Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова
Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года.
Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.<\p>
Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года.
Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:<\p>
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»
Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы! »
Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.
Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.
Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию.
Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты.
Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:
«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»
Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.
При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.
Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.
Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:<\p>
«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».
При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.
В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени».
И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».
Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:<\p>
«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. »
В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».
Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения.
Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории.
Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.
Краткий анализ, описание композиции и разбор художественно-выразительных средств стихотворения, могут быть использованы учениками 5 класса при подготовке к уроку или написании сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»».
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/essay/lermontov/analiz-stihotvoreniya-borodino
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”
Урок-презентация в 6 классе
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 с. Октябрьское
Елоева Роза Ибрагимовна
Тема: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Цели: <\p>
- помочь учащимся к эмоциональному, глубокому восприятию стихотворения; <\p>
- раскрыть в нем чувства и мысли народа; <\p>
- познакомить учащихся с героем 1812 года и выяснить его отношение к героической странице русской истории;
- выработать навык чтения;
- познакомить с понятием диалог и монолог;
- обогатить словарный запас учащихся.
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- тетради;
- тексты стихотворения «Бородино».
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
сегодня мы будем обсуждать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».
И цель урока – воспринять произведение глубоко и полно, раскрыть в нем чувства и мысли народа, выяснить отношение старого солдата к героическим страницам русской истории, а также выработать навык выразительного чтения, познакомиться с такими понятиями, как диалог и монолог.
2. Вступительное слово (беседа): Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» – одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага.
Давно ушли в прошлое события, о которых в нем рассказано, но вечно живет воплощенная в нем идея. Вы уже знаете о войне 1812 года и о значении Бородинской битвы из уроков истории.
– Ребята, а с кем была война, и зачем она нужна была?
Ученики: Это война была с французами, с Наполеоном.
Учитель: Правильно, ребята, Наполеон хотел завладеть всем миром и поэтому напал на Россию. Русские защищали Москву, и сражение за Москву произошло на Бородинском поле. При этом сражении погибло много офицеров и солдат.
– А каких вы помните героев Бородино?
Ученики: Багратиона, Раевского, Дениса Давыдова
Учитель: Правильно. Молодцы, ребята! Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю.Лермонтовым. М.Ю.Лермонтов был не только поэт, но и отважным воином. Он не был участником Бородинской битвы, т.к. она произошла еще до того, как он родился, но он участвовал в кровопролитных битвах на Кавказе и проявил себя необычайно храбрым человеком.
Он любил свободу и смело выступал в своих стихах против царя и самых знатных вельмож, за что царь сослал его на Кавказ. Поэт горячо любил свою родину, он любил Москву, где прошла его юность, любил простой народ, ему нравились люди смелые, отважные, готовые бороться за свободу. Таких героев он и воспевает в своем стихотворении «Бородино».
Это стихотворение написано в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. «Бородино» – это лирическое стихотворение.
Главное в нем – не изображение хода битвы, а раскрытие мыслей и чувств простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления поэта о значении Бородинской битвы и роли простого н6арода, о судьбе личности и возможности единения ее с народом, о том, что такое настоящие люди. Какой ценой добывается слава родине и о многом другом.
3. Выразительное чтение учителя. Обратить внимание на непонятные слова
4. Анализ стихотворения
Учитель: Какое чувство передано в стихотворении? И какое чувство испытали вы, слушая стихотворение?
Ученики: Чувство гордости за народ. Восхищение за мужество, преданность России.
Учитель: В стихотворении говориться о событиях 1812 года, написано оно почти 160 лет назад. Почему же нас теперь волнуют чувства участников этих событий? Почему во время Великой Отечественной войны защитников Москвы от фашистских полчищ воодушевляли лермонтовские слова «Ребята! Не Москва ль за нами?». Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить?
Ученики: Потому, что они защищали свою родину, Москву – сердце России.
Учитель: Прежде чем перейти к анализу стихотворения, я хочу задать Вам вопрос. Сколько лет служили в армии в 19 веке?
Ученик: 25 лет.
Учитель: Молодец! Да, ребята, раньше в армии служили 25 лет. А теперь немного о построении стихотворения, оно виде таких столбиков, в которых 7 строк. Посчитайте. Так вот, эти 7 строк называются строфой. Ребята, а кто и кого спрашивает в первой строфе?
Ученик: Молоденький солдат, новобранец, спрашивает старого солдата.
Учитель: Правильно. Сейчас, в 1837 году, старый солдат служит последний год, значит, начинал он свою службу как раз в 1812 году. И вот что он говорит:
«Да были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя!Богатыри – не вы!Плохая им досталась доляНемногие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Учитель: Молодцы! А как вы думаете зачем Лермонтов вводит диалог и монолог?
Ученик: Показать старое и новое поколение.
Учитель: Хорошо! Попробуем представить себе рассказчика, нарисовать устно его портрет, рассказать о его мыслях, чувствах, характере, подумать, что в его облике главное?
Ученик: Он артиллерист, невысокий, сильный, т.к. быть артиллеристом это тяжелая работа. Он с седыми усами, у него добрые глаза. рассказывая о битве он волнуется, он русский солдат, который любит свою родину.
Учитель: Скажите, ребята, а почему солдат всегда говорит МЫ и лишь иногда Я?
Ученик: Когда он говорит о себе, это говорит, о том, что он участник битвы и его конкретное место там, а МЫ, это весь народ, т.к. они воюют за всю Родину.
Учитель: Да, ребята, вы правильно думаете и говорите. Чувства и мысли старого солдата – это чувства и мысли всего русского народа, отстоявшего родину в Бородинской битве.
Любовь к родине и готовность защищать ее ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэтому поэт Лермонтов, сам горячий патриот воспевает патриотический подвиг народа.
Для него эта битва – осуществление роли народа, главный герой ее – народ, а участники битвы – «могучие, лихое племя», «богатыри»
Учитель: Покажите в тексте, какие черты русского народа Лермонтов показывает как прекрасные
Ученики:
Могучее, лихое племяУж мы пойдем ломить стеною…Уж постоим головоюЗа родину свою!Полковник наш рожден был хватом!Слуга царю, отец солдатом…Ребята! Не Москва ль за нами?Как наши братья умирали И умереть мы обещали,
Изведал враг в тот день немало,Что значит русской бой удалый
Наш рукопашный бой.
Учитель: Сейчас вы зачитали отрывки, где показаны черты русского солдата, а как, можно это назвать словами.
Ученики: Мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага.
Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием.
Да, ребята, есть у народа и такие качества, как единство, чувство товарищества, уверенность в своих силах, чувство превосходства над врагом, порождающее не озлобление, не жестокость, а ироническую усмешку над самоуверенным «мусью», и серьезное сознание своего долга, своей ответственности за судьбу родины и готовность противопоставить командиров свою инициативу, и прямоту, и честность, и способность испытывать упоение в бою.
– Так почему же старый солдат говорит молодому солдату: «Богатыри – не вы»?
Ученики: Он не видит таких качеств у молодого поколения.
5. Игровой момент. 1. Литературное лото.
Ребята, мы с вами познакомились с замечательным произведением М.Ю.Лермонтова. теперь каждая парта получит карточки, на которых написаны трехстишья и четверостишья из произведения «Бородино». Вам нужно в течение нескольких минут собрать все стихотворение.
2. Шарады.
1. Лес растёт в начале слова,
Не берёзовый – сосновый.
Цифру видим посреди,
А предлог вот – позади.
Слово это отгадает
Тот, кто битвы наши знает. (Бор-один-о)
2. В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили…
И в полководца его превратили.
Наш полководец, с раненым глазом
Кто назовёт нам фамилию сразу? (Ку-ту-зов)
3. возьмём предлог, местоимение,
Меж ними – место для сражения.
Всё вместе – имя полководца,
Которым торт сейчас зовётся.
(И каждый раз пирог съедая,
Мы тем француза побеждаем). (На-поле-он)
4. с буквой «А» – в шкафу я, на стене,
Без неё в сраженьях на войне. (полка-полк)
5. Первый слог – воронье слово,
Нам для всех оно не ново.
Слог второй опасен в море,
Он судам приносит горе.
Слово целое стреляет,
То снаряд, что убивает. (кар-течь)
6. С буквой «О» и буквой «Е»
Украшает он жильё.
На полу иль на стене,
Очень нравится он мне.
С буквой «И» и с буквой «Е»-
У солдат на голове,
Только раньше в старину,
В Бородинскую войну. (ковёр-кивер).
6. Вывод
– Итак, ребята сегодня мы с вами познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» вспомнили историю Бородинской битвы, узнали, что такое диалог и монолог, строфа. Выяснили отношения народа к героической странице русской истории.– Ваши оценки…
– Урок закончен
7. Домашнее задание
– Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выучить часть стихотворения (по выбору) наизусть.
Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-myu-lermontova-borodino-759024.html
Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»
Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году.
Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора к современному ему поколению.
Вместе с тем стихотворение «Бородино» стало новым этапом в развитии поэзии Лермонтова, связанным с появлением в нем реалистических тенденций. С этой точки зрения очень показательно сравнение его со стихотворением «Поле Бородина», написанным шестнадцатилетним поэтом-романтиком. Там еще чувствовались отголоски классической оды, но в целом стиль его был приподнято-романтическим.
Так, явно под влиянием стилистики торжественной оды дается общая оценка исторического значения Бородинской битвы:
Однако же в преданьях славы
Все громче Рымника, Полтавы
Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
Изгладится оно.
В этом юношеском стихотворении чувствуется склонность к эффектным положениям, столь характерным для романтических поэм. Ночь перед битвой представляется в шуме бури, которая «дика, как песнь свободы»; после страшного сражения герой склоняет голову «на труп застывший, как на ложе». Один из эпизодов битвы передается рассказчиком в таких ярко романтических красках:
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.
Ничего подобного уже не будет в стихотворении 1837 года, где точность описания каждой детали боя создает подлинно реалистическую картину.
Более того, вместо неопределенно-романтического образа «вождя» из раннего стихотворения в «Бородине» мы видит конкретный и достоверный образ «полковника», который получает емкое определение «слуга царю, отец солдатам», показывающее основные черты этого характера. Также вместо неопределенного «противника» в позднем стихотворении появляется вполне реальный противник – «француз».
Но самое главное изменение касается центрального образа героя-рассказчика. В раннем стихотворении это романтический персонаж, вполне соотносимый с романтическим лирическим героем ранней лирики Лермонтова. Достаточно привести в качестве примера характерной для него приподнято-возвышенной, эмоциональной речи следующие строки:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии. Именно с ним связана в стихотворении патриотическая тема и проблема национального характера.
Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.
Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Как справедливо отмечал Белинский, «вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата… Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие.
Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни. Как потом покажет в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, Бородинское сражение стало такой «звездной минутой» для всей русской нации в целом.
Недаром писатель, создавший огромное полотно романа-эпопеи, утверждал, что именно небольшое стихотворение Лермонтова явилось ее зерном.
Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций.
С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.).
С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).
Эту стилистическую особенность очень хорошо уловил Белинский: «Стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».
Такому звучанию способствует и стихотворная форма, использованная Лермонтовым: четырехстопный ямб чередуется с трехстопным, который с безупречной точностью появляется в каждой третьей и седьмой строках. Это позволяет выделить важные в смысловом отношении строки и в то же время сообщает всему стихотворению характер живой, непринужденной разговорной речи.
Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя»-рассказчик: «мы долго молча отступали»; «и вот нашли большое поле»; «тогда считать мы стали раны» и т.д.
Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под.
Но и в этих немногочисленных случаях его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой потом будет писать Толстой.
Как и все русские люди, этот солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле».
Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!».
Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи».
Эта последняя особенность очень важна, поскольку позволяет Лермонтову, который сам участвовал во многих сражениях русской армии на Кавказе, передать не абстрактное представление, а реальное ощущение участника боя. Именно ему, солдату, защищающему свой редут, представляется, что вся мощь противника устремлена на него:
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Но это отнюдь не узость взгляда, а точность оценки и видения поля сражения. Всю его грандиозную мощь и грозную силу прекрасно осознает этот рядовой участник сражения, как и всякий другой русский солдат:
Вам не видать таких сражений!..
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел. …
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» – все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника. Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри».
Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей», одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова – так не похожих на этих стойких и мужественных солдат. Стихотворение получает четкое обрамление, а его главная мысль логическое завершение.
«Бородино» Лермонтова стало подлинным шедевром русской поэзии и не только отразило патриотические чувства поэта, но и явилось настоящим гимном русской нации и русскому народу.
Источник: https://school-essay.ru/stixotvorenie-lermontova-borodino.html
Анализ стихотворения Лермонтова Бородино
Отечественная война, где в битве столкнулась Франция и царская Россия, заставила весь мир затаиться в ожидании исхода событий.
Это та война, где русский народ показал свою силу в сплоченности и в правильной тактике.
Позже многие писатели и поэты вспомнят данное историческое событие, в том числе, напишет свое знаменитое стихотворение Бородино и Лермонтов, чей анализ мы сделаем ниже.
Лермонтов Бородино
1837 год — период, когда вся Россия праздновала двадцать пятый юбилей со дня победы над Наполеоном. В этот юбилейный год Лермонтов пишет стих Бородино, в котором писатель откликнулся на прошлые события, происходящие в 1812 году.
Краткий анализ
Сюжет стихотворения Бородино представлен повествованием о знаменитом сражении под Бородино. Рассказ ведет обычный рядовой солдат, который на собственной шкуре ощутил, что такое сражение за Родину, и вместе с остальными солдатами защищал Россию. Рассказ был вызван вопросом представителя молодого поколения, который поинтересовался, а не зря ли была отдана Москва противнику.
И дальше повествователь вспоминает былые времена, настоящих богатырей. Он говорит, что сегодня уже не те люди, это уже не смелые богатыри, которые были настоящими патриотами своей страны. Солдат говорит о том, что на долю людей в то время выпали немалые испытания, жестоко с ними обошлась судьба, но люди не были сломлены.
Дальше солдат переходит к описанию событий Бородинской битвы, когда нашей армии пришлось отступать.<\p>
Многие старики ворчали, не желая отдавать родные места без боя. И вот нашли подходящее поле, где и развернулась битва за Москву. Рассказчик с гордостью вспоминает всех тех, кто был с ним рядом и воевал плечом к плечу.
При этом переход от личностного я к общему мы, показывает не личную заслугу. Это еще раз доказывает заслугу всего народа, где воевали по принципу один за всех и все за одного. Упомянул в своем рассказе солдат и полковника, который верой и правдой служил Отечеству, был отцом для солдат и стоял до последнего, как и многие другие.
Как пишет Лермонтов в стихотворении Бородино, каждый солдат был готов стоять головой за Родину свою.
Такое сражение мало кто видал, а уж тем более не видало такого молодое поколение. Земля тогда тряслась, в кучу смешались и люди, и кони. От залпов отовсюду, стоял ужасный вой. И вот наконец басурманы отступили. Победа осталась за Россией, за ее сплоченным народом.
Да, погибло тогда немало, пришлось долго считать товарищей и раны. И повествователь вновь делает упор на то, что раньше были действительно богатыри, не то что в наше время.
Этим Лермонтов еще раз подчеркивает, что его современники с их взглядами и поведением далеки от настоящих патриотов и нисколько на них не похожи.
Послушать стихотворение Бородино М.Ю. Лермонтова
Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-lermontova-borodino.html
«Бородино» Лермонтова — стих, краткое содержание, анализ
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Краткое содержание
Молодой человек просит рассказать старого солдата про нападение на Россию Наполеона. Участник Отечественной войны вспоминает, что русские долго отступали и были недовольны этим.
Отступление продолжалось до Бородинского поля, где командование решило дать противнику генеральное сражение. Два дня прошли в перестрелке, которая не дала никакого результата. На третий день состоялся знаменитый Бородинский бой.
Сражение продолжалось до темноты, было очень ожесточенным и привело к большим потерям с обеих сторон. Русские солдаты смогли удержать позиции и были настроены принять новый бой.
Только по решению командования армия вновь отступила и оставила Москву.
Солдат гордится тем, что принадлежит к числу участников знаменитой битвы. Многие из них погибли в бою или уже умерли, а достойной смены среди молодого поколения, к сожалению, нет.
Анализ
История создания
Стихотворение «Бородино» было написано М. Ю. Лермонтовым в связи с 25-летней годовщиной самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 г. Поэт использовал в работе свое раннее произведение «Поле Бородина», перенеся из него целиком некоторые строки.
«Бородино» было впервые напечатано в 1837 г. в пушкинском журнале «Современник».
Жанр
Гражданская лирика. По стилю изложения (разговорная речь, назидательная форма) стихотворение напоминает народное предание.
Центральная тема произведения
Центральная тема произведения — патриотизм.
До сих пор нет единого мнения о том, кто же одержал победу в Бородинской битве. Противники остались на прежних позициях, потери русских и французских войск были примерно равны. Более того, после сражения Кутузов принимает решение оставить Москву, что в высших кругах расценивается как явный позор.
Наполеон вступает в поверженную столицу России, но после этого триумфа его прежде непобедимая армия начинает разваливаться на глазах. Поход заканчивается поспешным отступлением, бегством императора и последовательным уничтожением остатков его войск.
Этот парадокс объясняется тем, что в Бородинском сражении русские одержали пока еще не материальную, но нравственную победу над противником. В стихотворении Лермонтов обращает особое внимание на небывалый подъем патриотизма среди рядовых солдат.
На протяжении всей отечественной истории русские войска лучше всего воевали, защищая свою землю. Будет уместно также вспомнить известную поговорку: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет». Отступление вглубь страны и сдача городов Наполеону постепенно приводили к усилению национального духа.
Под стенами столицы рассказчик выражает общую, восторжествовавшую в рядах солдат, идею: «Уж постоим мы головою за родину свою!»; «Умремте ж под Москвой»; «Что значит русский бой удалый».
В условиях смертельной угрозы, нависшей над Россией, эти фразы не выглядят напыщенно и воспринимаются совершенно естественно.
Весь рассказ старого солдата свидетельствует о мощном патриотическом порыве. Это выражается в полном пренебрежении опасностью («…в перестрелке. Что толку в этакой безделке?»); эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»); насмешливом отношении к противнику («брат мусью», «и отступили бусурманы»).
Рассказчик твердо уверен в том, что сдача Москвы произошла по «Божьей воле». Сами солдаты были готовы мужественно защищаться до последнего человека.
Проблематика
В «Бородине» поставлена серьезная проблема о выяснении причин победы России в Отечественной войне 1812 г. Традиционно заслуга приписывается главнокомандующим армиями. Лермонтов даже не упоминает о Кутузове и других русских знаменитых полководцах. По мнению автора, победу над Наполеоном одержал весь русский народ, сумевший сплотиться в единое целое.
Волю народа выражали не умудренные знаниями и опытом стратеги, а рядовые командиры. Яркий пример — полковник, который пользовался безграничным авторитетом у подчиненных и был «слуга царю, отец солдатам».
Еще одна проблема стихотворения волновала Лермонтова на протяжении всей жизни: резкое различие между двумя поколениями. К поколению победителей Наполеона поэт относил и декабристов, противопоставляя им людей, выросших в годы николаевской реакции.
Укор солдата современному поколению («богатыри — не вы») несет в себе тайный глубокий смысл. Только «могучее, лихое племя» могло отстоять родину и бросить вызов самой царской власти. Такие великие дела уже не под силу изнеженным и трусливым современникам Лермонтова.
Размер и композиция
Стихотворение написано разносложным ямбом. Поэт использовал редкую форму стихосложения — семистишие. Впоследствии она будет названа бородинской строфой.
Произведение представляет собой монолог главного героя, который отвечает на вопрос молодого человека, заданный в первой строфе. Композиция кольцевая: начало и конец монолога практически полностью идентичны.
Выразительные средства
Автор использует разнообразные художественные средства выразительности: эпитеты («грозной сечи», «в земле сырой», «протяжный вой»), олицетворения («звучал булат, картечь визжала»), сравнения («как тучи», «как наши груди»).
Лермонтов очень удачно сочетает разговорную речь («тут как тут», «ушки на макушке») с возвышенными героическими фразами («грозной сечи», «сверкнув очами»).
Монолог непосредственного участника Бородинского сражения очень эмоционален. Его воздействие усилено многочисленными вопросительными и восклицательными предложениями: «Что ж мы? на зимние квартиры?», «Ребята! не Москва ль за нами?», «Ну ж был денек!».
Чему учит автор
Лермонтов с большим уважением относился к участникам Отечественной войны 1812 г. Он не видел достойных примеров среди современников, поэтому призывал их никогда не забывать «про день Бородина», ставший символом национального величия.
Источник: https://spadilo.ru/borodino-lermontova/
Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»
О бессмертном и великом подвиге народа написано стихотворное произведение талантливого и непревзойденного поэта Михаила Лермонтова, которое носит название «Бородино». Это стихотворение гениальное и глубокое, воспитывает патриотизм и мужество в каждом человеке, который любит Россию и гордится своей родиной.
«Бородино» было написано молодым поэтом в 1837 году. В поэме Михаил Юрьевич показал не только мужественный подвиг народа, но и выразил грусть и глубокую тоску о том, что эти героические дни остались давно позади и земля стала рождать уже не таких героев.
Те дни, по мнению автора этого великолепного стихотворного текста, уже далеки.
Стоит заметить, что лермонтовское стихотворение «Бородино» имеет и огромнейшее историческое значение. Автор настойчиво и упрямо через весь текст проносит одну и ту же мысль о том, что народ — это главная действующая сила России, что это главный деятель все истории не только одной страны и государства, но и всего мира.
Рассказчиком в лермонтовском стихотворении становится простой солдат, который был участником боя, но только он не имеет никаких званий и орденов. К нему автор обращается просто и без лишних обращений, например, дядя.
И вот этот самый герой ведет рассказ о том, как происходит сражение, читатель видит бой его глазами.
И все-таки подвиг народа не уменьшается от этого, ведь война с Наполеоном, о которой пишет Лермонтов, показал народный подвиг, а сражение на поле Бородино — это историческое сражение.
Авторский рассказчик ведет свое повествование просто и незамысловато, смотря на все немного отрешено, и чуть-чуть свысока. Такой литературный прием позволяет показать народный подвиг в первой Отечественной войне во всем его многообразии, целиком, не разделив его на части.
Войска, который защищают свою родину, свою землю показаны как единое целое. И у них есть общая идея, которая их вдохновляет и заставляет стоять до последнего. Рассказчик обращается к таким же простым солдатам-воинам с вопросом, куда им отступать, ведь за ними Москва.
Поэтому у них есть только один путь — умереть здесь, как это делали их братья по оружию, но не пропустить врага к столице.
Получается, что все-таки основная идея лермонтовского стихотворения — это патриотизм, которому подчиняется и рассказ простого солдата, да ради этого происходят все события.
Многие критики отнесли это лермонтовской стихотворение к автобиографии народного подвига в борьбе с французами, ведь повествование ведет солдат.
Поэт показывает, как в тяжелые и трудные для страны минуты возрастает и самосознание у народа, который тут же включается в деятельность, чтобы сделать все для сохранения целостности и независимости своей страны. И в этом есть ее историческое значение.
Кажется, что рядовой солдат должен видеть то место, где он сам сражается. Но у Михаила Лермонтова он видит не только одну свою батарею или какой-то маленький кусочек поля, где идут сражение. Нет, он видит все, даже историческое значение этого боя.
И это видение это интересно тем, что начинается оно все-таки на его батареи и со временем этот кругозор расширяется, показывая читателю его размах и ширину.
Можно отметить и глубокий философский смысл лермонтовской поэмы о том, как меняется и растет самосознание народа. Сам поэт слился воедино со своим героем, который был в Бородинском сражении простым батарейцем.
Поэтому и рассказ, и описываемые события показаны просто и вполне естественно. Читателю ни автор, ни его рассказчик-герой ничего не навязывают и в этом есть своя красота и индивидуальность этого произведения.
Солдат, которому Михаил Лермонтов дал право в своем произведении быть повествователем, говорит не только от своего лица, от и от имени всей армии-защитницы, которую он представляет, а также от имени всей его огромной и многострадальной страны.
Отсюда и постоянные переходы в речи старого солдата в местоимениях: он то используется местоимение «я», то вдруг неожиданно переходит уже на множественное число и уже употребляет «мы». Но, несмотря на такой литературный прием, рассказчик не теряет себя, не растворяется в общей толпе.
Он продолжает быть индивидуальностью, которая очень интересна читателю.
Солдат рассказывает о своих действиях, о своих мыслях и желаниях во время боя. Например, он рассказывает, как «забил» снаряд он в свою пушку, думая, что сейчас он сможет своего врага «угостить» и тут же предлагает «мусью» вступить с ним в бой.
И уже в следующую минуту все меняется и происходит чудесное и необычное перевоплощение: рассказчик перестает существовать как личность, потому что он сливается с народом, который идет в атаку. И солдат уже использует местоимение «мы»: за родину свою все русские солдаты будут стоять до последнего. И вот в такие минуты проявляется не только героизм и мужество, но и человечность.
Ведь известно, что в бою важно чувствовать себя не одним, а в единстве с армией-защитницей, чувствовать доверие и взаимовыручку.
И опять в минуты тишины солдат переходит к тому, что он отдельная личность. Он рассказывает о себе, как он ложится отдохнуть прямо у лафета, но ему плохо спалось, так как было слышны крики и возгласы французов, которые «ликовали».
И в этом небольшом рассказе солдата о своей ночной бессоннице поэт передал психологию солдата-противника.
Ведь он ликует от легких побед, поэтому в сложном бою он может испугаться и уже не одержит победу, так как боится трудностей, да и не привык к ним.
Противоположны по своему характеру русские солдаты, которые совсем не ждут легкой победы, но в любом бою они готовы сражаться до последнего, насмерть.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Пока французы ликовали, то русские солдаты вели себя тихо и спокойно, занимаясь обычными делами: кто-то кивер чистил, а кто-то просто сидел, покусывая свои длинные усы.
Детали помогают поэту показать то, как чувствую себя русские солдаты и, несмотря на такое внешнее спокойствие, конечно же, они напряжены и думают о том, что им предстоит впереди и как им защитить свою родную землю.
Лермонтов показал в своей поэме, что война для русского солдата справедливая, ведь он защищает и освобождает свою землю. Поэтому так часто поэт употребляет слов «русский», даже штыки у него русские.
Слово «родина» для Лермонтова имеет особое значение, Москва — это символ всей страны. Так именно любовь к родине заставляет этих людей идти в бой, так как они защищают самое родное. Известно, что значение лермонтовской поэмы «Бородино» велико, так как она помогает оценить масштабность роли народа в освободительной борьбе с французскими захватчиками.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/02/analiz-stihotvorenija-lermontova-borodino.html
«Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
1837 год – юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.
Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».
До Лермонтова многие поэты обращались к теме Отечественной войны. И сам Лермонтов в юном возрасте сочинил стихотворение «Поле Бородина». При всем разнообразии жанров эти произведений объединяет общий настрой. Будь то басня, солдатская или партизанская песня, ода или философское размышление, все они воплощали значимую тему, прославляя героев.
Сравнение содержания их со стихотворением «Бородино» вызывает ассоциации с произведениями на тему Отечественной войны 1941-1945 годов. После книг, фильмов, стихов на военную тему появляются записи простых солдат, участников трагических событий, которые производят порой оглушающее впечатление.
Лермонтов впервые в литературе прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведется от имени старого солдата, простого человека – участника бородинского сражения. Смысловой акцент делается не на героических победах, а скорее на сожалении: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!».
Ираклий Луарсабович Андроников в критической статье «Образ Лермонтова» пишет: «Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи».
Может быть, потому и структура «Бородино» напоминает трехчастную музыкальную форму. Первая строфа – вступление, вопрос молодого собеседника участнику сражения. Вторая строфа – первая часть, выражающая главную мысль произведения.
3 – 13 строфы – развернутая вторая часть, включающая основное содержание, описание битвы.
Последняя, четырнадцатая строфа – динамическая реприза, почти точно повторяющая первую.
Строфа стихотворения имеет сложное семистрочное строение: первые две и четвертая – шестая строки с построчной рифмой. Третья строка рифмуется с седьмой. В целом в каждой строфе повторяется сплетенная рифма по схеме AABCCCB. И здесь можно усмотреть связь с музыкальным семидольным размером, характерным для русских народных песен.
Музыкальность, пронизывающая стихотворение, вдохновила неизвестного автора на создание марша на стихи Лермонтова. Народная песня «Бородино» вошла в репертуар военных ансамблей.
Стихотворный размер произведения, разносложный ямб, вместе с другими конструктивными особенностями сочинения вызывает ощущение свободной разговорной речи ветерана.
Стилистически стихотворение неоднородно:
- Просторечные высказывания: «Ушки на макушке», «Полковник наш рожден был хватом», «Что толку в этакой безделке?» сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «И молвил он, сверкнув очами», «Носились знамена, как тени», «…сражен булатом».
- Образные выражения («Не смеют, что ли, командиры /Чужие изорвать мундиры /О русские штыки?») сменяются гиперболой («И ядрам пролетать мешала /Гора кровавых тел. »).
- Приглушенные эпитеты стиха приближают повествование к народному говору: «…шумно… зашевелилось…», «…кивер… избитый…», «…конскими хвостами…».
Некоторые строчки стали крылатыми выражениями. И наши современники нередко вздыхают: «Да, были люди в наше время». Словосочетание «Ломить стеною» сохранилось в измененном виде («стенка») того же смысла.
Лермонтовское «Ребята! не Москва ль за нами?» приобрело особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну.
Таджикский поэт Мухитдин Фархат вспоминал: «Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк… будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших».
Стихотворение «Бородино» – важная веха в творчестве поэта. Впервые он опубликовал свое сочинение по собственной воле.
Журнал «Современник», редактором которого был Александр Сергеевич Пушкин, принял к публикации произведение молодого автора, и его труд не остался незамеченным критикой того времени. Наиболее известны слова Белинского в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «.
..в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».
-
«Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
-
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
-
«Демон», анализ поэмы Лермонтова
-
«Утес», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Листок», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Дума», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
-
«Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Бородино»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Источник: https://goldlit.ru/lermontov/303-borodino-analiz
Лермонтов «Бородино» – анализ – Русская историческая библиотека
Стихотворение Лермонтова «Бородино» впервые появилось в 1837 году в шестой книжке журнала «Современник», который издавал А. С. Пушкин, а после его смерти продолжали В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский, П. А. Плетнев и А. А. Краевский.
Есть основания думать, что стихотворение попало в редакцию «Современника» ещё при жизни Пушкина.
«Бородино» – первое произведение Лермонтова, появившееся в печати с подписью его имени и с его ведома («Хаджи Абрек» был напечатан в «Библиотеке для чтения» без разрешения автора). «Бородино» положило начало литературно-журнальной известности Лермонтова.
Сама тема стихотворения и появление его на страницах пушкинского журнала сообщали этому выступлению программный характер.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» читает Валерий Баринов
Впервые в русской поэзии рассказывает о великом событии и дает ему историческую оценку солдат, рядовой участник сражения. Бородинская битва описана «изнутри», изображена самая гуща боя.
Лермонтов описывает сражение очень конкретно и точно: солдат в стихотворении – артиллерист, место сражения – курганная батарея Раевского. Язык рассказчика полон метких изречений и простонародных словечек.
В основу «Бородина» легли рассказы участников исторической битвы, в том числе родственников Лермонтова, отличившихся на Бородинском поле.
При Николае I солдатская служба продолжалась двадцать пять лет. В середине 30-х годов еще не окончили срока многие ветераны Отечественной войны 1812.
Лермонтов воспроизводит характерную для того времени военно-бытовую сцену – разговор поколений о причинах поражения Наполеона. Однако смысл «Бородина» не сводится к точности описаний и верности исторической оценки сражения.
Белинский в статье (1841) о стихотворениях Лермонтова отмечал, что вся основная идея «Бородина» выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата:
– Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!
«Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел», – писал Белинский, указывая, что «тоска по жизни» связывает «Бородино» с целым рядом стихотворений Лермонтова, полных «энергии и благородного негодования». Критик раскрыл связь между «Бородином» и «Думой», показал, что, даже обращаясь к истории, Лермонтов откликался на самые животрепещущие вопросы современности.
Лев Толстой назвал «Бородино» – «зерном» своей «Войны и мира».
Замысел стихотворения относится к 1831 году, когда Лермонтовым было написано юношеское поэтическое произведение «Поле Бородина», ряд словесных оборотов которого потом вошёл в «Бородино».
По материалам работ Ираклия Андронникова.
На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст стихотворения «Бородино»
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3963-lermontov-borodino-analiz