Анализ стихотворения «невыразимое» (в. жуковский)

«Невыразимое» Жуковского: краткий анализ, основные идеи произведения

Существуют ли в мире вещи, правильно высказаться о которых не может даже мастер слова – поэт? Всему ли есть названия в человеческом языке? Именно на эти вопросы и отвечает В. Жуковский в своем произведении «Невыразимое».

«Невыразимое» Жуковского относится к позднему периоду его творчества. И здесь читатель имеет возможность наблюдать не духовные искания юной души, преувеличивающей отрицательные стороны жизни, а вполне осознанный ход мысли зрелого человека. Написано произведение было в 1819 году.

«Невыразимое» Жуковского представляет собой одно из философских размышлений поэта-романтика об удивительном совершенстве природы, а также об ограниченности возможностей человеческого искусства. Жанр данного произведения, который обозначил сам поэт – «отрывок». В действительности стихотворение относится к элегии.

Однако определение поэта говорит не только о том, что авторская мысль в нем не была завершена, но и о наличии комплексных смысловых ассоциаций в произведении.

«Невыразимое» Жуковского начинается с риторического вопроса:

Что наш язык земной перед дивною природой?

После этого лирический герой начинает разворачивать обозначенный вопрос перед своими читателями:

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Затем следует мысль о том, насколько художник оказывается ограничен в своем стремлении передать всю красоту природы. Это показано в отрывке из «Невыразимого» Жуковского:

Обратите внимание

Едва-едва одну ее чертуС усилием поймать удастся вдохновенью…Но льзя ли в мертвое живое передать?Кто мог создание в словах пересоздать?Невыразимое подвластно ль выраженью?..Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный часВечернего земли преображенья,Когда душа смятенная полнаПророчеством великого виденьяИ в беспредельное унесена,Спирается в груди болезненное чувство,Хотим прекрасное в полете удержать,Ненареченному хотим названье дать —И обессиленно безмолвствует искусство?

Вслед за этими словами раскрывается душа художника, являющаяся единственным хранилищем непосредственных впечатлений, живых переживаний. «Святые таинства, лишь сердце знает вас».

Художник при помощи своего таланта может только внешне обозначить то или иное явление, однако не способен передать внутренней его сути. Здесь сравнительно с ранним творчеством поэта возникают трагические ноты.

Феномен «двоемирия» в произведении

В данном произведении отражается понимание мира, присущее романтизму. Оно выражается посредством феномена «двоемирия»: окружающий мир остается недоступным для человеческого понимания.

За внешними явлениями природы, которые представляются вполне понятными, в действительности скрыта таинственная суть. Постижение ее и является смыслом поэтического искусства. Однако этот процесс требует серьезных душевных усилий, и не каждому человеку оказывается по силам.

Именно это понимание удивительного мира природы и лежит в основе философского стихотворения Жуковского «Невыразимое».

Лирический герой совершенно естественным образом приходит к выводу:

Все необъятное в единый вздох теснится,И лишь молчание понятно говорит

То, что невозможно выразить при помощи слов, является в жизни более значимым, нежели высказывания о самом себе. Ведь именно это и питает душу поэта самыми светлыми чувствами, делая его жизнь светлее и счастливее. В некоторой степени Жуковский в своем произведении предвосхищает идею Тютчева:

Мысль изреченная есть ложь

Однако главное в стихотворении Жуковского – это главенствующее положение духовности в жизни человека, стремления осмыслить все то прекрасное, что приносит жизнь, бережно относиться к миру природы.

Средства художественной выразительности

В произведении «Невыразимое» Жуковского используются следующие средства художественной выразительности: во-первых, это риторические вопросы, инверсии, размышления вслух.

Также в стихотворении можно найти и эпитеты: «дивною природою», «блестящей красоты». Есть в произведении и метафора: «пламень облаков», «мысль крылата». Жуковский применяет также и оксюморон.

Например, «в мертвое живое передать».

Главный образ в «Невыразимом» Жуковского – это природа. Она показана во всей ее красоте, недоступности для человеческого познания. Это и образ воды, картины морских берегов, закат. Но также читатель встречается и с лирическим героем.

В стихотворении выражено сожаление о потерянном времени, о своей молодости.

Поэт старается донести до читателя те переживания, которые испытывает сам при виде одиноко стоящей сосны, слегка припорошенной снегом, или же шагая по лужам летним дождем.

В своем стихотворении «Невыразимое» Жуковского поэт восхваляет природу, преклоняется перед ее бескрайней и величественной красотой. Пока еще не придумано таких слов, которые могли бы достойно писать таинственные и полные волшебства природные пейзажи. Поэт сокрушается по поводу того, что язык человека несовершенен, беден в эмоциональном отношении.

Василий Андреевич убежден, что люди не способны усмотреть всю красоту природы. Все, что остается человеку – это довольствоваться некоей малой частью. Невозможно составить целостную картину мира из отдельных частей, которые не связаны друг с другом. Только творческий человек может увидеть немного больше, и данное знание позволяет ему слагать стихи.

Источник: https://www.nastroy.net/post/nevyirazimoe-jukovskogo-kratkiy-analiz-osnovnyie-idei-proizvedeniya

В.А. Жуковский. Стихотворение «Невыразимое». Анализ произведения

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Время написания

Стихотворение «Невыразимое» В. А. Жуковский создает в 1819 году, напеча­тано оно было в 1827 году.<\p>

Тема<\p>

Это стихотворение — философское размышление поэта-романтика о совер­шенстве окружающего мира и ограниченных возможностях искусства — че­ловеческого языка — для передачи красоты. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский утверждает: предметом поэзии является не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний человека.<\p>

Главная мысль (идея)<\p>

Прекрасное быстротечно, но оно не умирает бесследно, а продолжает жить в душе человека, в памяти, в сердце. Лишь душа способна уловить «присутствие создателя в созданье». Поэт считает, что постичь «идеальную» суть вещей, кра­соту и гармонию Творения, замысел Творца земным зрением невозможно. Для этого постижения нужно обладать особым восприятием мира, творческим про­зрением — «видеть сердцем».<\p>

Поэтика<\p>

Важно

Жанр произведения — отрывок. Жуковский придумывает новый жанр: это стихотворение не является отрывком какого-либо текста — это «отрывок, фраг­мент» жизни, в которой нет ни начала, ни конца. Автор как бы застает и пы­тается запечатлеть миг жизни, которая и дальше будет длиться, уходя в беско­нечность. Создавая это произведение, поэт не подчиняется никаким жанровым и стилистическим канонам, передавая поток своих мыслей и чувств.<\p>

Стихотворение написано вольным ямбом, с точки зрения строфики оно не­упорядоченно.<\p>

Стихотворение открывается риторическим вопросом: «Что наш язык земной перед дивною природой?»<\p>

Затем этот вопрос раскрывается полнее, уточняется и возникает картина гар­монического мира, который окружает человека:<\p>

С какой небрежною и легкою свободой<\p>

Она рассыпала повсюду красоту<\p>

И разновидное с единством согласила!<\p>

Поэт высказывает мысль об ограниченных возможностях художника «пре­красное в полете удержать»:<\p>

Едва, едва одну ее черту<\p>

С усилием поймать удастся вдохновенью…<\p>

И снова звучат риторические вопросы, которые задают тон стихотворению, создают напряжение поиска ответов на них:<\p>

Но льзя ли в мертвое живое передать?<\p>

Невыразимое подвластно ль выраженью?<\p>

Ответом на эти вопросы оказываются рассуждения поэта: душа художника — единственное хранилище непосредственных впечатлений и живых чувств: «Свя­тые таинства, лишь сердце знает вас». В то же время мастерство, дар, данные художнику, могут лишь обозначить явления («что видимо очам»), но не могут передать его глубинной сути («Сей внемлемый одной душой обворожающего глас»).<\p>

Несоответствие действительности, видимой глазами, божественному идеалу ощущается как разлад в душе художника. Лирический герой стихотворения чувствует собственное бессилие, невозможность выразить в произведении свои чувства, впечатления, ассоциации, воспоминания, порожденные прекрасной картиной. Лексика произведения романтическая, приподнятая, с включением архаических слов форм.<\p>

Для создания образа недостижимого романтического идеала в стихотворении поэт использует разнообразные средства художественной выразительности:<\p>

—  эпитеты («небрежною и легкою свободой», «дрожанье вод блестящих», «в пожаре пышного заката», «святая молодость»);<\p>

—   метафоры («Она рассыпала повсюду красоту», «Легко их ловит мысль крылата»);<\p>

—   олицетворения («И обессиленно безмолвствует искусство!»);<\p>

—   инверсии («Вечернего земли преображенья»);<\p>

—  неточные анафоры («Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов…»);<\p>

—  риторические вопросы («Невыразимое подвластно ли выраженью?»).<\p>

В стихотворении присутствует аллитерация («легко их ловит мысль крылата»).<\p>

Совет

Развитие сюжета в произведении движет антитеза. В последней части сти­хотворения контраст усиливается: видимая очами и улавливаемая мыслью кар­тина («дрожанье вод блестящих», «пламень облаков по небу тихому летящих», «картины берегов в пожаре пышного заката») обретает свои словесные очерта­ния: «И есть слова для их блестящей красоты». Однако таких слов не суще­ствует для того, чтобы передать «жизнь сердца», выразить всю непостижимость душевных движений человека.<\p>

Стихотворение заканчивается словами: «И лишь молчанье внятно говорит…», что подтверждает идею «невыразимости» жизни души человека.<\p><\p>

  ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p> <\p>

Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3890-v-a-zhukovskij-stikhotvorenie-nevyrazimoe-analiz-proizvedeniya

Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 8, 9 класс

В.А. Жуковский писал свои произведения в направлении романтизма. Оно основывается на двоемирии, в котором реальная жизнь противопоставляется идеальному миру, постичь который стремится лирический герой. Значимым стихотворением в цикле романтических произведений является элегия “Невыразимое”

Жуковский написал его в 1819 году. В нем отразилось искание поэта всего чудного в мире обыденных вещей. Сам автор определял жанр произведения как отрывок. Это отражало идею автора невозможности разрешить такой сложный философский вопрос, как правильно отразить то, что творится в душе. Однако, несмотря на жанр, это стихотворение является законченным.

В строчках элегии Жуковский показал свои поиски на множество важных вопросов. Они остаются без ответов и при этом нанизываются друг на друга, дополняя и обогащая главный: “Что наш язык земной пред дивною природой?”. Все метафоры построены по принципу противопоставления.

В стихотворении представлен пейзаж. Однако природа не играет основной роли в поэзии Жуковского. Пейзажная лирика не существует отдельно от внутреннего мира лирического героя. Окружающая среда отражает его душевное состояние.

Наблюдая за красотой происходящего вокруг, герой окунается в тайну бытия. И при этом его мучает, а можно ли высказать все то, что происходит на сердце, когда взгляд падает на прекрасную природу.

Читайте также:  Образ матери в поэме ахматовой «реквием»

Возможно ли в полной мере описать все те ощущения, которые возникают в душе.

Чтобы отобразить “невыразимое”, автор использует в своём стихотворении символы. Знаки приоткрывают завесу над миром чувств и тайн души. Поэтому нельзя понимать слова в элегии буквально. Строки произведения богато украшены эмоциональными эпитетами, которые передают оттенки настроения лирического героя.

“Невыразимое” было первым произведением данной тематики в русской литературе. Жуковский поднял проблему невыразимости человеческой души. Спустя годы этой идеей вдохновятся другие поэты, которые также постараются объяснить поэтический язык и отразить свой внутренний мир.

Анализ стихотворения Невыразимое Жуковского

Ярким примером того, что поэт чаще всего выбирал это направление стало стихотворение “Невыразимое”.

В данном произведении поэт очень подробно рассуждает о бытие с философской точки зрения. Для того, чтобы сделать данное произведение более ярким, красочным и запоминающимся автор создает в нем необычное сочетание слов. Это сразу же привлекает к себе внимание и не остается не замеченным.

Главным литературным приемом в данном произведении стала аллегория. Этот прием автор использует для того, чтобы выразить свои чувства от увиденного им.

Обратите внимание

Так же в стихотворении ему удалось сравнить невероятный русский язык с природой. Благодаря этому он смог подчеркнуть её величие и богатство.

Василий Андреевич очень тщательно подбирал каждое слово, так как понимал, что красоту природы очень сложно передать банальными фразами и словами.

В произведении чувствуется сожаление автора о том, что природе невозможно открыться в полной мере, показав всю свою красоту. А так же о том, что люди незаслуженно относятся к природе с пренебрежением, используя её как свою собственность и не считая себя её частью.

Стихотворение получилось очень красочным и запоминающимся благодаря и другим литературным приемам, таким как метафоры, эпитеты, красочные прилагательные.

Перекрестная рифма позволила данному стихотворению превратиться в мелодичное и лаконичное произведение.

Так же нельзя не сказать о патриотизме, который присутствовал в Василие Андреевиче, ведь то с какой любовью он описывал природу родины просто нельзя не заметить.

В заключении хотелось бы сказать, что читая такие произведения каждый человек должен всё же осознать что он одно целое с природой, а по сути её небольшая часть.

Поэтому человек не вправе вмешиваться в жизнь природы, разрушая её, и пользуясь ей, как неисчерпаемым богатством.

Важно

В противном случае, природа может очень грубо ответить на действия человека, просто перестав даровать человеку все богатства и дары. Берегите природу, и тогда она будет отвечать вам взаимностью.

Кстати нужно отметить, что читая такие произведения у человека кардинально меняется представление обо всем, что его окружает.

8, 9 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Есенина Песнь о собаке
    «Песнь о собаке». Казалось бы, это название смешно, но стихотворение само ни грамма не смешное. Оно о жестокости людей и беззащитности животных перед ними. Стихотворение начинается невинной картиной: собака ощенила семерых щенят.
  • Анализ стихотворения Пушкина Деревня 6, 9 класс
    1819 год. Александру Пушкину 20 лет. Он молод и полон жажды справедливости. Ему претят чванство и изнеженность высших особ, тупость и бюрократизм чиновников. До 1825 года еще 6 лет, декабристы еще не вышли на площадь.
  • Анализ стихотворения Гиппиус Все кругом
    Элегия «Все кругом» сочинена в 1904 году. Выучив историю той поры происходящей в России, я узнала, что особого ничего не произошло, помимо основания Русско-японской войны. Например, словно поэзия Гиппиус историческая,
  • Анализ стихотворения Некрасова Сеятелям
    В девятнадцатом веке с образованием было плохо. Это сейчас каждый умеет читать и писать, а тогда народ был безграмотен. В его душе не пробуждались всходы духовности, а церковь не всегда справлялась со своими обязанностями. Постоянные
  • Анализ стихотворения Гумилева Две розы
    Натура Николая Гумилева дает понять, что он был достаточно романтичным человеком. Невзирая на периоды неразделенной любви, душевных ран и опустошений, поэт смог насладиться жизнью, в каких бы проявлениях она перед ним не предстала.

Источник: https://analiz-stihov.ru/zhukovskij/nevyirazimoe-8-9-klass

Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского В.А

История создания. Начиная с первой элегии Жуковского «Сельское кладбище» (1802) поэт обращается к совершенно новому для русской литературы направлению — романтизму.

В его последующих произведениях постепенно складываются основные черты лирики этого направления, в которых определяются ее основные темы, мотивы и образы, возникает новый поэтический язык и особая романтическая философия. Она связана с идеей двоемирия, состоящей в противопоставлении реальности и мечты, идеала; обыденного и чудесного, таинственного.

Итогом этих творческих исканий явились стихотворения зрелого периода, созданные в 1819-1824 гг. Они стали своеобразным манифестом русской романтической поэзии. Одним из наиболее значимых среди них явилось стихотворение «Невыразимое», написанное летом 1819 года.

Жанр и композиция. Поэт определяет жанр своего стихотворения как отрывок.

Это указывает на неразре-шенность тех вечных вопросов, которые лежат в основе данного философского стихотворения. Тем не менее композиционно это произведение является вполне законченным. Начало его представляет собой философский вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Основная часть стихотворения — .

развитие заявленной темы и попытка найти ответ на поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контрасте.

Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое — живое («Но льзя ли в мертвое живое передать?»); искусство — природа («Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?»); слово — создание («Кто мог создание в словах пересоздать?»); доступное выражению -— невыразимое («…Ненареченному хотим названье дать — и обессилено безмолвствует искусство?»). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: «…И лишь молчание понятно говорит».

Тематика и проблематика. Стихотворение может быть отнесено гю своей тематике к пейзажной лирике, но никогда природа в стихах Жуковского не существует сама по себе. Как отмечал еще В.Г. Белинский, у Жуковского «романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца».

Пейзаж в данном стихотворении не только глубоко субъективен и лиричен, но несет важнейшую философскую нагрузку. Созерцая красоту природы, поэт пытается проникнуть в тайны мироздания: «.,.Сие присутствие Создателя в созданье» — вот то главное, что интересует лирического героя стихотворения.

Именно с этим связана основная проблема: возможно ли выразить словами ту тайну, ощущение которой смутно рождается при созерцании прекрасной природы:

Сии картины берегов  В пожаре пышного заката — Сии столь яркие черты — И есть слова для их блестящей красоты. Но то, что слито с сей блестящей красотою, Сие столь смутное, волнующее нас…

Какой для них язык?

Так поэт выходит на основную тему стихотворения, которая связана с размышлениями о поэзии и поэтпе, его творчестве и взаимоотношении с мирозданием.

Идея и пафос. Известный литературовед Г.А.

Гуковский в книге «Пушкин и русские романтики» так определяет идею стихотворения «Невыразимое»: «Основная мысль стихотворения в том, что объективный мир природы не есть нечто подлинное, а что искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом»1. Действительно, Жуковский не только стал первооткрывателем лирического пейзажа в русской поэзии. Именно он начинает тему «невыразимости» с помощью слов той тайны мира, которую стремится разгадать поэт-романтик. Она получит дальнейшее развитие в русской литературе, и каждый поэт по-своему попытается решить эту проблему. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский так определяет задачу поэзии:

Хотим прекрасное в полете удержать, 
Ненареченному хотим названье дать…

Поэт уверен, что красота природы может быть изображена с помощью слов; «И есть слова для их блестящей красоты». Но остается неразрешенным главный вопрос: «Невыразимое подвластно ль выраженью?,.» Поэт пытается найти подходящие слова, но это возможно лишь тогда, когда он находится в особом состоянии:

Когда душа сметенная полна  Пророчеством великого виденья  И в беспредельное унесена — Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать…

Лирический герой стихотворения утверждает: «Святые таинства, лишь сердце знает вас». Именно поэту-романтику иногда удается в порыве вдохновения, которое рождается от соприкосновения с прекрасной природой, приоткрыть таинственную завесу над невыразимым: «Едва-едва одну ее черту с усилием поймать удастся вдохновенью.,.» Вот почему пафос стихотворения возвышенный, романтический. Он соответствует той высокой миссии поэта, которая заявлена в этом стихотворении.

Художественное своеобразие. Жуковский ищет новый язык, способный выразить «невыразимое». Это язык символов, то есть слов-знаков, за которыми скрывается тайна мира иного, Вот почему многие слова у него утрачивают свое прямое значение.

Совет

Так, например, эпитет тихий, связанный со словом небо («сей пламень облаков, по небу тихому летящих»), обозначает чувство лирического героя и утрачивает свое прямое значение — «негромкий».

Зачастую такого рода эмоциональные эпитеты становятся знаками эмоций и чувств, приобретая функцию существительных: «Хотим прекрасное в полете удержать, ненареченному хотим названье дать…».

Ту же функцию несут метафоры и олицетворениях «Сие дрожанье вод блестящих, сии картины берегов в пожаре пышного заката…». Именно потому развернутые сравнения часто производят неясное впечатление, их смысл затемнен:

Читайте также:  Огэ: аргументы к сочинению 15.3 «что такое неуверенность в себе?»

Сей миновавшего привет (Как прилетевшее внезапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),.,.

Все эти средства художественной выразительности призваны создавать особое музыкальное звучание, как и использование анафоры (строчки, начинающиеся со слова сие, сии, сей, сея). Этому же способствует и несколько замедленный, певучий ритм, насыщенность вопросительными и восклицательными интонациями. Давно замечено, что поэтический язык Жуковского очень музыкален — ведь романтики считали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне мира, буквально услышать ее и почувствовать. Такого мелодизма стиха до Жуковского русская поэзия еще не знала.

Значение произведения. Стихотворение «Невыразимое» — программное, оно стало одной из первых развернутых поэтических деклараций Жуковского, в которых определяется его поэтическое кредо.

Оно не только насыщено романтической образностью, но и выражает основные черты романтической философии поэта. Вместе с другими произведениями зрелого периода это стихотворение вводило в сознание русских читателей новые образы и символы, создавало язык русской романтической поэзии.

Именно в нем со всей отчетливостью была поставлена проблема «невыразимости», то есть поиска адекватного поэтического языка. «Невыразимое» Жуковского предваряет тютчевское «Silentium».

В русской поэзии этой теме посвятили свои стихотворения многие романтики XIX века, такие, как Лермонтов, Фет, каждый из которых предложил свое оригинальное ее видение, а в дальнейшем ее разрабатывали поэты-символисты серебряного века.

Источник: https://libaid.ru/katalog/zh/zhukovskij-vasilij/3500-analiz-stikhotvoreniya-nevyrazimoe-zhukovskogo-v-a

«Невыразимое» В. Жуковский

«Невыразимое» (Отрывок) Василий Жуковский

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, —
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолствует исскуство?
Что видимо очам — сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе? душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснятся,

И лишь молчание понятно говорит.

Василий Жуковский по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Именно благодаря ему в русско2й литературе появилось это исконно европейское литературное направление, обладающее особым очарованием и простотой. В духе романтизма Жуковским создано множество произведений, одним из которых является элегия «Невыразимое», написанная летом 1819 года.

Обратите внимание

Ранее поэт уже неоднократно прибегал к жанру элегии, считая, что он наиболее точно подходит для выражения самых сокровенных мыслей.

Поэт в своих литературных произведениях нередко предавался философским рассуждениям, с помощью которых пытался добраться до сути мироздания.

Но даже этот блистательный поэт, которому была оказана часть стать учителем и чтецом при императорском дворе, честно признавался, что порой не в силах подобрать нужные слова, чтобы рассказать о том, что именно он видит.

Подобное несовершенство русского языка – основной лейтмотив стихотворения «Невыразимое», в котором поэт задается вопросом: «Что наш язык земной пред дивною природой?». Автор не перестает удивляться, «с какой небрежною и легкою свободой она рассыпала повсюду красоту», но нет в мире таких слов, чтобы поведать об этом окружающим.

Более того, Жуковский убежден, что люди видят лишь небольшую часть той роскоши и красоты, которую дарит им окружающий мир.

Какие-то отдельные черты и образы, не позволяющие получить полную картину мироздания, все же заставляют особо поэтические натуры слагать стихи и восхвалять то немного, что им удалось увидеть и постичь.

«Едва-едва одну ее черту с усилием поймать удастся вдохновенью», — отмечает поэт, сожалея о том, что сама природа не сумела наделить людей возможностью замечать то, насколько она прекрасна и совершенна в своей чистоте.

«Святые таинства, лишь сердце знает вас», — отмечает поэт, подчеркивая, что душа каждого человека распахнута настежь и готовя впустить в себя очарование полей и лесов, рек и озер. Но это совсем не означает, что разум готов откликнуться на душевные порывы и преобразить их в слова, достойные увиденного.

Чаще и вовсе бывает все наоборот, и человек, когда-то восхищавшийся, глядя на «пламень облаков, по небу тихому летящих», теперь проходит мимо этого прекрасного явления, даже не поднимая головы. У него свои проблемы и невзгоды, его сердце молчит, а разум занят решением насущных проблем. Поэтому душа наполняется скорбью и суетой, а не возвышенными чувствами, которые дарит каждому из нас окружающий мир, не требуя ничего взамен.

К сожалению, человек устроен таким образом, что начинает ценить то, что имел, лишь после того, как это теряет. Жуковский к таким невозвратным потерям относит собственную молодость, которая прошла не в суетливом Петербурге, а тихом сельском имении Тульской губернии, где родился и вырос поэт.

Именно так он открыл для себя удивительный мир родной природы, научился черпать в ней вдохновение и чувствовать ту красоту, которой так щедры луга и поля, зеленые рощи и заснеженные равнины. Эти ощущения поэт смог не только запомнить и сохранить в своем сердце, но и пронести сквозь всю жизнь, улавливая «дуновенье от луга родины» даже среди городской суеты.

Но даже обладая столь чутким и открытым сердцем, а также огромным литературным даром, поэт все же признается, что не готов взять на себя миссию донести до людей все то, что они испытывает при виде одинокой березки или же теплого летнего дождя.

«Все необъятное в единый вздох теснится, и лишь молчание понятно говорит», — убежден Жуковский, считая, что нет таких слов, которые бы позволили ему выразить чувства.

Источник: https://pishi-stihi.ru/nevyrazimoe-zhukovskij.html

Василий Жуковский – Невыразимое: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Отрывок

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, —
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолвствует искусство?
Что видимо очам — сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского

Летом 1819 года Василий Андреевич Жуковский в своей переписке с Анной Зонтаг упоминал о том, что ему трудно возвращаться к своей поэзии. Однако, примерно в это время появилось одно из его наиболее известных творений – элегия «Невыразимое». Первым произведение услышал Василий Перовский, выразивший свое восхищение стихотворением.

Примечание. В это время Василий Жуковский был просветителем при дворе и наставником Александра ІІ. В силу своей деятельности, которая требовала от поэта умелых рассуждений и разъяснений, Василий Андреевич проявил себя в философской лирике.

Существует мнение, что история появления этой элегии переплетается с посланием Жуковского императрице «Подробный отчет о луне». Поэт признавался, что «Отчет…» был написан на заказ и без вдохновения. Возможно это и стало поводом для размышлений Василия Жуковского над своим творчеством, которые были отражены в «Невыразимом».

Жанр

Произведение написано в жанре элегии. Автор рассуждает о сути мировоздания. В плавных и размеренных рассуждениях поэта чувствуются грустные мотивы. Стихотворение написано четырех- и шестистопным ямбом с использованием всех видов рифмовки: параллельной, кольцевой и перекрестной. В произведении представлена женская и мужская рифмовка.

Тема

Элегия – монолог лирического героя. Автор рассуждает о необыкновенности и красоте природы. Она свободна и способности ее неограниченны. Природа имеет свойства проявлять красоту и вносить гармонию. Но никому неподвластно познать ее создателя.

Читайте также:  Рецензия на книгу «капитанская дочка»

Постепенно в своих строках поэт переходит к мыслям об искусстве. Жуковский уверен, что, даже с вдохновением, тяжело передать все прелести и необыкновенность природы. Словами передать все невозможно, но познать ее шансы есть, если научиться видеть сердцем.

Важно

Жуковский говорит, что описать внешний вид словами реально, но выразить те чувства, которые испытываются во время соития с природой, он неспособен, хотя бы потому, что каждой душой это воспринимается по-своему.

В заключительных строках автор говорит об ощущении создателя в природе. Выразить это словами нереально, ловить присутствие создателя нужно лично в тишине.

Композиция

Формально композиция представлена целостным текстом, не поделенным строфами. Создано произведение в виде лирического монолога. Смыслом стихотворение поделено на 2 части:

  • первая часть — герой рассказывает о святости окружающего мира;
  • вторая часть — раздумывает об искусстве.

Средства выразительности

Стараясь раскрыть образ природы, Василием Жуковским были использованы такие средства выразительности:

  • метафоры – «но льзя ли в мертвое живое передать», «она рассыпала повсюду красоту», «святые таинства, лишь сердце знает вас»;
  • эпитеты – «душа смятенная», «болезненное чувство», «дивная природа», «небо тихое»;
  • сравнение – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)»;
  • парономазия – «Невыразимое подвластно ль выраженью?»

Читать стих поэта Василий Жуковский — Невыразимое на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/vasilij-zhukovskij-nevyrazimoe/

Что наш язык земной перед дивною природой (Невыразимое) · Жуковский · анализ стихотворения

Что наш язык земной перед дивною природой?С какой небрежною и легкою свободойОна рассыпала повсюду красоту

№4 И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?Едва, едва одну ее чертуС усилием поймоть удастся вдохновенью…

№8 Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?Невыразимое подвластно ль выраженью?..Святые таинства, лишь сердце знает вас.

№12 Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья —Когда душа сметенная полнаПророчеством великого виденья

№16 И в беспредельное унесена —

Спирается в груди болезненное чувство,Хотим прекрасное в полете удержать,Ненареченному хотим названье дать —

№20 И обессиленно безмолствует искусство!

Что видимо очам — сей пламень облаков,По небу тихому летящих,Сие дрожанье вод блестящих,

№24 Сии картины берегов

В пожаре пышного заката —Сии столь яркие черты —Легко их ловит мысль крылата,

№28 И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, слито с сей блестящей красотою —Сие столь смутное, волнующее нас,Сей внемлемый одной душою

№32 Обворожающего глас,

Сие к далекому стремленье,Сей миновавшего привет(Как прилетевшее незапно дуновенье)

№36 (От луга родины, где был когда-то цвет)

(Святая молодость, где жило упованье),Сие шепнувшее душе воспоминаньеО милом радостном и скорбном старины,

№40 Сия сходящая святыня с вышины,

Совет

Сие присутствие создателя в созданье —Какой для них язык?.. Гор«е душа летит,Все необъятное в единый вздох теснится,

№44 И лишь молчание понятно говорит.

Chto nash yazyk zemnoy pered divnoyu prirodoy?S kakoy nebrezhnoyu i legkoyu svobodoyOna rassypala povsyudu krasotuI raznovidnoye s yedinstvom soglasila!No gde, kakaya kist yee izobrazila?Yedva, yedva odnu yee chertuS usiliyem poymot udastsya vdokhnovenyu…No lzya li v mertvoye zhivoye peredat?Kto mog sozdaniye v slovakh peresozdat?Nevyrazimoye podvlastno l vyrazhenyu?..

Svyatye tainstva, lish serdtse znayet vas.

Ne chasto li v velichestvenny chasVechernego zemli preobrazhenya —Kogda dusha smetennaya polnaProrochestvom velikogo videnyaI v bespredelnoye unesena —Spirayetsya v grudi boleznennoye chuvstvo,Khotim prekrasnoye v polete uderzhat,Nenarechennomu khotim nazvanye dat —I obessilenno bezmolstvuyet iskusstvo!Chto vidimo ocham — sey plamen oblakov,Po nebu tikhomu letyashchikh,Siye drozhanye vod blestyashchikh,Sii kartiny beregovV pozhare pyshnogo zakata —Sii stol yarkiye cherty —Legko ikh lovit mysl krylata,I yest slova dlya ikh blestyashchey krasoty.No to, slito s sey blestyashchey krasotoyu —Siye stol smutnoye, volnuyushcheye nas,Sey vnemlemy odnoy dushoyuObvorozhayushchego glas,Siye k dalekomu stremlenye,Sey minovavshego privet(Kak priletevsheye nezapno dunovenye)(Ot luga rodiny, gde byl kogda-to tsvet)(Svyataya molodost, gde zhilo upovanye),Siye shepnuvsheye dushe vospominanyeO milom radostnom i skorbnom stariny,Sia skhodyashchaya svyatynya s vyshiny,Siye prisutstviye sozdatelya v sozdanye —Kakoy dlya nikh yazyk?.. Gor«ye dusha letit,Vse neobyatnoye v yediny vzdokh tesnitsya,

I lish molchaniye ponyatno govorit.

Nevyrazimoye

Xnj yfi zpsr ptvyjq gthtl lbdyj/ ghbhjljq?C rfrjq yt,ht;yj/ b kturj/ cdj,jljqJyf hfccsgfkf gjdc/le rhfcjneB hfpyjdblyjt c tlbycndjv cjukfcbkf!Yj ult, rfrfz rbcnm tt bpj,hfpbkf?Tldf, tldf jlye tt xthneC ecbkbtv gjqvjnm elfcncz dlj[yjdtym////Yj kmpz kb d vthndjt ;bdjt gthtlfnm?Rnj vju cjplfybt d ckjdf[ gthtcjplfnm?Ytdshfpbvjt gjldkfcnyj km dshf;tym/?//Cdznst nfbycndf, kbim cthlwt pyftn dfc/Yt xfcnj kb d dtkbxtcndtyysq xfcDtxthytuj ptvkb ghtj,hf;tymz —Rjulf leif cvtntyyfz gjkyfGhjhjxtcndjv dtkbrjuj dbltymzB d ,tcghtltkmyjt eytctyf —Cgbhftncz d uhelb ,jktpytyyjt xedcndj,[jnbv ghtrhfcyjt d gjktnt elth;fnm,Ytyfhtxtyyjve [jnbv yfpdfymt lfnm —B j,tccbktyyj ,tpvjkcndetn bcreccndj!Xnj dblbvj jxfv — ctq gkfvtym j,kfrjd,Gj yt,e nb[jve ktnzob[,Cbt lhj;fymt djl ,ktcnzob[,Cbb rfhnbys ,thtujdD gj;fht gsiyjuj pfrfnf —Cbb cnjkm zhrbt xthns —Kturj b[ kjdbn vsckm rhskfnf,B tcnm ckjdf lkz b[ ,ktcnzotq rhfcjns/Yj nj, ckbnj c ctq ,ktcnzotq rhfcjnj/ —Cbt cnjkm cvenyjt, djkye/ott yfc,Ctq dytvktvsq jlyjq leij/J,djhj;f/otuj ukfc,Cbt r lfktrjve cnhtvktymt,Ctq vbyjdfdituj ghbdtn(Rfr ghbktntditt ytpfgyj leyjdtymt)(Jn keuf hjlbys, ult ,sk rjulf-nj wdtn)(Cdznfz vjkjljcnm, ult ;bkj egjdfymt),Cbt itgyeditt leit djcgjvbyfymtJ vbkjv hfljcnyjv b crjh,yjv cnfhbys,Cbz c[jlzofz cdznsyz c dsibys,Cbt ghbcencndbt cjplfntkz d cjplfymt —Rfrjq lkz yb[ zpsr?// Ujh«t leif ktnbn,Dct ytj,]znyjt d tlbysq dplj[ ntcybncz,

B kbim vjkxfybt gjyznyj ujdjhbn/

Ytdshfpbvjt

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

1 468<\p>
1 245<\p>
216
159
67
66
44
1
69,0 %
3,46
9,4 %

Размер: шестистопный ямб

Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге

природой-свободой-красоту-согласила смешанная

Семантическое ядро

сей 12 5,56 %
блестеть 3 1,39 %
душа 3 1,39 %
красота 3 1,39 %
едва 2 0,93 %
лететь 2 0,93 %
лишь 2 0,93 %
один 2 0,93 %
создание 2 0,93 %
столь 2 0,93 %

Источник: https://yebanko.ru/analiz/zhukovsky/prirodoy

В.А. Жуковский «Невыразимое»: анализ стихотворения

Основоположником русского романтизма считают Жуковского. Он одним из первых начал работу над произведениями в данном направлении. В духе романтизма писатель создает и свое знаменитое стихотворение Невыразимое, чей анализ рассмотрим ниже.<\p>

Невыразимое: краткий анализ

Познакомившись со стихотворением Невыразимое, мы замечаем философские рассуждения поэта, который пытается понять насколько точно можно передать словами красоту окружающей природы.

Устами лирического героя, поэт пытается ответить на вопрос, можно ли словом передать красоту природы, и предлагает порассуждать над данной темой читателю. Согласно мнению писателя, словами не всегда удастся выразить настоящую красоту, которая поражает своей многогранностью.

Жуковский удивляется насколько легко удается природе свободно и небрежно рассыпать красоту. Вот только людям не дано ее увидеть до конца, а тем более передать ее словами. Бывает, что кто-то из поэтических натур заприметит прекрасное, и тут же пытается выразить ее словами.

Но разве можно создание пересоздать? Первозданность природы может увидеть только сердце. Только душа человека открыта для того, чтобы впустить очарование окружающего мира, да только разум редко отзывается на душевные порывы.

Проблемы и невзгоды закрывают разум для красоты и тогда сердце молчит, а душа наполняется скорбью. Слова мертвы, и не способны передать всю прелесть природы. Разве невыразимое возможно выразить? Оказывается можно, но все необъятное и невыразимое, что теснится в едином вздохе, и ту красоту, может передать лишь молчание.

Идея и образы

Обращаясь к идее стихотворения Невыразимое, мы видим лишь одно желание поэта. Он хочет донести до читателя невозможность достойно описать волшебство природных пейзажей, ведь достойных слов еще не придумали. Поэт сообщает нам о несовершенстве человеческого языка, который очень беден в эмоциональном плане.

Да и обычные люди не способны узреть всю красоту, и лишь поэту дана возможность узреть чуть больше в минуты, когда душа полна пророческого виденья. Да и тогда сокровенные и переполняющие чувства невозможно выразить до самого донышка. И тогда становится понятно, насколько значимым может быть молчание. Только в молчаливом созерцании дано человеку в полном объеме насладиться природой.

И в этом заключается идея и главная мысль стихотворения Невыразимое.

Жанр и эпитеты

Если говорить о жанре, то сам писатель определяет его, как отрывок, указывая на неразрешенность извечных вопросов, хотя по сюжетной линии и композиции это вполне завершенное произведение.

В целом философское повествование является элегией, где Жуковский, раскрывая тему человека и природы, тему искусства, поэта и поэзии, рассказывает о своих переживаниях, эмоциях, и видении данной проблемы.

А чтобы точнее передать свои мысли и идею, писатель прибегает к таким художественным средствам, как эпитеты. К тому же мы видим здесь и риторические вопросы, и инверсию, и метафоры, и размышления вслух.

Лирический герой

В стихотворении Невыразимое лирический герой противопоставляется природе. Мы видим смятение автора, замечаем его отчаяние оттого, что лирический герой не может подобрать подходящие выражения, чтобы изложить мысли.

Он переполнен чувствами от увиденной красоты, но слов подобрать не может и поэтому лирический герой переживает внутренний конфликт.

<\p>

Природа же в стихотворении предстает величественной и непревзойденной, способной вызвать восторг у каждого.

История создания

Свое знаменитое стихотворение Непознанное Жуковский написал в 1819 году. В это время он служит просветителем при дворе и является наставником Александра Второго.

Многие исследователи считают, что толчком к написанию элегии Невыразимое послужил приказ императрицы, которая потребовала от Жуковского подробный отчет о луне.

Этот отчет на заказ создавался без души и вдохновения, заставив поэта впоследствии рассуждать над творческим процессом в целом. Эти мысли и породили в себе идею написания элегии Невыразимое.

Источник: https://sochinyshka.ru/v-a-zhukovskij-nevyrazimoe-analiz-stixotvoreniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]