Анализ произведения «бедные люди» (ф. м. достоевский)

“Бедные люди”: анализ произведения Достоевского

С появлением романа «Бедные люди» связана знаменательная история. В конце мая 1845 года Достоевский окончил переписывать роман набело и прочитал его Д.В. Григоровичу, снимавшему с ним одну квартиру. Восхищённый услышанным, Григорович передал рукопись Н.А.

Некрасову, они читали её не отрываясь всю ночь и в четыре часа утра поспешили к Достоевскому выразить свой восторг. На следующий день Некрасов принёс роман В.Г.

Белинскому со ставшими позднее хрестоматийными словами: «Новый Гоголь явился!» Белинский, сначала отнёсшийся с недоверием к такому известию, прочитал рукопись и под впечатлением от прочитанного попросил познакомить его с Достоевским.

Обратите внимание

Критик назвал роман Достоевского произведением «начинающего таланта», сказав, что он «открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому» и что это «первая попытка у нас социального романа».

Таким образом, первыми читателями этого произведения были писатели Григорович, Некрасов и критик Белинский, и оно сразу получило высокую оценку взыскательных знатоков.

«Бедные люди» были опубликованы 21 января 1846 года, и эту дату можно считать признанием Достоевского как всенародного русского писателя.<\p>

Тема романа — жизнь и судьба маленького человека, его внутренний мир, мечты и страдания.

Русские писатели обращались к этой теме до Достоевского, поскольку она стала очень актуальной в 1830-1840-е годы в связи с изменениями в социальной жизни российского общества. Наиболее значительными произведениями, посвящёнными теме «маленького человека», были повести А.С.

Пушкина «Станционный смотритель» (1830) и Н.В. Гоголя «Шинель» (1839-1842). С героями этих повестей — мелкими чиновниками Самсоном Выриным и Акакием Акакиевичем Башмачкиным знакомится как читатель герой «Бедных людей» — Макар Девушкин.

В романе «Бедные люди» два главных героя — незначительный и почти нищий чиновник Макар Алексеевич Девушкин и беззащитная девушка-сирота Варвара Добросёлова. Они соседи: Девушкин из своего окна может видеть занавеску на окне в комнате Вари.

Казалось бы, они живут так близко, что их встречи можно описать на страницах романа непосредственно как реальные события. Однако Достоевский выбирает форму эпистолярного романа, то есть вся история отношений героев раскрывается в переписке, даже о своих встречах они пишут в письмах, как и обо всём происходящем вокруг.

Переписка между ними, а значит, и действие романа длится около пяти месяцев. Из него читатель узнаёт историю короткой душевной близости двух людей и социальные условия их жизни — обо всём этом рассказывают сами герои в письмах друг другу. Так в произведении возникает картина социальной жизни, изображённая через восприятие и чувства героев.

Важно

Этот принцип — соединение внешнего, социального, и внутреннего, психологического, — лёг в основу социально-психологической прозы Достоевского.

Для понимания новизны в изображении героя в произведении Достоевского особенно важны те эпизоды в письмах Девушкина, в которых он отзывается о прочитанных им повестях А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и Н.В. Гоголя «Шинель».

Герой восторгается тем, с какой точностью переданы переживания Самсона Вырина в «Станционном смотрителе», и негодует на изображение Башмачкина в «Шинели», на которого он также очень похож.

Девушкин не вдаётся в вопросы гуманизма обеих повестей, его не волнует сочувствие писателей к его бедной жизни — он протестует против того, чтобы изображалась только неприглядная, жалкая сторона его жизни, страдания и ничтожество. Поэтому он с возмущением пишет Варе: «…

бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши! что уж у него ничего не дожно быть заветного, там амбиции какой-нибудь ни-ни-ни!»

 «Амбиция» и «заветное» для Девушкина — это внутренняя жизнь и достоинство, личность человека. Герой требует, чтобы в нём признали именно это.

Таким образом, новаторство Достоевского в изображении маленького человека состоит в отношении к своему герою не как к объекту (предмету) описания, пусть даже очень сочувственного, а как к субъекту жизни, такому же, как и сам писатель.

Впервые с явной силой эта особенность стиля Достоевского проявилась в романе «Бедные люди», и поэтому он получил такую высокую оценку — в молодом писателе увидели продолжателя традиций Пушкина и Гоголя. Автор поднимает своего героя на новый уровень.

Прежде всего, он утверждает право маленького человека на бескорыстную, движимую душевным порывом любовь и заботу. В отношении Девушкина к Варе это проявляется в таких, казалось бы, незначительных, но трогательных деталях, как, например, радость героя, что отогнутый край занавески на окошке Вари — знак её внимания к нему.

Совет

Важнейшая сторона романа состоит в изображении чистых и прекрасных отношений людей наперекор жестокому и холодному миру расчёта и эгоизма.

Мы видим, как постепенно стягивается паутина обстоятельств вокруг Вареньки Добросёловой, как мечется «маленький человек» Девушкин, проявляя благородство и высоту своей души, сопереживая другим и пытаясь предотвратить неизбежное — утрату Вари.

Однако достижение Достоевского состоит не в том, чтобы показать, как жестокая жизнь поглощает человека и его высокие чувства. Напротив, Достоевский своим романом утверждает, что человека можно унизить, разрушить его жизнь, уничтожить, но нельзя заглушить в нём чувство любви и сострадания.

Показательно последнее письмо Девушкина к Варе: он не упрекает её, не отворачивается разочарованно, а желает ей добра. Возможно, история о Макаре Девушкине помогает понять, почему Достоевский считал Дон Кихота самым великим героем в мировой литературе.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/bednye_ljudi_analiz_proizvedenija_dostoevskogo/66-1-0-2123

Анализ романа Ф.М. Достоевского “Бедные люди”

В 1845 году Ф.М.Достоевский закончил работу над романом «Бедные люди». Признание и слава к автору пришли еще до опубликования. С текстом ознакомились Григорович, Некрасов, Белинский.

«О «Бедных людях» говорит уже пол-Петербурга», — сообщал в октябре 1845 года Достоевский своему брату Михаилу. «В ноябре и декабре 1845 года все литературные дилетанты ловили и перебрасывали отрадную новость о появлении нового ог­ромного таланта», — свидетельствовал критик Валериан Майков.

В январе 1846 года некрасовский «Петербургский сборник» вышел в свет. Открывал эту книгу роман «Бедные люди».

Уже название романа указывало на тот материал, ко­торый положен в его основу, на преобладающий типаж его героев. Это — бедные люди, влачащие жалкое существова­ние, городская «дробь и мелочь», как говаривал в таких случаях Гоголь.

У них невидные должности, мелкие чины, обычно не старше чина девятого класса, то есть титулярного советни­ка (титулярным советником является Макар Алексеевич Девушкин).

Они ютятся где-нибудь в отдаленных районах, в дешевых квартирках; вечно недоедают, мерзнут в своей ветхой одежде (у Девушкина и сапоги прохудились, и пуговицы чуть ли не с половины борта все осыпались), страдают от болезней, не вылезают из долгов, забирают жалованье вперед, чтобы кое-как выкрутиться, и нередко попадают в сети жадных ростовщиков. Для такого персо­нажа впоследствии был найден специальный термин — маленький человек. Выражение это, впрочем без четкого терминологического ограничения, употреблялось в 40-е годы XIX века; встречается оно и в «Бедных людях». «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек», — говорит Девушкин. Маленький человек здесь синоним непритязательности, способности примириться и сносить любые невзгоды.

Оригинальность Достоевского заметна уже и в самом типе романа, в некоторых поэтических его особенностях. Обычно о «забитых существованиях» рассказывалось в третьем лице — о них повествовал автор, рассказчик, то есть лицо постороннее.

В «Бедных людях» герои говорят о себе сами — Варенька и особенно Макар Алексеевич Девушкин. Стороннего рассказчика вообще нет; все мы узнаем от самих героев. Это значит, что слово передоверено маленькому человеку.

Он сам поверяет нам свои пережи­вания и думы, настроения и намерения.

Но это еще не все.

Обратите внимание

Роман почти сплошь состоит из писем героев; лишь небольшой его фрагмент, рассказы­вающий о прошлом Вареньки, написан в форме ее воспо­минаний, но и они приложены к очередному ее письму.

«Бедные люди» — роман в письмах. Такой жанр не был изобретением Достоевского. Но заслуга автора заключалась в том, что он решительно поставил этот жанр на службу своей теме — теме маленького человека.

Ведь письмо — если это письмо частное и обращено к близкому и дорогому человеку, каким является для Макара Алексеевича Варенька, — документ личный и интимный. В нем говорят то, что не предназначено для чужих ушей, что составляет сокровенную тайну души и сердца.

Внешние обстоятельства жизни наших героев способствуют разви­тию переписки (вместе с тем это является и ее мотивиров­кой, то есть оправданием жанра романа в письмах) — живущие совсем рядом, через дорогу, они не могут видеть­ся часто.

Макар Алексеевич боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов. Только в письмах может он дать волю своей нежности, заботе, тревогам. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, при­обретает необычайную силу и выразительность.

«Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями», — заметил известный литературовед В.В.Виноградов.

«С тональными вибрациями» — это значит с необы­чайным диапазоном тонких душевных движений. Подоб­ного русская литература еще не знала.

В смысле жизни внешней Девушкин относительно свободен, то есть он может не замечать или преодолеть голод, нужду и т.д. Но во взаимоотношениях с Варенькой все гораздо сложнее.

Уже первое письмо Варвары Алексеевны действует в этом смысле на Девушкина отрезвляюще. Бедный Макар Алексеевич вообразил, что Варенька для него подняла оконную занавеску — знак ему условный подает. А оказа­лось: «про занавеску я и не думала; она, верно, сама зацепилась…

» Узнав об этом, Макар Алексеевич расстро­ился, да и в чувствах своих забил отбой, чтобы не подумала, не дай бог, чего-нибудь лишнего. «Отеческая приязнь одушевляла меня, единственно чистая отеческая приязнь, Варвара Алексеевна, ибо я занимаю у вас место отца родного…

» (колебания чувств Девушкина — вернее, пози­ции — отражают его обращения в письмах, от доверчивого «Голубчик мой, Варенька!» до холодно-официального «Милостивая государыня, Варвара Алексеевна!»).

Эпизод с занавескою характерен тем, что здесь пре­краснодушные мечтания и иллюзии героя были опрокину­ты и развеяны самой жизнью. И в этом смысле эпизод оказался предвестием заключительных сцен, когда на го­ризонте обозначилась реальная угроза в лице господина Быкова, и Макар Алексеевич понял, что он может потерять Вареньку навсегда.

В жанре романа в письмах у автора нет иной возмож­ности высказать свое мнение, как только с помощью реального развития действия. И Достоевский пользуется этой возможностью, сталкивая представления Макара Алексеевича с действительностью и отмечая их несоответ­ствие.

Важно

И все же есть одно место, где автор, выходя за пределы суждений своих персонажей, дает иную, стороннюю точку зрения на все происходящее. Речь идет об эпиграфе, взятом из одного рассказа известного писателя и философа В.Ф.Одоевского. Причем и здесь авторская точка зрения выражена способом «от противного», ибо она противостоит той позиции, которая обозначена в эпиграфе.

Некое незнакомое лицо, судя по всему ворчун и брюз­га, жалуется на писателей: «Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!.. Вот уж запретил бы им писать!»

Знакомые интонации — ведь и Макар Девушкин был против того, чтобы до «подноготной» докапываться, высту­пал за успокаивающее, усладительное чтение (однажды он даже Вареньке посоветовал: «Когда конфетку во рту дер­жите — вот тогда прочтите»). В свете эпиграфа некоторые рассуждения Макара Алексеевича приобретают ироничес­кую подсветку.

Но эта же подсветка усиливает звучание трагической темы романа, которая в авторском стремлении раскрыть весь ход жизни без прикрас противостоит и эпиграфу, и наивным верованиям Девушкина.

Словосочетание «бедные люди», вынесенное в загла­вие романа, играет важную роль в понимании смысла этого произведения. Сначала кажется, что подразумевается лишь недостаточность средств существования, бедность матери­альная и физическая.

Но вот Девушкин говорит о семей­стве Горшкова: «Бедны-то они, бедны — господи, бог мой! Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто». Бедность здесь в одном ряду с покорностью, ти­шиной, смирением. Но это обманчивое смирение.

«Бедные люди капризны, — это уж так от природы устроено… Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушива­ется к каждому слову, — дескать, не про него ли там говорят?..

И ведомо каждому, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши…»

Перед читателем возникает целая гамма чувств и пере­живаний в духе той сложной психологии, которая отличает характер самого Девушкина. Становится понятным, поче­му Достоевский назвал свой роман не «Бедняки», не «Бед­ные», а именно «Бедные люди», где значимы оба понятия.

Совет

Так уже в первом своем произведении писатель при­ступил к решению той задачи, которую впоследствии оп­ределил следующими словами: «При полном реализме от­крыть человека в человеке».

Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/369-roman-fm-dostoevskogo-bednye-lyudi.html

Анализ романа «Бедные люди» Достоевского Ф.М

Анализ романа

«Бедные люди» Достоевского Ф.М

Творчество Федора Михайловича Достоевского можно смело отнести к числу тех, что создает мировую славу русской литературе. Массовому читателю больше известен роман «Преступление и наказание», ставший мировым бестселлером, но далеко не все знают, что началась литературная слава Достоевского с другого произведения — романа «Бедные люди», анализ которого и будет представлен.<\p>

Литературным дебютом стал перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», появившийся в середине 1844 года в альманахе «Репертуар и пантеон». В том же году Достоевский начал увлеченно работать над своим первым романом «Бедные люди». Почти два года писатель продолжал работу: несколько раз переделывал рукопись, потом ее прочитал Григорович, который и передал ее Н. А. Некрасову, а тот — В. Г Белинскому. И вот уже 15 января 1846 года роман «Бедные люди» открыл «Петербургский сборник».<\p>

Годом раньше Достоевский испытал потрясение, которое впоследствии назвал «видением на Неве». Однажды он возвращался домой вдоль Невы и вдруг в морозно-мутной дали увидел совершенно иной новый мир и какие-то необычные фигуры, «вполне прозаические» — «вполне титулярные советники». И в воображении вдруг появилась «другая история, какое-то титулярное сердце, честное и чистое, а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная».<\p>

В душе будущего писателя произошел переворот: он точно прозрел и увидел мир глазами «маленьких людей» — бедного чиновника Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой, его дальней родственницы. Тогда и появился замысел оригинального романа — романа в письмах, в котором от лица самих героев и ведется повествование. Впоследствии Белинский назовет Достоевского «новым Гоголем», ведь, по словам начинающего писателя, тот затеял «тяжбу со всей литературой» и в первую очередь — с гоголевскою «Шинелью». Но у Гоголя человек уничтожен обстоятельствами, его окружавшими. А Достоевский позволяет своему герою, «маленькому человеку», обрести голос, чтобы судить не только окружающую его действительность, но и самого себя.<\p>

В самом начале романа писатель напоминает читателям известную христианскую заповедь о том, что надо больше заботиться о своей душе, нежели об одежде, потому что именно душа открывает все естество человека. Вот такая душа у главного героя Макара Девушкина — душа открытая, обнаженная. Если вчитаться в содержание романа, то можно ужаснуться тому, как душа героя изранена жизненными обстоятельствами. Но в отличие от Акакия Акакиевича из «Шинели» Гоголя, Макар Девушкин больше уязвлен не бедностью, а собственными амбициями, болезненной гордостью.<\p>

Больше всего «маленького человека» удручает, что он не просто беднее — он вообще хуже всех других, как ему кажется. И он слишком озабочен тем, как к нему относятся другие, стоящие выше его по социальному положению, что о нем говорят или думают эти самые «другие». Амбиции, заменившие для него чувство собственного достоинства, заставляют его доказывать всему миру, а прежде всего себе, что он не хуже других — он такой же, как те «другие».<\p>

Главный герой романа — титулярный советник Макар Девушкин сорока семи лет. За более чем скромное жалование он занимается переписыванием бумаг в одном из департаментов Петербурга. Узнав о трагедии семнадцатилетней сироты Вареньки Добросёловой, обесчещенной богатым помещиком Быковым, он берет ее под свою защиту, чтобы спасти от окончательной «гибели». Автор раскрывает историю их взаимоотношений в письмах. Хотя видятся они редко, так как боятся сплетен и пересудов, но их ежедневная переписка становится для обоих настоящим источником душевного тепла и сочувствия.<\p>

Читатель узнает, что бедная Варенька почти месяц была в беспамятстве, спасаясь от Быкова, а Девушкин, чтобы прокормить ее, был вынужден продать свой новый вицмундир. Из переписки можно узнать и о детстве девушки, и о том, как она осталась сиротой. Макар в ответ сетует, что в департаменте над ним издеваются, считая его предметом постоянных насмешек: «… до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добрались: все не по них, все переделать нужно!»<\p>

Обратите внимание

Именно Варенька, образованием которой когда-то занимался студент Покровский, знакомит чиновника с повестью Пушкина «Станционный смотритель» и «Шинелью» Гоголя. Пушкинская повесть возвышает Девушкина в собственных глазах, а гоголевская — обижает. Самоуважение к себе дает Варя: он по-прежнему чувствует себя значимым для девушки, защищая ее от недостойных претендентов на ее руку. Но девушка все-таки собирается замуж за своего обидчика — помещика Быкова, чтобы он вернул ей честное имя и отвратил от нее бедность.<\p>

Заканчивается переписка героев в день свадьбы — 30 сентября. Варя в прощальном письме называет героя «добрым, бесценным, единственным другом» и просит не забывать «бедную Вареньку». Девушкин же в ответ пишет, что это не может быть последнее письмо, призывает Варю и оттуда писать, чтобы и ему было, кому писать, ведь у него только формируется слог. Он сожалеет, что Быков женился не на купчихе, а для Вари он мил сделался лишь потому, что ей тряпок может накупить.<\p>

Такая эпистолярная форма больше была свойственна произведениям эпохи сентиментализма (роман Жан Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). Однако Достоевскому такой формат романа позволяет достичь настоящего эпического охвата действительности. В письмах чиновника Девушкина и Вареньки заочно воскресают судьбы многих несчастных людей: и семья нищего чиновника Горшкова, которая живет в комнате, где даже «чижики мрут», и трагическая история студента Петра Покровского, и судьба мелкого литератора Ратазяева, и хозяйка-«ведьма».<\p>

По мысли автора, любовь к Вареньке возвращает Девушкину чувство уважения к себе самому: он теперь не просто по-иному смотрит на окружающий мир, но и видит порочность его внутреннего устройства. В глазах читателей Макар Девушкин из «маленького ничтожного человека» становится героем, достойным подлинного уважения и сочувствия.
<\p>

Источник: https://libaid.ru/katalog/d/dostoevskij-fjodor/3365-analiz-romana-bednye-lyudi-dostoevskogo-f-m

Анализ произведения Ф. М. Достоевского «Бедные люди» на Сёзнайке.ру

Первое произведение Достоевского «Бедные люди» сразу же принесло ему уважение критиков и коллег, а вместе с тем признание читателей. О Достоевском говорили как о художнике, способном видеть человеческие души. «Бедные люди» – повесть в виде переписки была признана гениальной сразу после ее публикации.

Автор рассказывает о том, как порой приходилось жить мелким чиновникам. Недостаточное жалование, холодные, тесные квартиры на окраине города и даже голод сопровождают их. Чтобы поправлять свое положение им часто приходится заводить долги.

Достоевский в своем произведении говорит о конкретном человеке, отдельной личности, которая попала в круговорот событий и факторов, свойственных стране в целом. При этом писатель демонстрирует необыкновенный талант.

Умелое описание характеров, переживаний и самых душ сделало Достоевского гениальным писателем уже после выхода в свет его первого произведения, но это никого не удивило.

Тему человека среди обстоятельств автор еще неоднократно продолжал, но данное произведение было самым ярким его повествованием о «бедных людях».

Некий аскетизм уже присутствовал в произведениях других писателей, но у Макара Девушкина, героя Достоевского, аскетизм чудесным образом превращается в нежную привязанность к молодей девушке Вареньке, которая живет напротив чиновника и это новое чувство преображает героя, дает ему силы, очеловечивает. «Маленький» человек был бессловесным переписчиком бумаг, но теперь он самосозидает, он не переписывает, а пишет, перерождается, становится писателем, прежде всего, своей души.

Не случайно произведение написано в эпистолярном жанре. Автор дал возможность свои героям с помощью писем выражать весь свой внутренний мир так, как им хотелось бы, чтобы их узнали и поняли. Достоевский – признанный знаток русских душ в первую очередь говорит о самосознании человека, о том, через что довелось пройти их душам и что в этих душах осталось.

Важно

Бедность в произведении Достоевского представляется особенным состоянием души. Девушкин страдает физически, живет в зловонной тесной кухне, на него капает вода, стекающая со стирки, он вынужден посещать службу в изрядно поношенной одежде и порванной обуви.

Но для героя это не столь страшно как его униженность и беззащитность, которой сопровождается бедность и тогда человек становится «ветошкой». При этом Девушкин не позволяет себе сломаться. Это задавленный человек, его личность душится, но герой предпринимает попытки избавиться от столь угнетающих обстоятельств.

Автор постепенно подводит героя к тому, что он начинает осознавать свою любовь к Вареньке. Это дает ему внутреннюю силу, он словно «распрямляет спину», чувствует себя живым.

Однако это преобразование у Достоевского получается в виду свойственной автору прямоты более трагичным относительно подобных метаморфоз в произведениях иных писателей. Герои Достоевского противоречивее, неуравновешеннее и в тоже время ярче.

Название произведения является одним из ключей к пониманию повести.

Может показаться, что речь идет о недостатке финансовых средств, но имеется здесь в виду покорность, смирение, те качества, которые появляются у бедных людей, которые «хуже ветошки» и уже не могут рассчитывать на уважение.

Но герои Достоевского, приобретая тоже смирение, не угасают и стараются победить обстоятельства. Для них бедность будет пороком только тогда, когда это явление будет мешать чувствовать.

Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/11003——l-r

Анализ романа «Бедные люди» Ф.М. Достоевского

Центральным персонажем этого произведения является Макар Девушкин, чиновник самого низкого ранга. Он уже не слишком молод, однако так и не успел фактически ничего достичь в жизни и сам осознает некоторую свою «ущербность» по сравнению с другими людьми, к тому же молодые коллеги регулярно подшучивают над его не самой новой одеждой и тихой, скромной манерой вести себя.

Но в то же время Макар наделен добротой и великодушием, способностью к самопожертвованию, и эти его качества наиболее ярко проявляются в тот период, когда он начинает помогать Варе Доброселовой, своей дальней родственнице.

Юная девушка-сирота оказывается в чрезвычайно сложном положении, ее родители уже умерли, а некий помещик Быков, воспользовавшись одиночеством и беспомощностью Вареньки, лишил ее девичьей чести, и она панически боится снова с ним встретиться, всячески скрываясь от бессовестного мужчины.

Макар обустраивает для Вари квартиру в том же доме и оплачивает ее. Однако он старается как можно реже видеться с девушкой, понимая, что их общение неминуемо станет источником пересудов для соседей, а он в первую очередь оберегает репутацию юной родственницы. Поэтому Девушкин почти каждый вечер пишет Вареньке письма, в которых говорит и о повседневных делах, и о своих душевных переживаниях.

Совет

Ему больно и горько из-за насмешек окружающих и их непонимания, но Варвара по-настоящему скрашивает его одинокую и лишенную всякой радости жизнь, именно с ее появлением существование Макара обретает смысл, о чем он сам постоянно сообщает девушке.

Все, что чиновник делал ранее изо дня в день лишь по обязанности, без какого бы то ни было удовольствия, теперь имеет высокую цель, заключающуюся в помощи дорогому для него существу.

Он готов работать едва ли не круглосуточно, питаться лишь хлебом и водой, не покупать себе ничего нового из одежды и обуви ради того, чтобы Варвара ни в чем не нуждалась.

Издевательства соседей и товарищей по службе становятся еще более частыми и злыми, ведь теперь Макар действительно выглядит жалким, но для Девушкина все это уже не имеет никакого значения, он знает, ради чего он терпит все эти лишения.

Ежедневные письма являются для этих несчастных людей настоящей отдушиной, они изливают в них все, о чем думают и чувствуют, они полностью понимают друг друга.

Однако оба глубоко страдают от своего бессилия перед жестокой жизнью, у них абсолютно нет денежных средств, перепиской бумаг Макар способен заработать только на удовлетворение элементарных нужд, шитье, которым занимается Варя, также не дает сколько-нибудь значительных доходов, к тому же уже пошатнувшееся здоровье не позволяет девушке много времени посвящать работе.

Единственным выходом из положения для Варвары становится брак с Быковым, виновником всех ее несчастий. Юная женщина прекрасно понимает, как тяжело и мучительно ей будет жить с этим бездушным человеком, но она признается Макару в том, что более не в силах бороться с судьбой и не видит для себя никаких иных вариантов дальнейшей жизни.

Девушкин испытывает огромную душевную боль, узнав о предстоящем замужестве Вари, больше всего его ужасает даже не то, что он впредь не сможет с нею общаться и переписываться, а тот факт, что девушка наверняка будет глубоко несчастна в браке с помещиком. Но и он смиряется, осознавая, что не может ничем помочь и не в состоянии повлиять на ход событий.

Обратите внимание

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Макар не скрывает того, что с потерей Вареньки его существование опять становится совершенно унылым и бессмысленным, единственной отрадой отныне станут воспоминания о том периоде, когда они были столь близки внутренне.

Автору искренне жаль героев, добрых, сердечных, порядочных людей, но в то же время он подчеркивает их неспособность противостоять окружающему миру, Девушкин и Доброселова оказываются среди тех, кого сломала и раздавила жизнь, уничтожив их желания и мечты.

При чтении романа невозможно не проникнуться сочувствием к Варе и Макару, но и читателям становится абсолютно ясно, что в этом случае обстоятельства оказываются сильнее человеческой воли, и персонажи, хотя и испытывая глубочайшие страдания, покоряются жестокой судьбе.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/10/analiz-romana-bednye-lyudi-f-m-dostoevskogo.html

Достоевский «Бедные люди» – анализ – Русская историческая библиотека

Достоевский был подготовлен к созданию «Бедных людей» (на нашем сайте вы можете прочитать и полный их текст) своим жизненным опытом. Уже в детские годы в Москве, живя вместе с родителями на Божедомке (ныне ул.

Достоевского), на одной из тогдашних городских окраин, во флигеле Мариинской больницы для бедных, где его отец служил врачом, он мог наблюдать жизнь бедноты и столичного мелкого люда.

Наблюдения эти Достоевский расширил и дополнил в Петербурге, в особенности в первые годы после окончания Инженерного училища (1843), в период службы в чертежной Инженерного департамента, и затем после выхода в отставку (1844), когда он вел жизнь начинающего, необеспеченного литератора. Поселившись в сентябре 1843 г. на одной квартире с врачом А. Е.

Ризенкампфом, Достоевский, по воспоминаниям последнего, горячо интересовался жизнью его пациентов, принадлежавших к «пролетариату столицы». Живя на Владимирском проспекте поблизости от Фонтанки, Достоевский любил бродить по ней, наблюдая, как и его герой, различные городские сцены (см. письмо Девушкина от 5 сентября).

Достоевский. Бедные люди. Аудиокнига

Обращение Достоевского к разработке в романе образа бедного чиновника и его социальной трагедии наряду с «Записками сумасшедшего» и «Шинелью» было подготовлено развитием массовой повествовательной и очерковой литературы на эту тему, занявшей к 40-м годам значительное место в русских журналах.

Под воздействием повестей Гоголя, статей Белинского, идей русской и западноевропейской демократической и социалистической мысли 1840-х годов Достоевский ставит в центр «Бедных людей» двух «париев общества» (если воспользоваться позднейшим его определением из редакционного предисловия к переводу во «Времени» «Собора Парижской богоматери» В.

Гюго (1862)) – полунищего чиновника и девушку, ставшую жертвой социального неблагополучия.

Важно

Но в отличие от Гоголя с его обобщенными характеристиками лиц и обстановки действия Достоевский, опираясь на традицию физиологического очерка, насыщает свою повесть описаниями различных районов Петербурга, отмеченными печатью своеобразной строгой «документальности», проводит перед взором читателя целую вереницу сменяющихся социальных типов – от уличного нищего до ростовщика и от департаментского сторожа до «его превосходительства». Это позволяет писателю обрисовать взаимоотношения и судьбу главных героев на широком, тщательно выписанном фоне повседневной жизни столицы, и в особенности ее демократических кварталов, густо заселенных различным мелким людом. Достоевский окружает также фигуры главных героев романа рядом их социально-психологических «двойников», история каждого из которых дает как бы еще один типический, возможный «поворот» судьбы центральных персонажей, подчеркивая тем самым общественную закономерность и всеобщность их трагической социальной судьбы (отец и сын Покровские, Горшков, Емельян Иванович, двоюродная сестра Вареньки Саша и др.). «Аналитический» характер построения «Бедных людей» (в отличие от «синтетического» метода повестей Гоголя) был, как свидетельствует письмо Достоевского к брату от 1 февраля 1846 г., замечен уже Белинским («Во мне находят новую, оригинальную струю (Белинский и прочие), – писал здесь Достоевский, – состоящую в том, что я действую анализом, а не синтезисом, то есть иду в глубину, и разбирая по атомам, отыскиваю целое, Гоголь же берет прямо целое…»).

Авторы «физиологических» очерков изображали каждый раз лишь один из многочисленных «типов» населения столицы.

Молодой Достоевский же, пользуясь материалом столичной «физиологии», строит на этой основе роман с единой, развивающейся фабулой – И при этом он хочет не только обрисовать в нем социальную судьбу «бедных людей», окружающую их обстановку и среду, но и предельно полно выразить их внутренний мир.

Это побудило Достоевского избрать для своего первого произведения форму романа в письмах, которая давала автору возможность объединить в нем описательный, «физиологический» материал с эмоциональным, лирическим тоном изложения, глубоким психологическим раскрытием души «бедных людей».

О том, что выбрать форму романа в письмах его побудило желание, нигде не выказывая «рожи сочинителя», передать слово самим героям, предоставив им полную свободу выявления своего отношения к окружающему миру и своего «слога», Достоевский писал в письме к брату от 1 февраля 1846 г.

, возражая критикам «Иллюстрации» и «Северной пчелы»: «Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя; я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может». Здесь же, отвергая упрек в растянутости романа, Достоевский мотивировал ее также особенностями избранной им формы, рассчитанной на изображение не столько внешних событий, сколько их отражения в сознании героев, взятом в движении и смене душевных состояний («Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет»).

Опираясь на пример Гоголя, Достоевский знакомит читателя с теми литературными произведениями, которые сформировали душевный мир его героев, дает им возможность установить и высказать свои литературные симпатии и антипатии.

При этом литературная среда, в которую погружены герои Достоевского, оказывается значительно более сложной, чем у Гоголя: благородный студент Покровский изображен в романе в качестве горячего поклонника Пушкина; поэтический мир последнего оказал воздействие и на нравственное формирование Вареньки.

В отличие от Вареньки Макар Алексеевич, так же как гоголевские чиновники, – читатель «Северной пчелы», повестей Брамбеуса, сентиментальных «сказочных», по терминологии Белинского) романов со счастливым концом (вроде упоминаемого им романа Дюкре-Дюмениля).

Совет

Описание его впечатлений от литературных чтений у его соседа Ратазяева дает автору возможность пародировать в романе излюбленные литературные жанры и произведения тех писателей 1840-х годов, которые противостояли пушкинской и гоголевской реалистической традиции.

Из этих пародий одна («Ермак и Зюлейка») направлена против псевдоисторических повестей и романов, в том числе романов Ф. В. Булгарина и Н. В. Кукольника, две остальные («Итальянские страсти» и «Знаете ли вы Ивана Прокофьевича Желтопуза?») – против подражателей А. А. Бестужева-Марлинского и Гоголя, разменивающих их образы и приемы на мелкую, ходячую монету.

Наконец, эпизод чтения Макаром Алексеевичем «Повестей Белкина» и гоголевской «Шинели» позволяет Достоевскому показать живое воздействие на душу простого человека настоящей, большой литературы, правдиво и проникновенно изображающей его трагическую судьбу и душевные переживания.

При этом между Пушкиным и Гоголем проведено различие: гуманизм Пушкина и его глубокое участие к Самсону Вырину находят в душе Девушкина благодарный отзвук, а суровая и безжалостная по отношению ко всяческим спасительным иллюзиям правда Гоголя вызывает у Макара Алексеевича протест и вместе с тем способствует уяснению им безнадежности своего положения. Сопоставление Девушкина с пушкинским Выриным и гоголевским Акакием Акакиевичем не только служит средством обрисовки различных граней духовного мира главного героя, но и выявляет отношение автора к творчеству и традициям его предшественников.

Читайте также статьи Достоевский «Бедные люди» – краткое содержание, Достоевский «Бедные люди» – история создания и Достоевский «Бедные люди» – отзывы критики.

Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3910-dostoevskij-bednye-lyudi-analiz

Анализ произведения Бедные люди Толстого

Рассказ Толстого «Бедные люди» написан по одноименному стихотворению Виктора Гюго. Льву Николаевичу очень нравилось это произведение, которое он считал высшим образцом искусства.

Сюжет рассказа очень прост: главная героиня Жанна живет на берегу моря вместе с мужем рыбаком и пятью детьми. Их хижина очень бедна. Денег едва хватает на то, чтобы прокормить семью, но они не жалуются.

Отпуская мужа в море, жена очень боится за него, но другого выхода нет: он должен ловить рыбу, иначе они умрут с голоду. Видно, что герои любят друг друга, раз муж не страшится уходить в бушующее море, а жена терпеливо, хоть и с  беспокойством, ждет его.

В крепкой любви и самоотверженности надежда героев.

Обратите внимание

Вот и в этот раз Жанна ожидала своего мужа, который отправился в шторм за промыслом. За окном завывал ветер, черные волны набегали на берег. Жанна сильно разволновавшись, решила пойти проведать свою соседку, Симону. Симона – вдова с двумя детьми. Как отмечает Жанна: «Плохое вдовье дело, а тут еще и болезнь!»

Но зайдя в дом, Жанна поняла, что случилось непоправимое. Стояла необычная гнетущая тишина. Жена рыбака прошла в комнату и увидела, что Симона неподвижно лежит на кровати. Голодная жизнь в холоде и болезнь окончательно сломили ее. Рядом с ней спали двое маленьких детей. Увидев их, Жанна сразу поняла, что нужно сделать. Она забрала их с собой.

Этот поступок характеризует ее как милосердную и храбрую женщину. Милосердную потому, что она пожалела сирот, а храбрую, потому что не побоялась гнева мужа.

Ведь им самим живется не сладко с пятью детьми, а тут еще нужно будет кормить двоих малышей. Но Жанна уже сделала свой выбор. Осталось только ждать мужа. Ожидание выходит томительным и беспокойным.

«Господи, и зачем я это сделала?» – вопрошает не раз Жанна саму себя.

Вскоре вернулся рыбак. Он был очень зол и разочарован, потому что из-за непогоды он не смог ничего поймать, и к тому же порвал все сети. Жанна, замирая внутренне от страха, рассказывает мужу о смерти Симоны и о том, что двое детей стали сиротами. Рыбак выслушивает жену и принимает решение взять детей в семью. «Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся!» – стоически произносит он.

В итоге, можно сказать, что Толстой показал, как тяжело живется бедным людям, но, несмотря на трудности, они остаются добрыми и не равнодушными к чужому горю. Умение сохранять человечность в трудных условиях – важное качество настоящего человека.

Вариант 2

При первом прочтении названия рассказа Толстого настраиваешься на мрачную и темную историю. Ведь бедность всегда ассоциируется с чем-то плохим, асоциальным. Однако это жизнеутверждающее произведение, показывающее, что необязательно быть богатым, чтобы помогать окружающим.

Главная героиня рассказа Жанна жена рыбака, мать пятерых детей. Ее жизнь не сахар, муж занимается опасным ремеслом, которое не приносит большого дохода, но и является весьма опасным. Самый большой страх Жанны, что в конце дня муж не вернется домой. Эти тяжелые мысли не дают ей покоя.

На ней же лежит забота о пятерых малых ребятишках. Прокормить и вырастить их трудная задача. Так и проходят ее дни, один за другим, похожие друг на друга, омраченные тяжелыми мыслями. Казалось бы, в такой ситуации каждый должен думать прежде всего о себе. Когда перед тобой стоит вопрос выживания, все другое отходит на дальний план.

Важно

У Жанны есть соседка, такая же бедная вдова с двумя ребятишками. Иногда они по-соседски навещали друг друга, но никакой особой привязанности между ними не было. В один из своих визитов главная героиня узнает, что соседка умерла. Найдя рядом с бездыханной матерью ребятишек, Жанна просто не смогла остаться в стороне.

Не смотря на все жизненные трудности и невзгоды, она прежде всего человек. И исинное человеческое великодушие не позволяет ей оставить малышей на произвол судьбы.

Она забирает их к себе, чтобы вырастить как своих. В этот момент она ни на минуту не задумывается, что этот поступок может ухудшить и без того скудное материальное положение семьи.

Ею движет материнский инстинкт и желание помочь ближнему.

Уже дома Жанна начинает волноваться, как отнесется к ее поступку муж.  Ведь он суровый человек, чей характер каждый день море испытывает на прочность. Безысходность их положения, тяжелые условия работы могли не только закалить его характер, но и высушить эмоции, сделать жестоким. С такими тревожными мыслями героиня ждет супруга домой.

Муж Жанны оказывается ей под стать.  Он принимает новых детей в семью, несмотря на бедность и необходимость кормить еще большее количество голодных ртов. Для него на первом месте стоят человеческие моральные ценности. Просто неприемлемо оставить двух малюток умирать, когда им так необходима помощь.

В своем рассказе Толстой развеивает миф, что благодетельными могут быть только богачи, которым не нужно думать о собственном обеспечении, а значит можно помочь нуждающимся. Человек, даже если он борется за собственное выживание, все еще человек. И его внутренняя сила и красота не зависят от материального положения.

← Анализ трилогии Детство. Отрочество. Юность
← Анализ произведения Юность↑ Толстой ЛевАнализ произведения Князь Серебряный →
Анализ произведения Детство →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/analiz-proizvedeniya-bednye-lyudi

Анализ повести «Бедные люди» Достоевского

Удивительно то, что первое произведение, написанное знаменитым на весь мир Достоевским, в одночасье было признано блестящим и гениальным.

О повести «Бедные люди» стали говорить еще до того момента, как ее опубликовали – отрывки, которые попали в руки критикам Белинскому, Некрасову и Григоровичу, вызвали у них бурный интерес и восторг.

О замысле самого романа говорит его название, и следует отметить, что «Бедные люди» открывали «Петербургский сборник» критика Некрасова, который был издан в январе 1846 года. 

Тема маленького человека

«Бедные люди» – это повесть о городской нищете, о людях, влачащих по-настоящему жалкое существование. Именно благодаря этому произведению в русской литературе появилось устойчивое выражение «маленький человек», которое несет в себе тематику многих произведений Чехова, Гоголя и Бунина.

Достоевский повествует о жизни людей мелких чинов, которые постоянно голодают, мерзнут и болеют, им приходиться жить в жалких квартирах отдаленных районов и часто занимать в долг.

Тема отдельной человеческой личности, крутящейся в водовороте определенных обстоятельств и условий, которыми была ограничена их жизнь в России, раскрыта в романе Достоевского с таким умением и талантом, что сам факт того, что первый роман этого писателя мгновенно сделал его признанным мастером слова, не вызывает шока.

Эта тема еще долго будет звучать в произведениях Достоевского, но все же эта история «маленьких людей» представляет собой самый яркий образец этого направления в творчестве Достоевского.

Особенности языка повести «Бедные люди»

О жизни главных героев мы узнаем от них же самих, тем самым, автор предоставляет слово самим «бедным людям». Мы наблюдаем за течением их существования благодаря их переписке, и внешние обстоятельства вынуждают героев продолжать писать письма и предоставлять нам возможность понять их жизнь в большей мере.

И в личной переписке, рассказывая о чувствах и мыслях героях, об их поведении и способе осмысления мира, Достоевский раскрывает острое и извечное противоречие между человеком и средой.

Но повесть можно назвать, скорее всего, психологической, чем социально выраженной, несмотря на то, что Достоевский поднимает темы общества, он делает все же акцент на то, как в таких обстоятельствах раскрывается человеческая индивидуальность.

Человек и обстоятельства в изображении Достоевского

На примере героя Макара Девушкина мы наблюдаем, как личность человека, задавленная и задушенная суровыми и неприглядными обстоятельствами, все же пытается вырвать свою сущность из этой неволи; его личность наделена довольно ярко выраженным началом и стремиться проявить себя во внешнем мире.

Достоевский приводит этого героя к осознанию любви к Вареньке, именно к тому обстоятельству, которое помогает ему внутренне собраться с силами и распрямиться, почувствоваться себя наконец-то личностью.

Совет

Достоевский описывает этот процесс в более трагическом и мрачном тоне, чем это обычно происходит у сатириков Гоголя и Чехова, он показывает внутренний мир героев с присущей его литературе прямолинейностью и по причине этого, личности его персонажей более яркие, более противоречивые и неуравновешенные.

Это обусловлено тем, что они, в отличие от типичных «маленьких людей», всеми силами пытаются вырваться из неблагополучных обстоятельств, и не желают, чтобы это мешало им полноценно жить и чувствовать. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Противоречивость личности Достоевского и его художественный мир
Следующая тема:   Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского

Источник: https://www.nado5.ru/e-book/povest-bednye-lyudi-chelovek-i-obstoyatelstva

Краткое содержание Достоевский Бедные люди

Главный персонаж Девушкин Макар Алексеевич – помощник руководителя, в сорока семилетнем возрасте за незначительную оплату должен переписывать бумаги в одном департаментском отделении.

Живет в свежей квартирке основательного жилища около Фонтанки. Длинный проход, имеющий несколько помещений для хозяев. Макар расположился в общедоступной столовой за перегородочной стеной.

Для него важна дешевизна арендуемой площади, поскольку арендует еще одну квартирку для подопечной Доброселовой Варвары.

В крылья несчастного бюрократа попадает девушка 17-ти лет, которая была беззащитна перед жизненными обстоятельствами. Девушка живет неподалеку от Макара, крайне редкостно встречаются, но часто переписываются. В переписке – сознаются в нехватке теплой заботы и внимания, ощущают постоянное одиночество. Суть из отношений обнаруживается в письменной переписке.

Первый раз Макар написал в письме о своей сердечной привязанности и нежных чувствах к Вареньке. Он начинает ходить в гости к Варе с букетами цветов и коробкой конфет, Варвара не одобряет лишние расходы друга, с каждым разом остужает его задор.

Варя работает швеей у себя дома, и уговаривает Макара приходить к ней чаще, но ему проще писать письма. Девушкин пишет о своем ковчеге, и хобби – рисовать всех окружающих личностей. Он стыдится своей письменности, хоть имел образование за медные копейки.

Варвару тревожит Анна Федоровна – далекая родственница. Некоторое время назад Варя с мамой проживали в ее доме.

Обратите внимание

Потом в связи с большими расходами на ее содержание и ушедшей матери, родственница знакомит осиротевшую девушку с помещиком Быковым, который впоследствии ее изнасиловал.

Макар и спасает Вареньку от гибели, забрав под свою заботу – Варя боится, только бы не изведали новый адрес эти плохие люди – сводня и помещик Быков. От постоянной боязни девушка впадает в бессознательное состояние.

Макар постоянно находится с ней. На ее лечение он достает средства от продажи форменного фрака.

К лету подопечная поправляется и пишет своему спасителю письмо, в котором она описывает биографию с самого детства, в ответ Макар выкладывает свою жизнь в письме.

Девушкин выводит Варю на остров. Оба разговаривают на разные темы. Варя изъявляет желание работать гувернанткой. Макар не разрешает. Затем они начинают анализировать поведение различных героев из произведений Пушкина.

У Макара заканчиваются деньжата. К Варваре заходит человек в офицерской форме, с непристойным предложением. В отчаянном положении Макар начинает пить, не является на работу – в пьяном состоянии, его сбрасывают с лестничного проема.

К Вареньке – приезжает Быков с предложением руки и сердца. Варя соглашается замуж не по любви, Макар это решение не одобряет. Состоялась свадьба, и Макар остался никому не нужным.

Главная мысль рассказа Бедные люди

Произведение дает понять то, что не надо опускать руки, как не было сложно – эта жизнь с камнями и с крутыми поворотами, важно их преодолевать. В отношении любви – важно верить и надеяться на половинку, которая ходит где-то рядом. Не совершать зла, при возможности помогать – и будет праздник в глубине души каждого человека.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Лесков Левша
    На Венском совете обсуждается окончание войны с Наполеоном. После этого правитель Александр Павлович уезжает путешествовать в Европу. Там он увидел много интересного и необычного. Он много восхищается работой иностранцев
  • Краткое содержание Беляев Ариэль
    Один мальчик, который учился в специальной закрытой школе, был см по себе очень сильный духом, так как именно это заведение занималось тем, что всех детей, откуда только возможно, брали, или же даже похищали
  • Краткое содержание сказки Морозко
    Волшебная сказка Морозко о непростых взаимоотношениях в семье, о том, что доброта всегда побеждает. У одной женщины жили две девочки. Одна была родной дочерью, а другая приемной, дочкой мужа.<\p>
  • Краткое содержание Плавт Клад (Горшок)
    Бедный человек Эвклион неожиданно находит горшочек с кладом. Эта находка навлекает на бедняка много проблем. Став «богатым» Эвклион совершенно не знает, что с ними делать и решает просто спрятать найденное
  • Краткое содержание Андреев Красный смех
    Повествование – рукопись неизвестного молодого литератора, офицера артиллерии. Его преследуют галлюцинации, которые он описывает. Мужчина часто видит дом с синими обоями, слышит смех жены и сына.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/dostoevskij/bednye-lyudi-ochen-kratko

8 класс Урок №54-55 Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. Новаторство трактовки темы «маленького человека»

Эволюция темы “маленького человека” в русской литературе первой половины XIX в.

Все мы вышли из гоголевской “Шинели”.

Ф.М. Достоевский.

Русских писателей XIX века, таких корифеев литературы, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М.Достоевский, волновала проблема “маленького человека”, и они писали об этом в своих произведениях.

Эта тема кажется мне интересной и в наше время, поэтому я в системе провожу уроки литературы, посвященные “маленькому человеку”. В шестом классе это урок по повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” из цикла “Повести Белкина” (1830 г.).

В седьмом классе – по поэме А.С. Пушкина “Медный всадник” (1833 г.). В восьмом классе это урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя “Шинель” (1841 г.) из цикла “Петербургские повести”, а в 9 классе – по роману Ф.М.

Достоевского “Бедные люди” (1846 г.).

Важно

После изучения этих произведений мне показалось интересным проследить вместе с учениками, как постепенно изменяется “маленький человек”, как происходит в литературе эволюция этой темы. Итогом нашей работы с девятиклассниками стал урок внеклассного чтения “Эволюция темы “маленького человека” в русской литературе XIX века”, проведенный в форме семинара.

Учащиеся, в зависимости от своих литературных пристрастий, разделились на четыре группы (по количеству изучаемых произведений) и получили домашнее задание перечитать все вышеназванные книги.<\p>

Каждая группа подготовила письменные творческие работы по выбранному произведению, оформив их в виде рефератов, собственные иллюстрации и небольшую выставку книг.

Основной задачей нашего урока стал анализ изученных произведений под новым углом зрения и постепенное, в ходе обсуждения, понимание того, что, действительно, в раскрытии темы “маленького человека” произошла эволюция.<\p>

Урок начинается со вступительного слова учителя.

<\p>

Cегодня мы говорим о четырех произведениях русской классической литературы первой половины XIX века, в которых там или иначе отражена тема “маленького человека”. Это повесть А.С.Пушкина “Станционный смотритель”, его же поэма “Медный всадник”, повесть Н.В.Гоголя “Шинель” и роман Ф.М.

Достоевского “Бедные люди”.

Наша первая задача – рассмотреть, как в названных произведениях рассматривается тема “маленького человека”. Для этого вспомните, как мы понимаем сам этот термин.

Ответы учащихся определяем с точки зрения определения, записанного на доске:<\p>

“Маленький человек” – это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.

<\p>

Сегодня на уроке мы должны понять, почему главные герои этих литературных произведений: и Самсон Вырин, и Евгений, и Анакий Анакиевич Башмачкин, и Макар Алексеевич Девушкин – “маленькие люди”.

Вторая наша задача – доказать, что от Пушкина до Достоевского действительно произошла эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. А для этого надо знать, что такое эволюция, т.к. для нас это понятие новое.

Эволюция – медленное, постепенное изменение.

<\p>

Совет

Мы с вами прочитали все четыре произведения и теперь, работая в группах и ориентируясь на предложенные вопросы, проследним, как показан в каждом из них “маленький человек” и как он изменяется, медленно, постепенно, от произведения к произведению.

<\p>

Далее учитель знакомит учащихся с вопросами, предварительно записанными на доске. Вопросы одинаковые для всех четырех групп, но каждая группа работает только по одному произведению.<\p>

  1. Краткая характеристика героя, его место в жизни.

  2. Представление героя о счастье.

  3. Событие, которое изменило его жизнь коренным образом.<\p>

  4. Попытка героя защитить себя.

  5. Кто, по мнению героя, виноват в том, что с ним произошло?

  6. Как автор заканчивает свое произведение?

Затем учащиеся в течение нескольких минут обсуждают ответы в своих группах и устно отвечают на заданные вопросы. По каждому произведению записываются краткие выводы в тетрадях по литературе.

Герой повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” Самсон Вырин вполне доволен своей жизнью. Его небольшая должность дает ему дом и кусок хлеба, а красавица дочь ведет домашнее хозяйство и умеет ловко успокоить недовольных проезжающих. Для счастья ему нужно только одно: чтобы его дочь была рядом с ним и жизнь их текла по–прежнему тихо и спокойно.

Побег Дуни с ростмистром Минским в корне изменяет его жизнь, он опускается, начинает пить. Пытаясь защитить себя, Самсон Вырин едет в Петербург. Он боится, что гусар бросит его дочь. Самсон Вырин в своем расставании с дочерью винит ростмистра Минского, но он – представитель своей социальной среды, отличной от среды Вырина.

Значит, не сам Минский, а социальные противоречия общества виновны в том, что произошло со смотрителем. Самсон Вырин умирает, не вынеся одиночества, он не может пережить свою разлуку с дочерью.<\p>

Главным героем поэмы “Медный всадник” является Евгений, он – обедневший дворянин и не имеет ни высокого чина, ни знатного имени.

Евгений живет спокойной, размеренной жизнью, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Он не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье и собирается жениться на своей возлюбленной Параше. Но в спокойное течение его жизни врывается горе, его возлюбленная гибнет во время наводнения.

Евгений, сознавая, что он бессилен перед стихией, все же пытается найти виновных в том, что рухнула его надежда на счастье. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет всю государственную машину, тем самым, вступая в неравную схватку. Пушкин показывает это через оживление памятника Петра I.

Обратите внимание

Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Вследствие огромного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.<\p>

Герой “Шинели” Анакий Анакиевич уже не дворянин, он чиновник самого низшего класса, человек, над которым постоянно издеваются и подшучивают, тем самым унижая его.

Для счастья ему нужно совсем чуть–чуть: новую шинель, которую он шьет ценой невероятных лишений. Когда у Башмачника на пустынной ночной улице украли шинель, это для него было горе, равноценное потере Параши у Евгения. Анакий Анакиевич обращается в разные инстанции, но отказать ему не составляет труда, потому что он ничтожен по своему положению.

Герой умирает, но Гоголь оживляет его, и дух Анакия Анакиевича, не смирившегося с унижением, мстит за себя.<\p>

“Бедные люди” – роман в письмах, где нет голоса автора или рассказчика. История Вареньки Доброселовой и Макара Девушкина открывается перед нами в письмах за полгода. Он, действительно, “маленький человек” – Макар Девушкин.

Не только потому, что чин его самый низкий и должность – бумаги переписывать, вицмундер у него изношенный, пуговицы так и сыплются, всякий над ним смеется, но не потому, что приходит в восторг от сочинений Сотозяева и возмущается “Шинелью” Гоголя. Макар узнал себя в Анакии Анакиевиче, но был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека.

Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже не ничтожеством, а личностью, хотя и поставленной обществом на низкую ступень. Поняв, что его мечта о счастье не осуществится, и Варенька выйдет замуж за другого, он находит в себе силы пережить это, помочь ей с честью выйти из сложившейся ситуации. Макара волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о литературе и о своем положении в обществе.

Далее учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос: “Почему и Самсон Вырин, и Евгений, и Анакий Анакиевич, и Макар Девушкин – “маленькие люди”?” Ответы были примерно такими: “Им мало нужно для жизни, для счастья, но и этого малого их лишает государственное устройство, т.к. в конечном итоге все они пострадали от социального неравенства”.

Теперь постараемся понять, в чем же заключается эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. Для этого учащиеся дают краткую устную характеристику героям.

Важно

Самсон Вырин забит, бесправен, он делает робкую попытку защищать себя, но быстро отступает, заболевает и умирает.<\p>

А.А.Башмачкин тоже пытается себя защитить, но, не добившись ничего, тяжело заболевает и умирает. Правда, автор его воскрешает, его дух мстит чиновникам тем, что пугает их по ночам и ворует шинели.

Макар Девушкин по своей натуре уже совсем другой человек. У него есть чувство собственного достоинства, он читает книги, он силен духом. На последних страницах романа мы видим его, надломленным разлукой с Варенькой, но жизнь его продолжается и, возможно, она будет еще более духовной.

Вместе с учениками делаем вывод. Таким образом, эволюция в изображении “маленького человека” заключается в том, что герои все более упорно пытаются бороться за свое счастье и выживание. Также эволюцию можно проследить и в том, что С.

Вырин, Евгений, Анакий Анакиевич не обладают ярко выраженными чертами личности, они показаны авторами скорее как бессловесные существа, молча переживающие свое горе, чем как человеческие личности.

А Макар Девушкин – уже личность, со своим богатым внутренним миром, с глубокими чувствами любви и собственного достоинства, это человек с литературными способностями. Можно предположить, что он в будущем, еще более окрепнув в социальном плане, сумеет бороться за себя, за свое место в жизни.<\p>

Заключение учителя.

<\p>

Сегодня мы с вами, вспомнив и проанализировав четыре ранее изученных произведения, пришли к выводу о том, что в них действительно есть эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. Сначала он мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной.

Затем “маленький человек” обретает самосознание, способность к чувствам и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное то, что он уже не ничтожен в душе.<\p>

Совет

Дома учащимся предлагается письменно в тетрадях по литературе ответить на вопрос: “В чем проявилась эволюция в изображении “маленького человека” от Пушкина до Достоевского?”

На наш взгляд, такая небольшая письменная работа поможет ученикам систематизировать все услышанное на уроке.<\p>

Источник: https://multiurok.ru/files/8-klass-urok-54-55-f-m-dostoievskii-biednyie-liudi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]