроку.
Источник: https://doc4web.ru/literatura/otrazhenie-narodnih-tradiciy-v-ballade-v-a-zhukovskogo-svetlana-.html
Сопоставительный анализ баллады Жуковского “Светлана” и баллады Бюргера “Ленора”, с целью доказать оригинальность и своеобразие бал
Ленора же возроптала на Бога, поэтому и погибла, то есть героиня наказывается за отступление от веры.
Вера в Бога, повиновение судьбе, то есть Богу, его воле, или сопротивление ей – главные темы баллад, но вывод из всех этих произведений следует один: человек — раб судьбы, и пытаться изменить, воспротивиться судьбе абсолютно невозможно, потому что за сопротивление человек понесет кару Бога.
6.Национальный колорит в «Светлане».
Бюргер в своей балладе использовал разговорную сниженную лексику, повторы, традиционные для народной баллады, а также огромное количество элементов звукописи, которые придавали повествованию «отрывистости», что приближало «Ленору» к фольклорным балладным образцам.
Для России жанр народной баллады был нехарактерен, поэтому Жуковскому пришлось создавать совершенно новое явление: литературную балладу русского типа. Автор использует стиль народного сказочного повествования, о чем свидетельствует зачин: «Раз в крещенский вечерок…». Фольклорное начало отражено в традиционных для сказок словосочетаниях типа «перстень золотой».
Удивительно точно, реалистично поэт описал святочные гадания, новогодние обряды, когда молодежь хотела узнать о женитьбе или замужестве:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Снежным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Не случайно автор начал балладу с описания русских обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещения, с венчанием в Божьем храме. Так поэт объясняет народные истоки чувств Светланы: надежда и долг в сердце героини оказываются сильнее сомнений.
Народные представления у девушки сочетаются с глубокой верой в Бога и в судьбу. Светлана надеется на Божью помощь и постоянно обращается к Богу за душевной поддержкой:
Утоли печаль мою,
Ангел утешитель.
В самую напряженную минуту, увидев во сне в избушке гроб, Светлана находит в себе силы сделать
самое главное:
Пред иконой пала в прах.
Спасу помолилась;
И, с крестом своим в
руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Образ жениха Светланы соответствует сказочным представлениям о «добром молодце», навеянными романтическим течением. Он красив, удал, добр:
… все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его
очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Русская обстановка подчеркивается такими реалиями, как светлица, метелица, санки, церковь, поп.
Национально-народному
колориту баллады содействует также
следующая за вступлением имитация подблюдных песен (“Кузнец, Скуй мне
злат и нов венец”), вкрапленные на протяжении всей баллады народно-просторечные слова (“вымолви словечко”, “вынь себе колечко”, “легохонько”, “сулить”) и песенные выражение (“подруженька”, “красен свет”, “моя краса”, “радость”, “свет моих очей”, “в ворота тесовы”).
7. Роль пейзажных зарисовок.
Как и в элегиях, в балладах важную роль играет пейзаж. Если в элегии пейзаж призван настроить сознание читателя на нужный автору лад, подготовить сознание читателя, то в балладе пейзаж принципиально иной; он призван описать сложный, неуловимый переход, границу между двумя мирами.
Пейзаж в «Леноре» практически отсутствует, почти справочно сказано, что пришла ночь. У Жуковского намечается оппозиция неба и земли, верха и низа.
Пейзаж раскрывает странные мистические изменения, произошедшие в мире после полуночи.
В балладе “Светлана” характерный романтический пейзаж – вечерний, ночной, кладбищенский – сюжет, основанный на таинственном и страшном (такие сюжеты любили немецкие романтики), романтические мотивы могил, оживающих мертвецов и т.д. Всё это выглядит отчасти условным и книжным, но совсем не как книжное воспринималось читателем.
Интересна в балладе “Светлана” и цветовая гамма. Белым цветом пронизан весь текст: это прежде всего снег, образ которого возникает сразу же, с первых строк, снег, который снится Светлане, вьюга над санями, метелица кругом.
Далее — это белый платок, используемый во время гадания, стол, покрытый белой скатертью, белоснежная голубка и даже снежное полотно, которым накрыт мертвец. Белый цвет ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая, “свет белый”. У Жуковского здесь белый цвет, несомненно, символ чистоты и непорочности.
Второй контрастный цвет в балладе не черный, а скорее темный: темно в зеркале, темна
даль дороги, по которой мчатся кони. Черный цвет страшной балладной ночи, ночи преступлений и наказаний, в
этой балладе смягчен, высветлен.
Таким образом, белый
снег, темная ночь и яркие точки
огоньков свечей или глаз —
вот своеобразный романтический
фон в балладе «Светлана».
цвет | местоположение | пример | значение |
белый | Сон Светланы | Снег, вьюга, белая запона, белое полотно | Печаль |
белый | Наяву и во сне | Белая скатерть, белый голубь, белая пелена, белоснежный голубок | Чистота |
черный | сон | Черный гроб, черная даль, черный ворон, темну даль, лик мрачнее ночи | Печаль |
8.Смысл сна Светланы. Образы-символы, их значение.
Для героини баллады всё дурное оказывается сном, кончается с пробуждением. Сказка – тот род сказки, которую представляет собой “Светлана”, – является у Жуковского формой выражения веры в доброе.
“Где не было чуда, вотще там искать и счастливца”, – пишет Жуковский в стихотворении 1809 года “Счастие”.
В “Светлане” и в некоторых других балладах вера в доброе выступает у Жуковского не только в сказочной, но и отчасти в религиозной форме, однако существо этой веры не в одной религиозности, а еще больше в глубокой человечности Жуковского.
В конце баллады “Светлана” звучат слова с несомненной религиозно-дидактической окраской:
Вот баллады толк моей:
“Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье.”
Символичны и встречающиеся в балладе образы птиц, рассмотрим каждый образ, используя для удобства таблицу:
Ворон<\p> | Голубь | Петух<\p> |
Предсказывает плохое, страшное. | Символ счастья, мира, любви, Бога. | Часовщик, заступник. |
Черный вран, свистя крылом, вьется над санями, ворон каркает печаль. | Вот глядит: к ней голубок с светлыми глазами, тихо вея прилетел. | Шумным бьет крылом петух, день встречая пеньем. |
Печаль уйдет вместе со сном, пророчество не такое страшное. | Во сне – вера в хорошее, в защиту, чем сильнее страх Светланы, тем сильнее защита. | Будит героиню на границе добра и зла, не случилось наяву ничего плохого. |
9. Романтические
мотивы в балладе «Светлана».
Вся баллада пронизана
романтическими мотивами:<\p>
Мотив одиночества, брошенности, отвергнутости. 3-я строфа: «в грусти одинокой»; 5-я строфа: «одна к зеркалу садится»; 9-я строфа: «в сторонке Божий храм виден одинокий»; 11-я строфа: «одинокая, впотьмах, брошена от друга».
Мотив странничества, разлуки, неразделенной любви. 3-я строфа: «Милый друг далеко…Год промчался – вести нет; Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель?»
Мотив смерти, мистика. 2-я строфа: в песне девушек предрекается смерть; 9-я строфа: «на средине черный гроб»; 12-я строфа: «В избушке гроб; накрыт белою запоной…»; 14-я и 15-я строфы: оживший мертвец.
Романтический пейзаж. (см. выше).
Романтический колорит создается
следующими приемами и средствами:
- Употребление лексики, обозначающей чувства (т.к. романтиков в первую очередь интересовало внутреннее состояние героя, внутренний мир человека). 5-я строфа: «с тайной робостью она в зеркало глядится», «робость в ней волнует грудь, страшно ей назад взглянуть, страх туманит очи…»; 12-я строфа: «входит с трепетом, в слезах»; 17-я строфа: «села (тяжко ноет грудь)».
- Создание атмосферы таинственности, загадочности.4-я, 5-я и 6-я строфы: описание гадания с зеркалом, ожидание; 13-я строфа: Светлана в избушке – «Все в глубоком, мертвом сне, страшное молчанье…».
- Быстрое развитие действия, движение (сон Светланы, смена настроения, переход от сна к яви: ночные страшные приключения оказываются лишь кошмарным сном).
- Символичность образов: символичен пейзаж во сне Светланы; 10я строфа: «черный вран» – предсказание несчастья, «брезжит в поле огонек» – огонек надежды. Кроме языческой символики используется и христианская: 13-я строфа «белоснежный голубок» – символ чистоты, христианской души (ангел), это и свидетельство чистоты самой Светланы (имя также неслучайно, символично: Светлана – светлая душой).
- Создание романтического портрета героя. 8-я строфа: «Он глядит на лунный свет, бледен и унылый».
- Антитеза. В композиции: сон – явь; печаль героини в начале – радость в конце произведения; мрачный вечерний (ночной) пейзаж в начале баллады и во сне героини – радостный утренний пейзаж в конце. В образах: мертвец (зло, тьма, смерть) – голубок и сама Светлана (добро, свет, жизнь). В лексике: «лунный свет» – «луч денницы», стар – млад, ночь – день и т.д.
Есть в балладе и реалии современной поэту жизни. Героиня живет в первую очередь чувствами, это отражается не только в обращении к ее внутреннему состоянию, но и в речи героини и авторской речи (особенно часто повторяется междометие «Ах!» – 3-я, 12-я, 15-я, 16-я, 20-я строфы).
Возможно, Светлана воспитана на сентиментальных романах (ведь и сам Жуковский сочувственно откликался на звуки сентиментальных произведений).
Нотки сентиментализма слышатся нам и в 14-й строфе: когда появляется долгожданный герой, то он скорее похож на героя сентиментального произведения, нежели романтического: «все тот же он в опыте разлуки; та ж любовь в его очах, те ж приятны взоры; те ж на сладостных устах милы разговоры» (сравните с бледным и унылым романтическим героем во сне Светланы – 8-я строфа), и в 20-й строфе (сентименталистский пейзаж: «как приятный ручейка блеск на лоне луга»). Возникает смешение сентименталистских и романтических представлений у героини, т.к., по-видимому, повзрослев, героиня перешла к более модному чтению – к чтению произведений романтизма. А это примета времени!<\p>
Таким образом, перед нами, несомненно, произведение романтизма. Но создано оно настоящим мастером слова, который не боится быть свободным в своем творчестве. Таким и был Василий Андреевич Жуковский.
Выводы
Созданная по мотивам произведения Бюргера, «Светлана», безусловно,
может считаться оригинальным творением Жуковского.
Баллада “Светлана” – подлинно народное русское произведение.
Она построена на широкой и устойчивой народной основе: здесь и гадания, приметы, обрядовые песни, и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.
Произведение наполнено романтизированной народностью, национальным колоритом, православными традициями, органичным образом главной героини. Национальный колорит в балладе усилен деталями быта и картинами русской природы.
Творчество В.А. Жуковского открыло русскому читателю вначале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Главная героиня в балладе наделена лучшими чертами национального характера: верностью, чуткостью, кротостью, простотой. Мораль баллады в том, что вера в Бога спасла девушку от жениха-оборотня, который пытался увлечь её с собой в потусторонний мир. В образе Светланы Жуковский впервые намечает характерные черты русского женского типа, как он его понимает: верность, покорность, поэтичность. Главная мысль баллады о роли Провидения в нашей жизни.<\p>
Источник: https://yaneuch.ru/cat_09/sopostavitelnyj-analiz-ballady-zhukovskogo-svetlana/211096.2085756.page2.html
Что сближает балладу В.А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора?
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Вариант 1<\p>
Баллада «Светлана» считается оригинальной балладой В. А. Жуковского. Повествование начинается картинами святочного гадания русских девушек, написанными с приукрашиванием крестьянского быта. На этом фоне дается образ Светланы. Она молчалива и грустна, разлука с милым делает ее тихой и печальной. Свое горе она пытается утешить, прибегая к молитве. За покорность, терпение и надежду автор награждает Светлану. Ужасы она переживает только во сне, а пробуждение готовит ей радость – возвращение жениха. Баллада заканчивается веселой свадьбой.<\p>
Если сравнивать балладу с произведениями устного народного творчества, то можно найти много общего. Во-первых, содержание баллады переносит нас в сказочный мир. Даже финал баллады – сказочный: многие русские народные сказки заканчиваются веселым свадебным пиром. Есть в балладе образы страшного и ужасного: образ мертвеца-жениха, скачка на конях ночью, карканье ворона, гроб в избушке, оживающий мертвец и т. п. В балладе часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: вечерок, башмачок, подруженьки и др. Уже с первых строк читатель погружается в мир народных поверий и ритуалов, сопутствующих русским зимним праздникам. Балладу отличает особая музыкальность.<\p>
Можно сказать, что Жуковский создает самостоятельную русскую народную балладу. Народность в начале XIX века понимается поэтами как приукрашенное изображение народного быта, как мир сказок и легенд, в котором добро всегда торжествует.<\p>
Вариант 2<\p>
В. А. Жуковский – известный поэт, мастер поэтического слова, тонкий знаток русской культуры и фольклора.<\p>
В балладе “Светлана” автор реалистично описал русский быт, народные обряды, раскрыл русскую душу, такую большую, щедрую, трепетную и горячую.<\p>
Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами. По знамениям судьбы или природы корректировалась жизнь и деятельность одного человека или целой семьи.<\p>
Раз в крещенский вечерок<\p>
Девушки гадали<\p>
Страх перед неизвестным, любопытство, желание узнать судьбу близких толкали к гаданию. Богатство или нищета,, замужество или одиночество, жизнь или смерть, вечные скитания или оседлая жизнь в кругу семьи – все расскажет гадание в праздничные дни.<\p>
В. А. Жуковский, сын помещика Бунина и пленной турчанки Сальхи, знал русскую душу, любил российскую глубинку, чувствовал природу. В балладе “Светлана” все это слилось воедино, и в результате обнажилась грусть души, страх потерь. Стих поэта наполнен музыкой, богат полутоками и нюансами.<\p>
Не зря ведь А. С. Пушкин считал Жуковского великим поэтом, проложившим много троп для русской поэзии. Жуковский обладал редким даром охватить в коротком стихотворении или балладе тревоги русского человека, окрасить их музыкой и звучанием, раскрыть их тайну, не нарушив целостности.<\p>
Баллада “Светлана” посвящена Сашеньке Протасовой, в которую был влюблен Жуковский. Гадание на зеркале девушки,, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов. Светлана всматривается в зеркало, и перед ней проходит фантасмагория образов: и разбойничий притон, и “подменный” жених, который оказывается убийцей. Но светлой и ясной улыбкой разрешаются романтические ужасы: это лишь страшный сон.<\p>
Жизнь улыбается девушке, а автор заклинает судьбу:<\p>
О, не знай сих страшных снов<\p>
Ты, моя Светлана.<\p>
Будущее реальной Светланы оказалось трагичным, замужество – неудачным. Но в истории литературы осталась светлая, поэтичная красота баллады.<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://www.soch67.info/index.php/sochineniya-po-literature/sbornik-sochinenij-5-11-klass/3713-chto-sblizhaet-balladu-v-a-zhukovskogo-svetlana-s-proizvedeniyami-russkogo-folklora