«Демон», анализ поэмы Лермонтова
Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад.
Однако в романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами, а тираном, как это ни парадоксально, становился сам Бог. Ведь именно он требовал от человека страданий, заставлял слепо следовать его воле, принося в жертву порой самое дорогое, что у него было.
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» не стала исключением. За основу сюжета поэт берет известную библейскую легенду о духе зла, низвергнутом Богом с неба за бунт против его власти. Образ Демона, преступившего законы добра и оставшегося одиноким в пустыне наскучившего ему мира, волновал Лермонтова всю жизнь. Над поэмой Михаил Юрьевич работал 12 лет.
В начале работы поэт сочувствовал своему герою. Стремление Демона быть безграничным в чувствах и действиях, вызов обыденности существования, дерзость бунта против божественных установок были притягательны для юного Лермонтова.
Демон — необычный герой: он презирает ограниченность людского существования и во времени, и в пространстве.
Когда-то он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья», но теперь «давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта».
Пролетая над долинами роскошной Грузии, он видит, как танцует молодая княжна Тамара. В этот миг Демон испытывает неизъяснимое волненье, потому что «немой души его пустыню наполнил благодатный звук» и «вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты». Но его любовь не нужна Тамаре, ведь она ждет своего жениха — отважного князя Синодала.
Все герои поэмы, кроме Демона, замкнуты в пространстве своей судьбы. Трагические обстоятельства управляют ими, и сопротивление им бесполезно.
Отважный князь спешит на брачный пир и минует часовню, где всегда приносил «усердную молитву».
Как только «презрел удалой жених обычай предков своих», как только он перешел границу предписанного, смерть от «злой пули осетина» настигла его. Может быть, это месть Демона?
Создавая свою поэму, Лермонтов вспомнил услышанную им на Кавказе старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем прекрасную грузинку.
Когда дух Гуда узнал, что Нино любит земного юношу, не в силах терпеть муки ревности, накануне свадьбы он засыпает саклю влюбленных огромной снежной лавиной.
Но Лермонтова не устраивает принцип: «Так не доставайся же ты никому!» Его Демон действительно ради любви готов преобразиться: он лишен энергии зла и жажды мести, и в нем нет ревности.
Любовь к Тамаре для Демона — попытка освобождения от холодного презренья к миру, на которое обрек его бунт против Бога. «Зло наскучило ему» оттого, что он не встречает ему сопротивленья в людях, которые охотно используют подсказки Дьявола. Демон «сеял зло без наслажденья», он лишен тщеславного удовлетворения от своей власти над ничтожными людьми.
Когда Тамара горюет о погибшем женихе, Демон
… К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью … на нее смотрел.
В этот момент он не был ни ангелом-хранителем, ни «ада духом ужасным». Когда Тамара решает сузить свою жизнь до мрачной кельи монастыря, Демон хочет вернуть ей всю широту свободы и подарить пространство вечности. Он обещает Тамаре рай всезнанья, рай свободы:
Я опущусь на дно морское,Я полечу за облака,Я дам тебе все, все земное –
Люби меня!…
Но цена такой свободы слишком высока — отказ от всего ничтожного земного, то есть смерть. Поэтому Тамара и хочет спастись от «неотразимой мечты» лукавого духа. На помощь ей приходит Ангел, не верящий в преображение Демона, поэтому он возвращает его к прежней роли злодея.
Таким образом, у Неба не хватило веры в добро, сознания его силы в душе Тамары и возможности его в Демоне. Тамара же оказалась способна не только полюбить Демона, но и позаботиться о спасении своей души.
После ее смерти «грешная душа» Тамары омыта слезами Ангела, ведь она «ценой жестокой искупила» возможность того, чтобы рай ей все-таки открылся.
Смерть Тамары — победа любви к Демону, но сам он не спасен этой победой, ведь она отнята смертью, а душа взята Небом. Увидев, как душа Тамары, «молитвой ужас заглуша», ищет спасения на груди Ангела, Демон окончательно побежден:
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои…
Причину поражения Демона Лермонтов увидел в ограниченности чувств Демона, в том числе и к Тамаре, поэтому он сочувствует своему герою, но и осуждает за надменное ожесточение против мира. «Вечный ропот человека» как гордое желание его встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. Божественный мир могущественнее мира личности — такова позиция поэта.
Критика по-разному оценила образ Демона. Символический образ лучше всех раскрыл В. Белинский. Он писал, что Демон наводит на человека сомнение в истине: «Пока истина для вас только призрак, мечта, — вы добыча Демона, потому что должны узнать всю пытку сомнения».
Сакля – хижина, жилище кавказских горцев.
Анализ поэмы «Демон» – не единственное сочинение, связанное с Лермонтовым:
-
«Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
-
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
-
«Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Утес», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Листок», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Дума», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Демон»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Источник: https://goldlit.ru/lermontov/315-demon-analiz
Анализ стихотворения Лермонтова Демон
Лермонтов писал поэму «Демон» с пятнадцатилетнего возраста, постоянно возвращаясь к ней на протяжении десяти лет. Он менял сюжет, добавляя новых персонажей, детали, обстановку, но образ главного героя оставался неизменным.
Используя в Демоне легенду о злом духе, который был свергнут с неба за то, что взбунтовался против божественной власти и кавказский фольклор о поглотившим девушку-грузинку горном духе Лермонтов придал своей поэме иносказательный характер. Однако, несмотря на фантастический сюжет в поэме заложен глубокий философский смысл. В Демоне с большой глубиной и силой выражен протест против подавляющих личность человека условий.
Писатель рассказывал, что самым сильным тираном мира является Бог, а Демон тут делает все, чтобы навредить всем, поэтому ходит во врагах Бога. Вкладывая свой смысл в понятие добра и зла, Лермонтов противопоставляет свое видение настоящей христианской морали, в которой покорность Богу означает добро, а неповиновение ему – зло.
Для Лермонтова добро – это борьба, а зло – это покорность и смирение. Однако, все это совершенно не значит, что поэт отрицает добро, он просто может красиво вместить в даннои понятии свой смысл.
<\p>
Присутствие Бога в поэме незримо, хотя он и является действующим лицом.
Автора каждый раз посещают воспоминания, как и его персонажей, которые говорят о нем, обвиняя во всех грехах, свершающихся на земле, так как он является творцом преступников.
Азраил, наказанный за мгновенный ропот изгнанник. Он, как и Демон сильный, но побежденный. Демон, же в отличие от него имеет вину страшнее. Он проклят Богом, который сделал его душу мертвой и холодной.
Выгнав его из рая, Бог возложил на него еще и ответственность за все зло на земле. По воле Бога он стал орудием зла и печатью роковой жжет все, к чему прикасается.
В этом заключается страшная трагедия Лермонтовского героя.
Любовь, для Демона стала точкой его возрождения. Тамара словно живой водой напоила его жаждущую пустыню души. И он вновь постиг святыню любви, добра и красоты.
В его воскресшей душе вновь проснулись забытые мечты и чувства. Душа Демона откликнулась на возрождение жаждой жизни, жаждой общения с родственной душой сама, испытывая при этом огромные человеческие чувства.
Любовь к прекрасной Тамаре возродила в нем любовь ко всему живому, позволила ему восхищаться красотой окружающего мира, он ощутил потребность нести добро – все те чувства, которых лишил его Бог, когда проклинал его.
Что же привлекало мятежного Демона в Тамаре? То, что она была очень красива, было бы мало для любви, ведь он повидал немало красавиц, но ни одна не зацепила его душу. В ней он нашел родного человека, который может понять его. Бунтарская мысль ее о судьбе рабыни, был своего рода протест, который он ощутил и познал сполна. Полная гордыни ее душа, как будто специально ждала демонскую печать.
Поэма Демон несет в себе большой социальный смысл. Автор наделил своего героя чертами живых людей, своих современников. В 30-х годах 19 столетия бунтарские настроения передовой молодежи искали выход, они безжалостно подвергали критике самодержавную действительность.
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/demon
Поэма “Демон” (Лермонтов): краткое содержание, анализ :
В 1839 году закончил писать поэму “Демон” Лермонтов. Краткое содержание этого произведения, а также его анализ представлены в статье. Сегодня данное творение великого русского поэта включено в обязательную школьную программу и известно во всем мире. Опишем сначала основные события, которые изобразил в поэме “Демон” Лермонтов.
Краткое содержание: начало поэмы
“Печальный Демон” летит над Землей. Он обозревает с космической высоты центральный Кавказ, его чудный мир: высокие горы, бурные реки. Но ничего Демона не привлекает. Он испытывает ко всему лишь презрение. Демон устал от бессмертия, вечного одиночества и неограниченной власти, которую он имеет над землей.
Сменился ландшафт под его крылом. Теперь он видит Грузию, её пышные долины. Однако и они его не впечатляют. Вдруг праздничное оживление, которое он заметил во владениях некоторого знатного феодала, привлекло его внимание. Дело в том, что свою единственную дочь сосватал князь Гудал.
Праздничное торжество готовится в его усадьбе.
Демон любуется Тамарой
Уже собрались родственники. Вино льется рекой. Жених должен прибыть к вечеру. Молодая княжна Тамара выходит замуж за молодого властителя Синодала. Старинные ковры тем временем расстилают слуги. Невеста по обычаю должна еще до появления своего жениха исполнить танец с бубном на кровле, устланной коврами.
Вот девушка начинает танцевать. Невозможно себе представить ничего прекраснее, чем этот танец. Она настолько хороша, что сам Демон залюбовался Тамарой.
Мысли Тамары
В голове молодой княжны кружат разные мысли. Она покидает дом отца, где не знала ни в чем отказа. Неведомо, что ожидает девушку в чужом краю. Выбором жениха она довольна. Он влюблен, богат, красив и молод – все, что необходимо для счастья. И девушка гонит прочь сомнения, всю себя отдавая танцу.
Демон убивает жениха девушки
Следующим важным событием продолжает свою поэму “Демон” Лермонтов. Краткое содержание эпизода, связанного с ним, следующее. Демон уже не в силах оторвать свой взгляд от прекрасной Тамары.
Он очарован её красотой. И поступает, подобно настоящему тирану. Разбойники по велению Демона нападают на жениха княжны. Синодал ранен, однако скачет к дому невесты на верном коне.
Доехав, жених падает замертво.
Тамара уходит в монастырь
Князь убит горем, плачут гости, Тамара рыдает в своей постели. Вдруг девушка слышит приятный, необычный голос, утешающий ее и обещающий послать волшебные сны.
Находясь в мире грез, девушка видит прекрасного юношу. Она понимает утром, что её искушает лукавый. Княжна просит отправить её в монастырь, где она надеется найти спасение. Не сразу соглашается на это отец.
Он грозит проклятьем, но в конце концов сдается.
Убийство Тамары
И вот Тамара в монастыре. Однако девушке легче не стало. Она осознает, что влюбилась в искусителя. Тамара хочет молиться святым, но вместо этого она преклоняется пред лукавым.
Демон осознает, что девушку убьет физическая близость с ним. Он решает в какой-то момент отказаться от своего коварного замысла. Однако Демон уже над собой не властен.
Он проникает ночью в своем прекрасном крылатом облике в её келью.
Тамара не узнает в нем юношу, который являлся ей во снах. Она боится, но Демон открывает княжне душу, говорит девушке страстные речи, столь похожие на слова обычного мужчины, когда в нем кипит огонь желаний.
Тамара просит Демона поклясться, что тот её не обманывает. И он делает это. Что ему стоит?! В страстном поцелуе сливаются их уста.
Проходя мимо дверей кельи, сторож слышит странные звуки, а потом слабый предсмертный крик, который издает княжна.
Финал поэмы
Гудалу рассказали о смерти дочери. Он собирается её похоронить на семейном высокогорном кладбище, где воздвигли небольшой холм его предки. Девушку наряжают. Облик её прекрасен. Печали смерти нет на нем.
На устах Тамары как будто застыла улыбка. Все правильно сделал мудрый Гудал. Давно с лица земли смыло его самого, его двор и усадьбу. А кладбище и храм остались невредимы.
Могилу возлюбленной Демона природа сделала недоступной для человека и времени.
На этом заканчивает свою поэму “Демон” Лермонтов. Краткое содержание передает лишь основные события. Перейдем к анализу произведения.
Специфика анализа поэмы “Демон”
Поэма “Демон”, которую Лермонтов создавал с 1829 по 1839 год, относится к наиболее противоречивым и загадочным произведениям поэта. Анализировать её не так просто. Это связано с тем, что существует несколько планов истолкования и восприятия текста, который создал Лермонтов (“Демон”).
Краткое содержание описывает лишь событийную канву. А между тем в поэме есть несколько планов: космический, который включает отношения к Богу и вселенной Демона, психологический, философский, но, конечно же, не бытовой.
Это следует учитывать при анализе. Чтобы его провести, следует обратиться к оригиналу произведения, автором которого является Лермонтов (“Демон”).
Краткое содержание поможет вспомнить сюжет поэмы, знание которого необходимо для анализа.
Образ Демона, созданный Лермонтовым
Многие поэты обращались к легенде о воевавшем против Бога падшем ангеле. Достаточно вспомнить Люцифера из произведения Байрона “Каин”, Сатану, изображенного Мильтоном в “Потерянном рае”, Мефистофеля в знаменитом “Фаусте” Гете.
Разумеется, Лермонтов не мог не учесть традицию, которая существовала в то время. Однако он трактовал этот миф оригинально.<\p>
Очень неоднозначно изобразил главного героя Лермонтов (“Демон”). Краткое содержание по главам указывает на эту неоднозначность, но опускает подробности.
А между тем образ лермонтовского Демона получился весьма противоречивым. В нем сочетаются трагическое бессилие и огромные внутренние силы, стремление приобщиться к добру, преодолеть одиночество и непостижимость подобных стремлений.
Демон – мятежный протестант, противопоставивший себя не одному лишь Богу, но и людям, всему миру.
Протестующие, бунтарские идеи Лермонтова проявляются в поэме прямо. Демон является гордым врагом небес. Он – “царь познанья и свободы”. Демон – воплощение мятежного восстания силы против того, что сковывает разум.
Этот герой отвергает мир. Он говорит, что в нем нет ни долговечной красоты, ни истинного счастья. Здесь есть лишь казни да преступления, живут лишь мелкие страсти. Люди не умеют без боязни ни любить, ни ненавидеть.
Такое всеобщее отрицание, однако, означает не только силу этого героя, но одновременно и его слабость. Демону не дано увидеть с высоты космических беспредельных просторов земную красоту.
Он не может понять и оценить прелесть природы. Лермонтов отмечает, что блеск природы не возбудил, кроме холодной зависти, ни новых сил, ни новых чувств в его груди.
Все, что видел перед собой Демон, он либо ненавидел, либо презирал.
Любовь Демона к Тамаре
В своем надменном уединении главный герой страдает. Он тоскует о связях с людьми и миром. Демону наскучила жизнь исключительно для себя.
Для него любовь к Тамаре, земной девушке, должна была означать начало выхода к людям из угрюмого одиночества. Однако поиски “любви, добра и красоты”, гармонии в мире для Демона фатально недостижимы.
И он проклял свои безумные мечты, остался вновь надменным, одиноким во Вселенной, как и прежде, без любви.
Разоблачение индивидуалистического сознания
Поэма Лермонтова “Демон”, краткое содержание которой мы описали, – произведение, в котором разоблачается индивидуалистическое сознание. Такое изоблечение присутствует и в предыдущих поэмах этого автора.
В этой разрушительное, демоническое начало воспринимается Лермонтовым как антигуманистическое.
Данная проблема, которая глубоко волновала поэта, разрабатывалась им также в прозе (“Герой нашего времени”) и драматургии (“Маскарад”).
Голос автора в поэме
Трудно выделить в поэме голос автора, прямую его позицию, что предопределяет многозначность произведения, сложность его анализа. Отнюдь не стремится к однозначным оценкам М. Ю. Лермонтов (“Демон”). Краткое содержание, которое вы только что прочли, возможно, натолкнуло вас на ряд вопросов, ответ на которые не очевиден. И это не случайно, ведь автор не отвечает на них в произведении.
Например, видит ли в своем герое Лермонтов безусловного носителя (пусть и страдающего) зла или лишь мятежную жертву божественного “несправедливого приговора”? Была ли спасена душа Тамары в угоду цензуре? Возможно, для Лермонтова этот мотив являлся всего лишь идейно-художественной неизбежностью.
Примирительный или же, напротив, непримирительный смысл имеет поражение Демона и финал поэмы?
На все эти вопросы может натолкнуть читателя поэма “Демон” Лермонтова, краткое содержание по главам которой было представлено выше.
Они говорят о сложности философской проблематики этого произведения, о том, что в Демоне диалектически сочетается добро и зло, вражда к миру и стремление с ним примириться, жажда идеала и его потеря. В поэме отражено трагическое мироощущение поэта.
Например, в 1842 году Белинский писал о том, что для него фактом жизни стал “Демон”. Он нашел в нем миры красоты, чувств, истины.
“Демон” – образец романтической поэмы
Художественное своеобразие поэмы определяет также богатство ее философско-этического содержания. Это яркий образец романтизма, построенный на антитезах. Герои противостоят друг другу: Демон и Бог, Демон и Ангел, Демон и Тамара.
Полярные сферы составляют основу поэмы: земля и небо, смерть и жизнь, действительность и идеал.
Наконец, противопоставляются этические и социальные категории: тирания и свобода, ненависть и любовь, гармония и борьба, зло и добро, отрицание и утверждение.
Значение произведения
Большое значение имеет поэма, которую создал Лермонтов (“Демон”). Краткое содержание и анализ, представленный в этой статье, возможно, натолкнули вас на эту мысль.
Ведь глубокая проблематика, мощная поэтическая фантазия, пафос сомнения и отрицания, высокий лиризм, пластичность и простота эпических описаний, определенная загадочность – все это должно привести и привело к тому, что “Демон” Лермонтова считается по праву одним из вершинных творений в истории романтической поэмы.
Значение произведения велико не только в истории отечественной литературы, но и в живописи (картины Врубеля) и музыке (опера Рубинштейна, в которой за основу взято его краткое содержание).
“Демон” – повесть? Лермонтов определил это произведение как поэму. И это правильно, ведь написано оно стихами. Повесть – прозаический жанр. Не следует путать два этих понятия.
Источник: https://www.syl.ru/article/195446/new_poema-demon-lermontov-kratkoe-soderjanie-analiz
Анализ поэмы «Демон» Лермонтов
К образам нечистой силы прибегали многие писатели. Нечистая сила тревожила сердца многих людей и была многоликой, ведь не зря же у нее множество имен. По этим причинам люди должны быть осторожны и никогда не поддаваться искушениям. Тему нечистой силы затронул и Лермонтов в своей работе Демон, которую создавал чуть ли не всю свою жизнь.
Краткий анализ поэмы Лермонтова Демон
Над своей работой Демон, краткий анализ которой мы представляем вашему вниманию, Лермонтов начал работать еще в четырнадцатилетнем возрасте. После ее появления в первоначальном виде, автор неоднократно ее переделывал. По этим причинам было восемь редакций Демона.
Они отличались между собой и неудивительно, ведь в раннем возрасте было одно видение, в которое вмещались множественные философские рассуждения, в то время как в более зрелом возрасте там нет параллелей между лирическим героем Демоном и автором работы.
<\p>
Создавая стихотворение Демон, автор опирается на известную легенду из Библии, где Бог низвергает с неба падшего ангела. В работе писатель использует грузинский фольклор и прибегает к деталям местного быта.
Раскрывая сюжетную линию в нашем анализе поэмы Лермонтова по плану, мы видим многие затронутые тематики, где особое место отводится теме любви. Это чувство, которое может погубить, а может подарить надежду.
Так ревность и спешка жениха Тамары его губит, а вот Демону любовь дарит надежду на спасение. В поэме Лермонтова видна борьба, где Демон противостоит не только миру, но ведет борьбу с самим собой.
Кроме того, Лермонтов раскрывает тему веры и одиночества.
Сюжет и проблематика
Согласно сюжету, Бог изгнал с небес Демона, которому пришлось скитаться в горах. Демон был одинок, его не радовали темные дела, но пролетая над Грузией, он заметил Тамару. Это прекрасная девушка, которая готовилась к сватанью.
Она ждала своего жениха с нетерпением, играла на бубне и танцевала. Она пленила Демона, который задумал уничтожить соперника, направив разбойников на жениха, что спешил к своей невесте.
Демон добился его смерти и вместо предстоящей свадьбы над героиней нависло траурное событие.
Теперь Демон стал являться к девушке во сне, его голос она слышала повсюду, и не выдержав, упрашивает отца отдать ее в монастырь. Хоть и в монастыре не было покоя Тамаре от Демона, она оказалась под защитой Ангелов.
Однажды Демону удается соблазнить героиню, хоть он и понимал, что плотская связь завершится смертью его избранницы. Так и произошло. Демон соблазнил Тамару, после чего она умирает. Однако душа ее была спасена, ведь Ангел забрал ее в рай.
Главный же персонаж обречен теперь на одиночество и скитания.
Как мы видим, Лермонтов в своем произведении актуализировал такую проблематику, как порок и любовь. Герои должны сделать свой нравственный выбор, где Демон отказался от смирения, выбрав страсть за что получает еще больше страданий. Жених Тамары пренебрегает молитвой, за что тут же и поплатился. А вот Тамара устояла, и не поддавшись соблазнам, попадает в рай.
Главные герои
В кратком анализе стихотворения Демон мы можем выделить двух главных героев. Это падший ангел Демон, который был наказан вечной жизнью в тоске и одиночестве. Он полюбил Тамару, однако его чувство привело лишь к трагедии. Тамара тоже является главной героиней поэмы. Она скромна, верит в бога и целомудрие, и является символом красоты в поэме.
Основной смысл поэмы
Если говорить о смысле и идее поэмы Лермонтова, то автор, показывая нам Ангела и Демона, пытается показать двойственность человеческой натуры, где постоянно идет борьба между добрым и злым началом. Так Демон внутри человека сеет сомнения, лукавство, следуя за которыми можно получить наказание. Ангел же призван наставить нас на путь истинный.
Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-poemy-demon-lermontov.html
“Демон” Лермонтова: анализ поэмы
Поэма «Демон» имела для Лермонтова огромное значение. Он писал ее в течение всей жизни. Замысел ее относится еще к 1829 году, когда Лермонтову было 15 лет, а окончательно завершена она в 1841 году.
Пять-шесть вариантов поэмы дают полное представление о созревании таланта поэта.
Но творческая особенность художника такова, что и сам вариант появляется как совершенное художественное произведение, подготавливающее почву для более совершенного.
«Демон» – грандиозное сооружение, поглотившее всю лирику.
И как написано! Несмотря на юность, поэт выражал себя во всех жанрах, но жанр поэмы – любимый, и здесь можно видеть не только ранние подражания пушкинским поэмам, но и прямое соперничество с ними.
В течение всей жизни поэт убегал в мир кавказской природы. Здесь сосредоточилось все богатство лирического восприятия мира. Кавказ как «благорастворение воздухов», множество цветов, растений, гамма красок. Кавказ как представление о рае земном.
Эти картины предстают перед нами и в жизненно ясных образах, и в то же время они полны поэтической прелести: горы, благоухание цветов, лесов и лугов.
Никто из русских романтиков не поднялся на такую высоту в поэтическом изображении Кавказа, как Лермонтов.
Здесь и география (Казбек, Эльбрус, Арагва, Кура), здесь и небо Кавказа («черные ночи с огромными горящими звездами»), здесь дыхание Кавказа, его ласкающая теплота… И главный герой Лермонтова – Демон.
Вместе с тем в поэме постоянно присутствует идея греха, проступка и раскаяния. Трагедия Демона – это трагедия человека, не могущего преодолеть в себе демоническое начало. Демон не может стать ангелом добра. Красота природы, ее величие, благорастворение, спокойствие не могут не подействовать на Демона и не поколебать его ожесточения.
Спасение герой видит в любви. Красота мира создает гармонию, которая располагает природу существа к прощению и любви. Но зло торжествует, и все, кто около этого духа зла, гибнут. Поэт был бы сусален и неубедителен, если бы действующие лица спаслись и вступили из мира необходимости в мир радости и всепрощения.
Преступление и гибель реально существуют, и исцелить это вздохом и слезой едва ли возможно. Реальность вступает в борьбу с романтикой, и последняя не может победить. Но это не значит, что реальность непобедима вообще. Демон Лермонтова глубоко верит в то, что красота победит мир, спасет, завоюет его.
Мир природы может обновить героя, и он обретет свободу, радость, умиротворенность.
Проблема зла и добра решается у Лермонтова по-своему. Победа добра над злом проходит быстро и бегло, а тема Духа зла и его страданий так поэтически мощно, сильно написана, что остается главенствующей. Лермонтовский Демон очеловечен. Дух отрицания и сомнения страдает от утраты смысла жизни, он ищет приложения своим огромным внутренним силам, но на пиру жизни ему нет места.
Мучительно ощущает Демон Лермонтова свое одиночество. Выход герой хочет найти в любви, но и здесь чутье художника подсказывает невозможность счастья. Через романтическую форму «Демона» поэт показал психологическую трагедию людей 1830-х годов. Лермонтовский «дух отрицания» страдает отутраты смысла жизни.
Образ Демона куда драматичнее, чем изображение Люцифера, Сатаны, Мефистофеля у поэтов,бравших эту тему. Лермонтов показывает олицетворенный демонизм, со всем тем, что свойственно человеческой природе, которую одолевают стремление к свободе, познанию и мрачный дух сомнения. Это не демон обычных представлений: он близок к человеку, исстрадавшемуся от гибельных страстей.
Знание не принесло ему отрады, зло опостылело, эгоизм и отрицание не дали счастья Демону Лермонтова.
Лермонтов ощущает «черное» и «белое», поражение и торжество, добродетель и порок. Он знает, что это черты, присущие человеку. Но он хочет отрицать это, спорить с тем, что человек соткан из этих двух начал. Вот почему его Демон очеловечен и выпадает из ряда всей этой нечисти (Сатана и т. д.). Эти муки преодоления в себе демонического начала и есть главное настроение поэмы, ее пафос.
Поэма была так мощна и убедительна, что произвела переворот в области искусства по силе своего влияния на других художников. Врубель, углубившись в понимание сути Демона, остановился перед этим шедевром, не найдя для него реальных земных красок. Он создал целую гамму красок в результате обжига стекла, глины и металла.
Вот почему так горели и переливались всеми цветами радуги крылья поверженного Демона. Рубинштейн написал оперу, воспроизведение которой на сцене представляет огромную трудность.
Через этот искус пришлось пройти шедевру поэта, и приходишь к мысли, что это произведение, где в схватке над бездной оставлены борющиеся силы, ещеждет своего исследователя.
В поэме «Демон» раскрывается романтизм как основной принцип, стиль поэта. Лермонтов не расстался с романтизмом на протяжении всей жизни, как не расстался с «Демоном». Переступить черту романтизма ему не было дано.
Если Пушкин сумел подчинить все богатство звуков, цвета, света реалистическому началу, то Лермонтов не захотел, и не успел, и не смог поверить в реализм. Романтизм для него остался высшим проявлением искусства.
Романтизм – стиль, такой же завершенный, как реализм. Но реализм не всегда давал ту почву, которая нужна человеку. Одиночество в реализме – крах, конец, беда. Одиночество в романтизме – лозунг, религия, символ веры. Романтик верит в светлое будущее души. Вот почему «романтизм – это душа» (Жуковский). Но это не только Жуковский.
Это целая школа романтизма. Рядом с Лермонтовым надо поставить Герцена и Огарева. Все многообразие мысли того времени пронизано романтизмом, независимо от идеологической направленности персоналий.
Они, двое мальчишек, которые «могли поместиться около ботфорта императора» (Герцен), угрожали крепостному строю России! И император подняться до них не смог. Вот это замечательный переход, ибо русское освободительное движение переживало романтизм.
Во времена николаевского режима литература выступала с романтическим утверждением величия и славы человека. Вот она – диалектика! С одной стороны, символом 1840-х годов была казарма и канцелярия, с другой стороны, им противостояла вера в светлое будущее России.
Источник: Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы: От Древней Руси до первой трети 19 в. / Вступ. статья и указатели А.В. Архангельской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/demon_lermontova_analiz_poehmy/54-1-0-107
Лермонтов «Демон» – анализ – Русская историческая библиотека
Центральное место в поэтическом творчестве Лермонтова занимает поэма «Демон» (см. её краткое содержание и полный текст). Он задумал ее пятнадцатилетним мальчиком и работал над ней всю жизнь.
Сохранилось пять редакций, но и последнюю нельзя считать окончательной; поэт так любил свое создание, что даже та ослепительно-нарядная одежда, в которой оно до нас дошло, не казалась ему достаточно пышной.
Лермонтов. Демон. Аудиокнига
Сюжет «Демона» характерен для романтической школы: бессмертный дух, влюбляющийся в смертную женщину, изображен в поэме Ламартина «Падение ангела»; ангел, из сострадания любящий демона, появляется в мистерии Альфреда де Виньи «Элоа»; падший дух, гордый и несчастный, выведен в поэме Байрона «Каин». Вообще образ могучего духа, восстающего против Бога и носящего на челе печать проклятия и отвержения, привлекал романтиков своим титаническим величием.
У Лермонтова «печальный демон, дух изгнанья» летает над вершинами Кавказа. Мрачная и дикая красота горного края обрамляет его гордый и зловещий образ. Но лермонтовский демон не похож на библейского сатану: он не любит зла, ибо нигде не встречает сопротивления. «И зло наскучило ему».
Он тоскует по тем дням, когда «в жилище света блистал он, чистый херувим», тяготится своим могуществом, своим беспредельным одиночеством, своей бесплодной свободой.
И все, что пред собой он видел,
Он презирал и ненавидел.
На высоком утесе, на плоской крыше замка княжна Тамара среди игр и песен подруг ожидает жениха. Демон видит ее и
…на мгновенье Неизъяснимое волненье В себе почувствовал он вдруг. Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук, И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты…
Такое внезапное перерождение было бы невозможно для духа зла. Но лермонтовский демон под маской злого духа прячет вполне человеческое лицо разочарованного романтического героя. Он губит жениха у часовни в ущелье гор – и невесте, рыдающей над трупом, нашептывает влюбленные и страстные слова:
Лишь только ночь своим покровом Верхи Кавказа осенит, Лишь только мир волшебным словом Завороженный, замолчит… К тебе я стану прилетать, Гостить я буду до денницы И на шелковые ресницы
Тамара уходит в монастырь, надеясь, что голос соблазнителя не проникнет в святую обитель. Но и в келье она неотступно думает о нем…
Святым захочет ли молиться,
А сердце молится ему.
Демон находит ее и там. Его влечет любовь, он «входит, любить готовый, с душой, открытой для добра». Он верит, что для него возможно обновление, что любовь чистой девушки спасет его.
В большом лирическом монологе демон исповедуется перед Тамарой и умоляет ее:
О, выслушай – из сожаленья! Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Он касается поцелуем ее губ, и в это мгновенье она умирает. Ангел на золотых крыльях несет ее душу в рай; демон, как шумный вихрь, взвивается из бездны и заявляет: «Она моя». Но ангел отвечает:
Исчезни, мрачный дух сомненья! Довольно ты торжествовал… Она страдала и любила И рай открылся для любви. Побежденный демон проклинает свои «безумные мечты «. И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.
Образ Демона до конца остался неясным Лермонтову. Он подчеркивает искренность его любви, его обращения к «добру», его раскаянья, а вместе с тем дает понять, что его вдохновенные и пламенные речи были только соблазном и обманом.
В волнах лирического потока образ падшего духа дробится и расплывается. Мы так и не знаем, к чему стремится демон: спасти себя любовью чистой девушки или погубить ее своими коварными соблазнами.
И эта двойственность знаменательна: в самом поэте была борьба добра со злом, нераскаянной гордыни и жажды искупления.
Тамара и Демон. Художник М. Врубель, 1890
В «Демоне» стих Лермонтова достигает необычайной образной и эмоциональной насыщенности. И описания природы, и язык раскаленных страстей, и борьба идей необыкновенно напряжены.
Как роскошная природа Грузии, поэма сверкает драгоценными камнями, звенит голосами птиц, благоухает ароматами южного полдня.
Поэт без меры расточает свои поэтические сокровища; в русской литературе, пожалуй, нет поэмы более пышной и живописной.
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/5267-lermontov-demon-analiz
Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова “Демон”
Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» по праву считается вершиной русской романтической поэзии. Замысел ее возник еще в 1829 году. Поэт работал над ним почти всю свою творческую жизнь, создав восемь вариантов поэмы.
Лермонтов нарисовал яркий образ — портрет Кавказа — из совокупности экзотических пейзажей, зарисовок патриархального быта и оригинальных персонажей, на фоне которых предстал главный герой.
Но более всего оригинальный авторский подход виден в понимании конфликта и в раскрытии образа Демона: здесь сказались отзвуки новейших для того времени воззрений на проблему личности.
Демон Лермонтова — образ человечный и возвышенный, вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление. Он воплощение абсолютного одиночества. Демон одинок поневоле, он страдает от своего тяжкого одиночества и преисполнен тоски по духовной близости. Демон существует как бы на грани разных миров, и потому-то Тамара представила его следующим образом:
То не был ангел-небожитель,
Ее божественный хранитель:
Венок из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик — о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!..
В поэме Лермонтова предстает не дерзкий претендент на власть небесного владыки, не возмутитель спокойствия и порядка во вселенной, не враг человечества. Лермонтов создал образ жертвы несправедливого мироустройства.
Демон тоскует по гармонии. Он страдает от противоречий, раздирающих все вокруг него. Демон тоскует по справедливости, но и она недоступна для него, потому что не может быть справедливым мир, основанный на борьбе противоположностей. Демон не только сам страдает, но и обязан мучить людей.
Ничтожной властвуя землей,<\p>
Он сеял зло без наслажденья,<\p>
Нигде искусству своему<\p>
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему.
И он искал примирения с извечным противником, жаждал возрождения к новой участи, искал общения с чистой душой, пытался полюбить с «неземной страстью» — бескорыстно и самозабвенно.
В этом смысле его встреча с Тамарой не случайна, а подготовлена всеми предыдущими нравственными исканиями. Демон не намеревался искушать ее: он искренне полюбил, а такая любовь предполагает готовность приносить добро.
И столь же искренним он был, когда явился на необычное свидание:
И входит он, любить готовый,<\p>
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой<\p>
Пришла желанная пора.<\p>
Демон готов отказаться от свободы в одиночестве, чтобы обрести расцвет души в общении. Однако его намерениям не дано сбыться. Примирение с небесами не состоялось: Демона оттолкнули.
Чистая любовь не осуществилась- его опять заставили сыграть роль искусителя. В келье Тамары его уже поджидает Ангел: «И вместо сладкого привета Раздался тягостный укор». Посланец небесного владыки назвал его духом беспокойным и порочным, а в посещении Тамары увидел злой умысел.
Не стерпев унижения, Демон вступает в борьбу за душу Тамары, но теперь не ради ее любви, а чтобы доказать свое могущество и превосходство над Ангелом. Так на пути нравственных исканий Демон совершил поворот вспять.
«И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд» — эта психологическая мотивировка объясняет срыв намечавшегося перерождения Демона.
У современников Лермонтова постоянно возникали вопросы о том, почему в основе мироустройства лежит трагичная дисгармония. У реалистов и романтиков ответы были разными по выражению, но почти одинаковыми по существу.
Так, например, и у Пушкина в поэме «Медный всадник» возникал вопрос: кто виноват в трагедии «бедного Евгения», чье счастье разбито наводнением? И Пушкин помогал читателю понять: не император-преобразователь, не «разъяренная Нева», не случай и слепые стихии виноваты, а историческая необходимость всему причиной.
Лермонтов же обратился к древнему мифу, чтобы в духе романтических воззрений представить извечно трагедийную основу мира.
В поэме Лермонтова «Демон» особенным образом преломились настроения и духовные искания 1830-х годов. Однако ее значение шире тех исторических рамок: поэма увлекла своим содержанием и эстетическими достоинствами многие поколения русских читателей.
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/388-poema-myu-lermontova-demon.html
Поэма М.Ю. Лермонтова “Демон”
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Поэма М.Ю. Лермонтова “Демон”
Скачать сочинение |
Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей…
М. Лермонтов
Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею десять лет, поэма имеет восемь редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла.
В поэме Лермонтов отразил свой тираноборческий пафос. Бог в поэме — это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон — враг этого тирана. В понятие добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где добро означает покорность Богу, а зло — неповиновение ему.
Но если Бог недобр, то понятия добра и зла меняют свой смысл, приобретают смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали. Автор и его Демон не отрицают добро, но добро для них нечто иное, чем для простого человека. По христианской морали подвиг добродетели — в смирении, для Лермонтова — в борьбе, а покорность и смирение — зло.
Лермонтов показывает, что не Демон, а Бог виновник зла. И самым жестоким обвинением против Творца является земля:
Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить;
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.
Бог незримо присутствуете поэме, он действующее лицо, хотя и эфемерное.
О нем постоянно говорят, вспоминают, обвиняют в преступлениях, совершаемых на земле, так как он сотворил преступников:
… всесильный Бог,
Ты знать про будущее мог,
Зачем же сотворил меня?
Азраил, как и Демон,— изгнанник, “существо сильное, но побежденное”. Он наказан не за бунт, а только за мгновенный ропот. Ему было скучно одному.
Он упрекнул Бога в том, что тот создал его раньше людей. Бог тотчас наказал Азраила:
Я перемени звезду свою;
Как дым рассыпалась она, Рукой Творца раздроблена; Но смерти верной на краю, Взирая на погибший мир, Я жил один, забит и сир.
Демон же наказан не только за ропот. Его вина страшнее.
Бог испепелил страшным проклятием душу Демона, сделав ее холодной, мертвой. Он не только изгнал из рая, но и опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за все зло во всем мире. По воле Бога Демон “жжет печатью роковой” все, к чему ни прикоснется, он — орудие зла.
В этом страшная трагедия героя Лермонтова:
Помчался — но куда? зачем?
Не знаю… прежними друзьями
Я был отвергнут; как эдем, Мир для меня стал глух и нем.
Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение.
Пляшущая Тамара оживила “немой души его пустыню”:
И вновь постигну л он святыню
Любви, добра и красоты!
В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чувства. Демон хотел, чтобы душа его жила, откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой, родной душой, испытывая большие человеческие чувства.
Ощутив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко всему живому, потребность творить добро, восхищаться красотой мира — все, чего лишил его Бог:
Он любовался — и мечты
О прежнем счастье цепью длинной,
Как будто за звездой звезда, Пред ним катилися тогда.
Почувствовав впервые тоску, Демон плачет:
Поныне возле кельи той.
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..
Что же так привлекло Демона в Тамаре? Она не просто красавица, этого было бы мало для любви. Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о судьбе рабыни была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон.
Именно на такую душу, полную гордыни, и мог наложить свою печать Демон.
В поэме “Демон” заложен огромный социальный смысл. Герой поэмы носит в себе черты живых людей, современников поэта. Передовые люди 30-х годов XIX века страстно искали истину, резко критиковали самодержавно-крепостническую действительность. Черты таких страдальцев-бунтарей Лермонтов и отразил в образе Демона. Это бунтовщик без положительной программы, гордый и отважный мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить. Демон рвется к людям и презирает их. Демон не может освободиться от отравившего его зла и не виновен в нем.
50786 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p> |
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Поэма М.Ю. Лермонтова “Демон”
Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00075801184864100514
Художественный анализ поэмы М. Ю. Лермонтова “Демон”
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ «ДЕМОН»<\p>
Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Овчинниковой О. В.<\p>
(для 10 класса)<\p>
КРИТИК В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПОЭМЕ:<\p>
«…роскошь картин, богатство поэтического одушевления, превосходные стихи, высокость мыслей, обаятельная прелесть образов»..<\p>
Основная тема всего творчества Лермонтова –<\p>
тема личности в её отношении к обществу. Центральный герой — гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе.<\p>
Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на одиночество.<\p>
История создания поэмы<\p>
Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая её различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного героя сохраняет свои черты.<\p>
После первой ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов создал новую редакцию. Поэма обогатилась яркими, живыми картинами природы.<\p>
Лермонтов описал то, что сам видел. Его Демон пролетает теперь над вершинами Кавказа.<\p>
Начало поэмы создает ощущение плавного полёта:<\p>
Летал над грешною землёю…<\p>
КАКОВ ГЕРОЙ ПОЭМЫ?<\p>
В «Демоне» Лермонтов дал своё понимание и свою оценку героя-индивидуалиста .<\p>
СЮЖЕТ ПОЭМЫ<\p>
Лермонтов использовал в «Демоне» библейскую легенду о духе зла , свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, и фольклор кавказских народов , среди которых были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку.<\p>
Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский и социальный смысл.<\p>
ПУТЬ АБСОЛЮТНОГО ОТРИЦАНИЯ<\p>
Что привело Демона к мучительному состоянию внутренней опустошённости, к одиночеству, в котором мы видим его в начале поэмы?<\p>
«Святыня любви, добра и красоты»<\p>
Кто для Демона является Идеалом достойной человека прекрасной свободной жизни?<\p>
Какова завязка сюжета?<\p>
Демон остро ощутил пленительность Идеала (Тамары) и всем своим существом устремился к нему.<\p>
В этом смысл попытки «возрождения» Демона, о которой рассказывается в условных библейско-фольклорных образах.<\p>
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ СТРОКИ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ЭТУ ПОПЫТКУ «ВОЗРОЖДЕНИЯ»<\p>
ЧТО стало причиной гибели Тамары и поражения Демона?<\p>
И вновь остался он, надменный,<\p>
Один, как прежде, во вселенной<\p>
Без упованья и любви!<\p>
Внутренний смысл поэмы М. Ю. Лермонтова<\p>
« Демон отрицает для утверждения, разрушает для созидания … Он не говорит, что истина, красота, благо – признаки, порождённые больным воображением человека; но говорит, что иногда не всё то истина, красота и благо, что считают за истину, красоту и благо »<\p>
В. Г. Белинский<\p>
НЕОБХОДИМЫ ИНЫЕ ПУТИ БОРЬБЫ ЗА СВОБОДУ,,,<\p>
Путём глубокого идейно-психологического анализа настроений тех представителей поколения 30-х годов, которые не шли дальше индивидуалистического протеста, Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений и выдвинул перед прогрессивными силами необходимость иных путей борьбы за свободу.<\p>
ОБРАЗ БОГА В ПОЭМЕ<\p>
В поэме Лермонтова Бог изображен сильнейшим тираном мира . А Демон – враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля.<\p>
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОМУ ОБВИНЕНИЮ<\p>
КАК БЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ПОЭМЫ<\p>
Этот злой, несправедливый Бог где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо.<\p>
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ РАССКАЗ ДЕМОНА.<\p>
Язык поэмы<\p>
эмоциональный, богатый эпитетами, метафорами, сравнениями, противопоставлениями и преувеличениями.<\p>
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕРЫ ТРОПОВ. ЗАПИШИТЕ ИХ.<\p>
менЯЕТСЯ ритм, и Демон приближается:<\p>
С тех пор отверженный блуждал<\p>
В пустыне мира без приюта…<\p>
Тень превращается в фигуру летящего живого существа. Демон всё ближе.<\p>
Уже можно различить какой-то несколько жужжащий звук крыльев : «отвер ж енный» – «блу ж дал».<\p>
КАКОЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ИСПОЛЬЗУЕТ ЛЕРМОНТОВ?<\p>
ПРИРОДА В ПОЭМЕ<\p>
Первая часть пути Демона – Военно-Грузинская дорога до Крестового перевала, самая величественная и дикая её часть. Вот и суровая скалистая вершина Казбека, покрытая снегом и льдом. Появляется ощущение холода, бесприютности, одиночества, подобное тому, с которым не расставался Демон.<\p>
ПРИРОДА В ПОЭМЕ<\p>
Но вот Демон за Крестовым перевалом:<\p>
И перед ним иной картины<\p>
Красы живые расцвели…<\p>
Полная жизни роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому…<\p>
На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы.<\p>
Молодая груЗИНКА Тамара<\p>
Что привлекло в ней Демона?<\p>
Философская И психологическая поэма<\p>
Демон – бунтовщик без положительной программы , гордый мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить.<\p>
Это эгоист. Он страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость.<\p>
ПЕЧОРИН И ДЕМОН<\p>
Как Печорин, Демон не может освободиться от отравившего его зла, и, как Печорин, он не виновен в этом . Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла.<\p>
Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания.<\p>
«ДИКИЙ БРЕД»<\p>
Свой труд над поэмой он не закончил и печатать не собирался.<\p>
В конце 30-х годов Лермонтов от своего Демона отошёл и в поэме «Сказка для детей» (1839-1840) назвал его «диким бредом»:<\p>
… и этот дикий бред<\p>
Преследовал мой разум много лет.<\p>
Но я, расставшись с прочими мечтами,<\p>
И от него отделался – стихами.<\p>
«Демон» (1838 года сентября 8 дня)<\p>
Сохранилась авторизованная копия этой редакции поэмы, подаренная Лермонтовым В.А. Лопухиной ( по мужу Бахметьевой) и находившаяся у её брата, друга Лермонтова.<\p>
Драгоценная рукопись дошла до нас . Большая тетрадь из прекрасной плотной бумаги сшита белыми толстыми нитками, как обычно сшивал Лермонтов свои творческие тетради.<\p>
Она хранится в Ленинграде, в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина .<\p>
Хотя рукопись переписана чужим ровным почерком, но обложка сделана самим поэтом. Сверху – крупно – подпись: «Демон». Внизу слева мелко: «1838 года сентября 8 дня». Заглавие старательно выведено и заключено в овальную виньетку.<\p>
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/khudozhiestviennyi-analiz-poemy-m-iu-liermontova-diemon