Почему Чехова называют мастером художественной детали? | Литерагуру
Антон Павлович Чехов – признанный мастер короткого рассказа. Умение лаконично изложить мысли, переросшее из гимназического увлечения в настоящую серьезную работу со словом, стало главной отличительной особенностью русского классика.
Вступая в литературу, как автор небольших рассказов — «сценок», А.П. Чехов в 1880-е годы активно сотрудничал с периодическими изданиями (преимущественно с юмористическими журналами).
Правила газетной верстки диктовали определенные ограничения по количеству знаков.
В произведениях, появлявшихся на страницах периодики, от автора требовалось в максимально сжатой форме продемонстрировать всю суть художественных образов.
Для того чтобы беспристрастно, но вместе с тем наглядно показывать жизнь такой, какая она есть, Антон Павлович Чехов прибегал к использованию различных выразительно-изобразительных средств.
С их помощью всего на одной-двух страницах текста ему удавалось передать многообразие, а зачастую и абсурдность реального мира.
Излюбленным приемом писателя стало использование такого элемента, как художественная деталь.
Художественные детали Чехова в рассказе «Смерть чиновника»
Деталь в произведении – один из известных способов создания образа персонажа. К примеру, их активно использовал Н.В. Гоголь для характеристики своих героев. Особое значение этот прием приобретает в произведениях небольшого объема, где нет пространных диалогов, а каждое слово проходит тщательный отбор.
Что такое художественная деталь? Это выразительная подробность, с помощью которой раскрывается сущность человека, события или явления. Чаще всего в роли нее выступает какой-либо предмет материального мира – это может быть вещь, элемент одежды, мебель, жилище и т.д. Нередко мимика, жесты, манера речи действующих лиц также становятся художественными деталями.
Какова роль художественной детали в прозе Чехова? Она призвана дать читателю полное представление о персонаже. Так, в рассказе «Смерть чиновника» (анализ рассказа «Смерть чиновника») с главным героем, «прекрасным» канцелярским работником Иваном Дмитриевичем Червяковым, в театре произошел конфуз.
Дело в том, что во время просмотра «Корневильских колоколов» он неожиданно чихнул. Автор подчеркивает обыденность ситуации: мол, с кем не бывает. На свою беду, чиновник замечает, что случайно испачкал лысину сидящего впереди статского генерала Бризжалова.
И хотя тот не придает совершенно никакого значения случайному эпизоду, жизнь Червякова с этого момента превращается в кошмар. Страх перед высоким чином заставляет его приносить свои глубочайшие извинения и во время спектакля, и в антракте, и на следующий день, ради чего Червяков специально посещает приемную генерала.
Но заверения, что извинения приняты, а произошедшее – сущий пустяк, не оказывают на него должного влияния. Червяков даже собирается написать генералу письмо, но, поразмыслив, решает вновь явиться с повинной. Своим низкопоклонством чиновник доводит Бризжалова до исступления, и тот, в конце концов, выгоняет навязчивого посетителя.
Уставший от терзающих его душевных мук, Червяков возвращается домой и умирает на своем диване.
На самом деле, чиновники, находившиеся на низших ступенях служебной лестницы, часто становились героями произведений А.П. Чехова. Это было связано в первую очередь с тем, что данный класс представлял собой крайне инертную массу, ведущую довольно бессмысленную – и оттого показательную – жизнь.
В рассказе «Смерть чиновника» заметно столкновение двух противоположных миров. С одной стороны, в экспозиции автор словно настраивает нас на богемный лад: герой пришел в театр и наслаждается спектаклем.
С другой стороны, внимательного читателя сразу настораживает странная деталь: Червяков, сидя во втором ряду, смотрит оперу через бинокль. Такое сплетение высоких порывов с низкими вновь демонстрируется во фразе, дающей полное представление об образе мыслей героя: «Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко».
То есть, Червяков извиняется не столько в соответствии с правилами этикета, сколько из необходимости, продиктованной его служебным положением.
В этом же ключе Антон Павлович Чехов описывает и жену работника канцелярии. В рассказе ее образ фигурирует лишь в трех предложениях. Но разве не показательна деталь, что испуганная супруга успокаивается сразу, как только осознает, что Бризжалов – «чужой» начальник?
Более того, сопоставление генерала и чиновника по их отношению к жизни наводит на мысли о различиях гораздо более глубоких, чем неравенство социальных статусов. Ограниченность и узость взглядов Червякова резко контрастируют с благодушием Бризжалова. Однако здесь прослеживается парадокс.
При всем осознании Червяковым своего невысокого места на иерархической лестнице, он, вероятно, сам того не осознавая, считает, что генералу непременно есть дело до его скромной персоны: «Забыл, а у самого ехидство в глазах…», «Говорить не хочет!.. Сердится, значит…», «Генерал, а не может понять!.
.».
Неспособность Червякова разобраться в собственных мыслях, прислушаться к голосу разума, а не страха, излишняя подозрительность, внешняя незащищенность и забитость – все это говорит о пассивности персонажа, его привычке жить по указке.
В своем преклонении перед сильными мира сего он никак не может выйти за рамки положения, которое сам же себе и определил.
Поэтому перед аудиенцией у генерала Червяков специально стрижется и надевает новую форму – еще одна немаловажная особенность.
Все в том же безропотном положении он остается даже после смерти. В последнем предложении рассказа Чехов выводит самую показательную деталь: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».
Здесь налицо горькая ирония: герой как жил, «машинально» и по указанию свыше, так и умер, не снимая форменной одежды.
Как видим, вицмундир представляет собой символ непреодолимого низкопоклонства, порожденного бюрократической средой.
Автор также упоминает, что перед смертью «в животе у Червякова что-то оторвалось». Не в груди, а именно в животе – таким образом, муки, свидетелем которых оказался читатель, и душевными-то назвать трудно. Стало быть, деталь в рассказах А.П. Чехова становится исчерпывающим средством формирования не только социального, но и психологического портрета персонажа.
Краткая характеристика раннего периода творчества Чехова
Чехов – мастер художественной детали. Ранний период его творчества – образец лаконичного изложения.
Позже в письме брату Александру он вывел ставшую знаменитой формулу: «Краткость – сестра таланта», которую можно назвать отличительной чертой всех его произведений.
Избегая одностороннего изображения действительности, Чехов в своих рассказах всегда переплетал низкое с высоким, а комическое с драматическим.
И в этом ему особенно помогало использование художественной детали, поскольку она настраивала читателя на определенный лад и давала возможность сформировать полное представление о герое даже в рамках короткого юмористического рассказа. Уже в ранних произведениях Антона Павловича Чехова прослеживаются тенденции, которые впоследствии перейдут в пьесы и выведут его в ряд признанных мировых классиков.
Источник: https://LiteraGuru.ru/pochemu-chehova-nazyvayut-masterom-hudozhestvennoj-detali/
Чехов – мастер художественных деталей
Наверное, всем известно, что Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Чехов отточил мастерство рассказчика за долгие годы работы в юмористических журналах, научился в небольшой объем втискивать максимум содержания.
Пространные описания, внутренние монологи и другие приемы просто невозможны в жанре маленького рассказа. Поэтому на первый план выступает художественная деталь. Именно на детали делается упор в рассказах Чехова, именно они несут огромную смысловую нагрузку.
На нескольких примерах можно рассмотреть, как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Достаточно вспомнить маленький юмористический рассказ “Смерть чиновника”, главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина.
Сюжет рассказа в следующем: будучи в театре чиновник Червяков случайно чихнул и обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит извиняется перед Бризжаловым.
Генерал Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет его вон.
Червяков не видит своей назойливости и не понимает, почему Бризжалов так раздражен. Испытывая страх перед генералом, он думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает.
Последняя фраза дает объяснение всему: “Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер”.
В одном предложении дается полная характеристика человека: герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.
В рассказе “Дама с собачкой” в качестве художественной детали выступает лорнетка. Героиня рассказа “Дама с собачкой”, Анна Сергеевна, приехала в Ялту, так как не могла больше переносить обстановку своего дома и общество мужа, которого она не любила и не уважала.
В некотором смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Лорнетка в рассказе символизирует тот душный мир, откуда она пытается бежать. Перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, и это начало попытки “бегства”. Позже, в театре города С.
, Гуров увидел ее вновь с “вульгарной лорнеткой” в руках – попытка “бегства” не удалась.
В противоположность Анне Сергеевне Беликов, герой рассказа “человек в футляре”, не пытается изменить свою жизнь, сделать ее более интересной и разнообразной. Во всем новом виделась ему неопределенность, а это вызывало страх, а потому он стремился защитить себя каким-то образом от внешнего мира.
Страх вызывал непреодолимое стремление окружить себя “оболочкой”, “футляром”. Поэтому даже вещи свои он упаковывал в многочисленные чехлы и футлярчики. Из-за того, что Беликов всю жизнь чего-то опасался, из-за того, что жизнь его пугала, смерть оказалась для него каким-то освобождением от страхов.
В этом вся ирония: после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение. Он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.
В произведениях Чехова, как в рассказах, так и в больших произведениях, нет ни одной “лишней” детали. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. В пьесе “Три сестры” Наташа впервые появляется на сцене в розовом платье с зеленым пояском.
Эта деталь подчеркивает не только то, что у героини отсутствует понятие вкуса, но и говорит о душевных качествах героини. Так, использование детали важно и в “Вишневом саде”.
“Многоуважаемый шкаф”, звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы – все они несут огромную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы.
Нужно быть внимательным, чтобы уловить, что подразумевал Чехов под тем или иным словом. Так, описывая жизнь Оленьки Племянниковой в рассказе “Душечка”, Чехов на протяжении рассказа неоднократно подчеркивает, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь совсем не означает, что так было на самом деле.
На самом деле жизнь “душечки” совсем не казалась автору достойной восхищения и подражания. “Душечка” хороша всем, потому что не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В конце рассказа, повествующем об отношении “душечки” к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо.
Может быть, это как раз и означает обратное, что она нашла свое настоящее счастье. Между рассказами “Душечка” и “Попрыгунья” можно провести параллель. Героиня Оленьки Племянниковой в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа “Попрыгунья”. У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения.
Но в отличие от “душечки”, которая не была привередлива в своих знакомствах, Ольга Ивановна ценила только всяческих “знаменитостей” и прочих необыкновенных людей, к которым она причисляла и себя.
После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: “Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное”. Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека.
Несмотря на то, что прошло столько времени после смерти классика, его произведения живут до сих пор, представляя интерес для всех нас и предоставляя нам возможность заглянуть в душу человека и увидеть его таким, какой он есть.
Поэтому Чехов остается для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов.
Источник: https://StudyPort.ru/referaty/literatura/2240-chehov-master-hudozhestvennyh-detalej
А. П. Чехов — мастер художественной детали (о своеобразии прозы поэта)
Тема: Жизнь и творчество поэта
Творческая манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует смену разных планов: общего, среднего и крупного. (Мы уже говорили, что в XX в. это стало основой кинематографа.
) В дочеховской литературе чаще всего можно было встретить чередование общего и среднего планов, а Чехов показал принципиальную важность использования и крупного плана.
Поэтому он и детали подает крупно, чтобы они были более заметны.
Детали в творчестве Чехова всегда значимы, они иногда даже превращаются в символ — как шинель у Очумелова в «Хамелеоне», галоши и зонтик у Беликова и т. д. Вещи, предметы, конкретные детали обычно помогают лучше понять человека, несут на себе отпечаток личности владельца.
В данном случае можно отметить развитие гоголевских традиций — вспомните описание комнат у Манилова, Коробочки, Ноздрева и др. В детали может проявиться самая суть характера или ситуации. Например, упоминание о лошадях Старцева («Ионыч») — не просто информация. Так обозначаются узловые моменты повествования.
В «Учителе словесности» не случайно в одном ряду появляются, казалось бы, совершенно несовместимые понятия, но они передают в общей сложности нарастание у героя произведения ужаса от обывательского существования: «Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины…
Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!»
Вот еще один показательный пример принципиального внимания Чехова к деталям. Обратимся снова к «Ионычу». Там сказано, что Старцев по вечерам с удовольствием пересчитывает желтые и зеленые ассигнации, а от этих бумажек пахло «духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью». Какая многозначительная деталь!
Чехов вообще придавал большое значение запахам, используя их в ряде случаев то для характеристики персонажей (в рассказе «Толстый и тонкий», например, от толстого пахло дорогим вином, а от тонкого не кофе даже, а кофейною гущей), то для выражения авторской иронии (запах жареного лука в начале «Ионыча»). Материал с сайта //iEssay.ru
В повести «Степь» была дана очень выразительная картина: мальчик Егорушка смотрел на кучу денег «безучастно и чувствовал только противный запах гнилых яблок и керосина, шедший от кучи». Дети у Чехова (и не только у него) часто обладают непосредственным, свежим восприятием жизни. Мальчику явственно слышится противный запах денег.
Конечно, упоминание в «Ионыче» духов, уксуса, ладана, ворвани можно оценить как указание на широкую частную практику доктора Старцева: он, следовательно, бывал у дам, священников, купцов. Но, кроме предметного значения, в этих деталях есть еще более важный смысл.
Существует такое крылатое выражение: деньги не пахнут, каково бы ни было их происхождение. А ведь они пахнут! Это можно сказать в переносном смысле, но у Чехова они пахнут и буквально.
На этой странице материал по темам: <\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/ch/chehov/stati/zhizn-i-tvorchestvo-poeta/a.-p.-chehov-master-hudozhestvennoj-detali-o-svoeobrazii-prozy-poeta
Роль художественной детали в рассказах Чехова
Антон Павлович Чехов особое внимание в своем творчестве отдавал малой прозе – рассказам. Для такого литературного жанра характерно быстрое развитие событий и сравнительно небольшой объем содержания. Поэтому использование в тексте подробных описаний затруднительно.
Чехов А.П. в своих произведениях для передачи основной идеи и смысла использует художественную деталь. Применение выразительной подробности, не бросающейся в глаза, но несущей в себе глубокий смысл, и сделала автора виртуозом среди новеллистов.
Деталь помогает писателю раскрыть глубокий смысл повествования, показать истинные характеры и намерения персонажей, отобразить ситуацию в истинном свете.
В каждом рассказе А.П. Чехова можно обнаружить выразительные, придающие особый глубокий смысл детали. Писатель всегда уделял повышенное внимание к подбору описаний персонажей и их поведения. Автору удалось создать огромное количество настолько точных, емких и запоминающихся образов, типажей, отражающих национальный колорит, что многие из них стали нарицательными.
Обратимся к рассказу «Хамелеон», который повествует о надзирателе Очумелове и бедной дворняжке. Очумелов сравнивается автором с хамелеоном, потому что в зависимости от ситуации оба меняют «окрас».
В случае с надзирателем меняется его состояние страха и смелости. Его решение может задеть интересы высокопоставленных лиц, от этого его бросает то в жар, то в холод.
Деталью подчеркивающей непостоянство, приспособленчество и чинопочитание является шинель, которую то снимает, то вновь надевает надзиратель Очумелов.
Не менее ярким рассказом, высмеивающем страх перед вышестоящими чинами, является «Смерть чиновника». Здесь о неоправданном страхе нам снова говорит деталь, которая представлена в самом конце повествования – вицмундир. Эта одежда словно стала второй кожей Червякова, приросла к нему и пропитала раболепческим страхом перед генералом, на которого он случайно чихнул.
В рассказе «Человек в футляре» Чехов А.П. неоднократно подчеркивает замкнутую жизнь Беликова. Портретные детали словно зажимают, запирают персонаж в футляр. Очки как и зонт он носит в чехле, воротник поднят как футляр. Его комната напоминает футляр.
Герой постоянно напряжен и опасается, чтобы ничего не случилось. Покой Беликов обретает, лишь оказавшись в вечном «футляре» – гробу. Художественная деталь помогает читателю понять мысль, которую стремиться передать автор. Чехов А.П.
высмеивает такой образ жизни, в котором люди сами себя ограничивают и загоняют в «футляр» от собственного страха.
Таким образом, художественная деталь помогает писателю передать внутренний мир человека, описать духовные и душевные переживания, отобразить психологические процессы. Это значит, что использование детали в рассказе позволяет Антону Павловичу Чехову усилить психологизм повествования.
Роль художественной детали в рассказах Чехова рассуждение
Художественная деталь присутствует почти в каждом произведении. Творения Антона Павловича Чехова — не исключение.
Писатель часто использует художественную деталь для описания человека. Читателя удивляет, как Чехову удаётся дать герою характеристику, используя лишь одну-две фразы.
Например, в произведении «Три сестры» автор с помощью зелёного пояса на розовом платье Наташи подчёркивает, что у героини совсем нет вкуса.
Или, например, в рассказе «Человек в футляре», чтобы высмеять желание главного героя отгородиться от всего мира оболочкой, Антон Павлович использует множество мелких деталей: вещи, запрятанные по разным ящикам, наличие футляра у часов, очков, перочинного ножа и даже у мыслей.
Также автор использует художественную деталь, чтобы подчеркнуть эмоции персонажей. Ярким примером может стать герой из рассказа «Хамелион». Очумелов, пытаясь разобраться, чья собака, то снимает, то надевает шинель.
Это подчёркивает его состояние: персонажа бросает то в жар, то в холод из-за боязни задеть чувства высокопоставленных лиц. В рассказе «Учитель словесности» главный герой застаёт возлюбленную с кускам синей материи в руке.
При признании в любви он держал одной рукой руку девушки, а другой — ту самую материю. Этой деталью автор указывает на волнение и переживание влюблённого.
Часто незначительная деталь описания интерьера может ускользнуть от взгляда читателей, однако и она важна. Например, в рассказе «Душечка», при описании старого отцовского кресла, автор указывает на отсутствие четвёртой ножки. Но такой незначительный факт играет важную роль в описании жизни героини, а именно усиливает одиночество Оленьки.
Антон Павлович Чехов мастерски использует художественную деталь с разными целями. Примеры этому можно найти во всех его произведениях.
Сочинение Роль художественной детали в рассказах Чехова
Антон Павлович Чехов прославился тем, что буквально несколькими словами мог содержательно охарактеризовать человека, подчеркнуть его отличительные и яркие черты характера.
Художественная деталь помогала писателю в коротких рассказах показать социальную принадлежность, моральные ценности героев, их душевное состояние и смысл жизни. Художественная деталь в произведениях А.П.
Чехова даёт возможность раскрыть социальные проблемы, характеры людей через частичное описание одежды, манер, привычёк.
В рассказе « Толстый и тонкий» с первых строк становится понятно, к каким социальным слоям относятся главные персонажи. Толстый двигается не спеша, не суетится – его жизнь размеренная и спокойная. Он уже состоялся в этой жизни, достиг должности. Толстый – человек состоятельный.
Такой вывод мы можем сделать из той детали, что он на вокзале не перекусывает бутербродом, а заказывает дорогой обед. Также он может позволить себе выпить дорогого вина.
То, что толстый не несёт с собой багаж, подсказывает нам, что он может позволить себе носильщика, а значит главный герой, действительно, не обделён деньгами.
Пахло от толстого дорогим одеколон, аромат тянулся шлейфом. Раз человек может позволить себе дорогой одеколон, то он зарабатывает достаточно денег. В разговоре со своим старым знакомым толстый смог вставить только несколько фраз. Тонкий тараторил без остановки, хвастался своими достижениями, хотя они были совсем незначительными.
Постоянно похлопывал по плечу толстого, вспоминая годы обучения в гимназии. Телодвижения, манера поведения говорили о том, что тонкий рад встрече. По одежде тонкого и его семьи было видно, что живут они небогато. Описание мимики, движений тела тонкого указывает на то, как изменился человек, когда узнал, что его друг – большой начальник.
В рассказе «Хамелеон» автор через фамилии смог передать сущность главных персонажей. Даже не зная сюжета произведения, мы можем охарактеризовать полицейского Очумелова, золотых дел мастера Хрюкина. Первый будет двуличный, не держит своего слова. Второй – постоянно пьян. Такая деталь как узелок в руке указывает на то, что Очумелов мелочный и жадный.
Скорее всего, что этот узелок был конфискован и присвоен надзирателем. Городовой несёт решето с крыжовником – даже этим не побрезговали. У двоих стражей закона на первом плане – нажива. Значительную часть своего времени Очумелов проводит на базарной площади, а не ищет преступников. Эта художественная деталь ещё раз указывает на жадность полицейского.
Та деталь, что полицейскому надзирателю становится то холодно, то жарко, подсказывает нам, что Очумелов нервничает, подстраивается под ситуацию. Для него нет закона, главное – услужить генералу. Автор указывает, что у Очумелова добротная новая шинель, которая стоит немало денег. Читатели могут сделать вывод, что полицейский живёт богато.
Денис Григорьев в рассказе «Злоумышленник» описан как чрезвычайно тощий, с нечёсаными, путаными волосами, в латаных портках – эти детали указывают нам на нищенское существование. В произведении А.П.Чехов называет Григорьева мужичонка, а не мужик.
Эта деталь подчёркивает, что главный герой бесправный. Денис в подробностях рассказывает следователю про грузила, живцов, пескарей, окуней, щук, налимов. Можно сделать вывод, что рыбалка – единственный способ не умереть с голоду и прокормить семью.
Таким образом, в своих произведениях автор с помощью художественной детали смог подчеркнуть различия в мышлении, нравственности, логике главных персонажей, показал их разное отношение к действительности.
6 класс кратко
Роль художественной детали в рассказах Чехова
Сейчас читают:
- Сочинение по картине Васнецова Аленушка 4, 5 класс
Картина «Алёнушка» написана известным художником В. М. Васнецовым в 1881 году. Она была сделана по сюжету русской народной сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». - Сочинение на тему Вместе – целая страна
Мы живем в прекрасной, великой стране. Она богата необъятными просторами, красивой природой, морями, горами, полезными ископаемыми, величественной архитектурой. А еще она имеет самое главное богатство – людей, которые в ней проживают. - Сочинение Город моей мечты
Все мы живем в разных городках, мегаполисах, поселках, деревнях, поселках городского типа, селах. Все эти населенные пункты не могут быть идеальными. От перепада температур - Полковник на балу и после бала сочинение Л.Н. Толстой
Лев Толстой, в русской литературе, считался знатоком «русской души». Он, мастер, широких и глубоких характеристик, которые, писатель, дает своим героям. Раскрывает особенности русского характера и мировоззрения. Подымает вопросы терпеливости<\p> - Пейзаж и его роль в романе Обломов сочинение
Одно из знаменитых произведений русского писателя Гончарова «Обломов» является своего рода романом, который носит исключительно социально-психологический смысл. Но, стоит справедливо заметить, что каждый читатель по своему воспринимает именно этот - Сочинение на тему Мои увлечения или мое хобби
У каждого человека есть свое хобби. Кто-то поет, кто-то играет на музыкальном инструменте, а кто-то любит делать что-нибудь своими руками. Но я – очень разносторонний человек и мне нравятся разные вещи.
<\p>
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/rol-hudozhestvennoj-detali-v-rasskazah-chehova
Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
Чехов по праву считается мастером короткого рассказа. За долгие годы работы в юмористических журналах автор научился в небольшой объем вкладывать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны обширные, подробные описания, длинные монологи. Именно поэтому в произведениях Чехова на первый план выступает художественная деталь, несущая огромную смысловую нагрузку.
Рассмотрим роль художественной детали в рассказе «Хамелеон». Речь идет о том, как полицейский надзиратель, рассматривая случай со щенком, укусившим мастера ювелирных дел, несколько раз меняет свое мнение об исходе дела.
Причем мнение его напрямую зависит от того, кому принадлежит собачонка — богатому генералу или бедному человеку. Лишь услышав фамилии персонажей, мы уже можем представить себе персонажей рассказа. Полицейский Очумелов, мастер Хрюкин, городовой Елдырин — фамилии соответствуют характерам, внешности героев.
О внутренней буре, тревожащей полицейского надзирателя при расследовании случая, говорят короткие фразы «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто» и «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…». Постепенно мы чувствуем, как унижается Очумелов, даже не перед генералом, хозяином щенка, а перед самим животным.
Надзиратель преклоняется перед сильными мира сего, всеми силами стремится им угодить, наплевав на свое человеческое достоинство. Ведь от них зависит его карьера.
О характере же другого героя рассказа, Хрюкина, мы можем узнать из одной маленькой фразы, что он собаке «цигаркой в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…». Развлечения Хрюкина, немолодого уже мужчины, совсем не подобают его возрасту. От скуки он издевается над беззащитным животным, за что и поплатился — Щенок его укусил.
Название «Хамелеон» также передает основную мысль рассказа. Мнение Очумелова меняется так быстро и часто в зависимости от обстоятельств, как ящерица хамелеон меняет цвет кожи, соответствуя природным условиям.
Именно благодаря мастерскому использованию Чеховым в своих произведениях художественных деталей, творчество писателя понятно и доступно каждому человеку.
А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали.
Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.
Рассказ Чехова «Хамелеон» начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай — борзой щенок укусил за палец «золотых дел мастера Хрюкина» — дает начало развитию действия.
Главное в этом рассказе — диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму.
Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель — «в новой шинели», пострадавший — «человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке», виновник скандала — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»).
В рассказе «Хамелеон» нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора.
В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумело-ва, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина.
Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь на протяжении рассказа несколько раз, то запахивается в нее.
Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. Голос из толпы сообщает, что собака, «кажись», генеральская, и Очумелова бросает то в жар, то в холод от такой новости: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!»; «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… что-то ветром подуло…»
Деталь, в том числе и повторяющуюся, используют многие художники, однако у Чехова она встречается чаще, чем у кого-либо.
Одной такой деталью в рассказе Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель — «хамелеон»,воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, «менять свою окраску» в зависимости от обстоятельств. «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй…
А собаку истребить надо…». А через несколько минут ситуация изменилась, и Очумелов уже кричит: «Собака — нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!»
Мастерство Чехова в том и заключается, что он умел отобрать материал, насытить небольшое произведение большим содержанием, выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета.
Точная и емкая художественная деталь, созданная творческим воображением автора, направляет воображение читателя.
Чехов придавал детали большое значение, считал, что она «возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя», который о многом должен догадываться сам.
«Краткость — сестра таланта», — писал в своей записной книжке Антон Павлович Чехов. Самому ему таланта было, безусловно, не занимать, поэтому мы и сегодня, через сто лет после его смерти, зачитываемся короткими и остроумными рассказами этого гениального писателя.
Как же удавалось ему в своих маленьких, с незатейливым сюжетом рассказах так мастерски высветить ситуацию, раскрыть характеры персонажей? На помощь автору здесь приходит художественная деталь, направленная на подчеркивание особо важных моментов в произведении.
Насыщен художественными деталями и рассказ А. П. Чехова «Хамелеон», в котором писатель высмеивает чиноугодничество и приспособленчество. Каждая мелочь здесь играет на раскрытие образов. Герои рассказа имеют такие фамилии, которые говорят сами за себя и зачастую не нуждаются в дополнительных эпитетах: полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин.
Знакомя нас с действующими лицами, А. П. Чехов уточняет, что в руках у городового — решето с конфискованным крыжовником, а Хрюкин с «полупьяным лицом» пытается добиться справедливого возмездия за свой укушенный маленьким щенком палец. Эти нюансы в описании героев помогают нам полнее и глубже понять их характеры, образы.
Призывая на помощь художественную деталь, а не углубляясь в сложную психологию, писатель демонстрирует нам бурную смену чувств Очумелова во время непростого разбирательства. Он так боится «промахнуться» со своим решением, что его бросает то в жар, то в холод.
Снимая и надевая свою шинель, полицейский надзиратель как бы сменяет маски, и вместе с тем меняется его речь, настроение, отношение к ситуации.
Уделяя особое внимание точности в подборе описаний, художественных деталей, А. П. Чехову удалось создать настолько емкие и запоминающиеся образы, что многие из них стали нарицательными и не потеряли своей значимости даже сегодня.
Источник: https://www.testsoch.com/rol-xudozhestvennoj-detali-v-rasskaze-a-p-chexova-xameleon/
Чехов – мастер художественных деталей
Наверное, всем известно, что Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Чехов отточил мастерство рассказчика за долгие годы работы в юмористических журналах, научился в небольшой объем втискивать максимум содержания.
Пространные описания, внутренние монологи и другие приемы просто невозможны в жанре маленького рассказа. Поэтому на первый план выступает художественная деталь. Именно на детали делается упор в рассказах Чехова, именно они несут огромную смысловую нагрузку.
На нескольких примерах можно рассмотреть, как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Достаточно вспомнить маленький юмористический рассказ “Смерть чиновника”, главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина.
Сюжет рассказа в следующем: будучи в театре чиновник Червяков случайно чихнул и обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит извиняется перед Бризжаловым.
Генерал Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет его вон. Червяков не видит своей назойливости и не понимает, почему Бризжалов так раздражен.
Испытывая страх перед генералом, он думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. Последняя фраза дает объяснение всему: “Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер”. В одном предложении дается полная характеристика человека: герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.
После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: “Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное”. Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека.
Несмотря на то, что прошло столько времени после смерти классика, его произведения живут до сих пор, представляя интерес для всех нас и предоставляя нам возможность заглянуть в душу человека и увидеть его таким, какой он есть.
Поэтому Чехов остается для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов.
Проблемы произведений Достоевского
“Белые ночи” – романтическая, грустная повесть о Мечтателе и Настеньке. Главные герои живут в большом и шумном городе Петербург, но при этом они чувствуют себя одинокими. Тема произведения “Белые ночи” это тема одиночества, счастья, смысла жизни и любви. При этом тема “мечтателей”, одиноких молодых людей – пожалуй, главная тема повести “Белые ночи”.
Судя по всему, Достоевский отчасти и сам был мечтателем в молодости. Однако в его случае это была лишь ступень в развитии таланта. Но что если человек проводит всю свою жизнь в мечтах? Тогда это становится трагедией. Вообще, “Мечтатели”, по мнению Достоевского, это своеобразные жертвы общества.
Мечтатели – результат нестабильности и неблагоприятной социальной ситуации в Петербурге и России тех времен.
Мечтатели – молодые люди, живущие уединенно и одиноко в большом, шумном городе. Мечтатели это умные, чувствительные, добрые, искренние, отзывчивые люди. Они хотят быть нужными и полезными в обществе, хотят быть счастливыми и видеть смысл в своей жизни.
Тема одиночества в большом городе – одна из главных тем произведения “Белых ночей”. Мечтатель неоднократно говорит о том, что он одинок. К сожалению, социальная ситуация в России времен Достоевского заставила многих людей чувствовать себя несчастными и одинокими.
Мечтатель и Настенька живут в своих “углах” и мало с кем общаются (если только на службе). Чтобы уйти от суровой и пустой реальности “мечтатели” включают свое воображение и фантазируют на самые разные темы. Так они проводят свои дни и ночи.
Тема маленьких людей, как известно, это главная тема многих произведений Достоевского. Мечтатель, Настенька, “жилец” – все это маленькие люди, бедные и простые
Значение эпиграфа «Мцыри»
В чём смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю»? В начале поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтов поставил выражение «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». В чём его смысл? Эпиграф – это цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее.
Изречение перед поэмой взято из «Первой книги Царств» Библии. Смысл этого выражения в том, что человек, мало познав красоту и многогранность жизни, в скором времени умирает. М.Ю.
Лермонтов использовал эпиграф, как отражение главной темы поэмы: его герой, прожив всего три дня по-настоящему свободно и увидев природу, родной край и много вещей, принадлежащих обычным людям, погиб в молодом возрасте. Мцыри был забран в плен ещё ребёнком и вырос в неволе, далеко от отчизны.
Внутренний мир главного героя полон горечи, негодования и обиды на людей, имеющих свой дом и живущих на родине. Мцыри чем-то схож с автором: он так же одинок и не может быть свободным в выборе. М.Ю.Лермонтов провёл скрытую параллель своей жизни с жизнью лирического героя.
Поэт написал это произведение накануне смерти, которую он как бы предчувствовал. Можно предположить, что эпиграф к поэме относится и к жизни М.Ю.Лермонтова: за короткий период он не успел познать всю многогранность окружающего мира, и автору не удалось написать все его «картины». М.Ю.
Лермонтову не давали возможности свободно творить и, тем самым, словно запирали его в неволе, делали рабом, как и Мцыри. Главный герой поэмы попытался бороться с установленным порядком и смог на несколько дней освободиться из плена, однако умер после очень короткого, но счастливого времени.
Автор произведения также попытался изменить сложившиеся правила, но погиб в возрасте двадцати семи лет.
Таким образом, эпиграф к поэме «Мцыри» «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» выражает не только идею произведения. Это изречение из Библии настраивает читателя на размышление о красоте и многогранности окружающего мира, о смысле человеческой жизни и её скоротечности.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s8642t8.html
Мастерство художественных деталей в рассказах А. Чехова
/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Мастерство художественных деталей в рассказах А. Чехова
Скачать сочинение |
После смерти А. П. Чехова Л. Н. Толстой сказал: “Достоинство его творчества то, что оно понятно… не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное”. Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека.
Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве эти писатели, различны.
Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. В течение долгих лет работы в юмористических журналах ему пришлось оттачивать мастерство рассказчика: в небольшой объем втискивать максимум содержания.
В маленьком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно она несет у Чехова огромную смысловую нагрузку.
Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать все о человеке.
Вспомним маленький юмористический рассказ “Смерть чиновника”, главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина. В театре, случайно чихнув, чиновник Червяков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым.
Тот, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червя кова, но в конце концов, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет его вон. Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздражен, думает, что его карьере пришел конец. Он возвращается домой и умирает.
В последней фразе дано объяснение практически всему: “Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер”. Герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.
Анна Сергеевна, героиня рассказа “Дама с собачкой”, приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общество мужа, человека, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни.
Символом того душного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка; перед тем как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало попытки “бегства”. Позже, в театре, Гуров увидел ее вновь с “вульгарной лорнеткой” в руках — попытка “бегства” не удалась.
Беликов, “человек в футляре”, в противоположность Анне Сергеевне, не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что любое многообразие, разрешение себе чего-то нового вносило в его жизнь неопределенность и вызывало непреодолимое стремление окружить себя “оболочкой”, “футляром”, чтобы защититься.
Отсюда многочисленные чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, поэтому после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.
В рассказе “Душечка” Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в нескольких местах повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь “душечки” не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. “Душечка” не имеет ни собственных желаний, ни мыслей.
В последней части рассказа, повествующей об отношении “душечки” к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду то, что наконец она нашла свое счастье?
Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа “Попрыгунья”. У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения.
Но если “душечка” не была чересчур привередлива в своих знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя.
В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной “лишней” детали. Например, в пьесе “Три сестры” Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зеленым пояском — деталь, свидетельствующая о полном отсутствии вкуса, говорящая о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так, использование детали важно и в “Вишневом саде”. Вспомним “многоуважаемый шкаф”, звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы. Все эти детали несут обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы.
Пришел к концу XX век. Человечество встретило третье тысячелетие. Но Чехов по-прежнему остается для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов.
4077 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p> |
/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Мастерство художественных деталей в рассказах А. Чехова
Смотрите также по разным произведениям Чехова:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00038501184864112918/
А. П. Чехов — мастер художественной детали (о своеобразии прозы поэта)
Творческая манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует смену разных планов: общего, среднего и крупного. (Мы уже говорили, что в XX в. это стало основой кинематографа.
) В дочеховской литературе чаще всего можно было встретить чередование общего и среднего планов, а Чехов показал принципиальную важность использования и крупного плана. Поэтому он и детали подает крупно, чтобы они были более заметны.
Детали в творчестве Чехова всегда значимы, они иногда даже превращаются в символ – как шинель у Очумелова в “Хамелеоне”, галоши и зонтик у Беликова и т. д. Вещи, предметы, конкретные детали обычно помогают лучше понять человека, несут на себе отпечаток личности владельца.
В данном случае можно отметить развитие гоголевских традиций – вспомните описание комнат у Манилова, Коробочки, Ноздрева и др. В детали может проявиться самая суть характера или ситуации. Например, упоминание о лошадях Старцева (“Ионыч”) – не просто информация. Так обозначаются узловые моменты повествования.
В “Учителе словесности” не случайно в одном ряду появляются, казалось бы, совершенно несовместимые понятия, но они передают в общей сложности нарастание у героя произведения ужаса от обывательского существования: “Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины…
Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!”
Вот еще один показательный пример принципиального внимания Чехова к деталям. Обратимся снова к “Ионычу”. Там сказано, что Старцев по вечерам с удовольствием пересчитывает желтые и зеленые ассигнации, а от этих бумажек пахло “духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью”. Какая многозначительная деталь!
Чехов вообще придавал большое значение запахам, используя их в ряде случаев то для характеристики персонажей (в рассказе “Толстый и тонкий”, например, от толстого пахло дорогим вином, а от тонкого не кофе даже, а кофейною гущей), то для выражения авторской иронии (запах жареного лука в начале “Ионыча”).
В повести “Степь” была дана очень выразительная картина: мальчик Егорушка смотрел на кучу денег “безучастно и чувствовал только противный запах гнилых яблок и керосина, шедший от кучи”. Дети у Чехова (и не только у него) часто обладают непосредственным, свежим восприятием жизни. Мальчику явственно слышится противный запах денег.
Конечно, упоминание в “Ионыче” духов, уксуса, ладана, ворвани можно оценить как указание на широкую частную практику доктора Старцева: он, следовательно, бывал у дам, священников, купцов. Но, кроме предметного значения, в этих деталях есть еще более важный смысл.
Существует такое крылатое выражение: деньги не пахнут, каково бы ни было их происхождение. А ведь они пахнут! Это можно сказать в переносном смысле, но у Чехова они пахнут и буквально.
Источник: https://www.sochuroki.com/a-p-chexov-master-xudozhestvennoj-detali-o-svoeobrazii-prozy-poeta/
Роль художественной детали в рассказах Чехова
Практически каждый писатель использует в своем творчестве такой художественный прием, как деталь. Без него просто невозможно более полно передать характеристики человека и его окружения.
Роль художественной детали в рассказах Чехова сложно переоценить.<\p>
В период литературной деятельности Антона Павловича Чехова, обязательным элементом учебы всякого начинающего писателя было освоить способ использования художественных деталей.
Такая составляющая казалась обязательным свойством «литературности».
Удивительно, но буквально одна фраза у Чехова может сказать все о характере человека. Писатель целенаправленно и безотказно пользовался этим средством при создании произведений. Одной только деталью автор способен раскрыть особенность характера, отразить фон повествования, добиться художественной конкретизации.
Продолжительная работа в юмористических журналах помогла автору хорошо отточить мастерство рассказчика. Писатель научился в относительно небольшой объем произведения втискивать максимум содержания.
А так как в маленьком рассказе отсутствует возможность устраивать обширные описания, уделять внимание внутренним диалогам, то основную смысловую нагрузку несет в себе художественная деталь.<\p>
Художественная деталь в рассказах Чехова занимает важное место в раскрытии всей линии повествования.
Например, в рассказе «Душечка», описывая жизнь главной героини Оленьки Племянниковой, автор неоднократно повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Кажется, что подобного рода деталь, наоборот, старается подчеркнуть, что жизнь «душечки» далеко не прекрасная.<\p>
Обратим внимание еще на одну деталь в этом рассказе.
«Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна.
Теперь она была уже совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки».
Все сведения направлены на то, чтобы полнее и острее передать чувство одиночества Оленьки. Даже деталь кресла (без одной ножки) преследует аналогичную цель: подчеркнуть и усилить состояние одиночества главной героини.<\p>
У Антона Павловича вещи – это не фон, а вполне полноправные персонажи, на которые также направлено внимание автора.
Например, в рассказе «Учитель словесности» главный герой застает свою Манюсю держащей в руках синий кусок материи. При объяснении в любви, он «одною рукой держал ее за руку, а другою — за синюю материю». Такой деталью, выдаются и подчеркиваются глубокие переживания героя.
В «Палате № 6» также деталям уделено особое внимание.
Например, когда речь заходит об Андрее Ефимыче Рагине, автор замечает: «Около книги всегда стоит графинчик с водкой и лежит соленый огурец или моченое яблоко прямо на сукне, без тарелки». В завершении описания кабинета Рагина присутствует неожиданная подробность.
Эта деталь указывает на такую особенность характера героя, как неряшливость, неаккуратность.<\p>
Показательным примером является эпизод с первым появлением на сцене одной из героинь пьесы «Три сестры» – Наташи. Вышла она в розовом платье с поясом зеленого цвета. Такая мелкая деталь свидетельствует о полном отсутствии у нее вкуса и рассказывает о душевных качествах героини больше, чем самая подробная характеристика.
Юмористический рассказ Чехова «Смерть чиновника» повествует о некоем Червякове, который чихнув, обрызгал слюной генерала.
Пораженный и испуганный чиновник начинает постоянно преследовать генерала и извиняться перед ним, причем такое поведение вскоре выводит генерала из себя, и он выгоняет Червякова. Чиновник, не понимая, чем так раздосадовал того.
Последняя фраза разумно объясняет все: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер». Небольшая, но очень емкая деталь – вицмундир, который, казалось, словно прирос к чиновнику, символизирует страх перед вышестоящим чином, убившим человека.
<\p>
Деталь в рассказах Чехова стала неотъемлемой составляющей повествования. У него не бывает «лишних» деталей. Каждая из них несет в себе какую-то смысловую нагрузку, позволяет лучше понять особенности характера героя, его поведения и душевного состояния.
Проведённый анализ деталей в рассказах Чехова будет полезен ученикам 6-7 классов при написании сочинения на тему «Роль художественной детали в рассказах Чехова».
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/essay/chehov/rol-hudozhestvennoy-detali-v-rasskazah-chehova