Анализ стихотворения «на железной дороге» (а. блок)

Анализ стихотворения Блока На железной дороге

Душевное стихотворение Александра Блока “На железной дороге” соединяет в себе двоих литературных героев. С первых же строк чувствуется печаль и тоска по молодой женщине, которая посвятила свою жизнь ожиданию.

Холодному, неизвестному ожиданию.  Женщина, под велением любви, приходит на перрон, вглядывается в безмолвные вагоны. В надежде увидеть в них родные глаза. Хочет увидеть знакомый силуэт, выходящий из вагона. Но она встречает поезда, и не находя в них ответа на её ожидание, провожает их с горькой печалью в душе.

Может, кто-то смотрел на неё с окон вагонов, думая о том, долго ли она ждёт, и кого именно. Может любимого, может мать родную, или же ребёнка с долгого путешествия. Но даже тот, кто замечал её, забывал о ней спустя несколько остановок. И то, это очень маловероятно.

Обратите внимание

Ведь Александр Блок в своих строках указывал на то, что её сущность для чужих людей сливалась с обычным пейзажем путешествия. Перрон, какие-то люди, трактир и все. Никому, не до кого нет дела.

И никто не замечал её, не замечал её красоты, не замечал её печали в глазах и отсутствие улыбки в столь ранние годы. И может сразу, для неё эти пустые взгляды были обидны, комок обиды вставал в горле от этого равнодушия.

Но, скорее всего, в последние минуты это равнодушие было для неё как бальзам на душу. Никто не тревожил старые раны, с них не сочилась кровь, и ей не было больно.

В последних строках стихотворения идёт сравнение железной дороги и женщины. Судьба что одной, что другой наполнена грустью и скорбью по уходящим из их жизней. Они отдают себя полностью, без остатка, но в ответ не получают ничего.

Поезд, в данном случае олицетворяет холодное, бездушной чудовище, которое живёт своей жизнью и не хочет ни с кем контактировать, и дарить радость.

А она все ждала, ждала, пока могла. Пока тот, кого ждала, был её смыслом существования.

И поэт представляет нам её смерть. Эту бессмысленную смерть молодого человека. Ведь кому она нужна? Неужели страшной старушке Смерти, нужна была именно она? Ведь, как она ещё могла любить, создавать в этом мире гармонию между любовью и ненавистью. Она могла лечить чужие души, но если бы кто-то чуть раньше вылечил её.

Если бы тот, кого так верно ждала, излечил её простуженную, одиноким холодом на перроне, душу. Быть может, тогда её сердце выдержало бы. Но это жестокая жизнь с главным её оружием – разлукой. И нам никуда от этого не убежать, а только пытаться победить.

Анализ стихотворения На железной дороге Блока

Известное и многими любимое произведение, а именно стихотворение великого русского поэта Александра Блока “На железной дороге” было написано и издано в свет в 1910 году. Стоит сразу же заметить то, что данное стихотворение входит в цикл “Одина” и становится одной из самых ярких иллюстраций старой, дореволюционной страны.

Основной сюжет данного произведения, как признавался сам автор, был навеян ещё одним великим и знаменитым русским писателем, Львом Толстым.

Картина, которая так полно и живо воспроизводится данным поэтом, является очень, величественной, но при этом весьма печальной.

Важно

С первых строк читатели понимают, что на железной дороге лежит молодая, весьма привлекательная девушка, лежит как живая, но тем не менее автор не скрывает, что она уже мертва. При чем она погибла не случайно, а специально бросившись под поезд.

Что же заставило молодую, полную сил, здоровья и красоты девушку совершить этот ужасный поступок? Александр Блок оставляет этот вопрос без ответа, искренне считая, что девушка к сожалению при жизни не была никому нужна, поэтому и после её гибели не стоит говорить об этом, открывая её душу, тем кто не интересовался ей ранее.

Кем была эта героиня данного произведения так же очень сложно понять, так как и здесь автор не заостряет своего внимания.

Что касается литературной составляющей данного стихотворения, то оно построено из 9 строф, каждая из которых содержит по 4 строчки, итого 36 строк, в общей сложности.

Рифма для данного произведения использована перекрестная. Стихотворение наполнено различными литературными приемами, содержит довольно таки много красочных прилагательных, которые делают его запоминающимся, ярким и броским.

В заключении хотелось бы сказать, что можно лишь догадываться, сколько же часов перед своей гибелью провела героиня на железной дороге, о чем она думала, чего боялась и в какую же всё-таки минута решилась на самый страшный, последний поступок в своей жизни. К сожалению, порой многим просто не хватает поддержки и понимания со стороны других людей, и они остаются один на один со своими проблемами, переживаниями, порой не в силах пережить это, решаются на самые ужасные вещи.

Вариант №3

«Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого», – так характеризовал своё стихотворение, в 1910 году Александр Блок.

Однако так ли «бессознательно» он заимствован? У Толстого в его романе всё довольно-таки однозначно: трагедия несчастной девушки, причиной которой стал не очень порядочный человек.

У Блока же стихотворение двойственное, за женщиной раздавленной и разбитой не только с точки зрения анатомии, но и внутренней составляющей, то есть духовно, скрывается судьба России: «Она раздавлена, всё больно».

В 1910 году русскому народу уже становилось понятно, что что-то идёт не так, что потихоньку неуклонно приближается крах. Поезд всегда аллегоричен в произведения русских классиков.

Совет

Вот и в стихотворении «На железной дороге» локомотив – символ движения жизни, её быстротечности, невозможности увильнуть или уйти от своей судьбы.

А трагедия на одной из станций – это одновременно и обрывание чьей-то жизни и будущий развал Российской Империи.

Условно стихотворение делится на 3 части, поскольку композиция у него кольцевая: первая – повествует о моменте, когда всё случилось. Эпитеты «Красивая и молодая» рисуют картину, только что живой, но через мгновенье уже мёртвой девушки.

Потом вдруг лирического героя, который когда-то давно знал эту женщину, одолевают воспоминания. Из них и становится понятно, почему она решилась на такой поступок. Хаотичные и множественные глаголы: «ждала», «шла», «подрагивали» необычайно подробно характеризуют её жизнь «до».

Метафора «три ярких глаза набегающих» говорят о приближении конца, развязки. Олицетворение: «вагоны шли», «молчали жёлтые и синие» лишь сгущают краски, делают атмосферу ещё более нагнетающей.

Анафора: «Скользнул…» и многочисленные умолчания передают страдания, которые испытывала девушка/Россия, когда её предали.

Вот так и бедная Родина Блока доверилась не тому человеку, который в 1917 году оставил страну без главы у руля. А её бедную охомутали, скрутили и повели под конвоем на глазах у десятка стран.

Пока она не бросилась, не погибла, чтобы потом возродится уже под новым названием.

Обратите внимание

Блок, тогда не зная, не загадывать на 10 лет вперёд, очень точно и пророчески описал ситуацию, которая ждала Россию через несколько лет.

Хаотичный ямб, с различными стопами придаёт динамичности и ритма, сюжет летит со скоростью поезда, оставаясь лёгким и не перегруженным лишними деталями.

Стихотворение включено в цикл Блока «Родина», в который он вкладывал всю душу, все переживания о судьбе своей страны и её народа. Россия, недавно молодая и цветущая, нынче, по его мнению, раздавлена и убита.

Тема идея кратко по плану

  • Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла
    Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.
  • Анализ стихотворения Есенина Глупое сердце не бейся
    Стихотворение написано в 1925 году и является итогом всей его жизни. В его строках он просит, чтобы его сердце перестало биться, что он устал уже обманываться в этой жизни. В последние полгода своей жизни Сергей Александрович решает
  • Анализ стихотворения Северянина Янтарная элегия
    Игорь Северянин считается одним из главных поэтов « серебряного века », его стихотворения всегда наполнены особым мелодичным звучанием, музыкальностью и яркостью образов. И к одному из этих произведений относиться стих « Янтарная
  • Анализ стихотворения Пушкина Мадонна 9, 10 класс
    Муза для поэта сродни божественному провидению, его «яйцо с иглой внутри», его поэтическая сила и вдохновение. Для Александра Сергеевича Пушкина таковой стала на тот момент ещё невеста – Наталья Гончарова,
  • Анализ стихотворения Пастернака Гамлет
    Великолепное сочинение Гамлет, к которому Б.Л.Пастернак вложил особое философское значение. Это стихотворение изложено от первого лица, а героем романа Юрием Живаго, который умирает, но утверждает бессмертность духа и человеческой

Источник: https://analiz-stihov.ru/blok/na-zheleznoj-doroge

«На железной дороге» А. Блок

«На железной дороге» Александр Блок

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,

Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все больно.

Важно

Стихотворение Александра Блока «На железной дороге», написанное в 1910 году, входит в цикл «Одина» и является одной из иллюстраций дореволюционной России. Сюжет, по признанию самого автора, навеян произведениями Льва Толстого. В частности, «Анной Карениной» и «Воскресеньем», главные героини которых погибают, не в силах пережить собственного позора и утратив веру с любовь.

Картина, которую мастерски воссоздал в своем произведении Александр Блок, величественная и печальная. На железнодорожной насыпи лежит молодая красивая женщина, «как живая», однако уже с первых строк явно, что она погибла. Причем, не случайно, а бросилась под колеса проходящего поезда.

Что заставило ее совершить этот страшный и бессмысленный поступок? Ответ на этот вопрос Александр Блок не дает, считая, что если при жизни его героиня не была никому нужно, то после ее смерти тем более нет смысла искать мотивацию самоубийству.

Автор лишь констатирует свершившийся факт и рассказывает о судьбе той, которая погибла в расцвете сил.

Кто она была – понять сложно. То ли благородная дворянка, то ли простолюдинка. Возможно, она принадлежала к достаточно огромной касте дам легкого поведения.

Однако тот факт, что красивая и молодая женщина регулярно приходила на железную дорогу и провожала взглядом поезда, ища в респектабельных вагонах знакомое лицо, говорит об очень многом.

Вполне вероятно, что, как и толстовская Катенька Маслова, она была соблазнена мужчиной, который впоследствии ее бросил и уехал. Но героиня стихотворения «на железной дороге» до последнего момента верила в чудо и надеялась, что возлюбленный вернется и увезет ее с собой.

Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа.

Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.

Совет

Можно лишь предположить, сколько часов, полных тайно надежды и волнений, провела героиня стихотворения на железной дороге. Однако никому не было до нее совершенно никакого дела. Разноцветные вагоны носили вдаль тысячи людей, и лишь однажды бравый гусар одарил красавицу «улыбкою нежную», ничего не значащей и такой же эфемерной, как мечты женщины.

Читайте также:  Смысл названия рассказа «матрёнин двор» (а. солженицын)

Следует учитывать, что собирательный образ героини стихотворения Александра Блока «На железной дороге» является вполне типичным для начала 20 века. Кардинальные изменения в обществе наделили женщин свободой, однако далеко не все из них смогли правильно распорядиться этим бесценным даром.

К числу представительниц слабого пола, которые не сумели преодолеть общественное презрение и вынуждены были быть обречены на жизнь, полную грязи, боли и страданий, безусловно, относится и героиня этого стихотворения.

Понимая всю безвыходности ситуации, женщина решает покончить жизнь самоубийством, надеясь таким нехитрым образом сразу же избавиться от всех проблем. Однако, по мнению поэта, не так уж важно, кто или что убили молодую женщину в расцвете лет – поезд, несчастная любовь или же предрассудки.

Важно лишь то, что она мертва, и эта смерть – одна из тысяч жертв в угоду общественному мнению, которое ставят женщину на гораздо более низкую ступень, чем мужчину, и не прощает ей даже самых незначительных ошибок, заставляя искупать их собственной жизнью.

Источник: https://pishi-stihi.ru/na-zheleznoj-doroge-blok.html

А. А. Блок «На железной дороге»: анализ стихотворения о судьбе русской женщины :

Доступ к стихотворениям поэтов Серебряного века сегодня есть практически у каждого: произведения можно приобрести в виде сборников в книжных магазинах или ознакомиться с их электронными вариантами благодаря помощи Интернета.

Однако если прочитать творения великих лириков труда не составляет, то понять их оказывается уже сложнее. Сегодня мы обратимся к произведению такого небезызвестного поэта, как Александр Александрович Блок.

«На железной дороге» (анализ стихотворения будет представлен далее) – это творение во всех смыслах любопытное, и вот почему.

Из истории создания: влияние на поэта книг Л. Н. Толстого

Стихотворение «На железной дороге» было создано поэтом в июне 1910 года. Оно имело сразу несколько косвенных источников. Именно в это время Александр Александрович перечитывал роман «Воскресение» Л. Н.

Толстого, и в результате собственное творение оказалось как бы бессознательным подражанием одному из эпизодов в истории о Катюше Масловой и Нехлюдове.

Однажды девушка, находившаяся на маленькой станции, увидела в проезжающем поезде, в дорогом купе первого класса, его, Нехлюдова, сидящего в комфортном кресле из красного бархата.

<\p>

Общее настроение стихотворения, его тон и сюжетные составляющие отсылают читателя и к другому роману Толстого – «Анне Карениной», главная героиня которого в результате бросилась под поезд. Связаны темой смерти молодой, красивой русской женщины с трагической судьбой все перечисленные произведения, в том числе и то, которое написал Блок, – «На железной дороге». Анализ стихотворения требует и этих биографических сведений.

Размышления поэта и реальные случаи женских смертей

Еще одним импульсом к созданию стихотворения послужили личные мысли поэта, которыми он поделился в письме со своим другом, Евгением Ивановым. Александр Александрович писал о том, как безразлично он наблюдал за людьми, словно проносившимися перед ним в поезде.

Он же одиноко стоял на платформе и видел их – веселых, грустных, скучных, пьяных… Позже, в 1910 году, и Евгений поделился с поэтом виденной лично им историей о том, как однажды, проезжая мимо Стрельнинских парков, он увидел рядом с канавой молодую девушку, почти подростка (13-15 лет), которая отравилась.

Собравшиеся зеваки-дачники стояли поодаль от нее.

Именно сестре Иванова и близкой подруге матери Блока, Марии Павловне, которую поэт безмерно уважал за ее доброту и отзывчивость, и посвящено данное творение.

Блок, «На железной дороге»: анализ стихотворения с точки зрения сюжета

Это лирическое произведение сразу же вводит читателя в мир безысходной тоски. В первой строфе мы уже видим мертвую молодую женщину, и становится жаль, что ее жизнь оборвалась так скоро.

Ничто не указывает на насильственную смерть: очевиднее всего, она сама решила прекратить собственное существование. Далее автор описывает, почему так произошло, раскрывая её прошлое.

Обратите внимание

Дело скрывалось в желании девушки любить и быть любимой, но бедная, необразованная, наивная провинциалка, она не могла рассчитывать на серьезное к себе отношение и, регулярно выходившая на платформу в ожидании счастья, оставалась незамеченной.

Лишь однажды богатый щеголь-гусар «скользнул по ней улыбкой нежною» – и поезд с ним унесся вдаль. Девушка не смогла вынести мук терзавшегося сердца и порывов горячей юности, в результате чего наложила на себя руки.

Символизм стихотворения

Какие же скрытые смыслы заложил в свое творение Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения поэта-символиста не может не коснуться и этой категории) являет собой систему самых разнообразных смысловых комбинаций.

Образы поезда и железной дороги отсылают читателя к мотиву жизненного пути, причем произведение не случайно относится к циклу «Родина», в котором и множество других стихотворений имеют в основе центрального элемента образ дороги. В этой дороге заключается история развития всей страны.

<\p>

Женский образ – не только олицетворение всех загубленных русских женщин (что представляет собой качественно новый, отличный от предыдущих, взгляд поэта; это очевидно, например, в сравнении с образом Прекрасной дамы), но и символ самой России.

Не случайно девушка отдавала «так много» поклонов проезжающим поездам (мотив идолопоклонничества), не просто так написана строка «Давно уже сердце вынуто!» (мотив жертвоприношения). Все это отсылает читателя к язычеству, столь характерному для начальных этапов становления Руси.

Несмотря на трагичный исход, героиня описывается поэтом как живая, а значит, страшного предзнаменования для будущего всего государства Блок не делал.

Наоборот, несмотря на ощущение ключевого преломления эпох, он продолжал верить в красоту «нищей России», уважал ее внутреннюю чистоту и святость точно так же, как уважает это в погибшей девушке.

Таким образом, анализ стихотворения «Железная дорога» (Блок), кратко или полно представленный (в зависимости от необходимости), отражает огромную жизнеутверждающую силу.

Тропы и художественно-выразительные средства

Лингвистический анализ стихотворения Блока «На железной дороге» позволяет понять, как широко автор использовал все, находящиеся в его распоряжении, ресурсы.

Здесь мы встречаем сравнения («как живая»), эпитеты («походкой чинною», «три ярких глаза»), противопоставления («Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели»: вагоны первых цветов предназначались для представителей высшего света, равнодушных к судьбе страны и жизням окружающих, в то время как в вагонах зеленых цветов ездили обычные люди).<\p>

Автор активно прибегает к звукописи («шум и свист»), позволяющей создать, с одной стороны, постоянную напряженность обстановки, а с другой, её рутинность, неизменность («Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели»). Цветопись как бы завершает картину замкнутого, безысходного мира («С кустами блеклыми»). Кого обвинял в создании подобной действительности Александр Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения с точки зрения использования художественных средств позволяет это установить) – это укор всему обществу, стремление приковать внимание всех и каждого к существующим проблемам, особенно же власть имущих. Они называются поэтом «сонными», изображаются как наблюдающие за всем «ровным взглядом».

Размер, ритмика, строфика

Если проводить анализ стихотворения Блока «Железная дорога» по плану, то разбор не может считаться законченным и полным без определения формообразующих составляющих.

Так, данное лирическое произведение написано чередующимся пяти- и четырехстопным ямбом, передающим заунывность, размеренность, монотонность неизменной жизни. Общее количество строф – 9, по 4 строки в каждой (всего 36 строк).

Кольцевая композиция замыкает историю и возвращает читателя к началу: «Она раздавлена», и её больше не вернуть.<\p>

Как же синтаксически выразил главную мысль своего творения А. А.

Важно

Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения почти подошел к концу) являет читателю множество знаков препинания: через них словно приходится переступать, «спотыкаться», останавливаться. Последняя точка завершающей строфы добавляет резкости заключению стихотворения и является приговором: это финал, ничего уже не вернуть.

Источник: https://www.syl.ru/article/312690/a-a-blok-na-jeleznoy-doroge-analiz-stihotvoreniya-o-sudbe-russkoy-jenschinyi

Анализ стихотворения Блока “На железной дороге”

В цикле “Родина” Блок поместил и стихотворение “На железной дороге” – о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной, безнадежной жизнью.

В своем “цветном платке, на косы брошенном”, она связывается в представлении читателя с излюбленным блоковским образом России – женщины, невесты ( строки “плат узорный до бровей”, “призывно машет твой узорный, твой цветной рукав”)! В лирическом произведении описание событий не является самоцелью.

Это лишь средство выразить определенные мысли, чувства и переживания поэта и передать их читателям. А в лирике, как известно, изображение переживаний человека является специфической формой познания действительности. В стихотворении описан трагический случай – самоубийство молодой женщины.

Но ограничивать только этим значение одного из шедевров лирики Блока не станет, вероятно, ни один десятиклассник. Перед нами раскрывается во всем своем трагизме безрадостная, горькая судьба несчастной женщины.

Несмотря на просьбу поэта : “Не подходите к ней с вопросами”- читатель невольно ставит перед собой эти вопросы. И, как увидим, получает в стихотворении исчерпывающие ответы на них. После внимательного чтения у нас уже складывается вполне определенное представление о причинах трагедии молодой женщины.

Почти готовое, сложившееся читательское представление можно только проверить, уточнить, закрепить, поставив несколько вопросов.

Какие же вопросы возникают у нас при чтении стихотворения “На железной дороге” и какие ответы дает на них поэт? Каков характер приведенных в стихотворении деталей и как помогают они понять судьбу погибшей женщины? Где происходит действие? Конечно же, на каком-то маленьком, глухом полустанке.

“Во рву некошенном”, “за ближним лесом”, платформа безлнодна: из окон вагона видно лишь “ее” да стоящего рядом жандарма, тут же “сад с кустами блеклыми”. Поезда здесь, очевидно, редко и ненадолго останавливаются, вагоны идут мимо “привычной линией”.

Совет

Читатель не замечает отсутствия каких-то частных деталей, скажем, названия полустанка, дороги, губернии или уезда – они ровно ничего не прибавили бы к стихотворению. А то, что несчастный случай произошел именно на глухом полустанке, это далеко не безразлично для понимания судьбы героини. Читатель, зная об этой глуши, сможет глубже почувствовать безнадежное одиночество женщины.

Видно ли из стихотворения, что женщина не раз выходила на платформу, не раз пыталась найти свою судьбу? Конечно, она немало сделала таких безрезультатных попыток. И в этом нас убеждают следующие строчки стихотворения: “Бывало, шла походкой чинною”, “так много отдано поклонов, так много жадных взоров кинуто”, “лишь раз гусар… скользнул по ней улыбкой нежною…”.

Какое место в жизни молодой женщины занимали эти воображаемые встречи? Какие надежды она возлагала на них? Об этом можно судить по описанию ее внутреннего состояния. “Ждала, волнуясь”, “много жадных взоров кинуто”, еще один проехавший мимо поезд “свистит, ей сердце разрывая”.

Пустыми мечтами, несбывшимися надеждами, людским равнодушием “давно уже сердце вынуто”. Мечты о счастье, многочисленные попытки найти свою судьбу всегда наталкивались на холодное равнодушие, безразличие окружающих.

Об этом ученики смогут рассказать, если вдумаются в значение очень емкого эпитета “пустынные глаза вагонов”. Там, за стеклами вагонов – хотя бы даже и переполненных – все равно пустыня, безлюдье. Если кто и посмотрит из пустынных окон, то заметит ее, как замечают любой попавшийся на глаза предмет.

Вряд ли кто заинтересуется, почему женщина подолгу стоит на платформе, о чем думает, каково ее состояние.

Можно ли считать героиню стихотворения “На железной дороге” с ее мечтами о счастье каким-то исключением? В стихотворении есть очень емкая, многозначительная фраза: “Так мчалась юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая…”.

Она заставляет нас подумать о юности – быстропроходящей, о мечтах – часто несбывшихся… Стало быть, не только у этой одной “красивой и молодой” мечты оказались пустыми и бесплодными.

Так частный случай приобретает обобщающий характер.

Обратите внимание

Интересно будет узнать, что Блок сопровождал стихотворение “На железной дороге” следующим примечанием: “Бессознательное подражание эпизоду из “Воскресения” Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса”.

Читайте также:  Образ софьи в комедии «горе от ума»

Образ в лирике бывает обычно лаконичным и поэтому более емким и обобщающим, чем в произведении эпическом. Он дает возможность читателю самому домысливать недосказанное, наполнять его своим содержанием. Лирическое произведение рассчитано на то чтобы вызвать у читателя созвучное настроение, сопереживание, ответные чувства.

А потому введение каких-то частных, случайных деталей “привязывало” бы стихотворение к определенному единичному факту и тем самым сужало бы его значение.

Если бы речь шла о женщине, которая вышла именно к этому поезду, побуждаемая необходимостью, мы не смогли бы представить себе образ молодой мечтательницы с ее стремлением к лучше? жизни, с ожиданием чего-то прекрасного.

Кроме того, неоднократные посещения станции, постоянные ожидания, всегда обманутые надежды дают возможность почувствовать безвыходное положение героини.

Вследствие этого читатель глубже, эмоциональнее воспринимает мысль о том, что причиной трагической гибели молодой женщины явилась невозможность осуществить свои надежды.

Характер изображения героини в стихотворении “На железной дороге” обусловлен1 не только законами жанра лирического произведения, но и личностью поэта, его а индивидуальной творческой манерой.

Этот образ – проходящий мимо поезд – в стихотворении “На железной дороге” помогает правдиво, психологически убедительно объяснить трагедию одинокой несчастной женщины.

Важно

А правдивое изображение душевного мира героя, психологическая мотивировка поступков не менее важны в художественном произведении, чем точное, достоверное описание отдельных бытовых подробностей.

Современников Блока поражало его уменье раскрыть женскую душу и вместе с тем показать страшную судьбу, на которую обречены многие женщины в России. Об этом писала артистка О. Гзовская, вспоминая чтение стихотворения “На железной дороге” самим авто – ? ром ‘.

Интересные мысли о стихотворении Блока высказывал один из старейших и опытнейших мастеров советской поэзии М. Исаковский. Разбирая стихотворение одного начинающего поэта, он ссылался на четверостишие из блоковского стихотворения “На железной дороге”.

У Блока сказано так:

Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели, Молчали желтые и синие, В зеленых плакали и пели.

И когда Вы читаете эти строки Блока, то перед Вами возникает не только тот чисто внешний образ подходящего к станции поезда, но Вы видите и другой образ – образ более значительный и широкий.

Вы видите людей, едущих в поезде (хотя сказано об этом весьма кратко, лишь одним намеком), и через этих людей Вы как бы видите всю страну.

И именно это-то последнее и производит на Вас наибольшее впечатление” ‘.

Один из современных литературоведов справедливо пишет по поводу стихотворения “На железной дороге”: “Обычное происшествие газетной хроники становится страшным символом пустынной страны, в которой человеческая жизнь изнемогает в бесцельном мелькании”.

Читатель узнал из стихотворения не только о несчастном случае – самоубийстве молодой женщины. Перед нами раскрылась и душевная драма героини, и горькая судьба русских женщин, и безотрадная картина жизни дореволюционной России. Блок не случайно поместил стихотворение “На железной дороге” в цикле “Родина”.

Совет

Оно занимает свое особое место среди произведений, раскрывающих различные аспекты патриотической темы. “Стихотворение “На железной дороге” вносит черты реальной повседневности в абстрагированный.

Образ родины, выступающей в поэзии Блока то в виде девушки “разбойной красы”, то Жены или Невесты, то в признаках ее пейзажа с перелесками, куда унеслась гоголевская птица-тройка”.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Анализ стихотворения Блока “На железной дороге”

Другие сочинения по теме:

  1. Понятие “Родина” у Блока (“На железной дороге”) “Родина” для Блока – понятие широкое, поэтому он посчитал возможным включить в цикл “Родина” (вершинный цикл всего творчества Блока) стихотворения…
  2. Анализ стихотворения Блока “О доблестях” Стихотворение “О доблестях…” поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как “Я вас любил…” Пушкина. И все-таки нельзя…
  3. Анализ стихотворения А. Блока “Осенняя воля” Сочинения по литературе: Анализ стихотворения А. Блока “Осенняя воля” Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений…
  4. Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения А. А. Блока “Плачет ребенок. Под лунным серпом…” Стихотворение А. А. Блока “Плачет ребенок под лунным серпом…”, написано 14 декабря 1903 года и входит в книгу “Стихи о…
  5. Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения “О, весна без конца и без краю…”) Стихотворение А. А. Блока “О, весна без конца и без краю…” было написано 24 октября 1907 года, оно входит в…
  6. Анализ цикла стихотворений Блока “На поле Куликовом” При анализе поэтики Блока нужно учитывать, что 1908 год был годом мрачнейших переживаний поэта – личных и общественных. Поэтому и…
  7. Анализ сборника Блока “Нечаянная радость” События 1905 года оставили заметный след в творческой эволюции Александра Блока. Поэтому был сделан шаг в его движении к народу,…
  8. Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет…
  9. Лучшие стихотворения Александра Блока “Незнакомка”. Стих вошел в сборник “Нежданная Радость” (1907), которую сам Блок оценивал как “переходную книгу”, т. е. такую, в которой…
  10. Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Поэту” Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие…
  11. Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “Завещание” Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те…
  12. Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы” и стихотворения Ф. И. Тютчева “Silentium” При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к…
  13. Анализ стихотворения “Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта (“Нас, товарищ, двое”). Поэт призывает “Светить…
  14. Анализ стихотворения Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из…
  15. Анализ стихотворения Пушкина “Воспоминание” Примером философской лирики Пушкина последекабрьского периода были лирические пьесы-признания, одним из лучших образцов которых явилось стихотворение 1828 г. “Воспоминание”. Это…
  16. Анализ стихотворения Лермонтова “Тучи” Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и…
  17. План анализа стихотворения 1. Какое План анализа стихотворения 1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если…
  18. Анализ стихотворения Заболоцкого “Лесное озеро” Стихотворение “Лесное озеро” (I, 198) – подлинный шедевр, жемчужина лирики Н. Заболоцкого. Написано стихотворение в 1938 году. Экспозиция стихотворения дает…
  19. Анализ стихотворения Маяковского “Гуляем” Стихотворение давно Уже стало настольной книгой для родителей, мудрым наставником и другом нашей детворы. Стихотворение Маяковского “Гуляем”, созданное в 1925…
  20. Анализ стихотворения владимира маяковского Послушайте! Сочинения по литературе: Анализ стихотворения владимира маяковского Послушайте! Конечно, в наши дни отношение к нему изменилось. Многие мои сверстники думают,…

Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-bloka-na-zheleznoj-doroge/

На железной дороге

                                                        Посвящается Марии Павловне Ивановой

В полной мере ощутить глубину трагедии можно в стихотворении Александра Блока «На железной дороге», которое поэт написал летом 1910 года и посвятил Марии Павловне Ивановой. Что хотел автор передать женщине вопрос, история донесла до нас только то, что у Александра с семьей Павловых были тесные приятельские отношения.

В стихотворении рассказывается о гибели девушки под колёсами поезда. Уже с первых строк стихи цепляют за живое и не отпускают до последней буквы. Подчеркнуть красоту погибшей девушки Блок хочет использованием символизма. Цветной платок поверх косы говорит о молодости женщины, а некошеный ров подчеркивает точку жизненного пути, тот момент, когда человеку уже нет дело до мирских забот.

Ожидание без ответа

Девушка жила недалеко от железной дороги и часто под навесом ждала, когда пройдёт поезд. Этот момент из второго четверостишья говорит, что погибшая была местной жительницей и вряд ли железная дорога была ей в диковинку. Она ждала, когда мимо пролетали поезда, что кто-то посмотрит на неё из звенящих окон, но дела да одинокой девушки возле путей никому не было.

Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Автор не вдаётся в подробности, но анализ без погружения в глубины строк говорит, что красавица испытала в жизни немало горьких минут. Возможно, её возлюбленный не ответил взаимностью, может быть, она не могла сказать «да» на чьи-то страстные слова. Как мы увидим из концовки стихотворения, это и не важно.

Интересный момент виден далее, где поэт пишет:

Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Безучастие железной дороги

В царской России цвет вагонов зависел от класса. Плакали и пели в зелёных, потому что это вагоны 3 класса, где ехали простолюдины. Жёлтые вагоны были второго, а синие первого класса. Там ехали больше по делам, вдали от песен и плача, состоятельные пассажиры. Девушка возле железной дороги не вызвала интереса ни у кого.

Поезда и теперь, когда погибшая лежит возле путей, пробегают мимо со свистом, но до ней и сейчас нет дела. Не нужна была живой, уж, тем более не нужна мёртвой. Только раз взглянул было из вагона гусар, да и то сделал это из природного любопытства.

Блок не зря выбрал местом трагедии железную дорогу, ведь мчавшиеся по ней поезда хорошо символизируют пробегающую молодость.

Только вчера девушка была румяна и блистала красой, а сегодня лежит во рве и только взгляд остался, как у живой.

Она жила надеждой и верой, но пустынные глаза вагонов были безразличны – никто не взглянул приветливо из окошка, никто не приласкал в жизни и вот путь кончен.

Эпилог

В заключении стихотворения Блок сравнивает погибшую девушку с живой и не советует никому подходить к ней с вопросами.

В конце концов, неважно, что её убило – любовь, грязь жизни или колёса поезда! Факт остаётся один – независимо от причины гибели девушке больно, ведь всё равно где-то там придётся ответить за ранний уход, за то, что не выпила чашу жизни до дня, не поделилась с миром своей красотой.

Несмотря на драматизм стихотворения, есть в нём и ростки жизни. Блок учит нас ценить жизнь и до конца пить её горькую чашу, ведь дар рождения дан нам свыше. Также автор намекает, что молчание, порой, лучше, чем неуместные вопросы.

Обратите внимание

Под насыпью, во рву некошенном,Лежит и смотрит, как живая,В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинноюНа шум и свист за ближним лесом.Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —Нежней румянец, круче локон:Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,Подрагивали и скрипели;Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стекламиИ обводили ровным взглядомПлатформу, сад с кустами блёклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежноюОблокотясь на бархат алый,Скользнул по ней улыбкой нежною…

Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,В пустых мечтах изнемогая…Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Да что? — давно уж сердце вынуто!Так много отдано поклонов,Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,Вам всё равно, а ей — довольно:Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — всё больно.

14 июня 1910 года

В концовке аудиозапись стихотворения в исполнении Жоржа Октавио.

Источник: http://stihirus24.ru/aleksandr-blok/255-na-zheleznoj-doroge.html

Александр Блок – На железной дороге: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,

Читайте также:  Анализ книги джона рида «десять дней, которые потрясли мир»

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Важно

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,

Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все больно.

Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока

Стихотворение «На железной дороге» (1910 г.) входит в цикл Блока «Родина». Поэт изобразил не просто случайный эпизод гибели женщины под колесами паровоза. Это символический образ тяжелой русской судьбы. Блок указывал, что сюжет основан на трагической истории гибели Анны Карениной.

Из содержания произведения нельзя понять, кем была женщина при жизни и к какому относилась сословию. По некоторым деталям можно заключить, что не к высшему. Цветной платок и косы могут указывать на крестьянку. К тому же железнодорожная станция располагается «за ближним лесом», женщина прекрасно слышит звук приближающегося паровоза.

Несомненно лишь то, что героиня глубоко несчастна. Приходить на станцию ее заставляют страдания и надежда на счастье.

Совет

Перед прибытием паровоза женщина всегда сильно волнуется и старается придать себе более привлекательный вид («нежней румянец», «круче локон»).

Такие приготовления характерны для девушки легкого поведения. Но вряд ли железнодорожная платформа подходящее место для поиска клиентов.

Блок предлагает читателю самому «дорисовать» судьбу женщины. Если это крестьянка, то она может пытаться вырваться из деревенской жизни. Автор особо выделяет мимолетную улыбку гусара, которая на мгновенье подарила девушке надежду. Эта сцена напоминает «Тройку» Некрасова. Разница лишь в средстве передвижения.

Но дня проходят за днями, а пассажирам проходящих паровозов нет никакого дела до одинокой девушки. Ее молодость безвозвратно проходит в тоске и бесполезном ожидании. Героиня приходит в отчаяние, ее бесконечные «поклоны» и «жадные взоры» не приводят ни к какому результату.

Подруги, вероятно, уже давно нашли себе спутников жизни, а она до сих пор живет в своем воображении. В таком состоянии она принимает решение о самоубийстве. Железная дорога забрала у нее молодость, пускай забирает и ее жизнь. Физическая смерть больше не имеет значения, так как девушка уже давно «любовью… раздавлена».

Она испытала настоящую боль при жизни.

В последней строфе автор предупреждает: «Не подходите к ней с вопросами, вам все равно…». Казалось бы, это мертвой девушке уже «все равно». Но Блок специально заостряет на этом внимание.

Люди посудачат и разойдутся по своим делам, забыв о случившемся. А девушка испила чашу страданий до конца. Смерть стала для нее облегчением.

Обсуждение ее судьбы и мотивов, толкнувших на самоубийство, станет осквернением памяти чистой души.

Обратите внимание

Стихотворение «На железной дороге» заставляет задуматься о причинах, толкающих молодых и здоровых людей на самоубийство. В христианстве это считается страшным грехом. Но к такому шагу может привести обычное равнодушие окружающих, которые в нужный момент не захотели поддержать отчаявшегося человека.<\p>

Читать стих поэта Александр Блок — На железной дороге на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksandr-blok-na-zheleznoj-doroge/

Анализ стихотворения А. Блока «На железной дороге» на Сёзнайке.ру

Написать стихотворение «На железной дороге» Блока, как он сам говорил, подвигло вдохновение, которое он черпал из романов Толстого «Анна Каренина» и «Воскресенье».

В этих произведениях Толстой рассказывает историю падения двух совершенно разных женщин, с совершенно разными судьбами и стремлениями.

Одна – влюбилась и пошла на грех, отречение и не выдержала, вторая – не любившая, но обездоленная.

Автор подает картину из жизни отдельной женщины, как вырванную из текста цитату. По ней мы не пойме всего произведения, но можем уловить одну единственную мысль. Александр Блок не рассказывает нам о том, что было до того, как девушка оказалась «во рву некошеном».

Не рассказывает он нам и о событиях, которые случились или могли бы случиться после. Указано только то, что раньше эта девушка «красивая и молодая» появлялась совершенно в ином обличие («шла походкой чинною»), что кардинально отличается от нынешнего ее состояния.

Этот стих знакомит нас не столько со странным событием – девушка лежит во рву и всматривается проезжающие мимо поезда – сколько с психологическим, моральным состоянием героини, столь необычным и достоверно неизвестно чем спровоцированным.

Можно утверждать, что состояние это – нечто, сродни совокупности опустошенности, разочарования, которое приводит девушку в полоумие на перрон. Это уже никого не удивляет.

Важно

И не только потому, что она стала уже привычной, даже неотъемлемой частью вокзального пейзажа. Не без иронии будет сказано, но порядочные девушки где попало не лежат. Люди мчаться по своим делам.

Зачем им разбираться в судьбе девушки, искать виноватых, если уготован вердикт всевидящим общественным мнением – презрение?

Но что ей до мнения чьего-то, если при каждом приближении тех «трех ярких глаз набегающих», надежда снова движет девушкой? Но уже не надежда, что из вагона выйдет кто-то искомый, конкретный.

Она ищет хотя бы просто пристальный взгляд, который выловит ее из монотонности пейзажа, за которым смотрят скучающие пассажиры. Единственное, что ей выпало – это беглый нежный взгляд гусара, который лишь скользнул взглядом, но «поезд вдаль умчало».

И кто знает, что отразилось в этом взгляде, и что искала девушка. Может сострадание, а может понимание или же просто желание быть замеченной хоть на миг.

Но как бы там ни было, но Блок дает нам понять, что поиск и надежда эта – это не то, такое привычное для нас, чувство. Это нечто, сродни бреда или наваждения, потому что ее сложно назвать живым человеком.

Даже сравнение «как живая» настаивает на обреченности состояния. По сути, жизнь ее превратилась в сугубо физическое существование.

И расспросами донимать ее – это только бередить раны, коих видимо предостаточно, чтобы просто утолить свое любопытство.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10914—–l–r

Анализ стихотворения “на железной дороге” а.а.блока

Стихотворение “На железной дороге” включено в цикл стихов А. Блока “Родина”. Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдёт о России. Кто она, Россия? Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. Она раздавлена любовью, грязью иль колёсами – всё больно. Неужели это некогда великая Россия?<\p>

Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, “шла походкой чинною”. В большей части стихотворе-ния поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим. “Бесполезная юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием, безнадёжностью положения. Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, не замечают её и теперь, потому что момент упущен, теперь эта девушка скрыта “под насыпью”. Она раздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колёсами. Поэт ставит высокое чувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи.<\p>

Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе. В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию, раздавлена, а в другом мире, она живёт полноценной жизнью, со всеми её волнениями и ощущениями. У каждой страны своя судьба, и она развивается по спирали: удачные времена проходят, им на смену приходят годы лишений и страданий. Блок, главным образом, описывает годы, “чинного шествия” России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности. Реалистичность – основная черта этого стихотворе-ния.<\p>

Совет

Как известно, Блок – поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать своё толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, – это жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе. Каждый день проносятся всё те же поезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают всё те же сонные лица. Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стёкла вагонов, и, кажется, не замечают Её. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, всё равно через секунду будут уже далеко. Получается, что люди не только не замечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днём ждать, “быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон”, то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль. Эта девушка, Россия, пережива-ет за каждого своего гражданина. Если человеку не безразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен.<\p>

По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном. Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик, “Россия вспрянет ото сна…”<\p>

В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и “яркие глаза” (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам). Синий – цвет неба, возвышенный – вагоны для богатых, жёлтый – яркий, режущий глаза цвет тепла и, в то же время, болезни – средний класс, а зелёный – цвет травы, близости к земле – вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стёкол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне – алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.<\p>

Снаружи растут лесные деревья, за лесом – длинная платформа, на ней – навес. Цветовая гамма не приглушённая, но довольно спокойная. Зелёный цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не даёт “цветовых” определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.<\p>

Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задаёт тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому-то сопутствует удача, кто-то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу.<\p>

В мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом – слышится обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом (звуки жизни, приближаю-щегося поезда), скрип, свист, удары вагонов о рельсы – неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.<\p>

Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков “с” (мчалась, юность бесполез-ная, тоска, свистела, сердце) усиливает свист и шум вагонов.<\p>

Стихотворение “На железной дороге” нельзя назвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скорое возрождение России, как в одноимённом стихотворении. Своеобразное “пессимистическое” кольцо, первое и последнее четверостишия, заставляет читателя задуматься, что же ждёт страну дальше, каков может быть и должен быть вклад отдельного человека для благополучия России. Ответы на эти вопросы каждый решает для себя сам.<\p>

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/170/blok-a-a

Ссылка на основную публикацию