Аргументы из литературы по направлению «равнодушие и отзывчивость»

Проблема равнодушия и отзывчивости. Аргументы к сочинению

мы видим двух героев – Егора Полушкина и Фёдора Бурьянова. Показательно их отношение к природе родного края. Поставленный егерем, Бурьянов незаконно рубит лес себе на дом, безжалостно обдирает липу на лыко, за деньги водит людей на рыбалку и охоту в заповедный лес и на озеро. Он равнодушен абсолютно ко всему, кроме собственной выгоды.

Но, как пишет Васильев, при этом герой – самый уважаемый человек в округе. Совсем другой Егор Полушкин: у него сердце щемит, когда туристы поджигают муравейник, мешающий отдыхать на природе, он горюет, что на деревообрабатывающий завод ушли почти все бескрайние раньше леса и не селятся больше на озере лебеди.

Он не может работать «без сердца», просто ради денег, поэтому и не задерживается ни на одной работе подолгу, так как к любому делу подходит с душой, а не формально. Всё это, конечно же, не нравится начальству, которому нужен «срочный план». Став егерем вместо Бурьянова, Егор первым делом занимается облагораживаем и защитой родного леса.

Обратите внимание

Так, он вырезает деревянные указатели в виде лесных зверушек, а вместо запретительных надписей вместе с сыном устанавливает щиты со стихами предупредительного характера, покупает на собственные деньги в Москве лебедей и привозит их на озеро.

Защищая именно этих птиц, и погибает Егор от рук браконьеров, которых привёл в заповедник бывший лесничий Бурьянов, желающий отомстить Полушкину за своё потерянное «благополучие» и «всеобщее уважение».

   Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале<\p>

И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

   Равнодушен полковник из рассказа<\p>

такой блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами.

Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого. Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены.

Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла.

И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

   Равнодушен Берг, зять семьи Ростовых,<\p>

Во время того как жители спешно покидают Москву, куда вот-вот должен вступить Наполеон, у Берга одно желание – подешевле купить дорогую мебель и прочие вещи, которые люди готовы отдать за бесценок. Он идёт в дом Ростовых просить лошадей и телегу, чтобы вывезти всё из города.

Важно

Перед своим тестем, графом Ростовым, Берг оправдывает себя тем, что этот подарок будет приятен дочери Ростова и его, Берга, жене – Верочке.

Каково же его удивление, когда он видит, как юная Наташа Ростова, кипя негодованием, буквально заставляет мать отдать подводы, приготовленные для перевозки вещей («приданого»), раненым солдатам, двигающимся после Бородинского сражения в тыл.

<\p>

   Вообще, за редким исключением, высшее общество Петербурга и Москвы (эта, по словам Толстого, «великосветская чернь») показано писателем абсолютно безучастным к чему бы то ни было, кроме собственного благополучия. Война для них – лишь возможность получить новые чины и награды, но никак не трагедия народа.

Их ложный патриотизм комичен. Так, они отказываются говорить на французском языке, называя его языком «корсиканского чудовища», захватчика, тирана и убийцы – Наполеона.

Конечно, не таков Пьер Безухов, на собственные деньги снаряжающий целый полк, спасающий чужую девочку из горящего дома во время пожара в Москве и называющий себя её отцом, чтобы защитить от французских солдат. Не равнодушен Андрей Болконский, отказывающийся от службы в чине адъютанта Кутузова при штабе и вместо этого становящийся полковым офицером, которого солдаты за заботу о них впоследствии ласково назовут «наш князь».

   Множество примеров равнодушия мы находим в произведениях А.П. Чехова. Так,  главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги.

С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей.

Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

   Другой герой Чехова<\p>

Совет

из бессребреника, врача, мечтающего помогать людям, постепенно превращается в человека, апатичного к любым проявлениям жизни – любви, природе, дружбе. Лишь одна страсть волнует его сердце – это деньги.

   Похожего героя мы находим в ещё одном 

всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл.

Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей.

Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

говорится о том, как люди отказываются выйти в глухую морозную ночь на крики, раздающиеся вдалеке. Это крики о помощи. Герои оправдывают себя тем, что испортилось ружьё, что это не их дело, да и вообще: кто будет ходить по лесу в метель. Они благодарят Бога за то, что заборы у них высокие, а во дворе злые собаки… Все они воплощение «чёрствого благоразумия».

   Совсем другого героя мы встречаем на страницах 

помогает семье Мерцаловых, оказавшейся в ужасающих условиях: отец в бесплодных поисках работы, смерть старшей дочери, тяжёлая болезнь младшей девочки.

Всех их ожидает гибель от голода или, в лучшем случае, – приют для бездомных.

Доктор помогает Мерцаловым, даже не называя себя, а на просьбу главы семейства сказать своё имя, чтобы дети могли помолиться за доброго человека, лишь машет рукой, отправляет его к семье и просит никогда не отчаиваться.

   Не остался безучастным к чужому горю и герой 

Андрей Соколов, переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

рассказывается история шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие.

Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях.

Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых.

Обратите внимание

Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

рассказывает историю Николая – владельца небольшой гостиницы. Но Николаем его уже почти никто не называет. Его прозвали как библейского персонажа – Ноем, а его гостиницу – Ковчегом.

Это произошло потому, что мужчина не стремится обогатиться за счёт туристов, напротив, часто бесплатно предоставляет жильё людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Трое из таких людей живут в гостинице уже долгое время и стали семьёй для Николая и его жены.

Именно неравнодушие главного героя, его доброта и милосердие к другим помогают герою в беде. Отцу Николая требуется дорогостоящая операция, но денег на неё нет. Выход – продать гостиницу, но тогда герой уже не сможет помогать нуждающимся, предоставляя им кров и пищу.

И здесь на помощь приходят разные люди, которых когда-то Николай поддержал. Они собирают нужную на операцию сумму денег, чтобы «Ковчег» и дальше мог служить пристанищем тем, кто в этом остро нуждается.

Источник: http://literarus.ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-ege-2/problema-ravnodushiya-i-otzyvchivosti/

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
“Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.”

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли.

Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.

Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.

Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”

Направление
Примерный список литературных произведений
Носители проблемы
Равнодушие и отзывчивость А. П. Чехов «Тоска» Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
И. С. Тургенев «Два богача» Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
А. Куприн «Чудесный доктор» Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
А. М. Горький «Старуха Изергиль» Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
И. А. Бунин «Лапти» Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.
Кондратьев «Сашка» Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
М. Карим «Помилование» Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
В. Распутин «Прощание с Матерой» Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
В. Распутин «Уроки французского» Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
Б. Екимов «Ночь исцеления» Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.
А. Платонов «Песчаная учительница» Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
А. Платонов «Корова» Вася, подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.
А. Платонов «Юшка» Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
К. Паустовский «Телеграмма» Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
В. Астафьев «Записка» Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
В. Закруткин «Матерь человеческая» Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
О.Генри «Последний лист» Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
Е. Носов «Кукла» Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..
Читайте также:  Сочинение 15.3 «что такое доброта?» по тексту лиханова

«Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2019 года.

Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих.

В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.<\p>

Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».

Важно

О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства.

А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.

Другие направления итогового сочинения:

  • Верность и измена
  • Человек и общество
  • Смелость и трусость
  • Цели и средства

Источник: https://examer.ru/ege/2019/itogovoe-sochinenie/ravnodushie_i_otzivchivost

«Равнодушие и отзывчивость» — итоговое сочинение

Ниже пример итогового сочинения на тему «Равнодушие и отзывчивость в обществе» с литературными примерами.

«Равнодушие и отзывчивость в обществе»

Вступление

Равнодушие и отзывчивость — два противоположных понятия, обозначающих различное отношение людей к тому, что происходит вокруг. То и другое явление имеет место быть в современном нам обществе, причем равнодушие, по мнению психологов и социологов, значительно преобладает.

Проблема

Основной проблемой наших взаимоотношений с окружающими становится различное отношение людей к одной и той же ситуации, к одному и тому же событию. Почему одни равнодушны к проблемам ближних, а другие не могут не помочь человеку в трудной жизненной ситуации?

Тезис №1

Я считаю, что нельзя быть равнодушными к несчастьям и бедам окружающих, потому что невозможно знать заранее, что тебя ожидает в дальнейшем и вполне возможно, что завтра тебе самому может потребоваться чья-то помощь.

Аргументация

Так в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Нищий» лирический герой не может пройти мимо нищего старика, просящего подаяния. Он настолько растерян, когда не может ничего найти, что могло бы пригодиться просящему, что, в конце концов, просто протягивает ему руку и говорит, что у него нет ничего, называя старика братом.

В ответ нищий благодарит его и отвечает, что это тоже подаяние, когда человек неравнодушный старается помочь тем, что у него есть. А не находя ничего, проявляет простое человеческое отношение к просящему.

Вывод

Чем менее равнодушными мы будем к окружающим, чем больше отзывчивости будем проявлять, тем больше шансов у нашего общества к построению светлого будущего.

Тезис №2

Равнодушие — самое страшное, чего следует опасаться людям.

Аргументация

Об этом говорит и известный американский поэт Ричард Эберхарт. Размышляя о том, чего следует бояться, он убежден, что врагов бояться не стоит, так как самое большое, что они смогут сделать — убить.

Друзей тоже нет смысла бояться. Все, что они могут — предать. «Бойся равнодушных, — говорит он, — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

Вывод

Равнодушие — страшный грех, так как оно порождает мертвенность души.

Тезис №3

Все мы — часть единого целого, страдание одних вызывает несчастья других. Чем быстрее мы это осознаем, тем проще будет находить общий язык друг с другом.

Аргументация

Эрнест Хемингуэй в своем романе «По ком звонит колокол» утверждает, что все мы — часть одного большого материка, и все мы зависим друг от друга. По его мнению, если часть суши смоет, то это отразится на всем человечестве. «Смерть каждого человека умаляет и меня, — говорит он, — ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».

Вывод

Только отзывчивость и взаимопомощь помогут нам сохранить общество, человечность и нравственность.

Общий вывод (заключение)

Мы сами строим свою жизнь, выстраиваем взаимоотношения с окружающими нас людьми. Только от нас зависит, будут ли эти взаимоотношения построены на любви и уважении, или же они будут наполнены холодностью и цинизмом.

Равнодушие и отзывчивость — две стороны одной медали. В зависимости от того, какую сторону выберет большинство из нас, наша жизнь будет наполняться соответствующими эмоциями. В интересах каждого из нас, чтобы она была наполнена милосердием и взаимопомощью.

Источник: http://spadilo.ru/ravnodushie-i-otzyvchivost-itogovoe-sochinenie/

Образцы сочинений по направлению “Равнодушие и отзывчивость”

Что значит быть отзывчивым?

Что значит быть отзывчивым? Думается, все люди примерно одинаково ответят на это вопрос: быть отзывчивым – значит легко откликаться на чужие нужды, помогать другим. Такой человек не станет равнодушно смотреть на горести других, не отвернется с видом «меня это не касается», а постарается сделать все, чтобы облегчить положение тех, кто попал в беду.

В художественной литературе можно найти немало примеров, наглядно показывающих, что значит быть отзывчивым. Вспомним роман В.Гюго «Отверженные». В нем рассказывается о епископе Бьенвеню, который неустанно творил добро. Однажды поздним вечером в его дом пришел Жан Вальжан.

Уставший и голодный, он искал помощи, но уже не чаял ее получить, ведь все люди, едва узнав, что он только что освободился с каторги, немедленно выгоняли его. Однако епископ был по-настоящему отзывчивым человеком: он впустил Жана Вальжана в свой дом, усадил за стол, велел приготовить ему постель.

Для него неважно было прошлое этого совершенно незнакомого ему человека, он видел лишь, что тот нуждается в помощи, и готов был ее оказать. Надо сказать, что Жан Вальжан отплатил ему злом на добро: он обокрал облагодетельствовавшего его священника.

Когда каторжника поймали и снова привели в дом к монсеньору Бьенвеню, тот не стал требовать для него наказания. Напротив, движимый сочувствием к несчастному человеку, он сказал полиции, что сам подарил Жану Вальжану серебряные приборы.

Почему он так поступил? Ответ прост: потому что быть отзывчивым – значит не желать никому зла, в любой ситуации быть готовым понять другого, помогать, несмотря ни на что.

Еще один пример отзывчивости находим в новелле О.Генри «Последний лист». В ней рассказывается о юной художнице по имени Джонси, которая тяжело заболела. Шансы выжить у нее были один к десяти. Сама Джонси понимала это и уже ждала смерть.

Совет

Она смотрела в окно на противоположную стену дома, увитую плющом. Была осень, и листья опадали один за другим. Джонси была уверена: как только упадет последний лист, оборвется и ее жизнь. Ее соседка по комнате рассказала об этом старому художнику Берману.

Казалось бы, чем он мог помочь в этой ситуации? Но Берман, будучи отзывчивым человеком, не мог равнодушно смотреть, как умирает юная девушка. Холодной ненастной ночью, когда с плюща облетел последний лист, он вышел из дома.

Под проливным дождем, пронизываемый насквозь ветром, он нарисовал на стене листочек, который никогда не упадет с ветки, что бы ни случилось. Глядя на него, Джонси обрела надежду и победила болезнь. А Берман? К несчастью, продрогший старик заболел и через два дня умер.

Мы видим, что добрый поступок стоил ему жизни. Понимал ли он, чем рискует? Думается, да. Но ведь быть по-настоящему отзывчивым – это значит не думать о себе, о собственном благополучии, если кто-то рядом в беде.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что отзывчивость всегда будет неотъемлемой частью нашей жизни, победит мрак равнодушия и черствости.

(452 слова)

Трудно ли быть отзывчивым?

Трудно ли быть отзывчивым? Думается, однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, быть отзывчивым – значит отдавать свое время и силы, материальные средства, подчас жертвовать собственным благополучием. А это не так просто, и далеко не каждый человек готов к этому.

С другой стороны, по-настоящему отзывчивые люди не думают о себе, для них стремление помочь другому так же естественно, как дыхание, и не требует моральных усилий, борьбы с собой.

Читайте также:  Современные книги для детей: список и описание

Отзывчивость можно сравнить со способностью летать: для птицы это легко и просто, ведь она рождена для полета; для других же это трудно или даже вовсе невозможно. Поэтому, наверное, можно утверждать, что все зависит от характера человека.

Обратите внимание

Если он по природе своей альтруист, то проявлять отзывчивость для него нетрудно, если же человек эгоистичен и собственное благополучие для него важнее, то помогать он не станет, разве что посочувствует на словах.

Обратимся к литературным примерам. В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» мы видим учительницу Лидию Михайловну, которая узнала, что ее ученик голодает и играет на деньги, чтобы покупать себе молоко.

Сначала она пыталась ему помочь, так сказать, легальными способами: оставляла ужинать, отправила посылку с макаронами и гематогеном. Но мальчик не принял ее помощь.

Казалось бы, что еще она могла для него сделать? Писатель показывает, что Лидия Михайловна была готова даже пренебречь этическими нормами поведения учителя ради помощи ребенку и сама стала играть с ним на деньги, естественно, давая ему возможность выигрывать.

Понимала ли она, что рискует карьерой и за этот поступок ее могут уволить? Несомненно, она не могла осознавать, какие последствия ее ожидают. Трудно ли было это решение для нее? Думается, нет. Можно предположить, что желание помочь нуждающемуся ученику было естественным и даже единственно возможным для отзывчивой женщины.

Вспомним теперь рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила». Мы видим, как Поликарп Семенович Иудин размышляет о тяжелом положении бедных людей, о том, как легко было бы помочь людскому горю, сделать доброе дело.

Однако в то же самое время, когда бедная женщина приносит ему костюм и просит за него семь рублей, ведь у нее больны дети и очень нужны деньги на лекарства, Иудин не собирается поступаться собственной выгодой и приказывает не давать ей больше пяти. Прибыль для Иудина важнее, и пожертвовать хоть самую малость, чтоб кому-то помочь, он не готов.

Все, на что он способен, это лишь размышлять: “Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…” Для него проявление отзывчивости на деле, а не на словах не только трудно, но даже невозможно.

Важно

Таким образом, можно прийти к выводу: если человеку свойственно такое качество, как отзывчивость, то проявлять ее для него нетрудно, даже если приходится чем-то жертвовать ради других; если же человек больше всего печется о себе и своем благополучии, то проявлять отзывчивость для него вовсе невозможно, он, возможно, и посочувствует в душе, но принимать деятельное участие в судьбе нуждающегося не станет.

(458 слов)

Н.Г.Люфахуан

 

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/vypusknoe-2018/ravnodushie-i-otzyvchivost/2799-obraztsy-sochinenij-po-napravleniyu-ravnodushie-i-otzyvchivost

Равнодушие и отзывчивость в произведении Чехова «Тоска», примеры, аргументы к ЕГЭ 2018

В своем рассказе «Тоска» Чехов рисует безрадостную картину равнодушного города, который словно для усиления эффекта укрыт плотным снегом. В этом городе потерялся извозчик Иона. Он кого-то куда-то везет, на него кричат и ругают, он угодливо поддакивает седокам, а самого иону в это время сжигает острая тоска по умершему сыну.

И он испытывает непреодолимое желание с кем-нибудь поговорить, облегчить душу, рассказать о своей несчастье.

Но он видит только равнодушные кивки и слышит пустые фразы в ответ — никому на свете нет дела до его бед. Никто не пытается унять тоску Ионы. Усталый и почти без денег возвращается он на двор и там наконец находит свое утешение. Его лошадь стала тем единственным слушателем, которого смог найти Иона.

В мире равнодушия только с лошадью и остается говорить.

ЕГЭ 2018. Как написать итоговое сочинение — рассуждение Равнодушие и Отзывчивость по произведению Антон Павловича Чехова «Тоска»

Старый извозчик Иона в рассказе «Тоска» одинок и несчастен. Он целый день сидит под снегом и редкие пассажиры не могут отвлечь его от печальных мыслей.Его гложет тоска — уже неделя прошла с тех пор, как умер его сын.

Ионе хочется простого людского сочувствия, хочет, чтобы кто-нибудь выслушал его рассказ, кто-то поохал и поахал, кто-то проявил сочувствие, но вместо этого он везде натыкается на совершенное равнодушие.

Никому нет дела до старого извозчика и его беды. Военный пожимает плечами, помер и помер, веселые студенты сподобились на сочувственное «Все там будем», молодой извозчик просто лег спать. Равнодушное общество в котором очутился Иона не терпит сочувствия. Здесь каждый сам за себя и каждого беспокоят только его проблемы.

А что Иона?

Иона выходит к своей лошадке и только тут находит молчаливое сострадание и отзывчивость. Лошадка выслушивает все, что накопилось на душе Ионы и хочется верить, это хоть немного но помогло бедному старику.

О чем писать в сочинении Равнодушие и Отзывчивость по произведению «Тоска»

В произведении Тоска ярко показано людское равнодушие.

У главного героя, старика Ионы, который работает извозчиком, умирает сын.

Старик одинок, ему даже не с кем поделиться своим горем, он не может раже выговориться, выплеснуть свою тоску.

Люди не хотят его слушать, и поэтому старик Иона разговаривает с лошадью.

Военный, который нанимает перевозчика, молодые люди, его следующие пассажиры, дворник… полнейшее равнодушие.

Дворник даже озлобляется на извозчика и гонит его прочь.

В результате Иону слушает только лошадка, и старик выговаривается ей, сам того не замечая.

Рассказ Тоска очень и очень ярко показывает людское равнодушие к проблемам других.

Источник: http://faston24.ru/ravnodushie-i-otzyvchivost-v-proizvedenii-chehova-toska-primery-argumenty-k-ege-2018/

Аргументы к направлению Равнодушие и отзывчивость

К.Г.Паустовский. Телеграмма (в сокращении, читается за 8 минут)

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах.

Совет

Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта – портрет ее отца, а вот эта – маленькая, в золотой раме – подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной».

Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником.

Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрет она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала.

А в селе – называлось оно Заборье – никого не было, с кем бы можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго.

Не расскажешь же об этом Манюшке, дочери соседа, колхозного сапожника, – девчонке, прибегавшей каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар.

Изредка заходил сторож при пожарном сарае – Тихон, тощий, рыжий. Он еще помнил, как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу. Тихон был тогда мальчишкой, но почтение к старому художнику сберег на всю жизнь. Глядя на его картины, он громко вздыхал:

– Работа натуральная!

Тихон хлопотал часто без толку, от жалости, но все же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. И каждый раз, уходя, останавливался в дверях и спрашивал:

– Не слышно, Катерина Петровна, Настя пишет чего или нет?

Катерина Петровна молчала, сидя на диване – сгорбленная, маленькая, – и всё перебирала какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Тихон долго сморкался, топтался у порога.

– Ну что ж, – говорил он, не дождавшись ответа. – Я, пожалуй, пойду, Катерина Петровна.

– Иди, Тиша, – шептала Катерина Петровна. – Иди, бог с тобой!

Обратите внимание

Он выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать. Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, – без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.

Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад.

Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать.

Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух.

Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он осторожно придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо.

Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.

Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами.

Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову теплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.

Важно

Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.

«Ненаглядная моя, – писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки.

Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, – смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу. Нынче осень плохая.

Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

Настя работала секретарем в Союзе художников. Работы было много: устройство выставок, конкурсов – все это проходило через ее руки.

Читайте также:  Разбор песни «чернила»: в чем смысл трека?

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, – решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

Настя вернулась домой, в свою старинную комнату на Мойке, с лепным золоченым потолком, и только там прочла письмо Катерины Петровны.

– Куда там сейчас ехать! – сказала она и встала, – Разве отсюда вырвешься!

Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней – и положила письмо в ящик письменного стола.

Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева.

…В дверях появилась курьерша из Союза – добрая и бестолковая Даша. Она делала Насте какие-то знаки. Настя подошла к ней, и Даша, ухмыляясь, подала ей телеграмму.

Настя вернулась на свое место, незаметно вскрыла телеграмму, прочла и ничего не поняла:

«Катя помирает. Тихон».

«Какая Катя? – растерянно подумала Настя. – Какой Тихон? Должно быть, это не мне».

Совет

Она посмотрела на адрес: нет, телеграмма была ей. Тогда только она заметила тонкие печатные буквы на бумажной ленте: «Заборье».

Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу.

Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.

«Ненаглядная моя, – вспомнила Настя недавнее письмо. – Ненаглядная!»

Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.

Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.

«Поздно! Маму я уже не увижу», – сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама».

Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.

«Что ж что, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

Настя вышла на Невский проспект, к городской станции железных дорог.

Она опоздала. Билетов уже не было.

Настя стояла около кассы, губы у нее дрожали, она не могла говорить, чувствуя, что от первого же сказанного слова она расплачется навзрыд.

Пожилая кассирша в очках выглянула в окошко.

– Что с вами, гражданка? – недовольно спросила она.

– Ничего, – ответила Настя. – У меня мама… Настя повернулась и быстро пошла к выходу.

– Куда вы? – крикнула кассирша. – Сразу надо было сказать. Подождите минутку.

В тот же вечер Настя уехала. Всю дорогу ей казалось, что «Красная стрела» едва тащится, тогда как поезд стремительно мчался сквозь ночные леса, обдавая их паром и оглашая протяжным предостерегающим криком.

В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище – земля на нем смерзлась комками – и холодную темную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно.

В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.

Обратите внимание

Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.

Источник: https://multiurok.ru/files/arghumienty-k-napravlieniiu-ravnodushiie-i-otzyvch.html

Равнодушие и отзывчивость – Итоговое сочинение 2017 – 2018, готовые аргументы и тезисы

Категория: Темы итогового сочинения 2017-2018

Темы итогового сочинения 2017 – 2018

«Равнодушие и отзывчивость».

 Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

Можно рассматривать данную тему с двух сторон: по отношению к двум отдельно взятым личностям и по отношению к человеку и обществу, природе вокруг. Мир жесток, особенно животный, в нём, как нам известно из уроков биологии, выживает сильнейший, наиболее приспособленный. Но мы, люди, замечаем чужие трудности и проблемы, мы способны и даже должны помогать тем, кто в этом нуждается.

Самые захватывающие литературные произведения – те, которые напоминают нам о реальной жизни, близки к ней. Иной раз, читая книгу, ты сопереживаешь персонажу автора, чувствуешь все его горести на себе.

В произведениях мы можем встретить совершенно разных персонажей: нуждающихся в помощи, тех, кто готов всегда прийти на помощь, тех, кто никогда не задумывается о проблемах других и даже тех, из-за кого кто-то попадает в беду.

Данное направление широко, но одновременно с тем несёт в себе единственную истину – всегда нужно думать о людях вокруг себя и не бросать ближнего в беде. 

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2017. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис.

Здесь направление “Равнодушие и отзывчивость” раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл.

Важно

И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)
  2. Спокойствие — сильней эмоций. Молчание — громче крика.
  3. Равнодушие — страшней войны. (М. Лютер) В пути нужен спутник, в жизни — сочувствие. (пословица)
  4. Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости… (Э. Золя)
  5. Встать на путь диалога — гораздо более эффективно и разумно, чем пытаться доказывать, каким эгоистичным или отзывчивым может быть каждый. (Х. Букай)
  6. Отзывчивость ближних — это зачастую лучший психолог или психиатр. (Л. Виилма)
  7. Жизнь многому учит, но только не такту, не отзывчивости, не умению помочь человеку в трудную минуту. (И. Шоу)
  8. Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствиеокружающим. (Ф. А. Искандер)
  9. Коль горе чужое тебя не заставит страдать, Возможно ль тебя человеком тогда называть? (Саади)
  10. Чем более живешь, тем более убеждаешься в том, что возбудить к себе сочувствие — есть редкость и счастье — и что должно этим счастьем дорожить. (И.С. Тургенев)
  11. Кто обрел способность искренне сочувствовать людскому горю, хотя бы в одном-единственном случае, тот, получив чудодейственный урок, научился понимать всякое несчастье, как бы на первый взгляд странно или безрассудно оно ни проявлялось. (С. Цвейг) 
  12. Холодность — следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. (Ч. Лэм)
  13. Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак». (Э. Золя)
  14. Терпимость неизбежно ведет к равнодушию. (Д. Дидро)
  15. Подростки, конечно, существа эмоционально нежные и в высшей степени ранимые, однако с сочувствием у них не очень. Это приходит позже, если вообще приходит. (С. Кинг)
  16. Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. (К. А. Гельвеций)
  17. Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а всего труднее — равнодушие. (К.Л. Бёрне)
  18. Равнодушие — тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль)
  19. Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу)
  20. Эгоизм — это первопричина рака души. (В. А. Сухомлинский)
  21. Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи. (Л.Н. Толстой)
  22. Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)
  23. Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)
  24. Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. (Дон-Аминадо)
  25. Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)
  26. Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо) 
  27. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький)
  28. Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов)
  29. Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинакого безразличны. (О. Уайльд)
  30. Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками)
  31. Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление. (Г. Лихтенберг)
  32. Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)
  33. Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)
  34. Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
  35. Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. (Ги де Мопассан)
  36. Настоящая помощь всегда приходит от того, кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно действенно… (Ф. С. Фицджеральд)
  37. Одного сочувствия недостаточно. Поступки говорят громче слов. (Н. Вуйчич)
  38. Чрезмерное сочувствие часто становится преградой. Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи. (индийская пословица)
  39. Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! (Ф. М. Достоевский)
  40. Не сочувствуй слишком людям, которые несчастны. Если кто-то несчастен, помоги, но не сочувствуй. Не внушай ему идею, что страдание — это что-то стоящее. (Ошо)
  41. Она сказала в том смысле, что, когда умирает любимое животное, человек остаётся один со своим горем, никто сильно не сочувствует. Когда умирает близкий человек, тогда все понимают, и кто искренне, кто формально, а кто за компанию, но все понимают и сочувствуют. А вот умер кот, говорила она, и одиночество страшно обнажилось. (Е.В. Гришковец)
  42. Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие. (К. Берне)
  43. Не будьте рав­нодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький)

Источник: http://decsoch.ru/temy-itogovogo-sochineniya-2017-2018/ravnodushie-i-otzyvchivost.html

Ссылка на основную публикацию