Литературная критика
Суждение о таком предмете, как Кафка, налагает ответственность, не слишком способствующую желанию высказаться. Поэтому в этом незатейливом соображении я бы хотел сразу обнести рабочий участок колышками, чтобы не утонуть в море смыслов,
разверзающихся под ногами каждого, кто осмеливается вступить в эти зыби.
Ф. Кафка |
Речь пойдет о «Процессе» — книге, которая, как считается, предсказала двадцатый век, а на самом деле подвела итог девятнадцатому.
Со времени ее написания мир изменился, и коллизия Процесса описывает его прошлое, но не настоящее.
Я затрудняюсь определить, какова эта коллизия настоящего, но можно попытаться начерно опознать ее, взяв отправной точкой удивительное
сновидение Франца К., по-прежнему взывающее к истолкованию.
Процесс похож на запись кошмара, фабула которого мечется на сдавленном, безвыходном пространстве сюжета. Йозеф К. арестован без предъявления обвинения и на трехстах страницах повествования, пока невесть кем посланные палачи не отводят его в карьер, чтобы зарезать даже без оглашения приговора, безуспешно
Странную убедительность истории Йозефа К. придает то, что все, с ним происходящее, до жути противоречит рутине устоявшегося европейского бытия и потому легко сходит за страшный сон, обязанный однажды кончиться в силу самой своей невозможности. Рутина не позволяет видеть подобным ни правосудие, ни его служителей.
Реальное европейское судопроизводство оправлено в чинные, консервативные формы, а судейская корпорация никогда не позволит уронить себя в глазах общества участием в площадном фарсе, каково в Процессе все отправление правосудия. Втянутый в гротескную тяжбу с Законом прокурист банка Йозеф К.
сам не последний человек в обществе и так же не способен представить себе судебных канцелярий на чердаке доходного дома, как не представляет там банка, в котором служит.
Поэтому он немедленно распознает в происходящем фарс, не принимая во внимание того чрезвычайного обстоятельства, что дело ведется без предъявления обвинения и не может быть измерено привычным шаблоном, какие наготове у здравого смысла. Отсутствие внятного обвинения лишь подтверждает для Йозефа К. зловещую нелепость ареста и дальнейших событий.
Жизненный опыт уверенно говорит, что для всего в обществе существуют самоочевидные формы, и извращение этих форм выдает в происходящем кошмар, который следует перемочь. Кошмар по природе нелеп и непредсказуем. В кошмаре возможно все, здесь рушатся перегородки между реальным и мнимым, и клочья того и другого вступают в невозможное наяву, но что-то образующее взаимодействие.
Человек, подпавший кошмару, вынужден принимать его таким, каким он накатывает, а, значит, не мочь выработать линию поведения, отвечающую одновременно ландшафтам чуши и здравого смысла. Подобно любому нормальному человеку на его месте, Йозеф К. постоянно колеблется в своем отношении к людям и событиям, теснящимся вокруг его дела.
Как для всякого здравомыслящего, для него очевидно, что мерзкая тетрадка, лежащая перед следователем во время допроса, не может служить судебной документацией, что прачка, которую лязгающий на подследственного зубами студент-юрист несет для утех судье на чердак, не имеет никакого отношения к настоящему правосудию, как, вообще, не могут иметь к нему отношения такие следователь, студент и судья. Однако, вопреки этой очевидности, Йозеф К. почему-то приходит для второго допроса в канцелярии, где совсем недавно перед ним разыгрывался постыдный спектакль, и устремляется в поисках справедливости на затхлый чердак, где единственный пристойно одетый законник господин из справочного бюро, которому костюм куплен в складчину из соображений представительства этих оскорбительно-нищих и никчемных присутствий. В то же время, Йозеф К. не вовсе лишен способности мыслить здраво, какой требуют реальные обстоятельства. Его речи перед судейскими обнаруживают ясность ума и логику, достойные лучших слушателей, а в разговоре с фабрикантом о художнике Титорелли он вовремя и совершенно в духе примерного карьериста спохватывается, какой непростительной глупостью было бы сноситься письменно с подобной сомнительной личностью, а, тем более, обсуждать с ним дела в стенах своего кабинета. Смешение бреда и яви, которое не то пригрезилось, не то явствует для Йозефа К., не позволяет ориентироваться в нем правильно и лишает силы законы, действительные для обыденной жизни и уступающие место Закону, столь же фантастичному, как фантастичны его попечители
и условия, в каких он карает и милует.
Но Йозеф К. обманывает себя, вменяя происходящее нескончаемому
кошмару, настигшему его одним ничем не примечательным утром.
Будь его процесс заурядным, в нем бы и господствовала рутина, и потаскуха-прачка не имела бы никакого таинственного отношения к его делу, даже отдаваясь время от времени важным судейским, а она мало того что имеет, но очевиднейшим образом служит одной из бесчисленных шестеренок, обеспечивающих вращение всего механизма судопроизводства.
Все на свете имеет отношение к процессу , прямо говорит Йозефу К. Титорелли, являя собой зримое и несомненное доказательство этой не дающей спуску тотальности.
Именно поэтому подсудимый должен быть бдителен и подмечать, как наливается величественным и грозным значением каждая мелочь, обрисовывая собой скрытую механику тяжбы ведь от этого зависит его судьба.
С самого начала процесса подсудимый поставлен в известность, что ошибок у арестовавшего его ведомства не бывает и что ему предстоит дать ответ перед Законом, отменившим предшествующую обыденность ради Страшного Суда и структурировавшим ее для нужд этого невиданного, но не терпящего отсрочки судилища.
Загадка мира Процесса в том, что он весь, целиком, до последнего фибра, переделан, преображен не для чего иного как для прений лицом к лицу Закона и Йозефа К. Все в нем, в согласии с притчей о привратнике у входа в сияющие чертоги Закона, подчинено этому смыслу, не имея сепаратного прочего, а беда Йозефа К.
, неосмотрительно (или, наоборот, прозорливо, но, во всяком случае, по собственной воле) позволившего себе ускользнуть в кошмар от ответа на еще не заданный вопрос о вине состоит в том, что он отказывается понять это сразу и сразу все упускает.
Сомнамбулическая и несвязная фабула Процесса с первых страниц неумолимо нацелена на развязку, а какова будет развязка, ясно уже с визита инспектора, извещающего Йозефа К. об аресте, который удивительным образом не влечет за собой ни взятия под стражу, ни вообще чего-либо обременительного, и о котором, пожалуй, можно было бы и не объявлять, пробудись Йозеф К. прежде, чем неудобное положение тела населит его сон и его комнату двумя
как с неба свалившимися развязными незнакомцами.
Не проходит и часа с начала действия, а Йозеф К.
уже обречен, и обречен не в наказание за неведомую вину, а в ответ на неспособность и нежелание видеть в происходящем нечто большее, чем кошмар: кошмар можно пассивно претерпевать и пережидать, а избранничество вынуждает к некоей перемене помыслов, однажды названной раскаяньем и требующей от человека всех его сил, как о том не раз и не два говорят Йозефу К.
люди, лучше представляющие ситуацию не потому, что они с ней вровень, а потому, что они-то ее и слагают и вне ее лишены значения судейские, адвокат, священник и несть им числа. Выбирая кошмар, Йозеф К.
обрекает себя на трехсотстраничную неспособность наладить должную линию поведения, а, между тем, эта линия существует и ведет не только к коммерсанту Блоку, чья участь, кстати сказать, не предрешена, ибо он-то судится с Законом всерьез, но и к тем прекрасным легендам о полных оправданиях, при которых уничтожается самая память о процессе и на которые потому невозможно сослаться перед судом. Йозеф К. обречен с первых страниц, поскольку в неразберихе кошмара всегда отыщется какой-нибудь проживающий в провинции дядя, примчавшийся вызволять племянника из беды, или другой несуществующий персонаж, обязанный появлением логике сна и нарастающему желанию освободиться от его пут, а в мире, переоборудованном под процесс и только процесс, ни нелепости, ни случаю места нет, иначе события потеряют их телеологический вектор, вселенная рухнет, и даже кошмару не станет, чем оперировать. Йозеф К. имеет дело не с людьми и обстоятельствами, а с голыми сущностями, не скрывающими своей нищеты и потому вольготно чувствующими себя и в нестерпимой духоте канцелярий, и в позорной коллегии подпольной адвокатуры с дырой в полу, куда проваливаются посетители, и в каморке мазилы Титорелли, водящего странную дружбу с оравой грязных девчонок, тоже имеющих отношение к
судопроизводству, коли уж они забрели в сюжет.
Мир Кафки наоборотен, как архетип двойника: как кошмар он набит случайностями, готовыми обернуться и на пользу, и во вред, зато с его изнанки, как подстилающая реальность высокой пробы, он сурово детерминирован и не дает отклониться приговору, будь то обвинительный или оправдательный, ни в одну из кривд произвола, куда его кренит сиюминутная оказия обстоятельств.
Именно поэтому Закон справедлив. Священник правильно укоряет Йозефа К. за то, что тот слишком много ищет помощи у других, не видя, что помощь эта ненастоящая.
Ненастоящая же она потому, что ненастоящи эти другие, ведь Лени, к примеру, вовсе не женщина, а ангельский чин, лишь из снисхождения к подсудимому, который не желает признать себя подсудимым, рядящийся
под сдобную телку.
К чему все сказанное?
К тому простому соображению, что двадцатый век совершенно самостоятельно, без всякого вмешательства Закона и вообще правосудия, сделал из девятнадцатого другой мир, которого Кафка не предвосхитил, как трактует распространенное заблуждение, и в котором классический Процесс , сколько бы леденящей силы он ни хранил для читателя, невозможен. Сошлюсь в подтверждение на несколько фрагментов родного советского нарратива,
бесконечного в этом смысле, как список кораблей у Гомера.
Героя шаламовского рассказа, обреченного на смерть силой более тотальной и неумолимой, нежели Закон Кафки, выручает прихоть ничтожного до безымянности оперуполномоченного, заинтересованного в безотказном, с каллиграфическим почерком писаре.
Такая же ничтожная по ее роли в системе заключенная-регистраторша спасает другого ээка тем, что при переоформлении его документов пропускает в аббревиатуре, какой клеймен каждый лагерник, ничтожную литеру Т, означающую троцкистский и не оставляющую человеку никаких шансов. Летописи эпохи, осатанело перерабатывающей на фарш миллионы, полны рассказов о людях, избежавших ареста своевременной сменой местожительства, как это случилось с Надеждой Мандельштам и как совершенно не может случиться у Кафки, потому что с исчезновением злоумышленника
лопнет ось его мира.
В мире, выдавшемся на обломках Австро-Венгерской империи, где кошмар отлучен от гармонии, преображавшей его в избранничество,
Предвидение Кафки не оправдалось. Ему казалось, на месте Бога всегда пребудет какая-нибудь организующая высшая сила, пусть даже это Закон, затевающий непосильный для человека Процесс. Но век обманул своего пророка. Век сочинил метатекст, где Процесс вторит Книге Иова, оставляя коллизию настоящего неопознанной. Кафку это нисколько не умаляет, однако, ставит перед
вопросом: что после него?
Источник: https://www.topos.ru/article/1944
Zarub – Стр 2
14)
Стихи Роберта Бёрнса
15)
Главный герой во ржи – хочет защищать
детей
Кафка.
Процесс
1.Какую
функцию выполняли адвокаты в судебных
разбирательствах, которые происходят
в романе «Процесс» Ф. Кафки? (b.
Использование личных связей c.
Защита обвиняемых в суде)
2. Какова
настоящая фамилия Йозефа К.? (не
известна)
Сколько Йозеф К. провел в
тюрьме (ни одного дня)
3. Что в романе
«Процесс» Ф. Кафки предлагали сделать
с вещами Йозефа К.
люди, которые пришли
его арестовывать? (отдать им)
4. Назовите
причину, из-за которой не состоялся
разговор между адвокатом Гульдом ,
директором канцелярии и Йозефом К. в
романе «Процесс» Ф. Кафки?
( Вмешалась
служанка)
5. С кем себя сравнивает К. в
конце жизни? (собака)
6. Где расплагаются
судебные канцелярии? (чердак)
7. Где
был убит К.
? (окраина города)
Драйзер.
Американская трагедия
1.
Что висело на стенах в доме родителей
Клайда? Цитаты из Библии и карта
Палестины.
2. Выбор между какими двумя
девушками привел Клайда Грифитса к
трагедии? Сондра Финчли и Роберта
Олден.
3. Клайд Грифитс убил Роберту
Олден. (верно)
4. Что выпускала фабрика
дяди Клайда? (воротнички и рубашки)
5.
Где умер Клайд Грифитс? (Бриджбург, округ
Катараки)
6. Кто раньше Клайда отказался
от дела его родителей? Его сестра Эста.
7.
Кто появляется в эпилоге на месте Клайда,
что предвещает новую трагедию? (как-то
так…) Это племянник Клайда, сын Эсты
Рассел.
8. Род деятельности родителей
Клайда? Миссионеры.
9.
Для чего нужна
была роскошь в отеле, в котором работал
Клайд? Прямая цитата: “внедрять
изысканность в массы”
10. Почему
Клайд уехал из Канзас-сити? Автомобиль,
в котором ехал Клайд с друзьями, насмерть
сбил девочку 9 лет.
11. Назовите кличку
отца Клайда. “Хвала господу”.
12.
Какой элемент американской жизни и
системы ценностей был дискредитирован
в романе? (или как-то так, вообще не помню,
дурацкий вопрос.) Я написала – миф об
американской мечте, хотя, возможно,
ответ – религия.
13.
Какой профессии обучили Клайда его
родители? Никакой.
Сартр.
За запертой дверью
1.
как была обставлена комната, в которую
попадают герои? (в стиле Второй Империи)
2.
кто убил Инесс? (Флоранс)
3. за что Гарсен
попал в Ад? (за предательство,
дезертирство)
4. в каком городе схватили
Гарсена? (ВНИМАНИЕ! не в городе, а на
границе!)
5.
какие образы христианской
мифологии использует Сартр? (я написала
ад, черт, загробная жизнь)
6. какие книги
были в комнате? (никаких)
7. когда в
комнате выключался свет? (никогда)
8.
чем болела/от чего умерла Эстель? (от
пневмонии)
9. сколько лет было любовнику
Эстель? (18 лет Пьеру)
10. сколько выстрелов
было сделано в Гарсена? (12)
11.
что явилось
причиной смерти Инесс? (газ)
12. кто была
по профессии Инесс? (почтальон)
Маркес.
Сто лет одиночества.
1.
Какую болезнь принесла с собой Ребека?
(бессонницу).
2. Сколько незаконнорождённых
детей у полковника Аурелиано Буэндиа?
17
3. Кого убили из-за того, что он
посмеялся? Агиляра
Аналогичный вопрос:
Из-за чего погиб Агиляр? Посмеивался
над интимной жизнью Хосе Аркадио Буэндиа
и Урсулы.
4.
Какие вещи привозили цыгане?
Магниты, лупу, летающие циновки,
алхимические приборы, шарики от головной
боли, лёд.
5. их какого места пришли
первые поселенцы Макондо? Риоача – кто-то
из дааалёких предков главных героев
там жил, но по большому счёту они просто
перешли горный хребет в поисках моря).
6.
Какие изделия делал полковник Ауурелиано?
золотые рыбки
7. Кто из представителей
семейства родился со свинячим хвостиком?
таких была два: сначала сын дяди Хосе
Аркадио Буэндиа и тёти Урсулы, а потом,
в конце романа, сын Аурелиано и Амаранты
Урсулы.
8. Куда попала после смерти
Ремедиос Прекрасная? Душой и телом
вознеслась на небо
9.
Какой транспорт
появился в Макондо благодаря Аурелиано
Печальному? поезд
Назовите основателей
Макондо (Хосе Аркадио Буэндиа с
товарищами).
10. Что любила есть Ребека?
Землю и известку.
11. Главой какой
организации стал Хосе аркадио Второй?
(написал, что организацию рабочих
банангвой плантации).
12.
Какой бизнес
организовали в Макондо приезжие?
Выращивали бананы.
13. С какого языка
переводил листки пергамента Ауерлиано?
иврит
14. Как погиб диктатор Макондо?
его расстреляли
Пруст.
В сторону Свана
1)Какой
осветительный прибор включал Марсель,когда
не мог уснуть(мб свеча)
2)Каким словом
названо влечение Свана к
Одетте?(орхидеиться)
3)Какими были на
самом деле глаза Жильберты?(ен знаю,врать
не буду,серыми написала)
4)Что навевало
воспоминания на Пруста?(вкус бисквита,
размоченного в липовом чае)
5)Как
называлась река в стороне
Германтов?(Вивона)
6)Какое декоративное
растение связано с влюбленностью в
Жильберту?(не знаю,боярышник написала)
7)с
произведением какого художника Сван
сравнивал Одетту?(Боттичелли)
8)Фамилия
музыканта,написавшего сонату(Вентейль)
9)Кем
работал Вентейль?(учитель музыки)
10)Как
зовут главного героя,от имени которого
ведется повествование?(Марсель)
11)Какая
способность является основой творчества
для Пруста?(воспоминание?)
12)Главное
условие для достижения счастья?(одиночество)
13)
Что светило в комнате Марселя? (фонарь)
14)
Отрицательные свойства языка (статичность,
стереотипность).
Голдинг.
Повелитель мух
1.
Определите время действия (в тексте не
определено, возможно Вторая мировая
война)
2. Назовите представителя
диктатуры на острове (Джек Меридью)
3.
Инструмент демократии на острове
(морской рог, раковина)
4.
На какие две
группы разделились дети на острове
(охотники и “те,кто пытался сохранить
цивилизацию”)
5. Обладатель
рационального мышления (Хрюша)
6.
Появление какого персонажа спасает
жизнь одному из подростков? (морской
офицер)
7.
Кто (что) являлось повелителем
мух в произведении (голова свиньи-матки,
(голова убитой свиньи, насаженная на
кол))
8. С помощью чего развели костер?
(очки)
9. С какой целью персонажи
разводили костер на острове? (чтобы их
нашли, спасли)
10. Кто попытался рассказать
правду о звере (Саймон)
11.
Что оказалось
зверем (мертвый парашютист)
12. Что
стеклянное разбили на острове (очки)
13.
Из какой страны дети попали на остров
(Великобритания)
14. Что их спасло, как
их нашли (дым)
Хаксли.
О дивный новый мир
1)
В каком времени ведётся повествование.
632 год эры стабильности, эры Форда)
2)
Чем заканчивались сходки единения?
(оргией, совокуплением)
3) Основной
способ воспитания детей в книге?
(гипнопедия)
4) Сколько имён и фамилий
приходится на население планеты в книге.
(10000)
5) На учении какого психолога
строится отношение к людям в книге?
(Фрейд)
6) Как относятся к матери герои
книги. (мать – ругательство; родственников
нет, так как люди выращиваются искусственно)
7)
Отношение – взаимопользование
8)
Девиз – ОБЩНОСТЬ, ОДИНАКОВОСТЬ,
СТАБИЛЬНОСТЬ
Уильямс.
Трамвай Желание
1)
За что Бланш Дюбуа выгнали из школы?(за
безнравственное поведение).
2) Что
Стэнли кинул жене в 1-й картине?(пакет с
мясом).
3)Национальность Стэнли.(поляк).
4)Куда
в конце пьесы отправляют Бланш Дюбуа?(в
психиатрическую лечебницу).
5)Почему
произведение называется “Трамвай
Желание”? (“Так назывался трамвай,
на котором приехала Бланш”)
6)В какое
время года начинается повествование?(весной).
7)В
какое время года заканчивается
повествование?(осенью).
8)В каком городе
происходит действие пьесы?( в Нью
Орлеане).
9)В каком районе происходит
действие пьесы? (Елисейские поля).
10)
Под какую музыку умирал муж Бланш?
(полька-варшавяночка).
11) Как умер муж
Бланш? (застрелился).
12)Как звали мужа
Бланш? (Аллан).
Эко.
Имя розы
1)К
какому святому ордену принадлежал
Вильям (это гл герой)? (Ответ:
Францисканец)
2) К какому святому ордену
принадлежал Адсон (это ученик гл. героя)?
(Ответ: Св.
Бенедикта)
3) К какому святому
ордену принадлежал монастырь, в котором
происходило действие романа? (Ответ:аббатство бенедиктинское)
4)Где
происходит действие романа? (Север
Италии)
5) Какая книга явилась причиной
цепи убийств в романе?(Поэтика
Аристотеля)
6)Кто автор книги?
(Аристотель)
7)Какая главная тема книги?
(Смех)
8) Сколько человек имели доступ
к главной библиотеки аббатства?(2)
9)
На каком языке говорят герои книги?
(латинский)
10) Кто по национальности
гл. герой и его ученик? (немец?)
11)Кем
был в прошлом Вильгельм (знаменитым
инквизитором)
12) Что явилось причиной
череды событий.Чем пропитаны страницы
книги “Поэтика Аристотеля” (страницы
книги были пропитаны ядом.Все,кто касался
и читал эту книгу, умирали.
13) Герои
какой книги и автора напоминают герои
исторического романа Умберто Эко “Имя
розы” (Артур Конан Дойл “Шерлок
Холмс”; У Шерлока такой же аналитический
склад ума индуктивного характера,как
и у Вильгельма Баскервильского )
Фаулз.
Любовница французского лейтенанта
1.
Какие 2 эпохи противопоставлены в
романе?(20 век и викторианская эпоха 19
века)
2. Какой наукой занимается Чарльз?
(палеонтология)
3. Упоминаемый в романе
научный труд, чтением которого увлекается
Чарльз (Ч. Дарвин “Происхождение
видов”)
4.
В каком стиле была оформлена
комната Эрнестины в доме ее тетушки?
(французский стиль)
5. Сколько финалов
в романе (три)
6. Назовите прозвище
Сары, упоминаемое в романе (так-то 2
прозвища было – несчастная Трагедия и
шлюха французского лейтенанта)
7.
Произведением какого вида искусства
является мол Кобб? (я написала народное,
хотя правильно, наверно, будет –
скульптура)
8. Изобретение в области
мануфактуры, которому были благодарны
женщины (анилиновые красители)
9.
Социальное положение Сары (не знаю, я
написала – дочь фермера, компаньонка,
гувернантка, состоит на попечении
богатой миссис Поултни)
Источник: https://StudFiles.net/preview/3801059/page:2/
Процесс (орсон уэллс)
В ролях: Э. Перкинс, О. Уэллс, А. Тамиров, Ж.-К. Тремоло, С. Флон, Ж. Моро, М. Робинсон, Р. Шнайдер
Режиссер: О. Уэллс
Продюсер: М.
Солкинд
Сценарист: О. Уэллс (по роману Ф. Кафки)
Оператор: Э. Ричард
Композитор: Т. Альбинони, Ш.
Ледрю
Жанр: Абсурдистская политическая драма
Год выпуска: 1963
Классика кино.<\p>
Фильм самого неамериканского из всех американских режиссеров, Орсона Уэллса, поставленный им в Европе, куда маэстро вынужден был уехать, окончательно разорвав отношения с Голливудом, где он, между прочим, снял свой первый фильм 'Гражданин Кейн', до сих пор считающийся самими же американцами лучшим фильмом за всю историю Голливуда.
<\p>
'Процесс' – экранизация романа австрийского писателя начала ХХ века Франца Кафки, прожившего и умершего в бедности и безвестности, после смерти, однако, творчеством своим оказавшего огромное влияние на всю мировую культуру.
Кафка считается одним из трех 'китов' литературы недавно завершившегося столетия, создателем, наряду с французом Марселем Прустом и ирландцем Джеймсом Джойсом, и нового романа, и 'потока сознания', и классиком экспрессионизма, и прародителем литературы абсурда.
Его романы и новеллы-притчи похожи на кошмарные сны, а может быть, и на самом деле таковыми являются. Во всяком случае, практически все они являют читателю один и тот же мир, одного и того же героя – Йозефа К., один и тот же тип сознания и взаимоотношений человека с миром. Человек этот – нерусский Раскольников ХХ века, мир этот – бюрократия.
Перу Кафки принадлежат три романа, ни один из которых формально он не довёл до конца, по существу же (по приему) все они закончены, ибо финал и рассказан, и запрограммирован с самых первых строк каждого произведения. 'Процесс' – роман наиболее законченный, а потому, вероятно, и наиболее популярный, и пользующийся спросом у режиссеров театра и кино.
<\p>
Сюжет коротко в следующем. В одно прекрасное раннее утро в меблированные комнаты, где снимал жилье скромный молодой служащий гигантской бюрократической конторы по имени Йозеф К., являются представители закона и сообщают хозяину, что он арестован.
Нет, в тюрьму его не сажают, как, впрочем, и не объясняют, за какую провинность подвергают аресту, но утверждают, что если через определенное время суд не оправдает его, то он, Йозеф К., будет казнен. От экспозиции до финала герой пытается понять, за что арестован и за что будет убит. Мысль о возможности спасения, в общем, даже не посещает его. Йозеф К. обречен.
Действие почти полностью происходит в гигантском, фантастическом здании суда, где и вершат свое производство, и живут вообще и друг с другом тысячи чиновников. Герой встречается со своими родственниками, судьями, адвокатами, шлюхами, служанками и другими людьми… Нет, пожалуй, не людьми, а винтиками бюрократического монстра.
Шестеренки эти, хоть и разной величины, но одного назначения. Да и сам он, в общем-то, тоже винтик. Просто понимать это начал только теперь, когда выпал из привычного гнезда. По прошествии назначенного времени мытарств, так и не узнав, за что арестован и почему погибает, Йозеф К.
вновь встречается с теми же представителями закона, которые уводят его на городскую свалку и там казнят.<\p>
Удивительнее всего, что в романе не только ничего не происходит, но и ничто не утверждается, даже между строк. И тем не менее – это своего рода социальная сатира, трагическая сатира, классическая антиутопия, называйте как хотите.
Книга создавалась в 1921 году, то есть ДО… До Сталина, до Гитлера, до Второй мировой. До всего того, про что написана. Все Замятины, Хаксли и Орвеллы будут ПОСЛЕ. Кафка же, выходит, всё это предсказал.
Как предсказал и главное философское учение Запада ХХ столетия – экзистенциализм, основная идея которого – трагическая обреченность человека в холодном, бездушном, равнодушном к нему, человеку, мире.<\p>
Когда в 1963 году Орсон Уэллс взялся экранизировать 'Процесс', всё предсказанное Кафкой давным-давно было уже налицо.
Поэтому в фильме, сохраняющем дух Кафки, смещены акценты, узнаются прототипы персонажей, поэтому герой фильма – больше Раскольников, чем герой романа. Он, скажем так, столько же русско-еврейской крови, сколько австро-венгерской. Он вынужден бунтовать, пусть и робко, и безнадежно, и обреченно.
Бюрократия же империи времен Франца Иосифа не выдержала сравнения с бюрократией сталинской и гитлеровской систем и канула в Лету. В холодных каменных и стальных конструкциях декораций о старой Вене и помину нет, в них оживают призраки Лубянки и Гестапо.
А персонаж, исполненный самим Уэллсом (великим актером, кстати сказать), адвокат, сочетает в одном лице и Бормана, и Вышинского.<\p>
В результате картина Уэллса – никак не антиутопия, нисколько не фантастика и не хоррор, а трезвый реализм. Ибо сама реальность ХХ века – чистейший абсурд бессознательного бытия, материи без сознания, базиса без надстройки.
'Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью'. Сделали. И продолжаем делать. О чем и шедевр Уэллса.<\p>
И в заключение несколько слов об артистах. Несмотря на то, что, как уже отмечалось, Орсон Уэллс сам был великим актером, во всех своих своих фильмах исполнял значительные или главные роли, он, в отличие от советского своего современника С. Бондарчука, не использовал камеру в качестве зеркала. Каждая его лента – предприятие единомышленников, где все – ВСЕ! – актеры равнозначимы. И здесь, в 'Процессе' он блистательно исполняет ОДНУ ИЗ многих ролей. Может быть, при этом играя лучше всех и понимая (а он и обязан как режиссер и сценарист) больше всех. Впрочем, хороши все, разве что, как всегда, слегка переигрывает обольстительная Роми Шнайдер, но с такой-то внешностью как и не переигрывать!.. Хороши, повторюсь, все. Все холодны, все жалки, все ничтожны, все уничтожены 'веком-волкодавом'. Под скорбные звуки альбинониевского 'Адажио'.<\p>
Фильм «Процесс (орсон уэллс)»
Год выпуска: 1963
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие<\p>
Источник: https://raspopin.den-za-dnem.ru/index_c.php?text=1594
Найден дневник жертвы маньяка: 8642 дня ужаса
Одной из самых серьезных улик в деле австрийского насильника Йозефа Фрицля стал дневник его дочери, где она скрупулезно делала записи на протяжении почти 9 тысяч дней своего заточения. 24 года маньяк-отец насиловал ее в подвале собственного дома на глазах у детей.
<\p>
На следующей неделе 74-летний Йозеф Фрицль предстанет перед судом по обвинению целой серии тяжких преступлений.
Ему инкриминируют убийство своего новорожденного ребенка (и внука одновременно), рабовладение, а также 3 тысячи изнасилований и кровосмесительных половых связей с собственной дочерью, передает The Age.
В течение пяти дней присяжным заседателям маленького австрийского городка Санкт-Пёльтен придется заслушивать подробности беспрецедентных по своей жестокости злодеяний Фрицля. Опасаясь за психическое состояние коллегии присяжных, председатель суда распорядился проводить судебные заседания протяженностью не более двух часов в день.
Сенсацией на процессе станут отрывки из дневников главной жертвы маньяка – Элизабет. Женщина тайно делала записи на протяжении почти всего периода заточения.
Дневник Элизабет включает 8642 подневные записи, которые полны ужаса и страданий. “Это жизненно важная часть свидетельства против ее отца”, – считает представитель обвинения Герхард Седлачек. Записи позволяют установить точное время сексуальных надругательств и других страшных событий в жизни Элизабет.
Элизабет, которой сейчас 43 года, описывает в своем дневнике как Фрицль неоднократно насиловал ее и угрожал ей, если жертва пыталась сопротивляться.
Извращенец заставлял дочь просматривать с ним порнографические фильмы, чтобы разнообразить изнасилования. Кроме того, он несколько часов кряду мог насиловать Элизабет секс-игрушками огромных размеров, нанося ей ужасные внутренние повреждения.
Наконец, папаша-извращенец учинял сексуальные надругательства прямо на глазах у детей своей дочери.
Элизабет также отмечала на клочках бумаги дни, когда семейный тиран морил голодом и жестоко избивал своих шестерых незаконнорожденных детей.
В одной из своих записей, которые Элизабет прятала под подушкой, она описывает мучительную смерть своего седьмого новорожденного мальчика Микаэля, у которого сразу после рождения обнаружились нарушения в работе дыхательных путей.
Она тщетно пыталась убаюкать в своих руках малыша, посиневшего от недостатка воздуха. Все это время Фрицль безучастно наблюдал за их страданиями.
В итоге на третий день жизни ребенок скончался, хотя своевременная медицинская помощь могла его спасти.
“По крайне мере, сейчас он находится в лучшем мире”, – писала Элизабет.
После смерти младенца Фрицль кремировал его в газовой печи центрального отопления. Затем он развеял прах ребенка над садом злополучного фамильного особняка. В последствии эта бездушная халатность отца ребенка, приведшая к гибели младенца обернется против него очередным обвинением – на этот раз в убийстве.
В дневнике Элизабет описывала и свою повседневную жизнь. Однажды ей пришлось ловить голыми руками крыс, заполонивших подвал. Жертва страшного извращенца также отмечала в записях, как ее дети, не видевшие никогда белого света, радовались зеркалу и напольным весам. После скудной трапезы они любили вставать на весы и смотреть, изменился ли их вес.
Запись, датированная 2 марта 1991 года, описывает и другие аспекты мрачной жизни “детей подземелья”: “Молоко и другие продукты почти закончились”.
Особенно невыносимой жизнь в сыром и затхлом подвале становилась в летние месяцы. Высокая температура превращала подземную тюрьму в настоящую духовку с конденсированной влагой, обильно стекающей по стенам.
“Мы всегда радуемся, когда лето заканчивается”, – писала Элизабет в своем дневнике.
Примечательно, что пленница, родившая от отца-насильника семерых детей, была для них прекрасной, заботливой и любящей матерью. Она с грустью описывала день, когда Фрицль разделил шестерых уцелевших детей, забрав к себе на воспитание троих из них.
Это не было проявлением отеческой заботы. Просто Лиза, Моника и Александр, которым сейчас 16, 14 и 12 лет соответственно, создавали слишком много шума в подвале, и их дедушка-маньяк ужасно перепугался от мысли о своем разоблачении.
Александра Фрицль забрал наверх только потому, что он громко плакал после того, как поранил пальцы ног, зацепившись за веревку. Рассерженный детским плачем насильник решил успокоить малыша и забрал его с собой в дом.
Однако внезапное возвращение жены извращенца – Розмари – заставило его переменить планы и навсегда отказаться от возвращения внука обратно в подвал. Фрицль солгал своей благоверной, что он якобы обнаружил малышей на пороге дома.
При этом он убедил супругу, что это потомство давно сбежавшей Элизабет. Блудная дочь, дескать, сама подбросила отпрысков к родительскому дому, а потом вернулась к членам религиозной секты.
Позднее Фрицль оформил опекунство, сделав малышей приемными детьми.
Фрицль получал немыслимое удовольствие унижая своих жертв, причиняя им моральные и физические страдания. Подарив троим своим детям нормальную жизнь и став для них примерным дедушкой, он продолжал с немыслимой жестокостью обращаться с оставшимся в подземелье потомством.
Более того, семейный тиран “дразнил” маленьких узников фотографиями их освобожденных братьев и сестер, запечатленных во время игры в саду или купания в бассейне.
19-летняя Керстин, 18-летний Штефан и 5-летний (на момент освобождения) Феликс всю свою жизнь провели в заточении. Кроме того, девушка, по версии следствия, стала секс-рабыней своего деда-извращенца, который нашел в ней подходящую замену его стареющей дочери Элизабет.
Именно болезнь старшей дочери Керстин сыграла спасительную роль в жизни всей семьи. Когда девушка оказалась на грани смерти, Фрицлю пришлось привезти ее в больницу. Врачи потребовали от него найти мать пациентки, чтобы узнать причину недуга. В конце концов, изверг сдался и привез Элизабет в клинику.
73-летнего инженера-электрика на пенсии из городка Амштеттен арестовали 27 апреля 2008 года, как только его дочь оказалась на свободе и поведала о страшных преступлениях отца.
Для окружающих арест Йозефа Фрицля стал шоком. Никто из его близких и знакомых не мог подумать, что за личиной заботливого главы семейства скрывается нутро жуткого маньяка и сексуального извращенца. Даже жена, 69-летняя Розмари, не подозревала о тайной страсти супруга, а после его разоблачения у нее резко ухудшилось здоровье.
Впрочем, уже после начала расследования родственники Фрицля проговаривались, что в семье он всегда вел себя как тиран.
Психологи не смогли определить “логику” Фрицля
На основании показаний Фрицля и видеосвидетельства психического состояния его жертв судьи попытаются понять, как вполне обычный с виду человек превратился в насильника, тюремного надзирателя и изувера, отнявшего право на жизнь у собственной дочери, пишет The Daily Mail.
Человек, который решил заточить свою дочь в подземелье и превратить ее в персональную секс-рабыню на четверть века, заслуживает, по меньшей мере, пожизненного тюремного срока. Независимо от того, проведет ли он остаток своих дней в тюрьме особого режима или будет отправлен на лечение в психиатрическую клинику, Фрицль навсегда войдет в историю криминалистики.
Всю свою природную смекалку, хитрость и хладнокровие Фрицль направил в преступное русло. Он умудрился соорудить в подвале собственного дома тайный бункер, чтобы заточить в него 11-летнюю родную дочь Элизабет.
В этом темном и сыром подземелье, кишащем крысами, Фрицль изнасиловал дочь три тысячи раз. При этом первые девять месяцев заточения Элизабет находилась в подземелье в собачьем ошейнике с поводком, накрепко привязанным к трубе. В том же подвале она и родила Фрицлю семерых детей.
Над психологическим портретом Фрицля работал целый экспертный совет, куда вошли опытнейшие психологи и психотерапевты. Им удалось определить порочные изъяны его “искривленной” личности. Однако специалисты потерпели неудачу в попытке ответить на главный вопрос: “Почему он это делал?”.
В конечном итоге Фрицль сам раскрыл тайну своих жутких мотивов, заявив экспертам: “Я родился, чтобы насиловать”.
Элизабет винит мать в своем 24-летнем аду
В настоящее время между Элизабет и ее матерью наблюдается сильное отчуждение. Находясь в психиатрической лечебнице, жертва инцеста постоянно жаловалась, что трое ее детей, выросших “наверху”, называют Розмари мамой.
По сути, вражда между этими двумя женщинами началась еще до злополучного 1984 года, когда Элизабет была заточена в подвал. Корни этой глубокой неприязни уходят в 1967 год – тогда Элизабет было всего два года отроду.
Именно в этом году Фрицль изнасиловал медсестру из соседнего города Линц, ворвавшись ночью к ней в дом. Насильник заранее вооружился ножом, чтобы сломить сопротивление своей жертвы.
Напоследок он пригрозил женщине, что убьет ее, если она обратится в полицию.
Однако сыщики определили насильника и Фрицля упрятали в тюрьму. Розмари тогда скрыла от детей причину исчезновения главы семейства. Она сказала им, что “папа уехал, чтобы работать за границей”.
Жуткую правду о криминальном прошлом своего отца Элизабет узнала только после освобождения. Она была изумлена от того, что мать впустила в дом насильника.
Розмари продолжала с ним жить до последнего, пока его не разоблачили в страшных злодеяниях.Между тем, когда Элизабет исполнилось 11 лет, Фрицль начал подкладывать ей под подушку порнографические журналы.
Более того, он взял за привычку заниматься онанизмом в ее присутствии.
До сих пор остается неясным, как могла Розмари не ведать, что ее благоверный занимается “сексуальным воспитанием” своей дочери. Таким же необъяснимым образом она спокойно “проглотила” ложь Фрицля, поверив в исчезновение Элизабет. Поэтому теперь дочь не верит матери, которая тоже считает себя жертвой. Элизабет склонна видеть в родительнице соучастницу преступлений Фрицля.
В настоящее время Розмари живет одна в Линце. Ее появление всегда приветствуется в доме Элизабет, но их отношения сложно назвать близкими. Максимальным проявлением чувств со стороны ее дочери является сухое рукопожатие при прощании – Элизабет никогда не целует свою мать.
Впрочем, врачи считают, что со временем отношения матери и дочери должны прийти в норму. “Элизабет может понять свою мать, которая верила фальшивым заверениям своего супруга, – говорит одна из медсестер клиники, где проходили курс реабилитации жертвы Фрицля. – Она была такой же жертвой тиранической власти, установленной в их доме”.
Врачей беспокоит физическое и моральное состояние жертв. Посттравматическое стресс, который испытывает Элизабет сравним с тем, что чувствуют солдаты, вернувшиеся с войны. Кроме того, за годы заточения и плохого питания здоровье Элизабет и ее детей серьезно пошатнулось.
Медики уверены, что, если бы Элизабет находилась сейчас в подземелье, она попросту не смогла бы выносить еще одного ребенка. Пострадавшая страдает от авитаминоза, у нее слабые кости, а многие зубы выпали.
В доме, где в настоящее время проживает Элизабет со своей семьей, всегда распахнуты внутренние двери. “Дети подземелья” унаследовали страшную фобию замкнутого пространства и подсознательно боятся вновь оказаться в плену.
Находясь в подземелье, Элизабет проявила мужество и решимость. Единственное, что заставляло ее бороться за жизнь, это безмерная материнская любовь. Сейчас же ей предстоит научиться жить в новом и незнакомом для нее мире. Она будет привыкать к элементарным вещам: ходить в супермаркет и общаться по мобильному телефону.
“Элизабет – настоящий герой, – уверен психолог Бертхольд Кепплингер, отвечающий за умственное состояние узницы. – Инстинкт ее материнской заботы спас их всех”.
Однако современный мир интересует сенсация, а не храбрость, любовь и достоинство этой гордой и несчастной женщины.
В январе этого года одна из крупнейших компаний в сфере масс-медиа предложила Элизабет контракт примерно на 7 миллионов долларов, намереваясь выпустить в свет цикл статей, ток-шоу, кино и книг.
Она отказалась от этого выгодного предложения, твердо заявив: “Нет, спасибо. Пожалуйста, оставьте нас в покое”.
Одна из дочерей Элизабет – Керстин, которой сейчас 20 лет (в подвале у нее неоднократно переставали функционировать органы из-за плохого питания и отсутствия лечения) – не мыслит своей жизни без младшего 18-летнего брата Штефана, к которому она очень привязана. На улице они практически не появляются. Все свое время они проводят дома, смотря телевизор, слушая музыку и помогая маме. Их речь замедленна, а представления о собственной личности не сформированы.
Феликс, которому сейчас 6 лет, нуждается в специальных защитных очках, поскольку его глаза болезненно реагируют на солнечный свет. Он восхищается всему, что видит.
Мальчик проводит дни, поглаживая стволы деревьев в саду, собирая траву и с удивлением глядя на небо. Специалисты полагают, что юный возраст позволит Феликсу лучше других пережить последствия злодеяний отца.
Кроме того он единственный, кто не знал об изнасилованиях его матери: в последнее время Фрицль предпочитал уединяться со своей дочерью для этих целей.
Удивительно, но всех детей одолевают противоречивые чувства к Фрицлю. При том, что они с ужасом и ненавистью вспоминают о произошедшем, у них наблюдаются остаточные чувства привязанности к нему. Возможно они по-своему продолжают его любить до сих пор.
Именно по этой причине Керстин и Штефан отказались свидетельствовать против Фрицля. При этом сам маньяк искренне считает себя “нянькой, кормильцем и любящим главой семейства”.
После освобождения у Элизабет складываются непростые отношения и с тремя детьми, которые росли под присмотром Фрицля. 15-летняя Моника, 16-летняя Лиза и 12-летний Александр (брат-близнец скончавшегося Микаэля) абсолютно разные во всех отношениях, за исключением генетического родства.
Они прожили нормальное детство, не ведая о страданиях своей настоящей матери, а также братьев и сестры. Они знают, что строгий, но весьма добрый дедушка должен предстать перед судом за то, что он натворил. Также они осознают, что “проблемы” Фрицля растянутся на долгие годы и это их пугает.
“Дети подвала сначала не могли понять, почему “верхние” дети с трудом называют Элизабет мамой, – рассказывал сотрудник психиатрической клиники, где проходили лечение пострадавшие дети. – Они вежливы и добры друг к другу, но это напоминает отношение ребенка к своему отцу, вернувшемуся домой после 20-летнего плавания, они – незнакомцы”.
После начала скандального процесса Монику, Лизу и Александра перевели в разные школы, чтобы свести к минимуму риск опознания. Они находятся под постоянным наблюдением педагогов, знающих правду. Кроме того, детям дали новые имена.
Источник: https://gorod.lv/novosti/86360-nayden_dnevnik_zhertvyi_manyaka_8642_dnya_uzhasa
Йозеф-заточитель – Журнал “Коммерсантъ Власть” – Издательский Дом КоммерсантЪ
На минувшей неделе жители Австрии, еще не пришедшие в себя после трагедии Наташи Кампуш, девушки, похищенной и несколько лет удерживавшейся маньяком-педофилом, пережили новый шок. В городе Амштеттен полиция арестовала 74-летнего старика, в течение почти четверти века совершавшего едва ли не самые отвратительные преступления в истории современной Австрии.<\p>
История Йозефа Фрицля<\p>
74-летний электрик Йозеф Фрицль не был приятным человеком. Его соседи по Иббс-штрассе, улице, на которой он прожил большую часть своей жизни, безусловно, отдавали должное его мастерству и хорошим манерам, но никакой любви или даже приязни к нему не испытывали. “Знаете, он был жуть какой надменный и нудный. Ботинки всегда начищены так, что в них смотреться можно, всегда в костюме, галстук завязан идеально, дорогие кольца на пальцах,— говорит его соседка.— Министр иностранных дел, да и только”. “Мы часто приглашали его, когда у нас что-нибудь ломалось,— говорит еще одна его соседка.— Он никогда не отказывал, но брал за работу полную цену, никогда по-соседски скидки не предложил”.<\p>
Внешний вид не был единственной причиной, по которой в городе его недолюбливали. Господин Фрицль, кроме того, что был прекрасным электриком, владел недвижимостью, как в родном Амштеттене, так и в округе. Несколько лет назад он загорелся идеей снести стоявшие на его земле дома и выстроить жилой комплекс. Это вызывало недовольство среди горожан. “Мы носили в ратушу письма и заявления и даже хотели обратиться в суд, но нам везде говорили, что он в своем праве и мы ничего не добьемся”,— говорит один из активистов борьбы с “точечной” застройкой в Амштеттене.<\p>
Впрочем, совсем плохо к Йозефу Фрицлю в Амштеттене не относились. В церкви и школе Фрицлей всегда ставили в пример. Большая дружная семья, верный и заботливый муж, любящая жена, которая к тому же прекрасно готовит, довольные и веселые дети. У Йозефа Фрицля было семь собственных детей и три приемных. Все они были немного замкнуты, но в остальном выглядели совершенно нормально. Каждый учился игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Все посещали секцию боевых искусств — по настоянию отца, который говорил, что дети должны уметь постоять за себя, особенно когда вокруг так много всяких маньяков.<\p>
“Они казались идеальной семьей,— вспоминает одна из жительниц Амштеттена, чьи дети учились вместе с детьми Фрицля.— Да что там, мы все считали их не просто нормальной, но удивительно гармоничной семьей. И конечно, мы все очень сочувствовали им из-за их дочери”.<\p>
Почти все население города знало о том, что в середине 1980-х годов семью постигла беда: их старшая дочь Элизабет убежала из дома и вступила в какую-то секту. Отец и мать очень переживали, что не смогли уберечь Элизабет от беды. А потом у дверей дома Фрицлей появилась коляска с младенцем. В оставленной в коляске записке Элизабет сообщала, что это ее ребенок, которого она не может воспитывать сама.<\p>
Фрицли, разумеется, усыновили ребенка. “Я не держу на нее зла,— говорил тогда Йозеф Фрицль соседу.— Главное, что она жива и здорова и знает, что всегда может рассчитывать на нашу поддержку”.<\p>
Впоследствии, как знали все соседи, Элизабет подкинула родителям еще двух своих детей. “Я очень переживала и даже ходила к Розмари (жене Йозефа.— “Власть”) и предложила свою помощь, но Розмари и Йозеф сказали, что постараются все сделать сами,— рассказывает соседка Фрицлей.— Нам казалось, что у них все хорошо. Конечно, мы испытали страшный шок, когда вскрылась вся эта история”.<\p>
История Элизабет Фрицль<\p>
Все то время, когда соседи и знакомые Йозефа и Розмари Фрицль возмущались бесстыдным поведением их дочери Элизабет, когда учителя и пастор ставили семью в пример, а противники риэлтерских планов Йозефа писали письма в мэрию и полицию, сама Элизабет Фрицль находилась в подвале своего родного дома по Иббс-штрассе, оставаясь пленницей и сексуальной рабыней собственного отца.<\p>
Йозеф Фрицль начал заходить в спальню к своей старшей дочери, когда ей едва исполнилось 11. Более семи лет он несколько раз в неделю насиловал Элизабет, угрожая, что с ней и ее матерью произойдет что-то ужасное, если Элизабет решит кому-нибудь рассказать о его ночных визитах. Долгие годы девочка жила лишь мыслью о том, что вырастет и уедет из своего дома навсегда. Отец часто говорил ей, что не отпустит ее никуда, однако она не принимала его угрозы всерьез. В августе 1984 года, когда Элизабет только исполнилось 18 лет, Йозеф напоил ее и привел в подвал дома. Подвал, о котором знал только сам Йозеф, был оборудован как настоящая тюрьма. Здесь было место для сна, небольшой туалет. В подвал вела единственная дверь без замка — она закрывалась с помощью пульта дистанционного управления. Когда на следующий день девушка пришла в себя, Йозеф спустился к ней и рассказал, что ее ждет.<\p>
Ей предстояло жить в подвале до конца своих дней. “Тебе повезет, если я перед смертью успею тебя выпустить,— говорил Йозеф.— Никто, кроме меня, не сможет тебе помочь”. Если Элизабет будет вести себя хорошо, то у нее будет еда и одежда, может быть, даже какие-то развлечения, например телевизор или радиоприемник. Если же она чем-то разозлит Йозефа, то ее ждет мучительная смерть от голода. Бежать бессмысленно: о подвале никто не знает, и, кроме того, он, Йозеф, в любой момент может превратить подвал в газовую камеру. “Если ты решишь бежать, я просто перекрою вентиляцию и пущу сюда газ из кухни”,— пригрозил Йозеф. Перед уходом отец избил Элизабет.<\p>
С тех пор и до прошлой недели Элизабет не выходила из самодельной тюрьмы. Йозеф приходил к ней каждый день. Сначала сексуальное насилие сопровождалось побоями. Потом девушка привыкла и уже не сопротивлялась. Она продолжала ненавидеть своего отца, но смирилась со своей участью. Через пару лет — теперь уже никто не может сказать когда, ведь заключенная потеряла счет времени,— Элизабет забеременела и родила первого ребенка — дочь Керстин. Йозеф помог дочери принять роды и немного расширил помещение. Примерно через год у Элизабет появился второй ребенок — сын Штефан. В мае 1993 года родилась еще одна дочь — Лиза. Она, в отличие от своих старших брата и сестры, была очень беспокойной девочкой, много плакала. Йозеф, опасаясь того, что кто-то может услышать детский плач, придумал способ “легализации” ребенка. Через неделю после рождения Лизы, Йозеф обнаружил ее на пороге собственного дома с запиской от Элизабет. С тех пор так и повелось: при рождении ребенка (у Элизабет за 24 года родилось семь детей), Йозеф забирал крикунов, оставляя тихих и спокойных на попечении самой Элизабет. Таким образом Йозеф усыновил трех детей, а в подвале с Элизабет жили еще трое. Один из сыновей Элизабет умер вскоре после рождения, и Йозеф сжег его труп.<\p>
После рождения каждого из детей Йозеф чуть увеличивал помещение подвала. Когда первые дети немного подросли, Йозеф разрешил им смотреть телевизор. На долгое время телевидение стало единственным окном в мир для Элизабет и ее детей. Всякий раз, когда очередной ребенок Элизабет начинал задавать вопросы о внешнем мире, Йозеф во всех подробностях объяснял ему, что случится с ним и Элизабет, если они воспротивятся его воле. Дети привыкли жить в постоянном страхе, что однажды они могут умереть от ядовитого газа.<\p>
У Элизабет не было никаких сомнений в том, что она останется в подвале до конца своей жизни. Но помогло несчастье. В начале апреля 2008 года сильно заболела старшая дочь Керстин. У нее поднялась температура, а после того, как ей дали аспирин, она потеряла сознание. Элизабет умоляла отца отправить девушку в больницу. Йозеф наотрез отказывался это делать. Лишь после долгих уговоров Элизабет удалось настоять на своем. Главным аргументом, который решил вопрос, стало то, что если Керстин умрет, избавиться от ее трупа будет сложнее, чем в случае с телом малыша, которому не исполнилось и месяца.<\p>
История Франца Польцера<\p>
То, что происходило после этого, лучше всего знает Франц Польцер, глава полиции земли Нижняя Австрия и, пожалуй, самый известный полицейский в стране. О событиях в семье Фрицлей он узнал 19 апреля 2008 года, когда Керстин Фрицль была обнаружена в бессознательном состоянии в саду дома N40 по Иббс-штрассе, в котором проживал Йозеф. В кармане у девушки нашли записку, подписанную Элизабет. В записке ничего не говорилось о болезни Керстин, поэтому поначалу полиция приняла на веру версию Йозефа Фрицля о том, что с девушкой что-то случилось, когда она уже готовилась войти в дом.<\p>
“До самого последнего времени у нас не было ни малейших оснований сомневаться в правдивости слов подозреваемого о том, что его дочь убежала много лет тому назад из дома”,— говорит полицейский.<\p>
Йозеф умел заметать следы. Он никогда не покупал еду и одежду для своих узников в самом Амштеттене. Он делал это, посещая другие города, в которых у него была недвижимость. Он ежегодно уезжал в отпуск, заранее передавая дочери и ее детям продукты, составляя дневной рацион таким образом, чтобы им хватило еды до его возвращения. “Он вел себя как человек, у которого всего один дом и всего одна семья,— говорит один из сотрудников полиции Амштеттена.— Я могу гарантировать, что ни у одного из тех, кто его знал на протяжении всех этих лет, не возникло ни малейших сомнений. Он был мастером обмана. Представьте, он сумел даже обмануть собственную жену, детей и родственников, которые жили под одной крышей с ним”.<\p>
Керстин Фрицль отвезли в больницу. “Мы нашли ее в чудовищном состоянии. Иммунная система девушки отказала, мы зафиксировали отказ почек. Девушка была в коме. Насколько глубокой она была и, главное, что привело к столь жутким последствиям, мы не знали,— говорит сотрудник больницы, в которую привезли Керстин.— Для того чтобы определить причины столь обширного сбоя и чтобы врачи могли выбрать максимально эффективный способ лечения, нам была необходима медицинская история девушки. Именно поэтому мы решили обратиться в полицию”.<\p>
Врачи обыкновенной городской больницы в Амштеттене, говорят теперь многие, сделали то, что в свое время должны были сделать полицейские. Они объявили настоящий всемирный розыск Элизабет Фрицль. Врачи выпустили обращение к Элизабет с просьбой как можно скорее объявиться, которое передали все австрийские телеканалы. К поискам женщины был подключен Интерпол.<\p>
Элизабет увидела обращение по телевидению и попросила Йозефа разрешить ей поехать в больницу. “Мы не можем объяснить истинных причин того, почему подозреваемый согласился с требованиями дочери,— говорит Франц Польцер.— У подозреваемого своя версия событий, в которую, похоже, он сам верит”. Скорее всего, на Йозефа Фрицля произвело впечатление сообщение о том, что Элизабет ищет Интерпол. Нет сомнений в том, что теперь уже выяснение истинных обстоятельств исчезновения Элизабет Фрицль было только вопросом времени. И 74-летний Йозеф Фрицль пошел на новый обман. Он выпустил и Элизабет, и двух оставшихся ее детей — 18-летнего Штефана и 5-летнего Феликса — из заточения. Предупредив, разумеется, что рассказ о злоключениях Элизабет может стоить жизни ей и всем ее детям. Полиции и родным Йозеф рассказал историю о том, что после долгих мытарств Элизабет и ее дети сами решили вернуться в отчий дом.<\p>
Ту же самую историю он рассказал и врачам в больнице, куда поехал вместе с Элизабет. Но как только женщина осталась наедине с врачом, она позвонила в полицию и попросила приехать кого-нибудь, но так, чтобы отец этого не знал. Взяв с приехавших полицейских слово, что они уберегут ее от встречи с отцом, она рассказала свою историю.<\p>
По словам полицейских, им потребовалось некоторое время для того, чтобы поверить Элизабет. “Поначалу я просто не мог в это поверить. Я вспомнил, что она долгое время находилась в секте, и подумал еще, что она просто сошла в своей секте с ума”,— рассказывает один из полицейских, с которыми разговаривала Элизабет. Однако женщина была настроена решительно и потребовала встречи с полицейским начальством. В конце концов полицейские приняли ее заявление. Йозеф Фрицль был задержан.<\p>
Даже начав допрос Йозефа, полицейские, похоже, не до конца верили в то, что рассказы Элизабет правдивы от начала до конца. Но Йозеф сам во всем признался и даже передал полиции устройство, открывающее дверь в подвал, где содержалась Элизабет. Проведенные тесты ДНК подтвердили, что отец детей Элизабет — Йозеф.<\p>
Как говорит Франц Польцер, у полицейских и прокуратуры не будет особых проблем с тем, чтобы передать дело в суд. Адвокаты Фрицля, скорее всего, будут настаивать на том, что их клиент ненормален. “Конечно, нет ничего нормального в том, что человек на протяжении 24 лет жил двойной жизнью, фактически с двумя семьями, в каждой из которых он был отцом семерых детей. Ничего нормального нет и в том, что он в течение 24 лет насильно удерживал собственную дочь, совокуплялся с ней и заставлял рожать ему детей. Но это вовсе не означает, что такой человек безумец и не может отвечать за свои поступки”,— говорит Франц Польцер.<\p>
По словам полицейского, Фрицлю будет предъявлено обвинение, которое легче всего доказать,— незаконное лишение свободы и изнасилование. В случае вынесения обвинительного приговора, Фрицля ждет долгий срок тюремного заключения, что, учитывая возраст обвиняемого, делает приговор пожизненным.<\p>
Вся Австрия ждет начала процесса над Фрицлем. “Я не кровожадна,— объясняет пожилая жительница Вены.— И мне даже не интересен приговор, я знаю, что ему воздадут по заслугам. Но я надеюсь, что процесс поможет сделать так, чтобы ничего подобного в нашей стране не повторялось. И, кроме того, я хочу, чтобы суд ответил раз и навсегда на вопрос, который меня волнует: действовал ли этот изверг один, или кто-то из семьи помогал ему. Мне трудно поверить, что в доме, в котором живут больше десятка человек, можно в течение четверти века тайно кого-то удерживать”.<\p>
Александр Изюмов<\p>
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/888491